Как списать долги кредиторов и дебиторов в бюджетных учреждениях. Списание дебиторской задолженности проводки в бюджетном учреждении Порядок списания просроченной дебиторской задолженности в бюджете

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Документы, на основании которых комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании задолженности неплатежеспособных дебиторов, определяются в рамках учетной политики учреждения.
Дебиторская задолженность по незавершенному исполнительному производству, а также задолженность, в отношении которой не истек срок исковой давности, учитываются в балансовом учете автономного учреждения, так как на законодательном уровне в их отношении ожидается погашение.

Обоснование вывода:
Признание дебитора неплатежеспособным является одним из оснований для списания дебиторской задолженности с балансового учета автономного учреждения. Дебиторская задолженность при этом признается нереальной к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации (смотрите, в частности, п.п. 97, 101, 105, 109, 113, 180, 181 Инструкции, утвержденной Минфина России от 23.12.2010 N 183н, далее - N 183н).
По сути, такая задолженность не соответствует критериям актива, следовательно, учитываться на балансе организации госсектора она не должна (п.п. 36, 47 Федерального стандарта "Концептуальные основы...", утвержденного Минфина России от 31.12.2016 N 256н, п. 339 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - N 157н, Минфина России от 14.07.2017 N 02-08-10/45171, далее - Письмо).
Иными словами, дебиторская задолженность является активом, если учреждение еще ожидает, что ему перечислят деньги или передадут имущество, выполнят работы, окажут услуги. Если же предлагалось контрагенту погасить задолженность добровольно, было обращение в суд и к судебным приставам, но никаких результатов получено не было, то понятию актива такая задолженность уже не соответствует.
Решение о списании дебиторской задолженности принимает комиссия по поступлению и выбытию активов, далее - Комиссия ( Инструкции N 157н). Установить порядок списания дебиторской задолженности с балансового учета учреждению необходимо в локальном акте, разработанном с учетом положений действующего законодательства РФ (смотрите Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776). При этом должны учитываться требования органов, осуществляющих в отношении учреждений функции и полномочия учредителей.
Инструкции NN 157н, 183н не содержат указаний по составу документов, необходимых для принятия Комиссией решения о списании с балансового учета учреждения задолженности неплатежеспособных дебиторов. В то же время специалисты финансового ведомства указывают в Письме, что решение Комиссии о списании с балансового учета учреждения задолженности неплатежеспособных дебиторов принимается с учетом:
- сведений, выявленных в ходе проведения инвентаризации, в отношении дебиторской задолженности, обладающей признаками нереальной к взысканию;
- документов, подтверждающих наличие рисков невозможности взыскания дебиторской задолженности.
При этом, как указано в названном Письме, Комиссия, принимая решение о списании с балансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов, вправе руководствоваться положениями законодательства по составу документов, необходимых для принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении), установленных БК РФ, и общими требованиями к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, утвержденными Правительства РФ от 06.05.2016 N 393 (далее - Постановление N 393).
Кроме того, при принятии Комиссией решения о признании задолженности нереальной к взысканию она может руководствоваться нормами гражданского законодательства. ГК РФ предусматривает следующие основания:
- истечение срока исковой давности ( ГК РФ);
- прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения ( ГК РФ);
- прекращение обязательства на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления ( ГК РФ);
- ликвидация юридического лица ( ГК РФ) или смерть гражданина ( ГК РФ).
Перечень документов, подтверждающих наличие оснований для принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности, может включать постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным , Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Так, если исполнительное производство было окончено судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в ч. , и Закона N 229-ФЗ, может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника ( Закона N 229-ФЗ).
Следовательно, на основании постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по соответствующему основанию дебиторская задолженность может быть признана Комиссией безнадежной к взысканию и списана с балансового учета на забалансовый счет 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" ( Инструкции N 157н). При изменении имущественного положения должника или возобновлении исполнительного производства на основании заявления по прошествии положенного срока дебиторская задолженность восстанавливается в балансовом учете и списывается с забалансового счета 04.
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации производство не прекращено, задолженность не списывается с балансового учета.
Если в учреждении не истек срок исковой давности, то списанию в балансовом учете такая дебиторская задолженность не подлежит.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как и в любом другом предприятии, бюджетные учреждения тоже составляют бухгалтерский баланс, куда вносят информацию по ДЗ и КЗ. Со временем у обоих видов задолженностей может истечь срок давности, после чего их нужно будет списать. Но делать это нужно правильно. Существуют определенные правила, по которым проводится списание дебиторской и кредиторской задолженности в бюджетном учреждении.

Что входит в ДЗ и КЗ

Согласно действующему законодательству инвентаризация дебиторки и кредиторки должна осуществляться один раз в год, по результатам которой составляется отчет. При этом не запрещается производить дополнительные проверки, организованные руководством предприятия или бухгалтерским отделом.

Примером внеплановых проверок могут быть:

  1. Сверка ДЗ и КЗ по контрагентам или периодам задолженности.
  2. Подписание актов инвентаризации с партнерами, которое зачастую производится один раз в квартал.
  3. Уточнение данных по кредитору или должнику (его существование, юридический адрес, контакты, реквизиты и т. д.).

В бухгалтерском балансе возможно образование следующих видов просроченных ДЗ или КЗ:

  1. Расчет с покупателем или поставщиком за определенные услуги или продукцию.
  2. Авансы и предоплаты.
  3. Превышение или недовыплата з/п сотрудникам.
  4. Выданные или полученные займы.
  5. Компенсация ущерба и т. д.

Если должник не погасил всю сумму, положенную организации, вовремя, то ДЗ может стать просроченной. Кредиторка и дебиторка с истекшим сроком давности зачастую становятся безнадежными, то есть получить средства невозможно. Именно в этом случае производится списание всех видов задолженностей. Однако действовать нужно в соответствии с существующими правилами и порядком.

Списанию подлежат задолженности, вернуть которые не предоставляется возможным

Основания для списания

Согласно ГК РФ существует несколько причин считать задолженность безнадежной:

  1. Если срок исковой давности истекает или уже подошел к концу.
  2. Невозможность исполнения обязательств по займу.
  3. По результатам акта, составленного соответствующими государственными органами.
  4. Смерть должника.
  5. Ликвидация юрлица.

Эти причины являются основаниями для списания кредиторской или дебиторской задолженностей. Также в расчет берутся события, которые не зависят от сторон (природные катаклизмы, войны, эпидемии и т. д.). Чтобы использовать это в качестве основания, нужно документально подтвердить, что чрезвычайное происшествие имело место быть. Для этого подойдут сводки из метеослужбы, справки, взятые в МЧС или военное положение в стране и регионе.

Если кредитор или дебитор подал в суд, чтобы вернуть долг, то полученный исполнительный лист передается в ФССП. Далее приставы действуют в рамках закона, производят арест счетов, опись имущества и т. д.

Срок исковой давности

В соответствии с действующим на 2018 г. российским законодательством общая длительность этого показателя равна трем годам. Это прописано в ст. 196 ГК РФ. Исчисление этого периода начинается с момента, когда пострадавшее лицо узнало о нарушении своих прав.

Некоторые сложности могут возникнуть, если по договору, подписанному обеими сторонами, не предусмотрено истечение срока исполнения долговых обязательств. В таком случае, чтобы востребовать свои деньги, будет не более 30 суток. Поэтому действовать нужно незамедлительно, иначе вы можете потерять свою возможность на получение долга или его списание.

Основанием для списания служит истечение срока исковой давности

Изменять правила и сроки исчисления давности нельзя даже при обоюдном согласии сторон, поскольку они регламентируются Гражданским Кодексом РФ. Прерывание этого периода давности приводит к тому, что задолженность не получится списать со счета. Это возможно в следующих случаях:

  1. Если подано исковое ходатайство в суд.
  2. Если должник признает свои обязательства.

Прерывание срока давности возможно многократно, когда производятся определенные законодательством действия, способствующие этому. Существуют и другие причины, по которым течение срока давности может прерываться. После устранения проблемы или разрешения вопроса, отсчет начинается по-новому. Если спустя какое-то время он снова будет прерван, то цифра обнуляется. Таким образом, процесс может довольно сильно затянуться.

Просроченная ДЗ и КЗ

В первую очередь производится инвентаризация, сведения по которой вносятся в документы по бухучету. Комиссия, осуществляющая эту процедуру, обязана установить следующее:

  1. Верность всех расчетов, произведенных банками, финансовыми предприятиями, контрагентами и т. д.
  2. Правильность задолженностей, возникших в ходе хищений и недостач. Причем они должны быть обоснованными.
  3. Соответствие дебиторской и кредиторской задолженностей с реальным положением вещей. Обоснование тоже должно быть.

Полученную информацию отражают в описи, которую составляют по результатам произведенной проверки. Документ должен быть составлен правильно, а вся указанная в нем информация достоверной и соответствовать действительности.

Списание любых задолженностей производится по каждому отдельно взятому долгу, в соответствии с итогом инвентаризации, а также письменного указа руководителя компании. Если есть все основания, то бухгалтер производит списание невостребованной кредиторской или дебиторской задолженности в бюджетном учете. Для любого предприятия, бюджетного или коммерческого, такой исход является довольно выгодным, поскольку должник может избавиться от своих обязательств. Для кредитора данная процедура тоже может быть полезной, поскольку избавляет от ненужной бюрократии. Однако все индивидуально, и каждая, отдельно взятая, ситуация сильно отличается от другой.

Просроченная задолженность должна быть списана

Иногда происходит возникновение скрытой кредиторской задолженности в бюджетных учреждениях. Это происходит чаще всего из-за распространенной системы оплаты приобретения продукции или услуг с внесением предоплаты. Чтобы ее выявить, необходимо произвести анализ всех расходов и доходов организации.

Ключевой особенностью, относящейся к списанию задолженностей в БУ, является вынесение суммы за пределы основного ББ. Забалансовые счета работают приблизительно по такому же принципу, как и другие. То есть материальные поступления отражаются в дебете, а изъятия денежных средств из бюджета – по кредиту. Никаких корреспонденций нет.

Система учета довольно упрощенная в сравнении с аналогичной у коммерческих предприятий. Имеются определенные особенности и нюансы, затрудняющие отслеживание поступлений и списаний. Поэтому заниматься ведением отчетной документации должны только специалисты, а не дилетанты. Причем государственных учреждений это касается в первую очередь, поскольку они используют для осуществления своей деятельности средства, поступающие из бюджета.

Проводки при списании ДЗ и КЗ

Эта операция осуществляется, только если комиссия принимает решение, по которому нужно произвести соответствующую процедуру. Все показатели по просрочке указываются на счету 0.401.10.173. Он используется во всех случаях, когда приходится списывать кредиторку или дебиторку в казенном учреждении. В регламенте при этом указываются различные пункты:

  • 150 (инструкция 174н);
  • 178 (инст. 183н);
  • 167 (162н).

Невостребованная КЗ списывается с забаланса, когда произведена инвентаризация и подписан акт по контролю бухгалтерского учета. Это отличие от аналогичной процедуры, производимой в коммерческих предприятиях, очень важно. Ведь весь порядок действий из-за этого меняется, а проводки совершенно иные.

В бухучете списание задолженностей сопровождается проводками

При этом делаются следующие записи:

  1. Дт 2.302.25.000 Кт 2.401.10.173 – это означает списание невостребованной кредитной задолженности.
  2. Дт 20, которая подразумевает вынесение КЗ или ДЗ за пределы основного баланса.

Осуществлять все расчеты и заполнять соответствующие документы должен только подготовленный человек, имеющий подходящую квалификацию и образование. Составить документ может как штатный бухгалтер, так и приглашенный для разовой работы из специализирующегося на подготовке отчетных бумаг агентства.

Если работать с документацией будут непрофессионалы или некомпетентные лица, то могут возникнуть несоответствия, что повлечет за собой не самые лучшие последствия. Разумеется, такое положение дел ни одному предприятию не желательно.

Итог

Согласно российскому законодательству государственное предприятие имеет право списать просроченную ДЗ или невостребованную КЗ. Главное, что нужно учитывать при этом:

  1. Своевременное осуществление данной процедуры.
  2. Произведение инвентаризации по всем правилам.
  3. Подготовка необходимой для списания документации.
  4. Осуществление всех операции и т. д.

Зная, как списать дебиторскую задолженность прошлых лет, какие проводки делать в бюджете, порядок проведения проблем не возникнет особых сложностей.

Важно не забывать о сроках давности, а также о необходимости произведения точных расчетов и перепроверке полученных данных. Если учесть все нюансы и специфику бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, то списание будет несложным.

В любых организациях, включая государственные, которые получают большую часть обеспечения из бюджета страны, региона или города, одним из важнейших показателей эффективности является бухгалтерский баланс. В нем учитываются все задолженности. Со временем они могут стать просроченными. В таком случае их можно списать, если соблюдены все условия, оговоренные в ГК РФ.

Узнать о списании дебиторки с кредиторкой можно из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

В данной статье на примере рассмотрены операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет и ее отражение в отчете (ф. 0503123) и сведениях (ф. 0503169).

В корреспонденциях счетов бюджетного учета, приведенных в приложении 1 к Инструкции № 162н, предложены следующие бухгалтерские записи по списанию сумм дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, на основании подтверждающих документов (по видам задолженности) (п. 168.1, 168.2):

Согласно нормам п. 47, 78, 80 Инструкции № 162н операции по возврату дебиторской задолженности отражаются на счетах бюджетного учета так:

Возвращена с использованием платежной карты через электронный терминал, установленный в учреждении

Отражены расчеты по поступлению в доход бюджета дебиторской задолженности прошлых лет у получателей бюджетных средств (администраторов доходов бюджета), осуществляющих отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет

Поступили средства на восстановление авансовых платежей, произведенных в прошлые финансовые годы

1 304 05 000 1 303 05 830 1 210 02 130

Рассмотрим на примере порядок отражения на счетах бюджетного учета и в таблицах (ф. 0503123 и ф. 0503169) операций по возврату дебиторской задолженности прошлых лет.

У казенного учреждения на счете 1 206 26 000 числилась дебиторская задолженность в сумме 5 000 руб., образовавшаяся в ноябре 2015 года (по условиям контракта исполнитель в ноябре 2015 года должен был выполнить свои обязательства). В сентябре 2016 года дебитором была погашена задолженность.

На счетах бухгалтерского учета и в сведениях (ф. 0503169) погашение суммы дебиторской задолженности отразится так (корреспонденции счетов приведены в соответствии с разъяснениями Минфина из Письма от 01.07.2016 № 02.06-10/38930):

В отчете о движении денежных средств (ф. 0503123), составленном по состоянию на 1 октября 2016 года, сумма перечисленной дебитором задолженности отражается в графе 5 по строке 980 (приводится общая сумма по возврату дебиторской задолженности прошлых лет).

4. Аналитическая информация по выбытиям

Наименование показателя

Код строки

Код по КОСГУ

Код по БК раздела, подраздела

Расходы, всего

в том числе:

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет

000 1 13 02990 00 0000 130

Операции с денежными обеспечениями

Таким образом, в строке 980 формируются данные, отраженные по дебету счета 1 210 02 130 «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг» в корреспонденции со счетом 1 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет», со знаком минус.

В сведениях (ф. 0503169), сформированных при составлении форм бюджетной отчетности на 1 октября 2016 года, возврат дебиторской задолженности показывается в графах 2 – 8 раздела 1.

Из разъяснений, содержащихся в Письме Минфина РФ от 01.07.2016 № 02.06-10/38930, следует, что при отсутствии остатков дебиторской (кредиторской) задолженности на начало года и на конец отчетного периода по соответствующим счетам бюджетного учета, но при наличии оборотов по ним за отчетный период указанные обороты отражаются в графах 5 – 8 раздела 1 сведений (ф. 0503169).

Поскольку в рассматриваемом нами примере дебиторская задолженность у учреждения имеется на начало года, она отражается в графах 2, 4 и 7 раздела 1 сведений (ф. 0503169).

1. Сведения о дебиторской (кредиторской) задолженности

Номер (код) счета бюджетного учета

Сумма задолженности, руб.

на начало года

изменение задолженности

на конец отчетного периода

на конец аналогичного периода прошлого финансового года

увеличение

уменьшение

долгосрочная

просроченная

денежные расчеты

неденежные расчеты

денежные расчеты

неденежные расчеты

долгосрочная

просроченная

долгосрочная

просроченная

000 1 13 02990 00 0000 130 1 206 26 560

Итого по коду счета

Заполняя отчет (ф. 0503123) и сведения (ф. 0503169) в составе пояснительной записки (ф. 0503160) следует помнить об административной ответственности за отражение в отчетных формах недостоверной информации.

Статьей 15.15.6 КоАП РФ нарушение порядка представления бюджетной отчетности определено как непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Напомним, что согласно ст. 264.1 БК РФ бюджетная отчетность включает:

  • отчет об исполнении бюджета;
  • баланс исполнения бюджета;
  • деятельности;
  • пояснительную записку.

Инструкция № 191н предусматривает оформление в составе пояснительной записки (ф. 0503160) сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169). Таким образом, во всех отчетных формах, включая таблицы пояснительной записки, должна быть отражена достоверная информация о финансовых показателях учреждения, сформированных на отчетную дату (Письмо Минфина РФ от 01.08.2016 № 02-07-05/44911).

Согласно ст. 264.2 БК РФ главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Ответственность за достоверность данных бюджетной отчетности, представляемой получателями бюджетных средств для формирования сводной бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств, несут получатели бюджетных средств, сформировавшие указанную отчетность. Главный распорядитель средств бюджета на основании отчетности, сданной ему получателями бюджетных средств, составляет консолидированные (сводные) формы отчетности. Он формирует сводную (консолидированную) бюджетную отчетность, предполагая, что представленная ему получателями бюджетных средств бюджетная отчетность содержит достоверные данные. В связи с этим главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за правильность свода (обобщения и консолидацию) представленных ему данных.

В случае представления получателем бюджетных средств недостоверных сведений, которые были включены в сводную (консолидированную) отчетность, руководитель получателя бюджетных средств несет ответственность, установленную ст. 15.15.6 КоАП РФ. Лицо, ответственное за формирование и представление сводной и консолидированной отчетности главного распорядителя бюджетных средств, при условии выполнения им положений Инструкции № 191н по формированию обобщенных показателей в сводной отчетности, не несет административную ответственность за искажение данных, содержащихся в бюджетной отчетности подведомственного учреждения, входящей в состав консолидированной отчетности.

Если в ходе мероприятий последующего финансового контроля (после составления сводной отчетности) выявлены факты представления недостоверных данных в бюджетной отчетности получателями бюджетных средств, то сводная отчетность главного распорядителя, в которую ранее были включены указанные данные, должна быть уточнена.

При этом внесение изменений в ранее поданную бюджетную отчетность (представление уточненной бюджетной отчетности) главным распорядителем бюджетных средств, ввиду изменения бюджетной отчетности получателя бюджетных средств по результатам контрольных мероприятий, не может относиться к правонарушению, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.6 КоАП РФ.

В завершение статьи кратко сформулируем выводы.

1. Поступление средств на восстановление авансовых платежей, произведенных в прошлые финансовые годы, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», счетов 1 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет», 1 210 02 130 «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг», соответствующих счетов аналитического учета счета 1 201 00 000 «Денежные средства учреждения» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 1 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» (п. 18 Инструкции № 162н).

2. Погашение дебитором задолженности прошлых лет отражается по строке 980 отчета (ф. 0503123) со знаком минус.

3. Возврат дебиторской задолженности показывается в графах 2 – 8 раздела 1 сведений (ф. 0503169). Если дебиторская задолженность не числилась на начало года, ее возникновение в течение отчетного периода и погашение отражаются в разделе 1 сведений (ф. 0503169) в графах 5 – 8.

