Политолог Цыганков: глава Карелии понимает, что работать придется весь срок. Центр политических и социальных исследований республики карелия Центр политических и социальных исследований карелии

ТЕБЕНКО Вячеслав Александрович, соискатель, кафедра отечественной истории Петрозаводского государственного университета, ООО «Сталь Сервис», Петрозаводск, Россия [email protected]

ЕЩЁ РАЗ О ПРЕОБРАЗОВАНИИ КАРЕЛО-ФИНСКОЙ ССР В КАРЕЛЬСКУЮ АССР В 1956 г.

В представленной работе рассматривается одно малоизученное по настоящее время событие советской истории. - преобразование КФССР в КАССР и включение её в июле 1956г. в состав РСФСР. Цель статьи раскрыть и указать те причины и факторы, в результате которых произошло преобразование и переименование союзной республики. Исходя из цели исследования, автор так определил основную задачу: выявление конкретной мотивации советского руководства в деле преобразования КФССР в КАССР на основе изучения советско-финляндских отношений, в том числе на уровне взаимоотношений лидеров двух государств.

Для раскрытия заявленной темы работы были использованы различные методы исследования, что позволило наиболее полно отразить точку зрения автора на преобразование и переименование государственной территории. Были использованы: логические методы индуктивный и метод синтеза, специальные: сравнительно-исторический, проблемно-хронологический методы. В ходе исследования, автор указывает на ряд событий и совпадений, которые делают возможность установить непосредственную связь преобразования КФССС в КАССР с политической и экономической ситуацией внутри самой Финляндии, её внешнеполитического курса и отчасти тех процессов, которые происходили в СССР в 1956 году.

Ключевые слова: Карело-Финская СССР, Финляндия, внешняя политика, Кекконен, Паасикиви.

TEBYENKO Vyacheslav Alexandrovich, Applicant for a Degree, Chair of the History of Russia, Petrozavodsk State University, JSC STALSERVICE, Petrozavodsk, Russia

ONE MORE APPROACH TO TRANSFORMING THE KARELIAN FINNISH SOVIET SOCIALIST REPUBLIC (KF SSR) TO THE KARELIAN AUTONOMOUS SSR IN 1956

The paper presented here has considered an event of the Soviet history insufficiently explored yet, the KFSSR having altered its status to KASSR with its integration in July 1956 with the RSFSR. The study" objective was bringing to light and specifying some reasons and factors having entailed an altering status to and renaming of the federal republic. Proceeding from the study" objective, the author identified the key task: uncovering a specific motivation the then Soviet leaders had been convinced with in altering the KFSSR status to KASSR, on the grounds of a review of the Soviet- Finland relations, including the level of relations established between the leaders of the States. In order to discover the declared issue the author has applied various research techniques that made it possible for the researcher to reflect fully his point of view on the altering status to and renaming of the state territory. Following techniques have been applied: logical ones, as an inductive one and a synthesis technique; and the specific one as the comparative-historical one, the case study" and the chronological techniques. While exploring the issue, the author pointed to the range of events and some matches that made it available to establish an immediate relation of the altering status of the KFSSS into KASSR to a political and economic situation in Finland and its foreign policy and partly to those developments that happened in the USSR in 1956.

Key words: Karelian -Finnish Soviet Socialist Republic, Finland, foreign policy, Kekkonen, Paasikivi.

В советской истории немало «белых» пятен, как отдельных фактов, так и целых исторических сюжетов. Разумеется, они могут быть разными по своей значимости, их изучение строится на основе огромного количества источников: документов, опубликованных и секретных, печатных изданий, личных воспоминаний. В некоторых случаях изучение этих событий, фактов, строится на основе незначительных источников, например нескольких официальных сообщений, которые лишь информируют о событии. Но сама эта информативность не позволяет историку объяснить событие, его причины, а официальные данные объясняют свершившийся факт слишком просто или совсем не объясняют. В то же время других документов - секретных, неопубликованных - нет, как нет и группы источников, пусть даже косвенных, позволяющих сопоставить различные сведения о том или ином событии. Это, естественно, ставит перед историческим знанием, историком определенные профессиональные задачи.

Однако событие не перестает существовать в историческом прошлом. Историк может либо ограничиться его «регистрацией», либо попробовать его истолковать на основе косвенных источников и логических построений. Но так как источники косвенные, логические построения основаны на логике, которой не обязательно подчиняются поступки людей, как рядовых граждан, так и лидеров государств. В этом смысле стремление историка доказать истинные причины определенного события, основываясь на логической цепочке, должно быть подкреплено уже достоверно известными и общепризнанными фактами, которые будут соответствовать общему ходу рассуждений.

Одним из подобного рода событий, которое носило официальный характер, но произошло как-то стремительно и, по сути, и не объяснялось, было преобразование Карело-Финской Советской Социалистической республики в Карельскую Автономную Социалистическую республику и включение ее в состав РСФСР в июле 1956 г.. За исключением того, что Карело-Финская ССР была переименована «по многочисленным просьбам трудящихся» в связи

со значительным увеличением численности русских, белорусов и др. национальностей, а также с целью сокращения расходов на госаппарат. Никаких других официальных разъяснений не последовало. Безусловно, к середине 50-х гг. Карело-Финская ССР по национальному составу в массе своей была русскоязычной. Тем не менее, следует принять во внимание, что данное событие произошло слишком стремительно и то, что в истории советского государства за «многочисленными просьбами трудящихся», как правило, всегда стояло негласное решение первых лиц в руководстве СССР, имевшее вполне конкретную мотивацию. В отношении Карело-Финской ССР, вероятно, так и произошло: документов, которые бы прямо или косвенно подтверждали эту мысль, нет, либо они недоступны исследователям.

На наш взгляд ответ на вопрос о переименовании Карело-Финской ССР в Карельскую АССР нужно искать в первую очередь в Финляндии, вернее, в советско-финляндских отношениях, которые могут «истолковать» причины этого переименования и упразднения союзной КФССР. Справедливости ради, нужно сказать, что именно эта точка зрения является сегодня общепринятой. В коллективной монографии карельских исследователей со ссылкой на финских коллег истинные причины преобразования КФССР в КАССР, связываются с неосуществившимися надеждами внешней политики, ради которых и была создана КФССР. Изменение статуса явилось актом дружественной политики Н.С. Хрущева: оно должно было продемонстрировать Финляндии, что у СССР нет агрессивных намерений и положить конец вопросам о пересмотре границ. Разумеется, мы полностью разделяем это утверждение.

Как нам кажется, эту версию можно дополнить определенными доводами и постараться их логически аргументировать. В целом не отрицая ни «советскую», ни «российскую» версию о преобразовании КФССР, мы постараемся указать новые причины и возможно новый взгляд на это историческое событие. Конечно, наши предположения будут иметь гипотетический характер, так как нет документов, на основании которых эти предположения можно подтвердить.

Для начала нам нужно принять во внимание, что Карело-Финская ССР, затем Карельская ССР создавались исключительно по воле руководителей советского государства и данные решения принимались в узком кругу. Данный тезис, наверное, не требует доказательств, как и то утверждение, что большая часть политических решений по Карелии, которая была пограничным регионом, принималась в контексте внешней политики и отношений с Финляндией. В советском государстве, где идеология и пропаганда имели колоссальное значение как для внешнего мира, так и внутри страны, вопросы, связанные с символикой, риторикой, наименованиями, всегда приобретали особое значение - это неоспоримо.

Теперь важно выделить три момента, в русле которых пойдёт наше дальнейшее рассуждение. Первый: история КФССР неразрывно связана с историей взаимоотношений СССР и Финляндии, в том числе с внутриполитической ситуацией в последней. Второй: в послевоенные годы советскому государству необходима была просоветская, пусть даже «буржуазная», Финляндия, не являющаяся членом НАТО и сохраняющая нейтралитет. Отношения между СССР и Финляндией, причем на уровне первых лиц обоих государств, к середине 50-х гг. стали уже не просто хорошими, а в полном смысле доверительными и дружескими (здесь достаточно вспомнить «занимательные» факты встреч Хрущева Н.С. и Кекконена У.К.) Третий момент: отношение Финляндии к СССР, КФССР, которое было сформировано не сиюминутной пропагандой, но сложилось в общественном историческом сознании и, стало быть, приобрело знаковое значение; здесь, разумеется, мы должны обратиться к финским историкам, коль скоро ответ на поставленный вопрос мы ищем в Финляндии.

Прежде всего, обратимся к вопросу возникновения КФССР и тем событиям, которые с этим связаны: как они запечатлелись в исторической памяти, в идеологии, национальном самосознании и политике. Речь пойдёт о советско-финляндской войне 1939-1949 гг. «30 ноября Красная Армия начала наступление на Финляндию. Первого декабря было объявлено о создании Народного правительства Финляндской демократической республики, премьер-министром которой стал О.В. Куусинен. На следующий день СССР подписал договор с Куусиненом о дружбе и оказании помощи, на основе которого «были окончательно разрешены территориальные вопросы, осложняющие отношения СССР и Финляндии. Советский Союз уступил территорию 70 тыс. кв. км. в Восточной Финляндии и "удовлетворил вековую надежду финляндского народа на воссоединение с ним карельского народа". Известие о создании Терийокского правительства вызвало негодование и упрочение национального единства Финляндии», - сообщает финский историк Вильо Расила.

Терийокское правительство было создано, как пишет В. Расила, сразу после провала финляндско-советских переговоров. Иосиф Сталин поручил это эмигранту-коммунисту Арво Туолинену, который находился в Стокгольме, но тот отказался от поручения, считая это обманом финского народа. Образование такого «народного» правительства - своего рода попытка государственного переворота в Финляндии. «Марионеточное» правительство в Терийоки под

председательством Куусинена стало предметом насмешек даже в глазах финских рабочих. Безусловно, вся эта советская авантюра по отношению к Финляндии сделала Советский Союз агрессором в глазах подавляющего большинства финнов, за что им пришлось расплачиваться кровью. Естественно, отношение ко всему фарсу, связанному с Терийокским правительством, ФДР, Народной армией, Куусиненом и вообще СССР, было враждебным.

После непродолжительной войны, 13 марта 1940 г., правительство Финляндии подписало в Москве мирный договор. По словам финского историка, «как в СССР, так и в Финляндии воспринимали этот договор как временное решение». Известный исследователь «зимней» войны Барышников В.Н. пишет, что мирный договор вызвал в Финляндии чувство глубокой подавленности, особенно у 400 тысяч переселенцев, покинувших свои родные края. В день вступления в силу мирного договора в Финляндии были приспущены государственные флаги. 31 марта 1940 г. в Москве состоялась VI сессия Верховного Совета СССР (Верховный Совет СССР 1-го созыва), на которой был принят закон о передаче Карельской Автономной Советской Социалистической Республике большей части перешедших от Финляндии территорий. В состав КАССР была включена большая часть Выборгской губернии (территории на Карельском перешейке и в Северном Приладожье), а также территория Салла-Куусамо (части общин Салла и Куусамо).

Конечно, КФССР не удовлетворяла требованиям союзной республики: здесь не было более миллиона жителей, титульные нации не составляли более половины населения, единственное - была внешняя граница с Финляндией. Тем не менее, КФССР была образована. Тимо Вихавайнен в своей работе с весьма символичным названием «Сталин и финны» пишет: «Карело-Финская ССР была национальным возрождением - это было следствием Зимней войны, стремление всячески подчеркнуть «финскость» республики, возращение финского языка, переселение финнов из других частей СССР. За всем этим стояло вероятнее всего то, что Финляндию рано или поздно собирались присоединить к СССР». Можно полностью согласиться с мнением Вихавайнена, что советская пресса пыталась представить присоединение новых территорий как свидетельство существования новой Финской республики с новым-старым лидером Куусиненом во главе, к которому у Вихавайнена резко негативное отношение.

Вихавайнен приводит весьма важную цитату из выступления Куусинена по случаю создания КФССР: «...финская националистическая пресса беспрерывно клевещет, что в Советской Карелии угнетаются финны и финский язык. Но теперь даже новое название нашей республики говорит само за себя и способно разбить их ложь». По мнению историка это ещё раз должно было показать финнам достижение победы Советского Союза. Кроме того, создание ещё одной, «Советской Финляндии» - это был задел на будущее, как пишет Х. Мейнандер, и в Хельсинки, и в Москве прекрасно понимали, что «финский» вопрос не решен, а лишь отложен до поры до времени. С выводами финских коллег солидарны известные историки советско-финляндской войны Веригин С.Г. и Килин Ю.М..

Вполне справедливо утверждать, что КФССР, Советский Союз, Сталин стали для финнов не просто символами поражения, национальной трагедии, но и страха, страха перед неизбежной большой войной с грозным противником, оккупацией. КФССР в финском самосознании символизировала угрозу создания единой, «правильной» Финляндии. Остается только добавить, что отношение финнов к итогам Зимней войны, к КФССР и лично к Куусинену было настолько негативным, что спустя почти двадцать лет, в конце 50-х гг., когда внешнеполитические связи между СССР и Финляндией вышли на качественно новый уровень, финское руководство, тем не менее, высказалось против приезда уже немолодого Куусинена (род. 1881 г.) в Финляндию, по политическим и идеологическим причинам.

Прошло чуть больше года с момента подписания мирного договора, когда в июне 1941 г. финские и советские граждане снова стали врагами. Сейчас нет необходимости говорить о событиях Великой Отечественной, но Финляндии удалось вовремя выйти из войны, не став ареной жесточайших боев, в отличие от стран Западной и Восточной Европы.

Что касается отношений между СССР и Финляндией в послевоенный период, то можно выделить две тенденции. Первая, как пишет Коробочкин, Финляндия должна была оставаться в зоне влияния СССР; советско-финляндский договор 1948 г., вступление Норвегии и Дании в НАТО и решение Швеции сохранить нейтралитет определили основные контуры «северного равновесия» на десятилетия вперед. Вторая заключалась в очень гибком взаимодействии руководства СССР и Финляндии, которое проявилось во многих сферах, в том числе в идеологической, политической, экономической. Если советское руководство, будь то Сталин или Хрущев, ждали от финнов внешнеполитической поддержки советского курса и гарантий нейтралитета, то «просоветских» лидеров Финляндии нужно было поддерживать ещё и внутриполитически. Здесь речь идет о том, что в отличие от СССР и стран восточного блока, в «буржуазной» Финляндии власть не была монополизирована. В силу политических традиций, обще-

ственного уклада решающее значение имели выборы, политические партии, движения. Советские лидеры Сталин, Хрущев опосредованно участвовали в политической борьбе за власть в Финляндии на стороне Паасикиви, Кекконена и разного рода политических сил от коммунистов до так называемых буржуазных партий. Вот это те самые особые отношения, на которые мы указали вначале как на основу для дальнейших рассуждений.

Такие, прямо скажем, дружественные отношения между руководством двух стран начались после подписания договора о дружбе и взаимопомощи 1948 г. Собственно подписание этого договора - поворотный рубеж, поэтому будет правильным привести несколько положений договора. В частности, первая статья договора провозглашала, что, если Финляндия или Советский Союз через территорию Финляндии станут объектом военной агрессии Германии или любого другого государства, Финляндия должна сражаться для отражения агрессии и по договоренности Советский Союз предоставит ей необходимую помощь. Также, договор подтверждал обязательство двух стран не участвовать в коалициях и не заключать каких-либо союзов, направленных против другой из договаривающихся сторон. Кроме того, оставались без изменений положения мирного договора между СССР и Финляндией о передачи в аренду СССР на 50 лет военной территории Порккала-Удд побережья Финского залива несколько западнее Хельсинки для создания военно-морской базы. Эта военная база на полуострове находилась всего лишь в 30 километрах от Хельсинки.

В СССР были удовлетворены договором 1948 г. В официальной советской историографии заключение договора рассматривалось не только как закрепление дружбы Финляндии и Советского Союза. Создавались предпосылки для дальнейшего углубления и расширения сотрудничества, перехода к более активным взаимоотношениям, укреплялось международное положение Финляндии, открывался новый этап во внешней политике Финляндии, которую к середине 50-х гг. стали называть линией «Паасикиви-Кекконена». Суть этой политики выразил сам финский президент: «Мир и согласие, а также добрососедские отношения с Советским Союзом, основанные на полном доверии, являются первым принципом, которым следует руководствоваться в нашей государственной деятельности». К официальной оценке можно только добавить, что по ту сторону протяженной границы у СССР было нейтральное государство, что в контексте международной политики (создание НАТО) было серьезным успехом стратегического порядка, который устанавливал определенное «равновесие» на Севере Европы в противостоянии между двумя блоками. Это тот из ключевых моментов, на которых строятся наши умозаключения.

Разумеется, в Финляндии далеко не все были довольны результатами договора 1948 г. Финский парламент не был единодушен в своем желании ратифицировать этот договор. В качестве примера мы приведем одно из самых дипломатичных заявлений. Лидер социал-демократов в парламенте Ално Лумме в своем выступлении выразил общее отношение большинства депутатов к договору: «Я убежден, что большинство народа Финляндии было бы довольно, если бы мы не заключили такого договора, поскольку, невзирая на всё, среди народа есть определенные опасения, что договор в международном и политическом плане могут интерпретировать как присоединение Финляндии к известной группе государств, и в свою очередь это обстоятельство может иметь для Финляндии последствия, которые, с одной стороны, затормозят экономическое возрождение страны и, с другой стороны, вовлекут ее в международные конфликты». Социал-демократы выступали против военных статей договора, но готовы были голосовать за ратификацию, чтобы показать, на какие жертвы могут идти все фракции, и продемонстрировать миролюбие и искреннее стремление к добрососедским отношениям с СССР.

Сам Паасикиви, сразу после подписания договора о дружбе с СССР, в своей речи по радио 9 апреля 1948 г. достаточно детально обосновывал или даже оправдывал необходимость уступок СССР, в частности - передачи территории Порккала как военной базы и любых путей и способов транзита между этой военной базой и территорией Советского Союза, а по сути -потери Финляндией нейтралитета. В том числе Паасикиви откровенно призывал прессу быть осторожнее в фельетонах и высказываниях по этому поводу, как бы оправдываясь за договор с СССР. Разумеется, без участия Паасикиви это соглашение могло быть в ином формате или не быть вовсе. Теперь СССР должен был поддержать просоветские политические силы в Финляндии, иначе не будь у власти сторонников соглашения с Советским Союзом, внешнеполитический курс Финляндии мог быстро развернуться в противоположную сторону. В планы советского руководства это никак не укладывалось.

В этих условиях весной 1948 г. развернулась предвыборная компания в финский парламент. Здесь нужно отметить одну небольшую на первый взгляд деталь: в конце мая 1948 г. три коммуниста - члена правительства Финляндии обратились к СССР с просьбой о сокращении репараций. Незадолго до парламентских выборов 3 июня 1948 г. Советское

правительство особым решением сократило Финляндии невыплаченную часть репараций на 50% с 1 июля 1948 г. - это составило значительную сумму: 75 млн. американских долларов. Весьма серьезное послабление для экономики Финляндии, а также своеобразный сигнал финнам: «голосуйте за коммунистов и просоветские силы». Однако 2 июля 1948 г. на выборах, несмотря на косвенную поддержку СССР, сократившего наполовину оставшуюся часть репараций, ДСНФ (Демократический союз народа Финляндии)* потерпел поражение и после уже не стал оказывать прежнего серьезного влияния на политическую жизнь страны. Было сформировано новое правительство: премьер-министром стал Карл-Август Фагерхольм. Уже сам приход к власти социал-демократов вывал резкое неприятие в Москве. Правительство Фа-герхольма стало устранять крайне левых с ключевых постов в госаппарате, помиловало государственных преступников, осужденных за военные преступления. Советский Союз, по мнению Андросовой, не сразу, но прибег к торгово-экономическому давлению против правительства Фагерхольма, который в марте 1950 г. ушел в отставку, последовавшую за переизбранием президентом Паасикиви.

После подписания договора о дружбе и взаимопомощи СССР старается не упускать инициативу и активно влияет на внутриполитическую ситуацию в Финляндии. По стечению обстоятельств, на наш взгляд - вовсе не случайному, каждый внешнеполитический шаг СССР совпадает с какими-то важными политическими и экономическими событиями в жизни финнов, и происходит это как-то синхронно. То есть мы вновь увязываем внешнюю политику СССР с политической ситуацией в Финляндии. По утверждению финского историка Мейнандера, реальная борьба за власть во внутренней политике с 50-х гг. велась между двумя крупнейшими партиями: социал-демократами и Аграрным союзом. Эти два лагеря опирались на поддержку из-за границы. В то время, как финские социал-демократы получали поддержку от братских партий социал-демократов Скандинавии и Западной Европы, лидер аграриев У.К. Кекконен успешно убеждал Москву, что именно он является лучшим гарантом реальной верности Финляндии. Об этой самой политической борьбе с использованием внешних сил, пишет и советский историк В.В. Похлебкин, с той лишь разницей, что у него нет указаний на прямую поддержку Кекконена Советским Союзом, хотя очевидно, что Кекконен олицетворяет «прогрессивные» силы.

Именно Кекконен стал премьер-министром весной 1950 г. Совершенно не случайно возобновились важные советско-финляндские переговоры. Спустя три месяца, 9 июня 1950 г., Кекконен прибыл в Москву, 13 июня его принял Сталин и вечером того же дня было подписано торговое соглашение о поставках товаров на период 1951-1955 гг. С этого момента фактически была узаконена роль Кекконена как единственного гаранта советско-финляндских отношений. Здесь мы позволим привести некоторые факты и цифры: из Финляндии в СССР должны были поставляться суда, энергосиловое и транспортное оборудование, типовые дома. Всё было расписано по годам: в 1951 г. финская сторона поставляла товаров не менее чем на 232 млн руб., в 1952 г. - на сумму не менее 257 млн руб., в 1953 г. - не менее 287 млн руб., 1954 г. - не менее 312 млн руб., в 1955 г. - не менее 322 млн руб. В свою очередь СССР ввозил в Финляндию сырья и товаров в 1951 г. - не менее чем на 152 млн руб., в 1952 г. - не менее 172 млн руб., в 1953 г. - не менее 197 млн руб., в 1954 г. - не менее 212 млн руб., в 1955 г. - не менее 222 млн руб. . Соглашение весьма существенное для финляндской экономики, для финских предпринимателей и финских рабочих. В Финляндии строились не просто суда, а ледоколы для СССР: «Капитан Белоусов», «Капитан Воронин», «Капитан Мелехов». Осенью 1951 г. торговое соглашение было распространенно и на товары народного потребления - это

* (ДСНФ - 8иошеп кап8ап demokraattinen Шйо), массовая политическая организация Финляндии, основанная 29 октября 1944 компартией Финляндии (КПФ) и левыми социал-демократами. В области внешней политики активно выступает за укрепление дружбы и развития всестороннего сотрудничества с Советским Союзом. В 1948 г. представители ДСНФ принимали участие в разработке и подписании Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Финляндией. Во внутриполитической жизни ДСНФ играет роль широкого объединения демократических сил, прежде всего - рабочего класса и трудового крестьянства, выступающих за демократию, против власти крупного капитала. В ДСНФ наряду с индивидуальными членами в качестве коллективных входят: КПФ, Демократической союз женщин Финляндии, Академическое социалистическое общество. Численность ДСНФ - около 150 тыс. членов (1970). Представители ДСНФ входили в правительство Финляндии в 1944- 1948 и в 1966-1971 гг. На парламентских выборах 1972 г. ДСНФ получил 37 мандатов в парламенте (из 200).

значительно сокращало безработицу, обеспечивало социальную стабильность, все то, что так необходимо обществу. По мнению Кекконена, выступавшего в периодической печати под псевдонимом Вельенпойка, торговый договор для финнов был даром небесным, это был понятный каждому финну намек, что ССССР становится главным партнером Финляндии, закупает такие товары, которые дают работу тысячам финнов на несколько лет вперед. Остается только добавить, что для Кекконена это был отличный старт в качестве премьер-министра.

Здесь необходимо подчеркнуть, что в этот период СССР нуждался в таком человеке, как Кекконен, последователе Паасикиви, поскольку было очевидно, что Паасикиви, которому уже было за 80, не пойдёт на президентские выборы 1956 г. Дело в том, что в Финляндии по сложившейся политической традиции президент после избрания занимал надпартийное положение. Его статус - быть арбитром в отношениях между партиями, между парламентом и правительством. И самое важное, внешняя политика являлась прерогативой президента. Какой президент нужен был Советскому Союзу - ответ, конечно, очевиден. Сейчас этот человек занимал пост премьер-министра. Но в демократической Финляндии быть премьер-министром - ещё не значило автоматически стать президентом. Власть нужно было завоевать в предвыборной политической борьбе. Политику, претендовавшему на пост президента Финляндии, СССР мог помочь прийти и удержаться у власти исключительно демократическими и мирными способами, а не путем вооруженного вмешательства, в отличие от Венгрии или Северной Кореи.

Таким образом, СССР должен был поддерживать Кекконена, упрочив его авторитет и стабильное положение во внутриполитической жизни. Так совпало, что 1953 г. становится кризисным для мировой и финляндской экономики. Как пишут советские историки, Финляндия начала переговоры о займах с США и Международным банком реконструкции и развития. Международные структуры всячески затягивали эти переговоры, планируя использовать затруднения финнов с целью усложнить положение «просоветского» премьер-министра. В Финляндии 1953 г. разворачивается целая компания против Кекконена, и, в конце концов, он был смещен с поста премьер-министра. Разумеется, Советский Союз тоже был готов предоставить кредиты, и в этом плане были определенные договоренности. Как пишет Марти Хяйкиё, Кекконен пригрозил, что Советский Союз откажет Финляндии в кредитах, если он вновь не станет премьер-министром. По мнению Паасикиви, такая постановка вопроса была «политически опасным делом, поскольку вопрос о правительстве увязывался с экономическими проблемами».

Тем не менее, переговоры были продолжены. В СССР у власти уже Хрущев. Кекконен ведёт переговоры с Советским Союзом, будучи министром иностранных дел. Впрочем, двусторонние отношения не становятся хуже, а между Хрущевым и Кекконеном, который не признавал иных способов общения с Москвой, кроме личной дипломатии, установились не просто хорошие, а дружеские связи. В итоге уже 6 февраля 1954 г. с СССР было подписано соглашение о предоставлении займа Финляндии сроком на 10 лет золотом или валютой на 40 млн рублей, под 2,5% в год. Обращаем внимание читателя на дату 6 февраля 1954 г. Наверное, не случайно это соглашение было подписано в канун выборов в парламент Финляндии, 7-8 марта 1954 г., на которых Аграрный союз, партия Кекконена, заняла второе место и получила 24% голосов избирателей.

Успех партии Кекконена на выборах тоже не остался без внимания. Летом 1954 г. между СССР и Финляндией вновь было подписано соглашение о поставках товаров на 1956-1960 гг., в котором Финляндия снова выступала как экспортер судов, промышленного и транспортного оборудования, а СССР - как импортер зерновых, сахара, нефтепродуктов, автомобилей, металлопроката. Министром иностранных дел, отвечавшим за успех переговоров с СССР, был, естественно, У.К. Кекконен.

Вообще, дружеские отношения между двумя странами и взаимная поддержка просоветских руководителей Паасикиви и Кекконена были очевидными. Возьмем хотя бы простой историографический факт: в СССР не издавалась враждебная литература по отношению к «буржуазному» строю Финляндии. Почти незамеченной советской публицистикой и прессой осталась всеобщая забастовка финнов в 1956 г. Если бы подобное массовое выступление произошло в Англии, то несложно представить заголовки ведущих советских газет. В СССР были изданы и подготовлены речи и статьи двух президентов Финляндии в виде солидных сборников, потом ещё и переизданы. Для сравнения: лидер финских коммунистов Вилле Леси удостоился лишь публикации издания «отчетной» брошюры «Значение Октябрьской революции для самостоятельности Финляндии и развития освободительной борьбы рабочего класса», вышедшей к юбилею революции. Справедливости ради, нужно сказать, что первая книга Пааси-киви была издана только в 1958 г., однако ещё в 1955 г. Паасикиви в интервью шведской газете «Дагенс Нюхтер» заявил, что то, что произошло (о событиях Октябрьской революции), было

для Финляндии большим счастьем, вряд ли страна могла ожидать чего-либо хорошего от возвращения Романовых.

Вернёмся к 1955 г. СССР был готов и дальше поддерживать Паасикиви и Кекконена очень серьезными мерами, и это, разумеется, нельзя не связывать с подготовкой к президентским выборам. В самом начале 1955 г., 24 января, было подписано соглашение с Советским Союзом о предоставлении Финляндии очередного займа на 40 млн рублей золотом или иной валютой сроком на 10 лет и 3% годовых. Не станем отрицать, что подобный кредит для небольшой Финляндии был существенным подспорьем. Тем более, что премьер-министром Финляндии, ответственным за внутреннюю политику, экономическую стабильность, незадолго до этого, в октябре 1954 г., стал Кекконен, который должен был сменить Паасикиви на посту президента в ходе удачного исхода предвыборной борьбы.

Осенью 1955 г. произошло знаковое событие в истории Финляндии. Между советской и финской стороной было заключено соглашение, по которому СССР досрочно отказывался от аренды Порккала-Удд и выводил свои войска с этих территорий. Как нам кажется, этот сильный шаг был направлен в поддержку будущего президента Финляндии У.К. Кекконена, который вместе с Паасикиви участвовал в переговорах в Москве. В Финляндии это было воспринято как серьезное неполитическое достижение. Достаточно лишь привести цитату из выступления финского президента 22 сентября 1955 г.: «В последние дни радостная весть распространилась по всей нашей стране: Советский Союз отказался от арендных и других прав на территорию Пор-ккала, которая возвращается Финляндии. Теперь это тягостное для нас дело получило благоприятное разрешение благодаря сочувственному отношению к нам Советского Союза. Маршал Маннергейм был глубоко опечален в связи с предоставлением базы в Порккала. В бытность свою президентом он возвращался к этому вопросу. Маннергейм говорил, что из-за базы Порккала столицу следовало бы перенести из Хельсинки в Турку» . Уже позднее У.К. Кекконен сказал, что венцом успехов нашей внешней политики следует считать заключение осенью 1955 г. соглашения о возвращении Порккала. Очевидно, что героями этого события были Паасикиви и Кекконен. Конечно, внутри страны определенные структуры должны были донести эту мысль до избирателей. Есть ещё один момент, о котором нужно сказать несколько слов. В мае 1955 г. была создана ОВД, которая в случае военного конфликта должна была противостоять странам НАТО. Наверняка среди финнов было немало тех, кто задумывался, не станет ли Финляндия одним из государств-сателлитов СССР, тем более, что все необходимые предпосылки для этого были. В этом смысле передачу Порккала-Удд помимо вышеназванных оценок можно расценивать как некий намек финской экономической и политической элите: «несмотря на полную поддержку У.К. Кеккона, СССР не планирует втягивать Финляндию в военное сотрудничество». Возможен такой вариант? Вполне, если принять во внимание, что значительная часть финского общества имела вполне конкретное представление о военных конфликтах мировых держав.

Так или иначе, важно сказать, что СССР вновь идет на серьезный внешнеполитический шаг, причем напрямую связанный с настроениями большей части финского общества в канун президентских выборов, где главная борьба будет идти между Кекконеном и лидером социал-демократов Фагерхольмом, на которого делают ставку западные страны.

В феврале 1956 г. в Финляндии должны были состояться выборы президента. В условиях предвыборной кампании, как сообщают финские историки, возврат Порккала-Удд, членство в ООН и намек на то, что «игра Урхо Калевы на кантеле» очарует советское правительство и оно согласится вернуть Финляндии «прекрасную Карелию» (таков был текст под одной из карикатур в газете «Мааканса», органе Аграрного союза) - всё это было искусно представлено общественности как заслуга Кекконена. Конечно, внешнеполитические победы, достижения в экономике использовались для повышения рейтинга в предвыборной борьбе, которая была совсем не иллюзорной. Кекконен стал президентом с перевесом на два голоса больше, чем «прозападный» Фагерхольм. Для СССР эта победа была просто необходима. Если предположить, что президентом оказался бы Фагерхольм, то переориентация Финляндии на запад и членство НАТО были предсказуемы. Советская сторона, безусловно, всячески помогала Кекконену добиться успехов во внутренней и внешней политике, завоевать авторитет среди избирателей, подготовиться к выборам и занять президентское кресло.

Следует напомнить: выборы 1956 г. проходили в условиях кризиса. Кекконену только предстояло вступить в должность президента, как началась самая массовая забастовка в истории Финляндии. Естественно, это имеет к результатам выборов самое прямое отношение. Как пишет советский историк Похлебкин, главной целью реакции со второй половины 50-х гг. было помешать осуществлению внешнеполитического курса Кекконена и не допустить его переизбрания на второй срок. Отрицать тот факт, что эти цели внутриполитической борьбы могли быть связаны с массовыми забастовками, мы не станем.

В это время в самом СССР тоже происходили значительные события: известный 20-й съезд КПСС, доклад Хрущева, «разрыв» со Сталиным, реабилитации, признание ошибок, преступлений против целых народов. Последовали указы о снятии ограничений для поляков, калмыков, карачаевцев, чеченцев и др., а спустя год уже были восстановлены некоторые из национальных автономий. Так совпало, что в июле 1956 г. Карело-Финская СССР была преобразована в Карельскую Автономную ССР. Возвращаясь к причинам этого преобразования и переименования, следует сказать, что в этом событии соединились воедино сразу несколько факторов.

Первый фактор внешнеполитический: можно утверждать, что это была очередная уступка финнам в русле договоров о предоставлении займов, торговых соглашений, передачи Порккала-Удд, которые, как мы старались показать, происходили, как правило, в канун предвыборной борьбы в парламент и за пост президента и в периоды социальной нестабильности, которая угрожала положению просоветских лидеров. СССР уже не стремился изменить «буржуазную» Финляндию, в КФССР не было необходимости. Упразднение КФССР должно было лишний раз подчеркнуть миролюбие советского государства, о чем мы говорили в самом начале нашей работы, разделяя общепринятую на сегодняшний день точку зрения. Конечно, этот «подарок» принес политические дивиденды У.К. Кекконену и вовсе не исключено, что сам Кекконен, учитывая его отношения с Хрущевым, мог намекнуть или просто попросить об этом.*

Каким образом происходил и происходил ли вообще этот диалог между двумя лидерами - мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Но, как известно, друг Хрущева Кекконен оказался в сложной ситуации. Сразу после президентских выборов массовые выступления парализовали всю страну на две недели. Было ясно: победа Кекконена - это еще вовсе не гарант политической и экономической стабильности страны. События марта 1956 г. потрясли Финляндию, кризисная ситуация для финляндского общества становилась очевидной. Президентство Кекконена началось неудачно, и он как никогда нуждался в поддержке.

Уже в апреле 1956 г. Председатель Совета Министров КФССР Прокконен П.С. на 3-й сессии Верховного Совета КФССР делает доклад о преобразовании КФСССР в КАССР и вхождении в РСФСР. Очередное совпадение? Возможно. Однако нельзя отрицать, действия СССР следуют синхронно с кризисной ситуацией в Финляндии и откровенно сложным положением Кекконена. Чем могло быть подобное преобразование в глазах финского общества?

Возможно, во-первых, это отражало демонстрацию определенных намерений на какие-то дальнейшие уступки СССР в пользу Финляндии или это была какая-то гарантия безопасности и незыблемости границ со стороны восточного соседа. Во-вторых, упразднение КФССР -это ещё «уничтожение» символа национального унижения, поражения Финляндии, угрозы войны и, что немаловажно, отторжения территорий. Что здесь было первостепенным - сложно сказать, но все вышеперечисленное было актуальным для финского общества в 50-е гг. Это справедливо уже по той причине, что события двух войн на тот момент были не историческим наследием далекого прошлого, а существовали в реальной памяти большей части финского народа. Естественно, все это должно было отвлечь внимание финнов от внутренних проблем и положительным образом сказаться на авторитете Кекконена, которому удалось если не вернуть Восточную Карелию, то, по крайней мере, «стереть» это постоянное напоминание о войне с политической карты и поставить точку в военных конфликтах с русскими.

Переходя к внутриполитическому фактору, нужно сказать, что Карело-Финская ССР была далеко не карельской и уж точно не финской по своему национальному составу, а советское руководство действительно проводило реформы по сокращению государственного и управленческого аппарата (достаточно вспомнить создание совнархозов в 1957 г.). Вполне логично было

* Невольно приходит и другая мысль: не исключено, что Н.С. Хрущев, человек темпераментный и не чуждый широких жестов, мог пообещать в приватной беседе Кекконену, учитывая их дружеские отношения, часть Карелии в случае его победы на президентских выборах. После фераля 1956 г. уже было не до Кекконена или Никита Сергеевич передумал, что тоже возможно. В общем, Хрущеву нужно было как-то деликатно выйти из ситуации. Это предположение уже больше подходит для политического детектива. Однако после победы Кекконена почему-то отношения СССР и Финляндии вступают в период «заморозков», как пишут историки, которые продолжаются вплоть до 1958 г. Причем каких-то внятных причин этих «заморозкам» не приводится. Экономические трудности, политическая борьба в Финляндии, давление Запада, социал-демократы? Да, но всё это было и задолго до победы Кекконена и вовсе не мешало развитию двусторонних отношений, даже при менее «советском» Паасикиви.

переименовать Карело-Финскую ССР в Карельскую АССР, а заодно присвоить республике с населением менее миллиона человек статус автономной, наряду с другими относительно небольшими по численности населения национальными образованиями в составе РСФСР, что вполне укладывалось в провозглашенные принципы социалистической законности и борьбы с искривлениями в национальной политике.

Для советского руководства, два года назад изменившего карты двух союзных республик в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией, переименовать небольшую Карело-Финскую ССР в Карельскую АССР в условиях полной монополии на власть было несложным вопросом. Таким образом, переименование КФССР - это, на наш взгляд, одно из целого ряда внешнеполитических решений, экономических, политических, военных, идеологических, цель которых - влиять на внутриполитическую ситуацию в Финляндии в пользу просоветских лидеров Паасикиви и Кекконена, которое вполне органично совпало с задачами внутренней политики СССР.

2. Цыганков А. Гармония векового смысла [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://politika-karelia.ru/?p=1949

3. История Карелии с древнейших времен до наших дней / под общ. ред. Н. А. Кораблева. Петрозаводск, 2001.

4. Расила В. История Финляндии. Петрозаводск, 2006.

5. Расила В. Указ. соч.

6. Мейнандер Х. История Финляндии. Линии, структуры, переломные моменты. М., 2008.

7. Барышников В.Н. Вступление Финляндии во вторую мировую войну 1940-1941. СПб., 2003.

8. Веригин С.Г. Карелия в годы военных испытаний. Политическое положение Советской Карелии в период Второй мировой войны 1939-1945 гг. Петрозаводск, 2009.

9. Вихавайнен Т. Сталин и финны. СПб., 2000.

10. Вихавайнен Т. Указ. соч.

11. См. Вихавайнен Т. Сталин и финны. СПб., 2000.

Мейнандер Х. История Финляндии. Линии, структуры, переломные моменты. М., 2008. С.160; Расила В. История Финляндии. Петрозаводск, 2006. С. 190

12. Веригин С.Г. Карелия в годы военных испытаний. Политическое положение Советской Карелии в период Второй мировой войны 1939-1945 гг. Петрозаводск, 2009.; Килин Ю.М. Карелия в политике Советского государства 1920-1941 гг. Петрозаводск, 1999. С. 216-217

13. Коробочкин М.Л. Политика СССР в отношении Финляндии и Норвегии 1947-1953 // Северная Европа. Проблемы истории. М., 1999.

14. Карвонен Т. Советский Союз и Финляндия: сотрудничество, добрососедство. М., 1977.

15. Похлёбкин В. В. СССР-Финляндия. 260 лет отношений. М., 1975.

16. Комиссаров Ю. «Линия Паасикиви-Кекконена»: история, современность, перспективы. М., 1985. С. 40. См. также Ингульская Л.А. В борьбе за демократизацию Финляндии (1944-1948 гг.). М., 1972.

17. Паасикиви Ю.К. Стать и речи Юхо Кусти Пасикииви. М., 1958.

18. Карвонен Т. Указ. соч.

19. Там же.

20. Похлебкин В.В. Указ. соч.

21. Коробочкин М.Л. Указ. соч.

22. Андросова Т.В. Финляндия в планах СССР конца 1940-х-середины 1950-х годов. Политическо-экономический аспект // Отечественная история. 1996. № 6.

23. Мейнандер Х. Указ. соч.

24. Похлебкин В.В. Урхо Калева Кекконен. М., 1985.

25. Андросова Т.В. Указ. соч.

26. Соглашение между СССР и Финляндской республикой о поставке товаров на период 1951 -1955 гг. от 13 июня 1950 г. // Советско -финляндские-отношения 1948-1983 гг. М., 1983.

27. Похлебкин В.В. Указ. соч.

28. Бертеньев Т., Комисаров Ю. Тридцать лет добрососедства (к истории советско-финляндских отношений). М., 1976.

29. http://www.vbrg.ru/articles/istorija_vyborga/istoricheskie_lichnosti_nashego_goroda/per_evind_svinkhuvud/

30. Соглашение о предоставлении ССССР займа Финляндской Республике от 6 февраля 1954 г. // Советско-финляндские отношения 1948-1983 гг. М., 1983.

31. Юсила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Указ. соч.

32. Соглашение между СССР и Финляндией о поставках товара на период 1956-1960 гг. от 17 июля 1954 г. // Советско-финляндские отношения 1948-1983. М., 1983.

33. Леси В. Значение октябрьской социалистической революции для самостоятельности Финляндии и развития освободительной борьбы рабочего класса. М., 1957.

34. Пасикииви Ю.К. Указ. соч.

35. Соглашение о предоставлении Советским Союзом займа Финляндской Республике от 24 января 1955 г. // Советско-финляндские отношения 1948-1983 гг. Договор 1948 г. о дружбе, взаимодействии. Документы и материалы. М., 1983.

36. Паасикиви Ю.К. Указ. соч. С. 281. г. Турку находится в 157 км на Запад от Хельсинки

37. Кекконен У.К. Финляндия и Советский Союз. Речи, статьи, интервью 1952-1975 гг. М., 1975.

38. Юсила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Указ. соч.

39. Похлебкин В.В. Урхо Калева Кекконен. М., 1985.

40. Прокконен, П. С. Речь депутата Прокконен П. С. // Третья сессия Верховного Совета Карело-Финской ССР: стеногр. отчет. [Б. м.], 1953.

1. История Карелии с древнейших времен до наших дней / под общ. ред. Н. А. Кораблева. Петрозаводск: Периодика, 2001.

2. Расила В. История Финляндии. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2006.

3. Мейнандер Х. История Финляндии. Линии, структуры, переломные моменты. М.: Весь мир, 2008.

4. Барышников В.Н. Вступление Финляндии во вторую мировую войну 1940-1941. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003.

5. Веригин С.Г. Карелия в годы военных испытаний. Политическое положение Советской Карелии в период Второй мировой войны 1939-1945 гг. Петрозаводск, 2009.

6. Мейнандер Х. История Финляндии. Линии, структуры, переломные моменты. М.: Весь мир, 2008.

7. Килин Ю.М. Карелия в политике Советского государства 1920-1941 гг. Петрозаводск, 1999.

8. Карвонен Т. Советский Союз и Финляндия: сотрудничество, добрососедство. М.: Прогресс, 1977.

9. Похлёбкин В. В. СССР-Финляндия. 260 лет отношений. М. .: Международные отношения, 1975.

10. Комиссаров Ю. «Линия Паасикиви-Кекконена»: история, современность, перспективы. М.: Наука, 1985.

11. Ингульская Л.А. В борьбе за демократизацию Финляндии (1944-1948 гг.). М., 1972.

12. Паасикиви Ю.К. Стать и речи Юхо Кусти Пасикииви. М.: Издательство Иностранной литературы, 1958.

13. Похлебкин В.В. Урхо Калева Кекконен. М.: Международные отношения, 1985.

14. Леси В. Значение октябрьской социалистической революции для самостоятельности Финляндии и развития освободительной борьбы рабочего класса. М., 1957.

15. Кекконен У.К. Финляндия и Советский Союз. Речи, статьи, интервью 1952-1975 гг. М.: Прогресс, 1975.

СТАТЬИ В ЖУРНАЛАХ, СБОРНИКАХ, ГАЗЕТАХ

1. Коробочкин М.Л Политика СССР в отношении Финляндии и Норвегии 1947-1953 // Северная Европа. Проблемы истории. М., 1999.

2. Вихавайнен Т. Сталин и финны // Нева. СПб., 2000.

3. Андросова Т.В. Финляндия в планах СССР конца 1940-х-середины 1950-х годов. Политическо-экономический аспект // Отечественная история. 1996. № 6. С. 47-65

4. Соглашение между СССР и Финляндской республикой о поставке товаров на период 1951-1955 гг. от 13 июня 1950 г. // Советско -финляндские-отношения 1948-1983 гг. М., 1983.

5. Бертеньев Т., Комисаров Ю. Тридцать лет добрососедства (к истории советско-финляндских отношений). М., 1976.

6. Соглашение о предоставлении ССССР займа Финляндской Республике от 6 февраля 1954 г. // Советско-финляндские отношения 1948-1983 гг. М., 1983.

7. Соглашение о предоставлении Советским Союзом займа Финляндской Республике от 24 января 1955 г. // Советско-финляндские отношения 1948-1983 гг. Договор 1948 г. о дружбе, взаимодействии. Документы и материалы. М., 1983.

8. Прокконен, П. С. Речь депутата Прокконен П. С. // Третья сессия Верховного Совета Карело-Финской ССР: стеногр. отчет. [Б. м.], 1953. С. 67-73.

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИК

Цыганков А. Гармония векового смысла [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://politika-karelia.ru/?p=1949

Выступление главы республики в стенах Заксобрания заняло около 40 минут, а потом еще полтора часа депутаты задавали губернатору вопросы и высказывались по поводу услышанного. Конспектированный вариант отчета размещен на официальном сайте правительства . А мы попросили высказать свое мнение о губернаторском докладе известного ученого и независимого политолога.

Александр Титов, председатель Карельского научного центра РАН, доктор наук, профессор:

Судя по отчету, результатов деятельности правительства, возможно, не так много, как хотелось бы, но они есть. Назову некоторые из них. Во-первых, выполнены все социальные и долговые обязательства бюджета Карелии. Во-вторых, не допущено серьезных остановок и банкротства ведущих промышленных предприятий республики, создано и модернизировано более двух тысяч рабочих мест. В-третьих, благодаря работе правительства в течение года в республику было привлечены значительные дополнительные средства, в т.ч. через федеральный Фонд прямых инвестиций, с которым заключено соглашение о сотрудничестве и начата реализация целого ряда проектов.

Проблем, к сожалению, больше чем достижений. Произошло ухудшение многих показателей, характеризующих социально-экономическую ситуацию в республике. Например, во многих отраслях уменьшились объемы производства, снизилась заработная плата, на ряде предприятий появились задолженности по заработной плате, увеличилась безработица и возросло напряжение на рынке труда. Большое беспокойство вызывает ситуация в жилищно-коммунальном комплексе и состояние дорожной сети, возникли проблемы с автобусными пассажирскими перевозками и т.д. Понятно, что многие из этих проблем не являются чисто «карельскими», по сути они представляют собой производное от общероссийской ситуации. А это острый финансово-экономический кризис, структурные проблемы российской экономики, которые не решаются уже многие годы и, наконец, антироссийские санкции, введенные против нас страны западными странами. Если эти проблемы не будут решаться на уровне страны, то трудно ожидать кардинальных перемен и у нас в республике.

Так что не стоит питать иллюзий, вполне очевидно, что нас ожидает очередной трудный год и надо быть к этому готовым. Правительство не замалчивает существующие проблемы, и в отчетном докладе главы РК я не заметил попыток «лакировки» ситуации. Напротив, есть знание существующих проблем и понимание их сути. А это рождает надежду, что они будут, так или иначе, решаться.

Что касается приоритетов в работе правительства на 2016 год, то Александ Худилайнен их четко обозначил в отчетном докладе. Это выполнение майских указов президента России, сохранение социальной стабильности, реализация федеральной целевой программы по социально-экономическому развитию республики согласно плановым показателям на 2016 год. А также - обеспечение проведения осенних выборов всех уровней представительной власти, как важнейшего события года в общественно-политической сфере.

Анатолий Цыганков, политолог, журналист, главный редактор портала «Политика Карелии»:

У меня от отчета двойственное впечатление. С одной стороны невозможно не доверять статистке, демонстрирующей успехе, а с другой – мы получаем сообщения из городов и районов, в которых люди жалуются на свою социально-коммунальную жизнь.

Те стратегические линии, которые губернатор наметил для развития региона, мне представляются перспективными. Например, газификация Карелии – но сама процедура проходит очень медленно.

Радует, что сохранились местные промышленные производители. И Сегежский ЦБК относительно на плаву, и на Кондопожском ЦБК люди зарплату получают, Онежский судостроительный восстановился, ОТЗ заказы получает… Это самое главное, что требуется для экономического благополучия республики.

Что касается социальной составляющей – мы остаемся в полной зависимости от федерального центра. У нас невероятно огромный государственный долг, который копится, и только с его помощью закрываются социальные обязательства. Но это проблема не только Карелии. А вот что радует – коммерческая часть госдолга сживается, а бюджетная прирастает. Значит, меньше нужно возвращать процентов.

Мне представляется, что как не критикуй идею Федеральной целевой программы – и деньги не те дали, и идет медленно, - сам вектор правильный. Проекты, заложенные в ФЦП, начинают реализовываться, и это замечательно. Курс, избранный губернатором, совершенно разумен и рационален. И он имеет право похвастаться, что подтянул мощные федеральные силы, это справедливая самооценка. Он получил в актив лоббистов Карелии руководителей страны! Это просто шикарно, это расширяет возможности при принятии управленческих решений.

Прецедент для новых методов работы областной власти с муниципалами может появиться в Петрозаводске, где приближающиеся выборы в Госдуму 2016 года создали независимому мэру города Галине Ширшиной новое окно для маневра в конфликте с губернатором Карелии Александром Худилайненом. Борьба губернатора с главой региональной столицы - обычный сюжет российской муниципальной политики, заканчивающийся в 90 процентов случаев отставкой или посадкой мэра. В 2008-2009 годах, по статистике, раз в три дня в России сажали по мэру, но сейчас накал страстей спал. А петрозаводская градоначальница, еще недавно находившаяся на грани увольнения, вообще может сохранить пост.

Судя по действиям Ширшиной, она намерена бороться за должность. 1 ноября в Петрозаводске запланирован митинг в поддержку заместителя мэра, Евгении Сухоруковой, обвиняемой по делу о превышении полномочий. Параллельно в Петрозаводске начался сбор подписей за отставку Александра Худилайнена, что раскачивает электоральную ситуацию накануне думских выборов. Все это - элементы политического контрнаступления Ширшиной. Опальная самовыдвиженка до сих пор находится в своем кресле и даже обрела поддержку в лице партии «Яблоко», которая объявила о готовности выдвигать ее кандидатом в депутаты Госдумы. В то же время федеральному центру сегодня нужно от региона спокойствие и хорошие результаты на выборах в Госдуму. «Лента.ру» попыталась разобраться, почему в этой ситуации губернатор остановил занесенный меч.

Анатомия конфликта

Борьба между поддержанной «Яблоком» беспартийной Ширшиной и правительством республики началась уже через несколько месяцев после того, как Ширшина выиграла выборы мэра Петрозаводска в сентябре 2013 года у единоросса Николая Левина с разгромным счетом 41 процент против 29. В начале 2015 года губернаторская команда пошла в наступление: в отставку ушел неугодный региональным властям спикер Петрозаводской думы (Петросовета) Олег Фокин, на тот момент еще единоросс. Его место занял ставленник Худилайнена Геннадий Бондарчук.

Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»

Уволить неугодного мэра несложно: по закону он должен раз в год отчитываться перед гордумой о проделанной работе, а депутаты оценивают достижения градоначальника. После второй отрицательной оценки мэр прощается с должностью. Проблема в том, что Худилайнен не контролировал Петросовет. Первая попытка поставить «неуд» Ширшиной за ежегодный отчет о работе перед Советом депутатов была предпринята еще в 2014 году, но провалилась из-за противодействия Фокина.

В июне 2015 оказывать влияние на городских парламентариев регионалам уже было значительно проще. 3 июня 2015 года доклад Ширшиной все же получил «двойку». В начале 2016 года ее можно было спокойно увольнять за второй «неуд». Очевидно, готовясь к этому, 18 июня парламент Карелии и 5 августа Петросовет приняли решение: прямые выборы мэра в Петрозаводске отменить, ввести должность городского управленца по найму. Региональные эксперты сошлись во мнении - «жить» мэру осталось от силы два-три месяца.

Коса на камень

Эксперт в области региональных политических процессов России и стран СНГ, Александр Кынев считает, что «отставка Ширшиной до сих пор не реализована потому, что в регионе есть довольно консолидированное недовольство политикой главы региона и его команды, которое только усилится в этом случае». «Петрозаводск – город традиционно оппозиционный, с развитым гражданским обществом, а глава пользуется популярностью и опирается на реальную поддержку жителей», - объясняет эксперт «Ленте.ру».

Анатолий Цыганков, руководитель Центра политических и социальных исследований республики Карелия, говорит «Ленте.ру» о том, что, вероятно, у яблочницы появился влиятельный покровитель: «В августе для отставки все уже было готово, но словно поступила другая команда. Прямых фактов, говорящих о том, кто именно поддерживает Ширшину, нет. Но ряд слухов и предположений указывают на Рашида Нургалиева, ныне занимающего пост заместителя секретаря Совета безопасности России. Уж очень бывший министр зачастил с визитами в Петрозаводск, который он называет «любимым городом». О том же говорит и Александр Степанов, депутат Карельского Заксобрания: «Видимо, Москва не дала отмашку, и часть республиканской команды, заинтересованная в релаксации конфликта, возобладала».

Возникает и другой вопрос. Почему стороны никак не могут прийти к общему знаменателю и более двух лет продолжают противостояние, не принесшее результата? Кынев считает, что в команде Худилайнена, пришедшего из соседней Ленобласти, есть люди, которые не понимают особенностей региона и пытаются «ломать всех через колено, что, естественно, вызывает сопротивление среды». А вот Степанов предполагает, что Худилайнен учел опыт предыдущего губернатора Андрея Нелидова, который пытался договориться, мягко придавить местные элиты, и в результате закончил плохо: не удержался в кресле и двух лет, а ныне и вовсе находится под следствием.

Боярское правительство

Есть и иная версия. По мнению Цыганкова, противостояние «яблока» и «медведя» - лишь политическая ширма, за которой скрыта борьба назначенного федеральным центром губернатора и местного олигархата. «Нет никакого противостояния между Худилайненом и Ширшиной. По простой причине - она несамостоятельная фигура, а член команды Попова, где она играет третью, если не пятую роль».

На момент прихода Худилайнена в республике существовали три основные бизнес-группы, объясняет Цыганков. Группа Катанандова, сформировавшаяся в период руководства областью Сергея Катанандова в нулевых. После его ухода группа сохранилась, хотя и растеряла большую часть влиянии. Группа Алиханова, сложившаяся вокруг Давлетхана Алханова, предпринимателя и политика, занимавшего топовые региональные посты в конце нулевых - начале десятых годов и сосредоточившего в своих руках неформальную власть в Петрозаводске. Сейчас Алиханов находится под стражей по обвинению в незаконном пересечении границы и в мошенничестве в особо крупном размере. И третья по счету, но не по влиянию - группа Попова. Василий Попов - директор Олонецкого молочного комбината, с 1998 года - депутат Карельского закса, с 2007 года - депутат и председатель Петросовета, член партии «Яблоко».

Именно ему Ширшина обязана победой на выборах. Изначально социал-либералы выдвинули в мэры Эмилию Слабунову, которая смогла консолидировать оппозиционные голоса и стать фаворитом предвыборной гонки. Однако она была снята по формальному поводу – неправильно заполненным финансовым документам. Тогда «яблочники» и направили финансовые и организационные ресурсы на поддержку «второго номера», которым оказалась беспартийная Галина Ширшина.

Формально Попов закончил политическую деятельность 2 апреля 2009 года, когда по признанию Верховного Суда Карелии был признан виновным в вымогательстве 100 тысяч долларов у бизнесмена Мазуровского, получил штраф и условный срок. Однако это не помешало ему несколько недель держать за собой должность спикера и передать ее Олегу Фокину. Которого, кстати, подстерегла аналогичная судьба в 2015 году - задержание по статье «мошенничество».

Также в марте 2015 года были арестованы депутат Горсовета яблочница Ольга Залецкая и директор торговой сети «Ленторг» Александра Корнилова. Эта сеть принадлежит Попову; сам он, находясь в Финляндии, решает не возвращаться в Россию. Его супруга - вице-спикер Заксобрания Анастасия Ковальчук, «Яблоко», также являясь фигуранткой уголовного дела, отпущена под залог. Сам Попов нисколько не стесняется богатой сети родственных связей на всех этажах власти республики, рассказывая о них в интервью «Свободе.орг» из Йоэнсуу. Так, Светлана Чечиль, его двоюродная сестра, долгое время управляла Прионежским районом, окружающим Петрозаводск. Именно из-под ее крыла Евгения Сухорукова устремилась в замы по экономике к Ширшиной, чтобы уже через два месяца получить обвинение о превышении служебных полномочий.

«Все эти конфликты не являются порожденными самим Худилайненом. Олигархическая вотчина - это наследство, врученное ему предыдущими губернаторами. Но при этом он получил от Москвы карт-бланш на наведение порядка и укреплению власти в регионе», - подытоживает рассказ Цыганков. «Варяжество» Худилайнена в данном случае было попыткой поставить в регионе человека «над схваткой», не связанного сильно с местными олигархическими кругами.

«Сама Ширшина - руководитель зависимый. Но надо признать: два с половиной года удерживаться на посту в такой ситуации - это достижение. Политический потенциал у нее есть, и, возможно, Кремль решил отсечь от нее команду поддержки, ударив по команде Попова, а там уже с губернатором она сможет договориться», - предполагает Степанов.

Кстати, волею судеб попавшая в дамки Ширшина сумела заручиться и поддержкой «яблочников» на федеральном уровне. Как признался «Ленте.ру» Сергей Митрохин, председатель партии «Яблоко», несмотря на внепартийность Ширшиной, давно считает ее сторонником. И вполне допускает возможность поставить ее первым номером в партийном списке в Госдуму. В этом случае губернатор рискует получить у себя в регионе мощную оппозиционную кампанию с популярным мэром во главе. Свернуть противостояние наверняка можно, но тогда, очевидно, придется потерпеть Ширшину на посту мэра региональной столицы.

Выборы из двух зол

Какова в условиях этого конфликта судьба самого Худилайнена? «С одной стороны, уровень его поддержки среди активного избирателя невелик. С другой, явного негатива он не вызывает, жителей устраивает, что есть. Подписи за его отставку, конечно, собираются не общественностью, а структурами Попова, который из Финляндии пытается влиять на ситуацию. И работают не народ, а яблочные купюры», - уверенно заявляет Степанов. Цыганков же напоминает, что именно Худилайнен смог привлечь в регион 137 миллиардов рублей инвестиций и привести крупный бизнес, что оживило экономику.

С другой стороны, Кремль не послал главу республики на досрочные выборы, как это сделал, например, с губернатором соседней Ленинградской области Александром Дрозденко. А значит, к перспективам успешной легитимации Худилайнена федеральный центр относится скептически. И это понятно, ведь в Карелии в 2011 году ЕР получила один из худших по стране результатов - 32 процента. Поэтому сейчас для Худилайнена критически важно продемонстрировать хороший рейтинг «Единой России» на выборах в Государственную Думу, параллельно которым пройдут выборы заксобрания региона. И это создает трудноразрешимую проблему для него, поясняет «Ленте.ру» политолог Дмитрий Орешкин.

«Важнейшие предприятия, производства и центры услуг всегда концентрируются в столице региона. А его элита всегда заинтересована на использование денег на свои нужды. Губернатор же, хозяйствуя по всей области, заинтересован "размазывать" средства. Его источники - либо столичные деньги, либо федеральные дотации. Конфликт между губернатором и главой столичного города - история традиционная, для этого есть системная основа. Разные начальники решают по-разному: кто-то вышибает мэра, кто-то лишает полномочий или замещает сити-менеджером», - поясняет он.

Однако такие методы работают только при спящем городе с низкой явкой на выборах. При повышении явки и ухудшении ситуации в городе легко можно получить ситуацию Новосибирска (мэр - коммунист Локоть) или Иркутской области (губернатор - коммунист Левченко). С яблочным мэром этот риск тоже не маленький. Поэтому с точки зрения политтехнологий мэра Петрозаводска нужно было уничтожить заранее, считает Орешкин: «Если не удалось за два с половиной предшествующих года, то заниматься этим в срок за год выборов в Госдуму - слишком большой риск».

Таким образом, губернатор оказывается между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, снятие Ширшиной за год до выборов и Госдумы, и Заксобрания автоматически создает в Петрозаводске сильного одномандатника с образом мученика, вокруг фигуры которого могут консолидироваться оппозиционные силы и серьезно уронить рейтинги партии власти на всех уровнях выборов. С другой - «яблочный мэр» и так не даст ЕР получить хороший результат в регионе. Что, опять же, пошатнет и без того традиционно слабые позиции единороссов в городе, а это, скорее всего, станет критическим для карьеры Худилайнена. Выходом мог бы стать точечный компромисс с Ширшиной, которая осталась без поддержки выдвинувших ее в мэры кланов и вынуждена лавировать в политическом море самостоятельно. Это и будет прецедентом согласования интересов.

19 июня 2018 года в Правительстве Карелии состоялась встреча Заместителя Главы Республики Карелия по внутренней политике Владимира Любарского и Председателя Законодательного Собрания Элиссана Шандаловича с членами Общественной палаты Республики Карелия второго и третьего созывов.

В ходе встречи были озвучены итоги формирования нового состава Общественной палаты Республики. В него вошли 25 человек - представители общероссийских, региональных и местных общественных объединений, зарегистрированных на территории Республики Карелия.

Избраны председатель Общественной палаты Республики Карелия и два его заместителя. Одним из заместителей стал председатель Общественного совета при ЦИК Карелии, руководитель Центра политических и социальных исследований Карелии Анатолий Михайлович Цыганков, который был выдвинут в состав региональной Общественной палаты Карельским региональным отделением Ассоциации юристов России.

А.М. Цыганков много лет является одним из ведущих политических обозревателей Республики Карелия, в 1998-м году стал лауреатом Всероссийского конкурса на лучший материал в средствах массовой информации, освещающий региональные выборы и вопросы избирательного законодательства, дважды избирался председателем Союза журналистов Карелии. С 2017 года является председателем Общественного совета при ЦИК Карелии, консультативного органа, образованного для изучения и анализа общественного мнения, позиций экспертов и специалистов по вопросам обеспечения реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Карелия, выработки предложений и рекомендаций по вопросам развития и совершенствования избирательной системы Республики Карелия.

Общественная палата Республики Карелия создана в 2010 году. Она призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод граждан и защиты демократических принципов организации гражданского общества.

Последние новости Карелии по теме:
Председатель Общественного совета при ЦИК Карелии Анатолий Цыганков избран зампредседателя региональной Общественной палаты

Председатель Общественного совета при ЦИК Карелии Анатолий Цыганков избран зампредседателя региональной Общественной палаты - Петрозаводск

19 июня 2018 года в Правительстве Карелии состоялась встреча Заместителя Главы Республики Карелия по внутренней политике Владимира Любарского и Председателя Законодательного Собрания Элиссана Шандаловича с членами Общест
16:50 22.06.2018 Центральная избирательная комиссия

Политолог Анатолий Цыганков считает, что, несмотря на слухи об отставке главы Карелии Артура Парфенчикова, он доработает до окончания срока своих полномочий. «Мне кажется, что со временем Парфенчиков стал более уверенным, спокойным. Мне кажется, что это признаки того, что он понимает, что работать придется весь срок», - сказал Цыганков и отметил, что почти всех работавших в Карелии губернаторов СМИ регулярно «отправляли в отставку».

Главу Карелии Артура Парфенчикова в очередной раз СМИ «отправляют » в отставку. Ранее появилась информация, что Парфенчиков якобы уже написал заявление о сложении полномочий. Стоит сказать, что слухи о возможной отставке главы Карелии появляются регулярно . При этом местные наблюдатели отмечают, что в последнее время о переезде Парфенчикова в Москву говорят все чаще.

Главное

  • Олимпийская чемпионка Журова поддержала предложение челябинского губернатора Текслера о разработке программы «Земский тренер»
    Губернатор Челябинской области Алексей Текслер предложил разработать программу «Земский тренер» по аналогии с программами «Земский доктор» и «Земский учитель». «Я считаю, что критически важно, чтобы были тренеры, организаторы физической культуры в сельских территориях», - сказал Текслер. Депутат Госдумы Светлана Журова считает актуальным предложение главы региона. Член ОП РФ Сергей Кашников отмечает, что предложение Текслера соответствует задачам нацпроектов «Демография» и «Здравоохранение».
    Губернатор Владимиров: главная цель встреч с ОНФ – лучше понять, что волнует людей
    Губернатор Ставрополья Владимир Владимиров в третий раз за год встретился с активистами краевого штаба ОНФ. Он поддержал их инициативу создать новую систему оценки муниципальных руководителей. Владимиров также подчеркнул, что главная цель таких диалогов - лучше понять, что волнует людей, и скорректировать работу власти для лучшего решения их проблем. Для губернатора ОНФ - это очень хороший инструмент для решения действительно важных задач, поддержала сотрудничество Владимирова с «фронтовиками» политконсультант Алёна Август. Сопредседатель регионального штаба ОНФ Виктор Надеин рассказал «Клубу Регионов», что поддержка главы региона позволяет общественникам быстрее и эффективнее добиваться решения разных вопросов, которые беспокоят граждан. Во время визита в одну из школ Ростовской области губернатор Василий Голубев предложил школьникам поучаствовать в видеофлешмобе, посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Для этого нужно записать видеорассказ об участии их родных в войне. Председатель комиссии по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Общественной палаты РФ Елена Цунаева считает, что такой неформальный подход позволит школьникам сформировать у себя ту память, которую несет старшее поколение, имевшее возможность лично общаться с ветеранами.
    Эксперт РАНХиГС Иванкина поддержала решение губернатора Фургала о переселении жильцов из аварийных домов в новые квартиры
    В Хабаровском крае нужно строить новое жилье для расселения граждан из аварийных домов, заявил губернатор Сергей Фургал. Он отверг предложения закупать для них квартиры на вторичном рынке. По его словам, ничего, кроме роста цен, которые в Хабаровске и так составляют 88 тыс. руб. за кв. метр, это не даст. С такой позицией согласна директор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Елена Иванкина. Она отметила, что, даже если сами квартиры на вторичном рынке могут быть в хорошем состоянии, то все остальное, включая состояние подъездов, лифтов и входных групп, как правило, оставляет желать лучшего и не позволяет обеспечить людям в таких домах хорошее качество жизни. Строительство нового жилья по многим параметрам экономически выгоднее, чем покупать «вторичку», а при определенных условиях это позволяет снизить цены на региональном рынке, говорит руководитель проектов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Юлия Рышкина.