Современные проблемы науки и образования. Кластерная политика в россии Модели кластерной политики

Направления кластерной политики

Основными направлениями кластерной политики являются:

Критика

Критики кластерной политики указывают на то, что:

  • концентрация производства на данной территории в рамках кластера уменьшает устойчивость региональной экономики, снижая ее диверсифицированность;
  • преобладание на данной территории занятых в кластере понижает инновационность, так как она во многом является следствием соприкосновения людей, обладающих существенно отличающимися знаниями и опытом; противоположный подход порождает самовоспроизводящееся групповое мышление , воспроизводство старых идей, стереотипов и подходов;
  • стимулирование кластерообразования является такой же субсидией, как и традиционные меры промышленной политики.

Кластеры России

Известный еще с советского времени автомобильный кластер расположен в Самарской области автомобильный кластер Самара-Тольятти .

Другим примером успешно развивающегося кластера является Калуга. Где активно развивается кластер по производству автомобилей и автокомпонентов, ядром которого являются компании Volkswagen, Volvo Truck, альянс PeugeotCitroen и Mitsubishi Motors.

Кластерная политика за рубежом

В странах ЕС реализуется множество проектов, направленных на развитие кластерной политики. Например, Европейская кластерная обсерватория , нацелена на выявление кластеров в Европе и их анализ.

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кластерная политика" в других словарях:

    Кластерная политика города Москвы - политика города Москвы по объединению организаций науки, промышленности, других субъектов инновационной деятельности, которые своей целью имеют выпуск высокотехнологичных родственных продуктов или услуг... Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства… … Официальная терминология

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кластер. Кластер (в экономике) (англ. cluster) сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, государств): поставщиков продукции,… … Википедия

    - (англ. cluster) сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций,… … Википедия

    Городская агломерация Самарско Тольяттинская агломерация Страна РоссияРоссия … Википедия

    Содержание 1 Культурные мероприятия 2 Музыка 3 Театр и кино … Википедия

    - (англ. File Allocation Table «таблица размещения файлов») классическая архитектура файловой системы, которая из за своей простоты всё ещё широко используется для флеш накопителей. В недавнем прошлом использовалась в дискетах, на… … Википедия

    Fedora … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Мировой финансовый кризис 2008 2010 года негативно повлиял на … Википедия

    Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization L’Organisation des Nations Unies pour l’éducation, la science et la culture La Organización de las Naciones… … Википедия

    Мировой финансовый кризис 2008 2009 года негативно повлял на экономику Казахстана. Содержание 1 Причины кризиса 2 2007 год 2.1 … Википедия

Книги

  • Национальные интересы: приоритеты и безопасность № 37 (274) 2014 , Отсутствует. Журнал освещает актуальные проблемы национальных интересов, приоритетные направления развития экономики, вопросы национальной безопасности России и регионов в различных сферах экономики,… электронная книга

В научных разработках речь идет о кластерной политике двух поколений . Кластерная политика первого поколения заключается в осуществлении федеральными и региональными органами власти мероприятий по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики поддержания кластеров в стране и регионе.

Кластерная политика второго поколения базируется на индивидуальном подходе к проблемам развития каждого кластера в отдельности. При это региональные органы власти могут проводить следующие мероприятия:

  • 1) создавать платформы для диалога различных участников кластера;
  • 2) проводить диверсификацию местного спроса посредством размещени у местных компаний государственных заказов; 3) повышать квалификаци местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров; 4) создавать бренд региона для привлечения иностранных инвестиций .

По роли государства выделяют четыре типа кластерной политики :

  • 1) каталитическая, когда региональные органы власти способствую взаимодействию заинтересованных сторон (например, частных компани и исследовательских организаций), но обеспечивают ограниченную финансовую поддержку реализации проекта;
  • 2) поддерживающая, при которой наряду с каталитической функцие региональных органов власти осуществляются инвестиции в инфраструктуру регионов, образование, тренинг и маркетинг;
  • 3) директивная, когда поддерживающая функция дополняется проведением специальных программ, нацеленных на трансформацию специализации регионов через развитие кластеров;
  • 4) интервенционистская, при которой региональные органы власт наряду с выполнением директивной функции перенимают у частного сектора ответственность за принятие решения о дальнейшем развитии кластеров и посредством трансфертов, субсидий, ограничений или регулирования, а также активного контроля над фирмами в кластере формируют ег специализацию.

При этом исследователи подметили тенденцию; чем ближе к региональному кластеру находятся органы власти, тем они интенсивнее проводят кластерную политику .

Наряду с кластерной политикой, проводимой органами власти, существуют также кластерные инициативы - программы стимулирования развития кластеров, предлагаемые местными объединениями предпринимателей . Кластерная инициатива представляет собой организованную попытку увеличить темпы роста и создать конкурентоспособность кластер в определенном регионе, вовлекая в процесс кластерные фирмы, государство и (или) исследовательские институты .

Направления кластерной политики во многом определяются тем, что региональные кластеры образуются самостоятельно в результате простран-ственного проявления рыночных сил и являются в основном сосредоточием малых и средних предприятий. Иначе говоря, невозможно создат кластер с нуля и заставить фирмы взаимодействовать друг с другом, есл это для них невыгодно . Кластер может появиться, например, на основани уже функционирующего технопарка. Его развитию может способствоват предоставление информационных и маркетинговых услуг региональным органами власти, продвижение продукции кластера на международны рынки и т.д.

Таким образом, среди направлений кластерной политики можно выделить следующие :

  • выявление и мониторинг ситуации формирования и развития региональных кластеров;
  • поддержка кластерных инициатив, направленных на достижени результативной кооперации организаций;
  • формирование коммуникационных площадок для потенциальны участников территориальных кластеров, в том числе за счет их интеграци в процесс разработки и обсуждения стратегий территориального развития содействие обмену опытом между регионами по формированию кластерной политики;
  • способствование консолидации участников кластера, реализаци программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных кампаний, реализация образовательной политики, согласованной с основным представителями кластера, обеспечение возможности коммуникаци и кооперации предприятий и научно-исследовательских и образовательных учреждений;
  • развитие информационно-коммуникационной и рыночной инфраструктуры в регионах;
  • развитие инженерной инфраструктуры;
  • формирование институциональной среды для развития территориальных экономических кластеров;
  • развитие конкурентной среды на внутренних рынках.

К направлениям кластерной политики относится и организация сетевого сотрудничества между научно-исследовательскими организациями и производственным сектором посредством осуществления исследовательских программ в интересах нескольких клиентов в «центрах знаний»В или «виртуальных институтах»; разработки программ исследований представителями производственного сектора; совместных исследовательски программ; частичного финансирования компаниями исследований в обме на права на его результаты; консультационных советов, состоящих из представителей производственного сектора .

  • См., напр.: Пилипенко И. В. Кластерная политика [Прил. 6] // Итоги 2006 года и будущее экономики России: потенциал несырьевого сектора: доклад Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» / Б. Ю. Титов, А. В. Данилов-Данильян. М., 2007 URL: http://www.docme.ru/doc/1835/pr06-pilipenko
  • Solved О., Lindquist G„ Ketels Ch. The Cluster Initiative Greenbook. The CompetitivenessВ Institute / VINNOVA. Gothenburg, 2003 ; Andersson T., Hansson E., Serger S. S., Soivik J. TheВ Cluster Policies Whitebook. Malmo: IKED, 2004.

Интерес к концепции территориальных кластеров и кластерной политики в структуре экономического развития, как зарубежных стран, так и России особенно возрос в последнее десятилетие. Развитие кластеров формализовано в кластерной политике. Кластерная политика использует эффективные инструменты для стимулирования территориального развития, которое проявляется в увеличении занятости, повышении конкурентоспособности территориальных производственных систем, росте бюджетных доходов и др.

Преимущество кластерной политики заключается в том, что она придает высокую значимость микроэкономической составляющей развития экономики, а также территориальному и социальному аспектам экономического развития. Кроме того, кластерная политика использует эффективные инструменты для стимулирования территориального развития, которое проявляется в увеличении занятости, повышении конкурентоспособности территориальных производственных систем, росте бюджетных доходов и др.

На сегодняшний день особенностью процесса кластеризации экономики является активная роль государственных органов власти в выявлении кластеров, поддержании кластерных инициатив, стимулировании их развития и проведении мониторинга эффективности процессов кластеризации.

Основная цель кластерной политики - обеспечение опережающего развития и повышение конкурентоспособности экономики и социальной сферы региона на основе формирования и укрепления интеграционных отношений между организациями разных отраслей и видов деятельности, опосредующих развитие и эффективное использование научно-технологического, кадрового, производственного потенциалов субъекта РФ.

Основным задачами реализации кластерной политики на территориальном уровне являются:

  • - разработка общей концепции формирования и развития кластерных структур;
  • - распределение полномочий в сфере кластерной политики; поддержка кластерных инициатив по развитию передовых отраслей территорий;
  • - создание и развитие инфраструктуры кластеров; формирование структуры и задач участников кластера и др.

Кластерная политика представляет собой взаимосвязанную последовательность воздействий органов публичного управления на процессы кластеризации. Она включает совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых можно обеспечить эффективное функционирование кластерных образований, которые подробно рассмотрены в работах.

Для повышения эффективности управления процессами кластеризации социально-экономического пространства региона нами был разработан алгоритм кластеризации регионального пространства и управления кластерным развитием регионального пространства. На рис. 2 показан фрагмент предлагаемого алгоритма, демонстрирующий этапы формирования и реализация кластерной политики с учетом специфики пространственной структуры экономики регионов.

Осуществление кластерной политики направлено на возможность оптимизировать развитие территорий на основе применения новых технологий, способных инициировать развитие кластерных образований под заранее определенные цели.

Кластерную политику целесообразно формировать применительно к группам регионов, однородных по уровню общего экономического и инвестиционного развития. Для обоснования необходимого и достаточного состава показателей, характеризующих указанные группы, используется метод кластерного анализа по показателям, отражающим совокупность экономических характеристик регионов (объем ВРП, наличие основных фондов, объемы производства (общие и по видам деятельности), объем розничной торговли, инвестиции, инновационная активность, численность населения и др.). Превалирование в экономике кластеров, а не отдельно функционирующих компаний очень важно для регионального развития, особенно в тех случаях, когда наблюдается высокая географическая концентрация предприятий взаимосвязанных отраслей. Развитие кластера как новой формы хозяйствования, экономического взаимодействия и связей позволяет достичь определенного значимого социально-экономического эффекта в регионе.

Кластерная политика стала одним из главных направлений государственной политики по повышению национальной и региональной конкурентоспособности в развитых и развивающихся странах в последние 10 лет. Этот вид экономической политики как инструмент обеспечения конкурентоспособности экономического развития регионов, получила широкое распространение практически во всех странах мира. При этом она различается в зависимости от состава участников и структуры, видов производимой продукции и предоставляемых услуг, от особенностей местонахождения, а также от уровня и этапа развития, на которых они находятся.

Кластерная политика широко распространена как в виде четко определенной политики, так и в виде других политических инициатив, таких как региональные стратегии или мероприятия по поддержке локальной системы производства.

Рис. 2.

Интерес к концепции территориальных кластеров и кластерной политики в структуре экономического развития, как зарубежных стран, так и России особенно возрос в последнее десятилетие. Развитие кластеров формализовано в кластерной политике. В результате анализа функционирования кластерной политики в отдельных странах мировой экономики сформировались две основные модели осуществления кластерной политики (табл. 3)

Модели кластерной политики

Таблица 3

На основе анализа развития кластерной политики в странах мира можно сделать вывод, что необходимо реализовывать «смешанную» модель кластерной политики, способную увязать интересы государства и бизнеса на основе существующей или развивающейся инфраструктуры и кооперационных связей.

Каждое государство разрабатывает собственные подходы к образованию кластеров и их управлению и соответственно по-своему организует деятельность государственных органов, ответственных за реализацию национальной промышленной стратегии конкурентоспособности территории (табл.4).

Изучая опыт различных стран, можно выделить два основных подхода (направления) современной политики в отношении поддержки формирования кластеров: восходящий и нисходящий. Восходящий подход сосредотачивается на обеспечении эффективного функционирования рынка и ликвидации рыночного дефицита. Отправная точка - инициативы, порождаемые рынком, при этом правительство действует как помощник и регулятор, но не устанавливает нерушимые и ограниченные национальные и региональные приоритеты.

Реализация кластерной политики в мировой практике

Таблица 4

Страна

Государственная поддержка

Бизнес

Кластер

Предоставление льгот на экспорт товаров. Привлечение инвестиционных ресурсов. Регулирование рынка труда, поощрение роста кадрового потенциала

Концентрация малых и средних фирм в определенной местности, объединенных в различные ассоциации. Гибкое и равноправное сотрудничество предприятий

Мебельно-интерьерный, пищевой, легкой промышленности и др.

Целенаправленное регулирование инновационной деятельности. Стимулирование НИОКР для нужд промышленности. Бюджетные ассигнования наукоемких видов бизнеса. Снижение налога на инвестиции в НИОКР

Концентрация предприятий вокруг крупной компании

Парфюмерно-косметический, текстильный, пищевой, винодельческий и др.

Развитие научно-технологического партнерства. Предоставление налоговых кредитов и льготного налогообложения компаний, осуществляющих программы НИОКР. Привлечение первоначального капитала

Концентрация предприятий в одном регионе и максимальное использование природного, научного, кадрового и интеграционного потенциала

Информационных технологий, киноиндустриальный, автомобильный, аэрокосмический

Поощрение развития узкоспециализированных регионов. Привлечение из-за рубежа современных технологий

Концентрация средних и мелких предприятий вокруг крупной компании

Электротехнический, автомобильный и др.

