Вклад аристотеля в анализ товарной формы. Экономические взгляды аристотеля

древнегреческий мыслитель. Его основными сочинениями, в которых содержатся размышления по экономическим вопросам, являются «Никомахова этика» и «Политика». Рассматривая способы приобретения богатства и удовлетворения потребностей, Аристотель выделял экономику и хрематистику. Экономика имеет своей целью приобретение потребительных стоимостей, необходимых для жизни и для домашнего хозяйства, а также для государственных нужд. Деятельность такого рода является необходимой и обусловлена естественными причинами. К сфере экономики Аристотель относил и мелкую торговлю, поскольку она необходима для удовлетворения потребностей людей в предметах первой необходимости. Хрематистика по Аристотелю - это искусство наживать состояние путем торговли. В отличие от экономики, хрематистика не является необходимой и не сообразуется с законами природы. Значительный вклад в формирование экономической науки Аристотель внес своим анализом формы стоимости. Он отмечал, что вещь может быть использована двояким образом: для удовлетворения определенной потребности и для обмена. Эти свойства вещи Аристотель считал потребительными стоимостями, причем в духе своей натурально-хозяйственной концепции первый способ использования вещи он объявлял естественным, а второй неестественным. Анализируя обмен, он сделал очень важный вывод о том, что «как без обмена не было бы... взаимоотношений, так без приравнивания - обмена, а без соизмеримости - приравнивания». Деньги, по мнению Аристотеля, были изобретены людьми для удобства обмена. Их основными функциями он считал функцию меры стоимости и функцию средства обращения. В то же время он проводил различие между обращением денег как денег и обращением денег как капитала. Относя использование денег для получения прибыли к сфере хрематистики, он осуждал такого рода деятельность, доказывая, что деньги по своей природе не могут приносить деньги.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Аристотель

(384-322 до н. э.)

Древнегреческий философ и ученый. Родился в Стагире. В 367 отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона (347), был участником платоновской Академии. В 343 был приглашен Филиппом (царем Македонии) воспитывать его сына Александра. В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). Умер в Халкиде на Эвбее, куда бежал от преследования по обвинению в преступлении против религии. Был сторонником умеренной демократии.

Социально-экономические взгляды Аристотеля несколько отличались от взглядов его ближайшего предшественника Платона. Прежде всего, это касалось идеалов общественного устрйоства. Аристотель (метек, женившийся на дочери отпущенного раба) был свободен от аристократических предрассудков, которым был подвержен Платон. В связи с этоим Аритотель исповедовал социальную философию близкую современной западной: идеализация среднего сословия (среднее сословие - наилучшее, я хочу быть средним в государстве).

Аристотель собрал огромный исторический материал о греческих городах-государствах, на котором была основана его теория государства. Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это - монархия, аристократия и полития (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, Аристотель был противником больших государственных образований.

Рассуждая о системе наук и месте экономической науки в ней, Аристотель разделял эту экономическу науку на две части: экономику и хрематистику. Обе части на самом деле предствляют собой прикладные дисциплины: первая - теорию домоводства (как и у Ксенофонта) а вторая - теорию бизнеса. Рассуждения о хрематистике интересны тем, что в них Аристотель выражает свои взгляд на развитие торговли, обмена и денег (см. его произведение Об искусстве наживать состояние).

Впервые в истории экономической мысли у Аристотеля заходит раговор о пропорциях обмена благ - о теории ценности (см. Никомахову этику). Аристотель пытается понять, почему определенное количество одного блага обменивается на определенное количество другого и предлагает найти нечто общее, что содержится в благах и даст возможность приравниванию их друг к другу в определенной пропорции. Поскольку в самих благах ничего общего нет, нужно рассмотреть еще и тех людей, которые участвуют в обмене - производителей этих благ. А у них есть общее - затраченный труд на произвоство этих благ. Следовательно, блага обмениваются пропорционально затрататам труда на их производство.

Не смотря на то, что Аристотель был менее аристократичен, чем Платон, он поддерживал идею изначального неравенства всех людей. Существует так называемое естественное право, которое объясняет попарное устройство общества. Как писал Аристотель, :необходимость побуждает прежде всего сочетаться попарно тех, кто не может сущствовать друг без друга, - мужчину и женщину и точно так же должны относиться между собой господин и раб.

:Остановимся прежде всего на господине и рабе и посмотрим на их взаимоотношения с точки зрения практической пользы. Можем ли мы для уяснения этого отношения стать на более правильную сравнительно с имеющимися теориями точку зрения?

