Подставные дтп для страховой наказание. Какое наказание за автоподставу для страховки

Компании, заключающие договора об обязательном автостраховании, нередко становятся жертвами мошенников или изобретательных водителей, которым удается решить свои проблемы за счет страховых выплат. Этому способствует негативный опыт автолюбителей, которые столкнулись с непрофессиональной или недобросовестной работой страховщиков. Успешно организовывать подставные аварии для получения страховой компенсации помогают и законодательные нюансы, не до конца продуманные правила страхования, коррупция среди сотрудников ГИБДД. По сути, именно от документов, составленных автоинспектором на месте ДТП, во многом зависит возможность и величина выплат по страховому договору.

Кто и зачем организовывает аварии?

Инициаторами искусственно созданных дорожно-транспортных происшествий выступают сами автовладельцы и (или) мошенники-профессионалы, специализирующиеся на обмане страховых компаний. В качестве третьего участника может выступать сотрудник ГИБДД, выезжающий на место происшествия для составления протокола. Иногда используются подставные автомобили с повреждениями, родственники виновного в аварии водителя и другие лица. Целью подставных ДТП является:

  • Получение страховой выплаты при ДТП, которое признано нестраховым случаем;
  • Замена нетрезвого участника аварии до прибытия сотрудников автоинспекции;
  • Получение двойных выплат (от виновной стороны и от страховой компании);
  • Ремонт полученных ранее повреждений за счет страховых выплат;
  • Замена неисправных деталей за счет страховщиков;
  • Получение компенсации за угон по КАСКО и продажа машины по деталям.

Широко известна практика, когда выпивший водитель, попадая в аварию, вызывает родственника или друга, вписанного в страховой полис. Когда на место происшествия прибывает наряд автоинспекции, за рулем находится трезвый водитель, что позволяет считать аварию страховым случаем и требовать полного возмещения убытков по договору страхования. Заметить подмену достаточно сложно, особенно, если настоящий виновник успел в деталях изложить подставному лицу процесс ДТП, а сотрудник ГИБДД опрашивал стороны недостаточно подробно.

Распространенные схемы

Одной из наиболее распространенных схем фиктивных аварий является ремонт (замена) имеющихся повреждений за счет страховщика. Владелец страхует авто с повреждением, а при аварии фиксирует дефект как следствие удара. По аналогичному принципу ремонтируют авто и те, кто деформировал машину, а права на выплаты не имеет (вождение в нетрезвом виде, управление лицом, не внесенным в договор ОСАГО и др.). Прибегают к незаконным схемам и клиенты КАСКО. Когда срок договора истекает, владелец авто разбивает, например, переднюю фару, которая потускнела из-за длительного использования. Инцидент оформляется как ДТП, и владелец получает возмещение или установку новой фары за счет страховки.

Получение двойной выгоды также является одним из наиболее частых сценариев подставных аварий. Виновник и потерпевший мирно решают вопрос без оповещения ГИБДД. Пострадавшая сторона получает наличными компенсацию ущерба, а водитель, ставший причиной происшествия, уезжает. После этого потерпевший вызывает наряд автоинспекции и регистрирует ДТП, утверждая, что виновник скрылся с места происшествия. Владелец авто компенсирует свой ущерб в двойном размере. Существенную выгоду получают и мошенники, заявившие об угоне. По договору КАСКО может выплачиваться солидная компенсация, в некоторых случаях составляющая полную стоимость машины. Авто при этом распродается по запчастям или отправляется на переделку (меняются номера, цвет, опции, агрегаты и др.), а затем реализуется.

Ответственность за инсценировку

Закон «О страховании» разрешает страховщикам заниматься расследованием аварии, запрашивать необходимые сведения в медучреждениях, ГИБДД, следственных отделах, банках. Вопросами возможной фиктивности ДТП в больших страховых компаниях занимаются специальные управления или отделы, специализирующиеся по борьбе с автомошенниками. Сотрудники таких отделов - в прошлом инспекторы ГИБДД, аварийные комиссары, следователи из полиции. Сомнительные случаи расследуются с особой тщательностью: перепроверяются показания свидетелей и сторон, тщательно анализируются детали аварии. Любое несоответствие может стать толчком к раскрытию подлинной картины преступления.

Если мошенничество доказано, то виновные не просто лишаются выплат по страховке. Компании, как правило, передают дело в суд, где выносится решение о наказании виновного на основании статьи 159.5 Уголовного кодекса. Статья предусматривает штраф (до 120 000 рублей или годовой доход виновного лица), исправительные работы до одного года, арест на 4 месяца, лишение свободы (до 2 лет). Приговор зависит от тяжести преступления, количества участников преступной группы, их должностей и других деталей дела.

Время чтения: 5 минут

Избежать аварии на дороге позволяет строгое следование правилам, регулирующим движение транспортных средств. Они же дают возможность автовладельцам защитить себя от мошенников, которые, инсценируя подставное ДТП, пытаются получить денежную компенсацию за якобы нанесенный ущерб. Чтобы не превратиться из водителя в обычную жертву махинаций, следует тщательно изучить, как избежать подобных ситуаций или выйти из них без ущерба в 2019 году.

Цель инсценировки

Инсценировка дорожного происшествия представляет собой самое настоящее театральное действие: главным его героем становится водитель, который всего лишь на миг отвлекся от ситуации на дороге.

Само по себе спланированное происшествие – это имитация аварии с довольно незначительными или уже имевшимися ранее повреждениями автомобиля. Последний факт, кстати сказать, дает возможность просто договориться с зазевавшимся водителем, получить от него некоторую сумму и спокойно разъехаться, не вызывая полицию.

Инсценировка ДТП для страховки – другой вид таких происшествий, имеющий целью получение средств со страховой компании. После того как полис гражданского страхования стал обязательным для автовладельцев, стало понятно, что не все из них являются лицами с высокими моральными принципами, а потому не прочь отремонтировать свое авто за счет страховщика.

Подставное ДТП для ОСАГО обычно не предполагает серьезную аварию. Чаще всего водитель-мошенник провоцирует свою жертву, делая ее виновником.

После этого, проследовав по стандартной схеме от вызова ГИБДД до подачи компанию, он получает средства на долгожданный ремонт.

В некоторых случаях инсценировщики идут еще далее и имитируют угон транспортного средства, что позволяет получить полный объем стоимости, – в некоторых случаях это даже более выгодно, чем подставные ДТП для страховой.

Чего ждать от мошенников

Для начала разберем, как злоумышленники готовятся к преднамеренному происшествию. Первое – это автомобиль. Для имитации ДТП обычно используются подержанные автомобили дорогих марок. К ним можно отнести:

  • BMW седьмой или пятой серии;
  • Audi A6, 80 или 100 первых лет производства;
  • Honda CRX;
  • Chrysler Cirrus;
  • Lincoln Towncar;
  • Mitsubishi Galant;
  • Saab 9000;
  • Mercedes с кузовом W124, 201, 210, 140;
  • Volvo серии 8 и 9.
  • Следует обратить внимание и на то, с какой тщательностью мошенники подбирают свои жертвы. Меньше всего шансов оказаться потерпевшими у:

    • владельцев новых дорогостоящих иномарок;
    • тех, кто недавно приобрел отечественный автомобиль со спортивными дисками и наглухо затонированными стеклами;
    • водителей автомобилей, в которых имеются пассажиры;
    • собственников потрепанных отечественных железных коней.

    Обычно злоумышленники предпочитают выбирать водителей-одиночек, новичков со знаком «У» на стекле, болтающих по телефону, владельцев новых, но недорогих автомобилей, внешне напоминающих офисных клерков, женщин.

    Схемы постановочных ДТП

    Что же касается схем таких инсценировок, то приведем список чаще всего встречающихся на отечественных дорогах ситуаций:

    • при включенном поворотнике влево или вправо совершение маневра в противоположном направлении;
    • резкое торможение, не имеющее никаких оснований, сразу после того, как автомобиль набрал скорость;
    • выезд на пересечение дорог не в свою очередь;
    • внезапное появление транспортного средства;
    • бросающиеся под колеса машины пешеходы;
    • привлечение подставных свидетелей.

    Самый типичный пример подставы на дороге выглядит так: вы едете по средней полосе движения, вас сзади догоняет Mercedes и дает вам знак перестроиться. Включив поворотник, вы начинаете уходить вправо, и тут из ниоткуда берется еще один автомобиль, которому вы мнете крыло. Водитель пострадавшей машины предлагает вам разойтись миром за определенную сумму, и вы уезжаете счастливый, что все завершилось настолько благополучно.

    Существует ли возможность возместить ущерб

    Не секрет, что полис обязательного страхования дает возможность автовладельцу, оказавшемуся жертвой транспортного происшествия, компенсировать ущерб.

    Но как быть, если водитель стал жертвой инсценированной аварии и фактически выступает в роли виновника? В такой ситуации законодательство предусматривает, что компенсацию получает жертва. Единственное исключение составляет случай, когда она будет признана сразу и виновной, и пострадавшей стороной, – это удастся доказать только через суд. Этот вариант возможен, если участники происшествия не договорились полюбовно, а прошли всю схему оформления формальных процедур.

