Федеральные законы пенсионного фонда. Система управления фондом

Социальное обеспечение пожилых людей – обязанность государства.

Именно для этого существует Пенсионный фонд России, в который поступают отчисления от всех работающих граждан, дабы в будущем получать от государства денежные выплаты и коротать безбедную старость.

Вот только в большинстве случаев пенсии не хватает даже на покрытие расходов первой необходимости, таких как еда, коммунальные услуги, лекарства.

Именно для решения этой проблемы созданы . Впервые они возникли после выхода Указа Президента в 1992 году. В 1998 был выпущен одноименный Федеральный закон под номером 75 .

Существует ещё много законов и подзаконных актов, регулирующих механизм работы НФП. Про это мы сейчас и расскажем.

Законодательное регулирование вопроса

Героем нашего обсуждения станет именно 75 № ФЗ. Его мы подробно обсудим в следующих разделах. Сейчас же рассмотрим поправки к нему и остальное законодательство, раскрывающее вопрос.

Этот Федеральный закон №410 вносит ряд поправок в ФЗ 75, а именно:

ФЗ № 111 от 24.07.2002 года регулирует процесс образования средств пенсионных накоплений, их вложения для извлечения прибыли (инвестирования), регламентирует правовой статус участников этого процесса, участие государства в осуществлении контроля за его функционированием.

Очередная крупная поправка в ФЗ № 75 содержится в ФЗ № 167 от 29 июня 2015 года . Внесены изменения в порядок реорганизации, прекращения деятельности фонда, изменён качественный состав управленческого аппарата, расширены правомочия Центрального Банка по наложению санкционных мер, в том числе лишение лицензии.

Мы представили вам минимум первой необходимости, без которого разобраться в теме будет тяжело. В других разделах мы также будем встречаться с законами и подзаконными актами, регулирующими деятельность НПФ.

Федеральный закон №75: его цели и задачи

В рамках главного закона по нашей теме, негосударственный пенсионный фонд – это организация, имеющая две основные цели: негосударственное обеспечение пенсией и обязательное пенсионное страхование.

В первом случае вы добровольно по выбранной вами схеме начисляете определённую сумму денег, которая составляет часть от оплаты вашего труда. В свою очередь выбранная организация инвестирует полученные средства по своему усмотрению, тем самым преумножая ваши вложения. Речь идет только о .

Во втором случае мы говорим о системе, созданной и поддерживаемой государством, по которой пенсионеры и лица, получившие инвалидность, имеют право на выплаты. Это часть пенсии называется .

К целям нужно двигаться постепенно и обдуманно. Поэтому НПФ для их достижения нужно выполнить ряд задач :

Разберем критерии надёжности НПФ :

  • Общая сумма пенсионных резервов.
  • Репутация фонда и его учредителей.
  • Время, которое НПФ работает на рынке.
  • Стоимость отображённого в уставе имущества для обеспечения рисков.
  • Распределяет ли средства между различными вложениями для снижения рисков.
  • Участие в профессиональных объединениях.

Регулирование деятельности фондов

В соответствии с главой 10 ФЗ № 75, контрольно-надзорная функция за НПФ возложена на два субъекта: Центральный банк и Министерство труда и социальной защиты РФ.

У ЦБ очень широкий спектр полномочий, а именно:

Также Банк имеет право :

  • делать проверки по плану, но не чаще, чем 1 раз в год;
  • проверять деятельность вне плана, если на то есть веские основания;
  • обращаться в органы, имеющие законное право на занятие оперативно-розыскной деятельностью, с просьбой провести оперативно-розыскные мероприятия.

Если всё-таки выявлены нарушения , то ЦБ может:

  • отправить указание об устранении таковых;
  • запретить проводить все или часть операций;
  • отнять лицензию и посадить временных управляющих.

Гарантии для вкладчиков

Всякая инвестиционная деятельность связана с рисками. Но дело в том, что пенсионное страхование – слишком важный вопрос, который ни в коем случае нельзя отдавать на волю случаю. Поэтому в главе 5 ФЗ № 75 предусмотрены гарантии нормального функционирования НПФ .

По статье 20 каждый фонд обязан формировать страховой резерв . Он нужен для уверенности в том, что обязательства перед вкладчиками будут выполнены. Процедура его создания и размеры указаны в Приказе Федеральной службы по финансам и рынкам от 18.03.2008 N 08-11/пз-н.

Ежегодно деятельность фонда должна проходить актуарную оценку , то есть анализ и количественная характеристика рисков по финансовым обязательствам. Проводится она по требованиям ФЗ № 293 «Об актуарной деятельности в РФ». В заключении должны содержаться результаты оценивания обязательств фонда, сумма всех материальных средств, оценка деятельности по исполнению обязательств и т.д.

Ежегодно на фонде лежит обязанность провести аудит , то есть проверку отчетности организации. По результатам делаются выводы о её достоверности, о реальном положении фонда и дальнейшем его функционировании. Для подробностей обращайтесь к ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности».

Наконец, для большей надёжность и дополнительной перестраховки, есть возможность создавать объединенные гарантийные фонды . Также НПФ может вступить в общество взаимного страхования на основе одноименного ФЗ № 286.

Размещение и инвестирование средств в НПФ

В данном разделе разговор пойдёт о главе 6 основного закона.

В статье 24 перечислены принципы размещения и инвестирования :

Вкладывать средства можно в ценные бумаги , как российского происхождения, так и выпущенные за границей, но с некоторыми ограничениями. Особо приветствуются вложения в государственные ценные бумаги.

Работать с накопленными средствами для их преумножения может как сам фонд, так и иные субъекты, например управляющие компании. Ей деньги передаются в доверительное управление, что не влечёт перехода права собственности.

На пополнение средств пенсионных резервов и накоплений должно направляться не менее 85 % от прибыли . Из этой суммы заранее убираем вознаграждение управляющим и спец депозитарию, ради которых вся эта система и работает.

О деятельности негосударственных пенсионных фондов рассказано в следующем видеосюжете:

Пенсионная система в Российской Федерации находится под строгим государственным контролем. При этом существует ряд специальных организаций негосударственного характера, законодательно регулируемых 75-ФЗ "О Именно этот нормативный акт будет подробно рассмотрен в статье.

Негосударственная пенсионная система: общая характеристика

Пенсионными фондами, реализующими свою деятельность без государственного вмешательства, называются организации, в функции которых входит пенсионное обеспечение российских граждан. Оно может иметь характер страхования и досрочного пенсионного обеспечения. Деятельность подобного рода должна реализовываться фондом на основании специальной лицензии - об этом гласит статья 2 Федерального закона № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Как действует вся рассматриваемая система? заключают со своими клиентами договор пенсионного обеспечения - специальное соглашение между клиентом и организацией, согласно которому вкладчик должен выплачивать взносы, а фонд, в свою очередь, обязан своевременно представлять вкладчику негосударственные пенсионные выплаты.

О формировании фонда

В статье 4 № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" речь идет о процедуре формирования всей рассматриваемой системы. Согласно закону, фонд может быть создан только в виде акционерного общества организационно-правовой формы. Сами же акционеры должны обладать правами на участие в управлении им. При этом компания не обязана отвечать по обязательствам своих участников, но должна нести ответственность за принадлежащее имущество.

В этом акте содержатся нормы, в соответствии с которыми строго запрещаются операции с векселями и выдачей займов. Акции фонда должны быть оплачены еще до того, как учредители подадут заявление на получение лицензии в Банк России.

О функциях фондов

Какими полномочиями и обязанностями, согласно 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", обладают рассматриваемые организации? Стоит обратить внимание на статью 8, в которой указывается следующее:

  • и взносов.
  • Заключение специальных договоров пенсионного типа.
  • Ведение пенсионных счетов негосударственного типа.
  • Своевременное информирование вкладчиков и прочих участников системы о состоянии счетов.
  • Законное формирование пенсионных резервов, организация размещения средств из резервов.
  • Инвестирование накопительных средств.
  • Ведение налогового и бухгалтерского учета.
  • Реализация актуарных расчетов.
  • Производство, назначение и выплата пенсионных накоплений.
  • Реализация некоторых других функций, указанных в статье 8 Закона № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Согласно же статье 9, каждый пенсионный фонд негосударственного характера должен разрабатывать специальный свод правил, соответствующих закону. Они должны утверждаться советом директоров фонда. Ряд разработанных требований может быть заключен в организационный устав.

О собственности фонда

В главе 4 № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" рассказывается о порядке формирования имущества и распоряжения им. Согласно статье 16, организационная собственность должна делиться на пенсионные накопления и резервы.

Для чего нужны резервы? Закон указывает на обеспечение платежеспособности по обязательствам участников. В этих же целях формируются и накопления. Вот за счет чего образуются резервы:

  • целевые поступления;
  • пенсионные взносы;
  • организационные доходы от размещения резервов пенсионного типа;
  • любое другое имущество, определенное решением совета директоров фонда.

Согласно закону, только Банк России может устанавливать нормативный размер резервов для пенсионных схем.

А что можно сказать о пенсионных накоплениях? За счет чего формируется эта группа? Закон указывает:

  • на средства, переданные фондом в доверительное управление компании управляющего типа;
  • на средства, которые были переданы из ПФР по заявлению застрахованного лица;
  • на финансы, переданные в организацию предыдущим страховщиком и т. д.

Существует ряд гарантий реализации негосударственными пенсионными фондами своей деятельности. Это аудит, актуарное оценивание сторонними организациями и некоторые другие типы гарантийного исполнения.

Управление системой

Какой состав, согласно 75-ФЗ от 07.05.1998 "О негосударственных пенсионных фондах" имеет вся рассматриваемая система? Стоит обратить внимание на статью 28. В ней говорится о том, что фонд обязательно должен содержать наблюдательный совет, в который входят директоры. Передача же полномочий управляющей организации или отдельному управляющему в виде ИП запрещена.

Немаловажную роль в любом фонде рассматриваемого типа занимает попечительский совет. В него ходить должно не менее 5 человек из общего числа совета директоров и акционеров. В повестке совета могут содержаться следующие вопросы:

  • о ликвидации или реорганизации фонда;
  • о внесении в устав общества некоторых изменений;
  • об изменении максимальной доли от доходов фонда и т. д.

Согласно статье 33.2, фонд может быть ликвидирован либо в результате изъятия лицензии (по инициативе Банка России), либо по самостоятельному решению акционеров.

Изменения в законе

В законе ранее присутствовала статья 35, в которой речь шла о предупреждении монополистической деятельности и борьбе с ней. В ней говорилось о недопустимости ограничения а именно, о создании картелей, незаконных видов борьбы с конкурентами и т.д. В 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" с изменениями от января 2017 года рассматриваемая норма была удалена из-за размещения соответствующей ссылки в другом законе (ФЗ "О защите конкуренции").

75-ФЗ был принят в 1998 году, и за почти 20 лет функционирования он претерпел немало различных переработок.

1. В случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты либо до корректировки размера указанной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные на его пенсионном счете накопительной пенсии (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования), выплачиваются правопреемникам застрахованного лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, страховыми правилами фонда и договором об обязательном пенсионном страховании фонда с застрахованным лицом.

Выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица производится правопреемникам, указанным в договоре об обязательном пенсионном страховании либо в заявлении застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений, поданном в фонд, в соответствии с размером долей, определенным застрахованным лицом в таком договоре или заявлении. При отсутствии указания на размер долей или отсутствии в договоре указания о распределении средств пенсионных накоплений и отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений средства пенсионных накоплений, учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии и подлежащие выплате правопреемникам, распределяются между ними в равных долях.

2. В случае смерти застрахованного лица после назначения ему срочной пенсионной выплаты остаток средств пенсионных накоплений, учтенных на его пенсионном счете накопительной пенсии, подлежит выплате в порядке, установленном частями 7 и 8 статьи 5

3. Выплата средств, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, производится правопреемникам умершего застрахованного лица при условии обращения за указанной выплатой в фонд в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

В случае аннулирования лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию фонда правопреемники умершего застрахованного лица обращаются за получением указанной выплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев с даты аннулирования лицензии.

Срок обращения за выплатой правопреемника умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке.

4. В случае отсутствия обращений правопреемников в течение срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, средства пенсионных накоплений умершего застрахованного лица (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования) учитываются в составе резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию.

Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица, восстановившим в судебном порядке срок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, производится фондом за счет средств резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию.

5. Основания выплаты средств (части средств) материнского (семейного) капитала, дохода от их инвестирования правопреемникам умершего застрахованного лица, а также основания передачи указанных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливаются частями 8 и 9 статьи 5 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".

6. Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами в фонд, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета сумм средств пенсионных накоплений, подлежащих выплате фондом правопреемникам умерших застрахованных лиц, порядок передачи средств пенсионных накоплений в резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию и порядок выплаты средств пенсионных накоплений из указанного резерва устанавливаются Правительством Российской Федерации.


Судебная практика по статье 36.21 ФЗ от 07.05.1998 № 75-ФЗ

    Решение № 2-5374/2018 2-5374/2018~М-5186/2018 М-5186/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-5374/2018

    Нижневартовский городской суд (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) - Гражданские и административные

    Месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали (ч. 1 ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу п.п. 1, 2, 3 ст. 36.21 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии и (...

    Решение № 2-1260/2018 2-1260/2018~М-1059/2018 М-1059/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-1260/2018

    Шадринский районный суд (Курганская область) - Гражданские и административные

    Ему срочной пенсионной выплаты, применяется порядок выплаты, предусмотренный статьей 5 Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». В соответствии со ст. 36.21 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты...

    Решение № 2-3106/2018 2-3106/2018~М-2976/2018 М-2976/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-3106/2018

    Альметьевский городской суд (Республика Татарстан) - Гражданские и административные

    1) в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям); 2) во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам. Согласно ст. 36.21 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» №75-ФЗ случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии или до перерасчета размера накопительной части...

    Решение № 2-1404/2018 2-1404/2018~М-1382/2018 М-1382/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-1404/2018

    Камышинский городской суд (Волгоградская область) - Гражданские и административные

    Течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемника умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке (п. 3 ст. 36.21 Федерального закона № 75-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 710 утверждены Правила выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших...

    Решение № 2-3936/2018 2-3936/2018~М-2895/2018 М-2895/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-3936/2018

    Железнодорожный районный суд г. Красноярска (Красноярский край) - Гражданские и административные

    Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 36.21 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости и (...

    Решение № 2-735/2018 2-735/2018~М-652/2018 М-652/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-735/2018

    Нурлатский районный суд (Республика Татарстан) - Гражданские и административные

    Назначения ему срочной пенсионной выплаты, применяется порядок выплаты, предусмотренный статьей 5 Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». Пунктом 3 статьи 36.21 Федерального закона от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» предусмотрено, что выплата средств, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, производится...

    Решение № 2-2466/2018 2-2466/2018~М-1985/2018 М-1985/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-2466/2018

    Арзамасский городской суд (Нижегородская область) - Гражданские и административные

    Возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Выслушав истца, изучив материалы дела, проанализировав и оценив доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с п.3 ст. 36.21 Федерального закона № 75-ФЗ от 07.05.1998 года «О негосударственных пенсионных фондах» выплата средств, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, производится правопреемникам умершего...

    Решение № 2-772/2018 2-772/2018~М-706/2018 М-706/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-772/2018

    Мончегорский городской суд (Мурманская область) - Гражданские и административные

    Телефонограмме просили рассмотреть дело без участия представителя фонда, возражений против удовлетворения иска не имеют. Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. В силу статьи 36.21

    Решение № 2-3639/2018 2-3639/2018~М-3451/2018 М-3451/2018 от 25 сентября 2018 г. по делу № 2-3639/2018

    Свердловский районный суд г. Иркутска (Иркутская область) - Гражданские и административные

    П. 12 ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст. 38 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», ст. 36.21 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» установлено право определенной категории граждан (правопреемников) получить пенсионные накопления умерших лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования. В соответствии с п. ...

55 02.04.2019 5 мин.

Негосударственные пенсионные фонды массово стали появляться более 20 лет назад и относятся к организациям, осуществляющим добровольное пенсионное страхование. Законом № 75, принятым в 1998, регулируется деятельность этих акционерных обществ, регламентируются юридические и экономические отношения, возникающие при создании и прекращении их существования.

В соответствии с ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» решение о регистрации НПФ находится в компетенции Банка России. Это же учреждение выдает лицензию, которую аннулирует при нарушении закона и обязательств перед участниками. В предоставлении документа отказывают при несоответствии установленных нормативов.

НПФ принимают от вкладчиков пенсионные накопления, обеспечивают сохранность и своевременную выплату сбережений. Центробанк имеет право подавать в Арбитраж заявление, чтобы остановить деятельность негосударственного общества, если оно не выполняет своих обязательств.

Основные положения

Законом регулируются отношения, что возникают в процессе деятельности негосударственных фондов, которые могут создаваться только в виде акционерных обществ, обеспечивающих пенсионное страхование. ФЗ № 75 регламентируется необходимость в осуществлении контроля над выполнением функций НПФ, их ликвидацией или реорганизацией.

Фондам выдается лицензия, на основании которой они проводят деятельность в сфере пенсионного страхования и обеспечения. В ст. 3 Основных положений указаны и описаны понятия, применяемые в законе.

Между участником и НПФ заключается договор, в соответствии с которым вкладчик перечисляет пенсионные взносы, а фонд выплачивает ему негосударственное денежное пособие.

Между организацией и застрахованным человеком подписывается соглашение об обязательном страховании. Далее происходит . При наступлении основания НПФ должен выплачивать гражданину накопительную пенсию или осуществить срочную или единовременную выплату участнику фонда или его правопреемнику.

Тем, кто формирует накопительную часть пенсии, не лишним будет изучить – .

Досрочное пенсионное обеспечение

Согласно ст.3 данного закона люди, работающие в условиях, что в официальном порядке признаны опасными и вредными, имеют право на заключение с НПФ договора досрочного пенсионного обеспечения. Исходя из подписанного документа, негосударственными фондами средства выплачиваются раньше достижения мужчинами 60, женщинами 50 лет.

Сторонами соглашения являются:

  • вкладчик;
  • участник;

До конца 2014 года граждане должны были определить будут ли они формировать накопительную часть пенсии

Договор должен содержать:

  • названия сторон;
  • их обязанности и права;
  • вид досрочного обеспечения;
  • основания для выплаты;
  • порядок назначения и доставки;
  • условия прекращения соглашения;
  • ответственность участников.

В соответствии с законом работодателем разрабатывается специальная программа по выплате сотрудникам пенсией раньше достижения возраста выхода на заслуженный отдых. Этим документом определяется порядок функционирования системы досрочного обеспечения выплат работникам, что трудятся на местах с условиями, признанными вредными для здоровья.

Если застрахованное лицо передумало и хочет, чтобы накопительная часть формировалась государством, то следует выяснить – .

Создание и функции фондов

Негосударственный фонд должен иметь правовую форму акционерного общества. Учредителем определяется устав НПФ, полное и сокращенное название юридического лица, вид его деятельности. В ст. 4 закреплены обязательства организации и его акционеров.

НПФ не может выдавать ссуду, проводить операции с векселями, осуществлять взаимозачеты. Компания отвечает за имущество участников, но не несет ответственности за невыполнение обязательств акционерами.

Основные функции негосударственных фондов представлены в ст. 8 закона. К ним относят:

  • введение счетов;
  • заключение пенсионных договоров;
  • предоставление информации вкладчикам о сумме накопленных средств;
  • выплату и хранение взносов;
  • формирование резерва;
  • проведение расчетов.

Требования к специалистам НПФ, оговорены в ст.6. На такие должности не могут претендовать люди с судимостью, руководители предприятий, обанкротившихся до 3 лет назад. В обязанности сотрудников входит введение учета – бухгалтерского и налогового, предоставление данных в Центробанк.

Согласно закону негосударственные фонды вправе получать доступ к информации вкладчиков, но обязаны соблюдать конфиденциальность. Специалистам НПФ разрешается обрабатывать персональные данные клиентов. Для этого нет необходимости в согласии физических лиц.

О вкладчиках

В статье 13 представлены права и обязанности застрахованных граждан и участников НПФ. Они определяются не только этим законом, но и нормативами Банка России, договорами о пенсионном обеспечении и страховании.

Участники вправе требовать:

  • выполнения всех обязательств по заключенному соглашению;
  • выплату и перевод сумм в другие фонды;
  • изменение условий договора по пенсионному обеспечению.

В обязанности вкладчиков входит своевременное перечисление взносов в размере, которые установлены соглашением и порядком, действующим в НПФ.

Застрахованное лицо вправе получать накопительные и срочные выплаты, требовать информацию о состоянии счета, заключать новый договор, но не раньше, чем 12 месяцев.

Акционирование

Негосударственные фонды создавались для того чтобы аккумулировать пенсионные взносы, которые затем направлять на выплаты своим участникам. Эти компании гарантируют вкладчикам выполнение взятых обязательств даже в случае прекращения деятельности

В 2013 году был принят закон «Об акционировании НПФ». Исходя из него все негосударственные организации, заключающие договора о пенсионном страховании, подвергаются процедуре акционирования, начиная с 2016. В связи этим все накопления участников переводятся ПФР. Центральный банк осуществляет проверку управляющих компаний, после чего они должны вступить в государственную программу гарантирования сохранности накоплений вкладчиков. Создается страховой резерв, который будет составлять до 10% от пенсионных вложений.

Законом предусматривается уменьшение количества зарубежных организаций, исключение офшорных компаний в участии сбора взносов и инвестирования и пенсионных отчислений.

Заниматься контролем деятельности НПФ, выдавать им лицензии поручается Центробанку. Изменения коснулись уставного фонда этих организаций, его размер не может быть меньше 150 млн. р. Помимо увеличения количества собственного капитала, установлены другие поправки:

  1. Усилены требования к регистрации НПФ и к их руководителям.
  2. Составлен новый порядок ликвидации организаций.
  3. Приняты правила досрочного обеспечения пенсионеров.

Негосударственным фондам запрещается заниматься страхованием на профессиональном уровне. В обновленном варианте закона прописываются гарантии вкладчикам и создание резервного фонда. Сотрудники НПФ не имеют права заключать договора с людьми и дистанционно снимать деньги с их счета.

Государственный организации не размещают средства в рисковые активы

Перспективы

В стране проводится модернизация действующей пенсионной системы, пересматриваются положения, которые касаются деятельности негосударственных фондов. Эти организации перераспределяют свободные ресурсы на потребности экономики, а не только выплачивают дополнительные средства пенсионерам.

Перспективы развития НПФ связаны с разработкой мероприятий, направленных на привлечение физических лиц, а также руководителей предприятий к участию в системе негосударственного обеспечения пенсий.

Такой вариант устраивает граждан тем, что они могут откладывать деньги в небольшом количестве, а НПФ гарантирует сохранность накоплений и их увеличение. Государство обязуется стимулировать развитие фондов, привлекать граждан к участию в системе пенсионного страхования. Такие организации предлагают вкладчикам гибкие схемы, которые базируются на договорной основе и правовых механизмах.

Выводы:

  1. НПФ занимается инвестированием вложенных денег, что позволяет вкладчику увеличить размер накопительной пенсии.
  2. Фонд, работающий на основе лицензии, гарантирует выполнение всех обязательств, которые предусмотрены в договоре с вкладчиком.
  3. Право распоряжаться средствами умершего участника предоставляется любому человеку, указанному в завещании.
  4. Деятельность НПФ контролируется Банком России.
  5. Гражданин имеет право переводить пенсию из одного фонда в другой.
  6. Вкладчик получает информация о состоянии счета.

Негосударственный пенсионный фонд представляет собой акционерное общество , обладающее исключительной лицензией на выполнение функции негосударственного пенсионного обеспечения. Первые НПФ были созданы в период с 1993-1995 год на основании Указа президента Российской Федерации, вступившего в силу 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». В это же время было создано около 350 относящихся к этой отрасли организаций. Для урегулирования экономических отношений внутри сообществ подобного рода требовалось создание нового закона.

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» N 75 ФЗ был принят 7 мая 1998 года. Закон регламентирует юридические и социально-экономические отношения, проявляющиеся при формировании НПФ, осуществлении их непосредственной деятельности и упразднении.

Согласно ФЗ о НПФ РФ, государственная регистрация каждого нового негосударственного пенсионного фонда происходит в соответствии с Федеральным Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 129-ФЗ , принятом 8 августа 2001 года. Вердикт о регистрации, упразднении или реорганизации НПФ выносит Банк России.

Фонд лицензируется бессрочно Банком России ФЗ 75 (ст. 7.1 ФЗ-75) . Однако в случае неоднократных нарушений федеральных законов и предписаний Банка, лицензия может быть аннулирована. Банк России имеет право отказать соискателю в лицензировании, если он не соответствует нормативам, указанным в ч.10 ст. 7.1 закона 75 о негосударственных пенсионных фондах.

Основными функциями НПФ , установленными в действующем федеральном законе, являются осуществление работы с пенсионными накоплениями вкладчиков, своевременные выплаты участникам, слежение за сохранностью фондовых сбережений. При утрате части активов, акционеры обязаны возместить вкладчикам недостающую сумму.

Устав НПФ определяется его создателем. Обязательными пунктами являются:

  • Наименование в полном и сокращённом виде с присутствием в нём понятия «Негосударственный Пенсионный Фонд» и аббревиатуры «НПФ»;
  • Определение исключительной деятельности акционерного сообщества;
  • Определение максимума собственных доходов от вложения пенсионных средств и резервных размещений;
  • Директива создания попечительского совета из числа вкладчиков, участников фонда и уполномоченных представителей застрахованных лиц.

Требования к должностным лицам, сотрудникам бухгалтерии и контролёрам НПФ регламентированы статьёй 6.2 . В действующем тексте определяются критерии компетентности и профпригодности. В частности соискатель на пост должностного лица не должен иметь непогашенных судимостей за умышленные преступные деяния, числиться на аналогичных должностях в финансовой организации, признанной банкротом, если с момента банкротства прошло не более трёх лет. Ведомственный контролёр, главный бухгалтер, член наблюдательного совета директоров избирается из числа членов акционерного общества. Физическое лицо из партнёрского списка негосударственного пенсионного фонда перечисленные должности занимать не может.

Действительный Федеральный Закон наделяет негосударственные пенсионные фонды полномочиями, позволяющими получать доступ к конфиденциальной информации вкладчиков и партнёров (ст. 15) . Информативная секретность должна быть сохранена. Раскрытие личной информации вкладчиков третьим лицам карается законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исключая случаи, предусмотренные рассматриваемым законом. НПФ имеет право на обработку персональных данных физических лиц без их непосредственного согласия.

Право вкладчиков - требовать абсолютного соблюдения обязательств по пенсионному договору. К таковым относятся своевременные пенсионные выплаты, включая преждевременные (по предварительному запросу).

Переустройство негосударственного пенсионного фонда происходит на основании решения, принятого на общем собрании акционеров. Принятое решение об изменении функций акционерного общества обязывает его руководство поставить в известность о происходящем Банк России. В течение 30 рабочих дней со дня оповещения Банка, о реорганизации предупреждаются кредиторы. В оповещении о начале процедуры переустройства НПФ должны быть указаны предположительные сроки её проведения, условия реорганизации и информация о возможных адресах создаваемых в результате реформации дополнительных фондов. По окончанию процедуры запись о переустройстве акционерного общества заносится в государственный реестр.

Решение о прекращении деятельности фонда принимается в соответствии с действующим федеральным законом и Конституцией Российской Федерации. В течение 30 дней с момента принятия ликвидационных мер, пенсионные сбережения направляются в Пенсионный фонд РФ в порядке, предусмотренным Банком. Эксплуатация резервов НФП производится в рамках выплат или перенаправления в другие фонды пенсионных страховок и выкупных сумм вкладчикам и участникам. При недостаче денежных активов пенсионного резерва, недостающая сумма может быть добавлена из совместных гарантийных сбережений.

За Банком России закреплено право подачи в Арбитражный суд РФ заявления о принудительном прекращении деятельности негосударственного пенсионного фонда . Если в судебном порядке принимается соответствующее решение, акционерное общество признаётся несостоятельным в соответствии с положением Федерального закона от 26 октября 2002 года N . Решение Арбитражным судом выносится в течение месяца с момента подачи ходатайства Банком России.

Как и другие законы Российской Федерации, Федеральный закон 75 о негосударственных пенсионных фондах претерпевает периодические изменения. Это связано со стремительно изменяющейся социально-экономической обстановкой в государстве. Последние существенные поправки в 75-ФЗ внесены 3 июля 2016 года.

Последние изменения, касающиеся деятельности негосударственных ПФ

Последние поправки в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» N 75 ФЗ были внесены 3 июля 2016 года и вступили в силу 1 января 2017 года.

Изменения коснулись сразу нескольких статей настоящего закона. Пункт 9 ст. 7.1 в новой редакции гласит, что в оформленной на бланке Банка России лицензия негосударственного пенсионного фонда должна указываться информация о возможном ограничении на реализацию деятельности по и НП обеспечению.

В п. 12 рассматриваемой статьи были внесены изменения, поясняющие возможные причины переоформления лицензии. Банк России уполномочен переоформить лицензирование в случае изменений в наименовании НПФ или смене действительного адреса фонда.

Статья 7.1 согласно акту от 2 июля 216 года дополняется пунктом 18. Текст этой части настоящей статьи уточняет, что НФП уполномочен осуществлять ту непосредственную деятельность, которая указана в лицензионном документе. Все возможные поправки оговариваются и согласовываются с Банком России.

Отчётная документация должна предоставляться в электронном виде, скреплённом электронной подписью (ст. 32.1, ч. 3) .

Ст. 7.2 была дополнена частью 2.1 . Согласно её нормативам, Банк России уполномочен аннулировать лицензирование негосударственного пенсионного фонда за отказ в выполнении требования о членстве в СРО (N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка»). Появившийся в обновлённой ст. 14 пункт 6 также обязывает НПФ вступать в СРО в сфере финансового рынка.

Скачать закон о негосударственных пенсионных фондах РФ

Скачать актуальный текст действующего Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» N 75 ФЗ можно по