Предоставление служебного жилого помещения. Служебное жилье для военнослужащих, понятия, право на получение, порядок получения Как написать заявление

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 ЖК РФ).

Служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых (служебных) отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в связи с характером их трудовых отношений с государственным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В качестве служебных используются жилые дома, жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Включение жилых помещений в число служебных и исключение из их числа осуществляется на основании решения органа местного самоуправления. К категории служебных должны быть отнесены только свободные жилые помещения. Под служебные жилые помещения выделяются отдельные квартиры (ст. 92 ЖК РФ).

ЖК РФ в отличие от ЖК РСФСР не предусматривает возможности включения жилого помещения в доме жилищно-строительного (жилищного) кооператива в число служебных (ранее это было возможно только с согласия общего собрания членов кооператива).

1) органом государственной власти Российской Федерации в жилищном фонде Российской Федерации;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в жилищном фонде субъекта Российской Федерации;

3) органом местного самоуправления в муниципальном жилищном фонде (ст. 93 ЖК РФ).

В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ с 1 января 2005 г. все военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей на время службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями (а на первые пять лет службы военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., также могут предоставляться и общежития).

Предоставление служебного жилого помещения не преследует цели создания надлежащих жилищно-бытовых условий для выполнения трудовых или служебных обязанностей гражданами. В то же время военнослужащим, обеспечиваемым служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы, они могут предоставляться и для улучшения их жилищных условий.

Назначение помещения;

Заселение определенным кругом лиц (в том числе военнослужащими);

Нахождение жилого помещения, как правило, в служебном здании, вблизи предприятия или организации (на территории военного городка или в непосредственной близости от него);

Служебное жилое помещение предоставляется гражданам, не обеспеченным жильем в данном населенном пункте.

Жилое помещение, отнесенное к категории служебного, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Решение о предоставлении служебного жилого помещения является основанием для заключения договора найма служебного жилого помещения (ст. 93 ЖК РФ).

Согласно ст. 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры.

1) органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации;

3) органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде.

Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии с ЖК РФ (в отличие от ЖК РСФСР) после вынесения решения о предоставлении служебного жилого помещения ордер на него не оформляется, т.е. не применяются нормы разд. VII Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335, регулировавших эти отношения.

С гражданином, которому предоставлено служебное жилое помещение, заключается договор найма. По договору найма служебного жилого помещения одна сторона - наймодатель (орган государственной власти либо орган местного самоуправления либо государственное унитарное предприятие, государственное или муниципальное учреждение, за которыми на праве хозяйственного ведения или оперативного управления закреплено служебное жилое помещение) обязуется передать другой стороне - нанимателю (гражданину) служебное жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на выборной должности. В договоре найма служебного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию служебным жилым помещением. В договор найма служебного жилого помещения включаются члены семьи нанимателя.

Размер, порядок и срок внесения платы за пользование служебным жилым помещением и коммунальные услуги в договоре найма служебного жилого помещения устанавливаются в соответствии с требованиями, предусмотренными для договора социального найма жилого помещения. Типовой договор найма служебного жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации (ст. 94 ЖК РФ).

Договор найма служебного жилого помещения заключается в письменной форме (ст. 95 ЖК РФ).

Законодательством установлены особые правила пользования служебными жилыми помещениями. К пользованию служебными жилыми помещениями применяются лишь некоторые правила о договоре найма жилого помещения, установленные ЖК РФ и другими актами жилищного законодательства.

Вышесказанное означает, что правовое положение лиц, проживающих в служебных жилых помещениях, существенно отличается от положения лиц, пользующихся жилым помещением в соответствии с договором социального найма жилого помещения. Члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением. Их права являются производными от права лица, которое получило служебное жилое помещение в связи с трудовыми отношениями. Они вправе пользоваться помещением наравне с последним до тех пор, пока работник не утратил трудовой связи с организацией, предоставившей это помещение (кроме случаев, указанных в законе). Лица, проживающие в служебных жилых помещениях, не обладают рядом правомочий, которые предоставлены гражданам, пользующимся помещением в домах государственного и общественного жилищных фондов по договору найма. Так, граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, не вправе сдавать эти помещения в аренду, поднаем, обменивать (в том числе на служебные) (ст. 94 ЖК РФ), бронировать, изменять договор найма служебного жилого помещения по требованию членов семьи нанимателя. Служебные жилые помещения не подлежат разделу.

Согласно Закону РСФСР "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 г. N 1541-I (с изменениями и дополнениями) гражданам, проживающим в служебных жилых помещениях, запрещено их приватизировать, за исключением служебных жилых помещений совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных (ст. 4).

Таким образом, нормативно выделены юридические признаки служебного жилого помещения:

Назначение помещения;

Заселение определенным кругом лиц (определенными категориями военнослужащих);

Нахождение жилого помещения в служебном здании, вблизи предприятия или организации (на территории военного городка или в непосредственной близости от него);

Включение помещения в число служебных решением местной администрации (органа местного самоуправления).