    При желании полностью оградить себя от каких-либо выплат и трат, вызванных аварией, необходимо позаботиться о покупке .

    Как доказывать невиновность

    Первое, что необходимо сделать попавшему «на крючок» водителю, – успокоиться и не поддаваться на провокации злоумышленников. В возникших обстоятельствах следует непременно вызвать сотрудников ГИБДД. Лучше сделать это самому, поскольку «случайно» проезжающий мимо наряд полиции может оказаться в сговоре с мошенниками.

    Будьте уверены: давление будет исключительно моральным, могут посыпаться угрозы, фразы с названием уголовных статей и так далее. Но до физической расправы последствия подставного ДТП не дойдут, поскольку преступники хорошо знакомы с законодательством. Потому вполне разумным будет включить камеру и весь разговор записать.

    По возможности не стоит покидать автомобиль, пока не прибудет полиция. Ожидая ее, свяжитесь со своим адвокатом, родственниками или юристами, компетентными в данной сфере. Чтобы в дальнейшем доказать свою невиновность в ДТП-подставе в суде, вам придется использовать запись с видеорегистратора, а потому убедитесь, что он у постоянно включен во время движения.

    В первую очередь уповать следует на помощь сотрудников дорожной инспекции. Если есть подозрение, что они заодно с мошенниками, перепишите номера всех автомобилей, участвующих в инсценировке, и смело подавайте имеющиеся материалы в суд: он непременно назначит специальную экспертизу для расследования обстоятельств .

    Автовладельцы, озадачившиеся, как сделать подставу ДТП для страховки, должны отдавать себе отчет, что страховая компания вправе назначить дополнительную экспертизу для выявления фиктивности аварии. Такие выводы могут оказаться не самыми приятными, особенно если речь идет о группе преступников, которые, вступив в сговор, пытаются выманить у страховщиков деньги.

    На сегодняшний день наказание за инсценировку ДТП достигает 7 лет лишения свободы и выплаты штрафной суммы в размере 1 миллиона рублей.

    Уберечь себя от встречи со злоумышленниками позволят несколько советов:

  1. Перед совершением поворота никогда не упускайте из вида машину, находящуюся перед вами.
  2. При интенсивном движении наблюдайте за транспортными средствами справа и слева от вас. Если они находятся слишком близко, дайте им проехать вперед и следите за их дальнейшими действиями.
  3. Если кто-то моргает вам сзади, не спешите резко перестраиваться. Убедитесь, что этому ничто не мешает, и только потом постепенно переходите в соседний ряд.
  4. Все время изучайте ситуацию в зеркалах, не только перед перестроением, но и в процессе.
  5. Если ваш автомобиль нагло прижимают, остановитесь и включите аварийные сигналы.
  6. Всегда будьте готовы к резкому давлению на тормоза.

В любой ситуации пытайтесь избежать столкновения, но для этого нужно быть предельно внимательными на дороге.

Подставное ДТП: Видео

Страховое мошенничество
берёт начало... в ГИБДД?

Введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств привело к существенному росту страхового мошенничества, связанного с фальсификацией ДТП с целью незаконного получения денежных средств за несуществующую аварию.

Подобный сравнительно новый вид мошенничества стал неотъемлемым спутником динамично развивающегося рынка страховых услуг. При этом имитация ДТП может быть связана не только с ложным страховым случаем по ОСАГО, но и по другим видам страхования, например, по КАСКО, выплаты по которому могут достигать нескольких тысяч, а то и десятков тысяч долларов.

Как правило, такого рода хищения денежных средств у страховых компаний осуществляются группой лиц, в которую могут входить в том числе и сотрудники самих страховых компаний, эксперты-оценщики, а также руководители автосервисов. При этом имитировать страховой случай без "своих" сотрудников ГИБДД невозможно, поскольку несуществующее ДТП необходимо документально оформить. Таким образом, нередко истоки преступления берут начало в... ГАИ. Так, в ходе расследования ряда уголовных дел прокуратурой Республики Башкортостан, было выявлено немало таких милиционеров-мошенников. Причём активно участвовали в подобной преступной деятельности как рядовые "оборотни", так и средний руководящий состав.

Фальсифицикация ДТП: "режиссёры" и "актёры"

Рассмотрим общую схему мошенничества, связанного с автострахованием. ДТП фальсифицируется следующим образом. Подбираются автомобили, имеющие повреждения от других аварий и выставляются на место ложного ДТП. Затем составляется схема ДТП, подписывается понятыми и водителями, которые претендуют на определённую долю украденных денег. При этом производится фотографирование места ДТП и повреждённых автомобилей и выполняется ряд других процедур. То есть, выражаясь словами криминалистов, строится полная модель несуществующей аварии.

Однако жулики в погонах не всегда утруждают себя театральными постановками, прибегая к другому, совсем наглому варианту (по данным прокуратуры, наиболее распространённому), когда инспектор ГИБДД просто придумывает ДТП, не выходя из своего кабинета, составляет фальшивую схему ДТП, оформляет другие необходимые документы. При этом понятые могут быть либо взяты из головы, либо быть знакомыми инспектора. Также могут быть подобраны лица, у которых машины вообще не имели повреждений, но они согласились отдать документы для оформления по этим документам липовой аварии. При этом сотрудник ГИБДД, оформивший несуществующее ДТП, может быть как инициатором преступления (лидером преступной группы), так и рядовым исполнителем, получая за это определённую фиксированную сумму.

Далее все эти сфабрикованные документы направляются в отдел дознания и административной практики, где должностное лицо ГИБДД на основании представленных материалов выносит соответствующее постановление по делу об административном правонарушении, порой даже и не догадываясь, что представленные документы - фальшивка.

После завершения наиболее сложного этапа мошенничества - фальсификации самого факта ДТП - документы передаются в экспертную организацию для оценки стоимости восстановительного ремонта. Если эксперт-оценщик находится в сговоре с мошенниками, то он составляет липовое заключение о наличии повреждений автомобиля, при этом завышая величину ущерба. Фотографии к ложному отчёту эксперта выполняются путём подбора автомобиля необходимой модели такого же цвета, а госномера прикручиваются от машины, зафиксированной в протоколе. А бывает так, что эксперт-оценщик, не связанный с преступниками, может и не догадываться о мошеннических замыслах лиц, обратившихся в экспертную организацию, не предполагая, что представленный на осмотр автомобиль уже проходил экспертизу в другой организации и ущерб потерпевшему по данной аварии уже возмещён.

Следующий этап - обращение в страховую компанию за получением денег по ложному страховому случаю. При этом практика расследования уголовных дел прокуратурой показала, что в преступной деятельности часто участвует и сотрудник страховой компании, что существенно облегчает реализацию мошеннических планов. Более того, сотрудники региональных представительств страховых компаний могут похищать по рассмотренной схеме деньги из своего головного офиса, находящегося, как правило в Москве, что затрудняет выявление подобных страховых манипуляций в другом регионе.

Как разоблачить страховых аферистов

Обратимся к материалам прокуратуры и методам выявления случаев страхового мошенничества, применяемым на практике сотрудниками прокуратуры. Так, следователь по особо важным делам прокуратуры Республики Башкортостан А.Халиков отмечает, "что выявить подобные хищения весьма непросто, поскольку члены преступной группы могут не знать друг друга, выполняя только свою функцию, независимо от других... Следует отметить, что сообщения о ДТП фиксируются на магнитных записях в дежурных частях милиции и во всех регистрационных журналах сообщений о происшествиях. Для выявления преступлений следует провести анализ этих записей, а также проанализировать компьютерный учёт ДТП в отдельно взятом регионе. Если одни и те же лица или машины часто попадают в автоаварии, то это должно вызвать подозрения. Другой способ выявления - анализ всей информационной базы крупных страховых компаний в регионе с целью установления одних и тех же машин или лиц, которым возмещаются страховые суммы.

В этом случае могут быть выявлены одни и те же эксперты или инспекторы ДПС, оформляющие документацию. При выявлении подложных фактов ДТП также хорошо себя зарекомендовала инженерно-техническая прочностная экспертиза (ИТПЭ). Результатом ИТПЭ являются расчётная форма деформированной конструкции. Это даёт возможность проверить соответствие деформации данных автомобилей обстоятельствам ДТП, указанным в административных протоколах и пояснениях участников ДТП. Для проведения такой экспертизы достаточно наличия качественных фотографий повреждённых автомобилей.

При расследовании подобных преступлений необходимо допросить водителей, которые якобы участвовали в подложной аварии. Здесь требуется тактика допроса, связанная с уточнением всех подробностей ДТП, когда станет видно, что показания водителей не только отражают разные фактические обстоятельства, но и противоречат друг другу. Имеют значение и показания о том, что происходило после ДТП, кто и как вызвал ГИБДД, а также о других обстоятельствах происшествия. Необходимо также вызвать для дачи пояснений сотрудников ГИБДД, которые, скорее всего, будут ссылаться на "забывчивость", поскольку таких ДТП много, или просто будут утверждать, что вся схема ДТП соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Необходимо отметить, что сотрудники милиции, составляющие фальсифицированные акты об автомобильных авариях, нередко выполняют указания своего руководства, о которых они предпочитают не говорить, а всю ответственность берут на себя.

