Внешний долг рф статистика. Внешний долг россии

Одним из важнейших экономических показателей для государства представляется госдолг России. В реальном времени подобного рода параметр можно отследить с помощью специального счетчика. Статистические данные по госдолгу публикуются правительством ежегодно. Изучив их, можно определить динамику изменения внутренних и внешних долгов РФ.

История государственного долга

Прежде чем ознакомиться с показателями, которые демонстрирует счетчик внешнего долга России онлайн, целесообразно более подробно изучить историю подобных задолженностей, их происхождение и динамику их погашения. Впервые обязательства по выплате внешних задолженностей возникли у РФ после распада СССР, в 1991 году.

Государство приняло их на себя добровольно. В обмен на отказ бывших стран-участников СССР от долей в зарубежных активах страны. Задолженности времен Советского Союза составляли большую часть долгов РФ, однако в период экономической неустойчивости в 90-ые годы правительство начало увеличивать объем долгов, принимая ссуды от других государств.

Правительство регулярно обновляет данные по госсдолгу

Ускоренное погашение задолженностей началось с 1998 года, продолжается по сей день. Благодаря стабилизации экономических показателей, России удалось к 2017 году полностью погасить финансовые обязательства СССР, осуществив выплату в размере 125,2 млн долларов в пользу Боснии и Герцеговине.

В 2013 году Россия также исполнила взятые на себя обязательства перед такими государствами, как Финляндия, Чехия, а также Черногория. При этом общая сумма выплат превысила 3,6 млрд долларов.

Размер долга на 2018

На сегодняшний день объем задолженности существенно уменьшился, что обусловлено исполнением РФ обязательств времен СССР. Тем не менее статистика демонстрирует ситуацию, что с резким уменьшением внешнего долга существенно возросли внутренние задолженности.

Среди стран, которым РФ должна выплачивать денежные средства, на 2018 год единственным кредитором является Южная Корея. Внешний долг России на сегодняшний день составляет 81 млрд долларов, из которых 594 млн составляют обязательства перед Южной Кореей.

Подобная ссуда должна быть полностью погашена к 2025 году. В то время как для остальной части долга предусмотрен отдельный график погашения.

График погашения

Выяснив, сколько составляет мировой долг России, необходимо отметить, что график платежей и общая сумма задолженности отчасти сформировалась из-за сложной экономической ситуацией. Также следует учитывать негативное влияние санкций, а также падение курса национальной валюты.

Подтверждением представляется резкое сокращение внешнего госдолга после того, как иностранным финансовым организациям запретили осуществлять кредитование различных структур РФ. Это сделало получение заемных денег крайне затруднительным. Согласно официальным данным правительство планирует придерживаться следующего графика выплат:

Указанные данные носят ознакомительный характер, поскольку может быть скорректированы в связи с досрочным исполнением РФ своих обязательств перед кредиторами.

Расходы на обслуживание госдолга

Структура внешнего долга

Внешний долг РФ отличается сложной структурой, различные части которой погашаются неравномерно. Наиболее значимую долю среди внешних финансовых обязательств РФ составляют следующие пункты:

  • задолженность перед внешними кредиторами;
  • долги перед многосторонними кредиторами;
  • внешние облигации;
  • ОВГВЗ;
  • гарантии РФ в иностранной валюте;
  • прочие долги.

Разобравшись со структурой подобной задолженности, целесообразно отметить, что несмотря на существенное снижение объемов внешних долгов в абсолютном выражении, наблюдается ухудшение показателей в процентном. Это вызвано сразу несколькими факторами, оказывающими существенное влияние на экономические показатели государства.

Финансовые обязательства страны по займам у других государств называют внешним долгом. В эту сумму входят и невыплаченные проценты. Бюджетный кодекс РФ так трактует значение словосочетания «внешний долг»: вся задолженность страны в иностранной валюте.

Кредиторами для государства могут быть:

  • другие державы;
  • финансовые организации мирового значения (МВФ – Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и т. д.);
  • нерезиденты (частные фонды по международному финансированию).

Специалисты по временным рамкам классифицируют внешние долги на:

  1. Краткосрочные – заем сроком до 1 года.
  2. Среднесрочные – на 5 лет.
  3. Долгосрочные – на 30 лет.

