Содержание элементов и систем инженерного обустройства. Инженерное обустройство территорий

0

Курсовая работа

Инженерное обустройство города Благовещенска

Введение. 3

РАЗДЕЛ 1. 4

Исходные данные для инженерного обустройства города Благовещенска. 4

РАЗДЕЛ 2. 5

Организация транспортного, пешеходного движения и инженерное обеспечение микрорайона. 5

  1. Определение ширины проезжей части улицы.. 5

. 6

. 10

. 12

  1. Проверка пропускной способности магистрали и перекрестка. 13
  2. Установление ширины тротуара. 15
  3. Выбор типа поперечного профиля. 16

4.1 Очертание поперечного профиля проезжей части . 17

4.2 Размещение зеленых насаждений . 17

  1. Инженерное благоустройство поселений. 20
  2. Способы прокладки подземных инженерных сетей. 26

Заключение. 28

Список используемой литературы.. 29


Введение

Главной целью написания данной курсовой работы является: запроектировать поперечный профиль магистральной улицы общегородского значения, определить ширину и взаиморасположение ее элементов, проезжей части, тротуаров, полос зеленых насаждений.

Освоение и благоустройство террито-рий населенных мест — важная градостроительная проблема. Любой город, поселок, сельский населен-ный пункт, архитектурный комплекс или отдельное здание строятся на конкретной территории, площадке, характеризу-ющейся определенными условиями — ре-льефом, уровнем стояния грунтовых вод, опасностью затопления паводковыми во-дами и др. Сделать территорию наиболее пригодной для строительства и эксплуа-тации архитектурных сооружений и их комплексов без чрезмерных затрат мож-но средствами инженерной подготовки.

При строительстве и эксплуатации населенных мест и отдельных архитек-турных сооружений неизбежно возника-ют задачи по улучшению функциональ-ных и эстетических свойств, что обеспечивается сред-ствами благоустройства городских тер-риторий. Благоустройство городов и поселений включает в себя ряд мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических условий жилой застройки, транспортному и инженерному обслуживанию населения, искус-ственному освещению городских территорий и оснащению их не-обходимым оборудованием, оздоровлению городской среды сред-ствами санитарной очистки. Транспортная сеть города должна обеспечивать скорость, ком-форт и безопасность передвижения между функциональными зо-нами города и в их пределах, связь с объектами внешнего транс-порта и автомобильными дорогами региональной и всероссий-ской сети. Сеть улиц, дорог, площадей и пешеходных пространств должна проектироваться как единая общегородская система, в которой четко разграничены функции ее составляющих.

РАЗДЕЛ 1

Исходные данные для инженерного обустройства города Благовещенска

Климатический район: I А

Зона влажности: 2 нормальная

Расчетная температура наиболее холодной пятидневки: -34 Сº

Район по давлению ветра (ветровой район): II , 0,30кПа

Район по весу снегового покрова (снеговой район): I, 0,8кПа

Преобладающее направление ветра: СЗ

Роза ветров, характеризующая годичную повторяемость направления и скорости ветров на основании многолетних наблюдений, построена в соответствии с таблицей 1 и приведена на рисунке 1.

Таблица 1

Повторяемость направления ветра, %

Направление ветра

Рис.1 Роза ветров
РАЗДЕЛ 2

Организация транспортного, пешеходного движения и инженерное обеспечение микрорайона

1. Определение ширины проезжей части улицы

Таблица 2

Исходные данные

Легковые автомобили

Дорожное покрытие - асфальтобетонное с повышенным содержанием щебня

Грузовые автомобили

Автобусы

Троллейбусы

Пешеходы

7000 чел/час

Расчетная скорость транспорта

65 км/час = 18 м/с

Красная фаза светофора

Желтая фаза светофора

Зеленая фаза светофора

Продольный уклон i (подъем)

Ширина проезжей части улицы зависит от ширины одной ее полосы и числа полос движения, необходимых для пропуска заданного транспортного потока.

Для установления ширины проезжей части нужно рассчитать:

Пропускную способность одной полосы движения для каждого вида транспорта;

Необходимое число полос движения;

Ширину каждой полосы движения.

Определяем общую продолжительность цикла работы светофора

Т ц = t к + t ж + t з + t ж , с

Т ц = 15 + 5 + 30 + 5 = 55 )

Где t к - красная фаза работы светофора,); t ж - желтая фаза, ); t з - зеленая фаза ). Среднее расстояние между регулируемыми перекрестками - 800 м.

1.1 Расчет пропускной способности одной полосы движения

Пропускную способность одной полосы движения находим по формуле

, ед/час

Где V - скорость движения различных типов транспорта, (м/с) ; L - динамический габарит, или безопасное расстояние между транспортными единицами, двигающимися попутно в колонне (включая собственную длину), (м) .

Безопасное расстояние между транспортными единицами определяется по формуле

Где t - промежуток времени между моментами торможения переднего и следующего за ним автомобилем, равный времени реакции водителя, зависит от квалификации водителя и принимается в пределах 0,7 - 1,5 с;

φ - коэффициент сцепления пневматической шины колеса с покрытием, изменяющийся в зависимости от состояния покрытия от 0,8-0,1 (0,6 по заданию);

g - ускорение свободного падения, (м/с 2) ;

i - продольный уклон, принимаемый при движении на подъеме со знаком плюс, при движении на спуске - со знаком минус;

l - длина экипажа, (м) (см. табл. 3);

S - расстояние между автомобилями после остановки, принимаем S =2м.

Таблица 3

Длина транспортных средств

легковые автомобили

грузовые автомобили

автобусы

трамваи и троллейбусы

легковые автомобили

грузовые автомобили

автобусы

трамваи и троллейбусы

При определении пропускной способности линий массового маршрутного транспорта, в том числе и автобусов, следует исходить из того, что она практически обуславливается пропускной способностью остановочных пунктов.

Пропускную способность остановочного пункта для автобуса можно вычислить по формуле:

, ед/час .

Где Т - полное время, в течении которого автобус находится на остановочном пункте, (с) :

Т = t 1 + t 2 + t 3 + t 4 , с

Где t 1 - время, затрачиваемое на подход к остановочному пункту (время торможения), (с) ;

t 2 - время на посадку и высадку пассажиров, (с) ;

t 3 - время на передачу сигнала и закрывание дверей, (с) ;

t 4 - время на освобождение автобусом остановочного пункта, (с) .

Находим отдельные слагаемые

t 1 = , c

Где l - «промежуток безопасности» между автобусами при подходе их к остановке, равный по длине одному автобусу, l 3 = 10 м;

b - замедление при торможении, принимается равным 1м/с 2 .

Где β = коэффициент, учитывающий, какая часть автобуса занята выходящими и входящими пассажирами по отношению к нормальной вместимости автобуса, для остановочных пунктов с большим пассажирооборотом, β = 0,2 ;

λ - вместимость автобуса, равная 60 пассажирам;

t 0 - время, затрачиваемое одним входящим или выходящим пассажиром, t 0 = 1,5 с ;

k - число дверей для выхода или входа пассажиров, принимаем для автобусов k = 2, для трамваев и троллейбусов k = 3.

