Пбу новые редакции. Капитал и резервы

Предприятия в статусе юридического лица, в соответствии с законодательством РФ, обязаны вести отчетность. Один из главных нормативных актов, регламентирующих данную процедуру — ПБУ 4/99. Каковы его основные моменты? Какой должна быть структура в соответствии с нормами, что зафиксированы в данном нормативном акте?

Что представляет собой нормативный акт ПБУ 4/99?

Рассматриваемый источник права введен в оборот Приказом Минфина РФ № 43н, который был издан 06 июля 1999 года. Данный нормативный акт классифицируется как Положение. Полное его наименование — Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Для чего нужен соответствующий источник права? Данный нормативный акт определяет структуру, а также методические основы ведения предприятиями

Юрисдикция рассматриваемого источника права распространяется на всех юридических лиц, кроме банков, а также государственных и муниципальных структур. Также ПБУ 4/99 может не применяться, если формируется предприятием для внутренних нужд, в целях предоставления статистической отчетности и бухгалтерской документации хозяйствующими субъектами для заинтересованных лиц в порядке, который прямо не регулируется Приказом Минфина № 43н.

Рассматриваемый документ не должен применяться при составлении:

  • отчетности, формируемой хозяйствущим субъектом для внутренних целей, а также составляемой для учреждений статистики;
  • информации, подготавливаемой банковской организацией в соответствии с установленными требованиями, если иное не предусмотрено отдельными правилами.

Можно отметить, что соответствующий источник норм может задействоваться непосредственно Минфином в целях:

  • определения типовых а также руководств для них;
  • особого порядка отчетности для малых бизнесов и НКО;
  • установления правил создания сводной отчетности, а также документации при изменении статуса предприятия.

Таким образом, рассматриваемый норматив - универсальный, имеющий довольно широкую юрисдикцию источник.

Рассматриваемый источник права устанавливает ряд определений, которых предприятиям желательно придерживаться при формировании отчетности.

Определения по ПБУ 4/99

Речь идет об определениях таких терминов, как:

  • бухгалтерская отчетность;
  • отчетные дата, период;
  • пользователь.

Под бухгалтерской отчетностью, в соответствии с положениями ПБУ 4/99, следует понимать единую внутрикорпоративную систему знаний о финансовом положении компании, а также об итогах хозяйственной деятельности фирмы, составляемую на основе сведений, которые отражаются в бухучете.

Под в ПБУ 4/99 понимается период, в рамках которого соответствующего типа отчетность должна формироваться в организации. Под отчетной датой понимается, в свою очередь, дата, по состоянию на которую хозяйствующий субъект обязан предоставлять отчетность.

Еще один термин, который раскрывается в рассматриваемом источнике права — пользователь. Под таковым понимается физлицо или организация, которые заинтересованы в получении сведений о хозяйствующем субъекте.

В ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" определяется состав соответствующей документации предприятия, а также требования к ней. Рассмотрим их.

Состав отчетности

В соответствии с положениями ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", в бухгалтерскую отчетность фирмы входят:

  • баланс;
  • отчет, фиксирующий прибыли и убытки;
  • специальные приложения к балансу и отчету;
  • пояснительная записка;
  • в предусмотренных законом случаях — аудиторское заключение.

В свою очередь, рассматриваемый источник права устанавливает широкий спектр требований к бухгалтерской отчетности фирмы. Изучим их.

Требования к документам

В соответствии с ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", документы, которые формируются предприятием, должны отражать достоверно и в необходимой полноте представление о состоянии дел в бизнесе, итогах хозяйственной деятельности фирмы, тенденций, характеризующих экономическое показатели компании.

Главный критерий полноты и достоверности отчетности — ее соответствие правилам, зафиксированным нормативными актами, которые принимаются компетентными органами власти. В случае если при формировании соответствующих документов выявляется недостаточность тех или иных данных, то фирма должна внести в отчетность необходимые дополнительные показатели, пояснения.

В крайнем случае ПБУ 4/99 допускает данный сценарий, предприятие может отклониться от установленных норм, если необходимые показатели получить по объективным причинам не представляется возможным.

Информация, которая собирается в ходе работы над формированием отчетности, должна быть нейтральной. Ее применение не должно влиять на решения, принимаемые компетентными лицами в ходе оценки финансовых результатов.

Важнейшее требование к бухгалтерской отчетности юридического лица — в нее должны включаться показатели, отражающие итоги хозяйственной деятельности всех его подразделений, представительств, а также иных структур, включая те, что имеют отдельные балансы.

Предприятию необходимо обеспечить важнейшее соответствие Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), которое заключается в последовательном формировании документов, с учетом преемственности структуры формы, в которой фиксируются показатели по разным отчетным периодам. Формы документов, используемые в качестве основы для составления баланса, отчета, фиксирующего прибыли и убытки, а также дополняющих их источников, должны быть, таким образом, постоянными. Изменению они подлежат в исключительных случаях. Как вариант — если меняется вид деятельности фирмы. При этом организация должна быть готовой обосновать соответствующие изменения посредством отдельных пояснений к балансу, а также отчету, отражающему прибыли и убытки.

Бухгалтерская отчетность, ее состав и содержание ПБУ 4/99 содержит соответствующие нормы) должны формироваться с учетом преемственности показателей по разным отчетным периодам. В случае обнаружения расхождений между соответствующими данными бухгалтер может произвести необходимую корректировку тех или иных показателей. При этом сведения о ней нужно отражать в дополнениях к балансу и отчету, отражающему прибыли и убытки предприятия.

Отражение хозяйственных показателей в отчетности: нюансы

Существует ряд нюансов, характеризующих фиксацию в бухгалтерской отчетности ключевых показателей — их также предусматривает документ «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Коротко о них можно отметить следующее. Показатели об активах, пассивах, выручке и расходах фирмы необходимо отражать обособленно, если они очень важны для достоверной оценки положения дел в фирме. В свою очередь, данные показатели могут отражаться в дополнениях к балансу и отчету, если они не имеют особого значения для оценки состояния бизнеса.

Отчетные дата и год

В соответствии с рассматриваемым нормативным источником, при формировании бухгалтерской документации предприятие должно иметь в виду, что отчетной датой нужно считать последний календарный день соответствующего периода. Отчетный год соответствует периоду с 1 января по 31 декабря. Первый отчетный год для новой организации — период с даты регистрации фирмы до 31 декабря. Если фирма создана после 1 октября, то первый отчетный год для нее соответствует периоду с даты регистрации в государственных органах до 31 декабря, таким образом, следующего года.

Бухгалтерская отчетность: прочие требования

Рассмотрим иные значимые требования к формированию бухгалтерской отчетности по ПБУ 4/99. Так, следует отметить, что каждый ее компонент — баланс, отчет, дополнения к ним, аудиторское заключение — должны содержать:

  • наименование;
  • отчетную дату или период, за который предоставляется отчетность;
  • название фирмы, предоставляющей документы;
  • сведения об организационно-правовой форме бизнеса;
  • формат отражения показателей по отчетности.

Приказ об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 предписывает бухгалтерам составлять документацию:

  • на русском языке;
  • указывать показатели в рублях.

Соответствующая отчетность должна заверяться:

  • руководителем фирмы;
  • главным бухгалтером или иным работником, реализующим полномочия по ведению бухучета.

Структура баланса

Полезно будет изучить структуру двух ключевых документов бухгалтерской отчетности — баланса, а также отчета, что отражает прибыли и убытки фирмы. Начнем с первого источника.

Содержит актив и пассив. Соответствующие показатели характеризуют экономическое положение фирмы на отчетную дату. Что касается активов и пассивов фирмы, они должны классифицироваться на краткосрочные и долгосрочные. К первым относятся те, длительность которых не превышает 12 месяцев. Ко вторым — наоборот, те, которые могут быть погашены обязанной стороной через 12 месяцев после заключения договора и позднее.

Структура отчета

Следующий важнейший документ — отчет, в котором отражаются показатели по прибылям и убыткам. С использованием данного источника может быть осуществлена, в частности, классификация доходов на основе ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Рассматриваемый документ должен отражать итоги хозяйственной деятельности фирмы за отчетный период. Основные показатели в нем соотносятся, таким образом, с доходами и расходами, которые классифицируются на обычные и прочие.

Пояснения к балансу и отчету

Еще один важнейший тип источников, включаемых в бухгалтерскую отчетность фирмы — пояснения к балансу и отчету, отражающему прибыли и убытки фирмы. Соответствующие дополнения предназначены для раскрытия тех сведений, что относятся к учетной политике фирмы и необходимы для выставления заинтересованными лицами достоверной оценки финансовых показателей компании.

В случае если в пояснениях требуется отразить отклонения от правил, допущенных компетентным специалистом фирмы при составлении отчетности, фиксируется причина допущения данного отклонения. Кроме того, фирме необходимо отразить финансовые последствия допущения несоответствия нормам права, регулирующим составление бухгалтерской отчетности на предприятиях.

Дополнения к отчетным источникам бухгалтерии должны отражать сведения, которые относятся непосредственно к хозяйственной деятельности организации, и раскрывать их в контексте той информации, что подтверждается данными бухучета. Таким образом, заинтересованное в получении рассматриваемых источников лицо рассчитывает, прежде всего, на повышение достоверности сведений о хозяйственном положении на предприятии.

Обязательный критерий соответствующих дополнений к ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" - их соответствие нормам законодательства, а также внутренних нормативных актов, если это требуется исходя из управленческой политики корпорации. Если от каких-либо норм финансистам пришлось отказаться, это должно быть зафиксировано в рассматриваемых дополнениях. Таким образом, соответствующие документы предполагают быть прозрачными для любых заинтересованных лиц.

Можно отметить, что рассматриваемый правовой акт может корреспондировать с иными, что регулируют бухучет на предприятии. В этом случае финансисту необходимо иметь оперативный доступ к соответствующим источникам норм в самой свежей редакции, а также к комментариям, разъяснениям и, если потребуется, судебной практике по использованию положений данных источников права.

ПБУ 1/2008 Учетная политика организации

Данное ПБУ устанавливает правила формирования учетной политики главным бухгалтером или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации. Документ регламентирует порядок утверждения: рабочего план счетов, форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации, способы оценки активов и обязательств, правила документооборота и технология обработки учетной информации. Кроме этого положение устанавливает порядок и правила внесения изменений в учетную политику организации.

ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда

Это Положение раскрывает порядок формирования и раскрытия в бухгалтерском учете и отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организаций являющихся подрядчиками либо субподрядчиками в договорах строительного подряда, длительность работы по которым носит долгосрочный характер и составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы. Кроме этого, рассматриваемое ПБУ, используется при учете договоров оказания услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в строительстве и иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом. Документ определяет требования к организации объектов бухгалтерского учета по указанным договорам, условия признания доходов и расходов, а так же правила определения финансового результата.

ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

Документ устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. ПБУ регламентирует порядок пересчета выраженных в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в рубли, требования к учету курсовых разниц, а так же устанавливает порядок отражения в бухгалтерском учете активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами Российской Федерации.



ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации

Данное ПБУ устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности - единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Документ определяет перечень форм бухгалтерской отчетности и общие требования к ней: правила оценки статей бухгалтерской отчетности, аудит бухгалтерской отчетности.

ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов

Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. Определяет порядок оценки материально-производственных запасов и требования к порядку учета фактических затрат на их приобретение (затраты по заготовке и доставке, проценты по кредитам, таможенные пошлины и т.п.). Регламентирует порядок определения их себестоимости при передаче в производство и ином выбытии и требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности.

ПБУ 6/01 Учет основных средств

Положение устанавливает требования к правилам формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах предприятия. Описываются критерии по которым актив принимается организацией к учету в качестве основного средства. Раскрывается методика оценки основных средств и состав затрат для формирования первоначальной стоимости объекта (суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику; затраты на доставку объекта, таможенные пошлины и таможенные сборы, проценты по кредитам и т. п.). Устанавливаются способы начисления амортизации объектов основных средств: линейный, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Порядок учета затрат организации на ремонт и восстановление объектов. Требования к отражению в бухгалтерском учете операций выбытия основных средств в случаях: продажи, прекращения использования вследствие морального или физического износа, ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд и иных случаях.

ПБУ 7/98 События после отчетной даты

Для целей бухгалтерского учета событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год. Данное ПБУ устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, событий после отчетной даты. Определяет требования к отражению таких событий и их последствий в бухгалтерской отчетности. В приложении к ПБУ приводится примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты.

ПБУ 8/01 Условные факты хозяйственной деятельности

Условным фактом хозяйственной деятельности в соответствии с ПБУ является имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, т.е. возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий. Это Положение устанавливает порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности и их последствий в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Определяет состав условных фактов для бухгалтерского учета. Устанавливает правила их отражения и методику оценки последствий в денежном выражении. Раскрытие информации о последствиях условных фактов в бухгалтерской отчетности организации.

ПБУ 9/99 Доходы организации

В соответствии с ПБУ 9/99 доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов, денежных средств, иного имущества или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов собственников имущества. Документ устанавливает правила классификации доходов, раскрывает перечень, состав доходов организации и порядок их признания. Данное ПБУ применяется коммерческими организациями (за исключением кредитных и страховых) и регламентирует порядок отражения информации.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности. Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказом Минфина России и обязательны к применению. Разработка ПБУ основывается на общих методологических принципах. Структура ПБУ в общем включает в себя: общие положения; определения; содержание; пояснения; раскрытие информации в бухгалтерской отчетности; дата введения в силу.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н1. Данное Положение разработано на основании Закона о бухгалтерском учете. Положение распространяется на все юридические лица, кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений. Положение включает в себя шесть разделов.

Положение определяет:

Порядок организации и ведения бухгалтерского учета;

Требования к ведению бухгалтерского учета;

Способы оценки имущества и обязательств;

Порядок проведения инвентаризации и обязательств;

Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности;

Взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации и др.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/2008) , утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н1, устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Структура ПБУ 1/2008 включает в себя четыре раздела:

I. Общие положения.

II. Формирование учетной политики.

III. Изменение учетной политики.

IV. Раскрытие учетной политики.

Положение распространяется на все организации в части формирования учетной политики, а в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. Однако правила формирования и раскрытия учетной политики, закрепленные ПБУ 1/2008, не распространяется на кредитные организации и бюджетные учреждения.

ПБУ 1/2008 закрепляет понятие учетной политики как совокупности способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности). В Положении дается закрытый перечень способов ведения бухгалтерского учета, рассматривается порядок формирования учетной политики. Она формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета в организации, и утверждается руководителем организации. Положение закрепляет основные принципы и допущения, а также требования к составлению учетной политики. Далее ПБУ 1/2008 освещает случаи, в которых может производиться изменение учетной политики (изменение законодательства, разработка новых способов ведения бухгалтерского учета, существенные изменения условий хозяйствования). Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения. В Положении также указывается перечень информации, которая должна быть отражена в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденное приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н1, устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями, являющимися подрядчиками либо субподрядчиками в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы). Данный порядок не распространяется на кредитные организации и бюджетные учреждения.

Положение распространяется также на договоры оказания услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в строительстве и иных услуг.

ПБУ 2/2008 состоит из пяти разделов:

I. Общие положения.

II. Объекты бухгалтерского учета по договорам.

III. Признание доходов и расходов по договору.

IV. Признание финансового результата.

V. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.

Положение раскрывает объекты бухгалтерского учета по договорам строительного подряда. Объектом бухгалтерского учета в подрядных организациях является договор строительного подряда, в рамках которого ведется учет доходов, расходов и финансовых результатов.

Положение указывает, что бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов организация ведет отдельно по каждому исполняемому договору. Уточняется порядок ведения учета в случаях, когда одним договором предусмотрено строительство комплекса объектов для одного или нескольких заказчиков по единому проекту, когда заключены два и более договора с одним или несколькими заказчиками, а также когда в процессе исполнения договора в техническую документацию вносится дополнительный объект строительства (дополнительные работы).

ПБУ 2/2008 освещает порядок признания доходов и расходов по договору, которые признаются в соответствии с порядком, установленным ПБУ 9/19991 и ПБУ 10/19992. Указывает информацию, которая должна быть отражена в бухгалтерской отчетности строительной организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утвержденное приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. № 154н3, устанавливает особенности формирования информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Данное положение не распространяется на кредитные организации и бюджетные учреждения. ПБУ 3/2006 состоит из пяти разделов.

Положение определяет, что стоимость активов и обязательств (денежных знаков в кассе организации, нематериальных активов и т. п.), выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете подлежит перерасчету в рубли. Данный перерасчет производится по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому Центральным банком РФ. Если же курс перерасчета установлен законом или соглашением, то пересчет производится по установленному курсу. В то же время для составления бухгалтерской отчетности пересчет стоимости активов и обязательств в рубли производится по курсу, действующему на отчетную дату.

Данное Положение закрепляет перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте. Например, датой совершения операции в иностранной валюте по банковским счетам будет признаваться дата поступления денежных средств на банковский счет или их списания.

ПБУ 3/2006 раскрывает порядок отражения курсовой разницы, под которой понимается разница между рублевой оценкой актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату данного отчетного периода и рублевой оценкой этого же актива или обязательства на дату принятия его к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату предыдущего отчетного периода. Курсовая разница возникает по операциям по полному или частичному погашению дебиторской или кредиторской задолженности и иным операциям. Положение также освещает порядок учета активов и обязательств, которые используются организацией для ведения деятельности за пределами Российской Федерации, и порядок отражения информации об операциях в иностранной валюте в бухгалтерской отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/1999), утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н1, устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций. Данное положение не распространяется на кредитные и бюджетные организации. Положение состоит из шести разделов. ПБУ 4/1999 закрепляет понятие бухгалтерской отчетности и раскрывает ее состав. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения. Положение устанавливает основные требования к информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности (достоверности, полноты, нейтральности, последовательности, сопоставимости и др.). При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. ПБУ 4/1999 раскрывает содержание бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках; закрепляет правила оценки статей бухгалтерской отчетности; определяет дополнительную информацию, которая сопутствует бухгалтерской отчетности. Также ПБУ 4/1999 указывает, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту. Так, обязательный аудит бухгалтерской отчетности организации проводится, если такая организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества или если организация является кредитной организацией, страховой и т. п.2 Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/2001), утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н3, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. Данные правила не распространяются на кредитные организации и бюджетные учреждения. Положение состоит из четырех разделов. ПБУ 5/2001 к материально-производственным запасам относит активы: используемые в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд организации. Организация выбирает единицу бухгалтерского учета материально-производственных запасов (номенклатурный номер, партия и т. п.) для того,

чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. Положение не применяется к незавершенному производству, т. е. к продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также к изделиям неукомплектованным, не прошедшим испытания и техническую приемку1. Положение закрепляет способы оценки себестоимости материально-производственных запасов при их принятии к бухгалтерскому учету и при их отпуске в производство и ином выбытии. ПБУ 5/2001 указывает, что информация о материально-производственных запасах (о способах ее оценки, о последствиях изменений способов оценки, о ее стоимости и т. п.) должна раскрываться в бухгалтерской отчетности организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/2001), утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н2, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации. Данные правила не распространяются на кредитные организации и бюджетные учреждения. Положение включает в себя шесть разделов. ПБУ 6/2001 к основным средствам относит: здания, сооружения, оборудование, измерительные приборы и устройства, вычислительную технику, транспортные средства, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. Положение также указывает, при каких условиях активы признаются в качестве основных средств. ПБУ 6/2001 характеризует способы оценки основных средств, способы начисления амортизации объектов основных средств (линейный, уменьшенного остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Положение также раскрывает порядок восстановления (посредством ремонта, модернизации, реконструкции) и выбытия (продажа, дарение, ликвидация при аварии и т. п.) объекта основных средств. ПБУ 6/2001 отмечает, что информация об объектах основных средств, их способы оценки подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/1998), утвержденное приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. № 56н3, устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций событий после отчетной даты. Данный порядок не распространяется на кредитные организации. Положение применяется при установлении особенностей раскрытия событий после отчетной даты в бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.

В соответствии с ПБУ 7/1998 событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Положение указывает примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты. Например, обнаружение после отчетной даты существенной ошибки в бухгалтерском учете, которая ведет к искажению бухгалтерской отчетности за отчетный период. Положение содержит требование об отражении существенного события после отчетной даты в бухгалтерской отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его характера для организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/2001), утвержденное приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. № 961, устанавливает порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности и их последствий в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Данное положение не применяется в отношении кредитных организаций. Субъекты малого предпринимательства могут не применять данное Положение, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг. Положение включает в себя четыре раздела.

ПБУ 8/2001 под условным фактом хозяйственной деятельности понимает факт хозяйственной деятельности, имеющий место в отчетном периоде, в отношении которого существует неопределенность. То есть можно сказать, что под условным фактом понимаются такие последствия условного факта, которые в будущем с высокой степенью вероятности могут привести к уменьшению экономических выгод организации (расход организации - условные обязательства) или к увеличению экономических выгод организации (доходы организации - условные активы).

ПБУ 8/2001 указывает, что к условным фактам хозяйственной деятельности не относятся снижение или увеличение стоимости материально-производственных запасов и финансовых вложений, а также расходы организации, которые признаются в бухгалтерском учете по

получении от поставщика платежных документов (например, по оказываемым коммунальным услугам, услугам телефонной связи и т. п.). Положение также отмечает, что все существенные последствия условных фактов должны быть отражены в пояснительной записке бухгалтерской отчетности организации за отчетный год независимо от того, являются они благоприятными или неблагоприятными для организации. В ПБУ 8/2001 говорится, что условные обязательства подлежат организацией оценке в денежном выражении, а условные активы - нет. Положением указывается примерная оценка вероятности последствий условного факта хозяйственной деятельности (очень высокая, высокая, средняя, малая).

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/1999), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н1, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций. Некоммерческие же организации (кроме бюджетных учреждений) признают доходы от предпринимательской и иной деятельности. Данное Положение не распространяется на кредитные и страховые организации. Положение включает в себя пять разделов.

ПБУ 9/1999 раскрывает, что признается доходами организации - увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации.

Положение подразделяет все доходы на две группы:

а)доходы от обычных видов деятельности - выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг;

б)прочие доходы - штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения, и т. п.

ПБУ 9/1999 перечисляет условия, при наличии которых выручка признается в качестве доходов; устанавливает, какая информация должна быть отражена в бухгалтерской отчетности организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/1999), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н2, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций. Данное Положение не распространяется на кредитные и страховые организации. Некоммерческие организации (кроме бюджетных учреждений) признают расходы по предпринимательской и иной деятельности.

ПБУ 9/1999 под расходами организации признает уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации.

Положение подразделяет все расходы на две группы:

а)расходы по обычным видам деятельности, к которым относятся расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также связанные с выполнением работ, оказанием услуг;

б)прочие расходы, к которым относятся расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; штрафы, пени, неустойки занарушение условий договоров; курсовые разницы и прочие расходы.

Положение раскрывает условия, при наличии которых расходы признаются в бухгалтерском учете. Порядок признания коммерческих и управленческих расходов должен быть отражен в составе информации учетной политики организации в бухгалтерской отчетности. Также в Положении указывается, что расходы должны отражаться в отчете о прибылях и убытках.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008), утвержденное приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. № 48н1, устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Данный порядок не распространяется на кредитные организации. Положение состоит из двух разделов.

Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой для внутренних целей организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность; отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения; отчетной информации, предоставляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями; отчетной информации, предоставляемой для иных специальных целей. Положение могут не применять субъекты малого предпринимательства при формировании бухгалтерской отчетности.

ПБУ 11/2008 определяет юридические и (или) физические лица, которые способны оказывать влияние на деятельность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, а именно: лица, составляющие бухгалтерскую отчетность, которые являются аффилированными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации; лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, которые участвуют в совместной деятельности; организации, составляющие бухгалтерскую отчетность, и негосударственный пенсионный фонд, действующий в интересах работников таких организаций.

ПБУ 11/2008 определяет операции со связанной стороной как любую операцию по передаче (поступлению) активов, оказанию (потреблению) услуг, по возникновению (прекращению) обязательств независимо от получения оплаты. Положение перечисляет такие операции: приобретение и продажа товаров, работ, услуг; приобретение и продажа основных средств и других активов; аренда имущества и предоставление имущества в аренду; передача в виде вклада в уставные (складочные) капиталы и другие операции.

Информация о связанных сторонах включается в пояснительную записку отдельным разделом.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина России от 27 января 2000 г. № 11н1, устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Правила не распространяются на кредитные организации.

Положение состоит из четырех разделов.

Положение применяется организацией при составлении сводной бухгалтерской отчетности в случаях:

Наличия у организации дочерних и зависимых обществ;

Если на организацию учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности.

Положение не применяется при формировании:

Отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения;

Отчетной информации, предоставляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями;

Информации для иных специальных целей.

Положение также может не применяться при формировании бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.

ПБУ 12/2000 под информацией по сегменту понимает информацию, раскрывающую часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях.

Положение различает информацию:

По операционному сегменту - по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги, которая подвержена рискам, и получению прибыли;

По географическому сегменту - по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам, и получению прибыли.

Положение раскрывает порядок выделения информации по отчетным сегментам, порядок формирования показателей, раскрываемых в информации по отчетному сегменту, а также способ предоставления и состав информации по отчетным сегментам.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 921, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям. Данные правила не распространяются на кредитные организации. Положение включает в себя четыре раздела.

Положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с государственным регулированием цен и тарифов; применением соответствующих правил налогообложения прибыли; участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).

В соответствии с ПБУ 13/2000 в бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов и в прочих формах.

Положение раскрывает порядок учета бюджетных кредитов и прочих форм государственной помощи. Положение также указывает, какая информация в отношении государственной помощи должна быть отражена в бухгалтерской отчетности (величина бюджетных средств, величина бюджетных кредитов и их назначение и т. п.).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденное приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н2, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций. Данные правила не распространяются на кредитные организации и бюджетные учреждения. Положение включает в себя восемь разделов.

Положение закрепляет условия, при выполнении которых объекты принимаются к учету в качестве нематериальных активов. Причем данные условия должны быть выполнены единовременно.

Нематериальными активами могут являться: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания.

Нематериальными активами не являются: расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы); интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду.

ПБУ 14/2007 раскрывает способы оценки, амортизации, списания нематериальных активов. Положение также указывает, что информация о способах оценки, амортизации и т. п. должна быть отражена в бухгалтерской отчетности организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 107н1, устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам. Положение не распространяется на кредитные организации и бюджетные учреждения.

Положение к расходам, связанным с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, относит: проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору); дополнительные расходы по займам (суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, и иные расходы). Положение определяет порядок учета расходов по займам.

ПБУ 15/2008 раскрывает информацию, подлежащую отражению в бухгалтерской отчетности организации: о наличии и изменении величины обязательств по займам (кредитам); о суммах расходов по займам, включенных в прочие расходы, и т. д.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/2002), утвержденное приказом Минфина России от 2 июля 2002 г. № 66н2, устанавливает порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Данный порядок не распространяется на кредитные организации.

Положение под прекращаемой деятельностью понимает информацию, раскрывающую часть деятельности организации по производству продукции, продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которая может быть выделена для целей составления бухгалтерской отчетности и в соответствии с принятым организацией решением подлежит прекращению.

Положение не применяется организацией при прекращении ею деятельности вследствие:

Стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п.;

Принудительного изъятия имущества;

Обращения имущества в государственную собственность (национализации).

Прекращение части деятельности осуществляется путем: продажи предприятия, отдельных активов; отказа от продолжения части деятельности.

При прекращении деятельности организации обычно возникают обязательства перед физическими и юридическими лицами. Для урегулирования таких обязательств организация образует резерв. ПБУ 16/2002 раскрывает особенности при признании резерва. Положение устанавливает, какая информация по прекращаемой деятельности должна отражаться в бухгалтерской отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/2002), утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 115н1, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности коммерческих организаций информации о расходах, связанных с выполнением научно-ис-следовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР и ТР). Данные правила не распространяются на кредитные организации. Положение включает в себя шесть разделов.

Положение применяется организациями, которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы собственными силами или (и) являются по договору заказчи-ком указанных работ2, и не распространяется на незаконченные данные виды работ.

ПБУ 17/2002 раскрывает:

Порядок признания расходов по НИОКР и ТР при выполнении определенных условий (например, наличие акта приемки выполненных работ или использование результатов НИОКР и ТР может быть продемонстрировано и т. д.);

Состав расходов по НИОКР и ТР (стоимость материально-производственных запасов, услуг сторонних организаций, затраты на заработную плату и т. п.);

Способы списания расходов по НИОК и ТР (линейный способ и способ списания расходов пропорционально объему продукции (работ, услуг).

Положение также указывает, какая информация должна быть отражена в бухгалтерской отчетности организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/2002), утвержденное Минфином России от 19 ноября 2002 г. № 114н1, устанавливает правила формирования и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций для организаций, а также позволяет отразить разницу между бухгалтерской прибылью и налогооблагаемой базой по налогу на прибыль. Данные правила не распространяются на кредитные организации и бюджетные учреждения.

У субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций есть право не применять данное Положение.

ПБУ 18/2002 определяет, что разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода состоит из постоянных и временных разниц.

Постоянные разницы - это доходы и расходы:

Формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток), но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль;

Учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, но не признаваемые для целей бухгалтерского учета доходами и расходами как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

Положение указывает, какие возникают постоянные разницы и в результате чего.

Положение под временными разницами понимает доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или в других отчетных периодах.

Положение указывает, в каких случаях возникают временные разницы.

Временные разницы бывают двух видов: вычитаемые временные разницы и налогооблагаемые временные разницы.

Положение рассматривает отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства, их признание и отражение в бухгалтерском учете; раскрывает порядок учета налога на прибыль. Положение указывает, какая информация отражается в бухгалтерской отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/2002), утвержденное приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н2, устанавливает правила формирования

в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о финансовых вложениях организации. Положение применяется при установлении особенностей учета финансовых вложений для профессио-нальных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов. Данное Положение не распространяется на кредитные организации и бюджетные учреждения. Положение включает в себя семь разделов.

Положение к финансовым вложениям организации относит: государственные и муниципальные ценные бумаги; вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций и прочее.

ПБУ 19/2002 раскрывает способы оценки финансовых вложений, порядок выбытия финансовых вложений, признания доходов и расходов по финансовым вложениям, порядок снижения стоимости финансовых вложений.

Положением указывается информация, подлежащая отражению в бухгалтерской отчетности организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/2003), утвержденное приказом Минфина России от 24 ноября 2003 г. № 105н1, устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Данные правила не распространяются на кредитные организации. Положение включает в себя пять разделов.

Положение под информацией об участии в совместной деятельности понимает информацию, раскрывающую часть деятельности организации, осуществляемой с целью извлечения экономических выгод или дохода совместно с другими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями путем объединения вкладов и (или) совместных действий без образования юридического лица.

Информация об участии в совместной деятельности подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности организации.

Положение раскрывает:

Совместно осуществляемые операции, под которыми понимается выполнение каждым участником договора определенного этапа производства продукции (выполнение работы, оказание услуги) с исполь-зованием собственных активов;

Совместно используемые активы, под которыми понимаются активы, применяемыми в случае, когда имущество находится в общей собственности участников договора и собственники заключают договор с целью совместного использования такого имущества для получения экономических выгод или дохода2.

Положение указывает, какая информация должна содержаться в пояснительной записке бухгалтерской отчетности организации. В отчетности раскрывается такая информация, как: цель совместной деятельности; способ извлечения экономической выгоды или дохода; стоимость активов и обязательств, относящихся к совместной деятельности и т. д.

Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных знаний» (ПБУ 21/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н1, устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, информации об изменениях оценочных значений. Данные правила не распространяются на кредитные организации и бюджетные учреждения.

Оценочными знаниями согласно Положению по бухгалтерскому учету 21/2008 являются: величина резерва по сомнительным долгам; величина резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов; величина других оценочных резервов: сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов; оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др.

Под изменением оценочного знания признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств.

Например, срок полезного использования нематериального актива ежегодно проверяется организацией. В случае изменения срока полезного использования данного актива организация должна отразить данные изменения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на начало отчетного года как изменения оценочных знаний2.

Положение также указывает, какие изменения не являются изменением оценочного знания (исправление ошибки в бухгалтерской отчетности, изменение способа оценки активов и обязательств).

ПБУ 21/2008 определяет порядок признания изменения оценочного знания, а также закрепляет информацию об изменении оценочного знания, которая должна содержаться в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Ведение бухгалтерского учета в российских компаниях подчинено строгой регламентации законодательно утвержденных положений. Аббревиатура ПБУ стала привычной для любого бухгалтера, а содержание этих документов – определяющим фактором в осуществлении грамотного учета практически во всех областях применения. РСБУ, прописанные в положениях регулируют порядок ведения учета активов (оборотных и внеоборотных), обязательств, фондов, операций/событий в основной или подсобной деятельности каждого отечественного предприятия.

Утверждаются ПБУ Министерством финансов, и законодательный характер этих нормативных документов требует неукоснительного и детального выполнения представленных в них методик и рекомендаций. ПБУ по бухучету, актуальные для финансистов в 2017 году, насчитывают 24 документа. Познакомимся с самыми распространенными из них.

ПБУ по бухучету: применение в учете МПЗ, ОС, НМА

Каждое предприятие, определяя методы вырабатывания учетной политики и ведения учета, МПЗ , начисления амортизации внеоборотных активов и результатов деятельности формирования, опирается на рекомендации, представленные в ПБУ 1/2008 «Учетная политика».

Учет материальных ценностей обширен и разнообразен. Поэтому законодателями утверждено несколько положений по бухучету, регулирующих самые разные стороны жизни компании. К примеру, ПБУ 5/01 «Учет МПЗ» устанавливает общие правила отражения в учете информации о производственных запасах – материалов, сырья, готовой продукции или товаров. Различная специфика деятельности предприятий, в частности, работающих с активами, стоимость которых выражается в зарубежной валюте, предполагает применение особой методики формирования учета, рекомендованной в ПБУ № 3/2006.

Особенности учета, начисления амортизации , постановки на консервацию или ликвидации объектов недвижимости и имущества, срок использования которого превышает год, трактует ПБУ 6/01 по учету основных средств. В последнее время важнейшей составляющей в успешном имидже компании являются такие факторы как деловая репутация, секреты технологий (ноу-хау), товарные марки или уникальные программные продукты, т.е. нематериальные активы. Учет НМА определяет ПБУ № 14/2007.

Учет расходов, расчетов и обязательств в ПБУ

Для строительных организаций, специализирующихся в подрядной деятельности, актуально ПБУ 2/2008 по ведению и учету договоров подряда. Порядок учета финансовых вложений в российских организациях устанавливает ПБУ 19/02, а правильное распределение расходов по полученным кредитам и займам – ПБУ 15/2008.

Компании, получающие и использующие государственную помощь, опираются на Положение по бухучету 13/2000 «Учет государственной помощи», определяющее правильность формирования поступления и расходования бюджетных средств.

Корректное отнесение расходов по научно-исследовательской, технологической и конструкторской деятельности предприятия рассматривает ПБУ 17/02, а особенности расчетов по налогу на прибыль – ПБУ 18/02.

Генерирование доходов и расходов компаний регламентируют ПБУ 9/99 и 10/99, стандартизирующие алгоритмы хозяйственных операций.

ПБУ в составлении финансовой отчетности

Отчетность предприятий составляется в соответствии с ПБУ 4/99, устанавливающим структуру, содержание и методику формирования. Наряду с общими требованиями к оформлению отчетности законодательно принято ПБУ 23/2011, объясняющее правила составления приложения к балансу – отчета о движении денежных средств.

Все ПБУ по бухучету на 2017 год дополняют положения, регулирующие действия бухгалтера при различных нестандартных ситуациях. Например, ПБУ 22/2010 устанавливает правила исправления ошибочных записей в бухучете , а ПБУ 7/98 определяет алгоритм действий при возникновении важного для компании факта хозяйственной деятельности после наступления отчетной даты.

Отметим, что в настоящее время законодателями разрабатываются проекты новых федеральных стандартов по учету ОС, НМА, запасов и долговых инструментов.

Михайленко Анна Васильевна Управляющая, компания "Ариадна"

Воспользовались услугами данной компании по рекомендации партнёров. Отчетность сдали без проблем! Всё чётко и оперативно. Не один наш вопрос не остался без ответа. Всё объяснили буквально «на пальцах». Надеемся на долгосрочное сотрудничество.

Андрей Николаевич ЗАО «СМУ-47»

Отличная компания. Отличное сочетание: цена-качество! Выручают в любой момент, как консультацией по телефону, так и личным участием.

Спасибо за Вашу работу. 5+ .

Иванова М. И. Ген. директор, ООО "ГДК"

Хотелось поблагодарить Вашу компанию за отличную работу. Не первый раз пользуемся услугами Ваших специалистов и, кстати, рекомендуем знакомым, как профессионалов высокого уровня! Нас всё очень устраивает, и подход и расценки!

Отдельное спасибо, лично, Насте Галибиной, с которой работаем уже более двух лет, никаких нареканий!

Андреев М. А. АН "Ланс"

Регулярно пользуемся услугами компании «Казначей» для сопровождения налоговых проверок и квартальных отчетов. Неоднократно убеждались в их профессионализме и компетентности. Сопровождающий бухгалтер знает своё дело и готов к любым непредвиденным ситуациям. Команда профессионалов.

Спасибо за помощь!

Антонова М.А.

Невероятно удобный сервис для ИП. Специалисты могут, как проконсультировать по телефону, причем очень грамотно и на доступном языке, так и выехать по адресу и провести всю работу на месте, а так же подать все отчётные документы в ФНС.

Надеемся на долгосрочное сотрудничество)

Антонина Рогова Комм. директор ООО «ТрубАрм»

Выражаем благодарность ООО «Казначей», и непосредственно Захаровой Екатерине. За профессионализм, оперативность и просто человеческое участие. Давно сотрудничаем с Вашей компанией и Екатериной лично.

Очень довольны качеством предоставляемых услуг!

Зорина А. Н. Компания «Apartum»

Около месяца назад мы обратились в Вашу компанию за консультацией по вопросам, связанным с НДС. Консультант довольно оперативно разобрался в специфике нашей ситуации, и порекомендовали несколько путей решения. Дали профессиональные рекомендации по ведению бухучета, благодаря чему мы самостоятельно составили и отправили отчётность в налоговую.

В будущем, непременно, планируем регулярно обращаться к Вашим специалистам.

Литовский Андрей Юрьевич ген. директор ЗАО «Юнитрейд»

При выборе партнера по ведению бухгалтерской отчетности для меня основополагающими факторами является:
Оперативность обслуживания
— «Прозрачность»
— Надежность
Всё вышеперечисленное безоговорочно присутствует у «Казначеев», и что немаловажно они всегда объяснят, что нужно сделать, а чего не следует, переводя с «бухгалтерского языка» на человеческий))

Ежова Виктория Торговый Дом "Модная среда"

Около шести лет пользуюсь услугами этой компании и за эти годы у нас уже сложились довольно теплые, дружеские отношения.

Меня полностью всё устраивает, своевременная сдача отчетности (причем бухгалтер сама напоминает о тех или иных обязательствах), а так же возможность получения консультации в любое время.
Я всегда в полной уверенности в том, что мои бухгалтерские документы в полном порядке. Кроме того, в случае непредвиденных ситуаций, они всегда дадут правильный совет, помогут разобраться со всеми нюансами и, что немаловажно, поддержат морально.

Маркелова Е. А. ООО «Галеон»

Хотелось бы выразить благодарность ООО «Казначей» за ведение бухгалтерской отчетности нашей компании на протяжении 4 лет. Как надежному партнёру, профессионалу и эксперту в сфере бухгалтерских услуг.