4. За недостоверность сведений отраженных в отчетных формах, включая отчет (ф. 0503123) и сведения (ф. 0503169), должностные лица привлекаются к ответственности, предусмотренной ст. 15.15.6 КоАП РФ.

К нам в редакцию часто поступают вопросы, связанные с учетом безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженностей. Разобраться в этом непростом вопросе нам помогут К.В. СЕРГЕЕВА, руководитель отдела разработки программ бюджетного учета и Г.А. БЕЗРУЧЕНКО, эксперт по бюджетному учету, фирма «1С».

Как известно, несвоевременное списание безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженностей приводит к искажению данных бюджетной отчетности, а следовательно, к их недостоверности.

Прежде чем отразить в бюджетном учете списание указанных задолженностей, необходимо их «выявить», то есть определить, какую числящуюся в учете задолженность можно признать безнадежной (нереальной для взыскания) или невостребованной.

Критерии признания
В части определения безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженностей необходимо ориентироваться на нормы гражданского законодательства.

Гражданский кодекс предусматривает следующие основания признания задолженности безнадежной:

  • истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
  • прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
  • прекращение обязательства на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);
  • ликвидация юридического лица (ст. 419 ГК РФ) или смерть гражданина (ст. 418 ГК РФ).
Для целей налогообложения прибыли безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признают те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (п. 2 ст. 266 НК РФ).

Внимание
Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н, регулирует только порядок отражения в бюджетном учете операций по списанию дебиторской и кредиторской задолженностей с истекшим сроком исковой давности и других долгов, нереальных для взыскания (погашения).
Первое, что следует сделать, - определить и согласовать с главным распорядителем бюджетных средств:

  • критерии отнесения дебиторской задолженности к безнадежной, а кредиторской - к невостребованной;
  • перечень документов, на основании которых задолженность подлежит списанию.

Срок исковой давности
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ).

По общему правилу (п. 1 ст. 200 ГК РФ) течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало (должно было узнать) о нарушении своего права. Трудностей не возникает, если срок исполнения обязательства обозначен в договоре. В этом случае течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. Сложнее, если договор не предусматривает срока исполнения обязательства. В такой ситуации применим пункт 2 статьи 314 Гражданского кодекса: обязательство, которое не предусматривает срока исполнения и не содержит условий, позволяющих его определить, должно быть исполнено в разумный срок после возникновения (к примеру, 30 дней с даты фактической передачи товаров (работ, услуг), указанной в накладной).

Сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон. Основания приостановления и перерыва течения сроков исковой давности устанавливает Гражданский кодекс и другие законы (ст. 198 ГК РФ). В случае прерывания течение срока исковой давности начинается заново, а время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ).

Прерывание срока исковой давности означает, что задолженность (как дебиторскую, так и кредиторскую) нельзя списать с бюджетного учета.

Согласно статье 203 Гражданского кодекса течение срока исковой давности прерывается в случае:

  • предъявления иска в установленном порядке, когда кредитор обращается с иском в суд (однако если суд оставляет иск без рассмотрения, то срок исковой давности по иску не прерывается);
  • совершения должником действий, свидетельствующих о признании долга.
К действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва, в частности, могут относиться (п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. № 15, Пленума ВАС Российской Федерации от 15 ноября 2001 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», письмо УФНС по г. Москве от 2 августа 2006 г. №20-12/68343):
  • претензии;
  • частичная оплата задолженности;
  • уплата процентов за просрочку платежа;
  • изменение договора, из которого следует, что должник признает наличие долга;
  • обращение к кредитору с просьбой об отсрочке платежа;
  • заявление о зачете взаимных требований;
  • соглашение о реструктуризации долга;
  • подписание акта сверки задолженности, то есть письменное подтверждение признания наличия задолженности, и т. п.
Следует отметить, что подписание акта сверки расчетов с контрагентом служит доказательством признания долга перед поставщиком или подрядчиком. Однако получение письменного подтверждения долга после того, как срок исковой давности истек, никакого влияния на этот срок не оказывает, то есть срок исковой давности не восстанавливается и не продлевается.

Срок исковой давности прерывается каждый раз, как только обязанное лицо совершило вышеперечисленные действия, и без какого-либо ограничения.

Внимание
Возникновение безнадежной дебиторской задолженности является выведением части активов из хозяйственного оборота. Поэтому необходимо контролировать своевременность погашения дебиторской задолженности, вести работу по взысканию просроченной задолженности и не допускать по необъективным причинам истечения срока исковой давности.

Инвентаризация
Безнадежная дебиторская и невостребованная кредиторская задолженности выявляются по результатам инвентаризации. Инвентаризационная комиссия, проверяя документы о состоянии расчетов, должна установить (п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49):

  • правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
  • правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
  • правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
В соответствии с Рекомендациями по применению регистров бюджетного учета (приложение 2 к приказу Минфина России от 23 сентября 2005 г. № 123н) сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности, включая дебиторскую (кредиторскую) задолженность с истекшим сроком исковой давности, отражают в Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089).

Сведения о дебиторской задолженности по доходам у администратора поступлений (в органе государственной власти), включая суммы задолженности с истекшим сроком исковой давности, отражают в Инвентаризационной описи расчетов по доходам (ф. 0504091). Описи подписывают председатель и все члены инвентаризационной комиссии.

Бюджетный учет
Списание задолженности производятся по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя учреждения по результатам инвентаризации. Решение о списании задолженности с учета должно быть в обязательном порядке согласовано с главным распорядителем бюджетных средств.

Дебиторская задолженность
При наличии соответствующих оправдательных документов бухгалтер должен списать с балансового учета безнадежную дебиторскую задолженность. Согласно пункту 148 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее - Инструкция), списание задолженности по предоставленным бюджетным кредитам, государственным кредитам отражают следующим образом:

Дебет 0 401 01 273

Кредит 0 207 00 000
«Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам».

Аналогично, по нашему мнению, отражается списание иной безнадежной дебиторской задолженности*:

Дебет 0 401 01 273
«Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

Кредит 0 205 хх 660 (0 206 хх 660, 0 208 хх 660, 0 209 хх 660).

* Аналогичный порядок списания задолженности по таможенным и иным платежам приводится в пунктах 29, 72, 99 Инструкции о порядке ведения бюджетного учета начисления таможенных и иных платежей в таможенных органах, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 31 октября 2006 г. № 1078.

Одновременно задолженность неплатежеспособных дебиторов принимают к учету на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов», где она учитывается в течение пяти лет с момента списания с баланса для наблюдения за возможностью взыскания в случае изменения имущественного положения должников (п. 236 Инструкции). Аналитический учет по счету 04 ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) с указанием фамилии, имени и отчества должника или реквизитов юридических лиц.

Суммы, полученные в погашение задолженности, списывают с забалансового счета и перечисляют в доход соответствующего бюджета.

Обратите внимание: администратором поступлений списание безнадежной дебиторской задолженности по налогам и сборам производится в порядке, установленном статьей 59 Налогового кодекса.


При осуществлении предпринимательской деятельности следует иметь в виду, что для целей налогообложения прибыли убытки, полученные в отчетном (налоговом) периоде в виде суммы безнадежных долгов, приравниваются к внереализационным расходам (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ)**.

** Более подробно о налогообложении дебиторской и кредиторской задолженностей читайте в № 3/2007.

Как уже было отмечено, определение безнадежных долгов приведено в пункте 2 статьи 266 Налогового кодекса. По другим основаниям дебиторская задолженность, нереальная ко взысканию, не может быть признана безнадежной в целях налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 6 февраля 2007 г. № 03-03-07/2).

Следует отметить следующий момент: по разъяснениям налоговых органов при исчислении базы по налогу на прибыль за отчетные (налоговые) периоды 2007 года организация вправе была учесть в составе внереализационных расходов суммы убытков по безнадежным долгам с истекшим сроком исковой давности, которые подтверждены актом сверки задолженности с покупателем, датированным 2004 годом, если в последующие годы такие сверки не производились.

В письме УФНС по г. Москве от 17 апреля 2007 г. № 20-12/036354 приведен перечень документов, которыми должны быть подтверждены суммы и даты образования безнадежных долгов для целей налогообложения:

  • договоры, в которых указаны даты сроков платежей;
  • товарные накладные;
  • акты выполненных работ либо оказанных услуг;
  • акты приема-передачи товаров;
  • акты выверки задолженности с организациями- дебиторами;
  • акты инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода 2007 года, свидетельствующие о том, что на момент списания указанная задолженность не погашена;
  • приказы руководителя о списании дебиторской задолженности в качестве безнадежных долгов.
Кредиторская задолженность
На основании пункта 98 Корреспонденции счетов бюджетного учета в бюджетном учреждении (приложение 1 к Инструкции) списание кредиторской задолженности поставщиков и подрядчиков, по которой истек срок исковой давности, отражается следующей записью:

Дебет 0 302 хх 830

Кредит 0 401 01 173
«Чрезвычайные доходы от операций с активами».

В аналогичном порядке оформляют списание невостребованной депонентской и иной кредиторской задолженности.

Внимание
Для целей налогообложения прибыли доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, признаются внереализационными доходами (п. 18 ст. 250 НК РФ). Однако при определении налогооблагаемой базы не учитываются суммы кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Предпринимательская деятельность
При списании невостребованной кредиторской задолженности, образовавшейся в рамках предпринимательской деятельности, особое внимание необходимо уделить НДС, который был предъявлен поставщиком товаров (работ, услуг).

Расходы в виде сумм налогов, относящихся к поставленным материально-производственным запасам, работам, услугам для целей налогообложения прибыли относятся к внереализационным расходам, если кредиторская задолженность по такой поставке списана в отчетном периоде (подп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ). Указанная норма применяется к суммам НДС, которые до списания кредиторской задолженности не были приняты к зачету в установленном порядке.

Сумма НДС при списании кредиторской задолженности определяется по ставке, действовавшей в момент образования задолженности. К примеру, если списывается задолженность, относящаяся к 2003 году, то НДС на расходы следует списывать по ставке 20 процентов (а не 18, как сейчас).

Учитывая необходимость списания НДС, бухгалтерские записи в рамках осуществления предпринимательской деятельности будут выглядеть следующим образом:

1. Дебет ФКР* 2 302 хх 830
Кредит КД 2 401 01 173

- списана невостребованная кредиторская задолженность на основании оправдательных документов;

* При осуществлении приносящей доход деятельности в 4–17 разрядах счета бюджетного учета указываются нулевые значения.

2. Дебет КД 2 401 01 173
Кредит КР 2 210 01 660

- списан НДС, предъявленный постащиком и не принятый к вычету;

3. Дебет КД 2 401 01 173
Кредит КД 2 303 03 730

- начислен налог на прибыль с разницы между суммой списанной задолженности и суммой НДС.

Если предъявленный поставщиком НДС был в установленном порядке принят к вычету, то для целей налогообложения у учреждения не возникает внереализационных расходов (соответственно записи № 2 не будет). В этом случае налог на прибыль начисляется и уплачивается в бюджет со всей суммы внереализационного дохода, отраженного на счете 2 401 01 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» (с суммы проводки № 1).

Вопрос в тему
Вопрос: Расчеты за фактически оказанные услуги (коммунальные услуги, связь, страхование, охрану объекта, обслуживание вычислительной техники и т. д.) мы производим на основании счета, счета-фактуры, акта выполненных работ в месяце, следующем за отчетным, в течение пяти дней, как предусмотрено условиями договоров. В бюджетном учете все операции, связанные с услугами, мы отражаем в момент совершения оплаты (в период с 10 по 25 число или по мере получения документов по оплате). Территориальное управление Росфиннадзора проводило ревизию финансово-хозяйственной деятельности нашего учреждения и отметило в акте несвоевременность отражения кредиторской задолженности. По их мнению, получив документы на оплату услуг (например, в январе за декабрь, в феврале, за январь или декабрь и т. д.), необходимо вернуться к месяцу предоставления услуг (декабрь, январь) и отразить в этом месяце (в декабре, январе) кредиторскую задолженность в сумме предоставления услуг. Правы ли ревизоры?

Ответ: Согласно Инструкции по бюджетному учету расчеты с поставщиками за оказанные услуги и подрядчиками за выполненные работы отражают на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 01 200 «Расходы учреждения» (0 401 01 221, 0 401 01 222, 0 401 01 223, 0 401 01 224, 0 401 01 225, 0 401 01 226, 0 401 01 290) (п. 182 Инструкции по бюджетному учету).
В соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 72н, в Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) по строке 150 приводятся:

  • по бюджетной деятельности - суммы начисленных расходов по данным счетов 1 401 01 200 «Расходы учреждения» и 1 401 02 200 «Расходы резервного фонда»;
  • по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - суммы начисленных расходов по данным аналитических счетов счета 2 401 01 200 «Расходы учреждения», а также суммы начисленных расходов на основании аналитических данных по счету 2 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» в части выполненных работ, услуг.
Принцип начисления предполагает отражение расходов в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. Следовательно, суммы оказанных услуг нужно отражать в том отчетном периоде (месяце), к которому они относятся, вне зависимости от сроков и условий оплаты, установленных в договоре с поставщиком.

Документом, подтверждающим факт оказания услуг, является акт (или, в соответствии с условиями договора, заменяющий его документ). Именно на его основании и отражаются суммы начисленной кредиторской задолженности за оказанные услуги (выполненные работы) и признается факт расхода в бюджетном учете и отчетности.

Вместе с тем документы от поставщика могут поступать в учреждение в соответствии с условиями договора в разное время (например, до 5 или 10 числа месяца, следующего за отчетным). В связи с этим возможны следующие варианты отражения расходов в учете в зависимости от того, установлена фиксированная стоимость услуг за месяц или стоимость услуг можно определить только после получения акта (по факту).

1. Если акт (например, за услуги, оказанные в июне) поступает после окончания отчетного периода, но до представления в установленном порядке бюджетной отчетности, то суммы расходов отражают в том отчетном периоде, к которому они относятся (в июне). В данном случае не имеет значения, установлена фиксированная месячная стоимость услуг или стоимость услуг определяется по «факту их оказания». При этом, чтобы не было вопросов со стороны проверяющих органов относительно даты акта (акт может быть датирован, к примеру, 5-м июля) и даты начисления расходов (30 июня), целесообразно составить Справку (ф. 0504833) от 30 июня, которая и будет являться первичным документом для начисления расходов в учете.

2. Если акт при фиксированной стоимости услуг за месяц (коммунальные платежи, охранные услуги, арендная плата и т. п.) поступает в учреждение после представления отчетности, то в ней также следует отразить начисленный расход с оформлением Справки (ф. 0504833).

3. Если стоимость услуг определяется по факту их оказания (на конец отчетного периода учреждение не может знать стоимости оказанных услуг) и акт поступает после представления отчетности, то только в таком случае в силу обстоятельств учреждение вправе отразить расходы в следующем отчетном периоде. Вместе с тем, поскольку Инструкцией по бюджетному учету указанный порядок не регламентирован, учреждение должно иметь документы, подтверждающие факт получения акта после даты представления отчетности. Кроме того, такой порядок начисления расходов должен быть обоснован и раскрыт в положении об особенностях ведения бюджетного учета и согласован с главным распорядителем средств бюджета. (п. 181 Инструкции по бюджетному учету). Суммы оказанных услуг отражают по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета

Выполняя свои функции, бюджетные учреждения используют бюджетные средства для оплаты дополнительных услуг других организаций – энерго- и водоснабжения, канализационных, поставки различного оборудования, закупки материалов. Согласно ст. 157 БК РФ предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов осуществляют органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления. Органами исполнительной власти, осуществляющими финансовый контроль на федеральном уровне, являются Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), Федеральное казначейство, главные распорядители, распорядители бюджетных средств (ст. 266 БК РФ).

Проверка использования средств бюджета на приобретение товаров, работ, услуг является составной частью программы ревизий (проверок) органов Росфиннадзора. Цель проверки – контроль за эффективным и рациональным расходованием бюджетных средств, законностью совершаемых операций; выявление фактов их нецелевого использования.

При проверке учета средств бюджета на приобретение товарно-материа-
льных ценностей, работ, услуг ревизоры руководствуются такими нормативно-правовыми документами, как:

–Бюджетный кодекс;

– Гражданский кодекс;

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ);

Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» ;

Приказ Минфина РФ от 24.08.2007 № 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» ;

Инструкция по бюджетному учету , утвержденная Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н (далее – Инструкция № 25н);

Приказ Минфина РФ от 23.09.2005 № 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета» (далее – Приказ № 123н) и другие.

Нарушения в заключении договоров на закупку товаров, работ, услуг

При заключении государственного контракта на поставку товаров, работ, услуг бюджетное учреждение обязано руководствоваться нормами Федерального закона № 94-ФЗ. Он устанавливает единый порядок размещения заказов в целях эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в этой сфере. Согласно ст. 10 данного нормативного акта государственный (муниципальный) заказ должен размещаться следующим образом:

– путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

– без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика, на товарных биржах).

Государственный (муниципальный) заказ на приобретение товаров (работ, услуг) заключается только путем проведения аукциона, если они поименованы в Перечне товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р. Если товары, работы, услуги включены в указанный перечень, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.

В тех случаях, когда размеры закупок одноименных товаров (работ, услуг) не превышают в квартал установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, бюджетное учреждение вправе заключить договор у единственного поставщика без проведения конкурса (пп. 14 п. 2.1 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ ). По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2007 № Д04-2839 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ» ). Однако заключение таких договоров на закупки товаров, работ, услуг у единственного заказчика следует производить с согласованием Минэкономразвития РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» контроль в сфере проведения госзакупок осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ) (исключение составляют поставки по оборонному заказу). Она вправе проводить как плановые, так и внеплановые проверки исполнения требований Федерального закона № 94-ФЗ. Приказом ФАС РФ от 14.11.2007 № 379 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В рамках данного материала отметим те нарушения, которые выявляются в ходе ревизий и проверок по проведению госзакупок.

Одним из грубых нарушений по своей массовости является неисполнение требований ст. 73 БК РФ .В соответствии с нормами данной статьи бюджетные учреждения, органы государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов. Таким образом, независимо от наличия или отсутствия статуса муниципального заказчика бюджетное учреждение обязано вести реестр закупок, под которым следует понимать документ, содержащий перечень приобретенных товаров (работ, услуг), оплаченных бюджетным учреждением. Пункт 2 ст. 73 БК РФ устанавливает обязательные требования к реестру. В частности, он должен содержать следующие сведения:

– краткое наименование закупаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг;

– наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;

– цену и дату закупки.

Наименования поставщиков, подрядчиков и исполнителей должны соответствовать их учредительным документам; местом нахождения поставщиков, подрядчиков и исполнителей считается место их государственной регистрации в качестве юридического лица, а если поставщиком, подрядчиком или исполнителем является индивидуальный предприниматель, то его место жительства.

Датой закупки считается дата заключения договора поставки, подряда или возмездного оказания услуг.

Обязательной формы реестра федеральное законодательство не устанавливает. Однако многие органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по отношению к своим подведомственным учреждениям определили стандартные формы реестров закупок. Отсутствие реестра закупок расценивается проверяющими Росфиннадзора как нарушение положений БК РФ, в частности ст. 73 .

Следующим типичным нарушением можно назвать отсутствие публикации извещения о размещении заказов в сети Интернет. В этом случае нарушаются требования п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 42 Федерального закона № 94-ФЗ . Также не всегда публикуются в официальном печатном издании протоколы рассмотрения заявок на участие в размещении заказов, как того требуют п. 11 ст. 28 и п. 4 ст. 47 Федерального закона № 94-ФЗ .

Еще одно нарушение заключается в том, что при проведении учреждениями открытых конкурсов конкурсной комиссией не всегда проводится проверка на отсутствие у участников конкурса задолженности по налогам и иным платежам в бюджеты, что не соответствует требованиям п. 6 ст. 11 Федерального закона № 94-ФЗ .

Кроме вышеперечисленных нарушений на практике встречаются:

– нарушения сроков размещения извещений о проведении запроса котировок (конкурса) на официальном сайте (п. 1 ст. 45 Федерального закона № 94-ФЗ );

– изменение цены контракта на приобретение товаров работ, услуг после проведения конкурса более чем на 10% (п. 6 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ );

– отсутствие подписей членов комиссии (присутствующих на заседании) в протоколе рассмотрения котировочных заявок (ч. 4 ст. 47 Федерального закона № 94-ФЗ );

– отсутствие в котировочной заявке информации о характеристике поставляемых товаров, наименовании и объеме выполняемых работ, оказываемых услуг (п. 2 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 94-ФЗ );

– включение в извещения о проведении конкурса указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, влекущие за собой ограничение участников размещения заказа (п. 3 ст. 22 Федерального закона № 94-ФЗ ).

За нарушения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в соответствии со ст. 7.29 – 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Контроль над исполнением обязательств бюджетным учреждением

Учреждение принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями либо в соответствии с законом, иным правовым актом или соглашением. Заключив государственный (муниципальный) контракт, учреждение обязано оплатить поставки товаров, работ, услуг за счет средств бюджета платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты. Учет бюджетных обязательств по договорам осуществляют органы Федерального казначейства (ОФК) в соответствии с Правилами учета органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета , утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.08.1999 № 55н . Согласно ст. 267 БК РФ Федеральное казначейство осуществляет контроль за наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств. Поэтому денежные средства списываются со счета организации только после проверки документов, подтверждающих платеж, факт выполнения работ и оказания услуг или поставки товаров, а также в соответствии с законодательством РФ после авансирования поставки товаров, исполнения работ и оказания услуг согласно условиям договора (п. 47 Инструкции № 142н ).

В 2008 году размер аванса при оплате договоров (государственных контрактов) предусмотрен 778 . Данным пунктом установлено право получателей средств федерального бюджета при заключении договоров о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг предусматривать авансовые платежи (в том числе и подлежащие оплате за счет средств от приносящей доход деятельности):

– в размере до 100% суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

– в размере до 60% суммы договора (контракта), но не более 60% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году по договорам на оказание услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти РФ, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям Президента РФ;

– в размере до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Вправе ли бюджетное учреждение предусматривать авансовые платежи за счет средств от приносящей доход деятельности в ином размере, чем те, которые установлены в п. 6 Постановления Правительства РФ № 778?

По этому вопросу Минфин РФ дал соответствующие разъяснения в Письме от 16.09.2008 № 02-03-0/2776 . В нем, в частности, сказано, что данная норма устанавливает право, а не обязанность получателей средств федерального бюджета предусматривать авансовые платежи в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, и распространяется на указанные договоры (государственные контракты), заключенные на любые суммы и подлежащие оплате как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности .

Пунктом 54 Инструкции № 142н установлено, что авансирование поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг в соответствии с законодательством РФ производится получателем средств федерального бюджета согласно условиям договора.

В силу положений п. 47 Инструкции № 142н ОФК при проверке платежных и соответствующих документов, подтверждающих факт выполнения работ и оказания услуг или поставки товаров, осуществляет в том числе проверку авансовых платежей на соответствие законодательству РФ и условиям договора. Оплата денежных обязательств, вытекающих из договоров, в части авансовых платежей должна быть предусмотрена условиями заключенных договоров. Однако размер авансового платежа, определенный условиями договора, должен быть установлен с учетом предельных размеров, предусмотренных п. 6 Постановления Правительства РФ № 778 . Данный вывод был изложен в вышеуказанном письме финансовым ведомством. Таким образом, авансовые платежи поставщикам за предстоящую поставку товаров, работ, услуг за счет средств от приносящей доход деятельности следует производить в размере, указанном в п. 6 Постановления Правительства РФ № 778 .

Кроме контроля исполнения обязательств бюджетных учреждений по заключенным договорам в функции Федерального казначейства в части проведения финансового контроля входит проверка (ст. 267 БК РФ ):

– непревышения лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

– непревышения кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;

– соответствия содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета.

Таким образом, текущий контроль, осуществляемый Федеральным казначейством в ходе учета операций по лицевым счетам получателей бюджетных средств, не может полностью исключить возможность нецелевого использования бюджетных средств и, следовательно, не исключает проведения органами Росфиннадзора мероприятий по последующему контролю за целевым их использованием. Отметим, что только в ходе последующего контроля можно установить наличие поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, оплаченных за счет средств бюджетов.

Проверка расчетных обязательств с поставщиками и подрядчиками

Порядок учета хозяйственных операций, связанных с получением товаров (работ, услуг), регламентирован Инструкцией № 25н. При ревизии расчетов по принятым обязательствам будет подвергнут проверке синтетический счет 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в разрезе предусмотренных к нему аналитических счетов в Журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071), Карточке учета средств и расчетов (п. 183 Инструкции № 25н ). Дополнительно будет проверен счет 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам».

Все операции по указанным счетам должны быть подтверждены документально, в частности, проверяющими будет обращено внимание на наличие счетов-фактур, товаротранспортных накладных, актов о выполненных работах.

Все расчетные обязательства в обязательном порядке должны быть подтверждены данными проведенных инвентаризаций.

Отметим, что инвентаризация расчетов должна быть не только частью обязательной полной инвентаризации имущества и обязательств, проводимой перед составлением годового отчета, но и действенным механизмом текущего внутреннего контроля, способствующим повышению эффективности использования бюджетных средств организации, сокращению дебиторской и кредиторской задолженностей, своевременности взаиморасчетов по заключенным договорам и поставок товарно-материальных ценностей.

Основными целями инвентаризации расчетов является выявление реальной дебиторской и кредиторской задолженностей организации для сопоставления с данными бухгалтерского учета. Наиболее целесообразной и рациональной представляется ежеквартальная инвентаризация расчетов.

В ходе проверки органами Росфиннадзора внимание проверяющих будет обращено на фактическое наличие в бюджетном учреждении данных по инвентаризации расчетов, подтвержденных актами сверки расчетов.

Обращаем ваше внимание, что инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся в учете. Для этого составляются акты сверки расчетов с контрагентами, в которых указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов. Акты сверки оформляются по состоянию на отчетную дату. Их форма законодательно не утверждена, поэтому учреждение может ее самостоятельно разработать и утвердить в качестве отдельного приложения к учетной политике организации.

Результаты инвентаризации должны быть оформлены Инвентаризационной описью расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089), утвержденной Приказом № 123н.

Нарушения, выявляемые в учете дебиторской задолженности

Возможна ли дебиторская задолженность при расчете с поставщиками и подрядчиками за счет бюджетных средств на отчетную дату?

