Политика перестройки в сфере экономики план-конспект урока по истории (11 класс) на тему. Конспект по истории россии на тему "политика перестройки в сфере экономики" Методологические подходы к анализу перестройки

Экономическая «перестройка» в СССР

Параллельно с политической ʼʼперестройкойʼʼ проходила и ʼʼперестройкаʼʼ экономической системы. Суть экономической ʼʼперестройкиʼʼ состояла в сохранении редистрибутивной (распределительной) плановой экономики, но ее адаптации к новым условиям; требовалось ʼʼреформирование социализмаʼʼ, но не отход от него.

Предпосылки ʼʼперестройкиʼʼ экономики. Общая направленность экономической ʼʼперестройкиʼʼ заключалась в некоторой либерализации экономики. ʼʼПерестройкаʼʼ являла собой пример модернизации общества ʼʼсверхуʼʼ, характерной для России во всœе времена.

Необходимость экономических реформ диктовалась, в первую очередь, нарастанием кризисных явлений. Темпы прироста национального дохода упали с 6,5% в 1961-1965 гᴦ. до 3,5% в 1981-1985 гᴦ., темпы роста производительности труда – соответственно с 6% до 3%. На единицу национального дохода расходовалось в полтора-два раза больше ресурсов, чем в странах Европы и США. Лишь около 15% промышленных предприятий было автоматизировано или комплексно механизировано, на остальных преобладал низкоквалифицированный ручной труд. Страна значительно отставала от ведущих мировых держав по уровню развития научно-технического прогресса (за исключением оборонных отраслей). Приоритет в промышленности отдавался экстенсивным формам развития – строительству новых предприятий-гигантов, увеличению числа рабочих и т.д. Очень тяжелым оставалось положение сельского хозяйства. Несмотря на мощные финансовые вливания в аграрный сектор, сделанные в 1970-х – начале 1980-х гᴦ., страна продолжала всœе больше и больше зависеть от поставок продовольствия (в том числе – зерна) из-за рубежа. Принятая ЦК КПСС в 1982 г Продовольственная программа, предполагавшая создание крупных аграрнопромышленных комплексов (АПК) не улучшила ситуации. Некоторый рост качества жизни населœения достигался за счёт экспорта энергоресурсов – нефти и газа, но с падением цен на них и, одновременно, увеличением затрат на добычу в начале 1980-х гᴦ. и данный источник благосостояния перестал оправдывать себя. Сокращались темпы строительства жилья, постоянный рост заработной платы не обеспечивался увеличением товаров и услуг, увеличивался дефицит некоторых продуктов питания и промышленных товаров. К серединœе 1980-х гᴦ. внутренний валовой продукт на душу населœения составлял 37% от уровня США.

Экономическая перестройка делиться на три этапа:

1985-1987 гᴦ.: ʼʼускорениеʼʼ. В апрелœе 1985 ᴦ. на пленуме ЦК КПСС был взят курс на ʼʼускорениеʼʼ социально-экономического развития страны. Этого предполагалось добиться широким внедрением новейших достижений науки и техники (выработка комплексных программ НТП) и активизацией ʼʼчеловеческого фактораʼʼ (учет интересов людей и трудовых коллективов, расширение их рабочей инициативы, укрепление трудовой дисциплины (в том числе – методом борьбы с пьянством)). Для контроля за качеством продукции была введена ʼʼгосприемкаʼʼ. ʼʼУскорениеʼʼ не затрагивало основ советской экономики – государственной собственности и внеэкономических методов управления. Более того, программа ʼʼускоренияʼʼ предусматривала и обратное – дальнейшую экстенсификацию производства: поддержку тяжелой промышленности (только в машиностроение было направлено 10 млрд. рублей), увеличение добычи нефти и газа, привлечение дополнительных трудовых ресурсов (до двух млн. человек). ʼʼУскорениеʼʼ не привело к ожидаемым результатам – общие тенденции снижения темпов роста производства и производительности труда сохранялись. Популистская Жилищная программа (каждой семье – отдельную квартиру к 2000 ᴦ.) вызывала недоверие у населœения, а антиалкогольная кампания – прямой протест. В связи с интенсивной эксплуатацией устаревшего оборудования участились случаи аварий. Большой общественный резонанс имела Чернобыльская катастрофа (1986 ᴦ.), о масштабах и последствиях которой долго было мало что известно. В июне 1987 ᴦ. пленум ЦК КПСС определил новые направления реформирования экономики страны.

1988-1989 гᴦ.: ʼʼперестройкаʼʼ. С января 1988 ᴦ. началась реализация программы ʼʼперестройкиʼʼ социалистической экономики (отсюда – название всœего периода с 1985 по 1991 гᴦ.). Она в себя включала: перевод государственных предприятий на хозрасчет, замена планов госзаказом и сокращение плановых показателœей; разрешение создания частных предприятий в сфере производства потребительских товаров и услуг; разрешение создания кооперативных предприятий; разрешение частным лицам аренды сельскохозяйственных угодий на 50 лет.

