Подразделениях центрального банка российской федерации. Система цб рф, принципы ее организации

В банковской системе России Центральный Банк Российской Федерации определён как главный банк страны. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Для кредитных учреждений страны Центральный Банк является кредитором в последней инстанции.

Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном Банке Российской Федерации", Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Организационная структура Банка России Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Структура управления Банка России установлена Федеральным законом "О Центральном Банке РФ" и включает следующие подразделения:

  • 1. руководство Банка России;
  • 2. административный департамент;
  • 3. юридический департамент;
  • 4. департамент исследований, информации и статистики;
  • 5. сводный экономический департамент;
  • 6. департамент регулирования денежного обращения;
  • 7. департамент эмиссионно-кассовых операций;
  • 8. департамент бухгалтерского учета и отчетности;
  • 9. департамент методологии и организации расчетов;
  • 10. департамент организации исполнения госбюджета и внебюджетных фондов;
  • 11. департамент банковского надзора;
  • 12. департамент иностранных операций;
  • 13. ревизионный департамент;
  • 14. департамент информатизации;
  • 15. департамент полевых учреждений;
  • 16. департамент подготовки персонала;
  • 17. главное управление инспектирования коммерческих банков;
  • 18. главное управление валютного регулирования;
  • 19. управление ценных бумаг;
  • 20. главный центр информатизации.

Таким образом, в систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

Банк России возглавляет председатель, который руководит деятельностью его высшего органа - Совета директоров и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на банк России задач.

Совет директоров представляет собой коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Председатель назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатуру на должность председателя Банка России представляет президент Российской Федерации не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий Председателя Банка России. В случае отклонения предложенной кандидатуры в течение двух недель вносится новая. Одна и та же кандидатура может вносится не более двух раз. Одно и то же лицо может занимать должность Председателя Банка России не более трех сроков подряд.

Члены Совета директоров работают в Банке России на постоянной основе. Они назначаются на должность сроком на четыре года также Государственной Думой, но уже по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ. Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также членами Правительства Российской Федерации. Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

Заседания Совета директоров проводятся не реже одного раза в месяц. На заседаниях Совета директоров председательствует Председатель Банка России. В случае его отсутствия - один из членов Совета директоров. Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его заменяющего.

1. 2 Цели деятельности и функции ЦБ

Цели деятельности Центрального Банка Российской Федерации изложены в статье 3 Закона "О Центральном Банке РФ". Основными целями являются:

  • - защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • - развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • - обеспечение эффективности и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Согласно статьи 4 Закона "О Центральном Банке РФ" Банк России выполняет следующие функции:

  • 1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  • 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  • 3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  • 4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
  • 5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  • 6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами;
  • 7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • 8) принимает решения о государственной регистрации кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
  • 9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
  • 10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • 11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
  • 12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • 14) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • 15) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • 16) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные.

Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Принципы организации деятельности Банка России, изложенные в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», утверждают следующее:

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, включающей центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, российское объединение инкассации и все другие учреждения и организации, необходимые для его деятельности;
- национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров;
- задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России,

утверждаемым Советом директоров;

Когда создание и функционирование территориальных учреждений на той или иной территории невозможно, то такие территории обслуживаются полевыми учреждениями, предназначенными для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации;
- Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона, который и определит порядок использования его имущества.

Структура центрального аппарата Банка России и его территориальных подразделений подвергается существенным изменениям, носящим, прежде всего качественный характер, и ориентирована на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы в реформируемой экономике.

В настоящее время в структуре Центрального банка Российской Федерации функционируют 23 департамента:

Сводный экономический департамент;
-Департамент исследований, информации и статистики;
-Департамент бухгалтерского учета и отчетности;
-Департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов;
-Департамент методологии и организации расчетов;
-Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности;
-Департамент пруденциального банковского надзора;
-Департамент по организации банковского санирования;
-Департамент иностранных операций;
-Департамент регулирования денежного обращения;
-Департамент эмиссионно-кассовых операций;
-Департамент информатизации;
-Юридический департамент;
-Департамент внутреннего аудита и ревизий;
-Административный департамент;
-Департамент подготовки персонала;
-Департамент операций на открытом рынке;
-Департамент контроля за деятельностью кредитных организации на финансовых рынках;
-Департамент валютного регулирования и валютного контроля;


Департамент инспектирования кредитных организаций;
-Департамент телекоммуникаций;
-Департамент полевых учреждений;
-Департамент общественных связей. Подразделениями Банка России являются:

Представительство Банка России в Федеральном собрании Российской Федерации;
-Главное управление безопасности и защиты информации;
-Главное управление недвижимости;
-Управление специальной связи.

Данная структура призвана обеспечить эффективную реализацию законодательных инициатив в работе Центрального банка и всей банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и создать новые каналы взаимодействия между Банком России, законодательными и исполнительными органами государственного управления, а также органами территориального управления.

Принципы организации деятельности Банка России можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние: система действующих законов и норм международного права; степень независимости ЦБ и подотчетности Государственной Думе Федерального Собрания России.

Внутренние: организационная структура, где выделено 23 департамента; распределение ответственности в руководстве Центрального банка; кадровый состав; статус территориальных подразделений.

Внутренние принципы организации деятельности Центрального банка вытекают из функций Совета директоров, который во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета.

