Правительство утвердило инструкцию по длительному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва. Освежение запасов госрезерва гражданской обороны мобилизационного резерва»

Федеральным органам исполнительной власти, входящим в систему мобилизационного резерва, отводится строго регламентированные роль и место. Федеральные органы исполнительной власти (Минздравсоцразвития России, Минобороны России, Минтранс России, Управление делами Президента Российской Федерации), которым соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации установлены мобилизационные задания, определяют номенклатуру, объемы и сроки накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве, согласовывают ее с Минэкономразвития России, Росрезервом и своими приказами утверждают номенклатуру, объемы и сроки накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве, а выписки из приказов доводят до Исполнителей 3 мобилизационного плана экономики Российской Федерации. Исполнители после получения выписки из приказа отрабатывают ведомость материальных ценностей, подлежащих накоплению в мобилизационном резерве в специфицированном виде (приложение 4 №15,форма №5) и направляют ее соответствующему окружному управлению Росрезерва в ведении которого они находятся. Медицинские центры мобилизационных резервов «Резерв» органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации указанную ведомость отрабатывают как за субъект Российской Федерации в целом, так и по каждому складу (подробно по медимуществу эта процедура изложена ниже).

Ежегодно Федеральные органы исполнительной власти производят расчеты потребности в финансовых средствах, необходимых для выполнения работ по накоплению, освежению и хранению материальных ценностей в мобилизационном резерве на планируемый год и направляют соответствующие заявки в Росрезерв. Учитывая специфику ведомственной подчиненности здравоохранения склады медицинских центров мобилизационных резервов «Резерв» органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации ежегодно при проведении инвентаризации материальных ценностей мобилизационного резерва по состоянию на 1 октября отрабатывают и направляют своему медицинскому центру мобилизационных резервов «Резерв» заявку в потребности в финансовых средствах на выполнение работ по накоплению, освежению и хранению материальных ценностей в мобилизационном резерве. Медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв» обобщенную заявку, завизированную руководителем органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, направляет Росздраву, который курирует вопросы работы с мобрезервов в субъектах Российской Федерации. Указанная заявка Росздраву направляется и предприятиями по производству медицинских иммунобиологических препаратов. Федеральные государственные учреждения науки и федеральные государственные учреждения здравоохранения заявку направляют Роспотребнадзору. Росздрав и Роспотребнадзор анализируют полученные заявки и обобщенные заявки направляют в Минздравсоцразвития России.

Росрезерв обобщает заявки федеральных органов исполнительной власти в потребности в финансовых средствах и обобщенную заявку направляет в Минэкономразвития России.

Минэкономразвития России анализирует полученные заявки потребности в финансовых средствах федеральных органов исполнительной власти и обобщенную заявку направляет в Минфин России. Доводит Росрезерву выделенные после рассмотрения заявки Минфином России лимиты и контролирует их целевое использование.

Росрезерв распределяет полученные по заявке лимиты финансовых средств по подведомственным окружным управлениям, контролирует заключение договоров на

Органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, федеральные государственные учреждения науки и здравоохранения, предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов, медицинские склады военных округов и флотов, управления делами Президента Российской Федерации, ОАО Российские железные дороги. использование выделенных лимитов, их выполнение и использование по предназначению выделенных финансовых средств.

Мобилизационный резерв является федеральным запасом материальных ценностей, находящимся в исключительном ведении Правительства Российской Федерации, не подлежит приватизации, продаже в составе имущества предприятий-должников, не подлежит использованию в качестве залога и используется в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном материальном резерве». Запасы мобилизационного резерва независимо от места их размещения являются федеральной собственностью. Они накапливаются в мирное время учреждениями, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности - Исполнителями мобилизационного плана экономики Российской Федерации в соответствии с установленными им мобилизационными заданиями.

Мобилизационный резерв формируется в целях развертывания специальных формирований и учреждений, создаваемых в установленном порядке для выполнения задач военного времени, медицинской помощи населению и личному составу войск, а также защиты населения в условиях применения современных средств поражения, ликвидации вспышек инфекционных заболеваний.

Формирование, хранение и обслуживание мобилизационного резерва осуществляется в соответствии Положением о мобилизационном резерве (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.1997 г. №570-27).

Прошу дать разъяснения по учету операций, а также по начислению НДС по этим операциям(с примерами из судебной практики и разъяснениями налоговых органов).

В рамках исполнения гос контракта предприятие производит освежение материальных ценностей мобилизационного резерва путем одновременной закладки и выпуска материальных ценностей из мобилизационного резерва. Операция освежения материальных ценностей осуществляется на основании первичных документов (акты на закладку и выпуск МТЦ) в которых выделен НДС.

При освежении имущества госрезерва организации – ответственные хранители:



– принимают на хранение вновь приобретенное имущество госрезерва.

Такой порядок следует из положений ст. 2, п.4 статьи 11, п.2 статьи 13 ФЗ-79 от 29.12.94 г. № 79-ФЗ.

Документальное оформление товарообменной операции зависит от вида ТМЦ, которые организация реализует Росрезерву, а также от целей дальнейшего использования приобретенных ТМЦ.

Организация может использовать как унифицированные формы, так и самостоятельно разработанные документы. Если организация использует унифицированные формы документов, то поступление ТМЦ, приобретаемых организацией у Росрезерва, документируется на основании представленной Росрезервом накладной по форме №ТОРГ-12. Если организация планирует использовать приобретенные ТМЦ в качестве материалов, составьте приходный ордер по форме №М-4. Если же организация намерена продавать данные ТМЦ, составьте акт о приемке товаров по форме №ТОРГ-1.

При реализации ТМЦ организация должна составить документы по форме №М-15, ТОРГ-12, №М-15 (в зависимости от дальнейшего использования) или самостоятельно разработанные формы, утвержденные в учетной политике)

По вопросу отражения в бухучете

Для целей бухучета отношения, возникающие при освежении имущества госрезерва между организацией – ответственным хранителем и Росрезервом, квалифицируются как товарообменная операция (письмо Минфина России от 17 февраля 2010 г. №03-07-11/30). При этом каждая из сторон признается продавцом ТМЦ, которые она обязуется передать, и покупателем ТМЦ, которые она обязуется принять в обмен (п.1, 2 ст. 567 ГК РФ). В бухучете приобретение организацией ТМЦ, выпущенных из госрезерва (снятых с забалансового учета), отражается аналогично поступлению ТМЦ по возмездному договору купли-продажи. При этом в зависимости от того, как планируется использовать данные ТМЦ, они приходуются в составе материалов или товаров с отражением на соответствующих счетах бухучета.

Дебет 10 (41) Кредит 60– отражено приобретение ТМЦ, снятых с хранения по фактической себестоимости.

Поскольку по своей сути освежение имущества госрезерва является товарообменной операцией, определите фактическую себестоимость имущества, принятого на учет, как стоимость активов, переданных взамен без учета НДС (п.10 ПБУ 5/01 и п.67 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.01 №119н).

Реализацию товаров (готовой продукции) Росрезерву отражайте следующими проводками:

Дебет 90-2 Кредит 41 (43)– списана стоимость реализованных товаров (готовой продукции);

Дебет 62 Кредит 90-1– отражена реализация товаров (готовой продукции) (на дату перехода права собственности);

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»– начислен НДС с реализации товаров (готовой продукции).

Так как денежные расчеты между организацией и Росрезервом не проводятся, возникающие в учете задолженности погашаются зачетом взаимных требований (ст. 410 ГК РФ):

Дебет 60 Кредит 62– отражено прекращение встречного обязательства по оплате ТМЦ зачетом взаимных требований.

Оставшаяся после взаимозачета задолженность Росрезерва является безнадежной и подлежит списанию в соответствии с п.77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Акт инвентаризации по форме №ИНВ-17 и бухгалтерская справка служат документами, на основании которых руководитель организации издает приказ о списании дебиторской задолженности.

Списание безнадежной дебиторской задолженности отразите проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 62– списана на прочие расходы безнадежная дебиторская задолженность.

По вопросу налогообложения

Для целей налогообложения освежение госрезерва представляет собой товарообменную операцию, в результате которой организация:

– реализует Росрезерву аналогичное имущество, которое закладывается в госрезерв.

При расчете налога на прибыль выручка от реализации ТМЦ Росрезерву признается доходом от реализации. Дату получения дохода определяйте в зависимости от выбранного метода учета: при методе начисления - на дату перехода права собственности на ТМЦ; при кассовом методе - на дату проведения зачета взаимных требований. Стоимость ТМЦ, полученных организацией от Росрезерва, определяется исходя из цены их приобретения. То есть стоимость ТМЦ, приобретенных организацией в ходе товарообменной операции, будет равна стоимости ТМЦ, переданных взамен.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль выручку от реализации можно уменьшить на сумму произведенных расходов. В отличие от бухучета в налоговом учете безнадежная задолженность Росрезерва не образуется: для целей налогового учета стоимость ТМЦ, снятых с хранения и поступивших в собственность организации, равна стоимости ТМЦ, передаваемых взамен.. Поэтому при списании задолженности Росрезерва в бухучете возникнет постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство:

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»– отражено постоянное налоговое обязательство.

Передача ТМЦ в рамках освежения госрезерва признается реализацией и облагается НДС. Поэтому при поставке имущества в госрезерв организация должна начислить НДС. Соответственно, входной НДС по товарам, приобретенным для передачи Росрезерву, она вправе принять к вычету при соблюдении всех условий (письмо Минфина от 27.07.12 №03-03-06/4/81). При приобретении имущества, выводимого из госрезерва, организация выступает налоговым агентом. База для начисления НДС организацией в качестве налогового агента будет равна выручке Росрезерва, определенной исходя из рыночной стоимости ТМЦ, реализованных Росрезервом. Сумму НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, определяйте по расчетной ставке.

Организация должна начислить налог к уплате в бюджет в день оплаты приобретаемых товаров. Так как денежные расчеты при освежении имущества госрезерва отсутствуют, днем оплаты будет дата погашения задолженности перед Росрезервом (дата проведения взаимозачета). При исполнении обязанностей налоговых агентов по НДС организации должны составлять (выставлять) счета-фактуры. Сумму НДС, начисленную (удержанную) в том или ином налоговом периоде (квартале), организация – налоговый агент должна перечислять в бюджет ежемесячно равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом. Уплаченную сумму НДС можно принять к вычету (Минфина России от 1.04.16 №03-07-11/18406, от 27.07.12 №03-03-06/4/81, от 20.12.10 №03-07-07/79).

Операции, связанные с начислением НДС при освежении имущества госрезерва и перечислением в бюджет, в бухучете отражаются следующими проводками:

Дебет 19 Кредит 60– учтен НДС со стоимости ТМЦ, приобретенных у Росрезерва;

Дебет 60 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»– удержан НДС налоговым агентом;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51– перечислен в бюджет НДС, удержанный налоговым агентом.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19– передача ТМЦ, принадлежащих организации, Росрезерву взамен полученных признается реализацией.

Как отразить в бухучете и при налогообложении освежение имущества госрезерва

Понятие освежения имущества

При освежении имущества госрезерва организации – ответственные хранители:*

– снимают с хранения товарно-материальные ценности (ТМЦ), ранее принятые на хранение при их выпуске, приобретая их в собственность;
– передают в собственность Росрезерву равное количество аналогичных ТМЦ для освежения госрезерва;
– принимают на хранение вновь приобретенное имущество госрезерва .

Такой порядок следует из положений , статьи 11, пункта 2 статьи 13 Закона от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ.

Документальное оформление

Документальное оформление товарообменной операции зависит от вида ТМЦ, которые организация реализует Росрезерву, а также от целей дальнейшего использования приобретенных ТМЦ.

Если организация использует унифицированные формы документов, то поступление ТМЦ, приобретаемых организацией у Росрезерва, документируется на основании представленной Росрезервом накладной по форме № ТОРГ-12 .

Если организация планирует использовать приобретенные ТМЦ в качестве материалов, составьте приходный ордер по форме № М-4 . Если же организация намерена продавать данные ТМЦ, составьте акт о приемке товаров по форме № ТОРГ-1 .

При реализации ТМЦ организация должна составить:
– накладную на отпуск материалов на сторону по форме № М-15 – при реализации материалов;
– товарную накладную по форме № ТОРГ-12 – при реализации товаров;
– форму № М-15 (форму № ТОРГ-12 или самостоятельно разработанную форму, утвержденную в учетной политике) – при реализации готовой продукции*.

Бухучет

Для целей бухучета отношения, возникающие при освежении имущества госрезерва между организацией – ответственным хранителем и Росрезервом, квалифицируются как товарообменная операция (письмо Минфина России от 17 февраля 2010 г. № 03-07-11/30). Эта операция включает в себя*:

– реализацию принадлежащих организации ТМЦ в собственность Росрезерву (закладка на новое хранение);
– приобретение у Росрезерва в собственность ТМЦ, снятых с хранения и возвращенных Росрезерву.

При этом каждая из сторон признается продавцом ТМЦ , которые она обязуется передать, и покупателем ТМЦ , которые она обязуется принять в обмен. Это следует из положений пунктов и статьи 567 Гражданского кодекса РФ. Право собственности на обмениваемые ТМЦ переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств по передаче встречных ТМЦ обеими сторонами ().

