Может ли банк уведомить налоговую. Какую информацию о клиентах банки передают государственным органам

Многих наших читателей беспокоит вопрос: может ли налоговая инспекция как-то узнать о поступлении денег на счет в банке и, соответственно, о получении налогооблагаемого дохода? Например, если продали что-то через Интернет и получили на банковскую карту деньги за проданные вещи и т. п.? В самом деле, такая возможность у налоговиков есть. О том, насколько вероятен запрос у банка выписки по счету физлица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, мы расскажем в статье.

С июля 2014 г. банки должны сообщать налоговым органам об открытии счетов и вкладов (депозитов) физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателе йп. 1 ст. 86 НК РФ . Информацию же о закрытии или изменении реквизитов счета или вклада (депозита) банки сообщают налоговикам независимо от даты их открытия.

А налоговики могут запрашивать у банков справки о наличии счетов и вкладов, об остатках денежных средств на них, выписки по операциям по счетам и вкладам физлиц-непредпринимателей при проведении налоговых проверок в отношении этих граждан либо при истребовании у них документов (информации) в ходе проверок других налогоплательщико вп. 1 ст. 93.1 НК РФ . К счастью, здесь есть ограничение: истребовать информацию по банковскому счету «физика» инспекторы могут только с разрешения руководства вышестоящего налогового органа.

До этого налоговики могли запрашивать у банков такую информацию только при получении запроса от иностранных госорганов в случаях, предусмотренных международными договорами РФп. 2 ст. 86 НК РФ . Конечно, если вы не владеете лично или через подставных лиц крупными активами за границей, вряд ли вам грозит исследование банковских счетов по этому основанию.

Как широко могут практиковаться такие запросы у налоговиков на местах? Прокомментировать ситуацию мы попросили специалиста ФНС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“ Истребовать выписку по счету физического лица территориальный налоговый орган может только с разрешения руководителя регионального УФНС. Если контрольные мероприятия проводятся на уровне управления (например, это может быть повторная выездная проверка), согласие на запрос у банка информации по счетам гражданина должно быть получено у руководителя (заместителя руководителя) ФНС. Статистика по этому вопросу не ведется, но, безусловно, для получения согласия руководителя УФНС или руководства Федеральной налоговой службы необходимость истребования информации о состоянии банковских счетов физического лица должна быть четко обоснована. В частности, истребованию выписок должен предшествовать анализ сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов, информации, полученной при проверках других налогоплательщиков. И только в случае, если эти данные будут свидетельствовать о том, что гражданин скрывает свои доходы от налогообложения, можно говорить о получении выписки по счетам. Поэтому массового направления таких запросов в банки ожидать не следуе т” .

То есть при наличии согласия руководителя регионального УФНС инспекция может потребовать у банка выписку по счету гражданина в случаях, когда:

  • <или> проводится камеральная проверка представленной физлицом декларации по форме 3-НДФЛ. Получается, что если вы подаете декларацию, чтобы получить имущественный вычет при покупке/продаже недвижимости или социальный вычет на обучение/лечение ребенка, или заявляете доход от продажи имущества, то инспекция, теоретически, уже вправе запросить выписку по вашему счету. Но налоговики не смогут пользоваться этой мерой при проверке каждой декларации. Для запроса в банк у них должны быть веские основания, иначе руководство вышестоящей инстанции разрешения на изучение банковского счета физлица не даст;

ВНИМАНИЕ

Сведения о приобретении или продаже недвижимого имущества территориальные отделения Росреестра направляют в ИФНС в течение 10 рабочих дней после соответствующей регистрации, а также ежегодн оп. 4 ст. 85 НК РФ ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 01.06.2009 № 457 . Поэтому надеяться на то, что налоговики не узнают о доходах от продажи недвижимости, не стоит.

  • <или> в отношении гражданина проводится выездная налоговая проверка. Выездные проверки физлиц-непредпринимателей - довольно редкое явление. Но это возможно, если, скажем, налоговикам стало известно, что вы не задекларировали доходы от продажи имущества или систематически получаете деньги от сдачи в аренду принадлежащих вам объектов недвижимости.

Полагаем, что в такой ситуации инспекция может получить разрешение на запрос выписок. И если там обнаружатся доходы, с которых, по мнению проверяющих, НДФЛ не уплачен, они доначислят вам налог, штраф и пени. Таким доходом, к примеру, налоговики могут посчитать суммы, поступившие на ваш карточный зарплатный счет не от работодателя, а от третьих лиц.

По нашему мнению, оспорить начисление НДФЛ на суммы, поступившие на ваш банковский счет «со стороны», вполне возможно. Ведь доказать, что это именно доход и что совершено правонарушение, должен налоговый орга нп. 6 ст. 108 НК РФ . А в отношении налогоплательщика действует презумпция невиновности. Тем не менее налоговики могут, например, допросить граждан или представителей юрлиц, перечислявших вам деньги. И если подтвердится, что это плата за какое-либо имущество, выполненные работы или оказанные услуги, оспорить доначисления вряд ли удастся;

  • <или> у гражданина истребованы документы (информация) в ходе встречной проверк ип. 1 ст. 93.1 НК РФ другого налогоплательщика, например организации, с которой он состоит в трудовых отношениях. Кстати, истребовать документы или данные в ходе встречной проверки налоговики могут и у учредителя проверяемой компани иПисьмо Минфина от 18.07.2012 № 03-02-08/58 . Вот что говорит об этом специалист Федеральной налоговой службы.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Нормами ст. 93.1 НК РФ круг лиц, у которых могут быть истребованы документы (информация) о деятельности проверяемой компании, не ограничен. Поэтому запросить сведения и (или) документы налоговый орган может у любого физического или юридического лица, которое может ими располагать. В том числе это могут быть как работники, так и учредители проверяемой организаци и” .

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ

“ Я числюсь консультантом в одной международной организации, которая не имеет представительства в России. Эпизодически получаю от них гонорары. Например, за перевод на русский язык технического регламента мне в прошлом году перевели на валютный счет в Сбербанке 1500 долл. Считаю, что лучше подать декларацию и заплатить НДФЛ с этих денег, иначе налоговая замучает проверкам и” .

Б.П. Новиков,
г. Санкт-Петербург

Деньги на счета физических лиц могут поступать не только в рублях, но и в иностранной валюте из-за границы. Например, от иностранной компании гражданину РФ за оказанные услуги. Такие переводы производятся без всяких ограничени йстатьи 6 , 11 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ . А налоговики могут узнать об этих поступлениях в случаях, описанных выше. Кстати, в такой ситуации налоги с вас может удержать еще источник выплаты дохода - иностранная компания, по правилам и налоговым законам своего государства. И если у России с этой страной заключен договор об избежании двойного налогообложения (а такие договоры к настоящему времени есть уже с большинством государств), то сумму удержанного за границей налога можно зачесть в счет уплаты российского НДФЛ. Для этого к декларации по форме 3-НДФЛ нужно приложить документ о полученном доходе и уплаченном налоге, подтвержденный иностранным госоргано мп. 1 ст. 232 НК РФ ; Письмо ФНС от 30.03.2006 № 04-2-03/62 . А декларацию вы в таком случае обязаны представит ь

Б анки - коммерческие организации, их уставной целью является отнюдь не работа на государство и осуществление проверок, а извлечение прибыли. Поэтому неправильно было бы ставить их на один уровень с налоговиками, следственными органами или Росфинмониторингом.

Тем более что на законодательном уровне как такового термина «банковская проверка» вообще не существует. Присущая кредитным учреждениям функция информатора вытекает из отдельных норм Налогового кодекса, Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - закон о противодействии отмыванию доходов), Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - закон о банках), а также из некоторых иных актов. Разберем подробнее, как этот контроль организован на практике.

Часть обязанностей по контролю с 2012 года банки передали налоговикам

Ранее, до вступления в силу Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ 12.10.11 № 373-П, банки вели целое направление, связанное с соблюдением клиентами кассовой дисциплины. В рамках этой работы проверялась правильность ведения кассовой книги, отчетов кассира, лимита остатка кассы, авансовых отчетов. С 1 января 2012 года указанная обязанность с банков снята и переложена на плечи налоговых органов. Все банковское сообщество после этого вздохнуло с облегчением.

В настоящее время банки интересуются кассовой дисциплиной своих клиентов, пожалуй, только в одном случае - при снятии наличных денежных средств со счета свыше 100 тыс. рублей. Это обусловлено действующим Указанием ЦБ РФ от 20.06.07 № 1843У. Именно этим документом установлен лимит расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями наличными деньгами в рамках одного договора, а также предельный размер расходования наличных денег, поступивших в кассу этих лиц. В соответствии с внутренними приказами многие банки требуют у клиентов документальное подтверждение целевого расходования наличных средств согласно пункту 2 Указания № 1843-У.

Однако сообщать о выявленном нарушении в налоговую инспекцию банк не обязан. С 19 февраля 2012 года действует Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утв. приказом Минфина России от 17.10.11 № 133н). Какого-либо взаимодействия между налоговыми органами и банками указанный регламент не предусматривает, поэтому дальнейшие дискуссии по поводу проверок банками кассовой дисциплины уже не актуальны.

Минусом такой «передачи» полномочий для компаний видится то, что теперь проверять их будет не дружественно (во многих случаях) настроенный банк, а налоговая инспекция. И со стороны последней поблажек уже не будет. Напомним, что ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций установлена в размере 4-5 тыс. рублей для должностных лиц и 40-50 тыс. рублей для юридических лиц (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Хочется обратить внимание на то, что, несмотря на подведомственность, нарушение порядка работы с наличностью не относится к нарушениям законодательства о налогах и сборах. Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности может составить лишь два месяца со дня совершения правонарушения. Если с момента нарушения прошло больше времени, к ответственности не привлекут (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Банки обязаны делиться информацией о счетах клиентов

Многие компании задаются следующими вопросами: имеется ли связь между проверками, которые как будто бы внезапно организуют налоговые органы, и недавно совершенными и проведенными через банк сделками или представленными по требованию банка документами по операциям? Существует ли какой-то порядок, при котором банки и налоговики проводят совместные проверки? Независимо от ответа на эти вопросы возникает еще один: может ли компания отказать банку в предоставлении информации и при этом не нести риски, связанные с возможными последствиями такого отказа? В том числе в виде налоговых проверок. Для ответа на все эти вопросы необходимо установить, когда и о чем банк обязан информировать налоговиков.

Исходя из статьи 26 закона о банках и пункта 2 статьи 86 НК РФ, банки по запросу налогового органа в течение трех дней обязаны выдавать справки о наличии счетов в банке или об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, о переводах и об остатках электронных денежных средств. Важно, что запрос таких справок налоговиками возможен только в ограниченных случаях:

  • при проведении мероприятий налогового контроля у организации или индивидуального предпринимателя;
  • при принятии решения о приостановлении или отмене приостановления операций по их счетам;
  • после вынесения решения о взыскании налога.

На банки возложена обязанность сообщать налоговикам об открытии и закрытии организациями и индивидуальными предпринимателями счетов, а также об изменении реквизитов этих счетов (п. 1 ст. 86 НК РФ). Помимо этого, недавние поправки в НК РФ обязывают кредитные организации информировать также о предоставлении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Срок таких сообщений во всех указанных случаях сократился до трех дней.

Как правило, кредитное учреждение владеет всей полнотой информации о заемщике

Кредитные организации не являются исключением и при применении налоговыми органами статьи 93.1 НК РФ. В соответствии с ее нормами налоговые органы вправе истребовать информацию и документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Источником названы контрагенты или иные лица, располагающие такими документами и сведениями.

Естественно, что наиболее полной такая информация будет в отношении компаний и индивидуальных предпринимателей, к которым банки сами испытывают повышенный интерес. Самые тщательные проверки осуществляются банками в отношении своих клиентов - потенциальных заемщиков. При рассмотрении их заявлений оцениваются в первую очередь платежеспособность и рентабельность.

Банк с целью проверки финансовой состоятельности запрашивает у клиента целый блок финансовых и аналитических документов. В частности, это бухгалтерская отчетность за последние три года. На ее основании оценивается финансовая устойчивость и динамика роста основных финансовых показателей. Помимо этого клиент обязан представить справки из налоговой инспекции об отсутствии задолженности перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам. Банком обязательно осуществляется проверка реальности хозяйственной деятельности, анализируется дебиторская и кредиторская задолженность. Кроме этого проводится юридическая экспертиза представленных документов, проверяются полномочия руководителей, ответственных за принятие решений, подписание документов, а также наличие корпоративных согласований и одобрений по предстоящей кредитной сделке.

И что самое главное - по итогам такой финансовой проверки составляется профессиональное экономическое суждение в письменном виде. Только после этого вопрос о возможности кредитования, с письменными заключениями всех служб банка, выносится на рассмотрение кредитного комитета. Таким образом, по заемщикам у банков собирается достаточно обширное досье, которое может заинтересовать налоговые органы.

Конечно, внутренние банковские заключения и суждения о клиентах вряд ли смогут попасть к налоговикам. Однако любые иные документы, которые налоговая инспекция может идентифицировать в своем требовании, в том числе договорные, банк обязан будет представить.

Банки пытаются вовлечь в процесс контроля более плотно

Успокаивает только то, что запрос информации по статье 93.1 НК РФ возможен лишь в случае проведения налоговой проверки. Но такое ограничение налоговики пытаются обойти, в частности, внеся поправки в первую часть НК РФ. Вся информация, которая сейчас запрашивается у банков на основании названной статьи, будет предоставляться ими в электронном виде в рамках исполнения обязанностей, установленных законами о налогах и сборах. На основе этой информации предполагается создание налоговыми органами программно-информационных комплексов. Указанный массив сведений сможет обеспечить целенаправленный поиск налоговых нарушений у организаций и предпринимателей.

Представляется, что реализация этого проекта, как и использование такой базы в случае ее создания, сомнительны. Причина тому - объемы совершаемых в банках операций и ограничения, установленные на количество возможных проверок. Однако списывать указанные риски было бы преждевременным.

А пока что новый виток прений и ажиотажа вокруг взаимоотношений между банками и налоговыми органами был ознаменован письмом ЦБ РФ от 28.06.12 № 90-Т. В нем ЦБ РФ информирует о том, что ФНС России на своем официальном сайте (www.nalog.ru) размещает сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (местонахождению), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует. Банкам рекомендовано отказывать таким налогоплательщикам в заключении договора банковского счета. При наличии договора банковского счета - отказать компании в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания и принимать расчетные документы только на бумажном носителе.

Операциям такого клиента, по мнению ЦБ РФ, надлежит уделять повышенное внимание. А сведения о них направлять в Росфинмониторинг независимо от того, относятся или нет они к операциям, подлежащим обязательному контролю.

Банки в большинстве своем в настоящее время не спешат расторгать договоры на расчетно-кассовое обслуживание, а организуют работу, которую в упрощенной форме можно представить следующим образом. Банк через сайт ФНС России проверяет местонахождение каждого клиента. В случае отсутствия компании по адресу ее государственной регистрации в адрес клиента направляется письмо, в котором содержится просьба уточнить информацию о фактическом местонахождении. Также указывается, что если соответствующая информация не будет подтверждена, то банк вынужденно прекратит дистанционное банковское обслуживание в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 закона о противодействии отмыванию доходов.

Налоговики узнают о сомнительных сделках от Росфинмониторинга

Для налогоплательщиков закон о противодействии отмыванию доходов опасен не только в случае расхождения между юридическим и фактическим адресами. При осуществлении предписанного этим нормативным актом внутреннего контроля банки опосредованно могут являться информаторами налоговой службы через Росфинмониторинг.

Для исполнения закона банки утверждают правила внутреннего контроля. Их цель - выявление клиентских операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с данным законом, а также выявление прочих операций, которые могут быть связаны с легализацией или отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Операции клиентов, подлежащие обязательному контролю, определяются на основании статьи 6 закона о противодействии отмыванию доходов. Для целей выявления иных операций банки используют критерии выявления и признаки необычных сделок. В ходе этого банк может обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной операции. Может запросить и иные документы по сделкам, в том числе подтверждающие уплату налогов. Кроме того, всем сделкам такого клиента гарантировано повышенное внимание.

Не позднее трех рабочих дней со дня совершения сомнительной операции или операции, подлежащей контролю, банки представляют в Росфинмониторинг соответствующие сведения (подп. 4 п. 1 ст. 7 закона о противодействии отмыванию доходов). А из Росфинмониторинга эта информация попадает к налоговикам.

Дело в том, что между Росфинмониторингом и ФНС России подписано Соглашение от 27.12.06 № 01-1-13/6 и № САЭ-25-06/8 «О сотрудничестве Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы». В ходе такого сотрудничества службы осуществляют обмен информацией, в том числе и об однодневках.

Обязанности Росфинмониторинга предоставлять налоговикам сведения, полученные от банков, Соглашение прямо не предусматривает. Но эти данные можно представить как «справочные», а их передачу - как «иные мероприятия» (п. 10 и 12 Соглашения). В итоге налоговая служба исправно получает информацию, передаваемую в Росфинмониторинг банками. А после получения этих сведений налоговики могут назначить налоговую проверку. Поэтому любая компания должна знать, что налоговая проверка может начаться с безобидной, на первый взгляд, операции в обслуживающем банке.

Игнорировать просьбы банка для компании опасно

Конечно, компания вправе отказаться от предоставления запрашиваемой банком информации. Но это может быть сопряжено с рисками приостановки проведения операции и повышенного интереса банка ко всем последующим проходящим через него сделкам.

В большинстве случаев банки запрашивают информацию устно. Это объясняется тем, что в законодательных актах нет прямого указания на право банков требовать от клиентов копии документов. На этом и следует выстраивать тактику взаимоотношений. При поступлении устного запроса банка о представлении документов попросить направить официальный письменный запрос. Отвечать лучше письменно, чтобы в случае неполучения письменного запроса хоть как-то был зафиксирован интерес к сделке со стороны банка. При получении письменного запроса нужно составить для банка краткую записку, которая поясняет экономический смысл операции, привлекшей внимание. При этом копии документов, относящихся к сделке, представлять не нужно - ведь закон этого не требует.

Банк - инструмент денежной системы, которая функционирует по определенным установленным правилам. Для того чтобы оставаться на плаву, банкам необходимо соблюдать установленные нормативы и выполнять публично-правовые функции информаторов и контролеров, которые на них возложило государство. Но не стоит воспринимать банк в качестве контролирующего органа или структуры, которая будет препятствовать компании вести сделки и операции. Ведь в первую очередь обслуживающий банк - контрагент, который заинтересован в длительном взаимовыгодном сотрудничестве.

дата публикации: 04.04.2014 года

Никуда, никуда нельзя укрыться нам,

Но откладывать жизнь никак нельзя…

(Наум Миронович Олев,

слова из песни «Непогода»)

Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», уже прославившийся тем, что вводит для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и ЕНВД, обязанность уплачивать налог на имущество в отношении недвижимости, изменяет и порядок сообщения об открытии и закрытии счета клиентами банков – юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, нотариусами и адвокатами.

Со 02 мая 2014 года закон № 52-ФЗ признает утратившими силу подпункты 1 и 1.1 пункта 2 и пункт 3 статьи 23 Налогового кодекса РФ. Таким образом, начиная со 2-го мая 2014 года организации, ИП, нотариусы и адвокаты не обязаны сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии банковских счетов , а также не обязаны сообщать о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

Обязанность самих банков сообщать в налоговые органы об открытии и закрытии счетов клиентов не только сохраняется, но и многократно расширяется . В настоящее время банки сообщают в налоговые органы только информацию об открытии корпоративными клиентами и индивидуальными предпринимателями счетов на основании договора банковского счета. О счетах по вкладам и о счетах физических лиц банки не сообщают. Однако с 01 июля 2014 года вступят в силу нормы федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ, вносящие изменения в статью 86 Налогового кодекса РФ, согласно которым банки будут сообщать в налоговые органы обо всех банковских счетах и счетах по вкладам (депозитам) всех юридических лиц, ИП и физических лиц!

Банки обязаны будут сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии банковского счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа. Информация будет сообщаться в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

Таким образом, с 02 мая 2014 года корпоративные клиенты банков освобождаются от обязанности сообщать в налоговую инспекцию об открытии банковских счетов, но с 01 июля 2014 года банки начнут сообщать в налоговую инспекцию об открытии не только банковских счетов, но и счетов по депозитам, причем как в отношении корпоративных клиентов, так и в отношении физических лиц . Обязанность банков сообщить данные об уже открытых текущих и вкладных счетах (а это десятки миллионов счетов) законом прямо не предусмотрена, но безумные потоки информации от банков в налоговые органы обеспечены в любом случае (с учетом пролонгации депозитов, открытия зарплатных карточных счетов, выпуска сберегательных и депозитных сертификатов и пр.).

С учетом того, что в общем количестве открытых счетов счета корпоративным клиентам занимают всего 1%, работа банков увеличится всего в … 100 раз.

Касательно сообщений банками в налоговую инспекцию об остатках на счетах. Банки обязаны будут выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств при получении мотивированного запроса налогового органа в следующих случаях:

Справки по юрлицам и ИП могут быть запрошены налоговыми органами при проведении налоговых проверок таких лиц либо истребования у этих лиц документов в соответствии со статьей 93.1 НК РФ, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств;

Справки о физических лицах могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ;

Справки в отношении юрлиц, ИП и физлиц могут быть запрошены налоговыми органами в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Ссылки по теме:
  • Тест для банковских работников « »

При цитировании, перепечатке и использовании материалов

с сайта Банковской бизнес-школы ПрофБанкинг

В чем истерика. Пишут, что то ли с 1 июня, то ли с 1 июля банки начнут передавать информацию обо всех движениях по счетам граждан в налоговую. Вроде бы так заработают поправки в статью 86 НК . Якобы теперь инспекция будет знать обо всех поступлениях, которые пришли вам на карту, и потребует объяснить, откуда деньги. А кто не объяснит, тот якобы будет «плотить нологи».

20 июня, спустя неделю после выхода нашей статьи, ФНС официально опровергла слухи о слежке за счетами и автоматическом начислении налогов со всех поступлений на карты.

Как на самом деле

  1. В налоговом кодексе есть изменения с 1 июня. В нескольких статьях появилось упоминание счетов в драгоценных металлах.
  2. В контроле за счетами в банках нет ничего нового. Банки и раньше были обязаны отвечать на запросы по поводу операций и остатков на счетах.
  3. Налоговая проверяет операции по счетам и картам только при наличии законных оснований. Банк передает информацию только по официальному запросу. Автоматически ничего начислять не будут.
  4. Чтобы что-то доначислить, налоговая должна доказать нарушение. Не со всех переводов на карту надо платить налог.
  5. Новость про тотальный контроль - вброс, фейк и провокация.

Что на самом деле изменилось в НК

С 1 июня в налоговом кодексе есть изменения, но они не касаются контроля за счетами. Они в основном касаются Теперь для них прописали правила, но там ничего интересного:

  1. На металлических счетах могут лежать сами металлы или их денежный эквивалент.
  2. Владелец счета - человек или компания - может снять со счета металл или деньги.
  3. По закону такие счета не застрахованы в агентстве страхования вкладов.
  4. Налоговая может получать информацию по таким счетам, а также списывать с них деньги в счет долга по налогам и блокировать, если есть причины. По денежным счетам налоговая могла получать информацию и списывать деньги еще с 2013 года и даже раньше.
  5. Если дело дошло до списания денег в счет долгов, то сначала списывают с рублевого, потом - с валютного и в самом конце - с металлического.

Еще есть уточнения по поводу налогов со сделок при продаже драгоценных металлов и камней. Но нет ни слова о новых способах тотального контроля за счетами и доначислений налогов с неподтвержденных документами сумм.

СМИ постоянно сеют панику на ровном месте. А мы нет. Читайте правду о российских законах - без истерик и перегибов.

Что с контролем переводов на личные счета

О контроле переводов написано в статье 86 НК . Банки обязаны передавать в налоговую информацию о том, что такому-то человеку или компании открыли счет, вот реквизиты. А если налоговая пришлет официальный запрос, банк должен сообщить, сколько денег есть на счетах и какие по ним были операции. В таком виде эта норма действует с 2013 года.

Банк не передает информацию о движениях по счетам и картам автоматически и без повода. И не будет передавать: такого требования нет в законе. Но если налоговая проводит проверку, банк получит запрос и должен его исполнить.

Значит, контроль за доходами все-таки есть?

Контроль за доходами есть, но это не контроль за каждым переводом. Налоговая не начислит НДФЛ с каждой суммы, по которой нет документов. Для большинства людей поправки о металлических счетах вообще ничего не значат.

Чтобы налоговая сделала в банк запрос о движении и об остатках по счетам, у нее должны быть основания и документы. Причины запроса могут быть, например, такими:

  1. налоговая проверка;
  2. долги по налогам;
  3. приостановление операций по счетам.

Все это не значит, что теперь налоговая будет следить вообще за всеми операциями, а банк будет все это автоматически ей сообщать.

Может ли налоговая узнать через банк о доходах и начислить налоги?

Может, но, несмотря на полномочия налоговой, это не так просто. С компаниями и ИП все понятно: там по каждому поступлению должны быть документы и по выписке сразу можно выяснить, что это за деньги - возврат займа или выручка.

С физлицами сложнее. Сначала налоговая должна найти основания для проверки. Если такие основания нашлись, она может сделать запрос в банк и узнать, что кому-то на карту иногда приходят какие-то деньги. Одна сумма - это зарплата, а по другим ничего не понятно.

Даже если налоговая увидит такие суммы, она не сможет автоматически начислить с них налоги. У налогоплательщика запросят пояснения: откуда деньги и за что. Но и это еще не повод что-то начислять. Есть целый список доходов, с которых платить налоги не нужно.

Например, возврат долга или денежный подарок от другого человека не облагаются НДФЛ . А любую сумму можно назвать подарком. И это налоговая должна доказать, что на самом деле деньги - это не подарок, а оплата услуг. Не налогоплательщик доказывает, что не виноват, а налоговая ищет доказательства его вины. А вот если найдет и все задокументирует, только тогда может быть штраф - 20% от неуплаченной суммы. Но это тоже не новость: такой штраф был всегда и действует для любых недоимок.

На официальном сайте ФНС появилось подтверждение того, что просто так налоговая ничего получить от банка не может. И никакой автоматической передачи данных обо всех поступлениях на счета с 1 июля не будет. Тиражируемые СМИ и соцсетями статьи - это провокация. Ничего общего с действующими законами она не имеет.

У меня есть разные переводы на карту кроме зарплаты. Что делать, чтобы у налоговой не было претензий после запроса в банк?

Универсальный совет: не нужно ничего придумывать специально. Если вы ничего не скрываете, честно декларируете доходы и платите налоги, вам вообще не о чем беспокоиться. Никто не придет и не начислит вам НДФЛ со всех переводов на карту.

Вот советы для самых осторожных.

Просите тех, кто вам переводит деньги, указывать комментарий к платежу. Например: «подарок к дню рождения», «возвращаю долг», «любимая, купи себе шубу».

Оформляйте документы на крупные суммы. Налоговая физически не может проверить все переводы по 1000 рублей, даже если сделает запросы по всем клиентам банков. Но есть смысл спросить у вас, что за 100 тысяч рублей вы получаете каждый месяц на карту. Если это друг возвращает вам долг по частям, хорошо бы иметь документ - Если вы получили на счет деньги от продажи Макбука, пригодится документ, который подтвердит, что вы продали именно Макбук и что он принадлежал вам больше трех лет, поэтому нет ни налога, ни декларации.

Не игнорируйте запросы из налоговой. Если у вас просят пояснения, нужно их предоставить. На вас или налоговой показалось странным, что вы пять лет не работаете, Если деньги на квартиру вам подарила бабушка или даже дальний знакомый, налог с них платить вы не обязаны. И даже если вы печете торты на заказ, продаете их через соцсети и получаете деньги на карту, вам не так просто будет что-то начислить. Мы рассказывали, и на что на самом деле имеет право налоговая.

Переводы с карты на карту предлагают многие российские банки. Для этого даже не обязательно быть их клиентом, иногда достаточно вбить реквизиты своей карты и номер карты получателя на сайте, указать нужную сумму - и деньги моментально перечислятся. Такой способ денежных переводов удобен не только для сбора денег на подарок или помощи родственникам, им пользуются фрилансеры, репетиторы и арендодатели. The Village узнал, следит ли за этими транзакциями налоговая и когда банки сообщают ей о переводах.

Куда и зачем люди переводят деньги

«Перевод с карты на карту - это одна из самых популярных услуг, особенно в нашем мобильном банке: перевод card to card всегда можно было сделать с основного экрана, даже не вводя логин и пароль», - говорит Алгирдас Шакманас, вице-президент и руководитель блока «Цифровой бизнес» Промсвязьбанка. В мобильном банке можно сохранить данные карт, чтобы не вводить цифры каждый раз.

Эта опция популярна и среди клиентов Альфа-банка. По словам представителя кредитной организации, наиболее распространенные цели переводов таковы:

- Распределение денег между своими картами. Например, при поступлении заработной платы (средний чек - 30–100 тысяч рублей);

- Регулярные переводы. Например, помощь близким (средний чек - 10–50 тысяч рублей);

- Взаимодействие с другими людьми. Например, возврат долга, сбор денег на подарки, оплата счета ресторана в складчину (средний чек от 500 рублей до 10 тысяч рублей).

Может ли банк ограничить подозрительные переводы

«Для того чтобы минимизировать риски использования сервиса не по назначению (например, для бизнес-целей), мы применяем не только меры, рекомендованные регулятором, но и технологические», - говорит представитель Альфа-банка Жанна Каплун. По ее словам, банк использует разные инструменты: от введения ограничений на операции (например, лимиты на максимальную сумму операции, разовую, в сутки, в месяц, а также на количество операций) до мониторинга назначений операций. Кроме того, банк может предоставить информацию о переводах с карты на карту своих клиентов налоговым органам на основании официального запроса.

Банки могут и временно заблокировать карту, если транзакции покажутся им подозрительными. «В таких случаях мы решаем вопрос индивидуально, - говорит Алгирдас Шакманас из Промсвязьбанка. - Важно отметить, что клиентам предлагается установить лимиты на операции по картам в дистанционных каналах. Например, лимит на снятие наличных в сутки или ежемесячно, а также на операции через интернет».

Отслеживает ли налоговая такие переводы

Обязательному контролю со стороны органов финмониторинга подлежат операции на сумму, равную или превышающую 600 тысяч рублей (либо та же сумма в иностранной валюте). Кроме того, банки обязаны в трехдневный срок сообщать об открытии и закрытии счетов и депозитов физическими лицами, о движении средств по мотивированному запросу, то есть по специальному обращению налогового органа.

Согласно Налоговому кодексу, при получении такой информации налоговая служба может организовать проверку уплаты налогов. Однако на практике организовать контроль за движениями денежных средств по счетам физических лиц довольно сложно, еще сложнее доказать их происхождение.

Налоговый орган не может заблокировать счет без достаточных оснований. Однако если есть подозрение, что владелец счета или карты занимается уклонением от уплаты налогов, то материалы об этом могут быть переданы в правоохранительные органы для установления факта незаконной предпринимательской деятельности. Но, опять же, сбор доказательств требует очень сложной и кропотливой работы, поэтому на практике налоговые органы предпочитают не инициировать проверки по относительно небольшим суммам.

Если интерес налоговой возник, главное - это то, как вы объясните источник происхождения полученных денег. Условный лимит - это указанные выше 600 тысяч рублей. Кроме того, если вы кладете на счет в банке или перекидываете с карты на карту деньги, происхождение которых вы можете объяснить тем же подарком (что проверить крайне трудно), то проблем возникнуть не может. Также можно переводить суммы до 600 тысяч рублей, не опасаясь проверок, так как такие деньги может накопить любой работающий гражданин со средней зарплатой.

Не стоит забывать, что не со всех поступлений по закону необходимо платить налог. Так, например, не подлежат налогообложению денежные подарки: например, если любовник перевел любовнице на карту 500 тысяч рублей или если гости подарили молодоженам миллион рублей - отчитываться перед ФНС и платить с этого налог не требуется. Облагаются налогом только подарки от индивидуальных предпринимателей и организаций на сумму более 4 тысяч рублей, а также недвижимость, акции или машина, подаренные не родственниками (так что лучше дарить деньгами). Не облагаются налогом поступления, не связанные с доходом: вы дали деньги в долг наличными, а вернули вам их на карту, или коллега компенсировал вам на карту стоимость совместной покупки. Освобождаются от налогообложения, помимо прочего, и иные категории дохода: алименты, имущество и деньги, полученные по наследству, вознаграждение репетиторов и так далее.