Целью создания государственного банка российской империи являлось. Государственный банк

История

Государственный банк являлся государственно-правительственным банком. Основной капитал, первоначально выделенный ему из казны, составлял 15 млн руб., резервный - 3 млн рублей. Государственный банк был важнейшим звеном государственной системы, органом проведения экономической политики правительства. Являясь в соответствии с Уставом банком краткосрочного коммерческого кредита, он был крупнейшим кредитным учреждением страны. Кредитование торговли и промышленности Государственный банк осуществлял через сеть своих контор и отделений, а также через коммерческие банки. При создании Государственного банка к нему от Государственного коммерческого банка перешли 7 контор. В начале 1917 года в состав Государственного банка входили: 11 контор, 133 постоянных и 5 временных отделений, 42 агентства при зернохранилищах. Кроме того, в это время Государственный банк руководил банковскими операциями, которые осуществлялись в 793 казначействах.

1860-1880-е годы

Согласно Уставу 1860 года Государственный банк был создан для «оживления торговых оборотов» и «упрочения денежной кредитной системы». Но основную часть ресурсов банка на первом этапе его развития поглощало прямое и косвенное финансирование казны, а также операции по ликвидации дореформенных государственных банков. Помимо этого Государственный банк выполнял функции, относившиеся к аппарату Министерства финансов, - проводил выкупную операцию и вел делопроизводство по ней, а также поддерживал Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки. В качестве органа экономической политики правительства Государственный банк принимал активное участие в создании банковской системы России. При его поддержке создавались акционерные банки и общества взаимного кредита .

Операции Государственного банка как банка краткосрочного коммерческого кредита должны были заключаться в учёте векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных тратт, покупке и продаже золота и серебра, получении платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, приеме вкладов, производстве ссуд (кроме ипотечных), покупке государственных бумаг за свой счет.

Срок выдаваемых Государственным банком коммерческих ссуд был не более девяти месяцев. По ссудам под залог он не должен был быть менее одного и более шести месяцев. Залогами могли служить правительственные процентные бумаги и оплаченные акции обществ, компаний и товариществ, принимавшихся в залог по казенным подрядам и откупам, а также золото и серебро в слитках и иностранной монете и товары, сложенные в амбарах за печатью Государственного банка. Ссуды по этим залогам не должны были превышать 75-85 % цены их по последнему биржевому курсу.

Главное внимание С. Ю. Витте уделял укреплению финансов, развитию промышленности и железнодорожного транспорта. Свою деятельность на министерском посту он начал с реформы Государственного банка: 6 июня 1894 г. был принят новый Устав. Основным направлением деятельности Государственного банка после его принятия должно было стать интенсивное кредитование торговли и промышленности, в особенности сельскохозяйственной. Основной капитал банка был увеличен до 50 млн руб., резервный - до 5 млн рублей.

Все изменения в Уставе были направлены на создание условий для широкого развития промышленных предприятий на основе общей покровительственной политики и специального финансирования их средствами Казны и Государственного банка.

Задачей Государственного банка вместо «оживления торговых оборотов» стало «облегчение денежных оборотов и содействие посредством краткосрочного кредита отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству». Кроме того, он как и раньше должен был содействовать «упрочению денежной и кредитной системы».

1890-е годы

Уставом 1894 г. учётная операция была распространена на векселя, выданные на торгово-промышленные цели, при этом до 12 месяцев увеличивался их срок. Ссуда одному промышленному предприятию могла достигать 500 тыс. руб. и выдаваться на срок до двух лет.

Государственному банку было предоставлено право выдавать ссуды под соло-векселя, обеспеченные залогом недвижимого имущества, закладом сельскохозяйственного и фабрично-заводского инвентаря, поручительством, а также обеспечением, определенным Министром финансов.

Был введен новый вид ссуд - ссуды через посредников (земства , частные банки , общества и товарищества на началах взаимности, артели , транспортные учреждения, частных лиц). Операция эта была связана, с одной стороны, с новой железнодорожной политикой, а с другой - предназначалась для выдачи ссуд мелким землевладельцам и арендаторам, крестьянам, кустарям и ремесленникам на оборотные средства и на приобретение инвентаря.

Отменялось всякое нормирование операций с ценными бумагами, которое Уставом 1860 г. ограничивалось размером собственного капитала банка. Увеличился срок ссуд под залог ценных бумаг. Если по Уставу 1860 г. они не могли превышать 6 месяцев, то по новому Уставу их предельный срок мог составлять 9 месяцев.

Новый Устав внес изменения в организацию управления Банком. Государственный банк был выведен из-под надзора Совета государственных кредитных установлений и поставлен под надзор Государственного контроля.

Общее управление Государственным банком возлагалось на Совет, который заменил Правление, и Управляющего банком. В состав Совета входили директор Особенной канцелярии по кредитной части, член от Государственного Контроля, товарищи управляющего Банком, Управляющий Санкт-Петербургской конторой Банка, члены от Министерства финансов (их число не ограничивалось), один член от дворянства и один - от купечества. Председателем Совета Государственного банка был его Управляющий.

Рост коммерческих операций в Государственном банке, начавшийся за год до принятия нового Устава, был кратковременным. Он закончился в 1896 году. В течение этого периода почти в три раза возросла учётная операция. Произошло, правда в меньших размерах, увеличение специальных текущих счетов и ссуд под процентные бумаги. Почти в три раза возросли товарные ссуды сельским хозяевам (на те же сроки 9,2 млн руб. и 29,8 млн руб.) и почти в два раза увеличились ссуды промышленным предприятиям (на те же сроки - 8,8 млн и 16,7 млн руб.).

Денежная реформа

Спустя год после Высочайшего утверждения нового Устава в России началась денежная реформа , завершившаяся в 1898 году. В ходе этой реформы - денежной реформы Витте - Государственный банк стал эмиссионным центром страны. И в дальнейшем главной его задачей стало регулирование денежного обращения.

Подготовка денежной реформы заняла полтора десятка лет. Задачей Государственного банка в это время было накопление золотого запаса и борьба с колебаниями валютного курса с помощью девизной политики. В начале 1895 г. золотой запас России составил 911,6 млн рублей. Стабилизация рыночного курса кредитного рубля произошла в 1893-1895 годах. Разница между высшим и низшим курсом в 1895 г. составила 1,59 %.