Совет директоров - это высший исполнительный орган Центрального банка России, который отвечает за практическую реализацию его целей и задач. Он принимает решения по таким вопросам, как:

Создание и ликвидация учреждений и организаций Банка России;
- установление обязательных нормативов для кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке»;
- величина резервных требований, порядок формирования резервов кредитными организациями;
- изменение процентных ставок Банка России;
- определение лимитов операций на открытом рынке;
- участие в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
- применение прямых количественных ограничений;
- выпуск и изъятие банкнот и монет из обращения, общий объем выпуска наличных денег;
- внесение в Государственную Думу предложений об изменении уставного капитала Банка России;
- утверждение порядка работы Совета директоров и назначение главного аудитора Банка России;
- утверждение внутренней структуры Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях Банка, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;
- определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом.

1.4. Основные задачи и функции Центрального банка РФ
В банковской системе Центральный банк страны играет ключевую роль. От его деятельности зависит устойчивость развития национальной экономики и ее банковского сектора. Регулируя денежный оборот в наличной и безналичной формах, центральный банк создает экономические предпосылки для движения товаров и услуг от производителя к потребителю.

Центральный банк – экономический институт, функционирующий в сфере товарно-денежных отношений. Его денежно-кредитная политика основана на использовании денег, кредита, процента, валютного курса.

Центральный банк – общественный институт, работающий на макроуровне экономических отношений. Эмитирование им наличных денег и платежных средств важно для отдельных экономических субъектов и для экономики в целом. Обеспечивая рациональную организацию денежного обращения, безинфляционное развитие, он создает условия для сохранения ценности денег и тем самым для социального развития общества.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет следующие функции:


  • во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

  • устанавливает правила осуществления расчетов в России;

  • устанавливает правила проведения банковских операций;

  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

  • принимает решение о госрегистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;

  • осуществляет все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

  • устанавливает правила бухучета и отчетности для банковской системы РФ;

  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса России и организует составление платежного баланса РФ;

  • устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ, публикует материалы и статистические данные;

  • осуществляет выплаты по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов; также выполняет иные задачи.

Центральный банк РФ в отличие от коммерческих банков – федеральный орган государственной власти. Его государственно-властные полномочия распространяются на денежно-кредитную сферу и регулирование деятельности банков, входящих в банковскую систему страны. Такое управление не предполагает право собственности на имущество управляемых субъектов, их подчинение банку. Банк России осуществляет государственное управление в форме денежно-кредитного регулирования с помощью введения норм и правил деятельности, неподчиненных ему банков, надзора и контроля за их работой. Главной же задачей центрального банка является сохранение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы и обеспечение бесперебойности денежных платежей и расчетов в стране.

Центральный банк – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. Инструментарий денежно-кредитной политики развитых капиталистических государств необычайно широк.

Функциицентрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.

В современных условиях ЦБ выполняет следующие основные функции :


  • монопольная эмиссия банкнот;

  • «банк банков»;

  • банк правительства;

  • регулирование денежно-кредитной системы;

  • реализация валютной политики;

  • организация платежно-расчетных отношений;

Главный расчетный центр страны.

Рассмотрим перечисленные функции более подробно.

Функция эмиссии банкнот. В настоящее время во всех странах эмиссия банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств, обеспечивается главным образом задолженностью государства и экономики. Эмиссия банкнот (выпуск их в обращение) осуществляется путем передачи банкнот центральным банком коммерческим банкам и правительству в соответствии с их потребностями в обмен на обязательства. Эмиссия банкнот центральным банком может осуществляться также под увеличение золотовалютных резервов, т.е. через покупку иностранной валюты и золота на банкноты. Таким образом, эмиссия банкнот становится составной частью денежной политики.

Центральный банк устанавливает правила обращения с денежной массой и создает систему резервных фондов наличности. В условиях усиливающейся инфляции это означает сохранение централизованной системы лимитирования и оперативного регулирования наличной эмиссии (рисунок 1). Средствами, находящимися в резервных фондах, могут распоряжаться только Правление Центрального банка и его областные управления. Только с их разрешения денежные знаки могут быть перемещены из резервных фондов в оборотную кассу (или операционную кассу филиалов банков, при которых не открыты резервные фонды). Собственно эта операция и означает эмиссию – выпуск наличных денег в обращение. Перемещение денежных знаков из оборотной кассы в резервные фонды обусловливает изъятие денег из обращения. Эта операция, в соответствии с правилами кассового регулирования, осуществляется автоматически – при превышении лимитов оборотных (операционных) касс.

Рисунок 1 – Удельный вес отдельных купюр в общей сумме на 01.04.08г.
В настоящее время Центральный банк обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который реализуется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте.

В условиях золотого монометаллизма банкноты Центрального банка имели двойное обеспечение: золотом и коммерческими векселями. После отказа от системы золотого стандарта эмиссия банкнот осуществляется преимущественно под правительственные облигации. В связи с этим непосредственная связь банкнот с товарным обращением значительно ослабла.

Функция банка банков. Эта функция включает в себя два тесно взаимосвязанных между собой направления. Во-первых, каждый банк второго уровня располагает корреспондентским счетом в центральном банке. Через корреспондентские счета центральный банк осуществляет расчеты между коммерческими банками. На практике эти счета находятся в территориальных подразделениях центрального банка. Остатки на корреспондентских счетах служат кассовыми резервами коммерческих банков. В большинстве стран в соответствии с законодательством коммерческие банки обязаны поддерживать определенную величину резервов. Во-вторых, центральный банк осуществляет кредитование коммерческих банков. Если банки испытывают недостаток денежных средств или не могут привлечь ресурсы из других источников, им оказывает содействие центральный банк, и в этом смысле центральный банк является «кредитором в последней инстанции».