Финляндия

Вложение в сферу развития человеческого потенциала. Формирование уровня развития системы взаимодействия научных институтов и отраслей

Взаимодействие крупных, средних и малых предприятий

Химический, полиграфический, машиностроительный, электрооборудование, мебельный

При нисходящем подходе правительство (в процессе консультаций с отраслями промышленности и исследовательскими агентствами) устанавливает региональные и национальные приоритеты, формулирует стимулирующее видение для будущего (до формирования процесса диалога), выбирает субъектов, которые будут вовлечены в диалог. Этот подход характерен для скандинавских стран.

В результате анализа было выявлено, что кластерная политика реализуется посредством национальных и региональных кластерных программ. Также было определено, что важным элементом кластерной политики является определение источников финансирования и ответственных за реализацию данных программ организаций.

Развитие кластеров в регионе предполагает наличие «нулевого» цикла, на котором создаются предпосылки и общие условия формирования будущих кластерных образований, что, в свою очередь, определяет потребности в инструментальном обеспечении кластерного развития. Результаты анализа опыта разработки инструментов развития кластеров представлены в табл. 5.

Во многих зарубежных странах уже сформировались кластеры в различных отраслях экономики, которые успешно функционируют и позволяют судить не только о необходимости формирования кластеров, но и об эффективности их работы, как со стороны участников кластера, так и в рамках региона и страны в целом. Для России, как и для других стран, возникла необходимость активизации действующих и поиск новых источников и факторов, способных обеспечить положительную динамику экономического развития. Проведенный анализ разработок зарубежных ученых выявил значимость государственных структур и научных институтов при формировании кластерной политики развития территорий и позволил определить основные отраслевые направления кластеризации экономики зарубежных стран (таблица 6).

Анализ определенных в ходе исследования главных отраслевых направлений кластеризации экономики зарубежных стран позволяет сделать следующие выводы: национальные особенности существующей кластерной политики определяют направленность кластерных инициатив; стратегические кластерные альтернативы определяются национальными особенностями и принятой кластерной концепцией; кластерные политики стран различаются по уровню вмешательства правительства в процесс кластеризации; для оценки целесообразности кластерной стратегии развития территории следует соотнести уровень инвестиционного потенциала и уровень инвестиционной активности; методические основы формирования территориальной кластерной стратегии не разработаны.

| Австралия

| Австрия

| Нидерланды

| Швейцария

| Германия

| Великобритания

| Франция

прямая финансовая поддержка

Инструменты кластерного развития

налоговые льготы

Фонды внедрения инноваций

государственные программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков

специальные институты развития и построения сетевых структур

координирующие органы власти

Защита интелектуальной собственности и целевое финансирование научна иследований

Таблица 5

Состав комплекса инструментов кластерной политики для поддержки и развития кластеров в

различных странах

Таблица б

Основные отраслевые направления кластеризации экономики зарубежных стран

Отраслевые направления

Страна

Строительство

Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Германия, Китай

Агропроизводство и п ищевоепроизводство

Финляндия, Бельгия, Франция, Италия, Нидерланды, Германия, Болгария, Венгрия

Нефтегазовый комплекс и химия

Швейцария, Германия, Бельгия, США

Легкая промышленность

Швейцария, Австрия, Италия, Швеция, Дания, Финляндия, Китай

Здравоохранение

Швеция, Дания, Швейцария, Нидерланды, Израиль

Коммуникации и транспорт

Нидерланды, Норвегия, Ирландия, Дания, Бельгия, Финляндия Германия, Япония

Энергетика

Норвегия, Финляндия, Швеция

Машиностроение, электроника

Италия, Германия, Норвегия, Ирландия, Швейцария

Структура экономики России отличается от зарубежной, поэтому прямое заимствование институтов кластерной политики невозможно. Необходимо селективно использовать зарубежный опыт. Поэтому для разработки эффективной кластерной политики в России предлагается использовать бенчмаркинг, основанный на компаративном анализе опыта идентификации и формирования кластеров таких стран, как Франция, Испания, Норвегия, Италия, Великобритания, Австрия, США, Финляндия, Дания и др.

В России кластерная политика как эффективный инструмент повышения конкурентоспособности регионов только начинает внедряться. Позитивными факторами для развития кластерной политики в России являются: наличие большого опыта в формировании и развитии территориально-производственных комплексов и различных форм кооперации; высокий уровень интеллектуального потенциала; развитость технологической инфраструктуры и технологическая культура. В качестве сдерживающих факторов выступают: слабые связи между научно-исследовательскими институтами и бизнесом; низкое качество бизнес-климата и низкая эффективность отраслевых ассоциаций; недостаточно высокий уровень доверия между представителями бизнеса, науки,власти.

Мнение авторов о формировании политики регионального кластера является предположением о том, что необходимо активно поощрять потенциальные кластеры, которые могут дать толчок развитию, чтобы создавать полюса роста. В этой связи все большую актуальность в практике публичного управления приобретает использование кластерного подхода, основанного на упреждающем стимулировании про- пульсивных отраслей, создании на их основе кластеров - «полюсов роста» в экономике региона и повышении на этой базе эффективности государственной политики, а также адаптация инструментов кластерной политики.

Механизм реализации кластерной политики позволяет обеспечить эффективную разработку и реализацию кластерных проектов. Он включает совокупность форм, методов и инструментов, инвариантными составляющими которых являются: институциональное обеспечение, в том числе институт государственно частного партнерства; экономико-организационное и финансовое обеспечение (стратегии, целевые программы, государственный и региональный заказы на продукцию кластеров, государственное стимулирование разработки инноваций, целевые кредиты и субсидии и др.); маркетинговое и информационное обеспечение.

Реализация механизма территориального выравнивания и сглаживания пространственной поляризации невозможна без поддержки ведущих предприятий региона, структурной перестройки экономики и максимального использования природного, кадрового и производственного потенциалов. Можно сделать вывод, что кластерная политика в России должна реализовываться с учетом специфики пространственной структуры экономики регионов.

Вывод - логичным направлением регулирования экономического развития России является разработка и реализации специального раздела государственной политики - кластерной политики, а также создание благоприятных условий для зарождения и развития кластерных инициатив, но кластерная политика в России должна реализовываться с учетом специфики пространственной структуры экономики регионов.

Андросенко И.А.

Кластерная политика -- система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, а также обеспечивающих внедрение инноваций.

Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер традиционной "промышленной политики", в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей.

В Российской Федерации элементы кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года. На основании Концепции в Российской Федерации предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.

Основной целью реализации кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры.

Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспобности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, "ноу-хау", специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.

Основными направлениями кластерной политики являются:

· содействие институциональному развитию кластеров, в первую очередь - разработка стратегии их развития;

· стимулирование инноваций и коммерциализации технологий;

· содействие в предоставлении консультационных услуг;

· мониторинг и прогнозирование потребностей рынка труда, планирование, участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов;

· разработка и распространение руководств и пособий по организации управления на предприятиях с учетом отраслевой специфики.

Меры, направленные на повышение конкурентоспособности участников кластера включают в себя:

· содействие разработке программ долгосрочных партнерских исследований, кооперации предприятий при финансировании и реализации НИОКР;

· субсидирование части затрат предприятий на создание промышленных образцов, регистрацию и правовую охрану за рубежом изобретений;

· установление льгот по уплате региональных и местных налогов и сборов, а также налога на часть прибыли, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ; создание особых экономических зон регионального уровня;

· совместная реализация образовательных программ (материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение целевой подготовки).

Формирование благоприятных условий для развития кластера:

· инвестирование в развитие инженерной и транспортной инфраструктур, жилищное строительство с учетом задач развития кластеров. Реализация мер налогового регулирования для участников кластеров;

· финансирование инноваций в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы": обеспечение научным оборудованием центров коллективного пользования, поддержка проектов выполнения НИР и НИОКР;

· программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника): поддержка создания новых инновационных предприятий;

· помощь в реализации инновационных проектов, выполняемых малыми инновационными предприятиями на основе собственных разработок и при участии вузов;

· поддержка НИОКР, в том числе проводимых предприятиями для освоения лицензий на новые технологии и технические решения, приобретаемых у российских вузов, академических и отраслевых институтов.

На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров. Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, на конкурсной основе выдаются субсидии субъектам РФ на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Данный механизм создает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов РФ в целях реализации широкого спектра кластерных инициатив.

В настоящее время выделяется кластерная политика двух поколений. Кластерная политика первого поколения представляет собой комплекс мер, осуществляемых федеральными и региональными органами власти по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики поддержания кластеров в стране и регионе (отрасли). Кластерная политика второго поколения базируется на хорошем знании о существующих в стране или отрасли кластерах и подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности. Государство может стимулировать развитие кластеров, проводя различный комплекс мероприятий: 1) "брокерскую" политику - создание платформы для диалога различных акторов кластера; 2) диверсификацию местного спроса посредством размещения у местных компаний государственных заказов; 3) повышение квалификации местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров; 4) создание "брэнда" региона и отрасли для привлечения иностранных инвестиций.

Таким образом, для Российской Федерации кластерная политика - перспективное направление повышения конкурентоспособности государства и отдельных отраслей национальной экономики, а также механизм активизации инновационных процессов ведущих отраслевых комплексах, в том числе оборонного назначения. Она способствует эффективному и взаимовыгодному сотрудничеству субъектов производственного процесса, и, как следствие, повышению конкурентоспособности самих предприятий и производимой продукции.

Список литературы

кластер территориальный производственный экономика

1. Письмо Минэкономразвития России от 26.12.2008 г. № 20615-АК/Д19 "О методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации".

2. Инновационная Россия -- 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года), Минэкономразвития России, Москва, 2010 год (проект). Раздел IX. Территории инноваций.

3. Марков Л.С. Проблемы реализации кластерной политики в России // Научный эксперт. 2007. № 4. С. 25.

4. Пилипенко И.В. "Кластерная политика в России: возможности реализации и конкурентоспособность регионов" // VIII Сократические чтения "Постиндустриальная трансформация старопромышленных районов России". / Сборник докладов под ред. В.А. Шупера. -- М.: Эслан, 2011. -- С. 177-211.

5. Хасбулатов О.Р. Региональная экономическая политика развитых стран мира: Автореф. дис…. канд. экон.наук. М., 2008. С. 20.

Размещено на Allbest.ru

Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Домбровский М. А.

старший преподаватель кафедры мировой и региональной экономики Пермского государственного социального университета

Методологические проблемы экономической кластеризации

В статье показаны современные направления инновационной экономики, обеспечивающие осуществление процесса экономической кластеризации. Дана характеристика основных элементов кластерной системы. Показана необходимость формирования эффективной методологии экономической кластеризации

Ключевые слова: инновационная экономика, кластер, кластерная политика, методология экономической кластеризации

Современная экономика придает мощные импульсы развитию инновационного направления. Сегодня формирование экономических структур направлено на повышение их конкурентоспособности на основе кооперации, специализации и интеграции, развития партнерских отношений. Сложившиеся в настоящее время в России региональные системы со слабым внутрисистемным и межрегиональным потенциалом рыночной инфраструктуры затрудняют проведение четкой политики взаимодействия государственных органов и бизнеса, ограничивают возможности развития социально-экономического пространства субъектов федерации.

Напротив, в развитых странах заметной и устойчивой тенденцией является формирование кластеров, как спонтанное, так и регулируемое государством.

В России процесс экономической кластеризации, т.е. кластерообразования, в настоящее время осуществляется преимущественно стихийно, под влиянием рыночных сил. Это вполне закономерное явление, однако, его теоретико-методологические и прикладные аспекты оказываются реализованными не в полной мере.

Теория управления кластерами, регулирования процесса их создания и функционирования не получила должного развития в экономической науке и практике Российской Федерации, а неадаптированное применение зарубежного опыта может не обеспечить необходимого эффекта в своеобразных социально-экономических и институциональных условиях страны.

Рассмотрим базовые положения методологии кластерного подхода. Как правило, в современных исследованиях авторы отмечают актуальность применения данного метода, однако не определяют сущность феноменов, лежащих в основе организации процесса экономической кластеризации: «кластерная политика», «кластерная инициатива», «кластерная технология», «кластерный консалтинг». Для формирования действенной методологии управления процессами кластеризации социально-экономического пространства регионов РФ необходимо конкретизировать терминологию.

Процесс экономической кластеризации реализуется на базе основных положений кластерной теории, которую отличает ее абстрактный характер. Управляющие усилия государства всегда конкретны, имеют определенную направленность, решают актуальные задачи развития территории, осуществляются посредством допустимого в условиях рыночной экономики набора инструментов кластеризации. Поэтому с одной стороны, важна четкая идентификация кластера, как объекта кластерной теории, а с другой стороны, как предмета государственного управления.

Понятие «кластер» является одним из элементов стратегии конкурентной борьбы, предложенной М. Портером, профессором кафедры делового администрирования Harvard Business School; ведущим специалистом в области конкурентной стратегии и конкурентной борьбы на международных рынках. Майкл Портер определил кластер как группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере (рыночной нише) и взаимодополняющих друг друга .

В развитых странах кластерная теория на практике начала применяться в начале 1990‑х годов благодаря трудам М. Портера, М. Энрайта, Дж.Даннинга, Р. Мартина.

В современной России практическое применение кластерной теории связано с именами таких учёных, как М.К. Бандман, Н.Н. Колосовский, Н.И. Ларина, И.В. Пилипенко и др. В целом авторы формулируют три широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту его функционирования:

Это регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т.д.);

Это вертикальные производственные цепочки; довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «поставщик - производитель - сбытовик - клиент»). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм;

Это отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер»).

