Счет 1.21 34. Правила забалансового учета в бюджетных учреждениях

На определенном историческом этапе на смену мифологической картине мира приходит ее новый тип - религиозная картина мира, составляющая ядро религиозного мировоззрения.

Религиозное мировоззрение формировалось в течение весьма длительного периода. Данные палеоантропологии, археологии, этнографии и других современных наук показывают, что религия возникла на относительно высокой ступени развития первобытного общества.

Религия представляет собой достаточно сложное духовное образование, ядром которого служит специфическое мировоззрение .

В качестве важнейших элементов в него входят

религиозная вера и

религиозный культ , определяющие поведение верующих.

Основной признак любой религии - вера в сверхъестественное .

Мифология и религия близки друг другу, но в то же время существенно различаются.

Так, миф не противопоставляет идеальное и реальное, вещь и образ этой вещи, не проводит различия между чувственным и сверхчувственным. Для мифа все это существует одновременно и в "одном мире".

Религия постепенно разделяет мир на два - "посюсторонний" - тот мир, где мы живем, и «потусторонний» - мир, где пребывают сверхъестественные существа (боги, ангелы, черти и т.д.), откуда исходит и куда устремляется душа после смерти.

Религиозное мировоззрение постепенно формируется на основе архаичных форм религии

(фетишизм - культ неодушевленных предметов - фетишей, якобы наделенных сверхъестественными свойствами;

магия - вера в сверхъестественные свойства определенных ритуальных действий;

тотемизм - вера в сверхъестественные свойства тотема - растения или животного, от которого, как считалось, вел начало тот или иной род, племя;

анимизм - вера в сверхъестественное существование душ и духов), создает свою картину мира, по-своему объясняет социальную действительность, вырабатывает моральные нормы, политические и идеологические ориентации, регулирует поведение людей, предлагает свое решение вопроса об отношении конкретного человека к окружающему миру.

Религиозное мировоззрение становится главенствующим в условиях феодализма, в эпоху Средневековья.

Одно из специфических проявлений религиозной картины мира состоит в том, что представления, сложившиеся в условиях неразвитой культуры глубокой древности (повествования о сотворении мира и человека, о "тверди небесной" и т.д.) возводятся в абсолют, представляются как божественные, раз и навсегда данные истины. Так, еврейскими богословами сосчитано даже количество букв в Талмуде, с тем, чтобы никто даже на букву не смог изменить написанного там. Характерно также, что в мифологии человек нередко выступает как равный титанам, в религиозном же сознании он предстает как слабое, греховное существо, чья судьба всецело зависит от Бога.


Основные принципы религиозного мировоззрения. В развитом религиозном мировоззрении с течением времени складываются основные принципы религиозного теоретизирования. Рассмотрим некоторые из них на примере христианского мировоззрения. Именно с проявлениями такого мировоззрения предстоит чаще всего сталкиваться в жизни и службе будущему офицеру-химику (лишь служба в местах компактного проживания носителей ислама может приблизить его к идеям мусульманского мировоззрения).

Главенствующей идеей религиозного мировоззрения является идея Бога .

С точки зрения этой идеи все сущее в мире определяется не природой, не Космосом, а сверхъестественным началом - Богом. Представление о реальности такого сверхъестественного начала заставляет с особой точки зрения оценивать все события в природе и обществе, по-особому рассматривать цель и смысл существования человека и общества как подчиненных чему-то непреходящему, вечному, абсолютному, находящемуся за пределами земного существования.

Идея реальности Бога порождает ряд специфических принципов религиозного мировоззрения.

Среди них принцип супернатурализма (от лат. "super" - сверх, "natura" - природа) утверждает сверхприродность, надприродность Бога, который не подчинен законам природы, а наоборот, эти законы устанавливает.

Принцип cотериологии (от лат."soter" - спаситель) ориентирует всю жизнедеятельность верующего христианина на "спасение души", которое рассматривается как обожествление, соединение человека с Богом в "божьем царстве". Жизнь приобретает как бы два измерения:

первое - отношение человека к Богу,

второе измерение - отношение к окружающему миру - имеет подчиненную роль как средство духовного восхождения к Богу.

Принцип креационизма (от лат. "creatio" - создание) утверждает сотворение мира Богом из "ничего", благодаря своему могуществу. Бог постоянно поддерживает бытие мира, постоянно творит его вновь и вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась, то мир вернулся бы в состояние небытия. Сам же Бог вечен, неизменен, ни от чего другого не зависит и является источником всего существующего. Христианское мировоззрение исходит из того, что Бог - это не только высшее бытие, но и высшее Благо, высшая Истина и высшая Красота.

Провиденциализм (от лат. "providentia" - провидение) исходит из того, что развитие человеческого общества, источники его движения, его цели определяются внешними по отношению к историческому процессу таинственными силами - провидением, Богом.

Человек при этом выступает как бытие, сотворенное Богом, спасенное Христом, и предназначенное для сверхъестественной судьбы. Мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу Божию, в соответствии с его волей. Промысел Бога, в свою очередь, распространяется на весь окружающий мир и придает осмысление и целенаправленный характер всем природным и общественным процессам.

Эсхатология (от греч. "eschatos" - последний и "logos" - учение) выступает как учение о конце мира, о страшном суде. С этой точки зрения история человечества выступает как процесс, заранее направленный Богом к предопределенной цели - царству Эсхатона ("царству Божию"). Достижение "царства Божия" согласно христианскому мировоззрению - конечная цель и смысл человеческого существования.

Рассмотренные принципы в той или иной мере являются общими не только для различных разновидностей христианства, но и для других религиозных мировоззрений - исламского, иудейского. Вместе с тем конкретная трактовка этих принципов в различных типах религиозных картин мира различается. Религиозная картина мира и заложенные в ней принципы развиваются вместе с развитием не только религии, но и философии. В частности, наиболее серьезные изменения в религиозно-философской картине мира произошли в конце XIX - середине ХХ веков с утверждением в европейской культуре диалектической картины мировоззрения с ее идеями единства мира и его саморазвития.

В русской религиозной философии подобные изменения наиболее ярко проявлялись в творчестве выдающихся мыслителей Н. Ф. Федорова и П. А. Флоренского, в концепции "общего дела" - будущего воскрешения человечества. В протестантской идеологии - это концепция "диполярного Бога" А. Уайтхеда и Ч. Хартшорна. Согласно последней концепции мировой процесс есть "опыт Бога", в котором "объекты" (универсалии), переходя из идеального мира ("изначальная природа Бога") в физический мир ("производная природа Бога"), качественно определяют события.

В католической философии наиболее показательной является концепция "эволюционно-космического христианства" католического священника, члена орденов иезуитов, выдающегося философа П. Тейяра де Шардена (1881-1955), работы которого в свое время были изъяты (1957) из библиотек, духовных семинарий и других католических учреждений. Будучи выпускником Оксфорда, он стал известным палеонтологом, археологом, биологом, что способствовало формированию его оригинальной картины мира.


Содержание
Введение………………………………………………………… ………………...3
    Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира……………………………………………………………….5
    Структура мировоззрения…………………………………………… …….8
    Особенности религиозного мировоззрения……………………………..11
Заключение…………………………………………………… ………………….19
Список использованной литературы…………………………………………... 20

Введение
Издревле и по сей день философы очень много уделяют внимания изучению различных форм мировоззрения, так как, разобравшись в их особенностях, можно проще понимать те или иные поступки, сущности бытия. Человек рождается дважды. В первый раз он приходит в мир как живое существо, а затем, приспосабливаясь к нему и одновременно "приспосабливая" его к себе, он упорядочивает и гармонизирует свою личность, создает себе "карту-схему" действительности, формирует принципы мироздания и принципы жизни, осмысливает окружающее, проясняет и конструирует смысл жизни. Утверждая себя с помощью познавательных способностей, человек вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение к миру, которое в виде системы взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности составляет мировоззрение.
Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса. По своей сущности мировоззрение - общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.
Объектом данного реферата является мировоззрение, а предметом служит религиозное мировоззрение.
Целью работы служит выявление особенностей религиозного мировоззрения. Для этого был поставлен ряд задач:

    Изучить понятие мировоззрение;
    Выявить структуру мировоззрения;
    Выявить виды мировоззрений;
    Определить особенности религиозного мировоззрения.
    Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира
Различают понятия «мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная взаимосвязь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира - это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественно-научную картину мира, а общественных - социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира - задача всех областей знания.
С помощью мировоззрения человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение - это комплексное воззрение о том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени . Например, мировоззрение западноевропейцев считается активным, рациональным и линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока - созерцательным, иррациональным и нелинеаризированным (культуры «женского типа»). Мировоззрение - способ построения картины мира.
Картина мира - это обобщенное знание о строении, устройстве мира, закономерностях его развития. Картина мира является исходным пунктом и результатом деятельности мировоззрения.
Картина мира задается человеку (или сообществу) извне (т.е. внешними условиями существования) сразу после рождения в «свернутом» виде, а затем, в процессе реальной жизнедеятельности, на основе получаемого опыта жизни, она дешифруется, корректируется и видоизменяется в соответствии с новыми объективными условиями и субъективными желаниями человека. Картина мира, таким образом, в определенной степени произвольна, а в определенной степени - обусловлена объективными обстоятельствами.
Чем системней, шире и глубже мировоззрение, тем точнее картина мира, тем успешней жизнедеятельность личности или сообщества людей, потому что точнее и адаптивней становится программа человеческой жизнедеятельности, т.е. ее мировоззренческая стратегия. Это - основная функция мировоззрения. Она называется методологической (метод - способ; логос - учение; функция исполнение), поскольку именно мировоззрение личности или общества определяет какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели. Дело в том, что люди, осуществляя любую деятельность, живут не только в Настоящем (как животные), но, одновременно, и в Прошлом, и в Настоящем, и в Будущем. Поэтому, кроме инстинктов и безусловных рефлексов, им требуются особые мыслительные конструкции, позволяющие людям уверенно чувствовать себя и в самооценке, и в своих прогнозах на будущее. Помимо цели, люди обычно руководствуются в своем поведении и более или менее общими установками, общими правилами действия, запретами, предписаниями и ограничениями. Именно эти общие установки и составляют методологию в широком смысле.
Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. Для мировоззрения же характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.
Мировоззрение у огромного количества совершенно разных людей имеет множество общих черт в различных отношениях. Так, мировоззрение может быть научным или антинаучным, религиозным или атеистическим, обыденным или философским, но оно всегда стремится к целостности и успешности относительно совершенно конкретных обстоятельств. Однако достигаются эта целостность и эта успешность разными способами. Художественное, мифологическое, религиозное мировоззрение формируются при преимущественном значении мироощущения; научное мировоззрение действует в основном на уровне миропонимания; философское осуществляет попытку системно гармонизировать оба уровня; а обыденное мировоззрение – это произвольное смешение мироощущения с миропониманием.
Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, мировоззрение играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренческое начало.
Понятие мировоззрения соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию: мировоззрение шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления. Мировоззрение же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.
    Структура мировоззрения
Будучи важной составной частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную структуру.
Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах его духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках и т.п. Но в них самих следует видеть лишь отдельные проявления более глубоких структур или слоев мировоззрения.
Основной структурообразующий элемент мировоззрения - вопросы, которые возникают перед человеком вместе с началом его сознательной жизни:
- «О сущем» (что значить существовать и быть действительным или реальным);
- «О должном» (что обладает высшей ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает или является «антиценностью»; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);
-«О реализации должного в сущем» (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче - как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями).
Центральная проблема мировоззрения - вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят ответы на другие мировоззренческие вопросов. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы.
Указанным группам мировоззренческих проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и программно-поведенческая подсистемы мировоззрения, в которых и происходит формирование взглядов, убеждений, жизненных стратегий.
Мировоззрение каждого человека глубоко индивидуально. Оно несет в себе черты, обусловленные особенностями исторической эпохи, в которую живет человек, его воспитанием и образованием, профессиональной деятельностью. На нем оставляют отпечаток состояние физического и душевного здоровья и многое другое. Различаются не только конкретные взгляды, но и сами способы осмысления мировоззренческих проблем, роль логики и образности в построении мировоззрения, степень и характер его эмоциональности.
Но мировоззрения людей не только отличаются. В них много общего. И по содержанию - есть взгляды, широко распространенные и даже господствующие в обществе или его отдельных слоях. Например, религиозные воззрения определенного толка. И по способам организации этих взглядов. Например, придание особого значения личному авторитету человека, формулирующему взгляды, или, напротив придание большего значения логической стройности самих взглядов и т.п.
Наличие общих черт позволяет рассматривать мировоззрение уже не отдельного человека, хотя и оно подчас представляет интерес, а тип мировоззрения, присущий большому числу людей.
В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.
Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, или самый древний (анимизм, тотемизм, фетишизм и т.п.), мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения.
Экзистенциально- личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их. Мировоззрение отдельного человека может формироваться либо стихийно, либо целенаправленно. В последнем случае роль индивида может быть либо, по-преимуществу, пассивной, когда он некритически (догматически) усваивает готовые взгляды, либо активной, когда он ведет осознанный (интенциональный - намеренный) мировоззренческий поиск. В последнем случае ему необходимо критически отнестись к собственному внутреннему миру и заняться рефлексией, то есть дать себе отчет в том как, какими средствами, на каких основаниях будет строится его мировоззрение. Этим индивидуальным способам формирования мировоззрения соответствуют стихийный, догматический и интенционально-рефлексивный типы мировоззрения.
Также различают обыденное, религиозное, философское мировоззрения.
    Особенности религиозного мировоззрения
В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией, однако, они не были нераздельны. Религия имеет свою специфику, которая заключается не в особого типа мировоззрении. Специфика религии обуславливается тем, что основным элементом религии является культовая система, то есть система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.
Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. Что придает мировоззрению особый духовно-практический характер. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви. Доброты, терпимости, долга и т.п., связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически-изменчивые, переходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характер абсолютного, неизменного.
Таким образом, религия придает смысл и значение, а значит и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.
В рамках любой религии есть системность (система ответов на вопросы). Но философия формулирует свои выводы в рациональной форме, а в религии - акцент на веру. Религия предполагает готовые ответы на вопросы.
Религиозная доктрина не терпит критики. Любая религия предлагает человеку идеалы и сопровождается обрядами и ритуалами (конкретными действиями). Каждое развитое религиозное учение содержит отпечатки выраженной системности. Религиозное мировоззрение также характеризуется следующими чертами:
1. Символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами;
2. Носит ценностный характер отношения к действительности (действительность - это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом);
3. Время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова);
4. Откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.
Мифологическое сознание исторически предшествует религиозному. Религиозное мировоззрение более системно, чем мифологическое, оно более совершенно в логическом плане. Системность религиозного сознания предполагает его логическую упорядоченность, а преемственность с мифологическим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа.
Религиозное мировоззрение «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, т.е. уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется прежде всего верой в сверхъестественное (сверхприродное), верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть. Мифологические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное.
Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет ограничения. Религиозная картина мира гораздо контрастнее, чем мифологическая, богаче красками.
Она намного критичнее мифологической, и менее самонадеянна. Однако всё, выявленное миропониманием непонятное, противоречащее рассудку, религиозное мировоззрение объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и гармонизировать любой хаос.
Вера в эту внешнюю сверхсилу и является основой религиозности. Религиозная философия, таким образом, так же как и теология, исходит из тезиса о наличии в мире некой идеальной сверхсилы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. При этом и религиозная философия, и теология, обосновывают и доказывают теоретическими средствами и необходимость Веры, и наличие идеальной сверхсилы - Бога.
Религиозное мировоззрение и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общественного сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея. Разновидностями идеализма являются субъективизм, мистицизм и др. Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое мировоззрение.
Первым историческим типом мировоззрения было мифологическое, вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение обладало многими общими чертами с предшествующим ему мифологическим мировоззрением, но имело и свои особенности. Прежде всего, религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию - оценочно-регулятивную.
Неотъемлемой чертой религиозных мифов и представлений является их догматизм. Возникнув, религия сохраняет известный запас представлений на протяжении нескольких веков.
Религиозные образы многозначны: они допускают различные их истолкования, в том числе абсолютно противоположные. Поэтому на основе одной системы религиозных догм складывается всегда множество различных направлений, например в христианстве: католицизм, православие, протестантизм.
Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Последний вскрывает смысл образа, но не опровергает и не разрушает его. Эта особенность религиозного образа лежит в основе признания приоритета религиозной веры над разумом.
Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало - созидающее, творящее, производящее.
Следующая особенность религиозно- мировоззренческого способа освоения действительности - универсализация духовно- волевой связи, представление о которой постепенно вытесняет мифологические представления о всеобщей родственной связи. С точки зрения религиозного мировоззрения все существующее и происходящее в мире зависит от воли и желания бога. Всем в мире правит божественное провидение или устанавливаемый и контролируемый высшим существом моральный закон.
Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Отношение к действительности, определяемое религиозным мировоззрением, существенно отличается от иллюзорно-праксеологического способа действий, связанных с мифологическим мировоззрением. Это пассивное отношение к действительности. Доминирующее положение в религии занимают умилостивительные действия (почитание различных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами, молитвы, жертвоприношения и другие действия).
Таким образом, религиозное мировоззрение - это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение прошло длительный путь развития, от первобытных до современных (национальных и мировых) форм.
Возникновение религиозного мировоззрения было шагом вперед на пути развития человеческого самосознания. В религии постигалось единство между разными родами и племенами, на основе которых создавались новые общности - народности и нации. Мировые религии, например христианство, поднимались даже до осознания общности и провозглашения равенства перед Богом всех людей. В то же время каждая из них подчеркивала особое положение своих последователей.
Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств. Между тем в истории случались религиозные войны.
Нельзя однозначно оценить и культурное значение религии. С одной стороны, она, несомненно, способствовала распространению образования и культуры. В храмах накапливались и сохранялись разнообразные знания. Именно с религией связаны выдающиеся достижения в архитектуре, живописи, музыке и хоровом искусстве. При храмах создавались первые учебные заведения, например братские школы на Украине и Белоруссии. Большое познавательное и воспитательное значение имело и имеет чтение священных книг. В то же время мы знаем о массовом уничтожении христианами памятников языческой культуры, об инквизиции, которая уничтожила сотни тысяч людей.
В наше время религия продолжает оставаться одним из наиболее распространенных мировоззрений, которое занимает значительное место в жизни любого общества. И мифология, и религия возникли из практического отношения человека к миру и были направлены на преодоление чуждости, враждебности внешнего мира. Хотя в них и наметились основные мировоззренческие проблемы, однако они не смогли обеспечить осознание человеком всей сложности его социального бытия.
Религиозное и светское мировоззрения объясняют источник морали в соответствии с собственными системами ценностей. Особенностью религиозной морали является ориентация на две группы ценностей: земные (подчиненные) и небесные (господствующие). Так, библейский декалог (десять слов, заповедей) разделяется на четыре определяющих принципа отношений человека с Богом и последующие производные, регламентирующие отношения между людьми.
Нормы религиозной морали освящают социальные и этнические нравственные кодексы в сложном, зачастую противоречивом сочетании. В религиозной морали закреплены и простейшие нормы нравственности, размышления над «вечными» моральными проблемами. В религиозных формах отразился многовековой опыт нравственной культуры человечества. Сильными сторонами религиозной морали и этики являются такие особенности религиозного мировоззрения, как внешняя простота ответов на сложные нравственные проблемы, четкие ориентиры и доступные образцы нравственного поведения, а также постановка и обеспечение проблемы нравственной ответственности (Бог все видит). С другой стороны, как свидетельствует история культуры, эти же стороны религиозной морали в состоянии вдохнуть жизнь в такие ориентации, как буквализм, пассивность, нетерпимость, делегирование личной нравственной ответственности религиозным лидерам и организациям. Религиозная мораль, этика была и остается, пожалуй, самой сильной стороной религиозного мировоззрения. Французский мыслитель XVII века П.Бейль первым высказал предположение о возможности безрелигиозного общества, в котором обеспечивается нравственность благодаря отсутствию суеверия. Реальный атеизм ХХ века, естественно, вызывает активность теологов и в сфере религиозно-нравственной жизни. Основной мотив – сведение глобальных проблем человечества к следствию духовно-нравственного кризиса секулярного (безрелигиозного) общества. Но была ли высоконравственной и бескризисной жизнь общества до ХХ века? Есть аргументированные ответы скептиков на этот вопрос, однако позитивное мышление перспективнее. Религиозное и светское мировоззрения могут взаимодействовать в утверждении приоритета гуманистически ориентированной духовности и таким образом преодоления идеологии как неоправданного аскетизма, так и материального потребительства.
Истина, Благо, Красота являются вершинами ценностей философских систем со времени их возникновения. Истинное нравственно и прекрасно, ложное – безнравственно и безобразно, утверждают многие мыслители. Что есть красота? Религиозные философы и теологи отдают приоритет религиозному, а в искусстве видят начало Бога и путь к Богу. Общее искусства и религии в их ценностной природе, в соединении рационального и эмоционально-фантастического элементов. Важнейшая сторона эстетического отношения к миру – утверждение творческого начала человека над материалом. В создаваемом человеком мире эстетического он утверждает свои сущностные силы. Религиозное искусство видит в свершениях человека направляющее воздействие божественного провидения. Принято различать религиозное искусство в узком и широком смысле. В первом варианте это искусство, являющееся частью культа, во втором – внекультовое искусство, имеющее религиозную направленность. Культовое искусство официально признано церковью как творчество в соответствии с канонами конфессии. Внекультовое религиозное искусство не имеет такого высокого статуса и не ориентировано на требования культа. В нем больше возможности для творческого выражения религиозно- духовного мира художника. Религиозное искусство всегда связано с определенным религиозным направлением (конфессия), имеет национально-региональные особенности. Художественное начало относительно самостоятельно по отношению к культовому. Многие памятники художественной культуры, созданные на темы и сюжеты разных религий, вошли в бесценную сокровищницу культуры. Они в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке, пении, орнаменте и т.д. В каждой религии уникальный ансамбль из произведений этих видов искусства обеспечивает эстетико-психологическую сторону культовой деятельности.
Религиозное искусство многофункционально. Канон, замысел и его реализация зависят от контекста эпохи. Соответственно, произведение религиозного искусства несет информацию о социокультурной ситуации времени, в котором оно создавалось. В свою очередь, люди, воспринимающие произведение религиозного искусства, акцентируют внимание на содержании или форме в соответствии с художественным вкусом своего времени и личным идеалом. Художественный образ при восприятии произведения искусства становится достоянием внутреннего мира личности.
В отечественном искусстве последних десятилетий развиваются художественно-эстетические подходы к религиозным образам и сюжетам, запрещенные или ограниченные в первые десятилетия советского общества согласно нормам воинствующего атеизма. Светские эстетика и искусство, неуклонно развивающиеся в этнических культурах уходящего тысячелетия, остаются преобладающей тенденцией в мировоззренческих ориентациях постсоветского общества.