ЖК РФ определяет порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими.

осуществляется по правилам ст. 104 ЖК РФ. Служебными могут быть признаны все квартиры многоквартирного дома, что ограничивает возможность нахождения в одном доме (одной квартире) жилых помещений, подчиненных общему и специальному режимам пользования. На практике под служебное жилье выделяются свободные жилые помещения, расположенные, как правило, на первом этаже.

Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Основанием для предоставления лицу служебного жилого помещения и заключения с ним договора найма служебного жилого помещения является решение соответствующего работодателя, указанного в ст. 99 ЖК РФ.
Как и любое другое жилое помещение, предоставляемое гражданину, служебное жилое помещение должно быть предназначенным для проживания и отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, инымтребованиям законодательства. Служебные жилые помещения предоставляются не любым гражданам, состоящим в трудовых отношениях с работодателями, указанными в ст. 99 ЖК РФ, и не обеспеченным жильем в том населенном пункте, где находится их место работы. Как и прежде, право на служебное жилое помещение принадлежит только определенным в законодательстве категориям граждан.

Определять такие категории граждан согласно ст. 104 ЖК РФ управомочены органы, представляющие интересы собственников соответственно жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъекта РФ, муниципального жилищного фонда. Например, Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2001 г. N 811 (с изм. и доп. от 8 августа 2003 г.) был утвержден Порядок предоставления служебных жилых помещений гражданам, занятым на работах с химическим оружием. Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждено Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 897 (с изм. и доп. от 1 октября 2004 г.).

Наймодателями по указанному договору могут быть только государственные и муниципальные органы, действующие от имени собственников жилых помещений, или уполномоченные ими лица, перечисленные в ст. 100 ЖК РФ. Нанимателями по договору найма служебного жилого помещения могут быть граждане (физические лица). Необходимо обратить внимание на то, что, в отличие от договора социального найма, в договоре служебного найма нанимателями могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства.

Срок договора найма служебного жилого помещения определяется продолжительностью трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на выборной должности. Служебное жилое помещение предоставляется гражданину на тот срок, на который он принят на работу. Распространенной ошибкой является мнение о том, что если трудовой договор у гражданина (государственного, муниципального служащего) бессрочный, то и жилое помещение предоставляется ему на неопределенный срок. Это не так, сроки могут исчисляться не только календарными днями, датами, но и событиями, в отношении которых очевидно, что они неизбежно наступят.

Поэтому факт перезаключения трудового договора с сотрудником (служащим), его увольнение, перевод на другую работу будет являться основанием для перезаключения или прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Права и обязанности сторон договора найма служебного жилого помещения совпадают с правами и обязанностями наймодателя и нанимателя по договору социального найма, предусмотренными в ст. 65, ч. 3 и 4 ст. 67 ЖК РФ (выше мы уже рассматривали их). Права, обязанности и ответственность членов семьи лица, которому предоставлено служебное жилое помещение, совпадают с правами и обязанностями граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему помещении, указанными в ч. 2 - 4 ст. 31 ЖК РФ.
Предоставление жилых помещений в общежитиях подчиняется правилам ст. 105 ЖК РФ. Юридическим основанием предоставления жилого помещения в общежитиях и заключения соответствующего договора найма является решение, указанное в ст. 99 ЖК РФ, принятое субъектом, за которым общежитие закреплено на соответствующем вещном праве.Сделки от имени унитарного предприятия в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изм. и доп. от 8 декабря 2003 г.) совершает его руководитель, который является единоличным исполнительным органом такого предприятия. Поэтому решение унитарного предприятия о предоставлении конкретному работнику жилого помещения в общежитии оформляется приказом руководителя предприятия.
Сделки от имени учреждения совершает его исполнительный орган, который согласно ст. 30 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.) может быть коллегиальным или единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен ее высшему органу управления. Как и другие виды некоммерческих организаций, учреждения действуют в соответствии с ГК РФ, ФЗ "О некоммерческих организациях", другими законами, подзаконными правовыми актами и своими учредительными документами.
Жилые помещения в общежитиях часто предоставляются образовательными учреждениями, родовая специфика управления которыми определяется Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля 2005 г.), а видовая - в соответствии с типовыми положениями о соответствующих видах образовательных учреждений. Так, в последние годы постановлениями Правительства РФ были утверждены типовые положения:

  1. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации" (с изм. и доп. от 17 сентября 2001 г., 3 октября, 23 декабря 2002 г., 31 марта 2003 г.);
  2. Постановление Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)" (с изм. и доп. от 23 декабря 2002 г., 31 марта 2003 г.);
  3. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста" (с изм. и доп. от 23 декабря 2002 г.);
  4. Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 650 "Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования" (с изм. и доп. от 24 сентября, 23 декабря 2002 г., 21 октября 2004 г., 6 мая 2005 г.);
  5. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" (с изм. и доп. от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 31 марта 2003 г.) и ряд других.

