В качестве обеспечения исполнения контракта поставщиком была предоставлена банковская гарантия. Контракт исполнен

Время на чтение: 7 мин

Одной из форм обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта является банковская гарантия. Для поставщика она выступает альтернативой внесению денежных средств в виде твердой суммы.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Какими правовыми нормами регулируется

Вопросы оформления и требований к банковской гарантии достаточно хорошо регулируются в законодательстве о контрактной системе. Требования к банковской гарантии прописаны в ст. 45 44-ФЗ, а условия госконтракта содержатся в ст. 96 44-ФЗ.

Также важное значение в вопросе регулирования требований к данной форме обеспечения принадлежит Постановлению Правительства от 2013 года №1005 «О банковских гарантиях…».

До 30 июня 2019 года участник вправе предоставить документ только в качестве контракта. Но после указанной даты он сможет использовать ее для обеспечения заявки в электронных конкурсах и аукционах. Эти изменения закрепило Постановление Правительства №626 от 2018 года.

Использование такой формы обеспечения имеет немало преимуществ для поставщика: она позволяет ему не отвлекать крупные денежные суммы из оборота при участии в закупках и дает возможность участвовать в реализации одновременно нескольких .

Понятие и случаи предоставления

Понятие банковской гарантии приведено в ч. 1 ст. 368 Гражданского кодекса. Под ней понимается письменное уплатить бенефициару определенную денежную сумму при выставлении требования об уплате. Такое требование поступает в соответствии с условиями взятого поставщиком обязательства.

Применительно к госзакупкам денежные средства банком выплачиваются в пользу госзаказчика, если закупки не исполнит взятые на себя обязательства. В дальнейшем поставщик обязан будет возместить задолженность банку.

В схеме внесения обеспечения через банковскую гарантию принимают участие три основные группы участников: гарант (банк), принципиал (участник закупки или поставщик), а также бенефициар, или заказчик.

Стоит отметить, что законодательство допускает возможность замены формы обеспечения исполнения контракта в ходе его реализации. Так, если обеспечение было внесено деньгами, то может заменить его на гарантию по 44-ФЗ. При этом ее сумма должны быть уменьшена на стоимость уже выполненных работ к моменту замены.

Банковская гарантия по 44-ФЗ должна быть безотзывной. Ее особенность состоит в том, что ее не допускается отозвать, аннулировать или изменить.

Согласно Гражданскому кодексу, существенными условиями гарантии является указание на принципиала, сумму обеспечения и сроки ее действия. Тогда как перечень требований к указанному документу по 44-ФЗ гораздо более обширен.

Требования к содержанию банковской гарантии приведены в ч. 2 ст. 45 ФЗ-44. Согласно им, данный документ должен содержать такую информацию:

  1. Сумма банковской гарантии, которая должна быть выплачена гарантом заказчику в установленных случаях . Согласно ст. 96 44-ФЗ, это ситуации ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по госконтракту.
  2. Обязательства принципиала, ненадлежащее исполнение которых подлежит обеспечению через банковскую гарантию .
  3. Обязанность гаранта выплатить неустойку в виде при просрочке оплаты требования по банковской гарантии . Размер таких штрафных санкций составляет 0,1% суммы, которая подлежит оплате за каждый день просрочки.
  4. Условие о том, что обязательства гаранта считаются исполненными после фактического поступления денежных средств на счет заказчика .
  5. Сроки действия банковской гарантии на основании требований ст. 96 44-ФЗ.
  6. Отлагательное условие о заключении договора предоставления гарантии по обязательствам принципиала.
  7. Установленный перечень документов, которые предоставляются заказчиком вместе с требованием об оплате суммы по гарантии . Он составляется с учетом Постановления Правительства от 2003 года №1005. При этом в перечень документов не допускается включать судебные акты, которые подтверждают неисполнение обязательств поставщиком.

В том случае, если закупочная документация содержит соответствующее условие, в банковскую гарантию включается условие о том, что заказчик вправе в бесспорном порядке списать денежные средства со счета гаранта, если им в течение 5 рабочих дней не было исполнено требование заказчика об уплате денег по банковской гарантии, которое направлено до того, как ее сроки действия не истекли.

