Составление сметы на расходы сноса самовольного строения. Возможные варианты исполнения судебных актов о сносе cамовольно возведенных строений без привлечения средств федерального бюджета

Здравствуйте Татьяна!

Судебный пристав-исполнитель при поступлении ему исполнительного документа о сносе самовольно возведенного строения обязан выполнить следующие действия:

3. Организация исполнения судебного решения о сносе самовольного строения

3.1. Согласно ст. 30 Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя либо его представителя, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям, предусмотренным ст. 13 Закона.

3.2. Когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, за неисполнение судебного акта, а также воспрепятствование его исполнению.

При наличии в действиях лица, указанного в настоящем пункте, признаков состава преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, судебный пристав-исполнитель составляет рапорт об обнаружении признаков состава преступления, который регистрируется в порядке, предусмотренном приказом Минюста России от 02.05.2006 № 139.

3.3. Одновременно с возбуждением исполнительного производства судебный пристав-исполнитель принимает меры, направленные на запрет совершения регистрационных действий как в отношении подлежащего сносу строения, так и земельного участка, на котором он расположен.

3.4.По истечении срока для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель осуществляет выход по месту совершения исполнительных действий для установления факта исполнения либо неисполнения должником требований исполнительного документа.


3.5. В случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора, устанавливает должнику новый срок для исполнения и предупреждает его, что по истечении указанного срока будет произведено принудительное исполнение.


Кроме того, судебный пристав-исполнитель составляет и приобщает к материалам исполнительного производства план-схему земельного участка, на котором расположены подлежащие сносу объекты, с указанием количества входов/въездов на указанный земельный участок, иных объектов, расположенных в его границах, а также фотографии подлежащих сносу объектов.

После вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель проводит проверку имущественного положения должника, в том числе в целях установления возможности взыскания с него в дальнейшем административных штрафов и расходов по совершению исполнительных действий.

При этом привлечение должника к административной ответственности осуществляется после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора независимо от его фактического взыскания.

Кроме того, судебный пристав-исполнитель направляет письмо взыскателю с предложением обратиться в суд с заявлением об исполнении судебного решения самостоятельно в порядке ст. 206 ГПК РФ.

3.6. Если должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении с учетом требований ст. 28.2 КоАП РФ.


Судебный пристав-исполнитель вправе каждый раз устанавливать должнику разумный срок для исполнения требований по сносу, содержащихся в исполнительном документе, и в случае неисполнения должником этих требований без уважительных причин составлять протокол о каждом административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.15 КоАП РФ, и передавать его для рассмотрения должностным лицам ФССП России, указанным в ст. 23.68 КоАП РФ.

В случае длительного неисполнения должником судебного решения, судебному приставу-исполнителю рекомендуется пересматривать в сторону уменьшения срок исполнения требований исполнительного документа и более активно применять к должнику меры административного воздействия.

3.7. В случае если должником по исполнительному производству является гражданин, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.


В случае если должником по исполнительному производству является юридическое лицо, судебный пристав-исполнитель при наличии неоплаченного исполнительского сбора либо наложенного ранее в соответствии со ст. 17.15 КоАП РФ штрафа вправе обратиться в суд с заявлением о временном ограничении на выезд из Российской Федерации должностному лицу должника.

3.8. Судебный пристав-исполнитель применяет все меры, направленные на исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в соответствии со ст. 105 Закона.

В случае необходимости организации дальнейшего исполнения за счет средств федерального бюджета судебный пристав-исполнитель информирует об этом старшего судебного пристава , который после проверки материалов исполнительного производства обращается с докладной запиской на имя руководителя соответствующего территориального органа, в которой излагает суть требований исполнительного документа неимущественного характера, а также в хронологическом порядке описывает действия, предпринятые для исполнения требований исполнительного документа.

Выделение денежных средств на оплату расходов по совершению исполнительных действий по исполнению требований неимущественного характера, в том числе по сносу самовольно возведенных строений и/или разработку проектно-сметной документации, осуществляется в соответствии с письмом ФССП России от 31.01.2011 № 12/08-1872-ВМ, которым в том числе установлены требования к проектно-сметной документации.

Таким образом, рекомендую ознакомиться с материалами исполнительного производства на предмет наличия/отсутствия вышеперечисленных действий, которые обязан был осуществить судебный пристав-исполнитель с момента поступления ему исполнительного документа. В случае выполнения, Вы получите информацию о ходе исполнительных действий по исполнительному производству. В случае их отсутствия, у Вас имеются основания для предъявления требований на действия(бездействие) судебного-пристава в судебном порядке путем предъявления административного иска и/или жалобы в порядке подчиненности (вышестоящему должностному лицу).

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Письмо ФССП России от 31.03.2014 N 8

Дата сохранения: 06.05.2015

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Утверждаю
Директор Федеральной
службы судебных приставов -
главный судебный пристав
Российской Федерации
А.О.ПАРФЕНЧИКОВ
31 марта 2014 года

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок исполнения судебных актов о сносе самовольно возведенных строений.
1.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах", Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ), приказом ФССП России от 30.04.2013 N 136 "Об обеспечении контроля и координации ведения исполнительных производств о сносе самовольно возведенных строений и исполнительных производств об обязании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей освободить незаконно занимаемые помещения", приказом ФССП России от 11.07.2012 N 318 "Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства".

2. Общие понятия

2.1. В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
2.2. В соответствии со ст. 130 ГК РФ объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу. Исходя из п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой признается не только жилой дом, другое строение, сооружение, но и иное недвижимое имущество. Следовательно, объект незавершенного строительства как недвижимое имущество также может признаваться самовольной постройкой.
2.3. В соответствии с ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
2.4. В соответствии с положениями ст. 107 Закона снос самовольно возведенных строений включает в себя разборку, демонтаж или разрушение зданий, строений и сооружений, указанных в исполнительном документе, либо их отдельных конструкций, независимо от типа, назначения и степени завершенности, а также уборку строительного мусора.
Сфера действия настоящих Методических рекомендаций распространяется как на исполнение судебных решений о сносе объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства, надстроенных этажей в правомерных строениях, так и на исполнение судебных решений о сносе пристроек и временных построек (гаражей, киосков и прочих конструкций).
Кроме того, Методические рекомендации могут применяться при исполнении требований исполнительных документов об освобождении земельных участков путем сноса строений либо их отдельных частей, о сносе отдельных элементов зданий и сооружений (этажей, надстроек, пристроек) и других исполнительных документов аналогичного характера.
При этом снос расположенных на земельном участке строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций производится в случае, если это указано в исполнительном документе, в соответствии с положениями ст. 107 Закона.

3. Организация исполнения судебных решений о сносе самовольно возведенных строений

3.1. Согласно ст. 30 Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя либо его представителя, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям, предусмотренным ст. 13 Закона.
3.2. Когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 УК РФ, за неисполнение судебного акта, а также воспрепятствование его исполнению.
При наличии в действиях лица, указанного в настоящем пункте, признаков состава преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, судебный пристав-исполнитель составляет рапорт об обнаружении признаков состава преступления, который регистрируется в порядке, предусмотренном приказом Минюста России от 02.05.2006 N 139.
3.3. Одновременно с возбуждением исполнительного производства судебный пристав-исполнитель принимает меры, направленные на запрет совершения регистрационных действий, как в отношении подлежащего сносу строения, так и земельного участка, на котором он расположен, в соответствии с указанием ФССП России от 08.08.2011 N 12/01-19366-АП.
3.4. По истечении срока для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель осуществляет выход по месту совершения исполнительных действий для установления факта исполнения либо неисполнения должником требований исполнительного документа.
3.5. В случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора в соответствии с положениями ст. 112 Закона и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с положениями КоАП РФ, устанавливает новый срок для исполнения и предупреждает должника, что по истечении указанного срока будет произведено принудительное исполнение.
Кроме того, судебный пристав-исполнитель составляет и приобщает к материалам исполнительного производства план-схему земельного участка, на котором расположены подлежащие сносу объекты, с указанием количества входов/въездов на указанный земельный участок, иных объектов, расположенных в его границах, а также фотографии подлежащих сносу объектов.
В случае установления в ходе исполнения требований исполнительных документов указанной категории фактов осуществления должниками на протяжении длительного времени незаконного строительства, необходимо незамедлительно обращаться в правоохранительные органы по факту бездействия органов государственной власти и местного самоуправления в части пресечения нарушений физическими и юридическими лицами градостроительных норм и норм землепользования, в соответствии с указанием ФССП России от 16.08.2013 N 12/01-22750-ТИ.
После вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель проводит проверку имущественного положения должника, в том числе в целях установления возможности взыскания с него в дальнейшем исполнительского сбора, административных штрафов и расходов по совершению исполнительных действий.
При этом привлечение должника к административной ответственности осуществляется после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора независимо от его фактического взыскания.
В рамках исполнительного производства о сносе строения, здания или сооружения либо конструкций судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника в соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные Законом, не позволили установить местонахождение должника.
При этом в рамках исполнительных производств, взыскателями по которым являются публично-правовые образования, органы государственной власти и местного самоуправления, судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника и его имущества в соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона.
3.6. В целях обеспечения принудительного выселения и освобождения нежилого помещения, земельного участка или сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель может предложить взыскателю произвести расходы на применение мер принудительного исполнения с последующим их возмещением за счет должника, в соответствии с положениями ст. 107 Закона.
В адрес взыскателей необходимо направлять обращения о реализации ими в порядке ст. 206 ГПК РФ прав по самостоятельному исполнению требований исполнительных документов указанных категорий с последующим взысканием с должника понесенных расходов.
3.7. Если должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении с учетом требований ст. 28.2 КоАП РФ.
Судебный пристав-исполнитель вправе каждый раз устанавливать должнику разумный срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и, в случае неисполнения должником этих требований без уважительных причин, составлять протокол о каждом административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.15 КоАП РФ, и передавать его для рассмотрения должностным лицам ФССП России, указанным в ст. 23.68 КоАП РФ.
В случае длительного неисполнения должником судебного решения судебному приставу-исполнителю рекомендуется пересматривать в сторону уменьшения срок исполнения требований исполнительного документа и более активно применять к должнику меры административного воздействия.
3.8. В случае если должником по исполнительному производству является гражданин, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
В случае если должником по исполнительному производству является юридическое лицо, судебному приставу-исполнителю при наличии неоплаченного штрафа, наложенного ранее в соответствии со ст. 17.15 КоАП РФ, на сумму свыше 10 тыс. руб., необходимо обратиться в суд с заявлением о временном ограничении на выезд из Российской Федерации должностному лицу организации-должника.
3.9. Судебный пристав-исполнитель применяет все меры, направленные на исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в соответствии со ст. 105 Закона.
При исполнении требований исполнительных документов о сносе самовольно возведенных строений, необходимо руководствоваться внутренними индикаторными показателями, характеризующими уровень эффективности принимаемых мер, установленных письмом ФССП России от 08.10.2013 N 12/01-28214-ТИ.
3.10. В целях принудительного сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию в соответствии с положениями Закона.
В случае необходимости организации дальнейшего исполнения за счет средств федерального бюджета судебный пристав-исполнитель информирует об этом старшего судебного пристава, который после проверки материалов исполнительного производства и установления факта применения в полном объеме мер принудительного характера в соответствии с положениями ст. 105 Закона обращается с докладной запиской на имя руководителя соответствующего территориального органа, в которой излагает суть требований исполнительного документа неимущественного характера, а также в хронологическом порядке описывает действия, предпринятые для исполнения требований исполнительного документа.
Привлечение соответствующей специализированной организации для исполнения указанных требований за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и указанием ФССП России от 31.01.2011 N 12/08-1872-ВМ.

4. Особенности осуществления исполнительных действий при организации сноса самовольно возведенных строений

4.1. В случае принятия взыскателем решения об исполнении требований исполнительного документа самостоятельно с последующим взысканием понесенных расходов с должника либо привлечения специализированной организации, с которой у территориального органа ФССП России заключен государственный контракт (договор) о сносе самовольно возведенного строения, судебный пристав-исполнитель обеспечивает и координирует их действия в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
4.2. Должник в обязательном порядке уведомляется судебным приставом-исполнителем о дате и времени совершения исполнительных действий и предупреждается, что в случае отсутствия должника по месту совершения исполнительных действий в установленное время снос самовольного строения будет произведен в его отсутствие.
Также, в случае необходимости о совершении исполнительных действий уведомляются органы полиции, МЧС России, органы опеки и попечительства, средства массовой информации и др.
4.3. В соответствии с положениями ст. 107 Закона в необходимых случаях судебный пристав-исполнитель обеспечивает хранение описанного имущества с возложением на должника понесенных расходов. Если в течение двух месяцев со дня передачи имущества под охрану или на хранение должник не забрал указанное имущество, то судебный пристав-исполнитель после предупреждения должника в письменной форме передает указанное имущество на реализацию в порядке, установленном Законом.
Также, если снос строения осуществляется путем демонтажа с сохранением строительных материалов и элементов конструкций, судебный пристав-исполнитель подвергает их описи и аресту в целях последующей реализации и возмещения расходов по совершению исполнительных действий.
Организация и осуществление хранения описанного имущества осуществляется по аналогии с хранением арестованного движимого имущества в соответствии с Методическими рекомендациями по организации и осуществлению учета арестованного движимого имущества при его хранении в структурных подразделениях территориального органа ФССП России от 29.02.2012 N 08-4.
4.4. Денежные средства, вырученные от реализации имущества должника и оставшиеся после возмещения расходов по совершению исполнительных действий возвращаются должнику. Невостребованные должником денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет. По истечении этого срока указанные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет в соответствии с положениями ст. 107 Закона.
Хранение и перечисление указанных денежных средств осуществляется в соответствии с положениями Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, утвержденной приказом Минюста России и Минфина России от 25.01.2008 N 11/15н.
4.5. Принудительное исполнение требования о сносе самовольно возведенного строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций, производится с участием понятых (в необходимых случаях - при содействии сотрудников органов внутренних дел) с составлением соответствующего акта о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций и описи имущества в соответствии с положениями ст. 107 Закона.
При этом акт о фактическом исполнении требований исполнительного документа подписывается также взыскателем либо его представителями, в целях исключения фактов нарушения прав сторон исполнительного производства и последующего внесения органами прокуратуры протестов на постановления об окончании исполнительных производств, в соответствии с указанием ФССП России от 30.04.2013 N 12/01-12249-АП.
В случае если взыскатель либо его представители заявляют о несоответствии проведенных работ требованиям, указанным в исполнительном документе, судебному приставу-исполнителю необходимо обеспечить привлечение эксперта для проведения экспертизы на соответствие проведенных работ, требованиям исполнительного документа.
4.6. Расходы по сносу самовольного строения, а также по хранению арестованного имущества относятся к расходам по совершению исполнительных действий и подлежат возмещению за счет должника в соответствии с гл. 16 Закона.
Последовательность действий работников территориальных органов ФССП России по возмещению расходов по совершению исполнительных действий, определена Методическими рекомендациями по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий от 24.07.2013 N 01-10.

5. Порядок привлечения судебных приставов по ОУПДС для обеспечения безопасности судебных приставов-исполнителей при совершении исполнительных действий

5.1. Судебные приставы по ОУПДС привлекаются для обеспечения безопасности судебных приставов-исполнителей при совершении исполнительных действий по сносу в соответствии с Методическими рекомендациями по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения процессуальных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки, утвержденными директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации 30.11.2011 N 03-19.

6. Порядок действий судебного пристава-исполнителя в случае эксплуатации подлежащего сносу объекта капитального строительства, обнаружения в подлежащем сносу строении посторонних лиц и домашних животных

6.1. В случае установления факта эксплуатации подлежащего сносу объекта капитального строительства, судебный пристав-исполнитель составляет акт о совершении исполнительных действий, в котором указывает данные обстоятельства, а также вручает лицам, осуществляющим эксплуатацию подлежащего сносу объекта, требования о прекращении указанных действий.
В случае повторного установления факта эксплуатации подлежащего сносу объекта этими же лицами судебный пристав-исполнитель принимает меры по привлечению их к административной ответственности в соответствии со ст. 17.14. КоАП РФ.
Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, когда для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, влечет административную ответственность в соответствии с ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
В связи с этим в случае установления таких фактов, судебному приставу-исполнителю необходимо сообщать о них в органы государственного строительного надзора.
6.2. При обнаружении в подлежащем сносу строении посторонних лиц, в том числе несовершеннолетних детей, судебный пристав-исполнитель, в случае возникновения необходимости, незамедлительно информирует об этом орган внутренних дел по месту нахождения жилого помещения, а также орган опеки и попечительства.
6.3. В случаях обнаружения в подлежащем сносу строении животных, представляющих опасность для жизни и здоровья, судебный пристав-исполнитель незамедлительно информирует об этом ветеринарную станцию и орган Россельхознадзора и до их прибытия принимает меры к изоляции животного.

7. Особенности совершения исполнительных действий в случае постоянного проживания граждан в строении, подлежащем сносу

7.1. В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации ("Обзор законодательства и судебной практики за первый квартал 2006 года", утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2006 и 14.06.2006) из положений п. 2 ст. 222 ГК РФ следует, что самовольная постройка не может являться объектом гражданских прав.
Следовательно, указанная постройка не включается в состав жилищного фонда и не имеет статуса жилого помещения, поэтому лицо, которое возвело самовольную постройку, не может быть в ней зарегистрировано.
Поскольку у лица не возникает право на проживание в данном помещении, то вынесение судом решения о сносе самовольно возведенного строения не затрагивает его право на владение и пользование указанным жилым помещением, поэтому оснований для предъявления отдельного требования о выселении лица из самовольно возведенных строений не имеется.
Таким образом, при подаче заявления о признании жилого помещения в установленном законом порядке самовольно возведенным строением не требуется дополнительно заявлять требование о выселении граждан из жилых строений, подлежащих в дальнейшем сносу, поскольку решением суда о сносе самовольно возведенного строения не нарушаются права гражданина на проживание в указанном жилом помещении.
7.2. Если гражданин зарегистрирован в самовольно возведенном жилом помещении, то в этом случае при подаче иска о сносе самовольно возведенного строения необходимо предъявлять также требование о выселении.
В связи с изложенным, в случае если подлежащее сносу строение имеет признаки жилого, судебный пристав-исполнитель направляет запрос в паспортный стол по месту нахождения подлежащего сносу строения о зарегистрированных в нем гражданах.
В случае получения положительного ответа судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона и возвращает взыскателю исполнительный документ с разъяснением возможности обратиться в суд с требованием о выселении проживающих в самовольно возведенном жилом помещении граждан.

Управление организации
исполнительного производства

 Требование: Об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий.

Разделы:
;
Обстоятельства: Заявительница полагала стоимость произведенных работ по сносу спорного строения завышенными, а акт о приемке выполненных работ не соответствующим действительности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД


Председательствующий: Лосева Т.В.

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Иволгиной Н.В., Старостиной Г.Г.,
при секретаре М.,
рассмотрела в судебном заседании 27 мая 2015 года дело по апелляционным жалобам О.Ю.В., представителя УФССП России по Омской области Е. на решение Первомайского районного суда г. Омска от 02 февраля 2015 года, которым постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Советскому АО г. Омска УФФСП России по Омской области <...> от <...>. о взыскании расходов по совершению исполнительных действий по исполнительному производству N <...> с Г.Н. в пользу О.Ю.В. в сумме <...> рублей признано незаконным.
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия

Установила:


Г.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Советскому АО г. Омска УФФСП России по Омской области о взыскании расходов по совершению исполнительных действий.
В обоснование требований указала, что оспариваемое постановление от <...> года вынесено в рамках исполнительного производства N <...>, возбужденного в ее отношении, предмет исполнения - снос самовольной постройки в виде объекта капитального строительства - второго этажа и мансарды, надстроенных над многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, путем приведения дома в данной части в первоначальное состояние.
<...> года от сотрудников ОСП по САО г. Омска УФССП РФ по Омской области ею был получен локальный сметный расчет на сумму <...> рублей, представляющий собой калькуляцию работ по сносу второго этажа и мансарды, надстроенных над многоквартирным домом, расположенном по указанному адресу, без выполнения работ по приведению дома в первоначальное состояние. Вместе с тем документ не имел указания номера, даты, исполнителя данного расчета и лица, до настоящего времени не утверждена, второй сметы по приведению здания в первоначальное состояние не составлено.
Поскольку она не смогла добровольно исполнить требования исполнительного документа, сотрудниками ОСП по САО г. Омска УФССП РФ по Омской области было осуществлено его принудительное исполнение посредством предложения взыскателю исполнить требования исполнительного документа своими силами и за свой счет с последующим взысканием расходов с должника. В последующем между взыскателем и подрядчиком был заключен договор подряда, составлен локальный сметный расчет, утвержденный в ЗАО "Сибирский центр ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике". <...> года судебному приставу-исполнителю взыскателем предоставлен акт о приемке выполненных работ и акт передачи денежных средств на сумму <...> рублей как подтверждение фактически понесенных затрат, связанных с исполнением указанных требований.
Полагала стоимость произведенных работ по сносу строения завышенными, а акт о приемке выполненных работ от <...> года не соответствующим действительности, поскольку по состоянию на <...> год работы по сносу строения осуществлены не были.
Кроме того указала, что по состоянию на день подачи настоящего заявления возможность ознакомления с документами, указанными в оспариваемом постановлении, и снятия с них копий ОСП по САО г. Омска УФССП РФ по Омской области представлена не была.
На основании изложенного просила постановление СПИ ОСП по САО г. Омска УФССП РФ по Омской области <...> от <...> года о взыскании с Г.Н. расходов по совершению исполнительных действий в сумме <...> рублей признать незаконным и отменить.
Заявитель Г.Н. в судебном заседании участия не принимала.
Представитель Г.Н. - У. в судебном заседании заявление поддержал. Суду пояснил, что представленную в материалы исполнительного производства смету следует оценивать критически, поскольку применен неверный расчет сноса капитального строения, неверно определен объем работ по сносу строения, завышены объемы работ, трудозатраты. Снос строения рассчитан на двадцать дней, при этом фактически снос произведен за четыре дня. Должником был заказан новый локально-сметный расчет, в результате стоимость работ оказалась значительно ниже.
Представитель Г.Н. - Г.Г. вышеизложенные доводы поддержал.
Заместитель начальника отдела службы судебных приставов по САО г. Омска УФССП по Омской области <...> указал на необоснованность заявленных требований, просил в их удовлетворении отказать. Указал, что объем работ проверялся заказчиком, смета утверждена специализированной организацией.
Представитель УФССП по Омской области <...> с заявлением не согласилась. Суду пояснила, что у судебного пристава не имелось оснований сомневаться в представленном взыскателем локально-сметном расчете. Постройка являлась капитальным строением, объем работ определялся по проекту. Указала, что должником пропущен срок обжалования постановления от <...> года.
Взыскатель О.Ю.В. участия в судебном заседании не принимал.
Представители О.Ю.В. - Ж., О.Л. в судебном заседании с доводами заявления не согласились, указали, что вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление является законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо <...> суду пояснил, что объем работ определял исходя из проектной документации, которую предоставил заказчик О.Ю.В.
Представитель ЗАО "Сибирский центр ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике" <...> в предшествующем судебном заседании пояснила, что первоначальная смета составлялась без проектной документации на основании объема и вида работ, указанных <...> При обращении в <...> года Г.Г., выявив, что ранее смета на данные работы уже выполнялась, запросили проектную документацию в соответствии с которой составили локальную смету.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней О.Ю.В. просит решение суда отменить, принять новое. Указывает, что судом не дана оценка представленной им смете, подготовленной ЗАО "Сибирский центр ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике", согласно которому объем строительных работ составляет <...> куб. м. С представленной сметой Г.Н. он не согласен, полагает, что судом необоснованно установлен объем строительных работ в размере <...> куб. м, не установлено, на основании какой проектной документации составлена представленная ею смета, не учтены показания специалиста <...> Также не учтен длительный срок неисполнения ответчиком решения суда, несение им расходов, связанных с судебным разбирательством и исполнением решения суда. Полагает, что отмена судом оспариваемого постановления без разрешения вопроса о стоимости работ повлечет возникновение нового спора.
Представитель УФССП России по Омской области <...> просит решение суда отменить, принять новое. Указывает, что размер понесенных взыскателем расходов, направленных на организацию и проведение исполнительных действий, связанных с выполнением работ по сносу самовольной постройки, должником документально не опровергнут, равно как и тот факт, что работы по исполнению решения суда должником не выполнены. Полагает, что приведенные Г.Н. доводы не являются правовым основанием для признания постановления о взыскании расходов по совершению исполнительных действий не соответствующим положениям ФЗ "Об исполнительном производстве". Указывает, что надлежащих и бесспорных доказательств нарушения прав должника оспариваемым ею постановлением, равно как и наличия реальной возможности исполнить решение суда самостоятельно, не представлено.
В отзыве на апелляционные жалобы Г.Н. полагает решение законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению, также поддерживает доводы, изложенные ранее.
Лица, участвующие в дела, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. <...>).
Г.Н., ее представитель Г.Г., представитель О.Ю.Б. - О.Л., представитель УФССП по Омской области <...> приняли участие в судебном заседании. Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 ГПК Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав указанных лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 105 ФЗ "Об исполнительном производстве" при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, представленными ему настоящим Федеральным законом.
При этом п. 7 ч. 3 ст. 68 ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривает возможность применения судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, а именно совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <...> года на основании исполнительного листа N <...> от <...> <...> в отношении Г.Н. было возбуждено исполнительное производство N <...>, предмет исполнения - обязать Г.Н. самостоятельно либо за счет собственных средств осуществить снос самовольной постройки в виде объекта капитального строительства - второго этажа и мансарды, надстроенных над многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, путем приведения дома в данной части в первоначальное состояние (л.д. <...>).
Исходя из материалов дела, Г.Н. каких-либо мер по сносу указанной постройки своими силами и за свой счет предпринято не было (л.д. <...>), что сторонами по делу также не оспаривалось.Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Советскому АО г. Омска УФССП России по Омской области <...> от <...> года взыскателю О.Ю.В. в связи с его согласием было поручено осуществить снос указанной самовольной постройки с последующим возмещением расходуемых денежных средств с должника (л.д. <...>).
Исходя из материалов дела, снос самовольной постройки в виде объекта капитального строительства - второго этажа и мансарды, надстроенных над многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> на <...> года был осуществлен (л.д. <...>).
В подтверждение затрат, понесенных в связи с выполнением работ по сносу, О.Ю.В. судебному приставу-исполнителю был представлен локально-сметный расчет, утвержденный в ЗАО "Сибирский центр ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике" <...> года на сумму <...> рублей (л.д. <...>), локальный сметный расчет, утвержденный ООО ПСФ "Жилстройсервис" на сумму <...> рублей (л.д. <...>), акт о приемке работ от <...> года, подписанный между О.Ю.В. и <...> на сумму <...> рублей, акт приема-передачи денежных средств от <...> года (л.д. <...>).
<...> года судебным приставом-исполнителем ОСП по Советскому АО г. Омска УФССП России по Омской области <...> вынесено постановление о взыскании с Г.Н. расходов по совершению исполнительных действий в размере <...> рублей, в частности, на основании акта о приемке выполненных работ и акта о передаче денежных средств (л.д. <...>).
Указав на завышенность указанных в расчете взыскателя расходов, Г.Н. обратилась в суд.
В соответствии с ч. 1, п. 6 ч. 2 ст. 116 ФЗ "Об исполнительном производстве" расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.
К расходам по совершению исполнительных действий относятся денежные средства, затраченные на совершение необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 117 указанного закона расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника. Взыскание с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также возмещение расходов лицу, которое их понесло, производятся на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции верно исходил из того, что представленная О.Ю.В. смета достоверных расходов на проведение работ по сносу самовольной постройки в виде объекта капитального строительства - второго этажа и мансарды, надстроенных над многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, не подтверждает.
Представленный в материалы дела локально-сметный расчет, составленный ЗАО "Сибирский центр ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике" на сумму <...> рублей (л.д. <...>) являлся необоснованным, поскольку исходя из пояснений привлеченного в качестве специалиста начальника управления сметного ценообразования ЗАО "Сибирский центр ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике" <...>, подписавшая указанную смету, следует, что смета была составлена без представления проектной и технической документации объекта, подлежащего сносу, равно как и исследования объема выполненных работ. Проверке подверглись лишь расчеты стоимости работ, средств на оплату труда и трудоемкость исходя исключительно из представленных заказчиком <...> сведений (л.д. <...>).
Должником же представлена локальная смета от <...> года ЗАО "Сибирский центр ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике" на сумму <...> рубля (л.д. <...>), как следует из пояснений <...>, смета составлена на основании проектной документации, чем и объясняется разница в стоимости работ.
Таким образом, учитывая, что сумма понесенных О.Ю.В. расходов на снос самовольной постройки достаточного подтверждения не имела, суд верно признал постановление судебного пристава-исполнителя от <...> года о взыскании расходов по совершению исполнительных действий с должника в размере <...> рублей постановленным незаконно.
Разночтения в виде здания жилое - нежилое, на что указывается представителем О.Ю.В., УФССП России по Омской области, во всяком случае, о достоверности сметы на сумму <...>, а также сметы на сумму <...> рублей, превышающей смету от <...> года в четыре раза, не свидетельствует.
Кроме того, в соответствии со ст. 61 ФЗ "Об исполнительном производстве" у судебного пристава-исполнителя, как лица, не обладающего специальными познаниями, предусмотрена возможность по собственной инициативе привлечь в исполнительное производство специалиста (специалистов) с целью получения квалифицированной помощи при разрешении вопросов, требующих специальных познаний, в частности для оценки объема работ по сносу объекта и понесенных взыскателем расходов.
Между тем указанным правом пристав не воспользовался, в связи с чем представленные взыскателем О.Ю.М. документы были приняты без соответствующей проверки и оценки отраженных в них сведений.
Довод жалобы О.Ю.В. о том, что судом при вынесении решения был учтен локальный сметный расчет, представленный Г.Н., судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку указанный документ был принят судом лишь в качестве одного из доказательств по делу при признании постановления судебного пристава-исполнителя от <...> года о взыскании расходов по совершению исполнительных действий с должника незаконным.
Указание жалоб на длительность срока неисполнения ответчиком решения суда, несения взыскателем расходов, связанных с судебным разбирательством и исполнением решения суда, правового значения в рамках рассматриваемого дела не имеет.
Исходя из предмета спора и заявленных требований, оснований ставить на обсуждение вопрос о проведении экспертизы, равно как и привлечения специалиста, как об этом указывает в жалобе О.Ю.В., у суда первой инстанции не имелось. Результаты экспертизы объема и стоимости проведенных работ, на необходимость которой указывал О.Ю.В., в рассматриваемом случае правового значения для разрешения вопроса о том, является ли оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя незаконным, не имели, поскольку в основу указанного постановления был положен неподтвержденный отчет по расходам исполнения требований исполнительного документа, что и предопределило его незаконность.
Судебная коллегия отмечает, что признание постановления судебного пристава-исполнителя от <...> года о взыскании расходов по совершению исполнительных действий с должника незаконным не является препятствием для взыскателя в дальнейшем возместить за счет должника понесенные им при осуществлении исполнения решения суда расходы.
Вместе с тем судебный пристав-исполнитель, не обладающий необходимыми специальными знаниями для оценки такого отчета, обязан привлечь к участию в исполнительное производство специалиста, что допускается законом и направлено на защиту прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
Относительно доводов представителя УФССП России по Омской области о пропуске Г.Н. срока на подачу заявления в суд об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя от <...> года, копию которого она получила <...> года, тогда как заявление в суд подано <...> года, и неправильности применения судом части 2 статьи 15 ФЗ "Об исполнительном производстве", судебная коллегия с ними соглашается.
Часть 2 статьи 15 ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которой сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, регулирует исчисление сроков в исполнительном производстве, а не процессуальных сроков для обращения с заявлением в суд либо в порядке подчиненности.
Вместе с тем, суд правильно учел, что со стороны судебного пристава-исполнителя не была обеспечена возможность Г.Н. в получении копий документов, послуживших основанием для вынесения оспариваемого постановления пристава, что по существу явилось уважительной причиной к пропуску срока.
Ссылки представителя УФССП России по Омской области на то, что не выдача Г.Н. запрашиваемых ею копий документов не препятствовала обращению в суд, а затем ознакомиться с документами и при необходимости уточнить требования, состоятельными не признаются. По общему правилам, установленным п. п. 4, 5 ч. 2 ст. 131 ГПК Российской Федерации в исковом заявлении должно быть указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования, а также обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Перенесение же процедуры получения копий документов в суде, при том положении, что судебный пристав-исполнитель обязан предоставить возможность должнику ознакомления с ними и снятия копий не отвечает требованиям гражданского судопроизводства, создает объективные препятствия к реализации права на обращение в суд.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для вмешательства в обжалуемое судебное постановление по доводам жалоб.
Дело судом рассмотрено с соблюдением норм процессуального права, всем представленным доказательствам, возражениям лиц, участвующим в деле, их пояснениям в соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Нарушений или неправильного применения судом норм материального либо процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного судебного акта, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

Мотивированное
решение изготовлено 17.08.2015

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13.08.2015 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Торичной М. В., с участием представителя заявителя З. Я. , заинтересованного лица Д., при секретаре Т. , рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1272/2015 по заявлению З. о признании бездействия судебного пристава-исполнителя Сысертского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области незаконным,

УСТАНОВИЛ:

З. обратился в суд с заявлением о признании бездействия судебного пристава-исполнителя Сысертского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области незаконным, указав, что судебным приставом исполнителем Сысертского районного отдела судебных приставов УФССП по Свердловской области Б., на основании исполнительного листа по делу №40817810604900317040, выданного Сысертским районным судом, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №40817810604900317040 об устранении препятствий в пользовании земельным участком, расположенным по адресу: отношении Д. (далее по тексту -«Должник») в пользу З. (далее по тексту - «Заявитель»).

На момент подачи жалобы, исполнение в рамках данного производства так и не было совершено, препятствия в пользовании земельным участком путем сноса самовольной постройки пристроя к магазину «» «Должником» не устранены. Судебный пристав-исполнитель не предоставляет «Заявителю» информацию о ходе мероприятий, проводимых в рамках исполнительного производства.

С момента возбуждения исполнительного производства прошло уже три года, однако исполнение до сих пор не осуществлено.

В случае длительного неисполнения должником судебного решения судебному приставу-исполнителю рекомендуется пересматривать в сторону уменьшения срок исполнения требований исполнительного документа и более активно применять к должнику меры административного воздействия.

Согласно пункту 3.8. указанного Письма, в случае если должником по исполнительному производству является гражданин, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Согласно пункту 3.9. указанного Письма судебный пристав-исполнитель применяет все меры, направленные на исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в соответствии со ст. (ред. от 02.12.2019) > "> (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) > Глава 13. Исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах > Статья 105. Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий)" target="_blank">105 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно пункту 3.10 указанного Письма, в целях принудительного сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию в соответствии с положениями ФЗ «Об исполнительном производстве».

В случае необходимости организации дальнейшего исполнения за счет средств федерального бюджета судебный пристав-исполнитель информирует об этом старшего судебного пристава, который после проверки материалов исполнительного производства и установления факта применения в полном объеме мер принудительного характера в соответствии с положениями ст. 105 Закона обращается с докладной запиской на имя руководителя соответствующего территориального органа, в которой излагает суть требований исполнительного документа неимущественного характера, а также в хронологическом порядке описывает действия, предпринятые для исполнения требований исполнительного документа.

Привлечение соответствующей специализированной организации для исполнения указанных требований за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и указанием ФССП России от 31.01.2011 N 12/08-1872-ВМ.

В соответствии с пунктом 4.5. Письма, принудительное исполнение требования о сносе самовольно возведенного строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций, производится с участием понятых (в необходимых случаях - при содействии сотрудников органов внутренних дел) с составлением соответствующего акта о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций и описи имущества в соответствии с положениями ст. 107 Закона.

Таким образом, так как принятые в рамках исполнительного производства меры неэффективны и не привели к самостоятельному сносу строения должником, судебный пристав-исполнитель должен был привлечь специализированную организацию для осуществления принудительного сноса самовольной постройки.

Следует отметить, что принудительное исполнение исполнительного документа «Заявителем» самостоятельно с последующим взысканием расходов с «Должника» может быть осуществлено только в том случае, если взыскатель примет такое решение, на основании сведений, полученных в рамках исполнительного производства, свидетельствующих о материальном положении «Должника», которое обеспечит в дальнейшем взыскание с него расходов на произведённый снос самовольной постройки (пункт 4.1. указанного Письма).

В нашем случае «Заявитель» не принимал решение о самостоятельном сносе самовольной постройки с последующим отнесением расходов на «Должника», значит, судебный пристав-исполнитель должен осуществлять мероприятия в рамках исполнительного производства, направленные на исполнение «Должником» исполнительного документа и устранения препятствий пользования земельным участком вплоть до его исполнения.

Кроме того, «Заявитель» предполагает, что продолжается использование объекта, подлежащего сносу.

Согласно пункту 6.1. указанного Письма, в случае установления факта эксплуатации подлежащего сносу объекта капитального строительства, судебный пристав-исполнитель составляет акт о совершении исполнительных действий, в котором указывает данные обстоятельства, а также вручает лицам, осуществляющим эксплуатацию подлежащего сносу объекта, требования о прекращении указанных действий.

В случае повторного установления факта эксплуатации подлежащего сносу объекта этими же лицами судебный пристав-исполнитель принимает меры по привлечению их к административной ответственности в соответствии со ст. . КоАП РФ.

Таким образом, «Заявитель» полагает, что судебный пристав-исполнитель не совершал необходимых действий, направленных на исполнение исполнительного документа, а именно сноса самовольно возведенного пристрой, создающего препятствия пользования земельным участком, расположенным по адресу: №40817810604900317040 в течении трех лет с момента возбуждения исполнительного производства.

Просил признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Сысертского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области по исполнительному производству №40817810604900317040 возбужденному «29» августа 2012 года; обязать Сысертский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области предоставить полный отчет о мероприятиях, проведенных в ходе исполнительного производства.

Заявитель З. в судебное заседание не явился. Направил в суд своего представителя.

В судебном заседании представитель заявителя З. Я. заявленные требования подержала в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что решение до настоящего времени не исполнено, что нарушает права истца.

Заинтересованное лицо Д. в судебном заседании возражал против заявленных требований, пояснил, что приставом сделано много действий, просто было вынесено неисполнимое решение. Приставы многократно выезжали на участок и убедились в том, что технически решение не исполнить.

Предоставил в суд отзыв, указав, что у судебных исполнителей существуют объективные причины, которые препятствуют исполнению решения Сысертского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ г.

Одна часть причин организационно-техническая. Конструкция здания не позволяет снести его часть на расстояние в 1 метр от границы земельного участка, как то требует судебное решение. Демонтаж несущей стены станет причиной разрушения всего здания. В городе такое действо будет равно террористическому акту. Кроме прочих опасностей, существует реальная вероятность разрушения объектов инфраструктуры, находящихся в непосредственной близости от здания. Это ЛЭП, газопровод, линии связи. Среди линий связи есть одна, федерального значения, которую курирует ФСБ.

Провоцируя приставов-исполнителей к действию, З. толкает их на совершение большой беды. Заявляя о необходимости привлечения специализированной организации, он, по незнанию либо осознано, создает картину простоты исполнения судебного решения. Не существует такого рода специализированных организаций. Необходимо участие нескольких организаций. Проектной, в том числе. Никак не обозначена роль властей города, где З. намерен совершить разрушительный процесс.

Другая причина правовая. В судебном решении указано снести часть самовольной постройки, определенное пристроем. Мое здание не может определяться самовольной постройкой. При его строительстве был соблюден законный порядок. Правила регистрации, также, соблюдены. Это подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на указанное здание, выданное заинтересованному лицу Росреестром на основании документов, заверяющих соблюдение законного порядка.

Указывает, что в здании нет конструкций, которые можно определить пристроем. конструкционно, здание представляет собой целостное двухуровневое строение.

Все обозначенное известно З. Он признает невозможность исполнения судебного решения. Его неоднократные заявления о том, в том числе в Сысертском районном суде, являются подтверждающими фактами.

Претензии З. к приставам-исполнителям безосновательны. Нельзя определять бездействиями неисполнение невозможного. Невозможного, в рамках права и технического потенциала. Порядок исполнения судебного производства соблюден строго в соответствии с законом.

В судебное заседание судебный пристав – исполнитель не явился. Причина неявки не известна. О времени и месте слушания дела были извещены должным образом.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, и на основании ст. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения представителя заявителя, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.

Часть 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право гражданина, организации оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со ст. 122 ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия).

Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.

На основании исполнительного листа №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Сысертским районным судом, судебным приставом-исполнителем Б. возбуждено исполнительное производство №40817810604900317040 в отношении должника Д. в пользу взыскателя З. , предмет исполнения: устранить препятствие в пользовании земельным участком №40817810604900317040 по в, что подтверждается постановлением о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.14 Федерального Закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Из представленных суду материалов исполнительного производства видно, что до настоящего времени требования исполнительного документа исполнены не были.

В ходе исполнительного производства были проведены следующие исполнительские действия: в адрес Д. направлялись требования об исполнении решения суда и предоставить судебному приставу-исполнителю подтверждающие документы: ДД.ММ.ГГГГ

Актом совершения исполнительских действий от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что решение суда должником Д. не исполнено.

В связи с тем, что решение суда должником Д. не исполнено З. было предложено найти специализированную организацию и осуществить снос самовольной постройки «» на расстоянии не менее 1 метра от границы земельных участков №40817810604900317040 и №40817810604900317040 по в и освободить от указанной постройки земельный участок №40817810604900317040 по ул.к., кадастровый номер №40817810604900317040, привести данный участок в первоначальное состояние. Данные расходы будут взысканы с Д.

ДД.ММ.ГГГГ Д. вновь было выставлено требование об исполнении решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ на основании акта совершения исполнительских действий установлено, что решение суда Д. не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ взыскателю З. вновь было предложено исполнить решение суда, с отнесением расходов по исполнению на должника Д.

ДД.ММ.ГГГГ Д. вновь были выставлены требования об исполнении решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ с Д. был взыскан исполнительский сбор в размере

ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель обращался в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства в связи с вновь открывшимися обстоятельствами (предоставлением свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, а именно земельный участок, расположенный по адресу: , кадастровый номер №40817810604900317040.

Определением Сысертского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя отдела УФССП по К. о прекращении исполнительного производства № №40817810604900317040 возбужденного ДД.ММ.ГГГГ отказано.

Апелляционным определением Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ определение Сысертского районного суда оставлено без изменения, частная жалоба Д. – без удовлетворения.

Также в материалах исполнительного производства находится жалоба З. в Управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области на действия судебного пристава-исполнителя. Однако процессуального решения по данной жалобе материалы исполнительного производства не содержат.

Иных документов, подтверждающих выполнение судебным приставом-исполнителем действий, направленных на исполнение решения суда материалы исполнительного производства не содержат.

Таким образом, судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть на протяжении белее года судебным приставом-исполнителем вообще не совершалось действий, направленных на исполнение решения суда.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Принудительное исполнение судебных актов возлагается на соответствующие службы судебных приставов, непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей (статья 5 Федерального закона N 229-ФЗ).

Согласно статьям 12, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

В силу части 2 статьи 68 указанного Закона меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Так, статьей 107 Федерального закона N 229-ФЗ определены особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об освобождении земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций.

Согласно части 8 указанной статьи в целях принудительного освобождения земельного участка или сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию.

В соответствии с частью 9 статьи 107 Федерального закона N 229-ФЗ в целях обеспечения принудительного выселения и освобождения нежилого помещения, земельного участка или сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель может предложить взыскателю произвести расходы на применение мер принудительного исполнения с последующим их возмещением за счет должника.

Кроме того, ФССП РФ от 31 марта 2014 года были разработаны и утверждены "Методические рекомендации по исполнению судебных актов о сносе самовольно возведенных строений" (ранее действовавшие Методические рекомендации утратили силу в связи с изданием указанных).

Согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций, сфера его действия может применяться при исполнении требований исполнительных документов об освобождении земельных участков путем сноса строений либо их отдельных частей, о сносе отдельных элементов зданий и сооружений (этажей, надстроек, пристроек) и других исполнительных документов аналогичного характера.

При этом снос расположенных на земельном участке строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций производится в случае, если это указано в исполнительном документе, в соответствии с положениями статьи 107 Закона.

В целях принудительного сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию в соответствии с положениями Закона.

В случае необходимости организации дальнейшего исполнения за счет средств федерального бюджета судебный пристав-исполнитель информирует об этом старшего судебного пристава, который после проверки материалов исполнительного производства и установления факта применения в полном объеме мер принудительного характера в соответствии с положениями статьи 105 Закона обращается с докладной запиской на имя руководителя соответствующего территориального органа, в которой излагает суть требований исполнительного документа неимущественного характера, а также в хронологическом порядке описывает действия, предпринятые для исполнения требований исполнительного документа.

Расходы по сносу самовольного строения относятся к расходам по совершению исполнительных действий и подлежат возмещению за счет должника в соответствии с главой 16 Закона "Об исполнительном производстве".

Последовательность действий работников территориальных органов ФССП России по возмещению расходов по совершению исполнительных действий, определена Методическими рекомендациями по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ N 01-10 (пункт 4.6).

Более того, с учетом специфики предмета исполнения, Методические рекомендации предписывают при исполнении требований исполнительных документов о сносе самовольно возведенных строений, руководствоваться внутренними индикаторными показателями, характеризующими уровень эффективности принимаемых мер, установленных письмом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N 12/01-28214-ТИ.

Методические рекомендации по исполнению судебных актов о сносе самовольно возведенных строений разъясняют порядок действий, как территориальных подразделений, так и УФССП субъектов РФ при исполнении требований исполнительного листа указанной категории.

В случае исполнения требований исполнительного листа в порядке, предусмотренном статьей 107 ФЗ "Об исполнительном производстве" и указанных Методических рекомендаций, задачи исполнительного производства за период со дня возбуждения исполнительного производства были бы выполнены своевременно и правильно.

Требование исполнительного листа не возлагает обязанность снести самовольное строение на службу судебных приставов-исполнителей и указывает на снос строений за счет должников. Однако, данное обстоятельство не освобождает должностных лиц подразделения от выполнения возложенных на них законом и должностной инструкцией обязанностей.

Из содержания статьи 107 ФЗ "Об исполнительном производстве" следует, что данная статья Закона регулирует именно исполнение требований исполнительного листа о сносе самовольного строения, об освобождении земельного участка, об обязании должника освободить земельный участок. В частях 3, 4 статьи 107 Закона четко дается перечень действий, которые включает в себя освобождение земельного участка, указанного в исполнительном документе, от движимого и недвижимого имущества. Указано, что снос строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций включает в себя разборку, демонтаж или разрушение строения, здания или сооружения, указанных в исполнительном документе, либо их отдельных конструкций независимо от типа, назначения и степени завершенности, а также уборку строительного мусора.

Исполнение требований исполнительного листа указанной категории не ставится в зависимость, за чей счет должен производится снос строений, либо освобождение земельного участка. Указанные в статье 107 Закона "Об исполнительном производстве", в Методических рекомендациях, рычаги подлежат применению, в случае неисполнения должником добровольно в установленные сроки требований исполнительного листа.

Таким образом, в целях исполнения исполнительного документа, содержащего требование об обязании должника за свой счет снести строения, указанные в исполнительном листе и освободить занимаемый самовольными строениями земельный участок, судебный пристав-исполнитель обязан был руководствоваться именно положениями статей 68, 107 Федерального закона N 229-ФЗ, и, соответственно, принять меры к освобождению земельного участка от строений, по результатам соответствующих действий составить акт.

Согласно материалам исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем неоднократно выносились требования в адрес должника об исполнении решения суда, кроме того, сведения о направлении данных требований должнику в материалах исполнительного производства отсутствуют. Также из материалов дела следует, что постановление о взыскании исполнительского сбора с Д. в связи с неисполнением исполнительного документа в установленный законом срок выносилось один раз. К административной ответственности по ст. РФ за неисполнение требований исполнительного документа без уважительных причин Д. судебным приставом-исполнителем не привлекался. Каких-либо иных действий, направленных на принудительное исполнение судебного решения, в рамках исполнительного производства не предпринималось.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Положения Федерального закона "Об исполнительном производстве", предоставляют судебному приставу-исполнителю право применения таких мер принудительного исполнения, как совершение судебным приставом-исполнителем от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в том числе сноса самовольной постройки, в случае, если такое действие может быть совершено и без личного участия должника.

Как следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем не представлено доказательств невозможности исполнения исполнительного документа без личного участия должника с последующим взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий в соответствии с пп. 7 п. 3 ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Также в деле отсутствуют сведения о принятии судебным приставом-исполнителем каких-либо мер, направленных на совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе.

Разработанные Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации Методические рекомендации по исполнению судебных актов о сносе самовольно возведенных строений, также предусматривают в случае неисполнения должником судебного решения применение судебным приставом-исполнителем к должнику всех мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, в частности, вынесение постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, а также организацию исполнения решения суда без участия должника за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением должником расходов по сносу строения.

Бездействие судебного пристава-исполнителя привело к затягиванию срока исполнения решения суда, что нарушило гарантированное взыскателю ст. Российской Федерации право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта в разумный срок.

Таким образом, учитывая, что судебный пристав-исполнитель на протяжении длительного времени не предпринимал эффективных и достаточных мер для реального и своевременного исполнения требований исполнительного документа, суд приходит к выводу о незаконности бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в длительном неисполнении требований, содержащихся в исполнительном листе Сысертского районного суда Свердловской области.

Доводы Д. о том, что у судебного пристава-исполнителя существуют объективные причины, которые препятствуют исполнению решения суда, такие как, невозможность снести часть строения ввиду его конструкции, а именно, снос несущей стены станет причиной обрушения всего здания, а также то обстоятельство, что в настоящее время нет пристроя как объекта, а существует единое строение, на которое получено свидетельство о государственной регистрации права, судом отклоняются, поскольку не имеют правового значения для дела и оправдании бездействия судебного пристава-исполнителя.

На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. - Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление З. о признании бездействия судебного пристава-исполнителя Сысертского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области незаконным, удовлетворить.

Признать бездействия судебного пристава-исполнителя Сысертского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области незаконным.

Обязать судебного пристава-исполнителя Сысертского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области устранить допущенные нарушения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд.

Судья: Торичная М. В.

Суд:

Сысертский районный суд (Свердловская область)

Демонтажные работы по исполнительному листу.

Вам необходимо произвести снос здания по решению суда?

Наша организация имеет большой опыт по выполнению данных работ.

За 2016 г. мы провели демонтажные работы на 8 объектах по исполнительным листам. В их числе:

  • снос ленточных фундаментов для забора, смонтированных на территории истца
  • снос бани и хозпостройки, построенные с нарушением требований СНиП (по результатам экспертизы)
  • снос незаконно построенной автомойки на территории СЗАО г. Москвы
  • снос загородного кирпичного дома, построенного на самовольно захваченной территории
  • демонтаж фундамента дома, установленного на территории общего пользования в СНТ.
  • Как правило, ответчик не спешит исполнять решение суда по сносу строений и всячески препятствует сносу. Ждать, что у него «проснется совесть» и он все же это сделает самостоятельно - бесперспективно.

Итак, имеем решение суда о сносе незаконной постройки.

Все зависит от конкретных требований указанных в исполнительном листе.

Если в ИЛ содержится требование - Обязать Иванова И. В. демонтировать (снести) незаконно установленную постройку, ТО

СПИ выносит постановление о возбуждении ИП и направляет его должнику и обязательным установлением сроков добровольного исполнения. Одновременно с этим СПИ уведомляет должника, о том, что в случае неисполнения в установленные сроки требования СПИ, демонтаж может быть проведен силами привлеченной организации с возложением расходов на должника.

п. ст. 68 ФЗ об ИП

7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

Для действий СПИ в соответствии с п. 7 он, для начала, должен решить данный вопрос со взыскателем, как правило, если взыскатель готов предварительно профинансировать демонтажные работы, то СПИ может привлечь организацию способную их произвести, в последствии денежные средства могут быть взысканы с должника.

В принципе процедура не сильно отличается от обычного «планового» демонтажа, но есть нюансы:

Оформляем договор на демонтажные работы и составляем смету.
Производится оплата демонтажных работ и вывоза строительного мусора (при необходимости).
Заказчик обеспечивает присутствие судебного пристава на участке в момент процедуры демонтажа. Может потребоваться и «участковый». Лучше если вы его уведомите заранее о своих планах.
В случае наличия централизованного газоснабжения, необходимо присутствие сотрудника газовой службы для отключения строения от газоснабжения.
Тоже самое и с электричеством. Позаботьтесь об этом заранее.
После окончания сноса подписывается трехсторонний акт о завершении процедуры демонтажа.
Если у Вас еще остались вопросы- звоните, с удовольствием на них ответим....

С уважением,