Сумма среднероссийской заработной платы в январе. Расчет алиментов из заработной платы

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены главой 16 НК РФ.

Все налоговые правонарушения можно разделить на группы:

1) связанные с нарушением порядка постановки на учет в налоговом органе:

2) связанные с нарушением порядка и способа представления налоговой декларации и иных сведений:

  • Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  • Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества);
  • Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета).

3) связанные с представлением в налоговый орган (налоговому агенту) недостоверных финансовых сведений, либо непредставлением необходимых сведений:

  • Статья 119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения;
  • Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником;

4) связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налогов (сборов), в том числе налоговым агентом:

  • Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);
  • Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

Отдельно можно выделить статью 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога».

Санкции, предусмотренные НК РФ за совершение налоговых правонарушений:

    1. штраф в конкретно определенном размере;
    2. штраф в процентном отношении от доходов, полученных за определенный период, но не менее определенной в законе суммы;
    3. штраф в процентном отношении от неуплаченной суммы налога;
    4. штраф в процентном отношении от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

См. также

Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ "О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)" (вместе с "Методическими рекомендациями "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)", утв. СК России, ФНС России)

Письмо Федеральной налоговой службы от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@ “О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации

Характеристика налоговых правонарушений

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогопла­тельщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Данное определение содержит следующую совокупность наи­более важньж юридических признаков налогового правонарушения.

Противоправность деяния

Налоговое правонарушение пред­ставляет собой деяние, нарушающее нормы законодательства о налогах и сборах. Противоправность является юридической фор­мой (выражением) материальной характеристики общественного свойства налогового правонарушения. Налоговым правонаруше­нием считается только деяние, предусмотренное законодатель­ством о налогах и сборах. Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений, перечисленные в главах 16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательство о налогах и сборах, не могут относиться к налоговым правонарушениям.

Противоправное деяние может совершаться в форме действия (например, воспрепятствование доступу сотрудников налого­вых органов на территорию налогоплательщика; отказ предос­тавить налоговым органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчетности; неуплата налогоплательщиком причитающейся суммы налога; неперечисление банком в бюджет соответст­вующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов; неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы фи­зических лиц и т.д.).

Виновность

Налоговое правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Виновность означает предусмотренное Налоговым кодексом РФ психическое отноше­ние лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому
деянию и его последствиям. Форма вины является обязательным признаком налогового правонарушения, поскольку тот или иной ее вид всегда содержится в нормах НК РФ, определяющих составы правонарушений, и большинство составов
налоговых правонарушений, установленных в нем, предполагает наличие неосторожной формы вины.

Относительно налоговых правонарушений волевые признаки виновного психического отношения выражаются в желании на­ступления, в сознательном допущении, в расчете на предотвра­щение последствий. При отсутствии у правонарушителя воле­изъявления на совершение налогового правонарушения, он не­сет ответственность за неиспользование своих способностей для предотвращения вредных последствий;

Наказуемость деяния

Совершение налогового правона­рушения влечет для нарушителя негативные последствия в виде налоговых санкций. Наказуемость является формальным при­знаком налогового правонарушения, поскольку налоговым пра­вонарушением признается совершенное противоправное деяние фискально обязанных лиц, ответственность за которое преду­смотрена Налоговым кодексом РФ. Установление ответственности за налоговые правонарушения только Кодексом является импе­ративной нормой, и, таким образом, никакие иные нормативные правовые акты не могут содержать положений, относящихся к налоговой ответственности.

Сущность наказуемости как формального признака налого­вого правонарушения заключается в угрозе применения наказа­ния к виновным лицам при нарушении ими запрета совершать какие-либо деяния либо не совершать действия, юридические признаки которых закреплены в главах 16 и 18 НК РФ.

Определение уполномоченными органами в поведении лица, привлекаемого к ответственности, всех юридических признаков налогового правонарушения дает основания для квалификации совершенного им деяния в качестве налогового правонарушения и применения соответствующих мер воздействия.

Налоговое правонарушение является фактическим правовым основанием юридической ответственности и в силу этого характеризуется совокупностью объективных и субъективных при­знаков, образующих состав налогового правонарушения, который представляет собой это установленные нормами налогового пра­ва признаки (элементы), совокупность которых позволяет счи­тать противоправное деяние налоговым правонарушением.

Состав налогового правонарушения

Состав налогового правонарушения образуют четыре элемен­та:

    1. объект,
    2. объективная сторона,
    3. субъект и
    4. субъективная сторона.

Объект налогового правонарушения составляют охраняемые законодательством общественные отношения, складывающиеся в налоговой сфере. Объектом правонарушения является то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой-либо вред. Налоговые правонарушения характеризуются общностью объекта посягательств - это фискальная компетенция государства и его законные интересы в налоговых отношениях, охраняемые налоговым законодательством. Общим объектом налоговых правонарушений могут быть как материальные, так и процессуальные права государства: нарушения налогового зако­нодательства препятствуют полноценному формированию до­ходных частей бюджетов и внебюджетных фондов, не позволяют осуществлять налоговый контроль, нарушают права законопос­лушных налогоплательщиков и т.д.

Непосредственными объектами конкретного налогового пра­вонарушения могут являться императивно установленные отно­шения по взиманию налогов и сборов, отношения по осуществ­лению налогового контроля, а также в случаях, прямо преду­смотренных НК РФ, - отношения в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей.

Объективная сторона - совокупность признаков противоправных деяний, предусмот­ренных нормами налогового права и характеризующих внешнее отражение (проявление) налоговых правонарушений в реальной действительности. Основания привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, а также за нарушения банками за­конодательства о налогах и сборах установлены НК РФ.

Признаки противоправности деяний, предусмот­ренных нормами налогового права:

1) обязательные;

Обязательными признаками объективной стороны налоговых правонарушений следует считать:

  1. само противоправное деяние и его результат,
  2. наличие причинной связи между деянием и резуль­татом (последствиями).

Нарушитель налогового законодательства подлежит ответственности только в том случае, если наступившие общественно опасные последствия находятся в прямой причинной связи с совершенным противоправным деянием. Относительно налоговых правонарушений с материальным составом следует учитывать, что отсутствие причинной связи является основанием для освобождения лица от налоговой ответственности.

2) факультативные.

Факультативными признаками объективной стороны налого­вых правонарушений являются:

  1. место,
  2. способ,
  3. обстановка,
  4. время,
  5. систематичность и
  6. повторность совершения правонарушения.

Обстановка совершения правонарушения учитывается для ква­лификации ряда налоговых правонарушений. Например, ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Время совершения налогового правонарушения имеет важное значение для его квалификации, поскольку позволяет определить налоговый период, в котором произошло нарушение, и, таким образом, правильно выбрать норму налогового права, подлежа­щую применению. Например, грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение более одного налогового периода.

Систематичность также названа законодателем в качестве одного из признаков налогового правонарушения. Например, п. 3 ст. 120 НК РФ квалифицирует грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения как системати­ческое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных ак­тивов и финансовых вложений налогоплательщика.

Повторность совершения налогового правонарушения отнесе­на Налоговым кодексом РФ к квалифицирующим признакам, влияющим на размер налоговой санкции.

Деяния, составляющие объективную сторону налоговых пра­вонарушений, могут выражаться как в действиях, так и в бездей­ствии. Относительно налоговых правонарушений юридическая характеристика бездействия не отличается от противоправного действия, поскольку сущность бездействия в налоговом праве за­ключается в несовершении фискально обязанным лицом импера­тивных предписаний правовых норм, хотя оно обязано и может их совершить. Совершая правонарушение в форме бездействия, субъект налоговых отношений не уплачивает причитающиеся налоги, не сдает декларации в налоговые органы, не ведет фи­нансовый учет и т.д. В таком случае недобросовестный участник налоговых правоотношений подлежит ответственности за юри­дическое бездействие, выразившееся в невыполнении действий, установленных законодательством о налогах и сборах.

Субъект налогового правонарушения - лицо, совер­шившее нарушение налогового законодательства и которое в соот­ветствии с действующим законодательством может быть привле­чено к ответственности.

Общий субъект определяется на основа­нии положений НК РФ. Поскольку налоговые правонарушения совершаются физическими лицами и органи­зациями, то общими субъектами налоговых правонарушений могут быть ФЛ и ЮЛ:

    • налогоплательщики - российские организации, иностранные и международные организации, созданные на терри­тории РФ филиалы и представительства иностранных и международных организаций, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
    • плательщики сборов;
    • налоговые агенты - российские и иностранные организа­ции, а также индивидуальные предприниматели;
    • законные представители налогоплательщика - физического лица;
    • свидетели, переводчики, эксперты, специалисты и иные фискально обязанные лица;
    • организации и физические лица, являющиеся адресатами установленных налоговым законодательством императивов (ограничений и властных предписаний), непосредственно не связанных с уплатой налогов и сборов.

Специальным субъектом налогового правонарушения может быть только лицо, прямо названное в норме НК РФ, описывающей конкретный состав налогового правонаруше­ния. Например, субъектом такого правонарушения, как уклонение от постановки на учет в налоговом органе, может быть только организация или индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона налогового правонарушения представ­ляет совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния (действия или бездействия) и характе­ризующих внутренние психические процессы, происходящие в сознании правонарушителя относительно содеянного и его по­следствий.

Принцип привлечения к юридической ответственности толь­ко за совершение виновного деяния является исходным началом всех публичных отраслей права, в том числе и налогового права. Согласно п. 1 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение может быть совершенно умышленно или по неосторожности.

Классификация составов налоговых правонарушений

  1. по степени общественной опасности:
    • основ­ной (простой) - содержит минимально необходимую совокупность объективных и субъективных признаков;
    • квалифицированный – содержит при­знаки, повышающие уровень общест­венной опасности содеянного;
    • привилегированный – содержит при­знаки, понижающие уровень общест­венной опасности содеянного.
  2. по особенности конструкции объективной стороны:
    • материальные;
    • формальные.
  3. по форме совершения противоправного деяния:
    • совершенные в результате действия;
    • совершенные в результате бездействия;
    • совершенные в результате совокупности действий и бездействия (со смешанной объективной стороной).
  4. по непосредственному объекту состава правонарушений:
    • на материальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общест­венные отношения, обеспечивающие уплату или изъятие налога;
    • на процессуальные фискальные права государства, т.е. нару­шающие урегулированные налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие учет налогоплательщиков, производство налогового контроля, осуществление производства по делам о налоговых правонарушениях.

Обязанность содержания и воспитания детей целиком возложена на обоих родителей. И это вполне логично, ведь работоспособные граждане могут позаботиться о незащищённых в социальном плане членах своей семьи. Это же правило закреплено в Семейном кодексе.

Если родители или один из родителей по какой-либо причине отказывается от содержания несовершеннолетнего ребёнка, в действие вступают законодательные механизмы, позволяющие защитить интересы и права несовершеннолетнего гражданина.

В частности, на родителя возлагается обязанность выплаты денежных средств на детей либо супругу (супруга). Такие средства называются алиментами, а порядок их начисления и производится согласно Семейному кодексу и федеральному законодательству .


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

По какому принципу удерживаются деньги?

Обязанность выплаты алиментных сумм согласно семейному законодательству возлагается на того из родителей, который добровольно уклонился от содержания и воспитания своего ребёнка.

Такое удержание средств может быть предписано судебным органом. В этом случае служба судебных приставов отсылает соответствующий документ по месту работы гражданина, обязанного выплачивать

Либо родители могут достигнуть добровольного соглашения касающегося денежного содержания ребёнка. Такой документ подписывается в нотариальной конторе, и сторона, получающая выплаты (супруг или супруга), должна самостоятельно контролировать их получение. Например, если плательщик меняет место работы, заинтересованная сторона сама предъявляет соглашение, заверенное нотариально, на новом рабочем месте.

Показатели средней заработной платы

Для расчёта алиментных сумм важны размеры среднего .

Этот параметр указывается отдельно для каждого региона, и представляет собой среднее арифметическое значение оклада для конкретной группы работающих граждан. При определении учитываются как самые высокие, так и низкие показатели оплаты за труд.

Считается, что средние показатели выгоднее для плательщиков. Однако на практике это зависит от конкретного региона и уровня жизни его жителей (в том числе и от показателей ).

Средний оклад учитывается, когда возникает необходимость расчёта задолженности по алиментным выплатам для конкретного работника.

При этом удержание за предыдущие периоды согласно 113-й статье СК производится в пределах трёх лет (это года до момента получения исполнительных документов, вручённых службой приставов).

А если было установлено, что невыплата происходила по вине плательщика вследствие его уклонения от своих обязанностей, может удерживаться сумма за весь период невыплаты.

Следует отметить, что значения учитываются далеко не во всех спорных случаях, но примерно в 67% из них расчёт производится именно с учётом средних показателей заработной платы. Обычно основанием для этого служит отсутствие документов, могущих подтвердить размеры реального дохода, либо алиментщик работал неофициально, без подписания трудового контракта.