После комплекса оперативных мероприятий следует определить активных участников преступной группы и решить вопрос об их задержании".

К счастью, в нашем автомобильном регионе, перенасыщенном страховыми компаниями, мошеннничество в сфере автострахования не приобрело широких масштабов, по крайней мере, мы с вами не видели ярких репортажей о разоблачении организованных преступных групп, специализирующихся в этой области. Или, может быть, автомошенники Янтарного края более искусны и кража денег осуществляется внутри страховых компаний, когда некоторые их сотрудники водят за нос своих коллег, сидящих за соседним столом? В то же время в нашем регионе нередки случаи злоупотреблений страховщиков, связанные с необоснованными задержками страховых выплат и обусловленные якобы необходимостью дополнительных проверок обстоятельств наступления страхового случая в связи с предположениями о возможных мошеннических действиях. При этом какие-либо серьёзные признаки преступления отсутствуют и нет обращений в правоохранительные органы. Таким образом, под надуманным предлогом нарушаются законные права потерпевших.

Провокационное поведение на дороге – выполнение преднамеренных или непреднамеренных действий, которые могут стать причиной ДТП .

Преднамеренная провокация – добровольное создание предаварийной/аварийной ситуации ради шутки, из-за мести или для наказания одним водителем другого за реальный/мнимый проступок или для выманивания денег на основании обвинения в нарушении ПДД .

Случайная провокация

Непреднамеренная провокация – внезапное создание неблагоприятной обстановки на отдельном участке трассы из-за незнания правил ПДД или невнимательности во время управления транспортным средством.

Типичные случаи провокации ДТП:

  • после включения левого или правого поворотника, совершение маневра машиной в противоположную в сторону;
  • резкое необоснованное торможение сразу после набора скорости;
  • выезд на перекресток не в свою очередь в момент, когда активизировалось движение потока машин по перпендикулярной полосе.

Что делать?

Сразу после того, как некто спровоцировал ДТП, выясняют тяжесть последствий столкновения :

  • осматривают себя/пассажиров как своих, так и другого транспортного средства (вызывают, если требуется, скорую помощь и оказывают первую доврачебную на месте);
  • вызывают инспекторов ГИБДД (либо водители разъезжаются, если «потери» с обеих сторон крайне незначительные, а столкновение произошло в удаленном от «цивилизации» месте), вызывают страховщика и извещают адвоката.

При ДТП с въездом в дом/магазин из-за уклонения от столкновения с другим участником дорожного движения, помимо осмотра автомобилей и ехавших в них людей, следует убедиться, что не пострадали обитатели здания, не поврежден газопровод и электросеть.

После/параллельно определяют свидетелей , видевших, как и что происходило, берут у них контактные данные, вызывают представителей ГИБДД, скорую помощь, извещают страхового агента и адвоката.

При ДТП с пешеходом или другим авто из-за уклонения от столкновения с другим авто, выясняют насколько пострадало здоровье людей , оказывают первую помощь, дожидаются приезда ГИБДД и скорой.

Параллельно ищут нескольких свидетелей ДТП (пешеходов, водителей, которые видели, при каких обстоятельствах произошел наезд). Берут их контактные данные и просят остаться на месте до приезда гаишников.

Нельзя перемещать ни одно из транспортных средств, попавших в ДТП (отлетевшие от них детали), если нет угрозы жизни людей. Зафиксированные сведения о расположении автомобилей помогут в деле выяснения обстоятельств ДТП.

Доказательства в суд

Для правильного понимания обстоятельств, при которых некто спровоцировал ДТП, и принятия справедливого решения о том, кто понесет ответственность, судьям требуется:

  • схема расположения автомобилей после столкновения, составленная специалистом ГБДД;
  • заключение экспертной группы о характере повреждений и условий, необходимых для их образования;
  • свидетельства очевидцев ДТП;
  • видеозаписи автомобильных видеорегистраторов и камер наружного наблюдения (если такие имелись поблизости от места ДТП).

Как признать провокатора виновным? Только через суд — других способов законом не предусмотрено.

Автоподстава

Автоподстава — преднамеренная провокация ДТП с целью получения денег от водителя , намеченного в жертву.

Как распознать автоподставу? Внешние признаки автоподставы до ДТП :

  • внезапное торможение впереди идущего авто (часто после просьбы уступить дорогу и кратковременного наращивания скорости после перехода в один ряд с авто намеченной жертвы);
  • симуляция резкого перехода в один ряд (подрез) и появление справа автомобиля из ниоткуда (подрезавший же, обычно, «растворяется»);
  • внезапные «прыжки» пешеходов под колеса или на капот;
  • свидетели, говорящие заведомую неправду.

Одним из основных признаков того, что вы стали вынужденным участником автоподставы, является стремление «наезжающих» на «виновного» получить от него деньги на месте ДТП . Ради этого:

  • предлагают решить вопросы без представителей ГИБДД, оказывая психологическое давление, привлекая к делу бравирующего своей физической силой пассажира, «случайно» оказавшегося в подставившемся автомобиле;
  • «давят на психику» затяжными и безосновательными истериками;
  • угрожают последствиями звонков нужным людям.

Как себя вести?

Успокоиться, каких бы усилий это ни стоило . В любом случае нужно обратиться к представителям ГБДД. Причем самостоятельно, а не благодаря услуге со стороны «наезжающих».

«Случайно» ехавшие мимо ППС на самом деле могут быть такими же «подсадными утками». Главное — не давать никаких денег .

Автоподставщики хорошо знают законы, поэтому не имеют желания попадать под статью о нанесении побоев или «убийство» – поэтому дальше словесных угроз дело не идет. Вы тоже не должны давать волю кулакам, как бы того ни хотелось.

Лучше запритесь в авто и общайтесь с мошенниками через слегка опущенное стекло в окне .

Аферисты понимают, что в случае суда денег с жертвы они не увидят. Поэтому жулье будет всячески стремиться снять деньги налом и на месте.

Известите адвоката, знакомых, родственников и попросите сообщить о случившемся гаишникам, если спецов ГИБДД еще нет.

Куда обращаться за защитой?

Сначала к представителям ГИБДД, затем в суд.

Если подозреваете, что гаишники в сговоре с преступниками , перепишите номера авто прибывших спецов, сфотографируйте лица прибывших и «наезжающих», перезвоните в УСБ. Сохраните записи видеорегистратора.

Какими бы сложными ни были у вас отношения с гаишниками, именно они смогут защитить вас от дорожных аферистов. Конечно, если в борьбе с последними вы будете проявлять благоразумие и выдержку.

Время чтения: 7 минут

Дорожно-транспортные происшествия происходят достаточно часто. Значительная их часть заканчивается причинением ущерба. В связи с этим государство выдвинуло требование о том, чтобы каждый водитель имел полис ОСАГО. Казалось бы, теперь в случае ДТП компенсацию выплачивает страховая компания и смысла заниматься инсценировками аварий больше нет. Однако любители легкой наживы от своих намерений не отказались, и мошенничества продолжаются. Рассмотрим, что собой представляет подставное ДТП.

Какие события относятся к ДТП

Не каждое происшествие с автомобилем или мотоциклом считается дорожно-транспортным. Основными признаками ДТП являются движение хотя бы одной машины и причиненный в связи с этим ущерб. Причем вред может быть нанесен жизни или здоровью людей, а также автомобилям (в том числе единственного участника) или иным материальным объектам.

Выделяются следующие виды дорожных происшествий:

  1. Столкновение нескольких машин.
  2. Опрокидывание автомобиля.
  3. Наезды на:
  • стоящие машины и другие транспортные средства;
  • пешеходов;
  • животных;
  • гужевой транспорт.

4. Падение пассажиров и грузов.

5. Другие виды.

Какие ДТП являются подставными

Большая часть происшествий на дорогах вызвана стечением ряда случайных событий. Подставное, или умышленное ДТП вызвано целенаправленными действиями одного или нескольких участников движения, и это только первый признак происшествий данного типа. Вторым признаком является их цель – получение денежной выгоды. Объектом получения преступного дохода может быть как участник дорожного движения, так и страховая компания.

В связи с повсеместным распространением ОСАГО в последнее время именно страховщики чаще всего являются жертвами подобных махинаций. В этом случае все участники происшествия могут быть задействованными в преступной схеме.

До введения ОСАГО основными жертвами подобных преступлений являлись обычные автомобилисты. Преступники действовали группой, последствия подставного ДТП умышленно преувеличивались. Их задачей было запугать водителя и добиться выплаты значительных денежных средств. Кстати, этот метод используется и сейчас.

Однако теперь основная задача преступников состоит в том, чтобы добиться от жертвы нарушения установленных правил оформления ДТП, а потом потребовать денежные средства.

В ситуации правильного оформления происшествия основную ответственность несет страховая компания. У страховщиков работают хорошие специалисты, и факт дорожной подставы может быть легко доказан, поэтому преступники, видя настойчивое желание потенциальной жертвы оформить происшествие по всем правилам, просто ретируются.

Каких водителей чаще всего выбирают в качестве жертвы

Цель мошенников – получить максимум денег при минимуме риска. Запугать крепких молодых мужчин достаточно сложно, поэтому они предпочитают женщин, юношей и пенсионеров. Сильные мужчины попадают в подставное ДТП только в случае наличия тонировки стекол, когда преступники не могут разглядеть водителя.

Второй группой лиц, на которую обращают внимание мошенники, являются водители автомобилей, имеющих царапины, вмятины и иные повреждения, которые могли возникнуть при ДТП. Такие машины обычно выискивают на стоянках во дворах. Как правило, под дворник вставляется записка о том, что водитель якобы был участником происшествия, у которого имеются свидетели, но с места происшествия он скрылся. Указывают номер телефона, по которому следует позвонить, «чтобы разобраться». А далее осуществляется психологическое давление с целью выманивания средств. Если вы уверены, что не могли участвовать в происшествии, не заметив его, лучше по указанному телефону не звонить.

Основные схемы подставных ДТП

Преступники стараются сделать так, чтобы определить, что это ДТП-подстава, было сложно. То есть стремятся создавать такие ситуации на дороге, в которых жертва преступления совершает нарушение ПДД и формально действительно является виновником аварии. Оказывать психологическое давление на человека, ощущающего вину, намного проще, и мошенники активно это используют.

Рассмотрим ситуации, в которых сделать подставное ДТП, довольно просто.

Проезд нерегулируемого перекрестка

Обычно выбирается пересечение неравнозначных дорог. Преступник паркуется неподалеку от перекрестка на главной дороге. Выбрав жертву, которая начинает пересекать главную дорогу, он стартует, въезжает на перекресток и совершает столкновение, в котором формально виноват водитель, не пропустивший автомобиль по главной дороге. Аналогично мошенники могут действовать на пересечении равнозначных дорог. В этом случае выбирается жертва, имеющая помеху справа.

На дорогах с примыкающими второстепенными дорогами и разгонными полосами

Преступники выбирают участки дорог с интенсивным движением. В таких местах автомобилям, стремящимся влиться в поток, приходится долго ждать в нервозной обстановке. Преступник демонстрирует желание пропустить автомобилиста – он может помахать рукой, “поморгать” фарами или снизить скорость. А когда автомобиль жертвы начинает движение, преступник прибавляет газа и совершает столкновение, в котором формально виновата жертва.

При перестроениях на дорогах

Изменение полосы движения – очень благоприятный момент для осуществления преступных намерений мошенника. Чаще всего достаточно просто немного поездить по трех- или четырехполосным дорогам с интенсивным движением, чтобы выбрать авто для столкновения. Как известно, при перестроении водитель обязан пропустить весь транспорт на полосе, выбранной для дальнейшего движения. На дорогах с интенсивным движением это практически нереально, поэтому водители пропускают друг друга. Ну а мошенники, конечно, жертву не пропустят.

Более сложный вариант того же мошенничества практикуют с использованием двух машин. Например, вы едете не в крайней правой полосе. Сзади вас нагоняет дорогая машина, которая, интенсивно сигналя, требует освободить дорогу. Вы начинаете быстро перестраиваться и ударяете авто сообщника мошенников. Формально в аварии виноваты вы.

При движении по кругу

На участках дорог, где организовано круговое движение, многие водители, особенно новички, чувствуют себя неуверенно: необходимо пропускать транспорт и одновременно перестраиваться, а это достаточно сложно. Выбирается момент, когда машина жертвы заехала на чужую полосу – для аварии хватает буквально нескольких сантиметров. Чаще всего преступники работают на двух автомобилях, чтобы иметь свидетеля, который и докажет “вину” жертвы в ДТП.

Подрезание и резкое торможение

Если водитель ударил впереди идущую машину, он почти всегда признается виновным. Подрезание – это интенсивный обгон, перестроение на вашу полосу и резкое снижение скорости. Избежать аварии в этой ситуации достаточно сложно. Однако такого же эффекта можно добиться и без обгона. Автомобиль, идущий впереди на участке с достаточно высокими скоростями, легко может подпустить вас поближе и ударить по тормозам. На светофорах некоторые мошенники вообще сдают задним ходом до совершения аварии, а потом заявляют, что стояли, а жертва их ударила.

Имитация наезда на пешехода

Вариантов этого мошенничества может быть множество. Часто выбирается пешеходный переход, не регулируемый светофором. Перед переходом обычно паркуют машину, которая затрудняет водителям обзор. Далее все просто. Мошенник, естественно, не хочет пострадать реально, поэтому либо создает ситуацию, в которой его едва задевают, либо столкновение имитируется – например, в машину кидают резиновый мячик или картофелину. После этого злоумышленник имитирует серьезный вред, причиненный здоровью или имуществу.

Решить вопрос без вызова ГИБДД можно, оплатив лечение или возместив ущерб – например, за разбитые дорогие часы или порванный костюм.

В последнее время набирает популярности схема со «спортсменами». Участников обычно двое. “Пострадавший” не сможет выступить на соревнованиях с крупным призовым фондом. Ущерб от того, что выигрыш не получен, предлагают возместить жертве.

На стоянках у супермаркетов и развлекательных центров часто используется схема с детьми. Водитель при выезде со стоянки сдает задним ходом, слышит удар и обнаруживает под колесами ребенка или подростка, который очень плохо себя чувствует. Тут же появляются родственники ребенка, предлагающие решить возникшую проблему за деньги.

Разумеется, мы привели не все сценарии мошенничества. К тому же преступники постоянно придумывают новые. Например, в Украине в последнее время популярна схема с манекенами. В сумерки у дороги устанавливают манекены, которые затем с помощью веревки валят под колеса большегрузного транспорта. Если водитель остановился и вышел посмотреть, грабят кабину, если нет – догоняют автомобиль и требуют денег за молчание.

Как избежать автомобильной подставы или доказать свою невиновность

Во-первых, необходимо строго соблюдать ПДД. Сигналящий сзади джип не является основанием для резкого и необдуманного перестроения, как и приглашающий жест водителя, едущего по главной дороге, не освобождает вас от обязанности его пропустить. Качественно оценивайте дорожную обстановку – и вероятность участия в подставном ДТП заметно снизится.

Купите видеорегистратор. Снимайте последствия аварии на телефон. Обязательно фиксируйте лица других участников происшествия – мошенники часто известны полиции и, возможно, просто уедут.

Никогда не соглашайтесь на предложения отъехать в сторонку и там договориться. Не покидайте место ДТП, не трогайте машину, если вам будут настойчиво предлагать отъехать к обочине и осмотреть повреждения «в спокойной обстановке». Даже если это будет оживленное место, не убирайте автомобиль до приезда сотрудников ГИБДД.

Часто преступники, добившись отъезда жертвы, начинают напоминать ей о том, что, покинув место происшествия, она совершила нарушение, за которое лишают прав.

Если вы видите неадекватное поведение других участников происшествия, закройтесь в машине и вызывайте полицию. Мошенники в такой ситуации, как правило, уезжают.

Инсценировка ДТП ради получения страховки

Инсценировка ДТП для страховой выплаты в последнее время встречается достаточно часто. По мнению экспертов, до 15 % всех страховок сегодня попадает в карманы злоумышленников. Способов мошенничества со страховкой довольно много:

  • страховка машины или ответственности уже после происшествия;
  • фиктивные аварии;
  • подмена водителя – если у реального виновника происшествия нет полиса страхования гражданской ответственности, вину на себя берет водитель, имеющий такой полис;
  • при реальной аварии получивший небольшие повреждения автомобиль могут специально разбить сильнее, чтобы увеличить компенсацию;
  • мошенничество с бланками страховых документов.

Меры, принимаемые страховщиками

Страховые компании – это в основном мощные в финансовом отношении организации. Некоторые даже создают специальные отделы по борьбе с мошенничеством, другие пользуются услугами сторонних специалистов. В любом случае все обстоятельства аварии и документы будут изучены самым тщательным образом.

В настоящее время страховые компании широко используют новейшие компьютерные технологии – в частности программы, позволяющие установить, соответствуют ли повреждения, полученные автомобилем, обстоятельствам аварии, на основании которой выдвигаются требования о возмещении ущерба.

Тем не менее некоторые аферы все же удаются, но случается это все реже. Поэтому, если у вас возникают мысли попытаться преувеличить ущерб или сымитировать аварию ради компенсационных выплат, советуем от них отказаться.

Ответственность за подставные ДТП

Если инициаторов или участников подставного происшествия изобличат, они не только не получат планируемых доходов, но и могут быть привлечены к уголовной ответственности. Наказание за инсценировку ДТП наступает по ст.159 и 159.2 УК РФ. В зависимости от обстоятельств и суммы мошенничества наказания могут быть разными. Максимальное – 10 лет лишения свободы и штраф 1 млн рублей.

В заключение

Подставные ДТП достаточно распространены. Если вы стали жертвой мошенников, ни в коем случае не соглашайтесь на предложения решить все вопросы без привлечения ГИБДД. Смело снимайте обстоятельства аварии и лица участников, вызывайте дорожную полицию и настаивайте на оформлении происшествия в полном соответствии с правилами.

Подставное ДТП: Видео