Инструменты экономической политики. Институциональные основы экономической политики Административный инструмент экономической политики влияние на экономику

Экономическая политика - это совокупность определенных мер, принимаемых государственными властями, которые способствуют реализации разнообразных экономических решений на уровне макроэкономики. Проведение экономической политики государством направлено на достижение определенных целей, которые играют важную роль для общества. Основные направления экономической политики зависят от экономического состояния государства на данный момент. Эти экономические направления должны быть основами для принятия решений. При любом способе государственного воздействия на экономику страны прослеживается стремление реализации экономических целей в быстрые сроки и при наименьших затратах.

Проведение экономической политики удается только при реализации согласованных и правильных мер и действий, которые создают систему влияния государства на экономику страны. Влияние государства на экономику является противоречивым. Это воздействие может положительно повлиять на рыночный механизм, например, разрешить экономические споры и защищать права собственности, так и отрицательно. Отрицательное воздействие прослеживается в нарушении баланса в рыночном механизме и возникновение противоречий. Многие страны предпочитают смешанный тип экономики, при котором возможно небольшое влияние государства (например, проведение налоговой и денежно-кредитной политики, антимонопольные меры) при малом вмешательстве в рыночный механизм.

Методы прямого и косвенного воздействия

Обычно специалисты выделяют несколько типов классификации способов проведение экономической политики государством. Эти классификации зависят от характеристик, по которым идет определение. Способы реализации экономической политики делятся на меры косвенного и прямого воздействия на экономику государства.

Методы прямого влияния - это способ государственного воздействия, при котором экономические решения должны быть основаны на постановлениях законодательных органов или правительства. К таким методам относятся закон о налогах, операции, связанные с государственным бюджетом и другие. Главным достоинством методов прямого воздействия является скорость и точность при достижении результата. Недостатком таких методов считается нарушение свободной работы механизма рынка, что в результате может привести к нарушению пропорций в макроэкономике.

Методы косвенного влияния заключаются в том, что государство не может прямо вмешиваться в экономическую систему. Государство может установить границы экономических решений и создать предписания, которые будут напоминать о том, что при принятии решений, которые касаются экономики, лучше всего соответствовать направлениям экономической политики.

Главным достоинством косвенного влияния считается отсутствие вмешательства в механизм рынка, что не создает нарушения пропорций в макроэкономике. К недостаткам можно отнести долгое время восприятия и реализации решений правительства и результатов политики.

Административные, экономические, институциональные методы

Одной из важных классификаций способов государственного воздействия считается классификация по организационно-институциональному критерию. К основным типам классификации относят административные, институциональные и экономические способы политики государства.

Административные меры основываются на правовой инфраструктуре. Административные методы направлены на обеспечение и поддержание стабильной правовой общественной среды, защиту среды конкуренции, защиту прав собственности, поддержание возможности свободного экономического выбора и так далее.

Административные меры делятся на запретительные, разрешительные и принудительные меры.

Экономические меры представляют собой воздействие государства на экономику с помощью определенных рычагов. К этим мерам относят влияние на формирование спроса и предложения, уровень централизации бюджета, формирование экономических структур и основ.

К экономическим мерам можно отнести денежную (финансовую) политику (особенно бюджетно-налоговую политику), планирование макроэкономики и экономические прогнозы, денежно-кредитную политику (монетарную).

К институциональным методам влияния относят такое государственное воздействие, при котором обеспечивается развитие, поддержание и появление основных институтов общества. К таким институтам относят институт права, институт собственности и другие.

Набор инструментов, применяемых в экономической политике, практически идентичен в современных рыночных экономиках. Но конкретный набор этих инструментов различается по странам, даже если они ставят перед собой идентичные цели и решают при этом схожие задачи.

Проблема выбора инструментов экономической политики намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Это связано не только с вышеупомянутой совместимостью и несовместимостью многих целевых показателей и инструментов, но также с тем, что некоторые инструменты могут одновременно воздействовать на несколько целей, причем часто в противоположную сторону. Так, укрепление курса рубля способствует снижению инфляции в нашей стране и большей доступности импорта (при дорогом рубле иностранные товары в России дешевеют), улучшению положения российских экспортеров капитала (они могут купить за прежнюю сумму рублей больше зарубежных активов), но одновременно ведет к ухудшению положения российских производителей (цены на их товары на российском рынке становятся менее конкурентоспособными по сравнению с ценами продающихся здесь иностранных товаров) и российских экспортеров товаров (их продукция на зарубежных рынках при пересчете на зарубежную валюту дорожает). Кроме того, влияние некоторых инструментов может оказаться непредсказуемым, и (или) же оно может проявиться позднее (отложенный эффект), как это случилось, например, в России после снижения основной ставки единого социального налога (шел в основном в Пенсионный фонд России) с 30% от фонда заработной платы (т.е. от общей суммы расходов фирмы или организации на оплату труда ее сотрудников) до 26% в 2006 г., в результате чего в Пенсионном фонде стал быстро нарастать дефицит (он покрывается из федерального бюджета) и данный налог был переименован в страховые взносы с повышением основной ставки вновь до 30% с 2011 г. Наконец, одни инструменты могут ослаблять (или нейтрализовать) воздействие других инструментов. Примером могут быть созданные в России в прошлом десятилетии государственные корпорации с их часто монопольным положением в той или иной отрасли и сфере и одновременно все более активно проводимая в России антимонопольная политика.

В рыночной экономике наиболее активно используются инструменты монетарной и фискальной политики и прежде всего для обеспечения экономической стабильности, особенно для сглаживания циклических колебаний.

Объектом регулирования монетарной политики выступает денежный рынок и, главным образом, денежная масса и ставка процента. Монетарную политику чаще всего осуществляет центральный банк страны, как правило, вместе с министерством финансов (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Монетарная политика Банка России

Тип политики

Рестриктивная монетарная политика (политика "дорогих денег")

Экспансионистская монетарная политика (политика "дешевых денег")

Уменьшение денежной массы для борьбы с инфляцией

Увеличение денежной массы для стимулирования экономического роста и сокращения безработицы

Инструменты

Покупка иностранной валюты

Покупка государственных ценных бумаг

Продажа иностранной валюты

Продажа государственных ценных бумаг

Инструменты

Увеличение для банков нормы обязательного резервирования Увеличение процентной ставки по депозитам коммерческих банков Увеличение ставки рефинансирования Увеличение остатков на счетах правительства в ЦБ

Продажа центральным банком своих облигаций коммерческим банкам Операции обратного РЕПО*

Уменьшение для банков нормы обязательного резервирования Уменьшение процентной ставки по депозитам коммерческих банков в ЦБ РФ

Уменьшение ставки рефинансирования Уменьшение остатков на счетах правительства в ЦБ

Выкуп ЦБ РФ своих облигаций у коммерческих банков

Операции прямого РЕПО*

* РЕПО (англ. repurchase agreement ) – операции по продаже ценных бумаг с обязательством обратной покупки их через определенный срок но заранее условленной цене (прямое РЕПО) и операции по покупке ценных бумаг с обязательством обратной продажи по заранее условленной цене (обратное РЕПО).

К основным инструментам фискальной политики относятся бюджетные расходы (например, государственные закупки и социальные трансферты) и бюджетные доходы (преимущественно налоги). По способу воздействия на экономику инструменты фискальной политики можно разбить на инструменты дискреционной политики (например, законодательное изменение величины государственных закупок, ставок налогов и трансфертов) и автоматические (встроенные) стабилизаторы (см. выше). Последние представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых (встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при "перегреве". К автоматическим стабилизаторам в первую очередь относятся подоходные налоги (особенно прогрессивные), косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость), пособия по безработице, пособия по бедности.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний, но ограничивают их размах. Поэтому встроенные стабилизаторы, как правило, сочетают с инструментами дискреционной фискальной политики, нацеленной на обеспечение полной занятости ресурсов. Одна из особенностей встроенных стабилизаторов состоит в том, что они включаются (и отключаются) автоматически, т.е. они характеризуются отсутствием лага во времени, но при этом их эффект носит краткосрочный характер. Что же касается эффекта от инструментов дискреционной политики, то он более продолжителен по времени, но вместе с тем характеризуется наличием лага из-за необходимости принятия законодательного решения об изменении фискальной политики.

Повторим, что государство, как правило, использует набор различных инструментов (пакет мер), который наиболее эффективен в условиях конкретной страны, но может совершенно не работать или работать хуже в условиях другой страны. Кроме того, в экономической политике постоянно существует опасность медленной реакции государства на изменившиеся экономические условия, которые требуют другого набора инструментов, но это происходит с опозданием из-за лага между принятием политического решения по изменению политики и его реализации.

1.2 Методы и инструменты экономической политики государства

Реализация экономической политики предусматривает использование совокупности мер, инструментов, которые образуют механизм государственного воздействия на экономику.

Классификация методов экономической политики:

1. Меры прямого воздействия. Данные методы предполагают, что субъекты экономики принимают решения не самостоятельно, а по указаниям государства. Примеры: налоговое законодательство, правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям.

2. Меры косвенного воздействия. Суть данных методов состоит в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно лишь создает условия к тому, чтобы субъекты экономики самостоятельно выбирали экономические решения, которые соответствуют целям экономической политики .

Существуют еще одна классификация методов реализации экономической политики на основе организационно - институциональных критериев. При данном подходе выделяют: административные, экономические и институциональные методы .

Административные меры. Совокупность административных мер регулирующего действия обеспечивается инфраструктурой. Главная функция административных мер состоит в обеспечении стабильности, основанной на праве обстановки в обществе: сохранение прав собственности, защита конкурирующей среды, обеспечение возможностей свободного выбора и принятия экономических решений. Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения .

Экономические меры. К экономическим мерам относят действия государства, которые с помощью экономических рычагов в отличие от принудительных мер воздействуют на рыночные отношения. Под этими мерами понимают различные методы воздействия на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики.

К экономическим мерам относят:

Финансовую политику, в том числе бюджетную, фискальную политику;

Денежно - кредитную (монетарную) политику;

Экономическое программирование и планирование;

Прогнозирование .

Институциональные меры. Институциональные меры предполагают создание, поддержание и развитие определенных общественных институтов. При этом под «институтом» понимается словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Наличие институтов, означает существование в обществе преобладающего и устойчивого способа мышления или действия, который стал привычкой для определенных социальных групп или обычаем для народа. Примеры: «институт права», «институт собственности» .

В рамках фискальной (налогово-бюджетной) политики к мерам прямого действия относится изменение государственных расходов. Через правительственные расходы осуществляется финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, делаются закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех слоев населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП. К мерам экономического воздействия в рамках фискальной политики следует отнести политику изменения налогов (видов, ставок, порядка взимания).

Регулируя капиталовложения, государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно - денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот .

В рамках денежной политики, государство влияет на денежную массу. Государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную ставку, а тем самым - на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объемы и динамику ВНП. Денежная политика оказывает большое влияние на инфляцию . Одним из направлений является система антиинфляционных мер, к числу которых может быть отнесена политика регулирования доходов, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и организаций.

Социальная политика включает в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума. Она направлена, прежде всего, на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости. Политика в сфере внешнеэкономического регулирования, включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности .

Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет роль и взаимодополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу.

Денежно-кредитная политика: теория и практика в России

В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка...

Инструменты финансовой политики государства на современном этапе развития российской экономики

Инфляция в условиях переходной экономики. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику...

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики (Macroeconomic policy instruments) - это рычаги, позволяющие обществу через воздействие на макроэкономический механизм поддерживать стабильный уровень цен, стабильный рост национального объема производства...

Методы и инструменты государственного регулирования

Монетарная или денежно-кредитная политика государства

Поскольку общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы...

Основные направления экономической политики России в целях стабилизация экономики

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь, прежде всего...

Пути и меры государственного регулирования рынка

Центральный банк страны воздействует на количество денег в обращении, проводя монетарную политику, или политику денежно-кредитного регулирования, в основе которой лежит теория денег...

Разработка государственной экономической политики

В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами...

Тенденции социально-экономического развития в реализации экономической политики

Фискальная политика государства

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства представляет собой совокупность мероприятий, направленных на управление государственным бюджетом, государственными расходами и налогообложением. Таблица 2...

Функции и роль Центрального Банка в современной экономике

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций...

Цели и инструменты макроэкономического регулирования

1. Административные меры Реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику...

Экономическая политика и её направления

Экономическая политика -- это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер...

Экономическая политика: понятия, цели и методы

Эффективное действие экономической политики государства возможно лишь с помощью совокупности различных мер, инструментов, образующий механизм государственного влияния на экономику. Чтобы правильно их использовать...

Цель изучения темы

Усвоить особенности институциональных основ экономической политики государства.

Основные вопросы

1. Государственные институты экономической власти.

2. Институциональные факторы государственного управления экономикой.

3. Институционально-правовое обеспечение трансформации экономики Украины.

Программная аннотация

Институционализм как вызов времени. Возрастание роли институциональных факторов экономического развития. Трансформация значения и роли личностных факторов производства. Методологические аспекты институциональных факторов экономического развития. Институциональный подход к изучению экономики. Институциональные аспекты трансформации постсоциалистической экономики. Модификация функций государства под влиянием институциональных факторов. Механизм влияния институциональных факторов на экономическую политику. Взаимосвязь экономических отношений и юридических принципов. Институционально-правовое обеспечение трансформации украинской экономики. Экономическая стратегия и тактика. Выбор экономической модели развития Украины.

Государственные институты экономической власти

Переход от директивной экономики к рыночным основам хозяйствования и анализ основных направлений институциональных преобразований доказывает, что как в первом, так и во втором случаях крайне необходимо государственное регулирование этими процессами. Тем более, что речь идет о формировании новых институтов и изменения в самой государственной власти. их функционирование должно быть проанализированным при рыночных отношений, а влияние государства - через определенные институты: государственная собственность, государственное регулирование, социальные институты, контроль негосударственного сектора экономики, государственный бюджет, региональные бюджеты, внешнеэкономическая деятельность. Анализ предполагает выявление положительных и отрицательных признаков влияния на экономику, также оснований и условий формирования новых институтов власти - государственной или смешанной формы существования.

Исходя из принципиальной позиции о роли государства в современной экономике, следует считать, что государство имеет собственные институты, через которые осуществляет свою экономическую власть. К таким институтам можно отнести:

o институт государственной собственности, составляет государственный сектор экономики и обеспечивает гарантии собственного предпринимательства;

o институт государственного регулирования экономики, который распространяет свое влияние и на негосударственные структуры в едином механизме с рыночными рычагами регулирования;

o институт контроля, в том числе негосударственного сектора экономики;

o институт налоговой системы и фискальной политики, концентрирует государственный бюджет; муниципальные органы власти, которые осуществляют экономическую власть через структуру подчинения;

o институт муниципальной (региональной) власти;

o институт внешнеэкономической деятельности;

o институт социальной сферы;

o институт политической и идеологической власти, который обеспечивает как правовое поле экономической власти, так и идеологическое толкование политико-экономических действий государства;

o институт информации - по крайней мере то, что монополизирует определенную информацию.

Правомерность такого подхода следует признать хотя бы в том, что на самом деле власти этих институтов является довольно ощутимой. Во-первых, нельзя отрицать растущее влияние государства на современное экономическое жизни, чего не отрицают даже неоклассики. Во-вторых, наряду с признаками усиления регулирующей роли государства все углубляется предпринимательская деятельность государства, которая на сегодня не ограничивается только так называемыми общественными товарами. В-третьих, политическая власть в последнее время, в том числе в Украине, все настойчивее вмешивается в экономическую жизнь. В-четвертых, внешнеэкономические отношения все больше подчиняются государству как едва ли не единственному органу их регулирования и контролю.29 Каждый из указанных направлений экономической деятельности государства в современных условиях приобретает статус институциональных. Такую позицию можно представить схемой (рис. 4.1).

Рис. 4.1.

Из рисунка видно, что действия государства по различным направлениям осуществления ее власти может свидетельствовать о формировании определенных институтов, которые усиливают свою значимость на пути к постиндустриальному обществу. Попробуем рассмотреть подробнее указанные институты экономической власти государства.

Первая институциональная единица - государственный сектор экономики, на основе формационного подхода рассматривается историческая логика создания государственной собственности, расширение ее сферы, а на основе цивилизационного подхода раскрывается содержание современных концепций государственной собственности и дальнейшая ее эволюция в направлении формирования корпоративной собственности. Здесь же следует добавить, что государственная собственность реализует себя только в рамках государственного сектора экономики.

Формирование института государственного сектора в Украине можно отслеживать по следующим причинам. Во-первых, генетической причиной, поскольку предыдущая экономическая структура была сформирована на принципах почти полного ее огосударствления. Во-вторых, обратным процессом отвержения экономической роли государства на начальном этапе перехода к рыночным отношениям хозяйствования. В-третьих, одновременным разрушением даже тех государственных институтов, которые по определению должны быть государственными.

Однако современное развитие экономических систем требует все большей централизации ресурсов и управления ими, по крайней мере по потребностям национальной и экономической безопасности страны, ее обороноспособности, устойчивой социальной сферы, повышением эффективности хозяйствования. Именно эти процессы проявляются в необходимости обеспечения действия рычагов предсказания и ослабление экономических кризисов, сглаживание циклического характера экономического развития, ликвидации так называемых «провалов рынка». Главной целью существования и функционирования государственного сектора экономики должны быть социально-экономическая эффективность и повышение благосостояния населения.

Таким образом, существование государственного сектора экономики может быть признано объективным процессом современности, поскольку, во-первых, влияние рыночной среды на государственный сектор неизбежно, во-вторых, развитие государственного сектора должно происходить в направлении формирования системы образования, здравоохранения, культуры и искусства, социального страхования и т.п., в-третьих, денежно-кредитная и налоговая системы, бюджетная и фискальная политика в основном являются прерогативой государства, однако, рыночные отношения накладывают свой отпечаток и на них. Таким образом, особенности функционирования государственного сектора в рыночной среде обусловлено как наличием двухсекторной структуры национальной экономики, так и общемировым опытом деятельности государственных предприятий и других государственных институтов.

Институт государственной власти как регулирование экономики рассматривается исходя из того, что факт объединения в едином механизме регулирования экономики государственных и рыночных рычагов является доказанным. Главной задачей регулирования является установление пропорциональности, сбалансированности экономического развития. Поскольку в современных условиях такого сбалансирования можно достичь только сосуществованием рынка и государственной экономической политики, то следует отметить, что при этом должна председательствовать государство, поскольку именно государству принадлежит создавать такой институт власти, который был бы в состоянии быстро реагировать на проблемы, что непременно происходят в экономике и находить способы их преодоления.

Если институт по принятому определению совокупности формальных, фиксированных в праве, так и неформальных, фиксированных в обычаях, традициях, границ (рамок), которые структурируют взаимоотношения индивидов в экономическом социальном и политической среде, то именно совокупность методов и рычагов регулирования действий экономических субъектов со стороны государства можно считать определенным институтом. И поскольку речь идет, с одной стороны, об экономике (объект регулирования), а с другой - о государстве (субъект регулирования) в определенном их составлении, то это и есть государственный институт экономической власти.

Осуществление государственного контроля как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики является доказанным фактом. Об этом может свидетельствовать даже не наличие органов контроля во всех странах мира, а объективность их функционирования и в рыночных условиях хозяйствования. В Украине сложилась определенная система государственного контроля деятельности различных сфер экономики, которую осуществляют несколько специально созданных органов с собственными полномочиями.

Государственный институт социальной сферы может быть рассмотрен под тем углом зрения, что каждое общество требует так называемого социального регулирования, под которым обычно понимают обеспечения социальной справедливости и социальной безопасности населения страны. В круг направлений государственной деятельности в этой сфере следует включить такие главные, как обеспечение каждому трудоспособному члену общества места работы и достойной оплаты труда, заботу о неработоспособное населения.

Очевидно и уникальным Институтом экономической власти государства является государственный бюджет. Он представляет собой комплекс, впитывает соотношение интересов различных социальных слоев населения страны, поскольку расходы государственного бюджета выполняют функции экономического, социального и политического регулирования общественных отношений. Главной целью бюджетной политики по определению является стабилизация, закрепления и приспособления экономической политики к меняющимся условиям. Исходя из этого, конкретными целями расходной части бюджета должны быть обеспечение социальных статей бюджета, которые призваны смягчить значительную дифференциацию социальных слоев населения по доходам; дотации отдельным сферам экономики; расходы на обороноспособность страны; оптимальное обеспечение административно-управленческого аппарата; расходы, связанные с возмещением внутреннего и внешнего государственного долга. Важное значение имеет и доходная часть бюджета, главным инструментом наполнения которой являются налоги. Фискальная политика государства, которая должна, с одной стороны, обеспечить финансирование государственных расходов, с другой - служить инструментом регулирования экономики, то есть она является одновременно таким механизмом, который существенно влияет на поведение всех субъектов хозяйственной деятельности. Любое государство уделяет тщательное внимание именно налоговой системе страны. Значительную роль играет механизм соотношения фискальной и трансфертной политики, строится на основании бюджета, в перераспределении ВВП с целью повышения эффективности всей национальной экономики.

Дальнейший анализ государственных институтов экономической власти обнаруживает еще один из них - власть муниципальную (местную, региональную). Тот вопрос, можно ли ее считать, должно решаться в зависимости от того, как построена система ее подчинения центральным органам власти и как построена система местного самоуправления. Если местные власти довольно широкий диапазон собственных действий по поводу регулирования экономики региона, то действительно она превращается в определенный институт экономической власти.

Одним из главных факторов, влияющих на статус муниципальной власти, являются финансовые ресурсы, которыми она может распоряжаться в регионе. На сегодняшний день не прекращаются споры по поводу того, какую часть аккумулированных регионом ресурсов следует перечислять в государственный бюджет, а какую оставлять в регионе. Они ведутся именно за то, имеет местная власть стать институтом экономической власти. В основу расчетов должно быть положено место и роль того или иного региона в экономике страны. Таким образом, если рассматривать государственные институты экономической власти в комплексе, то не следует исключать и такой из них, как муниципальные власти, даже тогда, когда она еще не представляет собой институт, а он только формируется.

Внешнеэкономическая политика государства может рассматриваться как институт ее экономической власти при любых условиях - существование государственной монополии на нее или замены ее только государственным контролем. Дело в том, что практически все государственные рычаги влияния на экономический процесс страны существенно влияют и на внешнеэкономические ее связи, в частности налоговая система, изменения учетной ставки, льготы по инвестированию и тому подобное. Во-первых, от них зависит инвестиционный климат в стране; во-вторых, экспортно-импортные операции должны способствовать производству отечественных товаров и услуг, движения национального капитала, эффективному использованию научно-технической продукции; в-третьих, таможенная политика, которая должна быть направлена на социально-экономическую целесообразность внешнеэкономических звьязкив.30

Возникает вопрос об информационных ресурсах. Исследователи этой проблемы считают, что уже сейчас те, кто владеет информационными и телекоммуникационными технологиями, приобретают возможностей контроля над всем обществом. Поэтому роль государства значительно возрастает, по крайней мере по таким основным направлениям, как привлечение материальных, финансовых и кадровых ресурсов в информационное производство; законодательное регулирование всех вопросов, связанных с информацией; развитие международного информационного обмена и сотрудничества. Так что можно предположить, что и в данном направлении может сформироваться отдельный институт экономической власти.

Последняя составляющая предлагаемой схемы государственных институтов экономической власти - политическая власть и государственная идеология. Напомним, что вопрос соотношения экономики и политики является таким, которое дискутировался до сих пор дискутируется в экономической теории, по крайней мере по поводу того, что здесь является приоритетом. Можно эти связи представить такой схеме (рис. 4.2)?

Рис. 4.2.

Доказано, что экономическая жизнь страны невозможно без определенной политической организации общества, которую воплощает в себе именно государство. Однако действие объективных экономических законов не может быть отменена никакими правовыми актами того или иного государства - последняя способна или способствовать созданию условий их действия, или же сдерживать этот процесс.

Таким образом, рассмотрены проблемы государственных институтов экономической власти предоставляют основания для следующих выводов. В современных условиях развития национальной экономики рыночного (смешанного) типа актуальна проблема экономической власти. В структуре ее институтов главное значение приобретает власть государства, имеет собственные институты осуществления (реализации) экономической власти, соответствует процессу формирования институциональной экономики и ее социализации. Этот подход к анализу экономической власти государства выявил следующие ее институты, как государственный сектор экономики, ее государственное регулирование, государственный контроль, социальная сфера, государственный бюджет, муниципальные власти, внешнеэкономическая деятельность и таможенный контроль, информатизация общества, политическая власть.

Каждый из этих институтов экономической власти государства по-разному влияет на социально-экономическое положение страны, но все они находятся во взаимодействии. Государственный сектор и государственная экономическая политика оказывают на нее более существенное влияние, чем местные власти.

Самым весомым институтом экономической власти государства следует считать государственный бюджет, поскольку именно он выступает действенным механизмом перераспределения ВВП в интересах развития всей национальной экономики и роста жизненного уровня населения страны. Основой этого механизма является оптимальное соотношение фискальной и трансфертной политики государства. Существенное влияние на национальную экономику, ее структуру и тенденции осуществляет политическая власть. Политическая власть государства основана на взаимосвязи ДЕЙСТВИЯ экономических законов и субъективных действий правительства, так и выступает в системе экономической власти государства как отдельный ее институт.

– это

1) Налоги

2) Расходы

Экономическая политика государства

В государственной экономической политике можно выделить два направления:

1) структурное – использование таких методов влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополии.

2) стабилизационное – бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ (монетарная) ПОЛИТИКА (монетаризм) – это политика косвенного регулирования количества денег в экономике. Осуществляется через Центральный Банк. Инструменты монетарной политики – установление учетной ставки, установление нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке.

Инструменты

Результат

1 .Учетная ставка – это норма процента, по которой ЦБ дает кредиты коммерческим банкам

Повышая или понижая учетную ставку, ЦБ делает кредит более дорогим или дешевым

1) если кредиты становятся более дорогими, то уменьшается количество желающих их брать – это приводит к уменьшению денег в обращении и помогает снизить темпы инфляции, но усиливает спад производства.

2) более дешевые кредиты – стимулируют экономическую активность и подъем производства, но увеличение денежной в обращении массы ведет к инфляции

2 .Норма обязательных резервов – часть средств коммерческих банков (в % ), которую они должны держать в виде резервов в ЦБ, чтобы осуществить выплаты клиентам

Увеличение нормы обязательных резервов приводит к уменьшению денег у банков для кредитования, что делает кредит более дорогим. Уменьшение нормы резервирования позволяет увеличить объемы кредитования и делает кредиты более дешевыми

3. Операции на открытом рынке

Продажа и покупка государством ценных бумаг

Продажа – изъятие свободных денег и сокращение денежной массы. Покупка – возвращение денег в обращение и увеличение денежной массы

Основатели монетаризма – Давид Юм (Англия, 18 век) и Милтон Фридмен (США, 1976г – Нобелевская премия по экономике).

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ (фискальная) ПОЛИТИКА – это прямое административное влияние государства на экономическую жизнь страны. Основной инструмент – налоги и расходы.

1) Налоги

1) в условиях инфляции - государство увеличивает налоги, уменьшая денежную массу и снижая экономическую активность

2) в условиях спада – уменьшение налогов, в результате чего у фирм появляются средства для производства, а у потребителей – для приобретения.

2) Расходы

В кризисных ситуациях государство увеличивает расходы на поддержку особо нуждающихся отраслей экономики, расширяет государственную закупку товаров и услуг, стимулируя производителей в развитии производства и сокращая безработицу

Основатели – Джон Кейнс (Англия, 1883-1946)