Данная ситуация встречается на практике, когда предварительно оплаченные бюджетным учреждением продукция, работы, услуги будут поставлены в следующем отчетном периоде или даже финансовом году.

Согласно разъяснениям Минфина, изложенным в Письме от 20.08.2003 № 03-01-01/15-245 , если бюджетное учреждение расходует средства, выделенные из бюджета соответствующего уровня, не нарушая условия их получения, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ, то возникновение дебиторской задолженности при проверке не должно расцениваться как нецелевое использование бюджетных средств. Тем не менее при расчетах с различными организациями за счет средств бюджета соответствующего уровня необходимо учитывать репутацию поставщиков, чтобы не допускать использование бюджетных средств на образование необоснованной дебиторской задолженности.

Каков порядок списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности? Имеет ли право бюджетное учреждение списать такую задолженность, возникшую за счет бюджетных средств?

Типичной ошибкой, которая выявляется в ходе ревизий и проверок, является списание дебиторской задолженности, у которой не истек срок исковой давности.

Согласно Гражданскому кодексу (ст. 195 ) под исковой давностью понимается срок, в течение которого организация, право которой было нарушено, может использовать судебную защиту нарушенного права.

Различают следующие сроки исковой давности:

– общий, который равен 3 годам (ст. 196 ГК РФ );

– специальный (ст. 197 ГК РФ ): для отдельных видов требований он может быть сокращенным или более длительным по сравнению с общим сроком.

В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда организация узнала или должна была узнать о нарушении своего права. Если обязательство имеет определенный срок исполнения, то исчисление исковой давности начинается по окончании срока исполнения обязательства.

Истечение срока исковой давности должно быть подтверждено:

– документами на отгрузку материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг покупателям (заказчикам), не оплатившим их;

– платежными документами, содержащими дату оплаты аванса поставщику (исполнителю), который не выполнил договорные обязательства;

– актами сверки задолженности.

Однако организация, у которой имеется дебиторская задолженность, не должна бездействовать и выжидать, когда закончится исковой срок, она должна использовать свое право, предоставленное ей нормами ГК РФ, и применить судебную защиту! Бездействие руководителей бюджетных учреждений в данном случае можно квалифицировать как нарушение принципа результативности. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата (ст. 34 БК РФ ). В данном случае бюджетные средства потрачены, а результата нет.

Особое внимание бухгалтерам следует обратить на случаи, когда срок исковой давности прерывается. В соответствии с нормами ст. 203 ГК РФ предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга, прерывается течение срока исковой давности. После перерыва он начинается заново. Время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок. То есть, если до момента истечения срока исковой давности кредитор обратился в суд, суд вынес решение о взыскании долга, однако данное решение не было исполнено, течение срока исковой давности начинается со дня вступления решения в законную силу. И только по истечении 3 лет со дня вступления решения в законную силу долг можно признать безнадежным (Письмо Минфина РФ от 21.09.2007 № 03-03-06/2/184 ). Как показывает практика проверок, руководитель бюджетной организации зачастую не учитывает данный момент, и дебиторская задолженность списывается с баланса учреждения до истечения указанного срока, что является нарушением, которое впоследствии отражается в акте проверки.

Если срок исковой давности истек, то учреждение вправе списать дебиторскую (кредиторскую) задолженность. Списание производится по каждому обязательству на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя учреждения.

В Письме Минфина РФ от 21.09.2007 № ВЕ-6-16/728@ «О списании дебиторской задолженности» , в частности, разъяснено, что учреждение может списать дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности и нереальную ко взысканию на основании решения суда. Поэтому во избежание конфликтной ситуации с проверяющими органами по вопросу списания дебиторской задолженности, возникшей по бюджетным средствам, рекомендуем заручиться решением арбитражного суда о нереальности взыскания данной задолженности.

Как отразить в учете списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности?

Списание безнадежной кредиторской задолженности согласно п. 98 приложения 1 к Инструкции № 25н необходимо производить с применением счета 401 01 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами». Однако Инструкция № 25н не содержит никаких указаний о списании дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности. По нашему мнению, аналогично при списании дебиторской задолженности следует применять счет 401 01 273 «Чрезвычайные расходы от операций с активами». В конце года результат по этим счетам списывается на счет 401 03 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

В течение 5 лет списанная с баланса задолженность дебиторов учитывается на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» (п. 236 Инструкции № 25н ). Такой учет необходим для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников.

Бюджетное учреждение согласно приказу руководителя списало дебиторскую задолженность в сумме 12 500 руб. Аванс был уплачен организации-должнику под поставку столов и стульев. Основание – решение арбитражного суда от 10.06.2008.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Подлежит ли восстановлению ранее списанная дебиторская задолженность в случае погашения ее должником?

Данные случаи единичны, но они встречаются на практике, когда бывшие должники погашают возникшую ранее задолженность путем перечисления денежных средств на лицевой счет учреждения.

В соответствии с п. 49 Инструкции № 142н суммы возвращенной дебиторской задолженности прошлых лет поступают на лицевой счет получателя средств и затем не позднее 5 дней со дня их отражения на лицевом счете получателя средств направляются его платежными поручениями в доход федерального бюджета. Таким образом, в бюджетном учете поступившая дебиторская задолженность отражается на балансовом счете 205 00 000 «Расчеты с дебиторами по доходам» и одновременно списывается с забалансового счета 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Суммы возвращенной дебиторской задолженности прошлых лет, возникшей по бюджетной деятельности, отражаются минуя счет 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов», несмотря на то, что они зачисляются на бюджетный лицевой счет организации (п. 168 Инструкции № 25н, Письмо Федерального казначейства от 26.04.2006 № 42-7.1-15/5.1-192 «О порядке компенсации расходов федеральных учреждений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704»).

На забалансовом счете 04 бюджетного учреждения на 01.06.2008 числится образовавшаяся по бюджетной деятельности дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, в размере 5 000 руб. (аванс за поставку материальных ценностей). На лицевой счет организации 10.07.2008 была возвращена дебиторская задолженность, а 12.07.2008 она была перечислена в доход федерального бюджета.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

01.06.200 8

Отражена на забалансовом счете сумма дебиторской задолженности с истекшим сроком давности

10.07.200 8

Поступила сумма дебиторской задолженности

Списана сумма дебиторской задолженности с забалансового счета

12.07.200 8

Перечислена дебиторская задолженность в доход федерального бюджета

При завершении финансового года счет 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов» закрывается на счет 401 03 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (п. 168 Инструкции № 25н).

Приказ Минфина РФ от 31.12.2002 № 142н «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета».

Постановление Правительства РФ от 14.11.2007 № 778 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов».