Финансы выражают денежные отношения возникающие. Финансы как экономическая категория - Финансы, денежное обращение и кредит (Варламова М.А.)

Итак, финансы представляют собой экономические отношения, связанные аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством своих функций и задачи обеспечения условий для расширенного воспроизводства.

Следовательно, финансовая деятельность государства представляет собой деятельность государства по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.

Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвующего субъекта. К таким фондам относятся: во-первых, денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе; во-вторых, внебюджетные централизованные фонды государства; в-третьих, государственное страхование; в-четвертых, государственный, в том числе банковский, кредит.

Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетными ассигнованиями, атакже отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, поэтому роль и значение финансов зависят прежде всего от того, какое место занимают денежные отношения в экономических отношениях.

Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, это орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное предназначение финансов - путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между следующими субъектами:

а) предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

б) предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

в) государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

г) предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

д) отдельными звеньями бюджетной системы;

е) страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба.

Финансы также выражают денежные отношения, опосредующие кругообращение фондов предприятий.

Роль государства в аккумуляции, регулировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных денежных средств особенно возрастает в переходный период к рыночной системе хозяйствования. Что касается централизованных фондов, то в отношении них государство выступает как властвующий субъект и может обеспечить свои доходы через принудительную систему - налогов, пошлин, различных сборов, эмиссии денег и т.д.

Другое дело - децентрализованные фонды. В отношении них государственное регулирование выражается совсем по-иному. И уж совсем иное отношение должно быть к финансам частных предпринимателей, поскольку частные финансы - их состояния и динамика - подчиняются законам рыночной экономики.

Любая финансовая деятельность государства связана с расходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств - банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг и проч. Поэтому именно состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в области экономики и социальных процессов, но в сферах политики, демографии, экологии и т.д.

Без перераспределения финансовых средств невозможно провести практически ни одного мероприятие в государстве. Иными словами, проведение любых мероприятий в государстве связано с его финансовой деятельностью. И именно поэтому необходимы те правовые основы, которые бы регулировали проведение финансовой деятельности государства, поскольку осуществляется она, естественно, в правовой форме.

Без участия финансов не может быть распределен национальный доход, являющийся главным материальным источником денежных доходов и фондов. С учетом объемов национального дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер.

Как уже говорилось, состояние финансов отражает, определяет состояние экономики страны.

Основное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы - понятия не тождественные. Сами по себе финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансы во многом зависят от финансовой политики государства. Сущность же финансов проявляется в их функциях. Назовем четыре функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая и стабилизационная и характеризуем каждую из них в отдельности.

Основные функции финансов две: распределительная и контрольная, которые осуществляются финансами одновременно. И это естественно, поскольку каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы: 1) зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян; и 2) доходы предприятий сферы материального производства.

Дальнейшее перераспределение национального дохода связано: а) с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; б) с наличием не только производственной, но и непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); в) с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В итоге формируются вторичные, или производные доходы, доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги.

Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между:

Производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства;

Отраслями материального производства;

Отдельными регионами страны;

Формами собственности;

Социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национально дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, - развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уровня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованности коллективов предприятий и организаций, а также работников в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении высоких результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция. Финансы, являясь инструментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.

Финансовый контроль в условиях перехода на рыночные отношения направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферы. Он охватывает весь комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Финансовый контроль - важное средство обеспечения законности финансовой и хозяйственной деятельности. Призванный предупреждать финансовые и экономические преступления, он стоит на страже товарно-материальных ценностей и денежных средств государства. Особое значение финансовый контроль приобретает в настоящее время, когда очень четко проявляется тенденция роста «беловоротничковой» экономической преступности.

Таким образом, финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Другими словами, важнейшая задача финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам (Подробнее см. главу «Финансовый контроль, его сущность и виды»).

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами, в частности, органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами, в большой степени зависит от их взаимодействия, координации совместной деятельности, а также от сотрудничества с правоохранительными органами.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы - государственные расходы, налоги, государственный кредит - в процесс воспроизводства. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию финансы должны выполнять в условиях перехода и развития рыночных отношений.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики.

Один из важных элементов финансового механизма - финансовое планирование, которое в первую очередь относится к бюджетному планированию.

В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план на базе бюджета на текущий год. Его целями являются следующие:

а) информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

б) комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

в) выявление необходимости и возможности осуществления перспективных мер в области финансовой политики;

г) отслеживание долгосрочных негативных тенденций для своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года:

1-й год - год, на который составляется бюджет;

2-й и 3-й годы - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты данной экономической политики.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг; предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы; страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая, а также денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов-увеличение национального дохода.

Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.

Финансы - это прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода.

В 1960-1990-х годах текущего столетия доля национального дохода, перераспределяемая через все звенья финансовой системы, резко возросла: с 9-18% накануне первой мировой войны, до 35-50% и более-в настоящее время.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Определение условий осуществления планомерного управления процессом создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов предполагает изучение возможностей соотнесения и коррекции содержания конкретных планов и конкретной внешней экономической ситуации.

В рамках изучения финансов, денежного обращения и кредита предполагается рассмотрение уровней взаимодействия финансовых планов на основании анализа содержащихся в них показателей финансовой и экономической деятельности. При этом условием эффективного практического использования системы взаимосвязанных финансовых планов является качество финансового планирования в системе управления.

Определение условий реализации процесса управления предприятием, адекватного современной экономической ситуации на основании согласования планирования экономической деятельности предприятия вообще и его финансовой деятельности в частности, предполагает рассмотрение функционирования управления предприятием.

Условия реализации запланированных финансовых действий определяются тем, насколько планирование отвечает интересам практической деятельности предприятия, что определяется степенью согласования планируемых и реальных действий предприятия с развитием экономических процессов. Для получения целостного представления о данном вопросе необходимо более подробно остановиться на рассмотрении процесса управления финансами предприятия.

Страница: 83

Еще по теме Финансы:

  1. 3. 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов
  2. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КАПИТАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Филиал Российского Государственного Социального Университета г. Чебоксары

Специальность «Финансы и кредит»


Контрольная работа

По дисциплине «Финансы»


Чебоксары-2011

Введение


Термин финансы произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые слово стало употребляться в торговых городах Италии в XIII-XV вв. Позже им стали обозначать денежные отношения.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Финансы выражают денежные отношения, возникающие между, предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг; предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов, государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы; страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая. Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы воздействуют на производство, распределение и носят объективный характер (НД - вновь созданная стоимость или стоимость валового продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства). Финансы - это, прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение и перераспределение национального дохода. Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.


Финансы: возникновение, эволюция, сущность, место в системе финансовых отношений


Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства.

На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы.

С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI-XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала.

Для создания первых капиталистических предприятий широко использовались государственные займы и налоги. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма, позволяющей первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.

В условиях капитализма, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено, прежде всего, усилением милитаризации экономики. Военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли больше 2/3 всех государственных расходов. Огромные средства направлялись на содержание государственного аппарата - парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здраво охранение были крайне невелики. Основным источником доходов были налоги.

К началу XX в. государство стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

Значительное развитие получило вмешательство государства в экономику. Оно стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам, так называемые экспортные премии.

Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.

Были созданы межгосударственные фонды денежных средств. Появились новые государственные расходы.

Огромные расходы вызывают необходимость увеличения налогов - главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственные и местные бюджеты.

Развитие финансов. Возникновение и развитие финансов обусловлено такими факторами, как:

) общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;

) развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД, а также изменением функций денег, механизма их обращения;

) появление самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для производства необходимые денежные фонды;

) создание и усложнение сферы деятельности государства.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с разнообразными по форме процессами, которые проявляются в общественной жизни и обязательно сопровождаются движением денежных средств (распределение прибыли, перечисление налоговых платежей, внесение внебюджетных и благотворительных платежей).

Движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений - отношения между различными участниками общественного производства.

Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Важный признак финансов - денежный характер финансовых отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов.

Следующим признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов, которые формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение различных потребностей общества.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Реально формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Это является важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий.

Итак, финансы - это денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

На ранних стадиях развития общества, когда в роли денег выступали товары (скот, соль, а позднее металлы), существовал эквивалентный обмен товаров. Функция денег - средство платежа, и на ее базе появление кредитных денег и знаков стоимости создает условия, когда товар и действительные деньги не встречаются в обмене не только во времени, но и в пространстве. При этом растет неэквивалентный обмен, а подчас вообще обмен ценностями нарушается. Спекуляция на товарном, денежном, валютном рынках приводит к перераспределению ВВП и НД. Подобные же отношения возникают и при функционировании финансов.

Финансы, являясь инструментом второй стадии общественного воспроизводства, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в целом.

Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:

) финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении);

) финансы могут быть катализатором экономических процессов (что вытекает из распределительной функции).

Распределение начинается в сфере материального производства, эта сфера оказывает влияние на характер и масштабы производства.

Сфера обращения. Для нее характерны процессы купли-продажи. Потребительские свойства товара не меняются, меняется его стоимость. Товар продается, и предприятие получает выручку, происходит распределение этой выручки по фондам возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли-продажи.

Сфера потребления выделяет:

) коммерческие организации;

) бюджетные организации.

Сейчас существуют организации смешанного типа, где коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных организаций. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.

Экономический инструмент - экономическая категория, воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут 2 начала: первое - объективное (вытекающее из экономической категории), второе - субъективное (орудие реализации экономической политики государства). Влияние финансов:

) количественное (характеризуется пропорциями распределительного процесса);

) качественное (характеризуется воздействием финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования).

Качественная сторона влияния характеризуется пропорциями в распределительном процессе; отражает воздействие финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования через различные формы организации финансовых отношений; влияет на общественный продукт и связана с превращением финансов в стимул развития экономики. Такое превращение возможно, когда порядок формирования доходов, условия и принципы формирования фондов, направления их использования удается тесно увязать с экономическими интересами субъектов хозяйствования.

Экономический стимул - инструмент, который связан с материальными интересами субъектов хозяйствования. Сознательное использование финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка.


Функции финансов как проявление сущности. Общественное назначение финансов

финансы отношение

Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Эта функция реализует общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами. Здесь осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов: прибыли, начислений на социальное страхование и др.

Распределительная функция финансов обслуживает воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадии. Вместе с тем распределительная функция позволяет предприятиям сформировать фонды целевого назначения, необходимые для удовлетворения потребностей развивающегося производства и материального стимулирования работающих.

Распределительная функция финансов заключается в том, что:

через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;

вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

Еще одной не менее важной функцией финансов является контрольная, основу которой составляет движение финансовых ресурсов. Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают «универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта». Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Финансовая информация позволяет увидеть различные стороны работы предприятий, оценить результаты хозяйственной деятельности и на этой основе принимать меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция действует, не изолировано, а в тесном единстве с распределительной. Совместность действия этих функций позволяет полностью раскрыть экономическую сущность финансов. В реальной жизни не существует таких финансовых отношений, которые имеют только распределительный характер и не обладают контрольной функцией. В то же время нет и таких финансовых отношений, которые обладали бы свойством контроля и не являлись распределительными. В их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства. Она осуществляется с помощью множества методов и приемов (инвестирование, налогообложение, имитирование и др.).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.


Финансовые отношения на современном этапе. Виды финансовых отношений


Все финансовые отношения осуществляют распределение ВВП и НД; участвуют в формировании фондов и денежных средств, в использовании их. Все финансовые отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.

В общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы. Внутри каждой из названных сфер выделяют звенья. Группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий; внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы, подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий и т.д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.

Финансовая система РФ включает в себя следующие звенья финансовых отношений: гос. бюджет, внебюджетные фонды, гос. кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.

Финансовые отношения по природе являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Последние формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства.

Основной задачей финансовых отношений является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование социальных, управленческих, правоохранных, военных и производственных функций. Они формируются, главным образом, из налоговых, таможенных и прочих платежей, а также доходов, полученных от размещения государственных финансовых ресурсов и от реализации государственных ценных бумаг, от реализации государственного имущества или от сдачи его в аренду.

На уровне организаций финансовые отношения можно объединить в следующие группы:

а) финансовые отношения с государством представлены отношениями предприятий с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами по поводу уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей; с налоговыми и другими компетентными органами по поводу контроля правильности и своевременности уплаты налогов, по поводу государственного заказа и государственных закупок, по поводу дотаций, субвенций и т.п. Этот вид финансовых отношений характеризует строгая законодательная регламентация;

б) финансовые отношения <#"justify">1.Дробозина Л.П. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др. - М.: "Перспектива", 2007. - 477 с.

2.Ковалева А.М. Финансы / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 384 с.

.Мамедов О.Ю. Современная экономика. / О.Ю. Мамедов, Ростов-на-Дону:, "ФЕНИКС", 2006 г. - 608 с.

.Полякова Г.Б. Финансы. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 703 с.

.Ф.Н. Емельянова. Финансы (Основы теории финансов. Государственные и муниципальные финансы) / Учебное пособие. Чебоксары - 2007.- 238 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей,реализации продуктов и услуг;

предприятиями и вышестоящими органами, при создании централизованных фондов денежных средств и их распределения;

государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджет;

государством и гражданами при внесении ими налогов и других платежей;

предприятиями и гражданами и внебюджетными фондами при внесении ими платежей и получении ресурсов;

отдельными звеньями бюджетной системы;

органами имущественного и личного страхования,предприятиями и населением,при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

Сущность финансов проявляется в их функциях,а финансы выполняют2 основные функции:распределительную и контрольную.

Распределительная функция проявляется при распределении НД (национального дохода), когда происходит создание так называемых первичных фондов. Их сумма равна НД. Первичные доходы формируются при распределении НД среди участников материального производства.Они делятся на 2 группы:

зарплата рабочих, служащих;

Сущность и роль госбюджета определяются способом производства,функциями государства.Сущность госбюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:

1.Бюджет – это основной финансовый план государства.

2.Бюджет – самый крупный централизованный денежный фонд страны.

3.Бюджет является выражением экономических денежных распределительных отношений, т.е. он является частью системы финансов,представляет собой централизованные финансы.

К задачам бюджета можно отнести:

Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы).

Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы).

Контроль.

Государственная бюджетная система РФ включает три звена:

федеральный бюджет;

бюджеты субъектов федерации;

местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно.Основные средства концентрируются в федеральном бюджете.

Федеральный бюджет – ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории(налоги, государственный кредит, государственные расходы).

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием(Парламентом)Российской Федерации.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 33. Финансы выражают денежные отношения,которые возникают между::

  1. Роль финансового менеджмента в управлении финансами организаций. Цель, задачи и функции финансового менеджмента.

Сущность финансов как экономической категории в том, что финансы всегда имели денежную форму выражения.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между:

  1. предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
  2. предприятием и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;
  3. государством и предприятием при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансированием расходов ;
  4. государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
  5. предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
  6. отдельными звеньями бюджетной системы;
  7. страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;
  8. денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.

Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах, кроме того, движение всех инвестиционных ценностей, заменяющих в какой-то определенный момент времени денежные средства (ценные бумаги , драгоценные металлы и камни, объекты вложения капитала).

Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода страны (вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства). Финансы воздействуют на производство, распределение и потреблениеи носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

По своему материальному содержанию финансы -это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

Финансы - это прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании, за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

В современных условиях финансовые отношения подразделяют на:

  1. государственные финансы;
  2. финансы коммерческих организаций .

Основные признаки государственных финансов:

  1. денежные отношения между двумя субъектами (где нет денег, не может быть финансов);
  2. субъекты обладают различными правами , один из них (государство) обладает особыми полномочиями;
  3. в процессе этих отношений формируется государственный бюджет ;
  4. регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством.

Сущность финансов, как и любой экономической категории, выражается в их функциях.