Как защититься от покупки поддельного электронного полиса осаго. Привлечение посредников для заключения электронных договоров осаго создает угрозы для водителей - росгосстрах «агрегаторы не помогут решить накопившиеся проблемы осаго»

Запущенная в январе система онлайн-продаж ОСАГО может измениться — участники экспертного совета ЦБ по страхованию на заседании в пятницу обсудили допуск посредников к продажам электронных полисов. Сейчас агентам и брокерам заниматься этим запрещено. Ранее страховое лобби убедило ЦБ в том, что запрет на посредников сдержит риски мошенничества. Но теперь регулятор настаивает на том, что сайты-агрегаторы существенно повысят доступность обязательных полисов и снизят издержки страховщиков.


Как сообщил Банк России, участники экспертного совета по страхованию "отметили актуальность снятия ограничений в деятельности страховых агентов и страховых брокеров" при электронных продажах страховых продуктов. Напомним, с 1 января 2017 года закон об ОСАГО обязал страховщиков продавать на своих сайтах полисы "автогражданки". При этом закон запрещает участие любых посредников — брокеров, агентов в процессе продаж. Основанием запрета стали аргументы страховщиков о рисках мошенничества.

"Запрет на осуществление электронных продаж через страховых посредников серьезно сокращает возможности развития онлайн-страхования,— говорится в сообщении ЦБ по итогам мероприятия.— Предоставление им возможности работы в интернете, в первую очередь в качестве сайтов-агрегаторов, существенно повысит уровень доступности страховых услуг для потребителей, повысит конкуренцию и сократит издержки страховщиков". Собеседник "Ъ", знакомый с позицией ЦБ по этому вопросу, рассуждает: "При покупке авиабилетов или пребывании в гостиницах потребитель пользуется сайтами-агрегаторами, почему у него нет такой возможности в ОСАГО? Потребители должны получить максимально технологичный вариант".

Впрочем, представители страхового сообщества к быстрому допуску посредников в ОСАГО пока не готовы. "Для допуска агентов и брокеров в электронные продажи продуктов добровольного страхования следует разработать стандарты для таких посредников,— считает замглавы Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.— В части ОСАГО до конца следующего года запрет на допуск посредников стоит сохранить. Норме об обязательных продажах е-ОСАГО всего несколько месяцев, существует ряд технологических трудностей, которые надо устранить, кроме того, риски мошенничества по-прежнему высоки".

По данным РСА, с 1 января по 21 марта 2017 года заключено 627 тыс. договоров е-ОСАГО. В 2016 году, когда такие продажи были добровольными для страховщиков, число проданных таким образом полисов составило 331 тыс. В среднем за сутки автовладельцы заключают со страховщиками 7,7 тыс. договоров в электронном виде, в отдельные дни этот показатель достигает 15 тыс. Наибольшее количество договоров в электронном виде заключается в регионах, которые страховщики называют токсичными из-за большого объема убытков,— Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская области, Ставропольский край.

Страховщики уверены, что посредники уже обходят запрет на участие в электронных продажах. Утверждается, что в марте 2017 года порядка 30% электронных полисов "Росгосстраха" было куплено при помощи посредников. "Полисы либо покупаются с одного и того же IP, либо оплачиваются с одной и той же банковской карты,— цитировало ТАСС выступление вице-президента "Росгосстраха" Рената Конубраева на мероприятии по е-коммерции в ОСАГО.— Используются одинаковые телефонные номера или создаются фиктивные электронные адреса, которые используются для входа в личный кабинет. Комбинация всех этих параметров позволяет сделать предположение, что это не прямой клиент и страховая компания, а кто-то стоит между нами". По его словам, услуга оформления электронного полиса посредником стоит от 500 до 1 тыс. руб. Опасность посредников в том, что они могут отменять транзакцию по оплате — полис станет недействительным, о чем страхователь не узнает.

Отметим, что в ЦБ и на рынке уверены, что изменения в части допуска посредников к электронным страховым продажам быстро не произойдут и будут реализованы не ранее 2018 года.

Страховщики разошлись во мнении о посредниках в продаже электронного ОСАГО

Рост электронных продаж в страховании вновь поднял вопрос о необходимости допустить на этот рынок посредников - агрегаторов и брокеров. Однако внутри страхового сообщества этот вопрос вызвал настоящий раскол: голоса «за» и «против» разделились почти поровну. Банки.ру выслушал доводы обеих сторон.

При посредничестве ЦБ

Бурный рост e-ОСАГО (в 2016-м и первой половине 2017 года заключено уже более 3 млн договоров, 90% из них - в 2017-м) и в целом электронных продаж в страховании заставил регулятора снова вернуться к вопросу о допуске посредников к электронным продажам. Так, заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин на международной конференции по страхованию в июле заявил, что запреты, которые существуют сейчас в плане допуска посредников в электронные продажи, необоснованны. ЦБ планирует изменить эту ситуацию, но необходимо создавать стандарты и для посредников, отметил представитель регулятора. Как вариант контроля над посредниками Чистюхин назвал создание реестра брокеров и агентов, которые будут заниматься электронными продажами.

Напомним, что законопроект о допуске посредников и упрощении для страховщиков идентификации клиентов внесен в Госдуму еще в апреле, но пока не дошел даже до первого чтения. «Законопроектом предлагается установить возможность заключения и сопровождения договоров страхования страховыми агентами - юридическими лицами и страховыми брокерами в виде электронных документов, - говорится в пояснительной записке к документу. - При этом права потребителей страховых услуг защищены нормами о полной ответственности страховой организации за деятельность страховых посредников, действующих от ее имени во взаимоотношениях с потребителями». Внесение предложенных изменений позволит сделать страхование более доступной услугой для самого широкого круга страхователей, а взаимодействие потребителей и страховых организаций - максимально оперативным и существенно менее затратным, уверены авторы законодательной инициативы.