На рубеже XIX-XX вв. Государственный банк вместе с рядом акционерных коммерческих банков начал создавать биржевые синдикаты и банковские консорциумы для поддержки курсов российских ценных бумаг во время экономических кризисов. Один из таких биржевых синдикатов был создан во время промышленного и финансового кризиса 1899-1903 годов. В 1906 г., во время кризиса, начал работу банковский консорциум для оказания финансовой помощи отечественным банкам и предприятиям. В 1912 г. в связи с падением курсов акций был создан банковский синдикат, который на протяжении двух лет скупал акции крупнейших предприятий и коммерческих банков .

Начало XX века

В 1899 г. в результате изменения мировой экономической конъюнктуры в России произошел спад деловой активности. В 1900 г. разразился кризис в металлургической промышленности, в тяжелом машиностроении, в нефтедобывающей, угледобывающей отраслях и в электроиндустрии. Несколько банкирских домов потерпели крах. В 1899-1901 гг. Государственный банк вынужден был увеличить учёт векселей и выдачу ссуд. Если на 1 января 1899 г. операции по учёту векселей и выдачи кредитов по специальным текущим счетам составляли 169,8 млн руб., подтоварные ссуды были выданы на сумму 22,2 млн руб., а прочие ссуды - на 30,6 млн руб., то на 1 января 1902 г. они составляли соответственно 329,3 млн руб., 46,8 млн руб. и 57,6 млн рублей. В большинстве случаев ссуды были «исключительными», то есть имели неуставной характер. Золотой запас Государственного банка с 1899 г. по 1902 г. уменьшился с 1 008,0 до 709,5 млн рублей.

Через год после окончания экономического кризиса и последовавшей за ним депрессии началась Русско-японская война , а затем революция 1905-1907 годов . Это было тяжелейшее испытание для созданной менее 10 лет назад денежной системы. Выдержав общеэкономический кризис и войну, финансовая система оказалась слишком подорванной, чтобы выдержать еще и революцию. В 1906 г. система золотого монометаллизма стояла на пороге краха. Массовые политические митинги и забастовки конца 1905 г., в которых принимали участие и служащие Государственного банка, стали причиной отъезда из Санкт-Петербурга французских банкиров, прибывших туда для переговоров об очередном займе.

Происходило усиленное востребование вкладов золотом и предъявление кредитных билетов к размену на золото. Несмотря на повышение официальной учётной ставки до 8 %, значительно вырос спрос на кредит со стороны торгово-промышленных предприятий. Невозможность акционерных коммерческих банков удовлетворить этот спрос из-за сильного отлива из них вкладов, заставила Государственный банк во избежании массовых банкротств увеличить свои учётно-ссудные операции.

Начался отлив золота за границу. С 16 октября по 1 декабря 1905 г. золотой фонд Государственного банка уменьшился с 1 318,8 до 1 126,1 млн рублей. К 19 декабря 1905 г. золотое покрытие кредитных рублей опустилось ниже предела, предусмотренного законом 1897 года. Кризис был ликвидирован благодаря заключению в январе 1906 г. во Франции займа на 100 млн руб., погашенный выручкой от займа, заключенного в апреле того же года.

Усиленный переучёт Государственным банком векселей частных банков, являвшийся в 1905-1906 гг. мерой борьбы с кризисом, в последующие годы стал одним из основных направлений деятельности Банка. Государственный банк начал превращаться из банка краткосрочного коммерческого кредита в «банк банков». Общая задолженность частных банков Государственному банку с 37,3 млн руб. на начало 1910 г. выросла за два года до 342,3 млн рублей.

В это время Государственный банк был одним из самых крупных и влиятельных европейских кредитных учреждений. Его баланс с 1905 по 1914 г. увеличился почти в два раза. Источником средств для его операций были выпуски кредитных билетов и средства казны. Вклады и текущие счета частных лиц и учреждений оставались на уровне 1903 г. и составляли в среднем 250 млн рублей. Эмиссия кредитных билетов в течение этих лет дала Банку 810,9 млн руб., средства казны - 600 млн рублей. На покупку золота и иностранной валюты у Государственного банка уходило 7/8 эмиссии. Оставшуюся часть эмиссии и средства казны он через посредство коммерческих банков направлял на кредитование промышленности и торговли.

Несмотря на интенсивное развитие промышленности , в России доминирующей частью экономики оставалось сельское хозяйство . Важнейшей активной статьей торгового и платежного балансов страны по-прежнему был экспорт хлеба. Поэтому с 90-х гг. Банк развернул кредитование хлебной торговли в форме подтоварных кредитов. С 1910 г. Государственный банк в рамках государственного регулирования хлебной кампании начал строительство элеваторов и зернохранилищ. Создание государственной системы элеваторов должно было способствовать минимизации потерь зерна при перевозках. В начале 1917 г. сеть элеваторов Государственного банка состояла из 42 элеваторов общим объемом 26 000 тыс. пудов, и строилось еще 28 зернохранилищ.

При участии Государственного банка в стране была создана система учреждений мелкого кредита по кредитованию кооперации , кустарей и крестьян . В 1904 г. в Банке было создано Управление по делам мелкого кредита, которое должно было контролировать деятельность учреждений этого типа и оказывать им в случае необходимости финансовую помощь.

Временное правительство

Придя к власти, бывшие лидеры IV Государственной думы столкнулись с теми же экономическими трудностями, что и царский Совет министров. И также не справились с ними.

Продолжавшаяся война поглощала все больше средств. Дефицит госбюджета в 1917 г. достиг 22 568 млн рублей. Способы его покрытия были традиционными: увеличение налогообложения, внутренние и внешние займы, эмиссия бумажных денег. За период с марта по ноябрь 1917 г. Временному правительству за счет налогов удалось получить 1 158,3 млн рублей. Выпущенный им «Займ свободы» дал 3 700 млн рублей. Эти средства пошли на выполнение обычных расходных статей госбюджета. Военные же расходы, составившие за 1917 г. 22 561 млн руб., были покрыты за счет эмиссии бумажных денег. Лимит банкнотной эмиссии Временное правительство увеличило в пять раз, доведя его до 16,5 млрд рублей.

В результате за 8 месяцев нахождения у власти Временное правительство выпустило в обращение примерно такое же количество денежных знаков, какое было эмитировано за 2,5 предшествовавших года войны. Эмиссия кредитных билетов за этот период составила 6 412,4 млн руб., разменных марок - 95,8 млн руб. и разменных казначейских знаков - 38,9 млн рублей. Такой значительный выпуск сказался на ускорении обесценения денег, что вынудило правительство прибегнуть к эмитированию кредитных билетов крупного достоинства - 250 рублей и 1 000 рублей. С августа начался выпуск казначейских знаков достоинством в 20 и 40 рублей.

Несмотря на крупную эмиссию, денег в обращении все время не хватало. Рост цен и, следовательно, увеличение денежного выражения товарной массы, тезаврация крупных купюр состоятельными слоями города и особенно деревни, вызывали недостаток денег в обращении и диспропорции в покупюрном составе денежной массы.

В августе и сентябре «денежный голод» приобрел характер кризиса в связи с сезонным расширением товарооборота. С целью ликвидации этого кризиса Временное правительство допустило в обращение в качестве законного платежного средства ряд ценных бумаг и начало выпуск денежных знаков упрощенного типа - марок-денег.

Недостаток в обращении денежных знаков особенно мелких и средних купюр привел к тому, что кроме общегосударственных денежных знаков в некоторых городах и губерниях появились свои средства обращения. Подобные эмиссии означали, что при Временном правительстве начался процесс распада единой денежной системы страны, усиливавший общую дезорганизацию и способствовавший дальнейшему усилению инфляции.

За время нахождения у власти Временного правительства в обращение было выпущено бумажных денег на 9,5 млрд рублей. В результате общая сумма бумажных денег, находившихся в обращении на 1 ноября 1917 г. составила 19 575,7 млн рублей. Причем особенно большая эмиссия - 1 116,3 млн руб. - была осуществлена Временным правительством в марте 1917 г., сразу же после прихода к власти. В итоге сумма непокрытых золотом кредитных билетов возросла с 6,5 до 16,5 млрд рублей. Кредитные билеты, находившиеся в обращении, оказались покрыты золотом только на 5,5 %.

Рост денежной массы в обращении сопровождался быстрым увеличением товарных цен: при Временном правительстве они выросли в 4 раза. К 1 ноября 1917 г. покупательная стоимость довоенного рубля равнялась 6 - 7 копейкам.

На 23 октября 1917 г. задолженность Казначейства Государственному банку по учёту краткосрочных обязательств составила 15 507 млн руб. против 7 882 млн руб. на 1 марта 1917 года.

Значительные средства Государственный банк предоставлял Казне на закупки хлеба, сахара, мяса и угля. На 23 октября 1917 г. сумма кредитов на эти цели составила 1 276 млн руб. против 301 млн руб. на 1 августа 1917 г., когда Государственным банком кредит на эти цели был выдан в первый раз.

Кредиты Государственного банка под государственные ценные бумаги составили на 23 октября 1 275 млн рублей.

В сумме кредиты, связанные с войной, занимали накануне Октябрьской революции свыше 90 % баланса Государственного банка, который составлял на 23 октября 1917 г. 24 242 млн рублей.

См. также

Примечания

Государственный банк - главный банк в дореволюционной России - был учрежден в 1860 г. в соответствии с указом Александра II на основе реорганизации Государственного коммерческого банка. Одновременно с учреждением Государственного банка императором был утвержден его Устав.

Государственный банк являлся государственно-правительственным банком. Основной капитал, первоначально выделенный ему из казны, составлял 15 млн. руб., резервный - 3 млн. рублей. Государственный банк был важнейшим звеном государственной системы, органом проведения экономической политики правительства. Являясь в соответствии с Уставом банком краткосрочного коммерческого кредита, он был крупнейшим кредитным учреждением страны. Кредитование торговли и промышленности Государственный банк осуществлял через сеть своих контор и отделений, а также через коммерческие банки.

Согласно Уставу 1860 г. Государственный банк был создан для «оживления торговых оборотов» и «упрочения денежной кредитной системы». Государственный банк поддерживал Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки. В качестве органа экономической политики правительства Государственный банк принимал активное участие в создании банковской системы России. При его поддержке создавались акционерные банки и общества взаимного кредита 1 .

По Уставу Государственный банк был подведомственным Министерству финансов и находился под наблюдением Совета государственных кредитных установлений. «Непосредственным главным начальником» Государственного банка являлся Министр финансов.

Из коммерческих операций наибольшее развитие в течение 1860-80-х гг. получили учет векселей, покупка и продажа процентных бумаг и ссуды под процентные бумаги.

С 1867 г. Министерство финансов начало интенсивное накопление золотого запаса. Указом Александра II от 2 июня 1867 г. Государственному банку и его конторам было предоставлено право принимать звонкую монету в платежи. Разрешалось брать российскую и иностранную монету, а также золото и серебро в слитках. Цены устанавливал Государственный банк. Монета направлялась в его разменный фонд. В результате в течение 1867-1876 гг. разменный фонд увеличился.

Со второй половины 70-х гг. XIX в. В России для борьбы с биржевой спекуляцией, стала поддержка «солидных» предприятий и банков, в том числе за счет выдачи неуставных ссуд из средств Государственного банка.

С 1886 г. после завершения ликвидации дореформенных кредитных учреждений Государственный банк стал интенсивно субсидировать два государственных банка - Крестьянский поземельный и Дворянский. Процесс утверждения капитализма как господствующей социально-экономической системы проходил в конце XIX - начале XX века.

Был введен новый вид ссуд - ссуды через посредников (земства, частные банки, общества и товарищества на началах взаимности, артели, транспортные учреждения, частных лиц). Операция эта была связана, с одной стороны, с новой железнодорожной политикой, а с другой - предназначалась для выдачи ссуд мелким землевладельцам и арендаторам, крестьянам, кустарям и ремесленникам на оборотные средства и на приобретение инвентаря.

Отменялось всякое нормирование операций с ценными бумагами, которое Уставом 1860 г. ограничивалось размером собственного капитала банка. Увеличился срок ссуд под залог ценных бумаг. Государственный банк был выведен из-под надзора Совета государственных кредитных установлений и поставлен под надзор Государственного контроля.

В 1898 году Государственный банк стал эмиссионным центром страны.

На рубеже XIX - XX вв. Государственный банк вместе с рядом акционерных коммерческих банков начал создавать биржевые синдикаты и банковские консорциумы для поддержки курсов российских ценных бумаг во время экономических кризисов. Один из таких биржевых синдикатов был создан во время промышленного и финансового кризиса 1899 - 1903 годов. В 1906 г., во время кризиса, начал работу банковский консорциум для оказания финансовой помощи отечественным банкам и предприятиям. В 1912 г. в связи с падением курсов акций был создан банковский синдикат, который на протяжении двух лет скупал акции крупнейших предприятий и коммерческих банков.

В 1899 г. в результате изменения мировой экономической конъюнктуры в России произошел спад деловой активности. В 1900 г. разразился кризис в металлургической промышленности, в тяжелом машиностроении, в нефтедобывающей, угледобывающей отраслях и в электро индустрии. Несколько банкирских домов потерпели крах. В 1899-1901 гг. Государственный банк вынужден был увеличить учет векселей и выдачу ссуд 2 .

В это время Государственный банк был одним из самых крупных и влиятельных европейских кредитных учреждений. Его баланс с 1905 по 1914 г. увеличился почти в два раза.

7 ноября 1917 г. история Государственного банка закончилась. Начиналась история Народного банка РСФСР.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время банковская система России в силу ряда объективных причин находится в процессе реформирования, одной из задач которого выступает повышение качества корпоративного управления, в том числе через приближение российских стандартов бухгалтерского учета и отчетности к международным, а также усиление роли аудита и внутреннего контроля.

Целью курсовой работы является изучение банковской системы Российской Федерации.

Задачи курсовой работы: рассмотреть историю становления банка, изучить особенности банковской система РФ и принципы ее построения, проанализировать её основные элементы.

Объект курсовой работы - функционирование банковской системы РФ.

Теоретической методологической и информационной основной явились:

1. Системный подход к исследуемой проблеме;

2. Законодательные акты РФ;

4. Отечественная периодическая и статистическая литература.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БАНКА РОССИИ

Государственный банк Российской Империи

Государственный банк - главный банк в дореволюционной России - был учрежден в 1860 г. в соответствии с указом Александра II на основе реорганизации Государственного коммерческого банка.

Одновременно с учреждением Государственного банка императором был утвержден его Устав.

Государственный банк являлся государственно-правительственным банком. Основной капитал, первоначально выделенный ему из казны, составлял 15 млн. руб., резервный - 3 млн. рублей. Государственный банк был важнейшим звеном государственной системы, органом проведения экономической политики правительства. Являясь в соответствии с Уставом банком краткосрочного коммерческого кредита, он был крупнейшим кредитным учреждением страны. Кредитование торговли и промышленности Государственный банк осуществлял через сеть своих контор и отделений, а также через коммерческие банки. При создании Государственного банка к нему от Государственного коммерческого банка перешли 7 контор. В начале 1917 г. в состав Государственного банка входили: 11 контор, 133 постоянных и 5 временных отделений, 42 агентства при зернохранилищах. Кроме того, в это время Государственный банк руководил банковскими операциями, которые осуществлялись в 793 казначействах. Согласно Уставу 1860 г. Государственный банк был создан для "оживления торговых оборотов" и упрочения денежной кредитной системы.

По Уставу Государственный банк был подведомственным Министерству финансов и находился под наблюдением Совета государственных кредитных установлений. Принципиальные вопросы по Государственному банку решались и оформлялись через Особенную канцелярию по кредитной части. "Непосредственным главным начальником" Государственного банка являлся Министр финансов.

Управление всеми операциями и делами банка и наблюдение за их производством возлагалось на Правление банка, которое состояло из Управляющего (председатель), его товарища (заместитель), шести директоров и трех депутатов от Совета государственных кредитных установлений.

При Правлении Госбанка функционировал Учетный и ссудный комитет, который состоял из Управляющего банком, его товарища, двух директоров банка и четырех членов от купечества. Председателем комитета являлся Управляющий банком.

Большую часть своих ресурсов в 1860-70-х гг. Государственный банк вкладывал в государственные и гарантированные ценные бумаги. Кроме того, он выдавал краткосрочные и долгосрочные ссуды Государственному казначейству. К 1879 г. долг Казначейства Государственному банку составил 478,9 млн. рублей. Погашение долга, начавшееся в 1881 г., закончилось в 1901 году.

Из коммерческих операций наибольшее развитие в течение 1860-80-х гг. получили учет векселей, покупка и продажа процентных бумаг и ссуды под процентные бумаги.

На кредитование торгово-промышленного оборота Государственный банк направлял в 1866-1875 гг. до 28%, в 1875-1880 гг. до 53%, а затем вплоть до 90-х гг. - до 63% своих коммерческих ресурсов. В целях упрочения денежной кредитной системы" Государственный банк осуществлял покупку и продажу тратт. Кроме того, в 1862-1863 гг. проводил размен кредитных билетов на звонкую монету.

С 1867 г. Министерство финансов начало интенсивное накопление золотого запаса. Указом Александра II от 2 июня 1867 г. Государственному банку и его конторам было предоставлено право принимать звонкую монету в платежи. Разрешалось брать российскую и иностранную монету, а также золото и серебро в слитках. Цены устанавливал Государственный банк. Монета направлялась в его разменный фонд. В результате в течение 1867-1876 гг. разменный фонд увеличился с 78,3 млн. руб. до 310,1 млн. рублей.

В январе 1887 г. особый счет ликвидации бывших государственных банков был упразднен. Поступления по ссудам и прибыли Государственного банка по этой операции стали обращаться на текущие нужды Казны.

В 1861 г. Государственный банк был привлечен к участию в выкупной операции. Ему был поручен выпуск выкупных свидетельств и 5-ти процентных банковских билетов. С 1865 г. на Государственный банк был возложен контроль за поступлением выкупных платежей в казначейства, а также составление годовых отчетов по выкупной операции. На 1 января 1885 г. Государственным банком было выдано 85 333 выкупные ссуды на 892,1 млн. рублей. К середине 80-х годов выдачи выкупных ссуд значительно сократились. В среднем они не превышали 3,5 млн. руб. в год.

Выдачу ссуд Государственному казначейству "на текущие нужды" Государственный банк прекратил после назначения на пост Министра финансов Н.Х.Бунге, который ввел в практику заключение государственных займов для покрытия бюджетных дефицитов. Свой долг Государственному банку Казначейство начало погашать с 1881 г. Указ от 1 января 1881 г. объявлял о прекращении выпусков кредитных билетов и о сокращении их количества в обращении. Но в 1882 г. разразился экономический кризис, который продолжался почти пять лет. В результате за 1881-1886 гг. вместо 300 млн. руб. с баланса Государственного банка было списано всего 87 млн. рублей. Затраты Банка за счет Казны впервые сравнялись с суммами Казны, вложенными в него, только в 1896 году. Полностью долг Казны Государственному банку был погашен в 1901 г., в соответствии с Указом Николая II от 28 апреля 1900 г., предписывавшим Государственному казначейству погасить остаток его долга Государственному банку в размере 50 млн. руб. за кредитные билеты.

Со второй половины 70-х гг. XIX в. в России для борьбы с биржевой спекуляцией, а также с целью регулирования курса рубля и ценных бумаг начали использоваться государственные средства. Одним из направлений экономической политики стала поддержка "солидных" предприятий и банков, в том числе за счет выдачи неуставных ссуд из средств Государственного банка.

С 1886 г. после завершения ликвидации дореформенных кредитных учреждений Государственный банк стал интенсивно субсидировать два государственных банка - Крестьянский поземельный и Дворянский. Средства для своих операций эти банки получали в результате выпуска закладных листов. Убытки, которые возникали при их реализации, оплачивал за счет казны Государственный банк.

6 июня 1894 г. был принят новый Устав. Основным направлением деятельности Государственного банка после его принятия должно было стать интенсивное кредитование торговли и промышленности, в особенности сельскохозяйственной. Новый Устав внес изменения в организацию управления Банком. Государственный банк был выведен из-под надзора Совета государственных кредитных установлений и поставлен под надзор Государственного контроля. Спустя год после Высочайшего утверждения нового Устава в России началась денежная реформа, завершившаяся в 1898 году. В ходе этой реформы - денежной реформы Витте - Государственный банк стал эмиссионным центром страны. И в дальнейшем главной его задачей стало регулирование денежного обращения. В начале 1895 г. золотой запас России составил 911,6 млн. рублей. Стабилизация рыночного курса кредитного рубля произошла в 1893-1895 годах. Разница между высшим и низшим курсом в 1895 г. составила 1,59%.

Во второй половине 90-х годов все внимание Министерства финансов и Государственного банка было сосредоточено на укреплении металлической валюты за счет сжатия активных операций банка. Значительное развитие в это время получили операции с государственными ценными бумагами. Их объем в несколько раз превышал собственный капитал банка. Министерство финансов и Государственный банк активно воздействовали на фондовую биржу для поддержания курса государственных ценных бумаг и кредитного рубля. С конца 1890-х гг. биржевая интервенция и значительные инвестиции в ценные бумаги стали использоваться также для противодействия падению курсов промышленных и банковских акций.

На рубеже XIX-XX вв. Государственный банк вместе с рядом акционерных коммерческих банков начал создавать биржевые синдикаты и банковские консорциумы для поддержки курсов российских ценных бумаг во время экономических кризисов. Один из таких биржевых синдикатов был создан во время промышленного и финансового кризиса 1899-1903 годов. В 1906 г., во время кризиса, начал работу банковский консорциум для оказания финансовой помощи отечественным банкам и предприятиям. В 1912 г. в связи с падением курсов акций был создан банковский синдикат, который на протяжении двух лет скупал акции крупнейших предприятий и коммерческих банков.

В 1899 г. в результате изменения мировой экономической конъюнктуры в России произошел спад деловой активности. В 1900 г. разразился кризис в металлургической промышленности, в тяжелом машиностроении, в нефтедобывающей, угледобывающей отраслях и в электроиндустрии. Несколько банкирских домов потерпели крах. В 1899-1901 гг. Государственный банк вынужден был увеличить учет векселей и выдачу ссуд.

Через год после окончания экономического кризиса и последовавшей за ним депрессии началась Русско-японская война, а затем революция 1905-1907 годов. Это было тяжелейшее испытание для созданной менее 10 лет назад денежной системы. Выдержав общеэкономический кризис и войну, финансовая система оказалась слишком подорванной, чтобы выдержать еще и революцию. В 1906 г. система золотого монометаллизма стояла на пороге краха.

Начался отлив золота за границу. С 16 октября по 1 декабря 1905 г. золотой фонд Государственного банка уменьшился с 1 318,8 до 1 126,1 млн. рублей. К 19 декабря 1905 г. золотое покрытие кредитных рублей опустилось ниже предела, предусмотренного законом 1897 года. Кризис был ликвидирован благодаря заключению в январе 1906 г. во Франции займа на 100 млн. руб., погашенный выручкой от займа, заключенного в апреле того же года.

Усиленный переучет Государственным банком векселей частных банков, являвшийся в 1905-1906 гг. мерой борьбы с кризисом, в последующие годы стал одним из основных направлений деятельности Банка. Государственный банк начал превращаться из банка краткосрочного коммерческого кредита в "банк банков".

В это время Государственный банк был одним из самых крупных и влиятельных европейских кредитных учреждений. Его баланс с 1905 по 1914 г. увеличился почти в два раза. Источником средств для его операций были выпуски кредитных билетов и средства казны. С 90-х гг. Банк развернул кредитование хлебной торговли в форме подтоварных кредитов. С 1910 г. Государственный банк в рамках государственного регулирования хлебной кампании начал строительство элеваторов и зернохранилищ.

При участии Государственного банка в стране была создана система учреждений мелкого кредита по кредитованию кооперации, кустарей и крестьян. В 1904 г. в Банке было создано Управление по делам мелкого кредита, которое должно было контролировать деятельность учреждений этого типа и оказывать им в случае необходимости финансовую помощь.

Вплоть до Первой мировой войны финансовая политика России чрезвычайно дорожила сохранением золотой валюты как основы внешнего государственного кредита. Золотое покрытие рубля постоянно поддерживалось на очень высоком уровне. После кризисного 1906 г. оно не опускалось ниже 93%, а в 1909-1911 гг. было выше 100%. В условиях России конца XIX - начала XX вв. это обеспечивало приток иностранного капитала, необходимого для индустриального развития страны.

Военные расходы России с начала первой мировой войны до Февральской революции составили 28 035 млн. рублей. Дефицит государственного бюджета в 1916 г. достиг 13 767 млн. руб., а его покрытие на 29% происходило за счет эмиссии бумажных денег.

Интенсивная работа печатного станка и одновременное сокращение производства и переориентация его на выполнение военных расходов вызвали быстрый рост цен. Если в 1915 г. цены выросли всего на 30%, то в 1916 г. рост составил уже 100%. В стране началась инфляция.

Придя к власти, бывшие лидеры IV Государственной думы столкнулись с теми же экономическими трудностями, что и царский Совет министров.

За время нахождения у власти Временного правительства в обращение было выпущено бумажных денег на 9,5 млрд. рублей. В результате общая сумма бумажных денег, находившихся в обращении на 1 ноября 1917 г. составила 19 575,7 млн. рублей. Причем особенно большая эмиссия - 1 116,3 млн. руб. - была осуществлена Временным правительством в марте 1917 г., сразу же после прихода к власти. В итоге сумма непокрытых золотом кредитных билетов возросла с 6,5 до 16,5 млрд. рублей. Кредитные билеты, находившиеся в обращении, оказались покрыты золотом только на 5,5%.

Рост денежной массы в обращении сопровождался быстрым увеличением товарных цен: при Временном правительстве они выросли в 4 раза. К 1 ноября 1917 г. покупательная стоимость довоенного рубля равнялась 6 - 7 копейкам.

На 23 октября 1917 г. задолженность Казначейства Государственному банку по учету краткосрочных обязательств составила 15 507 млн. руб. против 7 882 млн. руб. на 1 марта 1917 года.

7 ноября 1917 г. история Государственного банка закончилась. Начиналась история Народного банка РСФСР.

ГОСУДА́ РСТВЕННЫЙ БАНК РОС­С И́ Й­СКОЙ ИМП Е́РИИ (Гос­банк), цен­траль­ный и круп­ней­ший в стра­не банк, в нач. 20 в. один из наи­бо­лее круп­ных и влия­тель­ных ев­роп. кре­дит­ных уч­реж­де­ний. Соз­дан в 1860. Осн. ка­пи­тал 15 млн. руб. в 1860, 50 млн. руб. в 1917. Под­чи­нял­ся ми­ни­ст­ру фи­нан­сов. Над­зор за дея­тель­но­стью Г. б. Р. и. осу­ще­ст­в­лял Со­вет гос. кре­дит­ных ус­та­нов­ле­ний, с 1894 – Го­су­дар­ст­вен­ный кон­троль . Дея­тель­но­стью Гос­бан­ка пер­во­на­чаль­но ру­ко­во­ди­ло на­хо­див­шее­ся в С.-Пе­тер­бур­ге прав­ле­ние (управ­ляю­щий, его то­ва­ри­щи, 6 ди­рек­то­ров, по од­но­му де­пу­та­ту от дво­рян­ст­ва, ку­пе­че­ст­ва и Гос. кон­тро­ля), а с 1894 – со­вет (управ­ляю­щий, чле­ны от Мин-ва фи­нан­сов и Гос. кон­тро­ля, ди­рек­тор Кре­дит­ной кан­це­ля­рии, 3 выс­ших чи­на из слу­жа­щих бан­ка, де­пу­та­ты от дво­рян­ст­ва и ку­пе­че­ст­ва). Со­вет Гос­бан­ка был так­же со­ве­щат. ор­га­ном при мин. фи­нан­сов в об­лас­ти фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки.

Г. б. Р. и. яв­лял­ся важ­ней­шим ин­ст­ру­мен­том осу­ще­ст­в­ле­ния гос. эко­но­мич. по­ли­ти­ки. Пер­во­на­чаль­но осн. часть ре­сур­сов бан­ка по­гло­ща­ли пря­мое и кос­вен­ное фи­нан­си­ро­ва­ние каз­ны, а так­же опе­ра­ции по ли­к­ви­да­ции до­ре­фор­мен­ных гос. бан­ков и про­ве­де­нию вы­куп­ной опе­ра­ции (с 1865 банк на­блю­дал за по­сту­п­ле­ни­ем вы­куп­ных пла­те­жей; к 1885 вы­дал вы­куп­ных ссуд на 892,1 млн. руб.). Б. ч. средств Г. б. Р. и. до сер. 1890-х гг. ис­поль­зо­ва­лась для нужд ка­зна­чей­ст­ва, под­держ­ки гос. кре­ди­та и гос. Дво­рян­ско­го зе­мель­но­го бан­ка и Кре­сть­ян­ско­го по­зе­мель­но­го бан­ка .

В нач. 1890-х гг. Гос­банк ре­фор­ми­рован по ини­циа­ти­ве мин. фи­нан­сов С. Ю. Вит­те: в его ус­тав вклю­че­ны опе­ра­ции по кре­ди­то­ва­нию с. х-ва (ссу­ды под то­ва­ры, гл. обр. зер­но, сро­ком до 9–15 мес) и фаб­рич­но-за­во­дской пром-сти (ссу­ды под с.-х. име­ния и фаб­рич­но-за­во­дскую не­дви­жи­мость сро­ком до 2 лет), а так­же ре­мес­лен­ни­ков и кус­та­рей. Опе­ра­ции Г. б. Р. и. как бан­ка крат­ко­сроч­но­го ком­мерч. кре­ди­та за­клю­ча­лись в учёте век­се­лей, по­куп­ке и про­да­же зо­ло­та и се­реб­ра, приё­ме вкла­дов, вы­да­че ссуд (кро­ме ипо­теч­ных), по­купке гос. бу­маг за свой счёт. На кре­дитова­ние тор­го­во-пром. обо­ро­та с сер. 1890-х гг. банк стал на­прав­лять 50–60% сво­их ком­мерч. ре­сур­сов.

В 1897 в хо­де де­неж­ной ре­фор­мы, ус­та­но­вив­шей зо­ло­той стан­дарт, Г. б. Р. и. стал центр. эмис­си­он­ным бан­ком (со­хра­нив, в от­ли­чие от центр. эмис­си­он­ных бан­ков др. стран, по­ло­же­ние ве­ду­ще­го в им­пе­рии ком­мерч. бан­ка). Для обес­пе­че­ния на­хо­див­ших­ся в об­ра­ще­нии кре­дит­ных би­ле­тов банк рас­по­ла­гал круп­ным за­па­сом зо­ло­та, имел пра­во вы­пус­кать не обес­пе­чен­ные зо­ло­том кре­дит­ные би­ле­ты на сум­му не бо­лее 300 млн. руб.

В пе­ри­од эко­но­мич. кри­зи­са нач. 1900-х гг. Г. б. Р. и. ис­поль­зо­вал­ся для про­ве­де­ния ан­ти­кри­зис­ной по­ли­ти­ки (в 1901 при нём соз­дан ин­тер­вен­ци­он­ный син­ди­кат для про­ти­во­дей­ст­вия по­ни­же­нию бир­же­вых кур­сов, на ре­ше­ние этой за­да­чи за­тра­че­но 100 млн. руб.).

В пе­ри­од Ок­тябрь­ской все­об­щей по­ли­ти­че­ской стач­ки 1905 из-за за­бас­тов­ки слу­жа­щих Г. б. Р. и. его дея­тель­ность бы­ла при­ос­та­нов­ле­на. В ре­зуль­та­те фи­нан­со­во­го кри­зи­са кон. 1905 банк ут­ра­тил зна­чит. часть сво­его зо­лото­го за­па­са (в дек. 1905 со­ста­вил 1076 млн. руб. – не­сколь­ко бо­лее той сум­мы, ко­то­рая по­зво­ля­ла бан­ку вы­пус­кать обес­пе­чен­ные зо­ло­том банк­но­ты), вос­ста­но­вил его с по­мо­щью за­клю­чён­но­го Рос­си­ей внеш­не­го зай­ма в апр. 1906 (843 млн. руб.); на 1(14).1.1914–1695,4 млн. руб.

В нач. 20 в., кон­цен­три­руя де­неж­ные ре­сур­сы че­рез ши­ро­кую сеть фи­лиа­лов (191 к 1917; 14,4 тыс. слу­жа­щих) и поль­зу­ясь сред­ст­ва­ми ка­зна­чей­ст­ва, банк про­дол­жал фи­нан­си­ро­вать нар. хо­зяй­ст­во, но про­явил тен­ден­цию к пре­вра­ще­нию в центр. банк ев­роп. ти­па, при­бе­гая к опо­сре­до­ван­ным фор­мам кре­ди­та че­рез ак­цио­нер­ные ком­мерч. бан­ки. В 1914 их за­дол­жен­ность Г. б. Р. и. со­ста­ви­ла 388 млн. руб. (в 1910 – 37,3 млн. руб.). С 1910 банк ак­ти­ви­зи­ро­вал дея­тель­ность в хлеб­ной тор­гов­ле – ве­ду­щей от­рас­ли рос. экс­пор­та; осу­ще­ст­в­лял строи­тель­ст­во эле­ва­то­ров и зер­но­хра­ни­лищ (к 1917 К-т по эле­ва­тор­но­му де­лу при Гос­бан­ке ввёл в экс­плуа­та­цию 47 эле­ва­то­ров ём­ко­стью ок. 480 млн. кг). В зна­чит. раз­ме­рах банк кре­ди­то­вал тор­го­во-пром. обо­рот на пе­ри­фе­рии, суб­си­ди­ро­вал кре­дит­ную коо­пе­ра­цию (к 1911 – 13,7 млн. руб., к 1914 – 68,3 млн. руб.), сель­ских хо­зя­ев (20,2 млн. руб.), в мень­шем объ­ё­ме – пром. пред­при­ятия (4,7 млн. руб.).

Учёт­ная став­ка в 1905–13 со­став­ля­ла 6–8%. Под управ­ле­ни­ем Г. б. Р. и. на­хо­ди­лась сеть гос. сбе­ре­гат. касс с пра­ви­тельств. га­ран­ти­ей вкла­дов (к 1913 – св. 8 тыс. касс, 1,6 млрд. руб. де­неж­ных вкла­дов).

В 1-ю ми­ро­вую вой­ну Г. б. Р. и. вы­пус­кал не­раз­мен­ные на зо­ло­то кре­дит­ные би­ле­ты [ука­зом имп. Ни­ко­лая II от 27.7(9.8).1914 раз­мен банк­нот на зо­ло­то от­ме­нён] для фи­нан­си­ро­ва­ния во­ен. рас­хо­дов, од­но­вре­мен­но пол­но­стью свер­нул опе­ра­ции на рын­ке ком­мерч. кре­ди­та. Из долж­ни­ка ка­зна­чей­ст­ва банк стал круп­ней­шим кре­ди­то­ром пра­ви­тель­ст­ва, «сче­та каз­ны» ста­ли осн. стать­ёй ак­ти­вов бан­ка, уве­ли­чив­шись в 1914–16 бо­лее чем в 150 раз (с 54,3 до 7792 млн. руб.), а в пас­си­ве пре­об­ла­да­ла ста­тья «кре­дит­ные би­ле­ты в об­ра­ще­нии». Г. б. Р. и. раз­мес­тил по­ло­ви­ну (4 млрд. руб.) всех вы­пу­щен­ных пра­ви­тель­ст­вом до февр. 1917 во­ен. зай­мов.

По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 Гос­банк вы­пус­тил кре­дит­ных би­ле­тов на сум­му 7,3 млрд. руб. (в авг. 1914 – февр. 1917 на сум­му 8,3 млрд. руб.). Уч­тён­ные бан­ком крат­ко­сроч­ные обя­за­тель­ст­ва каз­ны за март – сент. 1917 вы­рос­ли с 7882 до 14098 млн. руб. Осе­нью 1917 кре­ди­ты, свя­зан­ные с вой­ной, за­ни­ма­ли св. 90% ба­лан­са Гос­бан­ка. Ба­ланс бан­ка на 23.10(5.11).1917 со­ста­вил 24,2 млрд. руб.

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 Гос­банк объ­е­ди­нён с на­цио­на­ли­зи­ро­ван­ны­ми ак­цио­нер­ны­ми ком­мерч. бан­ка­ми в На­род­ный банк РСФСР [дек­рет СНК от 14(27).12.1917].

Управ­ляю­щие: А. Л. Штиг­лиц (1860–1866), Е. И. Ла­ман­ский (1867–81), А. В. Цим­сен (1881–89), Ю. Г. Жу­ков­ский (1889–94), Э. Д. Пле­ске (1894–1903), С. И. Ти­ма­шев (1903–09), А. В. Кон­шин (1910–14), И. П. Ши­пов (1914–17).

Учреждён Государственный банк Российской империи

31 мая (12 июня) 1860 г. Указом императора Александра II на основе реорганизации Государственного коммерческого банка был учреждён Государственный банк (Госбанк) - центральный и крупнейший банк Российской империи, основная задача которого состояла в регулировании денежного обращения в стране. Первым его управляющим стал крупный российский финансист и промышленник, барон А. Л. Штиглиц. Одновременно с организацией Государственного банка императором был утверждён его Устав.

Первые попытки устройства в России государственных кредитных учреждений относятся к XVIII в. В 1733 г. императрица Анна Иоанновна в связи с «совершенным отсутствием кредитных учреждений и огромным вследствие этого лихоимством ростовщиков» повелела выдавать ссуды из Монетной конторы, кредитные операции которой были весьма незначительны и вскоре прекращены. Позднее видную роль в ведении денежно-кредитных операций стали играть Соляная контора, сохранные казны при Петербургском и Московском воспитательных домах, приказы общественного призрения, Санкт-Петербургская и Московская банковские конторы вексельного производства для обращения медных денег.

В 1769 г. в Петербурге и Москве были созданы банки «для вымена государственных ассигнаций»; в 1786 г. они были преобразованы в Государственный ассигнационный банк, которому была поручена функция эмиссии бумажных денег. В 1797 г. при Банке были основаны три учётные конторы - вексельная, для выдачи ссуд под товары и страховая. В 1786 г. для содействия дворянскому землевладению был учрежден Государственный заёмный банк.

В январе 1818 г. в России был учреждён Государственный коммерческий банк, который фактически выполнял функции эмиссионного банка, но в те годы ещё не имел статуса центрального. Его создание стало одной из мер, направленных на оздоровление кредитных учреждений страны, положение которых было подорвано чрезмерными выпусками ассигнаций, выдачами долгосрочных ссуд из бессрочных вкладов и секретными заимствованиями на нужды правительства. Государственному коммерческому банку была придана акционерная форма.

В 1860 г. для «оживления торговых оборотов» и «упрочения денежной кредитной системы» России на основе реорганизации Государственного коммерческого банка был учреждён Государственный банк, деятельность которого была подконтрольна Министерству финансов и находилась под наблюдением Совета государственных кредитных установлений. Совет Банка был также совещательным органом при Министерстве финансов в области финансовой политики. Госбанку было предоставлено право производить учёт векселей и других срочных бумаг, покупку и продажу золота и серебра, получение платежей за счёт доверителей, приём вкладов на хранение, на текущий счёт и на обращение из процентов, выдачу ссуд (кроме ипотечных), покупку и продажу процентных бумаг за счёт доверителей и за свой счёт.

Государственный банк являлся государственно-правительственным банком Российской империи и важным звеном государственной системы, органом проведения экономической политики российского правительства. Банк активно участвовал в создании банковской системы всей страны - при его поддержке были созданы акционерные банки и общества взаимного кредита. Госбанк, являясь, в соответствии с его Уставом, банком краткосрочного коммерческого кредита, был крупнейшим кредитным учреждением страны. Кредитование торговли и промышленности он осуществлял через сеть своих контор и отделений, а также через коммерческие банки. Местные учреждения Госбанка были представлены конторами, утверждаемыми по особым Высочайшим повелениям, и отделениями, открываемыми непосредственным распоряжением Министерства финансов - все они непосредственно были подчинены Правлению Госбанка.

Первый период деятельности Госбанка с 1860 до середины 1890-х гг. характеризовался большой централизацией управления со стороны государства, т. е. Банк не обладал полной самостоятельностью управления. Главным источником средств Госбанка до середины 1880-х гг. являлись оплачиваемые процентами вклады и текущие счета, а позднее - средства государственного казначейства.

В начале 1880-х гг. стало очевидно, что Устав Госбанка и основанная на нём деятельность перестали отвечать изменившейся экономической ситуации в стране. Основной причиной, стеснявшей деятельность Банка, являлся недостаток денежных средств. В июне 1884 г. императором Александром III был утверждён новый Устав, в котором существенно была дополнена формулировка о цели Банка, состоявшая не только в облегчении денежных оборотов и упрочении денежно-кредитной системы, как это было зафиксировано ранее, но и в «содействии посредством краткосрочного кредита отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству». В новый Устав были включены операции по кредитованию сельского хозяйства и фабрично-заводской промышленности, а также ремесленников и кустарей. Однако Банк по-прежнему оставался в подчинении Министерству финансов.

С середины 1880-х гг. основное внимание Госбанка было сосредоточено на подготовке денежной реформы. Задачами учреждения в это время стали накопление золотого запаса и борьба с колебаниями валютного курса при помощи девизной политики. С середины 1890-х гг. основным источником развития коммерческих операций Госбанка являлись уже не вклады частных и казённых учреждений, как это было до 1894-1895 гг., а казначейские средства. Указом императора Николая II от 29 августа (9 сентября) 1897 г. Госбанк был превращен в центральный эмиссионный институт с монопольным правом эмиссии кредитных билетов, сохранив, в отличие от центральных эмиссионных банков других стран, положение ведущего в Российской империи коммерческого банка.

Значительный рост операций Госбанка наблюдался в период предвоенного промышленного подъёма. В эти годы он стал одним из крупных и влиятельных европейских кредитных учреждений, имел большой золотой запас, осуществлял регулирование денежного обращения и валютных расчётов России, принимал активное участие в кредитовании промышленности и торговли. Концентрируя денежные ресурсы через широкую сеть филиалов, и пользуясь средствами казначейства, Банк продолжал финансировать народное хозяйство, однако проявил тенденцию к превращению в центральный банк европейского типа, прибегая к опосредованным формам кредита через акционерные коммерческие банки. С 1910 г. Госбанк активизировал деятельность в хлебной торговле - ведущей отрасли российского экспорта; осуществлял строительство элеваторов и зернохранилищ. В значительных размерах Банк кредитовал торгово-промышленный оборот на периферии, субсидировал кредитную кооперацию, сельских хозяев, и в меньшем объёме - промышленные предприятия. В эти годы под управлением Госбанка находилась также сеть государственных сберегательных касс с правительственной гарантией вкладов.

Во время Первой мировой войны деятельность Банка в основном была направлена на финансирование армии за счёт выпуска кредитных билетов, и одновременно на полное прекращение операций на рынке коммерческого кредита. Из должника казначейства Госбанк превратился в крупнейшего кредитора российского правительства, «счета казны» стали основной статьёй активов Банка, увеличившись в 1914-1916 гг. более чем в 150 раз. К осени 1917 г. кредиты, связанные с войной, занимали свыше 90% баланса Банка.

14 (27) декабря 1917 г. декретом Совета Народных Комиссаров «О национализации банков» в России была введена государственная монополия на банковское дело. Госбанк был объединён с национализированными акционерными коммерческими банками в Народный банк Российской Республики, а затем - в Народный банк РСФСР.

Лит.: Бугров А. В. Московская контора Государственного банка Российской империи: Развитие сети учреждений Государственного банка Российской империи: Исторический очерк. М., 1999; Он же. Очерки по истории государственного банка Российской империи. М., 2001; Гиндин И. Ф. Государственный банк и экономическая политика царского правительства (1861-1892). М., 1960; Главный банк страны: история и его руководители. М., 2011; История Банка России, 1860-2010: В 2 т. М., 2010; История Министерства финансов России. Т. 1. М., 2002; Кредит и банки России до начала XX в.: Санкт-Петербург и Москва. СПб., 2005; Татаринов С. В. Финансово-экономические кризисы второй половины XIX века и государственный банк Российской империи: автореф. дис. … к. и. н. М., 2012.

См. также в Президентской библиотеке:

Государственный Банк // Энциклопедический словарь/ под ред. проф. И. Е. Андреевского. Т. 2а. СПб., 1891. С. 922-926 ;

Государственный Банк: видовая фотография. Киев, б. д. ;

Свод уставов Г. банка и контор его, указов и инструкций об устройстве, делопроизводстве и отчётности контор и отделений Государственного банка. СПб., 1872 ;

Свод уставов Г. банка и контор его, указов и инструкций об устройстве, делопроизводстве и отчётности контор и отделений Государственного банка.. СПб., 1884 .