Когда будет индексация денежного довольствия военнослужащих. Власти раскрыли расходы на первое за шесть лет повышение выплат военным Когда поднимут денежное довольствие военнослужащим в

Что и зарплаты работников бюджетной сферы, не охваченных майскими указами президента, федеральных госслужащих и парламентариев, а также судей, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета — всем им запланирована индексация по 4% в год, не проводившаяся несколько лет.

Заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин поддерживает повышение денежного содержания как военных, так и госслужащих. «Уровень жизни у нас остановился, а некоторые считают, что и упал. Возможно, до заморозки индексации зарплаты генералов выросли в десять раз, но у рядового сержантского состава мало что изменилось, с чем могут быть связаны текущие проблемы с комплектованием так называемых контрактников», — отметил он. Качество бюджетного планирования может вырасти, если экономике удастся перейти в режим ежегодной автоматической индексации зарплат. «Для этого нам предстоит притереться к фактору снижения инфляции, пока новому для нас», — считает он.

Эксперт ЦСР Илья Соколов, напротив, считает нецелесообразным одинаково индексировать содержание бюджетников и военных в условиях перехода последних на контрактную систему оплаты. «Когда-то военнослужащие получали меньше средней зарплаты по экономике, но после того как в 2010-2011 годах провели реформу армии и существенно повысили им денежное довольствие, дополнительная индексация потеряла смысл. То же касается и льготной ипотеки, которой нет у бюджетников», — говорит он.

На 2019 и 2020 годы индексация не фиксирована

Затраты на индексацию окладов военных и всех остальных были бы еще выше, если бы правительство не решило сдвинуть срок индексации в 2019 и 2020 годах на 1 октября (ближайшее повышение окладов запланировано на 1 января 2018 года).

В законе о денежном довольствии военнослужащих прописано, что их оклады подлежат ежегодной индексации с учетом инфляции в соответствии с законом о федеральном бюджете, но эта норма была приостановлена с 1 января 2014 года. Приостановка истекает 1 января 2018 года — соответственно, правительство возвращается к выполнению соответствующей нормы из закона о довольствии военных (никакого отдельного закона не нужно).

Поскольку в законе о денежном довольствии записано, что индексация проводится в соответствии с законом о бюджете, значит, в следующем году, когда правительство будет принимать новый «скользящий» бюджет на три года, цифры по индексации в 2019 и 2020 годах могут поменяться в зависимости от актуальных данных по инфляции. А прогноз роста цен вполне может измениться: например, по 2017 году Минэкономразвития теперь ожидает показатель 2,5-2,8%, хотя изначально прогнозировало 3,8%.

Военным мало

Ранее источник РБК в Госдуме и источник в Минобороны говорили, что обсуждается возможность индексации жалованья военных на более высокий уровень. На недостаточное увеличение довольствия оборонный комитет Госдумы в своем заключении на проект бюджета. Депутаты комитета подчеркивали, что за то время, пока оклады не индексировались, цены в стране выросли на 46%, стоимость минимального набора продуктов питания поднялась почти на 60%.

Для того чтобы жалованье военнослужащих не опускалось ниже средних зарплат в ведущих отраслях экономики, Минобороны в ходе подготовки проекта федерального бюджета разработало и направило в Минфин два варианта расчетов по индексации денежного довольствия военнослужащих, сообщалось в заключении оборонного комитета, но эти предложения «не нашли своего отражения» в итоговом проекте бюджета. На сколько предлагало индексировать оклады военных Минобороны, в документе не говорится.

«Профильный комитет Госдумы по обороне рассмотрит поправки ко второму чтению на заседании 9 ноября, после чего будет можно комментировать предложения Минфина», — сказал РБК глава комитета Владимир Шаманов. По его словам, внутри комитета очень сложно идут процессы согласования общей позиции. «Сложно идет процесс. У нас представлены все четыре фракции, и единого понимания пока нет», — добавил Шаманов.

Всего индексация затронет как минимум 2,7 млн человек: сейчас предельная численность Вооруженных сил в России — 1,9 млн человек (из них 1,03 млн — военнослужащие), сотрудников органов внутренних дел установлена на уровне 904 тыс. человек, сотрудников ФСИН — 225 тыс., противопожарной службы — 251 тыс. Численность Росгвардии, как говорил «Интерфаксу» ее главком Виктор Золотов, превышает 340 тыс. человек. С учетом гражданского персонала Вооруженных сил, оплата труда которого тоже будет индексироваться на 4%, количество охваченных лиц превысит 3,5 млн.

В Минфине не пояснили, каков средний размер довольствия военнослужащих и приравненных к ним категорий, переадресовав запрос в соответствующие ведомства. В январе 2016 года в интервью изданию «Красная звезда» замминистра обороны Татьяна Шевцова сообщала , что в 2015 году средний уровень довольствия военнослужащих составил 62,2 тыс. руб.

На что пойдут деньги

Больше всего из дополнительных расходов в следующие три года получат военнослужащие — 73,3 млрд руб., следует из поправок к открытой части расходов по разделу «Национальная оборона».

Порядка 6 млрд руб. предлагается направить на повышение окладов следователям МВД и СК, ведущим предварительное следствие (такие полномочия есть еще и у ФСБ), еще столько же — тем, кто занимается оперативно-служебной деятельностью в МВД и ФСИН. На повышение зарплат сотрудников Росгвардии предусмотрено 27 млрд руб. за три года, а служащих ФСИН — 20,4 млрд руб. На индексацию в подразделениях МЧС в поправках закладывается 11,4 млрд руб., в Следственном комитете — почти 8 млрд руб. Около 59 млрд руб., связанных с индексацией денежных довольствий, проходит по закрытым статьям расходов, отследить которые не представляется возможным. Увеличение расходов на содержание военнослужащих на 300 млрд руб., или 0,3% ВВП, создает риски неправильной структуры госрасходов, говорит Илья Соколов.

В отличие от Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции (председатель В.И.Пискарев) Комитет по обороне (председатель В.А.Шаманов) не согласился с предложением Правительства приостановить индексацию денежного довольствия военнослужащих в 2017 году.

Из заключения Комитета по обороне по проекту федерального закона № 15470-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов":

«В результате приостановления действия указанной нормы в 2017 году, с учетом ее бездействия в 2013, 2014, 2015 и 2016 годах, данная гарантия защиты денежного довольствия военнослужащих от обесценивания окажется не выполненной на протяжении уже пяти лет, то есть фактически за все время действия Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
По мнению Комитета по обороне, с учетом важности выполняемых военнослужащими задач и роли данной социальной категории граждан в жизни общества и государства, снижение уровня социальной защищенности военнослужащих недопустимо.
Кроме того, в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации № 4468-I) оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям военнослужащих учитываются для исчисления пенсий, назначаемых в соответствии с указанным Законом Российской Федерации.
Исходя из изложенного, реализация законопроекта приведет к дискредитации достигнутого уровня денежного довольствия военнослужащих и обострения проблемных вопросов пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы.»

Также Комитет по обороне не согласился с предложением Правительства приостановить до 1 января 2018 года индексацию размера накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - размер накопительного взноса), предусмотренного Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".

Комитет по обороне предложил повысить в 2017 году размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, и установить его равным 260,39 тыс. рублей, что превосходит аналогичный размер, установленный на 2016 год (245,88 тыс. рублей) на 5,9%.

Конечно, Комитет по обороне не всесилен и Правительство, имеющее мощный политический вес, будет отстаивать свою точку зрения. Да и в Госдуме подавляющее большинство - представители одной партии Единая Россия, которые проголосуют так, как решит руководство страны. Но этот факт, что впервые за последние годы Комитет по обороне не согласился с предложением Правительства, уже дает военному сообществу робкую надежду.

Андрей, администратор сайта "Клуб военных пенсионеров"

Одним из мероприятий по преодолению российского экономического кризиса является снижение расходов.

К расходным статьям бюджета исторически относят социальное обеспечение, пенсии, образование, здравоохранение.

Большая доля трудящихся сейчас тоже получает зарплату из «бюджета». Бюджетники вроде учителей и медиков не удивляются тому, что их интересы в правительстве не лоббируются. В отличие от других «бюджетников» - работников судов и прокуратуры, военных, полицейских. Не допустить их недовольства материальным положением - почти государственная задача.

Увеличение зарплаты военным - злободневный вопрос на данный момент. При общей тенденции последних лет на максимальное снижение всех бюджетных затрат, расходы на обеспечение военных занимают особое место.

Реформирование службы обороны страны в 2008-2011 годах привело, в частности, к повышению в три раза денежного содержания профессиональных военнослужащих. В дальнейшем законодательством предусматривалось индексировать оклады каждый год, но с 2013 года этого фактически не происходило.

За годы заморозки индексирования зарплат бюджет сэкономил около 300 млрд. рублей. За то же самое время настоящая стоимость ранее вполне конкурентных зарплат заметно снизилась. Поэтому, индексация зарплаты военнослужащим в 2017 году не просто ожидаема, но и долгожданна.

Денежное довольствие военнослужащих

Военная служба оплачивается по сложной системе. Общий размер выплат складывается из многих частей:

  • непосредственно оклад, зависящий от звания;
  • выслуга - 10-40 процентов оклада;
  • надбавки за квалификацию - 5-30 процентов;
  • надбавка за условия воинской службы - до 100 процентов;
  • за риск;
  • за физическую подготовку;
  • за знание иностранных языков;
  • за особые задания и т. д.

Фактически, общая сумма довольствия может составлять сумму нескольких окладов, если у военнослужащего достаточно выслуги. «Свежеприбывшим» военным первые года два работы придется довольствоваться почти голым окладом.

В 2016 году размер оклада рядового-контрактника с выслугой меньше двух лет составлял 10000 рублей. Если прибавить к этому все возможные в этом случае надбавки, за вычетом подоходного налога получается сумма около 17 тысяч руб.

У командиров отделения с разными званиями и стажем размер оклада - 15 тысяч рублей , но, в зависимости от стажа и квалификации, «на руки» получается в 2-3 раза большая сумма.

Командир взвода с максимальной выслугой и квалификацией имеет, в общей сложности, 58 тысяч рублей.

Восемь лет назад эти суммы на фоне средних зарплат по стране выглядели достаточно привлекательно, особенно с учетом оперативной выплаты и «военного» социального пакета. Но отсутствие в течение длительного времени обещанных правительством индексаций просто требует повышения окладов военным в 2017 году.

Кроме этого, раз в год военным полагается материальная помощь - не менее одного оклада. Плюс - премия за добросовестность и эффективность - до трех окладов.

Льготы военнослужащим

К льготам, предусмотренным законом для контрактников, относятся жилищные льготы. Военнослужащие по контракту должны обеспечиваться служебным жильем, или получать компенсацию затрат в случае его найма. Данная льгота положена военнослужащим с любой выслугой и в любом звании.

Обзавестись собственным жильем профессиональные военные могут либо с использованием жилищного сертификата, либо с помощью госпрограммы «военной ипотеки».

Повышение денежного довольствия военнослужащих в 2017 году, при общем объеме установленных им льгот, усилит давление на неблагополучный российский бюджет.

Кроме перечисленных льгот, для военных существуют и другие, например:

  • возможность получить высшее образование;
  • продовольственный паек и обеспечение необходимыми вещами;
  • расширенный список медицинского обслуживания и др.

Ожидания

В обществе постоянно циркулируют слухи и ожидания о том, каким будет повышение зарплаты военным в 2017 году. Правительство не обещает разморозки индексации зарплат до 2018 года.

Но России необходимо поддерживать имидж военной державы, а для этого нужны сильные вооруженные силы. За годы реформ было немало сделано для роста престижности военной службы. Кроме реорганизации системы профподготовки и повышения квалификации, были проведены:

  • оптимизация численности, в первую очередь, офицерского состава;
  • реорганизация военных округов;
  • реорганизация системы военного образования и военной медицины.

Эти мероприятия позволили увеличить размер денежного довольствия. Программа по обеспечению жильем нуждающихся военнослужащих довольно бойко шла в первые годы реформы, затем начала буксовать. По плану ведомства, эта программа должна была успешно финишировать еще в 2013 году. Сейчас принято решение вместо квартир выдавать очередникам единовременную денежную компенсацию.

Баталии о повышении зарплаты военнослужащим в 2017 году не прекращаются. Правительство предложило законопроект, в котором обозначен отказ от взятых ранее обязательств по ежегодному повышению содержания военных. Предполагалось исключить из принятого ранее закона формулировки об обязательной индексации на процент предполагаемой инфляции. Вместо этого планировалось ежегодно рассматривать возможность и процент повышения, но только после того, как будет сверстан первоначальный проект бюджета.

Комитет Государственной думы по обороне отказался поддержать этот законопроект. Госдума напомнила правительству о том, что на вооруженных силах лежит важная задача, и роль военнослужащих в жизни государства трудно переоценить. В условиях, когда принятый в закон о регулярной индексации так и не заработал на деле, отменить его вовсе - значит откровенно лишить социальной поддержки значимую и многочисленную категорию общества.

Все эти аргументы обещают, что

Правительство Российской Федерации постановляет:

размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

размеры окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

размеры должностных окладов и окладов по специальным званиям лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации и лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи.

2. Министерству внутренних дел Российской Федерации при пересмотре размеров пенсий гражданам, уволенным со службы в федеральных органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и членам их семей размеры месячных окладов в соответствии с ранее замещаемой должностью и присвоенным специальным званием определять с учетом пункта 1 настоящего постановления.

3. Установить, что при повышении окладов денежного содержания военнослужащих и сотрудников в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления их размеры подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.

4. Расходы, связанные с выплатой денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам в соответствии с настоящим постановлением, производятся в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

Обзор документа

С 1 января 2018 г. на 4% повышается денежное довольствие военнослужащих-контрактников и размеры окладов по воинским должностям военнослужащих-срочников.

В аналогичном размере с указанной даты будет проиндексировано денежное довольствие лиц, проходящих службу в войсках нацгвардии и имеющих специальные звания полиции, сотрудников ОВД, учреждений и органов УИС, ФПС ГПС, таможенных органов и лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи.

Указанная индексация учитывается при пересмотре размеров пенсий гражданам, уволенным со службы в федеральных органах наркоконтроля, и членам их семей.


Индексация ДД в 2017С 2013 года денежное довольствие российских военнослужащих обесценилось практически наполовину. К такому выводу пришёл Комитет Госдумы по обороне в ходе обсуждения проекта федерального бюджета.

В начале ноября Комитет по обороне подготовил заключение на проект федерального закона № 15455-7 «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», внесённый в Госдуму правительством РФ.

Как отмечают депутаты, бюджетные ассигнования по разделу «Национальная оборона» в ближайшие три года составят:
в 2017 году – 2 835 792,1 млн рублей;
в 2018 году – 2 728 307,5 млн рублей;
в 2019 году – 2 816 027,5 млн. рублей.

По отношению к объёму ВВП доля расходов на национальную оборону в 2016 году занимала 4,7%, в 2017 году запланирована в пределах 3,3%, в 2018 году – 3%, в 2019 году – 2,8%. Уменьшается доля и в общем объёме расходов федерального бюджета – с 23,7% в 2016 году до 17,6% в 2019 году.

На выплату денежного довольствия военнослужащим и сотрудников, имеющих специальные звания в 2017, 2018 и 2019 годах предусматривается ежегодно по 448,7 млрд рублей.

В соответствии с частью 9 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учётом уровня инфляции. Однако действие этой нормы ранее приостанавливалось по инициативе правительства РФ. В проекте федерального бюджета кабинет министров вновь предлагает продлить приостановление индексации денежного довольствия военнослужащих – до 1 января 2018 года.

«Таким образом, в результате приостановления действия указанной нормы Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в 2017 году, с учётом её бездействия в 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 годах, данная гарантия защиты денежного довольствия военнослужащих от обесценивания окажется не выполненной на протяжении уже пяти лет, – говорится в заключении Комитета по обороне. – Тем самым, исходя из индекса роста потребительских цен за весь период действия Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», который составил в среднем 43%, денежное довольствие военнослужащих обесценилось практически в половину, как минимум на 43%».

По мнению Комитета по обороне, с учётом важности выполняемых военнослужащими задач и роли данной социальной категории граждан в жизни общества и государства, снижение уровня социальной защищенности военнослужащих недопустимо.

Единовременная выплата военным пенсионерам

Обратили внимание депутаты и на тот факт, что в проекте закона о федеральном бюджете не была предусмотрена единовременная выплата в январе 2017 года для военных пенсионеров. Данная норма распространялась только на тех, кто получает «гражданскую» пенсию. Правда, к настоящему моменту ситуация изменилась. Как уже сообщал сайт «Мои года», президент Владимир Путин заставил правительство выдать военным пенсионерам единовременную выплату 5000 рублей.

8 ноября на заседании Совета безопасности президент вежливо обратился к правительству с просьбой выдать единовременную выплату не только гражданским, но и военным пенсионерам. Утром 9 ноября правительство оперативно, видимо отдавая дань известной всему миру вежливости, подготовило соответствующие поправки в закон «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию». Ночью готовили документы – каблуки ломали, бегая по лестницам Белого дома, чтобы успеть к утру собрать тьму процессуально необходимых согласований к поправкам.

Вечером того же дня, 9 ноября, Госдума приняла закон о единовременной выплате во втором чтении с учётом ночных поправок правительства, а 11 ноября закон был принят в третьем и окончательном чтении.

Навряд ли президент неустанно размышляет над тем, кому и сколько недоплатили его министры, а после того, как находит «недостачу», заставляет вернуть награбленное. Это только у великого Филатова «И компот не льётся в рот – сразу мысль: а как народ?».

Всё-таки разовая выплата в пять тысяч рублей – не масштаб мысли главы государства. Кто-то доложил Верховному Главнокомандующему о чиновничьей несправедливости в отношении военных пенсионеров.

Опять же, навряд ли это были служащие Министерства обороны: они уже допустили обесценивание денежного довольствия военнослужащих наполовину и недодать пять тысяч рублей – даже не мелочь. Значит, был кто-то другой. Такой же сильный, но более разумный.