Всероссийский союз страховщиков в целом идею поддерживает, подчеркивая, что развитие электронных продаж - одна из стратегических задач отрасли. Однако союз страховщиков не хочет пока форсировать претворение идеи в жизнь применительно к e-ОСАГО.

Отношение участников рынка к этой идее радикально разнится. Кто-то уверен, что посредников нужно разрешить немедленно: это повысит доступность ОСАГО и конкуренцию, а также поможет бороться с мошенниками. Другие, напротив, полагают, что допуск посредников даст злоумышленникам простор для творчества и только усугубит проблемы.

Команда «против»: «С мошенниками никак не можем расхлебаться - не до посредников»

На «ринг» Банки.ру выходят представители команды, выступающей против допуска посредников на рынок продаж электронных полисов ОСАГО.

«Посредничества в электронном полисе ОСАГО пока быть не должно»

Евгений Уфимцев, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА):

Мы сейчас не поддерживаем это (посредничество при продажах е-ОСАГО), потому что система (АИС РСА. - прим. Банки.ру. ) пока подвержена технически очень большим рискам: и фишинговых атак, и мошеннических действий. Наша система не была на это рассчитана, поэтому мы сейчас планируем потратить миллиард рублей, чтобы разработать более мощную информационную систему. Примерно полтора года на это уйдет, тогда мы будем готовы, наверное, запускать и агентов, и кого-то еще. Пока существующая система может обеспечивать страховщиков и потребителей по разным запросам, но, к сожалению, массового запроса на рынке она сейчас не выдержит.

Мы не стратегически против агентов, может, в дальнейшем они будут, но не в ближайшие полтора-два года. Мы об этом заявили на экспертном совете, и Центробанк нас услышал. Посредничества в электронном полисе пока быть не должно. Пускай система заработает, мы свою систему новую разработаем, тогда готовы вернуться к этой дискуссии.

«Нас тревожит желание допустить посредников в электронное ОСАГО»

Дмитрий Маркаров, генеральный директор ОАО «Росгосстрах»:

Электронное ОСАГО позволяет мошенникам, которые специализировались по поддельным полисам, зарабатывать от всей души. Нас тревожит желание легализовать этот момент, допустить туда посредников. Тут никак не можем расхлебаться - не до посредников. Давайте сделаем хоть что-то в борьбе с мошенничеством, а уж потом будем допускать посредников.

«Разрешать посредничество в электронных продажах ОСАГО нужно, когда страховщики смогут сами определять цены»

Александр Потитов, заместитель генерального директора «Либерти Страхование»:

Разрешать посредничество в электронных продажах ОСАГО нужно позже, когда страховые компании смогут сами определять цены на основании собственной статистики и бизнес-задач.

«Активное развитие онлайн-агрегаторов в проблемных сегментах страхования кажется преждевременным»

Татьяна Кудрявцева, начальник управления андеррайтинга в ОСАГО ООО «Зетта Страхование»:

Развитие онлайн-агрегаторов как полноценных участников страхового рынка в целом положительное явление, так как способствует развитию конкуренции. И сегодня в тех сегментах страхования, где рынок сформирован и стабильно развивается, отсутствуют проблемы законодательной базы и взаимной ответственности, онлайн-сервисы становятся удобным и эффективным каналом продаж страховых полисов (например, страхование выезжающих за рубеж).

С другой стороны, деятельность онлайн-сервисов еще недостаточно урегулирована на законодательном уровне. Только недавно была предпринята попытка дать определение понятию «товарный агрегатор» (законопроект № 126869-7 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О защите прав потребителей») и закрепить ответственность электронной торговой площадки за достоверность информации. До сих пор нормативный акт не принят. Поправки к закону о контрольно-кассовой технике обязали агрегаторов выдавать фискальные чеки, но, насколько сервисы исполняют закон, неизвестно. Поэтому активное развитие онлайн-агрегаторов в проблемных сегментах страхования, особенно в ОСАГО, где и без того наиболее остро стоит вопрос достоверности предоставляемых страхователем данных, кажется преждевременным.

Но как только все проблемные вопросы будут в должной степени урегулированы законом, безусловные плюсы работы онлайн-агрегаторов, связанные с повышением доступности страховых услуг и развитием конкуренции на рынке, должны быть реализованы.

«Можно разрешить продавать электронные полисы по добровольным видам страхования»

Дарья Ермолина, директор по коммуникациям «Тинькофф Страхование»:

Агрегаторам можно разрешить продавать электронные полисы по добровольным видам страхования в рамках стандартных продуктов. При этом допускать посредников в е-ОСАГО еще рано, так как повышен риск мошенничества как для страховщиков, так и для автовладельцев.

«Агрегаторы не помогут решить накопившиеся проблемы ОСАГО»

Василий Бусаров, директор по страхованию «Интач Страхование»:

В данный момент агрегаторы и брокеры уже де-факто довольно успешно работают со страховщиками, например в страховании каско и выезжающих за рубеж.

Однако на сегодняшний день агрегаторы не помогут решить накопившиеся проблемы ОСАГО (автоюристы, мошенничество, очень высокая убыточность во многих регионах и сегментах) и не смогут сделать ОСАГО более доступным для клиента.