Центром кластера чаще всего бывает несколько мощных компаний, при этом между ними сохраняются конкурентные отношения. Этим кластер отличается от картеля или финансовой группы. Концентрация соперников, их покупателей и поставщиков способствует росту эффективной специализации производства. При этом кластер дает работу и множеству мелких фирм и малых предприятий.

Таким образом, кластер представляет собой форму организации экономических отношений. Первоначально ее использовали для повышения конкурентоспособности. Однако в принятом курсе на модернизацию экономики, построение инновационной экономики кластер стал применяться при решении все более широкого круга задач, в частности:

При анализе конкурентоспособности государства, региона, отрасли;

Как основа общегосударственной промышленной политики;

При разработке программ регионального развития;

Как основа стимулирования инновационной деятельности;

Как основа взаимодействия большого и малого бизнеса.

Т.В. Миролюбова на основе обзора зарубежных и российских концепций и моделей классифицировала кластеры по следующим признакам: по территориальному охвату; по стадии развития кластера; по степени новизны выпускаемой продукции; по размерам; по отраслевой принадлежности; по различиям в структуре взаимосвязей; по степени инновационности; по роли в системе обмена и использования знаний; по наличию и степени развития элементов кластерной структуры; по уровню агрегации участников кластера; по соорганизации практико-ориентированной фундаментальной науки, проектно-конструкторских разработок и инновационной промышленности; по характеру отрасли предприятий-участников кластера .

В основе кластерной методологии лежит рассмотрение формы экономических отношений, направленных на создание «современного инновационного продукта», как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Следовательно, можно говорить о кластере как сложной экономической системе.

Кластерные системы характеризуются общими особенностями:

Наличие предприятия-лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иные стратегии всей региональной экономической системы;

Территориальная локализация основной массы хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы;

Создание участниками некоммерческого объединения, добровольность вхождения в данное объединение и наличие координирующей организации и сайта;

Устойчивость стратегических хозяйственных связей в рамках кластерной системы, включая ее региональные, межрегиональные, внутригосударственные и международные связи;

Долговременная координация взаимодействия участников кластерной системы в рамках ее общенациональных и внутрирегиональных программ развития, инвестиционных проектов, инновационных процессов;

Наличие корпоративных систем управления, контроля бизнес-процессов, коллективного хозяйственного мониторинга.

Кластерные системы формируются на основе трех принципов в зависимости от структуры, размера и вида деятельности:

Общность интересов потенциальных участников - одни и те же или взаимосвязанные области деятельности, общий рынок или сфера активности;

Концентрация - расположение, удобное для регулярных контактов;

Взаимодействие - взаимосвязи, взаимозависимость с большим разнообразием формальных и неформальных отношений.

Естественно, крайне важными являются механизмы финансирования кластерной системы. Среди наиболее значимых статей затрат на деятельность кластера следует отметить:

Затраты на создание кластера как упорядоченную и организованную в какое-либо коммерческое объединение совокупность организаций;

Затраты на развитие инфраструктуры и ее поддержание;

Затраты на отдельные проекты и программы такого кластера.

Финансирование создания кластера, как правило, ведется на основе бюджетных ресурсов или крупного спонсора (это могут быть, например, стержневые предприятия кластера). Финансирование инфраструктуры и отдельных проектов в кластерах осуществляется как на основе смешанного финансирования - взносы предприятий-участников кластеров и бюджетного финансирования (распространено в Германии), так и в отсутствие или с минимальным участием бюджетных ресурсов (наиболее свойственно Великобритании). Для России, на наш взгляд, оптимален вариант интеграции ресурсов бюджетов различного уровня через целевые программы и специализированные фонды, вкладов участников кластера.

Организация кластеров возможна по инициативе государственных органов различного уровня с целью развития конкурентоспособности и инновационной активности, по инициативе ведущего предприятия, располагающего достаточным капиталом, научным, технологическим потенциалом, трудовыми ресурсами и т.п. По мере повышения уровня взаимного доверия участников будущего кластера, должен происходить постепенный переход к более рискованным инновационным проектам. В процессе становления кластера он проходит следующие стадии:

Мотивацию потенциальных участников;

Разработку общей инновационной и кластерной стратегий;

Разработку пилотного проекта;

Разработку стратегического проекта;

Стадию инновационного проектирования.

Инновационное развитие экономики на основе стимулирования кластеризации предполагает инициативу и совместные действия не только бизнеса, но и государства. Мы считаем, что мотивацию участников кластера на стадии его формирования должно взять на себя государство не только путем финансирования через целевые программы, но и путем формирования специального законодательства в области налогообложения. Кроме того, требуется оценить и сформулировать «кластерную политику», которая должна включать ликвидацию формальных барьеров для развития инновационной деятельности; инвестирование в человеческий капитал, трудовые ресурсы и проблемы человеческого фактора; инвестирование в инфраструктуру. Кластерная политика может решать проблемы развития конкретных отраслей, регионов и экономики страны в целом. Функции администрации всех уровней, научно-образовательных учреждений и предпринимателей при развитии кластеров должны быть взаимодополняющими. В частности, муниципалитет должен инициировать процессы кластеризации и всемерно оказывать поддержку потенциальным участникам объединения. Он должен проводить активную работу в построении взаимодействия между различными субъектами экономики. Развивать кластер в отрыве от развития территории региона в целом неэффективно. Следовательно, кластеры являются открытыми системами, которые стимулируют конкуренцию. Их целью не является фиксация цен или ограничение конкуренции.

Взаимный обмен информацией, совместные научные исследования или экспортное продвижение направлены на развитие конкурентоспособности фирм без ограничения конкуренции. Для этого в современных условиях экономического развития на базе кластеров должен достигаться консенсус развития кластеров между бизнесом и региональными властями. Кластерный подход на практике реализуется проведением кластерной политики - деятельностью по поддержке кластеров. Н.А. Корчагина раскрывает содержание данной деятельности: «совместные, целенаправленные, закрепленные документально, действия представителей бизнеса, органов власти, образовательных и научно-исследовательских институтов, а также других элементов кластера по формированию благоприятных условий бизнес-среды для развития кластеров и повышения эффективности деятельности всех их элементов» .

Кластерная политика предусматривает принятие стратегии и программ развития отдельных кластеров - т.н. «кластерные инициативы», а также формирование инструментальной базы для их реализации - т.н. «кластерные технологии».

По нашему мнению, кластерные инициативы представляют собой как отдельные, так и совместные организованные усилия кластерных фирм, правительственных, образовательных и исследовательских организаций, направленные на увеличение роста и конкурентоспособности конкретного кластера на определенной территории. Если кластерная политика это система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов и предприятий, входящих в кластер, а также внедрение инноваций, то кластерная инициатива - это деятельность по организации конкретных кластеров на конкретной территории.

Кластерная политика рассматривается как альтернатива традиционной «отраслевой политике», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий и отраслей . Выделим основные отличительные параметры кластерного подхода в сравнении с традиционным отраслевым:

Стратегия развития территории;

Взаимоотношения власти и бизнеса;

Производство и технологии;

Конкуренция;

Пространственное развитие;

Критерии экономической эффективности;

Рынок труда;

Институциональная среда;

Тип доминирующих коммуникаций между предприятиями.

Основные отличительные черты кластерного подхода к управлению по сравнению с отраслевым представлены в табл.1.

№ п/п Основные пара-метры сравнения Характеристика кластерного подхода Характеристика отраслевого подхода
1. Принцип формирования. Горизонтальная и вертикальная интеграция, оптимизация межотраслевых взаимодействий. По технологическому признаку.
Потенциал экономического роста. Эффекты синергии, обусловленные взаимодействием разнородных элементов. Присутствие «ключевого участника» (крупных предприятий, научных центров). Интенсификация производства предприятия (отрасли).
Возможность активизации инновационного потенциала. Высокий уровень инновационной активности, достигаемый за счет возможности концентрации ресурсов в отдельных элементах кластера, определяющих его инновационный потенциал. Ограничена в силу инерционности системы внедрения инноваций, проблем коммуни-каций.
Конкурентоспособность продукции ре-гиона. Повышается за счет территориальной концентрации элементов кластера, которая приводит к снижению транспортных и транзакционных издержек. Слабо выражена в силу территориальной рассредоточенности предприятий, реализующих воспроизводственные процессы в пределах одной отрасли.
5. Инвестиционная привлекательность. Определяется возможностью комплексного использования инвестиционных ресурсов. Эффект инвестиций определяется возможностями объекта инвестирования.
6. Уровень коммуникаций. Долгосрочные связи между участниками кластера, основанные на взаимовыгодных отношениях. Жесткая иерархическая структура, определя-емая технологическими и административно-управленческими связями.
7. Устойчивость региональной системы. Возможность адаптации к изменяющимся условиям внешней среды за счет более высокой диверсификации видов деятельности. Более высокая специализация, приводящая к снижению адаптивной способности региональной социально-экономической системы.

Таблица 1

Основные отличительные черты кластерного подхода к управлению по сравнению с отраслевым

Кластерная политика может заимствовать из отраслевой политики фокусирование на отдельных секторах экономики и специфические для этих секторов мероприятия, т.е. технологическую направленность. Технология - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на достижения оптимального результата минимальными средствами . Под кластерными технологиями мы понимаем алгоритм формирования регионального кластера с учетом величины и степени реализации потенциала рыночной инфраструктуры региона в системе государственного управления субъектами РФ.

Сущность инфраструктуры состоит в эффективном удовлетворении потребностей региона в товарах и услугах на основе их продвижения за пределы своего региона и приобретения в других регионах. Потенциал инфраструктуры региона представляет способность многоаспектной системы экономических отношений максимизировать наполняемость региональных рынков товарами, скорость оборачиваемости ресурсов и качество предоставляемых услуг на основе имеющихся ресурсов .

Как известно, внедрение технологий состоит из последовательности проектных этапов, начиная с инициирования, разработки стратегии и плана действий по развитию кластера и заканчивая формированием специализированной ассоциации участников кластера, реализацией программы развития и оценкой ее эффективности .

Таким образом, что использование кластерных технологий представляет собой новый, проектно ориентированный подход для стимулирования развития кластеров и является специфическим инструментом кластерной политики не только на федеральном, но и на региональном уровне.

На сегодняшний день кластерная политика, является важным этапом развития региональной политики в передовых странах. Результаты исследования М.Н. Мироновой показали, что в зарубежной практике кластерную политику исторически разделяют на два периода: первого и второго поколений . Кластерная политика первого поколения представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством по идентификации кластера, определению поля деятельности формирующих кластер фирм, созданию государственных органов его поддержки и осуществлению общей политики стимулирования всех кластеров в стране. В данном периоде ведущую роль в исследованиях играют экономические географы и региональные экономисты, которые с помощью средств пространственного моделирования должны выявить кластеры и определить их состав. Первый этап кластерной политики характерен, в основном, для государств с высокой степенью развитости традиционных производств - Испании, Португалии, Греции, Нидерландов и Италии.

Кластерная политика второго поколения, которая базируется на хорошем знании существующих в стране кластеров, подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности, так как государство может выступать в качестве менеджера, заказчика, инициатора производственного процесса, брокера, сводящего производителя и потребителя внутри кластера, и источником финансирования для фирм, работающих в кластере. Кластерная политика второго поколения превалирует в странах с высоким уровнем жизни (в Швейцарии, Швеции, Великобритании, Финляндии, Австрии, США), где «кластеризованы» все отрасли экономики - традиционная промышленность, сфера новых технологий и сектор услуг.

В зависимости от поставленных целей и культуры предпринимательства государство может выполнять различные функции при проведении кластерной политики. В этой связи выделяются две модели кластерной политики развитых стран - «континентальная» и «англосаксонская» .

«Континентальная» политика развития кластеров реализуется в ряде европейских стран - Швеции, Франции, Норвегии и др., где особую роль играет активная государственная (федеральная) политика развития кластеров. Она включает в себя комплекс мер - от выбора приоритетных кластеров и финансирования проектов по разработке стратегий и программ их развития до целевого создания ключевых факторов успеха их деятельности (например, создание инфраструктуры, центров совершенства в области НИОКР).

Основной принцип второй - «англосаксонской» - модели, применяемой в США и Великобритании, состоит в том, что кластер рассматривается как рыночный организм, и роль федеральных властей заключается в снятии барьеров на пути его естественного развития. К особенностям кластерной политики в этих странах относится то, что основными игроками являются региональные власти и региональные организации, которые вместе с ключевыми участниками кластеров разрабатывают и реализуют программы их развития. Федеральные власти в ряде случаев финансировали и поддерживали пилотные проекты.

М. Энрайт, ученик и последователь М. Портера, предложил рассматривать четыре механизма проведения кластерной политики :

1) каталитическая кластерная политика - правительство сводит заинтересованные стороны (например, частные компании и исследовательские фирмы) и оказывает им ограниченную финансовую поддержку;

2) поддерживающая - каталитическая политика государства дополняется значительными инвестициями в инфраструктуру регионов (в образование, профессиональное обучение, маркетинг и др.), создавая благоприятную среду для развития кластеров;

3) директивная - поддерживающая функция государства дополняется специальными программами, нацеленными на трансформацию специализации региона через развитие кластеров;

4) интервенционистская - правительство, наряду с выполнением своей директивной функции, перенимает у частного сектора ответственность за принятие решений о дальнейшем развитии кластеров и посредством трансфертов, субсидий, административных ограничений или стимулов, а также активного контроля над фирмами в кластере формирует его специализацию.

