Концепция развития здравоохранения рф до г. О приоритетных направлениях развития здравоохранения в российской федерации

Проект Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года внесен в Государственную Думу.

Привожу статью Ирины Невинной "Финансовая инъекция. Расходы государственной медицины на "среднего" пациента к 2020 году вырастут в 8 раз" в "Российской газете" от 16 января 2009 года:

"Вчера в минздравсоцразвития собрался цвет отечественной медицины: на суд специалистов и общественности был представлен проект Концепции развития здравоохранения страны до 2020 года.

Речь пока идет о первом, черновом варианте: его предстоит обсудить в Госдуме, Совете Федерации, Общественной палате. Но доделывать стратегический документ, на базе которого будет выстраиваться новая конструкция российской государственной медицины, придется очень быстро. Потому что уже в июне должна быть готова новая редакция основного закона в этой сфере - закона об обязательном медицинском страховании.

Будет меняться финансовая модель здравоохранения. В рамках государственных гарантий медпомощь для пациентов останется бесплатной. При этом на смену нынешней весьма запутанной и непрозрачной системе финансирования из нескольких источников придет более простое "одноканальное" финансирование. Основным источником должен стать Фонд ОМС. Это даст возможность избежать дублирования использования средств и в конечном итоге лечить больше и лучше с меньшими затратами.

При этом расходы на медпомощь, гарантированную государством, предполагается серьезно увеличивать так, как это происходило в последние годы. Если сегодня на одного пациента в среднем по стране расходуется чуть более 5 тысяч рублей в год, то уже в 2010 году подушевой норматив вырастет почти втрое - до 13 700 рублей, а в 2020 году государство, по планам, должно тратить на лечение одного человека в 8 раз больше, чем сейчас, - 43 700 рублей в год.

Новая организация медицинской помощи, которая должна в идеале уравнять всех - от жителей столиц до "медвежьих углов" - в объеме, качестве и скорости получаемой помощи. Сделать это, конечно, неимоверно трудно. Предстоит, упрощенно говоря, увязать все медучреждения в единую цепочку - от первичных, куда пациент приходит, когда ему становится плохо, и до современных высокотехнологичных центров, и сделать так, чтобы больной с минимальными затратами времени и сил попадал именно на тот уровень помощи, в то учреждение, где ему окажут адекватную его состоянию помощь. Для отдаленных районов страны, в частности, концепция предлагает активнее развивать работу мобильных специализированных бригад и телемедицину - когда местным врачам помогают установить диагноз и определиться с оптимальной схемой лечения лучшие специалисты из ведущих клиник.

Подготовка кадров будет играть важную роль. Совместно с министерством образования минздравсоцразвития собирается провести серьезную модернизацию обучения и переподготовки медиков всех уровней и специальностей.

По замечанию академика РАН и РАМН, экс-министра здравоохранения Евгения Чазова, концепция возрождает то хорошее, чем отличалась советская медицина. Речь идет, в частности, о таком совершенно развалившемся в постперестроечные годы направлении медицины, как профилактика. Кроме того, по мнению академика, необходимо "развязать" руки руководителям клиник, которые не могут сегодня самостоятельно решать финансовые вопросы.

О необходимости усиления личной ответственности врача вчера сказал академик, директор НЦ сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева Лео Бокерия. Судьбу человека, по его словам, решает уровень специализированной помощи. У нас же систему личного лицензирования врачей еще только предстоит создавать. Кроме того, считает Бокерия, нужно постараться воплотить в жизнь принцип "деньги следуют за пациентом", чтобы человек сам мог решать, в какое медучреждение ему обратиться за помощью.

Уже на следующей неделе ожидается общественное обсуждение проекта концепции в Государственной Думе."

Постановление от 15 апреля 2014 года №294. Госпрограмма направлена на улучшение здоровья населения и показателей деятельности организаций системы здравоохранения на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава, внедрения информационных технологий и современных стандартов управления.

Справка

Госпрограмма разработана Минздравом России.

Государственная программа «Развитие здравоохранения» (далее – госпрограмма) направлена на улучшение здоровья населения и показателей деятельности организаций системы здравоохранения на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава, внедрения информационных технологий и современных стандартов управления.

Ответственным исполнителем госпрограммы является Минздрав России, соисполнителем – ФМБА России, участниками определены МИД России, Минобороны России, Минпромторг России, Минсельхоз России, Минтруд России, Минэнерго России, Минфин России, Минэкономразвития России, ФНС России, ФСИН России, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, ФССП России, Росавиация, Росимущество, Росавтодор, Росморречфлот, ФАНО России, ФОМС.

В состав государственной программы включены следующие подпрограммы:

- «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»;

- «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации»;

- «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины»;

- «Охрана здоровья матери и ребёнка»;

- «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей»;

- «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»;

- «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»;

- «Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья»;

- «Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья»;

- «Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан»;

- «Управление развитием отрасли».

Целью госпрограммы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объёмы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

В рамках реализации госпрограммы решаются следующие задачи:

Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;

Повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, а также скорой медицинской помощи;

Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также технологий персонализированной медицины;

Повышение эффективности службы родовспоможения и детства;

Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения;

Обеспечение паллиативной медицинской помощью пациентов, страдающих неизлечимыми заболеваниями;

Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;

Повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья.

Госпрограмма определяет развитие здравоохранения в России до 2020 года и реализуется в два этапа: первый этап (2013–2015 годы) – структурные преобразования; второй этап (2016–2020 годы) – развитие инновационного потенциала в здравоохранении.

Ресурсное обеспечение госпрограммы за счёт средств федерального бюджета определено с учётом необходимости достижения индикаторов, предусмотренных Указами Президента России от 7 мая 2012 года №597 , №598 , №606 , и Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Объём финансового обеспечения госпрограммы на 2013–2020 годы из всех уровней бюджетной системы составляет 26 620,8 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – 2451,2 млрд рублей, средства консолидированных бюджетов субъектов Федерации – 11 079,4 млрд рублей, средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 13 090,2 млрд рублей.

Объёмы финансирования государственной программы будут уточняться при составлении проектов бюджетов на соответствующий год и плановый период.

В рамках реализации государственной программы планируется достижение следующих основных результатов:

Создание устойчивой мотивации населения к ведению здорового образа жизни;

Повышение удовлетворённости населения качеством медицинской помощи;

Создание условий для получения любым гражданином страны независимо от его места жительства гарантированного объёма медицинской помощи, удовлетворяющей единым требованиям по доступности и качеству;

Формирование научно-образовательных кластеров на базе лучших медицинских университетов;

Установление единых государственных приоритетов в области биомедицины, создание новых научных школ;

Повышение социальной привлекательности, уровня квалификации медицинских кадров и престижа профессии, в том числе на основе существенного увеличения заработной платы;

Создание условий для роста численности населения и увеличения продолжительности жизни.

Эффективность реализации государственной программы определяется достижением к 2020 году следующих показателей:

Снижение смертности от всех причин до 11,4 случая на 1000 населения; снижение младенческой смертности до 6,4 случаев на 1000 родившихся живыми;

Снижение смертности (на 100 тыс. населения) от болезней системы кровообращения до 622,4 случая, от дорожно-транспортных происшествий – до 10 случаев, от новообразований (в том числе от злокачественных) – до 190 случаев, от туберкулёза – до 11,2;

Снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчёте на абсолютный алкоголь, литров на душу населения в год) до 10 и распространённости потребления табака среди взрослого населения до 25 %, среди детей и подростков – до 15 %;

Снижение заболеваемости туберкулёзом до 35 случаев на 100 тыс. населения;

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 года;

Увеличение к 2018 году средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в соответствующем регионе до 200 %, а также увеличение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе до 100 %.

Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации

Государственная программа определяет цели, задачи, основные направления развития здравоохранения и мероприятия, механизмы их реализации и финансовое обеспечение. По прогнозной оценке расходы на реализацию мероприятий Государственной программы из бюджетов всех уровней будут направлены средства в размере более 33 трлн рублей.

«В Государственной программе сформулированы основные приоритеты развития отрасли, в рамках которых Министерство планирует работать в среднесрочной перспективе, - говорит Министр Вероника Скворцова. - Программа отражает основные подходы к решению таких основополагающих для отрасли вопросов, как совершенствование инфраструктуры здравоохранения, формирование единой профилактической среды, повышение качества оказываемой медицинской помощи повышение уровня подготовки медицинских кадров и заработной платы в отрасли».

Государственная программа разработана Минздравом России в сотрудничестве с научной и медицинской общественностью и прошла общественное обсуждение, в том числе на площадке Открытого правительства.

Основой для формирования мероприятий, направленных на борьбу с такими серьезными социально значимыми заболеваниями, как болезни системы кровообращения, туберкулез, злокачественные новообразования, послужили результаты проведенного анализа реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» и программ модернизации, обобщение положительного опыта, накопленного за время реализации этих крупномасштабных проектов.

Реализация мероприятий Госпрограммы предусмотрена в два этапа: первый этап - с 2013 по 2015 год, второй этап - с 2016 по 2020 год.

Государственная программа включает подпрограммы : «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико–санитарной помощи»; «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации»; «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения»; «Охрана здоровья матери и ребенка»; «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям»; «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»; «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»; «Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья»; «Экспертиза и контрольно–надзорные функции в сфере охраны здоровья»; «Медико–санитарное обеспечение отдельных категорий граждан»; «Управление реализацией Программы» - всего 11 подпрограмм.

Непосредственными результатами реализации государственной программы будет являться:

1 снижение смертности от всех причин (на 1000 населения) до 11,4 в 2020 году,

2 снижение материнской смертности (случаев на 100 тыс. родившихся живыми) до 15,5 в 2020 году,

3 снижение младенческой смертности (случаев на 1000 родившихся живыми) снизится с 7,8 в 2016 году до 6,4 в 2020 году,

4 снижение смертности от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) до 622,4 в 2020 году,

5 снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения) до 10 в 2020 году,

6 снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) (на 100 тыс. населения) до 190 в 2020 году,

7 снижение смертности от туберкулеза (на 100 тыс. населения) до 11,2 в 2020 году,

8 снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) (литров на душу населения в год) до 10 в 2020 году,

9 снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения (процент) до 25 в 2020 году,

10 снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков (процент) до 15 в 2020 году,

11 снижение заболеваемости туберкулезом (на 100 тыс. населения) снизится с 51,9 в 2016 году до 35 в 2020 году,

12 увеличение обеспеченности врачами (на 10 тыс. населения) до 44,8 в 2020 году,

13 достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала до 1:3 в 2020 году,

14 увеличение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги от средней заработной платы в соответствующем регионе вырастет до 200% к 2018 году,

15 увеличение средней заработной платы среднего медицинского персонала от средней заработной платы в соответствующем регионе до 100% к 2018 году,

16 увеличение средней заработной платы младшего медицинского персонала от средней заработной платы в соответствующем регионе вырастет до 100% к 2018 году,

17 увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 лет в 2020 году.

Структура Концепции ЧАСТЬ I. Анализ ситуации и цели Концепции. ЧАСТЬ II. Основные направления развития здравоохранения. ЧАСТЬ III. Основные направления охраны здоровья населения. ЧАСТЬ IV. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции.


Основные направления развития здравоохранения совершенствование программы государственных гарантий; повышение эффективности управления здравоохранением; совершенствование системы управления медицинскими кадрами и создание системы непрерывного образования медицинских работников; формирование Национальной лекарственной политики и создание условий для развития отечественной медицинской и фармацевтической промышленности; продолжение и расширение долгосрочных ведомственных программ по приоритетным направлениям здравоохранения; развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении; разработка и внедрение единой информационной системы в здравоохранении.











Проблемы организации и управления Первая проблема отсутствие экономически эффективных механизмов управления государственной системой здравоохранения. Сегодня в РФ преобладает сметно-бюджетное распределение средств в ЛПУ в привязке к объемным показателям, что приводит к неэффективному расходованию ресурсов, наращиванию объемов медицинской помощи и незаинтересованности руководителей здравоохранения к расширению профилактики и применению ресурсосберегающих технологий. Вторая проблема неэффективное планирование. Отсутствие стратегического плана развития отрасли, детализированного по регионам с указанием конкретных целевых показателей для всех уровней управления (федеральный, региональный, муниципальный и ЛПУ) и отсутствие санкций, связанных с неисполнением этих показателей. Устаревшие нормативы планирования объемов медицинской помощи. Устаревшие нормативы труда врачей на оказание медицинской помощи пациентам. Недостаточность и несоответствие стандартов (медицинской помощи, оснащения, требований к квалификации кадров и др.) современным международным стандартам. Третья проблема неэффективное регулирование: Отсутствие регулирования ценообразования на лекарственные средства и дорогостоящую технику при закупке за счет государственных средств; Отсутствие единой тарифной политики и единых современных способов оплаты за медицинскую помощь. Четвертая проблема несовершенство системы контроля качества медицинской помощи и несоответствие ее международным требованиям


Выводы Для достижения в 2020 г. поставленных руководством страны целей по снижению общего коэффициента смертности до 10,0 и увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет требуется поэтапное увеличение государственного финансирования ПГГ до уровня, позволяющего обеспечивать современные стандарты медицинской помощи, т.е. как минимум в 2,5 раза (или 6% в доле ВВП). Для повышения эффективности реализации ПГГ потребуется объединение всех источников финансирования по всем видам медицинской помощи в системе ОМС и разработка единой тарифной политики. Для повышения эффективности государственного управления и выравнивания субъектов РФ до единого уровня финансирования ПГГ потребуется централизация финансовых и управленческих функций на уровне Минздравсоцразвития РФ и разработка стратегических планов в каждом субъекте РФ с индикаторами для ежеквартального контроля.


Анализ проблем, с которыми сталкивается в сфере здравоохранения российский гражданин и пациент Цитата: Во-первых, в СМИ нет не только достаточной информации о том, как вести здоровый образ жизни, но активно пропагандируются нездоровые модели поведения (курение, чрезмерное потребление алкоголя, насилие), а также антинаучные рекомендации по лечению заболеваний. Во-вторых, при попадании в лечебно-профилактическое учреждение наш пациент практически бесправен: он не имеет возможности выбрать лечащего врача и лечебно- профилактическое учреждение; не владеет информацией о качестве предоставляемого лечения, его возможных вариантах и последствиях для здоровья; часто он вынужден тратить время, просиживая в очередях в поликлинике или в приемном отделении стационара; долгие месяцы ожидать необходимой плановой операции. Зачастую ему приходится иметь дело с неприветливостью, а в ряде случаев и с элементарной невежливостью медицинского персонала и, наверное, что самое страшное, быть неуверенным, хватит ли ему денег для того, чтобы оплатить необходимое лечение. Последняя из проблем приводит к тому, что многие пациенты просто прекратили обращаться за медицинской помощью на тех стадиях болезни, когда еще можно сохранить здоровье и жизнь. Как результат плохие показатели здоровья, высокая смертность от управляемых причин и низкие показатели удовлетворенности качеством медицинской помощью (в России это показатель менее 40%, тогда как в развитых странах он составляет до 60%). ФУНКЦИИ СМО ПРЕДУСМАТРИВАЮТ ИНФОРМИРОВАНИЕ ПАЦИЕНТОВ И ЗАЩИТУ ПРАВ НА БЕСПЛАТНУЮ ПОМОЩЬ! Цели «Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 г.» 1. Снижение общего коэффициента смертности населения с 14,6 в 2007 г. до 10 в 2020г. 2. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения с 67,5 в 2007 г. до 75 лет в 2020 г. 3. Содействие и реализация мероприятий, направленных на увеличение рождаемости. 4. Стабилизация численности населения РФ: к 2011 г. остановить убыль населения страны и стабилизировать численность до 143 млн. человек, к 2020 г. довести численность населения до 145 млн. человек. 5. Увеличение доступности медицинской помощи населению РФ: ликвидация очередей в поликлиниках и очередей на плановую медицинскую помощь. 6. Снижение неравенства между различными субъектами РФ, сельским и городским населением до уровня не более 10% по показателям смертности и ожидаемой продолжительности жизни. 7. Повышение удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощи до 65%. 8. Стабилизация заболеваемости к 2015 г. 9. Повышение приверженности населения к здоровому образу жизни и ответственности за собственное здоровье: снижение доли курильщиков среди взрослого населения до 20%, снижение потребления алкоголя до 9 л/в год на душу населения.


Ключевые направления развития здравоохранения 2.1. Увеличение финансирования и повышение эффективности программы государственных гарантий (ПГГ) 2.2. Повышение эффективности организации и управления системой здравоохранения РФ 2.3. Повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду 2.4. Национальная лекарственная политика (НЛП), развитие фармацевтического производства и отечественной медицинской промышленности 2.5. Развитие долгосрочных целевых программ, направленных на снижение смертности и заболеваемости населения РФ, выравнивание качества и доступности медицинской помощи в различных субъектах РФ и на улучшение медицинской помощи сельскому населению 2.6. Развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении 2.7. Разработка и внедрение единой информационной системы в здравоохранении


Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года представляет стратегические и тактические вопросы развития здравоохранения нашего государства. В этом документе проведен системный анализ состояния здравоохранения в Российской Федерации, а также изложены основные цели и направления развития отрасли, которые позволят обеспечить доступность и качество медицинской помощи и существенно улучшить ресурс здоровья граждан России.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области здравоохранения и с учетом отечественного и зарубежного опыта.

Основные цели развития здравоохранения РФ:


  • прекращение к 2011 году убыли населения Российской Федерации и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 году;

  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет;

  • снижение общего коэффициента смертности до 10‰ (то есть в 1,5 раза по отношению к 2007 году);

  • снижение показателя младенческой смертности до 7,5‰;

  • снижение показателя материнской смертности на 100 000 родившихся живыми до 18,6;

  • формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения;

  • повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации.
Основные задачами развития здравоохранения являются:

  • создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни;

  • переход на современную систему организации медицинской помощи;

  • конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

  • создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий;

  • улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования;

  • повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;

  • развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении;

Для достижения поставленных целей предполагается проведение мероприятий по следующим направлениям:

1. Формирование у населения установки на ведение здорового образа жизни, который является основным условием сохранения и укрепления здоровья общества. У населения должна создаваться экономическая и социокультурная мотивация быть здоровым, а государство должно обеспечить правовые, экономические, организационные и инфраструктурные условия для ведения здорового образа жизни. Необходимо совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания населения, создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками, проведение профилактики факторов риска развития неинфекционных заболеваний и др.

^ 2. Гарантированное обеспечение населения Российской Федерации качественной медицинской помощью, основанной на применении современных технологий организации и оказания диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических услуг, эффективность и безопасность которых (при конкретных заболеваниях или патологических состояниях) подтверждена в соответствии с принципами доказательной медицины.

Гарантированное обеспечение каждого гражданина Российской Федерации качественной медицинской помощью должно обеспечиваться следующими мероприятиями:


  • конкретизация государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;

  • стандартизация медицинской помощи;

  • организация медицинской помощи;

  • обеспечение лекарственными средствами граждан в амбулаторных условиях;

  • осуществление единой кадровой политики;

  • инновационное развитие здравоохранения;

  • модернизация системы финансового обеспечения оказания медицинской помощи;

  • информатизация здравоохранения.
Реализация Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года будет происходить поэтапно. На первом этапе (2009-20015гг.) будет осуществлена конкретизация государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; произведен переход на финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования; осуществлена разработка стандартов и порядков оказания медицинской помощи; начато внедрение информационной системы персонифицированного учета оказанной гражданам медицинской помощи.

Также будут созданы системы контроля качества медицинской помощи, проведена модернизация материально-технической базы учреждений здравоохранения, сформирована и начнет реализовываться система непрерывной подготовки кадров, будут определены приоритеты для инновационного развития здравоохранения, сформированы межведомственные целевые научные программы по разработке и внедрению новых высокоэффективных технологий профилактики, диагностики и лечения социально-значимых заболеваний и патологических состояний. Кроме того, на первом этапе будет продолжена реализация Приоритетного национального проекта «Здоровье» по следующим направлениям:


  • формирование здорового образа жизни;

  • развитие первичной медико-санитарной помощи и медицинской профилактики;

  • совершенствование специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи при социально-значимых заболеваниях (включая сердечно-сосудистые и онкологические), кобинированные травмы при дорожно-транспортных происшествиях;

  • развитие службы крови;

  • совершенствование медицинской помощи матерям и детям. На втором этапе реализации Концепции (2016–2020) предполагаются поэтапный переход к саморегулируемой системе организации медицинской помощи на основе созданных инфраструктуры и кадрового ресурса здравоохранения; включение высокотехнологичной и скорой медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования; интеграция бюджетных инвестиций в тарифы на медицинскую помощь; создание системы лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках обязательного медицинского страхования.
В целом, реализация всех направлений Концепции обеспечит к 2020 году формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации, а также создаст систему здравоохранения, позволяющую оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, которая будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:


  • совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);

  • развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;

  • наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации. Указанные факторы являются взаимозависимыми и взаимоопределяющими, в связи с чем модернизация здравоохранения требует гармоничного развития каждого из них и всей системы в целом.
^ Общественное здоровье и здравоохранение как врачебная специальность и наука

Основатели отечественного здравоохранения определяли науку об общественном здоровье и здравоохранении с такими основными задачами как: изучение влияния медико-социальных факторов, условий и образа жизни на здоровье различных групп населения; разработка научно обоснованных рекомендаций по предупреждению и устранению неблагоприятных социальных условий и факторов, а также оздоровительных мероприятий, обеспечивающих оптимальное взаимодействие человека с окружающей средой и способствующих выполнению основных видов жизнедеятельности и улучшению качества жизни.

В Большой медицинской энциклопедии (БМЭ, 3-е издан., Т. 25. – С. 60) назначение нашего предмета обозначено как изучение оздоравливающего, а также неблагоприятного влияния социальных факторов и условий на здоровье населения, выработка научно обоснованных рекомендаций по устранению и предупреждению вредного для здоровья людей влияния социальных условий и факторов в интересах повышения уровня общественного здоровья .

Основное назначение общественного здоровья и здравоохранения и учебной дисциплины – оценка критериев общественного здоровья и качества медицинской помощи, их оптимизация. С учетом Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 83 от 01.03.2000 г. «О совершенствовании преподавания в медицинских и фармацевтических вузах проблем общественного здоровья и здравоохранения», принято такое определение: «Общественное здоровье – важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасности жизни».

В отличие от различных клинических дисциплин общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельно взятых индивидуумов, а коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни.

Как предмет преподавания «Общественное здоровье и здравоохранение» прежде всего, способствует повышению качества подготовки будущих специалистов-врачей, формированию у них не только навыков правильно поставить диагноз и лечить больного, но и способности организовать высокий уровень медицинского обслуживания, умения четко обеспечить свою деятельность.

Структура предмета: 1) история здравоохранения; 2) теоретические проблемы здравоохранения; 3) состояние здоровья и методы его изучения; 4) организация медико-социального обеспечения и медицинского страхования; 5) организация медицинской помощи населению; 6) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 7) экономические и планово-организационные формы совершенствования здравоохранения, менеджмент, маркетинг и моделирование медицинских услуг; 8) международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения.

Методы медико-социальных исследований: 1) исторический; 2) динамического наблюдения и описания; 3) санитарно-статистический; 4) клинико-статистический; 5) медико-социологического анализа; 6) экспертных оценок; 7) медико-генетического анализа; 8) системного анализа и моделирования; 9) организационного эксперимента; 10) планово-нормативный и др.

Общественное здоровье и здравоохранение – это наука о стратегии и тактике здравоохранения. Объектами медико-социальных исследований являются: 1) группы лиц, население административной территории; 2) отдельные учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры, специализированные службы); 3) органы здравоохранения; 4) объекты окружающей среды; 5) общие и специфические факторы риска различных заболеваний и др.