Снт налоговая. Налогообложение садоводческих некоммерческих товариществ

Садовое некоммерческое товарищество (СНТ) - это специальное некоммерческое объединение, которое может создаваться гражданами РФ на добровольных началах для того, чтобы члены этой организации могли вместе решать определенные хозяйственные задачи в садоводстве. Следует понимать, что фактически любое СНТ является юридическим лицом, которое обязано платить налоги на общих основаниях, а для уплаты этих налогов обычно используются членские взносы участников СНТ. Но какие налоги платит СНТ в 2019 году? Любое садовое некоммерческое товарищество обязано платить 4 видов налогов:

  • Платит ли СНТ налог на имущество? Да, СНТ обязано уплачивать налог на все имущество, которым оно владеет. Следует понимать, что налог на имущество является региональным налогом, поэтому его размер устанавливается региональным законодательством. Также следует помнить, что налог не может быть выше 2,2%.
  • Земельный налог. Каждый владелец земельного участка также обязан платить налог на землю. Этот налог также является региональным. В среднем его размер составляет 0,1 - 0,5%, а налоговой базой в таком случае является кадастровая стоимость участка. В некоторых регионах налог может состоять из двух частей - какие-то объекты облагаются одним налогом, а другие объекты - другим налогом.
  • Налог на земли общего пользования в СНТ. Этот налог фактически является разновидностью земельного налога. Объектом налогообложения является земля, которая находится в коллективной собственности и не используется для садоводства (это могут быть дороги, парки, детские площадки и так далее). Правила тут все те же - налог является региональным, средний размер налога составляет 0,1 - 0,5% и так далее. Следует помнить, что в 2019 году вступит в силу закон, согласно которому коллективную собственность можно будет переводить в долевую. После перевода общей земли в личную собственность необходимо будет платить налог на эту землю на общих основаниях
  • НДФЛ. Если СНТ заключается с кем-либо трудовой , то после получения денег такой человек обязан заплатить НДФЛ на общих основаниях.
  • В некоторых случаях также придется заплатить водный налог. Впрочем, в большинстве случаев СНТ не платят налог на воду, поскольку использование воды для полива огородов и садовых участков не облагается налогом.

Подача деклараций

Теперь вы знаете о том, какие налоги должно платить СНТ в РФ и как устроено налогообложение СНТ. Узнаем, как СНТ должны подавать налоговые декларации:

  • СНТ в конце каждого налогового периода заполняет налоговую декларацию на общих основаниях. После этого декларации передается в ФНС России по месту . Если декларация не содержит ошибок, то ФНС подписывает ее и ставит печать. После этого председателю СНТ приходит оповещение о том, что Федеральная налоговая служба приняла декларацию. После этого нужно заплатить все налоги согласно данным, которые указаны в декларации.
  • Если в течение налогового периода у СНТ не возникает обязательств по уплате некоторых налогов, то СНТ должна отразить этот факт в налоговой декларации. Если этого не сделать, то СНТ может быть оштрафована.
  • Для покрытия налогов обычно используются целевые и членские взносы, которые делают участники СНТ.

Именно, что у автора - налоговый вычет. А вот с пониманием, как ведётся учет в СНТ ясности нет, автор предполагает серые схемы. потому и боится "подставить" СНТ.

Мой совет автору: раз уж вы в Правлении, добейтесь белого учета.
Мы (члены СНТ) почему-то соглашаемся ради снижения суммы членских взносов уводить учет в тень. Это - одна из причин, почему мы потом сами не доверяем бухгалтеру и председателю, подозревая их в корыстных деяниях.

Что значит добейтесь белого учета и что в вашем понимании "учет в тень".
Кстати серая схема - это 2-а в одном черная и белая.
Домашняя Кошка, смею предположить и не ошибусь, что у вас имущество принадлежит гражданам, т.е. строилось за счет садоводов.
Так причем же здесь налоги юридического лица и какая здесь может быть черная зарплата? Здесь весь учет белый так как все деньги минуют кассу юр.лица на совершенно законных основаниях и просто не может быть черных или серых схем,
А знаете ли вы, что существует такая форма осуществления садоводческой, деятельности, которая официально освобождает от необходимости уплаты многих налогов и сборов во внебюджетные фонды. Это -КОЛЛЕКТИВ. Коллектив - это совокупность физических лиц, то есть людей. Коллектив не имеет прав юридического лица, а вместе с этим он не имеет и соответствующих обязанностей по уплате тех налогов и сборов, которыми обложены юридические лица.
В соответствии с этой формой у председателя и бухгалтера вообще не может быть зарплаты, так как у СНТ нет имущества нет и затрат и уж тем более не может быть других работников.
Если же Фискалы надумают в судебном порядке СНТ ликвидировать за ту же не уплату налогов или не предоставлении отчетности то ничего страшного для садоводов, не произойдет. А вот всяких налогов придется платить значительно меньше, причем на совершенно законных основаниях.

Пункт 3 ст. 40 ФЗ-66, «При ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, как юридического лица, сохраняются права его бывших членов на земельные участки и другое недвижимое имущество».
Передать имущество в управление СНТ закон о Садах такой возможности не предусматривает.
Значит вывод один. Садоводы так же коллективно без вмешательства юр.лица принимают решения только как собственники своего имущества на основании договора долевого участия и пропорционально выделенных долей в договоре решают, кто будет им управлять, кому как и сколько платить и как эта оплата будет вносится.

Декларировать свои доходы от этой деятельности или нет, вам Домашняя Кошка решать самой. Физические лица в отличии от юр.лица агентом по уплате НДФЛ не являются. По сему НДФЛ работник уплачивает или не уплачивает сам.

Бухучет в СНТ имеет свою специфику и особенности. О том, как организовать бухгалтерский учет при различных системах налогообложения, поговорим далее. И конечно, не обойдем вниманием изменения, которые произошли в правовом регулировании деятельности СНТ с 01.01.2019.

Понятие СНТ

СНТ (садовое некоммерческое товарищество) — некоммерческая структура, учрежденная на добровольных началах с целью помощи ее членам в решении различных хозяйственных и социальных задач при ведении огородничества, садоводства или дачного хозяйства. К числу таких вопросов относится обеспечение участников объединения водой, электричеством, теплом, газом и пр.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность СНТ, с 2019 года является закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества...» от 29.07.2017 № 217-ФЗ. До этого действовал закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На СНТ не распространяется действие закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (п. 3 ст. 1 закона № 7-ФЗ). Но для целей применения нормативов бухучета СНТ рассматривается как некоммерческая структура.

Порядок ведения бухгалтерского учета в СНТ отдельными положениями законодательства не определен. Поэтому необходимо руководствоваться едиными нормами в сфере бухучета, на основании которых следует разработать локальный нормативный документ — учетную политику компании .

Нюансы учета основных средств в СНТ

Учет основных средств (ОС) регламентируется нормами ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утверждено приказом Минфина от 30.03.2001 № 26н). Согласно п. 4 данного положения некоммерческие организации (далее — НКО) принимают к учету ОС в случае, если объект используется в деятельности, направленной на достижение целей создания НКО, включая предпринимательскую деятельность. Также единовременно должны выполняться следующие условия:

  • срок предполагаемого использования объекта ОС более года;
  • объект приобретен с целью дальнейшего использования, а не для перепродажи.

Объект ОС принимается к учету по первоначальной стоимости, которая складывается из сумм фактических расходов, понесенных в процессе приобретения, строительства или изготовления актива. К ним относятся суммы оплачиваемые продавцу по договору купли-продажи объекта, а также расходы на транспортировку, информационно-консультационные услуги, невозмещаемые налоги и пр.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если основное средство приобретается строго для некоммерческой деятельности (то есть с его использованием не планируют связывать получение облагаемой НДС выручки), то сумма входного НДС включается в стоимость объекта (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Все затраты на приобретение объекта ОС собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», а по факту введения в эксплуатацию актива счет 08 кредитуется в дебет счета 01 «Основные средства организации».

Проводки при этом выглядят следующим образом:

Дт 08 Кт 60 — куплен объект ОС у продавца (включая суммы НДС);

Дт 08 Кт 60, 76 — отражены прямые затраты на закупку актива (транспортные, консультационные и проч.);

Дт 01 Кт 08 — актив введен в эксплуатацию;

ВАЖНО! Использование средств из целевых взносов на осуществление капвложений следует отражать с применением счета 83 (согласно инструкции к Плану счетов бухучета, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

Дт 86 Кт 83 — целевые средства, направленные на капвложения, учтены как увеличение добавочного капитала;

Дт 83 Кт 01 — отражено выбытие объекта капвложения, купленного за счет целевых поступлений.

Все операции по движению объектов ОС оформляются первичными документами. Какими именно, см. в материале «Документальное оформление движения основных средств» .

В бухгалтерском учете объекты ОС стоимостной оценкой менее 40 000 руб. могут быть учтены в составе МПЗ (п. 5 ПБУ 6/01).

ВАЖНО! Амортизация по объектам ОС, приобретенным за счет целевых поступлений и используемых в некоммерческой деятельности, не начисляется (п. 17 разд. 3 ПБУ 6/01, подп. 2 п. 2 ст. 264 НК РФ). Сумма износа рассчитывается линейным способом и учитывается на забалансовом счете 010 «Износ ОС» по итогам года. Переоценка таких активов также не производится.

При выбытии ОС, приобретенных за счет целевого финансирования, источники финансирования не погашаются и не учитываются в финансовых результатах компании. В бухучете такая операция оформляется записью Дт 83 Кт 01.

При этом если СНТ приобрело объект ОС за счет средств от предпринимательской деятельности и использует его для получения дохода, то на данное имущество начисляется амортизация, и оно учитывается отдельно от целевого. Амортизация в таком случае списывается в затраты проводкой Дт 20 Кт 02.

Если же СНТ получило объект ОС за счет целевых средств, но использует его в коммерческой деятельности, то стоимость актива признается доходом НКО (п. 14 ст. 250 НК РФ). Стоимость имущества в данном случае погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Учет целевых средств в СНТ

Бюджет СНТ формируется из средств, вносимых членами СНТ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.01.2019 принимать от участников взносы СНТ может только на расчетный счет, не в кассу (ст. 14 закона № 217-ФЗ). ККТ при приеме взносов не применяется. Взносы не являются платой за товары, работы, услуги, а значит, не подпадают под понятие «расчеты» в смысле закона «О ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Схожие разъяснения даны в письме Минфина от 11.09.2018 № 03-01-15/65041 в отношении целевых взносов ТСН.

К таким взносам относятся:

  • членские взносы — периодически вносимые членами объединения денежные средства, которые направляются на текущие расходы организации;
  • целевые взносы — денежные средства, расходование которых может быть направлено на приобретение объектов общего пользования.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.01.2019 СНТ больше не собирают с участников вступительные взносы. Вступительные взносы, уплаченные ранее, участникам не возвращаются (п. 31 ст. 54 закона № 217-ФЗ).

В бухучете для отражения движения данных взносов используется счет 86 «Целевое финансирование». Для разделения взносов удобнее ввести отдельные субсчета, например, 86.1 «Членские взносы», 86.2 «Целевые взносы». Для учета взаиморасчетов с членами СНТ используется счет 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами».

СНТ приходует и расходует денежные средства на основании приходно-расходной сметы, утвержденной на общем собрании членами товарищества (п. 8 ст. 14 закона № 217-ФЗ). Взносы могут быть израсходованы строго на определенную статью сметы. Унифицированной формы сметы не существует, и руководство товарищества разрабатывает ее самостоятельно.

Произведенные расходы можно отражать по дебету стандартных счетов издержек (20, 26), но возможно и сразу отражать по дебету счета 86, минуя счета учета затрат, с выбором субсчета в зависимости от вида издержек.

Пример

Сметой СНТ «Ромашка» предусмотрены следующие платежи: членские взносы — 150 руб. с сотки, целевые взносы на оборудование площадки для сбора мусора — 1 000 руб.

СНТ «Ромашка» приняло в члены нового садовода — Фадеева Н. А. Его участок равен 5 соткам. Он внес все взносы в кассу объединения: 750 руб. (150 × 5 сот.) — членские; 1 000 руб. — целевые. Бухгалтер отразил данные взносы в учете следующим образом:

Дт 50 Кт 76 — 1 750 руб. — поступили в кассу взносы Фадеева Н. А.

Дт 76 Кт 86.2 — 750 руб. — начислены членские взносы в составе целевых средств;

Дт 76 Кт 86.3 — 1 000 руб. — начислены целевые взносы.

За месяц СНТ «Ромашка» понесло следующие расходы:

Дт 86.2 Кт 70 — 15 000 руб. — оплата труда председателя и бухгалтера;

Дт 86.2 Кт 69 — 4 500 руб. — взносы с ФОТ;

Дт 86.2 Кт 71 — 500 руб. — закуплены канцтовары;

Дт 86.3 Кт 10 — 23 800 руб. — списаны материалы и баки на оборудование площадки для мусора;

Дт 86.3 Кт 60 — 3 200 руб. — услуги по установке забора и бетонировании площадки под мусор.

Учет прочих доходов и расходов в СНТ

  1. Учет доходов.

Согласно ст. 5 закона № 217-ФЗ граждане имеют право вести свое хозяйство в индивидуальном порядке и не вступать в ряды участников СНТ. При этом они вправе пользоваться объектами инфраструктуры СНТ за плату, предусмотренную заключенным договором.

Такие платежи не относятся к целевым взносам, учитываются в составе доходов товарищества и подлежат налогообложению.

Кроме того СНТ вправе заниматься коммерческой деятельностью ради достижения основной цели создания товарищества.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти доходы будут подпадать по сферу действия закона «О ККТ» и потребуют от СНТ применения кассового аппарата.

Записи в учете отражаются в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утверждено приказом Минфина от 06.05.1999 № 32н) и методическими рекомендациями к нему:

Дт 62 Кт 90.1 — реализация услуг.

  1. Учет расходов.

СНТ обязаны вести раздельный учет расходов целевых и коммерческих (п. 2 ст. 251 НК РФ). Учет предпринимательских издержек удобнее всего организовать на счетах 20 и 26.

При этом косвенные расходы необходимо распределить. Косвенные затраты — те издержки, которые относятся к нескольким видам деятельности или ко всей деятельности НКО.

  1. По объему выручки. В таком случае процент издержек, относящихся к коммерческой выручке, определяется по формуле:

Вк / (Вк + Цп) × 100,

Вк — выручка от коммерческой деятельности;

Цп — целевые поступления.

  1. По удельному весу затрат на оплату труда сотрудников. Тогда процент издержек, относящихся к коммерческой деятельности, будет равен:

ФОТк / (ФОТк + ФОТц) × 100,

ФОТк — фонд оплаты труда сотрудников, занятых в коммерческой деятельности;

ФОТц — оплата труда «целевого» персонала.

Кроме того, у СНТ допускается списание косвенных затрат, таких как расходы на содержание самой организации, зарплату администрации, содержание помещений, сооружений и транспорта, имеющих отношение к уставной деятельности, только за счет целевых взносов (письмо УМНС России по г. Москве от 22.01.2003 № 26-12/4743).

В налоговом учете (далее — НУ) допускается распределение затрат пропорционально выручке (п. 1 ст. 272 НК РФ, письма Минфина России от 16.03.2015 № 03-03-10/13805 и от 25.06.2015 № 03-03-10/36660). В связи с этим удобнее выбрать единый вариант «по объему выручки» и закрепить его как элемент учетной политики.

Все косвенные издержки, собранные на счете 26 «Косвенные расходы», по итогам месяца распределяются между видами деятельности записями:

Дт 86.2 Кт 26 — косвенные издержки распределены к текущей уставной деятельности;

Дт 86.3 Кт 26 — косвенные затраты отнесены к целевым программам;

Дт 20 Кт 26 — косвенные расходы предпринимательской деятельности распределены в производство;

Дт 90.2 Кт 20 —издержки отнесены на себестоимость по коммерческой выручке.

  1. Учет финансовых результатов.

По итогам каждого месяца СНТ закрывает 90-е счета на счет 99 прибыли (убытки), а по итогам отчетного периода сальдо 99 учитывается в составе нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) на счете 84. Но поскольку предпринимательская деятельность осуществляется для достижения целей уставной деятельности, то полученная прибыль не распределяется между участниками, а относится на счет целевого финансирования уставной деятельности НКО записью Дт 84 Кт 86.

Особенности бухгалтерского учета в СНТ при УСН

Чтобы снизить налоговое бремя и освободиться от уплаты НДС (за исключением ввозного НДС), налога на прибыль и налога на имущество (за исключением недвижимости, стоимость которой определяется Роскадастром), СНТ по коммерческой деятельности вправе выбрать специальный режим в виде упрощенного налога (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), выбрав один из доступных вариантов объекта налогообложения: доходы или доходы за вычетом расходов.

В данном случае учет целевых поступлений и расходов ведется также на счете 86 «Целевое финансирование» и не подлежит налогообложению (подп. 1 п. 1 ст. 346.15, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Учет доходов и расходов от коммерческой деятельности ведется в книге учета доходов и расходов кассовым методом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Итоги

Деятельность садовых некоммерческих товариществ находится в особом правовом поле и регулируется специальным федеральным законом.

Статус деятельности организации определяет и особенности ее налогообложения. СНТ не освобождается от уплаты налога на прибыль, НДС и пр. Но в базу при подсчете данных налогов не включаются целевые средства, направленные на осуществление уставной деятельности товарищества.

СНТ также вправе применять УСН. При этом особенностью является исключение сумм целевых средств из доходов для целей обложения УСН.

В связи с тем, что целевые средства не учитываются при налогообложении, СНТ необходимо организовать раздельный учет доходов и расходов, выделив для этого специальный счет 86 «Целевое финансирование».

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.
Для ознакомления с подробным содержанием подразделов сайта необходимо нажать на интересующий вас пункт Главного меню.


29.07.2017 г. Президентом РФ подписан новый федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Бесплатная ссылка на новый закон для скачивания (формат файла docx): ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Дата ввода закона в действие 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу.
Обсуждение закона открыто здесь:
(для внесения замечаний, предложений, изменений необходима регистрация).

ФЗ-217 от 29.07.2017 г. - Постоянно дополняемые, изменяемые комментарии к новому федеральному закону с учётом наработанной практики.

Упрощённая система налогообложения в СНТ

До 1 января 2006 г. Минфин России отрицательно относился к перспективе применения некоммерческими организациями, не являющимися бюджетными учреждениями, упрощённой системы налогообложения. В частности, об этом говорилось в Письмах от 22 июня 2004 г. № 03-02-05/4/27, от 22 сентября 2004 г., № 03-03-02-04/2/2.

С 1 января 2006 г. пп. 14 п. 3 ст. 346.12 гл. 26.2 НК РФ действует в редакции Закона № 101-ФЗ.
Перечень лиц, на которых не распространяются ограничения для применения упрощённой системы налогообложения, установленные пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, дополнен. В него включены некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.

Некоммерческие организации, к которым относятся и садоводческие некоммерческие товарищества, вправе применять упрощённую систему налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ при соблюдении установленных данной главой условий. При этом указанные организации освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и Таможенным кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций и ЕСН.

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации от уплаты земельного налога.
Также налогоплательщики, перешедшие на УСН , не освобождаются от обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, предусмотренное Законом № 167-ФЗ, а также иные установленные на территории Российской Федерации налоги.
Кроме того, при применении УСН налогоплательщики не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных ст. 24 НК РФ, а также от обязанностей ведения кассовых операций в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 40, утвержденным Решением Совета Директоров Банка России, и от обязанностей, предусмотренных Законом № 54-ФЗ.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, имеют право не вести бухгалтерский учёт, в том числе не применять двойную запись.
Учёт у таких организаций ведется в Книге учёта доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения.

Предприятия, применяющие упрощённую систему, обязаны учитывать основные средства и нематериальные активы по правилам бухгалтерского учёта. Это вызвано необходимостью наблюдения за остаточной стоимостью основных средств и нематериальных активов, рассчитываемой по правилам бухгалтерского учёта, так как остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 млн руб.

Объектами налогообложения при применении упрощённой системы налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налогоплательщики, изъявившие желание перейти на "упрощёнку" , вправе самостоятельно избрать объект налогообложения. При этом они должны указать избранный объект в заявлении о переходе на УСН по форме N 26.2-1.

Согласно п. 2 ст. 346.14 НК РФ налогоплательщик не может менять объект налогообложения в течение трёх лет с начала применения упрощённой системы налогообложения.

Налогоплательщики, применяющие упрощённую систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Применение упрощённой системы налогообложения садоводческими товариществами может быть экономически выгодным даже при отсутствии коммерческой деятельности, поскольку это позволит им освободиться от уплаты налога на имущество и ЕСН.

Пример 1. Садоводческое товарищество "Пищевик" с 1 января 2007 г. перешло на упрощённую систему налогообложения, в качестве объекта налогообложения выбран объект "доходы". Коммерческую деятельность в 2007 г. вести не предполагается. На балансе товарищества имеется компьютер стоимостью 20000 руб. и дорога стоимостью 60000 руб. Фонд оплаты труда председателя товарищества - 5000 руб. в месяц.

Проанализируем величину экономии на налогах в 2007 г.:
При применении обычной системы налогообложения сумма налога на имущество составит 2,2% от среднегодовой стоимости имущества (для "Пищевика") - 1645 руб. (см. условия примера 2 в главе "Коммерческая деятельность в СНТ" , подраздел 4: "Продажа земельных участков").

При применении обычной системы налогообложения ЕСН с ФОТ за 2007 г. составит: 15 600 руб. (5000 x 12 x 26%).
При применении упрощенной системы налогообложения ЕСН с ФОТ не уплачивается. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование составляют 14% от ФОТ:
8400 руб. (5000 x 12 x 14%).

Таким образом, экономия на налогах составит:
8845 руб. (15 600 + 1645 - 8400).

Садоводческое товарищество – учет и налогообложение

Садовые участки на сегодняшний день для большого числа граждан являются как излюбленным местом отдыха, так и источником получения овощей, фруктов, ягод и другой продукции, которую можно вырастить на садовом участке.

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулируются на законодательном уровне.

Самой распространенной формой организации коллективного занятия граждан садоводством и огородничеством являются садовые товарищества. О том, как осуществляется учет и налогообложение в садовых товариществах, мы и поговорим в этой статье.

Обратимся к Федеральному закону от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее – Закон № 66-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, а также устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Формы организации коллективного занятия гражданами садоводством и огородничеством определены статьей 4 Закона № 66-ФЗ, согласно которой граждане могут создавать садоводческие некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства. Отличие между этими формами состоит, главным образом, в форме собственности на имущество общего пользования.

В соответствии со статьей 1 Закона № 66-ФЗ садоводческое некоммерческое объединение граждан, создаваемое в форме некоммерческого товарищества – это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.

Садоводческое товарищество в силу пункта 2 статьи 6 Закона № 66-ФЗ считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием.

После государственной регистрации земельный участок предоставляется садоводческому товариществу в соответствии с земельным законодательством, что определено пунктом 4 статьи 14 Закона № 66-ФЗ.

Высшим органом управления садоводческим товариществом является общее собрание его членов, компетенция которого определена статьей 21 Закона № 66-ФЗ (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2009 года № А33-10199/08-Ф02-2245/09 по делу № А33-10199/08). Но основную повседневную деятельность по управлению товариществом и ведением хозяйственной деятельности, обеспечением стабильного развития деятельности и достижения целей, обозначенных в его уставе, осуществляет правление товарищества, которое возглавляется председателем.

Рассмотрим вопросы ведения бухгалтерского учета и налогообложения садоводческих некоммерческих товариществ.

Имущество общего пользования в садоводческом товариществе является совместной собственностью его членов, причем приобретается или создается такое имущество за счет целевых взносов, что следует из пункта 2 статьи 4 Закона № 66-ФЗ. Напомним, что целевые взносы – денежные средства, внесенные членами садоводческого товарищества на приобретение (создание) объектов общего пользования (статья 1 Закона № 66-ФЗ).

К имуществу общего пользования статьей 1 Закона № 66-ФЗ отнесены, в частности, дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное. Иными словами, имущество общего пользования – это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого товарищества потребностей членов такого товарищества в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей.

Помимо общего имущества, приобретенного (созданного) за счет целевых взносов членов товарищества, садоводческому товариществу необходимо осуществлять учет вступительных, членских, паевых и дополнительных взносов, вносимых членами товарищества. Вступительные взносы вносятся на организационные расходы на оформление документации, периодически вносимые членские взносы – на оплату труда работников товарищества и иные текущие расходы, дополнительные взносы вносятся на покрытие убытков, образовавшихся при осуществлении мероприятий, утвержденных общим собранием членов садоводческого товарищества (статья 1 Закона № 66-ФЗ).

Как Вы знаете, согласно статье 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон № 402-ФЗ) обязанность по ведению бухгалтерского учета распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, в том числе и на садоводческие товарищества.