Внешняя задолженность может увеличиваться за счет капитализации процентов по более ранним кредитам и за счет невыполненных в определенный срок обязательств по каким-либо причинам.

Государственный внешний долг России

Многие специалисты-финансисты высказывают мнение, что сегодняшний внешний государственный долг нашего государства – плод кропотливого одалживания взаймы СССР у других держав. Выражается он в долларовом эквиваленте. Дело в том, что после распада Союза ни одно новоиспеченное самостоятельное государство, кроме нашего, не смогло бы взяться за выполнение долговых обязательств своего прародителя. И по настоянию держав-кредиторов Запада сработал «нулевой вариант»: за два года (1992-1993 гг.) прежние республики Союза передали РФ свои зарубежные активы и обязательства по кредитам. Как некоторую компенсацию, РФ получила возможность также быть кредитором для Кубы, Ирака, Афганистана, Монголии, Сирии, Вьетнама, КНДР, Эфиопии, Алжира, Ливии, Индии.

Долг России перед другими странами состоит из:

  1. Обязательства бывшего Союза (до 1 января 1992 года) перед Парижским и Лондонским клубами:
  2. Обязательства РФ (после января 1992 года) перед нерезидентами (МВФ и группа Всемирного банка):
    • бюжетозамещающие займы (финансовые – серия траншей для осуществления экономических реформ и финансирования импорта);
    • инвестиционные долги (нефинансовые – для финансирования в области энергетики, транспорта, коммунального хозяйства, дорожного строительства, образования, медицины);
    • авансовые долги (для помощи в подготовке технических проектов и их внедрения);
    • еврооблигации (для финансирования бюджетного дефицита);
    • коммерческие сделки;
    • государственные кредиты на двусторонней основе.

Управление внешним долгом

Правительство РФ выполняет ряд действий для погашения кредитов. Это:

  1. Реструктуризация (изменение условий кредитования) долга перед Парижским и Лондонским клубами.
  2. Обмен государственных краткосрочных облигаций (ГКО) на евробонды (предъявительские ценные бумаги).
  3. Переход ГКО в ОФЗ (облигации федерального займа).
  4. Обмен ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) на ОГВЗ (облигации государственного валютного займа).
  5. Смена коммерческих задолженностей на еврооблигационные займы.

Кроме названых стандартных операций по погашению внешних кредитов, правительство РФ использовало ряд нестандартных:

  • финансирование экспортных поставок товаров (в счет погашения долга) в Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Китай, Польшу, Францию, Финляндию, Италию, Южную Корею, Уругвай;
  • дисконтирование с досрочной выплатой по кредитным обязательствам (для этого используется фонд стабилизации РФ, сформированный благодаря дополнительным прибылям от высоких цен на нефть).

Как считают эксперты, такие нестандартные шаги приносят пользу России и помогают выплатить внешний долг. Если последовательно проводить все названные мероприятия, то существует перспектива выйти из долгового кризиса в течение ближайших десяти лет, а благодаря этому стабилизируется и экономическая ситуация в стране. Но приходится прилагать значительные усилия в сложившейся ситуации на 2019 год.

Внешний долг России перед другими странами на 2018-2019 год

Эксперты-финансисты подсчитали, что по итогам последнего квартала 2017 года внешний долг России составляет 537,5 миллиарда долларов США. Но при этом успокаивают, что даже такая сумма не сможет привести нашу страну к дефолту, хотя некоторые компании рискуют обанкротиться.

Наиболее весомый долг у России перед США и государствами ЕС. Специалисты уточняют, что в 2018 году выплаты по внешнему долгу России составили 12,5 миллиарда долларов. Благодаря девальвации (снижению курса национальной валюты) суммарная задолженность увеличивается, хотя долги выплачиваются постоянно. В 2019 году практически все бюджетные средства уйдут на выплату внешнего госдолга. В связи с этим российский бизнес столкнется со снижением доходов (как следствие – сокращение рабочих мест, уменьшение налоговых отчислений, увеличение доли импорта).

Россия постепенно меняет свой статус: из должника переходит в кредитора. Согласно финансовым отчетам, позиции частного сектора по внешним активам сравнялись с пассивами. Проблема остается со сбалансированием бюджета нашей страны, который, как известно, основан на ценовой политике нефти в рублях.

Мнение экспертов

Любой внешний долг для страны является показателем доверия к ней со стороны других государств. Если в этой стране стабильная экономическая ситуация, то внешний долг не будет являться ключевой проблемой для правительства и населения. Эксперты определили пределы, переход за которые может привести экономику страны к упадку – это отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту свыше 80% (низкая – до 48%, умеренная – до 80%). Эти расчеты основаны на том, что любая задолженность страны другим государствам-кредиторам отдается из стоимости продуктов производимых на своей территории.

При росте внешнего долга автоматически снижается рейтинг этой страны, авторитет ее правительства у населения.

Погашение внешнего госдолга на первое полугодие 2017 год:

  • 29 млрд. долларов в счет основного долга;
  • 12,8 млрд. долларов в качестве процентной ставки.

Специалисты делают выводы: за 2018 год выплатили меньше, чем уже выплаченная сумма задолженности в 2019 году. Такая ситуация объясняется тем, что РФ в 2019 году сохранила положительное торговое сальдо (разница между ценой экспорта и импорта) – за январь — июль 2018 году эта разница составила 72 миллиарда долларов.

К тому же ЦБ России прогнозирует, что избыточного спроса на валютном рынке не будет. Также не ожидается и девальвации российского рубля, какая была в конце прошлого года (резко снизились цены на нефть, при этом доступность финансовых рынков для компаний нашей страны была ограничена). Повторения прошлогодней ситуации не будет, поэтому специалисты советуют не паниковать, а с оптимизмом строить планы на будущее.

Предлагает перестать считать зарезервированные в бюджете под государственные гарантии деньги как государственной долг страны. Ведомство считает, что эти средства можно будет учитывать, как задолженность федерального бюджета только после открытия кредитной линии под инвестиционный проект. Таким образом Министерство финансов Российской Федерации сможет существенно снизить размер государственного долга, так, как только в 2018 году на госгарантии должно будет приходиться 30% всего внутреннего и внешнего долга. Этим способом власти хотят заставить госгарантии заработать по-настоящему, привлекая новые инвестиции в страну. Кстати, до 2020 года на государственные гарантии в бюджете страны зарезервировано больше 2 трлн руб, значительная часть которых предусмотрена на поддержку экспорта. Например, только в 2018 году Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР ) получит 20 млрд долларов США на обеспечение гарантий экспортеров по внешнему долгу.

Государственный долг России – что собой представляет и откуда взялся

Государственный долг Россия можно сказать получила в наследство – после распада СССР страна взяла на себя все обязательства по внешним долгам перед другими странами. В обмен на это остальные республики бывшего СССР отказались от каких-либо притязаний на зарубежные активы уже несуществующей страны, которых по оценкам было немало – на 150 млрд долларов США. Но и внешний долг после СССР оказался весьма внушительным – 97 млрд долларов США. Больше всего из них, 45 млрд долларов США пришлось на так называемый Парижский клуб – неофициальное объединение из развитых стран-кредиторов, в число которых входит и Российской Федерации. Еще почти столько же, 40 млрд долларов США, России вынуждена была отдать по обязательствам СССР перед странами Варшавского договора. Кстати, именно погашение задолженности перед такой стране стало последним платежем России по долгам СССР – в августе 2017 года Боснии и Герцеговине, как одной из наследниц Югославии, было перечислено 125 млн долларов США.

Кроме внешнего долга, государственный долг также включает в себя и внутренние обязательства страны перед гражданами и компаниями. Вообще госдолг призван покрыть дефицит бюджета за счет заимствования государства на внешних рынках и у своих собственных граждан. Те есть этот показатель фактически отображает на сколько хорошо сбалансирован бюджет страны. Однако не стоит забывать о еще одной составляющей внешнего долга страны, которая зачастую существенно больше по своим объемом. Речь идет обо всех обязательствах государства и частного сектора перед иностранцами.

Как обстоит ситуация с государственным долгом Российской Федерации сейчас

Сразу стоит отметить, что Россия относится к числу стран с низким уровнем государственного внутреннего и внешнего долга. Это можно увидеть сравнив соотношение обязательств государства к внутреннему валовому продукту (ВВП). Именно таким образом и определяется насколько страна погрязла в долгах и что ее может ждать в дальнейшем.

Так вот, на конец прошлого года Россия была двенадцатая снизу в рейтинге стран по соотношению своего государственного долга к ВВП, которое к концу 2017 года эта цифра должна составить 13.6% ВВП. Для сравнения, у Японии, лидера этого рейтинга, соотношение госдолга к ВВП уже достигло 250%, а у США – 106% (12 место). Что касается точных цифр, то на начала сентября 2017 года государственный внешний долг России составлял 51.1 млрд долларов США, а внутренний – 8.7 трлн руб. Кстати, государственный долг России выгодно отличается от многих стран по своей структуре. Дело в том, что три четверти его объема приходится не на денежные кредиты, а на ценные бумаги, при этом в основном номинированные в рублях.

Вторая часть внешнего долга России по своим объемам выглядит намного значительней, чем первая. Так, на конец 2016 года общие частные и государственные обязательства Российской Федерации перед иностранными юридическими и физическими лицами достигал почти 515 млрд USD, что составляло практически 100% ВВП страны. Но и здесь все оказывается не так критично. Например, у той же Японии этот показатель уже достиг 400% ВВП, у США – 233% (16 место), а у Китая – 217% (22). Кстати, самым большим должником в мире является США с общим долгом, превышающим 17 трлн USD (на весну 2016 г), Великобритания (8 трлн USD) и Франция с Германией (5 трлн USD).

Хорошую ситуацию с госдолгом отмечают и аналитики. По их мнению, Россия без особых рисков может позволить себе в ближайшие годы нарастить соотношение общего внешнего долга к ВВП до 150%, что существенно ускорит экономическое развитие страны даже без каких-либо значимых реформ. Кстати, примерно такое соотношение уже достигалось Российской Федерацией однажды – в середине 2014 года, когда общий внешний долг страны превысил 700 млрд USD.

Какие дальнейшие прогнозы относительно государственного долга РФ

До конца 2017 года выплаты России по внешнему долгу превысят 40 млрд USD (с учетом сентября). Так, в первый месяц осени предстоит заплатить по внешнему долгу 10.6 млрд USD, в октябре – 6.6 млрд, в ноябре – 6.5 млрд, а в декабре – 19 млрд. В следующем 2018 году Российской Федерации также предстоят весьма существенные выплаты по внешнему долгу – по предварительным данным около 96 млрд USD, из которых 16 млрд USD являются процентами.

Также на сегодняшний день уже известны предварительные параметры, как будет расти соотношение внешнего долга к ВВП страны в ближайшие годы. Эти параметры прописаны в недавно представленном проекте бюджета на 2018 год и плановый период 2019 – 2020 года. Согласно этого документа на начала 2018 г государственный долг Российской Федерации составит 12.6 трлн рублей, достигнув 13.6% ВВП. В следующие годы госдолг РФ продолжит только увеличиваться – до 15.3 трлн рублей в 2018 году и до 17.8 трлн рублей к 2020 году (16.2% ВВП).

Государственный долг - это обязательства страны перед кредиторами. Ими могут выступать юридические лица и граждане, зарубежные державы, международные организации.

Структура государственного долга

Обязательства страны могут возникать из правоотношений с организациями и лицами, осуществляющими деятельность в пределах ее территории. Такой государственный долг считается внутренним. Он представлен в виде рублевых обязательств перед резидентами. Внешний государственный долг - займы в иностранной валюте у нерезидентов.

Формы обязательств

Российский государственный долг представлен в виде:

  1. Кредитных договоров с финансовыми (в том числе международными) организациями, зарубежными державами. Они заключаются от имени РФ.
  2. Ценных бумаг. Они также выпускаются от имени РФ.
  3. Переоформления кредитных обязательств, принятых третьими лицами.
  4. Договоров о предоставлении госгарантий.

Внутренние займы могут быть в виде:


Государственный долг России может быть:

  • Долгосрочным - на 5-30 лет.
  • Среднесрочным - на 1-5 л.
  • Краткосрочным - до года.

Погашение обязательств осуществляются в срок, установленный условиями займа. Однако этот период не должен быть больше 30 лет. Государственный долг России обеспечивается федеральной собственностью.

Управление обязательствами

РФ не отвечает по долгам субъектов и муниципальных образований страны, если они не были обеспечены гарантиями от федерального правительства. Максимальные объемы займов устанавливаются в соответствии с Законом о бюджете на предстоящий год. По ст. 106 БК, внешний государственный долг не может превышать предел объема платежей в год по его обслуживанию и погашению. В Законе о бюджете на предстоящий период утверждается программа по заимствованиям. В ней представлен перечень внешних кредитов с указанием источников, цели, срока погашения и общего их объема. В этой программе оговариваются все госгарантии и займы, размер которых больше суммы, эквивалентной 10 млн долл. Порядок, условия выдачи (выпуска) и размещения обязательств устанавливаются правительством.

Решение об эмиссии

Этот акт принимается правительством в соответствии с максимальными объемами бюджетного дефицита и госдолга, которые установлены в Программе по внутренним заимствованиям и Законе о бюджете. В решении об эмиссии бумаг отражаются данные об эмитенте, объемах и условиях процедуры.

Гарантии

Такой государственный долг - это способ обеспечения, предполагающий письменное обязательство. В рамках него гарант отвечает за исполнение лицом, получившим заем, условий его договора с третьими лицами. В Законе о бюджете на следующий период устанавливается предельная величина суммы гарантий. Если она выражена в рублях, то включается во внутренний государственный долг. Сумма может быть и в инвалюте. В этом случае она относится к внешнему долгу.

Важный момент

Согласно ст. 118 БК, бюджетные учреждения не наделены правом брать займы у кредитных институтов. Однако они могут получать ссуды. В качестве источников таких займов выступают внебюджетные (государственные) фонды и бюджеты. Казначейство ответственно за ведение реестра ссуд унитарных предприятий.

Документирование

В административном аппарате предусмотрен институт, который контролирует государственный долг, - это Минфин. В соответствующие книги вносится информация об объеме обязательств. Документируется региональный, муниципальный и государственный долг РФ по эмитированным бумагам. Необходимые сведения вносятся в Книгу займов в срок, который не больше трех дней с даты появления обязательства.

Основные инструменты

Существует несколько способов изменить условия, по которым выплачивается государственный долг. Это:


Предпосылки возникновения

Государственный долг - это последствие объективной необходимости привлечь дополнительные источники финансирования расходов в стране и бюджетного дефицита. Для этого в первую очередь мобилизуются собственные средства. Если эти источники исчерпаны, появляется необходимость заимствования у международных организаций и других стран. Внешний долг может предоставляться в виде безвозмездного финансирования либо в качестве возвратного кредитования. Привлечение средств осуществляется в двух направлениях: частном и государственном в зависимости от источников.

Система обслуживания

Она предполагает определенную схему, по которой погашается государственный долг. Это осуществляется в несколько этапов:

  • Выплата процентов.
  • Погашение основной суммы.
  • Рефинансирование при необходимости.

К примеру, условный государственный долг РФ - 100 тыс. ед. При ставке в 20% и сроком выплаты на 4 года при однолетнем льготном периоде (когда погашаются только проценты) к указанной сумме следует прибавить 80 тыс. Даже при такой простой схеме непосредственное управление госдолгом представляет определенную сложность. В этой связи в систему обслуживания включаются:


Обслуживание внутренних государственных займов РФ осуществляется Центробанком и его подразделениями, если другое не установлено Постановлением Правительства. Оно выполняется посредством операций, направленных на размещение обязательств, их погашение и выплату доходов по ним в форме процентов либо в ином виде. Контроль над состоянием госдолга осуществляется исполнительными и законодательными органами власти.

Заключение

В 1985 году внешний долг Советского Союза был 22.5 млрд долл. К 1991-му он увеличился до 65 млрд. На 1 января 2003-го внешний госдолг РФ (вместе с займами СССР) составил 124.5 млрд долл. По расчетам, для полного его погашения в течение тридцати лет требовалось выплатить не меньше 300 млрд долл. Для обеспечения собственных внешнеэкономических и внешнеполитических интересов в России предусмотрено предоставление займов зарубежным государствам. Программа такого кредитования утверждается в Законе о федеральном бюджете на будущий финансовый период. В ней присутствует перечень займов, указываются цели их предоставления, суммы и получатели средств. Все договоры, которые касаются реструктуризации кредитов либо списания задолженности зарубежных стран перед РФ должны ратифицироваться в Госдуме.