Что такое внутренний аудит. Внутренние аудиты

Внутренний аудит является одним из видов внутрихозяйственного контроля субъектов предпринимательской деятельности. Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность предприятия направлена??на проверку ку и оценку его деятельности в интересах руководства.

Целью внутреннего аудита является защита интересов собственников по сохранению и эффективному использованию ресурсов предприятия, а также получение достоверной и полной информации для принятия обоснованных х управленческих реше.

Особый спрос на внутренний аудит возник в последнее десятилетие. Сегодня внутренние аудиторы предоставляют свои услуги как государственным, так и частным предприятиям. Необходимость внутреннего аудита обусловлена а рядом факторов. Рост объемов деятельности предприятий образует проблему обмена информацией в многоуровневом аппарате управления, таким образом усложняется контроль различных звеньев управления со стороны ц ентрального руководства, что увеличивает риск ошибок и способствует злоупотреблениям со стороны персонала. Наличие внутреннего аудита актуален для владельцев, которые непосредственно не занимаются управлением пред ства, а передали эти функции менеджерам. Поэтому, несмотря на профессионализм менеджмент а, актуальным становится вопрос контроля за деятельностью предприятия, одним из главных инструментов которого может быть внутр ишний аудиаудит.

Введение внутреннего аудита особенно целесообразно на крупных и средних предприятиях, обладающих хотя бы один из признаков:

Наличие филиалов или обособленных подразделений;

Наличие различных видов деятельности;

Возможность кооперирования;

Желание высшего руководства иметь объективную и непредвзятую информацию о деятельности предприятия

Субъектами внутреннего аудита работники отделов внутреннего аудита, внутренние аудиторские службы, которые отчитываются только перед руководством предприятия

Объекты внутреннего аудита определяются его целями и задачами. Основными объектами внутреннего аудита являются:

Состояние ведения бухгалтерского учета на предприятии;

Финансовая отчетность и ее достоверность;

Состояние активов предприятия и источников их образования;

Обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами;

Обеспеченность собственными средствами;

Платежеспособность и финансовая устойчивость;

Система управления предприятием;

Работа экономических и технических служб;

Уплата налогов предприятием;

Достоверность проектно-сметной документации;

Хозяйственные процессы;

Предметом внутреннего аудита совокупность информации, что является существенным при принятии управленческих решений

Отметим, что внутренний аудит, ни в коем случае не следует воспринимать как альтернативу внешнему. Отличие состоит не только в том, что внешний аудит проводится независимыми аудиторами или аудиторскими ими фирмами, а внутренний - работниками отделов внутреннего аудита проверяемого предприятияя.

Признаки

Внутренний аудит

Внешний аудит

Масштаб проверки

Определяется системой управления

Определяется видом аудита и нормативными документами, регулирующими его проведение

Объект аудита

Определяется руководством основном-это активы и пассивы предприятия

Определяется статусом предприятия Доминирует аудит финансовой отчетности и бухгалтерского баланса В некоторых странах развивается аудит хозяйственной деятельности

Квалификация

Определяется с точки зрения руководящих структур Имеет меньшую степень независимости и ниже профессиональный уровень внутреннего аудитора

Определяется законодательство м Имеет высокую степень независимости и высокий профессиональный уровень аудитора

Методы, используемые

Общие методы, которые различает объем и точность проверок

Определяется руководством

Следует с законодательством, а также решение суда, внешних потребностей

Отчетность

Отчетность перед руководством

Отчетность перед заказчиком

Рис 31. Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита

Если сравнить внутренний и внешний аудит, то окажется, что отличаются они не только субъектами (рис 31). Так внешний аудит является независимым, в то время как внутренний - подконтрольный владельцу предприни приятия. А потому и пользователи информации будут различными. Если собственников предприятия и управленцев устраивает информация предоставлена??службой внутреннего аудита, внешние пользователи (инвесторы, кредиторы государственные органы и т.д.) имеют доверие к отчетности предприятия удостоверенной заключением внешнего, т.е. независимого аудиторитора.

Кроме того, внешний аудит, в отличие от внутреннего, является строго регламентированным, основанный на нормах международных стандартов аудита и действующего законодательства Украины. Что касается внутреннего аудита в, рекомендации по его проведению изложены в стандартах профессиональной практики внутреннего аудита, разработанные. Институтом внутренних аудиторов на основе. Международных стандартов аудита. А также на предприятии должно быть утверждено. Положение о службе (отделе) внутреннего аудита, которое и определяет задачи, функции права и обязанности и ответственность данного структурного подразделениялу.

Внешний аудит проводится периодически, как правило раз в год, внутренний же осуществляется непрерывно. Учитывая это, внутренний аудит использует методы предварительного, текущего и последующего контроля лю, тогда как внешний - исключительно последующий контроль. Также внутренний и внешний аудит отличается по функциям, степенью открытости информации, объемам и объектами проверки, ответственностью тощщо.

Понятно, что внутренний аудит не может заменить внешний, но выполняет отдельные процедуры, которые могут быть использованы для нужд внешнего аудита. Вот почему эти два вида аудита должны функционировать пар параллельных, выполняя свои функции и этим дополняя друг другао.

Учитывая указанное выше, внутренний аудит должен соответствовать следующим характеристикам:

1) беспристрастность , то есть все выводы и оценки аудитор должен делать объективно;

2) независимость предполагает, что служба внутреннего аудита подчиняется только высшему руководству предприятия;

3) совершенствование деятельности предприятия, т.е. надо четко понимать, что целью деятельности службы внутреннего аудита является не выявление ошибок и нарушений и последующее наказание виновных, а, прежде всего, в ст тановленном рисков и слабых мест в деятельности предприятия и предоставление рекомендаций по повышению эффективности функционирования данного предприятия

4) предоставление гарантий является важным для владельцев предприятий и может быть обеспечен лишь в результате качественной работы службы внутреннего аудита;

5) консультативный характер предусматривает возможность управленческого персонала получить квалифицированную помощь в решении тех или иных проблем, связанных с деятельностью предприятия

Итак, требования к профессиональному уровню внутренних аудиторов растут. И хотя на сегодня в нашей стране оказание услуг внутреннего аудитора не требует от него специального удостоверения уровня его квалиф фикации,. Институтом внутренних аудиторов (С1А), который сотрудничает с аудиторами в и 60 странах, осуществляется обучение и сертификация внутренних аудиторов. Осуществление сертификации внутренних аудиторов на мировом уровне является подтверждением популярности профессии внутреннего аудитора и признание ее необходимости и важности в современных условиеах.

Внутренний аудит осуществляется на предварительной стадии выполнения коммерческой, технологической или финансовой сделки, в процессе ее прохождения и после завершения. Он дает экспертную научно обоснованную оценку хозяйственным операциям и процессам.

Внутренний аудит является системным и строго документированным, непрерывным, универсальным (сплошным) мерой. Внутренние аудиторы работают в государственном и частном секторе, они отчитываются перед высшим керивницт твом предприятия, предоставляют результаты анализа, рекомендации, советы и информацию о деятельности проверяемого предприятияя.

Внутренний аудит предусматривает предварительный контроль на стадии рассмотрения первичных документов, при визирования договоров, приказов, смет и т.д., то есть может выступать как профилактическая мера

Текущий контроль осуществляется во время регистрации хозяйственных операций и инвентаризации

Последующий контроль проводится на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации

Основными задачами системы внутреннего аудита являются:

Содействие осуществлению деятельности предприятия упорядоченно и эффективно;

Обеспечение соблюдения политики руководства;

Обеспечение сохранности имущества;

Достижение качественного документирования операций

Внутренний аудит может рассматриваться как неотъемлемая часть общей системы управленческого контроля. Он проводится внутри самой организации по требованию и по инициативе руководства

Внутренний аудит применяется в большинстве крупных компаний. Он нужен для предотвращения появления существенных недочетов. Проводится в соответствии с заданным алгоритмом.

Что собой представляет внутренний аудит

Внутренний аудит представляет собой проверку деятельности компании, которая проводится в интересах собственника. Процедура осуществляется на основании регламента, составленного самой фирмой. В процессе проверяются документы, проводится опрос сотрудников.

Основные задачи

Рассмотрим задачи внутреннего аудита фирмы:

  • Организация эффективной финансово-хозяйственной деятельности.
  • Налаживание продуктивного взаимодействия с контрагентами.
  • Предупреждение появления существенных нарушений.
  • Снижение количества убытков.
  • Обеспечение соответствия деятельности закону.
  • Проверка достоверности информации, изложенной в документах.

Внутренний аудит нужен, прежде всего, руководителю компании. Результаты проверки помогут оптимизировать производство.

Законодательная база

Работа специалистов, осуществляющих внутренний аудит, должна соответствовать международным (МСВА) и отечественным стандартам. Она регламентируется ФЗ №307 «О деятельности аудитора». Кроме того, проверка не должна противоречить этим нормам:

  • ФЗ №115 «О противодействии отмыванию преступных доходов» от 7 августа 2001 года.
  • ФЗ №273 «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года.

Стандарты внутреннего аудита должны также содержаться во внутренних документах компании.

Что проверяется в процессе внутреннего аудита

Проведение внутреннего аудита предполагает комплексный подход. То есть осуществляется проверка всех аспектов деятельности предприятия. В частности, это:

Аудитор также должен удостовериться в информационной безопасности. Проверяется обработка информации в компании, действующая информационная система, наличие коммерческих тайн. Специалист проводит аудит системы защиты сведений.

Разновидности внутреннего аудита

Существуют различные виды внутреннего аудита. Проверка подразделяется на типы в зависимости от задач, поставленных перед аудитором. Существуют следующие его разновидности:

  • Проверка системы управления.
  • Организационно-технический контроль.
  • Контрольный аудит основных направлений деятельности.
  • Проверка на соответствие работы внутренним и законодательным нормам.
  • Установление целесообразности деятельности должностных лиц.

Все рассматриваемые разновидности аудита обязательными не являются. Проводятся они по инициативе руководителя.

Документальное сопровождение аудита

В рамках проверки нужно обязательно составить ряд документов. В обратном случае аудит не будет правомерным.

Издание приказа об аудите

Проверка осуществляется на основании приказа руководителя. Этот документ устанавливает следующие аспекты работы:

  • Даты проведения проверки.
  • Сотрудники, которые будут заниматься аудитом.
  • Условия для проведения внутреннего аудита.
  • Контроль над работой аудитора.

В приказе должны содержаться четкие указания относительно начала аудита.

Чек-лист

В рамках аудита проводится контроль множества сфер. Выполняется много операций, последовательность которых нужно соблюдать. Для соблюдения алгоритма рекомендуется составлять чек-лист. Он включает в себя список контрольных вопросов. Не существует законов, регламентирующих составление этого документа. Чек-лист заполняется в соответствии с пожеланиями руководителя. Он позволяет решить эти задачи:

  • Правильное планирование контрольного мероприятия, соответствующее закону.
  • Исполнение промежуточного и выборочного контроля деятельности аудитора.
  • Осуществление всех основных этапов процедуры.
  • Облегчение работы аудитора.
  • Возможность проведения комплексной и целостной процедуры.

Составлять чек-лист можно на основании положений ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года.

Этапы проведения внутреннего аудита

Внутренний аудит можно подразделить на три этапа:

  1. Подготовка. Включает в себя издание приказа, составление чек-листа.
  2. Рабочий. В рамках его проводится проверка документации на предмет соответствия нормам закона, опросы сотрудников и руководящего состава.
  3. Итоговый. Составляется заключение, в котором прописываются результаты процедуры.

Каждый из этих этапов имеет свое значение. К примеру, если не будет проведена адекватная подготовка, процедура в дальнейшем станет не такой эффективной.

Инструменты внутреннего аудита

Составляющие внутренней проверки зависят от нужд компании. К примеру, это могут быть следующие инструменты:

  • Проверка правильности составления смет, проектов и планов.
  • Анализ имеющихся заказов на поставку сырья.
  • Проверка исполнения договоров поставки.
  • Установление фактического списания материалов в производство.
  • Установление правильности расчетов, проверка отражения их итогов в учете себестоимости товаров.
  • Проверка счетов-фактур.
  • Проверка правомерности начисления амортизации.
  • Исполнение контроля за движением средств.
  • Своевременное отражение в бухучете всех хозяйственных операций.
  • Установление правильности расчетов с контрагентами.

Этот перечень может быть дополнен. Характер дополнений определяется спецификой деятельности компаний.

Аудиторы в ходе своей работы используют самые различные инструменты. К примеру, если проверяются счета-фактуры, актуален следующий порядок контроля:

  • Установление верности ведения книги продаж и покупок.
  • Анализ счетов-фактур на предмет наличия пропущенных номеров.
  • Контроль над внесением всех проводок в Главную книгу.
  • Проверка верности счетов покупателей.
  • Сверка сведений аналитического и синтетического учета.
  • Сверка дат выполняемых операций с датами, указанными в счетах-фактурах.

Проверка движения материальных ценностей проводится посредством инвентаризации. К этой процедуре нужно подготовиться. Подготовка включает в себя эти этапы:

  • Составление списка материалов, которые подлежат инвентаризации.
  • Формирование инвентаризационной комиссии.
  • Получение расписки о том, что все документы, касающиеся МПЗ, находятся в бухгалтерии.

Анализ верности начисления амортизации выполняется на основании документов. В перечень бумаг, подлежащих аудиту, входят инвентарные карточки. Аудитор также может проводить перерасчет.

Результаты внутреннего аудита

Результаты аудита фиксируются в отчете. В нем прописывается эта информация:

  • Перечень проверенных документов и областей деятельности.
  • Выявленные недочеты.
  • Рекомендации по исправлению недочетов.
  • Лицо, которое проводило аудит.

Отчеты об аудите должны быть сохранены. Они могут сравниваться между собой для того, чтобы проанализировать динамику деятельности компании. На основании отчетов производится работа по исправлению обнаруженных недочетов.

К СВЕДЕНИЮ! Не каждый сотрудник может участвовать в аудите. Желательно, чтобы у специалиста было соответствующее образование. Получить все необходимые знания можно на специализированных курсах.

Вы узнаете:

Что такое внутренний аудит и чем он отличается от внешнего?
Какие требования законодательства существуют относительно внутреннего аудита.
Чем может помочь внутренний аудитор в работе предприятия.

До недавнего времени внутренний аудит был обязателен лишь для некоторых категорий организаций (банков, страховых организаций и пр.) Их деятельность по внутреннему аудиту регламентируетcя большим количеством специальных нормативных актов (касающихся непосредственно их отрасли), которые требуют отдельного рассмотрения. И мы не будем уделять им внимание в данной статье.

Для иных организаций внутренний аудит (контроль) стал обязательным после вступления в силу Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ. В частности, в данном законе в ст. 19 данного закона сказано следующее: «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).»

Чуть позже мы проанализируем это требование законодательства. Сейчас же мы обратим внимание на несколько существенных моментах:

  • Условно внутренний аудит (контроль) можно разделить на общий внутренний контроль (который, согласно Федеральному закону № 402-ФЗ должен проводиться во всех организациях и специальный, нормативные требования по которому существуют достаточно давно (касающийся банков, страховых организаций и пр.))
  • Нормативно-правовая база, касающаяся общего внутреннего аудита (контроля) достаточно лаконичная. Мы проанализируем ее чуть позже.
  • Четкой юридической ответственности за нарушение законодательства об осуществлении общего внутреннего контроля нет. С достаточно большой натяжкой в данном случае можно применить статью КоАП, устанавливающую санкции за нарушение правил ведения бухгалтерского учета. Поэтому многие организации требования ст. 19 Федерального закона №402-ФЗ считают декларативными.
  • Несмотря на то, что четкая ответственность за нарушение требования Федерального закона «О бухгалтерском учете» не установлена, осуществление внутреннего аудита (контроля) может быть более чем полезно для самой организации и ее учредителей.

Общий внутренний контроль

К сожалению, до сих пор значительное количество людей считает, что внутренний контроль (аудит) аналогичен внешнему. То есть внутренний аудитор осуществляет проверку правовой, кадровой и бухгалтерской документации, так же как и внешний. Разница состоит лишь в том, что внутренний аудитор является сотрудником аудируемой организации, а внешний – нет. Однако, это абсолютно не так. И если мы внимательно изучим Информацию Минфина N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности», то увидим, что эта точка зрения не верна.

Во-первых, внутренний аудит может осуществляться внешними специалистами. В п.18.2. Информации Минфина сказано: «Организация и оценка внутреннего контроля может осуществляться экономическим субъектом самостоятельно или (и) внешним консультантом (в том числе аудиторской организацией).»

Кроме того, содержание внутреннего аудита более чем значительно отличается от внешнего.

Родоначальником общего внутреннего аудита считается Международный институт внутренних аудиторов США, созданный в 1941 году. Согласно американской концепции, задача внутреннего аудитора – просчитать те риски, которые может ожидать предприятие (они могут быть связаны как с внутренними, так и с внешними причинами); оценить вероятность их возникновения; вычленить те из них, к которым бизнес не толерантен и разработать меры по их минимизации.

Пример 1.

Задачей внутреннего аудитора является анализ изменений в результате политических событий внешнеэкономической ситуации; прогнозирование убытков от потери одних экономических партнеров и необходимости поиска предприятием иных поставщиков и покупателей.

При этом сфера деятельности внутреннего аудитора не ограничивается только бухгалтерскими вопросами, вопросами правильного ведения кадровой и юридической документации, он касается всех сфер деятельности предприятия, например, сферы HR.

Пример 2.

В одной производственной компании рабочим были установлены мизерные зарплаты. В результате это привело к текучке кадров; большим затратам на перманентный поиск персонала, воровству рабочими продукции с предприятия. Кроме того, чтобы мотивировать людей остаться и выплачивать им большую зарплату, начальники некоторых цехов (погрузочно-разгрузочного, логистики) писали, что их подчиненные-сдельщики выполнили больше работ, чем они на самом деле сделали. В результате подобная экономия на зарплате привела к большим потерям финансов компании.

Если бы у фирмы был внутренний аудитор – он должен был бы просчитать негативные последствия такой экономии.

Таким образом, работа внутреннего аудитора касается всех сфер деятельности предприятия: это и проверка эффективности правил построения бюджета; контроллинг; оценка инвестиционных проектов; разработка стратегии по защите активов; контроль за созданием системы мер по минимизации злоупотреблений внутри организации; расследование мошенничества внутри организации; контроль за учетом затрат; анализ контроля качества выпускаемой продукции; оценка контроля качества обслуживания клиентов и многое другое. приоритетными направлениями внутреннего аудита являются: способствование получение прибыли компанией и сохранность активов.
В целом эта концепция нашла отражение в Информации Минфина N ПЗ-11/2013.

Требования российского законодательства к внутреннему контролю (аудиту)

Рассмотрим теперь нормы российского законодательства, касающиеся внутреннего аудита. Во-первых, обратим внимание на то, что в ст. 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все же есть небольшое противоречие.

Согласно ей, все экономические субъекты должны осуществлять внутренний контроль. Априори предполагается, что этот внутренний контроль необходимо осуществлять во всех сферах деятельности организации. Но в части 2 той же статьи уточняется, что экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). Возникает логическая загадка, а что в остальных сферах (помимо бухгалтерского учета и отчетности), экономический субъект осуществлять внутренний аудит в отличие от остальных организаций не обязан? По идее, требования к внутреннему контролю таких организаций, наоборот, должны быть более строгими, чем по отношению к тем фирмам, которые не подлежат обязательному внешнему аудиту. Или законодатель подразумевает, что внутренний аудит для всех организаций обязателен (в том числе в сфере контроля за ведением бухгалтерской документации); а для фирм, подлежащих внутреннему аудиту он строго обязателен? В общем, статья оставляет обширное поле деятельности для ее толкования.
Следующий нормативный акт, в котором мы можем найти требования к внутреннему аудиту – это Постановление правительства РФ от 23 .09.2002 № 696 «Об утверждении федераль

ных правил (стандартов) аудиторской деятельности»). Обратим внимание сразу же на то, что в данный документ не внесено свежих изменений и дополнений после вступления в силу закона о бухучете. Поэтому отдельные его нормы не совсем соответствуют точке зрения Минфина, высказанной в информации. Например, согласно данному документу, внутренний аудит - контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением - службой внутреннего аудита (как мы видим, данная норма идет в разрез с информацией Минфина, ведь согласно ей внутренний аудит может осуществлять и сторонняя организация). Безусловно, объясняя это противоречие, можно сослаться на то, что в информации Минфина говорится о внутреннем контроле, в то время как в постановлении Правительства РФ речь идет о внутреннем аудите. Но по сути, эти два понятия являются идентичными.
По мнению авторов данного постановления, функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля. Объем и цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера и структуры аудируемого лица и требований его руководства. Обычно функции службы внутреннего аудита включают один или несколько следующих элементов:

  • мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля;
  • исследование финансовой и управленческой информации;
  • контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

Проанализируем более детально некоторые пункты Информации Минфина N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
По мнению Минфина, эффективность внутреннего контроля может быть ограничена:

  • изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств вне сферы влияния руководства экономического субъекта;
  • превышением должностных полномочий руководством или иным персоналом экономического субъекта, включая сговор персонала;
  • возникновением ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Фактически в данном случае говорится о том, что создать систему контроля, которая ни при каких обстоятельствах не даст сбоя, невозможно. Приведем два конкретных примера, соответствующих первому и второму пункту.

Пример 3 .

Как известно, ситуация на Украине повлекла введение санкций. С партнерами из одних стран российские бизнесмены прекратили работать, вместо них появились другие поставщики и покупатели. Наверняка есть предприятия, которые в момент перестройки своего бизнеса (поиска новых партнерах в странах, которые не ввели санкции) понесли некоторые убытки. Можно ли было предугадать такую экономическую ситуацию в будущем (когда санкции еще не были введены) – вопрос достаточно сложный. Возможно, на некоторых предприятиях есть гениальные специалисты, которые смогли просчитать вероятность таких событий и их руководство заблаговременно начало искать новые каналы сбыта-поставок. Однако, большинство служб внутреннего контроля скорее всего не смогло этого сделать.

Пример 4.

Даже в негосударственной организации есть место коррупционным схемам: начальник отдела закупок закупает товары у тех поставщиков, которые дают ему самый большой откат; разрабатывает бюджет по отделам в пользу большего финансирования (обучения сотрудников, выплаты заработных плат и т.д.), чей начальник выплачивает ему в благодарность неформальное вознаграждение; на многих производствах осуществляется кража продукции; завышается количество часов, которые якобы отработали работники и которые должны быть оплачены и т.д. Как правило, эффективная система внутреннего контроля предполагает такое разделение обязанностей, которое может исключить возможность мошеннических действий со стороны работников. Однако, есть незыблемое правило, любую систему, разработанную в противодействие коррупционным и мошенническим схемам можно обойти путем сговора трех сотрудников, между которыми соответствующие обязанности в целях минимизации злоупотреблений и были разделены.

Минфин называет следующие элементы внутреннего контроля:

  • контрольная среда;
  • оценка рисков;
  • процедуры внутреннего контроля;
  • информация и коммуникация;
  • оценка внутреннего контроля.

1. Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне экономического субъекта в целом.

2. Оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков. Под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности.

Минфин обращает внимание на то, что одним из важных направлений оценки рисков является оценка риска возникновения злоупотреблений (возможные варианты злоупотреблений внутри организации названы в Примере 4). В Информации сказано, что злоупотребления могут быть связаны с приобретением и использованием активов, ведением бухгалтерского учета, в том числе составлением бухгалтерской отчетности, совершением действий, являющихся коррупциогенными (включая коммерческий подкуп). Оценка данного риска предполагает выявление участков (областей, процессов), на которых могут возникать злоупотребления, а также возможностей для их совершения, в том числе связанных с недостатками контрольной среды и процедур внутреннего контроля экономического субъекта.

3. Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта.

Обратимся к примеру 2, чтобы проиллюстрировать, что имеется в виду.

Продолжение примера 2.

Злоупотребление в данном случае выражалось в завышении часов работы сотрудников предприятии (фактически нормы времени). Задачей внутреннего аудитора соответственно является выявление данного риска и его минимизации. В данном случае, на наш взгляд, мог быть предложен комплекс мер: разумное повышение заработных плат; проставление отработанных часов начальником цеха и подтверждение этих часов иным, независимым сотрудником (например, из отдела ОТиЗ).

Минфин указывает, что экономический субъект может применять следующие процедуры внутреннего контроля:

  • а) документальное оформление (например, осуществление записей в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов);
  • б) подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям (например, проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учету). К данным процедурам внутреннего контроля относятся также процедуры контроля взаимосвязанных фактов хозяйственной жизни (например, соотнесение перечисления денежных средств в оплату материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей);
  • в) санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их;
  • г) сверка данных (например, экономического субъекта с поставщиками и покупателями для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности);
  • д) разграничение полномочий и ротация обязанностей;
  • е) процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, ;
  • ж) надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей и т.д.

Для целей противодействия злоупотреблениям наиболее эффективными процедурами внутреннего контроля являются санкционирование (авторизация) сделок и операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, контроль фактического наличия и состояния объектов.

Приведем конкретный пример, иллюстрирующий меру по предотвращению рисков в виде ротации.

Пример 5 .

В отделе по закупкам есть несколько менеджеров (каждый из которых занимается закупкой в своей сфере). Один из них выбирает поставщиков за откаты. В случае ротации менеджера по закупкам, который занимается неблаговидной деятельностью с добросовестным работником – коррупционная схема будет сломана. Для того, чтобы на новом участке договориться об откатах и пр. у менеджера по закупкам – мошенника уйдет много времени и сил.

4. Коммуникация представляет собой распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Например, персонал экономического субъекта должен быть осведомлен о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведенной ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства.

5. Оценка внутреннего контроля осуществляется не реже одного раза в год. Объем оценки внутреннего контроля определяется руководителем или внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) экономического субъекта. Одним из ее видов является непрерывный мониторинг внутреннего контроля. Он может осуществляться руководством экономического субъекта в форме регулярного анализа результатов деятельности экономического субъекта, проверки результатов выполнения отдельных хозяйственных операций, регулярной оценки и уточнения внутренней организационно-распорядительной документации и других формах.

Отдельная глава информации Минфина посвящена документированию внутреннего контроля. Из нее можно сделать вывод, что в организации должны быть следующие документы:

  • матрица рисков (включает количественное и качественное описание риска)
  • документ, в котором описываются в текстовой или графической форме бизнес-процессы и процедуры работы организации;
  • документы, в которых бы были отражен порядок организации и осуществления внутреннего контроля (это может быть отдельный документ, а могут быть нормы, прописанные в различных документах компании (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета экономического субъекта). Для удобства автор данной статьи советовал бы фирме разработать отдельное положение, посвященное внутреннему контролю. Не исключено использование в таком документе ссылочной техники (когда по тому или иному вопросу Положение будет отсылать пользователя к иным локальным актам организации).
  • Документы, устанавливающие правила коммуникации;

Ими могут являться: положение об информационной политике (в области внешних и внутренних коммуникаций), графики предоставления данных и составления отчетности, должностные инструкции.

  • Документы, регламентирующие оценку дизайна внутреннего контроля .

Документация, оформляющая организацию внутреннего контроля, должна регулярно обновляться (не реже одного раза в год).

Руководствуясь данной информацией Минфина, вы можете оценить, насколько ваше предприятие подвержено рискам, дать им количественную и качественную оценку, определить, к каким рискам ваше предприятие будет толерантно, а к каким – нет, разработать меры по минимизации рисков (в информации, как мы продемонстрировали выше, перечислены меры противодействия рискам). Таким образом, следуя этим рекомендациям при желании вы можете создать действенную систему контроля в организации.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

При этом под внутренним аудитом понимается система контроля над соблюдением установленного порядка, ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля, которая:

организуется экономическим субъектом;

регламентируется внутренними документами;

действует в интересах руководства экономического субъекта и (или) собственников.

Внутренний аудит - один из способов контроля над эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом - его руководством и (или) собственниками в зависимости от:

  • А) содержание и специфики деятельности экономического субъекта;
  • Б) объемов экономической деятельности экономических субъектов;
  • В) система управления экономического субъекта;
  • Г) состояние внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять:

  • - специальные службы внутреннего аудита;
  • - отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта;
  • - ревизионные комиссии (ревизоры);
  • - сторонние организации, привлекаемые для цели внутреннего аудита;
  • - внешние аудиторы, привлекаемые для целей внутреннего аудита.

Таким образом, для осуществления функции внутреннего аудита не обязательно наличие аудиторской лицензии.

Внутренний аудит создается для оптимизации деятельности экономического субъекта, содействия руководства в выполнении его обязанностей, а также с целью его информирования и консультирования.

Как правило, функции внутреннего аудита включают:

  • - проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;
  • - проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
  • - проверки соблюдения законов и других нормативных актов, также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников
  • - проверки деятельности различных звеньев управления;
  • - оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучения и оценку контрольных процедур в филиалах, в структурных подразделениях экономического субъекта;
  • - проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
  • - работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
  • - оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
  • - специальные расследования отдельных случаев, например, подозрений в злоупотреблениях;
  • - разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Объективность внутреннего аудита определяется степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и собственникам, независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений.

Внутренний и внешний аудит тесно взаимосвязаны. В ходе проведения внешнего аудита аудитор может использовать результаты работы внутреннего аудита. Для этого, входе аудиторской проверки аудитор должен:

изучить и оценить эффективность работы внутреннего аудита;

оценить влияние работы внутренних аудиторов на эффективность работы всей системы внутреннего контроля экономического субъекта.

По результатам данных оценок аудитор:

  • - уточняет объем и содержание аудиторских процедур;
  • - определяет возможность использования результатов работы внутреннего аудита.

Для облегчения работы аудитора в использовании результатов внутреннего аудита разработано российское правило (стандарт) аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита".

Аудиторская организация применяет положения правила (стандарта) только в отношении деятельности внутреннего аудита, относящиеся к аудиту бухгалтерской отчетности. Деятельность таких служб, например, как служба экологического аудита, аудиторской организацией не оценивается.

Эффективность внутреннего аудита может оказаться важным фактором при оценке аудиторской организацией аудиторского риска и системы внутреннего контроля и тем самым существенного сократить объем процедур, которые стоит выполнять аудиторской организации, хотя исключить необходимость проведения таких процедур полностью не может. Именно поэтому аудиторская организация должна сформировать свое мнение о деятельности внутреннего аудита еще до планирования предстоящей проверки.

Аудитор должен составить программу оценки внутреннего аудита и отразить в своей рабочей документации выводы, касающиеся конкретной работы внутреннего аудита, которая была протестирована, изучена и оценена. При формировании оценки внутреннего аудита на стадии планирования следует учитывать его:

  • - организационный статус - положение службы внутреннего аудита в системе управления экономического субъекта, ее возможности и способность соблюдать объективность и независимость наличия или отсутствия иных обязанностей, действия сдерживающих факторов и ограничений, накладываемых руководством и (или) собственниками экономического субъекта на внутренний аудит. Следует помнить, что ситуация идеальна, когда служба внутреннего аудита подчиняется только высшему руководству или собственникам экономического субъекта;
  • - компетентность - профессиональное образование и навыки (опыт работы) аудиторов, политика найма, обучение и повышение квалификации сотрудников службы внутреннего аудита, степень понимания ими стоящих задач и проблем;
  • - профессиональный уровень - состояние планирования, контроля, документирования работы внутреннего аудита, наличие и содержание соответствующих положений по внутреннему аудиту, рабочих программ и рабочей документации;
  • - функциональные рамки - содержание и объем работы, которую выполняет служба внутреннего аудита;
  • - уровень значимости - рассматривается ли и принимаются к исполнению руководством и (или) собственниками экономического субъекта рекомендации внутреннего аудита.

После оценки деятельности внутреннего аудита на стадии планирования аудиторская организация должна решить: может ли работа внутреннего аудита быть использована для целей внешнего аудита.

Если аудиторская организация решит использовать работу внутреннего аудита, она должна продолжить ее изучение, ознакомиться с рабочими документами внутреннего аудита и убедиться в том, что:

  • А) соответствующие программы и объем работы внутреннего аудита отвечают целям внешнего аудита;
  • Б) работа внутренних аудиторов проводится по плану и документально оформляется;
  • В) выводы (заключения) внутренних аудиторов достаточно обоснованны полученными ими данными и соответствует существующим обстоятельствам, а содержание отчетов подготовленных внутренними аудиторами, соответствует результатам выполненной ими работы;
  • Г) зона повышенных рисков, известные специалистам экономического субъекта, учитывается при планировании работ и проверяется внутренним аудитом;
  • Д) отношение руководства и (или) собственников к замечаниям, предложениям и вопросам, поставленным внутренними аудиторами, конструктивное.
  • - оценки внешними аудиторами аудиторского риска;
  • - существенности объекта проверки;
  • - предварительной оценки службы внутреннего аудита.

Указанная работа может включать: тестирование объектов, уже проверенных внутренним аудитом; проверку других интересующих объектов; наблюдение за процедурами внутреннего аудита; иные приемы проверки по усмотрению аудитора.

Аудиторская организация должна иметь право свободно и в полном объеме обращаться с внутренними аудиторами.

Поскольку задачи внутреннего аудита определяются руководством и (или) собственниками экономического субъекта, они отличаются от задач внешнего аудита, который обязан дать независимую оценку представленной бухгалтерской отчетности. Вместе с тем средства решения специфических задач, стоящих перед внешним и внутренним аудитом могут в ряде случаев совпадать и быть использованы при определении содержания, сроков и объемов внешних аудиторских процедур.

При использовании работы внутренних аудиторов на эффективность аудиторской проверки может влиять выполнение следующих действий:

  • А) взаимная координация планов аудиторской проверки;
  • Б) обмен отчетами;
  • В) регулярные рабочие встречи;
  • Г) сводный и открытый взаимный доступ к рабочей документации;
  • Д) совместное представление отчетов руководству и (или) собственникам экономического субъекта;
  • Е) общий порядок документирования аудита.

Аудиторская организация в ходе своей проверки не должна полностью полагаться на работу внутренних аудиторов. Необходимо проводить контрольные проверки статей и операций, уже проверенных внутренними аудиторами. Если эти проверки дают сводные (сопоставимые) результаты, коррективов в намеченной работе не требуются. В случае выявления расхождений необходимо принять адекватные меры, например, изменить содержание или увеличить объем аудиторских процедур.

Аудиторская организация несет полную ответственность за выдачу аудиторского заключения, письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, а также за определение содержания, сроков и объема аудиторских процедур. Не уменьшается эта ответственность и тогда, когда используются какие-либо результаты работы внутреннего аудита.

Понятие внутреннего аудита уже прочно вошло в деятельность многих компаний, хотя до сих пор существуют организации не применяющие в своей деятельности контроль. Они ограничиваются формальной проверкой, не задумываясь насколько эффективной может быть планомерная работа внутренних аудиторов.

Что такое внутренний аудит

Давайте для начала разберемся, чем отличается внешний и внутренний аудит. Под внутренним аудитом принято понимать контрольную деятельность, организованную на конкретном экономическим субъекте, проводимую в интересах собственника и регламентированную его документами. По факту ВА своеобразный способ контроля, позволяющий проверять и анализировать деятельность отдельных управленческих процессов и подразделений компании.

Главной целью ВА является обеспечение эффективной работы компании. Сюда входит выявление недочетов и предложения по устранению ошибок, а также контроль за корректностью функционирования отдельных рабочих процессов и отделов организации.

Про государственный внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, аудит по охране труда на предприятии, совершенствование СМК на предприятии ОПК и другие виды проверок читайте ниже.

Внутренний аудит и система внутреннего контроля описаны в этом видео:

Различные виды

В зависимости от решаемых задач внутренний аудит бывает разных видов. Такие проверки могут проводиться все на предприятии или ограничиваться только одной разновидностью.

Часто выделяют такие виды:

  1. Функциональный контроль систем управления.
  2. Организационно-технический аудит работы систем управления.
  3. Контрольная проверка видов деятельности.
  4. Аудит на соответствие обязательным предписаниям.
  5. Проверка должностных лиц на соответствие целесообразности их деятельности.

Эти разновидности контроля являются необязательной деятельностью.

Есть и еще один вид - его проведение вменяется всем организациям без исключения на законодательном уровне. Это финансовый аудит, проверяющих деятельность бухгалтерии и все аспекты связанные с движением денежных средств.

Про необходимость организации внутреннего кадрового (или иного вида) аудита на предприятии расскажем ниже.

Основные функции

В зависимости от конкретных задач организуемого аудита могут отличаться и его функции. Наиболее часто определяются такие функции ВА:

  • Мониторинг, проверка и анализ систем бухучета. Изучение финансовой документации, ее классификация и оценка
  • Изучение законов и изменений в нормативных актах для проверки их соблюдения, а также анализ инструкций, распоряжений и другой внутренней документации компании на соответствие
  • Оценка эффективности и проверка механизмов качества работы отдельных звеньев и подразделений организации
  • Проверка состояния и сохранности имущества компании, оценка наличия всего необходимого для эффективной деятельности, проверка качества ПО и его функциональности
  • Разработка и предоставление рекомендаций по ликвидации выявленных ошибок и недочетов. Общий анализ деятельности и её проверка на соответствие стратегии компании.

Внутренний аудит способен принимать различные формы, необходимые для конкретной компании. Иногда это меняет и задачи, и функции проверяющих. В основном это различные контрольные, информационные, аналитические и консультационные функции различной направленности. В частных случаях функцией ВА может быть даже контроль за деятельностью одного сотрудника или малого рабочего процесса.

Нормативное регулирование

  • Деятельность внутренних аудиторов определена международными (МСВА) и национальными стандартами (ФСАД). На территории Российской Федерации действует закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», рассматривающий основные аспекты работы проверяющих.
  • Также аудиторы должны придерживаться и других законов. К их работе имеют отношение такие документы - ФЗ №115 от 07.08.01 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ФЗ № 273 от 25.12.08 «О противодействии коррупции». Также в области финансового аудита действует еще один документ - «Кодекс этики профессиональных бухгалтеров».
  • Помимо этого допускается разработка и внедрение персональных внутрифирменных стандартов . Они могут быть детализированными и сильно отличаться от федеральных и международных правил, но при этом не должны им противоречить.

Проведение внутреннего аудита — тема следующего видеоролика:

Объекты и субъекты

  • Под объектом внутреннего аудита понимается административное звено, конкретный рабочий процесс или целостных элемент деятельности, подвергшийся контролю. Выбор объекта всегда происходит исходя из цели и разновидности аудита, поэтому может касаться любой сферы деятельности компании.
  • Субъектами ВА являются специалисты, обеспечивающие контрольную деятельность. Качество контроля напрямую зависит от их уровня компетенции, поэтому даже на небольших предприятиях обычно формируется , а не организуется работа только одного аудитора.

Служба внутреннего аудита состоит из непосредственных субъектов и их руководителя. Разветвленность структуры службы ВА зависит от размера и количества видов деятельности. Для многих эффективных организаций деятельность СВА незаменима, благодаря ее слаженной работе регулярно выявляются недочеты и предлагаются действенные способы ведения работы, что значительно повышает общую эффективность.

Теперь узнаем, как провести внутренний аудит на предприятии, и о подробностях с примерами такой процедуры.

Проведение аудита

Организация и проведение внутреннего аудита всегда начинается с приказа руководства. Часто ВА носит плановый характер и производится в определенные сроки. Проведение контрольной проверки всегда имеет 3 этапа:

  1. Предварительный.
  2. Рабочий.
  3. Итоговый.

Эти этапы не могут быть изменены - исключение или пренебрежение к одному из них лишает внутренний аудит возможности достичь своей цели. Каждый этап решает свои задачи, их нельзя включить в другой пункт или упразднить.

На предварительном этапе проводятся все подготовительные работы (в т.ч. ). Определяются сроки, говорятся документы и выбираются методы контроля. Далее проводится непосредственно аудиторская проверка согласно выбранным методам. После ее проведения необходимо подвести итоги, проанализировать полученные результаты, и выполнить другие завершающие операции.

Важная информация

Еще не все оценили положительный эффект от планомерных внутренних аудитов различных видом. Государство обязало организации проводить контроль только в области финансовой деятельности, но не принуждает проводить проверки в других сферах работы компании. Наличие регулярных внутренних проверок существенно повышает эффективность рабочих процессов, поэтому все больше компаний стараются организовать СВА.

Аудит действительно является мощным звеном коррекции деятельности всех рабочих процессов. Он способен выявлять недочеты и оценивать общую стратегию компании. Его функции и виды различны, но все они направлены на одно - увеличение эффективности конкретной организации.

Про внутренний аудит и систему СВК (IAAP) расскажет видео ниже: