Экономическое развитие России в начале XX века. Сторонние материалы: «Экономическое развитие России в начале XX века Особенности развития экономики 20 века

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX века

Новые явления в российской и общемировой экономике на рубеже XIX-XX веков. Возникновение промышленных и финансовых монополий. Проблема империализма: его экономическая и политическая сущность и особенности в России и ведущих странах мира

Конец XIX - начало XX в. характеризуется вступлением ведущих мировых держав, в том числе России, в новую эпоху своего экономического и политического развития, именуемую "империализмом". Уже в то время об "империализме" много писали экономисты, публицисты и политики различных направлений, указывая на характерные для него экономические и политические признаки, особенности их проявления в разных странах и прогнозируя перспективы этою процесса. Не остались в стороне и русские марксисты. Так, этому явлению посвятил специальную работу "Империализм как высшая стадия капитализма" В. И. Ленин. В ней он изложил характерные для империализма черты, отмеченные в тогдашних исследованиях, но сделал свой вывод о нем, как о "зашивающем" и "умирающем капитализме", исчерпавшем возможности своего дальнейшего развития (однако история XX века не подтвердила этот прогноз).

Империализм - понятие не только экономическое, по и политическое, точнее, военно-политическое. В области экономической он характеризуется, в первую очередь, возникновением крупных монополий. Империализм - это монополистический капитализму идущий на смену капитализму свободной конкуренции. Монополистические объединения создаются в различных отраслях промышленности и банковского дела не только в пределах данной страны, но и как объединения межнационального характера, которые делят мир на сферы своего экономического влияния. С одной стороны, промышленный капитал объединяется (или "сращивается") с банковским: возникают объединенные промышленно-банковские монополии, а с другой - сами банки основывают свои производственные объединения. Тем самым создается система финансового капитала. В плане политическом империализм выражается в усилении борьбы военно-политическими средствами за рынки сбыта и сырья, за передел колониальных владений, в создании военно-политических блоков держав, что приводит к возникновению мировых войн.

Эти основные признаки империализма присущи всем империалистическим индустриально развитым державам, но в каждой из них империализм имел и свои особенности. Если во Франции он был финансовым, а в Англии колониальным, то в России он носил военно-феодальный характер. Под этим следует понимать не столько экономическую, сколько политическую особенность. Носителем "военно-феодального империализма" было царское самодержавие, опиравшееся не столько на могущество капитала, сколько на военную силу и чиновничье-бюрократический аппарат и действовавшее главным образом военно-бюрократическими методами прямых поборов внутри страны и захватов вовне. На первом плане у него стояла защита интересов "первенствующего сословия" - поместного дворянства, но оно защищало и интересы российской национальной буржуазии. Черты и методы "военно-феодального империализма" были присущи не одной России, но и другим крупным странам, например, Германии и Японии, а также и тем державам, которые применяли эти методы в своих колониях.

В период империализма в России в еще большей степени, чем раньше, проявилось вмешательство государства в экономическую жизнь страны. Оно выражалось в системе государственных мер, направленных на форсированное развитие тяжелых отраслей промышленности и транспорта, в государственно-капиталистическом предпринимательстве (строительстве казенных предприятий, концессионной системе железнодорожного строительства), развитии кредитной системы, предоставлении казенных заказов на длительный срок, привлечении иностранного капитала для компенсации недостатка денежных ресурсов в стране, в покровительственной таможенной политике для ограждения русской промышленности от конкуренции западноевропейской, форсированном вывозе хлеба и сырья с целью получения средств для промышленного развития страны.

Первоначальной формой монополистического объединения является картель (итал. cartello - договорный документ). Его участники заключают соглашение о регулировании объема производства, условий сбыта продукции и найма рабочей силы, сохраняя при этом производственную и коммерческую самостоятельность. Следующая форма - синдикат (в смысле - объединение). Члены синдиката сохраняют производственную самостоятельность, но утрачивают коммерческую. Они договариваются о распределении между собой заказов, закупке сырья и реализации произведенной ими продукции через единую сбытовую контору. Наиболее высокой формой монополистического объединения является трест (англ. trust - доверие). Его члены утрачивают коммерческую и производственную самостоятельность. Предприятия превращаются фактически в отделы объединенного гигантского производства, управляемого из единого центра - правления треста. Тресты монополизируют производство и сбыт в определенной отрасли промышленности, поэтому они объединяют предприятия, производящие однородную продукцию. Обычно сосуществуют все три указанных типа монополистических объединений, по при преобладании одного из них. В России начала XX в. монополистические объединения имели в основном форму синдикатов, что было характерно для стран среднего уровня капиталистического развития.

Первые монополистические объединения возникли в России в 80-90-е годы XIX в. в сахарной и нефтяной промышленности, в которых выделялось несколько гигантских предприятий, подчинивших себе многие мелкие. Монополии тогда насчитывались единицами, и они носили преимущественно характер картелей. Перелом наступил под воздействием промышленного кризиса 1900-1903 гг., когда разорились мелкие, по укрепили свои позиции наиболее крупные предприятия. Появились объединения в форме синдикатов, которые в первую очередь охватили важнейшие отрасли тяжелой промышленности: металлургическую, добывающую, машиностроение. В числе первых монополистических объединений был синдикат "Продамет", образовавшийся в 1902 г. первоначально для продажи продукции металлургических заводов юга России. Это было самое крупное промышленное объединение в стране. К 1910 г. оно монополизировало до 80% продажи черного металла и изделий из него: листового железа, стальных балок, рельсов и пр. В 1902 г. организуется крупный синдикат "Трубопродажа", куда вошли все предприятия трубопрокатного производства.

Вторая волна учреждения синдикатов началась в 1907 г. Возникли синдикаты "Продуголъ", сконцентрировавший крупнейшие угольные предприятия Донбасса, "Нродаруд", объединивший 6 крупных южных рудных предприятий с производством до 80% всей руды, "Продвагон", монополизировавший производство паровозов и вагонов, "Товарищество бр. Нобель" и "Мазут", сосредоточившие в своих руках до 70% отпуска нефтепродуктов. В том же году синдикат "Кровля" объединил уральские железоделательные заводы, а на базе акционерной московской фирмы "Вогау", представлявшей германский капитал, был образован синдикат "Медь", который, заключив соглашения с меднопрокатными заводами, монополизировал покупку меди и продажу изделий из нее.

Монополистические объединения типа синдикатов появились в сахарной, полотняной, шелкоткацкой, хлопчатобумажной, резиновой и других отраслях легкой промышленности. Среди них выделялись синдикат лодзинских хлопчатобумажных фабрикантов, Общество хлопчатобумажных фабрикантов Московского района, Русское льнопромышленное общество и синдикат "Треугольник", куда вошли все предприятия резиновой промышленности.

Помимо производства, монополистические объединения проникли в транспортную отрасль. Поскольку основная сеть железных дорог принадлежала казне, она уже в силу своего положения стала крупнейшим железнодорожным монополистом. Речное сообщение по крупным водным артериям страны - Волге, Каме, Днепру и сибирским рекам - захватили синдикатские общества "Самолет", "Кавказ и Меркурий", "Днепровское" и др. Морские транспортные общества поглотил синдикат "Русское общество пароходства и торговли" (РОПИТ). Всего к началу Первой мировой войны в России существовало до 200 монополистических объединений разного типа, в том числе до 30 крупных.

Кроме промышленных и транспортных синдикатов возникли и банковские монополистические союзы: Московский коммерческий, Петербургский международный, Русский для внешней торговли, Азовско-Донской, Волжско-Камский и Русский торгово-промышленный банки, которые имели каждый от 50 до 100 филиалов в России и за рубежом, были связаны с иностранными банками. Происходили концентрация капитала в наиболее крупных банках и объединение банков в мощные банковские монополии. В 1908 г. в результате слияния Московского международного торгового, Орловского коммерческого и Южнорусского промышленного банков образовался Соединенный банк, а в 1900 г. Русско-Китайский и Русский Северный банки образовали мощный Русско-Азиатский банк. За 1909-1914 гг. их активы возросли втрое, а активы остальных банков удвоились. Банки щедро финансировали промышленность, особенно такие крупные синдикаты, как "Продамет", "Продуголь", нефтяные концерны, которые получали от инвестиций громадные прибыли. Банки не только выступали в роли кредиторов предприятий и монополий, по и сами становились крупными акционерами промышленных предприятий. Они покупали и реорганизовывали заводы, основывали свои предприятия, устанавливали контроль над железными дорогами. Происходило сращивание банковского капитала с промышленным и создание финансового капитала, который перед Первой мировой войной занял в финансово-промышленном деле господствующее положение, подчинив себе промышленность, транспорт, торговлю, частные банки.

Монополистический капитализм сложился примерно к 1908 г. и охватил почти все сферы крупной промышленности и банковское дело. Характерное для России активное вмешательство государства в экономическую жизнь страны создавало благоприятные условия для развития государственно-монополистического капитала. Вследствие этого государственно-монополистический капитализм в России стал складываться раньше, чем в развитых капиталистических странах. Если на Западе государственно-монополистические тенденции развивались на базе высокого уровня монополистического капитала, то в России они возникали на начальной стадии монополизации в результате взаимодействия государственного хозяйства и правительственных регулирующих органов с нарождающимися частномонополистическими объединениями. Государственно-монополистические объединения возникали на базе крупного казенного хозяйства - в банковском и железнодорожном деле и в отраслях промышленности, работавших на казенные нужды, в первую очередь связанные с военными заказами. Таким образом, развитие государственно-монополистического капитализма в России происходило путем соединения экономического потенциала частных капиталистических монополий с государственной экономикой при политической поддержке самодержавия, в котором и нашел свое выражение военно-феодальный империализм. Российский государственный монополистический капитализм являл собой стремление самодержавия приспособиться к капиталистическому развитию и использовать его для укрепления своих позиций. В то же время он способствовал целям русской буржуазии заручиться поддержкой самодержавия.

В первое десятилетие XX в. правительством создаются государственно-капиталистические органы регулирования транспортного машиностроения, металлургии, судостроительной промышленности (например, "Комитет по распределению железнодорожных заказов", "Совещание по судостроению", "Съезд по делам прямых сообщений"), которые затем перерастают в государственно-монополистические организации.

Складывание государственно-монополистического капитализма происходило и путем сращивания банковских монополий с государственными финансовыми учреждениями. Связи между ними закреплялись личными униями, когда в руководство крупнейшими банками вводились высокопоставленные чиновники министерств торговли и промышленности, финансов, Морского министерства и пр.

Государственно-монополистический капитализм в России наибольшего развития достиг в годы Первой мировой войны, когда регулирующая роль государства в экономике страны была особенно велика. Частномонополистический капитал, со своей стороны, добивается влияния на правительственные органы в деле распределения военных заказов. Это способствовало сращиванию государственного аппарата с военно-промышленными монополиями. Видные финансисты назначались на важные государственные посты, а ответственные царские чиновники и даже члены царской семьи - на доходные места в управлении банками. Банковские и промышленные монополии прибегали к прямому подкупу государственных чиновников и думских деятелей, чьи доходы от такого "сотрудничества" многократно превосходили размеры их служебного жалованья.

Следует подчеркнуть, что монополии утвердились лишь в крупном производстве ведущих отраслей промышленности и частной банковской системе. Меньше всего они затронули сельское хозяйство, в котором вплоть до 1917 г., несмотря на успехи его капиталистического развития в конце XIX - начале XX в., сохранялись натуральные формы производства.

  • 4. Борьба русских земель и княжеств с иноземными захватчиками в XIII в.
  • 5. Образование централизованного государства у восточных славян на принципах Московского княжества.
  • 6. Российское государство в годы царствования Ивана Грозного и его реформы. Опричнина и ее последствия.
  • 7. «Смутное время» на Руси и борьба русского народа за независимость и нацио­нальную самостоятельность (1598-1613г.).
  • 8. Оформление политики абсолютизма в России при первых Романовых в XVII в
  • 9. Петровские реформы первой четверти XVIII в.: причины, содержание, методы проведения и итоги.
  • 10. Внешняя политика Петра I.
  • 11. «Эпоха дворцовых переворотов». Царствование Елизаветы Петровны.
  • 12. Экономические и социальные реформы Екатерины II и их место в истории России.
  • 13. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
  • 14. Попытки либеральных реформ в России при Александре I.
  • 15. Внешняя политика России в первой четверти XIX в.
  • Восточный вопрос.
  • Западное направление в русской внешней политике
  • Отечественная война 1812 г.
  • 16. Дворянский этап освободительного движения в России. Декабристы, их место в истории.
  • 17. Царствование Николая I: его внутренняя и внешняя политика.
  • 18. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века в России при Александре II.
  • 19. Общественно-политические движения во второй четверти XIX века. Охранительное направление
  • Либеральное направление
  • Революционно-социалистические течения
  • 20. Особенности социально-экономического развития России в конце XIX - нача­ле XX века.
  • 21. Политический кризис самодержавия в начале XX века. Революция 1905-1907 гг. В России.
  • 22. Аграрная реформа п.А.Столыпина в России и ее итоги.
  • 23. Россия в первой мировой войне (1914-1918 гг.): цели и итоги.
  • 24. Обострение политической ситуации в России. Февральская 1917 г. Буржуазная революция и ее особенности.
  • 25. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства (март-октябрь 1917 года). Внутренняя политика
  • Внешняя политика
  • 26. Октябрьское вооруженное восстание 1917 и его оценка в исторической лите­ратуре. Решения II съезда Советов России.
  • 27. Меры советского правительства по организации вооруженной защиты власти и государства в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1922 гг).
  • 28. Внутренняя и внешняя политика Советской власти в первой половине 20-х годов по восстановлению экономики и единства геополитического государства в рамках дореволюционной России.
  • 29. Ускоренные темпы индустриализация в ссср: цели, методы и результаты.
  • 30. Коллективизация индивидуальных крестьянских хозяйств в ссср: причины, методы, допущенные ошибки.
  • 31. Культурная революция в годы строительства социализма (20-30-е годы). Консти­туция ссср 1936 года.
  • 32. Великая Отечественная война советского народа против фашистской агрессии (1941-1945 гг.).
  • 33. Восстановление и развитие народного хозяйства ссср после окончания второй мировой войны (1945-1953 гг.). Промышленность
  • Сельское хозяйство
  • 34. Ссср в период хрущевской «оттепели» (1953-1964 гг.).
  • 35. Нарастание застойных явлений в жизни советского общества в 70-е - первой половине 80-х гг.
  • 36. Перестройка в ссср (1985-1991 гг.): цели, основные направления и итоги.
  • 37. Радикальные реформы в новой России и их итоги (1992-2005 гг.).
  • 20. Особенности социально-экономического развития России в конце XIX - нача­ле XX века.

    В конце XIX в. Россия переживает бурный подъем промышленного производства. За 1890 -е гг. добыча угля вырастает в 3 раза, нефти - в 2,5, в 3 раза увеличивается выпуск продукции черной металлургии и машиностроения. Почти в два раза вырастает сеть железных дорог. К концу XIX в. окончательно оформляется система российского капитализма.

    Одной из ее характерных черт было появление в России крупных, современно оборудованных предприятий, на которых работали тысячи рабочих. По степени концентрации производства Россия к началу XX в. вышла на первое место в Европе. Во многом это объяснялось тем, что русская промышленность в пореформенный период сделала гигантский скачок в своем развитии: крупные предприятия вырастали здесь зачастую на голом месте, в то время как европейское промышленное производство укрупнялось постепенно, в условиях острой конкурентной борьбы.

    Концентрация банковского капитала шла в России параллельно концентрации промышленного производства. В начале XX в. пять крупнейших банков контролировали основную массу финансовых средств. Эти средства они охотно вкладывают в промышленность, подчиняя ее в значительной степени своему контролю.

    Темпы развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве не шли ни в какое сравнение с бурным ростом промышленного производства. Пережитки крепостного права сильно тормозили его развитие. Крестьян все больше душили малоземелье и обремененность непомерными платежами. В 1891 -92 гг. истощенное крестьянство европейской части России пережило страшный голод. Но и в "сытые" годы значительная часть крестьян недоедала: продолжительные голодовки стали обычным явлением в русской деревне. Развитие капиталистических отношений в подобных условиях для большинства земледельцев приобретало особенно мучительный изнуряющий характер.

    Россия в начале XX в. была охвачена бурными модернизационными процессами. Особенно быстро развивались промышленность и транспорт в период работы министра финансов С.Ю. Витте (1892 1902 ):

    1) построена сеть новых железных дорог, развивались металлургия, машиностроение, химическая промышленность, городское строительство;

    2) большое значение имело введение государственной винной монополии (с 1895 г.), которое принесло в казну колоссальные доходы от продажи спиртных напитков, важной статьей дохода стал экспорт хлеба;

    3) для того чтобы сделать российскую экономику надежнее и привлекательнее для инвестиций, Витте провел денежную реформу 1897 г.

    Аграрный сектор. Очень много феодальных пережитков сохранялось в деревне: 1) крестьянская община, чересполосица, регулярные земельные переделы, которые сковывали хозяйственную инициативу крестьян; 2) крестьянское хозяйство истощали бесконечные поборы, продолжали взиматься недоимки по выкупным платежам реформы 1861 г.

    Россия начинает уверенно входить в мировую экономику, о чем свидетельствовало: 1) ее участие в мировом кризисе перепроизводства в 1899 1903 гг.; 2) вступление России в новую, монополистическую стадию капитализма: развивались механизмы буржуазной конкуренции, создавались монополистические объединения предприятий для эффективного отпора конкурентам, картели и синдикаты (объединение только коммерческой деятельности), тресты и концерны (объединялась коммерческая и производственная деятельность).

    Государство по-прежнему строго контролировало процесс развития экономики в стране, поэтому в России складывается система государственно-монополистического капитализма.

    Политическое развитие. В начале XX в. Россия оставалась единственной европейской державой, в которой не было конституции, сохранялась абсолютная монархия, не было гарантированных основных демократических свобод. Император Николай II Александрович (1894 1917 ) отказывался идти на уступки.

    В начале века происходит оживление деятельности либералов. Сторонники конституционной монархии в 1904 г. объединились в «Союз освобождения» (П.Н. Милюков); а либералы земств организовали в 1903 г. «Союз земцев-конституционалистов» (Д.Н. Шипов).

    В 1901 г. возникает партия социалистов-революционеров, «эсеров» (В.М. Чернов), которая продолжила дело народников-заговорщиков. В 1898 г. в Минске прошел I Съезд РСДРП – партии русских марксистов. В 1903 г. на II Съезде (в Брюсселе и Лондоне) РСДРП марксисты разделилась на 2 фракции: большевики (В.И. Ленин), меньшевики (Ю.О. Мартов). Большевики выступали против сотрудничества с либералами и за жесткую дисциплину, обязывавшую всех членов партии выполнять решения партийных собраний.

    Развитие промышленности привело к формированию нового социального класса – рабочего. В начале XX в. забастовки и демонстрации рабочих стали очень частыми и многочисленными.

    В последнее десятилетие XIX в. экономическое развитие России характеризовалось мощным промышленным подъёмом. Именно в это время наряду со старыми промышленными регионам (Уралом, Центральным, Северо-западным) оформляются новые - Южный (угольно - металлургический) и Бакинский (нефтяной). В этих районах промышленность развивалась особо быстрыми темпами. Благодаря им в стране создаётся новая мощная топливная база. На её основе формировалась и тяжёлая промышленность: увеличивается в три раза по сравнению с предыдущим десятилетием производство чёрных металлов, что позволило России почти полностью отказаться от импорта металла. В три раза возрастает объём машиностроения. Промышленный подъём в России благотворно сказался на жизни всех слоёв общества. Английский учёный П. Гетрелл образно заметил: "Ясно, что в среднем в 1914 г. подданные царя питались и одевались значительно лучше, чем их непосредственные предшественники".

    Однако, несмотря на эти заметные перемены, Россия отставала в сфере промышленного производства от ведущих буржуазных держав. При самых высоких темпах развития в мире в России сохранялась низкая производительность труда. Кроме того, Россия была бедна капиталами. Её внешнеторговые обороты заметно уступали оборотам ведущих держав. Перед правительством России со всей остротой встала проблема привлечения иностранных капиталов. В 1895 г. С.Ю. Витте доказывал министрам и императору, что "без содействия чужеземных капиталов мы не имеем возможности использовать естественные богатства, которыми столь щедро наделены некоторые местности нашей обширной родины".

    Империя, с её неисчерпаемыми запасами сырья и дешёвой рабочей силой, чрезвычайно привлекала западноевропейскую буржуазию. В конце XIX - начале XX вв. в горнодобывающей, металлообрабатывающей и машиностроительной отраслях иностранные денежные вложения превышали российские.

    Российские рабочие в то время оставались самыми низкооплачиваемыми в Европе и легче своих коллег во Франции или Германии поддавались на революционную агитацию.

    Российская буржуазия оказалась в большой зависимости от государственной власти. В конце XIX - начале XX вв. создаются особые государственные органы - "Совещания по судостроительству", "Съезд по делам прямых сообщений" и другие, с помощью которых правительство, действуя в тесном контакте с представителями крупных монополий, регулировало производство. Через эти органы распределялись государственные заказы, предоставлялись льготы, денежные займы и т.д. Всё большее значение в регулировании производства приобретает в это время и Государственный банк, оказавший мощную финансовую поддержку тем монополистическим объединениям, в чьей деятельности было заинтересовано правительство.

    В результате у крупной буржуазии складывается двойственное отношение к монархическому строю. С одной стороны, буржуазия, всё больше ощущая свою экономическую мощь, начинала стремиться к политической власти и таким образом оказывалась в оппозиции к императору. С другой стороны, постоянная финансовая поддержка буржуазии правительством и государственные заказы делали эту оппозицию достаточно слабой. И всё - таки русская буржуазия уже не была "служанкой" аристократии. Ещё Ф. М. Достоевский в 70 - е гг. XIX века заметил, что "прежние рамки прежнего купца вдруг страшно раздвигаются в наше время. С ними вдруг роднится европейский спекулянт, на Руси ещё прежде неведомый, и биржевой игрок…Современному купцу уже не надо заполучать к себе на обед "особу" и давать её балы; он уже роднится и братается с особой на бирже, в акционерном собрании… он уже теперь сам лицо, сам особа".

    В новых промышленных районах стало появляться всё больше грандиозных промышленных предприятий, на которых работали тысячи рабочих. Этот процесс называется концентрацией производства. Он происходил в России в сжатые сроки и более быстрыми темпами, чем в какой - либо другой стране, и открывал путь для образования монополий, т.е. таких крупных предприятий, у владельцев которых появляется возможность установить контроль над рынком и диктовать свои условия в отдельных отраслях производства, обеспечивая себе тем самым максимальные прибыли. Для этого им нужно было лишь договориться между собой о том, сколько произвести продукции и какую цену на неё назначить.

    Монополии появляются в России в 80 - 90 - х гг. XIX в. Одной из первых монополий, например, стало объединение сахарозаводчиков. И всё же подобные процессы были наиболее характерны для отраслей тяжёлой промышленности. "Союз вагоностроительных заводов" вобрал в себя почти все крупные предприятия страны по производству подвижного состава для железных дорог. В нефтяной промышленности возникает "Союз бакинских керосинозаводчиков" и "Союз семи фирм", почти монополизировавших производство и продажу нефти. Однако, как считает современный исследователь экономики России начала XX в. В.Я. Лаверычев, "монополистические союзы, банковские монополии, система государственно - монополистического капитализма в предреволюционной России не достигали такой степени зрелости, которая была характерна для ведущих капиталистических стран".

    Параллельно концентрации промышленного производства в России, как и во всём мире, происходила концентрация банковского капитала. В ходе ожесточённой борьбы за господство в этой сфере, стоившей независимости существования многим мелким провинциальным банкам, к началу XX в. выделяется так называемая "большая пятёрка" - группа петербургских банков, на долю которых приходилась почти половина всех денежных ресурсов.

    90-е годы XIX в. - время интенсивного железнодорожного строительства. Наряду с прокладкой новых железнодорожных путей в промышленных районах в этот период всё большее значение приобретает расширение сети железных дорог на окраинах империи: в Белоруссии и Прибалтике, на русском Севере, в Закавказье и Средней Азии. В 90 - х гг. XIX в. начинается строительство самой грандиозной в мире Транссибирской магистрали протяжённостью в 7 тыс. вёрст.

    В XX век Россия вступила, имея вторую по протяжённости железнодорожную сеть (после США), причём почти половина её была построена в 90 - х гг. предыдущего столетия. Инициатором железнодорожного строительства в стране являлось само правительство, осознавшее необходимость железных дорог для России. "В царствование императора Александра III, - писал министр финансов и путей сообщений того времени С.Ю. Витте, - установилась твёрдая идея о государственном значении железных дорог…сделался полный переворот в железнодорожном деле как с точки зрения практической, так и теоретической".

    Железнодорожное строительство, налаживавшее бесперебойные транспортные связи между различными регионами, чрезвычайно способствовало промышленному развитию страны в целом.

    Первая половина XIX в. явилась в русской истории временем во многих отношениях переломным. К началу этой эпохи Россия, успешно решив многие стоявшие перед ней внутри- и внешнеполитические задачи стала могущественной державой. Ее пределы охватили огромные пространства Восточной Европы и Северной Азии, захватив и часть Северной Америки. Продолжалось расширение территории и в рассматриваемый период. Столь же устойчивой была и тенденция роста населения: 18 млн. человек в 1747 г., 36 млн. - в 1796 г., 74 млн. - в середине XIX в.

    Сельское хозяйство

    Между тем крепостное хозяйство, являвшееся основой экономики России после бурного роста на рубеже XVIII - XIX вв. постепенно попало в полосу длительного и, по существу, безысходного в данных условиях застоя. Патриархальные формы крепостного труда уже не соответствовали изменившимся общественным условиям: крепостной труд был мало производителен и невыгоден. Помещичьи хозяйства были почти бездоходны и впадали в задолженность, особенно в неурожайные годы, когда помещики вынуждены были кормить своих голодных крестьян. Масса дворянских имений была заложена в казенных ссудных учреждениях; считают, что к концу царствования Николая I в залоге находилось более половины крепостных крестьян (7 из 11 миллионов крепостных мужского пола). Естественным выходом из такой задолженности была окончательная уступка заложенной земли и крестьян государству, о чем и думали некоторые помещики. К экономическим затруднениям помещиков присоединялась боязнь крестьянских волнений и беспорядков. Хотя в царствование императора Николая не было бунтов вроде пугачевского, но крестьяне волновались часто и во многих местах. Ожидание конца крепостной зависимости проникло в их массу и возбуждало ее. Вся жизнь складывалась так, что вела к ликвидации крепостничества. Не меняли общего положения дел и отдельные успехи крепостного хозяйства (так с конца 1840-х гг. резко возрос хлебный экспорт в связи с отменой в Великобритании ограничений на импорт зерна.

    Правительство, выступая, в принципе, за отмену крепостного права, не стремилось форсировать его ликвидацию, оставляя все на добрую волю помещиков. Так, в 1842 г. был издан указ об обязанных крестьянах, в 1844 г. помещикам разрешено освобождать крепостных без земли по обоюдному согласию. Вместе с тем, в 1847 г. крестьяне получают право выкупиться на свободу, если поместье хозяина выставляется на продажу за долги, а в 1848 г. за крепостными признано право выкупать незаселенные земли и строения (с согласия владельца).

    В 1844 - 1848 гг. в губерниях Правобережной Украины (Киевское генерал-губернаторство) проводится инвентарная реформа - единственная реформа николаевского времени, имевшая обязательный характер для поместного дворянства. Авторство и инициатива проведения реформы принадлежит киевскому генерал-губернатору (позднее министру внутренних дел) генералу Дмитрию Гавриловичу Бибикову. Так называемые “инвентарные правила” регламентировали высший предел барщины (не более трех дней в неделю, а для ряда категорий - не более 2 дней). Введением инвентарных правил правительство стремилось ослабить влияние местных помещиков, преимущественно польского происхождения, поддержать украинских крестьян, которые должны были стать его опорой в крае, а также предотвратить их обезземеливание. Правила вызвали чрезвычайное недовольство помещиков, которым запрещалось уменьшать крестьянские наделы и изменять повинности. Известны случаи нарушения инвентарных правил, хотя по закону за это предусматривалось предание военному суду. Впрочем, правительству не удалось превратить местное крестьянство в свою надежную опору. Их выступления не только не сократились, но даже несколько увеличились. Так, в 1848 г. свыше половины всех крестьянских выступлений произошло в западных губерниях. В конце 1850-х гг. инвентарные правила были распространены на все губернии бывшей Речи Посполитой (Литву и Белоруссию). Введение инвентарных правил безусловно подталкивало помещиков к отмене крепостного права и введение их в масштабах всей России несомненно подтолкнуло бы процесс преобразований в этой сфере. Однако об этом правительство даже и не помышляло.

    Промышленность

    В промышленности продолжался процесс медленного вытеснения крепостной промышленности вольнонаемным трудом. Уральские заводы, являвшиеся оплотом крепостничества в промышленности с конца XVIII в. переживали затяжной кризис (в XIX в. Россия из страны, экспортировавшей металл превратилась в ео импортера), тогда как легкая (прежде всего текстильная) промышленность, где прежде всего развивался вольнонаемный труд переживает бурный рост, которому в значительной мере способствовали новые таможенные тарифы (см. ниже). Способствовало бурному развитию текстильной промышленности и постоянное понижение стоимости полуфабриката - пряжи ввозившейся из Англии. Вместе с тем, в текстильной промышленности шел процесс вытеснения мелких и средних фабрик и их поглощения крупными предприятиями, способными проводить дорогостоящее техническое переоснащение. Однако вместе с тем стремительными темпами росло кустарное производство наиболее дешевых видов ткани. К концу 20-х гг. XIX в. Россия практически полностью перестает ввозить ситец из-за рубежа. Правительство осознавало обреченность крепостных мануфактур, однако относительная дешевизна и высокая квалификация крепостной рабочей силы сдерживала переход к новым принципам организации производства на государственных мануфактурах. Между тем, в 1840 г. был издан закон, позволявший заводчикам отпускать на волю крепостных рабочих. Это позволило некоторым из них перейти к вольнонаемному труду.

    В 1840-х гг. в России начинается промышленный переворот (переход от ручного производства к машинному), который в Европе в основном завершился еще в 1760-х - 1780-х гг. Запоздалое вступление России в индустриальную эпоху и медленное осуществление промышленного переворота вело к экономическому отставанию страны и технологической зависимости от Запада.

    Транспорт

    Слабостью России, тормозившей ее экономическое развитие была отсталость и неразвитость путей сообщения. По прежнему, как и в XVIII в. основная масса грузов шла по внутренним водным путям. Совершенствованию последних государство придавало очень большое значение. Так, еще в 1808-1811 гг. были созданы Мариинская и Тихвинская системы каналов, соединяющих Верхнюю Волгу с Балтийским морем и Петербургом, реконструированы Днепровско-Бугская водная система (в 1814 - 1848 гг.), связывавшая бассейн Днепра с Польшей и Балтикой, Березинская водная система, соединявшая Днепр и Западную Двину и др. водные пути. При Николае I в 1825 - 1828 гг.) был построен Канал герцога Вюртембергского, связавший Волгу и Северную Двину (т.е. Архангельск). Практически все из этих водных путей сохраняют свое важное значение до сих пор. В начале XIX в. появляются и первые пароходы (в 1815 г. на заводе Берда в СПб спущен на воду пароход “Елизавета”). К концу николаевского царствования пароходы получают уже значительное распространение, хотя их количество значительно отстает от зарубежных старн и преобладающее значение на внутренних водных путях по прежнему сохраняет бурлачество.

    Сухопутные пути сообщения после Отечественной войны также начинают приводить в порядок. В 1817 г. начинается строительство мощеных шоссейных дорог. К 1825 г. их протяженность составляла 390 км., а к 1850 г. - 3300 км. В николаевскую эпоху в России появляется железнодорожный транспорт, ставший во II половине XX в. лидером по объему грузоперевозок. Правительство первоначально относилось крайне осторожно к идее создания железных дорог. Только в 30-е гг. XIX в. под влиянием успехов железнодорожного дела в других странах (в Англии железные дороги эксплуатировались с 1825 г.) было принято решение о создании Царскосельской железной дороги от Санкт-Петербурга до Павловска, протяженностью ок. 27 км. Эта линия не имела, конечно же, серьезного экономического значения и служила лишь своего рода испытательным полигоном. В 1839 - 1845 гг. было открыто движение по Варшавско-Венской железной дороге, соединившей Царство Польское с европейской железнодорожной сетью. В 1842 - 1851 гг. была построена Николаевская железная дорога, соединившая две столицы (650 км.) по кратчайшему расстоянию (превысив его всего лишь на 12 км.). Первый поезд шел из Москвы в СПб 21 ч. 15 мин. В 1851 г. было начато сооружение Петербургско-Варшавской железной дороги (окончена в 1862 г.). Общая протяженность железных дорог империи к 1855 г. составила 1044 км.

    К николаевскому времени относится и первое применение такого принципиально нового средсва связи, как телеграф (первая линия соединила в 1843 г. СПб и Царское Село).

    Торговля и финансы

    Николай I унаследовал от Александра большое расстройство финансовых дел. Борьба с Наполеоном и континентальная блокада потрясли экономику России. Усиленные выпуски ассигнаций были тогда единственным средством покрывать дефициты, из года в год угнетавшие бюджет. В течение десяти лет (1807-1816) было выпущено в обращение более 500 миллионов рублей бумажных денег. Немудрено, что курс бумажного рубля за это время чрезвычайно упал: с 54 копеек он дошел до 20 копеек серебром и только к концу царствования Александра немного поднялся (до 25 копеек). Давно уже в России укрепился обычай вести двойной счет деньгам: на серебро и ассигнации, при чем один рубль стоил приблизительно 4 ассигнационных. Это вело к многим неудобствам. При расчетах продавцы и покупатели условливались, какими деньгами (монетою или бумажками) произвести платеж; при этом они сами устанавливали “курс обмена” и более хитрый зачастую обманывал менее догадливого. Так, например, в 1830 году в Москве рубль крупным серебром ценили в 4 рубля ассигнациями, рубль мелким серебром - в 4 руб. 20 коп. ассигнациями, а за рубль медью давали на ассигнации 1 р.20 коп. При такой путанице люди бедные и мало понимавшие в денежных расчетах несли убытки при каждой сделке и покупке. В государстве не существовало устойчивого курса ассигнаций, его не могло установить само правительство. Попытки правительства уменьшить количество ассигнаций не привели к хорошему результату. В последние годы Александра было уничтожено ассигнаций на 240 миллионов рублей, но их осталось еще на 600 миллионов и ценность их нисколько не поднялась. Надобны были иные меры.

    Министром финансов при императоре Николае был ученый финансист генерал Егор Францевич Канкрин, известный своею бережливостью и умелой распорядительностью. Ему удалось составить в государственном казначействе значительный запас золота и серебра, с которым можно было решиться на уничтожение обесцененных ассигнаций и на замену их новыми денежными знаками. Помимо случайных благоприятных обстоятельств (большая добыча золота и серебра), образованию металлического запаса помогли выпущенные Канкриным "депозитные билеты" и "серии". Особая депозитная касса принимала от частных лиц золото и серебро в монете и выдавала вкладчикам сохранные расписки, "депозитные билеты”, которые могли ходить как деньги, и разменивались на серебро 1:1. Соединяя все удобства бумажных денег с достоинством металлических, депозиты имели большой успех и привлекли в депозитную кассу много золота и серебра. Такой же успех имели и “серии”, то есть билеты государственного казначейства, приносившие владельцу небольшой процент и ходившие, как деньги, с беспрепятственным разменом на серебро. Депозитки и серии, доставляя казне ценный металлический фонд, в то же время приучали народ к новым видам бумажных денежных знаков, имевших одинаковую стоимость с серебряной монетой.

    Меры, необходимые для уничтожения ассигнаций, были предметом долгого обсуждения, в котором деятельное участие принимал и Сперанский. В 1839 г. было решено объявить денежной единицей серебряный рубль и считать его “законною мерою всех обращающихся в государстве денег". По отношению к этому рублю был узаконен постоянный н обязательный для всех курс ассигнаций из расчета 350 руб. ассигнациями за 100 рублей серебром. А затем (в 1843 г.) был произведен выкуп о этому курсу в казну всех ассигнаций с обменом их на серебряную монету или же на новые "кредитные билеты", которые разменивались на серебро уже 1:1. Металлический запас и был необходим для того, чтобы произвести этот выкуп ассигнаций и чтобы иметь возможность поддержать размен новых кредитных билетов. С уничтожением ассигнаций денежное обращение в государстве пришло в порядок: в употреблении была серебряная и золотая монета и равноценные этой монете бумажные деньги.

    1819 г. Новые очень либеральные таможенные тарифы. Почти полное восстановление “свободной торговли”.

    1822 г. Возврат к протекционизму. Эти, фактически - запретительные, тарифы действуют (с некоторыми смягчениями) вплоть до 1857 г. Это способствует бурному подъему текстильной промышленности (мануфактуры в Иваново-Вознесенске, Орехово-Зуево, Москве и др. городах). Таможенный доход увеличился в 2,5 раза составив одну из самых крупных доходных статей в бюджете.

    1832 г. Установление таможенной границы между Польшей и остальными частями империи (существовала до 1851 г.).

    В конце 1890-х – в начале 1900-х гг. большая часть стран мира уже развивалась по капиталистическому пути. В каждом государстве капитал играл свою роль и по-своему влиял на экономическое развитие. В Российской империи, которая быстро перешла на стадию индустриального развития, капитализм носил особую форму – военно-феодальную.

    Попытки реформирования в конце XIX в.

    Во второй половине XIX в. император Александр Второй провёл несколько важных изменений во внутренней жизни страны. В результате чего была создана основа для дальнейших преобразований, которые не смогли остановить даже контрреформы императора, убитого 1 марта 1881 г. Следующий правитель Александр Третий много времени уделял экономической стабильности страны. При нём правительство занималось производством, промышленностью, прокладкой железных дорог, добычей полезных ископаемых. К основным достижениям 1880-х – 1890-х гг. можно отнести:

    • Начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали.
    • Введения рубля, подкреплённого золотовалютным запасом.
    • Усиление роли предпринимателей.
    • Стимулирование конкуренции между российскими и иностранными компаниями.
    • Повышение спроса на промышленные товары.
    • Увеличение численности работников на предприятиях и шахтах, благодаря чему появился новый социальный класс.
    • Рост спроса на разные группы промышленных товаров и увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции.

    Государство в лице императора и правительства постоянно увеличивало инвестиции в металлургию, добычу угля, нефти, газа, выпуск чугуна и стали. Финансовая стабильность способствовала бурному развитию банковской сферы и проведению протекционистской политики по отношению к предприятиям, крестьянам.

    Тенденции экономического развития

    В 1890-е гг. государство вступало на волне подъёма, который начался в середине 1880-х гг. после проведения комплекса реформ. Правительство России в это время активно поддерживало следующие отрасли экономики:

    • Банковскую сферу.
    • Промышленность и производство.
    • Транспортную инфраструктуру.
    • Развитие коммуникаций между производством, сельским хозяйством, торговлей, рынком.

    Большое влияние на успешное преодоление отставания в экономике от стран Западной Европы сыграло и привлечение иностранных инвестиций. Основными источниками финансирования были Бельгия, Франция, Германия и Великобритания. Создавались совместные предприятия, в том числе шахты, монополии, акционерные общества b компании .

    При этом наблюдались отрицательные проявления, вызванные несколькими факторами:

      Низкая производительность труда на фоне высоких темпов развития экономики.

      Сильная зависимость от внешних поставок зерна и иностранных инвестиций, что вызвало несколько промышленных и производственных кризисов. Один из них наблюдался в течение 1898 – 1904 гг., а второй – с 1907 г. по 1910 г.

      Диспропорциональное размещение производственных сил в Российской империи.

      Существование многоукладной структуры экономики. На рубеже XIX – начале XX вв. в России были частные капиталистические, монополистические и государственно-монополистические предприятия. При этом активно развивалась мелкотоварная промышленность.

    • В сельскую местность капитализм в первые годы ХХ в. так и не проник. В сёлах существовала община с полукрепостническим и натуральным характером ведения хозяйства.

    Итак, в ХХ в. Россия вступала как капиталистическая страна, в которой были неоднозначные тенденции экономического развития.

    Возникновение капиталистических предприятий

    Капиталистические отношения в экономике способствовали возникновению новых форм предприятий, которые в конце XIX – начале ХХ вв. определяли направления развития рынка, торговли, секторов промышленности и сельского хозяйства.

    Речь идёт о монополиях и их разновидностях – картелях, синдикатах, трестах.

    Под монополией принято понимать крупные предприятия, которые создавались государством в разных отраслях промышленности и банковской сфере для контроля производства и сбыта конкретного вида продукции.

    Картель – самая первая форма монополий, в которых предприятия-участники заключали договор о регулировании объёмов производства, условия реализации товара, найма рабочей силы. При этом все компании, входившие в картель, сохраняли финансовую и производственную независимость.

    Синдикат – предприятия договариваются между собой о распределении заказов, закупке сырья и реализации товаров через единственную компанию по сбыту. Все участники синдиката отказываются от финансовой независимости, но сохраняют производственную.

    Трест – у предприятий забирают любую самостоятельность, что вызывает их превращение в отделы большого производственного процесса. Тресты монополизируют определённую промышленную отрасль, выпуская однородную продукцию.

    Появление монополий

    Впервые монополистические объединения, которыми стали картели, появились в России в конце ХIX в. Такие предприятия проникли в сахарную и нефтяную промышленность. Они быстро развивались и подчиняли более мелкие компании. В ХХ в. страна вступила в разгар промышленного кризиса, который вызвал разорение предприятий, особенно мелких. «Выжили» крупные монополии, представленные синдикатами и проникшие в металлургию, добывающую сферу, машиностроение.

    Самый первый синдикат появился в 1902 г. и назывался «Продамет ». Уже через восемь лет «Продамет » контролировал больше 80% продажи чёрной металлургии и продукции, сделанной из неё . Практически сразу после «Продамета » появился синдикат по продаже труб и трубопрокатного производства «Трубопродажа ».

    Второй этап развития синдикатов начался в 1907 г., когда возникли такие предприятия, как:

    • «Продуголь ».
    • «Нродаруд ».
    • «Продвагон ».
    • «Кровля».
    • «Медь».
    • «Мазут».
    • Товарищество братьев Нобель » и др.

    Характерной особенностью второго этапа монополий в России было то, что синдикаты и другие подобные предприятия проникли в сахарную, хлопчатобумажную, полотняную, лёгкую , резиновую, транспортную отрасли.

    Появились и крупные банковские синдикаты, имеющие множество филиалов и отделений по всей стране. Они работали не только в России, но и за границей, поддерживали связи с иностранными банками. Финансовая деятельность таких структур была выгодна промышленным, нефтяным, транспортным предприятиям.

    Постепенно банки стали акционерами больших компаний, скупая и реорганизовывая заводы, устанавливая контроль над дорогами. Произошло сращивание промышленного и банковского капитала, что способствовало формированию финансового капитала. Ему перед 1914 г. принадлежали транспортная, производственная и банковская сферы, торговля, промышленность.

    Государство всё время вмешивалось в экономику, создавая условия для развития государственно-монополистического капитала. Так императорский дом и правительство получили доступ к машиностроению, транспорту, металлургии, судостроению. Регулирование осуществлялось сначала через госзаказы, а потом через создание государственно-монополистических организаций.

    Монополии были представлены в крупных сферах, сотрудничали с частным капиталом и не опускались в сельское хозяйство. Лишь небольшая часть аграрного сектора была вовлечена в эти процессы, поэтому там продолжал господствовать натуральный характер производства.

    Сельское хозяйство

    Россия на рубеже XIX – XX вв. оставалась аграрной страной, где больше 80% населения было занято в сельском хозяйстве. Капитализм в сёла проникал очень медленно. Процесс ускорился только после проведения аграрной реформы в 1906 г., автором которой был Пётр Столыпин.

    Характерными чертами развития сельского хозяйства в это время было:

    • Аграрное перенаселение и истощение земель из-за зерновой специализации аграрного сектора.
    • Ценовая политика на зерно на внешнем рынке определялась не российским правительством, а сильной конкуренцией с другими «зерновыми» государствами – Австралией, США и Аргентиной.
    • Сельские хозяйства были нерентабельными и неприбыльными, прирост продукции был только у помещиков и богатых крестьян.
    • Постоянные неурожаи и голод, которые постоянно из-за устаревших методов ведения хозяйства.
    • Модернизация только частично коснулась сельского хозяйства.
    • Сохранение помещичьего и общинного землевладения, что тормозило проникновение капиталистических элементов в аграрный сектор.

    Ситуация стала меняться только после 1906— 1910 гг., когда в России была проведена аграрная реформа. Большая часть крестьян вышли из общин, смогли создать собственные хозяйства, получить поддержку от государства. Помещики продолжали выступать за интенсивный способ ведения сельского хозяйства, любые инновации они тормозили, отдавая предпочтения накоплению капитала.

    Тем не менее , перед Первой мировой войной аграрный сектор получил новый толчок к развитию. Это позволило России увеличить экспорт зерна, продовольствия, начать более масштабную модернизацию сельского хозяйства.

    Итог

    Экономика России в конце XIX – в первые годы XX вв. демонстрировала противоречивые тенденции развития. Активно развивалась промышленность и производство, банковская система, транспорт, прокладывались железные дорогие, которые в то время были основными коммуникациями в стране. Добывающий сектор, нефть, уголь, металлургия пользовались государственной и частнокапиталистической поддержкой.

    Монополии позволили преодолеть в производстве кризис, сформировать новый социальный класс рабочих. Но в этот процесс не попал аграрный сектор, хотя Россия была аграрной страной.