Организация мед помощи сельскому населению. Организация медицинской помощи сельскому населению


ЧТО БЕСПОКОИТ ГРАЖДАН? Демография Эффективность использования ресурсов Общественное мнение Повышение конкурентоспособности региона (округа) Зарплата Повышение квалификации Карьерный рост Условия работы Высокие стандарты жизни Качество медицинских услуг Платность Очереди Незащищенность Приоритеты ЧТО БЕСПОКОИТ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВОХРАНЕНИЯ? ЧТО БЕСПОКОИТ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ?


Медицинская помощь сельскому населению предоставляется на общих принципах, однако осуществление лечебных и профилактических мероприятий в оптимальном объеме и на достаточном уровне осложняется рядом обстоятельств, которые нужно учитывать при ее организации: социально-экономические условия; медико-демографические особенности; состояние заболеваемости и инвалидности; естественные условия; развитие инфраструктуры в целом и сети медицинских учреждений


РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УКРАИНЕ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ ВНЕШНИХ ПРИЧИН СМЕРТИ НА 43,6% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА 19,3% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОЖДАЕМОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА 16,7% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ НОВООБРАЗОВАНИЙ НА 11,9% НИЖЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА 31,9% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ НА 18,8% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ НА 4,5% НИЖЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ НА 56,1% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ


Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению: ІІ Этап (районные медицинские учреждения – ЦРБ, РБ, НРБ) І Этап (СВУ, АОПСМ, ФАП) ІІІ Этап (областные медицинские учреждения- областная больница, специализированные диспансер) ІV Этап (государственные специализированные центры, клиники НИИ)



Постепенно в меру перестройки сети и роста обеспеченности медицинским персоналом в ее формирование вступил принцип этапности: І этап - сельский врачебный участок обеспечивает первичную медико-санитарную помощь. ІІ этап - районные медицинские учреждения оказывают в основном вторичную (специализированную) помощь (первичная помощь на этом этапе оказывается лишь жителям районного центра и прилегающих к нему сел - приписного участка). ІІІ этап - областные больницы и диспансеры обеспечивают узко-специализированную помощь. В современных условиях сформировался еще и IV этап, который представлен межобластными и государственными специализированными центрами. Кроме того, в предоставлении медицинской помощи сельскому населению значительное участие принимают и городские ЛПУ.







Основные задания участковой больницы: обеспечение населения участка амбулаторной и стационарной врачебной помощью; осуществление лечебно-профилактических и обще оздоровительных мероприятий по здравоохранению матери и ребенка; организация и проведение мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости и травматизма; внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения; организационно-методическое руководство и контроль деятельности учреждений здравоохранения врачебного участка.




Сельская амбулатория осуществляет: раннее выявление заболеваний и факторов риска; своевременное лечение больных в амбулатории и дома; отбор лиц, которые нуждаются в диспансерном наблюдении, своевременное их обследование, лечение и оздоровление; организацию скорой и неотложной помощи; направление на консультации и подготовку к осмотру врачами- специалистами районных учреждений при их плановом выезде на сельский врачебный участок; своевременную госпитализацию больных; экспертизу временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК) больных с признаками стойкой нетрудоспособности; динамическое наблюдение состояния здоровья женщин и детей; составление графиков и проведение консультативных приемов больных на территории деятельности ФАПов; проведение оздоровительных и противоэпидемических мероприятий.




Обязанности заведующего ФАП проведение амбулаторного приема и обслуживание вызовов; выполнение назначения врачей, проведение определенных физиотерапевтических процедур и лабораторных исследований; участие в организации профилактических медицинских осмотров, в отборе лиц для диспансерного наблюдения; организация перевозки больных в соответствующие лечебные учреждения, сопровождение при этом больных детей в возрасте до одного года; раннее выявление инфекционных больных; обеспечение изоляции, а при необходимости госпитализации этих больных; осуществление патронажа больных туберкулезом, психическими расстройствами; участие в их амбулаторном лечении;


Проведение прививок; проведение противоэпидемических мероприятий в ячейках инфекционных заболеваний; проведение текущего санитарного надзора за надлежащими объектами и территорией населенного пункта; проведение мероприятий профилактики сельскохозяйственного травматизма; осуществление медико-гигиенической учебы населения; составление планов работы ФАПа; заполнение учетных документов и составление отчета фельдшерско-акушерского пункта (ф. 024); выдача листков нетрудоспособности (согласно с соответствующим приказом областного отдела (управления) здравоохранения).



Обязанности акушерки ФАПа: ежегодная перепись детей в возрасте до 15 лет; проведение амбулаторного приема детей, беременных, гинекологических больных и предоставления медицинской помощи дома; организация при заболеваниях детей (особенно раннего возраста) консультации участкового врача (педиатра), своевременная госпитализация в соответствующую больницу; проведение профилактических осмотров всех женщин; патронаж беременных и детей;


Направление при необходимости женщин к акушеру-гинекологу; выполнение назначений врачей детям, беременным и гинекологическим больным; проведение определенных физиотерапевтических процедур и лабораторных исследований; предоставление неотложной помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях; проведение прививок; медико-гигиеническая учеба женщин и детей.


Населенный пункт менее 100 жителей Населенный пункт менее 100 жителей Совершенствование медицинской помощи сельскому населению, включая оказание первой помощи Отделения ОВП Центральная районная больница Межмуниципальные центры Межтерриториальные поликлиники (от 100 до 200 тысяч жителей) Межмуниципальные центры Межтерриториальные поликлиники (от 100 до 200 тысяч жителей) Фельдшерские пункты ФАПы Домовые хозяйства первой помощи Населенный пункт от 100 до 300 жителей Населенный пункт от 100 до 300 жителей Населенный пункт от 300 до 700 жителей Населенный пункт от 300 до 700 жителей Населенный пункт 1500 жителей Населенный пункт 1500 жителей Населенный пункт около 3000 жителей и более Населенный пункт около 3000 жителей и более Амбулатории Комплексный участок Выездные врачебные бригады Развитая инфраструктура: дороги, коммуникации, телефонная связь Оказание первой помощи населению Подразделения и филиалы Участковая больница Населенный пункт 1700 жителей Населенный пункт 1700 жителей » 20






Внедрение в практику работы ЛПУ района современных методов диагностики и лечения Обеспечение скорой и неотложной медицинской помощью Мероприятия профилактик и, диагностики и лечения Амбулаторно- поликлиническая и стационарная помощь населению района Санитарно- просветительная работа Основные задания ЦРБ Оказание первичной специализированной медицинской помощи


Организация консультативной помощи; организационно-методическое руководство работой всех ЛПУ района, а также контроль их деятельности; разработка и внедрение мероприятий, направленных на повышение качества медицинского обеспечения; разработка, организация и осуществление мероприятий по повышению квалификации медицинских кадров и рационального использованию медицинских кадров и материально-технических ресурсов; планирование, финансирование и организация материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения района.



Направления организационно- методической работы анализ показателей здоровья населения; анализ показателей работы ЛПУ района; изучение и распространение передового опыта работы; планирование и организация выездов специалистов ЦРБ на сельские участки для консультативной помощи населению и врачам; планирование и обеспечение проведения профилактических медицинских осмотров; планирование и организация повышения квалификации медицинских работников районных и участковых ЛПУ; разработка мероприятий по улучшению медицинского обеспечения населения района.


Функции районного педиатра консультативная помощь рабочим ЛПУ районного центра, сельских врачебных участков по вопросам организации медицинской помощи детям; посещение ФАПов и сельских больниц (амбулаторий), осмотр здоровых и консультация больных детей, проверка своевременности проведения профилактических прививок и санитарно- противоэпидемических мероприятий; контроль проведения диспансерного надзора за детьми, в первую очередь на первом году жизни; за проведением профилактических прививок детям; составление совместно с санитарно-эпидемиологической станцией (СЭС) плана противоэпидемических мероприятий, направленных на борьбу с детскими инфекционными заболеваниями, участие в его выполнении;


Обеспечение повышения квалификации по педиатрии для врачей сельских участков, медицинских рабочих детских дошкольных учреждений и школ, патронажных сестер, медицинского персонала ФАПов; посещение детских дошкольных учреждений, контроль их деятельности; анализ отчетов детских лечебно- профилактических учреждений, изучение и оценка состояния здоровья детей сельского района и деятельности ЛПУ, обобщение полученных данных и разработка конкретных мероприятий по повышению качества медицинской помощи; привлечение представителей местных органов власти, общественных организаций, актива Общества Красного Креста к проведению мероприятий, направленных на улучшение медицинской помощи детям.


Схема финансирования уровней медицинской помощи населению в городской больнице 25 г. Донецка 1 УРОВЕНЬ: Семейная врачебная Амбулатория Семейный врач –держатель И распредилитель финансов 2 УРОВЕНЬ: ЦРБ, РБ, НБ, Консультативно- диагностические центры 3 УРОВЕНЬ: Обласная больница, Специализированная Стационарная помощь Бюджетное финансирование на одного жителя Внебюджетные средства Средства, привлекаемые через страховые компании Оплата из фонда семейного врача за каждого больного по законченному случаю посещения Без направления семейного врача консультация узких специалистов путем приобретения больными страховых полисов Диагностические исследования проводятся путем приобретения страховых полисов Оплата из фонда семейного врача по клинико-затратным группам заболеваний Финансы, привлекаемые страховыми компаниями Всяк молодец на свой образец Схема финансирования уровней медицинской помощи сельскому населению Click for larger picture


Основные задания областной больницы: обеспечение населения области в полном объеме высоко-специализированной стационарной и консультативной поликлинической помощью; организация и предоставление экстренной и консультативной медицинской помощи на территории области; внедрение в практику работы больницы современных методов и средств диагностики, лечения, опыта работы лучших ЛПУ; повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений области; организация, руководство и контроль статистического учета и отчетности, составление сведенных отчетов, анализ показателей деятельности лечебно- профилактических учреждений области; разработка мероприятий, направленных на повышение качества медицинского обеспечения и на улучшение здоровья населения.




Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи 2011 г. 56,3 % – при получении стационарной медицинской помощи 41,8 % – при получении амбулаторно- поликлинической помощи 68,4 % – при получении стационарозамещающей медицинской помощи Удовлетворены качеством медицинской помощи по данным социологического опроса 50,8 % респондентов Удовлетворены качеством медицинской помощи по данным социологического опроса 50,8 % респондентов Снизилось количество жалоб населения на: качество питания в стационарах, санитарное состояние помещений ЛПУ, лекарственное обеспечение. Расширены возможности записи на прием, что дает пациенту право выбора удобного лично для него способа


Финансовые средства на реализацию программы модернизации здравоохранения УКРАИНЫ в годах Все средства 6,5%ВВП Укрепление материально – технической базы медицинских учреждений Внедрение современных информационных систем в здравоохранении Внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами – специалистами


Внедрение современных информационных систем в здравоохранении в 81 ЛПУ Внедрение 52 стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами – специалистами (участвуют 63 ЛПУ), проведение диспансеризации подростков в 34 ЛПУ, открытие 6 центров медико-социальной поддержки беременных на базе межрайонных центров родовспоможения и детства Укрепление МТБ: - продолжение строительства строительство (приобретение) 15 ФАП - приобретение 233 единиц оборудования для 32 ЛПУ (в т.ч. 1 КТ, 1 ангиограф, 9 е д. автотранспорта, 2 неонатальных реанимобиля, 2 передвижных комплекса) -- создание отделения экстренной медицинской помощи на базе ГБУЗ АО «Пе рвая городская клиническая больница» -- открытие 55 общих врачебных практик в сельской местности -- создание 47 домовых хозяйств III. II. I.I.I.I. Мероприятия по реализации программы модернизации здравоохранения


Обеспеченность врачами на жителей В отрасли работает человек, врачей средних медработников Обеспеченность: -врачами – 40,3 на населения -средним медперсоналом – 108,2 на населения Кадровое обеспечение отрасли здравоохранения 42% Укомплектованность: - врачами – 88,2%, -сред. медперсоналом 93% - Коэффициент совместительства -врачей – 1,48, -сред. персонал – 1,23


Город 968 ед. Село 102 ед. Город 850 ед. Село 90 ед. Социальные ожидания студентов (мотивация работы на селе) комплекс мер социального характера: государственная поддержка, предоставляемая в форме социальных выплат на строительство или приобретение жилья культурный досуг и современная инфраструктура компьютеризация села возможность консультирования с более опытными коллегами, профессиональная переподготовка, доступность медицинской литературы высокая заработная плата, в том числе доплата за работу в сельской местности Общее количество вакансий среднего мед. персонал 940 ед. Общее количество врачебных вакансий 1070 ед. Функции консультативной поликлиники предоставление высокоспециализированной консультативной помощи больным по направлениям лечебно-профилактических учреждений области; решение вопросов о последующем лечении проконсультированных больных с определением медицинской технологии и места; привлечение к консультации высококвалифицированных врачей-специалистов больницы и других ЛПУ, а также рабочих научно- исследовательских институтов и медицинских ВУЗов; направление в ЛПУ, которые послали на консультацию больных, выводов с указанием установленного в поликлинике диагноза, проведенного и рекомендуемого лечения; разработка для ЛПУ области предложений (памяток) о порядке и показаниях для направления больных в консультативные поликлиники;



Организация и проведение (вместе с отделением экстренной и планово-консультативной помощи) выездных консультаций врачей- специалистов в районы, а также заочных консультаций для врачей ЛПУ области; систематический анализ по районам области случаев разногласий диагнозов между ЛПУ, которые направили больных на консультацию, и консультативной поликлиникой; анализ ошибок, допущенных врачами ЛПУ при обследовании и лечении больных перед направлением их в консультативную поликлинику; составление обзоров и информационных листков о состоянии и уровне лечебно- диагностической работы в районах и ЛПУ области.


РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УКРАИНЕ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СУБЪЕКТОВ В УКРАИНЕ ПРЕДУСМОТРЕН КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ: ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РАЗВИТИЕ СЕТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ОПТИМИЗАЦИЯ КОЕЧНОГО ФОНДА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО РАБОТЫ УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ВНЕДРЕНИЕ В РАБОТУ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРЕДВИЖНЫХ МЕДИЦИНСКИХ КОМПЛЕКСОВ (ПЕРЕДВИЖНЫЕ ВРАЧЕБНЫЕ АМБУЛАТОРИИ, ПЕРЕДВИЖНЫЕ ЦЕНТРЫ ЗДОРОВЬЯ)



Организация медицинской помощи городскому и

сельскому населению

1. Принципы организации медицинской помощи населению в РФ

2. Преимущество оказания медицинской помощи работающим

3. Диспансерный метод

4. Принцип специализации медицинской помощи

5. Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению

Введение

Организация лечебно-профилактической помощи населению оказывается как в городе, так и на селе. Организация лечебно-профилактической помощи городскому населению складывается из 3 этапов:

1. первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) осуществляется амбулаторно-поликлиническими учреждениями стационарами, службой скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерскими пунктами, здравпунктами.

2. стационарная медицинская помощь проводится в условиях стационара.

3. восстановительное лечение - в условиях стационаров и амбулаторно-поликлинических учреждений.

Первичная медико-санитарная помощь - основная, доступная и бесплатная для каждого гражданина вид медицинского обслуживания включающая в себя: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Оказание лечебно-профилактической помощи строится в соответствии с определенными принципами:

1) доступность и бесплатность гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий. В программе определены виды, объемы, порядок и условия оказания бесплатной медицинской помощи населению. Программа государственных гарантий ежегодно пересматривается;

2) неразрывность лечебного дела и профилактики;

3) преемственность учреждений здравоохранения;

4) преимущество в оказании МП работающим;

5) участковость;

6) диспансерный метод.

1. Принципы организации медицинской помощи населению в РФ

Для организации качественной медицинской помощи осуществляется преемственность между скорой помощь, поликлиникой, стационаром. Преемственность достигается путем обмена информацией между врачами лечебно-профилактических учреждений, проведения совместных клинических конференций, консультаций - это позволяет повысить квалификацию медицинского персонала, снизить дублирование лечения больного.

1) договор поликлиники со стационаром на госпитализацию пациента;

2) выписной эпикриз передается в поликлинику;

3) организация в поликлиники отделения восстановительного лечения (долечивание)

4) врачи поликлиники должны поочередно работать в стационаре.

2. Преимущество оказания медицинской помощи работающим

Медицинское обеспечение работающих осуществляется в специализированных учреждениях - медико-санитарных частях (МСЧ), врачебных или фельдшерских здравпунктах. МСЧ могут быть как открытого типа - обслуживают работающих предприятия, их родственников и население прилегающей территории. В настоящее время таковыми являются все МСЧ, так и закрытого типа (только работников этого предприятия). Здравпункты врачебные и фельдшерские работают по графику работы предприятия. Фельдшерские здравпункты могут быть передвижными.

Работа цеховой службы оценивается, прежде всего, по форме №16 - по результатам анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Важным разделом является работа цехового врача с часто длительно болеющими (по 1 заболеванию 4 случая и 40 дней временной нетрудоспособности в год). Цеховой врач составляет списки часто длительно болеющих. Лечение проводится по согласованию с узкими специалистами. На предприятиях имеются санатории-профилактории. Медико-санитарные части могут функционировать в виде:

1. АПУ

2. Объединенной больницы.

Медицинская помощь работающим оказывается также общей сетью лечебно-профилактических учреждений, прежде всего, в случаях, когда предприятия не имеют медико-санитарную часть и численность работающих ниже установленных нормативами. (Витаминный завод прикреплен к 5-й поликлинике. Кабельный завод - к 1-й поликлинике). В регистратуре предусмотрено отдельное окно для обслуживания работающих.

Участковый принцип - это прикрепление к участковому врачу определенного контингента населения.

3. Диспансерный метод

Диспансеризация - активное наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения и комплексного лечения заболевших, проведение мероприятий по оздоровлению их условий труда и быта, предупреждению развития и распространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности 3.

В организационном процессе диспансеризации выделяются следующие этапы:

1. отбор контингентов путем активного выявления, их регистрации.

2. проведение комплекса лечебных и социально-профилактических мероприятий, т.е. осуществление собственно диспансерного наблюдения, оценка результатов эффективности диспансеризации.

Выявление лиц, подлежащих диспансеризации, производится, как правило, при приеме больных врачом в поликлинике или их на дому и в результате различных профилактических осмотров, где выявляются наиболее ранние стадии заболеваний. медицинский диспансерный лечение

Динамическое наблюдение I группы (здоровые) осуществляется путем ежегодных профилактических медицинских осмотров. Для этой группы диспансерного наблюдения составляется общий план лечебно-оздоровительных профилактических и социальных мероприятий, который включает мероприятия по улучшению условий труда и быта, по санитарно-гигиеническому образованию и пропаганду здорового образа жизни.

Динамическое наблюдение II группы имеет своей целью устранение или уменьшение влияния факторов риска, повышение резистентности и компенсаторных возможностей организма.

В настоящее время метод применяется в работе с определенным контингентом населения:

1. - дети до 18 лет;

2. - беременные женщины;

3. - учащиеся и студенты очного отделения;

4. - инвалиды Войн;

5. - спортсмены;

6. - отдельные группы населения в соответствии с базовой ПГГ;

7. - больные, подлежащие диспансерному наблюдению.

В поликлинике выделяются диспансерные дни для работы с диспансерными больными. Диспансеризация проводится в 2 этапа.

Показатели 1 этапа:

1. Полнота охвата медицинскими осмотрами;

2. Контингент, подвергаемый обязательному медицинскому осмотру. Примерно 80% населения охвачено диспансерным наблюдением. Кроме того проводится дополнительная диспансеризация в рамках Национального проекта "Здоровье". По итогам диспансеризации врач-терапевт участковый, ВОП распределяет граждан, прошедших диспансеризацию, по 5 группам состояния здоровья:

I - "практически здоров",

II - "с высоким риском развития заболевания, нуждающиеся в профилактических мероприятиях",

III - "нуждающиеся в дообследовании и лечении в амбулаторных условиях",

IV - "нуждающиеся в дообследовании и лечении в стационарных условиях",

V - "нуждающиеся в высокотехнологичных видах медицинской помощи".

Граждане, отнесенные:

к I группе - не нуждаются в диспансерном наблюдении, с ними проводится профилактическая беседа по здоровому образу жизни;

к II-й группе - составляется программа профилактических мероприятий, осуществляемых в данном АПУ;

к III группе - назначаются дополнительные обследования и при необходимости - лечение в амбулаторных условиях;

к IV группе - назначаются дополнительные обследования и при необходимости - лечение в стационарных условиях;

к V группе - направляются в Комиссию органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации по отбору нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи.

Стандарт диспансеризации включает в себя обследование следующими специалистами:

1. флюорография, маммография (для женского населения в возрасте старше 40 лет) или ультразвуковое исследование молочной железы, ЭКГ (электрокардиограмма), ОАМ (общий анализ мочи), ОАК (общий анализ крови), общий холестерин и липидный профиль, сахар, онкомаркеры (40 лет и старше)

2. осмотры специалистов: врач-терапевт участковый или врач общей практики, акушер-гинеколог (для женского населения), уролог (для мужского населения), невролог, хирург, офтальмолог, эндокринолог.

Качество дополнительной диспансеризации: отсутствие впервые выявленных, заболеваний на поздних стадиях, в том числе - онкологических, туберкулеза, тяжелых форм сахарного диабета, инсульта, инфаркта, и прочих заболеваний, ведущих к длительной и стойкой утрате трудоспособности (через три месяца после завершения диспансеризации)4.

4. Принцип специализации медицинской помощи

Для отдельной категории больных организована специализированная медицинская помощь, оказываемая:

Специализированной бригадой скорой медицинской помощи,

Узкими специалистами амбулаторно-поликлинических учреждений,

В отделениях многопрофильных стационаров.

В диспансерах.

Диспансеры - это специализированные лечебно-профилактические учреждения для активного выявления больных, лечения, реабилитации и профилактики. Все диспансеры республиканского значения и финансируются из бюджета РБ

Типы: кардиологический, врачебно-физкультурный, кожно-венерический и др. Диспансеры включают поликлинику и стационар. Важный раздел работы - это консультативная помощь общей сети лечебно-профилактических учреждений.

Качество оказания медицинской помощи в специализированных стационарах выше, чем в стационаре общего профиля. Например, кардиодиспансер - кардиологическое отделение стационара или терапевтическое отделение. Однако это дорогостоящий вид медицинской помощи.

5. Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению

Строится на тех же организационных принципах, что и городскому населению. Главными из них являются участковый и диспансерный. Различия в организации медицинской помощи определяются рядом факторов: малая плотность расселения сельских жителей; удаленность места жительства от районных центров; слабое обеспечение средствами связи; специфика условий труда и быта - сезонный характер сельскохозяйственных работ 5. Контакт с животными, химическими удобрениями и пр.

Особенности оказания медицинской помощи:

1. до 40% объема медицинской помощи оказывают средние медработники - (фельдшерско-акушерские пункты);

2. большой радиус обслуживания;

3. более низкая обеспеченность материально - техническими и кадровыми ресурсами (лечебно- диагностической аппаратурой, врачами, койками);

4. преимущественное медицинское обеспечение лиц занятых сельскохозяйственным трудом.

I этап оказания медицинской помощи сельскому населению это сельский врачебный участок (СВУ). Оказывается квалифицированная доврачебная и врачебная медицинская помощь. Радиус участка- 5-7 (до 20) км. В составе сельского врачебного участка работают: сельская участковая больница (СУБ), сельская врачебная амбулатория (СВА), ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), детские ясли, фельдшерские здравпункты на предприятиях, профилактории.

Медицинская помощь, оказывается, по 6 - 8 специальностям: терапия, педиатрия, стоматология, хирургия, акушерство и гинекология. Сельский врачебный участок, находящийся в районе центральной районной больницы, считается приписным и его население обращается непосредственно в нее. На комплексном терапевтическом участке - 2000 и более человек взрослого и детского населения.

II этап - квалифицированная специализированная медицинская помощь в районных медицинских учреждениях, в составе центральной районной больницы, центральная районная аптека, районные больницы, межрайонные диспансеры (по 10-20 специальностям).

III этап - высококвалифицированная узкоспециализированная помощь практически по всем специальностям оказывается в республиканских учреждениях, стоматологических поликлиниках, консультативных поликлиниках, центрах, в том числе Центры СПИД, медицинской профилактики и т.д.

I этап оказания медицинской помощи сельскому населению - сельская участковая больница (СУБ). В РБ (2006) - 53. Четыре категории в зависимости от общего числа коек, от 25 до 100 коек. В СУБ могут быть развернуты стационары дневного пребывания. В СУБ оказывается амбулаторно-стационарная медицинская помощь: терапевтическим, стоматологическим, инфекционным больным, помощь в родах при срочных случаях, неотложная хирургическая и травматологическая помощь, помощь детям.

Основные функции сельской участковой больницы: оказание квалифицированной врачебной помощи; профилактика заболеваемости и травматизма; организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью фельдшерско-акушерских пунктов и других учреждений 1-го этапа, плановые выезды врачей в подчиненные учреждения 1-го этапа.

1. приближение медицинской помощи к работникам сельского хозяйства в период массовых полевых работ.

2. текущий санитарный надзор за учреждениями и объектами, водоснабжением, очисткой населенных пунктов.

Выделяют следующие особенности в организации амбулаторной и стационарной помощи в СУБ:

1. нет чёткого ограничения времени амбулаторного приема;

2. часы приема больных должны назначаться в более удобное для населения время с учётом сезонности сельскохозяйственных работ;

3. возможность приема пациентов фельдшером при отсутствии врача;

4. вызовы на дом обслуживаются врачом лишь в пунктовом селе, где расположена СУБ, вызовы на дом в других населенных пунктах сельского врачебного участка обслуживаются фельдшером;

5. дежурство в стационаре с правом пребывания дома и обязательной информацией персонала о своем местонахождении, на случай необходимости оказания неотложной помощи;

6. выделение у врача одного профилактического дня в неделю для объезда участка.

При выездах на ФАП участковый врач оказывает методическую помощь в работе ФАП и должен осуществить следующие основные мероприятия на местах:

a. проверять правильность и достоверность записей по приему больных, по проводимым прививкам, диспансерному наблюдению за беременными женщинами, детьми и тяжелобольными;

b. консультировать обратившихся в ФАП пациентов самостоятельно или приглашенных врачом и фельдшером;

c. посещать и консультировать на дому беременных женщин, детей до 2 лет, тяжелобольных;

В сельской врачебной амбулатории (СВА) оказывается амбулаторно-поликлиническая помощь. Функции те же, что и для сельской участковой больницы, однако нет круглосуточного стационара

По нормативам фельдшерско-акушерский пункт организуются с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения от 2 до 4 км., с населением 300-700 - 4-6 км, менее 300 человек свыше 6 км.

На фельдшерско-акушерском пункте могут работать фельдшер; фельдшер и акушерка; фельдшер, акушерка и патронажная сестра. Подчиняется по общим вопросам администрации сельского поселения, а по специальным - главному врачу участковой больницы.

Функции фельдшерско-акушерского пункта:

1. оказание доврачебной медицинской помощи,

2. выполнение назначений врача,

3. патронаж детей и беременных женщин, наблюдение за здоровьем инвалидов и специалистов сельского хозяйства,

4. проведение под руководством врача профилактических, противоэпидемических, санитарно-гигиенических мероприятий, иммунизация,

5. диспансеризация здоровых и больных,

6. санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения,

7. реализация лекарственных средств через аптечные пункты 2 категории,

8. учет и отчетность, анализ показателей. Ежемесячно - отчеты в оргметодкабинет центральной районной больницы,

9. участие в экспертизе нетрудоспособности по разрешению главного врача района.

II этап оказания медицинской помощи сельскому населению - центральная районная больница (ЦРБ). По мощности делится на 6 категорий от 100 до 400 коек. Структура центральной районной больницы:

1. стационар с отделениями по основным специальностям (терапевтическое, хирургическое, педиатрическое, акушерское, гинекологическое, инфекционное),

2. поликлиника,

3. отделение скорой и неотложной медицинской помощи,

4. патологоанатомическое отделение,

5. организационно - методический кабинет и вспомогательные подразделения.

Главный врач ЦРБ (главный врач района) подчиняется: по общим вопросам - администрации муниципального района, по специальным вопросам - министерству здравоохранения РБ. Опирается в своей работе на своих заместителей:

1. по медицинскому обслуживанию населения МОН - заведующий организационно-методическим кабинетом;

2. по детству и родовспоможению (при численности населения свыше 70 000);

3. по медицинской части (отвечает за работу стационара);

4. по поликлинике (заведующий поликлиникой);

5. по клинико-экспертной работе (КЭР) - по экспертизе временной нетрудоспособности,

6. по административно - хозяйственной части (АХЧ) и др.

Для оперативного руководства в центральной районной больнице функционирует медицинский совет. В его состав входят заместители главного врача, главный санитарный врач района, заведующий поликлиникой, районной аптекой, председатель райкома профсоюзов, медицинских работников, общества Красного Креста, главные специалисты района 6.

Организационно-методическое руководство здравоохранением района обеспечивают: районные внештатные специалисты района и оргметодкабинет ЦРБ (ОМК); старший фельдшер и акушерка района; районный медицинский статистик

Функции организационно-методического кабинета:

1. Разработка мероприятий по повышению качества оказания медицинской помощи населению района. Выездная работа. Различные виды передвижной помощи - выездные врачебные бригады, передвижные амбулатории, стоматологические кабинеты, зубопротезные лаборатории.

2. Методическое руководство лечебно-профилактическими учреждениями района;

3. Анализ показателей работы, составление годовых отчетов;

4. Повышение квалификации медицинских работников.

III этап оказания медицинской помощи сельскому населению - республиканские медицинские учреждения. Центр организационно-методического руководства лечебно-профилактическими учреждениями республики, база специализации и повышения квалификации врачей.

По мощности республиканские клинические больницы подразделяются на 5 категорий. Приоритетным направлением в развитии здравоохранения на селе является укрепление и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи, охраны здоровья матери и ребенка

С начала 90-х годов двадцатого века в здравоохранении на селе происходят реформы. Организуются новые приписные терапевтические и педиатрические участки, происходит реорганизация сельских участковых больниц во врачебные амбулатории, СВА в ФАП, освободившиеся койки иногда концентрируются в ЦРБ. За последние годы все шире развиваются различные виды передвижной медицинской помощи. В частности, организуются выездные врачебные бригады, клинико-диагностические лаборатории, флюорографические установки, передвижные стоматологические кабинеты и зубопротезные лаборатории и др.

Основные функции республиканской клинической больницы:

1. оказание высококвалифицированной специализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи населению республики в поликлинике и стационарных условиях с применением высокоэффективных медицинских технологий;

2. оказание консультативной и организационно-методической помощи специалистам других лечебно-профилактических учреждениях республики, в первую очередь сельского звена;

3. организация и оказание квалифицированной экстренной и плановой консультативной медицинской помощи с использованием средств санитарной авиации и наземного транспорта;

4. осуществление экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в медицинских учреждениях республики;

5. осуществление иных экспертных функций на договорной основе с Министерством здравоохранения РБ (МЗ РБ), республиканский фонд обязательного медицинского страхования (РФОМС) и филиалами ОМС и др;

6. выполнение по договору с МЗ РБ и разработка мер по реализации целевых программ развития медицинской помощи;

7. внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений республики современных технологий, экономических методов управления и принципов медицинского страхования;

8. участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации медицинских работников;

9. обеспечение эффективности профилактических мероприятий, повышения уровня санитарно-гигиенической культуры и активная пропаганда здорового образа жизни.

Таким образом, республиканская (краевая, областная) больница является лечебным, научно-организационным, методическим и учебным центром здравоохранения.

Существует 5 категорий республиканских (краевых, областных) больниц , от 300 до 800 и более коек, наиболее целесообразны больницы на 700-1000 коек со всеми специализированными отделениями. Однако в каждой республиканской (краевой, областной) больнице независимо от её мощности должны быть следующие структурные подразделения: управление (администрация, бухгалтерия, канцелярия, архив, библиотека и пр.), организационно-экономический отдел, консультативная поликлиника, стационар с приемным отделением, диагностический отдел, отделение экстренной планово-консультативной медицинской помощи (ОЭПКМП), отдел АСУ, патолого-анатомическое отделение, АХЧ (пищеблок, гараж, прачечная, котельная, складские помещения и другие подразделения), пансионат для больных на период обследования, общежитие для медицинских работников.

Задачи поликлиники республиканской клинической больницы:

1. оказывает консультативную помощь больным;

2. проводит выездные консультации специалистов;

3. анализ качества амбулаторной помощи, (конъюнктурные обзоры, информационные письма с оценкой уровня лечебно-профилактической помощи в районах).

Для планирования работы поликлиники в районы рассылаются путевки на консультацию. В республиканской клинической больнице имеется организационно-экономический отдел (ОЭО), выполняющий функцию оргметодотдела, который является структурной частью республиканской больницы и непосредственно подчиняется главному врачу. В структуру отдела входят:

1. организационно-экономическое отделение;

2. клинико-экспертное отделение;

3. информационно-статистическое отделение.

Основными задачами организационно-экономического отдела являются внедрение в практику современных медицинских и информационных технологий, экономических методов управления, принципов медицинского страхования, подготовка и переподготовка медицинских кадров.

Внештатные главные районные специалисты - организаторы соответствующей специализированной помощи в сельском районе, назначается высококвалифицированный врач-специалист, заведующий отделением центральной районной больницы, имеющий категорию. Назначение и освобождение главного районного специалиста осуществляется главным врачом центральной районной больницы.

Основные задачи главного районного специалиста: разработка и проведение мероприятий по профилактике заболеваний, внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений новейших методов профилактики, диагностики и лечения больных, в целях укрепления здоровья населения, снижения заболеваемости, в том числе с временной утратой трудоспособности, инвалидности и смертности. Следует подчеркнуть значение тесной связи сельских учреждений здравоохранения с территориальными административными органами и общественными организациями в деле дальнейшего совершенствования медицинской помощи сельскому населению.

В лечебно-профилактических учреждениях функционирует оперативный отдел и отделы управления качеством, ответственные за внутриведомственный контроль качества, за соблюдением стандартов оказания медицинской помощи.

Заключение

Законодательное определение и реализация прав граждан на бесплатную общедоступную медицинскую помощь является наиважнейшей социальной ценностью государства.

Совершенствование организации медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах привело к значительным изменениям в структуре амбулаторно-поликлинического и стационарного этапов оказания медицинской помощи населению. Реформа управления и финансирования здравоохранения Российской Федерации, внедрение медицинского страхования граждан предъявили новые требования к врачу, оказывающему первичную медицинскую помощь на догоспитальном этапе лечения, вне зависимости от формы собственности, территориальной подчиненности и ведомственной принадлежност.

На современном этапе развития здравоохранения особую роль приобретает организационно-методическая и лечебно-консультативная роль главных специалистов, состоящих в штате Министерства здравоохранения (терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог).

ЛЕКЦИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ Составитель: старший преподаватель, к. м. н. Бадоева Заира Асланбековна Владикавказ 2013

План 1. Единство принципов оказания лечебно- 2. профилактической помощи городскому и 3. сельскому населению. 2. Особенности организации сельской 3. медицинской помощи. 3. Этапы оказания лечебно-профилактической помощи сельскому населению и основные организации.

Охрана здоровья жителей села является частью всего здравоохранения. Поэтому основные принципы, присущие здравоохранению в целом, характерны и для сельского здравоохранения.

Однако в сельских условиях понятие доступности медицинской помощи не следует отождествлять с территориальным приближением, поскольку осуществить это не всегда представляется возможным. В связи с чем речь идет о такой системе, при которой было бы возможным оказание или организация оказания своевременной, адекватной и в полном объеме медицинской помощи.

Единство принципов оказания лечебно-профилактической помощи городскому и сельскому населению: профилактический характер участковость массовость специализация медицинской помощи общедоступность.

В настоящее время уровень стационарной медицинской помощи жителям села практически достиг уровня горожан. Одновременно уровень амбулаторнополиклинической врачебной помощи у сельского и городского населения значительно отличается. Это же относится и к качеству медицинских услуг.

Существующие различия в организации медицинского обслуживания сельского населения обусловлены: своеобразной системой расселения населения; малая плотность населения; сезонность сельскохозяйственного труда; значительная удаленность населенных пунктов друг от друга; снижение доли лиц трудоспособного возраста; увеличение удельного веса пожилых и старых в сельской местности; недостаточное развитие транспортных связей;

На уровень и качество медицинской помощи сельскому населению также влияет: изношенность материально технической базы сельского здравоохранения; высокая текучесть медицинских кадров; низкий уровень обеспечения сельских организаций здравоохранения современным медицинским оборудованием;

Одной из основных особенностей оказания медицинской помощи сельскому населению является ее этапность. На первом этапе медицинская помощь оказывается сельским врачебным участком. Второй этап-это районные медицинские учреждения: центральная районная больница, санитарно-эпидемиологическая станция и другие медицинские учреждения.

I этап - ранее - сельский врачебный участок (СВУ), включающий комплекс медицинских учреждений: а) сельскую участковую больницу (СУБ, оказывает как амбулаторную, так и стационарную помощь) или сельскую врачебную амбулаторию (СВА, оказывает только амбулаторную помощь)

б) фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) в) здравпункты (при наличии промышленного предприятия на обслуживаемой территории). В настоящее время СВУ нет, СВА и участковые больницы - филиалы ЦРБ, ФАП-ы - филиалы СВА.

Основная функция этапа: оказание первой доврачебной помощи, первой квалифицированной врачебной помощи с возможными элементами специализированной медицинской помощи.

ФАПы - создаются для медицинского обслуживания 400 человек и более при расстоянии 2 км и более от медицинского учреждения. При обслуживании более 400 чел. в штатах ФАПа положены: 1 должность фельдшера или акушерки или медицинской сестры и 0, 5 должности санитарки. Затраты на ФАПы - 1, 5 -2, 0% от бюджета района.

Функции ФАПа: - оказание доврачебной медицинской помощи и своевременное выполнение назначений врача; - проведение профилактической и противоэпидемической работы; - организация патронажа беременных женщин, детей, - проведение мероприятий по снижению младенческой и материнской смертности; - гигиеническое обучение и воспитание населения.

Сельский врачебный участок (СВУ) обслуживал 7 -9 тысяч населения в радиусе 7 -9 км. Участковая больница – это основное учреждение на СВУ, состоит из стационара и амбулатории.

В зависимости от числа коек может быть I категории – на 75 -100 коек, II – 50 -75 коек, III – 35 -50, IV – 25 -35 коек. В участковой больнице оказываются все виды квалифицированной лечебно-профилактической помощи.

Все виды лечебно-профилактической помощи беременным женщинам, матерям и детям оказывает врач участковой больницы. Если врачей несколько, то один из них отвечает за состояние здоровья детей и женщин на данном участке.

При нерентабельной деятельности участковых больниц, они закрываются или перепрофилируются в отделения реабилитации районных больниц, а для медицинского обслуживания населения открываются самостоятельные сельские врачебные амбулатории(СВА), в штате которых должны быть: врач-терапевт, стоматолог, акушер-гинеколог, педиатр.

Из штатных нормативов медицинского персонала участковых больниц: 1. Должности врачей для оказания амбулаторно поликлинической помощи населению устанавливаются из расчета на 10 000 населения: Взрослое Детское население Врач-терапевт 4, 0 Врач-педиатр - Акушер-гинеколог 0, 6 Хирург 0, 4 - 8, 0 - 0, 3 2, 5 Стоматолог

2. Должности врачей отделений стационара устанавливаются из расчета 1 должность: - врач-терапевт – на 25 коек; - врач-педиатр – на 20 коек; - хирург – на 25 коек; - стоматолог – на 20 коек. Коечная емкость сельской участковой больницы - 27 -29 коек.

Организация работы СУБ: - оказание лечебно-профилактической помощи населению; - внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения больных; - развитие и совершенствование организационных форм и методов медицинского обслуживания населения, повышение качества и эффективности лечебно-профилактической помощи.

организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди населения участка - проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребенка - изучение причин общей заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности и разработка мер по ее снижению -

- организация и осуществление диспансеризации населения, прежде всего детей, подростков - осуществление противоэпидемических мероприятий (прививки, выявление инфекционных больных, динамическое наблюдение за лицами, бывшими в контакте с ними, и др.)

- осуществление текущего санитарного надзора за состоянием производственных и коммунально-бытовых помещений, источников водоснабжения, детских учреждений, учреждений общественного питания; - проведение лечебно-профилактических мероприятий по борьбе с туберкулезом, кожно-венерическими болезнями, злокачественными новообразованиями

- организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, в том числе рационального питания, усилению двигательной активности; борьба с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками.

II этап – территориальное медицинское объединение (ТМО). Руководят ТМО Главный врач ТМО (он же является главным врачом ЦРБ) и его заместители: - заместитель по медицинскому обслуживанию населения (он же заведующий организационно-методическим кабинетом); - заместитель по медицинской части (при числе коек 100 и более);

- заместитель по медико-социальной экспертизе и реабилитации (при числе обслуживаемого населения не менее 30000 человек); - заместитель по родовспоможению и детству (при числе обслуживаемого населения не менее 70000 человек); - заместитель по экономическим вопросам; - заместитель по административно хозяйственной части.

ТМО – это комплекс ЛПУ, функционально и организационно связанных между собой. В состав ТМО могут входить: поликлиники (взрослые, детские, стоматологические); женские консультации, диспансеры, стационары, родильные дома; станции скорой медицинской помощи; детские санатории и другие учреждения.

Принципы формирования ТМО: 1. Определенная численность населения – 2. оптимальный размер ТМО – 100 -150 тыс. населения. 2. Организационное и финансовое разделение амбулаторных и стационарных учреждений. 3. Совпадение границ района обслуживания ТМО с административными границами района (города). 4. Рациональное объединение учреждений – объединение учреждений, оказывающих медицинскую помощь взрослому и детскому населению.

Функции ТМО: 1. Организация лечебно профилактической помощи прикрепленному населению, а также любому гражданину, который обращается за медицинской помощью. 2. Проведение профилактических мероприятий. 3. Оказание скорой помощи больным.

4. Своевременное оказание медицинской помощи на приеме, на дому. 5. Своевременная госпитализация. 6. Диспансеризация населения. 7. Проведение медико-социальной экспертизы. 8. Проведение гигиенического обучения и воспитания. 9. Анализ деятельности ЛПУ.

За организацию лечебно-профилактической помощи женщинам и детям на данном этапе несет ответственность районный педиатр и районный акушер-гинеколог. При численности населения района более 70 000 человек назначается должность заместителя главного врача по детству и родовспоможению – опытный педиатр или акушер-гинеколог.

III этап – областная больница и медицинские учреждения области. Областная больница – это крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее в полном объеме высококвалифицированную узкоспециализированную помощь жителям области. Это центр организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещенными на территории области, база специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Структура областной больницы: 1. Стационар. 2. Консультативная поликлиника. 3. Прочие подразделения (кухня, аптека, морг). 4. Организационно-методический отдел с отделением медицинской статистики. 5. Отделение экстренной и планово консультативной помощи и др. Коечная емкость областной больницы взрослой - 1000 -1100 коек, детской - 400 коек.

Детское и женское население области получает в консультативной поликлинике все виды квалифицированной специализированной врачебной помощи. Стационарная помощь женщинам оказывается в областных родильных домах, областных диспансерах и других медицинских учреждениях области.

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕНОГО ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ГИГИЕНЫ.

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению».

Преподаватель Кича Д. И.

выполнила студентка 5 курса

Шадрунова Ксения

Группа МЛ 508

МОСКВА 2014

Медицинская помощь сельскому населению строится на основных принципах организации здравоохранения. Однако существуют факторы, оказывающие влияние на организационные формы и методы работы сельских медицинских учреждений:

· Характер расселения сельских жителей, среднее число жителей в одном населенном пункте

· Радиус обслуживания, расстояние и состояние дорог, транспорт

· Характер сельскохозяйственного труда и условия быта

· Национальные особенности и обычаи у некоторых народностей

· Текучесть врачебных кадров

· Экономика и уровень культуры

· Географические и климатические условия

В связи с этим выделяют ряд особенностей организации медицинской помощи на селе, основными из которых являются:

· Этапность

· Преемственность

· Наличие специальных медицинских учреждений на селе

· Применение специальных организационных форм и методов работы

Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению и виды учреждений сельского здравоохранения

1-й этап – сельский врачебный участок.

Включает комплекс медицинских учреждений:

А) сельскую участковую больницу (СУБ, оказывает как амбулаторную, так и стационарную помощь) или сельскую врачебную амбулаторию (СВА, оказывает только амбулаторную помощь)

Б) фельдшерско-акушерский пункт (ФАП)

В) здравпункты (при наличии промышленного предприятия на обслуживаемой территории).

Основная функция этапа : оказание первой доврачебной помощи, первой квалифицированной врачебной помощи с возможными элементами специализированной медицинской помощи.

Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) – ближайшее медицинское учреждение к месту проживания, которое оказывает медицинскую помощь сельским жителям. Наличие ФАП является одной из особенностей сельского здравоохранения, обусловленной необходимостью приближения медицинской помощи к населению в условиях большого радиуса обслуживания участковой больницы и невысокой плотностью сельских жителей. Рекомендуемый норматив числа жителей для организации ФАП – 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения не менее 5 км.

Функции ФАПа:

· оказание доврачебной медицинской помощи и своевременное выполнение назначений врача;

· проведение профилактической работы и противоэпидемической работы;

· организация патронажа беременных женщин, детей,

· проведение мероприятий по снижению младенческой и материнской смертности;

· гигиеническое обучение и воспитание населения.

Участковая больница – это основное учреждение на СВУ, состоит из стационара и амбулатории. В зависимости от числа коек может быть I категории – на 75-100 коек, II – 50-75 коек, III – 35-50, IV – 25-35 коек. В участковой больнице оказываются все виды квалифицированной лечебно-профилактической помощи. Большое значение имеет медицинская помощь населению в период полевых работ. Значительная работа ведется по охране здоровья женщин и детей, внедрению современных методов профилактики, диагностики, лечения.

Все виды лечебно-профилактической помощи беременным женщинам, матерям и детям оказывает врач участковой больницы . Если врачей несколько, то один из них отвечает за состояние здоровья детей и женщин на данном участке.

Организация работы СУБ:

· оказание лечебно-профилактической помощи населению

· внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения больных

· развитие и совершенствование организационных форм и методов медицинского обслуживания населения, повышение качества и эффективности лечебно-профилактической помощи

· организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди населения участка

· проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребенка

· изучение причин общей заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности и разработка мер по ее снижению

· организация и осуществление диспансеризации населения, прежде всего детей, подростков

· осуществление противоэпидемических мероприятий (прививки, выявление инфекционных больных, динамическое наблюдение за лицами, бывшими в контакте с ними, и др.)

· осуществление текущего санитарного надзора за состоянием производственных и коммунально-бытовых помещений, источников водоснабжения, детских учреждений, учреждений общественного питания;

· проведение лечебно-профилактических мероприятий по борьбе с туберкулезом, кожно-венерическими болезнями, злокачественными новообразованиями

· организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, в том числе рационального питания, усилению двигательной активности; борьба с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками



· широкое привлечение общественности к разработке и проведению мероприятий по охране здоровья населения

2-й этап – районные учреждения здравоохранения.

Ведущее место занимает центральная районная больница (ЦРБ) . ЦРБ осуществляет основные виды специализированной медицинской помощи и одновременно выполняет функции органа управления здравоохранением на территории муниципального района.

Мощность ЦРБ, профиль специализированных отделений в ее составе зависят от численности населения, структуры и уровня заболеваемости, иных медико-организационных факторов и определяются администрациями муниципальных образований. Как правило, ЦРБ бывают мощностью от 100 до 400 коек, а количество специализированных отделений в ней - не менее пяти: терапевтическое, хирургическое с травматологией, педиатрическое, инфекционное и акушерско-гинекологическое (если в районе нет родильного дома).

Главный врач центральной районной больницы является руководителем здравоохранения муниципального района, назначается и освобождается от должности администрацией муниципального района.

Методическую, организационную и консультативную помощь врачам комплексных терапевтических участков, фельдшерам ФАПов осуществляют специалисты центральных районных больниц. Каждый из них, согласно утвержденному графику, выезжает на комплексный терапевтический участок для проведения медицинских осмотров, анализа диспансерной работы, отбора больных на госпитализацию.

С целью приближения специализированной медицинской помощи к сельскому населению могут создаваться межрайонные медицинские центры .Функции таких центров выполняют крупные ЦРБ (мощностью 500-700 коек), способные обеспечить население данного муниципального района недостающими видами специализированной стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

В структуре ЦРБ имеется поликлиника ,которая оказывает первичную медико-санитарную помощь сельскому населению по направлениям фельдшеров ФАПов, врачей амбулаторий, центров общей врачебной (семейной) практики.

Оказание внебольничной и стационарной лечебно-профилактической помощи детям в муниципальном районе возлагается на детские консультации (поликлиники) и детские отделения центральных районных больниц. Профилактическая и лечебная работа детских поликлиник и детских отделений районных больниц осуществляется на тех же принципах, что и в городских детских поликлиниках.

Оказание акушерско-гинекологической помощи женщинам в муниципальном районе возлагается на женские консультации ,родильные и гинекологические отделения центральных районных больниц.

3-й этап – областные учреждения здравоохранения.

Областная больница – это крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее в полном объеме высококвалифицированную узкоспециализированную помощь жителям области. Это центр организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещенными на территории области, база специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Структура областной больницы:

1. Стационар.

2. Консультативная поликлиника.

3. Прочие подразделения (кухня, аптека, морг).

4. Организационно-методический отдел с отделением медицинской статистики.

5. Отделение экстренной и планово-консультативной помощи и др. (см. вопрос 104).

Коечная емкость областной больницы взрослой - 1000-1100 коек, детской - 400 коек.

Консультативная поликлиника оказывает населению высококвалифицированную, узкоспециализированную медицинскую помощь, осуществляет выездные консультации, по телефону – заочные консультации, анализирует деятельность лечебно-профилактических учреждений, расхождение диагнозов направивших учреждений и поликлиники, диагнозов поликлиники и стационара, анализ ошибок. Не имеет право выдавать больничный.

Детское и женское население области получает в консультативной поликлинике все виды квалифицированной специализированной врачебной помощи. Стационарная помощь женщинам оказывается в областных родильных домах, областных диспансерах и других медицинских учреждениях области.

Амбулаторная квалифицированная специализированная стоматологическая помощь больным оказывается в областных стоматологических поликлиниках, стационарная – в стоматологических отделениях областных больниц.