Подходит ли нам китайский опыт "четырех модернизаций"? Политика четырёх модернизаций Дэн сяопин провозгласил политику четырех модернизаций.

Обычно точкой отсчета реформ в Китае принято считать прошедший в 1978 году III пленум ЦК Компартии Китая 11-го созыва, на котором собственно и было объявлено о начале курса четырех модернизаций.

Однако сама идея четырех модернизаций витала в среде высшей партийной номенклатуры еще с 1974 года после известного выступления Дэна Сяопина. Поэтому пленум 1978 года, по существу, лишь санкционировал рыночные реформы, предложенные новым лидером КНР Дэном Сяопином.

Прекрасно зная свой народ и твердо придерживаясь марксистских принципов, с одной стороны, и в то же время глубоко понимая реалии современного мира, с другой, Дэн предложил новую модель развития китайского общества – социализм с китайской спецификой. Этот путь органично учитывал национальные корни, не противопоставляя модернизацию традициям.

Дэн никогда не стремился сломать традиции, как скажем, это происходило в той же кемалистской Турции. Наоборот, с самого начала у него было четкое понимание необходимости приспособить национальные традиции для решения задач модернизации. Это прежде всего сидящие в крови каждого китайца принципы и дух конфуцианства - трудолюбие, уважение к старшим, законопослушность, признание верховенства государства перед обществом, коллективизм, самоотверженность, личная скромность и неприхотливость в быту.

В результате, аккумулируя чужой опыт, Китай вслед за азиатскими тиграми сумел плодотворно соединить современные рыночные принципы в экономике с особой организацией общественных связей, порожденных историческими и культурными традициями.

«При осуществлении модернизации необходимо исходить из реальной действительности Китая, – подчеркивал на XII съезде КПК Дэн Сяопин. - Как в революции, так и в строительстве нужно со всей серьезностью изучать и заимствовать опыт других. Однако на одном лишь копировании зарубежного опыта и слепом подражании иностранным образцам далеко не уедешь… Дела Китая должны вестись в соответствии с его реальной обстановкой».

В этом плане Дэн определил ряд национальных особенностей КНР.

Во-первых, это накопленный положительный опыт хозяйствования за весь период существования КНР.

Вторая особенность Китая заключается в многочисленности населения, которая, по мнению Дэна, с одной стороны, является благоприятным фактором, с другой – неблагоприятным, поскольку неразвитость производства порождает проблему продуктового дефицита, затрудняет решение вопросов занятости и социального обеспечения.

Третья особенность Китая в том, что он богат минеральными и водными ресурсами, занимая первое место в мире по запасам металлических руд и третье место по угольным запасам.

Дэн Сяопин предельно ясно сформулировал главные приоритеты своей стратегии на перспективу: «Сначала накормить народ, затем – строить».

Первые три года реформ (1979-1981 гг.) Дэн Сяопин объявил годами реконструкции. Утвержденные еще во времена Мао Цзэдуна плановые задания на этот срок были пересмотрены либо отменены. Опасаясь привычного произвола партийной бюрократии, Дэн Сяопин ограничил полномочия местных административных органов и комитетов партии. Они практически лишились возможности внесения на местах каких-либо существенных корректив в общий ход реформ.

Последующая стратегия охватывала период до 2050 года. В ней выделялись три основных этапа:

Первый этап – 1981-1990 гг. – обеспечение населения продовольствием и товарами первой необходимости;

Второй этап – 1990-2000 гг. – увеличение объема производства и повышение уровня жизни населения в два раза;

Третий этап – 2000-2050 гг. – достижение качества жизни высокоразвитых стран.

Оптимальная формула, которая позволила бы Китаю реализовать поставленные задачи, виделась Дэну Сяопину через реформы и открытость миру. Он прекрасно понимал, что без современных достижений науки, техники, технологий, без иностранных инвестиций невозможно поднять экономику. При этом политика открытости предполагала не просто расширение внешних связей, а интеграцию Китая в региональную и мировую экономику. Речь шла не просто о восстановлении внешнеэкономических связей и привлечении иностранного капитала в национальную экономику. Суть заключалась в том, чтобы, адаптируясь к мировым методам хозяйствования, превратить экономику страны из замкнутой системы в экономику открытого типа, способную эффективно конкурировать на международном рынке.

Приоритетными сферами реформирования были определены четыре направления, которые необходимо было модернизировать в первую очередь: сельское хозяйство, промышленность, наука и вооруженные силы.

2. Программа 4-х модернизаций, ее цель и реализация

В 1978 г. сформулированна в общем виде цель превращения Китая в могучую и процветающую державу, которая стала подлинной общенациональной мобилизующей идеей, была конкретизирована в программе "Четырех модернизаций": 1) Модернизация сельского хозяйства, 2) Промышленности, 3) Науки и техники, 4) Обороны.

Взят курс на образование богатого демократического социалистического государства с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран Зап. Европы. По уровню производства к 2015 г. обойти Японию и к 2025 г. обойти США по общ. объему производства. К 2050 г. стать страной №1 в мире по всем основным экономическим показателям.

Поэтапность – основа реформ. Неотъемлемой чертой курса китайских экономических реформ является постепенность и осмотрительность, взвешенный подход к намечаемым преобразованиям

В общем можно выделить четыре этапа экономического развития Китая:

1. Переход от натурального, полунатурального хозяйства к плановой товарной экономике.

2. Переход от аграрного к индустриальному обществу.

3. Переход от закрытого общества к открытому.

4. Переход от общества "моральных принципов" к правовому.

Переход к товарному производству проходил, опираясь на историко-культурные и экономико-политические традиции. В конце 70-х годов XX в. реформы осуществлялись под лозунгом "плановая экономика - главное, рыночное регулирование - вспомогательное", когда основное внимание уделялось совершенствованию планового управления народным хозяйством с допущением договорных цен, развитием индивидуального сектора, появлением жестко контролируемых совместных предприятий, предоставлением госпредприятиям права сбывать сверхплановую продукцию, введением семейного подряда.

В период 1984-1990гг. официальной моделью преобразований было провозглашено создание системы социалистического товарного хозяйства. Центральное место занимала реформа ценообразования. Она предусматривала переход к свободному регулированию цен на потребительские товары. Реформа проходила в три этапа:

Первый - приближение государственных цен к уровню затрат,

Второй - постепенная передача права установления цен от центральных к местным органам управления,

Третий - постепенная либерализация цен производственного и потребительского назначения. В начале 1990-х годов рыночная ориентация реформы расширяется и в качестве целевой модели начинает фигурировать понятие "социалистической рыночной экономики". Важнейшей характеристикой "социалистической рыночной экономики", по мнению китайских специалистов, является ведущая роль общественной собственности при одновременном развитии многоукладности в экономике.

Реформирование государственных предприятий включает расширение прав предприятий при сохранении за государством права собственности на их имущество, а также акционирование предприятий, за исключением предприятий оборонных отраслей, добычи редких металлов и государственной монополии.

Переход от аграрного к индустриальному обществу характеризуется ликвидацией народных коммун в деревне и развитием свободного предпринимательства. В 1990-е годы количество деревенских предприятий выросло по сравнению с 1980-ми годами в 14 раз, превысив 21 млн., численность работающих возросла в 4 раза. Деревенские предприятия должны отчислять львиную долю доходов на поддержку сельскохозяйственного производства и социальные нужды (40% валовой прибыли). Доля налогов в валовой прибыли этих предприятий превышает 50%. На большинстве деревенских предприятий работают родственники, что создает систему отношений, характерную для доиндустриального общества.

В Китае существует четкое разделение экономики на городскую и деревенскую. Главным нововведением в деревенской экономике стало распространение подворного подряда (трудовых крестьянских хозяйств) с правом распоряжения, использования и наследования земельных наделов. Создание института частной собственности затруднено дефицитом пахотных площадей, перенаселенностью, низким уровнем социально-экономического развития деревни, вековыми устоями крестьянской жизни. По подсчетам, на душу населения в КНР приходится 0,09 га пахотной земли (в России - 0,9 га).

В целом сельскохозяйственное производство сохраняет натуральный и полунатуральный характер. Это определяется значительным уровнем самообеспечения, низким удельным весом товарной продукции (примерно 30%). Основной покупатель сельскохозяйственной продукции - государство, которое широко использует ценовую регламентацию. Расчеты с производителями часто осуществляются с помощью расписок, на которые практически нельзя ничего купить. Тем не менее производство сельскохозяйственной продукции растет: в 1990-е годы по сравнению с 1980-ми производство хлопка увеличилось на 15%; сборы чайного листа повысились на 22% (товарный выход - 96%) и т. д.

Начиная с 1979 г. Китай взял курс на переход от закрытого общества к открытому в расчете на приток иностранного капитала в страну для модернизации и развития промышленного производства, разрешение социальной миграции населения.

Огромную роль в реализации реформ в Китае играет политика правительства по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые интегрировались в национальную экономику, вызвали рост и диверсификацию промышленного производства, стимулировали развитие экспорта.

Система мобилизации и распределения инвестиционных ресурсов в период до начала осуществления политики реформ основывалась на полном изъятии в госбюджет прибыли предприятий и дальнейшем распределении средств между регионами, отраслями, предприятиями. Ассигнования в экономику носили безвозмездный характер при упоре на административные методы хозяйственного управления. В период осуществления реформы были диверсифицированы источники финансирования. Наряду с государственными средствами активно используются средства коллективных, индивидуальных, частных и совместных предприятий, накопления населения.

Географическая близость Гонконга, обладающего развитой финансовой сферой и огромными торговыми связями, явилась основным преимуществом для иностранных компаний, которые начали размещать в Китае трудоемкие сборочные производства, ориентированные на экспорт.

Для стимулирования инвестиционных процессов по решению китайского правительства в Приморских районах были созданы 4 особые экономические зоны: Шанхай, Чжухай, Шаньтод, Хайкоу, куда сразу направились потоки прямых иностранных инвестиций Гонконга, Тайваня и США.

В 1984 г. для иностранного инвестирования было открыто 14 прибрежных городов и портов. Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая и территории с большим количеством рабочей силы, квалифицированным техническим составом, развитой инфраструктурой и небольшими предприятиями. В 1985-1986 гг. на эти города приходилось 23% промышленного производства и 40% экспорта Китая.

В 1985 г. в Китае для иностранного инвестирования было открыто еще 18 городов, которые имели избыток дешевой рабочей силы и где располагалось трудоемкое производство первичных и перерабатывающих отраслей экономики. Это повлекло за собой перемещение целых заводов и современных производственных комплексов ТНК в данные районы, модернизацию технологической и производственной базы местных предприятий.

В 1986 г. китайское правительство выпустило список из 22 положений, направленных на улучшение инвестиционного климата для привлечения прямых иностранных инвестиций. Были открыты специальные обменные пункты для инвесторов, которые имели возможность купить здесь твердую валюту, импортное сырье, репатриировать прибыль.

В 1990 г. была введена новая корпоративная политика, вступили в действие нормативные акты о защите авторских прав. Это активизировало инвестиционные потоки прямых иностранных инвестиций из Японии, США и Западной Европы.

С 1992 г. в Китае проводились мероприятия, направленные на либерализацию сферы услуг и создание предпосылок для вступления в ВТО. Поэтому для иностранных инвесторов постепенно были открыты ранее закрытые сектора экономики: недвижимость, транспорт, телекоммуникации, строительство дорог, инфраструктура аэропортов, развитие портов, розничная торговля, страхование, бухгалтерские услуги и природоохранные технологии.

Совместные предприятия, занятые в приоритетных отраслях экономики, получили особые льготы, касающиеся перемещения технологий и экспорта. Для Китая характерно создание акционерных совместных предприятий с иностранным участием от 22 до 50%. Иностранные инвесторы обеспечивают предприятия оборудованием, технологиями и финансированием. Китайская сторона предоставляет инфраструктуру, трудовые ресурсы и местные связи.

Согласно законодательству технологии и ноу-хау, предоставляемые зарубежной стороной, должны быть передовыми и соответствовать нуждам страны. Китайские власти предписывают иностранным инвесторам приобретать сырье и производственные материалы, топливо и вспомогательное оборудование у местных поставщиков, а реализовывать произведенную продукцию за пределами Китая. Это помогает государству накапливать валютные резервы.

В последнее время в Китае возрастает число предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. Раньше их можно было создавать только в особых экономических зонах, начиная с 1986 г. такие предприятия распространились практически по всему Китаю. Подобные фирмы, как правило, экспортно-ориентированные, применяют новейшие технологии и современное оборудование. По закону они пользуются защитой от национализации и экспроприации, но такие предприятия не должны наносить вред общественным и государственным интересам Китая.

В 1995 г. в Китае принят закон, позволяющий иностранным компаниям создавать холдинги. При организации холдинга существует три условия: компания должна быть финансово здоровой, иметь длительный стаж деятельности в Китае и владеть активами не менее 400 млн. долл.; обладать консолидированным акционерным капиталом в сумме не менее 10 млн. долл.; иметь одобрение на проведение не менее трех инвестиционных проектов в Китае.

Для привлечения прямых иностранных инвестиций в Китае применяются различные стимулы. Они включают в себя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегченные правила приема и увольнения иностранного персонала.

Если объем инвестиций в регионе ниже определенного уровня по стране, то региональные власти могут без специальных разрешений вводить собственные стимулирующие механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций. Это способствует развитию местных региональных рынков, растет интенсивность внутригосударственного хозяйственного оборота. Тем не менее формирование единого рынка в КНР сдерживается отсталостью транспортной инфраструктуры.

Социальная миграция населения также способствует открытости экономики. Более 50 млн. человек ежегодно перемещаются из региона в регион, из деревни в город. Однако государство ограничивает рост городского населения через концепцию "замены детьми", согласно которой предприятия и организации, отправляющие на пенсию работников, должны трудоустроить на фирме их детей. Это ведет к сохранению сословных отношений, снижает эффективность современных методов менеджмента. И хотя в начале 1980-х годов такой подход был отменен и провозглашена политика свободного конкурентного отбора, он все еще имеет место в трудовых отношениях.

Остро стоит проблема образования, хотя ассигнования в эту сферу в 2 раза выше, чем в сельское хозяйство. Умственным трудом занимается примерно 8,5% активного населения. В КНР есть понятие "новые неграмотные" (лица, утратившие знания иероглифики и разучившиеся читать и писать). Ежегодно более 4 млн. детей покидают начальную школу, 2 млн. - неполную среднюю и более 2 млн. - вообще не имеют возможности учиться, что, естественно, негативно отражается на ходе реформ. В последнее время в Китае практикуется обучение на английском языке.


Дэн Сяопин является одним из выдающихся политических деятелей коммунистического Китая. Именно ему пришлось иметь дело с губительными последствиями политики Мао Цзэдуна и "культурной революции", проводимой известной "бандой четырех" (это его сподвижники). За десять лет (с 1966 по 1976 гг.) стало очевидно, что ожидаемого "большого скачка" страна не совершила, поэтому на смену сторонникам революционных методов приходят прагматики. К ним и относил себя Дэн Сяопин, политика которого отмечена последовательностью и стремлением модернизировать Китай, сохранить его идеологические основы и самобытность. В данной статье хотелось бы раскрыть суть преобразований, осуществленных под руководством этого человека, а также понять их смысл и значение.

Приход к власти

Дэн Сяопин преодолел тернистый карьерный путь, прежде чем стал негласным лидером КПК. Уже к 1956 г. его назначили на должность генсека ЦК Однако он был смещен с поста после десятилетней службы в связи с началом "культурной революции", предусматривающей масштабную чистку как кадров, так и населения. Уже после смерти Мао Цзэдуна и ареста его приближенных реабилитируются прагматики, и уже в ходе 3-го пленума партии одиннадцатого созыва начинают разрабатываться и претворяться в жизнь реформы Дэн Сяопина в Китае.

Особенности политики

Важно понимать, что он ни в коем случае не отказывался от социализма, изменились лишь методы его построения, и возникло желание придать политическому строю в стране уникальность, китайскую специфику. Кстати, личные ошибки и злодеяния Мао Цзэдуна не афишировались - вина пала в основном на упомянутую "банду четырех".

Известные китайские реформы Дэн Сяопина базировались на проведении "политики четырех модернизаций": в промышленности, армии, сельском хозяйстве и науке. Ее конечным итогом должно было стать восстановление и оздоровление экономики страны. Специфической чертой курса этого политического лидера стала готовность контактировать с миром, вследствие чего к Поднебесной начали проявлять интерес иностранные инвесторы, бизнесмены. Привлекало то, что страна располагала огромной дешевой рабочей силой: преобладающее там сельское население было готово работать за минимум, но с максимальной производительностью, чтобы прокормить свои семьи. Китай также владел богатой сырьевой базой, поэтому моментально возник спрос на государственные ресурсы.

Аграрная сфера

Прежде всего, Дэн Сяопину было необходимо провести реформы в ведь ему жизненно важна была поддержка масс для закрепления своей фигуры у власти. Если при Мао Цзэдуне упор делался на развитие тяжелой промышленности и ВПК, то новый руководитель, наоборот, объявил о конверсии, расширении производства чтобы восстановить внутренний спрос в стране.

Были отменены и народные коммуны, в которых люди были равны, не имели возможности улучшить свое положение. На смену им пришли бригады и домохозяйства - так называемые семейные подряды. Преимущество таких форм трудовой организации заключалось в том, что новым крестьянским коллективам позволяли оставлять излишки продукции, то есть сверхурожай можно было реализовать на зарождающемся в Китае рынке и получить с него прибыль. Кроме этого, предоставлялась свобода в установлении цен на с/х товары. Что касается земли, которую крестьяне обрабатывали, она сдавалась им в аренду, однако со временем объявлялась их собственностью.

Последствия реформ в сельском хозяйстве

Эти нововведения способствовали значительному повышению уровня жизни в деревне. Помимо этого, был дан толчок к развитию рынка, а власти же на практике убедились в том, что личная инициатива и материальные стимулы к труду гораздо продуктивнее плана. Доказывали это результаты реформ: за несколько лет практически вдвое выросло количество выращиваемого крестьянами зерна, к 1990 г. Китай стал первым по заготовке мяса и хлопка, повысились

Конец международной изоляции

Если раскрывать понятие "открытость", стоит понимать, что Дэн Сяопин был против резкого перехода к активной внешней торговле. Планировалось плавное выстраивание экономических связей с миром, постепенное проникновение рынка в неизменную командно-административную экономику страны. Еще одна особенность заключалась в том, что все преобразования сначала тестировались в каком-либо небольшом регионе, и если они имели успех, их вводили уже на национальном уровне.

Так, к примеру, уже в 1978-1979 гг. в приморских районах Фудзянь и Гуандун открыли СЭЗ - специальные экономические зоны, представляющие собой некие рынки сбыта продукции местным населением, завязывались деловые связи с инвесторами из-за рубежа. Их стали называть "капиталистическими островками", и количество их росло довольно медленно, несмотря на благоприятствование государственному бюджету. Именно постепенное образование таких зон при выстраивании внешней торговли не позволило Китаю потерять львиную долю сырья, которое могло было быть моментально распроданным за очень высокую по китайским меркам цену. Также не пострадало и внутреннее производство, рискующее быть подавленным импортными и более дешевыми товарами. Выгодные связи с различными странами привели к знакомству и внедрению на производстве современных технологий, машин, заводского оборудования. Много китайцев отправлялись на обучение за рубеж, чтобы набраться опыта у западных коллег. Сложился некий экономический обмен Китая с другими странами, удовлетворяющий интересы обеих сторон.

Изменения в управлении промышленностью

Как известно, до того, как неофициальным руководителем КПК Китая был выбран Дэн Сяопин, экономические реформы которого сделали Китай мощнейшей державой, все предприятия были подчинены плану, строгому контролю со стороны государства. Новый же страны признал неэффективность такой системы и выразил потребность в ее обновлении. Для этого был предложен способ постепенной Со временем предполагался отказ от планового подхода и возможность создания смешанного типа управления хозяйством страны с преобладающим участием государства. Как результат - в 1993 году планы были сведены до минимума, государственный контроль уменьшился, а рыночные отношения набирали обороты. Таким образом, сложилась "двухколейная" система управления хозяйством страны, которая имеет место в Китае и по сей день.

Утверждение многообразия форм собственности

Проводя одну за другой реформы, преобразующие Китай, Дэн Сяопин столкнулся с проблемой собственности. Дело в том, что изменение организации ведения хозяйства в китайской деревне позволило новоиспеченным домохозяйствам иметь заработок, росли капиталы для открытия собственного дела. Кроме того, иностранные бизнесмены тоже стремились открыть филиалы своих предприятий в Китае. Эти факторы стали причиной формирования коллективной, муниципальной, индивидуальной, иностранной и иных форм собственности.

Интересно то, что власти не планировали вводить подобное многообразие. Причина его появления кроется в личной инициативе местного населения, располагающего собственными накоплениями, открывать и расширять самостоятельно созданные предприятия. Людям неинтересно было приватизировать госсобственность, они желали изначально вести свое дело. Реформаторы же, увидев в них потенциал, решили официально закрепить за гражданами право иметь частную собственность, вести индивидуальное предпринимательство. Тем не менее наибольшую поддержку "сверху" получил иностранный капитал: зарубежным инвесторам предоставлялся спектр различных льгот при открытии собственного дела на территории А что касается государственных предприятий, чтобы не позволить им резко разориться при появлении столь высокой конкуренции, план на них сохранялся, но сокращался с годами, и им тоже гарантировались разного рода налоговые вычеты, субсидии, выгодные кредитования.

Значение

Невозможно отрицать, что Дэн Сяопин провел вместе с единомышленниками огромную работу по выводу страны из состояния глубокого экономического кризиса. Благодаря их реформам Китай имеет значительный вес в мировой экономике и, как следствие, в политике. В стране сложилась уникальная "концепция двухколейного экономического развития", грамотно совмещающая командно-административные рычаги и элементы рынка. Новые коммунистические лидеры стабильно продолжают идеи Дэн Сяопина. Например, сейчас государством выдвинуты цели построения "общества средней зажиточности" к 2050 году и ликвидирования неравенства.

Великий архитектор китайских экономических реформ и модернизации Дэн Сяопин сотворил в самой населенной стране мира экономическое чудо, твердой рукой направив коммунистов на путь капитализма

Биография Дэна Сяопина

Он родился 22 августа 1904 года в провинции Сычуань в зажиточной семье. Рос в доме с 22 комнатами, на котором сейчас висит мемориальная доска с надписью: «Здесь родился человек, спасший страну в годину бедствий и всеми силами возрождающий ее. Низкий ему поклон».

В 15 лет с группой из 80 китайских студентов Дэн отправился в Париж учиться. Чтобы свести концы с концами, учебу приходилось совмещать с работой. Сяопин был и землекопом на рудниках, и механиком на заводе «Рено» , и официантом, и пожарным.

Париж в 1920-е годы отличался повышенной революционностью. И более других левые идеи поражали молодых людей, приехавших из стран Юго-Восточной Азии. Законченными революционерами вернулись на родину вьетнамец Хо Ши Мин, камбоджиец Пол Пот и китаец Чжоу Эньлай.

Та же участь постигла и Дэн Сяопина. В 1921 году он вступил в коммунистический союз молодежи Китая, через два года - в коммунистическую партию Китая. И быстро выдвинулся на первые позиции в европейском отделении КПК.

Как известно, тогдашние коммунисты - точь-в-точь как нынешние американцы - хотели осчастливить сразу всех и готовили мировую революцию. В Париже Дэн печатал прокламации и распространял их среди рабочих китайского квартала. На это обратила внимание полиция, и ему пришлось покинуть Францию.

Мирового революционера с распростертыми объятиями приняли в СССР, где под фамилией Дроздов он приступил к обучению в Коммунистическом университете трудящихся Востока.

Вернувшись в 1927 году на родину, товарищ Дэн выбрал военную карьеру. Естественно, на территории, контролируемой революционной Красной армией. Под его командованием части Красной армии сражаются с гоминьдановскими войсками. Дэн совершает хитроумные маневры, застает противника врасплох, использует современную военную тактику, теснит врага.

Партия по достоинству оценила его военные успехи. При поддержке Мао Цзэдуна товарищ Дэн избирается секретарем КПК в уезде Жуйцзинь. Служит политкомиссаром 129-й дивизии, политкомиссаром 2-й полевой армии, входит в ЦК КПК, назначается первым секретарем Юго-Западного бюро КПК.

В 1966 году Дэн Сяопин сформулировал: «Неважно, черная кошка или белая. Если она умеет ловить мышей, то это хорошая кошка». Но заработала эта формула лишь в конце 1970-х.

Пусть цветут сто цветов

В 1949 году китайская революция окончательно победила, и образовалась КНР. Проявив себя талантливым организатором в одном из самых крупных административных районов - Юго-Западном, в который входили провинции Гуйчжоу, Юньнань, Сикан и Сычуань, Дэн добился перевода в Пекин. Его привлекли к работе по формированию политической и экономической основ нового государства в качестве члена комиссии по подготовке конституции КНР. Вскоре Дэн занимает посты генерального секретаря центральной избирательной комиссии по выборам в Совет народных представителей, заместителя председателя Центрального военного совета, заместителя премьера Госсовета Чжоу Эньлая. И, наконец, в мае 1954 года его избирают генеральным секретарем ЦК КПК.

