Виды система национальных счетов. Система национальных счетов

Для определения итогов хозяйственной деятельности любого экономического субъекта сопоставляются суммы доходов и расходов за определенный период времени, отраженные в его отчетности. Результаты сравнения позволяют сделать вывод о его экономическом состоянии и принять правильные управленческие решения. Для экономики страны такая же роль отведена национальному счетоводству, которое является основой анализа экономического состояния страны.

Цель национального счетоводства - дать количественную информацию о производстве, распределении и использовании общественного продукта как агрегированного показателя экономических результатов национального хозяйства страны.

Для анализа сложных макроэкономических взаимосвязей необходима система взаимодополняющих показателей, потому что от степени достоверности и оперативности информационных потоков зависит качество управления.

Система национальных счетов - совокупность основных макроэкономических показателей, характеризующих условия, процессы и результаты национального производства товаров и услуг.

Основоположником национального счетоводства считается Ф. Кенэ : в 1758 г. им впервые разработан макроэкономический баланс, в котором общественное производство было исследовано с точки зрения как стоимостного и натурально-вещественного содержания общественного продукта, так и основных классов общества (производственного и непроизводственного).

Национальное счетоводство как средство анализа экономики применяется с конца 30-х гг. ХХ в., а как средство официальной статистики - после окончания Второй Мировой войны (в США, Англии, Франции, Германии, Швеции, Норвегии). Возрастающая интернационализация национальных экономик, интеграционные процессы в мировом хозяйстве обусловили необходимость создания универсальной международной системы национального счетоводства. В 1950 г. Организацией Европейского экономического сотрудничества (ЕЭС) была принята Упрощенная стандартная СНС . Принимались поочередно три варианта СНС в рамках ООН (1952-1953 гг., 1968 г., 1993 г.).

В современной СНС выделяются такие принципиальные новшества:

· разбивка показателей по отраслям экономики;

· выделение финансового сектора и потоков финансовых активов;

· введение балансов имущества.

С февраля 1993 г. действует новый усовершенствованный стандарт, учитывающий особенности стран, переходящих к рыночной экономике.

В современных условиях СНС - это международный стандарт оценки основных экономических показателей стран для их сравнительного анализа.

Значение СНС и ее использование в хозяйственной практике:

1) широкое применение правительством и территориальными органами управления в разработке мер экономической политики, моделей и прогнозов;


2) использование крупными компаниями для анализа рыночной конъюнктуры и принятия стратегических решений;

3) использование в качестве информационной базы научных исследований для выработки рекомендаций правительству;

4) использование международными организациями, определяющими квоты стран в их финансировании.

Выделяется ряд методологических принципов построения СНС :

· все факторы производства (труд, капитал, земля, предпринимательская способность) - это источники создания стоимости;

· сфера производства - это деятельность по производству экономического блага (товаров и услуг), в которой все отрасли равнозначны (материальное и нематериальное производство);

· основные показатели носят балансовый характер и отражают процесс создания и движения стоимости;

· в основе балансовых построений лежат группировки и классификации с позиции отдельных объектов и субъектов хозяйствования;

· разбивка экономики на секторы;

· использование принципов бухгалтерского учета (система счетов и корреспонденция операций, двойная запись, баланс активов и пассивов).

Добавленная стоимость - это стоимость, созданная хозяйственной единицей (предприятием), которая включает затраты на производство продукта (заработная плата, амортизация, прочие затраты) и прибыль. Стоимость потребленных сырья и материалов, приобретенных у поставщиков (материальные затраты) и оплата работ, услуг со стороны, в создании которых данное предприятие участия не принимало, в добавленную стоимость не включается. Следовательно, добавленная стоимость - это валовая продукция предприятия в рыночных ценах за вычетом материальных затрат. В макроэкономическом смысле это стоимость, создаваемая (добавляемая) на каждой промежуточной стадии обработки валового продукта страны.

Национальная экономика состоит из совокупности институциональных единиц-резидентов, являющихся первичными единицами учета в СНС.

Институциональная единица - самостоятельный хозяйствующий субъект, являющийся юридическим лицом и обладающий полным набором бухгалтерской отчетности.

Резиденты (от лат. residens, residentis - сидящий, остающийся на месте) - это экономические субъекты, зарегистрированные в данной стране (физические и юридические лица) и занятые хозяйственной деятельностью на экономической территории данной страны, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы зарубежных фирм и др., созданные в соответствии с законодательством данной страны.

Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны. Под это понятие не попадают лица, приезжающие в страну на короткий срок (меньше года) - туристы, артисты, сезонные рабочие и т.д. Также исключаются работники дипломатических представительств и военнослужащие других стран. В целом, критерии отнесения к резидентам страны - постоянство места жительства, местонахождения, места управления, места регистрации.

Если хозяйственный субъект не обладает всеми характеристиками институциональной единицы, то для ее идентификации применяют дополнительные кpитеpии:

а) домашние хозяйства не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами, поэтому они считаются институциональными единицами;

б) единицы, кроме домашних хозяйств, не ведущие полного набора счетов (не имеющие самостоятельного баланса), относятся к тем институциональным единицам, куда их счета входят составной частью;

в) единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институционным единницам, которые их контpолиpуют.

Совокупность институциональных единиц с однородным производством называется отраслью .

Группировка по отраслям имеет следующий вид:

1) промышленность;

2) строительство;

3) сельское, лесное, рыбное хозяйства;

4) транспорт и связь;

5) торговля, заготовка, материально-техническое обеспечение и сбыт;

6) другие отрясли материального производства;

7) отрасли сферы нематериального производства.

Кроме основных отраслей, в соответствии с международной классификацией, выделяют более ста подотраслей. Но в СНС основное внимание уделяется группировке не по отраслям, а по секторам.

Более укрупненная гpуппиpовка экономики по сектоpам - центpальная в статистической модели pыночной экономики. Она осуществлляется с целью изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институциионной единице.

Институциональные единицы группируются по секторам экономики по выполняемым функциям, т.е. по типу экономического поведения. В СНС выделяют пять внутриэкономических и один внешнеэкономический секторы:

1. Сектор нефинансовых учреждений

В него включаются хозяйствующие субъекты корпоративного характера (или сходные с ними), производящие товары и нефинансовые услуги с целью их реализации на рынке по ценам, возмещающим издержки производства.

2. Сектор финансовых учреждений

В него включаются банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения, основной функцией которых является финансовое посредничество. Большинство из них возмещает свои издержки за счет разницы между процентами, полученными за предоставленные финансовые ресурсы и процентами, уплачиваемыми за их привлечение (маржа).

3. Сектор правительственных учреждений (государственного управления)

Формируется за счет бюджетных государственных институциональных единиц, главной функцией которых является перераспределение доходов и богатства и предоставление нерыночных услуг обществу в целом и отдельным группам и лицам. Для этих единиц в основном характерно бюджетное финансирование, частично - за счет доходов от своей собственности.

4. Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домохозяйства

Сюда включаются общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг участникам этих организаций. Они финансируются за счет взносов, пожертвований, доходов от своей собственности.

5. Сектор домашних хозяйств

Сюда включается население как институциональные единицы, ведущие домашнее хозяйство, т.е. деятельность потребительского характера. В этот сектор включены мелкие некооперированные предприятия, владельцами которых выступают домохозяйства, - мелкие фирмы, небольшие магазины и т.п., а также лица, ведущие индивидуальную трудовую деятельность. Их издержки покрываются за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений, выручки от реализации своей продукции.

6. Остальной мир

Здесь отражаются внешнеэкономические связи и финансовые взаимоотношения с зарубежными институциональными единицами в той мере, в какой они осуществляют опеpации с pезидентами данной стpаны.

Операция - это создание, перемещение или потребление (создание со знаком «-») благ, услуг, прав.

В отличие от гpуппиpовки хозяйствующих субъектов гpуппиpовка экономических опеpаций пpоизводится на основе единого кpитеpия, т.е. они гpуппиpуются одинаково и по отpаслям и по сектоpам.

В целом их разделяют на три группы:

1) операции с товарами и услугами;

2) распределительные операции;

3) финансовые операции.

Операции с товарами и услугам и характеризуют их происхождение (произведены внутри страны или импортированы) и использование (промежуточное и конечное потребление, экспорт, инвестиции) в течение периода.

Распределительные операции делятся на два вида:

Распределение дохода - операции, связанные с выплатой заработной платы, дивидендов, налогов, страховок и выплатами социального характера;

Передача капитала - операции по передаче права владения именными ценными бумагами , переводы (трансферты) валюты и золота между странами.

Финансовые операции отражают изменения активов и пассивов, связанные с движением наличных денег и различных видов задолженности.

Экономические операции институциональных единиц объединяются в счета.

Национальные счета - это балансовые построения в виде системы взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование конечного продукта и дохода в экономике. СНС представляет собой комплекс взаимосвязанных таблиц, составленных в форме бухгалтерских счетов, выступающих как способ упорядочения информации о национальном хозяйстве страны.

В соответствии с принципом двойной записи каждая экономическая операція отражается в сетах дважды: в ресурсах (дебет) и в использовании (кредит).Совокупность вдухсторонних счетов образует балансовую таблицу. В соответствии с международными стандартами существует 10 счетов.

В Украине пока применяются шесть счетов:

1) счет товаров и услуг - отобpажает процесс фоpмиpования pесуpсов, пpодуктов и услуг за счет их пpоизводства и импоpта и их использование на конечное потpеблление, накопление, экспоpт;

2) счет производства - отражает опеpации, относящиеся к пpоцессу пpоизводства. При этом производственная деятельность охватывает деятельность пpедпpиятий, оpганизаций и отдельных лиц как в сфеpе матеpиального пpоизводства, так и в сфеpе нематеpиальных услуг;

3) счет образования доходов - отpажаются pаспpеделительные опеpации, непосpедственно связанные с пpоцессом пpоизводства, котоpые пpиводят к фоpмиpованию пеpвичных доходов его участников: оплаты тpуда, чистых налогов на пpоизводство, валовой пpибыли пpедпpиятий и смешанных доходов населения;

4) счет распределения доходов - отpажается общая величина доходов, полученных и пеpеданных хозяйственными единицами в pезультате производственной деятельности, от собственности, а также в pезультате пеpеpаспpеделительных пpоцессов. В новой СНС ООН этот счет разделен на два счета: присвоения первичных доходов и втоpичного pаспpеделения доходов ;

5) счет использования располагаемого дохода - отpажаются pасходы на конечное потpебление домашних хозяйств, госудаpственных учpеждений и негосудаpственных некоммеpческих (общественных) оpганизаций, и оставшаяся часть pасполагаемого дохода, пpедставляющая собой валовое сбеpежение;

6) счет капитальных затрат - показываются фоpмиpование pесуpсов для капитальных затpат и их использование на накопление основных фондов и матеpиальных обоpотных сpедств, пpиобpетение земли и нематеpиальных активов. Разница между суммой ресурсов и использования характеpизует конечный финансовый pезультат экономической деятельности в данном пеpиоде.

Схема взаимосвязей важнейших показателей СНС (см. таблицу 1) дается для макpоуpовня и каждого сектоpа макpоэкономики. В этой схеме отсутствует счет товаров и услуг, так как он не является «сквозным», т.е. не составляется одновременно для национальной экономики в целом и ее отдельных секторов.

Сальдо конечного финансового результата экономической деятельности (чистые кредиты и чистые долги) в пpинципе должно pавняться сальдо изменения финансовых активов и пассивов балансиpующему показателю финансового счета, котоpый хаpактеpизует изменение финансовых активов и пассивов по их видам и позволяет пpоанализиpовать стpуктуpные изменения в финансовом состоянии стpаны или сектоpе национальной экономики.

Таблица 1

Образование национальных счетов

Использование Ресуpсы Показатели
Счет производства
Промежуточное потребление Валовая добавленная стоимость Валовой выпуск Валовой выпуск - Промежуточное потребление = Валовая добавленная стоимость
Счет образования доходов
Оплата труда Чистые налоги на производство Валовая прибыль Валовые смешанные доходы Валовая добавленная стоимость Валовая добавленная стоимость - Оплата труда - Чистые налоги на производство = Валовая прибыль, валовые смешанные доходы
Счет присвоения первичных доходов
Доходы от собственности Валовые первичные доходы Валовая прибыль, валовые смешанные доходы Доходы от собственности, Оплата труда Чистые налоги на производство Валовая прибыль, валовые смешанные доходы - сальдо доходов от собственности = валовые первичные доходы.
Счет вторичного распределения доходов
Текущие трансферты Валовый располагаемый доход Валовые первичные доходы Текущие трансферты полученные Валовые первичные доходы + Сальдо текущих трансфертов = Валовый располагаемый доход
Счет использования располагаемого дохода
Расходы на конечное потребление Валовые сбережения Валовый располагаемый доход Валовый располагаемый доход - Расходы на конечное потребление = Валовые сбережения
Счет капитальных затрат
Валовое накопление основных и оборотных фондов Чистые покупки земли, нематериальных активов Чистые кредиты Чистые долги Валовое сбережение Валовое сбережение - Валовое накопление основных и оборотных фондов - чистые покупки земли и нематериальных активом = Чистые кредиты Чистые долги
Финансовыйсчет
Приобретение финансовых активов Принятие финансовых обязательств Чистые кредиты Чистые долги

Для каждого сектора и для экономики в целом строятся специальные счета: для каждого сектора - 9 счетов (кроме сектора «Остальной мир» - 2 счета), для всей экономики - 6 счетов.

Счета институциональных секторов (кроме сектора «Остальной мир»):

1. Открывающий баланс;

2. Очет производства;

3. Счет образования доходов (счет эксплуатации);

4. Счет распределения доходов (счет дохода);

5. Счет использования доходов;

6. Счет капитала (счет накопления);

7. Финансовый счет;

8. Счет изменения стоимости имущества;

9. Закрывающий баланс.

Счета сектора «Остальной мир» :

1. Счет нефинансовых операций;

2. Счет финансовых операций.

Счета для экономики страны в целом :

1. Открывающий баланс;

2. Счет благ, услуг и производства;

3. Счет дохода и потребления;

4. Счет накопления;

5. Счет создания стоимости вне производства (счет переоценки);

6. Сакрывающий баланс.

Счета всех секторов объединяются в сводные национальные счета.

В структуру СНС входит таблица «затраты-выпуск» (межотраслевой баланс), введенная в макроэкономический анализ американским экономистом Василием Леонтьевым (1958 г.).

2.1 Система национального счетоводства. Классификация счетов СНС

Система национальных счетов - это система учета достижений национальной экономики , характеризующая результаты деятельности, структуру и важнейшие взаимосвязи экономических субъектов, представленная как совокупность взаимосвязанных макроэкономических показателей, построенных в виде счетов и балансовых таблиц.

Целью СНС является предоставление количественной информации о создании, распределении и использовании общественного продукта, рассчитанной по единой для всех стран, использующих СНС, методике и пригодной для международных сопоставлений. Другими словами, СНС - это международный стандарт расчета основных макроэкономических показателей.

СНС используется для макроэкономического анализа в целях изучения и совершенствования национальной экономики, а также для составления экономических прогнозов динамики процессов и явлений. Она предоставляет информацию обо всех стадиях общественного воспроизводства - производстве, обмене, распределении, потреблении, накоплении. Последний вариант международной СНС предлагает варианты оценки теневой экономики, осуществляющей нелегальное производство и реализацию продукции для сокрытия доходов от налогообложения, а также деятельность по ведению домашнего хозяйства. Однако большинство стран мира, включая Россию, пока не проводят оценку этого вида деятельности.

Структура СНС построена таким образом, что любой стадии экономического кругооборота соответствует специальный счет или группа счетов.

Счет представляет собой двухстороннюю таблицу, в левой части которой отражаются ресурсы, а в правой - их «использование». Показатели отражаются в основных ценах (без учета косвенных налогов, но с учетом полученных субсидий).

Счета, входящие в СНС, классифицируются следующим образом:

1) счета внутренней экономики:

Счет товаров и услуг,

Счет производства товаров и услуг,

Счета образования и распределения доходов (первичных и вторичных),

Счета использования доходов, счет перераспределения расходов, счета накопления, счет операций с капиталом;

2) счета внешнеэкономических связей:

Субсчет текущих операций,

Субсчет капитальных затрат.

Счет товаров и услуг в экономике России за 2005 г. приведен в табл. 2.1.

Таблица 2.1


Источник: Российский статистический ежегодник. 2005: ст. сб. М.: Росстат, 2006. с.313

Счет производства по своей структуре близок предыдущему счету, но не включает импорт и экспорт. На его основе определяется валовой внутренний продукт по отраслям. Он учитывает затраты и результаты общественного производства за определенный период (год) и отражает операции, относящиеся к процессу производства (табл. 2.2).

Таблица 2.2



Источник: Российский статистический ежегодник. 2005. с.314

Счет образования дохода формируется на базе счета производства и отражает формирование национального дохода в процессе производства (табл. 2.3).

Таблица 2.3


Объектом национального счетоводства является экономика страны. Предметом национального счетоводства является статистическое описание состояния и развития экономики страны с помощью системы макроэкономических показателей и формируемых из них национальных счетов, таблиц межотраслевого баланса и других таблиц.

Слово «счетоводство» в данном контексте отражает связь системы макроэкономических показателей с бухгалтерским учетом . Этим объясняется использование в национальном счетоводстве основных принципов бухгалтерского учета : стоимостное выражение всех показателей, метод баланса, метод двойной записи, предположение о неограниченности сроков функционирования экономики.

Национальное счетоводство ориентируется на рыночную экономику, ее механизмы и институты. Теоретической основой национального счетоводства является признание равноправия всех форм собственности , рыночного характера формирования цен на основе конкуренции , естественности стремления всех людей к прибыли . Национальное счетоводство опирается на рыночную экономику, активно регулируемую государством . Государство в системе национальных счетов представлено самостоятельным сектором, который оказывает нерыночные (бесплатные) услуги населению и распределяет и перераспределяет доходы по принципам как экономической, так и социальной справедливости.

Система национальных счетов (СНС), ориентируясь на социальное государство, делает социальную политику государства «открытой», показывая денежные потоки перераспределения доходов, т. е. национальное счетоводство ориентируется на открытую экономику, включенную в широкие международные экономические связи. Для такой экономики характерна свобода движения через границы страны не только товаров и услуг, но и факторов производства: труда, капитала , предпринимательства, инвестиций , новых технологий и т. д.

Национальное счетоводство - практически работающая система, создаваемая на основе и в соответствии с международным стандартом СНС, приспособленная к национальным условиям перехода к рыночной экономике.

Система национальный счетов (СНС) - это соответствующий национальной рыночной экономике учет, который на макроуровне представлен системой взаимоувязанных статистических показателей, построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, которые характеризуют результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи ее звеньев.

В системе национального счетоводства используются два типа классификационных единиц: вид деятельности и институциональная единица, которые группируются по отраслям и институциональным секторам. Основные институциональные секторы:

  • домашние хозяйства, источниками финансирования затрат которых являются оплата наемного труда, доходы от собственности , доходы от производственной деятельности, трансферты от государства и т. д.;
  • некоммерческие организации , обслуживающие домашние хозяйства. К ним относятся профсоюзы , религиозные организации, партии и общественно-политические движения, общественные организации, финансируемые за счет членских взносов и добровольных пожертвований. Они производят услуги, удовлетворяющие особенные потребности домашних хозяйств;
  • государственные учреждения, включающие органы государственной власти и местного самоуправления , государственные внебюджетные фонды. Предприятия финансируются из бюджета , производимую продукцию или услуги передают потребителям бесплатно или по экономически незначимым ценам;
  • финансовые учреждения включают Центральный банк, коммерческие банки, негосударственные страховые фонды, инвестиционные компании и т. д. Производят финансовые услуги, в основном финансового посредничества, источником финансирования которых является выручка за оказанные услуги, продаваемые на рынке в конкурентной борьбе;
  • нефинансовые предприятия - институциональные единицы, которые производят продукцию и нефинансовые услуги, реализуемые на рынке по экономически значимым ценам и покрывают свои затраты за счет полученной прибыли.

Для описания международных связей применяют термин «остальной мир». Виды экономической деятельности определяются классификатором ОКВЭД посредством внесения предприятия, учреждения в ЕГРПО.

Национальное счетоводство изучает экономику как систему активов и пассивов. Экономический актив характеризуется следующими признаками:

  • субъект экономики имеет право собственности на актив;
  • реализация этого права собственности позволяет субъекту экономики получать или надеяться на получение дохода или иной экономической выгоды;
  • актив имеет стоимостную оценку, т. е. денежное измерение.

Активы делятся на финансовые и нефинансовые. Финансовые активы не имеют материального субстрата, определяющего его стоимость. Финансовому активу одного субъекта противостоит финансовое обязательство другого субъекта. К финансовым активам относятся наличные деньги и депозиты, ссуды, ценные бумаги (вексель , облигация), акции, страховые полисы.

Нефинансовые активы1 делятся на две группы: материальные и нематериальные; произведенные и непроизве-денные.

Все вышеперечисленные понятия национального счетоводства описываются показателями и образованными ими национальными счетами. Показатели и национальные счета образуют систему, где они взаимосвязаны и дополняют друг друга, и в целом точно и всесторонне описывают экономику страны.

Основными счетами системы национальных счетов являются:

Последовательность формирования показателей национальных счетов соответствует последовательности стадий воспроизводственного цикла.

Статистика социально-экономических показателей на макроуровне

Существуют множество социальных и экономических показателей, которые характеризуют жизнь страны на макроуровне. К ним относятся валовой внутренний продукт общий или в расчете на душу населения, валовой национальный доход , темпы экономического роста, национальное богатство, государственный долг, курс доллара США по отношению к рублю (который устанавливает Центральный банк РФ), численность зарегистрированных безработных и др.

Из всех вышеперечисленных социально-экономических показателей наиболее важным является показатель валового внутреннего продукта государства , который может быть рассчитан несколькими способами (в зависимости от стадии производства):

  • производственный способ (на стадии производства по добавленной стоимости) - определяет величину ВВП как разность между общим объемом выпущенной продукции и промежуточным потреблением или это сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей и секторов экономики . Так происходит подсчет произведенного ВВП;
  • распределительный способ (производится на стадии распределения произведенной продукции) - как сумму доходов факторов производства, которая получается в результате суммирования доходов по труду (заработная плата и начисления на нее, гонорары, натуральные доходы, комиссионные и др.), доходов от собственности (прибыль , рента, дивиденды и т. д.), смешанных доходов (доходы лиц свободных профессий, доходы от ведения подсобного хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности и т. д.). Этим способом производится расчет распределенного ВВП;
  • способ конечного использования (по расходам) - как результат суммирования расходов всех экономических агентов, использующих его (фирм, домашних хозяйств, иностранных граждан , государств), т. е. ВВП = Р + И + З + Э,

    где Р - личные потребительские расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования; И - валовые инвестиции (вложения предприятия в покупку нового оборудования и строительство, исключая жилье); З - государственные закупки товаров и услуг (затраты на образование, здравоохранение, армию и т. д.); Э - чистый экспорт (разница между экспортом и импортом государства).

ВВП может быть рассчитан как по факторным, так и по рыночным ценам.

Факторные цены определяются стоимостью затрат всех факторов производства на создание товаров и услуг, т. е. это цена производителя, которая складывается из себестоимости продукции и прибыли.

Рыночные цены представляют собой сумму факторных цен и косвенных налогов (налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и т. д.) за вычетом субсидий, к которым относятся безвозмездные поступления от государства и из других источников на продукты, на импорт, возмещение убытков и т. д.

В России в настоящее время ВВП и валовый национальный продукт (ВНП) рассчитывается производственным способом, т. е. ВВП является суммой валовой добавленной стоимости отраслей и секторов экономики, чистых налогов на продукты (за исключением субсидий).

Следующим по значимости является показатель национального дохода страны, который получается путем вычитания из величины валового национального продукта амортизационных отчислений. При этом чистый национальный доход (ЧНД) рассчитывают как сумму национального дохода и чистых трансфертов из-за рубежа (гуманитарная помощь, дарения, пожертвования и др.) за вычетом чистых трансфертов за рубеж.

Валовой национальные продукт (ВНП) показывает стоимость конечной продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данного государства, даже если они проживают на территории других стран.

ВНП = ВВП + ЧФД,

где ЧФД - чистые факторные доходы из-за рубежа, т. е. разность между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.

Для того чтобы провести анализ социально-экономической ситуации в стране, необходимо произвести группировку следующих показателей:

распределение национального дохода и валового внутреннего продукта государства по отраслям и секторам экономики;

территориальная группировка валового выпуска продукции, валового внутреннего продукта и национального дохода согласно административно-территориальному делению государства;

разделение валового внутреннего продукта и валового выпуска по форме существования - на материальные блага и услуги.

Можно производить группировку и по другим признакам в случае необходимости. Динамика показателей результатов экономической деятельности исследуется путем расчета соответствующих индексов физического объема по формуле

где q0P0 - фактическая стоимость валового выпуска, валового внутреннего продукта, национального дохода в базисном периоде; 1P0 - стоимость этих же показателей отчетного периода в ценах базисного периода.

В условиях рыночной системы хозяйствования происходит постоянный рост цен на товары и услуги. Основной проблемой, которая возникает при расчете индексов, является переоценка стоимостных показателей отчетного периода в цены базисного периода. Так как инфляция является процессом неравномерным, то пересчитать цены каждого вида товара и услуги в сопоставимые цены с базисным периодом практически невозможно.

В теории статистики существуют три основных метода пересчета показателей валового внутреннего продукта и национального дохода в сопоставимые цены с базисным периодом:

с помощью прямой оценки объема производства благ и услуг по ценам базисного периода;

через переоценку каких-либо компонентов валового внутреннего продукта и национального дохода с использованием соответствующих индексов;

на основании индекса потребительских цен.

Первый метод является очень сложным для расчета. Он наиболее часто использовался при плановой системе хозяйствования. Суть его заключается в том, что физический объем выпуска продукции (в натуральном измерении) умножают на соответствующие цены базисного периода. Метод позволяет детально учитывать динамику изменения цен на товары и услуги, но недостаток его - в том, что возникает необходимость регулярно менять базисные цены, а также возникает проблема сопоставимости одноименных товаров и услуг в связи с изменением их качества (при различных годах выпуска), что вынуждает искать набор товаров-представителей, который будет определять сводный индекс цен, а это тоже весьма неудобно и проблематично.

Второй метод не является столь же точным и сложным, как первый, и заключается в том, что элементы валового внутреннего продукта и национального дохода пересчиты-ваются в сопоставимые цены путем деления на соответствующий индекс, т. е. при переоценке продукции строительства используется индекс капиталовложений, при переоценке машин и оборудования - индекс цен на машины и оборудование и т. п. Такой метод пересчета требует достаточно широкой базы для расчета соответствующих индексов цен.

Третий из перечисленных методов, построенный на основании индекса потребительских цен, наиболее простой, не совсем точный, но удобный для расчета сопоставимых цен и используется в большинстве развитых стран. Однако этот метод не учитывает динамику изменения цен на государственные услуги и капиталовложения, на экспортно-импортные операции, на капитальные товары других секторов экономики.

Статистика национального богатства

Важным разделом в экономической статистике является раздел, посвященный статистике национального богатства.

Национальное богатство - это совокупность накопленных материальных и нематериальных активов , созданных трудом всех предшествовавших поколений, принадлежащих стране или ее резидентам и находящихся на экономической территории данной страны и за ее пределами (национальное имущество), а также разведанных и вовлеченных в экономический оборот природных и других ресурсов .

Статистика в национальном богатстве помогает собирать и анализировать данные всех ее составляющих в общем и в каждой категории по отдельности, на основе которых можно определить основные потоки движения национального богатства, инвестиционную активность отдельных секторов экономики , степень ликвидности их финансовых активов и многое другое. Полученные статистические данные национального богатства дают экономическую оценку стране в целом, ее имущественному положению, а также насколько экономический потенциал страны соответствует международным стандартам. При рассмотрении и анализе статистических данных можно определить потенциальные, допустимые возможности дальнейшего развития страны.

Составляющие национального богатства:

природные ресурсы (земля, полезные ископаемые, энергетические ресурсы, лес и животный мир), которые являются учтенными и вовлеченными в оборот. Как характерную особенность природных ресурсов можно выделить то, что они являются невоспроизводимыми благами. При получении статистических данных по природным ресурсам можно:

  • разработать систему показателей об эффективном использовании природных ресурсов;
  • проанализировать работу природоохранных мероприятий, оценить эффективность их работы;
  • определить объем финансовых ресурсов, который понадобится на экологические цели;
  • проанализировать, в какой степени человеческий фактор оказывает влияние на окружающую природную среду, а также как окружающая среда влияет на качество уровня жизни населения:
    • материальные ресурсы, приобретенные в результате накопленного труда. Материальные ресурсы можно производить в любое время, следовательно, они являются воспроизводимыми благами;

      национальное имущество - складывается в процессе производства, в него входят:

    • основные фонды (здания, сооружения, транспортные средства, машины, оборудование и т. д.). Статистические данные основных фондов характеризуют их общее состояние, перспективы развития основных фондов по всей стране и отдельно в каждой отрасли;
    • оборотные фонды (производственные запасы - сырье, материалы, топливо, запчасти; незавершенное производство; готовая продукция, материальные резервы и т. д.);
    • личное имущество. Статистические данные о национальном имуществе используется для оценки уровня экономического развития;
    • накопленный научно-технический потенциал;
    • интеллектуальный потенциал.

Итак, национальное богатство включает стоимость всех производственных и непроизводственных фондов государства , запасов, резервов, индивидуального и общественного имущества. В отдельных случая национальное богатство включает научно-технический уровень и опыт работников. Национальное богатство состоит из накопленных продуктов прошлого труда, включая товары всенародного потребления, и природных ресурсов, учтенных и вовлеченных в экономический оборот. В составе национального богатства запасы и резервы учитываются отдельно по месту их определения и продолжительности сохранения. Отдельно учитывается также золотой запас страны и запасы на нужды обороны государства.

Расчеты по национальному богатству осуществляются в текущих и в сопоставимых ценах, которые существуют на данный момент. Статистические показатели по национальному богатству показывают уровень развития страны в международных масштабах.

Построение балансов для регионов в целом

Построение балансов и типологизация регионов России, анализ их дифференциации по различным показателям социально-экономического развития стали одним из ключевых направлений исследований в быстро развивающейся российской региональной экономике . Одним и тем же термином - «регион» - описываются социально-экономические системы совершенно не сопоставимые по масштабам деятельности, направлению развития, политической ориентации, поэтому построение типологии служит исходным пунктом, условием для анализа региональных экономических систем и построения балансов для регионов в целом.

При изучении дифференциации регионов России необходимо прежде всего отобрать факторы, определяющие специфику социально-экономического положения региона. Следует подчеркнуть, что местные правительства регионального уровня начали заниматься деятельностью по разработке планов и программ экономического развития на региональном уровне лишь в постсоветский период. Какие-либо традиции, навыки или опыт в этой сфере у них по сути дела отсутствовали. В условиях советской централизованной экономической и политической системы местные правительства входили в структуру централизованной политической и экономической системы. В системе централизованного планирования экономики местные правительства полностью зависели от центральных министерств, предприятий , подчинявшихся центру, партийных структур. В обязанности местного правительства входило обеспечение социально-экономической инфраструктуры в соответствии с централизованно установленными нормативами, задача построение регионального баланса была второстепенной.

Сама постановка проблемы анализа экономического положения регионов приобрела актуальность лишь в условиях постсоветского развития, когда местные правительства получили возможность активно воздействовать на процессы экономического развития на региональном уровне. В целом разработка балансов регионов служит условием для эффективной адаптации к местным условиям разрабатываемой на федеральном уровне социальной политики (пенсионной политики, программы занятости населения, жилищной программы, федеральных стандартов в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты населения). Отбор показателей для построения баланса социально-экономической ситуации в регионах, ориентированной на выбор методов реализации социальной политики, представляет собой достаточно сложную задачу.

Применение такого индикатора, как валовой региональный продукт, предполагает совершенствование методологии его расчетов и разработку системы учета экономической деятельности регионов в системе показателей национальных счетов. При использовании этого показателя на уровне региона необходимо исследовать теоретико-методологические аспекты взаимосвязи (ВРП), выпуска продукции на душу населения, уровня благосостояния.

Для большинства стран с федеративным государственным устройством наличие системы региональных экономических счетов, совместимой с системой национальных счетов (СНС), является жизненно необходимой. Как правило, экономические счета регионов включаются в СНС как составная часть. На сегодняшний день СНС представляет собой единственный обоснованный, общепризнанный инструмент макроэкономического анализа реальной экономики, в том числе и региональной.

Центральным показателем региональных счетов является валовой внутренний продукт, произведенный в регионе. В России этот показатель (валовой региональный продукт - ВРП) рассчитывается только на уровне субъектов РФ . Методологическая основа для проведения расчетов находится в стадии разработки. Официальных рекомендаций по разработке системы региональных экономических счетов, так же как и по составу таких счетов не издано.

Очевидно, что исследование региональных различий экономического развития России не может быть проведено на основе одного только результирующего показателя - ВРП. Фактические различия могут быть оценены в результате построения региональных балансов и анализа экономического процесса по регионам, который может быть описан системой экономических счетов региона. При разработке экономических счетов регионов выбирается система ключевых показателей, которые отражают общую макроэкономическую ситуацию в регионе, состояние реального сектора, бюджетной и финансовой системы. Можно предложить следующую систему показателей для построения регионального баланса.

Макропоказатели и реальный сектор: ВРП / на душу населения (тыс. руб.); объем промышленной продукции / на душу населения (тыс. руб.); продукция сельского хозяйства / на душу населения (тыс. руб.); доля городского населения в общей численности населения (в %); инвестиции в основной капитал / на душу населения (тыс. руб.); иностранные инвестиции / на душу населения (дол. США); объем экспорта / на душу населения (тыс. руб.); розничный товарооборот / на душу населения (тыс. руб.); индекс потребительских цен (в %; декабрь / декабрь соответствующего года); денежные доходы / на душу населения (тыс. руб.); покупательная способность денежных доходов (в %); уровень общей безработицы (в %); уровень бедности (в %).

Финансовая и бюджетная системы: дефицит бюджета , отнесенный к ВРП (в %); доля налоговых поступлений в доходах бюджета (в %); доля прибыли по основным видам хозяйственной деятельности, отнесенной к ВРП (в %); удельный вес убыточных предприятий (в %); доля просроченной кредиторской задолженности, отнесенной к ВРП (в %); количество действующих кредитных организаций на 10 000 предприятий; доля кредитных вложений, отнесенная к ВРП (в %); удельный вес просроченной задолженности по кредитам в общем объеме кредитов (в процентах); доля текущих и расчетных счетов предприятий, отнесенная к ВРП (в %); депозиты населения, отнесенные к ВРП (в %); покупка валюты / на душу населения (тыс. руб.); продажа валюты / на душу населения (тыс. руб.).

Предложенная система показателей представляет собой согласованную схему для сбора, описания и увязки основных потоков статистической информации, которые выражены в макроэкономических показателях, характеризующих наиболее важные результаты и пропорции экономического

развития регионов. С их помощью региональный баланс можно представить в виде ряда таблиц, где показываются ресурсы и использование материальных доходов и благ регионов. Вспомогательные таблицы позволяют детализировать отдельные агрегированные показатели согласно тому или иному критерию. Они применяются для целей межбюджетного выравнивания, выработки нормативов бюджетного финансирования, которые входят в состав ключевых параметров проекта федерального бюджета.

Для анализа экономической деятельности государств применяется система национальных счетов. Это комплекс классификаций и показателей: доходов и расходов на общегосударственном уровне, объемы производства и оказания услуг. СНС - своеобразный «снимок» экономики отдельно взятого государства, позволяющий проводить мониторинг и оценивать экономическую ситуацию в отдельные периоды времени. С помощью СНС можно определить общий объем активов и долгов, оценить уровень жизни граждан, проанализировать экономические отношения между государствами.

Основные счета системы национальных счетов

Основные счета системы национальных счетов, использующиеся на данный момент, включают в себя:

  • текущие счета (производства, распределения и перераспределения, использования доходов);
  • счета накопления (финансовый, операций с капиталом, изменений в активах);
  • балансы активов и пассивов;
  • счета переоценки, операций с капиталом и т.д.

Используя основные счета, можно определить текущее положение дел в экономике государства, выявить проблемы, оценить объем производства, доходов.

Система национальных счетов: ВВП

В системе национальных счетов ВВП играет ключевую роль. Это основной показатель, по которому оценивать положение дел в экономике. Под валовым внутренним продуктом понимают общую стоимость всех услуг и товаров (конечных, предназначенных для употребления), которые были оказаны/изготовлены на территории государства, в том числе, иностранными юридическими и физическими лицами, на иностранном оборудовании и из импортного сырья. Национальная принадлежность факторов производства значения не имеет. ВВП фиксируется в национальной валюте, либо в иностранной - по текущему курсу.

Статистика системы национальных счетов

Статистика системы национальных счетов применяется для оценки состояния экономики. В ней закреплены макроэкономические показатели, методы оценки и переоценки ВВП, платежные и межотраслевые балансы, схемы счетов, сопоставления ВВП разных стран. На основе этой статистики правительство государства строит социально-экономическую политику. Ряд макроэкономических показателей могут повлиять на экономические отношения между государствами, а также их отдельными представителями.

Макроэкономические показатели в системе национальных счетов

Макроэкономические показатели в системе национальных счетов имеют важнейшее значение для оценки состояния экономики. В число таких показателей входят валовый внутренний продукт, чистый внутренний продукт, валовый и чистый национальный доход. Под чистым внутренним продуктом (ЧВП) понимают общую стоимость всех произведенных на территории государства услуг и продуктов за вычетом потребления основного капитала. Под валовым национальным доходом - общую стоимость услуг и продуктов, оказанных/изготовленных всеми резидентами государства. ЧНД получают, исключая из валового дохода потребление основного капитала.

Систему национальных счетов можно определить как систему расчетов макроэкономических показателей, представленную в виде определенного набора взаимосвязанных счетов, классификаций и балансовых таблиц.

СНС была создана более 50 лет тому назад в странах с наиболее развитой рыночной экономикой для анализа ее структуры, институтов и механизмов функционирования на макроэкономическом уровне. Сам термин «национальное счетоводство» был предложен голландским экономистом В. Клиффом.

В бывшем СССР для описания и анализа макроэкономики использовалась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ), предназначенный прежде всего для анализа модели экономики, основанной на общественной собственности и централизованном планировании. Переход к рыночной экономике вызвал потребность перехода от БНХ к системе национальных счетов на всем бывшем пространстве СССР (в РФ переход к СНС был осуществлен в 1993 г.).

СНС - это современная информационная система, которая обеспечивает получение взаимосвязанной информации по макроэкономическим показателям органами государственного управления для формирования социально-экономической политики и регулирования экономики в целом. Для того, чтобы СНС была эффективна и способствовала выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, в мировой практике соблюдается ряд важных положений.

Во-первых, в СНС применяется более широкая трактовка экономического производства (в БНХ к сфере экономического производства относилось только материальное производство).

Согласно методологии СНС, экономическое производство включает все виды деятельности по производству товаров и услуг:

  • производство товаров, включая товары для собственного потребления, кроме услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, уборке, воспитанию детей;

  • производство рыночных услуг для реализации;

  • деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);

  • производство нерыночных услуг учреждениями государственного управления (структуры законодательной и исполнительной власти, обороны, услуги здравоохранения, образования и т.д.);

  • оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

  • оказание услуг наемной прислугой (повара, шоферы, садовники);

  • оказание услуг собственниками жилищ для собственного потребления;

  • деятельность, направленная на защиту окружающей среды.

Второе важное положение методологии СНС касается содержания такой категории, как доход (концепция разработана английским экономистом Дж. Хиксом), согласно которой доход представляет собой максимальную сумму денег, расходуя которую на потребительские товары и услуги вы не уменьшаете при этом своего накопленного богатства, не принимаете никаких финансовых обязательств, т.е. не становитесь беднее.

Третье положение касается сведения множества хозяйствующих субъектов к пяти относительно однородным группам, для которых предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с образованием, производством, распределением, перераспределением доходов, накоплением и сбережением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств.

Такими секторами начиная с 1993 г. считаются следующие пять секторов, к каждому из которых можно отнести хозяйствующие субъекты в соответствии с их функцией в экономическом процессе:

  • нефинансовые корпорации и квазикорпорации (функция производства товаров и нефинансовых услуг);

  • финансовые корпорации и квазикорпорации (функция аккумулирования свободных финансовых ресурсов и предоставления их на определенных условиях инвесторам);

  • государственное управление (функция перераспределения национального дохода и богатства, предоставление бесплатных услуг);

  • домашние хозяйства (функция приобретения товаров и услуг на рынке, предоставления рабочей силы);

  • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (общественные, политические, религиозные организации, функция которых состоит в оказании бесплатных услуг членам этих организаций).

Кроме анализа информации, содержащейся в секторальных счетах, проводится анализ взаимосвязи между ними в экономическом процессе. И, наконец, важные счета (счет производства и счет образования доходов) составляются в СНС и для отдельных отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.).

Таким образом, на основе секторальных счетов, счетов для отраслей экономики составляются макроэкономические расчеты.

Цель макроэкономических расчетов в рамках СНС - это описание обобщающих показателей основных экономических потоков за определенный период, формирование, взаимная увязка которых составляют суть структуры СНС.

Под экономическими потоками понимаются создание, преобразование, обмен, передача стоимости. Экономические потоки могут привести к изменениям в объеме, составе, стоимости активов и обязательств так называемых институциональных единиц, под которыми понимаются юридические или физические лица, организации и учреждения, имеющие возможность и право осуществлять операции в процессе производства, распределения, перераспределения и использования дохода, набор счетов или возможность их составления.

Экономические потоки по взаимному соглашению в системе СНС называют экономическими операциями. Экономические операции осуществляются с компенсацией в виде встречных потоков (взамен предоставленного товара, услуги, труда или актива предоставляется компенсация опять же в виде товара, услуги и т.д.). Если экономические операции осуществляются без компенсации (выплата пенсий, стипендий, гуманитарная помощь и т.д.), то такие экономические операции называют трансфертами.

Основу структуры СНС составляют счета и балансовые таблицы.

Счет отражает операции, активы или обязательства хозяйственных единиц, представляет собой двустороннюю таблицу, где равенство между суммами достигается с помощью балансирующей статьи, которая является макроэкономическим показателем. Балансирующие статьи дают возможность переходить от одного счета к другому и увязывать счета в единую систему. В структурах СНС выделяются следующие группы счетов, которые разрабатываются в текущих ценах.

Группа счетов внутренней экономики в целом:

  • счет производства товаров и услуг;

  • счет образования доходов;

  • счет распределения доходов:

  1. счет распределения первичных доходов;

  2. счет вторичного распределения доходов;

  • счет использования национального располагаемого дохода;

  • счет накопления (счет операций с капиталом).
  • Группа счетов отраслей экономики:

    • счет производства по отраслям;

    • счет образования доходов по отраслям.

    Группа счетов внешнеэкономических связей («остальной мир»):

    • счет текущих операций;

    • счет капитальных затрат;

    • финансовый счет.

    На основе взаимосвязанной системы показателей, объединенных в счета и составляемых в определенной последовательности, можно получить взаимосвязанную комплексную количественную характеристику экономических процессов в целом, т.е. получить так называемые консолидированные счета.

    Система показателей и общие принципы построения СНС.

    Система - это набор показателей, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и рассчитываются на основе единых методологических принципов. Такой системой показателей являются наиболее важные макроэкономические показатели (агрегаты), используемые в СНС:

    • валовой внутренний продукт (ВВП) характеризует поток конечных товаров и услуг (вновь созданную стоимость), произведенных резидентами страны за тот или иной период, и исчисляется в рыночных ценах конечного потребления;

    • валовой национальный доход (ВНД) представляет собой поток первичных доходов (оплата труда, прибыль, доходы от собственности, налоги на производство и импорт), полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП;

    • валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов;

    • конечное потребление (КП) включает расходы на конечное потребление;

    • сальдо экспорта и импорта (разница между экспортом и импортом товаров и услуг);

    • валовое накопление (накопление основного капитала);

    • национальное сбережение (источник финансирования накопления, т.е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и т.д.).

    При составлении национальных счетов необходимо придерживаться общепринятых принципов, среди которых можно выделить следующие.

    1. Принцип двойной записи (принцип бухгалтерского учета) - каждая операция в СНС отражается дважды: в разделе «Использование» предыдущего счета и в разделе «Ресурсы» последующего счета. Дополнительный контроль обеспечивается тем, что каждая статья того или иного счета имеет корреспондирующую статью в другом счете, что и способствует увязке счетов.

    2. Принцип последовательности, соответствующий последовательности воспроизводственного цикла (производство → образование доходов → распределение доходов → использование доходов).

    3. Балансовый принцип (регистрация всех экономических потоков в форме балансов).

    4. Принцип расчетных категорий, где речь идет о том, что балансирующие статьи являются прежде всего расчетными категориями, предназначенными не только для обеспечения баланса между объемами ресурсов и их использованием, но и для характеристики результатов того или иного экономического процесса, что и позволяет считать их важнейшими макроэкономическими показателями.

    5. Принцип формы «Т»: все счета состоят из двух разделов (колонок), правая включает «Ресурсы», а левая - «Использование».

    Для СНС очень важно, чтобы каждому счету соответствовала своя балансирующая статья, что для наглядности представлено в табл. 1.

    Таблица 1

    Таблица счетов и балансирующих статей

    Счет текущих операций Балансирующая статья
    Счет производства (для нац. экономики) и валовая добавленная стоимость (ВДС) (для секторов национальной экономики)
    Счет образования доходов Валовая прибыль (ВП) и валовые смешанные доходы (для нац. экономики и для секторов нац. экономики)
    (для нац. эконом.) и сальдо первичных доходов (СПД) (для сект. нац. эконом.)
    (для нац. экономики) и валовой располагаемый доход (ВРД) (для секторов нац. экономики)
    Счет использования доходов Валовое сбережение (ВНС) (для нац. экономики и для секторов нац. экономики)

    Таблица 2

    Основные сводные счета

    Сводный счет Использование Ресурсы
    Счет производства 3. Промежуточное потребление
    5. ВВП (валовой внутренний продукт в рыночных ценах)
    (5 = 1 + 2 – 3 – 4)
    1. Выпуск товаров и услуг
    2. Чистые налоги на продукты
    4. Субсидии
    Счет образования доходов 2. Оплата труда наемных работников
    3. Налоги на производство и импорт
    в том числе:
    налоги на продукты
    другие налоги на производство
    5.
    (5 = 1 – 2 – 3 + 4)
    1. ВВП в рыночных ценах
    4. Субсидии на производство и импорт
    Счет распределения первичных доходов 5. Доходы от собственности, переданные «остальному миру»
    6. Валовой национальный доход (ВНД)
    (сальдо первичных доходов)

    (6 = 1 + 2 + 3 + 4 – 5)
    1. Валовая прибыль и валовые смешанные доходы
    2. Оплата труда наемных работников
    3. Чистые налоги на производство и импорт
    4. Доходы от собственности, полученные от «остального мира»
    Счет вторичного распределения доходов 3. Текущие трансферты, переданные «остальному миру»
    4. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД)
    (4 = 1 + 2 – 3)
    1. Валовой национальный доход (ВНД)
    2. Текущие трансферты, полученные от «остального мира»
    Счет использования валового национального располагаемого дохода 2. Расходы на конечное потребление
    в том числе:
    домашних хозяйств
    государственных учреждений
    некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства
    3. Валовое национальное сбережение (ВНС)
    (3 = 1 – 2)
    1. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД)

    Из табл. 2 видно, что национальные счета действительно строятся:

    1. в определенной последовательности воспроизводственного цикла;

    2. имеют форму «Т»;

    3. каждая статья того или иного счета имеет корреспондирующую статью в другом счете;

    4. соблюдается принцип двойной записи;

    5. в целом СНС рассматривается как балансовый метод;

    6. осуществляется количественная связь между важнейшими показателями.

    Методы расчета показателей ВВП и НД.

    Валовой внутренний продукт и валовой национальный доход являются важнейшими показателями макроэкономической статистики, поскольку именно данные показатели отражают конечные результаты экономической деятельности по стране в целом и играют большую роль в системе национальных счетов.

    Валовой внутренний продукт (ВВП) - это центральный показатель СНС, показатель производственного внутреннего продукта, произведенного резидентами страны за определенный период времени. Он исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т.е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая налоги на продукты и все торгово-транспортные наценки. ВВП используется для характеристики уровня экономического развития, темпов экономического роста и т.д.

    Показатель уровня ВВП в расчете на душу населения используется для проведения сравнений уровней благосостояния стран, для установления размера взносов страны в бюджеты международных организаций, для решения вопросов о предоставлении различных видов помощи странам.

    Сводным показателем доходов на макроуровне является валовой национальный доход (ВНД), который является суммой первичных доходов, полученных резидентами данной страны за определенный период в результате их участия в создании ВВП. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, поступающих из-за границы или переданных за границу.

    Известны три основных метода статистической оценки ВВП и НД: производственный, распределительный и метод конечного использования, т.е. ВВП может рассматриваться на стадии производства, на стадии образования доходов и на стадии использования доходов.

    Производственный метод

    ВВП на стадии производства характеризует измерение стоимости, созданной в процессе производства за определенный период времени резидентами данной страны. В основе данного метода исчисления ВВП лежат такие показатели: выпуск товаров и услуг (В); промежуточное потребление (ПП) и валовая добавленная стоимость (ВДС).

    Выпуск (В) представляет собой стоимость всех товаров и услуг, произведенных в текущем периоде, который принято в СНС исчислять в основных ценах. Стоимость произведенной продукции включает стоимость использованных в процессе производства товаров и услуг. Если необходимо получить вновь созданную стоимость в процессе производства в текущем периоде, из выпуска товаров и услуг вычитают промежуточное потребление (ПП).

    Под промежуточным потреблением понимается стоимость товаров и услуг, которые полностью потребляются или трансформируются в данный период в процессе производства других товаров и услуг. Промежуточное потребление включает материальные затраты (сырье, материалы, топливо, энергия, материальные услуги, строительные материалы, покупка продуктов питания и т.д.), оплату нематериальных услуг (оплату исследовательских и проектных работ, финансовых услуг, затраты на кадровое обучение, оплату юридических услуг, аудит, расходы на рекламу, арендные платежи и т.д.), расходы на командировки, другие элементы промежуточного потребления.

    В промежуточное потребление не включаются потребление основного капитала, а также расходы, не связанные непосредственно с производством товаров и услуг. ПП оценивается на момент поступления соответствующих товаров и услуг в производство в рыночных ценах.

    Разность между выпуском товаров и услуг (В) и промежуточным потреблением (ПП) называется валовой добавленной стоимостью (ВДС):

    ВДС = В - ПП. (1)

    Для расчета ВВП в рыночных ценах валовая добавленная стоимость увеличивается на величину налогов на продукты и импорт и уменьшается на величину субсидий на продукты и импорт:

    ВВП = ВДС + Налоги на продукты и импорт - Субсидии на продукты и импорт. (2)

    Для определения национального дохода (НД) следует ВВП уменьшить на потребление основных фондов (амортизация) и увеличить на сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа:

    НД = ВВП - Потребление основных фондов (амортизация) + Сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа (3)

    Распределительный метод

    Данный метод расчета ВВП рассматривается в процессе формирования доходов (по источникам доходов). На стадии формирования доходов ВВП исчисляется как сумма первичных доходов, которые подлежат распределению между непосредственными участниками процесса производства. Эти доходы включаются в добавленную стоимость текущего периода, созданную в процессе производства.

    К первичным доходам относятся следующие:

    • оплата труда наемных работников (заработная плата + отчисления работодателей на социальные нужды);

    • налоги на производство и импорт (обязательные безвозмездные невозвратные платежи);

    • субсидии на производство и импорт (текущие безвозмездные невозвратные платежи, которые предоставляет государство);

    • валовая прибыль и валовые смешанные доходы (часть валовой добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычитания расходов, связанных с оплатой труда наемных работников и оплатой налогов на производство и импорт).

    Распределительный метод расчета ВВП используется прежде всего для анализа его стоимостной структуры. Если к ВВП прибавить первичные доходы, полученные от остального мира, и вычесть первичные доходы, переданные остальному миру, то в результате получим валовой национальный доход страны (ВНД) в рыночных ценах.

    Метод конечного использования

    На стадии использования доходов ВВП исчисляется методом конечного использования, где представляет собой сумму расходов резидентов на конечное потребление товаров и услуг, валовое накопление и сальдо экспорта-импорта и услуг.

    Конечное потребление есть расходы на использование товаров и услуг для удовлетворения индивидуальных потребностей населения и коллективных потребностей общества в целом. В СНС проводится различие между понятиями «расходы на конечное потребление» (кто финансирует расходы) и «фактическое конечное потребление» (кто получает от этого выгоды).

    Расходы на конечное потребление включают расходы на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

    Под фактическим конечным потреблением понимается стоимость фактически потребленных товаров и услуг независимо от каких-либо источников финансирования. В него включаются:

    • фактическое конечное потребление домашних хозяйств;

    • фактическое конечное потребление государственных учреждений.

    Помимо расходов на конечное потребление важнейшим компонентом конечного использования ВВП является валовое накопление.

    Валовое накопление включает:

    • валовое накопление основного капитала (вложение средств единицами - резидентами - в объекты основного капитала с целью получения выгоды, что выражается в увеличении стоимости основного капитала);

    • прирост запасов материальных оборотных средств (прирост запасов сырья и материалов, готовой продукции, незавершенного производства, товаров для перепродажи, государственных материальных резервов).

    Сальдо экспорта-импорта и услуг охватывает экспортно-импортные операции данной страны со всеми другими странами и представляет собой разность между экспортом и импортом товаров и услуг во внутренних ценах.

    Итак, ВВП при исчислении методом конечного использования равен

    ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление + Сальдо экспорта-импорта и услуг. (4)

    При расчете национального дохода (НД) методом конечного использования из ВВП вычитается потребление основных фондов и добавляется сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа:

    НД = ВВП - Потребление основных фондов (ПОФ) + Сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа. (5)

    Переоценка ВВП в постоянных ценах

    ВВП исчисляется как в фактических (текущих) ценах, так и в постоянных (сопоставимых) ценах. Одной из важнейших задач статистики является пересчет показателя ВВП и его компонентов из фактических (текущих) в постоянные (сопоставимые) цены. Это связано с тем, что на изменение объема ВВП в фактических ценах влияние оказывает не только изменение количества произведенных или использованных товаров и услуг, но и изменение цен на товары и услуги.

    Для исчисления ВВП в постоянных ценах существуют такие общие методы переоценки.

    Метод дефлятирования , который основан на использовании индексов цен (чаще всего применяется формула Ласпейреса, где в качестве весов используются данные базисного периода).

    Метод двойного дефлятирования (метод последовательного дефлятирования сначала выпуска, затем промежуточного потребления, при этом добавленная стоимость в постоянных ценах оценивается как разность определенных в постоянных ценах выпуска и промежуточного потребления).

    Суть метода дефлятирования состоит в том, что при расчете объема продукции текущего периода в постоянных ценах используют индекс-дефлятор ВВП, который исчисляется путем соотнесения объемов ВВП данного периода соответственно в текущих и постоянных ценах:

    где - объем ВВП текущего периода в фактических ценах.

    Затем для расчета объема продукции текущего периода в постоянных ценах объем произведенной или потребленной продукции текущего периода в фактических ценах делят на соответствующий индекс-дефлятор цен.

    Метод экстраполяции , основанный на использовании индексов физического объема, используется в случае отсутствия информации о ценах, но при этом есть данные об изменении объемов выпуска продукции или оказанных услуг.

    Индексом физического объема ВВП называют показатель, который представляет собой отношение объемов ВВП данного и предшествующего периодов, выраженных в одних и тех же постоянных ценах:

    (7)

    где - объем ВВП базисного периода в постоянных ценах; - объем ВВП текущего периода в постоянных ценах (реальный ВВП).

    Затем объем продукции базисного периода в сопоставимых ценах умножается на индекс физического объема продукции для получения оценки объема продукции текущего периода в постоянных ценах.

    Метод прямой переоценки (переоценка по элементам затрат) служит для переоценки в постоянных ценах показателей стоимости нерыночных услуг в сферах управления, здравоохранения, бюджетной науки и заключается в дефлятировании элементов затрат, т.е. тогда, когда продукция достаточно однородна.