Функция банка правительства . Центральный банк является банком, обслуживающим государство. Это означает, что центральный банк осуществляет, во-первых, операции по кассовому исполнению бюджета, т.е. ведет счета правительства; во-вторых, осуществляет кредитование государства и управление государственным долгом. Под управлением государственным долгом обычно понимаются операции центрального банка по выплате доходов по ним. От имени правительства центральный банк регулирует и хранит государственные золотовалютные резервы. Центральный банк осуществляет регулирование платежных балансов, международных расчетов и представляет свою страну в международных валютно-кредитных организациях.

Денежно-кредитное регулирование. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через Центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Защита и обеспечение устойчивости рубля, и снижение темпов инфляции является важной задачей деятельности Банка России. Главной особенностью основных направлений денежно-кредитной политики является прогнозирование темпов инфляции.

Реализация валютной политики . Исторически сложилось, что для обеспечения банковской эмиссии в центральных банках были сосредоточены золотовалютные резервы. Они сберегаются как гарантийно-страховые фонды для международных платежей и для поддержки курсов национальных валют. От имени правительства Центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем золотовалютных резервов. Он осуществляет валютное регулирование путем учетной политики и балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов. Как правило, Центральный банк представляет свою страну в международных и региональных валютно-финансовых учреждениях.

В целях поддержания объема валютных резервов на приемлемом уровне Центральные банки управляют ими, т. е. формируют их оптимальную структуру и осуществляют их рациональное размещение.

Центральные банки периодически пересматривают структуру валютных резервов, увеличивая удельный вес валют, которые в данный момент являются наиболее устойчивыми.

Центральный банк практикует следующие формы размещения валютных резервов: государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, и депозиты, размещаемые в банках за границей.

Организация платежно-расчетных отношений. Центральные Банки начали участвовать в организации платежей между коммерческими банками в период фундаментальных изменений в технологии платежей – перехода к бумажно-денежному обращению. Внедрение в повседневную жизнь не имеющих стоимости бумажных денег потребовало создания расчетных систем, пользующихся доверием. Ответственность за осуществление платежей взял на себя Центральный банк, имеющий безупречное финансовое положение и большой авторитет.

Задачами Центрального банка в организации платежной системы страны являются:

Поддержание стабильности финансовой структуры;

Обеспечение эффективного функционирования платежной системы;

Проведение денежно-кредитной политики.

Стабильность финансовой системы непосредственно связана со стабильностью внутренней платежной системы, т. е. обусловлена наличием надежного механизма платежей, который позволяет бесперебойно осуществлять межбанковские операции по взаимозачетам и платежам, и дает возможность устранять возникшие проблемы (например, неплатежеспособность одного из ее участников, вызывающую цепную реакцию неплатежей и создавшую угрозу для устойчивости всей финансовой системы в целом).

В случае неустойчивости и ненадежности платежей системы Центральный банк испытывает серьезные трудности при осуществлении эффективной денежно-кредитной политики, а кризис платежной системы целиком лишает его возможности проведения регулирующих мероприятия в этой сфере.

Главный расчетный центр страны. Центральный банк стремится создать такие условия проведения платежей и расчетов, которые минимизировали бы системный риск и его последствия. Через банки проходят платежи предприятий, организаций и населения. Совершая по их поручению платежи, этим самым банк выполняет посредническую миссию. В руках банков эта функция становится значительно шире, чем элементарная посредническая деятельность. Банк может аккумулировать небольшие размеры временно свободных денежных средств многих клиентов и, суммировав их, направить огромные денежные ресурсы только одному субъекту. Также банк может брать деньги у клиентов на короткий срок, а выдавать их на длительное время. Он может аккумулировать ресурсы в одном секторе экономики какого-либо региона, или перераспределить их в другие отрасли и совершенно другие регионы. Так как банки находятся в центре экономической жизни, они получают возможность изменять размер, сроки и направления капиталов в соответствии с возникающими потребностями хозяйства.

Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции – пассивные и активные. К пассивным относятся операции, с помощью которых образуются ресурсы ЦБ, к активным – операции по размещению ресурсов. По состоянию на 1 апреля 2008г. баланс ЦБ РФ см. в Приложении 1.

Анализ деятельности Банка России по выпол­нению возложенных на него ст. 3 и 4 Закона о Банке России ос­новных целей, задач и функций показывает, что Центробанк и есть тот элемент системы, который непосредственно осуществляет го­сударственное управление банковской системой. При этом исполь­зуются преимущественно методы государственного регулирова­ния, экономические методы управления, которые призваны создавать благоприятные экономические, правовые, организаци­онные условия для функционирования кредитных организаций.


2. Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ
2.1. Основные направления кредитно-денежной политики ЦБ
Кредитно-денежная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики, при этом он преследует конкретные цели: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

В большинстве промышленно развитых стран политика Центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах.

1. Учетная политика заключается в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального банка. В России эта процентная ставка называется ставкой рефинансирования коммерческих банков.

Совет директоров Банка России в целях сдерживания инфляции и снижения динамики денежной массы принял решение о повышении с 29 апреля 2008года на 0,25 процентной ставки рефинансирования. В соответствии с указанием Центрального банка РФ устанавливается ставка рефинансирования в размере 10,5% годовых.