Кроме того, имеется индивидуальная специфика управления конкретными образовательными учреждениями, определяемая их учредительными документами. Поэтому решение учреждения о предоставлении учащемуся жилогопомещения в общежитии оформляется приказом или другим локальным актом исполнительного органа соответствующего учреждения.
Нанимателем по указанному договору может быть гражданин, не обеспеченный жильем в населенном пункте, в котором он работает, проходит службу или учится. Поскольку для данного случая не предусмотрены специальные нормы о нанимателях, следует исходить из общего правила ЖК РФ об участниках жилищных отношений (ст. 4 ЖК РФ). Поэтому в рассматриваемом договоре нанимателем может быть любое физическое лицо - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства. Это отличает договор найма жилого помещения в общежитии от договора социального найма, в котором нанимателем может быть только российский гражданин.
Пользование жилыми помещениями в общежитиях осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 65, ч. 3 и 4 ст. 67, ст. 69 ЖК РФ. Эти статьи определяют права и обязанности наймодателя и нанимателя по договору социального найма, а также права и обязанности членов семьи нанимателя.
Срок договора найма жилого помещения в общежитии может быть установлен только в отсылочном условии договора, в котором можно предусмотреть, что действие договора прекращается в связи с прекращением трудовых либо служебных отношений с наймодателем или обучения студента. Конкретная дата прекращения договора будет определяться моментом прекращения соответствующих отношений, служивших условием предоставления жилого помещения в общежитии.
Так, прекращение трудового договора по любому основанию, предусмотренному Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.) (далее - ТК РФ) или иными федеральными законами, происходит после увольнения работника. Поскольку согласно ч. 3 ст. 77 ТК РФ днем увольнения считается последний день работы, прекращение трудового договора происходит в момент окончания последнего рабочего дня (смены) соответствующего работника. В приказе (распоряжении) о прекращении действия трудового договора в качестве даты увольнения указывается последний день работы. Соответствующая запись делается в трудовой книжке работника, которая наряду с приказом (распоряжением) об увольнении может иметь доказательственное значение, например в случае предъявления иска о выселении из общежития.
При заключении договоров найма жилых помещений в общежитиях на практике целесообразно руководствоваться соответствующим Типовым договором, который должен быть утвержден Правительством РФ. Определенным правовым ориентиром может служить также Примерное положение об общежитиях, которое было утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 г. N 328 и применяется в редакции Постановления Правительства РФ от 23 июля 1993 г. N 726.

Смотри эту статью

После включения военнослужащего в Список, он получает право на предоставление служебного жилого помещения (или право на выплату денежной компенсации (ссылка) за наем или поднаем жилого помещения у третьих лиц).

Военнослужащие, заключившие первый контракт после 1 января 1998 года, обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.

Служебное жильё предоставляется не позднее трёх месяцев со дня прибытия на новое место службы, в том числе и при первом поступлении на военную службу по контракту.

Нормы предоставления служебного жилого помещения.

Служебное жилое помещение предоставляется по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Нормы предоставления военнослужащим
общей площади служебного жилого помещения

Состав семьи
Таблица: сайт

Без права на
доп. площадь

Дополнительно
15 — 25 кв. м.

Дополнительно
до 18 кв. м.

1 человек 18 — 38 33 — 61 36 — 54
2 человека 36 — 45 51 — 70 54 — 63
3 человека 54 — 63 69 — 88 72 — 81
4 человека 72 — 81 87 — 106 90 — 99
5 человек 90 — 99 115 — 124 108 — 117

Нормы предоставления с учетом конструктивных особенностей дома

В соответствии со статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

При этом, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, жилое помещение может быть предоставлено с превышением не более 9 кв. метров в общей сложности, а для одиноко проживающего военнослужащего, — не более 18 квадратных метров

Право военнослужащего на дополнительную площадь служебного жилого помещения.

В соответствии с частью 2 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий — преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий — научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.

Эта сложная по конструкции норма трактуются судебной практикой следующим образом:

При предоставлении жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, признанным нуждающимися в жилых помещениях, проходящим военную службу по контракту, в том числе не на должности военной службы в связи с зачислением в распоряжение командира (начальника) до обеспечения жилым помещением (вне зависимости от даты заключения первого контракта о прохождении военной службы, назначения на воинские должности и получения первого офицерского звания), и имеющим воинское звание полковник, ему равное и выше, а также командирам воинских частей , военнослужащим, имеющим почетное звание Российской Федерации, военнослужащим – преподавателям военной профессиональной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащим – научным работникам, имеющим учёную степень и (или) учёное звание, учитывается право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 кв.м.

При предоставлении жилого помещения гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации, учитывать право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 кв.м только в отношении граждан, имеющих воинское звание полковник, ему равное и выше , и уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Законы по теме

Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» Почитать

Кроме того, право на дополнительную площадь (до 18 кв. метров) имеют члены семей военнослужащего, имеющие хронические заболевания на основании:

  • 🔵 п. 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации;
  • 🔵 Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»;
  • 🔵 Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».

Что делать, если предлагают жилое помещение ниже установленных норм?

В случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по указанным нормам, при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Однако здесь может получиться очень неприятная ситуация, особенно если вы ждёте пополнение в семье.

Учётная норма в городе установлена 10 квадратных метров общей площади жилого помещения. На семью военнослужащего из 3 человек предоставлено служебное жилое помещение чуть ниже нормы предоставления – 50 квадратных метра. В семье радость – родился второй ребёнок, четвёртый член семьи. Но эта радость будет омрачена тем, что Вы не получите право на улучшение жилищных условий, так как на каждого члена семьи будет приходиться 50/4 = 12, 5 кв. метров, то есть больше учётной нормы.

Военнослужащему с составом семьи 3 человека предоставляют служебное жильё общей площадью 38 квадратных метров. Рождение второго ребёнка позволяет Вам вновь быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как на каждого члена семьи будет приходится 38: 4 = 9,5 квадратных метров общей площади, то есть менее учётной нормы, установленной в Вашем регионе.

Таким образом, необходимо всё подсчитать, и принять решение – получить служебное жильё или рассмотреть вариант отказа от предложенной квартиры. (Конечно, необходимо учитывать все обстоятельства – ведь не известно, когда будет предложена квартира большей площади?

Вопреки распространенному, но ошибочному мнению, отказ от получения квартиры не влечет никаких санкций – вас не передвинут в конец очереди. Однако в этом случаете вы лишитесь права на получение денежной компенсации (ссылка) за наем или поднаем жилого помещения.


Порядок предоставления служебного жилого помещения

При поступлении сведений о служебном жилом помещении, которое может быть распределено, РУЖО принимает решение о предоставлении служебного жилого помещения военнослужащему. В течение 3 дней РУЖО направляется военнослужащему Сообщение о предлагаемом жилом помещении

Внимание:сроки!
Нарушение сроков может привести к неблагоприятным последствиям

При согласии с предоставляемым служебным жилым помещением военнослужащий в пятидневный согласие с предоставлением служебного жилого помещения (отрывной корешок № 1 к Решению).


При несогласии военнослужащего с предоставляемым жилым помещением он в пятидневный срок с даты получения сообщения о предлагаемом жилом помещении направляет в РУЖО отказ от предоставления служебного жилого помещения (отрывной корешок № 2 к Решению).

В случае, если военнослужащий никак не отреагировал на полученное Сообщение в течение десяти дней с даты поступления в структурное подразделение уполномоченного органа уведомления о вручении сообщения, служебные жилые помещения предоставляются другим военнослужащим.

В целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений приказываю:

Утвердить:

Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (приложение N 1 к настоящему приказу);

Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (приложение N 2 к настоящему приказу).

Министр обороны Российской Федерации А. Сердюков

Приложение N 1

Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма

1. Для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуются - военнослужащие), имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2000, N 1 (ч. II), ст. 12; N 26, ст. 2729; N 33, ст. 3348; 2001, N 31, ст. 3173; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 19, ст. 1794; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 48, ст. 4740; 2003, N 46 (ч. I), ст. 4437; 2004, N 18, ст. 1687; N 30, ст. 3089; N 35, ст. 3607; 2005, N 17, ст. 1483; 2006, N 1, ст. 1, 2; N 6, ст. 637; N 19, ст. 2062, 2067; N 29, ст. 3122; N 31 (ч. I), ст. 3452; N 43, ст. 4415; N 50, ст. 5281; 2007, N 1 (ч. I), ст. 41; N 2, ст. 360; N 10, ст. 1151; N 13, ст. 1463; N 26, ст. 3086, 3087; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5431; N 49, ст. 6072; N 50, ст. 6237; 2008, N 24, ст. 2799; N 29 (ч. I), ст. 3411; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 44, ст. 4983; N 45, ст. 5149; N 49, ст. 5723; N 52 (ч. I), ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 11, ст. 1263; N 30, ст. 3739; N 52 (ч. I), ст. 6415) право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее именуются - нуждающиеся в жилых помещениях), они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа), к которому прикладываются следующие документы:

а) копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей - граждан Российской Федерации (далее именуются - члены их семей) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);

б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи;

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

г) документы с мест жительства военнослужащих и членов их семей с 1991 года:

выписки из домовых книг;

д) копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;

е) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации с 31 января 1998 г.;

ж) копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

з) сведения о наличии идентификационного номера налогоплательщика у военнослужащего и всех членов его семьи.

В случае если по результатам принятых военнослужащим мер документы, указанные в подпунктах "г" и "д" настоящего пункта, не могут быть получены, военнослужащие представляют документы, свидетельствующие о невозможности их получения.

Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.

2. Структурные подразделения уполномоченного органа не позднее пяти рабочих дней направляют заявления и документы, указанные в пункте 1 настоящей Инструкции, в уполномоченный Министром обороны Российской Федерации орган (далее именуется - уполномоченный орган)*.

3. Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации** и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления***, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека ****.

4. Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.

Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке - родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:

не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;

имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;

произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;

произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

б) расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;

в) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.

При рассмотрении вопросов, связанных с действиями, указанными в настоящем пункте, военнослужащие представляют в уполномоченный орган документы, подтверждающие данные факты и время их наступления.

5. Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.

Если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в пункте 1 настоящей Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру (начальнику) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.

Командир (начальник) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы в течение трех рабочих дней вручает под роспись военнослужащему указанное уведомление.

Если военнослужащий, которому направлено уведомление, участвует в мероприятиях, указанных в пункте 8 настоящей Инструкции, соответствующие командиры (начальники) в течение трех рабочих дней информируют об этом уполномоченный орган с указанием даты окончания таких мероприятий. По окончании указанных в пункте 8 настоящей Инструкции мероприятий командир (начальник) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы в течение трех рабочих дней вручает под роспись военнослужащему указанное уведомление и направляет копию уведомления в уполномоченный орган.

В случае если военнослужащим в тридцатидневный срок со дня получения указанного уведомления не предоставлены недостающие документы, уполномоченный орган выносит решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

6. Уполномоченный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях выдает военнослужащим или направляет по указанным ими адресам решения согласно рекомендуемому образцу, указанному в приложении N 2 к настоящей Инструкции, с приложением расписки в получении документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, с указанием их перечня и даты получения.

7. Уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее именуется - реестр), по рекомендуемому образцу согласно приложению N 3 к настоящей Инструкции, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации.

Обработка персональных данных военнослужащих и членов их семей, содержащихся в реестре, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"***** и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими случаи и особенности обработки персональных данных.

8. Дата принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции.

В случаях если военнослужащие, у которых появились основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, не смогли своевременно направить в структурные подразделения уполномоченного органа заявления и документы, указанные в пункте 1 настоящей Инструкции, по причине:

нахождения в служебной командировке, отпуске, на лечении;

несения боевого дежурства;

выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, военного положения и вооруженных конфликтов;

участия в боевых действиях, учениях, походах кораблей, предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также в иных мероприятиях, связанных с исполнением обязанностей военной службы вне места постоянной дислокации воинской части;

нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), положении заложника или интернированного, им при предоставлении подтверждения указанных причин справками за подписью командира (начальника) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по рекомендуемому образцу согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции, дата принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется исходя из даты возникновения права военнослужащих на признание нуждающимися в жилых помещениях, но не ранее даты возникновения указанных обстоятельств.

9. Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязаны в течение тридцати дней сообщать в структурные подразделения уполномоченного органа об изменении сведений в ранее представленных ими документах, подтверждающих право быть принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, с предоставлением соответствующих документов.

10. Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае:

а) подачи ими заявления о снятии с учета;

б) утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма;

в) получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

г) предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

д) выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях******.

Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "д" настоящего пункта, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным военнослужащим жилые помещения предоставляются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом.

Учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет.

Выписки из решений уполномоченного органа о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия выдаются (направляются) военнослужащим.

Военнослужащие, снятые с учета нуждающихся в жилых помещениях, исключаются из реестра.

11. Жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма (далее именуются - жилые помещения), распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.

12. Не позднее чем через десять рабочих дней с даты поступления в уполномоченный орган сведений о жилых помещениях, на которые оформлены в установленном порядке права собственности Российской Федерации и которые могут быть распределены, уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, извещения о распределении жилых помещений по рекомендуемому образцу (приложение N 5 к настоящей Инструкции).

Копии извещений о распределении жилых помещений направляются уполномоченным органом командиру (начальнику) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащими военной службы.

Если военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, которым направлены извещения о распределении жилых помещений, участвуют в мероприятиях, указанных в пункте 8 настоящей Инструкции, соответствующие командиры (начальники) в течение трех рабочих дней информируют об этом уполномоченный орган с указанием даты окончания таких мероприятий.

В случае, когда срок указанных мероприятий не превышает девяносто суток, реализация извещений о распределении жилых помещений приостанавливается, а в случае, когда срок указанных мероприятий превышает девяносто суток, жилые помещения распределяются между другими военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях.

13. Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений, указанных в пункте 12 настоящей Инструкции, при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие о предоставлении распределенного жилого помещения по рекомендуемой форме согласно приложению N 5 к настоящей Инструкции, обращаются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за получением выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации и в тридцатидневный срок с даты получения извещения направляют полученные выписки с копиями документов, удостоверяющих личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов). В случае, если военнослужащие и члены их семей изменяли место жительства после принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в уполномоченный орган предоставляются выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с этих мест жительства.

При несогласии военнослужащих с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган отказы от предоставления распределенных жилых помещений по рекомендуемой форме согласно приложению N 5 к настоящей Инструкции.

В случае непоступления от военнослужащих, которым направлены извещения о распределении жилых помещений, согласия с предоставлением распределенных жилых помещений, в течение пяти дней с даты поступления в уполномоченный орган уведомления о вручении извещений военнослужащим указанные жилые помещения распределяются между другими военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях.

14. Жилые помещения предоставляются по нормам, установленным статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности.

15. Предоставление жилых помещений осуществляется с учетом права на дополнительную жилую площадь.

16. Решения о предоставлении жилых помещений принимаются уполномоченным органом не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения от военнослужащих документов, указанных в пункте 13 настоящей Инструкции, при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца с даты их принятия.

В случае, если предоставленные военнослужащими документы не позволяют уполномоченному органу принять в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о предоставлении этим военнослужащим распределенных жилых помещений, уполномоченный орган в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ в предоставлении распределенных жилых помещений.

Выписки из решений о предоставлении жилых помещений по рекомендуемому образцу согласно приложению N 6 к настоящей Инструкции не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия направляются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, с уведомлением о вручении и органам (организациям), заключающим договоры социального найма жилого помещения с военнослужащими.

17. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 7 к настоящей Инструкции.

18. С военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.

Жилые помещения, договоры социального найма которых не заключены, распределяются уполномоченным органом между другими военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях.

* Почтовые адреса уполномоченного органа и структурного подразделения уполномоченного органа помещаются в каждом органе военного управления, управлении объединения, управлении соединения, воинской части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации на специальных щитах, на которых вывешивается распорядок дня, регламент служебного времени и т.д. (статья 188 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 47 (ч. I), ст. 5749; 2008, N 43, ст. 4921).

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (ч. I), ст. 14; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 13, 14, 21; N 43, ст. 5084; 2008, N 17, ст. 1756; N 20, ст. 2251; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N23, ст. 2776; N 39, ст. 4542; N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6153; 2010, N 19, ст. 2278.

*** Часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

****Пункт 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

***** Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч. I), ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52 (ч. I), ст. 6439.

****** Статья 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Приложение N 2

Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений

1. Военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуются - военнослужащие), и совместно проживающим с ними членам их семей (далее именуются - члены их семей) предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах*.

2. Для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа)**, к которому прикладываются следующие документы:

копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);

справка о прохождении военной службы;

справка о составе семьи;

копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения по месту прохождения военной службы и предоставления в связи с этим служебного жилого помещения (с 31 января 1998 г.);

справки (сообщения) бюро технической инвентаризации по месту прохождения военной службы (до 31 января 1998 г.).

3. Служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", после сдачи предоставленных по прежнему месту военной службы служебных жилых помещений.

4. В случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по нормам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции, при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

5. Военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, а в случае, если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы.

6. Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают со структурным подразделением уполномоченного органа договор найма служебного жилого помещения.

7. При изменении состава семьи военнослужащих, в результате чего площадь служебного жилого помещения, приходящаяся на военнослужащих и членов их семей, стала ниже учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан Российской Федерации общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого служебного жилого помещения, военнослужащим на основании заявления и документов, подтверждающих указанные обстоятельства, поданных в структурное подразделение уполномоченного органа, предоставляется другое служебное жилое помещение в соответствии с настоящей Инструкцией.

8. Военнослужащим, ранее обеспеченным служебными жилыми помещениями в близлежащих населенных пунктах, предоставляются по мере возможности служебные жилые помещения по месту прохождения военной службы в соответствии с настоящей Инструкцией.

* Абзац второй пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2000, N 1 (ч. II), ст. 12; N 26, ст. 2729; N 33, ст. 3348; 2001, N 31, ст. 3173; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 19, ст. 1794; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 48, ст. 4740; 2003, N 46 (ч. I), ст. 4437; 2004, N 18, ст. 1687; N 30, ст. 3089; N 35, ст. 3607; 2005, N 17, ст. 1483; 2006, N 1, ст. 1, 2; N 6, ст. 637; N 19, ст. 2062, 2067; N 29, ст. 3122; N 31 (ч. I), ст. 3452; N 43, ст. 4415; N 50, ст. 5281; 2007, N 1 (ч. I), ст. 41; N 2, ст. 360; N 10, ст. 1151; N 13, ст. 1463; N 26, ст. 3086, 3087; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5431; N 49, ст. 6072; N 50, ст. 6237; 2008, N 24, ст. 2799; N 29 (ч. I), ст. 3411; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 44, ст. 4983; N 45, ст. 5149; N 49, ст. 5723; N 52 (ч. I), ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 11, ст. 1263; N 30, ст. 3739; N 52 (ч. I), ст. 6415).

** Почтовый адрес структурного подразделения уполномоченного органа помещается в каждом органе военного управления, управлении объединения, управлении соединения, воинской части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации на специальных щитах, на которых вывешивается распорядок дня, регламент служебного времени и т.д. (статья 188 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 47 (ч. I), ст. 5749; 2008, N 43, ст. 4921).

Многие военнослужащие нашей страны проживают в служебных квартирах.

Но при этом многие граждане из категории военных не знают, порядок их предоставления.

И даже если они его получили, то не знают, как в нем прописаться? Какие документы необходимо собрать? Куда вообще следует обращаться? Кого можно прописать и как выписаться из нее, если в этом есть необходимость?

Рассмотрим все эти вопросы подробней.

Законодательное регулирование

На сегодняшний день вопрос о предоставлении ведомственного (служебного) жилья регламентируется такими законодательными нормами :

  1. Указ Президента РФ, который гарантирует предоставлением военнослужащим служебного жилья в случае отсутствия собственного;
  2. Приказ Министерства Обороны РФ №510, который является дополнением к Указу Президента РФ и гарантирует получение служебного жилья нуждающимся военнослужащим;
  3. Федеральный закон №76, в том числе и Жилищный Кодекс РФ, которые четко регулируют вопрос о нормах жилой площади для военнослужащих.

Это основные законодательства, на которые необходимо опираться в возникновении каких-либо недоразумений между военнослужащими и воинскими частями.

Кому положено служебное жилье и нормы его выдачи

Получить служебное жилье имеют полное право военнослужащие таких категорий, как:

Стоит отметить тот факт, что весь указанный перечень военнослужащих является окончательным, и только они имеют право на получение служебного жилья.

Необходимо брать во внимание, что сам процесс предоставления служебного помещения подразумевает под собой четкое соблюдение норм по жилой площади на одного военнослужащего и каждого члена его семьи.

Несмотря на тот факт, что действующим законодательством предусматривается четкая норма, в зависимости от звания самого военнослужащего положенная “квадратура” немного отличается.

На одного военнослужащего, в том числе и членов его семьи сегодня, принято считать за норму 18 квадратных метров . В обязательном порядке необходимо обращать внимание на пункты договора социального найма. Почему? Это связано с тем, что в данном договоре в обязательном порядке должны быть указаны эти нормы, и если они будут нарушены, можно смело подавать на воинскую часть жалобу.

При этом в реальной жизни семья военнослужащего при получении ведомственного жилья может рассчитывать на 9 квадратных метров жилой площади на каждого из них. В свою очередь 18 кв. метра рассчитывают военнослужащие, у которых семья складывается из 4 и больше человек, включая несовершеннолетних детей.

Необходимо понимать, что при выдаче жилплощади с квадратурой в 9 кв. метров на каждого человека предоставляется исключительно с согласия военнослужащего. Но, если учитывать, что не редко встречаются ситуации, когда решение принимается в добровольно-принудительном порядке, то лучше уже довольствоваться тем, что есть.

Порядок предоставления служебного жилья

Многие военнослужащие нашей страны не знают о том, куда необходимо обращаться и как нужно правильно писать заявление.

Рассмотрим эти вопросы по отдельности.

Куда следует обращаться?

Для того, чтобы иметь возможность получить служебное жилье из служебного фонда военного исполнительного ведомства по месту прохождения воинской службы военнослужащим, необходимо обращаться непосредственно в Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ .

Как написать заявление

При обращении помимо основных документов, военнослужащий должен в обязательном порядке предоставить соответствующее заявление .

Если говорить о самом заявлении, то в нем обязательно должны содержаться такие сведения, как:

  • инициалы заявителя;
  • паспортные данные;
  • наименование учреждения, куда оно подается;
  • адрес, где военнослужащий проходит свою службу по контракту;
  • дату составления и подпись.

Перечень необходимых документов

Если с самим заявлением проблем возникнуть не должно, то при этом еще нет повода для радости, поскольку необходимо знать об основном перечне документов, которые сопровождают само заявление.

Согласно действующему законодательству, совместно с заявлением необходимо предоставить такой перечень документов :

  • выписку об отсутствии собственного жилья у самого военнослужащего, а также у каждого члена его семьи, с которыми он претендует на получение служебного жилья. Эта выписка предоставляется из единого реестра базы в паспортном столе. Более того, в этой выписке должны быть указаны сведения о том, что за последние 5 лет военнослужащий не продавал и не покупал никакой недвижимости, в противном случае могут отказать в предоставлении служебного жилья;
  • копию свидетельства о регистрации брака. Если военнослужащий разведенный, необходимо предоставить копию соответствующего свидетельства;
  • копию паспорта самого военнослужащего, а также членов его семьи. Если есть дети, необходимо предоставить копии свидетельства об их рождении;
  • копию документов о прохождении воинской службы именно в том регионе, где хочет получить служебное жилье военнослужащий;
  • оригинал ;
  • документы, которые подтверждают факт отсутствия жилья, которое получено по договору социального найма;
  • и, собственно говоря, само заявление.

Помимо этого основного перечня документов, могут попросить справку, в которой указан регион проживания несовершеннолетних детей, которые остались проживать с матерью после развода либо же предъявить другие документы.

Порядок регистрации

Процесс оформления

Процесс регистрации военнослужащего в служебном жилье заключается в следующем:

Согласие либо же отказ от регистрации:

  • если же рапорт приняли и при этом дали положительное решение по этому вопросу, необходимо полученный письменный ответ совместно с необходимыми документами передать в паспортный стол в том регионе, где расположена воинская часть;
  • если же, по мнению военнослужащего отказ в предоставлении права на регистрацию последовал незаконно, он имеет все основания обратиться в судебный орган либо же в военную прокуратуру.

Стоит отметить, что давать разрешение либо же отказ в регистрации нет необходимости, если прописанный военнослужащий решил дополнительно прописать в служебной квартире несовершеннолетнего ребенка либо же детей.

Документы

Для регистрации военнослужащего необходимо предъявить такие документы :

  • документ, в котором указано согласие владельцев квартиры на прописку в нем военнослужащего. Такой документ выдают в Департаменте Министерства Обороны в конкретном регионе проживания;
  • оригиналы и копии паспортов всех членов семьи, которые претендуют на прописку. Если есть дети, необходимы также и оригиналы с копиями свидетельств о рождении;
  • заявление на оформление прописки;
  • рапорт.

Стоит отметить, что процедура прописки является бесплатной и за нее платы не берут.

Само заявление составляется по форме №6, только помимо адреса воинской части необходимо указывать адрес самого жилья, где оно расположено.

Все документы должны подаваться лично военнослужащим и никакие доверенности в этом случае не действуют.

Как пишется рапорт?

Рапорт подается командиру воинской части, который дает свое согласие на прописку в служебном жилье.

В этом документе в обязательном порядке должны содержаться такие сведения:

  • инициалы военнослужащего;
  • какое звание;
  • какой состав семьи;
  • просьбу о даче разрешения на прописку.

Как видно, процедура оформления прописки в служебной квартире довольно-таки несложная и с ней может справиться любой военнослужащий нашей страны.

Возможно ли приватизировать служебное жилье

Согласно Федеральному закону “О приватизации жилищного фонда Российской Федерации” военнослужащие, которые проживают в квартире, предоставленной государством либо же муниципальным органом по соглашению о найме, имеют полное право на ее приватизацию.

Военнослужащие, включая членов их семей, имеют полное право на безвозмездное оформление в свою собственность занимаемых ими квартир либо же домов. Однако есть небольшие исключение: квартиры либо же другие жилые помещения не могут быть приватизированы, если они расположены в городках закрытого типа. Если говорить простыми словами, то это имеет прямое отношение к военным городкам, куда ограничен доступ гражданских лиц.

Для того, чтобы иметь возможность приватизации, необходимо, в первую очередь, изменить статус этого жилья и оформить передачу в муниципальную собственность.

После этой процедуры, квартира либо же другое жилое помещение больше не будет иметь статус служебного жилья и есть все основания для ее дальнейшей приватизации.

Но необходимо учитывать, что на это уйдет уж очень немало времени и нервов, но, как показывает практика – это того стоит.

Порядок выселения

Законом четко предусматривается, что выселить из служебного жилья можно только в том случае, если военнослужащий увольняется либо же переводиться в другой регион.

В том случае, если военнослужащий увольняется либо же переводиться на новое место службы, служебное жилье в обязательном порядке подлежит сдаче и соответственно все прописанные в нем выписываются.

Помимо этого необходимо помнить об еще одном нюансе: соглашение можно разорвать при добровольном соглашении сторон либо же если военнослужащий приобрел в собственность свою личную недвижимость.

Согласно Жилищному Кодексу РФ, военнослужащий обязан при наступлении каких-либо вышеуказанный условий выселиться из квартиры в течение 3 месяцев .

Если же военнослужащий отказывается от выселения в добровольном порядке, это могут сделать принудительно по решению судебной инстанции.

В обязательном порядке, специальная комиссия перед приемом квартиры проверяет ее состояние. Если же выясниться, что оно после сдачи является неудовлетворительным, военнослужащий должен будет компенсировать убытки.

Как отказаться от данного вида жилья

Если речь идет о том, как отказать от служебной квартиры, которую предлагают военнослужащему, то здесь необходимо обратиться к инструкции, которая четко прописана в Приказе Министерства Обороны №1280.

В ней четко указано, что после того, как военнослужащему предложили жилую площадь, в течение последующий 5 дней он имеет все права для того, чтобы отказаться от нее.

В течение этого периода он уведомляет об этом соответствующий орган, который предоставляет это жилье, о своем несогласии.

В том случае, если от военнослужащего не поступило никаких уведомлений, соответствующий орган имеет право на предоставление этого жилья другим нуждающимся военнослужащим, которые включены в список и идут по очереди за отказавшимся от жилья военным.

О предоставлении служебного жилья смотрите в следующем видеосюжете: