Государственный долг обеспечивается всем государственным имуществом. Г осударственный и муниципальный долг

Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц .

Схематично государственный долг можно представить следующим образом .

Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

  • 1. кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • 2. государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • 3. договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • 4. договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • 5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет). Срок погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения .

Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний. Рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются :

  • 1. объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
  • 2. объем основного долга по полученным кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются :

  • 1. основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;
  • 2. объем основного долга по кредитам;
  • 3. объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;
  • 4. объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственный долг также делится на капитальный и текущий.

Капитальный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты.

Текущий долг- это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

По уровню управления государственный долг делится на:

  • 1. государственный долг Российской Федерации;
  • 2. государственный долг субъекта Российской Федерации (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта);
  • 3. муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).

Внутренний долг - это долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств.

Размеры и структура государственного внутреннего долга даны в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год. Структуру государственного внутреннего долга по срокам погашения и видам обязательств можно представить в виде таблицы 1 (Приложение 1) или графика 1 .


Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта федерации или местным органом власти). Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.

Для субъекта Федерации этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без участия финансовой помощи вышестоящих бюджетов и заемных средств в текущем году.

Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должно превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня.

В России действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты Федерации и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет государственную долговую книгу РФ .

Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:

  • 1. рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, и др.);
  • 2. нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед Банком России) .

Размер и структура внешнего долга России отражены в программе внешних заимствований РФ и предоставляемых Россией государственных кредитов. Эта программа входит в состав документов, предоставляемых одновременно с бюджетом на следующий финансовый год. В ней дается перечень внешних заимствований на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, объема заимствований. Программа отражает все займы и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл. на весь срок займа. Она утверждается Федеральным собрание РФ. Структура государственного внешнего долга РФ показана на графике 2.


Правительство РФ может осуществлять внешние займы, не включенные в программу, если это приводит к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. В нее включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы.

Предельный объем внешнего государственного долга, пределы внешних заимствований России на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Предельный размер государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство может превышать размер внешних заимствований, если это ведет к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга .

Принципиальная классификация государственного долга по типу кредитора имеет следующий вид:

Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которым располагают кредиторы:

  • 2. внутренний долг (долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям);
  • 3. внешний долг (аналогично перечню статей внутреннего долга).

Управление государственным долгом является составной частью финансовой политики любой страны. Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг . Существуют различные формы управления государственным долгом:

  • - конверсия-изменение доходности займов. Примером может служить изменение доходности ГКО;
  • - консолидация-увеличение срока действия и изменения других условий выпуска займа (например, ОФЗ вначале выпускали на год с выплатой купона один раз в квартал, затем стали выпускать на два года с выплатой купона один раз в полгода);
  • - унификация-объединение нескольких займов в один;
  • - аннулирование государственного долга - государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам;
  • - реструктуризация задолженности.

Эти формы управления государственным долгом относятся как к внешнему, так и к внутреннему. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает безопасности страны, означает фактически ее банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения. Управление внешним долгом на стадии привлечения кредитов в России осуществляется путем установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в Законе о бюджете на соответствующий финансовый год.

Для лучшего понимания сущности и функций государственного долга мы рассмотрим подробнее управление государственным долгом, а также схему его размещения и гарантии, предоставляемые государством по его погашению.

Заключенных Российской Федерацией с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
б) государственных ценных бумаг , выпускаемых от имени Российской Федерации;
в) договоров о предоставлении государственных гарантий Федерации, договоров поручительства Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
г) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Федерации на основе принятых федеральных законов ;
д) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Долговые обязательства по срокам существования могут быть:

  • краткосрочные (до одного года);
  • среднесрочные (от одного года до пяти лет);
  • долгосрочные (от пяти до 30 лет).

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации» от 4 марта 1997 г. в Министерстве финансов РФ для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных заимствований создается единая система управления государственным долгом РФ.

Под управлением государственным (муниципальным) долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства (органов местного самоуправления) по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. В числе таких финансовых мероприятий наиболее распространены в мировой практике следующие:

  • рефинансирование - выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств;
  • конверсия - изменение размера доходности займа (может осуществляться как в сторону снижения, так и в сторону повышения процентной ставки дохода);
  • консолидация - изменение сроков действия ранее выпущенных займов (в соответствии со ст. 817 ГК РФ изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается, поэтому при необходимости консолидации это можно сделать только по согласованию с кредиторами, т. е. с юридическими и физическими лицами , являющимися правообладателями государственных (муниципальных) облигаций ; при этом принято руководствоваться ст. 414 и 818 ГК РФ о новации - прекращении обязательства по соглашению сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения);
  • унифицирование - обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый;
  • аннулирование государственного внутреннего долга, т. е. полный отказ от долговых обязательств (как правило, при управлении внутренним долгом это является крайней мерой).

