Государственное регулирование рынка ценных бумаг. Регулирование рынка ценных бумаг

Формирование рынка ценных бумаг или фондового рынка происходит на протяжении долгих лет, но, несмотря на длительный срок его существования, фондовый рынок находится в стадии модернизации по сей день. По мере функционирования рынка ценных бумаг, как составной части финансового рынка, необходимость законного обеспечения защиты прав и интересов его участников от неправомерных операций осуществляется государством, которое в свою очередь создает эффективную политику для управления рынком ценных бумаг, с учетом сложившейся тенденции в экономике страны.

Актуальность заданной темы весьма очевидна, поскольку фондовый рынок весьма несовершенен и подвластен риску, то его участникам необходима защита стабилизирующей силы, имеющей полномочия в регулировании рынка ценных бумаг. Такой силой несомненно является государство.

Любая деятельность на каком-либо этапе должна регулироваться и рынок ценных бумаг этому не исключение, но для того, чтобы достичь эффективного привлечения инвестиций в экономику, постоянного пополнения дефицитов государственного бюджета, а также предотвращения рисков и убытков, сложившаяся система госрегулирования, включающая в себя 4 группы, к которым относятся: государственный контроль, защита инвесторов от неблагоприятных ситуациях на рынке, а также обязательная регистрация и обязательные требования к участникам, должна постоянно дополняться и совершенствоваться.

Обозначая так называемую инфраструктуру рынка, следует выделить регулирующую систему рынка ценных бумаг, включающую в себя:

  • Органы государственного регулирования;
  • Саморегулирующиеся органы;
  • Законодательные нормы;
  • Тенденции и обычаи рынка ценных бумаг.

Изучая каждый из приведенных регуляторов фондового рынка, возникает вопрос значимости и существенной оценки действий этих самых органов. Основным, и, пожалуй, главным регулятором рынка ценных бумаг является непосредственно государство, осуществляя контроль и сопоставимость действий за проведением операций, происходящих на рынке ценных бумаг, в связи со сложившимися тенденциями и инфраструктурой рынка, обеспечивая свою работу посредством двух направлений:

Регулирование деятельности профессиональных участников фондового рынка, с учетом соблюдения текущего законодательства, а также контроль за разработкой определенных правил, определяющих эмиссию ценных бумаг.

Обеспечение лицензией, дающей право заниматься какой-либо деятельностью на фондовом рынке.

Систематическое объединение этих двух направлений заключает в себе Центральный Банк РФ, являясь профессиональным участником рынка, он осуществляет роль как исполнителя по реализации операций на фондовом рынке, выполняющим в своем роде функции инвестиционной компании по первичному размещению ценных бумаг, так и регулирующим звеном, при внесении собственных ресурсов в фондовые ценности государства, осуществляя, при этом, эмиссионные обязательства. Будучи агентом Правительства РФ по размещению государственных ценных бумаг, Банк России по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживанию первичного размещения ценных бумаг. При этом, вкладывая в государственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выступает в качестве дилера. Кроме того, Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая на нем в качестве финансового брокера, работающего по поручению Правительства. Он также выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра по операциям с отдельными выпусками государственных ценных бумаг, являясь в этом смысле специализированной организацией по учету, хранению, расчетам по операциям с фондовыми ценностями.

Банк России использует операции с государственными ценными бумагами в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Он также выступает органом государственного регулирования для ком­мерческих банков - профессиональных участников рынка ценных бумаг, а зачастую - консультантом Правительства и парламентских органов, координатором в объединении ресурсов для разработки новых систем торговли ценными бумагами, например, по торговле госу­дарственными краткосрочными облигациями, участвует в разработке законодательных актов о финансовом рынке, трасте, векселях.

Учитывая отношения, складывающиеся на фондовом рынке между участниками и регуляторами, можно выделить определенные группы субъектов рынка: инвесторы, эмитенты, государство, профессиональные участники, саморегулируемые организации. Визуализируя обобщенную структуру операций субъектов на рынке ценных бумаг, главенствующей особенностью становится достижение определенного результата, связанного как с выпуском ценных бумаг, так и с их обращением. Иными словами, структурирующие системы государственного регулирования рынка ценных бумаг подразумевают максимальную эффективность внедрения в корректировочный процесс на рынке, и только лишь небольшая часть отводится саморегулирующим органам. Но есть обратная сторона - когда роль государства в регулировании занимает менее важные позиции, нежели значительный уровень систематизации контроля самих участников рынка. Если говорить о всеохватывающем регулировании, то в большинстве стран мира место государственному контролю отводится где-то в «середине».

Рассматривая российский фондовый рынок, одни из основных регуляторов рынка ценных бумаг в стране является Федеральная служба по финансовым рынкам, состоящая из центрального аппарата и территориальных органов и включающая в себя 14 управлений, в которых каждый отвечает за различные процессы, такие как: эмиссия, мониторинг, правовое регулирование и деятельность профессиональных участников рынка.

Эволюционные перспективы РЦБ на 2018 год во многом зависят от привлечения наибольшего количества инвестиций и обеспечения полной и качественной защиты государства от неправомерных деяний, совершенных на рынке.

Таким образом, на сегодняшний день российский фондовый рынок слабо развит не только относительно развитых стран, но и развивающихся. Государственная поддержка в совокупности дает большой стартап участникам РЦБ для инвестирования денежных средств, не опасаясь риска быть обманутыми. Безусловно, идеализировать государственные программы невозможно, поскольку везде есть свои «за» и «против», но на мой взгляд, осуществление государственного регулирования в настоящем и будущем не даст рынку ценных бумаг впасть в состояние сонации, а наоборот послужит своеобразным толчком для достижения стабильности фондового рынка. В завершении данной статьи необходимо отметить, что тенденции развития рынка ценных бумаг зависят не только от экономических показателей и государственных программ, но и от конкретной, качественной работы самого рынка ценных бумаг в России.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018)
  2. Волоскова А. В. Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг в России и Великобритании // Молодой ученый. - 2017. - №9. - С. 561-563.
  3. Селищеев А.С. Рынок ценных бумаг: учебник для бакалавров / А.С. Селищев, 2015 г.
  4. Санжаровский Ю. И. Рынок государственных ценных бумаг в России // Экономический журнал. 2016. №3 (35).
  5. Беловозов В.А., Общие положения о ценных бумагах: некоторые юридические заблуждения// Законодательство, 2016 г., № 2.
  6. Галаганова В.А., Басовин А.И. Рынок ценных бумаг: Учебник.-2-е ид. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 448 с.

В соответствие с Федеральным законом “ О рынке ценных бумаг” государство занимается контролем данного вида рынка, но никак не управляет им. В обобщённом смысле управление — это специфические отношения среди людей, которые характеризуются указанием одного лица от другого. Обязательные указания способны происходить из 2 категорий отношений:

Подчинённость данном моменте управление как правило, именуется руководством, так как одно лицо, называемое подчинённым, должно исполнить требования другого – руководителя. Сущность групп устроена так, что одни занимаются подчинением, а другие в свою очередь управлением)

— Равенство (в рамках одной социальной группы все люди равны между собой, так как всё общество характеризуется как единое целое. Однако при возникающих общественных отношениях все индивиды равноправны между собой только как частные собственники. В момент, когда все люди равны, регулирование ими состоит в установление границ их возможных действий)

Любая осознанная деятельность организуемая человеком,включает в себя не только процесс управление, но и может являться объектом воздействия.Таким образом, это своего рода процесс управления самим управлением. Управление как регулирование имеет место быть, в том случае, когда управляющий субъект не участвует в конкретной деятельности.

Тем самым, государственное регулирование рынка ценных бумаг – это управление, в процессе которого устанавливаются определённые границы, осуществляемые человеческой деятельностью и также разграничивая выбор самих целей.

В прошлом, на протяжении многих десятилетий развитие рынка происходило в хаотичном стиле. Только в начале 20 века под влиянием рыночных отношений, дошедших до крайностей внутренних противоречий, началась эпоха активного вмешательства со стороны государство. Стало развиваться государственное регулирование рыночной экономики, посредством которой стали удовлетворяться интересы большого круга общества, а не только интересы узкого числа.

Существуют основные критерии, с которыми должны сверяться практические действия государство. К таким критериям можно отнести:

  • система регулирования рыночными отношениями создаётся только государством
  • обеспечение единства нормативно-юридической базы
  • комплексность методов регулирования
  • преемственность в регулирование
  • равенство всех участников рынка перед законодательством
  • учёт мирового опыта в развитие

Существуют также определённые способы при помощи, которых государство регулирует рынок:

1) Административное – регулирование, основанное на юридических нормах, оно включает в себя:

  • нормативно — законодательную деятельность
  • регистрационную деятельность
  • лицензирование
  • поддержание правопорядка на рынке
  • выставление определённых требований к участникам

2) Экономическое – государственное регулирование, основанное на использование экономических инструментов. Такое регулирование включает в себя проведение государством:

  • денежной политики
  • политики налогообложения
  • политика формирования государственных доходов

Объекты регулирования. Объектами государственного регулирования на РЦБ могут быть участники рынка, его инструменты и совершаемые с ними операции, в частности:

Органы регулирования рынка– совокупность организаций, осуществляющих рыночное регулирование на основе обязательных нормативных правил регулирования.

Органы регулирования российского рынка ценных бумаг:

1) Государственные органы исполнительной власти

  • высшие органы исполнительной власти
  • федеральная служба по финансовым рынкам
  • министерство финансов РФ
  • центральный банк РФ

2) Саморегулируемые организации, объединяющих профессиональных участников рынка

  • НАУФОР – национальная ассоциация участников фондового рынка
  • ПАРТАД – профессиональная организация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев
  • АУВЕР – ассоциация участников вексельного рынка

3) Общественные организации

Базовыми законодательными актами, на основание которых осуществляется государственный контроль рынка ценных бумаг являются:

А. Ключевые законы:

  1. Федеральный закон “ об акционерных обществах” (1995 года)
  2. Федеральный закон “о рынке ценных бумаг” (1996 года)

Б. Косвенные законы, которые имеют непосредственное отношение к рынку

  1. Федеральный закон “ о переводном и простом векселе” 1997 года
  2. Федеральный закон “ об особенностях эмиссии и обращения ценных бумаг со стороны государство” 1998 года
  3. Федеральный закон “ об ипотеке” 1998 года
  4. Федеральный закон “ об инвестиционных фондах” 2001 года
  5. Федеральный закон “об ипотечных ценных бумагах” 2003 года

Регулирование рынка ценных бумаг – ϶ᴛᴏ упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на данные действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организации инфраструктуры рынка, все виды деятельности и все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. д. (схема)

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

  • установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профучастников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
  • государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
  • лицензирования деятельности профучастников рынка ценных бумаг;
  • создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей лицензии.

Структура органов госрегулирования российского рынка ценных бумаг:

Высший уровень:

  • Госдума – издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг;
  • Президент – издает указы, так как законы принимаются очень медленно;
  • Правительство РФ – выпускает постановления в развитие указов президента, определяет общие направления развития рынка ценных бумаг.

Министерский уровень:

  • Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) – основной регулирующий орган;
  • Министерство финансов – осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение;
  • Центральный банк – регистрирует выпуски и контролирует обращение ценных бумаг кредитных организаций;
  • Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства – устанавливает антимонопольные правила на рынке ценных бумаг и контролирует их осуществление;
  • Министерство по управлению государственным имуществом – занимается приватизацией государственного имущества, осуществляет управление пакетами ценных бумаг, находящихся в собственности государства;
  • Российский федеральный фонд имущества – реализует пакеты ценных бумаг при приватизации предприятий и т.д.

ФКЦБ будет федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профучастников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Стоит сказать - полномочия ФКЦБ не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов РФ (табл. 1)

Таблица 1

Функции Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
Разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг
Лицензирование Выдача (приостановление, аннулирование) лицензий на осуществление профдеятельности на рынке ценных бумаг, деятельности саморегулируемых организаций
Контроль за соблюдением требований законодательства РФ о ЦБ, стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ Контроль за эмитентами, профучастниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями
Разработка и утверждение нормативной базы Разработка и утверждение нормативной базы по:
  • эмиссии ценных бумаг;
  • профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • операциям с ЦБ, нормам допуска ценных бумаг к операциям с ними;
  • порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг;
  • лицензированию профессиональной деятельности и саморегулируемых организаций;
  • деятельности инвестиционных негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
  • квалификационным требованиям к организациям и их персоналу, работающим с ЦБ
Раскрытие информации на рынке ценных бумаг о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг
Подача исков
  • в арбитражный суд о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства РФ о ЦБ, применении к нарушителям санкций;
  • в суд о защите прав инвесторов - физических лиц и интересов государства на рынке ценных бумаг.
Информирование инвесторов
  • об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг,
  • о саморегулируемых организациях,
  • об административных взысканиях, наложенных ФКЦБ, и о судебных решениях, вынесенных по ее искам
Аттестация Выдача (приостановление, аннулирование) квалификационных аттестатов руководителей и специалистов – профучастников рынка ценных бумаг

ФКЦБ вправе:

  • принимать решение о приостановлении действия или об аннулировании лицензии на осуществление профдеятельности на рынке ценных бумаг;
  • проводить проверки эмитентов, профессиональных участников и саморегулируемых организаций профучастников рынка ценных бумаг;
  • направлять эмитентам и профучастникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов;
  • аннулировать квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения ими законодательства РФ о ценных бумагах.

Функции региональных отделений ФКЦБ:

  1. Регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитентов, находящихся в данном регионе.
  2. Выдача лицензий профучастникам.
  3. Прием квалификационных экзаменов у специалистов на рынке ценных бумаг и выдача ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих аттестатов.
  4. Функция контроля над эмитентами и профучастниками.
  5. Формирование региональной системы раскрытия информации.

Для того ɥᴛᴏбы профучастники рынка ценных бумаг могли принять непосредственное участие в регулировании, организуются так называемые саморегулируемые организации (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг. Их цель – выработка конкретных требований к ϲʙᴏим членам и надзор за их соблюдением, а также помощь в организации работы, представление их интересов в государственных органах и другое.

Саморегулируемой организацией профучастников рынка ценных бумаг (СРО) именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством РФ и функционирующее на принципах некоммерческой организации. СРО устанавливает обязательные для ϲʙᴏих членов правила осуществления профдеятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

Саморегулируемая организация вправе:

  • получать информацию по результатам проверок деятельности ϲʙᴏих членов;
  • разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ЦБ ϲʙᴏими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;
  • контролировать соблюдение ϲʙᴏими членами принятых СРО правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
  • заниматься подготовкой должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профдеятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.

Основным законодательным документом, кᴏᴛᴏᴩый регламентируют деятельность на рынке ценных бумаг, будет Гражданский кодекс (в редакции от 10.01.2003) статьи 142-149. Стоит заметить, что он дает понятие ценной бумаги, определяет виды ценных бумаг и затрагивает основные вопросы владения ценными бумагами, передачи прав по ценной бумаге и исполнения по ней. Отдельная статья посвящена особенностям фиксации прав по бездокументарным ЦБ.

ФЗ «О рынке ценных бумаг». Последняя редакция – декабрь 2002 г. Им регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, описаны основы регулирования российского рынка ценных бумаг, права и функции ФКЦБ а также особенности создания и деятельности профучастников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций.

ФЗ «Об акционерных обществах». Последняя редакция – апрель 2003 г. Помимо общих вопросов, затрагивающих функционирование акционерных обществ (вопросы учреждения, управления АО, реорганизации и ликвидации), здесь отражены права владельцев различных типов ценных бумаг, кᴏᴛᴏᴩые выпускаются корпорациями, указаны определенные ограничения, связанные с объемом выпуска различных ценных бумаг, минимальный размер уставного капитала, вопросы, связанные с выплатой дохода по ценным бумагам.

ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Последняя редакция – декабрь 2002 г. Направлен на обеспечение государственной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования кᴏᴛᴏᴩых будут эмиссионные ЦБ. Данным законом определяются ограничения при эмиссии и обращении ценных бумаг, вводимые в целях защиты прав инвесторов; порядок предоставления информации инвесторам; определяется порядок возмещения ущерба инвесторам, причиненного противоправными действиями эмитентов и профучастников рынка ценных бумаг.

Лекция 1. Общая характеристика финансового рынка.

Структура финансового рынка.

Основные характеристики рынка ценных бумаг.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг.

(1) Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Финансовый рынок, таким образом, предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

Рисунок 1. – Структура финансового рынка

В общем виде финансовый рынок подразделяется на денежный рынок и рынок капиталов. На денежном рынке осуществляются операции по предоставлению и заимствованию свободных денежных средств предприятий и населения на короткий срок. На рынке капиталов производится заимствование средств на длительные сроки. Различия определяются назначением заемных средств. Денежный рынок обслуживает сферу обращения, капитал функционирует на нем как средство обращения и платежа, что определяет типы финансовых инструментов на этом рынке. Рынок капиталов обслуживает процесс расширенного воспроизводства: капитал функционирует как самовозрастающая стоимость.

Роль рынка ссудных капиталов в экономике проявляется в трех основных направлениях:

1) предоставление ссудного капитала частному сектору, государству и населению, а также иностранным заемщикам;

2) аккумуляция свободного денежного капитала и денежных сбережений населения;

3) аккумуляция и сосредоточение фиктивного капитала.

Под фиктивным капиталом понимается накопление и мобилизация денежного капитала в виде различных ценных бумаг (вторая часть рынка капиталов), который в отличие от реального капитала (в форме денег, оборудования) представляет собой не стоимость, а лишь право на получение дохода.

С позиции рассмотрения вариантов получения инвестиционного дохода необходимо также рассмотреть такие сегменты финансового рынка как валютный рынок и рынок депозитно-кредитных операций, которые в подавляющем большинстве предоставляют банковские учреждения.

Валютный рынок представляет из себя совокупность конверсионных и депозитно-кредитных операций в иностранных валютах, осуществляемых между контрагентами, участниками валютного рынка по рыночному курсу или учетной ставке. Валютные операции – контракты агентов валютного рынка по купле-продаже иностранной валюты на определенных условиях и на определенную дату: сумма, обменный курс, процентная ставка и период. Главное отличие конверсионных операций от депозитно-кредитных заключаются в том, что первые не имеют протяженности во времени, то есть заключаются в некоторый момент времени, тогда как депозитно-кредитные операции имеют продолжительность во времени и разную срочность.


Депозитно-кредитные операции – это совокупность операций по размещению или привлечение свободных денежных средств на определенный срок, под определенный начисляемый процент, и при возможных дополнительных условиях осуществления данных операций.

(2) Основные характеристики рынка ценных бумаг.

Ценные бумаги - это денежные документы, удостоверяющие права собственности или займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту) и несущему по нему обязательства. Самостоятельное движение фиктивного капитала на рынке приводит к резкому отрыву рыночной стоимости ценных бумаг от балансовой, что еще более усугубляет разрыв между реальными материальными ценностями и их относительной финансированной стоимостью, представленной в ценных бумагах.

Рынок ценных бумаг обслуживает как денежный рынок, так и рынок капиталов, причем ценные бумаги охватывают лишь часть движения финансовых ресурсов. Основной функцией рынка ценных бумаг является распределение денежных средств, перелив капитала из одной отрасли в другую через инструменты рынка (ценные бумаги). Посредством механизма эмитирования, размещения, купли-продажи ценных бумаг формируются необходимые инвестиционные источники для модернизации и расширения всех сфер общественного воспроизводства. Ценные бумаги и выпускаются прежде всего с целью мобилизации и более рационального использования финансовых ресурсов предприятий и сбережений населения.

Рынок ценных бумаг можно разделить на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.

Первичный рынок – это рынок первых и повторных эмиссий (выпусков) ценных бумаг, на котором осуществляется их первоначальное размещение между инвесторами. В рамках этого рынка совершается первичное размещение ЦБ (их покупка, продажа, подписка). При этом эмитент гарантирует инвесторам определенные права на собственность и/или доход от нее, получая взамен средства для инвестиций.Основной задачей первичного рынка является сведение к минимуму рисков инвестора.

На вторичном рынке происходит обращение ЦБ, т.е. смена владельца. При этом происходит регулирование рыночных цен, стихийно и постоянно меняется конъюнктура на рынке. Основной задачей вторичного рынка является обеспечение ликвидности ЦБ, создание условий для торговли, условий быстрой реализации ЦБ владельцами по ценам, действующим на рынке.

Биржевой рынок связан с понятием фондовая биржа. Это организованный рынок с максимальным уровнем контроля и регулирования.

Внебиржевой рынок охватывает операции с ЦБ вне биржи.

Кассовый рынок ЦБ (кэш-рынок или спот рынок) - это рынок с немедленным исполнением сделок, то есть с полным исполнением заключенных сделок (поставка против оплаты) в течении 2-х или 4-х рабочих дней.

Срочный рынок ЦБ – это рынок на котором заключаются розничные сделки со сроком исполнения, превышающим 4-5 рабочих дня, например, с опционами или фьючерсами.

По территориям, на которых обращаются ценные бумаги, различают:

Местные рынки ЦБ;

Национальные рынки ЦБ;

Международные рынки ЦБ.

В экономической системе государства фондовый рынок выполняет важные функции, обеспечивая аккумулирование временно свободных денежных средств для инвестирования в перспективные отрасли экономики.

При длительном нарушении сбалансированности спроса и предложения на капитал в результате колебаний экономической конъюнктуры ссудный капитал начинает вкладываться туда, где можно получить доход в виде процента, дивиденда. Обезличенность рынка ссудного капитала проявляется в том, что его развитие и движение осуществляется через рынок ценных бумаг (чтобы получить доход не ниже средней нормы ссудного процента).

Следовательно, держатель ценных бумаг обладает возможностью превратить фиктивный капитал (ценные бумаги) в реальный, денежный. Поэтому рынок ценных бумаг входит составной частью в национальный рынок капиталов.

Функционирование рынка ценных бумаг носит в большой степени спекулятивный характер. Государство участвует в перераспределении капитала, выступая через свои кредитные учреждения и как продавец, и как покупатель ценных бумаг. Банки, страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды, осуществляя операции с ценными бумагами, накапливают уже реальный капитал, субсидируя государство, предприятия и население.

Так как не все ценные бумаги ведут свое происхождение от денежных капиталов, то рынок ценных бумаг не может быть в полном объеме отнесен к финансовому рынку. В той части, в какой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым рынком (как составная часть финансового рынка). Фондовый рынок образует большую часть рынка ценных бумаг.

Часто понятия рынка ценных бумаг и фондового рынка считаются синонимами. К ценным бумагам фондового рынка относятся товарные и валютные фьючерсы, биржевые опционы и др.

Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые можно разделить на общерыночные (присущие каждому рынку) и специфические (отличающие данный рынок от других).

К общерыночным функциям рынка ценных бумаг относятся:

1) коммерческая (получение прибыли);

2) ценовая (формирование рыночных цен);

3) информационная (доведение до участников необходимой информации);

4) регулирующая (создание правил торговли и участия в ней).

К специфическим функциям рынка ценных бумаг относятся:

1) перераспределительная функция, которая может быть разбита на три подфункции:

* перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

* перевод сбережений (населения) из непроизводительной в производительную форму;

* финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т. е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств;

2) функция страхования ценовых и финансовых рисков (хеджирование).

Важным условием функционирования фондового рынка является обязательное соблюдение всеми его участниками правил работы на рынке ценных бумаг. На контролирующие органы фондового рынка возложены обязанности по регулированию процесса взаимодействия между собой участников рынка ценных бумаг, выполнения взятых ими на себя обязательств, требований законодательства и соблюдения правил работы на фондовом рынке. Структура фондового рынка представлена на рисунке 2.