В целом, по нашему мнению, сейчас необходимо сосредоточиться на решении общих проблем отрасли.

Команда «за»: «Посредническую деятельность нужно срочно переводить в юридически и физически прозрачную плоскость»

У команды сторонников немедленного допуска посредников к продаже е-ОСАГО нашлись свои веские доводы.

«Мы выступаем за разрешение посреднической деятельности во всех видах страхования в онлайне»

Татьяна Пучкова, заместитель генерального директора «АльфаСтрахование» по маркетингу и развитию:

Мы выступаем за разрешение посреднической деятельности во всех видах страхования в онлайне. Это важно для потребителей, россиян и бизнеса, нас и для всего сообщества в целом. Первая причина - это прозрачность во взаимодействии. Сейчас существует теневая не регламентируемая посредническая деятельность, которую нужно срочно переводить в юридически и физически прозрачную плоскость: реестры агентов, агрегаторов, прозрачные договоры, защита интересов граждан и т. д.

Не секрет, что пока посредническая деятельность в онлайне существует только через странные договоры, которые наносят вред сообществу в целом, добавляя серости и непрозрачности в имидж страхования.

«Эта мера уже запаздывает»

Николай Тюрников , основатель мобильной платформы osaGO:

Допуск посредников не то что своевременно, эта мера уже запаздывает. Это должно решить часть проблем с ОСАГО, с доступностью полисов например. Агрегатор не будет заинтересован в ограничении продаж, так как за это он получает комиссию.

Клиенты, желающие купить ОСАГО, до сих пор сталкиваются со сложностями при покупке полиса. Предоставление агрегаторам возможности продавать полисы даст клиентам возможность оформить полис там, где они привыкли находиться, где им удобно. Чтобы снятие ограничений на продажу электронных полисов для маркетплейсов не привело к увеличению мошенничества (когда, заплатив деньги, клиент получает несуществующий полис), можно, как и в случаях с реестром официальных сайтов страховых компаний Банка России, составить реестр маркетплейсов, которые продают е-ОСАГО.

Продажа полисов онлайн - это лишь полдела. Получение действительно нового пользовательского опыта (new user experience) возможно только при полном онлайн-цикле - от покупки полиса до осуществления выплат или расторжения договора и возврата страховой премии. Вот в этом направлении в ближайшее время будут экспериментировать агрегаторы и сами страховые компании.

«Это усилит конкуренцию и пойдет на пользу рынку»

Евгений Демидов, начальник управления интернет-продаж компании «Ингосстрах»:

Нужно допускать посредников к электронным продажам прямо сейчас. Это усилит конкуренцию и пойдет на пользу рынку. Развитие сотрудничества с интернет-компаниями является важной задачей интернет-продаж «Ингосстраха».

«Процедура оформления страхового полиса должна быть такой же простой, как покупка авиабилета»

Дмитрий Жуков, руководитель направления «Страхование» Банки.ру:

Как агрегатор мы сейчас предлагаем расчет стоимости полиса ОСАГО. Запросы в финансовом супермаркете Банки.ру показывают большой спрос на эту услугу. Клиенту удобнее и проще один раз ввести все данные - свои и автомобиля - и получить готовые предложения от разных компаний. Сейчас мы вынуждены перенаправлять на сайт страховой компании, что усложняет процесс, и периодически возникают разные технические сбои. Если бы мы могли выступать агентами, клиент получал бы электронный полис выбранной компании сразу на сайте Банки.ру, ему не приходилось бы перескакивать с сайта на сайт и вводить дополнительные данные. Мы можем хранить данные, и при желании клиента смена страховщика на очередной год может происходить фактически в один клик. Мы хотим, чтобы процедура оформления страхового полиса была такой же простой и доступной, как, скажем, покупка авиабилета.

«Посредником в сделке должна выступать лицензированная брокерская организация»

Павел Озеров, заместитель CEO страхового брокера Mains Insurance :

Я поддерживаю инициативу разрешения для агрегаторов полностью оформлять страховку на электронной площадке с некоторыми ограничениями. Посредником в сделке должна выступать лицензированная брокерская организация. Это сузит круг потенциально недобросовестных участников, так как вопрос получения лицензии уже подразумевает проверки на добросовестность. Также новый план счетов позволит Банку России более детально изучать деятельность посредника и контролировать «токсичность» бизнеса. Второе условие: используемые IT-системы должны, помимо сертификации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю касательно законов о персональных данных, содержать проверку на предмет потенциального мошенничества. Алгоритм такой проверки еще предстоит разработать и утвердить в ЦБ.

Несмотря на большое количество сомневающихся, рынок уже начал де-факто готовиться к тому, что агрегаторы и брокеры вскоре придут в электронные продажи. Так, например, « Яндекс.Деньги» не так давно запустили в тестовом режиме сервис « Яндекс.Страхование» . «Пока мы отлаживаем процессы с партнерами. О подробностях и планах развития cервиса сообщим в ближайшее время, - ответили Банки.ру в пресс-службе « Яндекса» . - Что касается законопроекта, до момента окончательного принятия закона делать выводы о том, какие сервисы можно называть посредниками, преждевременно. Со своей стороны мы предоставляем клиентам услуги в соответствии с профилем нашего бизнеса и действующим законодательством».

Так, законодательством предусмотрено, что ряд министерств и ведомств, в том числе МВД и ФНС России обязаны по запросу РСА представлять информацию для включения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, известную как АИС ОСАГО или АИС РСА (). При этом взаимодействие между органами власти, РСА и его членами осуществляется с использованием СМЭВ – единой системы межведомственного электронного взаимодействия ().

Однако, как сообщил Михаил Порватов, на практике такой обмен данными до сих пор не организован, хотя РСА неоднократно направлял в ведомства заявки на доступ к их сервисам. Отсутствие взаимодействия приводит к тому, что страховщики не могут гарантировать достоверность указанных страхователями в заявлениях о заключении договора ОСАГО в электронном виде данных (отсутствие опечаток в представленных сведениях и намеренных искажений). Соответственно, невозможно обеспечить чистоту содержащихся в АИС ОСАГО сведений, поскольку их в систему вносят непосредственно страховые компании.

По каким основаниям страховщики отказывают в заключении договоров ОСАГО и правомерно ли это, узнайте из Энциклопедии решений
интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

В результате проблемы возникают у самих страхователей, в частности при определении коэффициента бонус-малус (скидки за безаварийное вождение) – именно с такими жалобами они чаще всего обращаются в Банк России. Кстати, в настоящее время расхождение данных, указанных страхователем в заявлении, и сведений, содержащихся в АИС РСА, является основанием для отказа для заключения договора ОСАГО в электронном виде (). С 1 января следующего года эта норма отменяется, но требование о необходимости проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в АИС РСА информации будет сохранено ().

Стоит отметить, что не может заключаться договор ОСАГО в электронном виде и в случае отсутствия данных о страхователе или транспортном средстве в АИС РСА (). Таким образом, не получится оформить е-ОСАГО на новые машины, а также водителям, только получившим водительское удостоверение. В обоих случаях первые полисы будут именно бумажными, а уже через год можно оформить электронные. Будет ли снято такое ограничение в дальнейшем, пока неизвестно.

С 1 января на страховщиков и РСА возлагается обязанность по обеспечению бесперебойного и непрерывного функционирования своих сайтов ( , ). Предполагается, что это поможет исключить случаи невозможности заключения договоров ОСАГО в электронном виде в связи со сбоями в работе сайтов страховщиков, которые используются в том числе как информационные системы взаимодействия страхователя, страховщика и РСА. Требования, которым должны отвечать эти сайты, предстоит определить Банку России. Проект соответствующего указания уже , и страховщики считают его положения невыполнимыми.

Так, нарушением бесперебойного функционирования сайта предлагается считать операции, длящиеся дольше двух минут, критическим нарушением – нарушение, не устраненное в течение двух часов. Кроме того, устанавливается, что суммарная длительность перерывов в работе сайте не должна превышать четыре часа в месяц. При этом страховщики и РСА должны будут не просто информировать посетителей сайта о технических проблемах, но и указывать точное время восстановления работы сайта.

Как отметил Михаил Порватов, выполнить такие требования невозможно по двум причинам. Во-первых, серьезная доработка информационных систем займет месяцы и к 1 января точно не завершится, а ее проведение обойдется каждый компании в десятки миллионов долларов, и, скорее всего, некоторые страховщики просто откажутся от деятельности по ОСАГО. Во-вторых, обеспечить абсолютную бесперебойность сайтов в Интернете в принципе невозможно, поскольку это зависит и от качества работы провайдеров, и от скорости подключения – во многих регионах она очень низкая. Поэтому РСА будет настаивать на корректировке указанного проекта – соответствующее обращение уже направлено в Банк России.

К слову, РСА планирует включить е-ОСАГО в систему " ". "Если оформление е-полиса на сайте страховщика по техническим причинам будет затруднено, клиенту предложат заключить договор по системе агента на сайте другой компании, которая определяется специальным алгоритмом в зависимости от номера ПТС транспортного средства", – цитирует слова президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и РСА Игоря Юргенса Клуб журналистов ВСС и РСА .

Перспективы развития е-ОСАГО

Экспертное сообщество не ожидает стремительного роста доли электронных полисов на рынке ОСАГО с 1 января следующего года, в том числе из-за отсутствия подключения страховщиков к СМЭВ и избыточности требований к надежности сервисов страховых компаний. Выполнение новых требований потребует существенных расходов, поэтому страховщикам выгоднее использовать традиционные каналы продаж, считает директор по страховым продуктам ООО СК "Сбербанк страхование" Владимир Новиков .

При этом введение в принципе такого канала продажи, как продажа через Интернет, эксперты поддерживают, отмечая, правда, что страховщики сами должны решать, заключать договоры ОСАГО в электронном виде или нет. В то же время они указывают, что оформлением полиса страховая услуга не оканчивается, и для страхователей более важен процесс получения страхового возмещения. В связи с этим необходимо обсудить, например, возможность осуществления страховых выплат на основании электронных документов без представления их оригиналов, считает генеральный директор АО "Тинькофф Страхование" Вадим Юрко . Президент АНО "За справедливые выплаты", глава Экспертного совета по страховому законодательству при Госдуме Александр Коваль и вовсе предлагает перевести в электронный вид практически весь процесс взаимодействия между страхователем и страховщиком и реализовать его примерно по такой схеме: получение электронного полиса – направление электронного бланка извещения о ДТП – внесение в информационную систему результатов экспертной оценки – автоматическая выплата возмещения. Разумеется, все это невозможно без обеспечения достоверности вносимых в информационные системы данных.

Отдельной темой для обсуждения может стать допуск посредников на рынок е-ОСАГО, например путем создания сервисов по сравнению услуг, позволяющих на основе данных о пользователе и автомобиле подобрать наиболее подходящее предложение страховых компаний и подать заявку на оформление полиса непосредственно на сайте посредника. Такие ресурсы избавят клиентов от необходимости мониторить сайты всех страховщиков, а страховым компаниям позволят сэкономить на разработке технологий по привлечению клиентов, уверен генеральный директор ООО "Сравни.ру" Сергей Леонидов .

К слову, и страховщики, и РСА не против допуска посредников к е-ОСАГО при условии минимизации рисков мошенничества при заключении договоров. Однако в настоящее время посредническая деятельность при заключении договоров страхования в электронном виде прямо запрещена законом (п. 5 ст. 6.1 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I " ").

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) также подтвердили, что с популяризацией е-ОСАГО страховые компании начали чаще сталкиваться со случаями предоставления недостоверных данных при оформлении полисов.

Как действуют мошенники

«Мошенники начали массово приобретать электронные полисы ОСАГО (е-ОСАГО), оформляя их на наиболее дешевые по стоимости полиса модели автомобилей с низкой мощностью и в регионе, где самые низкие коэффициенты, но указывая регистрационный номер и VIN (идентификационный номер транспортного средства) реального покупателя. В результате за полис мошенники платят, условно говоря, 1000 руб. Затем они изменяют с помощью фоторедактора данные водителя в полисе в соответствии уже с его регионом и моделью авто и продают его покупателю, условно, за 15 тыс. руб. в зависимости от региона, а разницу кладут себе в карман», — рассказал генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков.

«В отличие от бумажной формы при подаче электронного заявления у представителя страховщика отсутствует возможность оперативной проверки информации», — пояснили РБК в пресс-службе РСА. Мошенники меняют разные данные — о стаже водителя, возрасте автомобиля и т.п., чтобы добиться нужного результата, рассказал РБК официальный представитель «АльфаСтрахования» Юрий Нехайчук. «Либо меняют регион преимущественного использования на регион с минимальными коэффициентами, таким способом добиваясь снижения цены», — добавил он.

На данный момент база данных РСА, которая проверяет данные водителя, когда оформляется е-ОСАГО, не способна автоматически при оформлении электронного полиса на сайте проверять данные марки автомобиля и его регион из базы данных ГИБДД, которая содержит такую информацию, дополняет заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

Например, в таких регионах, как Крым и Чечня, самые низкие территориальные коэффициенты — 0,6, тогда как в Москве и Санкт-Петербурге они в три с лишним раза выше — 2. И если рассчитать минимальную стоимость полиса ОСАГО на сайте РСА для машины самой низкой мощности (50 л.с.), для водителя с наименьшим периодом использования ТС (три месяца), но с самым большим коэффициентом стажа (от трех лет) и возраста (от 22 лет) в Крыму или Чечне, то страховая премия будет от 617,76 до 741,24 руб. В то же время максимальная стоимость полиса для Москвы и Санкт-Петербурга по максимальным параметрам для легкового автомобиля (самая высокая мощность — 150 л.с., период пользования ТС — от десяти месяцев и больше, с самым низким стажем — до трех лет и возрастом водителя — до 22 лет) страховая премия будет от 19 768,32 до 23 719,68 руб.

При этом с таким полисом можно долго и благополучно ездить. Сотрудники ГИБДД проверяют полис формально и обращают внимание больше на его наличие, чем на действительность, поясняет юрист правового департамента HAEDS Consulting Анастасия Худякова.

Даже если сотрудник ГИБДД при проверке полиса ОСАГО пользуется базой РСА, в которой находятся данные всех полисов, он может не заметить несовпадений, говорит Игорь Иванов. «В базе высвечиваются верные данные о госномере автомобиля и номере VIN, а на несовпадение данных по региону или марке машины обычно не обращают внимания», — поясняет он.

Проблемы у владельца автомобиля возникают в случае обращении в страховую компанию после ДТП. Там и выявляют подделку, уточняет Худякова. В результате страховая отказывает в выплате, поскольку в базе РСА, несмотря на совпадение госномеров и VIN, другие данные расходятся.

Как оформляется полис е-ОСАГО

С 1 июля 2017 года вступили в силу поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, которые позволяют оформлять полисы ОСАГО в режиме онлайн на сайтах страховых компаний. Согласно порядку заключения договора ОСАГО в виде электронного документа, для этого необходимо сделать следующее:

— зайти в личный кабинет на сайте страховщика (зарегистрироваться на сайте страховщика или зайти через портал государственных услуг Российской Федерации);

— в личном кабинете заполнить заявление о заключении договора.

После заполнения заявления осуществляется проверка указанных в нем данных через автоматизированную информационную систему РСА (АИС РСА). После подтверждения соответствия представленных сведений сведениям, содержащимся в АИС РСА, либо проверки электронных копий документов страховщик отображает на сайте расчет страховой премии. После оплаты страховой премии электронный полис направляется на адрес электронной почты страхователя и размещается в его личном кабинете. Полученный электронный полис ОСАГО необходимо распечатать и иметь при себе при управлении транспортным средством. Электронный полис ОСАГО имеет такую же юридическую силу, как и страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности в офисе страховщика.

Почему мошенничество стало популярным

С начала этого года продажи полисов е-ОСАГО растут лавинообразно, об обязательности этой формы продаж для страховых компаний, рассказали РБК в пресс-службе РСА. На текущий момент доля полисов с недостоверными данными оценивается примерно в 5-10% в структуре электронных продаж ОСАГО (с начала года продано 4,7 млн полисов е-ОСАГО).​

Электронное ОСАГО вводилось для защиты от «уличных брокеров» и для удобства клиентов — чтобы автовладелец мог оформить полис, не выходя из дома. Реальность же такова, что некоторые из них плохо владеют компьютером или не хотят тратить время на заполнение полиса, говорит Игорь Иванов. «Для е-ОСАГО надо сканировать различные документы, и в среднем его заполнение может занять около часа, поэтому человек ищет альтернативный способ и обращается к «помощникам» на стороннем сайте, которые могут оказаться мошенниками», — поясняет Иванов.

«Мошенниками могут выступать в основном посредники с сайтов, которые предлагают в интернете оформить за водителя полис е-ОСАГО. И тут нельзя определить наверняка, реальный ли это посредник или выдающий себя за такого, — говорит Игорь Иванов. — Потому что е-ОСАГО само по себе не подразумевает использование кого-то еще для его оформления. На данный момент работа таких сайтов никак не урегулирована».

​Проблема с частично не совпадающими данными в проданных полисах и в базе данных РСА стала на «промышленные рельсы» из-за того, что мошенники могут на одного человека оформить сразу несколько полисов с разными госномерами и VIN-номерами и по самому низкому тарифу, говорит Михаил Волков. «Ситуация тяжелая, потому что вся эта система только внедрена на рынке. Предусмотреть все возможные проблемы, которые очень быстро находят мошенники, невозможно», — поясняет он.

К обращению к посредникам могут невольно подталкивать и сами страховые компании, многие из которых не хотят продавать электронные полисы ОСАГО в так называемых токсичных регионах, где наблюдается высокая убыточность по выплатам, о чем ранее РБК.

У клиента, который пытается по всем правилам оформить себе е-ОСАГО на машину из «токсичного» региона, могут возникать проблемы с загрузкой данных, постоянным обновлением страницы, где требуется снова и снова вводить данные, и в итоге он прибегает к помощи на стороне, говорит генеральный директор Mains Group Сергей Худяков. Мошенники, в свою очередь, указывают данные, соответствующие целевому сегменту страховой компании в регионах, где страховщику выгодно их продавать, при этом добиваясь выгодных коэффициентов для покупки самого дешевого полиса, добавляет он. «В результате они беспрепятственно покупают полис на сайте страховой компании для ничего не подозревающего клиента, а потом в компьютерных программах-редакторах меняют данные марки авто и региона и продают полис по цене для «токсичного» региона», — поясняет Худяков.

Сами автовладельцы также могут быть экономически заинтересованы в том, чтобы приобрести дешевый страховой полис, намеренно вводя неверные данные, например по территории преимущественного использования ТС, чтобы снизить размер премии, особенно в регионах, где высокие тарифы, говорит партнер FMG Group Михаил Фаткин. «Между гарантированным законом страхованием ответственности и дешевым полисом с некорректными данными водители целенаправленно выбирают дешевизну полиса и получают видимость того, что застрахованы, — для ГИБДД», — разъясняет он.​​

Как уберечься от мошенничества

В страховых компаниях говорят, что покупка полиса ОСАГО у посредника чревата обманом.

В случае разночтения сведений, содержащихся в полисе страховщика, и полисе, скорректированном с помощью фоторедактора недобросовестными посредниками, страхователь не может рассчитывать на получение страхового возмещения — основанием для отказа является соответствующее положение п. 2 ст. 6 федерального закона об ОСАГО, отметили в пресс-службе ВСК. Там также сообщили, что количество случаев отказа на этом основании «сегодня исчисляется сотнями».

В «Ингосстрахе» выявлено около 40 случаев отказа страхователю в выплате из-за несовпадения данных, сообщили в пресс-службе компании. В «Рогосстрахе» говорят о десятках жалоб в неделю. «Первые случаи обмана автовладельцев были зафиксированы нами еще весной. А уже к лету это явление приобрело массовый характер и продолжает разрастаться. Общий объем мошенничества сложно оценить, но мы уже получаем десятки жалоб в неделю — и это только от тех автовладельцев, которые уже столкнулись с последствиями владения фиктивными полисами», — заявил РБК вице-президент, руководитель департамента развития прямых продаж «Росгосстраха» Ренат Конурбаев.

Если факт подделки полиса обнаружит инспектор ГИБДД, это чревато возбуждением дела об административном нарушении по ст. 12.37 КоАП «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с минимальным штрафом 800 руб., говорит Анастасия Худякова. При обращении за выплатой в страховую компанию в случае, если выяснится, что полис поддельный, высока вероятность привлечения держателя полиса к уголовной ответственности по ст. 327 УК (подделка документов) и ст. 159.5 УК (мошенничество в сфере страхования), поясняет она.

В случае виновности в ДТП владелец поддельного полиса все равно будет вынужден компенсировать ущерб пострадавшему. Ведь он не сможет получить страховую выплату — компания не признает страховой полис из-за некорректных данных, говорит Фаткин. В данном случае пострадавший имеет право обратиться с иском в суд и через него взыскать с виновника ущерб, поясняет он. Такая практика уже существует — к ней прибегают, например, когда страхового покрытия, гарантированного полисом, не хватает для полного покрытия ущерба. В этом случае пострадавший также направляется в суд и успешно взыскивает остаток, поясняет юрист. «В случае, когда обнаружится, что страховая не выплатит вообще ничего из-за поддельного полиса, невиновный пострадавший имеет все шансы взыскать через суд у виновника ДТП с поддельным полисом средства за причиненный ущерб», — заключает юрист.


Чтобы избежать всего этого, говорят эксперты, необходимо проверить приобретенный полис по базе РСА на предмет его подлинности и соответствия внесенных в него данных действительности.

Обычно после того, как страхователь оформил полис е-ОСАГО на сайте страховой компании, данные о нем добавляются в базу РСА в течение 30 минут, говорит Юрий Нехайчук. «Проверить полностью все данные в базе с теми, что указаны в его полисе, клиент может самостоятельно на сайте РСА», — поясняет он.

Если после проверки самостоятельно введенных данных е-ОСАГО водитель обнаружил, что допустил ошибку при вводе, например в фамилии, или неправильно указал мощность машины, то он должен прийти в офис компании и написать заявление на изменение данных, после чего ему либо просто исправят ошибку в полисе, либо проведут перерасчет, добавляет Юрий Нехайчук.

Когда проверка указывает на признаки возможного мошенничества со стороны посредников или страховщика, необходимо незамедлительно обратиться в полицию с заявлением, указав, при каких обстоятельствах, где, когда и у кого был приобретен полис. Процедура это стандартная, дальше поиском мошенников будут заниматься правоохранительные органы, говорит Худякова. «При этом, приобретая электронные полисы на сторонних сайтах, можно предположить, что найти таких мошенников будет затруднительно, так как наши правоохранительные органы до сих пор не любят заниматься расследованием таких нарушений», — добавляет юрист. Фактически неизвестно, насколько активно правоохранительные органы будут расследовать данные нарушения и будут ли вообще, и поэтому сроки возмещения ущерба могут затянуться, заключает Худякова.

Если водителя обманул посредник, то в его действиях есть признаки преступления по статье «Мошенничество в сфере страхования», но для доказательства того, что водителю действительно продали поддельный полис с исправленными данными, пострадавшему необходимо будет предоставить все платежные документы, отмечает Михаил Фаткин. «Иначе доказать, что он действительно приобрел полис у конкретного лица, будет практически невозможно», — заключает он.

Где системный выход из проблемы

Ситуация может быть исправлена путем создания единой базы ГИБДД, имеющей объединенный ​интерфейс с базой РСА, считает заместитель генерального директора СК «МАКС» Виктор Алексеев. «В этом случае при оформлении полиса е-ОСАГО автоматически должен уходить запрос в базу ГИБДД за подтверждением введенных данных об автомобиле. Если имеются несовпадения, полис не оформляется», — пояснил он.

РСА направил в Банк России предложения по усовершенствованию указания «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», рассказали в пресс-службе организации (имеются в распоряжении РБК). В ЦБ не ответили на запрос РБК относительно подготовленных поправок.

Документом, в частности, предлагается дать возможность страховой компании при оформлении е-ОСАГО в случае возникновения подозрений, что клиент намеренно мог занизить коэффициенты для покупки полиса, проводить дополнительную проверку данных с использованием источников, содержащих информацию, имеющую значение для определения размера страховой премии, говорится в документе. «К таким источникам, в частности, относятся интерактивные сервисы федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации, общедоступные источники персональных данных, официальные данные заводов — изготовителей транспортных средств, при этом такая проверка осуществляется в срок не более 20 минут с момента получения ответа из АИС РСА», — поясняется в документе.

Также среди мер, которые могли бы пресечь мошенничество в е-ОСАГО, у страховой может появиться возможность расторгать в одностороннем порядке договоры, составленные с явными нарушениями. «Предоставление недостоверных данных при заключении ОСАГО должно быть основанием для одностороннего расторжения договора», — пояснили РБК в пресс-службе. Сейчас в момент продажи бумажного полиса страховщик имеет право отказать в заключении договора, при электронном — не может, только через суд, добавили там. «Наличие возможности расторгнуть такой договор в одностороннем порядке также решило бы проблему», — заключили в пресс-службе.

Приблизительно в каждом десятом проданном в 2017-м году электронном полисе ОСАГО записана информация, не соответствующая действительности. И получают её страховые компании от посредников, действующих за спиной у владельцев и стремящихся добиться снижения стоимости страховки до минимального значения.

Получившая распространение на страховом рынке мошенническая схема с электронным ОСАГО сравнительно новая, поэтому и достигает положительного результата. Она заключается в предоставлении компаниями-посредниками недостоверных сведений страховщикам, что позволяет занизить цену полиса. Предполагается, что количество таких страховок составляет 5–10% от общего количества электронных ОСАГО – или от 250 до 500 тысяч штук.

Схема мошенничества с электронными полисами

Принцип обмана:

  1. Сначала мошенники оформляют e-ОСАГО на самые выгодные по стоимости страховки транспортные средства, выбирая регионы с минимальным коэффициентом.
  2. Благодаря такой схеме, цены полисов получаются минимальными – 1–2 тысяч рублей.
  3. Бумажный полис изменить нельзя, а электронный легко. Получив полис на руки, далее мошенники используют графические редакторы, типа Adobe Photoshop и меняют указанные цифры на большую величину, зарабатывая на получившейся разнице. В полисах указываются реальные регистрационные и идентификационные номера автомобилей страхователей, которым продаются страховки.

Главной особенностью электронных полисов, отличающих их от бумажной версии, является то, что представители страховой компании не могут оперативно проверить предоставленные сведения. Изменение данных – водительского стажа, и региона регистрации на другой, с меньшим коэффициентом и суммой страховых выплат – позволяет мошенникам получить низкую цену страховки и выгодно перепродать поддельный электронный полис.

Особенности поддельной страховки

Обмануть страховщиков мошенникам помогает недоработка базы данных РСА, по которой определяется подлинность предоставляемой водителями информации. При оформлении электронного ОСАГО не происходит автоматической сверки региона регистрации и марки автомобиля с базой ГИБДД.

Так, при оформлении полиса на транспорт, зарегистрированный в Крыму или Чечне, где коэффициенты расчёта страховки минимальные (0,6), разница с московской или санкт-петербургской регистрацией будет выше более чем втрое – цифры для этих регионов равны 2,0. Получается, что регистрируя автомобиль с минимальной мощностью (от 50 л. с.) на территории Крыма, с учётом минимального использования автомобиля (3 месяца) и максимального коэффициента стажа (больше 3 лет), водитель возрастом от 22 лет платит лишь около 618–741 рубля. Для столичного региона самая высокая стоимость (производительность мотора 150 л. с., срок использования транспортного средства больше 10 месяцев, стаж до 3 лет и возраст меньше 22 лет) страховки может достигать 19,8–23,7 тысяч рублей.

Причём, даже таким фальшивым e-полисом можно пользоваться и не подозревать о подделке. Автоинспекторы редко выполняют детальную проверку полиса, ограничиваясь формальным осмотром и обращая внимание только на его наличие. Даже при попытке проверить ОСАГО по базе данных РСА с данными страховок сотрудник ГИБДД всё равно скорее всего не заметит подделки. Проверка покажет полное совпадение информации о государственном и идентификационном номере, а на регион и марку практически никогда не обращают внимания.

Проблемы с недействительным полисом

Проблема со страховым полисом возникает в тех случаях, когда водитель обращается к страховщику после ДТП. У страховой компании не возникает никаких сложностей с определением того, что электронное ОСАГО поддельное, после чего она отказывает в выплатах из-за расхождения информации в базе РСА. Ведь даже, если госномер и VIN автомобиля совпадают, другие сведения разнятся. В данном случае водителю придётся заключать новый страховой договор, а ущерб от текущей аварии оплачивать самостоятельно.

Подделка, которую обнаружил автоинспектор, тоже приводит к серьёзным последствиям. На водителя может быть заведено уголовное дело по статье 12.37 КоАП, предписывающей наказание за несоблюдение требований об ОСАГО. Минимальный размер штрафа в этом случае равен 800 руб.

Кроме наказания за поддельный полис и необходимости самостоятельно ремонтировать личное транспортное средство, автовладелец сталкивается с проблемой, которая повлечёт за собой ещё больше расходов. Если водитель оказался виноват в ДТП, ему придётся ещё и оплачивать ущерб из собственных средств. Для этого пострадавшему подает иск на виновника происшествия в суд и взыскивает с него затраты на ремонт своей машины.

Причины распространения мошенничества

Изначально предполагалось, что преимуществом электронного ОСАГО будет как раз возможность избежать мошенничества и повысить удобство оформления страховки для клиентов. На деле получилось, что даже такая упрощённая процедура слишком сложная для многих автовладельцев, которые не желают связываться со сканированием и заполнением документов. Поэтому обращаются за помощью на специализированные сайты, некоторые из которых мошеннические.

Как правило обманом занимаются посредники с интернет-ресурсов, которые предлагают оформить электронное ОСАГО за водителя. Причём, гарантированного способа отличить мошенника от реального помощника не существует.

Проблемы с несовпадением информации в электронных полисах стали ещё более серьёзными из-за возможности одновременного оформления нескольких страховок на одного автомобилиста. Каждое электронное ОСАГО оформляется по минимальным в стране тарифам, с разными государственными и VIN номерами.

Нередко пользоваться услугами посредников автомобилистов заставляют сами страховщики, не желающие продавать полисы в регионах с высокими показателями убыточности по страховым выплатам. У водителей из таких областей РФ, пытающихся самостоятельно оформить e-ОСАГО, возникают проблемы с загрузкой информации и обновлениями страниц на сайте страховщика. И делается это страховщиком намерено. Потерпев неудачу, автовладелец решает обратиться за помощью к сторонним организациям. Причём, мошенники считают своей целевой аудиторией жителей таких проблемных с точки зрения автострахования регионов, предлагая им свои услуги. Но покупают полисы в тех районах, где их выгодно продавать страховым компаниям. Для выгодной перепродажи страховки мошенникам достаточно исправить информацию на компьютере, заменив сведения о марке автомобиля и регионе.

Способы уберечься от обмана с фальшивым электронным полисом

Чтобы не попасться на удочку мошенников при покупке e-ОСАГО автомобилист должен обязательно сверить свою покупку с данными базы РСА. Как правило, информация появляется на сайте ассоциации уже через полчаса после оформления онлайн-страховки. А проверку совпадения сведений из полиса с базой пользователь может выполнить самостоятельно.

Обнаружив недостоверную информации в страховом договоре (опечаток из-за невнимательности самого страхователя), автомобилист должен обратиться к страховщику и написать заявление на корректировку данных. После этого компания исправит ошибочные сведения или проведет перерасчёт.

Если сравнение данных с базой РСА показало автомобилисту, что он стал жертвой мошенников, следует немедленно обращаться в правоохранительные органы. В заявлении указываются все обстоятельства покупки страховки, включая реквизиты мошенников. Такая процедура считается стандартной, а дальнейшими поисками составителей мошеннической схемы будет заниматься полиция.