Основной формой кредитования коммерческих банков Центральным банком Российской Федерации на сегодня является ломбардный кредит под залог государственных ценных бумаг.

В феврале Банк России предоставил ломбардные кредиты в объеме 1,5 млрд. руб. (в январе - 0,6 млрд. руб.). С 4.02.2008 минимальная ставка на ломбардных кредитных аукционах составляет 7,25% годовых. Фиксированная ставка по ломбардным кредитам на срок 1 день равна 8,25% годовых. На этом же уровне устанавливается фиксированная ставка по ломбардным кредитам на срок 7 дней, если два ломбардных аукциона подряд признаются несостоявшимися.

2. Второй формой является определение Центральным банком нормы обязательных резервов.

Смысл этой формы заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах в Центральном банке. Изменяя норму резервирования, Центральный банк расширяет или ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков на кредитном рынке страны. Нормативы устанавливаются в процентном соотношении к среднедневным остаткам на расчетных, текущих, депозитных и других клиентских счетах юридических и физических лиц за прошедший месяц и вносятся за счет средств на корреспондентском счете коммерческого банка на специальный резервный счет в ЦБ РФ в начале каждого месяца. Максимальная ставка норматива обязательных резервов не может превышать 20%.

Совокупные безналичные банковские резервы (включающие средства кредитных организаций на корреспондентских, депозитных счетах и счетах обязательных резервов в Банке России, а также в облигациях Банка России) на 1.03.2008 составили 1160,3 млрд. руб. и практически не изменились по сравнению с 1.02.2008 (1167,4 млрд. руб.). Средний дневной объем совокупных банковских резервов составил в феврале 1149,4 млрд. руб. (1362,6 млрд. руб. в январе).

Средства кредитных организаций на счетах обязательных резервов в Банке России возросли с 234,0 млрд. руб. на 1.02.2008 до 316,5 млрд. руб. на 1.03.2008, что было связано с произведенными перерасчетами в ходе очередного регулирования обязательных резервов после изменения нормативов с 15.01.2008. В феврале кредитные организации должны были поддерживать обязательные резервы в размере 4,0% от их обязательств перед физическими лицами в рублях и 4,5% от иных своих обязательств (в том числе перед банками-нерезидентами). Объем усредняемых обязательных резервов, поддерживаемых на корреспондентских счетах в Банке России, возрос со 130,8 млрд. руб. в январе до 178,5 млрд. руб. в феврале.

3. Операции на открытом рынке являются важнейшим направлением кредитно-денежной политики Центрального банка во многих странах с рыночной экономикой.

Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Для оживления экономики Центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого он скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определённое количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения. Если же целью Центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения, проводя тем самым контрактивную политику, которая приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами части своих резервов.

4. Четвертой формой является прямое воздействие Центрального банка на кредитную систему путем прямых инструкций, директив, предписаний и писем, а также применение санкций за их нарушение.

Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка России сформулированы в ст. 35 Закона о Банке России:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Под валютными интервенциями понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты против российской, на межбанковском или биржевом рынках, для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег в экономике. Регулируя валютный курс, ЦБ РФ воздействует на экспорт, импорт, внешнеторговые и внутренние цены.

В феврале 2008г. на внутреннем валютном рынке сохранялся баланс спроса и предложения иностранной валюты: отток частного капитала был уравновешен положительным сальдо по внешнеторговым операциям. В этих условиях интервенции Банка России были минимальными. Золотовалютные резервы возросли с 483,2 млрд. долл. США на 1.02.2008г. до 490,7 млрд. долл. США на 1.03.2008г.

Банк России по-прежнему проводил политику управляемого плавающего валютного курса, используя в качестве операционного ориентира рублевую стоимость бивалютной корзины (см. рисунок 2).

Рисунок 2 - Динамика рублевой стоимости бивалютной корзины Банка России (руб.)

Курсы основных мировых валют к рублю в феврале колебались разнонаправленно. Со второй декады месяца наметилась повышательная динамика курса евро к рублю при понижательной динамике курса доллара США к рублю, обусловленная ослаблением доллара США на мировом рынке. По итогам рассматриваемого периода официальный курс доллара США к рублю снизился на 1,7% - до 24,0023 руб. за доллар США на 1.03.2008, курс евро к рублю повысился на 0,6% - до 36,5099 руб. за евро (см. рисунок 3).

Рисунок 3 - Динамика официальных курсов иностранных валют к рублю (руб.)

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

В стремлении добиться стабилизации экономики центральные банки сталкиваются с дилеммой: что выбрать в качестве инструмента монетарной политики – контроль над денежным предложением денежной массы или контроль над динамикой процентной ставки. Так в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня. Напротив, Центральному банку придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание прироста денежного предложения, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики. Структуру наличной денежной массы в обращении по состоянию на 01.04.2008 года см. в Приложении 2.
2.2. Эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ
По мнению директора Института новой экономики, члена-корреспондента РАН С.Ю.Глазьева денежные власти искусственно сужают объем денежного предложения более чем втрое, даже по сравнению с самой консервативной моделью денежной политики, известной как «валютное правление» (когда страна жестко привязывает объем денежной базы к величине валютных резервов).

Более чем трехкратное сокращение денежной базы по отношению к объему притекающих в страну доходов означает соответствующее ограничение возможностей экономического роста. Даже при самой осторожной и жесткой из известных в экономической теории модели денежной политики «валютного правления» величина денежного предложения должна была бы быть втрое выше сегодняшнего уровня. Это означает, что втрое больше были бы финансовые возможности для кредитования экономического роста, повышения инвестиций, роста занятости и доходов населения и обеспечения социальных гарантий. Неспособность денежных властей эффективно распорядиться обрушившимся на Россию потоком нефтедолларов стоит каждому гражданину России, как минимум, половины потенциальных доходов, оборачивается для предприятий завышенными процентными ставками и трудностями в получении кредита.

За некомпетентность руководителей Центрального банка и экономического блока правительства мы вынуждены расплачиваться колоссальными упущенными возможностями экономического роста и снижением доходов населения. Привязка денежной эмиссии к приросту валютных резервов при количественном ограничении денежной массы влечет отток денег из большей части производственной сферы, ориентированной на внутренний рынок, которая в отсутствие доступа к кредиту вынуждена изыскивать средства для развития за счет занижения оплаты труда.

Спад производства и хроническая депрессия в большей части отраслей обрабатывающей промышленности, строительстве и сельском хозяйстве – прямой результат проводимой денежно-кредитной политики. Об этом свидетельствуют конкретные примеры многочисленных кризисных ситуаций, возникающих в экономике из-за искусственного ограничения ликвидности Центробанком и его неспособности организовать должную систему рефинансирования коммерческих банков, занимающихся кредитованием производства.

В частности, по вине руководства Центробанка «на пустом месте» возник кризис жилищного строительства в Центральной России. После легкомысленного заявления одного из руководителей Центробанка о ненадежности ряда коммерческих банков вкладчики панически стали забирать свои сбережения, а сам Центробанк ничего не сделал для преодоления возникшего по его же вине кризиса ликвидности. В результате несколько коммерческих банков, кредитовавших жилищное строительство, обанкротились, стройки остановились, а десятки тысяч людей не могут получить оплаченные ими квартиры.

Из миллионов граждан и сотен тысяч предприятий, занимающихся хозяйственной деятельностью, лишь ничтожная часть имеет доступ к кредитам. Последние предоставляются под завышенные проценты и требования залогового обеспечения, на короткие сроки и на невыгодных условиях. Подавляющее большинство предприятий вынуждены развиваться только за счет собственных средств – доля банковского кредита в финансировании инвестиций крупных и средних предприятий составляет не более одной пятой. Для малого бизнеса кредит остается вовсе недоступным. Неразвитость системы кредитования предпринимательской деятельности и практически полное отсутствие механизмов долгосрочного кредитования производственной сферы – прямое следствие заскорузлой политики финансовых властей, не выполняющих свою главную функцию в рыночной экономике по организации кредита.

Центральный банк вместо предложения денег для кредитования экономического роста занимается их изъятием из экономики, тормозя и искусственно сдерживая тем самым экономический рост. Если во всех странах с рыночной экономикой ломают голову над вопросом – в каких пределах использовать денежную монополию государства для нужд общества (направляя ее на финансирование бюджетного дефицита, уровень которого в странах «семерки», в последние годы колеблется от 2 до 5 процентов ВПП), то у нас все наоборот. Монополию государства на организацию денежного обращения используют для сокращения возможностей социально-экономического развития и снижения общественного благосостояния.

Некомпетентность денежных властей, примитивизм проводимой ими политики дорого обходится нашему народу. Вследствие искусственной привязки рубля к доллару, денежного предложения – к приросту валютных резервов, жесткого количественного ограничения прироста денежной массы произвольно задаваемыми параметрами, все не ориентированные на экспорт отрасли посажены на «финансовую мель». У них нет возможности долгосрочных заимствований, крайне ограничен доступ к кредитным ресурсам, отсутствуют механизмы рефинансирования производственной деятельности.
В результате проводимой денежно-кредитной политики мы лишились значительной части производственного и инвестиционного потенциала, вывоз капитала превысил полтриллиона долларов, произошла деградация экономической структуры страны с закреплением доминирующего положения сырьевых и монополизированных отраслей. Мы могли бы иметь сегодня вдвое больший объем ВВП и втрое больший объем инвестиций, гораздо более прогрессивную структуру экономики, если бы политика Центрального банка соответствовала ее главной цели – использованию монополии государства на денежное предложение для кредитования экономического роста.

Кроме огромного ущерба для социально-экономического развития страны по макроэкономическим последствиям проводимой политики денежных властей, последние наносят государству прямой ущерб бездарным управлением валютными резервами страны.

С присоединением России к ВТО иностранные банки быстро займут доминирующее положение на рынке капитала, лишив нас собственной финансовой основы. Это произойдет в течение нескольких лет, если мы не заставим Центральный банк должным образом выполнять свои функции по эффективному управлению государственной монополией на денежное предложение в целях обеспечения благоприятных условий экономического роста. А для этого необходимо обеспечить научную обоснованность денежной политики, что невозможно без кардинального повышения квалификации и ответственности руководства денежных властей. В этом направлении должен, наконец, заработать и Национальный банковский совет.

На основе анализа С.Ю. Глазьева о роли Центрального банка в экономике России, можно сделать вывод, что проводимая, руководством банка, денежно-кредитная политика не эффективна.

Первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев объясняет, что сейчас в российской экономике наблюдается некоторый «перегрев», который неразрывно связан с инфляцией. Причинами такого явления стали неразвитость финансовых рынков России, а так же недостаточно проработанная правовая база. Кроме того, сейчас платежный баланс «сильно положительный», по словам Улюкаева, что, в свою очередь, ведет к вмешательству Центробанка в экономику с целью ее урегулирования. Центральный Банк готовит две модели для дальнейшего существования экономики России. В трехлетний срок планируется перейти к инфляционному таргетированию. Такой способ урегулирования рынка позволит ЦБ удерживать приемлемый уровень инфляции, занимая при этом нейтральную позицию.

Сейчас, как заявил первый зампред ЦБ, используются некоторые элементы будущего инфляционного таргетирования, что, скорее всего, поможет до конца 2008 года снизить ожидаемую инфляцию до 10%.

Контроль за деятельностью Центрального Банка РФ

Контроль за деятельностью Банка России выражается в непосредственном контроле государства за деятельность ЦБ РФ, а именно подотчетности Банка России Государственной Думе РФ. Председатель Банка России назначается Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ. Члены совета директоров назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой РФ по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ.

Положениями гл. IV ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» предусматривается ряд запретов для деятельности Банка России. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Также формой контроля за деятельностью Банка России являетсяотчетность банка перед государством. Отчетный период (отчетный год) Банка России устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.

Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет в Государственную Думу РФ свой годовой отчет, Государственная Дума РФ направляет ежегодный отчет Банка России Президенту РФ, а также на заключение в Правительство РФ. Государственная Дума РФ рассматривает отчет до 1 июля этого же года, и не позднее 15 июля он должен быть опубликован.

Банк России должен включать в годовой отчет «анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики».

Банк России представляетгодовую финансовую отчетность. В нее включаются:

1) годовой баланс;

2) счет прибылей и убытков, в том числе отчет о полученной прибыли и ее распределении;

3) отчет об управлении ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества;

4) отчет о расходах на содержание служащих Банка России;

5) отчет об исполнении сметы капитальных вложений и отчет о формировании и использовании резервов России;

6) ежегодная финансовая отчетность и аудиторское заключение по ней.

Кроме того, в годовой отчет в обязательном порядке включается заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций Банка России. За деятельностью ЦБ РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в рамках банковской системы осуществляет контроль Счетная палата.

Структура – это форма внутренней организации (устройства) элементов какого-либо органа.Структура ЦБ РФ – единая централизованная система подразделений главного банка страны с вертикальной структурой управления, состоящая из определенной совокупности взаимосвязанных элементов, обусловленных целями, задачами и компетенцией ЦБ РФ.


В структуру ЦБ РФ входят:

1) центральный аппарат;

2) территориальные учреждения;

3) расчетно-кассовые центры;

4) вычислительные центры;

5) полевые учреждения;

6) учебные заведения;

7) другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности ЦБ РФ.

Органами управления ЦБ РФ являются:

1) национальный банковский совет;

2) Председатель ЦБ РФ;

3) совет директоров ЦБ РФ.

Национальный банковский совет – коллегиальный орган управления ЦБ РФ. Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых 2 направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, 3 – Государственной Думой РФ из числа депутатов Государственной Думы РФ, 3 – Президентом РФ, 3 – Правительством РФ. В состав национального банковского совета входит также Председатель ЦБ РФ.

Отзыв членов национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета.

Председатель ЦБ РФ назначается на должность Государственной Думой РФ сроком на 4 года большинством голосов от общего числа депутатов по представлению Президента РФ.

Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя ЦБ РФ более 3 сроков подряд.

Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя ЦБ РФ по представлению Президента РФ.

Председатель ЦБ РФ может быть освобожден от должности только в случаях:

1) истечения срока полномочий;

2) невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;

3) подачи личного заявления об отставке;

4) совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

5) нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью ЦБ РФ.

Главный коллегиальный орган непосредственного управления ЦБ РФ – совет директоров. В него входят Председатель ЦБ РФ и 12 членов совета директоров. Члены совета директоров работают на постоянной основе в ЦБ РФ.

Члены совета директоров назначаются на должность Государственной Думой РФ сроком на 4 года по представлению Председателя ЦБ РФ, согласованному с Президентом РФ.Члены совета директоров освобождаются от должности:

1) Председателем ЦБ РФ – по истечении срока полномочий;

2) Государственной Думой РФ по представлению Председателя ЦБ РФ – до истечения срока полномочий.

Основополагающим элементом правового статуса Банка России является его организационная структура.

Согласно данным ЦБ РФ, на начало 2002 г. в России действо­вало 78 территориальных учреждений и 1175 головных расчетно- кассовых центров .

Кроме того, в систему Банка России входят центральный аппарат (22 департамента), пять отделений Москов­ского ГТУ, Центральное хранилище и сеть межрегиональных хра­нилищ, пять организаций программно-технического комплекса, а также ряд организаций, обеспечивающих функционирование Банка России.

Банк России образует единую централизованную систему с вер­тикальной структурой управления, в которую входят:

Центральный аппарат;

Территориальные учреждения;

Расчетно-кассовые центры;

Вычислительные центры;

Полевые учреждения;

Учебные заведения и другие предприятия, учреждения, орга­низации (в том числе подразделения безопасности и Россий­ское объединение инкассации), необходимые для осуществле­ния деятельности Банка России.

Национальные банки республик являются территориальными уч­реждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка России не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.

Территориальное учреждение Банка России - обособленное под­разделение, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций (в соответствии с федеральными законами «О Централь­ном банке Российской Федерации», «О банках и банковской дея­тельности», Положением ЦБР «О территориальных учреждениях Банка России» от 29 июля 1998 г. № 46-П и другими нормативны­ми актами Банка России) и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

Территориальные учреждения, как правило, создаются на тер­ритории субъектов РФ.

По решению Совета директоров Банка России территориаль­ные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов. Территориаль­ными учреждениями Банка России являются его Главные управле­ния в краях, областях и автономных округах Российской Федера­ции, городах Москве и Санкт-Петербурге, национальные банки республик в составе Российской Федерации, а также территориаль­ное учреждение Банка России, созданное по экономическому рай­ону, объединяющему территории нескольких субъектов РФ.

В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют расчетно-кассовые центры (в дальнейшем - РКЦ), иные подразделения, в том числе, обеспечивающие деятель­ность территориального учреждения (столовые, лечебно-профи­лактические и оздоровительные учреждения, учебные заведения, и т.д.), создание и ликвидация которых утверждается Банком России. Деятельность указанных структурных подразделений регулируется соответствующими положениями.

Территориальное учреждение не имеет права:

Принимать нормативные акты;

Выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства;

Предоставлять кредиты на финансирование дефицитов феде­рального бюджета и бюджетов субъектов РФ, местных бюдже­тов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Осуществлять банковские операции в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами без разрешения Банка России.

Основными задачами территориального учреждения на террито­рии субъекта РФ или экономического района, объединяющего тер­ритории нескольких субъектов являются:

Участие в проведении единой государственной денежно-кре­дитной политики, направленной на защиту и обеспечение ус­тойчивости рубля;

Обеспечение развития и укрепления банковской системы Рос­сийской Федерации;

Эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов;

Осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;

Организация и контроль над деятельностью кредитных орга­низаций на рынке ценных бумаг;

Организация валютного контроля;

Проведение анализа состояния и перспектив развития эконо­мики и финансовых рынков региона.

Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреж­дениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уста­вами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемых совместным решением Банка России и Министерст­ва обороны РФ. Полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с банковским законодательст­вом, а также нормативными актами Банка России.

Полевые учреждения предназначены для банковского обслужи­вания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, а также иных государственных органов и юридиче­ских лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслужи­ваемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России не­возможно.

Органом управления Банком России является Национальный банковский совет (рис. 28.1).

Рис. 28.1. Организационная структура Банка России

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ Национальный банковский совет существует как коллегиональный орган Банка России, состоящий из 12 человек. Из них два представителя направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета

Федерации, три - Государственной Думой из числа депутатов Го­сударственной Думы, три - Президентом РФ, три - Правительст­вом РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Отзыв членов Национального банковского совета осуществляет­ся тем органом государственной власти, который их направил в со­став Национального банковского совета.

Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на посто­янной основе и не получают оплату за эту деятельность.

Председатель Национального банковского совета избирается чле­нами Национального банковского совета из их числа большинством голосов от общего числа членов. Председатель Национального бан­ковского совета осуществляет общее руководство его деятельно­стью, председательствует на его заседаниях. В случае отсутствия Председателя Национального банковского совета его функции вы­полняет заместитель, избираемый из числа членов Национального банковского совета большинством голосов от общего числа членов.

Национальный банковский совет выполняет следующие функции:

Рассматривает концепцию совершенствования банковской системы Российской Федерации;

Рассматривает проекты основных направлений единой госу­дарственной денежно-кредитной политики, политики валют­ного регулирования и валютного контроля, дает по ним за­ключения и анализирует итоги их выполнения;

Осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела;

Рассматривает наиболее важные вопросы регулирования дея­тельности кредитных организаций;

Участвует в разработке основных принципов организации сис­темы расчетов в Российской Федерации.

Совет директоров Банка России - коллегиальный орган, опре­деляющий основные направления деятельности Банка России.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров, которые работают на постоянной ос­нове в Банке России.

Председатель Банка России назначается на должность Государ­ственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России.

В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент РФ представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок с момента освобождения. Если предложенная кандидатура отклонена, то в течение двух недель Президент РФ вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз.

Должность Председателя Банка России одно и то же лицо не может занимать более трех сроков подряд.

Государственная Дума вправе освободить от должности Предсе­дателя Банка России по представлению Президента РФ.

Председатель Банка России может быть освобожден от должно­сти в случаях:

1) истечения срока полномочий;

2) невозможности исполнения служебных обязанностей, под­твержденной заключением государственной медицинской комиссии;

3) личного заявления об отставке;

4) совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

5) нарушения федеральных законов, которые регулируют во­просы, связанные с деятельностью Банка России.

Председатель Банка России имеет следующие права:

Действует от имени Банка России и представляет без доверен­ности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями ино­странных государств и международными организациями, дру­гими учреждениями и организациями;

Председательствует на заседаниях Совета директоров; в случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим;

Подписывает нормативные акты Банка России, решения Сове­та директоров, протоколы заседаний Совета директоров, со­глашения, заключаемые Банком России;

Назначает на должность и освобождает от должности замести­телей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;

Подписывает приказы и дает указания, обязательные для всех служащих Банка России, его предприятий, учреждений и ор­ганизаций;

Обеспечивает реализацию функций Банка России в соответст­вии с банковским законодательством;

Он несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России.

Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председате­ля Банка России, согласованному с Президентом РФ.

Члены Совета директоров освобождаются от должности в сле­дующих случаях:

1) по истечении срока полномочий - Председателем Банка России;

2) до истечения срока полномочий - Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.

Председательствует на заседаниях Совета директоров - Предсе­датель Банка России, а в случае его отсутствия - лицо, его заме­няющее, из числа членов Совета директоров.

Решения Совета директоров принимаются большинством голо­сов от числа присутствующих членов Совета директоров при кво­руме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его заменяющего. Протокол заседания Со­вета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол.

Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашать­ся руководители территориальных учреждений Банка России.

Совет директоров Банка России собирается не реже одного раза в месяц.

Заседания назначаются Председателем Банка России, лицом, его заменяющим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров. Члены Совета директоров своевременно уведомляются о назначении заседания Совета директоров.

Совет директоров выполняет различные функции:

Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой го­сударственной денежно-кредитной политики;

Утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

Рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год не позднее 31 декабря предшествующего года, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

Определяет структуру Банка России;

Устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Пред­седателя Банка России и других служащих Банка России;

Утверждает порядок работы Совета директоров;

Назначает главного аудитора Банка России;

Утверждает внутреннюю структуру Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях Банка России, ус­тавы организаций Банка России, порядок назначения руково­дителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;

Определяет условия допуска иностранного капитала в банков­скую систему Российской Федерации в соответствии с феде­ральными законами;

Выполняет иные функции, отнесенные настоящим Федераль­ным законом к ведению Совета директоров Банка России.

Совет директоров принимает решения по следующим вопросам:

Создание и ликвидация учреждений и организаций Банка Рос­сии;

Установление обязательных нормативов для кредитных орга­низаций;

Величина резервных требований;

Изменение процентных ставок Банка России;

Определение лимитов операций на открытом рынке;

Участие в международных организациях;

Участие в капиталах организаций, обеспечивающих деятель­ность Банка России, его учреждений, организаций и служа­щих;

Купля и продажа недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

Применение прямых количественных ограничений;

Выпуск и изъятие банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;

Порядок формирования резервов кредитными организациями;

Внесение в Государственную Думу предложения об изменении уставного капитала Банка России;

Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государст­венной Думы и членами (депутатами) Совета Федерации, депутата­ми законодательных (представительных) органов субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления, а также члена­ми Правительства РФ. Кроме того, они не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-полити­ческих и религиозных организациях.

Сложение депутатских полномочий или отставка члена Прави­тельства Российской Федерации должны быть произведены в тече­ние месяца с момента назначения на должность члена Совета ди­ректоров, после чего вновь назначенный член Совета директоров приступает к исполнению своих должностных обязанностей.

Еще по теме 28.2. Организационная структура Центрального банка РФ:

  1. Характеристика полномочий звеньев организационной структуры центрального банка
  2. Организацион­ное построение центрального банка как системы
  3. Принципы организационного построения центрального банка
  4. 2.1. Место центрального банка в банковской системе 2.1.1. Основные функции центрального банка
  5. Глава.5. Организационное построение центрального банка
  6. 13.2. Организационная структура банка и структура управления им
  7. 64. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА, ЕГО ЦЕЛИ И СТРУКТУРА
  8. 11.2. Организационная и управленческая структура коммерческого банка

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право -

Главным эмиссионным и денежно-кредитным институтом РФ является Банк России. Для успешного выполнения Банком России его функций, в том числе стабилизации рубля, Национальный финансовый совет и Председатель ЦБ РФ регулярно оптимизируют структуру Центрального банка, добавляя и упраздняя различные службы.

Структура Центрального Банка Российской Федерации

Функциональная структура Банка России представлена системой столичных и региональных подразделений, на каждое из которых возложено выполнение определённых задач. Если объем работ, доверенных подразделению довольно велик, внутри него создаются отделы.

Организационная же структура Центрального банка представляет собою вертикальную систему управления. В неё входят центральный аппарат (ЦА), Российское объединение инкассации, территориальные учреждения и РКЦ (расчётно-кассовые центры). Структура Банка России включает также и другие подразделения, необходимые для успешного осуществления его функций и контроля , в том числе полевые учреждения.

Возглавляет структуру Центрального банка Председатель, действия которого контролирует Национальный финансовый совет. Председатель Банка России руководит Советом директоров ЦБ РФ, а вместе они регулируют работу ЦА. Центральному аппарату в структуре Банка России в свою очередь подчинены все остальные подразделения системы. Главные управления и нацбанки контролируют РКЦ.

Всего в структуре Центрального Банка занято свыше 60 тыс. специалистов – за последние несколько лет штат департаментов и РКЦ был сокращён по инициативе Председателя более чем на 5 тыс. человек.

Структура Банка России: состав ЦА и территориальных учреждений

ЦА включает 39 основных подразделений, в том числе 28 различных департаментов. Кроме последних в структуру Банка России и его ЦА входят 5 главных управлений и 6 других подразделений:

  • Секретариат Председателя
  • Служба по защите прав потребителей финуслуг и миноритарных акционеров
  • Аппарат Центрального Банка Российской Федерации
  • Пресс-служба
  • Главная инспекция
  • Центральный каталог кредитных историй.

Территориальные учреждения, входящие в структуру Банка России, представлены главными управлениями, нацбанками и отделениями. Структура Центрального банка включает 31 главное управление, 11 Нацбанков и 2 новообразованных отделения.