Теоретические и методологические основы учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению. Курсовая работа "учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению" Бух уч расчетов по социальному страхованию
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Правовые основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды; расчет базы для их начисления, тарифы. Бухгалтерский учет страховых взносов в ОАО "Зубцовское ДРСУ". Особенности расчетов с Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования.
дипломная работа , добавлен 19.06.2015
Организация бухгалтерского учета начисленных и уплаченных страховых взносов на предприятии. Анализ динамики и структуры внебюджетных фондов, особенности их нормативного регулирования. Порядок расчетов с Пенсионным Фондом и Фондом социального страхования.
курсовая работа , добавлен 08.06.2014
Сущность и задачи социального страхования. Нормативно-правовые документы по образованию и использованию фонда социальной защиты населения. Порядок начисления пособий и других выплат в ОАО "Гродненский мясокомбинат", автоматизация учёта расчётов с ФСЗН.
курсовая работа , добавлен 19.11.2013
Экономическая сущность Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Значение и роль страховых взносов в ФОМС. Синтетический и аналитический учет расчетов по страховым взносам в ФОМС ООО "МТС". Отражение расчетов взносов в бухгалтерском учете.
курсовая работа , добавлен 23.04.2015
Основные понятия и сущность системы социального страхования и обеспечения. Государственные социальные внебюджетные фонды. Особенности учета социального страхования и обеспечения. Расчет пособий по временной нетрудоспособности. Расчет заработной платы.
курсовая работа , добавлен 21.04.2013
Характеристика программы "1С: Предприятие 8.2. Бухгалтерия государственного учреждения"; технология ведения справочников условно-постоянной информации по учету расчетов с органами социального страхования и обеспечения. Анализ бухгалтерской ИС СОШ п. Юрья.
курсовая работа , добавлен 20.06.2013
Общие принципы, экономическая сущность и значение социального обеспечения. Источники формирования средств Фонда социальной защиты населения и направления использования его средств. Синтетический и аналитический учет расчетов по социальному страхованию.
курсовая работа , добавлен 27.05.2012
Начисление и порядок уплаты страховых взносов определены федеральным законом от 24 июля 2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды ОМС».
Объект обложения (налоговая база) для работодателей определяется как сумма доходов, начисленных за налоговый период (год) в пользу работников отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
База для начисления страховых взносов установлена в сумме, не превышающей 415000 руб. нарастающим итогом с начала календарного года. С суммы, превышающей 415 тыс. руб., страховые взносы не взимаются.
Суммы, не подлежащие налогообложению:
1) государственные пособия, в т. ч. пособия по временной нетрудоспособности, пособие по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, по беременности и родам;
2) все виды выплат, установленных законодательством, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, бесплатным предоставлением жилых помещение и коммунальных услуг, увольнением работников (кроме компенсации за неиспользованный отпуск), включая возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников, возмещение командировочных расходов. При оплате расходов на командировки в доход не включаются суточные, фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд, оплату услуг аэропортов, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получением загранпаспорта;
3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:
В связи со стихийным бедствием на основании решений органов законодательной и исполнительной власти;
Работнику в связи со смертью члена его семьи;
Пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
Работодателем при рождении (усыновлении) ребенка, но не более 50000 руб. на каждого ребенка, если такая помощь выплачивается в течение года после рождения (усыновления или удочерения);
4) суммы страховых платежей по обязательному социальному страхованию работников, суммы платежей по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее 1 года или исключительно на случай смерти застрахованного лица или утраты им трудоспособности;
5) оплата за обучение работников по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, а также расходы на профессиональную подготовку и переподготовку кадров, а также на компенсацию работнику указанных затрат. При условии, что данные суммы учтены при расчете налога на прибыль. Российское учебное заведение должно иметь лицензию, а иностранное – соответствующий статус;
6) суммы, в рамках которых предприятие возмещает работникам проценты по займам, потраченным на покупку или строительство жилья. При этом неважно, учтены они в расходах при расчете налога на прибыль или нет;
7) совокупная сумма материальной помощи работникам, не превышающая 4000 руб. на 1 лицо за налоговый период;
8) выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ;
9) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников и др.
Вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам, не облагаются страховыми взносами в ФСС.
Ставки страховых взносов для работодателей приведены в таблице.
Налоговая база
на каждого |
Пенсионный |
Фонд
|
Фонды обязательного медицинского страхования |
||
Федеральный |
Территор. |
||||
На 2010 год |
|||||
До 415000 руб. |
|||||
На 2011 год |
|||||
До 415000 руб. |
Пример.
Работнику 1961г. рождения за январь 2010г. начислена заработная плата 15000 руб.
Начисляются страховые взносы по ставкам, установленным в части, подлежащей уплате:
в ПФ РФ: 15000 руб. * 20% = 3000 руб.;
в ФСС РФ: 15000 руб. * 2,9% = 435 руб.;
в ФФОМС: 15 000 руб. * 1,1% = 165 руб.;
в ТФОМС: 15 000 руб. * 2% = 300 руб.
Итого: 3900 руб. (15000 * 26%).
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (финансирование страховой части трудовой пенсии) начислены в сумме 3000 руб. (15 000 руб. * 20%).
Исчисление страховых взносов производится в следующем порядке:
1 . Определяется налоговая база отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом: из общей суммы доходов, начисленных работодателем за налоговый период в пользу каждого работника исключаются доходы, не являющиеся объектом налогообложения, суммы льгот.
2 . Определяются суммы взносов в каждый из внебюджетных фондов (ФСС, ФФОМС и ТФОМС) умножением налоговой базы на тариф.
3. Сумма налога, подлежащая уплате в ФСС РФ, подлежит уменьшению на сумму произведенных расходов на цели государственного социального страхования (пособия).
4. Уплата страховых взносов (авансовых платежей) осуществляется отдельными платежными поручениями. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
Начисление взносов в соответствующие фонды отражается записью:
Д 08, 10, 20, 23, 25, 26, 44, 91 К 69.
Выплата пособий по социальному страхованию: Д 69 К 50.
Перечисление взносов в бюджет: Д 69 К 51.
Также предприятия обязаны уплачивать в ФСС взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Они начисляются из расчета суммы заработной платы и иных выплат в пользу работников и установленного коэффициента по группе риска. Сумма указанных взносов относится на расходы производства или издержки обращения.
Сбор, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, привлекающими наемных работников. За счет этих сборов выплачиваются пенсии, оплачиваются больничные листы, обеспечивается бесплатное медицинское обслуживание. Рассчитываются они от суммы выплачиваемого вознаграждения за труд. Как организовать учет страховых взносов, какую отчетность и куда сдавать по ним - расскажем в нашей статье.
Страховые взносы — это обязательные платежи, которые уплачиваются на социальное страхование наемных работников. Некоторые категории граждан обязаны также уплачивать такие взносы за себя (индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой).
Исчисляется этот вид обязательного сбора с заработной платы, выплачиваемой сотрудникам, а также иных вознаграждений за выполнение трудовых обязанностей (например, за разовые работы по договорам подряда с физическим лицом).
С 01.01.2017 администрирование платежей на обязательное социальное, пенсионное и медицинское страхование передано ИФНС, и их порядок начисления и уплаты регулируется Налоговым кодексом в главе 34 . Порядок начисления и уплаты взносов на травматизм регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ .
Ставки и порядок исчисления
Налоговым периодом для расчета страховых взносов является календарный год. Начисляются платежи на соцстрахование отдельно по каждому сотруднику. Базой для расчета являются все начисления сотруднику, начисленные с начала года и связанные с выполнением им трудовых обязанностей.
Сумму к уплате рассчитывайте ежемесячно следующим образом:
Тарифы сборов во внебюджетные фонды установлены статьей 426 НК РФ . Для соцвзносов на пенсионное страхование и на случай временной нетрудоспособности установлены предельные размеры налогооблагаемой базы. Они пересматриваются ежегодно и устанавливаются Правительством РФ. Сверх нее сборы на социальное страхование не уплачиваются, а на пенсионное уплачиваются по пониженной ставке.
Тарифы для платежей на соцзащиту от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний устанавливаются Фондом социального страхования в зависимости от вида деятельности компании. Для этого необходимо ежегодно подтверждать основной вид деятельности. Ставка может варьироваться от 0,2 до 8,5 %. Если не подтвердить основной вид деятельности путем подачи заявления по форме, установленной Приказом Минздравсоцразвития от 31.01.2006 № 55 , то ФСС установит максимально возможный тариф исходя из видов деятельности компании, приведенных в ЕГРЮЛ.
Карточка учета платежей на соцстрахование
Согласно пункту 4 статьи 431 НК РФ , все плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат сотрудникам, а также исчисленных страховых взносов с них отдельно по каждому физическому лицу. Учетная форма не установлена законодательно. Каждая компания может разработать ее самостоятельно, обеспечив отражение в ней требуемых показателей.
В качестве образца можно использовать форму, рекомендованную ПФ и ФСС в Письме от 09.12.2017.
Образец карточки учета
Бухгалтерский учет
Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению, согласно плану счетов (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), ведется на счете 69. Для организации разделения учета по видам платежей к счету открываются субсчета для учета расчетов по:
- социальному страхованию;
- пенсионному обеспечению;
- обязательному медицинскому страхованию;
- взносам на травматизм.
По кредиту счета отражаются суммы, начисленные к уплате, по дебету — уплаченные суммы в бюджет, а также суммы социальных пособий, на которые может быть уменьшена сумма к уплате, в соответствии с п. 2 ст. 431 НК РФ .
Отчетность
По начисленным платежам на социальное страхование сдается ежеквартальная отчетность:
- по платежам на ОПС, ОМС и ВНиМ — расчет по страховым взносам в ИФНС (до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом);
- по платежам на травматизм — в Фонд социального страхования — форма 4-ФСС (до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, если сдаете отчет в электронной форме, и до 20 — на бумаге).
Кроме того, все компании, использующие труд наемных работников, обязаны сдавать в ПФ РФ ежемесячный отчет СЗВ-М и ежегодный СЗВ-СТАЖ.
Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования .
Фонды социального страхования носят государственный характер.
Основные задачи фонда социального страхования:
- обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
- участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
- сотрудничество с аналогичными фондами.
Выплата пособий:
- по временной нетрудоспособности;
- по беременности и родам, уходу за ребенком;
- на реабилитацию после болезней и профилактику;
- на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
- на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
- на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.
- работодателей;
- граждан;
- прочие платежи;
- финансирование из средств госбюджета
Платежи в Фонд социального страхования
Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.
Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.
Финансовые ресурсы фонда социального страхования
Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.
Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.
Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.
Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.
Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.
Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.
Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.
Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.
Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.
Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от
24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.
Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.
Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.
Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.
Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.
Наименование |
|||
Доходы |
|||
Переходящий остаток на 1.01.2002 г. |
|||
Единый социальный налог |
|||
Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
|||
Мобилизация просроченной задолженности |
|||
Прочие поступления |
|||
Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством |
|||
Итого доходов |
|||
Расходы |
|||
Выплата пособий В том числе пособия по временной нетрудоспособности |
|||
Оплата путевок на санаторнокурортное лечение |
|||
Оздоровление детей |
|||
Ежемесячные страховые выплаты |
|||
Прочие расходы |
|||
Административные расходы |
|||
Итого расходов |
При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.
В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.
Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.
В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):- а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
- б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
- в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
- г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
252 дней: 50,1 млн. чел.) 122,8 - д) среднедневное пособие:
- в процентах к среднедневной зарплате 82,0
- в рублях 100,8
- е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6
В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.
В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.
В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.
В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.
Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).
Расчет пособия по беременности и родам- численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих; - число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
- общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
- среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
- среднедневное пособие:
в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9 - итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2
100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,
где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Расчет пособия при рождении ребенка
(100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.
Расчет социального пособия на погребение
(100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.
Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием- число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
- общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
- средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
- итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3
- максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; - средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы; - расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0
где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.
Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.- численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
- средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты; - расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8
Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.
Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.