Формирование единого мирового экономического пространства. Таможенный союз и единое экономическое пространство

Единое экономическое пространство (ЕЭП) - проект экономической и политической интеграции трёх государств СНГ: России, Казахстана и Белоруссии.

19 сентября 2003 года на саммите в Ялте главами России, Беларуси и Казахстана было подписано Соглашение о формировании ЕЭП. Соглашение предусматривало разработку комплекса основных мер по формированию ЕЭП, для осуществления которого требовалось заключение около пятидесяти договоров, также была утверждена Концепция о формировании ЕЭП, являющаяся неотъемлемой частью подписанного Соглашения о создании ЕЭП.

В июне 2006 года - принято решение, что дальнейшая работа по формированию Таможенного союза будет проходить на базе ЕврАзЭС с учетом наработок проекта ЕЭП. Организационные структуры по формированию ЕЭП теперь действуют на площадке Секретариата ЕврАзЭС. Целесообразность данного решения продиктована тем, что цели и задачи ЕврАзЭС и ЕЭП идентичны: создание общего рынка и единого экономического пространства.

Условия развития и функционирования Единого экономического пространства обеспечивает и регулирует Евразийская экономическая комиссия.

Краткая выдержка из Концепции формирования Единого экономического пространства:

  • Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
  • Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.
  • Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами
  • ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики
  • Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.
  • Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.
  • Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.
  • Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

. Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:

1)эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;

2)создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

3)проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;

4)развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;

5)создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

История создания:

23 февраля 2003 года президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство. Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент Ющенко, - то новое руководство поставило во главу угла идею Евроатлантической интеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов». Украина настаивала, чтобы уже в ближайшее время все четыре страны создали «зону свободной торговли без ограничений и изъятий», то есть отменили все квоты и пошлины. Если тарифные ограничения не будут сняты до конца 2005 года, Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП. «Украина рассматривает своё участие в ЕЭП только в формате создания зоны свободной торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы», - заявил Терёхин. В конце августа 2005 года на саммите глав стран-участниц Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают. 9 декабря 2010 года Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства: «Мы констатируем создание единого экономического пространства», - подчеркнул Лукашенко. 21 декабря 2010 года нижняя палата парламента Белоруссии, а 22 декабря верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП. 18 ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали документы следующего этапа интеграции:

2)Договор о Евразийской экономической комиссии.

3)Регламент работы Евразийской экономической комиссии.В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель - создание к 2015 году Евразийского экономического союза.

Краткая выдержка из Концепции формирования Единого экономического пространства: 1)Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

2)Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.3)Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами4)ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики5)Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.6)Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.7)Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.8)Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

15. Формы собственности в Российской Федерации .

Собственность - это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей. При этом несобственники данной вещи относятся к ней как к чужой.С точки зрения юриста - это право владеть, пользоваться и распоряжаться каким-либо имуществом. С точки зрения экономики - это материальные ценности, блага, которыми владеет, пользуется и распоряжается субъект.Формы собственности в РФ. Собственность в Российской Федерации подразделяется на частную, государственную и муниципальную . В свою очередь, в составе частной собственности различается собственность граждан и юридических лиц , государственной - федеральная собственность и собственность субъектов федерации, муниципальной - собственность городских и сельских поселений и собственность других муниципальных образований.Имущество, относящееся к государственной или муниципальной собственности, если оно не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны. В зависимости от того, кому принадлежит это имущество, оно составляет общегосударственную казну, казну субъекта федерации или муниципальную казну.Частная собственность - это собственность граждан на земельные участки, жилье, дома, садовые домики, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, денежные средства, ценные бумаги, предприятия в сфере производства товаров, бытового обслуживания и торговли, транспортные средства и иные имущества. Частными объектами собственник может распоряжаться по своему усмотрению (продавать, завещать, сдавать в аренду и т.д.).Частная собственность может- быть коллективно-долевой и индивидуально-долевой.Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов (краев, областей, республик) Федерации. Ею распоряжаются комитеты по управлению государственным имуществом на соответствующих уровнях. Объектами федеральной собственности являются имущество органов власти и управления РФ (здания, сооружения, оборудования, культурные и исторические ценности страны, воздушный, речной, наземный транспорт, средства Госбюджета, пенсионные, страховые и другие фонды, связь, топливно-энергетические комплексы и т. д.), которые необходимы для осуществления задач на уровне страны.В собственности субъектов РФ находятся имущества органов власти и управления краев, областей и республик (здания, сооружения, культурные и исторические ценности народов, населяющих эти территории, банки, предприятия, транспорт и т.д.).Муниципальная собственность - это собственность местных органов власти и управления, т. е. ею управляют местные органы самоуправления. К ней относятся городское, районное, поселковое имущество и имущество сельских населенных пунктов. Ее объектами являются средства местного бюджета, жилищный фонд, объекты тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, транспорт, коммунальное обслуживание, промышленные и строительные объекты, учреждения образования культуры и здравоохранения.

16. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство Российской Федерации: понятие и принципы построения .

Бюджет государства - схема доходов и расходов государства, устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований и местных бюджетов.Бюджетное устройство Российской Федерации - это организация бюджетной системы, принципы ее построения.Государственная бюджетная система РФ включает республиканский (федеральный) бюджет, 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). Как отмечалось, бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.Принципы бюджетного устройства в РФ : единство; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов всех звеньев бюджетной системы; сбалансированность бюджетов; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность, достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств.1) Единство бюджетной системы РФ - это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
2) Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью/ или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
3) Самостоятельность бюджетов - это наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ, и самостоятельное определение направления расходования средств соответствующих бюджетов. К собственным источникам доходов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти в составе РФ, местными органами управления.
4) Полнота отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в их полном объеме.
5) Сбалансированность бюджета - объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
6) Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.
7) Общее (совокупное) покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
8) Гласность - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.
9) Достоверность бюджета - реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10) Адресность и целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с установлением направления их на финансирование конкретных целей

Формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) - это обеспечение так называемых «четырех свобод»: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства. Следовательно, главные задачи экономической интеграции на этапе «строительства» ЕЭП - создание условий для реализации принципа свободы движения услуг, капитала и рабочей силы, а также устранение оставшихся изъятий в целях достижения свободы движения товаров. Важным направлением работы на этапе формирования Единого экономического пространства также стала кодификация международных договоров, формирующих ТС и ЕЭП, в целях реализации интеграционных процессов, намеченных на ближайшую перспективу, в частности подготовки к подписанию Президентами государств - членов проекта Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами — участниками преобразований в экономике, совместные меры по проведению согласованной экономической политики, через гармонизацию и унификацию законодательства в сферах экономики, торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта лучших мировых законодательных практик.

19 декабря 2010 года решением высшего органа Таможенного союза принят План действий по формированию Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России, в соответствии с которым был подписан пакет соответствующих международных договоров. Ровно через год решением Высшего Евразийского экономического совета были введены в действие с 1 января 2012 года 17 базовых международных соглашений, формирующих Единое экономическое пространство. В 2013 году было подписано еще одно соглашение.

Объемная работа по обеспечению беспрепятственного движения товаров была проделана на этапе создания Таможенного союза и логично продолжена в ходе формирования ЕЭП. В частности, была продолжена продиктованная экономической логикой интеграции работа по совершенствованию таможенного законодательства и упрощению таможенных операций, совершенствованию таможенного декларирования, в том числе электронного декларирования и внедрения принципа приоритета электронной информации над бумажными носителями, по развитию системы «единого окна».

Проводилась сложная системная работа по выявлению и устранению изъятий из режима свободной торговли, начатая Евразийской экономической комиссией в 2013 году по поручению Глав государств -членов ТС и ЕЭП.

Было продолжено снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-членами методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Для проведения целенаправленной торговой политики, способствующей устойчивому экономическому развитию стран ТС и ЕЭП (ЕАЭС), были разработаны Основные направления внешнеторговой политики Таможенного союза и Единого экономического пространства (Евразийского экономического союза) на период до 2020 года.

Документ будет также способствовать согласованию общеэкономической и внешнеторговой политики государств - членов ТС и ЕЭП (ЕАЭС), созданию благоприятной среды для развития деловой активности. Последовательно и системно велась деятельность в сфере технического регулирования, санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер по разработке и принятию технических регламентов и межгосударственных стандартов. К концу 2012 года было принято 24 технических регламента. А к 1 января 2015 года в список принятых технических регламентов ТС вошло уже 35 документов, 32 из которых вступили в силу. К этому же времени число стандартов, содержащихся в перечнях стандартов к техрегламентам ТС, приблизилось к 8 000.

Притом что на этапе формирования ЕЭП продолжилась преобладавшая на этапе ТС работа в рамках направлений таможни, торговли и технического регулирования, была также расширена область взаимодействия государств - членов интеграционного проекта по вопросам обеспечения полноформатной свободы движения услуг, капитала и рабочей силы.

В связи с этим стартовало формирование согласованных (скоординированных) политик в важнейших сферах экономики: макроэкономической, транспортной, энергетической, агропромышленной, валютной, миграционной, а также политик в таких сферах экономики, как финансовые рынки, охрана и защита интеллектуальной собственности.

Так, в сфере макроэкономической политики был одобрен лидерами Беларуси,

Казахстана и России первый программный документ - Основные ориентиры макроэкономической политики стран Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2013–2014 годы. Документ подготовлен на основе анализа социально-экономического развития государств -членов ТС и ЕЭП, основных внешних рисков и внутренних ограничений устойчивого развития экономик. Он определяет ключевые ориентиры макроэкономической политики государств - членов интеграционного объединения на краткосрочный период, а именно: поддержание макроэкономической устойчивости, создание условий для стабильного экономического роста через углубление сотрудничества в реальном секторе экономики и развитие кредитно-финансовой системы. Реализация каждого из ориентиров включает направления, раскрывающие потенциал евразийской экономической интеграции, лучшие практики, применяемые в государствах - членах ТС и ЕЭП, а также передовой международный опыт в указанных областях.

Разработаны проект Программы транспортной политики Единого экономического пространства на период до 2020 года, проект Концепции общего рынка электроэнергии, проект методологии формирования индикативных балансов энергоресурсов государств - членов ТС и ЕЭП. Так, формирование скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов ТС и ЕЭП (ЕАЭС) позволит реализовать транспортно-логистический потенциал Беларуси, Казахстана и России. Проведение скоординированной (согласованной) энергетической политики позволит обеспечить устойчивый рост национальных экономик и энергетической безопасности государств, защитить интересы потребителей и производителей энергоресурсов, повысить экономическую эффективность и надежность энергетического комплекса, оптимизировать использование первичных энергоресурсов и расширить несырьевой экспортный потенциал.

Аналогичная работа проведена в сфере промышленной политики - в мае 2013 года Высший Евразийский экономический совет на уровне глав правительств принял Решение «Об основных направлениях координации национальных промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». Этим документом выстроена концепция промышленной политики в рамках ЕЭП, определены основные направления промышленного сотрудничества государств-членов, а также треки по взаимодействию с Белорусско-Казахстанско-Российским Бизнес-диалогом и представителями бизнес-сообществ Сторон. Также был определен перечень секторов экономики, приоритетных для промышленного взаимодействия в рамках ТС и ЕЭП (ЕАЭС).

Результатом проведения согласованной (скоординированной) агропромышленной политики должны стать: формирование транспарентных условий взаимной торговли, повышение самообеспеченности общего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия на основе скоординированного развития его национальных сегментов, а также усиление экспортного потенциала агропромышленного комплекса. Наднациональная координация, осуществляемая Комиссией на основе взаимодействия с уполномоченными органами государств- членов ТС и ЕЭП, способствует на этом этапе стимулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции на основе поддержания равных конкурентных условий при производстве и торговле аграрно-продовольственными товарами, использовании ресурсов для сельскохозяйственного производства с целью повышения доходов товаропроизводителей, экономической доступности продовольствия потребителям.

Евразийская экономическая комиссия в тесном диалоге с представителями бизнеса и экспертным сообществом трех государств - членов интеграционного объединения вела деятельность по развитию предпринимательства стран ТС и ЕЭП и созданию полноценного внутреннего рынка финансовых услуг в банковской, страховой сфере и на рынке ценных бумаг. Проводилась работа по либерализации отношений в рамках евразийского проекта в сфере инвестиций и по формированию единого рынка услуг - это те сферы экономики, которые к настоящему моменту интегрированы в наименьшей степени. В том числе в целях достижения свободы движения услуг, капитала и рабочей силы был выработан ряд базовых соглашений в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности и трудовой миграции. К маю 2014 года - дате подписания Договора о создании Евразийского экономического союза - в развитие вступивших в силу соглашений подписаны и приняты десятки соглашений и решений в данных областях, в том числе прямого действия.

На этой стадии интеграции в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета Комиссия была наделена компетенцией по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях Таможенного союза и Единого экономического пространства с 1 января 2014 года. Передача этих полномочий основывается на принятии в октябре 2013 года Президентами государств - членов Модельного закона «О конкуренции». Он, в свою очередь, определяет единые подходы к основным положениям национального законодательства в сфере конкурентной политики государств

Членов интеграционного проекта, являясь ориентиром в законотворческой

работе в области конкурентной политики Беларуси, Казахстана и России.

Работа по углублению интеграции между участниками евразийского экономического проекта, проделанная на этапе формирования Единого экономического пространства, позволила государствам-членам ТС и ЕЭП сформировать условия для создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который начал функционировать с 1 января 2015 года.

Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза подписан 6 октября 2007 года в Душанбе президентами России, Белоруссии и Казахстана - государствами-членами международной экономической организации Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

Таможенный союз - единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз.

ТС формально начал свою работу с 1 января 2010 года, когда вступил в силу Единый таможенный тариф трех стран. С июля 2010 года начал действовать единый Таможенный кодекс (Россия и Казахстан - с 1 июля; Белоруссия - с 6 июля). С 1 июля 2011 года весь таможенный контроль вынесен с внутренних границ стран-участниц ТС на внешний контур союза. На внутренних границах сохранен лишь пограничный и миграционный контроль.

27 ноября 2009 года на встрече в Москве президенты России, Белоруссии и Казахстана приняли решение о переходе к более глубокой форме экономической интеграции - Единому экономическому пространству (ЕЭП), где действуют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении единых правовых норм. ЕЭП предусматривает устранение барьеров во взаимной торговле, создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, согласованную валютную политику.

Формирование договорно-правовой базы ЕЭП было завершено к 9 декабря 2010 года - подписан пакет из 17 базовых соглашений. Эти документы вступили в силу 1 января 2012 года, что послужило началом функционирования Единого экономического пространства.

Объем взаимной торговли государств "тройки" только за первый год работы союза (2010) составил 88,4 млрд долларов, в 2011 году - 75 млрд долларов, в 2012 году - 68,6 млрд долларов. Объем взаимной торговли за январь-сентябрь 2013 года составил 47,5 млрд долларов или 93,4 процента к уровню соответствующего периода 2012 года, объем внешней торговли с третьими странами - 681,2 млрд долларов, в том числе экспорт - 429,5 млрд, импорт - 251,7 млрд долларов. Основными покупателями экспортируемых государствами-членами ТС товаров являются страны Европейского союза. По прогнозам, к 2015 году совокупный ВВП трех стран увеличится на 400 млрд долларов.

Единым постоянно действующим регулирующим наднациональным органом Таможенного союза и Единого экономического пространства с января 2012 года является Евразийская экономическая комиссия, договор о создании которой был подписан 18 ноября 2011 года. Председатель Коллегии ЕЭК - Виктор Христенко, председатель Совета ЕЭК - Сергей Румас. Вышестоящий орган ТС и ЕЭП - Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств и правительств.

Следующим этапом интеграции на евразийском пространстве должно стать создание Евразийского экономического союза, который придет на смену ЕврАзЭС. Об этом было заявлено в Декларации о формировании ЕЭП от 9 декабря 2010 года и Декларации о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года. Договор о создании Евразийского экономического союза должен быть подписан к 1 мая 2014 года, с тем, чтобы ЕЭС начал функционировать на пространстве Таможенного союза с 1 января 2015 года. Базовые принципы Евразийского экономического союза согласованы президентами "тройки" 24 декабря 2013 года в Москве.

В настоящее время идет процесс присоединения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Киргизии и Армении. Продолжается согласование проекта "дорожной карты" с киргизским правительством. "Дорожная карта" по присоединению Армении к ТС утверждена 24 декабря 2013 года.

1.3 Единое экономическое пространство страны

Понятие экономического пространства тесно связано с теорией размещения производства и, прежде всего классическими штандортными теориями, разработанными немецкими экономистами XIX - начала XX веков. Именно в теории размещения производства впервые экономика стала рассматриваться не как «точечная», а как «пространственная» категория. Необходимо отметить, что классические штандортные теории (основоположники: И.Тюнен, В.Лаунхардт, А.Вебер) предполагают однородность экономического пространства. Исследования зарубежных ученых в теории экономического пространства обобщены и развиты в работах российских ученых А.Я. Якобсона и В.Н.Высоцкого.

Интерес к проблемам экономического пространства в работах отечественных и зарубежных ученых позволяет констатировать, что к настоящему времени сложилось несколько направлений развития теоретических и методологических аспектов этой теории, что свидетельствует об актуальности проблемы. С другой стороны, еще не выработаны единые основы, позволяющие интегрировать уже разработанные положения теории экономического пространства в целостную и стройную логическую схему. Например, отсутствует единообразное понимание категории «единое экономическое пространство». Мы попытались восполнить этот пробел и посчитали необходимым дать собственное определение этого основополагающего понятия.

Под единым экономическим пространством страны (ЕЭП) в работе понимается определенный территориальный континуум в границах национального хозяйства, характеризуемый общностью условий осуществления (протекания) в нем экономических процессов и явлений. В рамках ЕЭП осуществляются единые по форме и содержанию экономические отношения, то есть существуют: общая для всего пространства валюта, система экономических отношений, общие правовые нормы, регулирующие экономическую деятельность; единые на всем пространстве органы власти и фискальные органы; имеется общий внутренний рынок со свободным не ограниченным ничем движением товаров и услуг, перетоком капитала и свободным переливом рабочей силы по территории.

Экономическое пространство России представляет собой многорегиональный организм, что обусловливает направленность экономической политики на сочетание регионального многообразия с единством экономического пространства.

Сохранение и укрепление России как федеративного государства с единым экономическим пространством неразрывно связано с преодолением сложившихся негативных тенденций территориального развития, системным использованием свойств и характеристик экономического пространства, их региональных особенностей для достижения общих стратегических целей социально-экономического развития страны и ее регионов.

Основным свойством экономического пространства является свойство неоднородности, вытекающее, с одной стороны, из нелинейности процессов, происходящих в экономическом пространстве, с другой - из отношения процессов между собой. Различный уровень синхронизации экономического времени в основных, вспомогательных и обслуживающих процессах, различный уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, задействованных в этих процессах, а также их индивидуальное восприятие институциональной среды обусловливают неоднородность экономического пространства, выражающуюся в различной степени его концентрации.

Существование единого экономического пространства оказывает решающее влияние на общий уровень хозяйственного развития государства, способствует динамичному экономическому росту, увеличению ВВП, что ведет к усилению экономической мощи и повышению промышленных возможностей страны.

Необходимыми признаками (и условиями) единого экономического пространства являются общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (энергетики, транспорта, связи). Все это невозможно без соответствующей роли государственных институтов, поддерживающих указанное единство.

В работе выявлены и описаны интеграционные институты (организационно и законодательно оформленные) призванные способствовать развитию единого экономического пространства в России. Анализируя их эффективность, автор пришел к выводу, что до настоящего времени в стране не создано достаточно действенного института, способного регулировать межрегиональные экономические взаимодействия в интересах всех экономических агентов. В связи с этим автором обоснована необходимость создания государственного института, в чьей компетенции должны находиться проблемы регулирования пространственной экономической интеграции.

Предлагаемая в работе интеграционная стратегия включает два направления: 1) концепцию снятия интеграционных барьеров (барьеров, препятствующих свободному перемещению товаров, услуг, капитала между регионами страны); 2) концепцию стимулирования межрегиональной интеграции.

Концепция снятия барьеров рассматривается как необходимое звено государственной интеграционной политики, а концепция стимулирования интеграционных взаимодействий - желательной. В то же время для государств с обширной территорией и неразвитой транспортной инфраструктурой стимулирование межрегиональной интеграции становится столь же необходимой частью интеграционной стратегии, как и снятие барьеров.

Бухарин: диалектика взглядов на развитие экономики России

В корне изменилась и вся проблематика рынка. Рынок эпохи классического нэпа имел своей самой глубокой основой мелкое индивидуальное крестьянское хозяйство, раздробленный труд, крестьянский двор...

Великая депрессия 1929-1933 гг. - уроки для XXI века

Президент США считал своей заслугой мораторий по долгам. Но этот шаг был использован европейскими должниками против Америки...

Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию: проблемы, последствия и перспективы

Экономические выгоды Повышение доходов. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли...

Понятие и субъекты мировой экономики

Типичные представители этой группы: Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР (Южно-Африканская республика). Все эти страны были основаны переселенцами из Европы: Канада - французами и англичанами, Австралия и Новая Зеландия - англичанами...

Проблемы развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге

Правительство Российской Федерации считает помощь малому бизнесу одним из приоритетных направлений развития экономики нашей страны. В настоящее время малый бизнес в экономике России занимает довольно скромное место...

Современное экономическое положение страны и состояние инвестиционной деятельности в Кыргызской Республике

Современный рынок информационных услуг

Современный информационный рынок по характеру данных можно разделить на несколько основных секторов: 1. Сектор ДЕЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ представлен такими видами и источниками, как: 1.1...

Теневая экономика в России

Оценка современными экономистами влияния теневой экономики на социально- экономическое развитие страны носит неоднозначный характер. И хотя большинство экономистов делает упор на негативных последствиях теневой экономической деятельности...

Экономическая мысль на этапе формирования централизованного Русского государства (13-16 вв.)