3. Дело в том, что, по мнению одних, власть господина над рабом есть своего рода наука, причем и эта власть и организация семьи, и государство, и царская власть - одно и то же, как мы уже упомянули вначале. Наоборот, по мнению других, самая власть господина над рабом противоестественна; лишь по закону один - раб, другой - свободный, по природе же никакого различия нет. Поэтому и власть господина над рабом, как основанная на насилии, несправедлива.

4. Собственность есть часть дома, и приобретение есть часть семейной организации: без предметов первой необходимости нельзя не только хорошо жить, но и вообще жить. Во всех ремеслах с определенно поставленной целью нужны бывают соответствующие орудия, если работа должна быть доведена, до конца, и из этих орудий одни являются неодушевленными, - другие- одушевленными (например, для кормчего руль - неодушевленное орудие, рулевой - одушевленное), потому что в искусствах ремесленник- играет роль орудия. Так точно и для домохозяина собственность оказывается своего рода орудием для существования. И приобретение собственности требует массу орудий, причем раб - некая одушевленная собственность, как и вообще в искусствах всякий ремесленник как орудие стоит впереди других инструментов.

5. Если бы каждое орудие могло выполнять свойственную ему работу само, по данному ему приказанию или даже его предвосхищая:если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы. Орудия как таковые имеют своим назначением продуктивную деятельность, собственность же является орудием деятельности активной:

6. В силу специфического отличия продуктивной и активной деятельности, конечно, соответственно различны и те орудия, которые потребны для той и для другой. Но жизнь - активная деятельность, а не продуктивная; значит, и раб служит тому, что относится к области деятельности активной. "Собственность" нужно понимать втом же смысле, что и часть. Часть же есть не только часть чего-либо другого, но она вообще немыслима без этого другого. Это вполне приложимо и к собственности. Поэтому господин есть только господин раба, но не принадлежит ему; раб же не только раб господина, но и всецело принадлежит ему.

7. Из вышеизложенного ясно, что такое раб по своей природе и по своему назначению: кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб. Человек же принадлежит другому в том случае, если он, оставаясь человеком, становится собственностью; последняя представляет собой орудие активное и отдельно существующее.

Аристотель, Политика, книга 1.

Источники: Большая cоветская энциклопедия. В 31 т. М., Советская энциклопедия, 1969-1978.

Переведенные работы:

Аристотель. Сочинения в 4 томах. М. 1976.

Отличное определение

Неполное определение ↓

(384-322 г. дон.э.)

Аристотель родился в 384 г. до н.э. в городе Ста- гире, греческой колонии во Фракии. Его отец Нико- мах был личным врачом македонского царя Амин- ты III, деда Александра Македонского. В отроческие годы Аристотель помогал своему отцу в его медицинской практике. К отцу он относился всегда с большим уважением и впоследствии назвал своего сына в честь отца - Никомахом.

В возрасте 15 лет Аристотель лишился родителей. Через два года в 367 г. Аристотель приехал в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти своего учителя, был участником платоновской Академии (сначала в качестве ученика, а затем и преподавателя). В 343 году македонский царь Филипп пригласил Аристотеля в качестве воспитателя своего сына Александра. Александр восхищался Аристотелем. По его собственным словам, он любил учителя не меньше, чем отца, говоря, что Филиппу он обязан тем, что живет, а Аристотелю - тем, что живет достойно.

Занятия с Александром закончились, когда юноша увлекся военным делом и стал принимать участие в походах своего отца. В 335 году Аристотель вернулся в Афины и создал там свою философскую школу, получившую название Ликей (в латинском написании - Лицей), поскольку она находилась возле храма Аполлона Ликейского. Он читал лекции во время прогулок с учениками, поэтому школа его последователей вошла в историю под названием «перипатетики» (прогуливающиеся). После смерти Александра Македонского в 323 г. в Афинах вспыхнуло восстание против македонского господства. Аристотель, который всегда выступал за более тесные связи Афин с Македонией, был обвинен в непочтительности к богам. Поводом для обвинения послужило одно раннее стихотворение Аристотеля.

Чтобы избежать участи Сократа, учителя Платона, приговоренного к смерти по подобному обвинению, Аристотель бежал в город Халки- ду на остров Эвбея, где через год скончался от болезни желудка.

Аристотель не отличался внешней привлекательностью. Как отмечали греческие биографы, он страдал дефектами речи, был невысокого роста и сухощав, с маленькими глазами и постоянным выражением насмешки на лице.

Основные работы’: «Политика»

«Никомахова этика»

" Работы, в которых в наибольшей степени нашли отражение экономические взгляды Аристотеля.

Значительный шаг вперед в осмыслении экономических отношений сделал ученик Платона выдающийся древнегреческий философ Аристотель.

Аристотель жил в обществе и дышал воздухом цивилизации, жизненно важным институтом которой являлось рабство. Понятно, что вопрос отношения к рабству, его морального оправдания занимает в работах Аристотеля важное место. Тем более что рабство в это время уже превратилось в социальную и экономическую проблему. Аристотель считает рабство естественным, проистекающим из того, что люди неравны от природы: «Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие - рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо» 1 .

Вообще следует подчеркнуть, что отношение к исследуемому объекту с точки зрения его естественности и справедливости характерно для всей экономической мысли античности, а также и для мыслителей более позднего времени. Поэтому экономические учения этого периода носят в значительной мере нормативный характер: не столько анализируются существующие экономические отношения, сколько дается их нравственная оценка («хорошо» или «плохо») и говорится о том, какими эти отношения должны быть.

«...Аристотель в первую очередь интересовался тем, что выглядело „естественным" и „справедливым" с точки зрения его идеала хорошей и добродетельной жизни. Экономические факты и связи между экономическими фактами, которые он рассматривал и подвергал оценке, предстают в свете тех идеологических предубеждений, которые следует ожидать от человека, принадлежащего к развитому праздному классу и писавшего для этого класса, презиравшего работу и занятия хозяйством, и, конечно, любившего земледельца, который его кормил, и ненавидевшего кредитора, который его эксплуатировал».

Й. Шумпетер. История экономического анализа. Т. 1. С. 73.

Но даже в рамках этого нормативного подхода мы впервые находим у Аристотеля попытки теоретического анализа некоторых экономических проблем. Й. Шумпетер, сравнивая Аристотеля с Платоном, подчеркивает: «Достижения Аристотеля совсем иные. ...Существенная разница заключается в том, что анализ, как самостоятельная цель, можно сказать, отсутствовавший в мышлении Платона, являлся главной движущей силой мышления Аристотеля» .

Одним из ключевых вопросов, всегда волновавших мыслителей- экономистов, является вопрос о ценности товара и рыночной цене. Почему качественно разнородные товары могут обмениваться друг на друга, как определяется пропорция такого обмена, чем определяется ценность товара, какую роль в этом играют деньги? Учитывая, что Древняя Греция во времена Аристотеля фактически стала центром мировой торговли, эти вопросы не могли не заинтересовать энциклопедический ум философа.

Аристотель анализирует процесс обмена, различает у товара два свойства, или характеристики - потребительную ценность (полезность для человека) и меновую ценность (способность обменяться на другой товар). Более того, он понимает, что меновая ценность товара каким-то образом связана с его потребительной ценностью. Аристотель видит в процессе обмена некое равенство, понимает, что если один товар обменивается на другой, значит, в них есть что-то общее, они имеют общую меру. Уже сама по себе такая постановка вопроса была колоссальным шагом вперед, поскольку знаменовала собой переход от простого описания явлений к поиску внутренних зависимостей, к их теоретическому объяснению. Аристотель, таким образом, дал толчок последующему развитию экономической мысли.

Конечно, у Аристотеля нет еще развитой концепции ценности - поставив вопрос, он не смог дать на него законченный ответ. Однако совершенно очевидно, что Аристотель указывает направление поиска ответа: «...Все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставимо. ...Расплата будет иметь место, когда справедливое равенство установлено так, чтобы землевладелец относился к башмачнику, как работа башмачника к работе земледельца» . Фактически Аристотель нащупывает здесь своего рода трудовую теорию ценности, пытается увязать между собой рыночную цену различных товаров и труд работников, производящих эти товары. Но развить эту идею великий философ не смог, и она снова появится в экономической науке много веков спустя в трудах представителей классической политической экономии.

Проблему рыночного обмена и цены, как и другие экономические проблемы, Аристотель также стремится трактовать с позиций справедливости. В частности, он рассматривает случай монополии (т.е. наличие на рынке одного продавца) и делает вывод о несправедливости такой ситуации, потому что монополист устанавливает цену, выгодную для себя.

Аристотель вводит различия между двумя видами справедливости - «коммутативной» и «дистрибутивной» (сами эти термины, происходящие от латинских слов commutare - менять и distribuo - распределять, появились позже). Коммутативная справедливость заключается в установлении равенства ценностей вещей, являющихся объектами договора, дистрибутивная - в наделении равными благами людей с одинаковыми заслугами. Своего рода критерием справедливости в обмене для Аристотеля является его эквивалентность: если кто- то получает в результате обмена больше, чем имел, - он наживается, а если получает меньше, чем было первоначально, - терпит убытки. Нужно, чтобы никто не терпел убытка и не наживался. Иными словами, цена вещей, являющихся объектом договора, должна устанавливаться по взаимному согласию покупателя и продавца. Получается, что, если продавец (или покупатель) сам устанавливает цену на свой продукт, он делает это с целью обеспечить свою выгоду и такая цена не будет справедливой (как в случае с монополистом). Но тогда справедливой может быть лишь такая цена, которую участники обмена не могут изменить в свою пользу, - а это конкурентная рыночная цена. Конечно, Аристотель, не излагал проблему в таких терминах, но смысл его позиции заключается именно в этом.

Естественно, что экономика, где сложилось разделение труда, предполагает наличие не случайного обмена, а постоянной торговли, которая в свою очередь не может нормально развиваться на бартерной основе, без денег. Какова природа денег, в чем их роль в развитии хозяйства - вот еще одни из ключевых вопросов экономической науки. И здесь мы находим у Аристотеля все тот же нормативный подход, основанный на противопоставлении естественного и неестественного, присущего природе человека и противного ей.

Экономике, как естественной хозяйственной деятельности, связанной с управлением домашним хозяйством, Аристотель противопоставляет так называемую хрематистику (khrimatistike ), под которой он понимал искусство наживать состояние. Этот термин придумал сам Аристотель (он произвел его от слова chrema - имущество, владение). Экономика как сфера человеческой деятельности связана с необходимостью обеспечения разумного личного потребления и предполагает производство необходимых для жизни продуктов и обмен в тех пределах, которые позволяют получать человеку то, что ему нужно.

Хрематистика - это деятельность, направленная на увеличение богатства прежде всего в денежной форме. Посредническая торговля и особенно ростовщичество имеют своей целью не получение необходимых потребительских товаров, а деньги как таковые и их прирост, а у этой цели нет количественного предела. Такую деятельность Аристотель считает противоестественной и осуждает.

Обратимся к первоисточнику

«...В искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в достижении цели, а целью здесь оказывается богатство и обладание деньгами... Все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить количество денег до бесконечности.

В основе этого направления лежит стремление к жизни вообще, но не к благой жизни; и так как эта жажда беспредельна, то и стремление к тем средствам, которые служат к утолению этой жажды, также безгранично.... Поэтому с полным основанием вызывает ненависть ростовщичество, так как оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег.... Этот род наживы оказывается по преимуществу противным природе».

Аристотель. Политика / Соч. Т. 4. С. 392-393,395.

Исходя из концепции экономики и хрематистики Аристотель подходит к пониманию сущности денег. Деньги, по его мнению, возникают как средство, облегчающее обмен товара на товар, деньги должны выполнять функции средства обращения и меры ценности. Однако он понимает, что деньги - это не просто знак, лишенный внутренней ценности. Деньги должны быть сделаны из материала, который сам по себе является благом. Иными словами, Аристотель исходит из товарной природы денег, но в результате деньги неизбежно становятся ценностью сами по себе, из средства они превращаются в цель, порождают в людях страсть к накоплению - хрематистику, которую Аристотель осуждал.

В целом, оценивая наследие великого древнегреческого философа, необходимо подчеркнуть, что Аристотель занимает особое место в истории экономических учений. «Он впервые подверг анализу основные экономические явления и закономерности тогдашнего общества и стал, по существу, первым экономистом в истории науки».

  • Аристотель. Политика // Соч. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 384.
  • Шумпетер Й. История экономического анализа. Т. 1. С. 69-70.
  • Аристотель. Никомахова этика // Соч. Т. 4. С. 156.
  • Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 4-е изд.М.: Политиздат, 1985. С. 19.

Экономические воззрения Аристотеля

Древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.) уделял значительное внимание проблемами античной экономики. К его работах «Никомахова этика» и «Политика» философ рассматривал многочисленные проблемы экономики древнегреческого полиса. В этих работах он выделял различные формы хозяйственной и финансовой деятельности. «Экономику», то есть натуральное хозяйство, и торговлю, мыслитель выделял в самостоятельные виды активности. Экономика, согласно его мнению, связана с удовлетворением естественных потребностей человеческого сообщества и оправданна. Второй вид хозяйственной деятельности, согласно его мнению, - «хрематистика» , к которой он относил крупную торговлю, ростовщичество и все остальные явления экономической активности, связанные с накоплением денег. Хрематистика , согласно Аристотелю, связана с обогащением, бессмысленным накоплением богатства в денежной форме и является аморальной. При этом, как отмечал древнегреческий философ, экономика может совмещаться с хрематистикой . Так, если торговая деятельность продуктивна по своей сути, эти торгово-посреднические операции относятся к сфере экономики, а если цель торговой активности - аморальное обогащение, то такая торговая деятельность относится к хрематистике .

Аристотель также неоднозначно рассматривал вопрос этичности использования денег в хозяйственной деятельности. В том случае, если деньги используются в обмене в хозяйственной активности в рамках экономики, тогда использование денег морально оправдано. Но использование денег в ростовщических операциях нарушает нормы этики. Он также полагал, что деньги как результат общественного договора созданы как средство обмена, а не обогащения и деньги не должны приносить доход. Поэтому доход, получаемый в результате ростовщических операция, является результатом не использования «финансового потенциала денег» , а аморальной эксплуатации заимодавцем должника. Этот вид финансовой деятельности относится к издержкам хрематистики , подрывая принципы натурально-хозяйственных отношений в экономике полиса. А появившиеся в результате соглашения между людьми деньги являются не более, чем средством обмена. Аристотель легитимизирует только использование денег как средства обмена и осуждает использование денег не по их «истинному назначению» . Поэтому ростовщичество и спекулятивные сделки откровенно вызывают у него лютую, бешеную ненависть.

Аристотель также обосновал идеи о справедливой цене товара. Данные идеи в дальнейшем были рассмотрены в трудах средневековых схоластов, например Ф. Аквинского.

Аристотель также занимался социологическим анализом экономической системы полиса. Семья или хозяйство, согласно его мнению, ― это первичная экономическая единица. Семья ценна не только сама по себе, но и тем, что включает человека в более широкую систему ― экономическую и общественную. Аристотель описывал человечество как естественную иерархию, со степенью разума как фактором, определяющим место в этой иерархии. На вершине находятся обладающие силой общего понимания, понимания сути трансцендентального, ум которых дает возможность им это постичь - ученые и философы. Ниже ученых и философов находятся обычные граждане, достаточно разумные для того, чтобы управлять политическими делами. Ниже обычных граждан стоят ремесленники и рабочие. В самом низу иерархии находятся люди, обладающие разумом в той степени, чтобы обслуживать других ― рабы от природы. Древнегреческий мыслитель был защитником рабовладения, которое он считал естественным состоянием организации общества.

Аристотель рассматривал частную собственность, накопленную в рамках экономической деятельности и не связанную со спекуляциями с капиталом, как необходимое условие существования общества в полисе. Философ также утверждал, что группы населения, не располагающие собственностью, как и располагающие чрезмерно большими состояниями, в наибольшей степени склонны к противозаконным действиям, потому оба слоя ― богачей и бедняков не могут способствовать ни политической, ни экономической стабильности города-государства.

Экономические воззрения Аристотеля сложились в результате практики и традиции хозяйствования древнегреческого полиса и разделяли экономическую деятельность согласно моральным критериям. Таким образом, согласно его воззрениям, экономическая деятельность в виде сельскохозяйственной и производительной деятельность оправдывались, а торговые и ростовщические операции осуждались. Посреднические и ростовщические операции с капиталом Аристотель считал низменным занятием, также как и Платон, пренебрегая ролью заемных средств в процессе стимулирования развития хозяйства полиса.

Вместе с этим читают:
Законы Хаммурапи
Идеальная экономика Платона
Экономическое учение Аквинского

Аристотель - древнегреческий философ, ученик Платона.

Аристотель, свои экономические суждения основывал на рабовладении, рассматривая его как естественное явление, составляющее основу любого производства. Разделение людей на рабов и свободных граждан - это закон природы, который и предопределяет разграничение между физическим и умственным трудом. Все варвары (иностранцы) от рождения - рабы, и должны исполнять грубую работу, заниматься физическим трудом. Греки же предназначены быть свободными, и только греки могут выполнять умственную работу, заниматься политикой.

Идеальное хозяйство по Аристотелю - это натуральное рабовладельческое хозяйство с мелкой торговлей, без купцов, кредита и ростовщичества.

Главная работа - «Полития» (335-322 до н. э.) - посвящена государственному устройству, основанному на рабовладении (состоит из 8 книг).

В своей работе Аристотель дает анализ попыткам человека на личное обогащение. Богатством он называет обилие денег и земли, обширные и прекрасные поля, движимое имущество (рабы, скот). Богатство заключается более в пользовании, чем в обладании.

Аристотель выделил 2 вида хозяйственной деятельности:

) Экономия - это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов, потребительных стоимостей, т.е. денег, направленных на создание богатства собственным трудом (для натурального хозяйства). Экономия занимается исследованием вопросов, связанных не только с управлением и организацией домашнего хозяйства, но и с отношением к рабам, отношениями внутри семьи, т. е. всех проблем, возникающих в процессе с функционирования и развития хозяйства, организации быта рабовладельца.

Торговля включалась в исследование предмета экономии, поскольку она удовлетворяла натуральные потребности домашнего хозяйства. В то же время из экономии исключалась торговля ради денежного обогащения. Экономия включает в себя и обмен, но только для удовлетворения личных потребностей человека.

) Хрематистика - занимается обращением товаров ради обогащения, т. е. это деятельность, направленная на извлечение прибыли, накопления богатства. Основу хрематистики составляет торговля, кредит и ремесло. По словам Аристотеля хрематистика отличается от экономии тем, что для нее обращение есть источник богатства. Она вся построена на деньгах, так как деньги есть суть начала и конца этого рода обмена. В хрестоматике 2 вида обмена:

обмен с целью приобретения тех благ, которые нельзя получить естественным путем (охоты, земледелия, скотоводства, войны и т.п.)

обмен с целью перепродажи (источник безграничного обогащения, который должен сдерживаться разумом).

К хрематистике Аристотель относил и ростовщичество, относясь к нему резко отрицательно, поскольку в движении ростовщического капитала совершенно отсутствует его связь с производством, с созданием потребительных стоимостей. Из всех отраслей приобретения эта отрасль наиболее противоречит природе.

Аристотель различает меновую и потребительские стоимости. Ищет мерило, которое выступает в качестве полезности, редкости и трудности добывания. По Аристотелю, товары становятся соизмеримыми благодаря деньгам, которые являются продуктом соглашения между людьми, приняты для удобства обмена. Деньги - мера стоимости и средство обращения.

Немного больше об экономике сегодня

Качество жизни в России
Тема уровня и качества жизни на протяжении долгих лет привлекает внимание исследователей, экономистов и простых обывателей, является одной из основных тем обсуждения политиков, что говорит о ее несомненной актуальности. От решения проблемы качества жизни во многом зависит, в каком направлении будут проходить пре...

Инфляция сущность, формы и виды
Инфляция - одна из ключевых проблем современной российской экономики, на решение которой обращалось первоочередное внимание государственных органов в 90-е годы XX века. В начале XXI века в условиях стабилизации экономики и наметившегося экономического роста проблема инфляции не только не утратила своего значения, ...

В Греции в IV в. до н. э. наблюдалось обострение противоречийрабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не виделотрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитиепроизводительных сил. Как считал Аристотель, жизнь не может проходить безрабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости. Рабыспособны воспринимать указания господина, но не способны руководитьхозяйственной жизнью. Но если человек свободен, он не должен заниматьсяфизическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридическисвободным. Свободные потому и признаются свободными, потому что они незнают физического труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов исвободных объявляется вполне естественным. Именно эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерностьв развитии общества на той стадии, когда рабство было основой производства.Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать свой интеллект, бытьсвободным от физического труда, принимать активное участие вгосударственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа должна выполнятьсярабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без них. Рабы как быпредставляют собой одушевленную и отдельную часть тела господина, котораяобслуживает его. Аристотель считает, что природа сама распорядилась так,чтобы даже внешне свободные люди отличались от рабов. «У последних теломощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободныеже люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ,зато они пригодны для политической жизни». Таким образом, основу богатства и главный источник его увеличениясоставляли рабы. Аристотель назвал рабов «первым предметом владения»,поэтому надо заботиться о приобретении хороших рабов, которые способныдолго и усердно трудиться. По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихсяисследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место вего трудах занимает объяснение понятий денег, торговли. Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Онисследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли,превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующейобразованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость,«связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит фактобщественного разделения труда. Первоначальное развитие меновой торговли было обусловленоестественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизнипредметами, одними в большем, другими – в меньшем количестве. Пользованиекаждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуютсяпо его назначению, в другом – не по назначению. Для примера Аристотельприводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать наноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое». И в том и вдругом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и состальными объектами владения – все они могут быть предметом обмена. Аристотель с большим упорством стремился понять законы обмена. Ондоказывал, что постепенно обмен появлению таких предметов, которые сами посебе представляли ценность и стали обслуживать обмен. Он писал: «В силунеобходимости, обусловленной меновой торговлей возникли деньги».Аристотель не сомневается в том, что деньги – это воплощенное в вещивыражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг сдругом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал,что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражениестоимости товара – его цена. Деньги – это товар всеобщей размениваемости,основа обмена. Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, которыйпреследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его«экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых дляжизни. Деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную наобогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её«хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главнаяцель – накопление богатства. Аристотель говорит, что товарная торговля посвоей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обменраспространяется лишь на те предметы, необходимые для продавцов ипокупателей. Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меноваяторговля, но с её расширением необходимо возникают деньги. С изобретениемденег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, апоследняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги.Проводя такие рассуждение, Аристотель приходит к выводу, хрематистикапостроена на деньгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена. Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики ихрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первыйсмог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, иденьгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, нонеобходимо переходит в хрематистику. Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первойнеобходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не можетбыть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками,достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силунеобходимости и государство не может обойтись без неё, в то же времянедопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, ноне абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеюттогда никакой пользы в житейском обиходе.

Экономическая концепция Аристотеля:

1. Проблемы рабства: преимущественно иноземцев. Доказывал грекам,

что рабство само по себе их не касается и не несет угрозы для

свободного гражданства.

2. Примирение демоса и знати на базе ограбления аграрной периферии

и эксплуатации рабов-иноземцев. Аристотель предлагает усилить

"средний класс", так как это ведет "к прекращению внутренних

распрей, на почве неравенств возникающих".

3. Защитник частной собственности (отрицать ее уже было нельзя),

нашел корни собственности у животных.

4. Натурализация хозяйства, переход к земледелию. Добродетель

земледельца - прикован к своему участку, всегда занят

хозяйственными делами, мало интересуется политикой и редко ходит

на собрания. Противоположность - ремесленник, который толчется

на городских площадях.)

5. Ограничение крупной торговли, запрет спекуляции и

ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономических

связей и разделения труда.

6. Богатство - совокупность полезных вещей, то, что служит

удовлетворению человеческих потребностей.

7. Теоретический анализ обмена, стоимости, денег. Аристотель

справедливость обмена уже ищет в арифметической пропорции.

"Обмениваемые товары должны быть равны, а каком-то отношении и

обмен должен возмещать ущерб, который наносится продавцу,

потерей проданной вещи." - но оставил без ответа, что же

является основой равенства товаров. Признается влияние редкости

"блага, которое отличается редкостью, превосходит благо, которое

имеется в изобилии". Аристотель делал попытку решить проблему

происхождения денег. Он утверждал, что деньги возникли по

соглашению людей в результате неудобства перевозки многих вещей

на далекие расстояния, отмечает объективную необходимость

появления денег, адресуясь к затруднениям обмена, усложнению

последнего, расширению рыночных связей. "Лишь деньги делают

товары соизмеримыми", что явно завышает функции денег, отношения

между товаром и деньгами ставит с ног на голову.

8. Аристотель исследует экономическую организацию современного ему

общества и приходит к выводу, что хозяйственная деятельность

людей может быть разделена на занятия экономикой (как определял

ее Ксенофонт) и занятия хрематистикой. Экономика - естественная

хозяйственная деятельность, связанная с производством

необходимых для жизни продуктов. Пределы этой деятельности -

разумное личное потребление человека. Хрематистика же является

искусством наживать состояние. "В искусстве наживать состояние,

поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не

бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь

оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все,

занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои

капиталы до бесконечности" Аристотель считает занятие

хрематистикой противоестественным, но он достаточно реалистичен,

чтобы видеть невозможность "чистой экономики".

Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах

главные экономические проблемы. Он пытался понять законы обмена, дал

довольно полную характеристику денег.