В связи с реализацией кластерной политики и кластерных инициатив становится актуальным еще один элемент кластерной системы - кластерный консалтинг, означающий предоставление услуг по проектам выделения на территории региона определенного вида кластеров, а также преподавание теоретических основ управления кластерными инициативами - кластерный менеджмент.

Наша страна переживает этап адаптации понятия «кластерная политика» к российским специфическим условиям функционирования государственной власти, экономики, науки и образования, бизнеса и общества. Кластерная политика является новым направлением развития российской государственной региональной политики.

Тема кластеров и кластерной политики в России впервые официально была обозначена в документах Правительства РФ в конце 2005 - начале 2006 г. В 2005 г. Министерство экономического развития РФ опубликовало доклад, в котором говорилось, что «единственный путь наращивания нашего экономического потенциала - это повышение производительности труда, диверсификация экономики» .

В дальнейшем вопросы кластерной политики нашли отражение и в других документах Правительства РФ. В проекте Концепции стратегии социально-экономического развития регионов РФ определено понятие «территориальный кластер» - кластер, который объединяет динамичные и внутренне конкурентоспособные сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукцию, и которые совместно обеспечивают «хорошие рыночные позиции для страны, отрасли и самих предприятий» .

В начале 2008 г. тема кластеров была обозначена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. В Концепции рассмотрены три сценария развития страны: инерционный, энергосырьевой и инновационный. Отмечено, что переход к инновационному сценарию возможен при активном стимулировании предпринимательской инициативы и наращивании инновационной активности в экономике, что, в свою очередь, потребует совершенствования институциональной среды и формирования институциональных структур, отличающих постиндустриальную экономику. В их числе названа «поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций - поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций в рамках территориально производственных кластеров» .

В проекте Концепции совершенствования региональной политики в РФ затронута тема создания территориально-производственных кластеров для изготовления продукции с высокой добавленной стоимостью , даются рекомендации по формированию и развитию кластеров с учетом приоритетных для конкретного субъекта отраслей.

Явным недостатком вышеперечисленных Концепций является отсутствие единой методологии экономической кластеризации: она не носит системный характер. Имеющиеся на сегодняшний день методологические проблемы экономической кластеризации представлены на рис. 1.

Рис. 1. Методологические проблемы экономической кластеризации

Как видно из рис. 1, процесс экономической кластеризации является совокупностью взаимосвязанных стратегических и тактических компонентов, имеющих целью построение кластера. В современной концепции государственного управления представлены лишь основные составляющие кластерной системы; их базовые функции и эффекты, ожидаемые от их создания не учтены. Также отсутствует обоснование механизма, посредством которого субъект управления (органы государственной власти и управления субъекта РФ) с помощью кластерной политики способен оказывать продуктивное воздействие на процессы формирования и развития кластеров. В данном случае не учитывается иерархичная природа кластеров, их способность активизировать взаимодействия с внешней средой через обратную связь.

Результаты проведенного методологического анализа позволяют утверждать, что повышение эффективности процесса экономической кластеризацией в регионах России сопряжено с реализацией ряда аспектов системного подхода:

Включение процессов формирования и развития кластерных инициатив и кластерных технологий в состав ключевых объектов стратегического управления развитием кластеров;

Ориентация на достижение множества значимых для государства и участников процесса экономической кластеризации эффектов ожидания при планировании, организации поддержки и мониторинге результатов;

Учет многофункциональной роли государства, реализуемой им в процессах создания, функционирования и развития экономических кластеров через кластерный консалтинг;

Достижение высокого уровня разнообразия форм и инструментов, т.е. кластерных технологий, посредством которых органы государственной власти и управления обеспечивают управленческое воздействие на процесс экономической кластеризации;

Обеспечение широкой сферы использования механизма государственно-частного партнерства для развития процессов кластеризации социально-экономического пространства региона;

Обеспечение единства разных этапов процесса экономической кластеризации в разработке и реализации кластеров.

Таким образом, исходя из того, что кластеры - это структуры, самостоятельно образующиеся за счет пространственного проявления рыночных сил, то, соответственно, органы государственной власти должны создавать условия для их ускоренного и успешного развития, а не пытаться директивно развивать кластеры с нуля. Для этого первоначально необходимо создать эффективную методологию экономической кластеризации.

Литература

1. Денисов Г.А. Преимущества применения кластерного подхода в целях развития экономики региона // Вестник Майкопского гос. ун-та. - 2010. - № 2. - С. 106–109.

2. Домбровский М.А. Управление потенциалом рыночной инфраструктуры региона: дис. ... канд. экон. наук. - Пермь, 2010.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации «Стратегия-2020» // URL: http://www.minregion.ru/press_office/terms/955.html.

4. Корчагина Н.А. Оценка реализации кластерных инициатив в туризме // Вестник Астраханского гос. технич. ун-та. Сер. Экономика. - 2010. - № 1. - С.131–138.

5. Миролюбова Т.В. Международное сотрудничество между регионами как элемент государственного управления экономическим развитием на региональном уровне // Вестник РУДН. Сер Экономика. - 2008. - № 3. - С.73–78.

6. Миронова М.Н. Мировой опыт кластерного подхода в государственной экономической политике: особенности и возможности применения в России // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2010. - № 2(28). - С. 32–38.

7. Одегов Ю. Экономика и социология труда. - М., 2002.

8. Andersson T. etc. The Cluster Policies Whitebook IKED 2004 // www.competitivenessorg/article/view/241

9. Porter M. Competitive Advantage of Nations. New York: Free Press, 1990.

10. Raines Ph. The Challenge of Evaluating Cluster Behavior in Economic Development Policy // European Policies Research Center University of Strathclyde, 2002.

Кластерный подход является наиболее эффективным и прогрессивным инструментом развития постиндустриальной глобализированной экономики. Сегодня кластерные инициативы могут составить основу развития промышленного ядра России, наиболее полно реализовать конкурентные преимущества индустриальных регионов. Кластерная политика представляет собой систему взаимосвязан­ных действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направ­ленных на стимулирование и поддержку инициатив региональных и муниципальных органов власти и предпринимательских структур по созданию и развитию кластеров. Формирование и развитие кластеров позволяет реализовать сравнительные (конкурентные) преимущества территорий, поскольку географически взаимосвязанные компании определенной отрасли, а также обеспечивающие их деятельность предприятия, напрямую влияют на развитие регионов. При разработке стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации важно предусматривать перспективы формирования кластеров. На региональном уровне основные задачи состоят в выявлении ключевых кла­стеров в экономике региона, анализе барьеров и возможностей для их развития и реа­лизации инициатив, направленных на стимулирование развития кластеров. Для региона кластерная политика состоит в финансировании и координации проектов по развитию ключевых кластеров. Для муниципальных образований задачи кластерной политики состоят в инте­грации местной экономики в ключевые региональные кластеры и координации проек­тов, направленные на развитие местных кластеров, существующих в границах муници­пального образования.

Кластер представляет собой совокупность географически локализованных и взаимосвязанных компаний определенной отрасли, а также обеспечивающих их дея­тельность и находящихся на данной территории поставщиков оборудования, комплек­тующих, специализированных услуг, предприятий и организаций инфраструктурных отраслей, научных и образовательных учреждений.

Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность. Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается «прорыв» в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые «рыночные ниши».

Кластерная политика представляет собой систему взаимосвязан­ных действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направ­ленных на стимулирование и поддержку инициатив региональных и муниципальных органов власти и предпринимательских структур по созданию и развитию кластеров.

Кластерная политика на практике реализуется в разработке кластерной стратегии. Кластерная стратегия представляет решения (приоритеты) в области организации кластеров и сетевого сотрудничества, определяющие конкретные мероприятия по достижению целей кластерной политики. Состав мероприятий, сроков, ответственных исполнителей и средств образуют кластерную программу.

Субъектами проведения кластерной политики являются органы власти наднационального, национального и местного уровня.

Объектами кластерной политики являются уровень конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики

Основной целью региональной/национальной кластерной политики является формирование условий для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности региональной/национальной конкурентоспособности на основе стимулирования кластеров.

Формирование и развитие кластеров позволяет реализовать сравнительные (конкурентные) преимущества территорий, поскольку географически взаимосвязанные компании определенной отрасли, а также обеспечивающие их деятельность предприятия, напрямую влияют на развитие регионов. При разработке стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации важно предусматривать перспективы формирования кластеров.

На федеральном уровне разрабатывается общая стратегия и политика развития кластеров, включая вопросы использования инструментов кластерной политики, уча­стия федеральных ведомств, вопросы финансирования, координации ключевых меро­приятий и вовлечения региональных и муниципальных властей.

На региональном уровне основные задачи состоят в выявлении ключевых кла­стеров в экономике региона, анализе барьеров и возможностей для их развития и реа­лизации инициатив, направленных на стимулирование развития кластеров. Для региона кластерная политика состоит в финансировании и координации проектов по развитию ключевых кластеров.

Для муниципальных образований задачи кластерной политики состоят в инте­грации местной экономики в ключевые региональные кластеры и координации проек­тов, направленные на развитие местных кластеров, существующих в границах муници­пального образования.

В рамках социальной политики целесообразно предусматривать мероприятия по повышению качества образования по профилю кластера, соответствующие программы повышения квалификации.

В бизнес-среде возможно создание бизнес-инкубаторов по профилю кластера, венчурных фондов, содействие доступу к кредитным ресурсам, определенные налоговые преференции, упрощение процедур регистрации компаний, снижение административных барьеров.

Необходимо предусматривать развитие инфраструктуры кластера при разработке и финансировании проектов по развитию транспортной и инженерной инфраструктуры, связи и телекоммуникаций.

Типология кластеров:

1. По характеру структурообразующей организации кластера:

а) Предприятие крупного масштаба;

б) Объединение вокруг торгово-промышленной палаты, или организации, определяющей экономическое развитие (ассоциации, региональные агентства)

2. По ядру кластера:

а) Базирующиеся на сложной технологической основе, часто новой для территории;

б) Основанные на традиционных для данной территории видах деятельности;

в) Связанные подрядными отношениями.

г) Боковые (межотраслевые) кластеры - охватывающие сразу несколько отраслей, например, мультимедийный кластер.

д) Мега-кластеры - образованные сетью кластеров, т.е. большим количеством фирм, относящихся к различным секторам экономики и характеризующихся высокой степенью агрегации (химический, автомобильный кластеры).

3. Выделяются две основные категории кластеров, сформированные по пространственной и функциональной осям:

а) Промышленный кластер - фокусируется на конкуренции внутри сектора. Он состоит из всевозможных действующих лиц, ресурсов и видов деятельности, которые объединяются вместе для развития, производства и продажи разнообразных типов товаров и услуг. Промышленный кластер, как правило, пространственно не привязан к какой-либо урбанизированной области. Он обладает тенденцией иметь более широкие границы, возможно охватывая весь регион или страну.

б) Региональный кластер – это пространственная агломерация подобной и связанной экономической деятельности, формирующая основу местной среды, способствующая переливам знания и стимулирующая различные формы обучения и адоптации. Такие кластеры, обычно, состоят из малых и средних предприятий, и центральный элемент их успеха сосредоточен в силах социального капитала и географической близости. Другая их особенность состоит в том, что фирмы менее взаимосвязаны, чем в промышленных кластерах.

Типы кластерной политики (М. Энрайт):

Актуальная информация содержится:

На сайте Министерства экономического развития РФ есть специальная страничка «Реализация кластерной политики»

Там же об инновациях, в том числе инновационных территориальных кластерах

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/

Российская кластерная обсерватория - http://cluster.hse.ru/ = интересно.

Мониторинг региональных кластерных политик / Ассоциация инновационных регионов России. 2014 - http://www.i-regions.org/upload/monitoringponyatieobzor.pdf

АИРР издает журнал «Кластеры: Мир – Россия – регионы».
http://www.i-regions.org/media/

Можно посмотреть на трактовку кластеров/ использование термина в непроизводственной сфере. Например, «О Концепции проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях Белгородской области на 2012-2017» .

Можете посмотреть материалы онлайн-дискуссии «Территории инноваций – региональные кластеры»:

http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=49784

Дополнительная литература:

Сайт Министерства экономического развития РФ:

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/

Климова Т.Б., Бондарева Я.Ю. Методологические подходы к формированию инновационных кластеров в контексте обеспечения сбалансированного регионального развития // Корпоративные финансы. 2011. № 3 (19). С. 88-92.

Никулина О.В., Якунина Ю.К. Модель инновационного развития на основе оптимизации методики кластеризации региональной экономики// Региональная экономика: теория и практика. 2011. №42.

Пулатова И.Р. Региональная промышленная политика: вопросы территориальной организации производства // Региональная экономика: теория и практика. 2011. №40.

Разработка концепции кластерной модели социально-экономического развития Саратовской области. Отчет о НИР (итоговый). 2009.

Тетерин Н.И. Анализ действующих и выявление потенциальных (формирующихся) кластеров в экономике региона (на примере Саратовской области) // Региональная экономика: теория, практика. 2009. №23.

Центр кластерного развития Республики Башкортостан - http://www.anrb.ru/blog/alias/ckr

Центр промышленного субконтрактинга решает комплексные задачи в сфере кооперации между промышленными предприятиями России и других государств, развивает сотрудничество между крупными предприятиями и мелкими производителями.

http://www.subcontractcentre.ru

Центр инновационного развития и кластерных инициатив Самарской области - http://cik63.ru/

Центр кластерного развития Пензенской области - http://clustercenter.ru/