Несмотря на жесткие требования к содержанию гарантии, унифицированная форма данного документа не разработана.

Какую документацию запрашивает банк от поставщика

Сроки для подписания госконтракта с победителем торгов и сроки оформления гарантии строго ограничены. Так, например, для действует правило о том, что контракт должен быть подписан в течение 5 дней.

Именно поэтому гарантии по государственному заказу в рамках 44-ФЗ выпускаются банками по экспресс-методике оценки платежеспособности, и общий срок выпуска составляет в пределах 2-5 рабочих дней.

Для получения банковской гарантии банки обычно запрашивают следующий комплект юридической и бухгалтерской документации:

  • налоговая отчетность за последний год и завершенные кварталы;
  • книга учета доходов и расходов ;
  • учредительная документация компании (копия устава);
  • выписка из ЕГРЮЛ ;
  • прочие документы , которые подтверждают финансовую устойчивость компании.

В редких случаях банк требует от поставщика открыть в нем расчетный счет. Обычно такое требование предъявляется при крупной сумме гарантии.

Какие документы заказчик обязан предоставить банку

Бенефициар вместе с требованием о выплате по банковской гарантии должен предоставить в банк такую документацию:

  1. Платежное поручение , которое подтверждает перечисление аванса поставщику (если выплата аванса была предусмотрена контрактом).
  2. Документ, который подтверждает наступление гарантийного случая по условиям контракта (если действие гарантии распространяется на гарантийный срок).
  3. Документ, подтверждающий полномочия исполнительного органа, который подписал требования о гарантии (приказ о назначении руководителя, решение об избрании, доверенность).

Срок действия

Срок действия банковской гарантии – одно из существенных условий. В 44-ФЗ прописаны обязательные требования к срокам банковской гарантии. Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, она должна действовать не менее 1 месяца после окончания срока действия контракта.

Указанное требование означает, что сроки действия документа должны как минимум на месяц превышать сроки госконтракта. Но заказчик в может установить иные требования: по ним гарантия может превышать сроки госконтракта на два и три месяца.

Стоит учитывать, что сроки действия контракта не всегда совпадают со сроками выполнения работ. Так, сюда дополнительно могут включаться сроки по оплате и гарантийные обязательства. Все это может привести к необходимости оформления гарантии, покрывающей более длительные сроки.

Хотя по гражданско-правовому законодательству гарантийные обязательства по умолчанию не включаются в срок контракта, но судебная практика по этому вопросу сложилась неоднозначная. Поэтому при наличии в закупочной документации условия о том, что гарантия должна покрывать сроки гарантийных обязательств, участнику либо придется ее оформить, либо приготовиться к обжалованию такого требования в суде.

Можно ли вернуть банковскую гарантию после исполнения контракта

Так как банковская гарантия является безотзывной, то никто из сторон не имеет права на ее предварительный отзыв.

Банковская гарантия в случае добросовестного исполнения своих обязательств по госконтракту не возвращается поставщику, а сроки ее действия автоматически истекают через месяц после завершения работ.

Таким образом, банковская гарантия по 44-ФЗ выступает популярной формой обеспечения исполнения госконтракта. В рамках контрактной системы используется только безотзывная форма гарантии, к содержанию которой предъявляются жесткие требования. Сущность данной формы обеспечения состоит в следующем: в случае неисполнения поставщиком обязательств по госконтракту заказчик передает определенный комплект документов в банк-гарант, и тот должен перечислить ему сумму гарантии. В дальнейшем поставщик обязан погасить задолженность перед банком. По новым правилам сведения о банковских гарантиях не подлежат размещению в открытом доступе, но реестр выданных гарантий по-прежнему ведется.

Каждый участник госзакупок обязательно должен знать - что такое обеспечение исполнения контракта, для чего оно применяется и в каких случаях без него можно обойтись. Об этом рассказывают эксперты Кредитно-Страхового агентства. При этом мы учли все изменения, внесенные в законодательство о закупках в 2018 году. Отдельно мы поговорим о том, как получить банковскую гарантию.

Начнем с ответа на главный вопрос. Обеспечение исполнения контракта это денежное обязательство, которое предоставляется победителем тендера при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика, на случай неисполнения или некачественного исполнения поставщиком своих обязательств.

Таким образом, если исполнитель нарушит свои обязательства по контракту или исполнит его ненадлежащим образом, заказчик гарантированно имеет возможность возместить нанесенный ему ущерб за счет полученного обеспечения. Если размер ущерба будет больше чем размер полученного обеспечения, заказчик имеет законное право взыскать разницу с исполнителя в судебном порядке.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТОВ ПО 44-ФЗ

Законодательно вопросы обеспечения исполнения контрактов по 44-ФЗ регламентируются статьей 96 закона. Рассмотрим основные положения данной статьи достаточно подробно в связи с тем, что в 2018 году в закон 44-ФЗ были внесены серьезные изменения , в том числе и в порядок обеспечения исполнения контрактов.

1. При проведении закупки заказчик обязан установить требование об обеспечении исполнения контракта, прописав это в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в закрытой закупке.

Однако закон предусматривает исключения из этого правила. Установление требования об обеспечении исполнения контракта является правом, а не обязанностью заказчика в случаях, когда:

Закупка производится путем проведения запроса котировок или запроса котировок в электронной форме, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не превышает 500 тыс. рублей;

Закупка производится путем проведения запроса предложений или запроса предложений в электронной форме в случаях, если предметами закупки являются поставка спортивного инвентаря и экипировки для нужд сборных России, поставка жизненно необходимых лекарственных препаратов, поставка изделий народных промыслов или оказание услуг по защите интересов России в международных судах;

Закупка производится у единственного поставщика.

2. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Какой способ обеспечения выбрать - заказчик решает самостоятельно.

3. Банковская гарантия для целей обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ должна быть выдана банком, отвечающим требованиям ст. 45 этого закона.

4. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 месяц. Победителю закупки необходимо внимательно ознакомиться с закупочной документацией, т.к. там может быть указан точный срок действия банковской гарантии. Если же нет - следует руководствоваться требованиями закона 44-ФЗ.

5. Контракт заключается только после предоставления победителем закупки обеспечения исполнения контракта. Если победитель не представил обеспечение исполнения контракта в установленный срок, то он считается уклонившимся от заключения контракта. Как следствие - включение в реестр недобросовестных поставщиков.

6. Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ должен составлять от 5 до 30 процентов от начальной (максимальной) цены контракта. Если НМЦК превышает 50 млн. рублей, то размер обеспечения составит от 10 до 30 процентов от НМЦК, но не менее размера аванса, если такой предусмотрен контрактом. Если размер аванса превышает 30 процентов от НМЦК, то размер обеспечения устанавливается в размере аванса.

7. В ходе исполнения контракта поставщик вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Это положение закона может быть актуально для участников, не успевших в установленные сроки оформить банковскую гарантию обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту. В этом случае исполнение контракта может быть обеспечено денежными средствами, а в дальнейшем, денежные средства могут быть заменены на банковскую гарантию. С экономической точки зрения это не выгодно, но альтернатива такому решению - внесение победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков за уклонение от заключения контракта.

8. Если в ходе проведения закупки цена была снижена на 25 и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер, предусмотренных ст. 37 закона 44-ФЗ.

Антидемпинговые меры заключаются в следующем. Если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет более чем 15 млн. рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

При этом если НМЦК составляет 15 млн. рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, была предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже НМЦК, то увеличения размера обеспечения можно избежать, предоставив заказчику информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Подтвердить добросовестность участника закупки можно, предоставив заказчику информацию из реестра контрактов, подтверждающую опыт исполнения таким участником в течение нескольких последних лет нескольких контрактов на сопоставимые суммы. Подробно об этом можно прочитать в части 3 ст. 37 закона 44-ФЗ.

9. Положения закона 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются в случаях когда:

Контракт заключается с участником закупки, который является казенным учреждением;

Осуществляется закупка услуги по предоставлению кредита;

Предметом закупки является выдача банковской гарантии.


Помощь в получении банковских гарантий, кредитов и займов для участников закупок.

Итак, мы с Вами узнали, что в качестве обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ могут выступать как денежные средства, так и банковские гарантии. Какой вариант будет предпочтительнее для исполнителя контракта? Разумеется банковская гарантия. Отвлечение денежных средств из оборота не самый лучший выход. Деньги должны работать и приносить прибыль. Большинство компаний испытывают нехватку оборотных средств и регулярно пользуются банковскими кредитами, ставки по которым на сегодняшний день составляют в среднем 12 - 15 процентов годовых. В то же время комиссия банка за предоставление гарантии на обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ обычно не превышает 3 - 4 процентов годовых. Разница очевидна. Но выбор, конечно, будет за Вами.

ТРЕБОВАНИЯ К БАНКОВСКИМ ГАРАНТИЯМ ПО 44-ФЗ

Каким требованиям должна отвечать банковская гарантия исполнения контракта по 44-ФЗ. Для ответа на этот вопрос придется обратиться к ст. 45 этого закона:

1. Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Эти требования касаются размера капитала банка и уровня кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале.

Подробно требования к банкам-гарантам изложены в Постановлении Правительства РФ от 12 апреля 2018 года № 440 «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов».

Актуальный перечень банков, удовлетворяющих требованиям, несколько раз в месяц публикуется на официальном сайте Министерства Финансов РФ. По состоянию на декабрь 2018 года в перечень включено более 200 кредитных организаций.

2. Банковская гарантия по 44-ФЗ должна быть безотзывной и должна содержать:

Сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику;

Обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

Обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

Условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика;

Срок действия банковской гарантии;

Отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

Установленный Правительством перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии;

Условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта (в случаях, предусмотренных закупочной документацией).

3. Информация о банковской гарантии исполнения контракта должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), в срок, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии.

Обращаем Ваше внимание на то, что с 1 июля 2018 года реестр банковских гарантий в ЕИС стал закрытым. Проверить наличие банковской гарантии в реестре может только заказчик закупки, а исполнителю такой функционал недоступен. В случае необходимости проверить подлинность банковской гарантии исполнителю необходимо обращаться непосредственно в банк-гарант, используя для этого контактные телефоны, указанные на официальном сайте банка. Кроме того, банк-гарант по требованию принципала обязан предоставить выписку из реестра банковских гарантий, заверив ее своей печатью. Такая выписка служит подтверждением факта выпуска банковской гарантии и может быть представлена заказчику, в ФАС или в суд при возникновении спорной ситуации.

Банковские гарантии по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 185-ФЗ

Быстро, недорого, минимальный пакет документов

КАК ПОЛУЧИТЬ БАНКОВСКУЮ ГАРАНТИЮ

В заключение, эксперты Кредитно-Страхового агентства предлагают Вашему вниманию рекомендации, которые, как нам кажется, позволят избежать неприятных ситуаций, связанных с участием в закупочных процедурах.

1. При принятии решения об участии в закупках учитывайте необходимость предоставления обеспечения исполнения контракта. Если Ваша компания не располагает свободными денежными средствами или не готова вывести их из оборота для использования в качестве обеспечения на время исполнения контракта, заблаговременно позаботьтесь о получении банковской гарантии. Вы всегда можете узнать у специалистов Кредитно-Страхового агентства стоимость необходимой Вам гарантии в различных банках и выбрать наиболее выгодные условия.

2. Планируйте затраты, связанные с участием в закупках, не только по размеру, но и по времени. Необходимо понять не только на какой период будет заморожено обеспечение тендерной заявки или обеспечение исполнения контракта, но и к какому сроку это обеспечение необходимо предоставить. В целях экономии средств и времени подумайте о возможности использования лимита на банковские гарантии. Заблаговременно установив лимит в одном из банков, Вы сможете быстро и на выгодных условиях получать банковские гарантии тогда, когда это будет Вам нужно. Наши эксперты помогут Вам это сделать.

3. Реально оценивайте возможность получения Вашей компанией банковской гарантии в крупных банках. Такие банки часто декларируют очень низкие ставки комиссий за выдачу гарантии. Но, как оказывается на практике, для подачи такой заявки необходимо подготовить большой пакет документов. При этом официальный срок принятия решения по заявке составляет от 2 недель и не всегда выдерживается. Будьте готовы к постоянным запросам дополнительной информации.
Подумайте, готовы ли Вы к подобному марафону. Специалисты Кредитно-Страхового агентства всегда смогут подобрать для Вашей компании несколько банков, где Вы сможете получить гарантии по 44-ФЗ в короткие сроки с минимальным пакетом документов.

4. Всегда оценивайте рентабельность закупки. Перед участием в торгах установите предел цены, ниже которого опускаться нельзя. Помните, что снижение цены на 25 и более процентов может увеличить размер обеспечения исполнения контракта в 1,5 раза. Подумайте, можете ли Вы себе это позволить. Заранее оцените возможность получения банковской гарантии на такую сумму и ее стоимость, обратившись в Кредитно-Страховое агентство.

5. Перед подачей заявки оцените наличие собственных финансовых ресурсов для исполнения контракта. Возможно, условиями закупки не предусмотрено авансирование. В этом случае рекомендуем заранее обратиться в банк за получением кредитных средств.

Если Вы привыкли дорожить своим временем, то эксперты Кредитно-Страхового агентства помогут Вам подобрать финансирование для исполнения контракта. Это может быть как кредит на пополнение оборотных средств, так и тендерный факторинг от наших банков-партнеров.

Удачных Вам закупок в Новом 2019 году!

О том, какие изменения по банковским гарантиям произойдут в законе "О контрактной системе" с 1 июля 2019г. можно узнать из новой статьи на нашем сайте.

Кредитно-Страховое агентства - банковские гарантии, кредиты и займы для участников закупок!

Один из принципов 44-ФЗ — ответственность за результат и эффективность закупки. Другими словами, госзаказчику нужны гарантии, что победитель тендера подпишет контракт и выполнит его с соблюдением всех заявленных условий.

В госзакупках есть два вида гарантий:

  • - страховка на случай, если победитель откажется подписывать выигранный контракт.
  • Обеспечение исполнения контракта - страхует в ситуациях, когда поставщик не выполняет контракт или нарушает его условия.

Обеспечить заявку или исполнение контракта можно двумя способами.

  • Внести собственные деньги «в залог». Для обеспечения заявки — на , а для обеспечения контракта — на расчетный счет заказчика. Деньги будут «заморожены» до определения победителя тендера или выполнения всех условий контракта.
  • Предоставить банковскую гарантию. Банк возместит госзаказчику гарантийную сумму в случае ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств. Банковская гарантия оформляется согласно требованиям 44-ФЗ, и поставщик платит банку за ее получение комиссию.

Что выбрать для обеспечения контракта — денежный залог или банковскую гарантию — решает поставщик.

Когда предоставляется банковская гарантия?

Банковская гарантия для обеспечения заявки

Обеспечение составляет от 0,5 до 5% от начальной максимальной цены контракта: точная сумма всегда прописывается в закупочной документации.

Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не меньше двух месяцев с даты окончания срока подачи заявок. По завершении процедуры комиссия за банковскую гарантию поставщику не возвращается.

Банковская гарантия при исполнении контракта в электронном аукционе или конкурсе

Победитель электронного аукциона обязан подписать контракт и предоставить банковскую гарантию в течение 5 календарных дней с даты размещения заказчиком контракта на электронной торговой площадке.

Размер обеспечения — от 5 до 30 % от начальной цены контракта или равен авансу. В случае ненадлежащего исполнения контракта, банк выплатит заказчику за поставщика штрафы и пени.

В любых указанных выше случаях банковская гарантия является безотзывной, действует в течение месяца с даты исполнения обязательств по контракту.

Когда заказчик может потребовать платеж по банковской гарантии?

  1. Победитель, выиграв тендер, отказывается от подписания контракта. При этом участник обеспечивал заявку с помощью банковской гарантии.
  2. Поставщик не выполняет контракт или нарушает его условия. В этом случае заказчик должен в одностороннем порядке расторгнуть контракт или предоставить доказательства, что поставщик нарушает условия контракта.

По законодательству требование госзаказчика о платеже по гарантии является внесудебным, то есть его можно выдвинуть напрямую исполнителю контракта в течение 1 месяца после истечения срока исполнения обязательств по контракту.

Кто может выдавать гарантию?

Только финансовые учреждения, включенные в перечень Министерства Финансов РФ . Уточните заранее, есть ли в этом списке банк, в котором у вас открыт расчетный счет.

Электронный агент Контур.Спектр поможет вам получить . Подготовьте всего одну заявку, которая уйдет в несколько банков. Сравните условия гарантий и отправьте документы в банк прямо из сервиса.

Что потребует от поставщика банк?

Чтобы успешно и быстро получить гарантию, узнайте заранее условия банка: сроки выдачи, размеры комиссии, список документов и прочее.

Репутация компании — одно из самых важных условий выдачи гарантии. Если фирма работает добросовестно, вовремя платит налоги и отчитывается в контролирующие органы, банковскую гарантию она наверняка получит.

Для предоставления гарантий большинство банков требуют от клиента такой же перечень документов, как для кредита:

Для многих банков важно, чтобы у участника закупки был открыт в нем счет. К этому тоже нужно быть готовым, чтобы не потерять время на переговоры с банками, в которых у вашей компании счета нет.

В банке, с которым уже налажены хорошие деловые отношения, оформление банковской гарантии может проходить по упрощенному сценарию. Как правило, для финансового анализа компании достаточно квартальной бухгалтерской отчетности.

Сколько стоит банковская гарантия?

Стоимость банковской гарантии определяется индивидуально и зависит от:

  • срока ее действия,
  • степени риска платежа по ней,
  • качества обеспечения регрессных требований банка к клиенту.

Как правило, комиссия за выдачу гарантии составляет от 1% до 5% от суммы требуемого обеспечения.

Срок получения составляет от 1 дней до нескольких дней. В последнее время эти сроки сокращаются, поскольку банковская гарантия становится все более популярным банковским продуктом, а банки рассматривают электронные заявки.

Лимит банковской гарантии

Перед участием в электронном аукционе или конкурсе можно заранее узнать, даст ли вам банк гарантию в случае победы. Для этого нужно обратиться в банк для установления лимита банковских гарантий. В этом случае банк запрашивает у вас копии документов и устанавливает лимит. Правда, нужно учесть два условия:

Установить лимит полезно. Во-первых, это позволит выяснить, стоит ли в принципе рассчитывать на получение банковской гарантии, а во-вторых, после вашей победы в тендере решение о выдаче гарантии банк примет гораздо быстрее.

Что делать, если осталась пара дней на получение?

Для победителя важно успеть получить банковскую гарантию вовремя. Если пропустить срок подписания контракта, есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Как быть в этом случае? Общайтесь с банком через интернет, а документы подписывайте квалифицированной электронной подписью. Это гораздо быстрее и удобнее, чем подавать документы в бумажном виде.

Если решили участвовать в электронных аукционах и конкурсах, детально изучите вопрос получения банковской гарантии, выясните свой лимит или заранее рассчитывайте стоимость гарантии для каждой интересной закупки. При соблюдении условий контракта претензий со стороны госзаказчика, а значит и выплат по вашей банковской гарантии, не будет.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят

Для начала определимся с кругом анализируемых НПА. Это будут:

Федеральный закон от от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе);

Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"» (далее - Постановление №1005);

Исходя из указанных норм действующего законодательства, можно сделать следующие выводы:

1.1 Понятие независимой (до 01.06.2015 года - банковской) гарантии закреплено в ст. 368 ГК РФ. По независимой гарантии (далее - гарантии) гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства.

Требование об определенной денежной сумме считается соблюденным, если условиям гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом. Гарантия - это личный неакцессорный способ обеспечения обязательства. То есть гарантия не связана с основным обязательством (поставкой товара ко контракту).

Суть гарантии заключается в том, что дополнительно к имущественной массе должника, которая изначально ответственна перед кредитором, последний приобретает право удовлетворить свои требования за счет имущества другого лица - гаранта.

Банковская гарантия является одной из разновидностей независимой гарантии.

1.2. Общие требования к содержанию гарантии установлены в ч. 4 ст. 368 ГК РФ. В ней должны быть указаны:

Дата выдачи;

Принципиал;

Бенефициар;

Основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией,

Денежная сумма, подлежащая выплате, или порядок ее определения

Срок действия гарантии;

Обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии;

1.3. В соответствии с положениями ст. 44 и 96 Закона о контрактной системе при проведении закупочных процедур исполнение контракта должно обеспечиваться одним из следующих способов:

Внесением денежных средств;

Банковской гарантией;

1.4. Требования к гарантии, которая служит для обеспечения государственных контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе указаны в ч. 2 ст. 45 и ст. 96 Закона о контрактной системе. В частности, гарантия должна быть безотзывной и должна содержать следующую информацию:

Сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом;

Срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе);

Обязательства принципиала, которые обеспечиваются гарантией;

Обязанность гаранта уплатить неустойку в размере 0,1 % с денежной сумму, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

Отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

1.5. Общий механизм отзыва гарантии со стороны бенефициара установлен в ч.3 ст. 371 ГК РФ. По общему правилу бенефициар может отказаться от гарантии, если по ее условиям допускается такая возможность. С момента отказа бенефициара от гарантии обязательство гаранта считается прекращенным.

Отзыв гарантии должен быть совершен в той же форме, в которой выдана и сама гарантия. Это правило соответствует положениям п. 1 ст. 452 ГК РФ, которая регулирует порядок изменения или расторжения договора.

Отзыв гарантии может быть обусловлен получением согласия бенефициара. При этом отзыв гарантии вступает в силу не с момента выражения воли гаранта, а с момента получения согласия бенефициара. То есть если гарантия предусматривает, что ее можно отозвать с согласия бенефициара, то отзыв оформляется соглашением между бенефициаром и гарантом.

1.6. Правовые нормы ФЗ №44-ФЗ не содержат прямого указания на то, что заказчик в случае досрочного исполнения контракта подрядчиком имеет право либо обязан отказаться от банковской гарантии. Такую ситуацию можно считать пробелом в праве, то есть полным или частичным отсутствие правовых норм, необходимых для профессиональной юридической оценки спорного вопроса. В тексте контракта этот вопрос также частенько бывает не урегулирован.

В ч. 7 ст. 96 Закона о контрактной системе указана возможность для заказчика уменьшить размер обеспечения контракта на размер выполненных обязательств. Применяя такой метод устранения пробелов в праве, как аналогия закона можно утверждать, что в случае досрочного исполнения контракта заказчик имеет полное право отказаться от его обеспечения либо вернув подрядчику деньги, либо отказавшись от банковской гарантии.

1.7. Согласно ч.7 ст. Закона о контрактной системе при наступлении случаев, указанных в ч. 6 ст. ст. 44 Закона о госзакупках (отклонение заявки, отмена определения поставщика и т.д.) банковская гарантия не подлежит возврату гаранту и взыскание по ней не производится.

Используя метод доказательства «от противного» (аb absurdo) и рассуждая по аналогии можно прийти к выводу что, если не наступили обстоятельства, указанные в ч.6 ст.44 Закона о контрактной системе гарантию можно вернуть подрядчику.

1.8. В п. 12.1 Постановления № 1005 косвенно указывается, что бенефициар имеет право вернуть банковскую гарантию банку либо направить гаранту уведомление о прекращении обязательств принципиала по гарантии.

1.9. В письме Министерства экономического развития от 18.12. 2015 года № Д28и-3722 указано, что в случае надлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) основного обязательства в полном объеме и в срок, установленный контрактом, заказчик вправе вернуть обеспечение исполнения контракта до окончания срока действия обеспечения по контракту.

1.10. В письме Министерства экономического развития от 18.11. 2015 г. № Д28и-3462 указано, что гарантийные обязательства по предмету исполненного контракта регулируются гражданским законодательством и не требуют дополнительного обеспечения со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных контрактом. Таким образом при решении вопроса об отзыве гарантии по уже исполненному государственному контракту необходимо руководствоваться положениями ГК РФ.

1.11 В письме Министерства экономического развития от 10.09. 2015 г. № Д28и-2763 указано, что в Законе о контрактной системе не предусмотрен порядок отказа заказчика от своих прав по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, путем направления в адрес банка, выдавшего банковскую гарантию, соответствующего уведомления. В данном письме содержится отсылочная норма на пункты 1 и 2 ст. 378 ГК РФ, которые регулируют отказ от гарантии со стороны бенефициара.

1.12. По общему правилу, которое установлено в п. 4 ст.329 ГК РФ прекращение основного обязательства влечет за собой прекращение обеспечивающего его обязательства, если иное не предусмотрено законом или договором. Одним из подобных случаев, которые установлены в законе является выдача гарантии.

1) Отказ заказчика от гарантии в случае досрочного исполнения контракта не противоречит требованиям законодательства РФ и условиям государственного контракта №179/2018-КС от 09.04.2018 года;

2) Заказчик может отказаться от своих прав по гарантии одним из следующих способов:

Передать оригинал гарантии гаранту с документальной фиксацией факта передачи;

Направить гаранту односторонний отказ от своих прав по гарантии;

Заключить с гарантом соглашение о прекращении действия гарантии;

1.1. При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подтверждено Центральным банком Российской Федерации.

1.2. Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 1.3 ст. 45 (в ред. ФЗ от 27.12.2019 N 469-ФЗ) распространяется

1.3. В течение срока реализации утвержденного Советом директоров Центрального банка Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, на дату утверждения указанного плана, банковскими гарантиями такого банка могут быть обеспечены заявки и исполнение контрактов вне зависимости от соответствия (несоответствия) такого банка установленным в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи требованиям при условии принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 1.4 ст. 45 (в ред. ФЗ от 27.12.2019 N 469-ФЗ) распространяется также на банки, для которых до 28.12.2019 утверждены планы участия Банка России в осуществлении мерпо предупреждению их банкротства и гарантирована непрерывность их деятельности в течение срока реализации планов.

1.4. В течение срока реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, на дату утверждения Советом директоров Центрального банка Российской Федерации указанного плана, такой банк не исключается из указанного перечня при условии принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 1.5 ст. 45 (в ред. ФЗ от 27.12.2019 N 469-ФЗ) распространяется также на банки, для которых до 28.12.2019 утверждены планы участия Банка России в осуществлении мерпо предупреждению их банкротства и гарантирована непрерывность их деятельности в течение срока реализации планов.

1.5. Сведения о факте и дате утверждения плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, и сведения о факте и дате принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка в течение срока реализации указанного плана направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок не позднее чем в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия указанного решения.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 1.6 ст. 45 (в ред. ФЗ от 27.12.2019 N 469-ФЗ) распространяется также на банки, для которых до 28.12.2019 утверждены планы участия Банка России в осуществлении мерпо предупреждению их банкротства и гарантирована непрерывность их деятельности в течение срока реализации планов.

1.6. В случае, если банк, включенный в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, на дату утверждения в отношении такого банка плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства, исключен из указанного перечня до дня принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка в течение срока реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, такой банк включается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в указанный перечень не позднее чем в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения от Центрального банка Российской Федерации сведений, указанных в части 1.5 настоящей статьи.

2. Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

3. В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 3.1 ст. 45 (в ред. ФЗ от 27.12.2018 N 502-ФЗ) применяется к закупкам, извещения о которых размещены, приглашения направлены после 01.07.2019, а по соглашению сторон - к отношениям по контрактам, извещения о закупках по которым размещены, приглашения направлены до 01.07.2019.

3.1. Уменьшение в соответствии с частями 7 и 7.1 статьи 96 настоящего Федерального закона размера обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии. При этом датой такого отказа признается дата включения предусмотренной частью 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона информации в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона.

4. Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

5. Заказчик рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

7. В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Банковская гарантия, используемая для целей настоящего Федерального закона, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Предусмотренная частью 9 настоящей статьи информация о банковских гарантиях не размещается на официальном сайте , а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона,