Аудиторская деятельность. Виды аудита и пр Размер денежного вознаграждения аудитора определяется

Аудиторские проверки осуществляются независимыми организациям и частными аудиторами. Они содержат несколько обязательных этапов, включающих в себя сбор, анализ и оценку полученных сведений. А это, в свою очередь, способствует увеличению работоспособности компании, налоговой и административной безопасности организации, и, как следствие, стабилизации её денежного положения.

Аудиторская деятельность – это оказание услуг финансовой ревизии, осуществление сопутствующих ей услуг; такая деятельность может проводиться объединениями аудиторов, частными специалистами – закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», ст.1, п.2 .

Для положительной динамики работы предприятия следует периодически проводить ревизии, которые демонстрируют эффективность его управления, правильность распределения внутренних ресурсов и материальных средств. Одним из самых распространённых методов сбора сведений и анализа разобщённой информации о работе организации, является осуществление финансовых проверок.

Само понятие «аудит» означает проверку отчётности, которая является совершенно независимой, подвергает изучению все внутренние процессы организации, выпускаемую продукцию и проекты . По определению закона такая проверка называется бухгалтерской или финансовой (№307-ФЗ, ст.1, п.3 ; N 402-ФЗ).

Ревизор, осуществляющий проверку, выражает по её итогам своё мнение. Отчётность по ревизии обязательно документируется и представляет собой аудиторское заключение.

Регулирование в России

Главным официальным документом, устанавливающим нормы аудита в РФ, является закон 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» . В нём даётся исчерпывающее определение аудита, аудиторской организации, прав, обязанностей, ответственности, а также раскрыты условия аттестации, получения права на деятельность.

В нем же определены органы, которые обязаны контролировать такие компании, прослеживать их соответствие закону РФ. К таким органам относятся:

  • Минфин;
  • аккредитованные саморегулируемые организации (СРО).

В Минфине имеются несколько ведомств, между которыми распределены сферы контроля финансовой отчётности:

  1. Департамент регулирования госконтроля аудиторской и бухгалтерской деятельности. Это учреждение осуществляет нормотворческую работу, регистрацию и учёт аудиторов, СРО и др.
  2. Совет по аудиторской деятельности: этот орган рассматривает проекты законов, вносит предложения, контролирует качество. Это учреждение выступает экспертом, аналитиком (приказ Минфина России от 29.12.2009 N 146н (ред. от 26.07.2017) «О создании совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа»).
  3. Специальный рабочий орган при Совете для ведения документооборота, вынесения постановлений.

Как видно, государственное регулирование данной сферы осуществляется на нескольких уровнях.

Кто может заниматься аудиторской деятельностью

Осуществлять финансовые проверки (аудит) на территории РФ имеют право физические лица (частные специалисты) и юридические лица (фирмы). При этом юридические лица именуются фирмами независимо от вида собственности.

Фирмы могут быть отечественного и зарубежного происхождения. Допускается совместная деятельность российских организаций с физлицами, юридическими лицами других государств с отечественными компаниями. Регистрируются они как организации для осуществления аудита.

При создании они могут выбрать, практически, любой вид организационно-правовой формы, однако как ОАО они зарегистрироваться они не могут.

Как стать аудитором

Для того чтобы получить статус самостоятельного аудитора претенденту потребуются следующие основания:

  1. Высшее профильное образование, в аккредитованном образовательном учреждении.
  2. Стаж работы по специальности. При этом образование может быть по смежной профессии, но в таком случае опыт работы должен составлять от трёх лет, а отработать его необходимо в аудиторской компании.
  3. Сдача специального экзамена Минфина.

Экзамен проводят специальные учебные учреждения, входящие в реестр Министерства финансов. Он состоит из тестирования, письменной работы, устного опроса. Экзаменуемый кандидат обязан на каждом этапе набирать определённое количество баллов.

Вся процедура занимает не более трёх рабочих дней. Результаты сданных работ отправляются на проверку в Минфин. При положительном результате экзамена выдаются аттестаты, но они имеют установленные сроки действия, то есть их требуется периодически обновлять и продлевать.

Что такое аудиторская организация

Аудиторская организация – это коммерческое объединение, которое осуществляет аудит, предоставляет сопутствующие ему услуги.

Объединения для осуществления инспекции охватывают, прежде всего, частный экономический сектор. Работают они на возмездной основе, после заключения договора . Однако процесс проверки может быть осуществлен по требованию любого заказчика, который подписал с организацией соглашение.

Клиентами фирмы могут быть физические и юридические лица. Если по ходу ревизии объектов контроля фирма обнаружила нарушения закона, то она обязана сообщить об этом заказчику, а также предупредить о возможном наказании.

Права и обязанности

Права и обязанности фирм и частных аудиторов определены ст. 13 закона 307-ФЗ . Аудиторы имеют право:

  • выбирать форму и методику ревизии;
  • проводить инвентаризацию, получать информацию в полном объёме;
  • требовать устранение недочётов бухучёта, отчётности;
  • получать сведения от третьих лиц, привлекать для этого в определённых случаях государственные органы;
  • привлекать к ревизии на договорной основе иные фирмы, частных ревизоров, других специалистов;
  • отказаться от инспекции, если нет необходимой документации, либо если существует угроза безопасности;
  • получать за выполненную работу денежное вознаграждение;
  • иные права, которые вытекают из самой сути оказания услуг, но не противоречат закону.

Кроме прав при проведении финансовых проверок на лиц, компаний, которые их осуществляют, возлагаются установленные законодательством обязательства. К основным из них относятся:

  • совершение ревизии согласно законам РФ и ФЗ №307 ;
  • по требованию нанимателя подтверждать претензии к документации законами;
  • совершение проверок в сроки, определенные договором о проверке, своевременная передача заключения о результатах заказчику;
  • неразглашение конфиденциальных сведений, кроме случаев, прописанных в законе, обеспечение сохранности документации.

При отсутствии лицензии, а также при наличии родственных, денежных, должностных связей членов фирмы и заказчика, фирма обязана отказать ему в проверке.

Если потребовалась помощь других сотрудников, например, вследствие высокого объема работы, а соглашение с заказчиком уже подписано, руководство компании обязано поставить его об этом в известность.

Цель и виды

Основной целью осуществления финансовой инспекции является сбор объективных, реальных, точных сведений об исследуемом объекте. А также совершается анализ имеющихся недочётов, осуществляется подготовка к ревизии со стороны государственных органов. Частный экономический сектор проводит такую инспекцию с целью выявления недобросовестных членов команды, оптимизации работы, анализа эффективности сотрудников.

Финансовая ревизия помогает установить правильность составления баланса, отчёта об убытках, прибыли, достоверность данных пояснительной записки. Основными целями проверки являются:

  • аналитика работы и экономического состояния;
  • просчёт оптимизации работы;
  • разработка плана деятельности;
  • установление правил ведения бухучёта.

Компании аудиторов по характеру деятельности распределяются на следующие категории:

  • общая – это ревизия всей структуры предприятия;
  • банковская;
  • страховая ревизия;
  • биржевая ревизия;
  • инвестиционная – исследование целесообразности запланированных денежных вложений;
  • аудит внебюджетных фондов.

Методы и стандарты

Когда подразумевают методы и приёмы, имеются в виду тактика или система действий, применяемые для финансовой проверки. В целом, методы осуществления ревизии можно разделить на два направления:

  • организация аудита;
  • получение доказательств.

Организация аудита, в свою очередь, делится на следующие способы проверки:

  • сплошная – это доскональное исследование всей первичной документации и отчётности;
  • выборочная – это вид несплошного наблюдения;
  • смешанная – это соединение сплошной и выборочной проверок;
  • документальная – это установление наличия определенных бумаг, правильности их оформления;
  • фактическая – это инвентаризация ценностей и остатков запасов (товаров, сырья и материалов).

Доказательства для формирования выводов о состоянии дел получают с помощью:

  • запроса (поиск информации у имеющих её лиц, находящихся внутри или за пределами исследуемого объекта);
  • подтверждения (ответ на запрос о сведениях из документации бухгалтерии);
  • пересчёта (исследование исходных документов, а также записей бухгалтерии на корректность);
  • наблюдения (контролирование процесса или процедуры, совершаемого другими);
  • аналитических процедур (аналитика сведений) и др.

Более подробно методы финансовой ревизии описаны в протоколе Совета при Минфине N 41 от 22.12.2005 . Каждая фирма применяет методы по своему усмотрению.

Стандартами аудиторской деятельности называются единые алгоритмы, которых обязаны придерживаться в процессе работы все сотрудники этой сферы. Они применяются для обучения сотрудников внутри организации и для защиты интересов компании в суде.

Имеются четыре группы стандартов:

  • национальные;
  • внутренние – регламентируют работу коллектива внутри одной компании;
  • международные.

Подробно о стандартах, а также их классификации говорит ст.7 закона 307-ФЗ и закон о бухучете 402-ФЗ .

В сфере аудита значение стандартов очень велико. Они регламентируют поведение ревизора в конкретных ситуациях. Их исполнение гарантирует высокое качество ревизии. Они способствуют включению в практику сотрудников научных достижений и новых технологий.

Порядок проведения проверки и оформление результатов

Для получения точных сведений финансовой отчётности, требуется правильное планирование процесса. Поэтому аудит делится на этапы, осуществляемые строго по очередности:

  1. Подготовительный – сбор, аналитика сведений о нанимателе, определение объемов проверки, направления деятельности и др.
  2. Планирование – разработка плана инспекции.
  3. Проведение – сбор бумаг, исследование документооборота.
  4. Аудиторское заключение – оценка корректности составления документации. Оно может быть немодифицированным (без замечаний), модифицированным (недочёты обнаружены).
  • потерянную нанимателем выгоду из-за ошибочных действий ревизора;
  • дополнительные расходы (судебные издержки, затраты на дополнительную проверку).

Основаниями для административной ответственности аудитора служат:

  • подложные документы, благодаря которым было получено право на работу;
  • постоянное игнорирование предписаний лицензионных условий;
  • незаконность выдачи лицензии.

Административное наказание для фирм выражается в лишении лицензии или её приостановлении. Осуществление деятельности без этого документа запрещается . Нарушение данного вида повлечет за собой штраф согласно ст. 14.1 КоАП РФ .

Период приостановления лицензии не может превышать 6 месяцев, а решение доводится до фирмы за трое суток до вступления. Если претензии не устраняются в положенный период, то лицензия аннулируется.

Уголовная ответственность наступает за разглашение конфиденциальных сведений частными аудиторами и злоупотребления полномочиями с целью получения выгоды, ст. 202 УК РФ . Наказание при этом может быть следующим.

При раскрытии секретных сведений с целью получения выгоды или нанесения вреда частный специалист может получить:

  • денежное взыскание – оно рассчитывается прожиточными минимумами;
  • арест до 6 месяцев;
  • ограничение свободы до 3-х лет (с запретом работы в этой сфере ещё на три года).

При повторном совершении преступления происходит ужесточение наказания:

  • денежное взыскание – размер выплаты увеличивается;
  • арест до 5 лет с дисквалификацией.

Специалист финансовой проверки при выполнении своих функций обязан отвечать за все аспекты собственной деятельности. Он несёт ответственность за своевременность и качество выполнения услуг.

Более подробно о проведении проверок разного типа компаний рассказано в сюжете.

Независимость аудитора - один из принципов аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности на проверяемом экономическом субъекте, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьей стороны, собственников или руководителей аудиторской организации, в которой аудитор работает.

Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии определения того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативной базой аудиторской деятельности.

В частности, согласно статьей 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" от 31 декабря 2008 года № 307-ФЗ регламентированы следующие критерии независимости аудиторских организаций, аудиторов:

1. Аудит не может осуществляться :

1) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

3) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

4) аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;

5) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

6) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов).

2. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного ) и оказание сопутствующих ему услуг определяется договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита .

3. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Для целей настоящего Федерального закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации, индивидуального аудитора может повлиять на мнение такой аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Случаи возникновения у аудиторской организации, индивидуального аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются кодексом профессиональной этики аудиторов.

Кроме того, пункт 8.2 раздела 8 Кодекса этики аудиторов России, одобренного Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ (протокол № 56 от 31 мая 2007 года) предусмотрено, что Аудитор, предоставляющий услуги по проверке, обязан быть независимым от Клиента по проверке. При оказании услуг требуется независимость мышления и независимость поведения , которые позволяют аудитору выражать беспристрастное мнение без конфликта интереса или негативного влияния других лиц; и, причем, выражать его так, чтобы со стороны не возникало сомнения в его объективности.

В разделе 9 Кодекса этики аудиторов России приводятся конкретные правила соблюдения независимости аудиторов при выполнении задания по проверке.

Понятие независимости подразумевает независимость мышления и независимость поведения.

Независимость мышления - это образ мышления, который позволяет выразить мнение, не зависящее от влияния факторов, способных скомпрометировать его, и позволяет аудитору действовать честно, проявлять объективность и профессиональный скептицизм.

Независимость поведения - это линия поведения, которая позволяет избежать фактов и обстоятельств, которые настолько значимы, что разумное и хорошо информированное третье лицо, обладающее всей необходимой информацией, в том числе и о применяемых мерах предосторожности, может обоснованно посчитать, что честность, порядочность или профессиональный скептицизм аудиторской организации или члена проверяющей группы были скомпрометированы.

Употребление понятия "независимость" без наполнения его конкретным содержанием может привести к неправильному пониманию его. Если данное понятие употребляется вне контекста, посторонний наблюдатель может решить, что лицо, выносящее профессиональное суждение, должно быть полностью свободно от всех экономических, финансовых и прочих связей. Это невозможно, поскольку каждый член общества связан взаимоотношениями с другими. Следовательно, существенность экономических, финансовых и прочих отношений следует оценивать в свете того, что именно разумное и информированное третье лицо, обладающее всей необходимой информацией, обоснованно сочло бы неприемлемым.

На практике может встречаться множество ситуаций и сочетаний обстоятельств. Соответственно невозможно описать все возможные ситуации, создающие угрозы независимости, и определить необходимые меры противодействия. Кроме того, характер задания по проверке может меняться, из-за чего возникают разные угрозы, требующие применения разных мер предосторожности. Такая концептуальная модель, которая требует от аудиторских организаций и членов проверяющих групп выявлять, оценивать и реагировать на угрозы независимости, а не просто следовать установленному набору правил, которые могут носить условный характер, отвечает интересам общества.

Члены проверяющих групп, работники аудиторских организаций должны применять модель поведения аудитора и аудиторской организации к конкретным рассматриваемым обстоятельствам. Кроме этого, помимо определения характера отношений между работниками аудиторской организации, членами проверяющей группы и клиентом по проверке, необходимо учитывать, не могут ли создать угрозу независимости также отношения между лицами, не входящими в состав проверяющих групп, и клиентом.

Соответственно, члену проверяющей группы, работнику аудиторской организации недостаточно просто следовать представленным примерам, а необходимо применять данную модель непосредственно к обстоятельствам текущей работы.

Характер угроз независимости и соответственно применяемых мер предосторожности с целью устранить угрозу или свести ее до приемлемого уровня различается вследствие особенностей конкретного задания по проверке достоверности в зависимости от того, является ли это задание аудиторским заданием по проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности, либо другим видом задания по проверке достоверности финансовой информации; и, кроме того, в последнем случае зависит также от цели проверки, информации о предмете проверки и предполагаемых пользователей итогового отчета.

Следовательно, рассматривая вопрос о принятии либо продолжении выполнения задания, а также о требуемых мерах предосторожности или о пребывании конкретного работника членом проверяющей группы, аудиторская организация обязана оценить все сопутствующие обстоятельства, характер задания и угрозы независимости.


1. Аудит не может осуществляться:

1) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемого лица, его руководителем, главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, в том числе составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются близкими родственниками (родители, братья, сестры, дети), а также супругами, родителями и детьми супругов учредителей (участников) аудируемого лица, его руководителя, главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, в том числе составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2014 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 403-ФЗ.

3) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

4) аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;

5) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемого лица, его руководителем, главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, в том числе составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2014 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 403-ФЗ.

6) аудиторами, являющимися учредителям (участникам) аудируемого лица, его руководителям, главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, в том числе составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, близкими родственниками (родители, братья, сестры, дети), а также супругами, родителями и детьми супругов;
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2014 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 403-ФЗ.

7) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся страховыми организациями, с которыми заключены договоры страхования ответственности этих аудиторских организаций (пункт дополнительно включен с 6 июля 2010 года Федеральным законом от 1 июля 2010 года N 136-ФЗ).

8) аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, являющихся кредитными организациями, с которыми ими заключены кредитные договоры или договоры поручительства, либо которыми им выдана банковская гарантия, либо с которыми такие договоры заключены руководителями этих аудиторских организаций, либо с которыми такие договоры заключены на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок, лицами, являющимися близкими родственниками (родители, братья, сестры, дети), а также супругами, родителями и детьми супругов руководителей этих аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, либо если указанные лица являются выгодоприобретателями по таким договорам;

9) работниками аудиторских организаций, являющимися участниками аудиторских групп, аудируемыми лицами которых являются кредитные организации, с которыми ими заключены кредитные договоры или договоры поручительства на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок, либо получившими от этих кредитных организаций банковские гарантии, либо с которыми такие договоры заключены лицами, являющимися близкими родственниками (родители, братья, сестры, дети), а также супругами, родителями и детьми супругов аудиторов, либо если указанные лица являются выгодоприобретателями по таким договорам.
(Пункт дополнительно включен со 2 декабря 2014 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 403-ФЗ)

2. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

2_1. Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренные советом по аудиторской деятельности правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций дополнительные требования (часть дополнительно включена с 6 июля 2010 года Федеральным законом от 1 июля 2010 года N 136-ФЗ).

3. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Для целей настоящего Федерального закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации, индивидуального аудитора может повлиять на мнение такой аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Случаи возникновения у аудиторской организации, индивидуального аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются кодексом профессиональной этики аудиторов.

Независимость аудитора – один из принципов аудита, заключающийся в обязательном отсутствии при формировании мнения аудитора его финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности относительно аудируемого лица, превышающей договорные отношения на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьей стороны: собственников или руководителей аудиторской организации, в которой работает аудитор. В заключении или другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно и без каких-либо оговорок заявить о своей независимости в отношении клиента как по формальным, так и по фактическим обстоятельствам.

Требования к аудитору в части обеспечения независимости и определяющие ее критерии регламентируются нормативной базой аудиторской деятельности.

В соответствии со ст. 8 Закона об аудиторской деятельности аудит не может осуществляться:

  • 1) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • 2) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • 3) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками); в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками); в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
  • 4) аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;
  • 5) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • 6) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов).

Если систематизировать приведенные основания, не разрешающие проведение аудита, то при осуществлении обязательной аудиторской проверки аудиторы должны быть свободны от следующих зависимостей относительно аудируемого лица:

  • – финансовой (материальной);
  • – родственной (касательно лиц, несущих ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности);
  • – должностной.

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц относительно содержания выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

В некоторых странах (например, в Великобритании) принято оценивать степень объективности и независимости аудитора со стороны общественности. Для защиты в глазах общественности своей объективности и независимости официальные аудиторы перед принятием решения о том, соглашаться ли на новый контракт или продолжать работу по существующему на данный момент назначению, должны рассмотреть определенные вопросы.

Аудитор обязан внимательно следить за тем, чтобы не нарушался принцип независимости на всех стадиях проведения аудита, и принимать необходимые меры для устранения возникших негативных обстоятельств. В случае установления фактов, свидетельствующих об утрате независимости и невозможности устранить соответствующие обстоятельства, следует отказаться от дальнейшего проведения аудита.

Советом по аудиторской деятельности при Минфине России одобрены Правила независимости аудиторов России, которые разработаны в соответствии с Кодексом этики аудиторов России и Рекомендациями комиссии Европейского Сообщества, закрепленными в Постановлении о независимости аудиторов в ЕС. Данные правила определяют совокупность фундаментальных принципов, соблюдение которых необходимо для обеспечения независимости аудиторов при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Данный документ содержит 28 правил независимости и приложение с перечнем ситуаций, наносящих ущерб независимости аудиторов. При этом под независимостью подразумевается самостоятельность мышления и поведения аудиторов. Такой стиль рассматривается как один из основополагающих принципов аудита, предполагающий отсутствие у аудитора при формировании его мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого экономического субъекта какой-либо заинтересованности в результатах работы субъекта, а также зависимости от собственников, руководителей проверяемой организации или от третьей стороны, связанной с проверяемым субъектом.