Если садоводческое товарищество выполняет условие, установленное пунктом 4 статьи 6 Закона № 402-ФЗ, то оно вправе вести упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Как следует отражать в учете всевозможные взносы, вносимые членами садоводческого товарищества? Обратимся к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" (далее – План счетов).

Для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других лиц, Планом счетов предназначен счет 86 "Целевое финансирование". Средства целевого назначения, полученные в качестве финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Планом счетов определено, что аналитический учет по счету 86 "Целевое финансирование" следует вести по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления. Иными словами, к счету 86 "Целевое финансирование" следует открыть субсчета, например:

86-1 "Вступительные взносы";

86-2 "Членские взносы";

86-3 "Целевые взносы";

86-4 "Дополнительные взносы";

86-5 "Прочие поступления".

На каждом из открытых субсчетов следует вести учет поступивших средств в отношении каждого члена садоводческого товарищества.

Порядок регулярных поступлений от членов товарищества определяется учредительными документами. Задолженность членов товарищества по взносам отражается по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование" на основании устава товарищества, решения общего собрания членов садоводческого товарищества, решений правления, оформленных протоколами. При поступлении денежных средств составляется запись по дебету счетов 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (на соответствующих субсчетах).

Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетами 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" – при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации.

Земли общего пользования предоставляются садоводческому товариществу как юридическому лицу в собственность, из чего следует, что стоимость земельных участков, являющихся собственностью товарищества как юридического лица, должна быть отражена на его балансе.

Земельные участки следует учитывать в качестве объектов основных средств. Основным документом, которым следует руководствоваться, формируя информацию об основных средствах, является Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (далее – ПБУ 6/01). Правила этого бухгалтерского стандарта применяются с учетом Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств".

Важной особенностью бухгалтерского учета земельных участков является тот факт, что они не подлежат амортизации, что следует из пункта 17 ПБУ 6/01, согласно которому не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются, в частности, земельные участки. В остальном бухгалтерский учет земельных участков особенностей не имеет и осуществляется в общем порядке.

Садоводческим товариществом могут быть приобретены или созданы иные объекты основных средств, которые также должны учитываться на счете 01 "Основные средства". Но в отношении иных объектов основных средств необходимо напомнить, что в соответствии с пунктом 17 ПБУ 6/01 по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом. При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Следует отметить, что садоводческое товарищество согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 66-ФЗ вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

Если садоводческое товарищество будет осуществлять предпринимательскую деятельность, то ему следует вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с осуществлением уставной и предпринимательской деятельности. Расходы на содержание садоводческого товарищества (общехозяйственные расходы), предварительно учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", по окончании отчетного периода следует распределить пропорционально доходам от осуществляемых видов деятельности и отражать по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" в части, относящейся к предпринимательской деятельности, и по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в части, относящейся к уставной деятельности садоводческого товарищества.

Перейдем к рассмотрению некоторых вопросов налогообложения садоводческих некоммерческих товариществ и начнем с земельного налога. Как правило, интерес для садоводческих товариществ представляет вопрос о том, кто будет являться плательщиком земельного налога в отношении земель общего пользования.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Таким образом, основанием для взимания земельного налога является документ, подтверждающий право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок.

Еще раз повторим, что согласно пункту 4 статьи 14 Закона № 66-ФЗ земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому некоммерческому товариществу как юридическому лицу в собственность.

По мнению Минфина Российской Федерации, изложенному в письме от 11 марта 2009 года № 03-05-05-02/11, налогоплательщиком земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, является соответствующее садоводческое некоммерческое товарищество.

Вместе с тем, как сказано в письме, правлением садоводческого товарищества может быть принято решение, предусматривающее компенсацию земельного налога в отношении земель общего пользования в виде взносов членов такого товарищества.

В письме ФНС Российской Федерации от 2 мая 2012 года № БС-4-11/7315 также отмечено, что если земельные участки общего пользования предоставлены в коллективно-совместную собственность садоводческому товариществу как юридическому лицу, свидетельство о праве коллективно-совместной собственности на эти участки выдано товариществу и согласно сведениям, предоставляемым в налоговые органы территориальными органами Росреестра, правообладателем таких участков является садоводческое товарищество, то налогоплательщиком в отношении земельных участков общего пользования признается это товарищество.

Члены садоводческого товарищества не обладают землями общего пользования на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения и, соответственно, не могут являться налогоплательщиками земельного налога за указанные земли общего пользования.

В письме также сказано, что ФНС Российской Федерации понимает озабоченность правления садоводческого товарищества в части необходимости оплаты земельного налога, в том числе за "брошенные" и неприватизированные земли, и в этой связи сообщает, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 3 той же статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. С учетом изложенного для решения вопроса, связанного с "брошенными" земельными участками, следует обращаться в органы местного самоуправления.

Ведя речь о садоводческих товариществах, нельзя обойти стороной тему водоснабжения. Возникает ли у садоводческого некоммерческого товарищества объект налогообложения по водному налогу?

Напомним, что в соответствии со статьей 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 НК РФ.

Перечень видов и целей водопользования, не признаваемых объектами налогообложения по водному налогу, приведен в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ. В частности, в соответствии с подпунктом 13 пункта 2 указанной статьи НК РФ не признается объектом налогообложения забор воды из водных объектов для полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков и земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности граждан.

Таким образом, в случае осуществления садоводческим некоммерческим товариществом забора воды из водных объектов для целей, перечисленных в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 НК РФ, объекта налогообложения по водному налогу у садового некоммерческого товарищества не возникает.

В случае осуществления забора воды из водных объектов в целях, не перечисленных в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ, садоводческие некоммерческие товарищества уплачивают водный налог в общеустановленном порядке.

Организации, применяющие общую систему налогообложения, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, исчисление и уплата которого регулируются главой 25 НК РФ. Садоводческие некоммерческие товарищества также являются налогоплательщиками налога на прибыль. Отметим, что для садоводческих товариществ не установлено никаких особенностей при налогообложении прибыли, они руководствуются общими нормами, определенными главой 25 НК РФ.

Очень многие садоводческие товарищества применяют упрощенную систему налогообложения, руководствуясь главой 26.2 НК РФ. Имеют ли они право на применение этой системы налогообложения? Для ответа на этот вопрос обратимся к письму Минфина Российской Федерации от 16 октября 2007 года № 03-11-04/2/258, в котором сказано, что на основании положений главы 26.2 НК РФ некоммерческие организации, в том числе садоводческие некоммерческие товарищества, вправе применять данный специальный налоговый режим при условии соблюдения ограничений, установленных статьей 346.12 НК РФ.

При этом на применение упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) переходит вся организация в целом, в отношении всех получаемых ею доходов. Налогоплательщики – некоммерческие организации, перешедшие на применение УСН, при определении налоговой базы учитывают как доходы, полученные в связи с осуществлением функций некоммерческого характера, так и доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 346.15 НК РФ при применении налогоплательщиком УСН в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, суммы, полученные садоводческим некоммерческим товариществом в виде членских взносов, не подлежат включению в налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности.

Аналогичное мнение высказано в письме Минфина Российской Федерации от 13 января 2014 года № 03-11-11/264.

Следует отметить, что статьей 8 Закона № 66-ФЗ гражданам предоставлено право вести садоводство в индивидуальном порядке. Граждане, ведущие садоводство в таком порядке на территории садоводческого товарищества, имеют право пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования товарищества за плату на условиях договоров, заключенных с товариществом в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого товарищества. Размер платы для граждан, ведущих садоводство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) общего имущества не может превышать размер платы за пользование имуществом для членов садоводческого товарищества.

В письме Минфина Российской Федерации от 28 апреля 2010 года № 03-11-11/122 отмечено, что по своему правовому содержанию такие договоры являются договорами аренды. В состав внереализационных доходов включаются, в частности, доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 НК РФ.

Таким образом, суммы, полученные садоводческим товариществом по договору о пользовании имуществом общего пользования от гражданина, не являющегося членом указанного товарищества, подлежат включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

В письме также обращено внимание на то, что перечень доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 251 НК РФ, является закрытым. И в отношении доходов садоводческого товарищества в виде денежных компенсаций за неучастие в субботниках и в виде пеней за несвоевременную уплату членских взносов сказано, что такие доходы не поименованы в статье 251 НК РФ, следовательно, они подлежат налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, как внереализационные доходы.