Налоговое планирования и пути его совершенствования. Дипломная работа: Налоговый процесс и его структура Основные направления совершенствования налоговой системы России

Налоговое планирование является основой рыночных отношений всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с разными формами собственности, важность которого определена современным налоговым законодательством, предусматривающим разные налоговые режимы в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика .

Совершенствование налогового планирования на предприятии предполагает проведение таких мероприятий как: формирование налоговой стратегии, управление налоговыми рисками и организацию внутреннего налогового контроля.

Под налоговой стратегией принято понимать управление финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, которое направлено на повышение эффективности его взаимодействия с государственным механизмом налогообложения в целях законного уменьшения налоговой нагрузки, а также выявления финансовых ресурсов для их последующей капитализации .

В качестве объектов налоговой стратегии должны выступать:

Объекты налогообложения;

Процесс формирования налоговой базы;

Процедура исполнения налоговых обязательств.

Отметим, что правильно сформированная стратегия, дает возможность определять самых сильных участников цепочки, заменять и стимулировать отстающих и тем самым выделять критерии, позволяющие определять эффективные звенья и формировать эффективную цепочку. .

Налоговая стратегия включает в себя все направления работы организации и служит коммуникативным средством между руководителями и сотрудниками предприятия, налоговой службой и внешними консультантами. Эта связь необходима, во-первых, для законного уменьшения налоговой нагрузки, а во-вторых, для выявления финансовых ресурсов и в последующем для их капитализации.

Помимо формирования налоговой стратегии необходимо правильно управлять налоговыми рисками. Снижение налоговых рисков и оптимизация налогов – одна из ключевых трудностей многих налогоплательщиков. Все без исключения организации, так или иначе, стремятся к сокращению размера налоговых платежей, и лишь один критерий их отличает друг от друга – это методы достижения данной миссии.

Сущность налоговой оптимизации заключается в сокращении суммы налогов к уплате с помощью обоснованных правомерных действий налогоплательщика, которые содержат в себе абсолютное применение всех данных законодательством льгот, налоговых освобождений и т.д.

Основной задачей налоговой оптимизации считается не только лишь экономия на налоговых платежах, но и снижение налоговых рисков. А для этого следует установить основные принципы, которых необходимо придерживаться при проведении мероприятий, нацеленных на выявление, оценивание и снижение налоговых рисков. К этим основным принципам относятся :

1) принцип адекватности затрат. То есть стоимость вводимой схемы снижения рисков не может быть больше суммы возможных потерь, которые являются следствием налоговых рисков.

2) принцип юридического соответствия. Модель оптимизации налоговых рисков должна являться легитимной в отношении российского и международного законодательства.

3) принцип конфиденциальности. Допуск к данным о фактическом предназначении и последствиях проводимых операций должен быть предельно ограничен.

4) принцип подконтрольности. Снижение налоговых рисков зависит от хорошо продуманного контроля.

5) принцип допустимого сочетания формы и содержания. Этот принцип заключается в том, что когда организация, которая не имеет на балансе основных фондов и содержащие в штате только директора, оказывают и транспортные и любые другие услуги.

6) принцип нейтралитета. Оптимизацию налоговых рисков нужно осуществлять за счет своих налоговых платежей.

7) принцип диверсификации. Оптимизация бюджетных отчислений может быть подвержена воздействию разных факторов неблагоприятного характера.

8) принцип автономности. Действия по оптимизации рисков должны меньше зависеть от внешних участников.

Так как налоговая оптимизация считается лишь разновидностью налогового поведения бизнеса, то в этом случае риски при ее применении, подобны рискам налогоплательщиков, которые не используют ее.

Рисунок 1. Налоговые риски

Для того чтобы минимизировать налоговые риски, необходимо применять принципы, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2. Принципы оптимизации

Следующим необходимым мероприятием для совершенствования налогового планирования являетсяорганизация внутреннего контроля.

Система внутреннего налогового контроля – совокупность задач, принципов функционирования, организационных мер, методик и процедур, которые применяются в качестве средств для упорядоченного и эффективного контроля за правильностью исчисленных сумм налогов, исправления и предотвращения ошибок и искажений информации в налоговых регистрах и формах налоговой отчетности, а также своевременной подготовки достоверной налоговой отчетности.

В программе внутреннего налогового контроля обычно учитываются следующие контрольные процедуры:

Комплекс применяемых контрольных процедур;

Очередность и результаты их применения;

Действия, согласно результатам полученных итогов.

Основными требованиями, которые применяются к реализуемым контрольным процедурам являются:

1) результативность контрольных операций в сфере выявления и корректировки допущенных ошибок;

2) оперативность подготовки форм внутренней и внешней налоговой отчетности;

3) целесообразность при осуществлении контрольных процедур.

В условиях современной экономической действительности налоговая составляющая в системе управления организацией приобретает все большее значение, поскольку налоги оказывают значительное влияние на финансовые показатели деятельности. Таким образом, тщательно проработанная система налогового планирования является важным фактором, определяющим сохранение конкурентоспособности организации.

Список литературы:

  1. Беспалов М. В. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2013. - №24. – С. 24-28
  2. Лященко Н.А. Азбука налогового планирования предпринимательской деятельности //Управление и экономика в XXI веке. – 2015. - №1. – С. 11-17
  3. Мазий В. В. Организация бюджетной системы на предприятии//Интернет-журнал Науковедение. – 2012. - №4(13). – С. 175
  4. Миргазизов В. В. Риски налоговой оптимизации//Бухгалтерия.ру. – 2008. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.buhgalteria.ru/article/5613 (Дата обращения 18.02.2017).
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2016
  6. Подмогильная О. И. Основные подходы к формированию корпоративных маркетинговых стратегий//Международный экономический форум. [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2010/01558.htm (Дата обращения 14.02.2017).
  • 1.1. Современная концепция налогового процесса
  • 1.2. Процессуальные налоговые правоотношения
  • 1.3. Процессуальные аспекты деятельности налоговых органов в системе правового регулирования налоговых отношений

Современная концепция налогового процесса

Налоги всегда играли для государства важную роль, так как их отсутствие не может свидетельствовать в настоящее время о существовании любого политического государственного образования. Наряду с территорией, населением, органами власти и управления налоги являются базовым звеном государства. В связи с этим в условиях недостаточных экономической стабильности и экономического роста, несбалансированности функционирования административных органов власти и управления, обострения внешнеполитической обстановки из-за угрозы терроризма, существующих этно- национальных противоречий России необходимо существование целостного правового поля, укрепляющего налоговую систему страны. Налоговым проблемам, с точки зрения их правового содержания, в недалеком прошлом уделялось незначительное внимание. Не в полной мере были осмыслены и проработаны первые попытки нормативного регулирования происходящих в последние десятилетия рыночных преобразований и как следствие - развившихся налоговых правоотношений. Формирование налоговой системы Российской Федерации было недостаточно подкреплено и комплексным реформированием системы российского законодательства, собственности, судебной и правоохранительных систем, бюджетных взаимоотношений.

В настоящее время налоговое законодательство весьма активно развивается и совершенствуется. Об этом свидетельствуют частое изменение норм Налогового кодекса РФ, законодательства субъектов РФ, иных правовых нормативных актов о налогах и сборах, систематическое восполнение пробелов в сфере налогово-правовых отношений, повышение общего уровня налоговой культуры налогоплательщиков, более четкая и регламентированная работа субъектов налогового администрирования. Все более усложняется и детализируется процессуально-правовой порядок реализации налоговоправовых норм. Судебная практика по налоговым спорам, связанным с процессуальными нормами, становится все более обширной и устоявшейся.

В центре внимания находится практически любая законодательная инициатива в налоговой сфере, большим спросом пользуются научные и научно-практические издания по проблематике налогового права. Кроме того, налоговое право и налоговый процесс как учебные дисциплины включены в учебные планы практически всех юридических и экономических факультетов.

Повышенный интерес, очевидно, обусловлен значительным интересом сегодняшних студентов к специальностям, профессиональная подготовка по которым строится на базе налогового права:

  • налоговое консультирование,
  • налоговый менеджмент,
  • юрист по налоговым спорам и т.д.

Специалисты, профессионально занятые вопросами налогообложения, в совершенстве должны владеть знаниями о налоговом процессе и налоговых процессуальных порядках.

В финансово-правовой науке появляется все больше научных исследований, доказывающих существование налогового процесса как вида юридического процесса, с подразделением его на стадии, налоговые производства, процедуры, этапы процессуального порядка и т.д.

Важный этап в развитии налогового процесса в Российской Федерации связан с принятием Налогового кодекса РФ, значительную долю содержания которого составляют нормы процессуального характера.

При принятии этого акта законодатель, опираясь на принципы, свойственные другим процессуальным отраслям и институтам - отраслям уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права, а также институтам конституционного и административного процесса, известным системе российского права, сделал попытку реализовать в нормах, регулирующих налоговый процесс, принципы:

  • законности,
  • презумпции невиновности,
  • процессуального равенства сторон,
  • доступности,
  • гласности,
  • экономичности,
  • состязательности,
  • охраны интересов государства и личности.

Анализ налогового законодательства и практики свидетельствует о том, что налоговый процесс уже существует как явление и обладает как всеми общими признаками, присущими юридическому процессу, так и специальными, которые отличают его от иных процессов.

Кроме того, своевременность научно-практических исследований по налоговому процессу объясняется тем, что в современной финансово-правовой доктрине проблема налогового процесса неоднократно затрагивалась учеными, представляющими различные научные школы.

Как положительное явление в науке финансового права в целом следует рассматривать появление ряда новых работ, посвященных вопросам налогового процесса, повышенное внимание к данной проблематике.

Однако полярность мнений ученых по определению содержания понятия налогового процесса, его места в системе финансового и налогового права затрудняет дальнейшее активное развитие в одном направлении налогового процессуального права, совершенствование соответствующих норм и систематизацию законодательства. Кроме того, не определив понимания сущности и понятия налогового процесса, нельзя перейти к разработке путей и средств повышения его эффективности, исследованию воздействия налогового процесса на развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

К их числу можно отнести предмет и метод налогового процесса, субъектов налогово-процессуальных правоотношений, порядок распределения прав и обязанностей между ними. Исследование данных вопросов представляется актуальным и немаловажным, учитывая, во-первых, необходимость существования и применения процессуальных форм, с помощью которых реализуется материальное право, во-вторых, значение законодательного регулирования порядка исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, напрямую связанной с обеспечением экономической стабильности и устойчивости государства.

Учитывая специфику налогового процессуального отношения, можно сформулировать общее понятие налогового процесса следующим образом.

Налоговый процесс - это самостоятельный вид юридического процесса, а налоговое процессуальные право - часть налогового права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения (возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в связи с разрешением индивидуальных дел в сфере налогообложения уполномоченными органами с целью защиты прав налогоплательщиков и публичных образований) в процессе:

  • проведения мероприятий налогового контроля;
  • осуществления обеспечительных мер;
  • привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Как правило, обязательным признаком любого этапа налогового процесса выступает наличие определенной специфической задачи, невыполнение которой препятствует дальнейшей деятельности или уменьшает ее эффективность.

Их можно разделить на характерные для всего налогового процесса (общие) и на свойственные определенным отдельным этапам процессуального порядка (специальные).

Общие задачи играют роль взаимосвязывающего фактора в единой системе налогового процесса, где каждый отдельный этап процессуального порядка играет свою роль в достижении общего результата.

Специальные задачи отражают особенную функциональную направленность деятельности субъекта на каждом конкретном этапе.

В конечном итоге все этапы процессуального порядка обеспечивают достижение единой цели. Главная цель налогового процесса - это выполнение налоговой обязанности налогоплательщиком в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Исходя из анализа законодательства в области налогов и сборов, налогового администрирования, а также положений правоприменительной теории процесса, налоговый процесс можно представить в виде последовательности основных этапов процессуального порядка.

Все этапы процессуального порядка взаимосвязаны, взаимообусловлены. Последующие этапы по своему содержанию дополняют предшествующие. Каждый следующий этап логически вытекает из предыдущего и представляет собой более высокий уровень развития правоотношений. Отдельно взятый этап завершается принятием определенного решения, в значительной степени влияющего на дальнейший ход деятельности. Такие решения, как правило, оформляются в виде правового акта и касаются совокупности однородных процессуальных действий, завершающих данный этап.

Каждый этап характеризуется через своеобразие образующих его элементов - процессуальных действий, процедур.

Этапы налогового контроля занимают одно из важнейших мест в налоговом процессе и обусловлены характером контрольной деятельности, имея при этом сложную, многоуровневую структуру.

Процессуальному порядку проведения налогового контроля посвящены нормы гл. 14 Налогового кодекса РФ. Помимо этого принято значительное количество подзаконных нормативно-правовых актов, характеризующих процессуальный порядок осуществления налогового контроля.

Значительное их количество обязательно к выполнению только субъектами налогового администрирования. Иначе говоря, Федеральная налоговая служба корректирует процессуальный порядок действий в рамках Налогового кодекса РФ для своих сотрудников, добиваясь неукоснительного соблюдения всех процессуальных действий налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля.

Главной особенностью налогового контроля является то, что он охватывает весь период деятельности субъектов налоговых правоотношений, т.е. этапы налогового контроля протекают параллельно со всеми этапами налогового процесса.

Например, согласно ст. 83 НК РФ налоговыми органами при исчислении налога используются данные о налогоплательщике, плательщике сбора, налоговом агенте, а также об их имуществе (транспортное средство, земельный участок, недвижимость), полученные на стадии налогового контроля в ходе процедур учета. Иначе говоря, для исчисления налога имеет первостепенное значение информация, документы, полученные на этапе проведения мероприятий налогового контроля, связанных с регистрацией и учетом налогоплательщиков.

Обеспечительное производство как комплекс процессуальных действий также связано с осуществлением контрольной деятельности. В частности, налоговым органом контролируется исполнение основной обязанности по уплате налога, и при ненадлежащем ее исполнении полученные сведения передаются соответствующему должностному лицу для принятия необходимых мер. Помимо того, основанием для применения такой меры обеспечения, как пеня, служит просрочка исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Сведения об этом выявляются в ходе мероприятий налогового контроля в виде процессуальных действий по проведению сверки расчетов с бюджетом конкретного налогоплательщика.

Еще больше взаимодействуют, соприкасаются этапы мероприятий налогового контроля с процессуальным порядком привлечения к налоговой ответственности. Более того, сбор материалов, необходимых для привлечения к налоговой ответственности, производится именно в рамках проведения мероприятий налогового контроля, а в акте выездной налоговой проверки, одном из ключевых правовых актов налогового контроля, указываются только документально подтвержденные факты налогового правонарушения, выявленные в ходе проверки; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных правонарушений; ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налогового правонарушения.

Огромное значение в налоговом процессе имеет последовательность осуществления этапов налогового контроля во временном промежутке. В указанном вопросе также не существует единого мнения ученых. В научной литературе одни специалисты предлагают деление контрольной деятельности исходя из содержания того или иного вида контрольной деятельности, другие большее внимание уделяют процессуальной составляющей контроля .

С учетом задач, осуществляемых в ходе каждого этапа процессуальных действий, состава участников, методов и форм контрольной деятельности, а также перечня документов, оформляющих результаты деятельности, иные процессуальные признаки, можно построить следующую классификацию этапов налогового контроля.

  • 1. Постановка на налоговый учет организаций физических лиц.
  • 2. Ведение налогового учета в налоговых органах (переучет).
  • 3. Подготовка и назначение мероприятий налогового контроля.
  • 4. Проведение мероприятий налогового контроля.
  • 5. Рассмотрение материалов налогового контроля и принятие решения.
  • 6. Досудебное рассмотрение налоговых споров.
  • 7. Судебное рассмотрение налоговых споров.
  • 8. Снятие с налогового учета.

Этапы процессуального порядка можно определить как объединенную систему методов, способов и форм осуществления контрольной деятельности уполномоченных государством органов в сфере налогообложения для решения единых задач и обеспечивающих функциональную последовательность совершения таких действий.

  • Гудимов В.И. Стадия налогового контроля в налоговом процессе. М.: Финансовое право, 2006. С. 34.

Экономической базой и инструментом финансовой политики государства являются налоги. Налог -это принудительно изымаемые государством или местными органами власти средства с физиче­ских и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сбор налогов производится только па основе государственного законодательства. В современных условиях налоги выполняют две основные функции: 1)фискальную и 2)экономическую (регулирующую и распределительную). Фискальная функция является основной в формировании денежных фондов государств. Экономическая функция предусматривает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, влияния на реальный процесс производства и инвестиций, на масштабы и темпы роста экономики.

Взимание налогов основывается на использовании различных видов ставок (твердых пропор­циональных, прогрессивных, регрессивных). По методу взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Косвенные налоги - это обязательные платежи, включенные в цену товара. Значительную их часть образуют акцизы (надбавки к ценам товаров). В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой нало­ги делятся на республиканские и местные. Совокупность всех взимаемых в государстве налогов, мето­ды и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке, образуют налоговую систему.

Основы бюджетно-налоговой системы страны заложены в Конституции Республики Беларусь. Согласно ее нормам, все граждане республики обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты законодательно установленных налогов, сборов и пошлин. Право устанавливать республиканские налоги и сборы, утверждать республиканский бюджет и отчет о его ис­полнении принадлежит Парламенту - Национальному собранию Республики Беларусь. При этом зако­нопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, снижение или увеличение расходов, могут вноситься на рассмотрение Парламента лишь с согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению-Правительства. Установление местных налогов и сборов в соответствии с законом, утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении относятся к исключительной компетенции местных Советов депутатов.

Применяемые в развитых странах налоговые системы построены на базе единых общепринятых в мировой практике принципов налогообложения и, несмотря на множество конкретных решений по количеству, уровню ставок и порядку взимания отдельных налогов и сборов, имеют общую основу.

При всем разнообразии национальных особенностей основу налоговой системы любой страны всегда составляют следующие прямые налоги: индивидуальный подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость (или другая разновидность налогов с оборота), акцизные сборы, таможенные пошлины и имуществен­ные налоги.

В развитых странах доля косвенных налогов (их состав обычно ограничен налогом на добавлен­ную стоимость и акцизами) в доходах бюджета, как правило, не превышает 30 % . В налоговых систе­мах развивающихся стран и стран с переходной экономикой косвенные налоги обычно занимают доми­нирующее положение - от 50 до 70 % доходов бюджета, в Беларуси - 50-55 % (на долю прямых на­логов в нашей стране приходится 25-30 %).

При построении в развитых странах налоговых систем исходят из того, что основную долю на­логов (прямых и косвенных) платят не предприятия, а население. Это ограничивает спрос, служит сдерживающим фактором роста цен и инфляции.

Главной отличительной особенностью систем налогообложения всех развитых стран является их теснейшая связь и взаимозависимость со структурой и результатами работы экономики. При всем мно­гообразии применяемых налогов этот принцип высокой экономической обоснованности и целесообраз­ности всегда остается неизменным. Причем проявляется он не в учете интересов отдельных групп нало­гоплательщиков или отраслевых условий и трудностей, что характерно для переходных к рынку по­строений, а в ориентации на реально складывающиеся общеэкономические пропорции и зависимости.

Из истории налогов

Налоговые курьезы. Волге 300 лет назад в России был введен знаме­нитый налог на бороду. Петр I повелел оценивать дворянские бороды в 60 руб., первостатейные купеческие - в 100 руб., рядовые торговые - в 60 руб. и холопьи - в 30. Крестьянин у себя в деревне носил бороду да­ром, но при въезде в город, как и при выезде, платил за нее 1 копейку.

«Банный налог»: Еще одно изобретение Петра - налог на бани. По Указу 1704 г. думное люди и первостатейные купцы должны были платить с домашних бань по 3 рубля, простые дворяне, купцы и вся­кие разночинцы - по 1 руб., крестьяне - по 15 коп. Или плати - или не мойся.

Римский император Веспасиан, который правил в 70-х гг. нашей эры. ввел «налог на туалеты». Именно с того времени существует вы­ражение: «Деньги не пахнут». Когда сын Веспасиана упрекнул отца в том, что он ввел налог на общественные уборные, Веспасиан поднес к его носу деньги, поступившие по этому налогу. Для римлян этот на­лог стал обязательным - они не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку туда, как и в знаменитые термы, ходили не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.

В Бюртемберге в XVIII в. брали «налог на воробьев». С хозяина каждого дома требовали уничтожить дюжину воробьев, за что он получал6 крейцеров. Если же кто был не в состоянии учинять насилие, с негобрали налог в размере 12 крейцеров. Для того чтобы уклониться от уплаты от этого налога, жители покупали нужное количество дохлых воробьев у подпольных торговцев, которые доставали их на городской свалке.

«Налог на мир» до сих пор удерживают в Гвинейской Республике. Каждый год без войны там оценивают в 700 бельгийских франков.

«Налог на бездетность» - самый известный налог в СССР. Он был введен в 1941 г. с целью мобилизации дополнительных средств, для ока­зания помощи многодетным матерям. Этот налог не имеет аналогов в истории и удерживался только в СССР и Монголии.

«Налог на тень» - он взимается в Венеции с 1993 г. Под налог по­пали навесы и зонтики, которые принадлежат магазинам и кафе, тень от которых падает на коммунальную собственность - землю. Кстати, еще в Византии платили «налог на воздух», размер которого зависел от размера здания.

«Налог на секс» - в Бельгии им облагаются владельцы витрин, в ко­торых стоят проститутки в квартале «красных фонарей». Налог прино­сит бюджету порядка 4 миллионов франков.

« Гипсовый налог» платят в Австрии горнолыжники при каждом спу­ске с горы. Полученные средства передаются австрийским клиникам. Согласно статистике, в Австрийских Альпах ежегодно получают трав­мы около 150 тыс. лыжников, и на их лечение тратится примерно одинмиллиард шиллингов в год.

Направления совершенствование налоговой системы страны и налоговой политики правительства:

– оптимизация налоговой структуры за счет снижения высокой доли косвенных налогов, в том числе кумулятивных налогов, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров (работ, услуг), и низкой доли индивидуального подоходного налога, налогов на собственность и имущество;

– уменьшение количества мелких отчислений и сборов в целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

– упорядочение регистрационных, лицензионных и других целевых сборов;

– устранение допускаемых искажений в механизмах взимания основных налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль, подоходный налог с физических лиц), приводящих к усилению их негативного воздействия на темпы инвестиций и экономического роста;

– снижение перегруженности налоговой системы льготами для отраслей, производств, видов деятельности, предприятий и категорий налогоплательщиков, которые не имеют отношения к конкурентоспособности экономики, приводящей в итоге к усилению налогового давления на кон- курентоспособные производства;

– усиление налоговой поддержки научно-исследовательских, опытно- конструкторских и опытно-технологических разработок в негосударствен­ных секторах экономики;

– налоговое стимулирование долгосрочных доходов от прироста ка­питала в инвестиционных фондах и долгосрочных инвестиций.

Переходя к соотношению понятий "налоговый контроль" и "налоговый процесс", следует отметить, что в настоящее время нет единого подхода к определению налогового процесса.
В юридической и экономической литературе существуют различные определения налогового процесса , например деятельность государственных уполномоченных органов в налоговой сфере, направленная на установление правовых основ формирования налоговых доходов, обеспечение надлежащего поведения лиц по использованию ими своих обязанностей как участников налоговых отношений, разрешение налоговых споров. При этом, в зависимости от взгляда исследователя на содержание налогового процесса налоговый контроль рассматривается как стадия или производство налогового процесса или как налоговое производство, не входящее в налоговый процесс.
Придерживаясь юрисдикционного подхода под налоговым процессом следует понимать урегулированные НК РФ правила рассмотрения налоговым органом дел о налоговых правонарушениях и вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) дел об обжаловании актов налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
В определение не включены правила рассмотрения дел о налоговых правонарушениях судами общей юрисдикции и арбитражными судами, поскольку они включены в гражданский и арбитражный процесс.
Таким образом, налоговый контроль и налоговый процесс являются понятиями с разным объемом содержания.
Кроме того, возможно различать понятия "налоговый контроль" и "налоговый процесс", основываясь на том, что юридическую деятельность нельзя отождествлять с юридическим процессом, ибо его ход в не меньшей мере определяется не деяниями как волевыми актами в системе юридических фактов, но событиями и состояниями.
Также следует обратить внимание на сходство и различие состава основных элементов сравниваемых понятий: налогово-контрольная деятельность - предмет, объект, метод, порядок, срок; налогово-контрольный процесс - производство, стадия, процессуальная процедура. Основываясь на принципе исключения синонимичности правовых категорий, налогово-контрольную деятельность и налогово-контрольный процесс возможно рассматривать как самостоятельные правовые категории, имеющие собственный элементный состав.
Представляется, что в основе юридико-процессного подхода лежит принцип нормативно-правового регулирования последовательности действий (операций), в то время как в основе юридико-деятельностного подхода лежит принцип содержательности действий (операций), т.е. рассматриваются одни и те же объекты юридической действительности только под разными углами.
По мнению В.Н. Протасова, "в контексте теории процедурного регулирования термин "порядок" есть синоним термина "процедура".
В.Е. Кузнеченкова указывает, что юридическая процедура представляет собой нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности. С таким подходом можно согласиться с оговоркой, что в принимаемом нами смысле порядок контроля относится к теории юридической деятельности, а процедура контроля относится к теории юридического процесса.
Таким образом, налоговый контроль и налоговый процесс являются самостоятельными правовыми категориями налогового права, позволяющими использовать многоаспектный подход к изучению организации соблюдения законодательства о налогах и сборах всеми субъектами налоговых правоотношений.
Подводя итог рассмотренным вопросам, представляется возможным сделать вывод о том, что налоговый контроль направлен на получение, анализ, оценку и документальное фиксирование отклонений сравниваемых проверяемых данных о налогах и сборах (их элементах) с требуемыми данными исходя из законодательства о налогах и сборах.