Также такие расчёты используются для предпринимателей, по каким-либо причинам отказывающихся от предоставления суду финансовой документации.

Ещё одно законное основание для подобного расчёта - это выплата алиментных сумм в процентах к размеру оклада (в долях).

Таким образом, при расчётах учитываются следующие моменты:

  1. размер алиментных сумм, установленный судебным органом;
  2. либо размер этого удержания согласно достигнутому и подтверждённому нотариально соглашению (вычисляется в долях);
  3. реальные доходы за весь период неуплаты (оклад и другие поступления);
  4. установленные правительством средние показатели зарплаты для конкретного региона.

Исходя из показателей среднего оклада, установленного правительством, определяется размер месячного удержания. После чего полученное значение умножается на количество месяцев, входящих в период неуплаты.

Порядок удержания и расчёта производится согласно:

  • ФЗ под номером 229, принятому в октябре 2007 года (в нём рассматривается порядок взыскания алиментных сумм исполнительными органами);
  • 223-му закону Семейного кодекса, принятому в декабре 1995 года (основной закон, регулирующий алиментные выплаты в РФ).

Размеры заработных плат по различным регионам

Показатели среднего оклада в июне 2016 года по РФ составляли порядка 38 447 рублей.

Размеры по регионам (в порядке убывания):

Регион (край, область, округ, республика) Показатели среднего оклада в рублях
Ненецкий округ 119 833
Ямало-Ненецкий округ 86 720
Чукотский округ 86 309
Москва 73 215
Магаданская обл. 72 626
Ханты-Мансийский округ 71 075
Сахалинская обл. 67 849
Тюменская обл. 65 263
Камчатский край 61 531
Якутия (Саха) 57 524
Мурманская обл. 50 841
Коми 48 066
Санкт-Петербург 46 684
Московская обл. 46 033
Архангельская обл. 45 268
Хабаровский край 40 961
Красноярский край 40 200
Приморский край 38 663
Тыва 38 245
Томская обл. 37 550
Иркутская обл. 36 591
Ленинградская обл. 36 393
Хакасия 36 253
Забайкальский край 36 054
Карелия 35 768
Амурская обл. 34 856
Свердловская обл. 34 128
Бурятия 34 014
Калужская обл. 32 312
Еврейская автономная обл. 32 305
Пермский край 31 992
Челябинская обл. 31 900
Татарстан 31 748
Вологодская обл. 31 225
Новосибирская обл. 31 171
Кемеровская обл. 31 129
Тульская обл. 30 100
Омская обл. 29 932
Самарская обл. 29 916
Ярославская обл. 29 911
Нижегородская обл. 29 323
Краснодарский край 28 967
Рязанская обл. 28 887
Астраханская обл. 28 604
Алтай 28 603
Новгородская обл. 28 428
Тверская обл. 28 348
Ростовская обл. 28 285
Воронежская обл. 28 224
Смоленская обл. 27 943
Башкортостан 27 875
Удмуртия 27 814
Владимирская обл. 27 588
Белгородская обл. 27 292
Оренбургская обл. 27 221
Волгоградская обл. 26 969
Ставропольский край 26 803
Липецкая обл. 26 659
Пензенская обл. 25 987
Курская обл. 25 868
Ульяновская обл. 25 443
Кировская обл. 25 211
Курганская обл. 25 174
Орловская обл. 25 059
Адыгея 24 943
Северная Осетия 24 600
Марий Эл 24 572
Тамбовская обл. 24 528
Брянская обл. 24 490
Мордовия 24 460
Саратовская обл. 24 266
Чувашия 24 195
Ивановская обл. 23 857
Псковская обл. 23 632
Ингушетия 23 498
Калмыкия 23 266
Карачаево-Черкесия 23 108
Чеченская республика 22 999
Костромская обл. 22 870
Кабардино-Балкария 22 568
Алтайский край 22 318
Дагестан 22103

Степень среднего размера оплаты труда — это макроэкономическая величина, которая определяется средним арифметическим значением заработной платы определенной группы работоспособного населения. Для установления алиментных выплат используется средняя зарплата по России. Важным моментом является то, что при выполнении расчета этого показателя учитываются как самые минимальные, так и высокие оплаты. Если рассматривать со стороны плательщика, этот расчет выгоден лишь для «богатых» регионов, а «бедные» районы и регионы страдают при таком методе расчета.

В данной статье рассматриваются особенности установления и расчета алиментных выплат исходя из размера заработной платы, установленной на начало 2017 года.

В каком случае учитывается средняя зарплата для выполнения алиментных расчетов.

Расчет алиментов по средней оплате труда производится в том случае, когда требуется установить общую сумму задолженности по алиментам.

Согласно ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации, требование об алиментных выплатах удовлетворяется не более чем за 3 предыдущих года , которые были перед предъявлением документов в исполнительные органы. Но возможен и другой вариант , если до предоставления документов в судебные или исполнительные органы алименты не выплачивались по вине плательщика, то выплаты могут быть истребованы за все время неуплаты.

По общим правилам при определении размера задолженности алиментных выплат (опционально) должны быть учтены:

  • Размеры, которые определены согласно решению суда.
  • Размеры, установленные алиментным соглашением.
  • Часть заработка и иной прибыли плательщика за все время, когда алименты не были уплачены.
  • Средняя заработная плата в Российской Федерации на момент взыскания задолженности по алиментным выплатам.

Таким образом, согласно статистике, средняя заработная плата по всей стране для расчета алиментов используется не в каждом случае подсчета задолженности по ним, но довольно часто.

Нормативные акты при учете показателя средней зарплаты

В основе учета средней заработной платы для определения задолженности алиментных выплат лежат следующие нормативно-правовые акты:

  1. Семейный кодекс РФ (сокращённо СК РФ) от 29.12.1995 - Закон №223-ФЗ. Это главный закон в РФ, которым регулируются отношения по алиментным выплатам. Детально об этом сказано в ст. 113 (об определении задолженности по алиментам).
  2. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 - Закон №229-ФЗ. В этом законе, а именно в ст. 102, указан порядок истребования алиментной задолженности.

Средняя ЗП по регионам России, по состоянию на 2016 год

Средняя заработная плата по регионам Российской Федерации составляет 36746 р. Рассмотрим каждый регион РФ отдельно.

Регион Среднемесячная зарплата, р.
В среднем по Российской Федерации (используется для расчета алиментов во всех регионах страны) 36746
1 Чукотский автономный округ 85678
2 Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) 83832
3 Ненецкий автономный округ (НАО) 71908
4 г. Москва 71220
5 Магаданская область 68584
6 Сахалинская область 66239
7 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (ХМАО) 63622
8 Камчатский край 59923
9 Республика Саха (Якутия) 58504
10 Мурманская область 48715
11 г. Санкт-Петербург 48684
12 Московская область 43467
13 Республика Коми 43427
14 Хабаровский край 41401
15 Тюменская область 38370
16 Красноярский край 38361
17 Архангельская область 38351
18 Приморский край 36106
19 Ленинградская область 35816
20 Томская область 35459
21 Иркутская область 34907
22 Амурская область 33131
23 Забайкальский край 32785
24 Свердловская область 32759
25 Республика Карелия 32591
26 Республика Хакасия 32310
27 Еврейская автономная область 31963
28 Калужская область 31504
29 Челябинская область 31005
30 Пермский край 30713
31 Республика Татарстан 30410
32 Республика Бурятия 30221
33 Новосибирская область 29868
34 Калининградская область 29832
35 Кемеровская область 29828
36 Республика Тыва 29716
37 Вологодская область 29324
38 Тульская область 29080
39 Краснодарский край 28586
40 Ярославская область 28515
41 Самарская область 28504
42 Омская область 28465
43 Нижегородская область 28172
44 Новгородская область 27901
45 Республика Башкортостан 27820
46 Рязанская область 27495
47 Астраханская область 27423
48 г. Севастополь 26895
49 Белгородская область 26873
50 Воронежская область 26758
51 Ростовская область 26661
52 Удмуртская Республика 26544
53 Оренбургская область 26109
54 Тверская область 26087
55 Липецкая область 26075
56 Владимирская область 25780
57 Волгоградская область 25739
58 Ставропольский край 25387
59 Курская область 25334
60 Пензенская область 25334
61 Республика Крым 25245
62 Смоленская область 25091
63 Ульяновская область 24369
64 Республика Алтай 23976
65 Кировская область 23625
66 Саратовская область 23492
67 Курганская область 23381
68 Республика Мордовия 23379
69 Республика Марий Эл 23232
70 Костромская область 22996
71 Республика Адыгея 22982
72 Орловская область 22890
73 Брянская область 22819
74 Тамбовская область 22762
75 Чувашская Республика 22736
76 Чеченская Республика 22520
77 Псковская область 22264
78 Ивановская область 22067
79 Республика Северная Осетия — Алания 22063
80 Республика Ингушетия 21569
81 Кабардино-Балкарская Республика 21489
82 Карачаево-Черкесская Республика 21465
83 Алтайский край 21185
84 Республика Калмыкия 21133
85 Республика Дагестан 19953

В некоторых случаях, задолженность по алиментам определяют, исходя из среднестатистического показателя оплаты труда в РФ. Как и кем устанавливается такой показатель, как средняя зарплата для расчета алиментов? Как происходит расчет выплат? На этих и некоторых других вопросах остановимся в настоящей статье.

Самой важной статьей законодательства, в плане рассматриваемого вопроса, будет являться ст. 113 Семейного кодекса РФ. Она устанавливает следующее правило: если у лица образовалась задолженность по алиментам, когда оно не работало, по крайней мере – официально, то долг рассчитывается, исходя из средней заработной платы по РФ.

Приведем пример: мать ребенка подала на алименты на отца. На тот момент мужчина работал, получал доход, поэтому суд присудил взыскивать с него ¼ долю от всех его заработков. Потом отец уволился с работы, на учет в Центр занятости не встал. Он несправедливо предполагал, что, если у него нет дохода, то и алименты выплачивать не должен. Бывшая супруга же обратилась к приставам с просьбой учитывать для расчета задолженности среднероссийский уровень зп. Приставы данное заявление рассмотрели, и требование удовлетворили. Их действия можно назвать полностью соответствующими законам Российской Федерации.

Помимо ст. 113 СК РФ, сотрудники ФССП должны руководствоваться еще и соответствующими методическими рекомендациями, которые устанавливают порядок исчисления задолженности.

В документе говориться, что нужно брать в расчет доход, считающийся средним по стране.

Какая средняя зарплата в России?

В России существует Федеральная служба государственной статистики или, проще говоря, Росстат (официальный сайт: http://www.gks.ru). В этой службе умеют оперировать цифрами и знают обо всех числовых показателях, характеризующих государство. В частности, регулярно устанавливается и заработная плата для расчета алиментов, то есть средний уровень заработной платы в стране. Показатели для регионов тоже определяются.

На момент написания статьи, всероссийский среднемесячный размер оплаты труда составляет 35843 рубля. Сведения актуальны на сентябрь 2016 года. Меньше всего денег получают, если верить статистике, в Ивановской области, в Калмыкии и в Северной Осетии – чуть больше 21 тыс. рублей. Больше всего – на Чукотке и в Ямало-Ненецком АО – почти 80 тыс. рублей.

Об этом же пишется и в ст. 113 СК РФ. Между тем, любой плательщик может обжаловать начисленную сумму алиментов, если посчитает, что его интересы нарушаются.

Размер средних алиментов

Итак, зная где узнать информацию о среднем окладе в государстве, можно осуществить и расчет алиментов, которые будут среднемесячными. Нужно:

  1. Определить какая доля взыскивается. На одного несовершеннолетнего – это ¼, на двух – 1/3, на трех – ½.
  2. Разделить среднюю сумму денег, которую получают за работу в России, соответственно, на 2, 3, 4.

Получится средний размер алиментов, который и будет взыскиваться с неработающего должника.

Исходя из той средней зарплаты, которая была указана выше, задолженность будет накапливаться в таких размерах:

  • на одного несовершеннолетнего – 8960,75 рублей в месяц;
  • на двух – 11947,6 рублей;
  • на троих и более – 17921, 5.


Насколько справедливо такое начисление. С точки зрения закона – полностью. Соблюдение интересов несовершеннолетнего – приоритетное направление деятельности государства. Если родитель не получает доход, то это не означает, что ребенок должен быть ущемлен в правах. Средние алименты по России, если корректно использовать такое определение к выплатам исчисляемым исходя из средней зарплаты, он должен получить, когда доход у родителя появится. Сколько придется ждать – это другой вопрос.

Между тем, возможна такая ситуация применительно к небогатым регионам: например, житель Ивановской области остался без работы. Средняя зарплата в регионе составляет 21 тыс. рублей. А на троих детей, как указано выше, нужно заплатить более 17 тыс. рублей. Даже если такой плательщик найдет работу со средним уровнем дохода, что не всегда легко, то после осуществления всех выплат на жизнь ему останется 4 тыс. рублей. Очевидно, что интересы плательщика нарушаются. И он имеет право обжаловать размер задолженности.

Уровень экономического развития регионов является разным. В этом и главная проблема. Тому же жителю Чукотки заплатить 17 тыс. с зарплаты в 80 тыс. рублей – это не проблема. Возможно, что целесообразнее было бы сразу же начислять задолженность по алиментам, исходя из среднего уровня оплаты труда по региону. Общероссийская средняя зарплата велика для одних субъектов, округов и низкая – для других. Может быть, какие-то законопроекты по этому поводу будут приняты в 2017 году.

Инициация начисления задолженности

Вообще, чтобы алименты начали начисляться от среднего заработка, взыскателю не требуется предпринимать каких-либо шагов. Закон говорит, что пристав по своей инициативе должен рассчитать размер задолженности и предпринять попытки ко взысканию. Но зная как работают приставы в большинстве случаев, лучше:

  • неформально обратиться к сотруднику ФСПП, обратив внимание на тот факт, что должник потерял работу;
  • подать официальное заявление с просьбой начислять алименты, исходя из такого показателя, как средняя зарплата.

Если задолженность не будет погашаться длительное время, то сотрудник ФССП сможет применить меры принудительного взыскания.

Что делать должнику?

Наверное, ни одному алиментщику не понравится то, что за ними будет накапливаться долг. Причем ежемесячно в существенной сумме. Представим: человек трудился где-нибудь в Томской области, где средняя з/п 34447 рублей, но и такого дохода у него не было. Потом он потерял работу, и начал копиться долг. Работу позже удалось найти, но опять с зарплатой ниже среднего уровня. Таким образом, по факту алименты за безработный период удерживались явно не с размера реального дохода.

Плательщику средств можно посоветовать следующее:

  1. Как можно быстрее найти возможность получать официальный доход. Решение вопроса с трудоустройством не всегда происходит быстро. Лучший вариант – встать на учет в Центре занятости населения. Пособие по безработице – это официальный доход, с которого можно удерживать алименты. Сейчас оно имеет не очень большой размер. Тенденция, видимо, сохраниться и в 2017 году, удержания будут маленькими.
  2. Можно обратиться в суд с требованием о снижении размера выплат. Естественно, наличие оснований для снижения нужно будет доказывать. Лучше привлечь к решению проблемы компетентного юриста.

Практика показывает, что лучше воспользоваться первым способом решения проблемы, потому что суды чаще встают на сторону ребенка, чем на сторону отца.

Некоторые дополнения

В заключение, остановимся на некоторых частых вопросах, возникающих на практике:

  1. Удерживается ли НДФЛ со средней зарплаты, которую не получает безработный? Нет. Налог может быть удержан только с реального дохода.
  2. Можно ли потребовать выплат со среднего уровня доходов по стране, если алиментщик официально работает? Нет. Порядок начисления задолженности, отраженный в настоящей статье, актуален только для безработных.
  3. Каков будет размер алиментов в 2017 году, исчисляемый от средней з/п? Об этом, наверное, еще не знают и органы статистики, которые посчитали среднюю зарплату только на сентябрь 2016 года. Но ниже представлена обновляемая таблица, при помощи сведений, содержащихся в ней, можно рассчитать «средние» алименты.

Размер среднероссийской зарплаты – макроэкономический показатель, который представляет собой среднее значение месячного дохода работающей категории населения страны.

Данный показатель используют:

  • при расчете ежемесячной суммы алиментных платежей;
  • при расчете суммы задолженности по алиментам.

К расчету принимаются низкие и высокие значения средней зарплаты. Усредненный показатель невыгоден алиментоплательщикам, проживающим в бедных городах и областях, и является весьма выгодным для плательщиков, живущих в регионах с высоким уровнем жизни.

По алиментам существует срок исковой давности. Какой, вы узнаете из .

На 01.01.2017, согласно данным Федеральной службы госстатистики, средняя зарплата по России составила 37 400 руб., по Центральному Федеральному округу – 45 312 руб. Но страна у нас большая, и в каждом отдельном регионе этот показатель разнится. К примеру, в этом году средняя зарплата по столице превышает 50 тыс. руб., в Южных Федеральных округах данный показатель не дотягивает и до 20 тыс. руб.

Ниже мы представили показатели усредненной заработной платы в 2017 году по основным регионам России.

Порядок определения суммы алиментов определен ст. 113 СК РФ и ст. 102 Закона «Об исполнительном производстве».

В каких случаях при расчете алиментных платежей принимаются во внимание показатели средней зарплаты?

  • Если алиментоплательщик не трудоустроен;
  • получает зарплату «в конверте» или его доход нерегулярный;
  • зарегистрирован в качестве ИП, при этом не предоставляет данные о доходах;
  • при индексации размера алиментов, установленной в фиксированной денежной сумме;
  • при наличии долга по алиментам.

В последнем случае (при наличии задолженности), используют показатель средней зарплаты на момент подачи иска.

Суд взыщет алименты даже с неработающего родителя, если второй родитель подаст иск до совершеннолетия ребенка. Если алиментщик получает пособие по безработице, средства на содержание детей могут высчитываться с такого пособия.

Вы узнаете, как взыскать алименты после совершеннолетия ребенка, прочитав .

Учет средней зарплаты при установлении алиментов в фиксированной сумме

Если между родителями ребенка отсутствует соглашение о выплате алиментов, заработок алиментщика нерегулярный или вообще отсутствует, второй родитель может подать исковое заявление об установлении алиментов в фиксированном размере.

В этом случае суд установит ежемесячный размер платежа, исходя из среднего показателя заработной платы по региону, в котором проживает ребенок.

Больше о порядке определения алиментов в фиксированной сумме вы узнаете, прочитав .

Выгодны ли алименты со средней зарплаты?

Многих родителей волнует вопрос: когда выгоден расчет алиментов, исходя из средней заработной платы? В том случае, если родитель не работает и в перспективе не пытается трудоустроиться, или заработная плата последнего меньше средней по региону.

Как взыскать алименты, если отец не работает? Вы узнаете, прочитав .

В некоторых случаях такой расчет играет не на руку алиментополучателю. Если плательщик устроится на высокооплачиваемую работу, размер алиментных отчислений останется прежней. Родителю, с которым остался ребенок, придется увеличивать сумму алиментных отчислений в судебном порядке. Или садиться с отцом ребенка за стол переговоров.

Показатели средней заработной платы в 2017 году по основным регионам России

Брянская область 17 024 рубля
Белгородская область 20 285 рублей
Воронежская область 19 824 рубля
Владимирская область 18 805 рублей
Ивановская область 17 125 рублей
Костромская область 17 580 рублей
Калужская область 23 780 рублей
Курская область 18 710 рублей
Орловская область 17207 рублей
Липецкая область 19 307 рублей
Московская область 32 986 рублей
Рязанская область 19 990 рублей
Тамбовская область 16 958 рублей
Смоленская область 18 069 рублей
Тверская область 20 535 рублей
Ярославская область 20 900 рублей
Тульская область 20 930
Город Москва 53 955 рублей
Республика Карелия 25 615 рублей
Северо-Западный федеральный округ 30 010 рублей
Республика Коми 34 348 рублей
Ненецкий автономный округ 58 422 рубля
Архангельская область 27 357 рублей
Вологодская область 24 045 рублей
Ленинградская область 27 472 рубля
Калининградская область 22 515 рублей
Мурманская область 36 378 рублей
Псковская область 17 968 рублей
Новгородская область 21 210 рублей
Город Санкт-Петербург 34 105 рублей
Республика Адыгея 17 603 рубля
Южный федеральный округ 20 316 рублей
Республика Калмыкия 15 877 рублей
Астраханская область 19 999 рублей
Краснодарский край 21 845 рублей
Ростовская область 19 667 рублей
Волгоградская область 19 105 рублей
Северо-Кавказский федеральный округ 17 375 рублей
Республика Ингушетия 18 793 рубля
Республика Дагестан 15 255 рублей
Кабардино-Балкарская Республика 16 873 рубля
Республика Северная - Осетия - Алания 17 536 рублей
Карачаево-Черкесская Республика 16 065 рублей
Ставропольский край 18 197 рублей
Чеченская Республика 19 120 рублей
Приволжский федеральный округ 20 372 рубля
Республика Марий Эл 16 687 рублей
Республика Башкортостан 20 499 рублей
Республика Мордовия 16 405 рублей
Удмуртская Республика 19 377 рублей