Рынок регулирует отношения в сфере. Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности

Многодетным, повышать качество народного образования и медицинского обслуживания).  

Энергокомпания должна внимательно следить за техническими нововведениями в инвестиционном комплексе и отслеживать ситуацию на рынке соответствующих услуг. Большое значение имеет развитие в этой сфере механизмов рыночной конкуренции. Выбор поставщиков оборудования, проектных и прочих услуг во всех звеньях инвестиционного цикла должен производиться энергокомпаниями исключительно на конкурсной основе. В период перехода к развитым рыночным отношениям в этом процессе должны принимать активное участие государственные органы регулирования электроэнергетики, особенно на региональном уровне.  

Непосредственное отношение к рыночным параметрам малой фирмы имеет ее расположение. Если фирма функционирует в сфере услуг , то ее лучше расположить таким образом, чтобы перспективная клиентура имела наиболее свободный доступ. Если это промышленное предприятие , то необходимо учитывать расстояние до источников сырья и мест сбыта, обеспечение коммунальными услугами , наличие рабочей силы и т.д. Для многих розничных торговых фирм правильное расположение, по сути, означает успех или неудачу всего дела. Предпринимателя интересуют следующие вопросы  

Резюмируя вышесказанное о важнейших рычагах регулирования качества продукции - сертификации и стандартизации, хотелось бы отметить, что объективной основой усиления государственного управления в данной сфере явилась необходимость защитить человека, его имущество и среду обитания от отрицательных последствий, связанных со становлением рыночных отношений в России. Между тем в середине прошлого века мир вступил в период, когда качественные параметры во многих сферах жизни пришли на смену количественным. Многие страны, занимающие сегодня лидирующие позиции в мировой экономике , не имеют ни обширных территорий, ни богатых природных ресурсов . Их главным оружием в сфере маркетинга для завоевания лидерства являются высокий технический уровень и качество товаров (работ, услуг).  

Общим недостатком развития рыночных отношений в ЖКХ является отсутствие механизма, регулирующего взаимные обязательства сторон и согласование этих обязательств. Не отработан механизм применения экономических санкций за нарушение условий договора , а также инструментарий регулирования отношений в жилищно-коммунальной сфере в системе орган местного самоуправления - заказчик - производитель - потребитель услуг.  

Необходимо уделять должное внимание модернизации рынка домашних хозяйств , занятых в аграрном секторе, способствовать усилению кооперативов, создать сферу обслуживания сельского хозяйства , увеличить поток инвестиций и оказывать помощь развитию сельского хозяйства , ускорить научно-технический прогресс и способствовать формированию сельскохозяйственной инфраструктуры, совершенствовать систему финансовых услуг , осуществлять сельскохозяйственную налоговую реформу , снижать налоговое бремя сельских производителей. Активно осуществлять политику освоения западных регионов, планомерного регионального развития. Необходимо создать благоприятный инвестиционный климат в отсталых регионах, осуществить их всестороннюю экономическую и социальную модернизацию, ускорить темпы осуществления его индустриализации и урбанизации, стимулировать развитие отношений этих регионов с приморскими регионами. Усилить интеграцию центральных, западных и восточных регионов. Следует развивать и усовершенствовать существующую экономическую базу, продолжать реформирование системы управления государственным капиталом. Необходимо развивать как промышленность центральных, так и периферийных регионов. Государственные предприятия являются основой китайской промышленности. Важно осуществлять формирование многоукладной экономики, активно способствовать созданию акционерных предприятий, создать многоуровневую систему инвестиций, стратегически важные предприятия должны при этом находиться под контролем государства. Нужно осуществлять реформирование предприятий монопольного характера, увеличивать степень их конкурентоспособности, способствовать развитию индивидуальных и частных предприятий , осуществлять политику увеличения занятости, осуществлять динамичное развитие прочих сфер экономики. Осуществлять рыночные реформы в сфере финансов, налогообложения, земельной собственности , ускорить формирование гармонично развитой негосударственной экономики, усовершенствовать систему гарантии индивидуальных прав человека.  

Неудобство в таких взаимоотношениях может быть устранено, если экспортер сможет организовать их на взаимовыгодных условиях. Классическим примером может служить поставка продукции под частной торговой маркой , называемой иногда торговой маркой оптовой фирмы. В данном случае экспортер берет на себя обязательство производить товар в соответствии с требованиями оптовой фирмы и использовать ее торговую марку и упаковку. Это может помочь экспортеру приспособиться к рынку и обезопасить его на период действия контракта. Если экспортер достаточно компетентен в сфере услуг , то он может установить и более долгосрочные отношения. Он может также получить возможность поставлять продукцию с торговой маркой посредника оптовым фирмам на другие рынки или рыночные сегменты , тем самым уменьшая свою зависимость. Но тем не менее, экспортер, распространяющий часть своей продукции под торговой маркой посредника, всегда будет подвержен большому риску.  

Следующий шаг после структурирования по рыночному признаку - организация персонала службы продаж вокруг индивидуальных покупателей, что позволяет компаниям-поставщикам двигаться вверх по лестнице ценности. Широкое применение данной структуры определяется несколькими причинами. Первая из них заключается в растущей концентрации во всех секторах - промышленном, потребительском, в сфере услуг . В большинстве компаний до 50% объема продаж приходится всего на 20% покупателей. Вторая причина - увеличение степени централизации решений о закупках. Многие организации переходят от децентрализованных закупок, осуществляемых СБЕ, к централизации данной функции, что позволяет эффективно использовать покупательную способность компании в целом. Третьей причиной является постоянное усложнение взаимоотношений покупателя и продавца. Чем больше функций и людей вовлечено в процесс покупки , тем острее необходимость в координации. В результате многие компании вводят должность руководителей групп по работе с клиентами, которые управляют возникающими в процессе купли -продажи отношениями с отдельными покупателями, поддерживают и развивают взаимосвязи.4 Эти структуры будут рассмотрены несколько позже.  

В России объекты социальной бытовой инфраструктуры, куда относятся и предприятия, оказывающие платные услуги, в основном переданы в ведение местных органов власти, однако это произошло не повсеместно и осталось много нерешенных проблем. Прежде всего, большое значение для дальнейшего совершенствования и развития платного обслуживания населения имеет четкое разграничение и уточнение функций управления на всех его уровнях федеральном, субъектов федерации, областном, муниципальном перестройка между ними финансовых отношений разработка социальных стандартов в сфере услуг создание нормативной и экономической базы для их развития. В этом направлении проводится большая работа как на региональном, так и федеральном уровнях. Предприятия сферы услуг входят в число народно-хозяйственных систем, призванных удовлетворять разнообразные, жизненно важные, постоянно растущие потребности населения страны в услугах. Расширение и развитие сферы услуг , которая за последние 10-15 лет достигла масштабов отрасли народного хозяйства , приобретает все большее значение и она занимает особое место в формировании рыночных отношений . Предприятия и организации отрасли способствуют решению ставшей закономерно острой в годы реформ проблемы занятости, особенно женщин и вносят существенный, хотя еще и явно недостаточный вклад в формирование бюджетов всех уровней.  

По мере перехода к нормальным рыночным отношениям в управленческих сферах России, в государственных и частных предприятиях , в том числе и с коллективной (акционерной) формой собственности , а также в некоммерческих структурах общественных организаций (фондах, объединениях, движениях и т.п.) неизбежно формируется новый для нас, но хорошо известный в мире маркетинговый подход к решению проблем управления производством и создания товаров в вещественной форме и в форме услуг в интересах потребителя и производителя с разумным соблюдением баланса этих интересов.  

Объективной предпосылкой формирования финансового рынка является несовпадение потребности в денежных средствах у хозяйствующих субъектов с наличием источников ее удовлетворения. Денежные средства имеются в наличии у владельцев, а инвестиционные потребности возникают у других субъектов рыночных отношений (акционерных обществ , функционирующих в сфере производства, государства и т. д.). Следовательно, назначение финансового рынка состоит в посредничестве движению денежных ресурсов от их владельцев (собственников) к пользователям (инвесторам). Владельцами выступают юридические лица и граждане, имеющие свободные денежные средства и желающие их выгодно разместить в приносящие доход объекты. Пользователи денежных средств - хозяйствующие субъекты и государство, вкладывающие их в различные сферы предпринимательской деятельности (расширение производства , товаров, услуг), а также покрытие дефицита бюджетной системы и др.  