Время на передачу сигнала и закрывание дверей t 3 принимается по данным наблюдений равным 30 с.

Время на освобождение автобусом, троллейбусом остановочного пункта

t 4 =, c

Где a - ускорение, равное 1м/с 2 .

автобусы троллейбусы

автобусы троллейбусы

автобусы троллейбусы

При вычислении пропускной способности полос проезжей части, используемой легковым и грузовым транспортом, надо учитывать, что расчетная скорость на перегоне не равна фактической скорости сообщения по улице. Реальная скорость сообщения зависит от задержек транспорта у перекрестков. Таким образом, расчетная пропускная способность полосы проезжей части между перекрестками определяется как пропускная способность перегона с введением коэффициента снижения пропускной способности α по формуле

Коэффициент снижения пропускной способности с учетом задержек на перекрестках вычисляем по формуле

Где L n - расстояние между регулируемыми перекрестками, равное в соответствии с заданием, L n = 800 м ;

а - среднее ускорение при трогании с места, а = 1 м/с 2 ;

b - среднее замедление скорости движения при торможении, b = 1 м/с 2 ;

t Δ - средняя продолжительность задержки перед светофором.

Средняя продолжительность задержки перед светофором рассчитывается по формуле

Для маршрутизированного транспорта коэффициент задержки движения α не определяется.

легковые автомобили

грузовые автомобили

Таким образом, расчетная пропускная способность одной полосы проезжей части для легкового и грузового транспорта с учетом коэффициента задержки движения α составит

N α = (N лег + N груз ) · α, авт./час

1.2 Определение числа полос проезжей части

Число полос для всех видов транспорта рассчитываем по формуле:

n =

где А - заданная интенсивность движения транспорта по улице в одном направлении в час пик.

легковые автомобили

грузовые автомобили

автобусы

троллейбусы

Пропуск транспорта заданной интенсивности движения могут обеспечить:

п = п 1 + п 2 +…п i

Если полос получилось две, то такое решение неизбежно вызовет снижение скорости легковых автомобилей, вынужденных двигаться по одной полосе вместе с грузовыми автомобилями, а также части грузовых автомобилей, которые, в свою очередь, будут двигаться по одной полосе с автобусами. Поэтому, исходя из состава транспортного потока, целесообразно принять три полосы движения в каждом направлении.

Если пропускная способность улицы рассчитывается не по специализированным полосам проезжей части, а как для смешанного транспортного потока в целом, необходимо привести смешанный поток к однорядному (легковой автомобиль), используя следующие коэффициенты приведения µ .

Таблица 4

Значение коэффициента приведения

Вид транспорта

Значение коэффициента µ

Легковые автомобили

Грузовые автомобили грузоподъемностью:

Свыше 2 до 5 т

Свыше 5 до 8 т

Свыше 8 до 14 т

Свыше 14 т

Автобусы

Троллейбусы

На многополосной проезжей части пропускная способность возрастает не прямо пропорционально числу полос, поэтому пропускную способность проезжей части с многополосным движением на перегонах следует определять с учетом коэффициента γ многополосности, принимаемого в зависимости от числа полос движения в одном направлении:

Одна полоса -1

Две полосы -1,9

Три полосы -2,7

Четыре полосы -3,5

Учитывая коэффициент многополосности 2*1,9=3,8≈4 полосы

1.3 Установление ширины проезжей части улиц

Ширина проезжей части улиц в каждом направлении определяется формулой:

В = b · п

Где b - ширина одной полосы движения, (м) ;

п - число полос движения.

Для магистральной улицы общегородского значения ширину полосы принимаем равную 3,75 м. Наименьшее число полос для улиц и дорог указано в таблице без учета полос для временной стоянки автомобилей. В связи с этим и учитывая, что улица с обеих сторон застроена административными зданиями, у которых может останавливаться большое число автомобилей, предусматриваем специальную полосу шириной 3 м для их стоянки.

Общая ширина проезжей части в каждом направлении движения составит:

В = b · п + 3, м

Ширину проезжей части улиц и дорог устанавливаем по расчету в зависимости от интенсивности движения.

Таким образом, ширина проезжей части составит 36 м.


2. Проверка пропускной способности магистрали и перекрестка

Проводим проверочный расчет пропускной способности магистрали в узком сечении и у перекрестка в сечении стоп-линии. Пропускная способность в этом сечении зависит от режима регулирования, принятого на перекрестке.

Расчет выполняем по формуле:

, авт./час.

Где N n - пропускная способность одной полосы проезжей части у перекрестка в сечении стоп-линии, авт./час.;

t n - интервал во времени прохождения автомобилями перекрестка, принимаемый в среднем 3 с;

V n - скорость прохождения автомобилями перекрестка (принимаем 18 км/ч), м/с.

Учитывая необходимость обеспечения левых и правых поворотов на перекрестке, требующих специальных полос проезжей части, для определения пропускной способности магистрали используем следующую формулу:

N м = 1,3 N п (п-2), авт./час.

Где N п - пропускная способность магистрали в сечении стоп-линии, авт./час;

1,3 - коэффициент, учитывающий право- и лево- поворотное движение;

п - число полос.

Для сравнения пропускной способности в данном случае приведем все заданные виды транспорта к одному (легковому автомобилю) используя формулу:

N = A·µ , авт/час

Где А - заданная интенсивность движения транспорта по улице в одном направлении в час пик;

µ - коэффициент приведения.

Легковые автомобили 540· 1=540

Грузовые автомобили грузоподъемностью до 2 т 300· 1,5 =450

Автобусы 16· 2,5=40

Троллейбусы 25·3=75

ИТОГО ΣN: 1105 авт./час.

Таким образом, N м > ΣN (1560>1105) и пропускная способность магистрали в сечении стоп-линии обеспечивает прохождение транспортного потока заданной интенсивностью.


3. Установление ширины тротуара

Перспективная интенсивность пешеходного движения на тротуарах в каждом направлении 7000 чел/час. Пропускная способность одной полосы тротуара 1000 чел/час.

Необходимое число полос п = 7000/1000 = 7 полос

Ширина одной полосы ходовой части тротуара 0,75 м.

Таким образом, ширина ходовой части тротуара В = 0,75·7 = 5,25 м.


4. Выбор типа поперечного профиля

В связи с тем, что основными элементами улицы по стоимости и сложности устройства являются проезжая часть и тротуары, намечаем вначале схему поперечного профиля улицы, используя полученную по расчету ширину проезжей части и тротуаров. После этого можно будет приступать к размещению полос зеленых насаждений, мачт освещения и подземных инженерных коммуникаций.

Для указанных в задании условий движения рассматриваем поперечный профиль улицы в двух вариантах:

Поперечный профиль улицы без полосы для разделения встречного движения;

Поперечный профиль улицы с полосой для разделения встречного движения.

Ширина разделительных полос и других элементов улиц указана в таблице 5.

Таблица 5

Размеры элементов городских улиц

Местонахождение и назначение

скоростные

магистральные

общегородского значения

районного значения

местного значения

Между проезжими частями для разделения встречного потока

Между основной проезжей частью и проезжими частями местного значения

Между проезжей частью и трамвайным потоком

Между проезжей частью и велодорожкой

Между проезжей частью и тротуаром

Между тротуаром и трамвайным полотном

Между тротуаром и велодорожкой

Для лучшей организации движения желательно наличие осевой разделительной полосы, однако, учитывая необходимость создания наиболее полной изоляции жилой застройки от шума и вибрации, вызываемых проходящим транспортом, выбираем первый вариант поперечного профиля улицы.

Согласно этому варианту кроме полосы зеленых насаждений между проезжей частью и тротуаром намечаем еще одну - между тротуаром и линией застройки.

4.1 Очертание поперечного профиля проезжей части

Поперечный профиль проезжей части принимаем параболического очертания. Такой профиль наилучшим образом отвечает требованию водоотвода, так как обеспечивает быстрый сток воды с проезжей части к лоткам и дождеприемным колодцам.

В первом варианте тротуар отделен от проезжей части однорядной площадкой деревьев и от линии застройки газоном.

Во втором варианте проезжая часть разделяется газоном (разделительной полосой), а тротуар, примыкающий к линии застройки, отделен от проезжей части однорядной посадкой деревьев.

4.2 Размещение зеленых насаждений

Минимальную ширину полос зеленых насаждений, м, принимаем по следующим данным.

Посадка деревьев:

Однорядные 2 м

Двухрядные 5 м

Посадка кустарника:

Низкорослого 0,8 м

Среднего 1 м

Крупного 1,2 м

Намеченные зеленые полосы в поперечном профиле проектируем шириной по 2м.

В первом случае мачты освещения могут быть расположены в зоне зеленых насаждений у тротуаров с обеих сторон улицы, во втором — посередине разделительной полосы.

В таблице 6 приведены наибольшие и наименьшие поперечные уклоны проезжей части.

Средний поперечный уклон проезжей части принимаем равным 20%. Для разбивки поперечного профиля ширину проезжей части делим на десять равных частей по 3,6 м и определяем значение ординат для промежуточных точек.

Таблица 6

Размещение подземных инженерных сооружений

Таблица 7

Минимальные расстояния от подземных сетей до зданий, сооружений и зеленых насаждений

фундаментов жилых и общественных зданий

мачт, опор наружного освещения, контактной сети и связи

трамвайных путей (от крайнего рельса)

искусственных сооружений

деревьев

кустарников

силовые кабели и кабели связи

газопроводы:

низкого давления до 0,05 кгс/см 2

среднего давления до 3 кгс/см 2

высокого давления 3-6 кгс/см 2

высокого давления 6-12 кгс/см 2

5. Инженерное благоустройство поселений

В связи со стремительным развитием промышленности, энергетики, транспорта территории населенных мест все в больших масштабах начинают испытывать отрицательные воздействия от вредных выбросов и стоков, шума, электромагнитных излучателей и других неблагоприятных явлений. Основу борьбы с этими явлениями, как правило, составляют инженерные мероприятия. Поэтому инженерные основы охраны окружающей среды также можно считать существенной составляющей благоустройства городских территорий.

Инженерное обеспечение современного города представляет собой сложную систему инженерных коммуникаций, сооружений и вспомогательных устройств. Инженерные коммуникации бывают подземными, наземными и надземными.

Подземные инженерные сети, главным образом используемые в городах, являются одним из важнейших элементов инженерного благоустройства городских территорий. Городские подземные сети предназначены для комплексного и полного обслуживания нужд городского населения, культурно-бытовых предприятий и потребностей промышленности. К подземным инженерным сетям относятся трубопроводы, кабели и коллекторы.

Водоснабжение городов имеет большое значение в связи с тем, что водопотребление на хозяйственно-питьевые, коммунальные и производственные нужды все более увеличивается. Ожидается, что водопотребление на хозяйственно-питьевые и коммунальные нужды достигает 400-500 л и более. Водопотребление в городах различно и зависит от категории города (численности населения), наличия и развития промышленности, степени благоустройства города, климатических условий и ряда других факторов.

При проектировании водопроводных сетей очень важно предусмотреть сохранение в трубах необходимой температуры воды. Следовательно, она не должна чрезмерно охлаждаться и нагреваться. Поэтому принято, что водопроводные сети, как правило, укладывают под землей. Но при технологическом, и технико-экономическом обосновании допускаются и другие виды размещения.

Чтобы исключить переохлаждение и промерзание водопроводных труб, глубина их заложения, считая до низа, должна быть на 0,5 м больше расчетной глубины проникания в грунт нулевой температуры, т. е. глубины промерзания грунта. Для предупреждения нагревания воды в летнее время года глубину заложения трубопроводов следует принимать не менее 0,5 м, считая до верха труб.

Водопроводные сети делают кольцевыми и в редких случаях тупиковыми, так как они менее удобны при ремонте и эксплуатации и в них может застаиваться вода.

Диаметр труб принимают расчетом в соответствии с указаниями СНиП 2.04.02-84. Диаметр труб водопровода, объединенного с противопожарным, для городских районов составляет не менее 100 мм и не более 1000 мм. Минимальный свободный напор в сети водопровода города при хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли принимается при одноэтажной застройке не менее 10 м, при большей этажности на каждый этаж добавляется 4 м, что обеспечивает возможность использовать водопроводную сеть для тушения пожаров. Для этой цели на всей протяженности водопроводной сети через 150 м устанавливают специальные устройства для подключения пожарных шлангов — гидрантов. Нормами предусмотрено, что для наружного пожаротушения необходим расход воды 100 л/с.

Канализация. Современное благоустройство города требует наличия развитой канализации для своевременного удаления с городской территории сточных вод, которые в зависимости от состава подразделяются на хозяйственно-бытовые, производственные и ливневые (дождевые и талые) стоки. Для отвода сточных вод в городах применяются общесплавной, раздельный, полураздельный и комбинированный способы.

Общесплавной способ канализации заключается в том, что все городские сточные воды отводятся по одной системе труб. Этот вид канализации применяется недостаточно широко в связи со значительным удорожанием очистных сооружений, но используется в С.-Петербурге, Тбилиси, Самаре, Риге, Вильнюсе и других городах.

При раздельном способе устраиваются две сети трубопроводов. По одной сети труб отводятся бытовые и сточные воды, а по другой — дождевые и условно чистые производственные сточные воды. В городах нашей страны раздельный способ канализации наиболее распространен. Однако следует отметить, что в настоящее время он имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что поверхностные стоки сбрасываются в водоемы, как правило, без достаточной очистки, тем самым способствуя их загрязнению. Этот способ следует считать наиболее прогрессивным, но требующим высокой степени очистки ливневых стоков.

Диаметры канализационных труб системы зависят от количества сточных вод, которое определяется степенью благоустройства, т.е. нормой водопотребления, наличием горячего водоснабжения. Так, норма расхода сточной воды при централизованном горячем водоснабжении и наличии ванны — 400 литров в сутки на 1 человека, а при газонагревательных установках — 300 литров в сутки.

Трассу канализации выбирают с помощью технико-экономической оценки возможных вариантов. При прокладке трубопроводов расстояние от наружных поверхностей труб до сооружений и инженерных коммуникаций должны приниматься в соответствии со СНиП 2.04.03-85, исходя из условий защиты смежных трубопроводов и производства работ.

Наименьшую глубину заложения принимают в соответствии со СНиП 2.04.03-85 для канализационных труб диаметром до 500 мм на 0,3 м, для труб большого диаметра — на 0,5 м менее наибольшей глубины проникновения в грунт нулевой температуры, но не менее 0,7 м до верха трубы, считая от отметок планировки.

Электроснабжение. Снабжение потребителей электроэнергией осуществляется тепловыми электростанциями (ТЭС), гидроэлектростанциями (ГЭС). Наиболее перспективна атомная отрасль энергетики.

Основным направлением в области обеспечения потребителей электроэнергией является создание энергосистем, таких как единая энергосистема европейской части страны, объединенных в Единую энергетическую систему. Основные потребители электроэнергии — города. Их электропотребление составляет почти 80% общего потребления электроэнергии в стране. В настоящее время на коммунально-бытовые нужды города используется примерно 20% расходуемой электроэнергии, остальная часть приходится на промышленность.

Система электроснабжения города состоит из сети внешнего электроснабжения, высоковольтной (35кВ и выше) сети города и сетевых устройств среднего и низкого напряжений с соответствующими трансформирующими установками. Электрические сети выполняются в виде воздушных линий электропередач (ЛЭП) и кабельных прокладок. В настоящее время осуществлена замена воздушных высоковольтных линий в черте города на кабельные, поскольку площадь занятых воздушными линиями земель составляет сотни гектаров.

Газоснабжение. В топливно-энергетическом обеспечении городов продолжает возрастать доля газа. Газоснабжение городов определяется расходами на промышленные и жилищно-коммунальные нужды, причем последние все время растут, поскольку увеличивается количество газифицированных квартир.

Система газоснабжения крупного города — это сети различного давления в сочетании с газохранилищами и необходимыми сооружениями, обеспечивающими транспортировку и распределение газа.

Газ подается к городу по нескольким магистральным газопроводам, которые заканчиваются газорегуляторными станциями (ГРС). После газорегуляторной станции газ поступает в сеть высокого давления, которая закольцовывается вокруг города и от нее к потребителям через головные газорегуляторные пункты (ГРП).

Городские сети для обеспечения надежности газоснабжения обычно решаются кольцевыми и лишь в редких случаях тупиковыми. Прокладка газопроводов независимо от давления газа выполняется, как правило, подземно по улицам, дорогам города и межмагистральным территориям.

Теплоснабжение городов предусматривает обеспечение теплом жилищно-коммунальных и промышленных потребителей. В городах главным образом применяется централизованное теплоснабжение. Централизованное теплоснабжение улучшает окружающую среду, поскольку с его развитием ликвидируются мелкие котельные.

Потребление тепла в городе зависит в основном от климатических условий, степени благоустройства, этажности застройки, объема зданий. Тепло расходуется в основном на отопление, горячее водоснабжение, вентиляцию и кондиционирование воздуха, при этом в городе на жилищно-коммунальные нужды расходуется до 40% общего теплопотребления.

Основными источниками тепла для теплофикации городов являются теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), вырабатывающие как тепло, так и электроэнергию. В перспективе для теплоснабжения городов могут найти широкое применение АТЭЦ на атомном топливе или атомные котельные, которые заменят паротурбинные ТЭЦ и котельные, работающие на органическом топливе. Для теплоснабжения городов могут быть использованы и другие источники энергии, например солнечная и геотермальная энергия. Городские ТЭЦ и районные котельные размещаются вне селитебной территории, в промышленных и коммунально-складских зонах.

В соответствии со СНиП 2.07.01-89* теплоснабжение городов и жилых районов с застройкой зданиями высотой более двух этажей должно быть централизованным.

Магистральные сети располагаются по главным направлениям от источника тепла и состоят из труб больших диаметров от 400 до 1200 мм. Разводящие сети имеют диаметр трубопроводов ответвлений от магистральных от 100 до 300 мм, а диаметр трубопроводов, ведущих к потребителям от 50 до 150 мм.

Трассу тепловых сетей в городах прокладывают в отведенных для инженерных сетей технических полосах параллельно красным линиям улиц, дорог и проездов вне проезжей части и полосы зеленых насаждений, но при обосновании допускается расположение теплотрассы под проезжей частью или тротуаром улиц. Теплосети нельзя прокладывать вдоль бровок террас, оврагов или искусственных выемок при просадочных грунтах.

Уклон тепловых сетей независимо от направления движений теплоносителя и способа прокладки должен быть не менее 0,002.

В СНиП 2.04.07-86 и СНиП 3.05.03-85 приведены особые условия для устройства пересечений тепловыми сетями других подземных сооружений.


6. Способы прокладки подземных инженерных сетей

Существует несколько способов или приемов прокладки подземных сетей:

Прокладка подземных сетей раздельно в самостоятельных траншеях;

Прокладка подземных сетей совмещено в общей траншее;

Прокладка подземных сетей совмещено в проходных и полупроходных коллекторах и каналах;

Прокладка подземных сетей в непроходных каналах.

Расстояния от подземных сетей до зданий, сооружений, зеленых насаждений и до соседних подземных сетей регламентируются. Минимальные значения этих расстояний даны в СНиП 2.07.01-89*.

При ширине улиц более 60 м в пределах красной линии сети водопровода и канализации прокладывают по обеим сторонам улиц. При реконструкции проезжих частей улиц и дорог обычно сети, расположенные под ними переносят под разделительные полосы и тротуары. Исключение могут составлять самотечные сети хозяйственно-бытовой и ливневой канализации.

Таблица 8

Наименьшая глубина заложения сетей, считая до их верха

Подземные сети

Глубина заложения сетей

Водопровод при диаметре труб, мм:

ниже глубины промерзания на 0,2 м

от 300 до 600

выше глубины промерзания на 0,25 диаметра

выше глубины промерзания на 0,5 диаметра

Канализация при диаметре труб, мм:

выше глубины промерзания на 0,3 м

выше глубины промерзания на 0,5, но не менее 0,7 м от планировочной отметки

Газопровод:

влажного газа

ниже глубины промерзания 1,65 м

осушенного газа

в непучинистых грунтах в зоне проезжей части усовершенствованными покрытиями 0,8 м, без усовершенствованных покрытий 0,9 м

Теплопровод:

при прокладке в канале

при безканальной прокладке

вне проездов

при пересечении проездов

Заключение

Таким образом, в данной курсовой работе я запроектировала поперечный профиль магистральной улицы общегородского значения, определила ширину и взаиморасположение ее элементов, проезжей части, тротуаров, полос зеленых насаждений. Ширина проезжей части составляет 36 м.

Список используемой литературы

  1. Николаевская И.А., Морозова Н.Ю., Горлопанова Л.А. Инженерные сети и оборудование территорий, зданий и стройплощадок: Учебник:/ Под ред. О.А. Николаевской. - 224 с, М: Академия, 2004.
  2. Владимиров В.В., Давидянц Г.Н., Расторгуев О.С., Шафран В.Л. Инженерная подготовка и благоустройство городских территорий - М.: Издательство Архитектура - С. 2004.
  3. Калицун В.И., Кедро В.С., Ласков Ю.М. Гидравлика, водоснабжение и канализация, Учебное пособие. - М., Стройиздат, 2000 - 397 с.
  4. Белецкий Б.Ф. Санитарно-техническое оборудование зданий (монтаж, эксплуатация и ремонт). - Ростов на Дону: Феникс. 2002. - 512с.
  5. СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги.
  6. СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
  7. СНиП 2.04.02-84 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.
  8. СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения.
  9. СНиП 2.04.05-86 Отопление, вентиляция и кондиционирование.
  10. СНиП 2.08.01-89 Жилые здания.
  11. СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы.
  12. СНиП III-39-76 Трамвайные пути.
  13. Пособие по проектированию земляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорог промышленных предприятий (к СНиП 2.05.07-85).
  14. Справочник проектировщика. Современные системы отопления и водоснабжения. Б, 1991 г.
  15. СНиП 23-01-99* Строительная климатология / Госстрой России. - М.: ГУП ЦПП, 2003.
  16. СНиП II-3-79* Строительная теплотехника / Госстрой России. - М.: ГУП ЦПП, 2003.

Скачать: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

ТЕМА 1.

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

1.1. Понятие об инженерном обустройстве территории и связь с другими дисциплинами

ИОТ подразумевает в себе весь комплекс мероприятий, направленных на многогранное обслуживание как сельских, так и городских населенных мест.

ИОТ тесно взаимосвязана с другими дисциплинами:

1.1.1. Мелиорация земель: мелиоративная оценка почв в различных зона; оросительные и осушительные мелиорации, их способы, влияние на природный комплекс территорий; водоисточники для орошения и водоснабжения, использование водных ресурсов в сельском хозяйстве; гидротехнические противоэрозионные мероприятия, земельные мелиорации (культуртехнические мероприятия, землепользование, пескование, глинование); фитомелиорация; климатические мелиорации; охрана почв и водных ресурсов при мелиорации земель; рекультивация земель.

1.1.2. Основы агромелиорации и садово-паркового хозяйства ; взаимоотношения леса и среды; строение и жизнь лесных насаждений; древесные и кустарниковые породы; основы ведения и организации лесного хозяйства; защитное лесоразведение; основы садово-паркового хозяйства.

1.1.3. Основы озеленения населенных мест: категории озелененных территории и взаимовлияние зеленых насаждений городской среды, озеленение и благоустройство городских и сельских поселений, организация санитарно-защитных зон, рекреационные участки, пригородные и зеленые зоны городов; элементы благоустройства и малые архитектурные формы; основы зеленого хозяйства городов, охрана и содержание зеленых насаждений.

1.1.4. Инженерное оборудование территории: дороги местного назначения - дорожные изыскания, проектирование сети местных дорог; профиль и план дороги; дорожные одежды; основные принципы строительства и ремонта местных дорог; трассирование и технические характеристики внешних инженерных серей линейных сооружений: электроснабжение; газоснабжение; водоснабжение; водоснабжение; канализационные и очистные сооружения; теплофикация; системы связи.

1.1.5. Инженерное обустройство застроенных территорий ; проектирование основных инженерных коммуникаций города, принципы трассирования и технико-экономические характеристики линейных сооружений, основы проектирования и строительства дорог, улиц, проездов, сетей энергоснабжения, размещение канализационных и очистных сооружений, приемы водоотведения и др., проектирование системы теле- и радиосвязи; вертикальная планировка.

1.2. Цель, методы, основные задачи и структура дисциплины.

Основной целью изучения дисциплины «Инженерное обустройство территории» является получение знаний, необходимых для применения различных видов и технологий мелиорации сельскохозяйственных земель и рекультивации нарушенных земель в соответствии с их целевым назначением и в комплексе с другими видами лесомелиоративных мероприятий, в частности организации благоустройства и озеленения населенных мест, агролесомелиорации, ведения лесного и садово-паркового хозяйства.

Кроме того, данная дисциплина предполагает овладение теоретическими знаниями и практическими навыками в области проектирования и размещения сетей инженерного оборудования территорий - дорог местного значения и внешних инженерных сетей (энергоснабжения, газо- и водоснабжения, очистных и канализационных сооружений, систем теплофикации; связи и др.).

Данные знания одинаково пригодны как для обустройства территории предприятий и организаций, связанных с использованием земли, так и застроенных территорий (городов, поселков и сельских населенных мест)

Дисциплина включает в себя следующие курсы:

Мелиорация земель;

Основы агролесомелиорации и садово-паркового хозяйства;

Основы озеленения населенных мест;

Инженерное оборудование территорий;

Инженерное обустройство застроенных территорий.

Дисциплина подробно рассматривает следующие вопросы:

Сущность мелиорации сельскохозяйственных земель, рекультивации нарушенных земель;

Принципы выбора экологически безопасных видов и технологий мелиорации и рекультивации земель;

Основы ведения и организации лесного хозяйства;

Основы лесоустройства;

Виды и группы защитных лесных насаждений;

Агролесомелиоративные мероприятия по борьбе с водной и ветровой эрозией почв;

Основы садово-паркового хозяйства;

Основные принципы проектирования и строительства дорог и внешних инженерных сетей и их параметры;

Знать принципы озеленения и благоустройства населенных пунктов, системы озеленения горо­дов;

Основные нормы проектирования озелененных территорий;

Основы зеленого хозяйства городов, охраны и содержания зеленых насаждений;

Основные принципы трассирования и технико-экономические характеристики линейных сооружений и сетей в городах и сельских населенных мест;

Методы вертикальной планировки;

Способы расчета земляных работ;

Материалы, используемые для составления схем вертикальной планировки и проектов детальной планировки.

Дисциплина формирует у студента следующие навыки:

Запроектировать простейшую оросительную систему;

Разработать схему организации орошаемых угодий в увязке с техническими характеристиками поливной техники;

Разработать простейшую осушительную систему с применением закрытого дренажа или каналов;

Разработать проект рекультивации земель;

Дать эколого-экономическое обоснование принятых решений;

Выполнять анализ эстетических и экономических качеств городской среды;

Определять целесообразные способы размещения зеленых объектов и элементов благоустройства для увеличения градостроительной и экономической ценности городских территорий;

Формировать систему открытых пространств.

Инженерное благоустройство территорий - это инженерная подготовка территории, инженерное оборудование, озеленение, инженерное благоустройство естественных и искусственных водоемов, санитарное благоустройство города, малые архитектурные формы. Инженерное благоустройство является неотъемлемой частью градостроительного проектирования и освоения городских территорий. Проектирование и реализация любого крупного проекта благоустройства городской территорий направлены на создание оптимальных санитарно-гигиенических условий и включают в себя сложный комплекс инженерных мероприятий и сооружений, обеспечивающих пригодность территорий для различных видов использования.

При разработке мероприятий по инженерному благоустройству городских территорий решают следующие архитектурно-планировочные и инженерно-технические задачи:

Инженерная подготовка

Инженерное оборудование

Озеленение и благоустройство

Санитарная очистка

Охрана и улучшение окружающей среды

Состав, последовательность и содержание комплекса инженерных мероприятий зависят от природных факторов среды, степени антропогенных и техногенных нарушений территории, величины объекта и его функционального назначения.

При разработке проектов планировки и застройки городских и сельских поселений предусматривают следующие мероприятия по инженерной подготовки территории:

Создание необходимых уклонов улиц и дорог для движения автомобилей и пешеходов и прокладки подземных инженерных сетей;

Вертикальная планировка поверхности земли, обеспечивающая оптимальные условия для размещения и возведения зд. и соор. и отвода дождевых и талых вод.

Специальные

Защита прибрежных территорий от размыва, затопления паводковыми водами и подтопления подземными водами, снижения уровня грунтовых вод;

Освоение заболоченных территорий

Борьба с оползнями оврагообразованием эрозией

Защита оползневых и оплознеопасных территорий

Инженерная подготовка территорий составленнойпросадочными грунтами

Инженерная подготовка заторфованных территорий, территорий с иловыми накоплениями и вечномерзлыми грунтами

Восстановление нарушенных территорий горными и открытыми выроботками, полигонами;

Строительство и эксплуатация инженерных сооружений: прокладка дождевых и дренажных сетей, возведение плотин и дамб обвалования, техническая эксплуатация систем инженерных сооружений;

Организация водоемов;

Искусственное орошение

Особого назначения

Защита территорий от абразии, селевых потоков, снежных лавин;

Инженерная подготовка территорий составленной карстом;

Освоение территорий с сейсмическими явлениями.


Вертикальная планировка территорий и организации рельефа - это комплекс инженерных мероприятий по искусственному изменению преобразованию и улучшению существующего рельефа местности для использования в градостроительных целях.

Отвод поверхностных вод осуществляют со всей селитебной территории, для чего ее делят на бассейны стока, откуда дождевые воды с соответствующей санитарным требованиям очисткой направляют в водоемы. Для обеспечения стока дождевых вод с жилых территорий к водоприемным устройствам на улицах территории микрорайонов располагают на более высоких отметках, чем отметки красных линий ограничивающих их улиц. С поверхности жилых дворов, других внутримикрорайонных участков удаление дождевых вод осуществляется по лоткам вдоль местных проездов к водоприемникам улиц.

Мероприятия по инженерному оборудованию (водоснабжение, канализация, электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение и т.д.) разрабатываются в составе проектов детальной планировки и проектов застройки жилых районов и микрорайонов. В пределах жилых районов инженерные сети водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения и газоснабжения подразделяются на: питающие (магистральные), идущие от источника питания до места их присоединения к распределительным сетям; распределительные идущие до ответвлений разводящих сетей; разводящие идущие до присоединения к внутридомовым системам. Сети канализации и водостоков делятся на принимающие, идущие от места присоединения внутридомовых систем до подключения их к собирающим сетям; отводящие, обеспечивающие отвод хозяйственно-бытовых и дождевых стоков до очистных сооружений.

Подземные инженерные сети следует размещать преимущественно вне дорожных покрытий, параллельно красным линиям и линиям застройки и по возможности по кратчайшим направлениям.

Для прокладки подземных инженерных сетей используют следующие приемы: индивидуальную или раздельную прокладку, когда каждая из сетей размещается независимо от сроков и способов прокладки других, согласно техническим и санитарным требованиям; совмещенную, при которой несколько сетей прокладывают в общей для них траншее; прокладку в общих коллекторах.

Основы инженерного обустройства и оборудования территории

Раздел 1. Значение инженерного обустройства и оборудования территории

Понятие и задачи инженерного обустройства территории

При строительстве и эксплуатации населенных пунктов неизбежно возникают задачи по улучшению функциональных и эстетических свойств территории – ее озеленению, обводнению, освещению и т.д., что обеспечивается средствами благоустройства городской территории.

Любой населенный пункт (город, поселок), архитектурный комплекс или отдельное здание строятся на конкретной территории, площадке, характеризующейся определенными условиями – рельефом, уровнем стояния грунтовых вод, опасностью затопления паводковыми водами и др. Средства инженерной подготовки позволяют сделать территорию наиболее пригодной для строительства и эксплуатации архитектурных сооружений и их комплексов при оптимальных затратах денежных средств.

Освоение и благоустройство территорий населенных мест – важная градостроительная проблема, в решении которой участвуют многие специалисты, в том числе архитекторы. Выбранная для строительства города или уже освоенная территория часто требует совершенствования, улучшения эстетических качеств, озеленения, защиты от различных негативных воздействий. Эти задачи решаются средствами инженерной подготовки и благоустройства территорий. На начальном этапе строительства городов, как правило, выбирают для застройки лучшие территории, не требующие больших работ по инженерной подготовке. С ростом городов лимит таких территорий заканчивается и приходится застраивать неудобные и сложные территории, требующие значительных мероприятий по их подготовке к строительству.

Таким образом, инженерное обустройство территории включает два этапа: инженерную подготовку территории и ее благоустройство.

Инженерная подготовка территории – это работы, основу которых составляют приемы и методы изменения и улучшения физических свойств территории или ее защиты от неблагоприятных физико-геологических воздействий.

Решение же вопросов приспособления и обустройства территории для нужд градостроительства относят к благоустройству этих территорий. То есть инженерная подготовка предваряет строительство города, а благоустройство – это уже составляющая процесса строительства и развития города, имеющая целью создание здоровых условий проживания в нем.

– работы, связанные с улучшением функциональных и эстетических качеств уже подготовленных в инженерном отношении территорий. Инженерное благоустройство территории включает в себе весь комплекс мероприятий, направленных на многогранное обслуживание как сельских, так и городских населенных мест.

Элементы благоустройства города:

строительство улично-дорожной сети, мостов, разбивка парков, садов, скверов, озеленение и освещение улиц и территорий, а также обеспечение города комплексом инженерных коммуникаций – водопроводом, канализацией, тепло- и газоснабжением, организация санитарной очистки территорий и воздушного бассейна города (с помощью озеленения).

Генеральные планы городов

Планировку города можно характеризовать как организацию его территории, определяемую комплексом экономических, архитектурно-планировочных, гигиенических и технических задач и требований. Наиболее прогрессивным методом проектирования городов является комплексный метод , когда одновременно решаются вопросы инженерной подготовки,

застройки и благоустройства города. Но это возможно только в условиях проектирования нового города.

Совершенствование и развитие городской среды существующего города решается путем реконструкции (перестройки, восстановления) старых кварталов и строительства новых районов, соответствующих новым требованиям.

Система градостроительного проектирования имеет многоступенчатую структуру (стадии планировки, проектирования) в направлении от больших территорий к меньшим и от территорий к отдельным объектам.

Основные стадии проектирования :

– территориальные планировки – схемы и проекты районной планировки регионов, областей, административных районов;

– генеральные планы городов;

– проекты детальной планировки районов городов (центра города, административных и планировочных районов, жилых районов и микрорайонов и т.д.);

проекты застройки – технические проекты ансамблей, площадей, улиц, набережных и др.

Целью разработки генеральных планов городов является определение рациональных путей организации и перспективного развития жилых и промышленных территорий, сети обслуживающих учреждений, транспортной сети, инженерного оборудования и энергетики.

Генплан города – это долгосрочный комплексный градостроительный документ, в котором на основе анализа существующего состояния города разрабатывается прогноз развития всех структурных элементов на период до 25 лет. В границах городской черты в генплане выделяются следующие функциональные зоны:

– селитебная (территории жилых районов и микрорайонов);

– промышленные;

– территории общественных центров;

– рекреационные (сады, скверы, парки, лесопарки);

– коммунально-складские;

– транспортные;

– прочие.

Все эти зоны соединены между собой сетью улиц и дорог различного класса; в

результате формируется планировочная структура города. Основными чертежами

генплана города являются:

– схема функционального зонирования;

– схема планировочной организации территории города.

В составе генерального плана разрабатываются также вопросы инженерного благоустройства (в том числе озеленения) территории города, транспортного и инженерного обслуживания.

Вопросы инженерной подготовки вместе с комплексной оценкой территории решаются обычно на предыдущей стадии проектирования – в схемах и проектах районной планировки и ТЭО развития города.

Генеральный план сельского и городского населенного пункта
  1. Цели и задачи разработки генерального плана (проекта планировки населенного пункта)
  2. Задание на проектирование планировки населенного пункта
Условия пригодности территорий для строительства населенных пунктов
  1. Естественные условия пригодности территорий для строительства населенных пунктов
Основные градостроительные принципы
  1. Основные стороны и важнейшие принципы планировки, их взаимосвязь
  2. Зонирование территории населенного пункта (функциональное, территориальное, строительное)
  3. Требования к использованию территорий основных зон населенного пункта
Архитектурно-планировочная структура населенного пункта
  1. Планировочная структура населенного пункта, ее элементы
  2. Архитектурно-планировочная композиция, определение, понятия, ее компоненты
  3. Важнейшие средства и приемы архитектурно – планировочной композиции
Транспортно-планировочная организация населенного пункта
  1. Улицы как основа планировочной структуры и архитектурно-планировочной композиции населенных пунктов
Размещение жилых домов
  1. Типологическая и конструктивная характеристики жилых домов
  2. Санитарно-гигиенические и противопожарные требования к размещению жилых домов
Организация жилой зоны, жилой застройки
  1. Архитектурно-планировочная структура и композиция жилой зоны
Здания и сооружения культурно-бытового назначения
  1. Условия организации культурно-бытового обслуживания населения
  2. Предприятия торговли, общественного питания и бытового об¬служивания
  3. Кооперированные здания и комплексы общественных центров
Общественный центр
  1. Структура, функции, архитектурно – пространственная композиция общественного центра
Реконструкция населенного пункта
  1. Очередность и этапы осуществления мероприятий по реконструкции жилой зоны
  2. Социальные и архитектурно-планировочные задачи реконструкции
Инженерная подготовка и обустройство территории населенных пунктов
  1. Основные задачи инженерной подготовки территории населенных пунктов
  2. Виды инженерных мероприятий по подготовке территорий населенных пунктов
Благоустройство в проектах планировки населенных пунктов
  1. Мероприятия по сохранению и улучшению среды населенных пунктов
Состав производственной зоны сельского населенного пункта
  1. Организация сельскохозяйственного предприятия как основа размещения производственных объектов
  2. Функциональные взаимосвязи между производственными комплексами, жилой зоной, сельскохозяйственными угодьями и дорогами
  3. Санитарно-гигиенические зооветеринарные и противопожарные условия размещения производственных объектов
  4. Общие правила планировки и застройки территории производственного комплекса
Основы формирования производственной зоны города
  1. Общие требования формирования производственной зоны города
Градостроительные требования к размещению промышленности
  1. Градостроительные требования к размещению промышленности
Технико-экономическая оценка планировки населенных пунктов
  1. Система показателей для оценки планировочных решений жилой и производственной зоны
Заключение
Термины и определения
Литература

Инженерное обустройство населенных пунктов

Дорожное строительство. Наиболее дорогостоящий вид благоустройства — строительство и оборудование дорог, проходящих по улицам. Стоимость их зависит от типа дорожной одежды и конструкции проезжей части. Качество дорожной одежды влияет на внешний вид поселковой улицы.

Применяемые в населенных пунктах дорожные одежды можно разделить на усовершенствованные капитальные, усовершенствованные облегченные и переходного типа.
К усовершенствованным капитальным дорожным одеждам относят цементно-бетонные, асфальтобетонные, а также брусчатые, мозаиковые и клинкерные на цементно-бетонном или щебеночном основаниях. К усовершенствованным облегченным дорожным одеждам относят щебенчатые, обработанные битумом. Дорожные одежды переходного типа (булыжные, осколочные, мостовые, щебеночные, необработанные вяжущим материалом) можно рассматривать как временные. В последующем их можно использовать как основания для создания дорожного полотна более высокого класса. Во всех случаях предусматривают корыто глубиной 35…40 см с одним или двумя слоями асфальтобетона толщиной 3…4 см. Тротуары покрывают асфальтом (3 см) или асфальтовыми плитками (4 см) по слою щебня толщиной 10…15 см.

Водоснабжение . Это важнейший вид благоустройства. Оно может удовлетворять следующие нужды: питьевые, хозяйственные, противопожарные, производственные, ирригационные. Водоснабжение может быть местным, групповым или централизованным.

К местному относят водоснабжение из шахтных колодцев и ключей. Групповая система состоит из водозабора из шахтных колодцев и ключей с организацией каптажа и подачи воды насосами в водопроводную сеть, подводящую воду к группам зданий. Централизованная сеть водопровода производит водозабор из закрытых источников (артезианских скважин) без очистки воды и из открытых источников (реки, озера) с предварительной очисткой воды перед подачей ее в сеть.

Участки для размещения водозаборных сооружений должны находиться в благоприятных в санитарном отношении условиях. Зона санитарной охраныдля источников водоснабжения состоит из первого и второго поясов. В проектах планировки обязательно определяют границы первого пояса, или зоны строгого санитарного режима.

Для подземных источников водоснабжения границы первого пояса санитарной охраны устанавливают в зависимости от защищенности водоносных горизонтов с поверхности: для водоносных горизонтов, перекрытых водонепроницаемыми пластами, в радиусе не менее 30 м, для незащищенных горизонтов — 50 м (рисунок 26).

Для открытых источников водоснабжения зону первого пояса санитарной охраны устанавливают в зависимости от местных санитарно-топографических и гидрогеологических условий, но во всех случаях вверх по течению — не менее 200 м от водозабора, вниз по течению — не менее 100 м от водозабора, вдоль берега — не менее 100 м от линии уреза воды при наивысшем ее уровне.

Границы второго пояса согласовывают с местной санитарно-эпидемиологической станцией. Воду, забираемую из открытых источников для хозяйственно-питьевых целей, отстаивают, фильтруют и обеззараживают на очистной станции.

Рисунок 26 - Участки водозаборных сооружений: а — участок закрытого водного источника: R1— зона строгого санитарного режима (30 м); R2 — зона санитарной охраны (50 м); б — участок открытого водного источника: 100, 150, 200 м — расстояние от насосной станции
первого подъема; I, IIжилая и производственная зоны

Водопроводные сооружения обычно строят по типовым проектам. Состав их при использовании открытых источников водоснабжения следующий: насосная станция первого подъема в месте водозабора с зоной санитарной охраны строгого режима;

Канализация . Сточные воды, которые необходимо отводить из населенных пунктов, разделяют на три вида: хозяйственно-фекальные, производственные и атмосферные стоки. Норма водоотведения составляет 80 % нормы водопотребления. Для районов неканализационной застройки норма водоотведения составляет 25 литров на одного жителя в сутки.
Для отвода сточных вод используют раздельную систему канализации, неполную раздельную и общесплавную. Раздельная система канализации состоит из двух сетей труб для отвода хозяйственно-фекальных, производственных стоков и дождевых (талых) вод в ближайшие водные протоки. Неполная раздельная система канализациипринимает все стоки, кроме атмосферных, которые отводят по системе открытых лотков и каналов. Общесплавная системапредусматривает устройство общей канализационной сети для отведения всех сточных вод на очистные сооружения.

В зависимости от характера и количества сточных вод применяют механический и биологический способы их очистки.
Механический способявляется подготовительным к биологической очистке, а в благоприятных условиях — как самостоятельный, в особенности в период развития канализации. В состав сооружений механической очистки входят решетки, дробилки, песколовки, жироловки, отстойники. Биологическая очисткаможет быть естественной и искусственной. Естественная биологическая очистка производится на полях орошения, полях фильтрации и в биологических прудах, искусственная в специальных очистных сооружениях по различным технологиям.

Поля орошения бывают коммунальные и земледельческие, используемые под посевы сельскохозяйственных культур. Норма территории в расчете на 100 жителей составляет для сельскохозяйственных полей орошения 35...70 га при нагрузке 5...20 м3 на 1 га в сутки, для коммунальных полей орошения — 10..15 га на 100 жителей при нагрузке 10...90 м3 на 1 га. При недостатке площади можно использовать поля фильтрации. Для них требуется в расчете на 1000 жителей 3...5 га при нагрузке 50...250 м3 на 1 га. Устройство полей орошения и фильтрации возможно в районах со среднегодовыми температурами воздуха не ниже 0° С на территориях со спокойным рельефом (уклон не более 2 %), песчаными, супесчаными или суглинистыми грунтами. По контуру полей орошения и фильтрации предусматривают посадку полос ивы и других влаголюбивых древесных насаждений шириной 10...20 м.

При выборе сооружений биологической очистки для сельских населенных пунктов в первую очередь необходимо установить возможность устройства поля орошения или поля фильтрации. На полях фильтрации сточные воды предварительно отстаивают. Поля орошения устраивают во всех климатических зонах, за исключением районов Крайнего Севера и вечной мерзлоты.
Подсобная площадь на проезды по оросительной и осушительной сети составляет до 25 % полезной площади земледельческих полей орошения.
В зоне одноэтажной усадебной застройки устройство централизованной канализации неэкономично. В этом случае возможна местная канализация в виде полей подземной фильтрации, устройство которой целесообразно для групп, а также отдельных зданий.

С целью ликвидации станции перекачки и напорных коллекторов следует не допускать застройку улиц усадебными и блокированными или секционными домами на разных сторонах. Следовательно, с обеих сторон улицы с канализационным коллектором должны быть застроены блокированными, секционными жилыми домами, подключаемыми к канализационной сети. Усадебные дома должны иметь собственную местную систему смывной канализации.

Теплоснабжение . Централизованное теплоснабжение в сельских населенных пунктах проектируют для секционных и блокированных жилых домов, для общественных и части производственных зданий. Тепло получают от общепоселковой или от местной котельной, которые размещают на отдельных участках вне жилых территорий, по возможности ближе к центру тепловых нагрузок с учетом рельефа территории и ветров преобладающего направления.
Размеры участка для котельной при работе ее на твердом топливе составляют 0,5 га, на жидком топливе — 0,25, на газообразном топливе — 0,15 га. От жилых и общественных зданий при работе на твердом топливе котельные размещают не ближе 35 м, на жидком топливе — 25 и на газообразном топливе —15 м.
Индивидуальное теплоснабжение получают с помощью печей различных конструкций.

Газоснабжение . Населенные пункты газифицируют от магистральных газопроводов природного газа, газовых заводов и от установок сжиженного газа. Природный газ подают по трубам через газораспределительные станции и газорегуляторные пункты, где снижается давление газа до потребительской нормы. Газораздаточные станции строят вне населенных пунктов, а газорегуляторные пункты — на поселковых газовых сетях.
В населенных пунктах, удаленных от источников газа, широко распространено баллонное газоснабжение сжиженным газом. Баллоны для снабжения зданий сжиженным газом устанавливают в металлических шкафах, пристроенных к глухим стенам зданий. Существуют также групповые установки с хранением сжиженного газа в подземных резервуарах. В зависимости от объема резервуаров, характера и огнестойкости зданий их размещают на расстоянии 8...50 м от зданий. Место хранения резервуаров ограждают, к нему прокладывают проезды с твердым покрытием.

Электроснабжение . Населенные пункты электрифицируют в основном от сети государственных высоковольтных линий. При невозможности или нецелесообразности присоединения к энергетической системе предусматривают электроснабжение от местной электростанции.
Воздушные линии электропередач (ЛЭП) напряжением 35 кВ и выше располагают за пределами населенных пунктов. Электрические сети напряжением до 10 кВ размещают в населенных пунктах, причем в точках ввода ЛЭП устанавливают понижающие трансформаторы. Расстояние от них до зданий зависит от степени огнестойкости зданий: при первой и второй степени огнестойкости - 7…10 м, при третьей степени - 9…12 м, при четвертой и пятой - 10…16 м.
Ширина охранной зоны линий электропередачи от крайних проводов с обеих сторон составляет: для линий до 20 кВ - 10 м, для линий до 35 кВ - 15 м.

Телефонизация и радиофикация . В сельских населенных пунктах телефонизацию и радиофикацию осуществляют от районных АТС чаще по воздушным линиям, реже по подземным кабелям, проложенным на глубине 0,4-0,5 м.


© Михалев Ю.А. Основы градостроительства и планировки населенных пунктов . Учебное пособие / Красноярский государственный аграрный университет - Красноярск, 2012 - 237 с.