В бухучете приобретение организацией ТМЦ, выпущенных из госрезерва (снятых с забалансового учета), отражается аналогично поступлению ТМЦ по возмездному договору купли-продажи. При этом в зависимости от того, как планируется использовать данные ТМЦ, они приходуются в составе материалов или товаров с отражением на соответствующих счетах бухучета.*

Фактическая себестоимость

ТМЦ, поступившие в организацию, отражаются в бухучете по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01).*

Дебет 10 (41) Кредит 60
– отражено приобретение ТМЦ, снятых с хранения.

Ситуация: как в бухучете определить фактическую себестоимость ТМЦ, полученных организацией в результате освежения госрезерва

Поскольку по своей сути освежение имущества госрезерва является товарообменной операцией, определите фактическую себестоимость имущества, принятого на учет, как стоимость активов, переданных взамен (без учета НДС). Об этом сказано в пункте 10 ПБУ 5/01 и пункте 67 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н .

Пример определения в бухучете фактической себестоимости ТМЦ, полученных организацией в результате освежения госрезерва*

В октябре ООО «Альфа» провело освежение имущества госрезерва. Из резерва выпущено 10 000 тонн пшеницы. Такое же количество пшеницы нового урожая приобретено «Альфой» у ООО «Торговая фирма "Гермес"» и реализовано Росрезерву.

Стоимость 1 тонны пшеницы, реализованной Росрезерву, согласно данным бухучета «Альфы» составляет 4800 руб. Следовательно, фактическая себестоимость пшеницы, выпущенной из госрезерва и приобретенной в результате освежения, также будет составлять 4800 руб. за тонну.

Торговая организация

Если освежение производит торговая организация (производственная организация, реализующая готовую продукцию), доходы и расходы, связанные с реализацией, включайте в состав доходов и расходов по обычным видам деятельности (абз. 6 п. 7 ПБУ 9/99).

Реализацию товаров (готовой продукции) Росрезерву отражайте следующими проводками:*

Дебет 90-2 Кредит 41 (43)
– списана стоимость реализованных товаров (готовой продукции);

Дебет 90-2 Кредит 23 (20, 60...)
списаны расходы, связанные с реализацией товаров (готовой продукции);

Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена реализация товаров (готовой продукции) (на дату перехода права собственности);

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС с реализации товаров (готовой продукции).

Выручка от реализации товаров (готовой продукции) определяется аналогично выручке от реализации материалов .

Стоимость реализованных в результате товарообменной операции товаров (готовой продукции) зависит от закрепленного в учетной политике организации выбранного метода их оценки. Подробнее об этом см*.:

  • Как списать стоимость реализуемых покупных товаров методом ФИФО ;
  • Как списать стоимость реализуемых покупных товаров по средней стоимости ;
  • Как списать стоимость реализуемых покупных товаров по стоимости единицы товара .

Взаимозачет

Так как денежные расчеты между организацией и Росрезервом не проводятся, возникающие в учете задолженности погашаются зачетом взаимных требований (). Причем зачет может быть произведен только на меньшую сумму – в размере задолженности организации-хранителя.

В бухучете взаимозачет по операциям с Росрезервом отражается проводкой*:

Дебет 60 Кредит 62
отражено прекращение встречного обязательства по оплате ТМЦ зачетом взаимных требований.

Оставшаяся после взаимозачета задолженность Росрезерва является безнадежной и подлежит списанию в соответствии с пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Акт инвентаризации по форме № ИНВ-17 и бухгалтерская справка служат документами, на основании которых руководитель организации издает приказ о списании дебиторской задолженности.

Списание безнадежной дебиторской задолженности отразите проводкой*:

Дебет 91-2 Кредит 62
– списана на прочие расходы безнадежная дебиторская задолженность.

Пример отражения в бухучете операций, связанных с освежением госрезерва*

На основании решения Росрезерва ООО «Альфа» должно произвести освежение пшеницы в количестве 10 000 тонн, числящейся у организации на ответственном хранении, по стоимости 3500 руб./т.
Для освежения госрезерва «Альфа» реализует Росрезерву 10 000 тонн собственной пшеницы, числящейся у организации на балансе по стоимости 4800 руб./т. Реализация зерна облагается НДС по ставке 10 процентов (подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ).

Операции, связанные с освежением имущества госрезерва, отражены в бухучете «Альфы» следующими записями:

Кредит 002

Дебет 10 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60


Дебет 62 Кредит 91-1

Дебет 91-2 Кредит 10


Дебет 60 Кредит 62

Дебет 91-2 Кредит 62

ОСНО: налог на прибыль

Для целей налогообложения освежение госрезерва представляет собой товарообменную операцию, в результате которой организация:*
– приобретает у Росрезерва имущество, которое ранее находилось у нее на хранении и которое выводится из госрезерва;
– реализует Росрезерву аналогичное имущество, которое закладывается в госрезерв.

Стоимость ТМЦ, полученных организацией от Росрезерва, определяется исходя из цены их приобретения (п. 2 ст. 254 НК РФ). То есть стоимость ТМЦ, приобретенных организацией в ходе товарообменной операции, будет равна стоимости ТМЦ, переданных взамен.

Пример определения стоимости ТМЦ, приобретенных организацией в результате освежения госрезерва, в налоговом учете*

В октябре ООО «Альфа» провело освежение имущества госрезерва. Из резерва выпущено 10 000 тонн пшеницы, взамен передано 10 000 тонн пшеницы нового урожая. Стоимость пшеницы нового урожая, реализуемой Росрезерву, по данным учета «Альфы», равна 4800 руб./т (без НДС), следовательно, стоимость приобретаемой пшеницы, снятой с хранения, будет равна также 4800 руб./т (без НДС).

При определении налоговой базы по налогу на прибыль выручку от реализации можно уменьшить на сумму произведенных расходов. Подробнее об этом см.:*

  • Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении реализацию материалов ;
  • Как учесть при расчете налога на прибыль доходы и расходы от реализации покупных товаров ;
  • Как учесть при расчете налога на прибыль доходы и расходы от реализации произведенной продукции (работ, услуг) .

В отличие от бухучета в налоговом учете безнадежная задолженность Росрезерва не образуется: для целей налогового учета стоимость ТМЦ, снятых с хранения и поступивших в собственность организации, равна стоимости ТМЦ, передаваемых организацией взамен . Поэтому при списании задолженности Росрезерва в бухучете возникнет постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (п. и ПБУ 18/02). Его начисление отразите проводкой*:


– отражено постоянное налоговое обязательство.

Пример возникновения постоянного налогового обязательства в учете организации при освежении госрезерва*

В октябре ООО «Альфа» провело освежение имущества госрезерва – пшеницы.

Из резерва выпущено 10 000 тонн пшеницы стоимостью 35 000 000 руб. Для освежения госрезерва «Альфа» реализует Росрезерву 10 000 тонн собственной пшеницы нового урожая, числящейся у организации на балансе по стоимости 48 000 000 руб.

Операции по освежению резерва в бухучете «Альфы» отражены следующими проводками:

Кредит 002
– 35 000 000 руб. – снята с хранения пшеница, ранее заложенная в госрезерв;

Дебет 10 Кредит 60
– 48 000 000 руб. – оприходована пшеница, снятая с хранения и приобретенная у Росрезерва по стоимости пшеницы, переданной взамен;

Дебет 19 Кредит 60
– 4 800 000 руб. (48 000 000 руб. ? 110 ? 10/110) – отражен НДС, подлежащий удержанию со стоимости имущества казны;

Дебет 60 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 4 800 000 руб. – удержан НДС налоговым агентом;

Дебет 62 Кредит 91-1
– 52 800 000 руб. – отражена реализация пшеницы для освежения имущества госрезерва, стоимость которой равна стоимости переданной Росрезерву пшеницы, увеличенной на сумму НДС;

Дебет 91-2 Кредит 10
– 48 000 000 руб. – списана стоимость реализованной пшеницы;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 4 800 000 руб. – начислен НДС со стоимости реализованной пшеницы;

Дебет 60 Кредит 62
– 48 000 000 руб. – отражен взаимозачет с Росрезервом;

Дебет 91-2 Кредит 62
– 4 800 000 руб. (52 800 000 руб. – 48 000 000 руб.) – списана безнадежная дебиторская задолженность Росрезерва.

В налоговом учете данная задолженность отсутствует, при этом возникает постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство:

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 960 000 руб. (4 800 000 руб. ? 20%) – начислено постоянное налоговое обязательство.

Ситуация: как в налоговом учете определить выручку от реализации товарно-материальных ценностей Росрезерву. Ценности реализуется в связи с освежением имущества госрезерва (в обмен на имущество, снятое с хранения)

Определите выручку как доход в натуральной форме.*

По общему правилу выручка от реализации равна сумме всех поступлений (в денежной и натуральной форме) за реализованные товары (работы, услуги, имущественные права). Об этом сказано в пункте 2 статьи 249 Налогового кодекса РФ. Таким образом, в рассматриваемой ситуации выручку от реализации ТМЦ следует определять как доход, полученный в натуральной форме. В свою очередь он определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 274 Налогового кодекса РФ исходя из цены сделки, с учетом положений статьи Налогового кодекса РФ. Учитывая, что цена сделки при освежении имущества госрезерва сторонами не устанавливается, выручку от реализации следует определять исходя из рыночной цены ТМЦ, реализуемых Росрезерву.

Пример определения выручки от реализации товарно-материальных ценностей Росрезерву. Ценности реализуются в связи с освежением имущества госрезерва (в обмен на имущество, снятое с хранения)

В октябре ООО «Альфа» провело освежение имущества госрезерва. Из резерва выпущено 10 000 тонн пшеницы. По данным забалансового учета «Альфы» стоимость данной пшеницы составляет 3500 руб./т (без НДС). Стоимость пшеницы нового урожая, передаваемой взамен, по данным учета «Альфы» составляет 4800 руб./т (без НДС). Соответственно, выручка от реализации пшеницы нового урожая Росрезерву составит (без НДС) 48 000 000 руб. (4800 руб./т? 10 000 т).

ОСНО: НДС

Передача ТМЦ в рамках освежения госрезерва признается реализацией и облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому при поставке имущества в госрезерв организация должна начислить НДС в качестве налогоплательщика . Соответственно, входной НДС по товарам, приобретенным для передачи Росрезерву, она вправе принять к вычету при соблюдении всех условий, предусмотренных Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 июля 2012 г. № 03-03-06/4/81 .*

При приобретении имущества, выводимого из госрезерва, организация выступает налоговым агентом . База для начисления НДС организацией в качестве налогового агента будет равна выручке Росрезерва, определенной исходя из рыночной стоимости ТМЦ, реализованных Росрезервом. Сумму НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, определяйте по расчетной ставке (абз. 2 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ. Так как денежные расчеты при освежении имущества госрезерва отсутствуют, днем оплаты будет дата погашения задолженности перед Росрезервом (дата проведения взаимозачета).

При исполнении обязанностей налоговых агентов по НДС организации должны составлять (выставлять) счета-фактуры. Общий порядок составления счетов-фактур установлен пунктами 5–7 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

Сумму НДС, начисленную (удержанную) в том или ином налоговом периоде (квартале), организация – налоговый агент должна перечислять в бюджет ежемесячно равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом (п. 1 ст. 174 , НК РФ).

Товарно-материальные ценности, принадлежащие Росрезерву, являются имуществом казны. Поэтому, приобретая их в ходе товарообменной операции, организация-хранитель должна исполнить обязанности налогового агента по НДС. Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 1 апреля 2016 г. № 03-07-11/18406 , от 27 июля 2012 г. № 03-03-06/4/81 , от 20 декабря 2010 г. № 03-07-07/79 .

Операции, связанные с начислением НДС при освежении имущества госрезерва и перечислением в бюджет, в бухучете отражаются следующими проводками:

Дебет 19 Кредит 60
– учтен НДС со стоимости ТМЦ, приобретенных у Росрезерва;

Дебет 60 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– удержан НДС налоговым агентом;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– перечислен в бюджет НДС, удержанный налоговым агентом.

В бухучете принятую к вычету сумму НДС отразите следующей проводкой:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– передача ТМЦ, принадлежащих организации, Росрезерву взамен полученных признается реализацией.*

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

В порядке заимствования;

В порядке разбронирования;

для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

(см. текст в предыдущей редакции)

для оказания гуманитарной помощи;

для оказания регулирующего воздействия на рынок;

для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

Для оказания государственной поддержки различным отраслям экономики, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке.

2. Выпуск из государственного резерва материальных ценностей, хранящихся в организациях, входящих в систему государственного резерва, в целях освежения запасов государственного резерва осуществляется на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом.

Освежение запасов государственного резерва может осуществляться в форме переработки материальных ценностей в продукцию, входящую в номенклатуру материальных ценностей государственного резерва, с последующей закладкой в государственный резерв.

Освежение запасов государственного резерва, находящегося у ответственных хранителей, и замена материальных ценностей государственного резерва осуществляются ответственными хранителями самостоятельно, без привлечения дополнительных бюджетных средств. Для отдельных видов материальных ценностей государственного резерва Правительством Российской Федерации может устанавливаться иной порядок освежения запасов государственного резерва и замены материальных ценностей государственного резерва.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва в порядке заимствования производится на основании акта Правительства Российской Федерации, в котором определяются получатели, сроки и условия выпуска материальных ценностей из государственного резерва, порядок и сроки их возврата.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При выдаче материальных ценностей из государственного резерва в порядке заимствования получатель (заемщик) представляет гарантийное обязательство по возврату материальных ценностей в государственный резерв.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва, кроме неснижаемого запаса, в порядке заимствования на срок не более шести месяцев и до 20 процентов объема материальных ценностей, находящихся в государственном резерве на начало текущего года, может производиться на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом. В указанном случае порядок выпуска материальных ценностей из государственного резерва, порядок их возврата, а также порядок взаиморасчетов определяются на договорной основе.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва в порядке заимствования осуществляется на основании договоров, заключенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, или его территориальным органом с получателями.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. За заимствование материальных ценностей из государственного резерва устанавливается плата. Размер этой платы определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, исходя из стоимости заимствованных из государственного резерва материальных ценностей и не может превышать размер действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва в порядке разбронирования осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации. Разбронированные материальные ценности государственного резерва до их выпуска составляют имущество казны Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется по поручению Правительства Российской Федерации, данному на основании запроса федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которые возложены функции координации работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, с последующим изданием акта Правительства Российской Федерации. Восполнение в государственном резерве запасов материальных ценностей осуществляется в установленные Правительством Российской Федерации сроки за счет их получателей или в ином порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

11. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва для оказания гуманитарной помощи осуществляется по поручению Правительства Российской Федерации с последующим изданием акта Правительства Российской Федерации.

Правительство утвердило Инструкцию по длительному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва. Соответствующее постановление подписал вице-премьер-министр Олег Панкратов.

Инструкцию определяет сроки хранения, условия хранения, порядок приемки, складирования и контроля качественного состояния материальных ценностей мобилизационного резерва, закладываемых на длительное хранение на предприятиях – ответственных хранителях Кыргызской Республики.

Основными задачами при длительном хранении материальных ценностей являются: обеспечение их качественной и количественной сохранности в течение всего периода хранения и поддержание в постоянной готовности к выдаче для использования по прямому назначению в кратчайшие сроки. Эти задачи должны осуществляться путем организации правильной приемки, складирования и хранения, а также своевременной подработки, освежения и замены материальных ценностей.

Организация длительного хранения материальных ценностей должна исходить из минимальных затрат труда и средств за счет:

Применения механизации при погрузочно-разгрузочных и внутри складских работах;

Повышение качества работ по подработке материалов, обеспечивающих увеличение сроков хранения;

Рационального использования складских площадей;

Контроля за качеством хранящихся материальных ценностей и их своевременной замены и освежения в целях предупреждения порчи, ухудшения качества, несоответствия технологии производства и утвержденной номенклатуре.

Как говорится в Инструкции, материальные ценности, предназначенные для длительного хранения, должны храниться изолированно (отдельные склады, секции, помещения, площадки или отгороженные участки в общих складах) от материалов текущего производства, в строгом соответствии с действующими правилами техники безопасности, пожарной безопасности, противопожарной охраны и санитарными нормами.

При закладке материальных ценностей, порядок хранения которых не определен инструкцией, необходимо руководствоваться правилами хранения, установленными нормативными актами. Учет, отчетность и финансирование производится в установленном порядке. За количественную и качественную сохранность материальных ценностей несут ответственность:

Руководитель предприятия;

Материально-ответственные лица.

За соответствие использования материальных ценностей целям, для которых они предназначены, ответственность несут:

Председатель постоянной технической комиссии (ПТК);

Начальник соответствующего отдела или работник, на которго возложены эти обязанности.

В свою очередь, ответственность за выделение складских помещений, навесов и оборудованных площадок, обеспечивающих надлежащие условия хранения материальных ценностей, несет руководитель предприятия.

Должностные лица, допустившие самовольное расходование материальных ценностей, закладку и хранение некачественных сырья и материалов, а также допустивших их потерю или порчу, привлекаются к ответственности, согласно законодательству Кыргызской Республики. Обязанностью каждого работника, ответственного за сохранность материальных ценностей, является знание и точное выполнение настоящей инструкции.

Вопрос: ОАО является ответственным хранителем материальных ценностей государственного резерва.

Материальные ценности государственного резерва составляют государственную казну.

Ответственный хранитель в обязательном порядке осуществляет операции по освежению и замене материальных ценностей государственного резерва.

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" освежение материальных ценностей государственного резерва, находящихся на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих их ответственное хранение, указанные субъекты производят самостоятельно без привлечения дополнительных бюджетных средств.

При приобретении материальных ценностей государственного резерва, составляющего казну Российской Федерации, в соответствии с п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уплата налога на добавленную стоимость осуществляется покупателями этих материальных ценностей, являющимися в данном случае налоговыми агентами.

Однако, при осуществлении операций по освежению и замене нефтепродуктов между ответственным хранителем и управлением Росрезерва не возникает денежных расчетов, и ответственный хранитель не имеет возможности удержать из выплачиваемых сумм НДС и произвести его уплату в бюджет.

В соответствии со статьей 24 Кодекса налоговый агент обязан перечислить в соответствующий бюджет сумму налога, удержанную в установленном порядке из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику.

В том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Кодекса.

На основании п. 3 ст. 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет покупателями - налоговыми агентами, подлежат вычетам при условии, что товары были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления операций, подлежащих налогообложению этим налогом, и при их приобретении он уплатил налог на добавленную стоимость в бюджет.

Исходя из изложенной ситуации, просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Обязан ли налоговый агент при проведении операций освежения и замены нефтепродуктов без привлечения дополнительных бюджетных средств производить удержание и перечисление НДС в бюджет со стоимости выпускаемых нефтепродуктов? Если да, то за чей счет производится уплата НДС, учитывая, что налоговый агент передает в государственный резерв равное количество нефтепродуктов, а не денежные средства?

2. Будет ли налоговый агент иметь право на вычет НДС со стоимости приобретаемых в рамках освежения и замены нефтепродуктов, если он в соответствии со ст. 24 НК РФ сообщил в налоговый орган о невозможности удержания НДС?

Ответ: В связи с письмом о порядке применения налога на добавленную стоимость при осуществлении операций по освежению и замене материальных ценностей, заложенных в государственный резерв, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в соответствии со статьей 39 Кодекса реализацией товаров признается передача права собственности на товары на возмездной основе (в том числе обмен товарами).

На основании статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" освежение запасов государственного резерва - это выпуск материальных ценностей из государственного резерва при одновременной поставке и закладке в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей, а замена материальных ценностей государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва при одновременной закладке в него равного количества аналогичных или других однотипных материальных ценностей в связи с изменением стандартов и технологии изготовления изделий. При этом выпуск материальных ценностей из государственного резерва - это реализация или безвозмездная передача материальных ценностей государственного резерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке.

Учитывая изложенное, при выпуске материальных ценностей из государственного резерва в процессе освежения или при замене материальных ценностей государственного резерва возникает объект налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Следует отметить, что в рамках освежения запасов государственного резерва или замены материальных ценностей государственного резерва осуществляется операция по реализации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющими государственную казну Российской Федерации (реализация материальных ценностей, выпускаемых из государственного резерва), при осуществлении которой налог на добавленную стоимость уплачивается налоговым агентом - покупателем указанного имущества на основании абзаца второго пункта 3 статьи 161 Кодекса, а также операция по реализации материальных ценностей, закладываемых в государственный резерв, также являющаяся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании вышеуказанного подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса. В связи с этим при освежении запасов государственного резерва или замене материальных ценностей государственного резерва организация, получающая из него материальные ценности с одновременной поставкой в государственный резерв аналогичного имущества, должна исполнять обязанности как налогового агента по налогу на добавленную стоимость, так и налогоплательщика по этому налогу.

Что касается применения налоговым агентом вычетов по налогу на добавленную стоимость, то на основании пункта 3 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет покупателями - налоговыми агентами, при условии приобретения налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, товаров (работ, услуг) для осуществления операций, подлежащих налогообложению этим налогом.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату сумм налога на добавленную стоимость налоговыми агентами, после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, одним из оснований для применения налоговым агентом вычетов по налогу на добавленную стоимость является уплата в бюджет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам).

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 февраля 2012 г. N 03-07-11/48

Обзор документа

Выпуск материальных ценностей из госрезерва - это их реализация или передача (в т. ч. безвозмездная) на определенных условиях. Освежение запасов госрезерва - это выпуск матценностей из него при одновременной поставке и закладке туда равного количества аналогичной продукции. Замена названных ценностей - выпуск материальных ценностей при одновременной закладке в него равного количества аналогичных или других однотипных материальных ценностей в связи с изменением стандартов и технологии изготовления изделий.

При выпуске материальных ценностей из госрезерва в процессе освежения или при их замене возникает объект обложения НДС.

В рамках освежения запасов госрезерва или замены его матценностей осуществляются 2 операции по реализации товаров. Первая - реализация матценностей, закладываемых в госрезерв. Вторая - реализация товаров, выпускаемых из него. При осуществлении последней из операций НДС уплачивается налоговым агентом-покупателем указанного имущества. Следовательно, при освежении запасов госрезерва организация, получающая из него материальные ценности с одновременной поставкой туда аналогичного имущества, должна исполнять обязанности как плательщика НДС, так и налогового агента.

Вычеты по НДС производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату налога агентами, после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. Таким образом, одно из оснований для применения агентом вычетов по НДС - внесение в бюджет налога по приобретенным товарам (работам, услугам).