Валовой региональный продукт и показатели промышленной деятельности в регионе. Региональный валовый продукт: структура, объем, расчет Что такое валовой региональный продукт

01.07.2008

Слабые регионы отстают в экономическом развитии от сильных в десятки раз и без грамотной госполитики не подтянутся, считает журнал «Финанс», опубликовавший третий по счету рейтинг российских регионов по показателю производимого в них продукта на душу населения.

Впереди всех - Тюменская область c $43,5 тысяч, что примерно соответствует подушевому ВВП США, Ирландии или Кипра. Но даже догнав Америку, российскому региону еще есть к чему стремиться. США всего лишь замыкают десятку стран самым большим ВВП на одного жителя. У Катара и Люксембурга этот показатель превышает $75 тысяч.

Следом за Тюменской областью с отставанием на $20 тысяч – Москва. По продуктивности экономики она близка к Южной Корее, Израилю и Саудовской Аравии. Интересно, что отрыв Тюмени от столицы, хотя и остается очень большим, несколько сократился за последнее время: в прошлогоднем рейтинге он был более чем двукратным. Это не удивительно: московская экономика в последние годы растет гораздо быстрее.

Производство в нефтегазовом секторе уже давно не впечатляет особым динамизмом. В 2006 году добыча топливно-энергетических полезных ископаемых выросла всего на 2,5%, в 2007-м – на 1,9%. Другое дело – обрабатывающая промышленность, торговля, финансовые и другие услуги, на которых специализируется Москва. Учитывая это, вполне вероятно, что в дальнейшем столица продолжит догонять Тюменскую область в рейтинге журнала «Финанс».

Перемена мест

Заметно ухудшились позиции Вологодской области, которая опустилась с третьего места на восьмое. Это объясняется в первую очередь относительно медленным ростом ее номинального ВРП в 2006 году (на 9%). Пять регионов, опередивших Вологодчину, прибавили по 25–35%. Особенно хорошую динамику продемонстрировали Сахалинская область и Красноярский край, что позволило этим субъектам Федерации занять четвертую и пятую строчку рейтинга соответственно. Если в 2005 году их ВРП были примерно равны ВВП Малайзии и Мексики, то в 2006 году они уже превзошли Чили.

Хорошие результаты продемонстрировали Свердловская и Оренбургская области. Последняя по итогам 2005 года была на 30-й строчке и не превышала по уровню развития Панаму. В новом же рейтинге ее номер – 17, а международный «аналог» – Болгария. Ту же планку взяла Башкирия, которая переместилась на 7 строчек вверх. Что касается Свердловской области, то она поднялась с 22-го места сразу на 13-е и теперь дышит в спину Ленинградской области.

Очень неплохо продвинулось в рейтинге и Подмосковье: с 31-го места сразу на 24-е. Соседство со столицей отражается на нем двояко. С одной стороны, близость к крупному рынку, лучшая чем в других регионах обеспеченность инфраструктурой стимулирует приток инвестиций в Московскую область. Результат – высокая динамика ВРП. С другой стороны, Москва оттягивает на себя трудовые ресурсы: огромное количество жителей Подмосковья создает ВРП не дома, а в столице.

На юге как в Африке

Факторы, обеспечивающие экономический рост в последние годы, – высокие цены на сырье, бурный рост внутреннего спроса, развитие городских агломераций – были таковы, что выигрыш от этих процессов распределялся очень неравномерно. Поэтому, несмотря на локальные прорывы, контрасты в развитии регионов остаются удручающими.

Показатель ВРП Тюменской области по-прежнему в 32 раза выше, чем у аутсайдера – Ингушетии. Субъекты Федерации, представляющие юг России, экономически находятся на уровне слабых государств третьего мира, таких как Гондурас, Филиппины и Боливия. А Чечня и Ингушетия, замыкающие рейтинг, сопоставимы с бедными странами африканского континента.

Более четверти российских регионов с общей численностью населения почти 26 млн человек по уровню развития экономики уступают нищей по европейским меркам Албании. Даже те, кто оказался в середине рейтинга (а это неслабые по российским меркам Краснодарский край, Калужская, Курская области и т. п.), уступают таким странам как Таиланд и Тунис. Правда, последние тенденции в региональном развитии немного обнадеживают. В частности, экономика некоторых регионов российского юга в 2006 году росла значительно быстрее, чем в целом по России и в Центральном федеральном округе. С другой стороны, ускорение почти не затрагивает Дальний Восток (за исключением Сахалинской области).

Данные о номинальных объемах валового регионального продукта (ВРП) на душу населения ежегодно обнародует Росстат (последняя публикация – за 2006 год).

Чтобы сделать показатели сопоставимыми, «Финанс» скорректировал их с учетом различий в уровнях цен в разных регионах. С этой целью использовались публикуемые Росстатом данные о стоимости фиксированной корзины товаров и услуг в субъектах федерации на конец отчетного года (для Чеченской Республики вместо отсутствующей цифры за декабрь 2005 года была взята январская 2006 года). В качестве базовых показателей использованы значения стоимости корзины в целом по России.

Для сопоставления с ВВП иностранных государств рублевые ВРП были пересчитаны в доллары США. Учитывался паритет покупательной способности (ППС) российской и американской валют: он, в отличие от биржевого курса, отражает разницу в уровне цен в двух странах. Источник информации о ППС и ВВП стран по ППС – база данных МВФ, который, в свою очередь, опирается на статистику Всемирного банка.

При сравнении свежего рейтинга с прошлогодним («Финанс» № 27, 2007) сразу бросается в глаза странная, на первый взгляд, вещь. Показатели подушевого долларового ВРП большинства регионов сократились. Например, в прошлом году мы оценивали его объем у лидера рейтинга – Тюменской области – в $49 тысяч, а в этом году получилось только $43,5 тысяч. При более внимательном рассмотрении выясняется, что за год уменьшения тюменского ВРП не произошло, поскольку показатель 2005 года пересмотрен в сторону снижения – до $42,5 тысяч. Почему? Все дело в пересмотре исходных данных, которые были использованы при подготовке рейтинга. Во-первых, после прошлогодней публикации «Финанс» Всемирный банк скорректировал показатели паритетов покупательной способности. Во-вторых, Росстат актуализировал статистику по ВРП за 2005 год. Соответственно, показатели, на которых построен рейтинг за тот год, были обновлены. На расстановку мест это повлияло несущественно.