С первых же дней основания КНР Мао, узурпировавший статус вождя, Великого кормчего, выстраивал государство по образу и подобию сталинского СССР. Естественно, широко применялись репрессии в отношении и зажиточных китайцев, и политических оппонентов, объявлявшихся агентами японской буржуазии и гоминьдановскими шпионами.

В 1956 году, когда новый лидер СССР Никита Хрущев провозгласил отход от сталинской модели социализма, Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин тоже предложили провести реформы. Мао, поколебавшись, все же санкционировал доклад Дэн Сяопина на VIII съезде КПК 1956 года, в котором генсек говорил о разделении полномочий между партийными и административными органами, о пагубности превращения демократических по конституционной сути государственных механизмов в бюрократические, о необходимости демократизации общественной жизни.

В 1957-м Мао выдвинул лозунг «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ», призвав страну к дискуссиям. Но то, что он услышал, его ужаснуло. Китайцы с энтузиазмом принялись ругать политику КПК за коррупцию, насилие, некомпетентность. Через год ни о какой реформе не могло быть и речи. Развернулись репрессии. Однако ни Дэн Сяопина, ни Чжоу Мао не тронул.

Высококультурная революция

А еще через год на Китай обрушился «Большой скачок». Мао решил стократно перевыполнить сталинские планы по коллективизации и индустриализации страны. «Три года упорного труда и сто лет счастья», - таков был провозглашенный им лозунг. Результат - страшный голод, унесший по разным оценкам от 10 до 30 млн жизней.

Спасать экономику поручили Лю Шаоци и Дэн Сяопину. Им удалось частично провести деколлективизацию и прекратить управленческий хаос. В сельское хозяйство вернулась частная собственность, возродилась торговля.

В 1966 году Дэн Сяопин сформулировал: «Неважно, черная кошка или белая. Если она умеет ловить мышей, то это хорошая кошка». Но заработала эта формула лишь в конце 1970-х. А тогда, в 1966-м, Мао выдвинул лозунг «Огонь по штабам!». Началась «Великая пролетарская культурная революция».

Лю Шаоци был арестован и погиб в тюрьме при невыясненных обстоятельствах. Его молодую жену хунвейбины забили до смерти и выбросили из окна. С Дэн Сяопином обошлись помягче. Генерального секретаря КПК отправили с семьей в глухой уезд провинции Цзянси, где он до 1973 года работал на тракторном заводе. Сына же выбросили из окна третьего этажа, и он на всю жизнь остался инвалидом.

Экономика росла просто с фантастической скоростью - до 15% в год! Даже пришлось немного притормаживать.

Заложник банды четырех

Когда премьер Чжоу Эньлай узнал, что неизлечимо болен, и жить ему осталось от силы два года, он убедил Мао в том, что лучшего преемника, чем опальный Дэн не найти. Мао скрепя сердце назначает Дэн Сяопина вице-премьером.

Тот осторожно, не делая резких движений, дабы вновь не подвергнуться репрессиям, начинает выправлять экономическую ситуацию. Несмотря на демонстративную лояльность политике Мао, Дэн Сяопина в 1975 году вынуждают публично выступать с самокритикой и признать свои «ошибки». Тучи сгущаются после смерти в 1976 году Чжоу Эньлая, который поддерживал коллегу-реформатора. Радикальная левая фракция КПК, та самая «банда четырех» во главе с женой Великого кормчего, узурпировавшая практически неограниченную партийную власть, объявляет Дэн Сяопина «контрреволюционным элементом», подготавливающим в стране массовые беспорядки. Его бросают за решетку, и окончательная расправа кажется неминуемой.

Однако в сентябре умирает Мао, а в октябре арестовывают уже «банду четырех». И Дэн Сяопин с триумфом возвращается во власть. Он занимает отнюдь не высший пост, на котором находится ставленник Мао Хуа Гофэн. Дэн избирается председателем Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета, органа, не имеющего полномочий решать ключевые проблемы страны. Но, заручившись поддержкой единомышленников в ЦК КПК, Дэн постепенно наращивает властные полномочия - первый вице-премьер, заместитель председателя ЦК КПК, заместитель председателя Военного совета, начальник Генерального штаба.

И в конце 1977-го у него уже достаточно власти, чтобы на пленуме ЦК КПК добиться приема программного документа, осудившего культурную революцию. А в следующем году он запускает экономические реформы, превратившие в конечном итоге КНР в нынешнюю мощную державу, диктующую свои условия на мировом рынке.

Большой скачок-2

Дэн провозгласил принцип «четырех модернизаций», согласно которому вся экономика делилась на четыре сектора: ВПК, промышленное производство, сельское хозяйство и наука. Под реформы была подведена теоретическая платформа: страна, находящаяся на первой ступени социализма, будет строить «социализм с китайской спецификой», для которого характерна «социалистическая рыночная экономика».

Дэн Сяопин обозначил несколько этапов реформ. Однако жесткой схемы не было. «Переходя реку, ощупываем камни», - говорил Дэн. Реформы развивались с учетом насущных проблем и возникающих при их решении обстоятельств. И опирались не только на решения пекинских мудрецов, но и учитывали инициативу снизу. Многие методы эффективного хозяйствования были разработаны и реализованы провинциальными руководителями. Если метод доказывал свою эффективность на практике, его внедряли в более крупных регионах, а затем использовали и в общегосударственном масштабе.

На первом этапе, до 1984 года, наиболее радикальные изменения коснулись сельского хозяйства. На смену коммунам пришел «подворный подряд», позволявший каждой семье работать на себя, а не сразу на всех. Но частная собственность на землю не вводилась: земля осталась коллективной, закрепленной за сельскими общинами.

На промышленных предприятиях директорам предоставили большую свободу в принятии решений. Успешные заводы и фабрики поощрялись не только морально, как прежде, но и материально. Расширялся частный сектор - прежде всего в легкой промышленности, которая сейчас одевает и обувает половину земного шара.

На втором этапе реформ, помимо несомненных экономических успехов, проявились и негативные процессы: коррупция, инфляция, расслоение общества, рост преступности. То есть «социализм с китайским лицом» приобрел черты капитализма периода начального накопления. Дэн Сяопину пришлось искусно маневрировать, чтобы противники реформ из левого крыла КПК не вернули страну в прошлое.

В частную собственность переходили уже и крупные промышленные предприятия, рудники, нефтяные месторождения. Хлынул поток иностранных инвестиций. Создавались особые экономические зоны. В страну пришли высокие технологии.

Экономика росла просто с фантастической скоростью - до 15% в год! Реформаторам во главе с Дэн Сяопином даже пришлось немного притормаживать, чтобы не допустить «перегрева». Дэн приложил значительные усилия на международной арене, чтобы КНР перестала быть «коммунистическим пугалом», чтобы страну приняли в благородном семействе так называемых «цивилизованных стран». Добился соглашений с Великобританией и Португалией о возвращении в состав КНР Гонконга и Макао.

В Китае быстро сформировался средний класс. И возжелал политических свобод. В 1989 году на столичной площади Тяньаньмэнь развернулись масштабные акции против всевластия КПК. Дэн Сяопин воспринял это как реальную угрозу существованию государства, поскольку европейский социалистический лагерь буквально трещал по швам. 20 мая на площадь двинулись танки. Сопротивление было быстро подавлено. Погибло по разным оценкам от 400 до 2500 человек.

Дэн ушел в отставку с поста председателя Центрального военного совета. А в 1992 году навсегда покинул политическую сцену. Однако за полгода до этого он совершил свое знаменитое «южное турне», посетив Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжухай и Шанхай. Словно культовый рок-музыкант, он выступал перед огромными аудиториями, говоря о необходимости экономических преобразований и критикуя противников политики экономических реформ и открытости. А затем опубликовал серию громких статей в центральной газете. Его идеи получили всенародную поддержку. И тогдашний председатель КНР Цзян Цзэминь, прежде колебавшийся относительно курса страны, полностью перешел на сторону отца реформ.

Дэн Сяопин ушел из жизни 19 февраля 1997 года в возрасте 92 лет. Но дело его живет и побеждает. В данном случае эта формулировка вовсе не пропагандистское клише. Так все и есть на самом деле, в чем легко убедиться, взглянув на экономические показатели КНР.

К концу 1976 г. Китай оказался в состоянии глубокого экономического и социально-поли­тического кризиса. Причиной кризиса стали великодержавный милитаристский курс Мао Цзэдуна, волюнтаристская политика «большого скачка » и маоистская «культурная революция ». По признанию китайской печати, 1966-1976 гг. стали «потерянным десятилетием », которое от­бросило страну назад, поставив народное хозяй­ство на грань краха. Экономика страны была почти полностью разрушена, сотни тысяч людей находились за чертой бедности.

В конце 70-х годов Дэн Сяопин становится лидером партии и страны.

Базисом для практической разработки рефор­маторских идей Дэн Сяопина стал утвержден­ный в середине 70-х годов курс «четырех мо­дернизаций », который преследовал цель преоб­разования в четырех областях - сельском хозяй­стве, промышленности, армии, науке и технике. Политика «четырех модернизаций » отражала материальное содержание реформы. Суть идей­но-политической линии представляли «четыре основных принципа»: социалистический путь развития, демократическую диктатуру народа, руководство компартии, марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна .

На III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созы­ва, состоявшемся 18-22 декабря 1978 г., по ини­циативе Дэн Сяопина и его сподвижников было принято историческое решение отказаться от теории «продолжения революции при диктатуре пролетариата» и политической установки на ве­дение «классовой борьбы» как главной задачи, а центр тяжести партийной работы перенести на осуществление модернизации. Согласно этому, была объявлена и утверждена новая политика «реформ и открытости» КНР

Таким образом, основными средствами осу­ществления модернизации объявлялись рефор­мы и политика «открытости ». Реформы были направлены на приведение производственных отношений в соответствие с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производ­ственные отношения не становились тормозя­щим фактором для развития страны. А политика «открытости» была призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно при­влекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы, в конечном счете, повысить мировую конкурентоспособность Китая. Целью социалистической модернизации ста­ло выведение Китая к середине XXI века на уро­вень среднеразвитых государств по производ­ству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путем модернизации стал ускоренный рост эко­номического потенциала, его качественное об­новление и повышение эффективности на базе развития научно-технического потенциала, ис­ходя из того, что наука есть главная производи­тельная сила.

Лишь после создания необходимых полити­ческих условий, Дэн Сяопину удалось присту­пить к полномасштабному проведению в жизнь программы модернизации. Экономическая ре­форма, согласно теории Дэн Сяопина, невозмож­на без реформы политической системы.

КПК как правящей партии и как гаранту обе­спечения социально-политической стабильно­сти, уделялось особое место и в реформирова­нии политической системы, и в целом в процессе модернизации, без чего не представлялось воз­можным успешное проведение курса социали­стической модернизации. Огромное значение в реформировании политической системы при­давалось превращению Китая в современное правовое государство, «управляемое на основе закона», то есть разработке всесторонней зако­нодательной и нормативной базы и внедрению ее в жизнь.

На III пленуме ЦК КПК четырнадцатого со­зыва в 1993 г. руководством КПК во главе с Дэн Сяопином был совершен теоретический «про­рыв », объявивший о соединении рыночной эко­номики с социализмом.

На XV съезде КПК в 1997 г. в устав партии было включено положение о руководящей роли «теории Дэн Сяопина » на начальной стадии со­циализма. Она была объявлена новым этапом развития марксизма в Китае, вторым теоретиче­ским достижением после «идей Мао Цзэдуна », «продолжением и развитием идей Мао Цзэдуна», научной системой строительства социализма с китайской спецификой.

Поиски путей модернизации в Китае начались от индустриализации через проведе­ние курса «четырех модернизаций », который охватывал все главные сферы материального существования государства, к всеобъемлющей модернизации как политико-административной, так и материальной, и духовной основ жизнедея­тельности китайского народа. Эволюция теории модернизации КНР связана с постепенным уве­личением экономической свободы при одновре­менном совершенствовании механизма управ­ления с помощью внедрения в него отдельных элементов демократизации и взращивании со­временной цивилизованной культурной среды. Но неизменным главным условием проведения политики модернизации КНР на всех ее этапах остается монополия КПК на власть.

Дэн Сяопин во всем придерживался принципа «исходить из практики» (именно поэтому в со­браниях его сочинений нет объемных теоретиче­ских трудов). Главной задачей политики модер­низации КНР он считал подъем производитель­ных сил, а основной метод руководства он видел в учете материальных интересов, осуществляе­мых через механизм рыночных отношений. От­сюда - отказ от «народных коммун » и введение семейного подряда в деревне, отмена уравни­ловки и внедрение принципа распределения по труду, многообразие форм собственности в эко­номике города и деревни, выдвижение установ­ки на рациональность достижения зажиточности первоначально определенной частью населения и регионов, отход от чрезмерной централизации власти, курс на всестороннее развитие науки и техники как главной производительной силы, широкая экономическая, внешнеполитическая и культурная интеграция с внешним миром.

Другое направление реформы связано с по­степенным расширением представительной де­мократии в рамках системы собраний народных представителей и, возможно, активизации де­ятельности исторически сложившейся за годы существования КНР системы многопартийно­го сотрудничества. Но в любом случае все это пока не затрагивает монополии КПК на власть во избежание дестабилизации, чреватой возник­новением неконтролируемых политических про­цессов, угрожающих развалом страны. Поэтому особое значение придается укреплению правя­щей партии и приспособлению форм и методов ее деятельности и идеологической платформы к требованиям современной действительности.

Для оценки реформы необходимо определить основные критерии. По словам Дэн Сяопина , преобразования можно считать удавшимися, если они способствовали развитию производи­тельных сил, усилению мощи страны, повыше­нию уровня жизни населения.

За четверть века валовой внутренний продукт Китая увеличился в шесть раз, личное потребле­ние на каждого жителя - в три с половиной раза. Китай сегодня - это быстро развивающаяся страна с современной промышленностью, раз­витой наукой и культурой.

За счёт чего мог произойти такой рывок в раз­витии некогда отсталой страны? Руководство страны считает, что это стало возможным благо­даря модели социализма с китайской специфи­кой, у истоков которой стояли решения 3-го Пле­нума ЦК КПК 11-го созыва 1978 года и лежащая в их основе теория Дэн Сяопина.

Теория Дэн Сяопина и стала обобщением опыта строительства китайского социализма. Её называют по-разному: «теорией социализма с китайской спецификой», «китайским марксиз­мом», «ценным духовным достоянием» КПК и народа.

Разработка Дэн Сяопином теории социализма с китайской спецификой была непосредственно связана с преодолением левого и правого укло­нов в партии, способных, по его мнению, «угро­бить социализм».

Считая левых «главной опасностью », он вы­ступил против их антинаучного тезиса о том, что «лучше бедный социализм, чем богатый капита­лизм ».

Дэн Сяопин предложил также отказаться и от установки левых, делающей «упор на классовую борьбу ». Он считал, что при создании социализ­ма, особенно в отсталой стране, надо делать упор на экономическое развитие и последовательное осуществление социалистической модерниза­ции, т. е. ускоренно развивать сельское хозяй­ство, промышленность, науку, совершенствовать социалистическую демократию и законность.

Дэн Сяопин разработал и осуществил модель перехода от плановой экономики к рыночной, от­вечающую китайским реалиям. При трех сфор­мулированных им критериях целесообразности удалось максимально снизить социальную цену реформ, не углубить, а сократить поляризацию общества, сохраняя при этом стимулы для роста производительных сил.