Пятилетний период (1992-1997) был временем адаптации к рынку не только налоговых правоотношений , но и всей российской системы товарно-денежных отношений . В этот период резко возросла потребность в том, чтобы обеспечить достоверной информацией всех экономических контрагентов, включая зарубежных партнеров России. В связи с этим была развернута широкомасштабная научно-методическая работа по созданию Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее Концепция). Создание новых концептуальных основ бухгалтерского учета - проблема крайне сложная, поскольку ее решение заключается в кардинальной трансформации всей нормативно-методической базы учета и отчетности, более 70 лет служившей потребностям централизованной экономики, в систему, обеспечивающую интересы не только отдельных собственников, но и государства как персонифицированного производителя общественных услуг и товаров. Концепция призвана обеспечить интегрированные интересы внутренних и внешних пользователей на уровне отечественной экономики, а также способствовать расширению сферы российского участия на международном рынке товаров, труда и капиталов. Несмотря на то, что предпринятые в 1996-1997 гг. усилия Правительства России переориентировать систему бухгалтерского учета на потребности рынка существенно изменили принципы построения его базовых основ, они не привели ее за слишком короткое для этого время в соответствие с требованиями мировых стандартов рыночной экономики . Поэтому система бухгалтерского учета переживает, как любая другая экономическая система , все трудности переходного к рынку периода и сопряженные с этим просчеты и недостатки реформирования своих методологических и методических основ. Особенно это проявляется в системе экономических отношений собственников с государством.  

Первая и по времени, и по значимости - это отпуск цен в условиях, когда отсутствует рынок и конкуренция, когда монополистические структуры зачастую коррумпированного или мафиозного характера сумели овладеть процессом реализации товарной массы и, соответственно, диктовать цены . Свободное ценообразование требует конкуренции на рынках. Это является необходимым условием эффективности рыночной экономики. Система цен, балансирующих спрос и предложение, обеспечивает координацию решений многочисленных хозяйствующих субъектов. Сейчас нет ни того, ни другого. При свободном ценообразовании и конкуренции производство должно расширяться, у нас же катастрофический рост цен сопровождается столь же катастрофическим падением производства. Что же произошло с начала 1992 года в сфере товарно-денежных отношений Во-первых, бурный рост цен, сопровождаемый резким сокращением производства и инвестиций. В 1992, 1993 и 1994 годах цены росли такими темпами, что за 3 года они увеличились в 785 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном выражении сократилось более чем наполовину. Валовый внутренний продукт за это время снизился в 1992 г. на 22%, в 1993 г. - на 12%, в 1994 г. - на 15%, в 1995 г. на 4%, в 1996 г. на 6%. Еще большими темпами падали инвестиции 1992 г. - на 40%, в 1993 г. - на 12%, в 1994 г. - на 26%, в 1995 г. - на 10%, в 1996 г. - на 18%.  

Статья 40 НК РФ дает легальное определение рыночной цены товара (работы, услуги), которой признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. При этом рынком товаров является сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) продукцию на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за ее пределами.  

Технология реформирования ЖКХ включает и формирование механизма защиты прав потребителей . Правовой основой защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг является Зако Российской Федерации "О защите прав потребителей ". Для обеспечения социальной защиты низкодоходных семей при переходе жилищно-коммунального хозяйства к рыночным отношениям нужно расширить сферу действия системы жилищных субсидий (в том числе путем пересмотра и упорядочения действующей системы льгот и перевода большей части их в систему субсидий). Для этого необходимо принять на региональном уровне закон "О порядке предоставления гражданам компенсаций, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг " в соответствии с установленными на федеральном уровне правилами и нормами. Также предстоит разработать нормативный акт, определяющий состав доходов, включаемых в совокупный доход семьи при предоставлении компенсаций (субсидий) на оплату услуг ЖКХ.  

Реальное введение элементов рыночных отношений в сферу теплоснабжения невозможно без отказа от льготных тарифов и отмены перекрестного субсидирования между разными группами потребителей . В идеале все население должно оплачивать 100% стоимости услуг1, основываясь на показаниях теплоиз-мерительных приборов (отопление, ГВС), причем непосредственно поставщику этих услуг по двустороннему договору и прозрачным (экономически обоснованным) тарифным ставкам . При этом потребитель должен иметь возможность контролировать качественные параметры теплоснабжения, порождая, таким образом, ответственность поставщика.  

Задача активизации роли государства особо актуальна с позиций общей теории социальной экономики, существования специфических интересов общества, которые не сводятся к интересам отдельных индивидуумов, т. е. функционально от них не зависят. Отсюда всякое благо может удовлетворять потребности качественно разных участников рыночных отношений , в т. ч. и несводимые потребности общества как такового способность блага удовлетворять несводимые потребности - социальные полезности. Несводимость последней к полезности для индивидуумов связана с тем, что в основе социальной полезности лежит несводимая общественная полезность , которая постулируется лишь для совокупности индивидуумов в целом. Именно независимость социальной полезности превращает государство в равноправного субъекта рынка. Все это имеет отношение к рациональному поведению государства. Можно напомнить в этой связи о невидимой руке , от которой мир ожидает достижения рыночной гармонии. Там, где

Тест по обществознанию Рыночные отношения в экономике 11 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (в части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 2 задания).

Часть 1

1. Тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их как данное, называется

1) конкурентным
2) несовершенным
3) централизованным
4) плановым

2. К признакам рынка не относится

1) нерегулируемое предложение
2) нерегулируемый спрос
3) нерегулируемая цена
4) нерегулируемое налогообложение

3. В условиях рыночной экономики по мере увеличения цены объём спроса

1) увеличивается
2) уменьшается
3) остается прежним
4) регулируется государством

4.

А. Признаком свободного рынка является регулируемый государством доступ на рынок производителя товаров и услуг.
Б. Признаками свободного рынка являются регулируемые местными органами власти спрос и предложение.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о свободном рынке?

А. Признаком свободного рынка является неограниченное число участников.
Б. Признаком свободного рынка являются регулируемые государством цены.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Какое положение из перечисленных не является признаком рыночной экономики?

1) господствующее положение занимает частная собственность
2) принятие решений по тому, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализованно, предпринимателю гарантируется свобода деятельности
3) государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм
4) главным механизмом экономики является регулирование цен

7. Соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов называется

1) кооперацией
2) конкуренцией
3) корпорацией
4) монополией

8.

А. В рыночной экономике господствующее положение занимает частная собственность.
Б. Главным механизмом рыночной экономики является регулирование цен.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Отметьте положение, характерное для командной экономики.

1) преобладание натурального хозяйства
2) жёсткое регулирование государством производства, обмена и распределения
3) производитель сам решает, что и как производить
4) потребитель сам решает, что и сколько покупать

10. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Для рыночной экономики характерно преобладание натурального хозяйства.
Б. Для рыночной экономики характерно строгое государственное планирование производства всех видов товаров.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Часть 2

1. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Понятия

А) рынок
Б) цена
В) спрос

Определения

1) координатор всей рыночной экономики, согласовывающий решения продавцов и покупателей на рынке
2) совокупность экономических отношений, касающихся купли-продажи товаров и услуг
3) конкретные товары и услуги, которые потребитель выбирает и за которые он готов платить определённую цену

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «рыночная экономика».

Конкуренция, монополия, спрос, предложение, цена.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Найдите в приведённом ниже списке признаки свободного рынка и выпишите цифры, под которыми они указаны.

1) неограниченное число участников рынка
2) регулируемый государством спрос
3) нерегулируемая цена, устраивающая спрос и предложение
4) мобильность трудовых и финансовых ресурсов
5) регулируемый доступ на рынок для производителей товаров

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Рыночной экономике присущи следующие признаки:
— господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляют __________(А). При этом допускается существование государственной __________(Б), но лишь в тех сферах, где частная собственность не слишком эффективна;
— принятие решений по тому, в какой области должны быть применены имеющиеся __________(В), происходит децентрализованно, то есть самими частными собственниками;
— предпринимателю гарантируется __________(Г) в его деятельности;
— государство вмешивается в __________(Д) в минимальной степени и только с помощью воздействия правовыми нормами;
— главными механизмами рыночной экономики являются свободная __________(Е), спрос и предложение, цена.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) конкуренция
2) экономика
3) ресурс
4) свобода
5) собственность
6) производство
7) монополия

Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Часть 3

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «История рынка ценных бумаг в России и за рубежом». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

2. Темы для мини-сочинения

1) «И конкуренция, и планирование теряют свою силу, если их использовать в урезанном виде» (Ф.А. фон Хайек).

2) «Рынки, так же как и парашюты, срабатывают только в том случае, если они открыты» (Х. Шмидт).

3) «Слон — это мышь, изготовленная по правительственному заказу» (Р. Хайнлайн).

4) «Не налагать руку на самодеятельность, а развивать её, создавая благоприятные для её применения условия, — вот истинная задача государства в народном хозяйстве» (С.Ю. Витте).

Ответы на тест по обществознанию Рыночные отношения в экономике 11 класс
Часть 1
1-1
2-4
3-2
4-4
5-1
6-4
7-2
8-1
9-2
10-4
Часть 2
1. 213
2. Монополия
3. 134
4. 653421

«Что такое экономика» - 0,4. 2004. 2002. Семья. Экономисты различают четыре вида ресурсов: Товаров. Показатели макроэкономики. 0,5. Присваивающее Приведите пример? 1,2. Усилия людей, затрачиваемые на производство товаров и услуг. Нужда в чем-либо для развития личности, фирмы, общества в целом. Экономики фирмы. 0,8. Средства удовлетворения потребностей – товары и услуги.