Место Субъект федерации ВРП на душу населения, $ тыс. по ППС Изменение за год, $ по ППС Прирост/снижение ВРП за 2001–2006 гг., % Страна с близким по размеру ВВП на душу населения по ППС
2006 2005*
1 Тюменская область 43,49 42,50 +993 42,0 США, Ирландия, Кипр
2 Москва 23,51 20,98 +2536 59,8 Южная Корея, Израиль, ­Саудовская Аравия
3 Республика Татарстан 13,61 12,03 +1579 34,1 Габон, Сент-Китс и Невис
4 Сахалинская область 13,60 11,37 +2230 77,2
5 Красноярский край 13,21 11,27 +1940 26,0
6 Республика Коми 13,19 11,69 +1492 19,1 Чили, Малайзия, вся Россия
7 Липецкая область 12,86 11,33 +1536 39,2
8 Вологодская область 12,05 12,84 –791 28,7 Турция, ­Аргентина
9 Томская область 12,02 10,99 +1026 26,6
10 Санкт-Петербург 11,80 10,77 +1029 60,1
11 Пермская область (край) 11,62 10,82 +797 15,4
12 Ленинградская область 11,19 9,80 +1392 76,0 Венесуэла
13 Свердловская область 10,89 8,88 +2006 51,0
14 Архангельская область 10,68 9,58 +1099 55,9 Ливан, Уругвай, Румыния
15 Республика Саха (Якутия) 10,46 10,64 –181 23,1
16 Республика Башкортостан 10,32 8,74 +1584 38,3 Болгария
17 Оренбургская область 10,27 8,17 +2102 47,7
18 Омская область 10,07 10,15 –78 63,7 Иран, Казахстан
19 Самарская область 10,00 9,14 +853 28,1
20 Челябинская область 9,79 8,69 +1100 37,6 Белоруссия
21 Белгородская область 9,64 8,70 +940 41,1
22 Мурманская область 9,54 9,00 +544 8,2 Коста-Рика
23 Кемеровская область 9,52 9,11 +410 33,1
24 Московская область 9,46 8,08 +1379 56,1 Сербия
25 Чукотский автономный округ 9,29 8,91 +380 48,5 Панама
26 Иркутская область 9,23 8,20 +1034 37,1
27 Ярославская область 9,07 8,69 +380 36,9 Бразилия, ЮАР
28 Республика Карелия 8,94 9,07 –129 26,4
29 Магаданская область 8,94 8,98 –48 –2,2
30 Удмуртская Республика 8,86 8,47 +390 17,5
31 Нижегородская область 8,55 7,47 +1085 32,3
32 Новгородская область 8,44 8,30 +144 16,9
33 Новосибирская область 7,59 7,25 +340 50,3 Македония, ­Таиланд, Ямайка
34 Хабаровский край 7,34 6,68 +663 28,2
35 Волгоградская область 7,29 6,74 +543 30,1
36 Тульская область 7,26 6,55 +713 31,7
37 Республика Хакасия 6,96 6,38 +576 10,1 Перу, Эквадор, Тунис
38 Калининградская область 6,93 6,36 +567 61,0
39 Рязанская область 6,85 6,29 +561 30,3
40 Курская область 6,81 6,27 +537 40,8
41 Тверская область 6,76 5,71 +1043 35,8
42 Краснодарский край 6,70 5,95 +749 42,1 Босния и Герцеговина, Доминиканская Республика
43 Астраханская область 6,62 6,36 +252 24,6
44 Орловская область 6,57 6,08 +494 26,2
45 Смоленская область 6,54 6,02 +515 20,5
46 Калужская область 6,40 5,89 +507 32,0
47 Костромская область 6,34 5,89 +445 23,7
48 Чувашская Республика 6,32 5,27 +1046 35,5
49 Ульяновская область 6,25 5,40 +849 32,1 Украина, ­Колумбия, Алжир
50 Саратовская область 6,23 5,95 +276 39,9
51 Амурская область 6,21 5,83 +377 10,5
52 Республика Бурятия 6,11 5,49 +621 30,5 Азербайджан
53 Камчатская область (край) 6,10 5,67 +431 6,4
54 Еврейская автономная ­область 6,07 5,18 +892 45,7
55 Владимирская область 5,96 5,27 +698 23,9
56 Ростовская область 5,87 5,15 +720 50,5 Албания
57 Приморский край 5,83 5,62 +207 31,3
58 Читинская область 5,77 5,07 +698 23,7
59 Тамбовская область 5,61 5,28 +333 31,0
60 Республика Мордовия 5,50 4,73 +766 48,0 Сальвадор
61 Пензенская область 5,48 4,98 +497 22,8
62 Псковская область 5,47 5,05 +420 20,8
63 Курганская область 5,38 4,55 +837 36,6
64 Республика Марий Эл 5,33 4,62 +710 33,6
65 Воронежская область 5,29 4,92 +371 30,1 Тонга, Египет
66 Республика Северная Осетия 5,26 4,32 +941 45,9
67 Алтайский край 5,20 4,59 +611 34,2
68 Брянская область 5,13 4,60 +531 33,8
69 Кировская область 4,74 4,30 +444 14,3 Китай, Туркмения­, Намибия
70 Ставропольский край 4,72 4,32 +401 48,9
71 Карачаево-Черкесская Республика 4,34 3,53 +808 43,0 Армения, Фиджи
72 Кабардино-Балкарская Республика 3,99 3,83 +155 32,4 Грузия, Марокко
73 Республика Алтай 3,97 3,48 +493 25,0
74 Республика Дагестан 3,76 3,22 +537 83,8 Боливия, ­Гондурас
75 Ивановская область 3,73 3,53 +197 30,4
76 Республика Калмыкия 3,49 3,01 +473 –15,5 Индонезия, ­Филиппины
77 Республика Тува 3,47 3,02 +454 19,8
78 Республика Адыгея 3,42 3,22 +204 35,4
79 Чеченская Республика 1,95 1,62 +325 Судан, Нигерия
80 Республика Ингушетия 1,36 1,30 +53 –9,1 Гана

Светлана Смольнякова

2. Методология исследования социально-экономических процессов и явлений в регионах

2. Методология анализа валового регионального продукта

2.1. Валовой региональный продукт в системе экономических индикаторов регионального развития

В национальной экономике общепризнанной основой макроэкономических измерений и оценок является система Национальных счетов (СНС). В отечественную статистику СНС внедрена в 1993г. , а в настоящее время практически вытеснила разрабатываемую на макроуровне в течение десятилетий систему учета, называемую «балансом народного хозяйства». Причина перехода на СНС заключается в том, что рыночные отношения не возможно адекватно отражать системой учета, обслуживающей административно-плановые отношения . Освоению СНС в России посвящены многие исследования отечественных ученых .

СНС как система взаимосвязанных показателей наиболее общих результатов и пропорций экономического развития сформировалась в 50-е гг. XX в. в развитых капиталистических странах (Англии, США, Франции, Германии) в ответ на потребность органов государственного управления в систематизированной макроэкономической информации для регулирования рыночной экономики . В разработке концепций и понятий СНС и в ее дальнейшем развитии принимали участие экономисты с мировыми именами: Дж. Кейнс, Р. Стоун, Я. Тинберген, М. Фриш, С. Кузнец, В. Леонтьев, О. Окруст. После Второй мировой войны большой вклад в развитие теории и методологии СНС внесли международные экономические организации (ООН, ОСЭР, Европейские сообщества и др.), которым для решения своих задач требовалась сравнимая в международном отношении макроэкономическая информация.

За последние 50 лет ООН, МВФ, Евростат и другие международные организации трижды пересматривали и совершенствовали методологию СНС. В настоящее время СНС применяется для описания и анализа макроэкономических процессов в странах с рыночной экономикой. На сегодняшний день СНС представляет собой обоснованный, общепризнанный инструмент макроэкономического анализа национальной экономики, в том числе и региональной. Сущность СНС заключается в формировании обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях воспроизводственного процесса и их взаимной связи между собой.

Следует отметить, что ключевые макроэкономические агрегаты, определяемые по методологии системы национальных счетов для национальной экономики, могут трансформироваться в соответствующие региональные показатели. Но для этого нужна система счетоводства, адаптированная к региональному уровню.

Для большинства стран с федеративным государственным устройством наличие системы региональных экономических счетов, совместимой с СНС, жизненно необходимо. Методологические принципы построения СРС на основе СНС были разработаны нобелевским лауреатом Р. Стоуном в 50-е гг. ХХ века . В настоящее время региональные счета разработаны и используются в ряде стран, в первую очередь в США, Канаде и странах Европейского Союза. Наиболее полное описание стандарта региональных счетов представлено в ESA 1995 (European System of Accounts) – системе национальных счетов Европейского Союза. Этой теме в руководстве по ESA 1995 посвящена отдельная глава .

Поскольку разработка региональных счетов требует новых концептуальных подходов и затруднена проблемами сбора региональной экономической информации, то СНС-93 оставляет этот вопрос на рассмотрение стран, которым рекомендуется разрабатывать региональные счета в зависимости от их потребностей и возможностей . Для России, страны с огромной территорией и с неравномерным экономическим развитием регионов, разработка СРС как методологической и статистической базы для экономического (в том числе воспроизводственного) анализа региональных и межрегиональных проблем – актуальная задача. Н.Н. Михеева рекомендует формировать СРС, опираясь преимущественно на результаты зарубежных исследований по региональным счетам.

В настоящее время Госкомстатом России предпринимается попытка построения системы региональных счетов на уровне субъектов Федерации. С методологической точки зрения, СРС – специфическое отражение СНС на мезоуровне с сохранением основополагающих принципов. Первый принцип характеризуется наличием системы взаимоувязанных классификаций основных структурных элементов региональных счетов, второй заключается в применении к описанию региональной экономики методов бухгалтерского учета, третий базируется на идее хозяйственного кругооборота и заключается в обеспечении замкнутости системы на основе жесткой взаимосвязи показателей .

При внедрении СРС Госкомстат России следует методологическим положениям Европейского статкомитета, который рекомендует начинать работу по построению региональных счетов с расчетов валовой добавленной стоимости и валового накопления капитала . Первые шаги в этой области уже ощущаются в российской статистической практике: для субъектов Федерации разрабатывается счет производства (выпуск товаров и услуг, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость – по крупным отраслям и в целом, ВРП) и отдельные элементы ряда счетов (основные виды доходов, фактическое конечное потребление домашних хозяйств, инвестиции в основной капитал).

Построение СРС связано со следующими принципиальными проблемами, обусловленными открытым характером региональной системы (взаимодействие с другими регионами внутри национальной экономики и взаимоотношения с остальным миром) :

С распределением между регионами затрат и результатов видов деятельности, присущих только национальной экономике в целом (центральное управление, оборона, денежная эмиссия и т.п.) или не имеющих четкой территориальной привязки (услуги внешней торговли, банков и т.п.);

С распределением и фиксированием экономических операций между институциональными субъектами, действующими на территории региона (резидентами и нерезидентами);

С определением экономических границ производства и потребления в регионе;

С отражением операций ввоза и вывоза товаров и услуг, а также экспорта и импорта продукции.

