Зачет и возврат излишне взысканных сумм. Зачет или возврат излишне уплаченных

Одним из существенных элементов юридической конструкции налога является порядок зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога. Как отмечалось ранее (см. гл. 8 учебника), указанный элемент является факультативным, его отсутствие в законе о налоге не приводит к юридической негодности всей конструкции налога, но может привести к снижению эффективности налогового платежа.

Идейной основой подхода о соотношении зачета и возврата, предусмотренных гл. 12 НК РФ, который получил наибольшее признание среди специалистов, явилась соответствующая позиция Высшего Арбитражного Суда РФ . Суть ее сведена к тому, что по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) их возврата, восстановлением имущественного положения налогоплательщика, поскольку зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, уплаченных ранее. Возврат же излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней .

С правовой точки зрения, излишняя уплата (переплата) налога представляет собой внесение налогообязанным субъектом налога в большем размере, чем от него требуется в соответствии с актом законодательства о налогах и сборах. Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик самостоятельно, без участия налогового органа, допускает ошибку в расчетах, в том числе в силу добросовестного заблуждения, незнания налогового законодательства. По своей сути, излишняя уплата налогов является нарушением налогового законодательства, в результате которого бюджетная система получает от налогоплательщика сумму бо́льшую, нежели действительный размер его налоговой обязанности. В результате излишней уплаты налога налогоплательщиком бюджетная система обогащается без правовых оснований.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику, или может быть зачтена в счет предстоящих налоговых платежей или в счет погашения недоимки по этому или другим налогам.

При зачете излишне уплаченных налогов движения денежных средств от публичного образования налогоплательщику не происходит. Зачет заключается в погашении взаимных денежных требований : публичного образования – об уплате налога, и налогоплательщика – о возврате излишне уплаченного налога.

Возврат переплаченных налогов заключается в перечислении налогоплательщику денежных средств, ранее излишне им уплаченных.

Порядок зачета и возврата излишне уплаченных налогов и сборов определен в ст. 78 ПК РФ и является одинаковым для всех налогов (сборов). Он также распространяется на зачет и возврат излишне уплаченных сумм пеней и штрафов. Определенные особенности зачета и возврата переплаченных налогов могут устанавливаться применительно к отдельным налогам и сборам, например, к государственной пошлине.

От излишней уплаты налогов следует отличать их излишнее взыскание. В последнем случае зачисление в бюджет налога происходит в результате неправомерного применения налоговым органом мер принудительного исполнения налоговой обязанности. Излишнее взыскание будет иметь место и при обращении взыскания на имущество налогоплательщика (ст. 46–48 НК РФ), и даже при добровольном исполнении налогоплательщиком требования, выставленного налоговым органом в соответствии со ст. 69 и 70 НК РФ.

Порядок возврата и зачета излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов определен в ст. 79 НК РФ.

Как справедливо отмечает И. И. Кучеров, от зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налогов следует отличать возмещение косвенных налогов . Возмещение (зачет и возврат) косвенных налогов является элементом механизма взимания таких налогов, как НДС и акцизы, и не связано с излишней уплатой налогоплательщиком указанных налогов в бюджет. Возмещение косвенных налогов осуществляется по специальным правилам, установленным нормами глав НК РФ о соответствующих налогах.

Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов осуществляется в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. Особенности проведения зачета (возврата) в отдельных случаях регламентируются также другими статьями НК РФ. Так, ст. 49 НК РФ определен порядок зачета излишне уплаченных налогов при ликвидации организации. Также имеются особенности при зачете и возврате излишне уплаченной государственной пошлины.

Налоговым законодательством установлен одинаковый порядок возврата, как излишне уплаченных налогов и сборов, так и авансовых платежей по налогам, а также излишне уплаченных сумм пеней и штрафов.

При наличии у налогоплательщика сумм излишне уплаченных налогов переплата может быть:

  • – зачтена в счет погашения недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам;
  • – зачтена в счет предстоящих платежей по данному налогу или другим видам налогов;
  • – возращена налогоплательщику.

Для осуществления зачета (возврата) требуется волеизъявление налогоплательщика, выраженное в соответствующем письменном заявлении. Вместе с тем налоговые органы наделены правом самостоятельно, без заявлений налогоплательщиков погашать недоимку по налогам и сборам, задолженность по пеням и штрафам за счет имеющейся переплаты.

Зачет излишне уплаченных налогов осуществляется по видам налогов. Так, излишне уплаченные федеральные налоги могут быть зачтены только в счет погашения недоимки по федеральным налогам и сборам. Переплата по региональным и местным налогам и сборам может быть зачтена только в счет погашения недоимки соответственно по региональным и местным налогам и сборам.

Зачет и возврат излишне уплаченных налогов (сборов) осуществляется на основании решения налогового органа по месту учета налогоплательщика. Как известно, налогоплательщики могут состоять на учете в налоговых органах по различным основаниям: по месту своего нахождения или месту жительства, по месту нахождения обособленных подразделений, недвижимого имущества или транспортных средств (ст. 83 НК РФ). Один и тот же налогоплательщик при наличии соответствующих оснований может одновременно состоять на учете в нескольких налоговых органах. В этом случае, как показывает правоприменительная практика, зачет и возврат излишне уплаченных налогов осуществляет налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика.

Вместе с тем в отношении некоторых категорий налогоплательщиков возможны исключения. Так, решение о зачете (возврате) налогов в отношении крупнейших налогоплательщиков принимают налоговые органы, в которых указанные налогоплательщики состоят на учете в качестве крупнейших налогоплательщиков.

На сумму излишне уплаченного налога, по общему правилу, проценты не начисляются. В данной норме воплощена идея о том, что в случае переплаты налогов, государство нс должно компенсировать налогоплательщику связанные с этим имущественные потери. Проценты подлежат начислению и уплате налогоплательщику, только если налоговым органом нарушен срок возврата излишне уплаченного налога.

На налоговые органы возложена обязанность информировать налогоплательщиков о каждом ставшем известным факте переплаты налогов. Статьей 78 НК РФ установлено, что соответствующие сведения сообщаются налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты обнаружения излишней уплаты налога.

Если налоговым органом будет установлен факт возможной переплаты налогов, то он вправе выступить с инициативой проведения совместной сверки расчетов по налогам. Аналогично, налогоплательщик при обнаружении возможной излишней уплаты налогов вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении совместной сверки налогов. Если в ходе проведения совместной сверки расчетов по налогам возникают разногласия, то в целях их урегулирования налогоплательщик вправе представить в налоговый орган документы (расчеты налогов, налоговые декларации, платежные поручения и другие документы), подтверждающие факт излишней уплаты налогов и ее размер.

По результатам совместной сверки оформляется соответствующий акт, подписываемый налогоплательщиком и налоговым органом. В указанном акте подлежат отражению сведения как о переплате по налогам, так и (при наличии) имеющаяся недоимка.

Таким образом, совместная сверка расчетов по налогам – это важная процедура, в ходе которой устанавливается наличие переплаты и ее размер.

По общему правилу, в случае наличия недоимки налоговый орган самостоятельно осуществляет ее зачет за счет излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налогов того же вида (федеральных, региональных или местных). Как разъяснил Конституционный Суд РФ, осуществление налоговым органом такого зачета направлено на обеспечение баланса публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства, и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога. Указанное полномочие налоговых органов направлено на защиту прав не только государства или иного публично-правового образования, но и самого налогоплательщика, поскольку исключает дальнейшее начисление пеней, применение налоговых санкций и мер принудительного характера .

Зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки – это прямая обязанность налоговых органов. С момента такого зачета обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной (п. 3 ст. 45 НК РФ).

В дополнение к нормам, определяющим порядок проведения зачета в счет погашения недоимки, правоприменительной практикой сформировано очень важное правило. Налоговый орган осуществляет зачет излишне уплаченных сумм налогов только в счет погашения недоимки, срок взыскания которой не истек. Не допускается зачет излишне уплаченных сумм налогов в счет погашения безнадежной недоимки. В данном случае приоритет имеет ст. 59 НК РФ, в соответствии с которой безнадежные долги по налогам, сборам, пеням и штрафам списываются с налогоплательщика.

Зачет излишне уплаченных налогов в счет погашения недоимки осуществляется на основании решения налогового органа, принимаемого в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения факта излишней уплаты налога, подписания акта совместной сверки расчетов по налогам или вступления в силу решения суда.

О принятии решения о зачете налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика в течение пяти рабочих дней с даты его принятия.

Следует отметить, что возложение на налоговый орган обязанности по самостоятельному проведению зачета налогов в счет погашения недоимки нс препятствует налогоплательщику обратиться с письменным заявлением о проведении зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки. В данном случае налоговый орган обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления налогоплательщика (подписания акта совместной сверки) принять решение о зачете. О принятом решении не позднее 5 рабочих дней налоговый орган информирует налогоплательщика.

Если сумма переплаты превышает сумму задолженности, а равно, если задолженность по соответствующему виду налогов отсутствует, налогоплательщик вправе распорядиться образовавшейся разницей, в том числе подать заявление о ее зачете в счет будущих платежей по этому или другим налогам, или же о возврате переплаченного налога. С соответствующим заявлением налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган в течение трех лет со дня излишней уплаты налога. Вместе с тем пропуск установленного трехлетнего срока не является препятствием для обращения налогоплательщика в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченного налога. При этом подлежит применению общий срок исковой давности – три года с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога . Суд, рассматривая конкретное дело, вправе восстановить пропущенный по уважительной причине срок возврата излишне уплаченного налога.

Заявление налогоплательщика о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей подлежит рассмотрению налоговым органом, и решение о зачете должно быть принято в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления налогоплательщика. О принятом решении налоговый орган должен сообщить в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.

Как отмечалось выше, возврат налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога осуществляется только по его письменному заявлению и только при отсутствии у него недоимки по тому же или другим налогам того же вида. Если такая недоимка имеется, то возврат осуществляется после проведения налоговым органом зачета в счет погашения недоимки.

Возврат излишне уплаченного налога осуществляется на основании решения налогового органа, принимаемого в течение 10 рабочих дней после получения письменного заявления налогоплательщика на возврат налога или подписания акта совместной сверки расчетов по налогам. В этот же срок налоговый орган обязан направить в территориальный орган федерального казначейства поручение на возврат денежных средств налогоплательщику. Указанная сумма подлежит возврату налогоплательщику в соответствии с требованиями, установленными бюджетным законодательством.

Общий срок возврата, включающий в себя принятие решения налоговым органом, и также перечисление денежных средств налогоплательщику, составляет один месяц со дня получения заявления налогоплательщика. О дате возврата и сумме возвращенных денежных средств территориальный орган Федерального казначейства обязан сообщить налоговому органу.

В случае пропуска установленного срока на сумму невозвращенного налога начисляются проценты. Они рассчитываются исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России, за каждый календарный день просрочки.

В ст. 49 НК РФ определены особенности зачета и возврата излишне уплаченных налогов в отношении ликвидируемых организаций-налогоплатсльщиков. Они заключаются в том, что зачет излишне уплаченных сумм налогов в счет предстоящих налоговых платежей не производится. Кроме того, имеющаяся переплата направляется на погашение недоимки по всем видам налогов, а не только недоимки по налогам того же вида.

Зачет и возврат излишне уплаченной государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, которые определены в ст. 333.40 НК РФ. В частности, решение о возврате излишне уплаченной государственной пошлины принимается лицом или органом, уполномоченным на совершение юридически значимого действия, за которое была уплачена государственная пошлина. Возврат осуществляется по заявлению плательщика государственной пошлины, подаваемому в указанный орган (должностному лицу). Для возврата государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами, а также мировыми судьями, плательщик государственной пошлины должен обратиться с заявлением в налоговый орган по месту нахождения суда или мирового судьи, в котором рассматривалось дело. Государственная пошлина возвращается территориальным органом Федерального казначейства в течение общего срока, составляющего один месяц со дня подачи заявления плательщика государственной пошлины о ее возврате.

Имеются особенности и при зачете государственной пошлины. Излишне уплаченные суммы указанного сбора могут быть зачтены только в счет уплаты государственной пошлины за совершение аналогичного юридически значимого действия.

Зачет и возврат излишне взысканных налогов , сборов, пеней и штрафов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным уже упоминавшейся ст. 79 НК РФ. Этот порядок во многом схож с зачетом и возвратом излишне уплаченных сумм налогов, но имеет ряд существенных отличий.

Во-первых, ст. 79 НК РФ не предусматривает возможности зачета излишне взысканного налога в счет предстоящих платежей по тому же или другим налогам. Согласно п. 1 ст. 79 ПК РФ излишне взысканный налог подлежит возврату налогоплательщику, за исключением случаев, когда у него имеется недоимка по налогам того же вида. В последнем случае возврат осуществляется только после проведения налоговым органом зачета излишне взысканного налога в счет погашения недоимки. При этом зачет осуществляется в отношении недоимки по соответствующим видам налогов (федеральным, региональным и местным).

Хотя напрямую ст. 79 НК РФ не предусматривает возможности самостоятельного проведения налоговым органом зачета излишне взысканных налогов в счет погашения недоимки, правоприменительная практика исходит из допустимости такого зачета. При этом зачет осуществляется в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

Во-вторых, на сумму излишне взысканного налога всегда подлежат начислению проценты. Они начисляются со дня, следующего за днем взыскания, до дня фактического возврата. Размер процентов определяется, исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Излишнее взыскание, т.е. неправомерное получение публичным образованием сумм налога в результате применения мер принудительного исполнения налоговой обязанности, причиняет ущерб налогоплательщику. Поэтому вполне закономерно применение мер, направленных на восстановление имущественного положения налогоплательщика (процентов), начиная со дня излишнего взыскания налога.

В-третьих, установлен сокращенный срок для обращения в налоговый орган с заявлением (заявлением, представленным в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) о возврате излишне взысканного налога. С таким заявлением налогоплательщик вправе обратиться в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания или со дня вступления в силу решения суда. Между тем пропуск указанного срока не является препятствием для возврата излишне взысканного налога. В соответствии с п. 3 ст. 79 НК РФ налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате излишне взысканного налога в течение трех лет, со дня, когда он узнал или должен был узнать об излишнем взыскании налога. Таким образом, в некоторых случаях решение о возврате излишне взысканного налога может быть принято непосредственно судом, минуя процедуру принятия такого решения налоговым органом.

Если налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне взысканного налога, то решение о возврате должно быть принято в течение 10 рабочих дней со дня получения такого заявления. До истечения указанного срока налоговый орган обязан направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат излишне взысканных сумм. Денежные средства, в том числе начисленные проценты, должны быть возвращены налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обращения с заявлением в налоговый орган.

  • См. постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.06.2004 № 2046/04, от 23.08.2005 № 5735/05.
  • Килинкарова Е. В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налогов: соотношение со смежными явлениями налогового законодательства // Арбитражные споры. 2009. № 3. С. 129–138.

Константин Игонин
Заместитель директора по правовым вопросам, "ЛИСТИКи ПАРТНЕРЫтм"

Право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов (далее - налогов) закреплено подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской федерации (далее НК РФ). Обязанность налоговых органов осуществлять возврат налогоплательщикам сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов установлена подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ.

Порядок зачета и возврата указанных сумм регламентирован главой 12 НК РФ, состоящей из статей 78 и 79. При этом ст.78 регламентирует зачет или возврат излишне уплаченной, а ст.79 - излишне взысканной суммы налога.

  • До обращения в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налога налогоплательщик обязан обратиться с заявлением о возврате или зачете в налоговый орган.

    Зачет или возврат излишне уплаченного налога осуществляется в соответствии с п.п.4, 7 ст.78 НК РФ по письменному заявлению налогоплательщика. Решение о зачете должно быть принято налоговым органом в течение 5 дней после получения заявления (п.4 ст.78). Возврат должен быть осуществлен в течение одного месяца со дня подачи заявления (п.9 ст.78). Следовательно, нарушение права налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога не может иметь место до подачи им соответствующего заявления в налоговый орган.

    По общему правилу судебной защите подлежит нарушенное право - ст.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

    В этой связи в п.22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) от 28.02.2001 г. № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано:

    "Принимая во внимание положения статьи 78 Кодекса, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок."

    В принятии искового заявления, поданного налогоплательщиком, чьи права не нарушены, арбитражный суд отказывает на основании п.1 ч.1 ст.107 АПК РФ. А возбужденное по такому иску производство подлежит прекращению по п.1 ст.85 АПК РФ.

  • Определение момента исполнения налоговым органом обязанности по возврату налогоплательщику сумм налога путем их безналичного перечисления.

    Вопрос об определении момента исполнения денежного обязательства при осуществлении расчетов в безналичной форме долгое время вызывал споры. Проблема заключается в том, что при такой форме расчетов не совпадают момент выбытия перечисляемых плательщиком средств из его распоряжения и момент поступления этих же средств в распоряжение получателя.

    Представление плательщиком в банк документа, содержащего поручение о перечислении денежных средств получателю - лишь первый шаг к исполнению обязанности плательщика (должника в денежном обязательстве) "доставить" безналичные деньги их получателю (кредитору). На основании названного документа банк, связанный с плательщиком договором банковского счета, должен выполнить по его поручению перевод денежных средств - обеспечить их "доставку" до банка получателя. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по переводу денежных средств банк отвечает перед плательщиком, но не перед получателем платежа.

    В то же время, обязанность по зачислению на счет получателя поступивших для него денег лежит на банке получателя, связанном с получателем также договором банковского счета. Ответственность за незачисление или несвоевременное зачисление на счет получателя поступивших для него (то есть зачисленных на корреспондентский счет банка) средств несет банк получателя.

    В арбитражной практике по разрешению гражданско-правовых споров выработан основанный на изложенных посылках подход, в соответствии с которым моментом исполнения денежного обязательства признается поступление денежных средств на корреспондентский счет банка получателя.

    Пленум ВАС РФ не нашел оснований для применения иного подхода в отношении определения момента исполнения налоговым органом обязанности по возврату налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, указав в п.23 Постановления от 28.02.2001 г. № 5 следующее:

    "При решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк."

  • Особенности зачета или возврата сумм налога налоговым агентом, осуществляющим удержание сумм налога с налогоплательщика.

    В соответствии с пунктом 11 статьи 78 НК РФ, установленные названной статьей правила зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога распространяются также и на налоговых агентов.

    Особенность применения рассматриваемого института в отношении налоговых агентов обусловлена спецификой их правового статуса в сфере налоговых правоотношений - согласно п.1 ст.24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию налога у налогоплательщика и по перечислению удержанных сумм в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Обращаем внимание на то, что в силу закона агент обязан удерживать и перечисляет в бюджет чужие денежные средства.

    Такая особенность послужила основанием для следующей рекомендации Пленума ВАС РФ (п.24 Постановления от 28.02.2001 г. № 5):

    "…Если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в том случае, когда возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего."

    Из приведенной позиции следует, что:

    • если налоговый агент перечислил в бюджет большую сумму, чем удержана им с налогоплательщика - агент имеет право на зачет или возмещение излишне перечисленной суммы на общих основаниях (поскольку речь идет об излишне уплаченных собственных средствах налогового агента);
    • если на налогового агента законом не возложено осуществление возврата излишне удержанных с налогоплательщика и перечисленных в бюджет сумм - право на зачет или возврат суммы налога возникает непосредственно у налогоплательщика и осуществляется по его инициативе в общем порядке.

    Обязанность по возврату сумм налога, излишне удержанных налоговым агентом с налогоплательщика, предусмотрена в частности в отношении налога на доходы физических лиц. В соответствии с пунктом 1 статьи 231 НК РФ "излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления". С учетом данных Пленумом ВАС РФ разъяснений налоговый агент (например - работодатель), удержавший с налогоплательщика (например - работника) излишнюю сумму налога и перечисливший ее в бюджет, имеет право требовать возврата этой излишней суммы из бюджета, поскольку обязанность по ее возврату непосредственно налогоплательщику возложена на него.

  • Способы защиты права налогоплательщика на зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов.

    Практически все действующие законы Российской Федерации предусматривают возможность судебной защиты прав и интересов субъектов, чьи отношения регулируются законом. Не является исключением в этом отношении и НК РФ. Возможность разрешения спора о зачете или возврате излишне уплаченного или взысканного налога также предусмотрена гл.12 НК РФ.

    Однако, реализацию права на судебную защиту нередко затрудняет отсутствие в законе формулировки предмета иска, которым может быть защищено нарушенное право. НК РФ в данном случае также исключением не является.

    В отношении зачета или возврата суммы налога права налогоплательщика могут быть нарушены в результате вынесения налоговым органом решения о полном или частичном отказе в удовлетворении заявления налогоплательщика. В таком случае налогоплательщик имеет возможность требовать в судебном порядке признания недействительным (полностью или частично) этого решения - то есть ненормативного акта государственного органа, не соответствующего законам или иным нормативным правовым актам и нарушающего права и законные интересы налогоплательщика. В данном случае используется прямо предусмотренная п.2 ст.22 АПК РФ (определяющей подведомственность дел арбитражному суду) формулировка предмета иска.

    В то же время, возможно нарушение прав налогоплательщика в иной форме - например, когда налоговый орган не принимает никакого решения по заявлению налогоплательщика, или не признает факта уплаты суммы налога в размере, в котором налог считает уплаченным налогоплательщик. Безусловно, права налогоплательщика в такой ситуации нарушаются и подлежат защите в суде. Но задача по определению (формулированию) предмета иска в данном случае затруднительна. Ошибка же в ее решении может стоить дорого - суд может сослаться на неподведомственность ему такого иска и отказать в принятии искового заявления (п.1 ч.1 ст.107 АПК РФ), либо прекратить производство по делу (п.1 ст.85 АПК РФ).

    В этой связи существенное значение имеет рекомендация Президиума ВАС РФ (п.25 Постановления от 28.02.2001 г. № 5): "Если же налоговый орган не принимает никакого решения по заявлению налогоплательщика, поданному в соответствии со статьями 78 или 79 НК РФ, либо в случае, когда между налогоплательщиком и налоговым органом возник спор о том, можно ли считать конкретную сумму налога уплаченной в соответствии с пунктом 2 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик вправе обжаловать действия (бездействие) налогового органа (должностного лица) путем предъявления иска о зачете уплаченных сумм."

  • Возврат налогоплательщику-организации, применяющему упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, разницы между уплаченной стоимостью патента и суммой единого налога, исчисленной по установленной ставке исходя из фактически полученной в отчетном году выручки.

    Общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество) как субъект малого предпринимательства в соответствии с ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и соответствующим законом субъекта РФ по месту своего нахождения получило патент на право применения в 1998 г. упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Расчетная стоимость патента, исходя из налоговой ставки 10% от валовой выручки, была уплачена Обществом в полном объеме. Между тем, налог по указанной ставке с фактически полученной Обществом в 1998 г. выручки составил значительно меньшую, чем стоимость патента, сумму. В возврате разницы между уплаченным и подлежащим по мнению Общества уплате налогом ГНИ Обществу отказано. Отказ обжалован в арбитражный суд.

    Решением, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции и федеральным арбитражным судом округа, в иске отказано.

    Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что при переходе субъекта малого предпринимательства на упрошенную систему налогообложения в любом случае годовая стоимость патента подлежит уплате в полном объеме, а разница между уплаченной суммой годовой стоимости патента и начисленной суммой единого налога из бюджета не возвращается.

    Пленум ВАС РФ занял иную позицию (Постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2001 г. № 6365/99), указав следующее.

    Согласно п.2 ст.1 ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ налогов и сборов (за исключением ряда налогов, закрытый перечень которых предусмотренных тем же ФЗ) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

    В соответствии со ст.5 того же ФЗ выплата годовой стоимости патента производится организациями ежеквартально с распределением платежей, устанавливаемым органом государственной власти субъекта РФ. По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом уплаченной стоимости патента.

    Таким образом, для организаций предусмотрен порядок расчета с бюджетом путем предварительной уплаты стоимости патента, которая засчитывается в счет обязательства по уплате единого налога исходя из фактически полученной валовой выручки (совокупного дохода). Основанием же для начисления и уплаты единого налога является валовая выручка, фактически полученная в отчетном периоде (квартале).

    Из ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" не следует, что излишне уплаченная организацией стоимость патента, являющаяся по своей правовой природе авансовым платежом, не подлежит возврату налогоплательщику (организации) или зачету в счет предстоящих налоговых обязательств.

  • Нормы ст.78 НК РФ не подлежат применению к возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику превышения суммы налоговых вычетов по НДС над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения указанным налогом.

    Президиум ВАС РФ в Постановлении от 10.04.2001 г. № 6654/00 указал, что статья 78 НК РФ устанавливает порядок возврата налогоплательщику суммы налога, которая излишне перечислена им непосредственно в бюджет. Право же на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость вследствие превышения в налоговом периоде уплаченных поставщикам сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров, имеет иное основание и осуществляется в ином порядке. Такая же позиция выражена и в ряде других постановлений.

    В приведенном постановлении спорная ситуация имела место до введения в действие Части второй НК РФ. Однако сформулированная позиция правомерна и с учетом содержания ст.176 НК РФ, которая предусматривает специальный порядок возмещения (зачета, возврата) налогоплательщику сумм налога на добавленную стоимость в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения.

  • Сумма излишне уплаченного налога подлежит:

    Зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам;

    Возврату налогоплательщику.

    Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму.

    Порядок зачета суммы излишне уплаченного налога представлен в табл. 5.

    Таблица 5

    Зачет суммы излишне уплаченного налога

    Вид зачета

    Порядок зачета

    Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам

    Осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

    Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию

    Производится налоговыми органами самостоятельно. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда

    Может осуществляться на основании письменного заявления налогоплательщика о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась

    Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

    Возврат суммы излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

    Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

    Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

    В этот же срок поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

    Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Данное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

    При нарушении срока возврата на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок (один месяц со дня подачи заявления о возврате), начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

    Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

    Сумма излишне взысканного налоговыми органами налога подлежит возврату налогоплательщику. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение 10 дней со дня получения указанного заявления.

    Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. В суд исковое заявление может быть подано в течение трех лет с момента, когда налогоплательщик узнал о факте излишне взысканного налога.

    В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы и обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней.

    В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов соответствующего вида или задолженности по пеням соответствующего вида, возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

    Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами. Возврат налоговым органом данных сумм производится не позднее одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата по действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.

    Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ (о возврате или зачете излишне уплаченной (взысканной) суммы федерального налога, сбора и пеней - см. также письмо Минфина РФ и МНС РФ от 17 ноября 2000 г. № 03-01-12/07-437, ФС-6-09/880; о порядке учета процентов,

    начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора) и процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость, см. приказ МНС РФ и Минфина РФ от 12 сентября 2001 г. №№ БГ-3-10/345, 74н).

    Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму. Таможенные органы обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика о всех излишне уплаченных суммах налогов, которые были зачтены в счет предстоящих налогов или были возвращены таможенными органами.

    Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

    Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дйей после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

    По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

    Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

    Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

    Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

    Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

    Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение

    7,4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора... 425

    одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Налоговым кодексом.

    При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

    Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата налога.

    Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте Российской Федерации. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, то суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата налога.

    Рассмотренные правила применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов. Они применяются также при зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов.

    Указанные правила применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой указанных налогов и сборов, пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов.

    Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

    Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.

    Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о акте излишнего взыскания налога.

    В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

    Формы изменения срока уплаты налогов

    Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня установления этого факта. ,

    Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.

    Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

    Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом, а в случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм - в течение одного месяца после вынесения такого решения.

    Возврат суммы излишне взысканного налога, а также начисленных процентов производится в валюте Российской Федерации.

    Перечисленные правила применяются также в отношении сборов и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов. Они также применяются при возврате излишне взысканной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

    В ряде законодательных актов по налогам предусмотрены самостоятельные положения по возврату налогов и сборов (см. параграф 1.5 - глава 1 по косвенным налогам). Также, например, уплаченная государственная пошлина согласно ст. 6 Федерального закона от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине"» с изменениями подлежит возврату частично или полностью в случаях:

    1) внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по закону;

    2) возвращения или отказа в принятии заявления, жалобы и иного обращения судами, а также отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами;

    3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или арбш> ражном суде, а также когда истцом не соблюден установленный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;

    4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия или от получения документа до обращения в орган, совершающий данное юридически зйачимое действие;

    5) отказа в выдаче заграничного (общегражданского) паспорта;

    6) удовлетворения исковых требований арбитражным судом, если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с указанным законом.

    Список литературы к главе 7

    Государственная пошлина, внесенная за исправление и изменение акта гражданского состояния, за государственную регистрацию брака или государственную регистрацию расторжения брака по решению суда, за перемену фамилии, имени, отчества, если акт впоследствии не был зарегистрирован, возврату не подлежит.

    Возврат уплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган, в течение года со дня принятия соответствующего решения суда. Возврат уплаченной в местный бюджет государственной пошлины производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган, в течение года со дня поступления ее в указанный бюджет.

    Контрольные вопросы

    1. Как осуществляются зачет и возврат излишне уплаченного налога и сбора?

    2. Каковы обязанности налогового органа по зачету излишней уплаты налога и сбора?

    3. В каком случае на невозвращенную сумму налога или сбора начисляются проценты?

    4. Как осуществляется возврат налогоплательщику излишне взысканный налог?

    5. Каков порядок возврата сумм НДС и акцизов?

    Список литературы к главе 7

    1. Налоговый кодекс РФ. Часть I. Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ с дополнениями и изменениями.

    2. Налоговый кодекс РФ. Часть II. Федеральный закон РФ от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ с дополнениями и изменениями.

    3. Закон РФ от 09.12.1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине» с изменениями и дополнениями.

    4. Приказ Минфина РФ от 30 сентября 1999 г. № 64н «Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет».

    5. Постановление Правления ПФР от 5 сентября 2001 г. № 146 «Порядок организации работы по предоставлению налогоплательщикам отсрочки или рассрочки по уплате авансового платежа по единому социальному налогу, зачисляемого в федеральный бюджет».

    6. Постановление Фонда социального страхования РФ от 19 марта 2002 г. № 28 «Порядок организации работы по предоставлению отсрочек или рассрочек по уплате авансового платежа по единому социальному налогу в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации».

    7. Распоряжение ФСФО РФ от 13 апреля 2001 г. № 111-р «Правила дачи заключений о возможности наступления банкротства организаций в случае единовременной"уплаты сумм налогов».

    Глава 7. Формы изменения срока уплаты налогов

    8. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382 «Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога».

    9. Приказ ГТК РФ от 22 февраля 1996 г. № 100 «О порядке предоставления отсрочек или рассрочек уплаты таможенных платежей».

    10. Письмо ГТК РФ от 5 июля 2002 г. № 01-06/26819 «О порядке начисления процентов при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей».

    11. Письмо Минфина РФ и МНС РФ от 17 ноября 2000 г. № 03-01-12/07-437, ФС-6-09/880 «О возврате или зачете излишне уплаченной (взысканной) суммы федерального налога, сбора^а также пеней».

    12. Приказ МНС РФ и Минфина РФ от, 12 сентября 2001 г. №№ БГ-3-10/345, 74н «О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной)гсуммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость».

    Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в по­рядке и случаях, установленных законодательством государства - участ­ника Таможенного союза, в котором произведена уплата и(или) взыска­ние вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

    Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - участника Таможенного союза, в кото­ром произведена уплата и(или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором го­сударств - участников Таможенного союза.

    Излишне взысканная сумма налога, сбора (пошлины), пени подле­жит возврату плательщику (иному обязанному лицу), если этот платель­щик (иное обязанное лицо) не представил письменное заявление о зачете указанной суммы в счет предстоящих платежей, исполнения налогово­го обязательства по другим налогам, сборам (пошлинам), уплаты пеней и у плательщика (иного обязанного лица) отсутствуют неисполненные налоговые обязательства или неуплаченные пени.

    Излишне уплаченная (взысканная) сумма налога, сбора (пошлины), пени возвращается плательщику (иному обязанному лицу) с начислен­ными на нее процентами за каждый день взыскания по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Бе­ларусь, действовавшей в день направления платежного поручения банку на возврат плательщику (иному обязанному лицу) этой суммы. Процен­ты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыска­ния, по день направления платежного поручения банку на возврат пла­тельщику (иному обязанному лицу) этой суммы.

    Для возврата и(или) зачета излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей в таможенный орган, в котором производи­лось либо будет производиться таможенное оформление товаров или ко­торый совершил либо будет совершать юридически значимые действия, представляется письменное заявление плательщика (в произвольной фор­ме), в котором указываются обоснование возврата и(или) зачета излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей, суммы тамо­женных платежей, подлежащие возврату и(или) зачету, виды таможенных платежей, реквизиты платежных документов, согласно которым суммы таможенных платежей были уплачены или взысканы, банковские рекви­зиты плательщика. Если за плательщика уплату сумм таможенных пла­тежей производило иное лицо, то в своем заявлении плательщик может указать банковские реквизиты этого лица, которому надлежит возвратить излишне уплаченные либо взысканные суммы таможенных платежей.

    К заявлению плательщика прилагаются документы, не представлен­ные таможенному органу ранее, но имеющие существенное значение для принятия решения о возврате и(или) зачете излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей.

    При непредставлении необходимых документов таможенный орган запрашивает эти документы у плательщика в письменной форме с ука­занием срока их представления. Данный срок не включается в установ­ленный срок рассмотрения таможенным органом заявления плательщи­ка на возврат и(или) зачет излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей.

    При непредставлении необходимых документов в установленный срок таможенный орган выносит письменное решение об отказе в воз­врате и(или) зачете излишне уплаченных или взысканных сумм тамо­женных платежей. В таком случае для возврата и(или) зачета излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей плательщик должен повторно обратиться в таможенный орган и представить доку­менты в установленные сроки.

    Возврат сумм излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей не производится при наличии у плательщика неисполненного налогового обязательства по уплате таможенных платежей, а также при неуплате процентов, пеней. Таможенный орган вправе самостоятельно зачесть суммы излишне уплаченных или взысканных таможенных пла­тежей в счет неисполненного налогового обязательства по уплате тамо­женных платежей, а также неуплаченных процентов, пеней с уведомле­нием плательщика в течение пяти календарных дней со дня принятия таможенным органом решения о таком зачете.

    Указанные правила применяются при возврате и(или) зачете излиш­не уплаченных или взысканных сумм пеней, процентов, а также авансо­вых платежей. При возврате излишне уплаченных или взысканных сумм пеней, процентов, а также авансовых платежей проценты на указанные суммы не начисляются.

    Возврат и(или) зачет сумм таможенных пошлин, налогов при реимпор­те и реэкспорте товаров производятся в порядке, аналогичном вышеизло­женному порядку возврата и(или) зачета излишне уплаченных или излиш­не взысканных сумм таможенных платежей. В этом случае к письменному заявлению на возврат и(или) зачет сумм таможенных пошлин, налогов плательщик дополнительно представляет в таможенный орган:

    При возврате и(или) зачете сумм вывозных таможенных пошлин - копию свидетельства о помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта;

    При возврате и(или) зачете сумм ввозных таможенных пошлин, налогов - копии свидетельства о помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта, документа таможенного транзита и разрешения на убытие товаров с таможенной территории.