При финансовом кризисе возникает необходимость в реструктуризации долга.

Эмиссия государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований производится в соответствии с решением Правительства РФ, а также решением органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления соответственно с учетом предельных объемов дефицита бюджета и государственного и муниципального долга. Кроме того, решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ принимается в соответствии с Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации. В этом решении указываются:

  • сведения об эмитенте;
  • объем и условия эмиссии;

Эмиссия государственных ценных бумаг субъектов РФ, а также муниципальных ценных бумаг подлежит регистрации в Министерстве финансов РФ. Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг возможна только в том случае, если федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год утверждены следующие показатели:

  • предельный размер соответствующего государственного или муниципального долга;
  • предельный объем заемных средств, направляемых Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня;
  • расходы на обслуживание соответствующего государственного или муниципального долга в текущем финансовом году.

При этом предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ и муниципальным образованием в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня, не должен превышать:

  • для субъекта РФ - 30% объема доходов бюджета субъекта РФ на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных в текущем финансовом году заемных средств;
  • для муниципального образования - 15% объема доходов местного бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, а также без учета привлеченных в текущем финансовом году заемных средств.

Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга в текущем финансовом году не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня.

Если при исполнении бюджета субъекта РФ или местного бюджета расходы на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга превышают 15% расходов каждого из соответствующих бюджетов, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, и при этом субъект РФ или муниципальное образование не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации или орган государственной власти субъекта РФ могут применить следующие меры:

  • назначить ревизию бюджета субъекта РФ или местного бюджета;
  • передать исполнение бюджета субъекта РФ или местного бюджета под контроль Министерства финансов РФ или органа, исполняющего бюджет субъекта РФ соответственно;
  • принять иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

Внутренние займы выпускаются в национальной валюте, внешние - в валюте других государств и размещаются на иностранных фондовых рынках.

В соответствии со ст. 89 Бюджетного кодекса РФ государственные внешние заимствования РФ - это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования РФ - это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Заемные средства Российской Федерации мобилизуют двумя путями:

а) размещением ценных бумаг ;
б) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

Порядок выпуска и размещения ценных бумаг регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ. В соответствии с этим Законом федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации.

Обязательства Российской Федерации, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным ценным бумагам.

Обязательства Российской Федерации и субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг Российской Федерации и субъекта РФ должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в иностранной валюте.

В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Ведение государственных книг внутреннего и внешнего долга РФ возложено на Министерство финансов РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципального образования вносится в долговую книгу субъекта РФ или в муниципальную долговую книгу соответственно.

Внутренний государственный долг представляет собой всю сумму ранее выпущенных и до настоящего времени не погашенных государственных займов вместе с процентами. На внутреннем рынке ценных бумаг Российская Федерация является самым крупным заемщиком. Задолженность государства по ГКО - ОФЗ на 1 июня 1998 г. составила 435, 3 млрд руб.

ГКО государственные краткосрочные (бескупонные) облигации впервые были выпущены в Российской Федерации в 1993 г. ГКО выпускаются на три и шесть месяцев. Продажа их осуществляется со скидкой, погашение производится всегда по номиналу. ГКО можно продать раньше срока погашения на вторичном рынке ценных бумаг . ОФЗ облигации федерального займа с переменным купоном выпускаются с 14 июня 1995 г. ОФЗ могут быть среднесрочными или долгосрочными. Выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Владельцами ОФЗ могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. ОВВЗ облигации внутреннего валютного займа были выпущены 14 мая 1993 г. пятью траншами со сроком обращения 1, 3, 6, 10, 15 лет на общую сумму 7885 млн долл. США в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга, а также для выполнения Указа Президента РФ от 7 декабря 1992 г. «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР». Валютой займа служат доллары США.

В соответствии с Указом Президента РФ «О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации» 1996 г. Правительство РФ провело дополнительную эмиссию ОВВЗ на сумму 350 млн долл. США для погашения внутреннего валютного долга, который не был учтен при определении первоначального валютного облигационного займа, на условиях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 марта 1993 г. Срок погашения облигаций выпуска 1996 г. - 10 и 15 лет.

Кроме того, в Российской Федерации выпускаются:

  • облигации государственного сберегательного займа - Министерством финансов РФ с 1995 г. - являющиеся государственными ценными бумагами на предъявителя, владельцами которых могут быть российские и иностранные физические и юридические лица;
  • облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ) - Министерством финансов РФ с 1996 г. - владельцами которых могут быть российские и иностранные юридические лица.

Кроме того, в качестве долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ, на территории РФ выпущены золотые сертификаты 1993 г. (эмитент - Министерство финансов РФ) номиналом 10 кг золота пробы 0, 9999, а также в 1994 г. казначейские векселя на сумму 1100 млрд руб. (неденоминированных) и казначейские обязательства (эмитент Министерство финансов РФ).

Внешняя задолженность России на 1 января 1999 г. составляла 140,8 млрд долл. США. Она включает:

  • задолженность государства по отношению к иностранным правительствам и долговые обязательства, гарантированные правительствами зарубежных стран;
  • внешний долг иностранным коммерческим банкам ;
  • задолженность внешнеторговых объединений по централизованным импортным поставкам, образовавшаяся до 1991 г.

Эриашвили Н.Д. Финансовое право. 2000

ЛЕКЦИЯ № 15. Государственный и муниципальный долг

1. Государственный долг РФ

Государственный долг РФ – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.

Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

3) договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (свыше одного года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 до 30 лет).

Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;

2) объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

В объем государственного внешнего долга РФ включаются:

1) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

2) объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Государственный долг субъекта РФ – совокупность долговых обязательств субъекта РФ; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в форме:

2) государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

3) договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет. Долговые обязательства субъекта РФ не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.

В объем государственного долга субъектов РФ включаются:

1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов РФ;

2) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ.

Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.

Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта РФ, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Законодательные органы субъекта РФ и органы исполнительной власти субъекта РФ используют все полномочия по формированию доходов бюджета субъекта РФ для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.

Муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые полностью и без условий обеспечиваются всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

1) кредитных соглашений и договоров;

2) займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

3) договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.

В объем муниципального долга включаются:

1) основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

2) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

4) объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.

Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ. Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга с указанием в том числе предельного объема обязательств по государственным или муниципальным гарантиям.

Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Выполнение Банком России функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга.

Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Информация о долговых обязательствах вносится уполномоченными органами в Государственную долговую книгу РФ, государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий 3 дня с момента возникновения обязательства.

Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта РФ, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу РФ, в порядке и в сроки, которые установлены этим органом. В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично и другая информация. Состав, порядок и сроки представления информации устанавливаются Правительством РФ.

В государственную долговую книгу субъекта РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта РФ по всем государственным заимствованиям субъекта РФ, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ.

В муниципальную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципальных образований, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается представительным органом местного самоуправления.

2. Внешние и внутренние заимствования

Государственные внешние заимствования РФ используются для покрытия дефицита федерального бюджета и для погашения государственных долговых обязательств РФ.

Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов принадлежит РФ. От имени РФ осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный Правительством РФ ответственный федеральный орган исполнительной власти.

Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств. От имени РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному Правительством РФ ответственному федеральному органу исполнительной власти. От имени субъекта РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит единственному уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ.

От имени муниципального образования право осуществления муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Реструктуризация долга – это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга.

Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований РФ на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ.

Министерство финансов РФ ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ – это Государственная долговая книга РФ.

Программа государственных внешних заимствований РФ – это перечень внешних заимствований РФ на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них:

1) для несвязанных (финансовых) заимствований:

а) источника привлечения;

б) суммы заимствования;

в) срока погашения;

2) для целевых иностранных заимствований:

а) конечного получателя;

б) цели заимствования и направления использования;

в) источника заимствования;

г) суммы заимствования;

д) срока погашения;

е) гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации, предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии;

ж) оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года;

з) прогноза объема использования средств в очередном финансовом году.

Согласно Программе государственных внешних заимствований РФ, объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять свыше 85 % общего объема внешних заимствований, в нее (программу) включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы.

Программа государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

Программа государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований – это перечень внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований на очередной финансовый год по видам заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных, муниципальных долговых обязательств.

В случае выпуска долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований с обеспечением исполнения обязательств в виде обособленного имущества, программа государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований должна содержать количественные данные об эмиссии указанных обязательств, выраженные в валюте РФ, а также перечень имущества, которое может служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока заимствования.

Данная программа представляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ соответствующему законодательному органу в виде приложения к проекту закона о бюджете на очередной финансовый год, в которую в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы.

Осуществление государственных или муниципальных заимствований, предоставление государственных или муниципальных гарантий иным заемщикам допускаются в случае утверждения федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год следующих параметров:

1) привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета;

2) предельного размера государственного или муниципального долга;

3) расходов на обслуживание соответствующего государственного или муниципального долга в текущем финансовом году. При этом предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга, утвержденный законом о бюджете соответствующего уровня, не должен превышать 15 % объема расходов бюджета соответствующего уровня.

Поступления в бюджет средств от заимствований и других долговых обязательств отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт, или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным или муниципальным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Доходы, полученные от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного дохода, доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение фактических расходов на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем году.

Погашение основной суммы долга РФ, долга субъекта РФ, муниципального долга, возникшего из государственных или муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

В случае выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с условиями эмиссии исполнение обязательств по таким ценным бумагам может осуществляться путем передачи в собственность владельцев этих государственных или муниципальных ценных бумаг, имущества, явившегося обеспечением выпуска указанных государственных или муниципальных ценных бумаг.

При исполнении обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, путем передачи кредиторам указанного имущества размер государственного или муниципального долга уменьшается на величину основного долга по погашаемым таким образом обязательствам.

3. Государственные и муниципальные гарантии

Государственной или муниципальной гарантией является способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование – гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Письменная форма государственной или муниципальной гарантии обязательна.

Несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии влечет ее ничтожность.

В государственной или муниципальной гарантии указываются:

1) сведения о гаранте, включающие его наименование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта;

2) определение объема обязательств по гарантии.

Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.

Гарантии в основном предоставляются на конкурсной основе.

Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству, а обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии.

Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной или муниципальной гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.

Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг РФ, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта. Исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов.

Предоставление государственных гарантий РФ

Общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга РФ как вид долгового обязательства. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются государственные гарантии РФ, выдаваемые отдельному субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1 млн минимальных размеров оплаты труда.

Общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в состав государственного внешнего долга РФ как вид долгового обязательства. Отдельно должны утверждаться государственные гарантии РФ на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн долларов США.

При исполнении получателем государственной гарантии РФ своих обязательств перед третьим лицом, на соответствующую сумму сокращается внешний или внутренний государственный долг, что отражается в отчете об исполнении бюджета. Министерство финансов РФ либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных государственными гарантиями РФ, а также случаев осуществления государством платежей по выданным гарантиям.

Государственной Думе, на основе данных этого отчета, представляется подробный отчет о выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении государством платежей по выданным гарантиям.

Государственные гарантии РФ предоставляются Правительством РФ. Министерство финансов РФ на всех переговорах о предоставлении государственных гарантий РФ заключает соответствующие соглашения от имени Правительства РФ.

В случае предоставления государственной гарантии РФ Министерство финансов РФ обязано провести проверку финансового состояния получателя государственной гарантии РФ.

Предоставление государственных гарантий субъектов РФ, муниципальных гарантий

Государственные гарантии субъектов РФ и муниципальные гарантии предоставляются субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. В договоре о предоставлении государственной или муниципальной гарантии должно быть указано обязательство, которое ею обеспечивается.

Законом о бюджете на очередной финансовый год устанавливается перечень предоставляемых отдельным субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01 % расходов соответствующего бюджета.

Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав долга субъекта РФ, муниципального долга как вид долгового обязательства.

При исполнении получателем гарантии своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается долг субъекта РФ, муниципальный долг, что отражается в отчете об исполнении бюджета. Соответствующий финансовый орган ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, а также учет осуществления платежей по выданным гарантиям.

На основании данных этого учета представительному органу власти представляется подробный отчет о выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении платежей по выданным гарантиям. Государственные гарантии предоставляются соответствующим органом исполнительной власти.

Муниципальные гарантии предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления.

В случае предоставления государственной или муниципальной гарантии соответствующий финансовый орган обязан провести проверку финансового состояния получателя указанной гарантии. Представительный орган поручает контрольному органу субъекта РФ, муниципального образования провести проверку финансового состояния получателя государственной или муниципальной гарантии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. автора

53. Государственный и муниципальный кредиты Одним из элементов финансовой системы государства является государственный кредит, который представляет собой особую, определенную форму кредита, при которой муниципальные или государственные власти выступают в роли

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

54. Государственный долг В соответствии с БК РФ государственным долгомявляются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права,

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

55. Муниципальный долг Муниципальным долгом РФ является совокупность долговых обязательств муниципального образования. Такой долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.В соответствии с Бюджетным

Из книги Экономическая теория: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

5. Бюджетная система. Государственный долг Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, функционирующих на территории страны. Вместе с системой внебюджетных фондов она образует систему государственных финансов.Бюджетное устройство Российской Федерации

Из книги Экономическая теория. автора

19.2. Государственный бюджет и государственный долг Государственный бюджет является ведущим звеном государственных финансов. С его помощью осуществляется распределение и перераспределение ВНП между территориями и отраслями.Бюджет – это смета (баланс) доходов и

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

4. Бюджетный дефицит и государственный долг Некоторые экономисты считают бюджетный дефицит и государственный долг важнейшими экономическими проблемами, а другие специалисты, наоборот, не придают большого значения этим явлениям. Для того чтобы составить собственную

автора Маховикова Галина Афанасьевна

6.4. Финансовая система. Государственный бюджет. Государственный долг Финансы – это сложившаяся в обществе система экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.Совокупность отношений по поводу использования фондов

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

15.3.1. Бюджетный дефицит и государственный долг Будучи самостоятельным экономическим субъектом, государство осуществляет расходы и нуждается в доходах. Самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов. Налоги на доходы (налог на доходы

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

Занятие 14 Финансовая система. Государственный бюджет. Государственный долг Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем… 1. Сущность финансовой системы и ее принципы.2. Государственный бюджет. Проблемы бюджетного дефицита.3. Государственный долг.

Из книги Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности автора Брагинская Лада Сергеевна

Государственный долг и социальная политика Для решения, с одной стороны, проблемы пенсионных накоплений, которые в соответствии с действующим законодательством должны быть инвестированы в государственные ценные бумаги, а, с другой стороны, в целях повышения

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

49. Государственный долг субъекта РФ. Муниципальный долг Государственный долг субъекта РФ– совокупность долговых обязательств субъекта РФ; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта

автора Ясин Евгений Григорьевич

4.2.1 Макроэкономика. Бюджет и государственный долг Необходимой предпосылкой инвестиционной деятельности является низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен в экономике. Поэтому важнейшей задачей остается проведение политики, направленной на

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Политическая экономия автора Ясин Евгений Григорьевич

4.3.4 Финансы и государственный долг Долгосрочную бюджетную политику нужно строить исходя из того, что для достижения высоких темпов развития экономики государственные расходы (расходы расширенного правительства) не должны превышать 25–30 % ВВП. При этом будет возможность

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

16. Государственный долг Российской Федерации Государственным долгом РФ признаются ее обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, в том числе обязательства

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

18. Муниципальный долг Муниципальный долг – совокупность долговых обязательств соответствующего муниципального образования. Муниципальный долг обеспечивается полностью и без условий всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну (ст. 100 БК

Из книги Очнись! Выжить и преуспеть в грядущем экономическом хаосе автора Чалаби Эл

Государственный долг США (долг федерального правительства США) Я ставлю экономию в число первых и важнейших республиканских добродетелей и государственный долг считаю величайшей из угроз, которых следует опасаться. Томас Джефферсон Правительство США восприняло

Государственный долг также делится на капитальный и текущий.

Капитальный долг — вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты.

Текущий долг — это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

Капитальный долг включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязате

льствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

По уровню управления государственный долг делится на:

государственный долг Российской Федерации (долг центрального правительства);

государственный долг субъекта Российской Федерации (совокупность долговых обязательств субъекта);

муниципальный государственный долг (совокупность долговых обязательств муниципального образования).

Долг субъекта федерации и муниципальный долг состоят из соответствующих кредитных соглашений и договоров; займов субъекта РФ или муниципального образования и переоформленных долговых обязательств третьих лиц в долг субъекта РФ или муниципальный долг.

2. Управление государственным долгом

2.1 Обеспечение государственного долга

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ. Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. Государственный долг субъекта РФ – это совокупность долговых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления. Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.

Размер государственного долга считается приемлемым, если имеются источники погашения как основного долга, так и процентов по нему.

К источникам погашения основной суммы долга относятся размер валового внутреннего продукта, уровень экспорта товаров и услуг и золотовалютные резервы государства. К источникам обслуживания долга (выплаты процентов) относятся налоговые доходы и уровень монетизации экономики.

При оценке обеспеченности государственного внешнего долга используют такие показатели, как соотношение размера внешнего долга и объема экспорта товаров и услуг; соотношение размера внешнего долга и ВВП; соотношение размера платежей в порядке обслуживания долга и объема экспорта товаров и услуг.

Для оценки обеспеченности внутреннего долга его сопоставляют с доходами бюджета, поступающими в денежной форме, и уровнем монетизации экономики.

Следует учитывать степень приближения к "границе опасности", за пределами которой наступает риск невыполнения обязательств. Считается недопустимым превышение внешнего долга над ВВП на 50%. В других источниках – 80% (см. п.2.3.). В России – 65%.

Как следует из практики большинства стран, не вызывает обычно опасений задолженность порядка 50-70% ВВП.

2.2 Способы сокращения долговой зависимости

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Долговая политика страны представляет собой систему мер государства по поддержанию необходимого и приемлемого для финансов страны размеров долга и расходов по его обслуживанию.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Могут также использоваться методы реструктуризации и рефинансирования государственного долга. Для достижения эффективности государственного кредита используют также такие меры управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов. Они предназначены для ослабления долгового бремени на государственный бюджет.

Рефинансирование – выпуск новых займов с целью привлечения финансовых ресурсов для погашения имеющейся задолженности.

Например, наша страна использовала рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3%-му внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа – внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.

Рефинансирование активно применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

Реструктуризация – это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга.

Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Такая операция была проведена, например, в 1990 г. когда доходность облигаций 3%-го выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств – с 5 до 10%.

Еще возможен обмен основной части облигаций на облигации другого выпуска, покрывающих не всю сумму долга, но имеющих высокую обеспеченность, а также досрочный выкуп облигаций у кредиторов со скидкой.

Читайте также: Исковое заявление в арбитражный суд о взыскании денежных средств

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное сих сроками. Например, в 1938 г. была проведена консолидация свободно обращавшихся займов с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое (до 20 лет). Однако возможна и обратная операция – уменьшение срока действия государственных ценных бумаг. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.

Возможно совмещение консолидации с конверсией. Такая операция была проведена, например, в 1936 г. когда облигации семи государственных займов, размещавшихся среди населения по подписке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более низкой доходностью и с увеличением вдвое (до 20 лет) срока действия ценных бумаг.

Виды государственного долга

Функционирование механизма государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

Государственный долг — сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок.

Различают капитальный и текущий государственный долг.

Капитальный государственный долг — это вся сумма выпущенных и не погашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по ним, на определенную дату.

Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Общегосударственный долг России включает федеральный долг (задолженность Правительства РФ), государственный долг субъектов РФ и долг муниципальных образований.

Государственный долг в зависимости от вида валюты подразделяется на внутренний долг (выражаемый в валюте РФ) и внешний долг (выражаемый в иностранной валюте).

Внешний долг — это долг иностранным государствами, организациями, лицами. Он очень обременителен для страны, так как нужно отдавать ценное сырье, товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Если платежи по внешнему долгу составляют 20-30% поступлений от внешнеэкономической деятельности, то страна попадает в разряд должников и привлечение новых займов для этой страны будет весьма затруднительно.

Внутренний долг государства — это долг своему населению, т.е. долговые обязательства правительственных органов перед юридическими и физическими лицами.

Долговые обязательства государства представляют собой следующее:

  • Кредиты, полученные правительством.
  • Государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства или Центрального банка.
  • Другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Внутренний долг вызывает необходимость перераспределения доходов внутри страны.

Классификация и виды государственного долга

Различают следующие основные виды государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу классификации (рис. 1).

Внутренний и внешний государственный долг — наиболее значимая классификация долговых обязательств государства по источнику заимствования. В Российской Федерации долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, учитываются в составе внешнего долга; долговые обязательства в рублевом выражении включаются в состав внутреннего долга. Помимо валюты займа в настоящей классификации может учитываться и другой признак — категория держателей государственных ценных бумаг или кредиторов (резиденты или нерезиденты).

В зависимости от периодичности обслуживания и погашения долговых обязательств в составе государственного долга можно выделить его капитальную и текущую составляющие. Капитальный государственный долг — вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг включает долговые обязательства государства, по которым наступил срок погашения.

Рис. 1. Классификация государственного долга

Активный и пассивный государственный долг — характеристика долгов в зависимости от их социально-экономического значения и использования в качестве инструмента экономической политики государства. Активная составляющая государственного долга — это заимствования, размещаемые с целью финансирования конкретных социально-экономических программ, инвестиционных проектов, реализация которых рассчитана на средне- и долгосрочный период. Пассивный государственный долг — привлечение займов для финансирования текущих расходов и покрытия дефицита бюджета.

Определенное значение для характеристики общего состояния долговой зависимости государства имеет понятие чистого государственного долга — положительной или отрицательной величины, определяемой путем вычитания из совокупного объема долговых обязательств и зарубежных активов государства суммы долгов других стран перед данным государством. В практике также часто используется понятие «чистых заимствований» как разницы между привлечением и погашением долговых обязательств.

Говоря о совокупном объеме долговых обязательств и учитывая различный уровень управления ими, следует выделять понятия муниципального, государственного и общегосударственного долга. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Российской Федерации, но и субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований.

Кроме того, как показывает практика управления государственным долгом, данная классификация требует уточнения и дополнения путем включения в состав общегосударственного долга долговых обя
зательств государственных предприятий. Так, согласно международным стандартам, внешний долг государственного сектора в расширенном определении охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и нефинансовых предприятий, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами капитала или контролируют их иным способом.

В пределах каждого вида государственного долга можно выделить формы долговых обязательств. Так, долговые обязательства могут существовать в облигационной и безоблигационной формах: ценные бумаги, коммерческие, финансовые и бюджетные кредиты, бюджетные ссуды, гарантии и поручительства.

Читайте также: Снятие ареста со счета в банке судебными приставами

Долговые обязательства можно также группировать в зависимости от условий их функционирования. Так, например, облигационные займы принято классифицировать последующим признакам:

  • по эмитентам — центральные и территориальные;
  • обращаемости на рынке — рыночные и нерыночные;
  • категориям кредиторов;
  • оформлению — документарные и бездокументарные;
  • срочности — краткосрочные (с периодом обращения до одного года), среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (более пяти лет);
  • доходности — купонные (процентные), бескупонные (беспроцентные, с нулевым купоном) и выигрышные;
  • условиям погашения — с правом досрочного и без права досрочного погашения и др.

Таким образом, классификация государственного долга может быть построена по нескольким детализированным уровням (ступеням), что имеет немаловажное значение для корректного и полного учета государственного долга и эффективного управления им. Следует отметить, что в Российской Федерации до настоящего времени не создана универсальная, отвечающая требованиям мировых стандартов система учета долговых обязательств органов власти всех уровней. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает лишь общие требования относительно структуры государственного и муниципального долга и необходимости ведения долговой книги.

  • Финансы

    Государственный долг. Управление государственным долгом

    Государственный долг распределяется на два вида. Это основной и текущий государственный долг. Текущий государственный долг зависит от выделенного времени для его погашения, то есть определенный срок погашения долга.

    Государственный долг. Понятие государственного долга

    Для того чтобы было понятно о чем идет речь, давайте уточним, что такое государственный долг. Итак, государственный долг является суммой денег, которую государство выдало займы, но не была погашена. Вследствие чего, начисляется к выпущенной сумме процент за определенный срок пользования этой суммой. Кроме того, что государственный долг делится на основной и текущий долг, также есть еще два вида государственного долга.Это внутренний и внешний государственный долг.

    Внутренний государственный долг

    Внутренний государственный долг это долговое обязательство между государством и юридическими, или физическими лицами. Среди видов долговых обязательств существуют такие формы, как кредиты (государственные), а также государственные займы. Государственные займы осуществляются с помощью выпущенных от имени государства ценных бумаг. Есть еще ряд долговых обязательств, который находится под гарантией правительства государства.

    Внешний государственный долг

    Вторая форма государственного долга, внешний долг, является задолженностью в виде непогашенного внешнего займа в иностранной валюте с невыплаченными процентами по займу.

    Основной государственный долг

    В свою очередь основной долг является общей суммой задолженности государства, которая не была выплачена в назначенный срок и не может быть выплачена за определенный период времени, который государства выделяет для погашения задолженности.

    Текущий государственный долг

    И, конечно же, надо уточнить, что текущий государственный долг это долговое обязательство, которое наступает в момент срока платежа долговой суммы. Государственный долг должен входить в рамки половины ВВП страны.

    Долговая сумма свыше этой нормы может привести к кризисному состоянию страны. Заданием государственного долга является осуществление операционных работ по созданию долговых обязательств, соответственное погашение долговой суммы и процентам по ней.

    Управление государственным долгом это ряд финансовых мероприятий государства. Под мероприятиями подразумевается установка пределов государственного долга, которые проходят ежегодно. Также в обязанности управления государственным долгом входят выпуск и выплата долговой суммы. Необходимо организация выплаты по долговой сумме, что тоже входит в обязанности управления государственным долгом.

    Помимо всего этого под управлением государственным долгом понимается проведение конверсий и консолидации займа.

    Одной из самых главных статей бюджетирования является выплата доходов по долговой сумме и ее погашение. В связи с этим возникает необходимость проведения пролонгации кредитов, то есть продления срока погашения займа. Также в случае необходимости возможно проведение конверсии. Конверсия подразумевает под собой снижение процента по займу, который необходимо выплатить. Есть два основных вида бюджетирования государственного долга. Это такие виды, как денежно-кредитная эмиссия, а также выпуск государственных долговых сумм.

    Информационное Агентство «Финансовый Юрист»

    16Понятие и виды государственного долга. Управление государственным долгом.

    Дать определение государственного долга. Привести классификации государственного долга.

    Экономическое содержание понятия «государственный долг». Механизм управления государственным внешним и внутренним долгом.

    Сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам представляет собой государственный долг

    В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний . Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов.

    По степени охвата (масштабу). По данному признаку государственный долг можно разделить на следующие виды: капитальный; текущий; основной.

    Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам по состоянию на определенную дату.

    Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Иначе говоря, это платежи по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде /10, с.58/.

    Основной долг — это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.

    При мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей, возникает внешний долг. Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни.

    • проверить исполнение бюджета субъекта РФ;
    • исполнение бюджета может быть передано под контроль Министерства финансов РФ;
    • может прибегнуть к другим мерам, включенным в бюджетное законодательство РФ.

    Задолженность субъекта РФ гасится в определенные временные сроки, предусмотренные условиями займа, и не могут быть больше 30 лет.

    Бюджетным кодексом установлено, что исполнительные органы субъекта РФ обладают всеми полномочиями по формированию денежных поступлений в бюджет субъекта и с целью погашения своих задолженностей и средств на .

    Государственный долг управляется исполнительным органом субъекта РФ. Это положение предусмотрено бюджетным кодексом РФ. Бюджетный кодекс не дает четкое определения понятию управление долговым обязательством.

    Анализ государственного долга субъекта РФ

    Если опираться на теорию, раскрывающую содержание этого понятия, то структура государственного долга субъекта РФ включает следующие действия:

    1) Оценивается текущее состояние и прогноз на предстоящий период госдолга при учете определения показателей, согласно которых определяется сумма погашения и обслуживания долга.

    2) Определяется объем, форма и условия заимствования денежных средств у государства субъектом РФ. Регистрация займов проводится в определенном порядке.

    3) Установление объемов и условий предоставления госгарантии субъекта РФ в определенном порядке.

    4) Установления финансового контроля над получением государственных займов, погашения и обслуживания госдолга.

    5) Подготовка и осуществление действий по улучшению структуры госдолга, в том числе сюда включаются и , принадлежащие государству, реструктуризация госдолга, управление рисками государственного займа.

    Бюджетный кодекс РФ построен с тем учетом, что РФ не отвечает за долговые обязательства субъектов РФ, если гарантия на указанные обязательства не была дана РФ. Субъекты РФ и муниципальные структуры не отвечают за свои долговые обязательства, если гарантия на них не была выдана ими. Погашение и обслуживание внутреннего займа, взятого у государства, проводится согласно федеральным законам субъекта РФ.

    Погашение госдолга включает в себя следующие положения:

    а) возврат денежной суммы взятой в долг у города;

    б) возврат денежной суммы, взятой в долг по кредитам;

    в) возврат основной задолженности по бюджетным ссудам и бюджетному кредитованию, полученным городом от финансовых источников других уровней.

    Погашение и обслуживание госдолга

    Обслуживание госдолга осуществляется за счет возмещаемых расходов бюджетных средств города, связанных и выполнением долговых обязательств. В текущие расходы входят:

    а) выплата процентов в соответствии с договором по госзайму;

    б) выплата налога за операции с представляющими ценность госбумагами;

    в) остальные расходы, покрывающие организацию, сопровождение возникновение и выполнение обязательств по выплате долга.

    Погашение и обслуживание госдолга осуществляется в соответствии с финансовыми органами.

    Погашение госдолга учтено в источниках финансирования дефицитных средств бюджета при помощи сокращения количеств финансовых поступлений на погашение дефицита. Исключение составляет по госгарантиям, по которым осуществляемые гарантийные платежи приводят к возникновению равноценных требований со стороны города по отношению к задолжавшему, который не выполнил данное в гарантии обязательство.

    Исполнение обязательств по госгарантиям, по которым выплаты приводят к возникновению равноценных требований со стороны города к задолжавшему выявлены в составе расхода бюджетных средств в качестве предоставления бюджетного кредитования. Все расходы, связанные с покрытием долга перед государством, выявлены в бюджете города в качестве расходов на обслуживание долга города.

    Структура государственного долга субъекта РФ предполагает установления порядка и отражение в бюджетах поступления денежных средств от займов и других задолженностей. Они отражены в бюджете как источники покрытия бюджетного дефицита.

    Все расходы на выплаты по долговым обязательствам, включая (разница между стоимостью размещения и стоимостью погашения по ценным госбумагам субъекта федерации) - отражено в бюджете в качестве расходов на обслуживание долга.

    Государственного задолженность субъекта РФ предполагает процесс реструктуризации и прекращение долговых обязательств при обоюдном соглашении сторон. Реструктуризация осуществляется за счет частичного списания или сокращения задолженности.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш