Что такое гербовый сбор. Что значит "гербовый сбор"

Гербовый сбор - принадлежит к разряду пошлин (см.) и взимается путем обязательного в определенных случаях употребления изготовленной государством клейменой бумаги, оплачиваемой гораздо выше действительной ее стоимости, или же накладывания на простую бумагу специальной марки, покупаемой у государства. Изобретение гербовой бумаги некоторые писатели приписывают Юстиниану . В Западной Европе она вошла в употребление не ранее XVII в., прежде всего - в Голландии , один из граждан которой благодаря премии, назначенной генеральными штатами за изобретение нового, необременительного для плательщиков и выгодного для фиска налога, придумал в г. этот вид государственных сборов. Не прошло и столетия, как гербовая бумага распространилась по всей Европе. По своей организации Г. сбор делится на 1) твердый, или постоянный - когда прямо определяется цифра сбора для известных сделок или известных сношений частных лиц между собой и с государственными учреждениями, без всякого отношения к сумме сделки или акта, и 2) пропорциональный, или изменяющийся - когда размер сбора определяется сообразно с суммой сделки или акта, повышаясь, впрочем, не строго пропорционально, а по разрядам или классам (например, акты на суммы от 300 до 900 руб. пишутся у нас на бумаге стоимостью в 3 руб. 10 коп., а акты на суммы от 900 до 1500 руб. - на бумаге стоимостью в 5 руб. 40 к.). Существенный недостаток Г. сбора заключается в том, что он не на всех падает равномерно: число актов, сделок и других бумаг, оплачиваемых Г. сбором и выпадающих на долю того или иного лица, вовсе не сообразуется с имущественным положением плательщика. С другой стороны Г. сбор представляет и преимущества: под него могут быть подведены все случаи гражданской жизни, требующие письменного акта; взимание его удобно для публики, не требует особых правительственных органов, обходится казне дешево, упрощает государственное счетоводство. В Англии все пошлины взимаются в форме Г. сбора (Stamp-duties ), даже собственно крепостные пошлины и налог на наследства. С г. Г. сбор на сумму не выше 2 шиллингов 6 пенсов оплачивается почтовыми марками. Во Франции никакой акт обращения ценностей, кроме продажи земледельческих продуктов, не избегает Г. сбора (droit de timbre ), который распадается на три вида: 1) Droit de dimension , соразмеряющийся с величиной бумаги (установлено 5 форматов, и для каждого формата закон определяет число строк на странице и число слогов в строке), взимается со всех документов, долженствующих или могущих служить доказательством чего-либо на суде. 2) Timbre proportionnel - падает на акты коммерческого характера: векселя, ордеры , акции, страховые полисы и проч. 3) Timbre fixe - взимается с г. со всякого рода расписок, чеков, паспортов и проч. и представляет твердую однообразную цифру в 10 сантимов. В Германии некоторые Г. пошлины, имеющие характер налогов, отнесены к имперским доходам; таковы Г. сборы с векселей , заемных писем, акций, рент, игральных карт, лотерейных билетов. В отдельных германских государствах существуют еще особые Г. сборы. В России Г. бумага введена при Петре I указом 23 января г. по мысли Курбатова, дворецкого графа Шереметева, бывавшего за границей. Бумага под орлом, клейменая, или орленая, была сначала трех сортов: 1) под большим орлом - для крепостей; 2) под гербом величиной против золотого - для крепостей на сумму ниже 50 руб. и для челобитных мировых, и 3) за печатью в половину золотого - для челобитных и выписок в приказах. Крепости, писанные не за вышеозначенными клеймами , объявлены недействительными, а с тех, у кого такие крепости окажутся, велено взимать пошлину вдвое. Печатание и продажа этой бумаги поручены были Оружейной палате, в которой бумага клеймена была таким образом, что на листе находились два клейма, по одному на каждом столбце (то есть полулисте), с означением слов в большом гербе - 10 копеек (Фиг. 1), в среднем - 1 коп. (копеечные клейма, по-видимому, были двух образцов: с драконом под гербом (Фиг. 2) и без дракона), в меньшем - 1 деньга (Фиг. 3).

Фиг. 2. Фиг. 3.

Дополнение

Гербовый сбор (см. соотв. статью). - Местом первоначального употребления гербовой штемпельной («орлёной» - при Петре I в России) бумаги считается Голландия . В Испании она стала употребляться с г., во Франции с г., в Пруссии с г., в Англии с г., в России с г. Крупные неудобства применения гербовой бумаги вследствие непредвиденных ошибок при составлении всякого рода актов - причем убытки падали обыкновенно на малосведущие, несостоятельные или малосостоятельные классы населения - заставили почти все культурный страны перейти к более простым способам взимания: сначала к клеймению от руки документов, а позднее - к наклеиванию на составленные на простой бумаге акты специальных (гербовых или штемпельных) марок. В Австрии эта новая система стала применяться с г., во Франции с г., в Пруссии с г., в большинстве других государств с конца 60-х или с 70-х и 80-х гг. Особенно далеко пошла в этом отношении Англия , в которой с г. законом разрешается, вместо употребления специальных гербовых знаков или штемпеля, наклеивание на все подлежащие этого рода обложению акты простых почтовых марок, если сумма гербового сбора меньше 2 шилл. 6 пенсов (около 1 руб. 20 коп.). Результаты этого опыта, по мнению почти всех английских авторитетов, оказались благоприятными. Единственным недостатком этой системы является невозможность точного определения получаемых государством от Г. сбора доходов. Когда штемпель прилагается в виде удостоверения уплаты акцизных сборов, он применяется обыкновенно в форме бандеролей. Иногда применяется и способ непосредственного снабжения гербом, штемпелем или печатью требующих удостоверения бумаг и актов, после того как соответствующее учреждение получило следуемые за это суммы наличными деньгами. Особенно удобен последний способ в тех случаях, когда взимаемая сумма налога очень велика. По вопросу о классификации Г. сбора и его соотношении с другими графами бюджета различные представители финансовой науки держались, да и теперь еще нередко держатся совершенно противоположных взглядов. По мнению Рау, «взимание штемпельного налога с бумаг частного характера является только средством забирать при всяком удобном случае малую толику с имущества граждан в пользу казны». К Г. сборам, взимаемым при сношениях частных лиц с государственными учреждениями, Pay относится снисходительнее. Адольф Вагнер причисляет Г. сборы к так назыв. Verkehrssteuern (пошлины с обращения). Главными причинами быстрого и повсеместного распространения Г. сборов являются быстрый рост государственных расходов, вызванный развитием денежного хозяйства, и сравнительная легкость взимания, так как почти все сношения с административными учреждениями и многие сношения отдельных лиц между собой могут быть легко подведены под этот сбор, дающий сравнительно крупные доходы. К числу фискальных удобств его следует причислить и сравнительную незначительность расходов: фиск берет на себя лишь расходы на заготовку марок и Г. бумаги, а распространение их и продажу могут брать на себя почти без всякого повышения расходов судебные и почтовые учреждения, казначейства и т. д. Поскольку дело касается сношений отдельных лиц с государственными учреждениями, последние являются бесплатно функционирующим контролем. Наоборот, поскольку дело касается сношений отдельных лиц между собой, контроль является иногда затруднительным и происходят бесконечные обходы закона. Ввиду этого почти все представители современной финансовой науки требуют не только сравнительно незначительных размеров для Г. пошлин, но и применения их лишь к сравнительно легко контролируемым сферам сношений. Особенно резки в этом отношении жалобы во Франции, где, кроме продажи земледельч. продуктов (исключение это вызвано боязнью членов парламента вызвать недовольство среди многочисленных крестьян-избирателей), почти все остальные сношения отдельных личностей с администрацией или между собой подлежат обложению Г. сбором. К числу неудобств Г. пошлин с общеэкономической точки зрения следует отнести и то обстоятельство, что они взимаются несообразно с общей платежной силой граждане. Pay сомневался, поэтому, даже в самом правовом основании взимания большинства Г. пошлин, утверждая, что «все достояние гражданина, все, что он приобретает, состоит под охраной законов, и потому ошибочно требовать пошлин лишь по поводу известного специального акта, так как государство и без этой пошлины должно способствовать заключению актов». Соглашаясь отчасти с этими доводами, большинство других представителей финансовой науки находит, однако, что Pay идет в данном случае слишком далеко. Если одной из важнейших задач государства и является общая охрана имуществ подданных, совершающаяся помимо пошлин, то в тех случаях, когда государство производит известные действия в пользу известных лиц, оказывая им, таким образом, специальные услуги, оно, несомненно, имеет право требовать за это известное вознаграждение, так как иначе все граждане несли бы соответствующие расходы, а учреждениями пользовались бы лишь некоторые. К этому можно добавить, что при общей оценке Г. пошлин в каждом отдельном государстве необходимо обращать особенное внимание на роль, которую они играют в общем бюджете государства, с одной стороны, и на преобладающую систему налогов в частности. Где главными источниками государственных доходов являются обложение важнейших продуктов питания рабочих масс, подушная подать и т. д., там Г. сборы, поскольку они, не затрудняя отправления правосудия, ложатся главным образом на состоятельные классы, могут считаться даже желательным явлением. Наоборот, в государствах, в которых преобладает система обложения прогрессивными налогами доходов, имуществ, наследств и т. д., Г. сборы в узком смысле этого слова, то есть в виде гербовых пошлин, сбора с квитанций, биржевых налогов и т. д., могут считаться более или менее излишними: в таких, большей частью очень богатых странах с сильно развитой торговлей и промышленностью, применение этих сборов причиняет слишком много возни и хлопот. В крайнем случае в последних странах применение большинства Г. пошлин должно начинаться со сравнительно высоких сумм. Доказательством правильности вышеотмеченного взгляда может служить следующее сообщение Леруа-Болье. При исследовании результатов более, нежели 24000 судебных продаж, оказалось, что средний расход на гербовые пошлины составлял при продаже имуществ стоимостью меньше 500 франк . - свыше 123 франк. на каждые 100 франк., при продаже имуществ от 500 до 1000 франков - около 51 франка со 100 франк., и т. д. в дегрессирующем размере. Для ослабления вредного влияния этого налога, разорявшего бедняков, по инициативе Дюфора и Леона Сэ было решено, чтобы во всех тех случаях, когда присужденная судом сумма не превышает 2000 франк., казна возвращала все гербовые, крепостные, канцелярские и ипотечные пошлины. Из числа важнейших государств Западной Европы наибольшую роль Г. сбор играет в бюджете Англии, Франции и Германии (в последней - только в том случае, если принять в расчет и Г. пошлины, взимаемые отдельными государствами не в пользу империи, а в свою собственную). Вследствие различия объектов обложения, а потому и самого характера Г. налогов, являющихся то пошлинами, то способом взимания других налогов, никаких сравнений между отдельными государствами делать нельзя. В Англии штемпельному обложению подлежали сначала известного рода юридические акты. В течение XVIII стол. область применения этих налогов или размер их беспрерывно менялись (с по г. - 10 раз). В течение XIX стол. изменения были почти так же часты, в особенности в эпохи крупных финансовых затруднений. Последняя реформа, проведенная в Англии в 1899-1900 гг., не дала особенно блестящих результатов: чистый доход по этой графе, равнявшийся в бюджетах 1898 и 1899 гг. приблизительно 7,6 и 7,7 млн фн. стерл., повысившись в 1900 г. до 8,4 млн, понизился в 1901 г. до 7,9 млн фун. стерл. (1900-й г. отличался особым оживлением промышленности). Принимая даже во внимание то обстоятельство, что часть соответствующих доходов вследствие вышеотмеченной возможности замены гербовых знаков почтовыми марками сказывается на росте почтовых доходов, роль Г. налогов (если не считать налогов, взимаемых при переходе имуществ, наследств и т. д.) в общем бюджете Англии сравнительно невелика. Общая сумма государственных доходов и общий чистый доход от Г. пошлин (Stamps ) составляли:

Очевидно, эта статья доходов не отличается большою эластичностью. После Наполеоновских войн, вовлекших Англию в огромные дефициты, доход по этой статье (за выключением Г. сбора с наследств) достиг в г. 6,1 млн фунт. стерлингов. С тех пор, несмотря на громадный рост национального богатства и населения (последнее возросло в одной Англии с приблизительно 12 на 32 миллиона), доход по этой графе, после частых колебаний, возрос в последние годы лишь до 8 млн фн. стерл. и дает в 3 раза меньшую сумму, чем акциз и пошлина со спирта. Взимаемые в Англии в виде Г. сбора пошлины с наследств и крепостные пошлины должны были дать по росписи г. около 14, а в г. - около 13 млн фунт. стерлингов, то есть приблизительно на 75 % больше всех остальных Г. пошлин, взятых вместе. К бумагам, облагаемым раз навсегда определенным, так наз. постоянным Г. сбором, относятся квитанции , расписки, чеки, ордера и т. д. На них необходимо наклеивать марку в 1 пенни (меньше 4 коп.), если они написаны на сумму свыше 1 фунта стерл. Свидетельства о браке, о банкротстве и т. п., паспорта, пожалования титулов и другие документы облагаются более высоким Г. сбором, достигающим иногда (при пожаловании титула) 350 фн. стерл. Пропорциональный Г. сбор (Duties ad valorem ) взимается с договоров о продаже, с векселей , страховых полисов, контрактов и т. д.

В Германии Г. сбору подлежат: 1) ценные бумаги , запродажные акты и т. д.; 2) векселя ; 3) игорные карты; сюда же причисляется так наз. statistische Gebühr , то есть сбор, взимаемый при ввозе в Германию или вывозе оттуда товаров, с целью улучшить контроль и в то же время покрыть расходы на публикацию результатов статистики внешней торговли. Последний сбор дает крайне незначительный доход (в 1896-1900 г. в среднем лишь немногим больше 0,9 млн марок). Г. сбор с игорных карт давал за тот же период времени в среднем ежегодно около 1,5 млн марок, сбор с векселей - около 9,7 млн марок, сбор с запродажных актов, ценных бумаг и т. д. (в большинстве случаев этот последний род обложения называется в Германии «биржевым» налогом - Börsensteuer ) - около 50 млн марок. Все эти сборы вместе давали, следовательно, в среднем ежегодно меньше 30 млн рублей; иными словами, если не принимать во внимание Г. сборов, идущих в кассы отдельных государств Германии, доход, получаемый от этого обложения Германской империей, сравнительно невелик. Характерным является то обстоятельство, что со времени реформ так наз. биржевого налога, произведенных в половине 90-х гг. XIX стол., а затем в г., доходы по этой статье показывают, несмотря на наблюдавшийся по 1900 г . pacцвет промышленности, сравнительно небольшое и притом лишь временное увеличение, тогда как государственные доходы вообще сильно увеличились .

По росписям последних лет (с по г.) доходы по этой статье столь значительно понизились, что при дальнейшем росте государственных расходов на увеличение доходности Г. налога Франция рассчитывать не может, тем более, что расширение применения его там почти невозможно.

Что касается droits d’enregistrement , по отношению к которым Г. сбор является в некоторых случаях как бы дополнительным налогом, то его средняя доходность в 1895-1898 гг. составляла 523 млн фр., то есть была значительно ниже не только доходности предыдущего пятилетия, но и доходности первой половины 80-х гг. Наибольший рост доходности Г. налога наблюдался во Франции с начала 40-х до половины 80-х гг. XIX стол. Поступления по этой графе, достигавшие в конце XVIII ст. 21 млн фр., увеличились с приблизительно 37 млн фр. в г. до 155 млн фр. в г., то есть приблизительно на 320 проц., тогда как доходность Г. налогов в Англии возросла за тот же период времени всего на 30 %. Что касается Г. налогов в других государствах, то особенно быстро их доходность возросла за последнее десятилетие в Австрии , где, под влиянием законов , и гг., общий доход по этой графе (Stempelabgaben, Gebühren für Rechtswesen etc.) возрос с приблизительно 109 млн крон в 1892 г. до 140 млн крон в г. Законом г. австрийские государственные процентные бумаги облагаются сбором в 5 крейцеров (4 коп.), иностранные - в 20 крейцеров (около 16 коп.). Сравнительно крупные суммы получает от Г. сборов вследствие частого повышения размеров налога Италия (за последние годы, в среднем, около 25 млн руб.).

Литература. Max v. Heckel, статья «Stempelabgaben» в Конрадовском «Handw ö rterbuch der Staatswissenschaften»; Янжул, «Основные начала финансовой науки» (СПб., 1899); Alfred de Foville, «La France Economique» (П., 1890); A. Wagner, «Finanzwissenschaft»; J. Conrad, «Grrundriss. III Theil Fmanzwissenschaft»; R. Friedberg, «Zur The orie der Stempelsteuern» («Jahrbücher fü r Nat. Oek. u. Stat.», 1878, II том, стр. 69-94).

Г. сбор в России. - Ввиду медленного возрастания дохода от Г. сбора, далеко не соответствовавшего, по мнению м-ва финансов, экономическому развитию страны и приросту населения, в конце г. была учреждена комиссия для выработки нового устава о Г. сборе. Этот устав утвержден 10 июня г. и вступил в действие с 1 марта г. Но новому уставу Г. сбору подлежат: 1) подаваемые в правит. установления и должностным лицам и выдаваемые сими установлениями и лицами бумаги; 2) составляемые и выдаваемые в пределах империи акты и документы разного рода; 3) выпускаемые в империи общественными и сословными учреждениями, а также обществами и товариществами процентные бумаги, и 4) акты и документы, совершенные и выданные вне пределов империи, а равно выпущенные вне ее пределов процентные бумаги, - в том случае, когда означенные акты и документы предъявляются для исполнения, а процентные бумаги поступают в обращение в империи. Оплата Г. сбором производится на следующих основаниях: 1) подаваемые в правит. установления и должностным лицам и выдаваемые ими бумаги оплачиваются теми лицами и учреждениями, от имени которых эти бумаги подаются; 2) бумаги, акты и документы, совершаемые, выдаваемые или принимаемые частными лицами и учреждениями или общественными и сословными учреждениями, оплачиваются по взаимному соглашению контрагентов; 3) акты и документы по сделкам казны с частными лицами и учреждениями или с сословными учреждениями оплачиваются этими лицами и учреждениями; но если сделки с казной заключаются не на основании публичных торгов, казенным управлениям предоставляется, по соглашению с контрагентами, принимать на себя уплату Г. сбора; 4) процентные бумаги оплачиваются: выпускаемые в пределах империи - установлениями, их выпускающими, а выпущенные за границей - первыми получателями этих бумаг в империи. Сбор взимается, в отличие от устава г., за каждый самостоятельный акт или документ, хотя бы на одном листе изложено было несколько актов и документов.

Г. сбор взимается двоякого рода: 1) простой и 2) пропорциональный. Простой Г. сбор подразделяется, как и по уставу 1874 г., на 5 окладов: 5 к., 10 к., 15 к., 60 к. и 1 р. за каждый лист. Оклад в 80 к. заменен окладом в 1 руб., причем облагавшиеся 80 к. бумаги отнесены частью к высшему, частью к низшим окладам сообразно их важности для просителей и предполагаемому достатку последних. Копии облагаются наравне с подлинниками, за некоторыми исключениями. Прост. Г. сбору по уставу г. подлежит 62 вида бумаг, актов и документов, не считая подразделений. Что касается пропорционального Г. сбора, устанавливаемого для актов и документов на сумму свыше 50 р. и для процентных бумаг, то вместо прежнего обложения по особому расписанию (особой росписи) сообразно разборам актовой бумаги, в уставе 1900 г. приняты однообразные, в точном процентном отношении к суммам акта, оклады. Пропорциональный Г. сбор распадается на вексельный - в размере 15 коп. с каждых ста рублей суммы акта или документа, и актовый, двух окладов: высшего - по 40 к. с каждых 100 р. суммы акта до 10000 р. и по 4 р. с каждой 1000 р., превышающей 10000 р., считая неполные сотни и тысячи за полные, а с процентных бумаг по 0,4 % с суммы, и низшего - по 40 к. с каждой тысячи рублей, считая неполные тысячи за полные. Вексельному Г. сбору подлежат: 1) векселя, 2) заемные письма, долговые расписки и др. личные долговые обязательства; 3) надписи об отсрочках; 4) выдаваемые акцизными управлениями залоговые квитанции и свидетельства на получение в кредит бандеролей; 5) горные ассигновки и 6) обязательства, выдаваемые обществам взаим. кредита их членами. Актовому Г. сбору высшего оклада подлежат: 1) акты и документы по всякого рода имущественным сделкам (за нек. исключениями), независимо от формы изложения и порядка совершения; 2) акты и документы, удостоверяющие получение ссуд из общественных, сословных или частных кредитных учреждений под залог недвижимости , а также документы об отсрочках или пересрочках по этим долгам, если при этом выдаются дополнительный ссуды; 3) акты и документы по договорам о передаче контрактных обязанностей; 4) условия о продлении действия подлежащих оплате актовым Г. сбором высш. окл. актов и документов на новый срок, с производством новых платежей сверх установленных при заключении договора, а также надписи о том на самых актах; 5) условия о неустойках, когда они приводятся в исполнение. Этот же сбор (в размере 0,4 %) взимается со всех выпущенных или обращающихся в империи процентных бумаг, за исключением государственных. Актовый Г. сбор низшего оклада введен впервые уставом г. и применяется к таким актам, которые по существу относятся к подлежащим пропорциональному Г. обложению, если по незначительности затрагиваемых ими имущественных отношений нормальный оклад был бы обременителен для плательщиков. Сюда относятся: 1) акты и документы по запродаже движимого или недвижимого имущества; 2) торговые маклерские записки, кроме кратких; 3) акты и документы по торговым сделкам о купле-продаже товаров (до 1900 г. были свободны от обложения); 4) акты и документы по договорам о найме судов под грузы; 5) надписи о передаче контрактных обязанностей, делаемые на самых контрактах; 6) залоговые подписки заемщиков госуд. дворянского банка и по мелиоративным ссудам из капитала м-ва земл. и госуд. имущ.; 7) крепостные акты на земли, покупаемые или продаваемые госуд. дворянским и крестьянским банками. Устав 1900 г., подобно уставу г., допускает изъятия из Г. сбора, но еще более многочисленные. Мин-ру фин. предоставлено издавать алфав. перечень бумаг, документов и актов, подлежащих Г. сбору и освобожденных от него. Оплата Г. сбором бумаг и документов производится: 1) изложением их на Г. бумаге; 2) приложением к ним на соответствующую сумму Г. бумаги; 3) наложением на них Г. марок и 4) наличными деньгами (только для некоторых учреждений и предприятий публичного хар.). В видах облегчения способов уплаты Г. сбора, устав, помимо предоставления м-ру фин. широкого права привлекать к продаже Г. знаков различные учреждения, допускает различные льготы в оплате домашних, крепостных, явочных и др. актов. С другой стороны, установлена целая система надзора за соблюдением правил Г. устава, высшее заведование которым возложено с г. на департамент окладных сборов. За нарушение правил устава о Г. сборе виновные подвергаются штрафам в 5, 10 и 30 раз против установленного размера Г. сбора, смотря по характеру актов и документов. Уложение о нак. дополнено статьей, предусматривающей снимание о бумаг Г. марок и вытравление на них знаков погашения, а равно вытравление текста на Г. бумаге с целью оплаты других бумаг и актов или сбыта их (взыскание до 300 р. или арест до 3 мес.). Хотя устав г. и занес в Г. обложение большую систематичность и равномерность, но казуистичность и сложность многих его статей вызвала тотчас по введении его в действие жалобы со стороны торгово-промышленных сфер, почему м-ву фин. неоднократно приходилось давать разъяснения по вопросу о применении статей устава. В г. произведены изменения в актовом сборе низшего оклада: 1) когда сумма акта не превышает 700 р., то взимается 5 к. с каждой сотни, считая неполные сотни за полные; 2) облагаемые этим сбором акты подлежат ему на всякую сумму, а не от 50 р.; 3) этому сбору подлежат акты и документы по сделкам о продаже и поставке сельскими хозяевами своих произведений. Произведены также некоторые изменения в простом Г. сборе. В г., ввиду нужд военного времени, законом 30 мая произведено повышение всех окладов Г. сбора (вступает в силу с 1 сентября г.), за исключением простого Г. сбора в 5 коп. и вексельного сбора. Оклады простого Г. сбора повышены: 1) в 1 р. - до 1 р. 25 к., 2) в 60 к. - до 75 к., 3) в 15 к. - до 20 к. и 4) в 10 к. - до 15 к. для некоторых бумаг. Введен впервые сбор (в 5 коп.) на пассажирские багажные квитанции на сумму свыше 5 руб. Актовый Г. сбор высшего оклада установлен в 50 коп. с каждых 100 р. до 10000 р. и в 5 р. с каждой тысячи, превышающей 10000 р., считая неполные сотни и тысячи за полные. Этот сбор распространен также на страховые полисы по страхованию от огня, когда премия свыше 300 р. (вместо Г. сбора в 1 р.). Сбор с процентных бумаг повышен с 0,4 % до 0,5 % с суммы. Актовый Г. сбор низшего оклада установлен в 5 к. с каждых 100 р. до 10000 р. и по 50 к. с каждой тысячи, превышающей 10000 р., считая неполные сотни и тысячи за полные. Этим сбором обложены также расписки кредитных учреждений в приеме вкладов на хранение (кроме вкладов на текущий счет), когда сумма вклада свыше 2500 р. (вместо простого Г. сбора в 1 р.). Статистика Г. сбора. Поступления Г. сбора с г. представляются по отчетам государственного контроля в следующих цифрах:

Из таблицы видно, что Г. сбор неизменно возрастает, за исключением лишь одного г., что объясняется сокращением сделок, преимущественно спекулятивного характера, на приобретение недвижимых имуществ в крупных центрах. Ежегодное возрастание Г. сбора в среднем за 1891-1900 гг. составляет 1177 т. р., а за 1901-1903 гг., когда начал действовать новый устав - 3566 т. р. Полученный в г. доход от Г. сбора слагался из 34698 т. р. за Г. бумагу и марки и 8997 т. р. наличными деньгами. Расходы по взиманию Г. сбора в г. составили 1358 т. р. По государственной росписи на г. назначено поступлений от Г. сбора 43 млн р. и на г. 44 1/2 млн руб.

Литература. Частные издания устава о Г. сборе с разъяснениями К. Абрамовича, Л. А. Базунова, А. Анисимова, М. В. Чичинадзе, А. Яновского и др.; «Труды комиссии по пересмотру устава о Г. сборе»; П. А. Картавов, «Исторические сведения о гербовой бумаге в России» (вып. I, 1900 . Г. с. введен с 1/III 1920; 17/III 1923 утвержден новый гербовый устав. 1/Х 1927 вступил в силу переработанный гербовый устав.

Литература : Георгиевский С. Н., Гербовый сбор, М., 1928; Белецкий П. И., Устав о государственном гербовом сборе, М., 1928.

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

гербовый сбор

денежные средства, взимаемые государством в виде налога на документы, оформление которых необходимо при оформлении ряда операций, сделок (регистрация фирмы, увеличение акционерного капитала, передача ценных бумаг, оформление опеки и др.).

Словарь финансовых терминов

ГЕРБОВЫЙ СБОР

государственные налоги, которыми облагаются все операции, связанные с ценными бумагами.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гербовый сбор

государственный сбор, взимаемый с отдельных лиц и организаций при оформлении документов по гражданско-правовым сделкам. В СССР взимание гербового сбора отменено с 1930 с введением единой государственной пошлины (с 1942 - государственной пошлины). С 1991 в Российской Федерации взимается гербовый сбор по операциям с ценными бумагами.

Большой юридический словарь

гербовый сбор

налог, взимаемый государством за совершение различного рода операций, составление документов, регистрацию сделок и пр. В настоящее время в России не взимается.

Гербовый сбор

особый государственный сбор, взимаемый с отдельных лиц и организаций при оформлении документов по гражданско-правовым сделкам. Взимание Г. с. производится путём продажи гербовых бланков для составления документов или специальных гербовых марок. Г. с. уплачивается либо в твёрдой сумме с каждого вида документа (простой Г. с.), либо в зависимости от суммы сделки, указанной в документе (пропорциональный Г. с.). Впервые был введён в Нидерландах в 1624. В России Г. с. был установлен Петром I в 1699. В Советском государстве Г. с. взимался с 16 февраля 1922 и отменен при проведении налоговой реформы 1 октября 1930. При подаче заявлений в судебные органы взыскивается государственная пошлина.

Википедия

Гербовый сбор

Гербовый сбор - налог , взимаемый при приобретении недвижимости и земли, а также при покупке акций, бондов и других инвестиционных инструментов. Принадлежит к разряду пошлин и взимается путём обязательного в определенных случаях употребления изготовленной государством клейменой бумаги, оплачиваемой гораздо выше действительной её стоимости, или же накладывания на простую бумагу специальной марки, покупаемой у государства.

Данная статья посвящена налогу, относящемуся к недвижимости и земле. Полное название этого налога - Гербовый Сбор Налога на Землю (Stamp Duty Land Tax или SDLT). Ставка налога зависит от стоимости недвижимости или земли.

Ставка налога в Великобритании:

Уровень налоговой ставки

Стоимость жилой недвижимости

Стоимость коммерческой недвижимости

свыше £125,000 - £250,000

свыше £150,000 - £250,000

свыше £250,000 - £500,000

свыше £250,000 - £500,000

свыше £500,000

свыше £500,000

свыше £1,000,000

И взимается путём обязательного в определенных случаях употребления изготовленной государством клейменой бумаги, оплачиваемой гораздо выше действительной её стоимости, или же накладывания на простую бумагу специальной марки, покупаемой у государства.

Данная статья посвящена налогу, относящемуся к недвижимости и земле. Полное название этого налога - Гербовый Сбор Налога на Землю (Stamp Duty Land Tax или SDLT). Ставка налога зависит от стоимости недвижимости или земли.

Ставка налога в Великобритании:

См. также

Напишите отзыв о статье "Гербовый сбор"

Примечания

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1333 дня))

Отрывок, характеризующий Гербовый сбор

Княжна Марья не отвечала. Она не понимала, куда и кто должен был ехать. «Разве можно было что нибудь предпринимать теперь, думать о чем нибудь? Разве не все равно? Она не отвечала.
– Вы знаете ли, chere Marie, – сказала m lle Bourienne, – знаете ли, что мы в опасности, что мы окружены французами; ехать теперь опасно. Ежели мы поедем, мы почти наверное попадем в плен, и бог знает…
Княжна Марья смотрела на свою подругу, не понимая того, что она говорила.
– Ах, ежели бы кто нибудь знал, как мне все все равно теперь, – сказала она. – Разумеется, я ни за что не желала бы уехать от него… Алпатыч мне говорил что то об отъезде… Поговорите с ним, я ничего, ничего не могу и не хочу…
– Я говорила с ним. Он надеется, что мы успеем уехать завтра; но я думаю, что теперь лучше бы было остаться здесь, – сказала m lle Bourienne. – Потому что, согласитесь, chere Marie, попасть в руки солдат или бунтующих мужиков на дороге – было бы ужасно. – M lle Bourienne достала из ридикюля объявление на нерусской необыкновенной бумаге французского генерала Рамо о том, чтобы жители не покидали своих домов, что им оказано будет должное покровительство французскими властями, и подала ее княжне.
– Я думаю, что лучше обратиться к этому генералу, – сказала m lle Bourienne, – и я уверена, что вам будет оказано должное уважение.
Княжна Марья читала бумагу, и сухие рыдания задергали ее лицо.
– Через кого вы получили это? – сказала она.
– Вероятно, узнали, что я француженка по имени, – краснея, сказала m lle Bourienne.
Княжна Марья с бумагой в руке встала от окна и с бледным лицом вышла из комнаты и пошла в бывший кабинет князя Андрея.

Словно в ответ на растущие признаки недовольства колоний британское правительство разместило там свои войска на постоянной основе. До войны с французами и индейцами, когда колониям не давали покоя индейцы, голландцы, испанцы и французы, британских войск в этих местах не было. И вот теперь, когда все опасности были позади, после заключения Парижского договора парламент проголосовал за размещение в колониях постоянного формирования из 10 000 британских солдат.

Это было явно больше необходимого - и больше того, о чем просили британские генералы, находившиеся в Америке. Больше того: британских солдат размещали не на фронтире, где еще можно было бы говорить об их необходимости на случай восстаний индейцев или набегов испанцев. Ничего подобного! Их расквартировали в наиболее крупных и благоустроенных городах.

Американцы могли возражать - и делали это вполне убедительно, - говоря, что солдат перевели в Америку для того, чтобы дать работу армейским офицерам, которых в противном случае по завершении войны пришлось бы отправить в отставку с половинным жалованьем. Разместили же эти отряды так, чтобы их можно было использовать против недовольных американцев, а отнюдь не против каких-то врагов Великобритании. Британское правительство осталось глухо к этим жалобам. В метрополии были проблемы, которые казались гораздо более серьезными: проблемы финансовые.

В апреле 1763 года премьер-министром стал Джордж Гренвиль, перед которым встала неразрешимая задача. Британский государственный долг в результате войны с Францией достиг 136 миллионов фунтов. Для тех дней это была громадная сумма, и к тому же правительственные расходы также возросли. Совершенно необходимо было ввести новые налоги, но эта мера всегда бывает крайне непопулярной. Попытки Гренвиля ввести тот или иной налог неизменно блокировал неумолимо настроенный парламент (при поддержке столь же неумолимо настроенного населения Британии). Наконец, отчаявшемуся Гренвилю пришло в голову разместить налоги в колониях. В конце концов, государственный долг образовался в результате войны, которая во многом велась в интересах колоний, - и именно с их порога убрали угрожавших им французов. Кроме того, во время войны американцы процветали и богатели во многом благодаря контрабанде, которая приносила им прибыли в ущерб британцам.

Тогда почему бы американцам теперь не поучаствовать в компенсации военных расходов? В 1764 году Гренвиль провел через парламент Закон о сахаре, который повысил пошлины на сахар, вино, кофе и ткани. Это были косвенные налоги: их платили импортеры, которые затем перекладывали свои расходы на потребителя. Однако, несмотря на все усилия британцев, такие косвенные налоги собирались с большим трудом, а контрабанда продолжала создавать огромный разрыв между теми суммами, которые должны были бы поступать, и теми, которые удавалось получать в реальности.

Гренвиль также принял законы, запрещавшие колониям выпускать бумажные деньги. Бумажные деньги в целом стоили меньше своего номинала в золоте. Из-за этого должникам было выгодно выплачивать долги бумажными деньгами. Поскольку в целом американцы были должниками британцев, бумажные деньги были выгодны колониям и невыгодны британским торговцам. Однако этого было явно мало. Необходимо было нечто иное прямой налог. Надо было заставить потребителя платить некие суммы в определенных обстоятельствах при таких условиях, чтобы платы избежать было бы невозможно. Возникла прекрасная идея сделать все официальные бумаги недействительными при отсутствии особой гербовой марки, а затем брать за такую марку деньги, которые поступали бы британскому правительству. Марки можно было сделать различного номинала, начиная с нолупенса и кончая десятью фунтами, и каждаяофициальная сделка требовала бы марки по цене, соответствующей ситуации.

Любой обратившийся в суд должен представить бесчисленное количество бумаг - и на каждую надо будет поставить гербовую марку ценой три шиллинга. Любой получивший диплом должен заплатить два фунта за марку, которая будет на него поставлена, - иначе он не получит этого диплома. Различные лицензии также потребуют марки, как и купчие, газеты, объявления, альманахи, игральные карты и кости.

Такой налог обязательно окажется прибыльным, так как избежать его будет невозможно, поскольку без марки любые сделки и бумаги будут незаконными. А если вдобавок к этому учредить суровые штрафы за нарушения, то, по подсчетам, налог мог давать 150 000 фунтов в год.

Единственной уступкой чувствам американцев было то, что правительственные агенты, которые должны будут продавать марки и собирать налоги, будут не британцами, а американцами. Похоже, было, что такая мысль парламенту понравилась. Закон о гербовом сборе был принят 22 марта 1765 года и должен был вступить в силу 1 ноября того же года. А затем, 15 мая 1765 года, парламент принял Закон о постое, согласно которому при необходимости британских солдат можно было размещать в частных домах.

Предлогом стало недостаточное количество в колониях казарм, где можно было бы должны образом разместить солдат. Однако было совершенно очевидно, что солдаты, поселенные в жилом доме против воли его хозяина, могут оказаться очень неудобными гостями, а если тщательно подбирать такие дома, то право помещать солдат на постой можно будет использовать как способ наказания тех лиц, которые вызвали недовольство правительства. Хотя между этими двумя законами связи не было, американцы были уверены, что Закон о постое был принят для того, чтобы подавить протесты против гербовых марок, расквартировав солдат в домах наиболее активных протестующих. Если Закон о постое был задуман как средство заставить американцев не высказывать своего мнения о Законе о гербовом сборе, то он не сработал. По правде говоря, трудно было бы придумать другой такой же налоговый закон, который бы настолько же быстро невзлюбили американцы. Во-первых, Закон о гербовом сборе был первым прямым налогом, которым британское правительство обложило жителей колоний. Впервые любому американцу приходилось запускать руку в свой личный карман за деньгами, которые должны были прямо отправиться королю Великобритании. Достаточно плохо было уже то, что этот налог облегчал карман колониста, а новизна такого приема еще сильнее усугубляла положение.

К тому же этот закон особенно больно ударял по тем группам населения, которые были способны прекрасно выражать свои мысли и обладали немалым влиянием:.по юристам, которые обнаружили, что гербовые марки необходимы для каждого официального документа, и по издателям газет, на чью продукцию также предписывалось ставить марки. На тот момент в стране печаталось двадцать пять газет - и у них была масса читателей. Более того, Закон о гербовом сборе был всеобщим, поскольку распространялся в равной мере на все колонии: тем самым британцы лишились возможности восстановить одну часть против другой, - а время его появления пришлось на послевоенный период экономического спада. Все эти факторы сделали Закон о гербовом сборе совершенно неприемлемым для американцев. Прежде всего, американцы не признали справедливость этого налога. Они утверждали, что британцы понесли огромные расходы в войне, которая велась в первую очередь в защиту британских интересов в Европе и Азии. В той части военных действий, которые велись в Северной Америке, сами американцы участвовали людьми и деньгами, причем это участие было совершенно не пропорционально населению.

Но даже если бы этот закон был справедливым, он был бы неприемлем принципиально, потому что его навязали им без их согласия, а это было нарушением «естественного права», а также прав американцев как свободных подданных короны. Джеймс Отис нашел для него фразу, которая облетела все колонии и стала призывом к действию для всех, кому в это десятилетие предстояло оказывать сопротивление британскому правительству. Он сказал: «Налогообложение без представительства - это тирания». Иными словами, американский парламент мог бы принять решение о введении такого закона, как Закон о гербовом сборе, и о передаче полученных с его помощью средств Великобритании, и это было бы законно. Или американские представители могли бы заседать в британском парламенте и выступить против Закона о гербовом сборе, но он мог быть принят в результате голосования большинством парламентариев - и это по-прежнему было бы законно. А вот принятие закона без предоставления американцам возможности изменить мнение парламентариев было незаконно и являлось актом тирании

Британцы смотрели на это иначе. В то время за представителей, выдвигавшихся в парламент, могли голосовать только люди, обладающие собственностью определенного размера. Большинство британского населения права голоса не имело и не было представлено в парламенте, однако их можно было облагать налогом по решению парламента - и это делалось.

Однако американцы считали такую аналогию фальшивой. Пусть не обладающий собственностью житель Великобритании и не имел права голоса, но он легко мог о себе заявить. Он мог кричать, устраивать демонстрации и бунты, и если закон оказывался достаточно непопулярным, то поднявшиеся из-за него волнения заставили бы парламент призадуматься, особенно после событий прошлого века, когда король Карл 1 был казнен, а король Яков 2 - изгнан.

И наоборот, кого в парламенте будут волновать протесты и бунты, которые происходят на территории, удаленной от метрополии на пять тысяч километров и находящейся за океаном? И действительно, принимая Закон о гербовом сборе, парламент не видел оснований тревожиться из-за недовольства, которое будет проявляться настолько далеко. Американцам предстояло найти способы заставить парламент встревожиться.

Историю знаменитого закона о гербовом сборе нужно изучать финансистам и налоговикам в разделе «Как делать нельзя». Во второй половине 18-го века появился целый букет недальновидных решений британского парламента по поводу своих американских колоний. Одним из них стал Акт о гербовом сборе, который превратился в мощный гвоздь, забитый в крышку гроба на похоронах британской колониальной власти в Америке. Буквально через несколько лет после вступления в силу акта американские «Сыновья свободы» сбросят с бортов кораблей английский чай, устроят Бостонское чаепитие и… начнется война за независимость.

С чего все началось

Родиной гербового сбора была Голландия. Он был введен в 1624 году с чисто фискальными целями: для выравнивания рыночных показателей стабильности. Он был вполне щадящим для налогоплательщиков и имел форму сбора-налога. Деньги взимались за оформление документов в государственном формате по самым разным поводам - сделкам, жалобам, штрафам, искам и т. д. Благодаря своей эффективности гербовые платежи стали вводиться в Европе повсеместно: во Франции, Пруссии, Австрии и др.

В России введение гербового сбора началось при Петре I. Механизм сбора был придуман умно: во всех приказных избах иметь для продажи специальную бумагу под государственным гербом. Гербовые бланки были в нескольких образцах, каждый из которых предназначался для разных операций - от сделочных записей до челобитных мировых. Стоила эта бумага также по-разному. Если челобитная или крепость были написаны на простой бумаге, с них взималась пошлина в два раза выше стоимости гербового письма.

Англо-саксонский вариант

В самой Англии гербовые платежи начали собирать одновременно с остальными европейскими странами - в 1694 году. Жизнь этого налога могла бы быть по-английски спокойной и вполне размеренной. Если бы не огромная заноза в теле империи в виде беспокойных североамериканских колоний.

Все началось с запрета хождения бумажных денег. Это случилось в 1764 году - ровно за год до даты, когда был установлен гербовый сбор. Запрет бумажных денег стал очередным серьезным дестабилизирующим фактором. Он очень не понравился фермерам и мелким ремесленникам, которые и так часто оказывались должниками. А когда британский парламент без единой попытки согласования с американскими колонистами ввел в действие акт о гербовом сборе (его часто называли Штемпельным актом), волнения приобрели системный и чрезвычайно серьезный характер.

Буквально каждый шаг жителей колоний обложили новым налогом: от выпуска свежего номера газеты до школьного аттестата или сделки любого вида. Даже игральные карты не могли теперь быть выпущены без гербовой нагрузки.

Не нужно долго гадать, кого и почему не устраивал гербовый сбор. В ответ начались протесты и волнения. На улицах начали жечь гербовые марки и домашний скарб сборщиков налога. Перед их домами устанавливали виселицы с повешенными чучелами. Самих сборщиков не вешали, но доставалось им выше всякой меры: любимым исходом протестов было обмазать дегтем и вывалять в перьях бедных исполнителей британской фискальной политики.

Конгресс 1765 года и "Сыновья свободы"

Буквально через год был созван специальный экстренный конгресс в Нью-Йорке, который выдвинул вполне законное требование властям Великобритании: вводить новые налоги только по согласованию с колонистами или их представителями. Проблема приобрела политический характер - речь зашла о власти в колониях. Дело дошло до того, что в Бостоне был разгромлен дом вице-губернатора.

Конгресс объявил полный бойкот английским товарам. Никаких, к примеру, шелковых платьев - одежду начали носить из грубой самодельной ткани, а чай заваривали на ягодных листьях.

Конфликт возник не на пустом месте. Главной обидой и претензией колонистов было нарушение британцами своей же конституции, согласно которой субъекты британской империи облагались налогами только с согласия их избранных представителей. Принятие закона о гербовом сборе произошло с нарушениями, так как никаких делегатов от североамериканских колонистов в парламенте не было в помине. Жители колоний не имели возможности влиять на систему налогообложения и другие вопросы экономического и политического характера.

Бойкот и требования в адрес официального Лондона были не единственными пунктами повестки дня конгресса. Самым важным пунктом была третья попытка общего объединения колоний (первые две произошли в 1643 и 1754 гг.). Попытка не удалась, но произошло другое: в стране начали появляться радикальные группы из фермеров и ремесленников под названием «Сыновья свободы». У них объединение получилось начиная с Нью-Йорка и Коннектикута. Эту опаснейшую для метрополии политическую тенденцию в Лондоне снова проигнорировали…

В палату общин поступила петиция с жалобой от еще одной группы людей из тех, кого не устраивал гербовый сбор. Это были британские купцы, чья торговля была на волоске от банкротства из-за бойкота английских товаров. Огромные убытки, перекрывающие мизерные доходы от налоговых поступлений стали главной причиной отмены закона.

Стекло, бумага и чай…

В итоге империя отступила. Парламент аннулировал Штемпельный акт через два года после его введения. Но недальновидность стратегических решений - заболевание хроническое и затяжное, британский парламент болел им в течение долгого времени. Очередное обострение вылилось в выпуск налогового заменителя гербового сбора.

Взамен старому акту американцам подсунули новый закон Тауншенда, который вводил новые налоги на специально оговоренный ряд промышленных товаров - стекло, бумагу, чай и другие составляющие британского импорта. Естественным следствием этого шага стали многочисленные восстания в колониях.

Если после введения Штемпельного акта об общественных волнениях можно было говорить как об эпизодах с чучелами, дегтем и перьями, то после закона Тауншенда колониальные восстания приобрели системный характер, превращаясь постепенно в настоящую революцию.

Примечательно, что на сегодняшний день гербовый сбор в США не взимается. Его функции выполняют другие законодательные акты.

Роль Бенджамина Франклина

Бенджамин Франклин, будучи одним из лучших умов эпохи и образованнейшим общественным деятелем, представлял североамериканские колонии в Лондоне. Он с самого начала выступал за политическую и экономическую независимость колоний от метрополии.

Бенджамин Франклин являлся виднейшим экспертом по внутренним и международным вопросам, касающимися всех аспектов отношений колоний Северной Америки с другими странами. Ситуация с протестами колонистов по поводу Штемпельного акта его по-настоящему встревожила. Что нужно было сделать британскому правительству, так это самым внимательным образом проанализировать высказывание Франклина после введения гербового сбора, которое он сделал во время консультаций в Английской палате общин:

Если войска будут посланы для того, чтобы принудить исполнять закон силой, они не найдут там революции, но могут явиться ее причиной.

К сожалению, британские политики не услышали предупреждений и не вняли голосу разума: это была удивительная недальновидность. В ответ на предупреждения Франклина власти усилили колониальную таможенную службу с помощью дополнительных войск и повышения тарифов на импорт.

Экзамен для британского парламента

Говорить, что решения британских властей были следствием лишь недальновидности и глупости, будет неправильным. Дело в том, что новые налоги появились не просто так, а после разорительной Семилетней войны с участием практически всех европейских колониальных держав. Победа над Францией далась Великобритании очень дорого, казна была катастрофически пустой. Причинами гербового сбора, жестко введенного в североамериканских колониях, был в числе прочих огромный государственный долг. Деньги нужны были и для защиты границ колоний от набегов американских индейцев.

Искусство эффективных политических решений состоит в умении вовремя определить главные приоритеты. Выбор между пополнением послевоенной казны и сохранением власти в крупнейших колониях сейчас кажется очевидным. Не таким, видимо, он представлялся парламентариям и членам Правительства того времени.

Было решено ликвидировать возможность влияния местных плантаторов на королевскую колониальную администрацию. Теперь губернаторы на местах стали получать фиксированную заработную плату из Лондона, а не плавающую ставку оклада, которая ежегодно утверждалась на местах.

В ответ на это местная ассамблея Массачусетса разослала протестное письмо по всем колониям. Лондон через своего местного губернатора потребовал отозвать письмо обратно, угрожая роспуском ассамблеи. Когда колонисты отказались, ассамблею объявили распущенной и недееспособной. Но она продолжала заседать и работать.

Метрополия прислала в Бостон два полка, что привело к мгновенной мобилизации и вооружению колонистов. Таким образом, в Бостоне возникла новая параллельная власть - городское собрание.

Это был уже не звонок, а мощный колокол, который вновь не был услышан в Лондоне. До Бостонского чаепития и начала Войны за независимость оставалось всего пять лет…

Пошлина или налог?

Разница между налогом и пошлиной следующая: налог - это периодический платеж, например, ежегодный налог на недвижимость. Пошлина представляет собой единовременный взнос за что-то, например, государственная пошлина за таможенное оформление товара.

Название «гербовый сбор» ближе к пошлине. Это и понятно, гербовая оплата чаще всего производилась в виде приобретения марок, акцизов или гербовой бумаги (российский вариант сборов).

Такие платежи имеют двойственный характер. С одной стороны, это пошлина в виде платы за государственные услуги. С другой - это больше похоже на налог на обращение или переход ценностей (налог на покупку недвижимости).

Но главная особенность гербового сбора в целом - его «документальность», то есть, обязательного присутствия какого-либо документа. Сбор платится только при наличии вполне осязаемых бумаг, которые могут выдаваться или передаваться.

Закон о гербовом сборе в России

Начав свое существование в 18-ом веке с подачи Петра I, гербовые платежи в государственную казну благополучно поступали вплоть до коммунистического режима. В СССР налоги снимались в виде единой пошлины, поэтому отдельный гербовый сбор перестал быть нужным, его отменили.

С 1991 года этот сбор снова существует и является одним из хорошо собираемых и устойчивых налогов. До недавнего времени им облагался каждый участник сделки с ценными бумагами, лицензирование биржевой деятельности и т. д. Теперь он заменен на единый налог на операции с ценными бумагами.

На самом деле пушистый и белый

Американская колониальная история с гербовым сбором не имеет отношения к сегодняшней жизни этого налога. Она вполне цивилизованная и является важной частью современного налогообложения местного уровня в Великобритании. Во-первых, этот сбор платится при покупке различных ценных бумаг в качестве инвестиционных инструментов. Во-вторых, без него не обходится ни одна сделка по покупке недвижимости или земли на территории королевства.

Местные правительства в графствах и округах содержатся большей частью за счет налогов на недвижимость, в том числе коммерческую. Слово «коммерческая» является ключевым в данном случае, потому что с 2014 года «Гербовый сбор налога на землю» стал рассчитываться по прогрессивной шкале. Эти налоговые изменения чудесным образом сказываются на бюджете местных органов власти (особенно в комбинации с растущими налогами с платежей за парковку).

Как работает английский штемпельный акт сегодня

Теперь ставка гербового налога зависит от вида и стоимости недвижимости или земли. Процент сбора может расти вместе со стоимостью покупки по стандартной или повышенной ставке. Если дом, который вы покупаете, является вашим первым и единственным местом жилья, ставка стандартная. Если же недвижимость является инвестицией любого вида, ставка налога будет выше. Первыми недовольными обновленной версией стали агентства по продаже английской недвижимости.

Например, у вас нет жилья, и вы покупаете старый дом в графстве Йоркшир по цене £ 1,200,000, то вам придется заплатить приличную сумму £50,000 в качестве гербовой пошлины. Считаем:

  • за часть стоимости в £125,000 не платим ничего;
  • за «участок» суммы от £125,000 до £250,000 платим 2%;
  • за все, что выше £250,000, платим 5%.

Подсчеты следующие: £1,200,000 - £250,000 = £950,000 х 0.05 = £47,500 + £2,500 = £50,000.

Если же вы решили приобрести такой же дом для летнего отдыха, а постоянно живете в лондонской квартире, вам придется заплатить дополнительные 3% от общей стоимости, что в итоге составит уже £86,000.

Если уж кто радуется и аплодирует обновленному гербовому сбору по сделкам с недвижимостью, так это местные органы самоуправления Англии, Уэльса и Северной Ирландии. Совсем неплохой финал для многострадального акта весьма преклонного возраста. Благополучный конец интереснейшей истории, которая началась больше двухсот пятидесяти лет назад.