Отчисления во внебюджетные фонды. Отчисления в государственные внебюджетные фонды

Отчисления делаются всеми работающими гражданами через финансовые органы предприятий, где они трудятся, из заработной платы. Отчислять средства обязаны и зарегистрированные индивидуальные предприниматели. Размеры их отчислений не зависят от наличия или отсутствия прибыли. Даже если в течение года предпринимателем не велась трудовая деятельность, он все равно обязан произвести денежные отчисления во внебюджетные фонды. Таково действующее Российское законодательство, в котором эти платежи именуются страховыми взносами.

Вне бюджета – значит неприкосновенно

Деньги, собранные для государственных внебюджетных фондов – это федеральная собственность, но на них не распространяются принципы, используемые для распределения бюджетных средств. Они не могут быть потрачены ни на какие цели, так как обеспечивают общесоциальные программы, которые базируются на концепциях и положениях Конституции РФ. Она гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение , при наступлении болезни, утраты трудоспособности, в случае, если семья теряет кормильца, в ситуациях, когда требуется охрана здоровья и медицинская помощь или гражданин должен быть защищен от безработицы. Поэтому страховые взносы – это особо обязательные платежи. Они не могут быть изъяты из внебюджетных фондов даже если требуется погасить бюджетный дефицит.

Страховые взносы уплачиваются по отдельным платежным поручениям для каждого фонда. Причем, в этом году страховые взносы в Пенсионный фонд делаются с помощью одного общего платежного поручения без разбивки на накопительную и страховую части. Ежемесячные обязательные взносы компаниями и предприятиями уплачиваются в строго определенные сроки. Платеж производится и перечисляется до 15-го числа месяца, который следует за месяцем начисления взносов. Категория отчетного периода определяется одним кварталом, первым полугодием, 9-ю месяцами и годом.

Просрочил – плати штраф

За нарушения правил порядка отчисления и уплаты во внебюджетные фонды предусмотрены различные меры ответственности. Если страховые взносы уплачиваются при более поздних сроках, начисляются пени. За каждый день они составляют одну трехсотую ставки рефинансирования Центрального банка на означенный период. Причем пени могут взыскать принудительно, сняв их с банковских счетов неплательщика или за счет его имущества.

К злостным физическим или юридическим лицам, уклоняющимся от уплаты во внебюджетные фонды, может быть применена и более суровая мера – штраф. Его накладывают в случае неполной уплаты сумм страховых взносов, либо намеренного искажения отчетности. Это 20 процентов от суммы недоимки, в более серьезных случаях штраф может достигнуть 40 процентов от не заплаченной суммы. Сумма штрафа зависит от числа календарных дней, за которые совершена просрочка.

Государственные социальные внебюджетные фонды предназначены для удовлетворения потребностей граждан Российской Федерации в области пенсионного и социального обеспечения, медицинской помощи. Они представляют собой инструмент, предназначенный для сбора и аккумулирования средств в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования и Фонде обязательного медицинского страхования. До 1 января 2010 года таким инструментом был единый социальный налог (ЕСН).

В 2009 году был принят Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Этим законом единый социальный налог с 1 января 2010 года заменялся прямыми страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Третьего декабря 2011 года был принят Федеральный закон № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», который меняет ставки и правила отчисления страховых взносов с 2012 года в Пенсионный фонд, Фонд Социального Страхования и ФФОМС.

Плательщиками страховых взносов являются:

1. Лица, производящие выплаты физическим лицам :

Организации;

Индивидуальные предприниматели;

Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Таким образом, страховые взносы обязаны уплачивать все работодатели - юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, - адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь - плательщик страховых взносов относится одновременно к двум категориям плательщиков страховых взносов (является работодателем и ведет индивидуальную предпринимательскую деятельность), он регистрируется и уплачивает страховой взнос по каждому основанию.

Объектом обложения взносами являются выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц.

Объект обложения страховыми взносами должен характеризоваться следующими основными признаками:

1. Блага, выплачиваемые физическим лицам, имеют форму денежных выплат и иных вознаграждений. Это могут быть выплаты работнику или членам его семьи, т.е. оплата коммунальных услуг, отдыха, лечения, питания, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Также это могут быть выплаты в натуральной форме. Выплаты, произведенные в натуральной форме, для целей исчисления единого социального налога учитываются исходя из рыночных цен, действовавших на момент выплаты.


2. Выплаты должны быть произведены не в производственных целях, а в пользу работников (членов их семей), т.е. потребление блага в личных целях должно происходить вне процесса производства.

3. Выплаты должны производиться по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных имущественных прав, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Выплаты по договорам аренды не признаются объектом обложения страховыми взносами, за исключением договора аренды автотранспорта с экипажем. При этом суммы оплаты заработной платы экипажу автотранспортного средства, предусмотренные в договоре аренды, подлежат обложению страховыми взносами.

Законодательством предусмотрен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами: государственные пенсии, пособия, компенсационные выплаты и другие.

Выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами в государственные социальные внебюджетные фонды

Не подлежат налогообложению Освобождаются от уплаты налога

1. Государственные пособия (в соответствии с законодательством), в том числе пособия по временной нетрудоспособности, уходу за больным ребенком, безработице, беременности и родам.

2. Все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат (в пределах норм), связанных с: - возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; - бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг; - оплатой стоимости и (или) выдачей натурального довольствия; - оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск; -расходы на командировки и др.

3. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком физическим лицам в связи с чрезвычайными обстоятельствами 4. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства и реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет начиная с года регистрации

1. Организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I-III групп

2. Организации с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо: - общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения; - организации, уставный капитал которых полостью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%;

5. Доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла - учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно- спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации (эти льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством, реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов)
6. Суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ
7. Суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не
менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей - налогоплательщики — индивидуальные предприниматели и адвокаты являющиеся инвалидами I-III групп, — в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода
8. Стоимость проезда работников членов их семей к месту проведения отпуска и обратно
9. Стоимость форменной одежды и обмундирования, стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников
9. Суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период

Суммы начисленных взносов зависят от категории налогоплательщика (работодатель, производящий выплаты в пользу физических лиц, индивидуальный предприниматель, адвокат), величины базы обложения и ставки взноса. Кроме того, законодательством предусмотрена возможность для отдельных категорий плательщиков исчисление страховых взносов по пониженным ставкам.

Тариф страховых взносов на 2012-2013 годы составляет 30%, в т.ч.:

- ПФР (Пенсионный фонд Российской Федерации) - 22%;

- ФСС (Фонд социального страхования) - 2,9%;

- ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) - 5,1%.

В зависимости от года рождения физического лица, в пользу которого производятся выплаты, страховой взнос в ПФР начисляется полностью на страховую часть будущей трудовой пенсии (для лиц 1966 года рождения и старше), либо разделяется на страховую часть - 16% и накопительную часть - 6% (для лиц 1967 года рождения и моложе).

Следует отметить, что с 2012 года страховые взносы уплачиваться работодателями по единой ставке с суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающей 512 000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения облагаются по ставке 10% и производятся они только в Пенсионный фонд. Таким образом, можно сказать, что по страховым взносам установлена регрессивная шкала ставок (как до 1 января 2010 года по единому социальному налогу).

В течение календарного года (квартала) работодатель исчисляет обязательные платежи по страховым взносам по итогам каждого календарного месяца исходя из величины выплат и других вознаграждений в пользу работников.

Ежемесячные обязательные платежи подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, страхователь должен представить в территориальный орган Пенсионного фонда отчетность в виде Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Законодательством предусмотрено, что компании и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и занятые видом деятельности, поименованным в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ исчисляют и уплачивают страховые взносы по пониженному тарифу 20%. Причем, взносы по пониженному нарифу перечисляются только в ПФР.