«Отношения в экономике» - Работу Выполнила Михайлова С. Рынок капитала: В качестве товара выступают ценные бумаги, валюта. Если же мало специалистов требуемой профессии, то и зарплата повышается в несколько раз. Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич www.dmsuslin.narod.ru. Рыночные отношения в современной экономике. В рыночном механизме действуют экономические законы спроса и предложения.

«Вопросы по экономике» - Муниципальная собственность. Техническая отсталость. Итог. Частная и хозяйственная инициатива. Выполнение плана. Блиц. - Все, что юридически зарегистрировано как собственность. Свобода предпринимательства и выбора является важной характеристикой командной экономики. Функции рынка. Являются ли следующие утверждения верными?

«Законы экономики» - Знакомство учащихся с основными понятиями экономической науки. Нужды и потребности людей. Вспомним строки из английской народной поэзии: «Из чего только сделаны девочки? Цель: Закрепление. Проблема экономического роста Проблема инфляции Проблема безработицы. Экономика, как хозяйственная система. Идеи экономистов… имеют гораздо большее значение, чем принято думать.

«Понятия экономики» - Земля - все виды природных ресурсов. Экономика - 1) хозяйство страны; 2) сфера общественной жизни, включающая отношения в процессе материального производства, обеспечивающая обществу материальные возможности существования и развития; 3) наука, изучающая способы распределения обществом ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.

Государственное регулирование современной экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др. система органов, осуществляющих государственное регулирование, представлена на рисунке 4.

Наиболее яркие изменения в современной экономике отразились, прежде всего, на торговой деятельности. Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства, не осталась вне государственного регулирования.

Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли .

В условиях рынка покупатели, пользуясь услугами торговых предприятий, приобретая необходимые товары, участвуют в имущественных отношениях, регулируемых нормами гражданского законодательства.

Рисунок 4. - Система органов, осуществляющих государственное

регулирование

Система государственного регулирования торговли имеет свои имманентные цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению, последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.

Конкретными целями регулирования являются: становление рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические .

В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.

Применение принципов механизма государственного регулирования торговли будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим видеть. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Наряду с ними, в современных условиях перехода к экономическим методам регулирования и саморегулирования все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы.

Принципы механизма регулирования торговли в первую очередь соотносятся с социальными приоритетами государственного регулирования торговли, к которым относятся:

  • - формирование потребительского рынка;
  • - обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;
  • - создание эффективного механизма реализации Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации;
  • - изменение стратегии научно-технического и информационного развития;
  • - осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования, в частности фондового рынка .

В системе государственного регулирования торговли среди общих функций важнейшей следует считать создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования. Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию ее законов, принципов, методов.

Торговые предприятия, приобретая товары, оборудование, помещения, предметы материально-технического обеспечения, включаются в гражданский оборот и становятся объектами гражданско-правовых сделок. Таким образом, по мере становления рыночной экономики постоянно возрастают роль и значение гражданского права, регулирующего на основе юридического равенства стороны имущественно-стоимостных отношений.

Торговое законодательство основывается на применении гражданского права как совокупности нор и иных средств права, регулирующих товарное обращение. Отраслевая специализация торгового законодательства закреплена в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16.12.93 г. №2172 (с последующими изменениями). В этом классификаторе выделено законодательство о торговле.

Предметом регулирования торгового права является торгово-предпринимательская деятельность по продвижению товаров от изготовителей в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и иных хозяйственных целей.

Все законодательные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы и подзаконные нормативные акты.

В системе федеральных законов главную юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан и регулирует отношения собственности на территории страны. Все нормативно-правовые акты, имеющие отношение к регулированию торговли, должны соответствовать конституционным началам и принципам.

Особое место в законодательной сфере занимает Гражданский кодекс Российской Федерации, признанный урегулировать все общественные отношения и являющийся исходной базой для развития всего текущего законодательства применительно к различным сферам деятельности, в том числе торговой. Гражданский кодекс РФ ставит государственное регулирование рыночных отношений в четкие правовые рамки .

В настоящее время в торговле установлены правовые нормы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей путем принятия следующих федеральных законов: «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», Об обеспечении единства измерений», «Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур», «О рекламе», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и т.п.

Среди законодательных нормативных актов ведущую роль в системе гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. Указы Президента РФ издаются в целях оперативного регулирования хода экономических преобразований и охватывают широкий спектр отношений, к которым относятся вопросы биржевой, валютно-финансовой, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической, таможенной деятельности, а также ценообразования, налогообложения, порядка формирования и уровня компетенции исполнительных органов власти конкретных территорий.

Правительство РФ на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации, законов, указов Президента РФ принимает постановления, направленные на совершенствование деятельности торговых предприятий в соответствии с изменяющейся рыночной ситуации. К ним относят следующие постановления Правительства РФ: «О правилах продажи отдельных видов товаров», «О правилах продажи товаров по образцам», «О правилах комиссионной торговли непродовольственными товарами», «О правилах продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит», «О правилах оказания услуг предприятиями общественного питания», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и т.д.

Процесс правового регулирования торгового предпринимательства осуществляется не только путем разработки основных законов Российской Федерации, утверждения указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, но и посредством нормативных актов, принятых соответствующими министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами и др.

Практическая реализация всех аспектов государственного регулирования торгового предпринимательства осуществляется через соответствующие федеральные и территориальные исполнительные органы. Они не вправе вмешиваться в оперативную деятельность предприятий до тех пор, пока предприятия соблюдают законы. Однако они могут и должны выступать в качестве органов, контролирующих правомерность хозяйственной деятельности предприятия, вносить свои предложения и требовать исполнения руководством предприятия принятого законодательства.

Контроль за соблюдением торговыми предприятиями принятых государством законодательных актов возложен на Министерство торговли и внешнеэкономических связей Российской Федерации, Федеральное агентство по техническому регулированию метрологии, Федеральную антимонопольную службу и другие органы государственного управления в пределах их компетенции.

В целом создается система правового регулирования взаимоотношений органов государственной власти всех уровней и самостоятельных субъектов торговой деятельности. Вместе с тем вопросы эффективного участия государства в регулировании торговой сферы решаются недостаточно активно и последовательно. Так, отсутствует единая государственная концепция развития торговли, ослаблено территориальное звено управления торговлей, нормативно-правовая база не в полной мере отвечает практическим требованиям организации торговой деятельности предприятий отрасли .

Стратегической целью государства в торговой сфере является создание необходимых условий для развития бизнеса, своевременного контроля за его экономической безопасностью на потребительском рынке. При этом механизм государственного воздействия должен обеспечивать конкуренцию везде, где это необходимо. Такой подход означает отказ со стороны государственных структур от непосредственного управления торговыми предприятиями и ориентацию на управление процессами, протекающими на потребительском рынке в целом, сведение административного воздействия в основном к нормативно-правовому регулированию, обеспечение равенства субъектов в торговой деятельности независимо от организационно-правовых форм и вида собственности.

К важнейшим задачам в области государственного регулирования торговой деятельности относятся:

  • 1 формирование конкурентной среды, обеспечивающей устойчивую систему товародвижения и предупреждение возможных проявлений монополизма на потребительском рынке;
  • 2 защита внутреннего рынка на основе регулирования иностранных инвестиций и совершенствования таможенного законодательства, проведение маркетинговых исследований внутреннего рынка с целью обеспечения прогрессивных изменений в структуре экспорта и импорта, увеличение доли товаров отечественных производителей путем упорядочения системы расчетов, конвертации национальных валют, применения демпинговых процедур и т.п.;
  • 3 всестороннее развитие и укрепление нормативно-правовой базы торговли, формирование оптимальных организационно-правовых форм предприятий, способствующих активизации предпринимательской деятельности;
  • 4 создание благоприятных условий для интегрирования хозяйственной деятельности различных торговых образований путем формирования объединений торговых корпораций, холдинговых образований, торгово-финансово-промышленных групп, ориентированных на поддержку отечественных товаропроизводителей и перерабатывающую промышленность;
  • 5 определение концепции развития различных видов и типов торговых предприятий (магазин-склад, магазин-дискаунт, супермаркет, гипермаркет), включая создание на общих подходах к формированию ассортимента, выбору технических средств оснащения, оформлению интерьера и внешнего вида предприятий, применению единообразных форм обслуживания;
  • 6 совершенствование товародвижения и логистического обслуживания;
  • 7 эффективный контроль за торговыми предприятиями с точки зрения финансовой, налоговой дисциплины, качества реализуемых товаров, уровня обслуживания, защиты прав потребителей на основе соблюдения законодательства, лицензионных, сертификационных, санитарных норм;
  • 8 совершенствование трудового законодательства, регламентирующего права и обязанности участников торговой деятельности;
  • 9 развитие механизма корпоративного управления, защита прав акционеров, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капиталах акционерных обществ и перехода таких прав к более эффективным собственникам;
  • 10 развитие разнообразной торговой инфраструктуры, обеспечивающей цивилизованные формы ведения торговой деятельности.

Многообразные и сложные поставленные задачи требуют своего решения на таком уровне управления, которое в состоянии их реализовать. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними этажами государственной власти может быть достигнута высокая восприимчивость и адекватность действий механизма государственного управления торговыми предприятиями.

Важную роль в сфере потребительского рынка играет контрольно-регулирующая функция системы государственного регулирования. Органы контроля осуществляют свою деятельность по искоренению негативных проявлений в этой сфере.

Исходя из специфики торговых предприятий, деятельность которых в основном осуществляется на конкретной территории для удовлетворения потребностей ее населения, государственное регулирование торговли ориентировано на четкое разграничение компетенции федеральных и территориальных органов власти.

В настоящее время продолжается формирование правовой базы для осуществления торговой деятельности самостоятельно работающих хозяйствующих субъектов в конкурентной среде.

Правовое обеспечение деятельности торговли в настоящее время не имеет единого нормативно-правового акта на уровне закона, который охватывал бы сложный комплекс отношений в этой сфере.

Под воздействием проводимых в стране реформ происходят существенные изменения в экономической среде, что в свою очередь предполагает своевременное обновление законодательной базы, регламентирующей конкретную предпринимательскую деятельность в торговле.

Таким образом, муниципальное управление - это управление социальными общностями на основе территориального принципа. Целью муниципального управления является обеспечение оптимальных условий для функционирования и развития территориальных общностей, располагающих статусом относительно самостоятельной хозяйственной единицы. Потребительский рынок - важнейшее звено в механизме функционирования и воспроизводства территории муниципального образования. Сфера распространения этого института охватывает как область насыщения территории региона продукцией и услугами, так и структуру сложившего регионального рынка труда.

Главной целью управления потребительским рынком на уровне муниципалитета является гармонизация взаимодействия местных предпринимательских структур и муниципальной власти на базе выполнения на территории ключевых социальных стандартов удовлетворения населения товарами и услугами.

Национальная экономика Кошелев Антон Николаевич

54. Регулируемые рынки

54. Регулируемые рынки

Регулируемые рынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы полностью или частично подвергаются внешнему управлению и регулированию.

Внешним источником регулирования выступает государство или уполномоченные им на это органы. Методом для регулирования является государственное регулирование рынка – система методов нормативно-правового, административного и экономического регулирования рынка, осуществляемая уполномоченными государством органами.

Неспособность в некоторых ситуациях рынка к саморегуляции вызывает объективную необходимость государственного регулирования (например, в области производства общественных благ, регулирования занятости, финансово-кредитной сферы). Объяснение в потребности внешнего регулирования рынка связано в основном с тем, что многие кризисы рынка могут быть урегулированы только при вмешательстве государства.

Объемы, масштабы и эффективность регулирования непосредственным образом связаны с тем, на каком уровне развития находится рынок. На настоящий момент государственное регулирование входит в процесс воспроизводства национальной экономики.

В зависимости от конкретной ситуации на рынке трансформируются и задачи государственного регулирования. Обычно к ним относятся создание условий устойчивого экономического роста, снижение объемов безработицы, инициирование структурной трансформации рынка, создание системы защиты национального производителя и стимулирование экспорта товаров.

Объектами государственного регулирования рынка являются конкретные проблемы, которые возникли или могут сформироваться в процессе функционирования рынка, несущие существенный ущерб уровню жизни населения и экономическому росту.

Основными точками государственного регулирования рынка являются:

1) экономические циклы;

2) структура рынка;

3) обращение и накопление капитала;

4) регулирование уровня занятости;

5) денежно-кредитная сфера рынка;

6) ценообразование;

7) конкуренция;

8) распределение и перераспределение доходов населения и национального богатства;

9) экология;

10) внешнеэкономические отношения.

В хозяйственной практике ни одной страны невозможно встретить исключительно регулируемый или нерегулируемый рынок. Как показывает опыт, только разумное совмещение элементов свободного рынка и государственного регулирования позволяет стимулировать устойчивый экономический рост и стабильность национальной экономики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Учетная политика организаций на 2012 год: в целях бухгалтерского, финансового, управленческого и налогового учета автора Кондраков Николай Петрович

8.6.4. Регулируемые и контролируемые расходы по каждому центру затрат В целях контроля и регулирования затраты подразделяются следующим образом: регулируемые и нерегулируемые; затраты в пределах норм, плана, смены и отклонения от норм, плана, сметы; контролируемые и

Из книги Корпоративные финансы автора Шевчук Денис Александрович

1.1. Финансовые рынки Финансовый рынок – организованная или неформальная система торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие

автора Никаноров П С

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 14-ФЗ) Настоящий Федеральный закон регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов,

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) 1. Настоящий Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению

Из книги Дейтрейдинг на рынке Forex. Стратегии извлечения прибыли автора Лин Кетти

Централизованные рынки По своей природе централизованные рынки - это монополии, которые контролируются одним специалистом. По этой причине цены могут меняться в интересах специалиста, но не трейдеров. Представим, что на рынке много продавцов, у которых специалист

Из книги Биржевая торговля по трендам. Как заработать, наблюдая тенденции рынка автора Ковел Майкл

Неэффективные рынки Как известно всем авторам, особенно начинающим и неизвестным, пишущим о довольно непонятных вещах, таких как следование тренду, нужно потратить немало времени на то, чтобы заинтересовать читателей своей книгой. Поскольку я в точности соответствую

Из книги Крутое пике [Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса] автора Стиглиц Джозеф Юджин

Эффективные рынки и рынки информации Чикагская школа и ее последователи хотели верить, что рынок информации является таким же, как и любой другой рынок. В отношении информации также существуют спрос и предложение. Считалось, что так же, как рынки могут быть эффективными

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

2. Регулируемые и нерегулируемые рынки В зависимости от наличия внешнего управления протекающими на рынках процессами, они делятся на регулируемые и нерегулируемые.Нерегулируемые рынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы не

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

53. Нерегулируемые рынки. Государственное регулирование рынкаНерегулируемые рынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы не подвергаются управлению, а протекают сообразно естественным механизмам рыночной саморегуляции.Такое состояние

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика автора Ясин Евгений Григорьевич

3.4 Финансовые рынки Теоретически возможны три механизма трансформации сбережений в инвестиции, способные функционировать по отдельности или в каком-то сочетании:1) государственные инвестиции с соответствующим уровнем налогов (советский опыт);2) распределение

автора Куртис Фейс

Рынки Рынки в портфеле при тестировании включали австралийский доллар, британский фунт, зерно, какао-бобы, канадский доллар, нефть, хлопок, евро, евродоллар, крупный рогатый скот, золото, уголь, мазут, бензин, японскую иену, кофе, говядину, свинину, мексиканский песо,

Из книги Путь Черепах. Из дилетантов в легендарные трейдеры автора Куртис Фейс

Быстрые рынки Иногда рынок движется очень быстро, так что если вы разместили лимитный ордер, он просто может быть не исполнен. Во время быстрого движения цена на рынке может измениться на тысячи долларов за контракт всего за несколько минут.В таких случаях Черепахам

Из книги Мир в 2050 году автора Эндрюс Джон

Развитые рынки Индустриализация рынков развивающихся стран шла нога в ногу с глобализацией. Их промышленные товары захватывали заморские рынки, их доля в мировой торговле стабильно расширялась. Так как их экономика продолжит расти и развиваться в грядущие

Из книги Боги денег. Уолл-стрит и смерть Американского века автора Энгдаль Уильям Фредерик

«... и рынки эти за границей» В 1944 году на комиссии Конгресса США, изучавшей вопросы послевоенной экономики, помощник министра Дин Ачисон сказал:«... никто... никогда не верил, что наш внутренний рынок при нынешнем его устройстве сможет вместить все выпускаемые страной

автора Мур Джеффри

Ранние рынки Первоначальный «пул» покупателей продукта новой технологии состоит в основном из новаторов и ранних последователей. В индустрии хай-тек новаторы лучше известны как технологические энтузиасты, или просто технари, а ранних последователей называют

Из книги Преодоление пропасти. Как вывести технологический продукт на массовый рынок автора Мур Джеффри

Основные рынки Основные рынки хай-тек похожи на основные рынки любой другой отрасли, особенно те, где осуществляются продажи между юридическими лицами.На них доминирует раннее большинство. Его представителей в мире хай-тек принято называть прагматиками, которых,