Как развивается страховой рынок в зарубежных странах. Сравнительный анализ системы страхования в различных странах

Во второй половине ХХ в. мировой страховой рынок вступил в новую фазу развития. Проходя через цепочку кризисов, потрясающих различные его сегменты, приспосабливаясь к быстро меняющейся экономической ситуации, рынки страховых услуг различных стран стали активно развиваться в направлении создания единого международного страхового пространства. Эта тенденция объединения затронула все сферы страхового бизнеса.

Среди причин возникновения на страховом рынке глобальной тенденции к интеграции необходимо выделить целый ряд объективных факторов. В числе важнейших из них - выход мирового сообщества на новый этап развития, отражающий возникновение более тесных контактов между национальными рынками и создание единого культурного, информационного и экономического пространства. Эффект стирания экономических и культурных границ между странами, приводящий к расширению круга партнеров и зарубежных представительств у компаний, возникновение масштабного международного разделения труда, а также индустрия международного туризма раздвигают страховой бизнес за национальные границы.

Катализатором интеграции на европейском страховом рынке стало создание Европейского валютно-финансового союза. Изменения рыночной структуры, связанные с возникновением с июля 1994 г. объединенного страхового рынка, затронули не только европейские компании, но и повлекли за собой ответную реакцию со стороны страховщиков других государств, прежде всего США.

Другим фактором, способствующим интеграции страхового бизнеса, является унификация условий страхования. Эта унификация осуществляется как за счет прямого заимствования страховой технологии менее развитыми в страховом отношении странами у более развитых, так и путем внедрения подразделений крупных международных страховщиков на национальные рынки этих стран. Особую роль в реализации первого варианта унификации страхового бизнеса играет участие различных партнеров страховщиков: перестраховщиков, ассистантных служб, аварийных комиссаров и т. д.

Следует отметить, что интеграционные процессы не замыкаются внутри страхового рынка. Одним из направлений интеграции, выходящим за пределы страхового рынка, является взаимопроникновение страхового и банковского бизнеса. Мотивация этого направления интеграционных процессов также понятна: с одной стороны, такие объединения позволяют более эффективно использовать обслуживающую инфраструктуру консолидирующихся компаний и диверсифицировать продуктовый ряд, с другой стороны, такие сделки в большинстве случаев позволяют повысить рыночную стоимость объединившихся компаний.

Наконец, формирование глобальных мировых коммуникационных и информационных систем создает технические предпосылки для расширения страхового бизнеса за пределы национальных границ. Пренебрежение этими предпосылками может для многих страховщиков обернуться потерей завтрашних рыночных позиций.

Лидерами на рынке страховых услуг считаются такие страны, как США, Великобритания, Германия, Япония, Италия и Швейцария. Но самое лучшее развитие страхования наблюдается в США. Именно американская деятельность в сфере страхования получила наибольший масштаб. Ее страховые монополии держат под контролем около половины страхового рынка развитых стран. Страховые компании США занимаются несколькими видами страхования. Первый вид - бекифты. Сюда относятся страхование жизни и здоровья, медицинское страхование, страхование пенсии, сберегательное страхование и другие. Еще одним видом является коммерческое страхование, которое имеет достаточно большой выбор услуг.

Последний вид - это личное страхование. Под ним следует понимать страхование имущества граждан, например, строений, автомобилей и т.д.

США - единственная в мире страна, где страховое дело не регулируется законодательством. Специфика американского страхования - это присутствие в его структуре большого числа страховых посредников. Количество агентов здесь составляет примерно 500 тысяч человек.

Одним из самых больших также является международный страховой рынок Великобритании. Самые крупные страховые компании мира имеют в Лондоне свои дочерние системы. А все международные страховые брокеры разместили здесь свои представительства. Через это государство проходят финансовые потоки из разных стран мира.

Основное значение на британском рынке страховых услуг имеют крупные национальные международные брокеры и самостоятельные страховые агентства. За свои услуги они получают вознаграждение в виде комиссий. Около половины всех договоров страхования и перестрахования в этой стране оформляется именно посредниками.

Быстрыми темпами развивается страховой бизнес в Германии. Каждый год сумма начисления страховых выплат растет здесь на 10%. Деятельность на рынке страховых услуг в этой стране четко контролируется государством. Наемные работники, независимо от отрасли деятельности, в которой они заняты, обязательно должны заключать договоры на социальное страхование. Исключение составляют только работники сферы частного страхования. К социальному относятся страхование таких случаев, как безработица и временная утрата трудоспособности, а также страхование по старости.

Особенностью страхования в Германии является отсутствие страховых посредников. Предлагая свою продукцию, страховые компании просто рассылают информацию о ней по почте. Такой способ продажи страховых услуг является наиболее экономичным.

Являясь крупнейшим национальным страховым рынком, США сохраняют за собой лидирующую позицию в мире по числу сделок слияния: среди проанализированных сделок более 40% происходили на американском страховом рынке. Такой высокий показатель объясняется двумя причинами: объективно высокими финансовыми возможностями и вынужденной необходимостью укрупнения с целью противостояния европейским конкурентам.

Инвестиционный потенциал страхового рынка США действительно высок. Объем собранных премий значительно превышает аналогичные показатели на европейских и азиатских национальных рынках, а доля США в совокупных страховых поступлениях по миру в целом составляет более 30% (табл. 3). Страховой рынок США является лидером и по размеру страховой премии, приходящейся на одного человека: ежегодные страховые взносы на душу населения в течение последних трех лет превышают 2500 долл. США. Для сравнения: в среднем по Европе расходы на страхование на человека колеблются от 1000 до 2500 долл. США в год. Одним из экономических показателей, наиболее часто применяемых для оценки уровня развития страхового бизнеса, является ВВП.

Из табл. 3 и 4 хорошо видна качественная корреляция между уровнем сбора страховой премии и показателем ВВП. Это еще раз подтверждает тот факт, что развитие в страховой сфере тесно связано с общим экономическим ростом. Так в США в 2010 г. прирост ВВП составил 3,8%, при этом уровень инфляции сохранился на уровне 2%.

Табл. 3. Объемы страховой премии крупнейших национальных страховых рынков

Для сравнения: в Европе только в Великобритании прирост ВВП превысил 3%, а в Японии оказался совсем незначительным - всего 0,5% (табл. 4). Среди европейских стран по этому показателю лидирующие позиции сохраняют за собой Великобритания, Германия, Франция и Италия. Неудивительно, что именно эти страны являются лидерами и по количеству сделок слияния, в которых они выступили в качестве инициаторов.

Табл.4. ВВП наиболее развитых страховых государств

Из сопоставления этих таблиц видно также, что депрессивное состояние японского страхового рынка наглядно иллюстрируется состоянием стагнации всей экономики этой страны. За последние четыре года многие японские страховые компании были потеснены из числа мировых лидеров американцами и европейцами. А ценные бумаги крупнейших страховых компаний на торгах 11 марта резко подешевели на фоне новостей о землетрясении и цунами в Японии. Об этом сообщает BBC News. Так, во Франкфурте акции компании Munich Re упали на 5,3 процента, Allianz - на 1,7 процента, а бумаги Swiss Re и Hannover Re - более чем на четыре процента. В Лондоне акции страховых фирм Admiral, RSA и Prudential подешевели на 2,4, 1,9 и 1,7 процента соответственно.

Экономическим показателем, служащим для оценки уровня развития страхового бизнеса, является динамика прироста совокупной страховой премии к ВВП. Она характеризует среднесрочный потенциал национального страхового рынка (рис.3). Согласно представленным данным, наиболее растущим страховым рынком среди экономически развитых стран является страховой рынок Франции. Высокий прирост уровня сбора страховой премии к ВВП, а также значительное увеличение абсолютной величины собранных страховых взносов (за последние три года более чем на 40%) являются одним из индикаторов привлекательности французского страхового рынка для иностранных инвесторов.

Рис. 3

Такие высокие показатели, а также открытость внутреннего страхового рынка послужили решающим аргументом при выборе Франции в качестве объекта для экспансии страховщиками других стран. Закономерным следствием этого стало резкое увеличение за последние годы присутствия иностранных страховщиков на французском рынке. Другим важным фактором, определяющим уровень активности интеграционных процессов, является внутренняя структура национального страхового рынка государства.

Для большинства развитых национальных страховых рынков характерен высокий уровень концентрации объемов страхования крупнейшими операторами. Следует отметить, что оценка уровня концентрации, проведенная по совокупной собранной премии, является не вполне корректной, когда речь идет о текущей деятельности страховщиков. В этом случае необходимо учитывать более точную аналогию страховых продуктов, способов их распространения и совпадение страхового поля. Однако при анализе стратегических перспектив компаний на рынке с большой долей достоверности можно считать все компании конкурентами, и тогда такой способ расчета концентрации дает достаточную оценку их потенциала. Несмотря на высокий уровень концентрации, присущий большинству рынков, можно выделить два различных типа сформировавшихся национальных страховых рынков.

Первый тип рынка представляет собой страховое сообщество с выраженным лидером - компанией, чья доля на рынке составляет более 15-20% совокупной страховой премии, а остальные компании значительно уступают лидеру по масштабам деятельности. К этому типу относятся, например, страховые рынки Германии и Италии. Лидерами страхового бизнеса в этих странах являются страховые группы "Allianz" и "Assicurazioni Generali". Годовой оборот "Allianz" превышает 40, а "Assicurazioni Generali" - 20 млрд. долл. США.

Второй тип составляют страховые рынки, на которых сосуществуют несколько крупных страховых компаний или групп с примерно равными финансовыми возможностями. До последнего времени такой тип страхового рынка существовал в США, Великобритании, Франции и некоторых других европейских государствах. Конкуренция на страховых рынках этих стран сохранялась на более высоком уровне, чем у входящих в первую группу. Особенно высока конкуренция в Великобритании, где страховой рынок состоит, в сущности, из пяти самостоятельных специализированных страховых рынков: морского, имущественного, авиационного, автомобильного и страхования жизни.

Современное состояние международного страхового рынка и государственное регулирование страховой деятельности в зарубежных странах Страховой рынок как часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования во всех странах мира. Государственное регулирование имеет целью развитие страхового рынка на основе баланса экономических интересов страховщиков, их клиентов (страхователей) и государства. Государство регулирует страховой рынок в комплексе, как единую систему.

Формы и методы государственного регулирования страхования делятся на две группы: административные (прямые) и экономические (косвенные), причем преобладающими для современной страховой системы являются административные методы. Система административного регулирования базируется на нормах страхового законодательства, ее центральное звено -- орган страхового надзора. Экономические регуляторы -- это меры косвенного воздействия государства на страховой рынок через другие сферы и звенья финансово-кредитной системы страны (налогообложение, политику Центрального банка и т.п.). Центральное место в системе регулирования страхового рынка любой страны занимают органы страхового надзора, которые имеют статус государственных органов исполнительной власти, функционально обособлены и сочетают функции регулирования и контроля страхового рынка. В разных странах органы страхового надзора могут подчиняться или включаться в структуру самых различных ведомств, однако при этом они обладают достаточной степенью самостоятельности в принятии решений. Во многих странах Европы органы страхового надзора институционально обособлены и полностью независимы, в том числе во Франции (комиссия страхового контроля), Германии (федеральное ведомство по надзору за страховой деятельностью) и Швеции (страховой инспекторат). В США во всех штатах действуют отделы по надзору за страховыми операциями. В Великобритании эти функции возложены на департамент торговли и промышленности, входящий в его состав страховой отдел ведет практическую регулирующую деятельность. В Канаде, как и в России, регулирование страхового рынка производится структурами, подведомственными министерству финансов.

Правовые основы регулирования страхования закладываются, как правило, в федеральных законах о страховании и/или об организации страхового надзора. Во Франции все правовое регулирование страхования сосредоточено в страховом кодексе 1976 г., регламентирующем все стороны организации страхового рынка и его регулирования. США, напротив, вообще не имеют федеральных законов о страховании и страховом надзоре.

Законом регламентируются правовой статус органа надзора, его основные задачи, функции и права, структура центральных органов и территориальных подразделений. В пределах установленной компетенции органы страхового надзора обязаны осуществлять регулирование единого национального страхового рынка путем установления общих требований по регистрации и лицензированию, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, ведения методологических разработок в области страхования и т.п. В современных условиях, особенно в странах ЕС, органы страхового надзора отдают приоритет изучению финансовой устойчивости. Раньше большее внимание уделялось допуску страховщиков на рынок, такая практика сохранилась в странах с переходной экономикой и по сей день.

Органы страхового надзора -- главный, но далеко не единственный субъект государственного регулирования страхового рынка. В регулировании страхования в пределах своей компетенции участвуют и другие государственные органы (налоговые, антимонопольные, Центральный банк). Государственное регулирование начинается на этапе допуска страховых компаний на рынок. Средством регулирования выступают здесь процедуры регистрации и лицензирования страховщиков.

Регистрация страховых организаций принципиально отличается от обычной процедуры регистрации юридических лиц. Она проходит в два этапа. Сначала страховая компания проходит регистрацию как предпринимательская структура на территории данной страны (исключение составляют страны ЕС, которые сейчас допускают работу страховщиков из других стран ЕС без юридической регистрации каких-либо форм коммерческого присутствия на территории данной страны). Затем она должна пройти регистрацию и быть внесена в реестр в органах страхового надзора, где параллельно с регистрацией производится лицензирование.

Лицензирование деятельности страховых компаний -- это процедура получения ими государственного разрешения на проведение страхования по определенным видам (классам).

В большинстве развитых стран (в странах ЕС, США, Японии и др., исключение составляют лишь молодые страховые рынки стран Балтии и СНГ) установлены требования к видовой специализации: "life" (страхование жизни) и "non life" (иные виды страхования). Запрещается создание композитных страховых компаний, т.е. занимающихся одновременно и страхованием жизни, и другими видами страхования (в странах ЕС в порядке исключения иногда разрешается продолжать деятельность ранее созданным композитным компаниям). Кроме того, в некоторых странах есть требования по специализации компаний, занимающихся медицинским страхованием, страхованием банковских рисков и др. В развитых странах специализация страховщиков складывалась десятилетиями и явилась результатом естественных рыночных процессов и только затем была узаконена в государственных нормативных актах.

При обращении за лицензией страховщики подают в органы страхового надзора комплект документов, которые проверяются на соответствие требованиям законодательства, а также с точки зрения их экономического содержания, соответствия представленных страховщиком расчетов и планов принятым нормам финансовой устойчивости. В большинстве стран проверяются:

  • -- учредительные документы компании и документы, подтверждающие ее государственную регистрацию;
  • -- справки банков или иные документы, подтверждающие оплату уставного капитала (размер уставного капитала особенно важен для вновь создаваемых компаний, так как они еще не вели страховую деятельность и, следовательно, не сформировали резервы), а также наличие других активов;
  • -- "входной" баланс (для вновь созданных страховщиков) или текущую финансовую отчетность, включая расчет соответствия активов и обязательств (для действующих);
  • -- план развития страховых операций на ближайшую перспективу (в разных странах на 1--3 года), отражающий предполагаемые объемы поступлений по видам страхования, а также (в некоторых странах) планируемые активы в покрытие обязательств по заключаемым договорам;
  • -- правила или условия страхования по видам страхования;
  • -- типовые формы договоров страхования (полисов);
  • -- математически и статистически обоснованные системы тарифных ставок;
  • -- порядок формирования и размещения страховых резервов, а также в некоторых странах условия осуществления предупредительных мероприятий;
  • -- планы перестрахования, в том числе иногда (например, в Великобритании) с приложением договоров перестрахования;
  • -- сведения об управленческом составе компании и (в некоторых странах, в частности в Великобритании и США) сведения о предполагаемых посредниках и каналах сбыта Кроме того, в некоторых странах (в частности, в Великобритании, Германии и др.) при обращении за лицензией новые компании предоставляют документы, подтверждающие, что в компании должности руководителей и ключевых сотрудников занимают специалисты, по своей профессиональной подготовке соответствующие требованиям национального и международного страхового рынка, не подвергавшиеся судебным преследованиям в связи с нарушениями законодательства. Иногда даже требуется представить рекомендательное письмо от какого-либо известного в финансово-кредитной сфере лица.

Регулированию на стадии лицензирования подвергается прежде всего страховой продукт. Основу этого процесса составляет утверждение условий (правил) страхования. К решению этой задачи есть два принципиальных подхода. Первый -- утверждение правил каждой страховой компании в индивидуальном порядке (такое положение существует сейчас в США и других странах, а также в России). Второй подход -- работа всех страховщиков на основе типовых правил по каждому виду страхования. Если компания хочет проводить страхование рисков, не предусмотренных типовыми правилами, ввести дополнительные условия или заниматься новым видом страхования, по которому нет типовых правил, она может в установленном порядке подать документы на утверждение специальных условий страхования.

Самый характерный пример такого подхода -- Германия (условия страхования по каждому виду утверждаются там на федеральном уровне и имеют силу закона). Кроме того, типовые правила широко применяются во Франции, Канаде и других странах. Согласно директивам ЕС не утверждаются типовые условия имущественного страхования крупных рисков, а также некоторых транспортных видов. Таким образом, за страховой компанией остается право предлагать дифференцированную страховую защиту для разных объектов (при условии утверждения всех отклонений от стандартных правил в органах страхового надзора).

На стадии лицензирования осуществляется регулирование содержания договоров страхования. Оно может иметь различную степень детализации:

  • -- отсутствие деятельности органов надзора по предварительной проверке содержания договоров (полисов) -- Великобритания и др.;
  • -- предварительная проверка типовых договоров (полисов) на факт наличия существенных условий -- Франция и др.;
  • -- предварительное утверждение содержания стандартных форм договоров (полисов) с точки зрения всех условий -- Германия.

К существенным условиям договора страхования, без наличия которых он не имеет юридической силы, законодательства большинства стран (в том числе и России) относят стороны договора, застрахованные риски, страховые суммы и сроки действия договора. Эти существенные условия обязательны для договоров во всех странах, причем в некоторых (например, в Германии) их перечень шире, а в других (в частности, в Великобритании), напротив, не существует никаких конкретных обязательных условий договора.

Регулированию в процессе лицензирования частично могут подвергаться и ценовые условия договора страхования, т.е. страховые тарифы. Слишком высокие тарифы ущемляют интересы страхователя в случаях недобросовестной конкуренции или ведомственной подчиненности страховщиков, слишком низкие--опасны для финансовой устойчивости страховщика, иногда служат орудием демпинга для захвата рынка и монополизации. Регулирование тарифов затем продолжается и в ходе контроля действующей компании. В отличие от других отраслей и товарных рынков в страховании контролем за ценовой политикой занимаются не столько антимонопольные органы, сколько именно органы страхового надзора. В практике некоторых стран в течение долгого времени тарифные ставки или жесткие рамки их колебаний устанавливались непосредственно органами страхового надзора. Иногда функции регулирования тарифных ставок передаются государством объединениям страховщиков (саморегулируемым организациям). В конце 80-х -- начале 90-х годов большинство стран отказалось от прямого контроля за тарифами.

Государственное регулирование текущей деятельности страховых организаций направлено в первую очередь на обеспечение их финансовой устойчивости. Во всех развитых странах требования государства к финансовой устойчивости страховщиков достаточно жестки. Приоритетным направлением здесь являются регулирование и контроль резервов страховщика (их формирования и размещения). Органы страхового надзора определяют количество и состав страховых резервов, их деление на обязательные и добровольные, утверждают методики их формирования и устанавливают порядок отражения состояния резервов в отчетности страховой организации. Современные страховые компании формируют три группы резервов: математические резервы по страхованию жизни, технические резервы по иным видам страхования и резервы (фонды) предупредительных мероприятий (на такую систему Россия перешла в 1994 г. в соответствии с международной практикой).

Не менее актуальным в современных условиях является регулирование инвестиционной деятельности страховщика, в первую очередь той ее части, которая осуществляется за счет страховых резервов (а это фактически деньги страхователей), а не за счет собственных средств компании. Органы страхового надзора могут:

  • -- определять круг разрешенных и запрещенных объектов инвестирования;
  • -- устанавливать максимальные и/или минимальные нормы размещения в каждый вид активов (банковские депозиты, государственные и корпоративные ценные бумаги, недвижимость и др.), а также ограничения по инвестированию в один объект;
  • -- утверждать методики расчета показателей надежности и ликвидности инвестиций по каждому объекту и в целом по инвестиционному портфелю компании, а также устанавливать нормативный размер этих показателей;
  • -- устанавливать ограничения инвестиций за рубежом.

Регулирование размещения страховых резервов служит для достижения государством ряда целей. Во-первых, имеет значение прямой результат -- обеспечение финансовой устойчивости страховщиков и гарантий выполнения ими обязательств перед клиентами. Во-вторых, регламентация размещения резервов имеет и косвенные последствия, в результате действия которых она может использоваться как регулятор структуры страхового рынка и капитала страховщиков (в частности, ужесточение инвестиционных требований отражается в первую очередь на мелких страховщиках, которые уступают позиции более сильным конкурентам, таким образом происходит укрупнение страховых компаний), регулятор инвестиционного рынка, инструмент стимулирования покупки определенных видов ценных бумаг. В некоторых странах покупка государственных долговых обязательств является обязательной для страховщиков. В этом случае, обязывая вкладывать резервы в государственные ценные бумаги, государство тем самым обеспечивает устойчивый спрос на них со стороны страховщиков и превращает страховую отрасль (а она перераспределяет в развитых странах до 8--10% ВВП) в стабильного заимодавца государства. Такие нормы могут использоваться в развитых странах, где инвестиции в государственные ценные бумаги считаются "безрисковыми" (заметим, что в нашей стране аналогичная норма действовала до 1998 г., однако затем от нее отказались).

Прямой обязанностью органов надзора является поддержание правопорядка на страховом рынке. Органы страхового надзора имеют полномочия на применение санкций по отношению к страховщикам -- нарушителям законодательства, включая возможность направлять страховщикам предписания по устранению нарушений (с соответствующими механизмами контроля за их исполнением), приостанавливать и ограничивать действия лицензий страховщиков до устранения нарушений, отзывать лицензии и обращаться в суд с требованием о ликвидации страховой организации. Для защиты интересов страхователей в развитых странах в ответ на их жалобы и обращения органы страхового надзора имеют также право проводить целевые проверки текущей деятельности страховщиков (особенно широко эта практика применяется в США и Германии).

В некоторых странах используются такие методы регулирования, как отчисления страховщиков в обязательные государственные резервы, гарантийные фонды и внесение гарантийных депозитов. Максимального развития они достигли в США, так как там они вводятся на уровне каждого штата. В Германии, напротив, гарантийных инструментов нет. В отечественной практике подобные инструменты тоже пока не применяются.

Механизм их действия имеет две стороны. С одной стороны, они несут положительный эффект для рынка. Здесь действует свойственный страхованию принцип замкнутой раскладки ущерба: из средств этих фондов осуществляются выплаты в случаях крупных катастроф, банкротств страховщиков и т.д., поэтому они способствуют повышению надежности функционирования страхового рынка и защите прав потребителей страховых услуг. Кроме того, конъюнктурное изменение государством размеров гарантийных депозитов и отчислений в гарантийные фонды (так же как и нормы банковских резервов) косвенно либо стимулирует, либо сдерживает развитие страховой отрасли. Однако, с другой стороны, обязательства обанкротившегося страховщика (вследствие непродуманной тарифной, андеррайтинговой или инвестиционной политики) фактически оплачиваются финансово благополучными компаниями, что снижает у страхователя стимулы к поиску надежных страховщиков, более обдуманному подходу к их выбору и, следовательно, не соответствует принципам свободной рыночной экономики.


В России в период перехода от плановой к рыночной экономике не произошло повышение роли страхования в экономике. Свидетельством этого является крайне низкий уровень отношения страховых премий к ВВП.

Значение этого показателя варьировалось от 0,6% в 1992г. до 2% в 1998г. Доля России в общемировом объеме страховых услуг (по размеру собранных премий) составила примерно 0,3%, что соответствует уровню Индии, но уступает Норвегии и Китаю. В целом степень развития страхового дела в России существенно отстает от большинства стран с рыночной и переходной экономикой (см. табл.1)

Таблица 1.1. Показатели страховой деятельности в различных странах

1 Источник: European Insurance 1997 in Figures CEA, данные за 1996г.
2 Источник: International Insurance Report, June 1997, данные за 1994г.
3 По данным Госкомстата РФ за 1997г., данные за 1997г.

Финансовая стабилизация в 1997 г. создала определенные предпосылки для роста объема страховых услуг. Снижение темпов инфляции и поддержание обменного курса рубля давало основания рассчитывать на развитие долгосрочного страхования жизни и привлечение в страховой сектор сбережений граждан. Позитивным фактором явилось принятие Постановления Правительства РФ «Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах». Однако финансовый кризис отчетливо высветил проблемы и трудности развития страховой отрасли.

Потребности в страховой защите имущественных интересов юридических лиц и населения с учетом повышенных рисков и изношенности основных производственных фондов покрываются в незначительной степени. Существующая оценка доли страхуемых в настоящее время потенциальных рисков в 10%, приводимая некоторыми экспертами, является явно завышенной. Этот вывод базируется на двух основных аргументах.

Во-первых, по данным МЧС в 1997 г. произошло более 1500 крупных аварий и катастроф, 151 тыс. пожаров, в результате которых погиб 1651 человек и пострадало более 82 тыс. человек. Общий ущерб от этих чрезвычайных происшествий превысил 300 млрд. руб., что более чем в 10 раз превосходит объем совокупных страховых выплат за тот же год. Убытки по большинству из чрезвычайных ситуаций не были застрахованы и компенсированы.

Примером может служить авария транспортного самолета АН-124, упавшего в декабре 1997 г. на жилые кварталы под Иркутском. Застрахованными оказались только жизнь членов военного экипажа, поскольку Министерство обороны обязано страховать военнослужащих и груз – военные самолеты, переправлявшиеся во Вьетнам. В то же время были не застрахованы транспортный самолет (ущерб оценивался в 70 млн. долл.), жизнь погибших (погибло 69 человек), жилище и имущество пострадавших граждан.

Во-вторых, ущерб частных лиц в результате аварий, несчастных случаев и других непредвиденных событий оценить практически невозможно, т.к. не все они регистрируются. Только в результате дорожно-транспортных происшествий ежегодно погибает более 30 тыс. человек и около 200 тыс. получают ранения и увечья. Из-за отсутствия страховой защиты значительная часть материального и морального ущерба частным лицам также не возмещается. Потенциал страховой отрасли в России практически не реализуется, прежде всего, из-за низкой платежеспособности населения, отсутствия привлекательных инвестиционных инструментов, недоверия к финансовым институтам, отсутствия страховой культуры, несовершенства законодательства.

По данным Госкомстата России за 1997 г., в стране было зарегистрировано 1893 страховых организации, которые имели 5062 филиала.

По европейским меркам уровень концентрации российского страхового бизнеса сравнительно невысок (см. табл. 1.2 и 1.3). Хотя данные в таблицах не вполне сопоставимы, поскольку охватывают несовпадающие виды страхования, они дают представления об общем уровне концентрации в страховой сфере.

Таблица 1.2. Доля компаний в общем объеме страховых операций в России, 1997г. (в %).

Источник: «Эксперт-РА»

Существенно, что за 9 месяцев 1998 г. повысилась концентрация в личном страховании. Удельный вес 10 крупнейших компаний вырос с 35,12 до 46,33%, 25 крупнейших - с 53,33 до 62,35%. Об уровне концентрации страхового бизнеса в Европе (по объему собранных премий) наглядно свидетельствуют данные табл. 1.3.:

Таблица 1.3. Степень концентрации в отдельных видах страхования в европейских странах, 1996г. (%).


Страна
Страхование жизни
Страхование иное, чем страхование жизни
первые 5 компаний Первые 10 компаний Первые 15 компаний первые 5 компаний первые 10 компаний Первые 15 компаний
Великобритания 30,2 45,8 56,6 30,9 45,1 52,4
Германия 30,7 46,1 57,2 23,0 35,6 45,5
Франция 48,6 69,8 82,8 39,9 61,7 74,9
Италия 42,0 55,1 64,8 33,7 51,5 62,7
Польша 97,0 99,9 100,0 89,2 94,4 97,7
Чехия 96,9 99,5 99,9 89,8 95,4 97,8
Венгрия 92,2 99,9 100,0 91,1 99,9 100,0

Источник: European Insurance 1997 in Figures CEA.

В 90-х годах на мировом рынке страхования заметно усилилась тенденция к централизации капитала, происходит большое количество слияний страховых компаний с целью противостояния жесткой конкуренции на все более открытом рынке. В странах Восточной Европы доля трех крупнейших компаний в страховании жизни более 75%, а в страховании ином, чем страхование жизни – более 50%.

Российский рынок пока не достиг такого уровня концентрации. На нем оперирует большое количество мелких компаний с чрезвычайно низким финансовым потенциалом. В России зарегистрировано примерно столько же страховых компаний, сколько в Великобритании, Франции и Германии вместе взятых. Однако совокупные активы 30 крупнейших российских страховых компаний составляют менее 7 млрд. руб., что соответствует размеру средней западной компании. О низком потенциале российских компаний, неустойчивости их положения свидетельствуют постоянные изменения в списке ведущих компаний. В частности, по итогам 9 месяцев 1998г. среди 100 крупнейших организаций по добровольному страхованию появилось 39 новых компаний по сравнению с 1997г.

Начиная со второй половины ХХ века рынки страхования различных стран стали активно развиваться в направлении создания единого международного страхового пространства. Эта тенденция интеграции национальных страховых рынков затронула все сферы страхового бизнеса. Рассмотрим это развитие на примере 3 стран: США, Германии и Великобритании.

США. Американский страховой бизнес отличается огромным размахом и не имеет себе равных в мире. Американские страховые монополии контролируют примерно 50% всего страхового рынка индустриально развитых стран мира. В США работает свыше 8000 компаний имущественного страхования и около 2000 компаний по страхованию жизни.

Каждый штат имеет свое страховое законодательство и свой регулирующий орган (надзор). Единого федерального Закона о страховании и единого федерального органа по надзору за страховой деятельностью нет.

Каждый штат выдвигает свои требования к минимальному уровню капитала, видам предлагаемого страхования, проводит ревизию подконтрольных страховых компаний, осуществляет общее регулирование страховой деятельности путем выдачи лицензии брокерам, агентам и самим страховым компаниям.

В США имеются два типа страховых компаний: акционерные общества и общества взаимного страхования. Государственных страховых фирм не существует. Акции акционерных обществ может приобрести как физическое, так и юридическое лицо.

Исторически же в США страховые компании в основном были компаниями взаимного страхования, по размеру они традиционно меньше акционерных обществ.

Страховые компании осуществляют три типа страхования:

1) бекифиты (страхование жизни и здоровья, медицинское, пенсии, сберегательное и т.д.);

2) коммерческое (широкий спектр);

3) личное (подразумевается страхование строений, автомобилей и другого имущества граждан).

Законодательно предусмотрена специализация страховых компаний на проведении операций по страхованию жизни и имущества. Активы всех страховых компаний составляют примерно 1,6 трлн. долл. В среднем активы одной компании составляют 950 млн. долл., а на 12 крупнейших компаний приходится 45 млрд. долл.

Страховая индустрия в США является единственной, которая не подпадает под антимонопольное законодательство.

Деятельность всех страховщиков США тщательно анализируется тремя консалтинговыми компаниями: А.М.Best, Moody S, Standart&Poors, которые занимаются анализом состояния страховых фирм и ежеквартально издают каталоги по их работе. Они публикуют в печати официальные рейтинги страховых компаний по надежности для клиента и данные по состоянию их платежеспособности.

Отдельные компании, особенно брокерские, имеют специальные подразделения по анализу деятельности других компаний. При этом основными факторами, по которым производится анализ, являются: финансовое положение; выплаты по искам и уровень сервиса; безопасность и предотвращение потерь; гибкость в работе компании; стоимость услуг (минимальные тарифные ставки).

Уровень потерь, доходы и коэффициент прибыли по инвестициям, и уровень дебиторской задолженности считаются критериями эффективности работы страховщика.

В США широко используется электронный банк данных по всем страховым компаниям, что дает возможность распределить компании по риску, размерам премии и т.д.

Одной из важнейших особенностей крупнейших компаний США по страхованию жизни является то обстоятельство, что в силу высокого авторитета страховых компаний в их управление передаются многомиллиардные средства, принадлежащие различным пенсионным фондам. Задача страховых обществ в этом случае -- путем разумной инвестиционной политики обеспечить сохранность и прирост доверенных средств. За управление этими средствами страховые компании взимают комиссионное вознаграждение. И даже умеренные размеры -- 0,1% от взятых в управление сумм приносят миллионные доходы.

Однако еще важнее другое: огромные инвестиционные ресурсы превращают страховые компании в один из влиятельных внешних центров финансового контроля по отношению к промышленным корпорациям.

Следует отметить, что в США все виды имущественного страхования юридически добровольны. Однако сложившаяся практика в ряде причин, по которым страхование отдельных видов рисков является общественной необходимостью, нередко приводит к тому, что заключение договоров страхования становится необходимостью.

Следует отметить, что страховой рынок в США (в отличие от российского страхового рынка) сформирован окончательно. Страховая система США является одной из лучших в мире это видно из различных показателей (например, по выплате страховых премий США занимают 1-е место в мире).

Великобритания. Страховой бизнес Великобритании на протяжении многих лет концентрируется в Лондоне как мировом финансовом центре. Крупнейший Лондонский страховой рынок обслуживает финансовые потоки ряда стран и компаний. Авторитет Лондонского международного страхового рынка отражается на значительный кадровый потенциал специалистов страхового дела, высокоразвитую инфраструктуру рынка, а также присутствие здесь широко известной за пределами Великобритании страховой корпорации "Ллойд". В Лондоне расположены представительства или дочерние структуры всех крупнейших страховых компаний мира. Здесь сконцентрированы также центральные офисы всех крупнейших международных страховых и перестраховочных брокеров. Работает старейшее (основано в 1760 году) и наиболее авторитетное классификационное общество -- Регистр судоходства "Ллойд". В Лондоне расположены штаб-квартиры ряда международных страховых организаций, а также некоторые структуры национального страхового рынка, деятельность которых носит международный характер.

Базовая структура Лондонского международного страхового рынка -- корпорация "Ллойд" представлена 400 страховыми синдикатами, которые объединяют физических лиц -- андеррайтеров, непосредственно осуществляющих страховой бизнес корпорации. Андеррайтеры несут неограниченную ответственность по обязательствам, вытекающим из условий заключенных ими договоров страхования в рамках синдиката. Динамичные и подвижные структуры синдикатов, имеющих выраженную специализацию по видам (классам) страхования, образуют экономическую среду международного страхового рынка в системе корпорации "Ллойд". Каждый синдикат представлен на этом рынке через лидирующего андеррайтера, который непосредственно принимает риски на страхование в синдикате от посредника -- брокера "Ллойда". Членство корпоративной структуры "Ллойда" открыто для всех граждан (резидентов) Великобритании и иностранцев (нерезидентов).

Функции органа государственного страхового надзора в Великобритании возложены на Департамент торговли и промышленности (Department of Trade and Industry, DTI), который возглавляется Государственным секретарем по торговле и промышленности. На практике повседневный страховой надзор осуществляет Страховой отдел Департамента торговли и промышленности.

Страховые компании и физические лица не вправе заниматься страховым бизнесом в Великобритании до тех пор пока, не получат лицензию DTI. Исключение из общего правила применяется в отношении членов страховой корпорации "Ллойд", дружеских обществ и профсоюзов, осуществляющих страхование своих членов на время забастовок. В отношении членов страховой корпорации "Ллойд" вопросы лицензирования переданы в компетенцию высшего органа этой организации (Council of Lloydis).

Особая структура английского страхового рынка -- Управление по защите страхователей (Policyholders Protection Board), которое было создано в соответствии с Законом о защите прав страхователей 1975 г. (Policyholders Protection Act, 1975). Кроме того, указанный закон обеспечил необходимые условия для создания особого компенсационного фонда страхователям, который формируется за счет денежных отчислений всех страховых компаний, имеющих лицензии и осуществляющих страховые операции в Великобритании. Уровень отчислений в компенсационный фонд основан на величине нетто-страховой премии, собираемой страховщиком по договорам страхования, заключенным с населением. В случае банкротства страховой компании средства компенсационного фонда будут использоваться для компенсации полностью или частично их потерь по договорам обязательного страхования.

Германия. Стержнем системы социального обеспечения в Германии является обязательное социальное страхование. Согласно немецкому трудовому законодательству, работодатель обязан застраховать наемного работника на случай возникновения ряда социальных ущербов. Под термином "социальное страхование" подразумеваются пять видов различных страховых договоров, разработанных социально-трудовыми ведомствами на базе Кодекса социального права:

1) государственное медицинское страхование, представляемое государственными медицинскими кассами;

2) государственное обязательное страхование на случай возникновения необходимости в уходе по болезни или старости, предоставляемое государственными медицинскими кассами;

3) пенсионное страхование, предоставляемое земельными или федеральными страховыми обществами для наемных работников;

4) страхование на случай потери работы, предоставляемое федеральным ведомством по труду;

5) государственное обязательное страхование от последствий несчастного случая на производстве, предоставляемое союзом предпринимателей одной или родственной отрасли промышленности.

Все частные предприниматели, как мелкие, представляющие фирму в единственном числе и не имеющие наемных работников, так и владельцы крупных предприятий с правом принятия на работу наемных работников, заключают свои социальные страховые договоры самостоятельно. При этом они законодательно освобождаются от двух обязательных социальных страховок - страхование на случай потери работы и пенсионного страхования.

Финансовой основой являются фонды социального страхования. В основе системы лежит принцип "один за всех и все за одного". Речь идет о взаимопомощи застрахованных, об объединении людей, подвергшихся определенному риску; распределив нагрузку равномерно на всех, они хотят ограничить тяжесть возможных последствий для отдельного человека. Своими взносами они совместно финансируют страховые услуги и тем самым приобретают право на получение услуг при наступлении страхового случая. Размер обязательных взносов зависит от их доходов; пенсия и пособие по безработице (при наступлении страхового случая) зависят от размера их взносов. Выплаты по перечисленным видам страхования производятся по одному принципу с одинаковым объемом услуг для всех застрахованных лиц. Сумма страховых взносов зависит от размера заработной платы наемного работника и определяется процентной ставкой соответствующего страхового фонда.

Что касается совокупной величины налоговой ставки социального страхования, то она зависит от вида выбранной работником больничной кассы и может варьироваться в пределах 43-46% от величины начисленной ему зарплаты.

Страховые взносы выплачиваются совместно наемным работником и его работодателем в равных соотношениях. А вот взносы на страхование от несчастного случая на производстве выплачиваются в полном объеме работодателем. На нем же лежит и ответственность по ежемесячному отчислению всех взносов в больничные кассы, которые перераспределяют поступившие средства в соответствующие социальные фонды и Федеральное агентство по труду.

Социальное страхование в Германии является обязательным и регулируется законом. Отметим, что средства, поступающие в фонды социального страхования за счет взносов, не достаточны для покрытия расходов на выплаты, так что государство регулярно субсидирует сферу обязательного социального страхования весьма крупными суммами.

В Германии страховой рынок находится под жестким контролем государства.

Его характерная особенность состоит в тесной связи страхового бизнеса с крупным промышленным капиталом. Широко распространено взаимное участие в капитале и управлении. Конкуренция существует в основном на уровне сбытовых сетей. В Германии однозначно доминирует одна страховая компания- "Альянс".

Она забирает 42% страхования жизни и 38% всех других отраслей страхования.

До недавнего слияния двух французских страховых компаний "АХА" и "ИАР" "Альянс" был самой крупной страховой компанией в Европе. На втором месте в Германии стоит страховая компания под названием "R+V". Несмотря на отсутствие законодательных ограничений для иностранного капитала, немецкий страховой рынок относительно закрыт. Это связано с психологией населения: немцы предпочитают своих страховщиков.

Страховые услуги традиционные, германские страховые компании не склонны к рискованным экспериментам. Например, Германия - единственная страна в Европе, кроме России, где до сих пор продают смешанные договоры страхования жизни, гарантирующие 100%-ное получение страховой суммы на случай смерти клиента и на случай его доживания до установленного срока.

Таким образом, страхование в разных странах демонстрирует значительное разнообразие форм и приспосабливается к социальным и экономическим условиям жизни населения.

Теперь рассмотрим весь объем страховой премии собранной за 2008 г. во всем мире и сделаем анализ.

Табл.1. Объем страховой премии, собранной во всем мире за 2008 г.

Объем страховой премии, млн. долл. США

Темп роста за последний год, %

Доля мирового рынка

Премия на одного жителя, долл. США

Доля страхования в ВВП, %

Северная Америка

Латинская Америка

Западная Европа

Центральная и Восточная Европа

Азия, всего

В том числе Япония и новые индустриальные страны Азии

Всего в мире

В 2008 году объём собранной страховой премии всеми страховыми компаниями мира достиг 4,3 трлн долларов США.

Из таблицы 1 видно, что лидерами по сбору страховых премий являются, такие регионы как: Северная Америка и Западная Европа, в основном благодаря признанным лидерам: США и Германия, Франция, Великобритания соответственно. Их доля на мировом рынке 31,52% и 38,79% соответственно. Хотя, необходимо отметить, что их темп роста за последний год снизился по сравнению с другими регионами, у которых наблюдается прирост. Северная Америка минус 3,1%, Западная Европа минус 6,9%. По этому показателю наибольший прогресс у стран Центральной и Восточной Европы +9%, Океании +8,6% и Латинской Америки +8,4%.

Самым отстающим регионом по всем показателям, является Африка. Доля на мировом рынке этого региона всего лишь 1,28%. Доля страхования в ВВП 3,57%.

Мировыми лидерами по развитию страхования являются высокоразвитые страны. Ниже приведена таблица по некоторым из них.

Табл.2. Объем собранной премии по некоторым странам.

Объем собираемой премии на одного жителя, долл. США

В том числе страхование жизни, долл. США

Общий объем собранной премии, млн. долл. США

Ирландия

Великобритания

Нидерланды

Швейцария

Финляндия

Норвегия

Австралия

Германия

Южная Корея

Бразилия

Все страны, о которых велась речь выше, представлены в таблице, из которой видно, что действительно мировыми лидерами являются развитые страны, а уже за ними идут развивающиеся. Россия отстает во многих показателях, а это значит, что нашему обществу и нашей системе социально страхования есть куда развиваться и двигаться.

Сравнительная характеристика мирового рынка страхования исходит из традиционных показателей: объема страховой премии по видам страхования и по регионам мира, доли страховой премии в валовом внутреннем продукте (ВВП) отдельных стран, плотности страховой премии на душу населения. Оценка динамики мирового страхового рынка производится по показателям прироста подписанной страховой премии по разным странам и регионам мирового хозяйства.

Мировой страховой рынок концентрируется в развитых странах Северной Америки, Западной Европы, Японии и Океании – на их долю приходится более 90% общего объема страховых премий (табл. 25.1). Надолго развивающихся стран и государств с формирующимися рынками, к которым относятся страны Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы, Южной и Восточной Азии и Африки, приходится около 10% страховых премий. В наиболее развитых странах Центральной и Восточной Европы, а также на развивающихся страховых рынках Латинской Америки, Юго-Восточной Азии (ВВП на душу населения – 5–8 тыс. долл.) доля страховой премии в ВВП составляет около 3–5%; в США, европейских странах и Японии, Гонконге (ВВП на душу населения 30–40 тыс. долл.) доля страховой премии в ВВП достигает 10–12%. Россия, к сожалению, значительно отстает по анализируемым показателям. В 2010 г. доля страховой премии в ВВП России составила лишь 2,3%, что в 3–5 раз меньше, чем в развитых странах.

Таблица 25.1

Мировой страховой рынок по регионам (2010 г.)

Премии, страхование жизни

Премии, страхование иное, чем страхование жизни

Плотность страховой премии

Доля страховой премии в ВВП. 2010 г., %

Развитые страны

Великобритания

Германия

Формирующиеся

рынки

Нет данных

Латинская Америка и страны Карибского бассейна

Нет данных

Бразилия

Страны Центральной и Восточной Европы

Нет данных

Россия

Южная и Юго-Восточная Азия

Нет данных

Ближний Восток и Центральная Азия

Нет данных

Нет данных

Мир в целом

Нет данных

Статистика свидетельствует, что для развивающихся рынков характерен бо́льший потенциал роста, чем для развитых государств (табл. 25.2). Это объясняется прежде всего бо́льшим потенциалом экономического роста стран с переходной экономикой, значительной емкостью рынка и неудовлетворенным спросом населения на страховые услуги разного предназначения, который в централизованно планируемой модели экономики удовлетворялся системой государственного страхования и социального обеспечения.

Таблица 25.2

Темпы прироста мировых страховых рынков (%)

Годы / Регион

Америка

Северная Америка

Южная Америка

Западная Европа

Восточная Европа

Южная и Восточная Азия

Ближний Восток

Индустриальные регионы

Развивающиеся рынки

Страховой рынок и его участники ощутили серьезное влияние экономического кризиса, когда субъекты рынка постепенно начали испытывать склонность к сбережениям и экономии именно на "отложенных" финансовых услугах, к коим относится и страхование. Однако такой незначительный общий прирост страховых премий промышленно развитых стран в 2009–2010 г. (на 1,4% но сравнению с 4,0% в 2005– 2006 гг.) объясняется не только мировым финансовым кризисом, но и тем, что страховой рынок Японии, составляющий примерно 1/5 общемирового рынка, продемонстрировал отрицательный прирост этого показателя в связи с цунами в апреле 2011 г. и техногенной катастрофой в марте 2011 г. на атомной электростанции "Фукусима-1", которые нанесли ущерб в размере, равном почти четверти ВВП Японии. Американский страховой рынок также не демонстрирует роста. Отрицательные показатели американского страхового рынка были компенсированы значительным увеличением сбора премий в странах Юго-Восточной Азии (18,8% в 2009–2010 гг.) и особенно в Китае, где рост страхового рынка составил абсолютный рекорд во всем мире – 26,2% в 2009–2010 гг. Темпы прироста премий по страхованию жизни особенно значительно упали в индустриально развитых странах (отрицательный прирост -2,7% по сравнению с 8% в развивающихся государствах), что объясняется в первую очередь кризисом, развернувшимся на фондовых рынках. Ситуация с премиями на рынке страхования иного, чем страхование жизни, оказалась несколько лучше: развитые страны демонстрировали прирост 5%, а развивающиеся – 8,6%. Однако этот прирост сопровождался значительным увеличением коэффициента убыточности в связи с ростом страховых выплат. В целом в мире в период с 1996 по 2010 г. заметна выраженная положительная динамика по сбору страховых премий (прирост около 30%), однако и здесь сектор страхования иного, чем страхование жизни, показывает лучшую динамику, чем сектор страхования жизни (табл. 25.3).

Таблица 25.3

Динамика сбора страховых премий (мировой рынок, млн долл.)

Страхование жизни

Страхование иное, чем страхование жизни

Несмотря на кризис, в 2010 г. совокупный объем собранных в мире премий превышал аналогичный показатель 2009 г. и оценивался цифрой более 4,3 трлн долл. Причем рост в основном пришелся на сектор страхования жизни, который в общем объеме занимает более 50% собранной страховой премии, хотя до 2007 г. этот показатель был менее половины. В 2011 г. общий прирост премий в мире был отрицательным (-0,8%), однако вследствие обесценения доллара относительно других валют в номинальном выражении рост составил 6%. Все страховые рынки развитых стран в 2011 г. показали отрицательный прирост (-1,1%), развивающиеся рынки продемонстрировали небольшой, но стабильный рост (1,3%). Общие показатели, однако, не отражают существенной региональной разницы результатов страховой деятельности. Например, сборы в Западной Европе по страхованию жизни снизились на 9,8%, в то время как в Северной Америке рост составил 2,3%. Объемы сбора премии по страхованию жизни в Китае и Индии снизились из-за новых регулирующих норм по продажам страховых продуктов, а сборы по страхованию иному, чем страхование жизни в этих странах продолжали расти.

По относительным показателям, иллюстрирующим уровень развития рынка страхования (а следовательно, и уровень социально-экономического развития), таким как страховые премии в расчете на душу населения и доля премий в валовом национальном продукте (ВНП), традиционно лидируют индустриально развитые страны. Ведущие позиции занимают Великобритания и Япония: в 2010 г. жители этих стран потратили на страхование 4497 и 4390 долл. США соответственно. Среди развивающихся страховых рынков следует обратить внимание на быстроразвивающиеся страховые рынки арабских стран: Объединенные Арабские Эмираты достигли премии в 1248 долл. на душу населения. Это не противоречит тем тенденциям, которые наблюдаются на мировом рынке: самые крупные международные страховщики обращают пристальное внимание на эти рынки, активно развивая такафул-услуги. Особое место на мировом рынке страхования принадлежит Китаю, занимающему в общем табеле о рангах шестое место. Эта восходящая страна-гигант достигла страховой премии на душу населения в размере 158 долл, и уже отмеченных в 2010 г. рекордных темпов прироста страховой премии (26,2%). Для сравнения: российский рынок в 2010 г. находился на 19-м месте в мире с плотностью страховой премии в 297 долл. США. Скромный результат Китая по уровню развития страхования объясняется большим населением страны и неравномерностью социально-экономического развития территорий.