Чем опасен ошибочно выделенный в платежке ндс спецрежимнику. Возврат ошибочно перечисленных денежных средств: советы бухгалтера Ндс по ошибочно перечисленным суммам

В деловой практике иногда происходит так, что денежные средства уходят не по адресу или в большем количестве, чем это предусмотрено. В обоих случаях компании или индивидуальному предпринимателю необходимо предпринять усилия, чтобы был осуществлен возврат ошибочно перечисленных денежных средств.

Почему деньги организации перечисляют не по нужному адресу?

Причин столь неприятной ситуации может быть несколько:

  • Во-первых, может произойти ошибка в реквизитах контрагента. Подобные неточности могут закрасться в документы при поступлении их по факсу, что связано со спецификой данного вида связи. Может ошибиться и бухгалтер при наборе платежного поручения. При электронном документообороте такие ошибки очень редки, поскольку данные сразу можно импортировать в платежное поручение.
  • Во-вторых, может иметь место ошибка банковского учреждения. Такие случаи очень редки, но бывают.
  • В-третьих, деньги могут быть перечислены повторно уже по исполненному договору. Подобные ситуации не так уж и редки. Причин множество: начиная от невнимательности бухгалтера и заканчивая сознательным выставлением контрагентом повторного счета-фактуры.
  • Наконец, в третьих, может произойти намеренное искажение реквизитов для того, чтобы средства ушли на нужный злоумышленникам адрес. Эта схема сопряжена с мошенничеством.

Какие шаги надо предпринять для возврата средств?

Возврат ошибочно перечисленных денежных средств потребует от организации, осуществившей такой платеж, некоторых усилий. Приведем их последовательность, которая выработана годами:

  1. Сначала следует обратиться в банк, осуществивший платеж, и попытаться отменить транзакцию. Это делать должен главбух или человек, имеющий право на такое общение с банковским учреждением.
  2. Если первый пункт невыполним, то надо позвонить в организацию или ИП, в адрес которых ушли деньги, предупредить, что транзакция проведена ошибочно, и попросить вернуть средства без формальностей.
  3. Если на другом конце провода на добровольное сотрудничество не пошли, следует подготовить официальное письмо. В этом обращении необходимо четко обосновать, почему произошла ошибка, и убедительно попросить, чтобы деньги вернули. За образец письма на возврат ошибочно перечисленных денежных средств можно взять обращение к налоговой инспекции по возврату или зачету излишне уплаченных налогов. Следует иметь в виду, что это письмо может затем использоваться в судебных процессах, поэтому аргументы желательно подвести под законодательную базу.
  4. Если на письмо получен отрицательный ответ или обращение вообще проигнорировано, можно начинать подготовку к арбитражу.

Добровольный возврат

Организация, получившая ошибочный платеж, может добровольно и безропотно вернуть его. Однако у нее даже при такой операции возникают налоговые риски. Дело в том, что возврат ошибочно перечисленных денежных средств с НДС или без существенно различается. Для организаций на основной системе налогообложения (с НДС) эту операцию нужно обязательно провести по документам и серьезно обосновать, чтобы убрать подозрения налоговой службы в манкировании безналичными деньгами.

Возврат ошибочно перечисленных денежных средств при УСН сделать проще, поскольку здесь в бухучете используется кассовый метод, когда налог платится лишь со средств, представляющих доход.

Однако в обоих случаях одного звонка от пострадавшей компании для обоснования возврата будет мало. Нужно обязательно письмо на бумажном носителе или в электронной форме. В последнем случае желательна цифровая подпись.

Устным обращением обычно удается обойтись лишь в случае банковской ошибки. Оператор учреждения увидит, где совершена неточность, и устранит ее. Каким путем – это их дело.

Кто может рассудить спорящих?

Если просьбы вернуть финансы не возымели действия, можно начинать принудительный возврат ошибочно перечисленных денежных средств. В настоящее время в РФ коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей может рассудить только арбитражный суд. Следует написать исковое заявление в судебную инстанцию по месту регистрации заявителя.

К заявлению прилагается целый набор документов, причем как оригиналов, так и копий. Главное, что там должны находиться платежные поручения, подтверждающие ошибку, и письмо с просьбой о возврате денег.

Гражданский кодекс в статье 1102 подсказывает формулировку, как оформить возврат ошибочно перечисленных денежных средств через выставление претензии. В иске следует сослаться на «неосновательное обогащение» за счет другого лица. Причина возникновения ошибки для судей определяющего значения иметь не будет.

Ответственность получателя за невозврат средств

Получатель платежа должен помнить: если возврат ошибочно перечисленных денежных средств будет произведен с задержкой, то придется заплатить проценты за пользование посторонними деньгами. Срок такого пользования начнет отсчитываться с момента, когда получатель узнал об ошибочной сути платежа. Если точный момент не удастся определить, судьи примут во внимание время, когда контрагент должен был узнать о такой транзакции.

Более сложный случай наступает, когда деньги вообще не хотят возвращать. Процесс изъятия средств тогда может принять весьма затяжной характер. Правда, однако, все равно на стороне пострадавшего, а получатель может получить серьезные неприятности в виде обоснованных претензий еще и за упущенную выгоду. Если доказано мошенничество – это дело уже правоохранительных органов.

Какие выводы можно сделать из допущенных ошибок?

Возврат ошибочно перечисленных денежных средств, как видно из приведенного выше материала, сопряжен с множеством проблем и мероприятий по их решению. Следует посоветовать такие меры:

  • Тщательнейшим образом проверять реквизиты контрагента, в том числе и с помощью сервисов Федеральной налоговой службы. Если платежное поручение заполняет неопытный бухгалтер, проверять документ должен и руководитель отдела.
  • Стараться принимать реквизиты только по электронной почте, чтобы избежать неточностей отражения данных при передаче документов по факсу.
  • Вносить сразу в базу данных все реквизиты партнеров, даже если сделки носили разовый характер.
  • Перечислять деньги поэтапно в пределах одной сделки лишь после сверки расчетов по предыдущему этапу.

Советы несложные, но они помогут избежать перечисленных неприятностей.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ вынесла решение вернуть уплаченный НДС компании, которой налоговая инспекция отказала в возмещении НДС на основании того, что приобретенные услуги данным налогом не облагаются (Определение ВС РФ от 24 октября 2016 г. № 305-КГ16-6640 по делу № А40-79255/2014).

Судебный спор начался после того, как по результатам камеральной проверки за II квартал 2013 года налоговая инспекция отказалась возместить компании, занимавшейся авиаперевозкой пассажиров, НДС в размере 9,4 млн руб. за приобретенные услуги наземного обслуживания судов. Решение было мотивировано тем, что данные услуги освобождены от налогообложения НДС (подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ), в связи с чем налогоплательщик был не вправе включать суммы НДС по ним в состав вычетов, вне зависимости от наличия выделенной суммы налога в выставленных контрагентами счетах-фактурах.

Не согласившись с такой позицией, компания обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа и требованием выплаты процентов за пользование денежными средствами. Суд полностью удовлетворил требования компании. В обоснование судья указал, что выставление контрагентом счета-фактуры при реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, с выделением налога по ставке 18% или 10%, не может являться основанием для отказа в вычете по полученным счетам-фактурам (подп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ).

Однако суды в апелляции и кассации заняли позицию налогового органа (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2015 г. и Арбитражного суда Московского округа от 28 марта 2016 г. по делу № А40-79255/2014). В данном случае суды исходили из того, что услуги, приобретенные компанией, не облагаются НДС (подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ), а выставленные контрагентами счета-фактуры с выделенными суммами НДС не соответствуют положениям подп. 10 п. 5 ст. 169 НК РФ, а значит не могут являться основанием для применения налоговых вычетов по НДС.

Вместе с тем, в жалобе, которую компания направила в ВС РФ, она указала, что в данном случае речь идет о иного рода услугах, не связанных с обслуживанием воздушного судна (обслуживание, доставка, посадка и высадка пассажиров, обслуживание бизнес-зала, обработка и доставка грузов, коммерческое обслуживание пассажиров и т. д.). Соответственно, льгота, установленная подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, не может быть применена.

Судебная коллегия ВС РФ, в свою очередь, обратила внимание на то, что законодательство не содержит перечня услуг, подпадающих под определение НК РФ "услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов". Следовательно, под данными услугами, по мнению Судебной коллегии ВС РФ, следует понимать любые услуги, оказанные заказчику в рамках заключенных договоров и направленные на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом.

Вместе с тем, обязанность продавца уплатить НДС в бюджет и право покупателя применить налоговый вычет связаны с одним и тем же юридическим фактом – выставлением счета-фактуры. Право покупателя на такой вычет ставится в зависимость от предъявления ему продавцом сумм НДС посредством счета-фактуры (п. 1 ст. 169 НК РФ). А обязанность продавца перечислить сумму этого налога в бюджет обусловлена выставлением им счета-фактуры с выделением в нем соответствующей суммы отдельной строкой (п. 5 ст. 173 НК РФ). Соответственно, компания, приобретавшая услуги наземного обслуживания судов, оказываемых в аэропортах, и получившая от контрагентов счета-фактуры с выделением НДС, вправе была использовать соответствующие вычеты, а контрагенты были обязаны уплатить НДС в бюджет.

Таким образом, у судов апелляционной и кассационной инстанций отсутствовали правовые основания для отказа обществу в удовлетворении заявленных требований.

Напомним, что позиция Минфина России в данном вопросе совпадает с мнением налоговиков. Финансисты также считают, что невозможно вернуть "входной" НДС, если поставщики его не перечислили в бюджет. Причем, поставщики, выставившие счет-фактуру с НДС, не обязаны были перечислять налог в бюджет в силу того, что услуги НДС не облагаются. Представители Минфина России порекомендовали компании в аналогичной ситуации обратиться к поставщикам и потребовать от них возврата необоснованно перечисленных сумм в качестве неосновательного обогащения (письмо Минфина России от 17 августа 2016 г. № 03-07-03/48174 "О возмещении из бюджета сумм НДС").

Мы применяем УСН с объектом «доходы минус расходы». По ошибке заплатили поставщику товаров вместо 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.) 181 000 руб. Продавец вернул нам на расчетный счет переплату - 63 000 руб. В назначении платежа контрагент указал, что данная сумма включает НДС. Из-за этого налоговики требуют пояснений, почему мы не заплатили НДС и не сдали по нему налоговую декларацию. Что нам ответить инспекторам?
Бухгалтер ООО «Море» Н.Ю. Большакова

На вопрос отвечает Екатерина Постникова , эксперт журнала «Упрощенка»

Объясните налоговикам, что вы не обязаны платить НДС и отчитываться по нему.

Компании на УСН не платят налог на добавленную стоимость с реализованных товаров, работ, услуг. Исключение - ситуация, когда упрощенец добровольно выставляет покупателю счет-фактуру с НДС или является налоговым агентом по НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ).

«Входной» НДС, уплаченный поставщикам, упрощенцы включают в расходы по УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Вы по ошибке заплатили поставщику больше, чем следовало. И сумма, которую контрагент вам вернул, не связана с вашей реализацией. Поэтому вам не надо платить с полученной суммы НДС и отчитываться по нему.

Также вам не нужно корректировать расходы по УСН. Ведь на сумму переплаты вы не получали от поставщика товары, работы, услуги. А значит, возвращенную сумму вы не включаете ни в доходы при УСН, ни в расходы (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Образец пояснений для ИФНС мы привели ниже.

Если при заполнении платежных поручений на перечисление НДС в бюджет был ошибочно указан неверный КБК территориального управления Росимущества по г. Москве вместо КБК УФНС России по г. Москве, то уточнение указанного в рассматриваемом письме платежа может быть произведено Управлением Федерального казначейства по г. Москве после представления территориальным управлением Росимущества по г. Москве уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа и о том, что это управление не является администратором зачисленных в федеральный бюджет сумм налога на добавленную стоимость.

Об этом Письмо Минфина РФ от 11.03.2008 N 03-02-07/1-95.

В соответствии с п. п. 1 и 7 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет соответствующего органа Федерального казначейства, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению или уведомлению (п. 1 ст. 40 , п. 1 ст. 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктами 2 и 3 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что администратор доходов бюджета в пределах своих бюджетных полномочий принимает решение о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также принимает решение об уточнении платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет соответствующее уведомление в орган Федерального казначейства. Бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета.

Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации утвержден Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н, в п. 4 которого предусмотрено, что органы Федерального казначейства осуществляют уточнение вида и принадлежности поступления на основании уведомлений администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности поступления (код формы 0512086).

После отражения Управлением Федерального казначейства по г. Москве данных поступлений по коду бюджетной классификации Российской Федерации невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, УФНС России по г. Москве направляет в Управление Федерального казначейства по г. Москве уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа с невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, на код бюджетной классификации Российской Федерации УФНС России по г. Москве.

    © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на " " при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)