Страны лидеры индустриального развития 20 века презентация. Индустриальное общество в начале XX века

Урок 2. Индустриальное общество в начале 20 века

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: дать учащимся представление о мире XX века, его устройстве и основных проблемах, охарактеризовать основные перемены в социально-экономической жизни общества; развивать умение сравнивать состояния общества в разные периоды времени, высказывать собственное мнение по актуальным вопросам.

Прививать интерес к мировой истории, развивать мышление, воспитывать толерантное отношение к различным точкам зрения одноклассников.

Основные понятия: урбанизация, тресты, синдикаты,инвестиции, инфраструктура, милитаризация.

Оборудование: учебник, компьютер, карта мира.

Ход урока:

    Проверка домашнего задания

Проверка заполнения таблицы, заданной на уроке №1

    Мотивация и актуализация.

    Что такое Новейшая история?

    На какие эпохи делится Новейшая история?

    Что такое модернизация и как она может проходить?

    Изучение нового материала.

    Обобщение и систематизация знаний

План новой темы.

    Новая индустриальная эпоха.

    Бурный рост городов и городского населения

    Концентрация производства и капитала

    Антимонопольная (антитрестовская) политика.

    Усиление роли государства в экономической жизни.

    Социальный реформизм в начале века

    Два пути реализации накопленного экономического потенциала.

Новая тема.

    Новая индустриальная эпоха.

В начале 20 века наступил новый этап индустриальной эпохи - вторая промышленно-технологическая революция. Особенность развития в этот период - ускорение перемен .

В 1903 г. в воздух только поднялся первый самолет, а уже в 1919 г. был совершен перелет через Атлантический океан. Новыми бурно растущими отраслями стали автомобильная, электротехническая и нефтехимическая промышленность. Начался век электрических и дизельных моторов, автомобиля и самолета, телефона и телеграфа, радио.

В чем причина таких быстрых перемен в экономическом развитии?

Стремительное и массовое внедрение новых технологий были обусловлены обострившейся конкуренцией не только между предприятиями, но и между странами, которые стремились опередить соперников.

К началу Первой мировой войны для нескольких ведущих индустриальных стран ускоренное развитие тяжелой промышленности как основы индустриализации завершилось .

Технологической зрелости в начале 20 в . достигли несколько передовых стран - Великобритания, Германия, Франция, США, Бельгия.

На путь ускоренной индустриализации встали Россия, Швеция, Италия, часть Австро- Венгрии, Канада, Япония .

Остальные страны индустриализацию осуществлялис отставанием, это называлось догоняющее развитие .

    Бурный рост городов и городского населения

В начале века в передовых странах промышленное производство уже преобладало над сельскохозяйственным.

Процесс увеличения занятости в промышленности и сокращение работников в сельском хозяйстве был характерен для всех стран, в которых происходило формирование индустриального общества.

Так как городское население быстро увеличивалось, количество городов также возросло. В 1880 г. в Европе насчитывалось 8 городов с населением свыше 1,5 млн человек, а в 1914 г. их число увеличилось до 29 .

Быстрый рост городов в начале 20 в. ( урбанизация ) происходил потому, что из села шел огромный отток населения в города. Выходцы из деревни пополняли ряды рабочих.

В начале 20 в. начинается массовое производство промышленных товаров. Раньше было массовым только производство продуктов питания и одежды. В начале века появляется поточное производство и первые конвейерные линии. Первый конвейер по выпуску автомобилей был запущен Генри Фордом в 1914 г. Изменился сам характер труда: он становится монотонным, изнуряющим.

Наиболее важными чертами развития индустриального общества стало начало массового производства промышленных товаров, концентрация производства и капитала, усиление регулирующей роли государства в экономике и особенно расширение социальных функций государства.

Массовое промышленное производство меняло быт и условия жизни людей. В домах рабочих в Англии появляются газовые плиты, в многоэтажных домах - лифты, массовым становится производство швейных и пишущих машинок. Телефоны появляются не только в конторах, но и в квартирах.

Америка была охвачена бумом строительства небоскребов . В Лондоне, Нью-Йорке, Бостоне, Париже, Будапеште и других крупных городах массовым видом транспорта становится метрополитен . Миллионными тиражами издаются газеты . На улицах, уже освещаемых электрическими фонарями, появляется все больше трамваев и автомобилей .

    Концентрация производства и капитала

В начале 20 в. усилились процессы концентрации производства и капитала. Укрупнение промышленных предприятий, вплоть до их слияния и централизованного управления, отвечала задачам массового производства стандартной однотипной продукции.

В США это были корпорации и тресты, в Германии синдикаты и картели.

    Тресты, корпорации - объединение небольших предприятий в единое целое.

    Синдикаты, картели – совместный сбыт однотипной продукции большого числа независимых предприятий.

В начале 20 в. усилились процессы концентрации банковского капитала. Появились гигантские акционерные банки , способные обслуживать крупнейшие предприятия, которые требовали больших инвестиций - вложений в производство.

Слияние промышленного и банковского капитала привело к формированию финансового капитала. Банки уже не просто предоставляли ссуду предприятию, но и становились держателями пакетов акций предприятий и участвовали в управлении производством. Так формировался финансовый капитал .

    Антимонопольная (антитрестовская) политика.

Процессы концентрации в экономике сопровождались попытками установить цены по сговору, ограничить конкуренцию и получить дополнительные доходы.

Антимонопольное законодательство было создано для регули рования конкуренции, создания возможностей для состязания между крупными корпорациями, а также обеспечение возможности доступа на рынок новых поставщиков.

    Усиление роли государства в экономической жизни.

К началу 20 столетия исчерпал себя частно-хозяйственный вариант рыночного саморегулирования. Постепенно (с конца 19 в.) стала складываться смешанная рыночно-государственная экономика . При содействии или активном участии государства формировалась инфраструктура индустриального общества , т. е. базовые системы ,

транспортная система - дороги,

финансовая система - стабильная национальная валюта,

энергетическая система - производство электроэнергии,

социальная система - социальное страхование, образование, медицина.

Государство, путем принятия законов и создания специальных органов государственного управления, стало активно регулировать экономические отношения, устанавливая правила поведения на рынке для коммерческих банков и корпораций, мелкого бизнеса и индивидуальных предприятий, поставщиков и потребителей.

Таким образом, государственное регулирование становится одним из важнейших факторов развития капиталистической экономики.

    Социальный реформизм в начале века

Государство начинает активно участвовать в разрешении конкретных трудовых конфликтов между бастующими рабочими и капиталистами.

Инициатором социальных реформ стала Германия. В 1880-е гг. правительство Бисмарка начало осуществлять план социального страхования . К 1914 г. во всех европейских странах были приняты законы о компенсации за производственный травматизм, различные системы страхования и вспомоществования (по случаю болезни, инвалидности и др.). Был введен 8-часовой рабочий день для отдельных категорий рабочих. Во многих европейских государствах в начале века был запрещен детский труд , были приняты законы о пенсиях по старости для рабочих. Государственная обязательная светская школа с бесплатными завтраками стала общим явлением для развитых стран Европы.

Основные социальные реформы в начале 20 века. Социальное страхование в случае травмы, болезни инвалидности, запрещение детского труда, пенсии по старости, 8-часовой рабочий день, создание государственных обязательных школ.

    Два пути реализации накопленного экономического потенциала.

В начале 20 в. определились два пути реализации накопленного экономического потенциала.

    Один путь - социальные реформы ,

(Перераспределение части производимого богатства на социальные цели для преодоления негативных последствий урбанизации, ликвидации контрастов богатства и нищеты, оздоровления окружающей среды)

    Другой путь -милитаризация

(Подготовка к войне. Такой путь избрали Германия, Япония).

Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.

Вопросы для беседы:

    Назовите главные черты развития индустриального общества.

    Какие страны достигли технологической зрелости к началу XX в., а какие встали в это же время на путь ускоренной индустриализации?

    Какие два пути были возможны для стран при реализации накопленного экономического потенциала?

Подведение итогов урока.

На этом уроке мы познакомились со вторым этапом промышленно-технологической революции, узнали его причины и последствия как в экономическом, так и в социальном плане.

Домашнее задание:

    учебник: § 1. Индустриальное общество в начале XX в, прочитать стр. 8-16.

    В тетради письменно ответить на вопросы №1,4,6,8 на стр. 16 учебника.

Тема: «Индустриальное общество в начале 20 века».

Задачи: 1. Изучить периодизацию новейшей истории и процессы присущие периодам новейшей истории;

2. сформировать первоначальное представление о масштабах, достижениях и проблемах 20 века;

3. выявить причины важнейших перемен в экономике стран Европы;

4. сформулировать основные черты индустриального общества;

5. развивать умение группировать исторические факты по предложенным критериям и делать обобщающие выводы.

Оборудование: карта «Мир в конце 19 – начале 20 века».

Ход урока.

    Организационный момент.

20 век – близкая история. Изучение которой будет строится не только на материале учебника, но на документах, воспоминаниях участников событий, материалах СМИ.

    Изучение нового материала.

а/ работа с линией времени:

Посмотрите форзац учебника, познакомьтесь с датами 20 века;

Отметьте на линии времени даты: 1917г, 1945г, 1989г.

Какое событие связано с каждой из этих дат. Согласны ли вы с мнением участников европейского семинара учителей, что эти даты являются ключевыми в истории 20 века?

б/ работа с таблицей:

какие технические достижения и открытия имели место в период первой технической революции?

Первая промышленная революция 18-19 вв.

Вторая промышленно- технологическая революция конец19- пер. пол. 20 века.

Третья промышленно-технологическая революция с 70-х гг. 20 века.

Век парового двигателя, машиностроения, домен, ткацкого станка, железной дороги.

Век самолётов, радио, электричества, телефона, автомобиля.

Век микроэлектроники, биотехнологий, информационных технологий.

в/ работа с понятиями, схемами:

Что такое модернизация (работа со словарём учебника).

Не все страны одновременно вступили в процесс модернизации. Назовите наиболее развитые государства.

Эшелоны модернизации:

1 эшелон: страны передовые, индустриальные;

2 эшелон: страны «догоняющего развития»;

3 эшелон: традиционные страны.

Как вы понимаете термин «догоняющее развитие»?

Объясните понятие «традиционные страны».

Назовите страны 1, 2, 3, эшелонов.

В результате промышленно – технологических революций 20 века в обществе произошёл переход от индустриального общества к постиндустриальному.

- дайте определение понятиям: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.

Вторая промышленно- технологическая революция.

Сущность.

Ускоренное развитие новых отраслей промышленного производства, техники, технологии. (машиностроение, автомобильная промышленность, электротехническая, нефтехимия).

Причины.

Исчерпаны возможности повышения эффективности производства в рамках прежних научно-технических изобретений. Фундаментальные открытия и изобретения.

Особенности.

Быстрое внедрение новых достижений науки и техники, развитие новых отраслей промышленности.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА:

1.начало массового производства промышленных товаров;

2. концентрация производства и капитала.

3. усиление регулирующей роли государства в экономике.

4. расширение социальных функций государства.

г/ работа в группах:

Отметить особенности развития каждой страны;

К чему может привести неравномерное экономическое развитие?

3. итог урока. Домашнее задание. П.1-2, ответить на вопросы к статистическим таблицам на с.22.

Индустриальное общество в начале 20 века окончательно сформировалось. Какими признаками и особенностями оно характеризуется? Постараемся ответить на этот вопрос.

Когда появилось понятие?

Термин появился еще в 19 веке.

Он возник как противоположное значение «отсталой» экономики, «старого режима», традиционной (аграрной) модели развития.

Признаки в начале 20 века

Историческая и экономическая науки выделяют следующие признаки:

  • урбанизация;
  • классовое деление общества;
  • индустриализация;
  • представительная демократия;
  • смена политических элит;
  • малая в сравнении с современным обществом;
  • развитие точных наук, технологий;
  • демографический спад;
  • формирование потребительского мышления;
  • складывание национальных государств;
  • окончательное оформление частной собственности;
  • борьба за ресурсы.

Урбанизация

Индустриальное общество в начале 20 века характеризуется развитием урбанизации, то есть ростом городов.

Люди в поисках работы начинают переезжать из традиционных сельских мест в крупные промышленные центры. Города нового типа - это не средневековые крепости. Это мощные гиганты, поглощающие в себя людские и материальные ресурсы.

Классовое деление общества

Становление индустриального общества в начале 20 века связано с классовым делением общества.

Аграрная модель развития также не знала равенства между людьми. Но в ней существовали сословия, то есть положение в обществе в зависимости от рождения. Невозможен был переход между ними. Например, крестьянин никогда не мог стать дворянином. Редкие случаи, конечно, были, но они составляют исключения из правил.

При классовом делении хоть и наблюдается антагонизм, то есть нетерпимость, конфликт, ущемление в правах, однако переход из одного класса в другой возможен. Рождение уже не играло никакой роли. Даже самый нищий пролетарий мог стать промышленным магнатом, получить политическое влияние и привилегированное положение.

Смена элит

Также индустриальное общество в начале 20 века характеризуется сменой элит.

Как политических, так и экономических. Связано это с тем, что сменился характер войны. Раньше от профессиональных воинов, умеющих мастерски владеть оружием, зависели исходы битв. С появлением пороха, тяжелых пушек, кораблей нужны были деньги на развитие. Теперь любой новичок при помощи ружья мог спокойно застрелить даже виртуозного в боевом искусстве японского самурая. История Япония служит ярким примером. Новые, наскоро собранные полки с мушкетами побеждали в гражданской войне профессионалов с холодным оружием, всю жизнь занимающихся самоподготовкой.

Этот же пример можно привести и в отечественной истории. В начале 20 века все страны мира имели на вооружении рекрутские многочисленные армии с огнестрельным оружие.

в начале 20 века: демографический спад

Развитие науки и техники привело к существенному снижению рождаемости. Это обусловлено тремя причинами:

  • Рынок требует профессиональных людей.

Уже недостаточно иметь руки и ноги, необходимо образование.

Востребованы техники, инженеры. На образование уходит много времени. Женщинам уже некогда рожать по 5-6 детей, как это было ранее, так как на них нужно много времени, что не позволит развиваться профессионально.

  • Отсутствие в необходимости земельного поощрения.

Во многих обществах за количество детей, особенно мужского пола, предоставлялись различные поощрения в виде земельных наделов. С каждым поколением общая их площадь перераспределялась в зависимости от потребностей. Одни люди умирали по причине болезней, эпидемий, войн. Поэтому долгосрочной частной собственности на землю не существовало. Она всегда перераспределялась. От количества детей зависело, какой надел получала семья. Поэтому на подсознательном уровне люди радовались новым членам семьи вовсе не по причине любви к детям, а из-за возможности увеличить наделы.

  • Дети превращаются не в помощников, а в «нахлебников».

Индустриальное общество в начале 20 века (Великобритания, Франция) показывает, что новые члены семьи превращаются в «обузу», иждивенцев.

Ранее детский труд на земле был нормой, а значит, дети не только кормили себя, но и пожилых членов семьи. На земле по своим силам может найти работу любой человек. Те, кто живут в сельской местности, знают, что дети и подростки помогают по хозяйству: пропалывают грядки, поливают огород, присматривают за животными. В городах же их помощь не требуется. Максимум уборка по квартире, которая не приносит дохода.

Формирование потребительского мышления

Индустриальное общество в начале 20 века стало отличаться новым мышлением - потребительским.

Что это значит? Люди начинают производить не средство пропитания на земле, а деньги, на которые это все покупается. На земле лишние продукты не нужны. Зачем производить две тонны картофеля, если на пропитание за год уходит только одна. Продавать тоже бесполезно, так как на земле работают все, поэтому продукция сельского хозяйства никому не нужна. С развитием технологий и переходом на рыночные отношения все меняется. Люди начинают получать деньги за свой труд. Чем больше денег, тем лучше жизнь. В бессмысленно работать больше, чем нужно. В индустриальном - все меняется. Чем успешнее человек, тем больше он может себе позволить: собственный замок, автомобиль, лучшие условия жизни. Остальные начинают также стремиться к богатству. Все хотят жить лучше, чем сейчас. Это и называется потребительским мышлением.

«СССР в послевоенные годы» - Изменения в уставе партии. Задание: какие эмоции вы испытали при чтении текста параграфа? Эпиграф: Задание: рассмотрите советские плакаты, относящиеся к данной эпохе. Дальнейшее ужесточение режима было невозможным. 4. Красная шляпа. 6. Зелёная шляпа. Уничтожение Сталиным возможных конкурентов в борьбе за власть.

«Перестройка» - Лекция 4 Перестройка. Перевод в долларах по курсу Госбанка СССР. Е. Ясин 2010. Вопросы: Вашингтон: Всемирный банк, 1993. Источник: Гайдар, Гибель империи, сс.114-118. Источник: Стратегия реформ в продовольственном и аграрном секторах экономики бывшего СССР. Внешняя торговля СССР со странами ОЭСР. Цены на пшеницу на мировом рынке.

«Политика Хрущева» - 1964 – пленум ЦК КПСС. И.И. Иванов Знаменитый механизатор. Начало освоения целины. Тут спорили и вспоминали с благодарностью. « Если бы мы так работали как вы, мы бы в трубу вылетели.» Этап укрупнения колхозов. Производство электроэнергии Добыча нефти в СССР. Ответ аргументируйте. «Портретная галерея».

«Михаил Горбачёв» - Политика. Биография. Карьера. Работу выполнил студент 6 группы 1 курса МЭО, Санько Д.С. Михаил Сергеевич Горбачев.

«Ельцин президент» - Дорогие друзья! Работа по группам: И я не должен мешать естественному ходу истории. Я хочу попросить у вас прощения. Не по моему характеру! Дорогие россияне! За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. Вы заслужили счастье. I этап - Постановка учебной задачи: вступительное слово учителя создание противоречия.

«Культура 20 века» - Основатель: П. Пикассо. Киноискусство. Социалистический реализм. Развитие транспорта и современных средств связи. Рекомендуем прочесть. Экологические проблемы техногенные катастрофы. Американские архитекторы (Райт, Фуллер, Ямасаки). Открытие ядерной энергии. Представители: М. Дюшан, М. Эрнст, Т. Тцара.

Всего в теме 15 презентаций

Cлайд 1

Индустриальное общество в начале XX века. Домашняя работа: Параграф 1 читать 7, 9 вопрос письменно Устно все вопросы к таблицам страница 22 Понятия выучить

Cлайд 2

Самостоятельная работа 1 вариант Модернизация Демократизация Традиционное общество Индустриализация 2 вариант Индустриальная революция Гражданское общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество

Cлайд 3

План урока Причины научно-технической революции Характерные черты новой индустриальной эпохи

Cлайд 4

Понятия Трест – одна из форм объединения предприятий, при котором входящие в него предприятия полностью теряют свою коммерческую самостоятельность и подчиняются единому управлению. Корпорация – акционерная компания. Синдикат – объединение осуществляющая общую коммерческую деятельность при сохранении производственной самостоятельности

Cлайд 5

Понятия Картель – объединение, участники которого устанавливают единые цены на продукцию, договариваются об объемах производства, делят рынки сбыта. Инвестиции - денежные средства, которые вкладываются в предприятие с целью участия в управлении, и получения дохода от участия в его деятельности. Акционерное общество – предприятие, капитал которого образуется путем продажи акций

Cлайд 6

Причины научно-технической революции Востребованность новых технологий Конкуренция за массового покупателя новых товаров, не только между производителями, но и странами. Догоняющее развитие стран «третьего эшелона»

Cлайд 7

Характерные черты новой индустриальной эпохи Развитие тяжелой промышленности Ускорение перемен, развитие новых отраслей промышленного производства, новой техники и технологии. Преобладание промышленного производства над сельскохозяйственным

Cлайд 8

Характерные черты новой индустриальной эпохи Отток населения в город Бурный рост городов и городского населения Массовое производство промышленных товаров

Cлайд 9

Характерные черты новой индустриальной эпохи Концентрация производства и капитала Образование финансового капитала В результате этих процессов государство вынуждено было проводить антитрестовую политику, как следствие – участие в экономике государства