Пониженная ставка действует, если доля поступлений от реализации льготируемых товаров (работ, услуг) составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма дохода определяется по нормам статьи 346.15 НК РФ. Если указанное условие нарушается, страхователь теряет право на льготу по уплате страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено несоответствие. В этом случае он должен будет доплатить сумму страховых взносов и заплатить пени.

Выплаты, произведенные в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающих или временно пребывающих на территории РФ и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев, облагаются взносами в ПФР (п.6, ст. 3, 379-ФЗ).

Тариф Пенсионных взносов для временно проживающих и временно пребывающих с трудовым договором на срок более 6 месяцев и бессрочным одинаковый - составляет 22%.

Предприниматели и нотариусы уплачивают за себя соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз. В 2012 году МРОТ составляет 4611 рублей.

В зависимости от года рождения предпринимателя страховой взнос в ПФР начисляется полностью на страховую часть (для лиц 1966 года рождения и старше) либо разделяется на:

16% на страховую часть;

6% на накопительный часть (для лиц 1967 год рождения и моложе).

Плательщики страховых взносов, не производящие выплат физическим лицам, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы в размере 2,9 % от стоимости страхового года. Уплата страховых взносов лицами, производится не позднее 31 декабря текущего года, начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию.

Контрольные вопросы

1. Определение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, их сущность, назначение.

2. Состав социальных внебюджетных фондов.

3. Кто является плательщиком страховых взносов в государственные внебюджетные фонды?

4. Что является объектом обложения страховыми взносами?

5. Какие выплаты исключаются из объекта обложения страховыми взносами в социальные фонды?

6. Каков порядок включения в базу обложения страховыми социальными взносами выплат физическим лицам, произведенных в натуральной форме?

7. Шкала ставок страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды и особенности ее применения.

8. Каковы особенности исчисления и уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды предпринимателями без образования юридического лица?

9. Льготы и освобождения от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

В конце 2011 года в ряд законодательных актов о страховых взносах были внесены значимые изменения. Новые положения должны применяться с 1 января 2012 года. В статье Л.П. Фомичева, аттестованный аудитор Минфина России, анализирует нововведения, относящиеся к пенсионному, социальному страхованию работников (в том числе от несчастных случаев на производстве). Приводится актуальная информация об индексации «детских» пособий, а также о порядке взимания и суммах возможных штрафов.

Предельная величина базы для начисления

Правительство РФ установило предельную величину базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды на 2012 год. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.11.2011 № 974 сумма будет увеличена по сравнению с 2011 годом (463 тыс. руб.) в 1,1048 раза и составит 512 тыс. руб.

Тариф снизится с 34 % до 30 %, но будет регрессивным

Напомним, что в 2011 году страховые взносы уплачивались теми, кто не имел льгот по ставке 34 процента (в ПФР - 26 %, в ФСС - 2,9 % и в ФОМС - 5,1 %). Предельная величина облагаемых страховыми взносами выплат в пользу работника, исчисленная нарастающим итогом, - 463 тыс. руб. С выплат, превышающих эту сумму, взносы не взимались.

ст. 3 Закона № 167-ФЗ

Пониженный (льготный) тариф

ст. 58 Закона № 212-ФЗ

подпункты я.8 - я.10 в п. 8 , ):

  • от 12.04.2010 № 61-ФЗ );

ч. 1.3 и 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

ч. 1.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

ч. 8 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Увеличиваются штрафы

ст. 48 Закона № 212-ФЗ).

ст. 46.1 Закона № 212-ФЗст. 15.33 КоАП РФ).

С 2012 года страховая часть пенсии будет состоять из (ст. 3 Закона № 167-ФЗ): солидарной части страховых взносов; индивидуальной части взносов.

Размер будущей пенсии гражданина определяется суммой, формируемой из индивидуальной части страховых взносов (взносы на накопительную часть пенсии).

Из солидарной части формируется общий, страховой счет ПФР, средства которого идут на выплаты фиксированного базового размера трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров (тех, кто не попадал под обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и прочие солидарные выплаты.

По существу, солидарная часть - это бывшая часть «федеральный бюджет» в составе ЕСН. Раннее данную функцию по разделению взносов осуществлял ПФР, поскольку на лицевой счет застрахованного лица поступали не все взносы, а только в пределах 16 %. Что происходит с остальной 10-процентной частью страхового взноса, граждане не знают.

Эксперты указывают, что пенсионная система с такими изменениями все больше приобретает черты распределительной модели. Происходит подмена понятия страхового взноса, и по факту идет возврат к единому социальному налогу, где была нераспределяемая часть. Регрессия уже была при ЕСН. Теперь же принцип страхования пропадает окончательно. Максимум, что остается, - это накопительная часть пенсии.

Пониженный (льготный) тариф

Напомним, что в 2011 году льготные категории (ст. 58 Закона № 212-ФЗ) платили страховые взносы по ставке 26 %. Для плательщиков, применявших в 2011 году льготный тариф в размере 26 %, а также для социально ориентированных некоммерческих организаций тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды понизится до 20 %. Тарифы составят в ПФР - 20 %, в ФСС - 0 % и в ФОМС - 0 %. При этом не надо будет начислять взносы на выплаты, превышающие 512 тыс. руб. Как будут оплачиваться больничные при этом, пока не ясно, потому что никаких изменений в законодательство об оплате пособий по временной нетрудоспособности не внесено. Возможен возврат к старому порядку, когда больничные оплачивал работодатель на УСН, а не ФСС РФ.

В состав льготников, которые будут платить взносы по ставке 20 %, дополнительно вошли (новые подпункты я.8 - я.10 в п. 8 , 10 – 13 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):

  • субъекты малого предпринимательства в производственной и социальной сферах;
  • некоммерческие организации, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения;
  • благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке;
  • организации и индивидуальные предприниматели, основным видом экономической деятельности которых является транспорт и связь, либо розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями, либо производство гнутых стальных профилей, либо производство стальной проволоки;
  • организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности (п. 3 ч. 2.1 ст. 57 Закона № 212-ФЗ).

Пониженные тарифы страховых взносов будут применяться и в отношении выплат и вознаграждений, производимых физлицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности для следующих субъектов:

  • аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности (новый п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности.

В случае потери права на применение льготных тарифов в течение расчетного периода «упрощенцам» не надо будет платить пени по доначисленным взносам. То же касается и льгот для средств массовой информации (ч. 1.3 и 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Уточнены критерии для права применения льготного тарифа для СМИ. Если ранее порядок подтверждения основного вида деятельности должен был прописываться Правительством РФ, то теперь этот порядок прописан в самом Законе № 212-ФЗ (ч. 1.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Взносы в ПФ РФ для самозанятых

«Самозанятыми» являются индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и др., которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в ПФР и ФОМС.

Тарифы, по которым рассчитываются взносы предпринимателей «за себя», остались прежними, т. е. ПФР - 26 %, ФОМС - 5,1 %. Все изменения по уменьшению тарифов, принятые для работодателей, «самозанятых» лиц не касаются. О применяемых ставках для расчета этих взносов даже внесли пункт в , т. к. этот вопрос возникал при расчете взносов, исчисляемых исходя из стоимости страхового года.

Изменен срок уплаты взносов при прекращении предпринимательства физлица, приостановления статуса адвоката, прекращения полномочия нотариуса. Теперь окончательный расчет по взносам в ПФР и ФОМС надо производить в срок 15 календарных дней включительно со дня госрегистрации прекращения (приостановления) деятельности (ч. 8 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Следует внимательно ознакомиться с нововведениями, в том числе лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (). С его помощью фонды смогут присылать акты и решения по проверкам, требования об уплате недоимки, о представлении документов на ревизию, решения о взыскании. Компании также смогут подавать документы на проверку по каналам связи. Для этого фонды должны утвердить порядки представления документов.

Увеличиваются штрафы

Рядом поправок вводятся штрафы за нарушение порядка уплаты страховых взносов.

Вводится штраф за нарушение электронной формы расчета (РСВ-1) - 200 руб. (ст. 48 Закона № 212-ФЗ).

За несообщение фондам о счетах в банках штраф составит 5 000 руб. (новая ст. 46.1 Закона № 212-ФЗ). До сих пор за это могли оштрафовать лишь должностных лиц на 1 000-2 000 руб. (ст. 15.33 КоАП РФ).

Также в пункте 2 статьи 48 увеличен штраф за отказ или непредставление в установленный срок документов (с 50 руб. до 200 руб. за каждый документ).

С 2012 года отменяется штраф за опоздание с расчетом на 180 дней: будет общий штраф за просрочку независимо от ее продолжительности.

Теперь в статье 46 Закона № 212-ФЗ установлено, что непредставление в срок РСВ-1 влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 руб. Иными словами, минимальный штраф за несдачу отчета составит 1 000 руб. (сейчас 100 руб.). А максимальный штраф составит 30 % (сейчас процент не ограничен), сам штраф будет считаться от суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода.

Выплата пенсионных накоплений

Федеральным законом от 30.11.2011 № 360-ФЗ установлено, что накопительная часть трудовой пенсии будет носить пожизненный характер.

В некоторых случаях накопления можно будет получить единовременно. Сделать это смогут все застрахованные, получающие трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели права на установление трудовой пенсии по старости, а также лица, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых в случае ее назначения составил бы 5 % и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости. Порядок единовременной выплаты определяется Правительством.

Накопления, которые сформированы за счет взносов по госпрограмме софинансирования, а также материнского капитала, разрешено выплачивать в срочном порядке - не менее 10 лет. Этот порядок будет единым для ПФР и Негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

Кроме того, эти два вида накоплений, хотя и сформированных во многом за счет государственных средств, разрешено наследовать. Правопреемниками накоплений, полученных за счет добровольных взносов по программе софинансирования, остается тот же круг «первой очереди» (переживший супруг, дети, родители), что и по «личным» накоплениям. Что касается накопленных материнских денег - тут круг правопреемников сужен до ближайших членов семьи, которым и предназначался семейный капитал, - то есть супругу и детям.

Рассчитываться накопительная пенсия будет с учетом так называемого «ожидаемого периода выплаты». На этот показатель, выраженный в месяцах, делится вся сумма накоплений, и в итоге получается размер ежемесячной выплаты. Сначала предполагалось, что НПФ этот показатель будут рассчитывать самостоятельно, а для ПФР он будет равен 19 лет. В итоге решено, что этот показатель будет единым и для ПФР, и для НПФ: в 2012 году - 18 лет. Начиная с 2013 года, его будет определять отдельный федеральный закон на основании официальных статданных по продолжительности жизни пенсионеров.

Кроме того, создается выплатной резерв для накопительной части пенсии. И решено, что ежегодно эти выплаты будут корректировать.

Взносы на страхование от НС и ПЗ

Тарифы сохраняются

Тарифы на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве сохраняются на прежнем уровне. Напомним, что всего установлено 32 страховых тарифа (от 0,2 процента до 8,5 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска. Закон также сохраняет льготы по уплате страховых взносов в размере 60 % от существующих тарифов для организаций любых организационно-правовых форм, использующих труд инвалидов.

Работодатели, допустившие несчастные случаи, будут расплачиваться за это три года

Страховой взнос «от несчастных случаев» платят в ФСС РФ все страхователи. Размер тарифа зависит от отрасли, к которой относится предприятие (чем опаснее направление деятельности, тем выше тариф), и от индивидуальных показателей работы.

Федеральный закон от 06.11.2011 № 300-ФЗ внес изменения в статьи 17 и 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ).

С 1 января 2012 года работодатель обязан предоставлять в ФСС РФ информацию об аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медосмотрах работников (пп. 18 п. 2 ст. 17 Закона № 125-ФЗ в новой редакции). Порядок предоставления сведений будет прописан в правилах установления скидок и надбавок к страховым взносам. Эти сведения будут использоваться для расчета скидок и надбавок к страховому тарифу (ст. 22 Закона № 125-ФЗ). При этом расчет будут производить по итогам работы организации за три года с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест). В настоящее время при расчете принимаются сведения за предшествующий год.

Как и ранее, размер надбавки или скидки не может быть более 40 %.

Но если произошел страховой случай со смертельным исходом, скидка страхователю устанавливаться не будет на протяжении трех лет. Смысл нововведений в том, чтобы создать условия, когда работодателю будет выгоднее обеспечить безопасные условия труда, чем потом платить штрафы и повышенные тарифы.

Кроме того, пункт 3 статьи 17 Закона № 125-ФЗ дополнен положениями, согласно которым в порядке, определяемом Правительством РФ, будет утверждаться и порядок предоставления сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медосмотрах, а также правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Ранее порядок утверждения указанных правил ежегодно устанавливался федеральными законами о бюджете ФСС РФ на соответствующий год и плановый период.

"Детские" пособия

Пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ установлено, что пособия, которые выплачивает работодатель, подлежат индексации в размере и в сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из прогнозного уровня инфляции (ст. 4.2).

В частности, индексации подлежат:

Федеральный Закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ (ст. 10) установил, что с 1 января 2012 года будут проиндексированы на коэффициент 1,06 госпособия гражданам, имеющим детей. В частности, с 1 января 2012 года детские пособия, выплачиваемые работодателем, равны:

  • 465,20 руб. - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (в 2011 году - 438,87 руб.);
  • 12 405,32 руб. - единовременное пособие при рождении ребенка (в 2011 году - 11 703,13 руб.);
  • 2 326,00 руб. и 4 651,99 руб. - минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за первым и вторым и последующими детьми соответственно (в 2011 году - 2 194,34 руб. и 4 388,67 руб.).

Материнский капитал

Размер материнского (семейного) капитала пересмотрен с учетом темпов роста инфляции и также установлен Федеральным законом от 30.11.2011 № 371-ФЗ . В 2012 году он составит 387 640,30 руб.

Законодательные диспозиции указаывают на то, что ИП обязан вносить все предусмотренные взносы без каких-либо исключений. Ежегоджно нормы притерпевают прямые дополнения, поэтому порядок производства платежей, так же и их размер меняются. Далее мы расскажем и федеральных взносах и платежах, какие необходимо будет проводить в 2018 году. Параллельно приведем и некоторые региональные тарифы.

Страховые взносы во внебюджетные фонды в 2018 году сколько составляют?

В связи с индексацией МРОТ с 1-го января 2018 все фиксированные страховые (основные) взносы и налоги ИП за себя более повысились. Сейчас ИП с общим годовым зарботком в 300 000 рубл. и меньше платят лишь два платежа в своем отношении на итоговую сумму в 23 153,33 рубл.

Официальные индивидуальные предприниматели с общим доходом больше 300 000 рубл. вносят за себя (плюс к обозначенной сумме 23 153 рубл.) далее 1% от прибыли, какя превышает 300 000 рубл.

Так же ИП платят прописанные фиксированные страховые фонды в отношении себя посредством единого расчетного документа (или одной квитанцией/ официальным платежным поручением). ПФР сейчас самостоятельно разделяет всю уплаченную сумму на исчисленную страховую и накопительную доли (если таковая есть). Т.е необходимо следующее:

  • платить налоги допускается или поквартально, или один раз в текущий год;
  • всю сумму оплаченных указанных взносов можно сократить и налог УСН «прибыль» (6%).

Индивидуальные предприниматели зачисляют социальные взносы в ФОМС. Это еще один внебюджетный орган. Фиксированный страховой платеж в ФФОМС на 2018 год равняется 316,40 рубл. в мес. (получается 949,21 руб. по кварталу, 3796,85 руб. за год). Зачисления в государственный ФФОМС по прибыли большей 300 000 рубл. не предусматриваются.

Таблица страховых взносов во внебюджетные фонды 2018

Все обозначенные квитанции оформляются только по форме №(пропись) ПД или по образцу № ПД-4сб (удержание) и принимаются к зачислению только в Сбербанке (когда у индивидуального предпринимателя имеется расчетный счет в стороннем банке, значит платить следует и с такового, никакие дополнительные комиссии по такому не снимаются). При структуризации квитанции на платежи взносов по внебюджетным направлениям, следует знать указанне КБК (или — Коды Бюджетной Классификации). Все КБК всегда можно просмотреть на ресурсе ПФР.

Когда вы прямозарегистрированы в должном качестве ИП только по началу года — платить внебюджетные взносы следует не за текущий год, но за все то время, что субъекты зарегистрированы (для приблизительного расчета государственного платежа и внесения всех квитанций нужно использовать бухгалтерский ресурс). Когда совмещаеся работа ИП с деятельностью по трудовому договору, а начальник уже делает внебюджетные платежи — и здесь все равно нужно делать все платежи указанные и фиксированные только уже лица ИП.

Таблица:



Платежи во внебюджетные фонды в 2018 году для ИП

После этого оплаченные квитанции внебюджетных платежей обязательно сохраните. Потому что отчетность с 2012-го г. для ИП без рабочих (исчисляющих только за себя) — упразднена. Чтобы проследить, дошли ли все платежи до места истребования — позвоните в адресное районное управление ПФР и свяжитесь с сотрудником, уполномоченным за ИП без штата. Далее всю сумму внесенных отчислений можно сократить сумму прописанного налога (какой платится по системе 6% «прибыль»). Это простой способ сэкономить на государственных фондах. Обозначенные Фиксированные страховые фонды рассчитываются на показателях МРОТ, действующего на положение 1-го января 2018 года. При индексации МРОТ в России в течение периода страховые государственные зачисления по состоянию год НЕ изменяются.

Порядок расчета страховых взносов во внебюджетные фонды

Минтруд России подготовил проект закона, в котором срок окончания действующих тарифов в фонды социального страхования переносится на год – с конца 2018 года на конец 2019 года. При этом порядок взаимодействия страхователей с ФСС России планируется сохранить до 31 декабря 2020 года включительно.

Размер отчислений в государственные внебюджетные фонды сейчас составляет:

  • ПФР – 22% (10% – свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов);
  • ФСС России – 2,9%;
  • ФФОМС – 5,1%.

Отметим, что нынешние тарифы отчислений в государственные внебюджетные фонды действуют с 2012 года (ст. 58.2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ " "). Причем в прошлом году они были продлены на год (Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 347-ФЗ "О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 58.2 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования "). В текущем году, ситуация, судя по всему, повторится.

Напомним также, что со следующего года изменится порядок администрирования отчислений в государственные внебюджетные фонды – полномочия в этой сфере будут ФНС России. Для этого в НК РФ была добавлена глава 34 "Страховые взносы", вступающая в силу с 1 января 2017 года (Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ " ").

Какой штраф нужно будет заплатить за нарушение срока предоставление отчетности по страховым взносам за каждый не представленный (несвоевременно представленный) документ? Узнайте из материала "Ответственность за отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов" в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

Однако ряд функций планируется сохранить за ФСС России вплоть до конца 2020 года. В рассматриваемом законопроекте предполагается, что правила взаимодействия этого фонда со страхователями останутся неизменными в ближайшие четыре года. Речь идет о том, что сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВниМ) плательщикам страховых взносов можно будет по-прежнему уменьшить на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения, а переплату зачесть в будущих периодах. Проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения на ОСС на случай ВНиМ будут проводиться также территориальными органами ФСС России. Единственное изменение (от текущей практики) будет заключаться в том, что расчеты по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на ОСС на случай ВНиМ и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения ФСС России будут направляться в ФНС России не позднее пяти дней со дня их получения в электронной форме и не позднее 10 дней со дня их получения на бумажном носителе в соответствующий территориальный орган ФСС России (