Психологический тест в банк хоум кредит. Что банки пытаются узнать у клиентов при помощи психологических тестов

Время на чтение: 3 мин

Все больше специалистов по персоналу при отборе кандидатов применяют тестирование. Поэтому психологические или специализированные тесты при приеме на работу в банк стали нормой. О том, какие существуют тесты для кандидатов и как их проводят в банке, будет полезно знать как соискателям, так и менеджерам по персоналу.

Для менеджера по персоналу все кандидаты, в случае их формального соответствия должности, одинаковы. Применение же такого инструмента, как профессиональное тестирование при приеме , позволит выделить из общей массы тех, кто владеет теорией и практикой лучше остальных.

Обязательным этическим моментом является конфиденциальность при получении результатов тестирования. Эта информация доносится только до лиц, которые непосредственно принимают участие в отборе кандидатов на ту или иную должность:

  • менеджера по персоналу,
  • непосредственного начальника,
  • руководителя компании.

Результаты тестирования хранятся в отделе кадров.

Однако тестирование никогда не сможет заменить живое общение с кандидатом. Использование тестов является только вспомогательным инструментом. Поэтому нельзя принимать однозначное решение о том, подходит ли соискатель, на основании результатов тестирования, даже если тестов проведено несколько. Здесь уместен вопрос: какие вопросы задают при приеме на работу в банк? Какие сферы интересуют менеджера по персоналу при оценке кандидата?

Для объективной оценки специалист изучает:

  • биографические данные кандидата,
  • его опыт работы,
  • знания,
  • навыки,
  • мотивацию,
  • планы.

Только всесторонняя оценка кандидата позволяет сделать более или менее объективные выводы о нем как о личности и специалисте.

Тестирование может быть организовано:

Как правило, в разработке тестов принимают участие начальник отдела и менеджер по персоналу. При покупке же автоматизированных программ задания уже сформированы и готовы к применению. В некоторых программах есть возможность вносить корректировки и вводить дополнительные вопросы.

Важным достоинством компьютерных программ является автоматизированный способ обработки информации. При тестировании на бумаге, наоборот, потребуется время для обработки результатов. При использовании комбинированного способа все результаты менеджер по персоналу должен фиксировать самостоятельно и тут же определять, насколько хорошо соискатель ответил на вопросы.

Процедура проведения тестирования достаточно проста. Перед началом тестирования специалист компании раздает кандидатам все необходимые канцелярские принадлежности. Также он дает устные разъяснения о технической стороне данного вопроса. Это необходимо для того, чтобы исключить недопонимание во время прохождения тестирования.

На выполнение отводится определенное количество времени. После окончания тестирования специалист компании собирает результаты и приступает к обработке. На основе полученных данных он отбирает часть кандидатов для проведения собеседований.

Подготовка к тестированию при приеме на работу

Классификация тестов

При оценке кандидата менеджер по персоналу преследует две основные цели:

  • определить соответствие кандидата той должности, на которую его рассматривают;
  • спрогнозировать, насколько эффективно данный кандидат будет работать в организации после оформления на работу.

Получить ответы на эти вопросы как раз и помогают тесты. Выбор задания напрямую зависит от методик, которые используются в том или ином случае. Самыми популярными при приеме на работу в банк являются:

  • профессиональные;
  • психологические;
  • логические.

Профессиональные задания содержат вопросы в рамках той должности, на которую претендует сотрудник. Например, для кассира тесты составляются на знание инструкций Центробанка по ведению кассы и особенностям работы с купюрами и драгоценными монетами, для – на знание инструкций по работе с кредитами для физических и юридических лиц и т.д. Применение таких тестов позволит менеджеру по персоналу отобрать кандидатов, которые действительно обладают нужным уровнем знаний.

Психологические тесты при приеме на работу в банк тоже не редкость. Они позволяют максимально раскрыть личные качества будущего сотрудника, а также спрогнозировать его поведение в той или иной ситуации. Одни из самых распространенных – ситуативные тесты. Кандидату описывается некая критическая ситуация, в которой он должен быстро сориентироваться и описать свои действия. В таких тестах нет вариантов и правильных ответов. Насколько успешно соискатель справился с заданием, определяется только тем, что ценно и важно в той или иной ситуации для компании, какие ценности в ней преобладают и поощряются.

Не менее широко применяются задания на логику при приеме на работу в банк. Кандидату предлагается провести анализ решений логических парадоксов. Подобные задания наглядно показывают ход мыслей и рассуждений кандидата, а также скорость его мышления. По итогам тестирования менеджер по персоналу дает оценку аналитических способностей кандидата, скорости его мышления и способности принимать верные решения в сложных и экстремальных ситуациях.

Разнообразие тестов, применяемых в банках при отборе кандидатов

В интернете есть огромное количество различных тестов в свободном доступе. Поэтому надо не полениться их пройти. Тренировка несколько улучшит ваши способности, а потому психологические тесты для работников банка вы сможете пройти более успешно. Впрочем, тут действует целый ряд обстоятельств. То, насколько успешно вы пройдете тестирование, во многом зависит от:

  • количества и качества тренировки;
  • наличия опыта прохождения таких тестов;
  • наличия мотивации для прохождения данного тестирования;
  • уверенности в себе.

Конечно, в наибольшей мере здесь играет роль исходный уровень знаний, а тренировка накануне сможет лишь слегка привести вас в форму. Поэтому не стоит устраивать бессонных ночей перед встречей с банковским менеджером. Непосредственно перед тестированием важнее всего полноценный отдых и правильный психологический настрой.

Тренировка же на прохождение тестов – процесс долгий, который может начаться за неделю или даже за месяц до тестирования. Заодно человек проверяет себя: если ему действительно нужна та или иная работа, он находит в себе силы серьезно подготовиться.

Таким образом, тестирование – один из инструментов, помогающих менеджеру по персоналу справиться с большим потоком кандидатов. Это отсев тех, кто не владеет минимальным набором знаний или не обладает нужными личностными качествами.

Тесты можно применять не только для первоначального отбора, но и между определенными этапами собеседования. Однако, какой из тестов вы бы ни выбрали, главное – правильно его составить и дать кандидату максимально объективную оценку.

Ниже даны вопросы и ответы хоум кредит банка по поводу трудоустройства на работу в банк. Какие документы и профессиональные навыки нужны и т.д…

Эта статья обязательна к прочтению, если вы хотите начать карьеру в Хоум банке.

Что нужно, чтобы устроиться в вашу компанию?

Главное, что необходимо - это иметь желание, так как сотрудниками нашего Банка становятся люди, заинтересованные в применении своих профессиональных навыков, в реализации собственных умений, нацеленные на развитие. Если Вы обладаете этими качествами - оправьте нам свое резюме.

Хочу работать у вас. С чего начать?

Выберите интересующую вакансию и, заполнив анкету, вышлите её нам. Если вы не нашли то, что вас интересует, можете в разделе «обратная связь» заполнить анкету с информацией о себе, и мы сами подберём вам подходящую вакансию.

Берете ли вы на работу студентов дневных отделений вузов?

Да, у нас работают студенты различных ВУЗов. Мы поощряем стремление в развитии, поэтому для стартовых вакансий наличие не законченного высшего образования допустимо. Для многих таких вакансий созданы специальные графики работ, позволяющие успешно совмещать работу с учебой.

Иногородних принимаете?

Да. Не важно, в каком городе вы проживаете, мы принимаем кандидатов, имеющих постоянную регистрацию в любом городе РФ.

Требуется ли специальное высшее образование?

Для некоторых вакансий требуется, но если вы еще учитесь, то у нас есть вакансии с удобными графиками, не требующие оконченного высшего образования.

А есть ли социальные гарантии?

Да. Со всеми нашими постоянными сотрудниками заключается бессрочный трудовой договор. В нем присутствует полный пакет социальных гарантий, предусмотренный ТК РФ - оплачиваемые отпуска, больничные, и пр. Плюс к этому - медицинская страховка и льготные условия кредитования по многим видам продуктов для сотрудников, чей испытательный срок завершен.

Возможен ли в вашей компании карьерный рост? Что для этого необходимо?

Да, возможен. При подборе персонала, мы, в первую очередь, обращаемся к уже работающим сотрудникам Банка. Карьерный рост - процесс достаточно сложный и многогранный, но в Банке есть все необходимые для него условия.

С какого возраста у вас можно начать работать?

В нашем Банке есть программа, по которой на период летних каникул мы принимаем на работу школьников в возрасте от 16 до 18 лет на неполный рабочий день. На постоянную работу, согласно трудовому законодательству РФ, мы принимаем с 18 лет.

Я направил (-ла) свою анкету вам. Сколько мне ждать ответа?

Все анкеты, которые приходят к нам, специалисты по подбору персонала рассматривают в течение 1 рабочего дня. В случае, если Банк в текущий момент не может предложить вам вакансии, ваша анкета сохраняется в нашей базе резюме. Как только появится подходящая вакансия, мы сразу свяжемся с вами.

Сколько длится рабочий день?

Для разных вакансий предусмотрены разные графики с разной продолжительностью рабочего дня. Вы можете себе выбрать тот график, который вам подходит. В целом, количество рабочих часов соответствует нормам трудового законодательства РФ.

Можно ли пройти летнюю практику в вашей компании?

Да, и даже нужно. Любая стажировка-это отличная возможность изучить будущую работу. Если вы еще учитесь в школе и вам больше 16, то вы сможете поработать летом в одном из наших подразделений и заработать свои первые деньги. Если вы уже студент и ваша будущая профессия связана с финансами, то мы вам будем только рады. Для этого вам нужно выслать свою анкету, указав в ней, что вы хотите пройти практику в Банке.

Сколько времени может занять процесс трудоустройства к вам?

В среднем процесс трудоустройства занимает от недели до трех, это зависит от вакансии.

Как необходимо подготовиться к собеседованию?

Целенаправленно готовиться к собеседованию нет необходимости, если только вас не попросят об этом заранее. Самое важное - внимательно прочитать информацию о вакансии и понять, насколько вы соответствуете нашим требованиям и насколько интересно выбранное направление.

О чем меня будут спрашивать на собеседовании?

Собеседование довольно часто проходит в ситуативной форме, поэтому вопросы могут быть самыми разными. Но все они будут направлены на выявление ваших способностей и интереса к выбранной профессиональной области.

Многих студентов, выпускников страшит сам процесс трудоустройства в крупные корпорации, в том числе и финансовые. Их опасения обоснованные, но только в том плане, что крупный банк может позволить выбирать исключительно лучших претендентов, так как заявок от желающих на конкурс подается крайне много. Тем не менее новые кадры приходят в банки постоянно, значит, каждый способный специалист имеет шанс пройти отбор.

Надо отдельно отметить, что тестирование используется повсеместно большинством крупных компаний России, других стран СНГ, и будущим выпускникам лучше ознакомиться с подобными заданиями заранее. Тесты на интеллектуальные способности используют компании, не связанные напрямую с банковской или финансовой деятельностью. Тесты – пока что лучший объективный способ оценить математические, аналитические навыки претендентов, само собой, руководство любой фирмы желает «заполучить» новых сотрудников, показывающих отличные интеллектуальные способности.

Для отбора используются интервью и тесты, и нельзя сказать, что определенный этап сложнее или важнее, но самый массовый отсев происходит при помощи тестирования. Тесты при устройстве на работу в банк сдают все без исключения, единственное, что может отличаться, – уровень сложности. Уровень зависит от открытой должности, на которую претендуют соискатели, то есть задания для кандидатов на должности рядовых клерков или топ-менеджеров будут разниться в сторону увеличения сложности.

Тестирование обычно происходит сразу после подачи заявки и телефонного собеседования. Если кандидат нормально составил резюме, заполнил анкету, а после ответил на несколько вопросов HR-менеджера по телефону, он точно будет допущен на этап тестирования, и вот там уже начнется настоящая «борьба» за открытую вакансию. Тесты по западному образцу применяются сейчас повсеместно, и они нужны не для создания лишних препятствий кандидатам, а для определения их способностей, причем тестирование в банк пройти необязательно следует абсолютно идеально, надо стать лучше, чем основная группа претендентов.

На следующий после тестов этап переходит не более трети кандидатов, а чаще всего 20–25 % от общего количества. Для успеха надо сдать лучше, чем 60–70 %, то есть не обязательно ответить на все вопросы абсолютно точно, что в принципе сложно сделать, но придется обойти коллег. Если группа подобралась сильная, стать лучшим будет сложнее, и наоборот.

Состав тестов

Тест при приеме на работу в банк состоит из оценки общих способностей, проверки английского языка и профессиональных тестов. Если общие и профессиональные знания проверяются всегда, то английского может и не быть, в зависимости от открытой вакансии.

Для тестирования общих знаний используются числовые и вербальные тесты, малознакомые неподготовленным людям. Профессиональные тесты «посторонним» знакомы еще меньше, там проверяются бухгалтерские, юридические знания и т. п., понятно, что бухгалтеры и юристы этими знаниями владеют или должны владеть. Английский язык проверяется с помощью тестов либо эссе, причем если для первого варианта предусмотрены варианты ответов, то эссе – хоть и небольшой текст, но писать надо «из головы», исходя из заданной темы.

Подробно о тестах в банки

Тестирование в банке обычно начинается с числовых и вербальных задач. Два блока объединены одним автором, это чаще всего компании SHL, Talent Q или Kenexa. Несмотря на разных создателей, задачи отличаются не сильно, так как они отвечают одному требованию – объективной оценке. Единственное отличие – динамическая система, используемая Talent Q и внедряемая другими производителями, а смысл ее в том, что «умная» программа исследует каждый ответ сдающего и, в зависимости от его успехов, дает следующий вопрос сложнее либо проще предыдущего. Преимущество Talent Q в том, что не будет отбракован ни один кандидат, но все будут распределены по целевым группам, грубо говоря, кто-то сдаст на позицию «слесаря», кто-то – на должность топ-менеджера.

Лучшие помощники для подготовки – пробные тесты, которых много на различных ресурсах. Бесплатные варианты обычно проще, чем реальные задания, но для ознакомления подходят. Чтобы прорешать более сложные задания, можно воспользоваться платными сборниками, где представлены задачи, ответы, а также понятные пояснения.

Тест при приеме на работу в банк в последние годы обычно проходится удаленно, и можно отвечать хоть дома, хоть в интернет-кафе, но готовиться лучше, рассчитывая на сдачу в офисе, где не дают ни калькуляторов, ни любой другой помощи. Однако дома тоже не получится использовать «мощь» интернета: для этого просто не хватит выделенного времени. Малейшая заминка с одним вопросом, дальше начинается паника, и тест провален.

Только регулярная практика поможет натренироваться так, что помехой не станут ни лимит времени, ни другие обстоятельства.

Методика диагностики ценностных ориентаций Шварца позволяет диагностировать структуру ценностных ориентаций личности или группы (через средние значения по группе)

Главная особенности данной методики состоит в том, что понятие ценности в ней дифференцируется. То есть, ценность не рассматривается как нечто монолитное. Автор теста выделяет два вида ценностей:

  • Ценности как абстрактные идеалы. Они выявляются путем оценки существительных и прилагательных, описывающих различные ценности.
  • Ценности как руководства к действию. Эти показатели выявляются путем оценки конкретных действий людей.

В некоторых эмпирических исследованиях такое разделение ценностей может оказаться важным и интересным. Ведь очень часто на абстрактном уровне человек ориентирован на одни ориентиры, а в практической деятельности - на другие.

Назначение

Тест ценностей Шварца (Ценностный опросник Шварца. / Методика Шварца) применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами.

Теоретическая основа

Под ценностями Шалом Шварц (Schwartz Shalom H.) подразумевал "познанные" потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества. В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные.

Опросник разработан Шаломом Шварцем в 1992 году. При разработке опросника автор использовал методику Рокича, качественно модифицировав, расширив и усовершенствовав ее концептуальную базу.

Описание методики Шварца

Тест ценностных ориентаций Шварца состоит из двух частей.

  1. Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов.
  2. Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов.

Процедура тестирования

Первая часть опросника

Инструкция: В этом опроснике Вам нужно ответить на вопрос: «Какие ценности важны для меня как руководящие принципы моей жизни и какие ценности менее важны для меня?». Далее на последующих страницах приведены два списка ценностей, взятых из различных культур. В скобках приведено объяснение каждой ценности.

Ваша задача заключается в том, чтобы оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа Вашей жизни.

Используйте оценочную шкалу отметок от —1 до 7.

Чем выше номер (—1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), тем более важной данная ценность является для Вас как руководящий принцип Вашей жизни. При этом примерно ориентируйтесь на следующие значения отметок:

отметка «-1» характеризует ценности, противоположные Вашим принципам, отметка «0» означает, что ценность совершенно не важна, не является руководящим принципом Вашей жизни, отметка «3» означает, что ценность важна, отметка «6» означает, что ценность очень важна, отметка «7» характеризует ценности высшей значимости, обычно таких ценностей не должно быть более двух.

СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ 1

Для начала просмотрите ценности из Списка 1 , выберите одну из них, которая является самой важной для Вас, и оцените ее значимость (отметка «7»). Далее выберите ценность, которая наиболее противоречит Вашим принципам, и оцените ее (отметка -1). Если нет такой ценности, выберите ценность, наименее важную для Вас, и оцените ее отметкой «0» или «1», в соответствии с ее значимостью. Затем оцените все остальные ценности из списка. Перед каждой ценностью в списке проставьте отметку, указывающую важность этой ценности как руководящего принципа вашей жизни лично для вас. Постарайтесь различать ценности насколько это возможно, ориентируясь на приведенную ниже шкалу и используя все номера от -1 до 7 (-1,0, 1, 2, 3,4, 5, 6, 7).

Как руководящий принцип моей жизни эта ценность является:

1 РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)

2 ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой)

3 СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, доминантность)

4 УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)

5 СВОБОДА (свобода мыслей и действий)

6 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не материальных вопросах)

7 ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение, что я не одинок)

8 СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества)

9 ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремление к новизне)

10 СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни)

11 ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошие манеры)

12 БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)

13 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность своей родины от врагов)

14 САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность)

15 УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересов других людей, избегание конфронтации)

16 КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое воображение)

17 МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войн и конфликтов)

18 УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев)

19 ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость)

20 САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устойчивость к соблазнам)

21 ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (право на личное пространство)

22 БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ (безопасность для близких)

23 СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, уважение других)

24 ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)

25 ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная проблемами, новизной и изменениями)

26 МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)

28 ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)

29 МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства)

30 СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых)

СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ 2

Теперь оцените, насколько важна каждая из следующих ценностей как руководящий принцип Вашей жизни для Вас. Эти ценности выражены в способах действия, которые могут быть более или менее важными для Вас. Попытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности в списке 2 , выберите то, что для Вас наиболее важно, оцените на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, которая противоречит вашим принципам (отметка -1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соответствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.

Как руководящий принцип моей жизни, эта ценность является:

31 САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный)

32 СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях)

33 ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)

34 ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный)

35 ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)

36 СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание)

37 СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)

38 ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (сохраняющий природу)

39 ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события)

40 УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (проявляющий уважение)

41 ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (отбирающий собственные намерения)

42 ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)

43 СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать)

44 ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)

45 ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)

46 СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита своего «лица»)

47 ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ (послушный, подчиняющийся правилам)

48 УМНЫЙ (логичный, мыслящий)

49 ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)

50 НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, сексом, развлечениями и др.)

51 БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений)

52 ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия)

53 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый)

54 СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого)

55 УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)

56 ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)

57 ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие).

Вторая часть опросника

ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ

Инструкция: Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и подумайте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас и ваш Идеал. Напишите «Я» в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас и «Мой идеал», там, где считаете нужным.

Очень похож

Похож

В некоторой степени похож

Немного похож

Не похож

Совсем не похож

1. Придумывать что-то и быть изобретательным важно для него. Он любит поступать по-своему, на свой лад.

2. Для него важно быть богатым. Он хочет, чтобы у него было много денег и хороших вещей.

3. Он считает, что важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни.

4. Для него очень важно показать свои способности. Он хочет, чтобы люди вос-хищались тем, что он делает.

5. Для него важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности.

6. Он считает, что важно делать много разных дел в жизни. Он всегда стремится к новизне.

7. Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он считает, что люди должны придерживаться правил всегда, даже когда никто не видит.

8. Для него важно выслушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять.

9. Он считает, что важно не просить большего, чем имеешь. Он верит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть.

10. Он всегда ищет повод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие.

11. Для него важно самому решать, что делать. Ему нравится быть свободным в планировании и выборе своей деятельности.

12. Для него очень важно помогать окружающим. Он хочет заботиться об их благополучии.

13. Для него очень важно преуспеть в жизни. Ему нравится производить впечатление на других людей.

14. Для него очень важна безопасность его страны. Он считает, что государство должно быть готово к защите от внешней и внутренней угрозы.

15. Он любит рисковать. Он всегда ищет приключений.

16. Для него важно всегда вести себя должным образом. Он хочет избегать действий, которые люди сочли бы неверными.

17. Для него важно быть главным и указывать другим, что делать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит.

18. Для него важно быть преданным своим друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким.

19. Он искренне верит, что люди должны заботиться о природе. Заботиться об окружающей среде важно для него.

20. Быть религиозным важно для него. Он очень старается следовать своим религиозным убеждениям.

21. Для него важно, чтобы вещи содержались в порядке и в чистоте. Ему действительно не нравится беспорядок.

22. Он считает, что важно интересоваться многим. Ему нравится быть любознательным и пытаться понять разные вещи.

23. Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Содействовать установлению мира между всеми группами людей на земле важно для него.

24. Он думает, что важно быть честолюбивым. Ему хочется показать насколько он способный.

25. Он думает, что лучше всего поступать в соответствии с установившимися традициями. Для него важно соблюдать обычаи, которые он усвоил.

26. Для него важно получать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя.

27. Для него важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает.

28. Он полагает, что всегда должен проявлять уважение к своим родителям и людям старшего возраста. Для него важно быть послушным.

29. Он хочет, чтобы со всеми поступали справедливо, даже с людьми, которых он не знает. Для него важно защищать слабых.

30. Он любит сюрпризы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатлений.

31. Он очень старается не заболеть. Сохранение здоровья очень важно для него.

32. Продвижение вперед в жизни важно для него. Он стремиться делать все лучше, чем другие.

33. Для него важно прощать людей, которые обидели его. Он старается видеть хорошее в них и не держать обиду.

34. Для него важно быть независимым. Ему нравится полагаться на себя.

35. Иметь стабильное правительство важно для него. Он беспокоится о сохранении общественного порядка.

36. Для него очень важно все время быть вежливым с другими людьми. Он старается никогда не раздражать и не беспокоить других.

37. Он по-настоящему хочет наслаждаться жизнью. Хорошо проводить время очень важно для него.

38. Для него важно быть скромным. Он старается не привлекать к себе внимание.

39. Он всегда хочет быть тем, кто принимает решения. Ему нравится быть лидером.

40. Для него важно приспосабливаться к природе, быть частью ее. Он верит, что люди не должны изменять природу.

Ключи для опросника ценностей Шварца

Тип ценностей

Номера пунктов опросника

ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ

(уровень нормативных идеалов)— список 1 и 2

ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ

(уровень индивидуальных приоритетов)

Конформность Conformity

Традиции Tradition

Доброта Benevolence

Универсализм Universalism

1,17,24,26,29,30,35,38

3, 8, 19, 23, 29, 40

Самостоятельность Self-Direction

Стимуляция Stimulation

Гедонизм Hedonism

Достижения Achievement

Власть Power

Безопасность Security

Описание шкал теста Шварца диагностики ценностных ориентаций

1. Власть. Функционирование социальных институтов требует некоторой степени дифференциации статусов, и в большинстве межличностных отношений в разных культурах было выявлено сочетание показателей доминантности / подчиненности. Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Ценности Власти и Достижения (см. далее) фокусируются на социальном уважении, однако ценности Достижения (например, успешный, амбициозный) подчеркивают активную демонстрацию компетентности в конкретном взаимодействии, в то время как ценности Власти (авторитет, богатство) подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции внутри наиболее общей социальной системы.

2. Достижение. Определяющая цель этого типа ценностей - личный успех через демонстрацию компетентности согласно социальным стандартам.

Демонстрация социальной компетентности (что и составляет содержание этой ценности) в условиях преобладающий культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение.

З. Гедонизм. В теории Ш. Шварца мотивационная цель этого типа определяется как удовольствие или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).

4. Стимуляция. Это производное от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Биологические основанные вариации потребности стимуляции, обусловленные социальным опытом, могут при водить К индивидуальным различиям в важности этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в новизне, глубоких переживаниях.

5. Самостоятельность. Определяющая цель этого типа ценностей заключается в независимости мышления и выбора действий, творчестве, исследовательской деятельности. Самостоятельность - производное от организменной потребности в контроле и управлении, а также от интеракционных требований автономности и независимости.

6. Универсализм. Мотивационная цель этого типа ценностей - понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели ценности Универсализма могут быть производными от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся очевидными, когда люди входят в контакт с кем-то вне своей среды или расширяют первичную группу.

7. Щедрость. Это более узко определенный «просоциальный» тип ценностей, по сравнению с Универсализмом. Благосклонность сфокусирована на благополучии в близком каждодневном взаимодействии. Этот тип считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилитации и обеспечении процветания группы. Мотивационная цель этого типа - сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в частом личном контакте (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).

8. Традиции. Любые группы разрабатывают свои символы и ритуалы, действие которых определяется опытом группы и которые закрепляются как традиции и обычаи. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаше всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения, Мотивационная цель - уважение, принятие и следование обычаям и идеям, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность).

9. Конформность. Определяющая мотивационная цель этого типа ограничение, пресечение действий, склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Это производное от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших).

10. Безопасность. Мотивационная цель этого типа - безопасность, гармония, стабильность общества, взаимоотношений, самого человека, это производное от базовых индивидуальных и групповых требований. Ш. Шварц предполагает существование 1 общего типа ценностей, Безопасности, а не двух отдельных -группового и индивидуального уровня, т.к. ценности, относящиеся к коллективным, выражают в значительной степени цель безопасности для личности (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье).

Интерпретация результатов

При анализе и интерпретации результатов опросника ценностных ориентаций Шварца важно учитывать, что диагностируются два различных типа ценностей:

  1. Нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении.
  2. Ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности.

Различие показателей по типам ценностей в этих двух частях опросника, характеризующих два уровня функционирования ценностей, отражает ценностное давление, которое осуществляется, с одной стороны, через социализацию и, с другой стороны, посредством референтной группы и традиций.

Еще один важный момент связан с тем, что число вопросов, включённых в каждую из 10-ти шкал теста ценностей Шварца содержит разное число вопросов. Это означает, что баллы, полученные по шкалам нельзя непосредственно сравнивать между собой.

Для сравнительного анализа выраженности различных ценностей у испытуемого или группы необходимо провести нормировку. Это означает проведение следующей процедуры:

  1. Находится шкала с наибольшим числом вопросов.
  2. Определяется наибольший бал, который можно набрать по данной шкале.
  3. Показатели по всем шкалам делятся на этот максимальный балл.

Если сопоставительный анализ выраженности показателей по шкалам не предполагается, а выраженность ценностей предполагается использовать в рамках корреляционного анализа, то можно не проводить нормировку показателей по шкалам теста диагностики ценностных ориентаций Шварца.

Пример анализа ценностей по тесту Шварца

На рис. 1 приведены средние значения нормативных идеалов подростков экспериментальной и контрольной групп.


Как видно, структура нормативных идеалов в обеих группах носит сходный характер: в наибольшей степени выражены самостоятельность, гедонизм, достижения и безопасность. В наименьшей степени - стимуляция, традиции и власть. Подростки из обеих подгрупп склонны к самостоятельному выбору своего жизненного пути, для них важно получать удовольствие от собственной жизни, добиваться успехов, и при этом чувствовать защищенность, иметь некий «тыл».

Не столь важным является поддержание традиций и возможность контролировать не свою жизнь, но определять какие-то моменты чужого поведения, стремлений и т.д.

Финансовые организации с каждым годом стремятся усовершенствовать систему оценки заемщиков, сокращая время процедуры оформления кредита и повышая эффективность определения благонадежного и добросовестного клиента.

Для этого, кроме традиционных способов оценки, банки все чаще стали применять психометрические модели - или психоскоринг. Суть метода заключается в том, что клиенту предлагаются поведенческие задания и на основе этих тестов можно исследовать намерения человека, а также получить преставление о его обязательности, добросовестности и способности зарабатывать деньги.

Получение кредита скоро может зависеть от лайков потенциального заемщика в соцсетях

Напомним, многие крупные российские банки заявили об использовании в следующем году психоскоринга. Кредитоспособность потенциального заемщика будут анализировать по психометрическому портрету на основе поведения в социальных сетях. Система оценки будет учитывать лайки, репосты, комментарии и другие поведенческие особенности.

Однако полностью отказываться от традиционных методов оценки заемщиков и переходить на новые разработки финансовые организации не спешат. «Самым эффективным критерием для оценки заемщика по-прежнему остается его кредитная история, — считает вице-президент, директор департамента управления рисками «Ренессанс Кредит» Григорий Шабашкевич . — Остальные инструменты - такие как данные мобильных операторов, социальные сети и т.п., — являются лишь приятным дополнением. Более весомую роль они играют в том случае, когда у клиента, например, нет кредитной истории».

Вице-президент «Ренессанс Кредита» пояснил, что банкам достаточно данных одного из источников, а не всех сразу: если по каждому клиенту запрашивать информацию из всех доступных сервисов, стоимость процесса проверки заемщиков сильно возрастает. «На текущий момент схема проверки у всех кредитных организаций примерно одинаковая, — добавил он. — получив заявку, банки запрашивают информацию в Бюро кредитных историй. Плюс могут использовать какие-то дополнительные источники. Вот как раз на этом этапе и появляются необычные инструменты и подходы. При этом говорить о том, что это совершенно новые методы оценки, не стоит».

В целом в банковском секторе можно наблюдать, что клиенты стараются минимизировать свое общение с банками, избегая процедуры оценки и перенести коммуникацию в интернет. Такие же тенденции можно отметить и в других банковских продуктов. Например, пользователи банковских карт стали все чаще стали использовать платежные сервисы и все реже снимать в банкоматах наличные. Если за девять месяцев 2016 года физические лица сняли с карт более 19 триллионов рублей, то за такой же период этого года - 18,7 триллиона. Этот же показатель по итогам шести месяцев прошлого года равнялся 12,2 триллиона рублей и снизился в первом полугодии 2017 года почти на 142 миллиарда рублей.

С чем связаны такие тенденции в банковском секторе рассказа аналитик банка «Хоум Кредит» Станислав Дужинский . «При анализе транзакций по нашим картам мы видим, что доля покупок у ритейлеров, продающих свои товары через интернет, а также тех, которые работают одновременно оффлайн и онлайн, растет, — пояснил он. — Данное наблюдение связано с ростом популярности покупок товаров через интернет, а также с одновременным ростом финансовой грамотности населения и увеличением проникновения платежных продуктов в российских регионах. Также этому во многом способствует появление современных карточных продуктов».

Как будет развиваться банковский сектор в 2018 году пока не известно, но точно стоить ожидать что-то новое.