Таким образом, вышеизложенные концептуальные трудности регионализации системы национальных счетов и ограничения информационного плана, с которыми сталкиваются территориальные органы государственной статистики, объясняют, почему СНС не может быть реализована в полном объеме на региональном уровне.

Тем не менее, исследователями, занимающимися макроэкономическим анализом на основе региональных счетов, в частности Н.Н. Михеевой, предлагаются практические возможности построения системы счетов для отдельного региона в матричной форме, включающей текущие счета: счет товаров и услуг, счет производства, счета первичного и вторичного распределения доходов, счет использования доходов, счет капитала и два счета внешних связей региона (счет остального мира, счет остальных регионов) .

Из сказанного следует, что разработка и построение экономических счетов регионов позволит связать воедино производство и формирование доходов и расходов всех секторов экономики регионов и оценить влияние макроэкономических процессов на формирование темпов и пропорций регионального развития в России.

Центральное положение в СНС занимает макроэкономический показатель – валовой внутренний продукт, а в СРС – его региональный аналог – валовой региональный продукт (ВРП). Без них невозможно построение как национальных, так и региональных счетов. ВВП и его важнейшие компоненты (элементы) – исходные параметры для построения специальных счетов, соответствующих каждой стадии воспроизводства на макроуровне (стадии производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования на конечное потребление и накопление и др.). Очевидно, что изъятие ВВП (соответственно, ВРП) из статистического оборота разрушит всю СНС (СРС). В отношении ВВП такой угрозы не существует, потому что во всех странах с рыночной и переходной экономикой он применяется в макроэкономическом анализе как главный индикатор. Роль ВРП пока не так авторитетна. Однако административно-территориальное деление России на регионы (субъекты Федерации), стремящиеся к относительной самостоятельности и самодостаточности, приводит к потребности соответствующих индикаторов, которые будут адекватно отражать уровень их социально-экономического развития. В качестве результирующего показателя эффективности экономической деятельности региона выступает ВРП, а его абсолютный размер является объективным показателем вклада отдельного региона в экономику страны.

Выделим аналитические возможности ВРП в системе существующих региональных экономических индикаторов , которые проявляются в следующем:

1. ВРП выступает в качестве основного показателя, отражающего достигнутый уровень экономического роста: темп роста или прироста реального ВРП в целом по региону либо на душу населения . При этом под экономическим ростом в регионе понимается увеличение масштабов регионального производства, которое обеспечивается как за счет роста количества применяемых факторов производства, так и на основании повышения их качества, которое характеризует интенсивный тип роста . В классическом понимании выделяются два типа экономического роста: преимущественно экстенсивный, основывающийся на вовлечении, наращивании капитальных, трудовых и других ресурсов развития при строительстве новых предприятий, освоении новых месторождений, земель и т.д., и преимущественно интенсивный, основывающийся на повышении производительности труда, отдачи других ресурсов, повышении эффективности их использования на базе реконструкции действующих предприятий. Сегодня появилась возможность инновационного типа экономического роста, который коренным образом отличается от предшествующих тем, что вместо ресурсов массового машинного производства приоритетное значение получают ресурсы постиндустриального развития: наука, накопленные и создаваемые знания, информация и информационные технологии, базовые наукоемкие макротехнологии, общее и профессиональное образование.

В современном мире вклад науки, инноваций и новых технологий достаточно высок и продолжает увеличиваться. В США в последние два десятилетия доля прироста ВВП за счет «прогресса в знаниях» приближается к 90%. Экономический рост стран Западной Европы, Японии и Южной Кореи также основан на постиндустриальных ресурсах . Следует отметить, что инновации и новые технологии обеспечивают не только рост ВВП (соответственно, ВРП), но и его качественное и прогрессивное изменение. В связи с этим в отраслевой структуре ВВП (ВРП) начинают преобладать отрасли наукоемких производств.

Что касается России, то наблюдающийся ее инновационный экономический рост в основном происходит за счет работы отраслей наукоемкого сектора промышленности. К ним относятся отрасли оборонного комплекса (авиационная, ракетно-космическая, электронная, промышленность средств связи и радиопромышленность, промышленность вооружения, боеприпасов и спецхимии, атомное судостроение), атомного комплекса, химико-фармацевтической промышленности, производства химических волокон и нитей, научного приборостроения, производства медицинского оборудования. Однако в последнее время наблюдается резкий спад наукоемких производств, в значительной мере вызванный недостаточной эффективностью как рыночных механизмов, так и государственного регулирования сложной хозяйственной деятельностью, а также слабыми адаптационными свойствами предприятий к изменяющимся условиям хозяйствования .

По оценкам экспертов, в результате экономических реформ в России скорость инновационного обновления производства не только не возросла, но и недопустимо упала, что привело к нарастанию структурных диспропорций и противоречий . Так, по удельному весу в общемировой величине Россия имеет 12% ученых, но на мировом рынке доля наукоемкой продукции страны составляет всего 0,3%. Число инновационно-активных предприятий по видам экономической деятельности выросло с 1995 по 1999 г. на 16,9%. Удельный вес принципиально новой и усовершенствованной продукции в общем объеме отгруженной продукции этих предприятий в 1999 г. составил 9,5% против 14% в 1995 г. Негативно отразилось резкое сокращение финансирования науки из средств федерального бюджета: в 2002 г. ассигнования по разделу «Фундаментальные исследования и содействие НТП» составили 1,55% к расходам федерального бюджета против 2,02% в 1997 г; 0,28% к ВВП против 0,36% (соответственно) . Сократилось и число организаций, составляющих научно-техническую сферу страны: если в 1997 г. их было 4,137тыс., то в 2000г – 4,099тыс. При этом численность персонала, занятого исследованиями и разработками, уменьшилась на 5% по сравнению с 1997 г.

2. ВРП создает информационную базу для построения государственной и внутрирегиональной экономической политики. В странах с разнообразными условиями социально-экономического развития главное предназначение государственной региональной политики заключается в уменьшении различий в уровнях жизнеобеспечения людей, проживающих на разных территориях, в преодолении региональной асимметрии в целом, в создании предпосылок активизации межрегиональных экономических связей . Являясь обобщающей параметрической характеристикой экономического развития регионов, ВРП выступает в качестве инструмента осуществления конкретного направления региональной государственной политики: проведение анализа дифференциации уровней социально-экономического развития регионов России, их типологизации, с последующей разработкой мер государственного воздействия . Для этих целей в составе индикаторов регионального развития ВРП отражает:

Общую макроэкономическую ситуацию в регионе: ВРП на душу населения (руб.), ВРП на душу населения по отношению к среднероссийской величине (в %), ежегодный темп прироста ВРП на душу населения (в %), ВРП на единицу произведенной продукции, услуг (руб.), произведенный ВРП в расчете на одного занятого или жителя (руб.), инвестиции в % к ВРП;

Состояние бюджетной и финансовой системы (показатели, относимые к ВРП): дефицит бюджета к ВРП (в %), доля совокупных налоговых и неналоговых начислений в ВРП (в %), доля прибыли по основным видам хозяйственной деятельности к ВРП (в %), доля просроченной кредиторской задолженности к ВРП (в %), доля кредитных вложений к ВРП (в %), доля текущих и расчетных счетов предприятий к ВРП (в %), депозиты населения к ВРП (в %).

При оценке необходимых масштабов поддержки регионов из средств федерального бюджета в форме общих трансфертов некоторыми исследователями предлагается взять за основу оценки нормативного уровня финансовых возможностей региона именно созданный ВРП, который может быть использован в регионе на потребление и накопление (ВРП за вычетом его части, переданной в виде налоговых и неналоговых отчислений в федеральный бюджет и центральные внебюджетные фонды). Общие трансферты направлены, с одной стороны, на пополнение общих ресурсов потребления и накопления в конкретном регионе, а с другой - на выравнивание (сближение) интегральных индикаторов социально-экономического развития в разных регионах. Для тех регионов, где среднедушевой произведенный ВРП выше минимально гарантированного уровня, трансферты из федерального бюджета на пополнение ресурсов потребления и накопления не предусматриваются.

3. ВРП может использоваться в качестве одного из возможных показателей экономического дохода как основа расчета налогового потенциала субъекта Федерации, наиболее полно учитывающего объем налогооблагаемых ресурсов . Согласно методологии СНС, ВРП является исходной базой для исчисления таких показателей, как произведенный и полученный (располагаемый) региональный доход (рис. 2.1).

Произведенный доход - сумма первичных доходов всех секторов экономики, полученных резидентами региона в результате участия в производстве регионального продукта на данной территории. Иными словами, валовой региональный произведенный доход равняется объему созданного ВРП. Для более полного отражения первичных доходов, произведенных институциональными единицами-резидентами данного региона и выплачиваемых ими как резидентам, так и нерезидентам, рекомендуется составлять региональный счет произведенного дохода в рамках СРС. Региональный счет произведенных доходов, распределенных по отраслям и секторам, включает следующие компоненты: оплату труда с отчислениями социального характера, прибыль и смешанный доход, потребление основного капитала, налоги на производство.

Полученный доход характеризует доходы всех институциональных субъектов (секторов) независимо от того, произведены они на данной территории или получены извне. Валовой располагаемый региональный доход рассчитывается по секторам экономики путем коррекции величины валового произведенного дохода и доходов от собственности в каждом секторе на сальдо обмена доходами внутри региона и между секторами национальной экономики вне данного региона.

Обменные операции фиксируются в форме текущих трансфертов, переданных и полученных каждым сектором региональной экономики. Поскольку экономика регионов открыта и резиденты различных регионов экономически взаимосвязаны, то валовой произведенный в регионе доход не равен валовому региональному располагаемому доходу. Если приток внешних доходов в субъект Федерации превышает объем передаваемых доходов (что характерно для субъектов – чистых реципиентов федерального бюджета), то располагаемый региональный доход больше произведенного. Итак, оба показателя экономического дохода охватывают основной объем налогооблагаемых ресурсов региона и вполне адекватно отражают налоговый потенциал территории.

4. В современных условиях особое внимание уделяется проблемам обеспечения экономической безопасности региона. ВРП создает информационную аналитическую базу в целях осуществления государственного регулирования мер по обеспечению экономической безопасности региона. Для этого необходима организация специальных мониторинговых исследований. В соответствии с рекомендациями Госкомстата России, специалистами Вологодского облкомстата разработана система показателей, характеризующих состояние экономики области для контроля обеспечения экономической безопасности.

Рис. 2.1. Взаимосвязь ВРП, валового регионального произведенного и располагаемого дохода

В состав этой системы показателей ВРП включен по следующим направлениям :

В блоке показателей, оценивающих способность экономики к устойчивому развитию (темп роста ВРП к предыдущему году (в %), индекс-дефлятор ВРП к предыдущему году (в %), объем оборота розничной торговли в % к ВРП, инвестиции в основной капитал в % к ВРП);

В блоке показателей, отражающих устойчивость финансовой системы региона (дефицит консолидированного бюджета в % к ВРП);

В блоке показателей, отражающих качество жизни населения (расходы на здравоохранение и на культуру в % к ВРП).

С внедрением в российскую практику СНС изменяется система основных результирующих показателей, характеризующих отдельные стороны регионального воспроизводства. В ее состав входят следующие показатели: валовой выпуск товаров и услуг, валовая добавленная стоимость отраслей регионального хозяйства, валовой региональный продукт, чистый региональный продукт, региональный доход, располагаемый региональный доход, чистый располагаемый региональный доход, валовая прибыль экономики региона, чистая прибыль экономики региона, расходы на конечное потребление в регионе (домашних хозяйств, государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства), региональное валовое накопление, доходы институциональных единиц-резидентов (оплата труда наемных работников, чистые налоги на производство, валовая прибыль и смешанные доходы).

Использование системы взаимосвязанных результирующих показателей, отражающей воспроизводственный подход к управлению регионом, позволит:

Определить место региона в территориальном разделении труда;

Установить соотношение между производством и использованием валового регионального продукта;

Проанализировать важнейшие внутрирегиональные экономические пропорции воспроизводства;

Оценить эффективность регионального воспроизводства.

Безусловно, не стоит приписывать значению ВРП несвойственный ему смысл, например измерителя уровня жизни населения, на что обращают внимание в своей работе А.Г. Гранберг и Ю.С. Зайцева . Тем не менее, неразумно вопреки методологическим принципам СНС и соответственно СРС пытаться заменить ВРП другими региональными экономическими индикаторами. Некоторые исследователи рекомендуют использовать в качестве заменителя ВРП объем региональной продукции промышленности в денежном выражении. Но этот показатель, во-первых, является частным индикатором регионального воспроизводства сегодня в меньшей степени отражающим структуру российской экономики. Так, удельный вес промышленной продукции в объеме ВВП России в 2001 г. составил 65,5%, а в ряде регионов, вступивших на путь постиндустриального развития, намного меньше (например, в Москве – 3,7%). Кроме того, в промышленности России задействовано теперь менее четверти общего числа занятых в экономике. Во-вторых, при корректном измерении объема регионального промышленного производства возникают, в основном, те же трудности, что и при исчислении ВРП, но справиться с ними статистическими данными промышленного производства, не затрагивая другие ее области, невозможно.

Итак, следует отметить, что в рамках международной статистической методологии СНС (СРС) неправомерно заменять ВВП и ВРП какими-либо другими показателями. В то же время не следует воспринимать ВВП и ВРП в качестве универсальных, самодостаточных индикаторов. При проведении экономического анализа развития национального и региональных хозяйств целесообразно дополнять эти показатели другими, более специализированными индикаторами.

ВРП как параметрическая характеристика регионального воспроизводства идентифицируется в системе воспроизводственных пропорций. Исследование структурных пропорций ВРП обусловлено рядом причин:

ВРП представляет собой результат расширенного регионального воспроизводства и выступает в качестве одного из основных показателей экономической эффективности региональной институционально-воспроизводственной системы;

ВРП занимает центральное положение в системе региональных счетов и методологически тесно связан с другими показателями социально-экономического развития региона;

ВРП при расчете тремя возможными методами – производственным, распределительным и конечного использования – включает в себя компоненты (показатели), которые представляют собой важнейшие параметрические характеристики функционирования структурных элементов институционально-воспроизводственной системы региона. Отраслевая структура произведенного ВРП и динамика ее изменения позволяют оценить место региона в территориальном разделении труда, охарактеризовать направленность структурно-институциональных перемен в региональном хозяйстве, определить тенденции роста (замедления) сферы производства товаров и услуг. Стоимостная структура ВРП показывает соотношение затрат и результатов работы всех отраслей регионального хозяйства. Компоненты структуры распределения ВРП отражают доходы, полученные институциональными субъектами воспроизводственной системы региона. Элементы структуры использования ВРП отражают удовлетворение потребностей конечных потребителей и вложение резидентными институциональными единицами региона средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве.

С одной стороны, к параметрическим характеристикам региональной воспроизводственной системы относятся ее результаты, из которых в свою очередь формируется система взаимосвязанных пропорций , последние же подвержены изменениям во времени (динамическим) под воздействием доминирующего технологического уклада хозяйства, социальных механизмов производства, распределения, обмена и потребления в соответствии с общественными интересами, потребностями, имеющимися ресурсами. С другой стороны, в валовый региональный продукт встроены составляющие параметрических характеристик (результаты - пропорции - динамика) институционально-воспроизводственной системы региона. Во-первых, ВРП представляет собой параметр результативности расширенного регионального воспроизводства в продуктовом и стоимостном выражении. Во-вторых, ВРП является источником ресурсов для возобновления воспроизводственного цикла. В-третьих, ВРП выступает как индикатор, обладающий собственной структурой производства, распределения и использования, элементы которой могут рассматриваться в качестве составляющих формирования экономико-структурных пропорций ВРП. Наконец, непрерывное движение ВРП по фазам воспроизводственного процесса в регионе выражается в приращении его объемов ВРП в динамике.

Экономико-структурные пропорции ВРП - пропорции, формирующиеся на основе элементов структуры производства, распределения и использования ВРП. К пропорциям производства ВРП относятся:

Соотношения между отраслевыми долями валового выпуска и валовой добавленной стоимости в произведенном ВРП;

Пропорции между удельным весом в структуре ВРП сферы производства и сферы услуг;

Соотношения между отраслями регионального хозяйства в произведенном ВРП;

Пропорции между воспроизводственными секторами в структуре ВРП;

Соотношение долей рыночных и нерыночных услуг в произведенном ВРП;

Соотношение формирующих элементов (валового выпуска, промежуточного потребления, налогов и субсидий) в стоимостном объеме ВРП;

Пропорции структуры произведенного ВРП по институциональным секторам;

Пропорция относительной продуктивности сферы производства и сферы услуг.

К пропорциям распределения ВРП относятся:

Пропорции между полученными первичными доходами субъектов воспроизводственной системы;

Пропорции перераспределения вторичных доходов между институциональными секторами;

Соотношения между произведенным доходом и располагаемым доходом в регионе.

Пропорции использования ВРП включают:

Соотношение компонентов конечного использования ВРП (расходами на фактическое конечное потребление домашних хозяйств, расходами государственных учреждений на коллективные услуги, валовым накоплением);

Пропорции между расходами на конечное потребление и валовым накоплением;

Соотношение перераспределения ВРП (между произведенным и использованным ВРП);

Пропорция между среднедушевыми показателями фактического конечного потребления домашних хозяйств и произведенным ВРП;

Пропорции ввоза и вывоза, экспорта и импорта в структуре ВРП по расходам для выявления взаимодействия региона с «остальной» страной и с миром.

Таким образом, процесс функционирования региональной воспроизводственной системы находит концентрированное выражение в экономических пропорциях структуры производства, распределения и использования валового регионального продукта (рис. 2.2).


Гутман Г , Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой /Под ред. Г.В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2001.

Иванов Ю. Перспективы перехода на систему национальных счетов в странах СНГ //Вопросы экономики. 1993. №5; Иванов Ю. К выходу в свет новой системы национальных счетов ООН //Вопросы экономики. 1994. №5; Иванов Ю., Масакова И. Система национальных счетов в российской статистике //Вопросы экономики. 2000. № 2; Иванов Ю. Применение международных стандартов в российской статис//Вопросы экономики. 2001. № 3; Елисеева И.И., Щирина А.Н., Капралова Е.Б. Возможности оценки теневой экономической деятельности на основе СНС //Вопросы статистики. 2001. №2; Кремлев Н.Д., Сивелькин В.А. Система национальных счетов как отражение теневой экономики (вопросы оценки) //Вопросы статистики. 2001. №2.

Иванов Ю. Перспективы перехода на систему национальных счетов в странах СНГ//Вопросы экономики. 1993. №5. С.22 – 31; Иванов Ю. К выходу в свет новой системы национальных счетов ООН //Вопросы экономики. 1994. №5. С.151 – 152.

Михеева Н.Н. Проблемы использования региональных счетов в макроэкономическом анализе // Экономика и математические методы. 2000. Т. 36. №4. С. 48 – 57.

Систему индикаторов регионального развития см. в работе: Суспицын С. Методические проблемы прогнозирования приоритетов и последствий государственной региональной политики //Российский экономический журнал. 2000. №2. С. 57 – 71.

Гранберг А.Г. Сибирь и Дальний Восток: общие проблемы экономического роста //Регион: экономика и социология. 2003. №1. С. 14–28.; Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой /Под ред. Г.В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2001; Узяков М.Н. Суспицын С. Проблемы методического обеспечения конкретных направлений государственной региональной политики //Российский экономический журнал. 2003. №11–12. С. 71 – 77.

Гранберг А., Масакова И., Зайцева Ю. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития региона //Вопросы статистики. 1998. №9. С. 3 – 11; Гранберг А., Зайцева Ю. Производство и использование валового регионального продукта: межрегиональные сопоставления. Ст. 1. – Методологические вопросы анализа производимого и используемого ВРП //Российский экономический журнал, 2002. №10. С. 42 – 64; Ст. 2. Корректировки ВРП с учетом территориальных различий покупательной способности денег //Российский экономический журнал. 2002. №11-12. С. 48 – 70; Гранберг А., Зайцева Ю. Темпы роста в национальном экономическом пространстве //Вопросы экономики. 2002. № 9. С. 4 – 17; Путь в ХХI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики /Рук. авт. колл. Д.С. Львов; Отд. Эконом. РАН; науч. – ред. Совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999.; Суспицын С. Олейникова И.Н. Основы исследования воспроизводственных процессов: структурно-логический подход. /Системный анализ в проектировании и управлении: Труды VII Междунар. науч.-техн. конф. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003.

Предыдущая

Валовой региональный продукт (ВРП) - центральный показатель системы национальных счетов (СНС), который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВРП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты. ВРП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и так далее.

Прежде чем приступить к характеристике методов расчета ВРП, необходимо заострить внимание на ключевых моментах в понятии показателя.

Прежде всего, ВРП - это показатель произведенного продукта, который представляет собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Это означает, что стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства (таких, как сырье, материалы, топливо, энергия, семена, корма, услуги грузового транспорта, оптовой торговли, коммерческие и финансовые услуги и т. п.), не входит в ВРП. В противном случае ВРП содержал бы повторный счет.

Конечная продукция -- это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи. Промежуточная продукция -- это товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попасть к конечному потребителю.

Для того чтобы правильно рассчитать совокупный объем производства, необходимо, чтобы все продукты и услуги, произведенные в данном году, были учтены один раз, и не более того. Большинство продуктов проходят несколько производственных стадий, прежде чем попадают на рынок. В результате отдельные части и компоненты большинства продуктов покупаются и продаются несколько раз. Таким образом, чтобы избежать многократного учета частей продуктов, которые продаются и перепродаются, при расчете ВРП учитывается только рыночная стоимость конечных продуктов и исключается промежуточный продукция.

Следовательно, для исключения многократного повторного счета, ВРП должен выступать как стоимость конечных товаров и услуг и включать только стоимость, создаваемую (добавляемую) на каждой промежуточной стадии обработки.

Рассмотрим подробней понятие добавленной стоимости.

Добавленная стоимость (ДС) - это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и охватывающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, т.е. заработную плату, прибыль и амортизацию конкретного предприятия. Поэтому стоимость потребленных сырья и материалов, которые приобретались у поставщиков, и в создании которых предприятие не принимало участия, в добавленную стоимость произведенного данным предприятием продукта не включается.

Иначе говоря, добавленная стоимость -- это валовая продукция предприятия (или рыночная цена выпущенной продукции) за минусом текущих материальных издержек, но с включением в нее отчислений на амортизацию (так как основные фонды предприятия принимают участие в создании новой стоимости производимой продукции). В советской практике этот показатель носил название условно чистой продукции.

ВРП - это также внутренний продукт, потому что он произведен резидентами. К резидентам относятся все экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на территории данной страны (региона). Это означает, что они занимаются производственной деятельностью или проживают на экономической территории страны длительное время (не менее года). Экономическая территория страны - это территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. В отличии от географической территории она не включает территориальные анклавы других стран (посольства, военные базы), но включает такие анклавы данной страны, расположенные на территории других стран.

ВРП - это валовой продукт, потому что он исчисляется до вычета потребления основного капитала. Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его физического и морального износа и случайных повреждений, не носящих катастрофического характера. Теоретически внутренний продукт должен определяться на чистой основе за вычетом потребления основного капитала. Однако для определения потребления основного капитала в соответствии с принципами СНС требуются специальные расчеты на основе данных о восстановительной стоимости основных фондов, их сроке службы и износе по видам основных фондов. Амортизация по данным бухгалтерского учета не подходит для этой цели. Не все страны производят такие расчеты, а те, которые производят, используют различные методы. Таким образом, данные о ВРП более доступны и сравнимы между странами, и поэтому показатель ВРП получил более широкое распространение, чем чистый внутренний продукт.

Помимо ВРП в статистике ряда зарубежных стран используется и более ранний макроэкономический показатель -- валовой национальный продукт (ВНП). Оба они отражают результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства материального производства и услуг. Оба определяют стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год (квартал, месяц). Эти показатели подсчитываются в ценах как текущих (действующих), так постоянных (ценах какого-либо базового года).

Разница между ВНП и ВВП (ВРП) состоит в следующем:

1) ВРП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сфер материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных территории данной страны;

2) ВНП -- это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в стране или за рубежом).

Таким образом, ВНП отличается от ВРП на сумму так называемых факторных доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом переведенная в страну прибыль вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности, заработная плата граждан, работающих за рубежом за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев.

Обычно, чтобы рассчитать ВНП, к показателю ВРП добавляют разность между прибылями и доходами, полученными предприятиями и физическими лицами данной страны за рубежом, с одной стороны, и прибылями и доходами, полученными иностранными инвесторами и иностранными работниками в данной стране, с другой стороны.

Эта разность весьма невелика: для ведущих стран Запада не более ±1 % от ВРП. Статистическая служба ООН рекомендует в качестве основного показателя использовать показатель ВРП.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской федерации

ФГБОУ ВПО "Тюменский государственный университет"

Институт дистанционного образования

Контрольная работа

на тему: "Валовой региональный продукт и показатели промышленной деятельности в регионе"

  • Оглавление
  • 1. Основные понятия региональной экономики
  • 2. Понятие валового регионального продукта
  • 3. Общая характеристика Томского региона
  • 4. Макроэкономические характеристики региона (на примере 2009 года)
  • 5. Открытость экономики региона
  • 6. Отраслевая экономика

1. Основные понятия региональной экономики

Регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов.

Одним из основных понятий региональной экономики является экономическое пространство, развивающее исходное представление о территории. Экономическое пространство - это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети и т.д. Каждый регион имеет свое внутренне пространство и связи с внешним пространством.

Качество экономического пространства определяется многими характеристиками и параметрами. Среди них следует выделить прежде всего:

· плотность (численность населения, объем валового регионального продукта, природные ресурсы, основной капитал и т.д. на единицу площади пространства);

· размещение (показатели равномерности, дифференциации, концентрации, распределения населения и экономической деятельности, в том числе существование хозяйственно освоенных и неосвоенных территорий);

· связанность (интенсивность экономических связей между частями и элементами пространства, условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей, определяемые развитием транспортных и коммуникационных сетей).

2. Понятие валового регионального продукта

Валовой региональный продукт (ВРП) - показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объёмов её промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов. валовой региональный макроэкономическая промышленный

Валовой региональный продукт на стадии производства, рассчитанный производственным методом , представляет сумму валовой добавленной стоимости, созданной всеми институциональными единицами-резидентами на экономической территории региона (без учёта чистых налогов на продукты).

Рассчитывается на уровне отраслей и секторов производственным методом как разница между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением, образованным из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства. Термин "валовая" указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала.

Валовой региональный продукт рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный объём валового регионального продукта ), а также в сопоставимых ценах (реальный объём валового регионального продукта ).

Валовой региональный продукт (ВРП) - обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. Публикация данных о ВРП ранее осуществлялась в рыночных ценах. Оценка ВРП в основных ценах отличается от оценки в рыночных ценах на величину чистых (за вычетом субсидий на продукты) налогов на продукты. ВРП в основных ценах представляет собой сумму добавленных стоимостей в основных ценах по видам экономической деятельности.

Основная цена - цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, без налогов на продукты, но включая субсидии на продукты. Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне видов экономической деятельности как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением.

Выпуск товаров и услуг представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц-резидентов региональной экономики в отчетном периоде. Реализованные товары и услуги включаются в выпуск по фактической рыночной стоимости, нереализованная готовая продукция - по средним рыночным ценам. Изменение незавершенного производства включается в валовой выпуск по себестоимости.

Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства в отчетном периоде. Потребление основного капитала не входит в состав промежуточного потребления.

Расходы на конечное потребление ВРП складываются из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, расходов государственных учреждений на индивидуальные товары и услуги и на коллективные услуги, расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Такая группировка показывает, кто финансирует расходы на конечное потребление.

Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. Валовое накопление основного капитала включает следующие компоненты: а) приобретение за вычетом выбытия, новых и существующих основных фондов; б) затраты на крупные улучшения произведенных материальных активов; в) затраты на улучшение непроизведенных материальных активов; г) расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы.

3. Общая характеристика Томского региона

Название: Томская область.

Административный центр: г. Томск.

Дата образования области: 13 августа 1944 года.

Экономический регион: Западно-Сибирский район.

Округ: Сибирский федеральный округ.

Общая численность населения: 1044,147 тыс. чел Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2009 года - Москва: Росстат.2009 - с. 81-214с. .

Плотность населения: 3,27 чел. на 1 км 2 .

Протяженность с севера на юг: 600 км, с запада на восток - 780 км.

Граничит: на юге - с Кемеровской, Новосибирской областями, на юго-западе - с Омской областью, на западе, северо-западе и севере - с Ханты-Мансийским автономным округом, на северо-востоке и востоке - с Красноярским краем.

4. Макроэкономические характеристики региона (на примере 2009 года)

Валовый региональный продукт (ВРП) Томской области за 2009 год снизился, по сравнению с 2008 годом на 5 % и составил 256 миллиардов рублей. http://sibir.rian.ru/economy/20100209/81878017.html. Спад ВВП в РФ в 2009 году составил 7,9 %. Объем валового регионального продукта (ВПР) Томской области за 2008 год составил 251,7 млрд. рублей, его реальный (в сопоставимых ценах) рост к уровню ВРП 2007 года - 102,4 %.

Наблюдается снижение на 20 % и инвестиции в основной капитал. При этом объем инвестиций в экономику Томской области составил около 63 миллиардов рублей. Одной из основных отраслей экономики региона стал научно-образовательный комплекс. С 2008 года научно-образовательный комплекс является ведущей отраслью экономики после нефтегазовой отрасли. Объем привлеченных ресурсов составил 20 миллиардов рублей.

Таблица 1. Основные показатели развития экономики за январь-декабрь 2009 года http://tomsk.gov.ru/export/sites/ru.gov.tomsk/ru/economy_finances/socially_economic_status/monitoring/ archive/2009/monitoring_2009.pdf.

январь-декабрь

в % к соответствующему периоду 2008 года

Объем отгруженных товаров собственного производства (млн. руб.)

Объем работ по виду деятельности "строительство" (млн. руб.)

Объем инвестиций в основной капитал по крупным организациям (за счет всех источников финансирования) (млн. руб.)

Продукция сельского хозяйства (млн. руб.)

Оборот розничной торговли (млн. руб.)

Объем платных услуг населению (млн. руб.)

Индекс потребительских цен (в %)

Численность работников списочного состава по области за декабрь 2009 г. составила 261,1 тыс. человек (снизилась на 3,9 % к декабрю 2008 г.).

Средняя начисленная заработная плата в расчете на одного работника за декабрь 2009 г. составила 28214 рублей или 109,2 % к декабрю 2008 г. (средняя за 2009 год - 19122 рублей). Максимальный размер начисленной заработной платы в г. Стрежевой - 53170 рублей (в 1,9 раза выше среднеобластного значения), минимальный в Кожевниковском районе - 13435 рублей (в 2,1 раза ниже среднеобластного значения).

По состоянию на 1 января 2010 г. на предприятиях и в организациях в целом по области просроченная задолженность составила 44,9 млн. руб. Максимальная задолженность в г. Томске - 34,7 млн. руб. и в г. Стрежевой - 7,3 млн. руб.

Таблица 2. Показатели социально-экономического развития Томской области и России

Показатели

в процентах к предыдущему году

ВРП - Томская область (в основных ценах)

ВРП - Россия (в рыночных ценах)

Продукция промышленности

Томская область

Продукция сельского хозяйства

Томская область

Строительство

Томская область

Оборот розничной торговли

Томская область

Сводный индекс потребительских цен

Томская область

Реальные располагаемые денежные доходы населения

Томская область

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, рублей

Томская область

Уровень бедности, в %

Томская область

Томская область богата природными ресурсами, такими как нефть (82 месторождения, 1449 млн. т), природный газ (632 млрд. мі), чёрные и цветные металлы, бурый уголь - 74,7 млрд. т (первое место по запасам в России), торф (второе место по запасам в России) и подземные воды. Открыто 12 месторождений металлических руд: железа, титана, циркония, скандия, каолина, меди и др. Ресурсы и запасы нефти в недрах территории оцениваются в 2,5 млрд. тонн, газа - в 1,3 трлн кубометров, бурого угля - 75,7 млн. тонн. Область занимает второе место в России по запасам торфа. Пока нефть и газ добываются только на левом берегу Оби. Потенциальные запасы нефти на Правобережье - от 600 млн. до 1 млрд. тонн, газа - от 1 до 6 трлн кубометров. В области реализуется проект "Правобережье" по разведке и освоению нефтегазовых месторождений, расположенных в междуречье Оби и Енисея.

В области находится Бакчарское железорудное месторождение, являющееся одним из крупнейших в мире (57 % всей железной руды России), общий объём запасов 90 млрд. т. На территории Томской области расположено множество месторождений сырья для строительных материалов: глины, песка, известняков, глинистых сланцев, гравия.

Общая площадь лесного фонда - 26722,0 тыс. га, в том числе площадь территории, занятой хвойными породами - 10105,6 тыс. га. Общий запас древесины основных лесообразующих пород - 2602,8 млн. м 3 . Лесные массивы занимают около 60 % территории области. Большая часть лесного фонда - эксплуатационные леса. Половина эксплуатационных запасов древесины - хвойные породы, из которых наиболее ценными являются кедр, ель, пихта, сосна, лиственница.

В Томской области 15 зоологических заказников, 145 памятника природы, из которых 69 расположены в Томском районе, в частности, Таловские чаши, Синий Утёс, Дызвездный ключ, Озеро Песчаное и др.

В Томской области насчитывается 18,1 тыс. рек, ручьёв и др. водотоков, общей протяжённостью около 95 тыс. км, в том числе - 1620 рек протяжённостью более 10 км (суммарная длина этих рек составляет 57,2 тыс. км). Главной водной артерией является река Обь. Протяжённость Оби в пределах области составляет 1065 км. Продолжительность навигационного периода - 170-180 дней.

5. Открытость экономики региона

Согласно данным Томской таможни внешнеторговый оборот области за январь-декабрь 2009 года составил 942,6 млн. долларов США, что на 14,7 % меньше по сравнению с 2008 г. Экспортно-импортные операции осуществлялись с 69 странами мира. Страны с наибольшим объемом товарооборота: США, Китай, Германия, Казахстан, Франция, Узбекистан, Финляндия, Украина, Швеция, Австрия. Товарооборот с этими странами составляет 895,6 млн. долларов, или 95 % от объема экспортно-импортных операций. Товарооборот с остальными странами составляет 46,9 млн. долларов, или 5 % от объема экспортно-импортных операций.

Экспорт товаров за январь-декабрь 2009 года составил 713 млн. долларов США, что на 23 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Основу экспорта составили: продукция химической промышленности - 80 %, древесина и изделия из неё - 12,8 %, машины, оборудование и транспортные средства (5,4 %). Страны с наибольшим стоимостным объемом экспортных операций: США, Китай, Франция, Финляндия, Казахстан, Узбекистан, Финляндия, Германия, Украина, Швеция, Афганистан.

В период с января по декабрь в целом наблюдается сокращение экспорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако есть ряд государств, экспорт в которые увеличился. Среди них Афганистан (236 % к уровню прошлого года), Бельгия (170,6 %), Вьетнам (175,8 %), Испания (252,3 %), Китай (270,7 %), Словения (400 %), Чешская республика (254,1 %) и Чили (176,1 %). Среди стран СНГ подобная тенденция наблюдается с Азербайджаном (124,4 %), Арменией (147,9 %), Таджикистаном (130,1 %) и Туркменистаном (147,8 %).

Импорт товаров за январь-декабрь 2009 года составил 229,6 млн. долл. и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 28,5 %. Страны с наибольшим стоимостным объемом импортных операций: Германия, Казахстан, Франция, Австрия, Китай, Италия, США, Тайвань (Китай), Республика Корея, Украина. В товарной структуре импорта преобладали: машины, оборудование и транспортные средства - 56,3 %, продукция химической промышленности, каучук - 37,8 %, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье - 2,7 %.

Отчетный период характеризуется ростом таких статей импорта как продовольственные товары (на 64,4 %), машины, оборудование и транспортные средства (на 56,3 %).

Ряд факторов способствовал развитию международных связей Томской области в 1990-е гг. Во-первых, Томск стал открытым городом для посещения иностранных граждан. В-вторых, крупные томские предприятия, такие как Сибирский химический комбинат и Томскнефтехим, стали активно использовать новую возможность привлечения заказов и инвестиций от зарубежных партнеров. В-третьих, программы ТЕМПУС/ТАСИС способствовали развитию международных связей томских университетов: появлению совместных образовательных программ с иностранными вузами, открытию своих представительств за границей, а также созданию исследовательских центров в сотрудничестве с зарубежными компаниями и НИИ на своей базе.

В 2000-е гг. ключевыми событиями для развития международных связей Томской области стали проведение в Томске VIII Российско-германских межгосударственных консультаций на высшем уровне с участием Президента РФ В. Путина и Канцлера ФРГ А. Меркель в апреле 2006г., а также победа Томской области в конкурсе на создание особой экономической зоны технико-внедренческого типа. Эти события привели к резкому росту интереса к Томской области со стороны иностранных компаний и государств. Произошло удвоение количества иностранных делегаций, ежегодно посещающих Томск, количество выездов томских делегаций возросло на треть.

Область стала членом Ассоциации региональных администраций стран Северо-восточной Азии (NEAR), в которую входят администрации регионов Южной и Северной Кореи, Японии, Китая, Монголии и России. Давно определились основные партнеры на Западе - Германия, Франция, Великобритания, США.

Томская область осуществляет свою международную деятельность под лозунгом "Остров интеллекта в океане ресурсов". Обладая двумя конкурентными преимуществами - богатыми природными ресурсами и человеческим капиталом - область делает ставку на развитие экономики знаний, основой которой является сильный научно-образовательный комплекс.

6. Отраслевая экономика

В структуре экономики Томской области традиционно преобладает добыча полезных ископаемых (53 %). Ведущие отрасли промышленности - машиностроение и металлообработка, лесная и нефтяная. Все машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия сосредоточены главным образом в Томске и частично в Колпашево и Северске. Крупнейшие лесозаводы - Могочинский, Кетский, Асиновский и Томский. Нефтедобыча ведется в основном на северо-западе и западе области, в районе пос. Александровское и бассейне р. Васюган.

Промышленный потенциал области составляют более 3600 предприятий. В регионе действует один из крупнейших в мире ядерных центров - Сибирский химический комбинат. Флагманом нефтехимической промышленности является ООО "Томскнефтехим" (первое место в России по производству полипропилена, второе - по производству полиэтилена высокого давления), машиностроения - ЗАО "ЭлеСи", ООО НПФ "Микран" (50 % российского радиорелейного оборудования), ОАО "Сибэлектромотор", ЗАО "Сибкабель", ОАО "НПЦ "Полюс" и другие.

В области производится 36 % российского объема полипропилена, 25 % - метанола, 16 % - полиэтилена, 11,5 % - синтетических смол и пластических масс. В российском машиностроении на долю томских предприятий приходится производство 20 % электродвигателей, 15 % - электроламп, 12 % - кабелей, 7,5 % - подшипников качения.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по чистым видам экономической деятельности по кругу крупных и средних предприятий за январь - декабрь 2009 г. составил 153,3 млрд. руб. (96,1 % к уровню 2008 года), в том числе:

1. Добыча полезных ископаемых по области - 74,8 млрд. руб. (91,2 % к уровню 2008 года). Добычу осуществляют в 7-ми муниципальных образованиях. По данному показателю лидируют Каргасокский (51,4 млрд. руб.), Парабельский (10,4 млрд. руб.) и Александровский (10,3 млрд. руб.) районы. Показатель на душу населения по области составляет 72000,4 руб.

За январь-декабрь 2009 года добыто:

· нефти 10129,5 тыс. тонн (или 101,1 % к соответствующему уровню 2008 года);

· природного газа 4304,5 млн. м 3 (94,9 %);

· газового конденсата 430,1 тыс. тонн (90 %);

· строительных нерудных 1011,6 тыс. м 3 (или 67,8 % к соответствующему уровню 2008 года);

· щебня и гравия 45,5 тыс. м 3 (66,9 %).

За январь-март 2010 года добыто:

· нефти 2611,9 тыс. тонн (или 107,7 % к соответствующему уровню 2009 года);

· природного газа 744 млн. м 3 (99,6 %);

· газового конденсата 94,4 тыс. тонн (86,6 %).

· полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических материалов;

· строительных нерудных 46,7 тыс. м 3 (или 45,5 % к соответствующему уровню 2009 года).

2. Обрабатывающие производства. Оборот организаций обрабатывающего производства за январь-декабрь 2009 года составил 66588,8 млн. рублей и уменьшился по сравнению с январем-декабрем 2008 года на 2,8 %. Лидеры - г. Томск (36,9 млрд. руб.), Томский район (5,5 млрд. руб.) и г. Стрежевой (2,5 млрд. руб.).

3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 18,8 млрд. руб. (120,5 % к уровню 2008 года).

За январь-декабрь 2009 года:

· произведено электроэнергии - 4835,5 млн. кВтч (или 97 % к уровню января-сентября 2008 года);

· отпущено теплоэнергии - 11659,1 тыс. Гкал (98,7 %).

В декабре 2009 года плата за электричество в квартирах без электроплит 100 кВтч составила 180,0 рублей (в декабре 2008 года - 143,0 рубля); за электроэнергию в квартирах с электроплитами 100 кВтч - 126,0 рублей (в сентябре 2008 года - 100,0 рублей).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие, методы расчета, компоненты внутреннего валового продукта. Реальный и номинальный ВВП. Основные классификации секторов экономики, индекс Ласпейреса. Статистический анализ динамики валового внутреннего продукта России за 2007 – 2009 годы.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2011

    Понятие и сущность валового регионального продукта. Валовой региональный продукт на душу населения как важнейший показатель экономического развития субъектов Российской Федерации. Показатель асимметрии Линдберга и чистый экспорт товаров и услуг.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2013

    Валовой внутренний продукт (ВВП) и методы его расчета. Номинальный, реальный и потенциальный ВВП. Понятие и особенности валового национального дохода (ВНД) и валового национального продукта (ВНП). Суть эффекта мультипликатора и расчет его величины.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2010

    Совокупное производство и его компоненты. Наиболее важные аспекты экономического развития. Счета для национальной экономики. Стоимость конечного продукта. Номинальный и реальный валовой внутренний продукт. Применение метода суммирования потока затрат.

    презентация , добавлен 12.12.2015

    Экономический статус субъектов Российской Федерации. Усиление самостоятельности регионов, развитие бюджетного федерализма увеличивают значимость региональной политики. Валовой региональный продукт. Расчет региональных макроэкономических показателей.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2010

    Основные методы расчета валового внутреннего продукта (ВВП). ВВП как денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год. Номинальный и реальный ВВП. Основные методы оценки теневой экономики. Причины неточности показателя ВВП.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2010

    Национальная экономика, ее цели, объект, субъект, предмет, макроэкономические пропорции, функция. Сфера экономического производства. Расчет валового внутреннего продукта по расходам и доходам. Номинальный и реальный ВВП. Состав национального богатства.

    реферат , добавлен 11.05.2017

    Цель экономического и социального развития в Республике Коми. Показатели валового внутреннего продукта. Приток иностранных инвестиций в Республике Коми. Динамика развития экономики. Валовой региональный продукт как важнейший макроэкономический индикатор.

    доклад , добавлен 19.05.2011

    Понятие и принципы определения валового внутреннего продукта. Место и роль основных показателей национальной экономики, необходимых для объективной оценки ее социально-экономического развития. Обзор алгоритма и методов определения валового продукта.

    контрольная работа , добавлен 03.08.2014

    Использование валового регионального продукта и его роль в оценке развития региона. Статистический анализ ВРП на примере Дальневосточного Федерального округа. Экономико-математическое моделирование основных факторов, оказывающих влияние на объемы ВРП.

Валовой региональный продукт (ВРП) - обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг.

Валовой региональный продукт (ВРП) - показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления, определяется как сумма вновь созданных стоимостей отраслей экономики региона.

Hа национальном уровне валовой региональный продукт (ВРП) соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.

Существует несколько методов расчета ВРП . Валовой региональный продукт на стадии производства, рассчитанный производственным методом, представляет сумму валовой добавленной стоимости, созданной всеми институциональными единицами-резидентами на экономической территории региона (без учёта чистых налогов на продукты).

Рассчитывается на уровне отраслей и секторов производственным методом как разница между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением, образованным из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства. Термин «валовая» указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала.

Валовой региональный продукт рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный объем валового регионального продукта), а также в сопоставимых ценах (реальный объем валового регионального продукта).

Показатель валового регионального продукта является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта. Однако между показателями валового внутреннего продукта (на федеральном уровне) и валового регионального продукта (на региональном уровне) есть существенная разница.

Сумма валовых региональных продуктов по России не совпадает с ВВП, поскольку при расчете ВРП не учитывается ряд элементов, которые включает в себя ВВП. Поэтому суммарный ВРП всех регионов России меньше ВВП страны.

Перечислим элементы, не учитываемые при расчете валового регионального продукта (ВРП) :

Добавленная стоимость отраслей, оказывающих коллективные нерыночные услуги обществу в целом (государственное управление, оборона, международная деятельность и т.д.);
- добавленная стоимость услуг финансовых посредников (в первую очередь банков), деятельность которых редко ограничивается строго отдельными регионами;
- добавленная стоимость услуг внешней торговли, которые во многих случаях можно получить только на федеральном уровне;
- часть налогов (налоги на импорт и экспорт), которые невозможно учесть на региональном уровне.

Что касается первого пункта рассмотренных элементов, то концептуально учет этих услуг должен осуществляться по месту их производства (оказания), а их величина должна включаться в объем ВРП соответствующего региона.

Объем этих коллективных услуг определяется в размере соответствующих расходов государственного бюджета, отражаемых в отчете об исполнении федерального бюджета. Все расходы федерального бюджета в региональном разрезе должны учитываться и отражаться системой региональных казначейств в соответствии с действующей единой бюджетной классификацией. Но до сих пор продолжает сохраняться практика учета некоторых расходов федерального бюджета в целом по стране без разбивки по отдельным регионам.

Это обусловлено, в основном, невозможностью определить, к какому конкретно региону можно отнести осуществляемые расходы (например, расходы бюджета на международное сотрудничество, обслуживание государственного долга и т.д.), а также сохраняющимися недостатками финансового учета или некоторыми политическими соображениями (расходы на оборону, органы внутренних дел и т.д.).

Таким образом, наличие проблем, связанных с распределением по регионам страны части государственных расходов, а также с преодолением недостатков регионального учета (неполноты отражения данных в отчетах казначейств) заставляют в настоящее время отказаться от их учета на региональном уровне.

Кроме того, к числу позиций, определяющих расхождение между валовым внутренним продуктом в целом и суммой валовых региональных продуктов по всем территориям, относятся показатели, отражающие финансовое и внешнеторговое посредничество.

Производство услуг финансовых посредников в современных условиях весьма затруднительно корректно учесть по регионам. В силу специфики банковской деятельности проблематично привязать ее объем к одному региону, где зарегистрирован банк. Банк может быть зарегистрирован, например, в Москве или иметь здесь только филиал, ведущий, как правило, большой объем операций, но при этом московский банк или московский филиал провинциального банка сегодня реально может обеспечить финансовое посредничество практически на всей территории России. В результате территориальные органы статистики практически не располагают данными для того, чтобы точно оценить производство финансовых услуг на территории региона.

Такой элемент расчета ВВП, как «косвенно измеряемые услуги финансовых посредников», также не представляется возможным распределить по отдельным территориям. Как известно, по методологии СНС стоимость этих услуг включается в промежуточное потребление их получателей. Но вопрос отнесения стоимости услуг финансовых посредников на промежуточное потребление конкретных потребителей этих услуг до настоящего времени не решен даже теоретически, их объем измеряется косвенно в целом и, соответственно, не распределяется ни по отраслям, ни по территориям.

В настоящее время большую проблему в региональных расчетах представляет учет межрегионального обмена товарами и услугами, что и обуславливает невозможность осуществления учета добавленной стоимости внешней торговли для региона с удовлетворительной степенью достоверности.

Очевидно то, что объем чистых налогов на импорт в существующих условиях можно оценить только в целом по экономике без распределения по регионам. Практически невозможно определить территориальную структуру ни налогов, ни субсидий по импорту, поскольку отсутствует информация о территориальном распределении самого импорта товаров.

Определенные проблемы связаны и с региональным учетом чистых налогов на продукты. Они обусловлены недостаточностью информации в бюджете. В частности, для расчета чистых налогов по регионам необходимо представлять региональное распределение субсидий на продукты, выплачиваемых из федерального бюджета.

В полном объеме таких данных нет не только в региональной статистике, но и на федеральном уровне, так как определенная часть субсидий на продукты распределяется Минфином России не в регионы, а передается министерствам и ведомствам на развитие соответствующей отрасли и только затем через ведомственное распределение попадает на предприятия. Проследить весь путь таких субсидий до регионов практически невозможно, поэтому для определенной части чистых налогов на продукты удается сделать только общую оценку по экономике в целом.

Таким образом, в силу ряда методологических и организационных причин ряд важных позиций ВВП может быть рассчитан только на федеральном уровне для экономики в целом и сумма ВРП по всей территории России объективно меньше, чем ВВП . Объективно обоснованное расхождение между ВВП и ВРП составило в 2002 году 12,6 процентов.

Начиная с итогов за 2004 год, данные о валовом региональном продукте (ВРП) публикуются на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в основных ценах, ранее публикация данных о ВРП осуществлялась в рыночных ценах.

В настоящее время в России идет активное внедрение ДИС ПДНС (Двухуровневой Интегрированной системы подготовки данных для национальных счетов). Уже за 2007 год ВРП был рассчитан с внедрением ДИС ПДНС, которая позволила провести дополнительный контроль показателей и сбор данных. К сожалению, до последнего времени ДИС ПДНС не переросла стадию опытной эксплуатация и представляет собой неразрешённый клубок конфликтов постановок задач по различным статистическим формам.

В 2010 году разработка ДИС ПДНС была передана новому подрядчику (Тверь Информ Продукт), который ограничился редизайном старой программы, выдав её за совершенно новый программный комплекс.

К сожалению, подсчет ВРП субъекта федерации отстает на 28 месяцев. Так, например, данные по ВРП за 2007 год появились на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в марте 2009 года.