Заключение
и т.д.................

Тема 2. Религия как социокультурный феномен

Понятие религии. Специфика религиозного мировоззрения.

Структура религии.

Религиозное сознание. Вера. Религиозный опыт.

Религиозная деятельность.

Религиозные организации и институты. Церковь, секта.

Основные функции религии. Роль религии в современном обществе.

Понятие религии. Специфика религиозного мировоззрения

Религиозное мировоззрение исторически зарождается в недрах мифологического сознания и первоначально несет на себе отпечаток политеизма и пантеизма, которые последовательно преодолевается в процессе становления мировых религий. Для них характерен ярко выраженный монотеизм (единобожие) (например, христианство, ислам) или тенденция к монотеистическому пониманию универсума (индуизм, буддизм, конфуцианство). В процессе рационализации и ценностного развенчания мифов, вера в племенных богов все более уступает место вере в господствующую над всеми необходимость – Судьбу, Рок. Эта монистическая тенденция в эволюции мифологии, в конечном итоге приводит к выделению в пантеоне мифических существ доминирующей фигуры, важнейшими функциями которой становятся космогоническая (сотворение мира) и онтологическая (поддержание его бытия). Так, постепенно складывается совокупность идейно-мировоззренческих предпосылок для формирования религиозного вероучения.
Религия представляет собой тип мировоззрения, основанный на вере в единое, абсолютное и священное начало мира – Бога, сущность которого недоступна пониманию человека.

В качестве базисного отношения человека с универсумом она устанавливает сверхъестественное, иррациональное отношение личности с Богом, основанное на любви к нему, безграничной вере и почитании. Постулат о единственности и абсолютности божества влечет за собой, наряду с монотеизмом, следующую особенность религии – теоцентризм. В результате складывается такая картина мира, в которой радикально меняется вся система представлений о статусе человека и общества в универсуме. В религиозной картине мира появляется единый и абсолютный центр силы, источник всего многообразия, отец и вседержитель, власть которого над созданным космосом безмерна и ничем не может быть ограничена. Благодаря сущностному различию Бога и мира, Бог как трансцендентный Абсолют пребывает бесконечно выше природной действительности, не сливается с ней, хотя и пронизывает все на земле своей лучезарной энергией. Мир как «тварный» (сотворенный Богом) бесконечно ниже создателя, как в ценностном, так и субстанциальном плане. Он несовершенен, относителен, вторичен, конечен во времени и пространстве и полностью зависит от его воли.


Эти характеристики отношений Бога и мира распространяются на понимание связи человека с Богом. Созданный по образу и подобию Бога, человек радикально отличается от других существ и потому занимает особое положение в космосе. Его предназначение заключено в последовательном и многотрудном одухотворении плоти, в преодолении порочности своего существа, а через это – и всякой тварной природы. Именно поэтому человек был предназначен Богом господствовать на земле и управлять природным миром. Однако, находясь всецело во власти Абсолюта, человек рассматривает свои отношения с ним как наиболее значимые, ведь именно от них зависит судьба его бессмертной души. При этом выстраивается ряд ценностных оппозиций. Человек слаб и ограничен, его возможности относительны, Бог – абсолютен, всемогущ и безграничен, он олицетворяет собой высшее благо, истину, справедливость и любовь. Человек конечен, смертен, ограничен пространством и временем, в то время как божество не просто бессмертно, а, в силу своей абсолютности, есть подлинный источник жизни и вечности. Человек греховен, его душа обременена слабостью плоти, а Бог является абсолютным основанием морали и олицетворением совершенства.

Специфика религиозного мировоззрения проявляется еще и в том, что убеждения играют в его структуре особую роль. Являясь ярко выраженной формой духовно-практического освоения действительности, религиозное мировоззрение предполагает в качестве обязательного правила строгое соответствие жизни человека содержанию его религиозных идей и представлений. Вера как основа религии предполагает соответствие мыслей действиям и поступкам, соответствие культа догматам. Поэтому религиозное мировоззрение с неизбежностью порождает религиозный образ жизни и строгую регламентацию культовой практики.

Наконец, религия, являясь, как и миф, авторитарной, догматичной, традиционалистской формой культуры, все же содержит в себе, в отличие от мифологии, значительный элемент рациональности. Это во многом роднит ее с философией. Рациональность религиозного мировоззрения проявляется уже в характере представлений о Боге, который только метафорически уподобляется абсолютной личности и, благодаря этому, обретает антропоморфные черты. В рамках богословской традиции Бог признается непознаваемой и недоступной для человеческого восприятия сущностью, лишенной какого бы то ни было чувственно-эмпирического содержания.

Будучи абсолютно трансцендентным началом, он мыслится вне чувственно-эмпирического контекста действительности, вне пространства и времени. Само разделение универсума на мир эмпирический и трансцендентный, запредельный познанию, неизбежно превращает Бога (при попытках его помыслить) в некий абстрактный первопринцип объяснения действительности, философскую категорию. В религии полностью преодолевается синкретизм мифологического мышления и характерный для него пантеизм, предполагающий, что божественное и природное взаимно растворяются друг в друге. В силу этих особенностей религиозного мировоззрения оно исторически развивалось параллельно с философским, в тесном взаимодействии и взаимопроникновении этих двух форм духовной культуры.


Структура религии

К основным элементам религии относятся:

1) Вера в Бога (или богов) - это главный признак религии. В разных религиях – разные боги, но есть нечто общее в представлениях о них: Бог есть личность, субъект, существо; Бог есть существо разумное, бессмертное, обладающее сверхъестественными способностями, непостижимое для человека. Сходство между человеком и Богом объясняется в рамках религии тем, что Бог создал человека «по своему образу и подобию».

2) Эмоциональное отношение к Богу. Вера в Бога – это не просто рациональная убежденность в его существовании, а религиозное чувство. Верующий относится к Богу с любовью, страхом, надеждой, чувствами вины и раскаяния, и это эмоциональное отношение с Богом образует особого рода «духовный опыт».

3) Религиозный культ. Поклонение Богу выражается в посвященных ему обрядах и ритуалах. Важной стороной религиозного культа является символика. Культовые предметы, действия, жесты – это символический язык, на котором происходит диалог человека с Богом. В результате культовой деятельности удовлетворяются религиозные потребности верующих, оживляется религиозное сознание. Осуществляется реальное общение верующих друг с другом, сплачивается религиозная группа.

4) Религиозные организации. Существует три типа таких объединений. Церковь – сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется традицией, последователи в основном анонимны, верующие делятся на духовенство и мирян, обычно церковь сотрудничает с государством. Секта провозглашает оппозицию традиционным церквям, проповедует изоляционизм, избранничество, строго контролирует членство, лидерство в секте харизматично. Деноминация – нечто среднее между церковью и сектой: проповедь избранности членов сочетается с возможностью спасения для всех. От секты деноминацию отличает активное участие в светской жизни, эффективная экономическая деятельность, стремление перерасти в церковь.

Практически у любого бюджетного учреждения имеются активы, имущество или ценности, которыми заведение пользуется или которые хранит. При этом они не принадлежат ему и не закреплены в его оперативном управлении. Чтобы проводить операции с такими ценностями, необходимо открыть специальные счета, которые называются забалансовыми. Кроме того, такие счета нужны, чтобы отслеживать бланки строгой отчетности, обязательства по которым еще не исполнены.

Какие забалансовые счета существуют в бюджетных организациях

Настольными книгами любого бухгалтера в бюджетном учреждении являются план счетов бухучета и инструкция по его применению №174н. Документы утвердил Минфин приказом от 16 декабря 2010 года. Именно в этой инструкции закреплен перечень забалансовых счетов, предусмотренных в бюджетных организациях. Список состоит из 31 пункта: 27 основных (с 1 по 27) и четыре дополнительных (30, 31, 40 и 42). Этим бухучет в бюджетных организациях отличается от учета в коммерческих компаниях, для которых предусмотрено всего 11 забалансовых счетов.

Итак, каковы забалансовые счета у бюджетников?

Счет 01. Имущество, полученное в пользование

На нем учитываются недвижимость и другое имущество, которое получено в безвозмездное пользование. Здесь же отражаются транспортные средства в возмездном пользовании (кроме аренды), находящиеся на балансе лизингополучателя. Факт передачи имущества от собственника пользователю закрепляется в акте приема-передачи. В нем же прописывается стоимость объекта, по которой он будет проходить по забалансовому счету 01.

Интересный факт! На забалансовых счетах 01 учитываются экспонаты и коллекции музейного фонда РФ, которые хранятся в государственных и муниципальных музеях.

Счет 02. Матценности, принятые на хранение

На этом счету учитывается целый ряд активов:

  • предметы, отправленные на переработку;
  • бесхозные вещи;
  • списанная в утиль техника;
  • имущество, изъятое в качестве компенсации вреда;
  • товары, задержанные на таможне;

Имущество принимается на хранение с составлением первичного документа, в котором передающая сторона указывает его стоимость. Если ценности принимаются в одностороннем порядке, указывается условная цена в один рубль.

Счет 03. Бланки строгой отчетности

К таким бланкам относятся:

  • т и вкладыши в них;
  • шаблоны аттестатов и дипломов;
  • свидетельства и сертификаты;
  • больничные листы;
  • незаполненные квитанции;

Прием, хранение, выбытие, списание этих бланков учитывается на забалансовом счете 03.

Счет 04. Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов

Задолженности учитываются на забалансовом счете после того как специальная комиссия принимает решение об их списании с основного балансового учета. Задолженность будет учитываться, пока имущественное положение должника не изменится и он не погасит долг, либо пока задолженность не будет исполнена или прекращена иным образом, не противоречащим закону.

Счет 05. Матценности, оплаченные по централизованному снабжению

Таким счетом могут пользоваться учреждения-грузополучатели, которые отгружают матценности, а затем передают их заказчикам. На забалансовом счете грузы отражаются по закупочной цене, а затем списываются по ней же.

Счет 06. Задолженность студентов и учащихся за невозвращенные матценности

Объем долга учитывается как сумма расходов на восстановление старого или покупку нового имущества. Цифры отражаются в карточках по каждому студенту, видам поступлений и ценностей.

Счет 07. Награды, ценные подарки, сувениры

Награды, призы, кубки и знамена ставятся на учет по условной цене в один рубль. Ценные подарки, сувениры и другие предметы, купленные для вознаграждения, отражаются по той стоимости, по которой их покупали.

Счет 08. Неоплаченные путевки

Неоплаченные путевки принимаются на забалансовый счет после истечения срока их хранения в кассе. Они ставятся на учет либо по номиналу, указанному на путевке, либо по условной оценке в один рубль, если номинал отсутствует.

Счет 09. Запчасти к транспортным средствам

Запчасти начинают учитываться на забалансовом счете, после того как с их помощью отремонтируют транспортное средство. В этот момент они списываются с баланса и в течение всего эксплуатационного срока учитываются на забалансовом счете 09.

Счет 10. Обеспечение исполнения обязательств

На этом счете учитывается имущество, полученное учреждением в рамках обеспечительных мер:

  • залог;
  • поручительство;
  • банковская гарантия;

Стоимость такого имущества записывается как сумма тех обязательств, которые оно обеспечивает. По этой же стоимости оно выбывает с забалансового учета.

Счет 11. Государственные и муниципальные гарантии

На этом счете отражаются все виды и суммы гарантий, данных и полученных по тем или иным гражданско-правовым обязательствам. Записи о прибытии и выбытии производятся по тем суммам обязательств, на которые получены гарантии.

Счет 12. Специальное оборудование для выполнения научных исследований по договорам с заказчиками

Этот счет необходим учреждениям, которые выполняют научно-исследовательскую работу по специальным заказам. На забалансовом счете 12 учитывается оборудование, необходимое для такой работы. Оно прибывает и убывает по стоимости, указанной заказчиком в соответствующем договоре.

Счет 13. Экспериментальные устройства

На этом счете также учитывается оборудование, которое необходимо для научно-исследовательской работы, но при этом относится к категории экспериментального.

Счет 14. Расчетные документы, ожидающие исполнения

На этом счете учитываются все суммы, на которые выданы расчетные документы.

Счет 15. Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия денег на балансе бюджетной организации

На этом счете учитываются все суммы задолженностей, которые бюджетное учреждение не смогло погасить вовремя. Долги выбывают с баланса по истечении срока их погашения, но сохраняются на забалансовом учете.

Счет 16. Переплаты по пенсиям и пособиям из-за неверного применения законов и счетных ошибок

Суммы переплаты ставятся на забалансовый учет на основании ревизий или проверок и числятся там до момента их полного погашения или списания.

Счет 17. Поступления денег

Забалансовый счет 17 открывается как приложение к трем расчетным балансовым счетам. Он необходим для аналитического учета поступления денег, возврата излишне полученных доходов, возврата дебиторской задолженности прошлых лет.

Счет 18. Выбытия денег

Счет открывается в дополнение к тем же расчетным балансовым счетам, что и предыдущий. Он необходим для анализа выбытия денег, возвратов излишних расходов и т.д.

Счет 19. Неизвестные поступления в бюджеты прошлых лет

На счете учитываются даты неизвестных зачислений и уточнения их объемов.

Счет 20. Задолженность, не востребованная кредиторами

На этом счете учитывают суммы долгов, не подтвержденные кредиторами по результатам их ревизий. Они остаются на учете в течение срока исковой давности, а затем списываются в счет доходов бюджетной организации.

Счет 21. Основные активы (до трех тысяч рублей), находящиеся в эксплуатации

На этом счете учитываются основные средства предприятия стоимостью до трех тысяч рублей включительно, которые находятся в активном использовании. Исключение – недвижимость и объекты библиотечного фонда. Средства ставятся на учет по условной стоимости в один рубль.

Счет 22. Матценности, полученные по централизованному снабжению

На этом счете такое имущество учитывается до тех пор, пока поставщик не представит все необходимые документы на снабжение.

Счет 23. Периодика для использования руководством и сотрудниками

Здесь учитываются газеты, журналы и прочая периодика, которую бюджетное учреждение покупает для своих нужд. Учет ведется по условной стоимости в один рубль.

Счет 24. Предметы, отданные в доверительное управление

Счет необходим для контроля над активами, в том числе недвижимыми, передаваемыми в доверительное управление.

Счет 25. Предметы, отданные в аренду

Этот счет нужен для анализа активов, передаваемых в аренду. Он помогает обеспечивать их сохранность и правильное использование. На нем учитываются местоположение имущества, его виды, количество, стоимость.

Счет 26. Предметы, отданные в безвозмездное использование

Здесь учитывается любое имущество, которое бюджетное учреждение отдало кому-то в безвозмездное пользование. Запись производится на основании первичного акта, в котором установлена стоимость передаваемого имущества.

Счет 27. Матценности, выданные трудящимся для личного использования

На этом счете учитываются спецодежда, обмундирование и прочее имущество, которое выдается сотрудникам для исполнения их служебных обязанностей.

Еще четыре счета 30, 31, 40 и 42 считаются дополнительными. На них учитываются:

  • денежные транзакции, выполненные через третьих лиц;
  • акции, имеющие номинальную стоимость;
  • активы, находящиеся в ведении управляющих компаний;
  • бюджетные инвестиции, находящиеся в реализации.

Также бюджетные учреждения имеют право заводить и другие забалансовые счета, если им необходимо собрать дополнительную информацию или усилить контроль над имуществом и транзакциями.

Следует ли учитывать на забалансовом счете предметы, входящие в основной фонд школьного музея? Учитываются ли сертификат ключа подписи и абонемент ИТС на программу «1С» на забалансовом счете ? Отражаются ли на забалансовом счете объекты недвижимости до регистрации на них права оперативного управления? На основании каких документов оформляется поступление на забалансовый счет «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» материальных ценностей, приобретаемых для вручения (награждения) в ходе спортивных и культурно-массовых мероприятий, а также списание этих ценностей? В какой момент задолженность неплатежеспособных дебиторов отражается на забалансовом счете ? Могут ли стоимостью до 3 000 руб. включительно, учитываемые на забалансовом счете 21, включаться в состав особо ценного движимого имущества? Если да, то следует ли согласовывать списание таких объектов с учредителем? Необходимо ли по завершении года совершать операции по заключению показателей на забалансовых счетах 17 и 18 с отражением минусовых значений? Вправе ли учреждения вводить дополнительные ?

Следует ли учитывать на забалансовом счете 01 предметы, входящие в основной фонд школьного музея?

Поскольку такие предметы не отражаются на балансе учреждения, для обеспечения их сохранности целесообразно вести их учет на забалансовом счете «Имущество, полученное в пользование».

Обоснование. Согласно последним изменениям, внесенным Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н в п. 333 Инструкции № 157н , помимо объектов движимого и недвижимого имущества, полученного учреждением в безвозмездное и возмездное (кроме финансовой аренды) пользование, на забалансовом счете следует отражать объекты, которые в соответствии с законодательством РФ, не подлежат учету на балансе учреждения (в частности, музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ).

В силу положений ст. 7 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» отражение музейных предметов и коллекций на балансе музея (в нашем случае речь идет о школьном музее) не допускается. Учет таких объектов осуществляется с использованием специальной учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и иную информацию. В школьном музее для учета и научного описания музейных предметов ведется инвентарная книга.

С учетом новшеств, введенных в п. 333 Инструкции № 157н, а также в целях контроля за сохранностью и движением предметов, составляющих фонд школьного музея, по мнению автора, целесообразно вести учет таких объектов на забалансовом счете .

Учитываются ли сертификат ключа подписи и абонемент ИТС на программу «1С» на забалансовом счете 01?

Отражаются ли на забалансовом счете 01 объекты недвижимости до регистрации на них права оперативного управления?

Да, такие объекты следует отражать на забалансовом счете .

Обоснование. Принятие к учету в состав основных средств объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляется на основании первичных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции № 157н).

До возникновения права оперативного управления на указанное имущество на балансовых счетах (а именно на счете 0 106 00 000) отражается сумма произведенных капитальных вложений в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов.

Одновременно с этим информация в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося у учреждения, но не закрепленного за ним на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, подлежит отражению на забалансовых счетах (п. 3, 332 Инструкции № 157н).

С учетом изложенного объекты недвижимости, находящиеся у учреждения в пользовании до регистрации, следует отражать на забалансовом счете . При этом отметим, что эксплуатационные расходы учреждения, связанные с содержанием указанных объектов в период прохождения государственной регистрации вещных прав, признаются расходами учреждения текущего финансового года. Данный вывод подтверждают письма Минфина РФ от 11.11.2016 № 02-06-10/66367, от 02.08.2016 № 02-06-10/45225, от 14.10.2015 № 02-07-10/58921, от 17.07.2015 № 02-07-10/41190.

На основании каких документов оформляется поступление на забалансовый счет 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» материальных ценностей, приобретаемых для вручения (награждения) в ходе спортивных и культурно-массовых мероприятий, а также списание этих ценностей?

Поступление материальных ценностей, приобретенных в целях их вручения (награждения), подтверждается отгрузочными документами, оформленными надлежащим образом (накладными, товарными чеками и т. п.). Перечень документов, используемых для оформления списания врученных ценностей, устанавливается учреждением самостоятельно в рамках формирования учетной политики. В качестве таких документов могут выступать акт вручения, приказ на проведение мероприятия, план мероприятия, утвержденный конкурсной комиссией, протокол с приложением списка награждаемых лиц.

Обоснование . В соответствии с п. 345 Инструкции № 157н забалансовый счет предназначен для учета призов, знамен, кубков, учрежденных разными организациями и получаемых от них для награждения команд-победителей, а также материальных ценностей, приобретаемых в целях награждения (дарения), в том числе ценных подарков и сувениров. Призы, знамена, кубки учитываются на забалансовом счете в течение всего периода их нахождения в данном учреждении.

Награды, призы, кубки, в том числе переходящие, учитываются в условной оценке: один предмет – один рубль. Материальные ценности, приобретаемые в целях вручения (награждения), дарения, в том числе ценные подарки, сувениры, отражаются по стоимости их приобретения.

Поступление материальных ценностей, приобретенных в целях их вручения (награждения), подтверждается отгрузочными документами, оформленными надлежащим образом:

1) накладными, подтверждающими поставку материальных ценностей;

2) товарными чеками, приложенными подотчетными лицами к авансовому отчету, в случае покупки сувениров, наград, призов за наличный расчет.

Перечисленные документы являются достаточным основанием для принятия к учету материальных ценностей. При этом оформление дополнительного первичного учетного документа в виде приходного ордера (ф. 0504207) в данном случае не требуется (Письмо Минфина РФ от 07.12.2016 № 02-07-10/72795).

Врученные награды, призы и сувениры, подлежат списанию с забалансового счета . Операции по списанию должны быть оформлены соответствующими первичными документами.

Напомним, что требования к первичным учетным документам, оформляющим хозяйственные операции (факты хозяйственной жизни), в которых участвуют организации государственного сектора, определены Инструкцией № 157н. Так, согласно п. 7 данной инструкции первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству РФ правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а в случае применения документов, формы по которым не унифицированы, должны содержать все обязательные реквизиты. Самостоятельно разработанные формы документов устанавливаются учреждениями в рамках учетной политики.

Унифицированные формы документов, применяемые государственными (муниципальными) учреждениями, утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Поскольку данным нормативным актом не установлена унифицированная форма первичного учетного документа для оформления вручения наград, сувениров и призов, порядок осуществления названных операций, в том числе их документальное оформление, должен быть регламентирован актами учреждения при формировании учетной политики. Такие разъяснения приводятся в Письме Минфина РФ от 22.07.2015 № 02-06-10/42173. Кроме того, в письме уточняется, что в качестве первичного документа, подтверждающего вручение наград, сувениров, призов в рамках официальных мероприятий, может выступать акт вручения, форма которого установлена в учетной политике с соблюдением обязательных требований по составу реквизитов. При этом Минфин обращает внимание: ввиду публичности проведения таких мероприятий либо существующих обычаев протокола подписание документов о вручении награжденными лицами не предусматривается.

В Письме Минфина РФ от 04.10.2013 № 02-05-10/41316 также подтверждается вышеизложенная позиция. Специалисты финансового ведомства указывают на то, что порядок оформления списания материальных ценностей, израсходованных при проведении массовых мероприятий, а также перечень документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, устанавливаются учреждением в рамках формирования его учетной политики. По их мнению, в качестве таких документов могут выступать в том числе приказ на проведение мероприятия, план мероприятия, утвержденный конкурсной комиссией, и протокол с приложением списка победителей, которым были вручены призы, подарки.

В какой момент задолженность неплатежеспособных дебиторов отражается на забалансовом счете 04?

В момент принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о списании такой задолженности с балансового учета.

Обоснование. В соответствии с п. 339 Инструкции № 157н забалансовый счет «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о ее списании с балансового учета учреждения. Положения указанного пункта приведены с учетом последних изменений, внесенных Приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 16н (далее – Приказ № 16н).

До внесения изменений на забалансовый счет задолженность неплатежеспособных дебиторов принималась к учету с момента признания ее в порядке, установленном законодательством РФ, актом главного администратора доходов бюджета нереальной к взысканию и списания с балансового учета учреждения.

Таким образом, теперь момент списания задолженности неплатежеспособных дебиторов с баланса учреждение устанавливает самостоятельно. Для этого комиссия по поступлению и выбытию активов выносит соответствующее решение. То есть теперь учреждению необязательно ждать истечения срока исковой давности или, к примеру, вынесения решения суда о признании задолженности несостоятельной для того, чтобы списать просроченную дебиторскую задолженность с баланса.

Также стоит отметить, что принятие к учету на забалансовый счет списанной с баланса задолженности неплатежеспособных дебиторов осуществляется при наличии оснований для возобновления процедуры ее взыскания. Если же такие основания отсутствуют, списанная с балансового учета учреждения задолженность к забалансовому учету не принимается. Данное уточнение было добавлено Приказом № 16н в п. 339 Инструкции № 157н.

На основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ, задолженность подлежит списанию с забалансового счета .

Могут ли основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно, учитываемые на забалансовом счете 21, включаться в состав особо ценного движимого имущества? Если да, то следует ли согласовывать списание таких объектов с учредителем?

Перечень особо ценного движимого имущества бюджетного (автономного) учреждения утверждается его учредителем. При составлении таких перечней учитывается не только стоимость объектов имущества, но и их значимость. К примеру, в перечень особо ценного имущества включаются объекты, без которых осуществление бюджетным (автономным) учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено. При этом не имеет значения стоимость таких объектов.

При отнесении отдельных основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно в состав особо ценного движимого имущества списание таких объектов подлежит согласованию с учредителем.

Обоснование. В соответствии с п. 373 Инструкции № 157н забалансовый счет 21 предназначен для учета находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, в целях обеспечения надлежащего контроля за их движением.

Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 (далее – Порядок № 538).

В силу п. 2, 3 указанного порядка перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. В отношении автономных учреждений перечни особо ценного движимого имущества определяются:

а) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

б) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

в) в порядке, установленном местной администрацией, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

При определении перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений подлежат включению в состав такого имущества (п. 4 Порядка № 538):

1) движимое имущество, которого:

  • для федеральных автономных и бюджетных учреждений – от 200 000 до 500 000 руб.;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ – от 50 000 до 500 000 руб.;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений – от 50 000 до 200 000 руб.;

2) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;

3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

С учетом вышеизложенного основные средства стоимостью до 3 000 руб. могут быть включены в состав особо ценного движимого имущества не по критерию стоимости объектов, а по критерию значимости для ведения основных видов деятельности учреждения.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное (автономное) учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества. Исходя из этого, а также с учетом особенностей списания федерального имущества, установленных Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834, бюджетному (автономному) учреждению необходимо согласовывать с учредителем списание с забалансового счета 21 основных средств, которые относятся к особо ценному движимому имуществу, закрепленному за учреждением учредителем или приобретенному за счет средств, выделенных учредителем.

Необходимо ли по завершении года совершать операции по заключению показателей на забалансовых счетах 17 и 18 с отражением минусовых значений?

Нет, не нужно.

Обоснование. Порядок применения забалансовых счетов 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств» определен соответственно п. 365 и 367 Инструкции № 157н.

Забалансовый счет 17 открывается к счетам 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения», 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов) и предназначен для аналитического учета поступлений денежных средств (за исключением поступлений от возвратов расходов текущего финансового года), а также для учета возврата излишне полученных доходов (доходов от авансов) (за исключением возврата субъектом учета остатков не использованных им субсидий (грантов) прошлых лет) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу субъекта учета.

Кроме того, указанный счет предназначен для учета учреждением, получателем бюджетных средств операций по поступлению на его банковские счета бюджетных средств (их возвратов), предоставленных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, на осуществление подведомственным ему распорядителем (получателем) бюджетных средств выплат по расходам и (или) источникам финансирования дефицита бюджета и для учета учреждениями операций по возврату дебиторской задолженности по расходам (поступлениям от восстановления расходов) прошлых лет.

Забалансовый счет 18 открывается также к счетам 0 201 00 000, 0 210 03 000, 0 304 06 000 (в части денежных расчетов) и предназначен для аналитического учета выбытий денежных средств, а также возвратов расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), со счета операций с наличными денежными средствами, а также из кассы субъекта учета.

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по забалансовым счетам 17 и 18 на следующий финансовый год не переносятся.

До внесения в п. 365, 367 Инструкции № 157н изменений Приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 16н необходимо было в конце года осуществлять операции по заключению показателей по забалансовым счетам 17 и 18 со знаком минус.

С принятием изменений такие положения исключены. Следовательно, теперь заключительные операции по указанным счетам не производятся.

Вправе ли учреждения вводить дополнительные забалансовые счета?

Да, такое право прописано в п. 332 Инструкции № 157н.

Обоснование. Согласно п. 332 Инструкции № 157н учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование.

Дополнительные забалансовые счета могут быть введены, к примеру, для учета:

    топливных карт;

    периодической литературы, приобретаемой не для пополнения библиотечного фонда, например, различных бухгалтерских журналов (напомним, что для учета библиотечной периодики Инструкцией № 157н отведен забалансовый счет 23 «Периодические издания для пользования»);

    материальных запасов, переданных на хранение (напомним, что Инструкцией № 157н установлен забалансовый счет только для учета материальных запасов, принятых на хранение).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.