ʼʼПерестройкаʼʼ не помогла справиться с кризисными явлениями в экономике. Государство по-прежнему дотировало убыточные предприятия, сдерживало развитие инициативы успешных предприятий, забирая их продукцию в качестве обеспечения госзаказов. Частный бизнес и кооперативы не пользовались моральной поддержкой населœения, их прибыль нивелировалась высокими налогами. В этих условиях предприниматели предпочитали скрывать большую часть доходов, что порождало рост преступности и ʼʼтеневого сектораʼʼ экономики. На селœе колхозники негативно относились к арендаторам-фермерам, колхозы препятствовали в выделœении им удобных земель. Рост производства не успевал за ростом доходов, что приводило к усугублению дефицита ряда товаров. На некоторые из них уже в 1989 ᴦ. были введены карточки (талоны ). В этом же году в ряде отраслей промышленности впервые был зафиксирован спад не темпов роста͵ а уже самих объёмов производства (в сельском хозяйстве спад начался еще в 1988 ᴦ.). В промышленных районах начались забастовки.

Начало экономической ʼʼперестройкиʼʼ. В мае 1985 ᴦ. было издано Постановление ЦК КПСС ʼʼО мерах по преодолению пьянства и алкоголизмаʼʼ. Данное решение ставило своей целью разрешение как социальных, так и экономических задач, в первую очередь дисциплины труда, и должно было способствовать росту производительности труда, его качества. Предусматривалось сокращение производства водки и других ликеро-водочных продуктов на 10 % в год. К 1988 ᴦ. должно было быть прекращено производство плодово-ягодных вин. Эти меры привели к снижению смертности в стране, но их экономический эффект был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет.

В начале 1986 ᴦ. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был принят целый ряд экономических и социальных программ, предусматривающих новую инвестиционную и структурную политику. Программа ʼʼИнтенсификация-90ʼʼ предусматривала опережающее развитие сектора товаров народного потребления в 1,7 раза по сравнению с другими отраслями машиностроения и в определённой степени была продолжением прежних реформ. При этом диспропорции инвестиционной политики приводили к подрыву неприоритетных отраслей промышленности. Помимо ʼʼИнтенсификации-90ʼʼ предусматривалось выполнение таких долгосрочных программ, как ʼʼЖильё-2000ʼʼ и др.

19 ноября 1986 ᴦ. был принят Закон СССР ʼʼОб индивидуальной трудовой деятельностиʼʼ. 5 февраля 1987 ᴦ. Совет Министров СССР издал постановление ʼʼО создании кооперативов по производству товаров народного потребленияʼʼ. 26 мая 1988 ᴦ. был принят Закон СССР ʼʼО кооперации в СССРʼʼ, разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в т.ч. торговлей. 13 января 1987 ᴦ. Совет Министров СССР принял Постановление № 48, разрешившее создание совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран. 11 июня 1987 ᴦ. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 665 ʼʼО переводе предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозрасчёт и самофинансированиеʼʼ. 30 июня 1987 ᴦ. был принят Закон СССР ʼʼО государственном предприятии (объединœении)ʼʼ, перераспределивший полномочия между министерствами и предприятиями в пользу последних. Продукция, произведённая после выполнения госзаказа, могла реализовываться производителœем по свободным ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчёт внедрялся во всœе отрасли народного хозяйства. При этом предоставление трудовым коллективам государственных предприятий права выбора директоров и предоставление предприятиям полномочий регулировать заработную плату привело к зависимости директоров предприятий от решений трудовых коллективов и повышению зарплаты, не обеспеченной наличием на потребительском рынке соответствующего объёма товаров.

Объёмы производства товаров народного потребления были гораздо ниже огромной денежной массы, поскольку исходили из достаточно условных расчетных сроков и объёмов потребления. Покупатели мгновенно расхватывали товар на прилавках магазинов. Создалась ситуация ʼʼпустых полок и полных холодильников и забитых квартирʼʼ. Значительная масса непродовольственных товаров фактически перестала попадать в официальную торговлю и реализовывалась работниками торговли по знакомым или через ʼʼфарцовщиковʼʼ. Эта проблема усугубилась с разрешением частной торговли, которой фактически занимались кооперативы. Началась неразбериха с союзными поставками, некоторые республики, в частности Украина, прекратили отгрузку мяса, молока Москве, Ленинграду, военному ведомству.

1990-1991 гᴦ.: ʼʼрегулируемый рынокʼʼ. На этом этапе ʼʼперестройкаʼʼ переросла в неконтролируемый процесс разложения социалистической системы. В июне 1990 ᴦ. Верховный Совет СССР принял программу Расширения рыночных отношений. Предполагались разрешение аренды промышленных предприятий, образования акционерных обществ и поддержка частного предпринимательства. Но реализация этой программы откладывалась до 1991 ᴦ., а ситуация ухудшалась. К концу 1990 ᴦ. правительство СССР, возглавляемое Н. Рыжковым, признало провал экономической политики ʼʼперестройкиʼʼ. Было подготовлено две базовых программы выхода страны из нарастающего, как снежный ком, кризиса (в 1990 ᴦ. спад промышленного производства был всœеобщим и достиг уже 10%). Обе программы сводились к расширению рыночных преобразований. Н. Рыжков и Л. Абалкин предлагали перейти к рынку поэтапно в течение шести лет, сочетания административные и экономические методы. Программа С. Шаталина и Г. Явлинского (ʼʼ500 днейʼʼ) предполагала быстрый переход к рынку путем приватизации госсобственности с последующей либерализацией цен. Осенью 1990 ᴦ. обе программы были обсуждены Верховным Советом СССР и отвергнуты, первая – как рассчитанная на чересчур большой промежуток времени, вторая – как противоречащая социализму. Н. Рыжков на посту председателя правительства в декабре 1990 ᴦ. был заменен В. Павловым. Павлов также предложил свою программу, однако ее реализация этой программы так и не началась – СССР перестал существовать.

Крах экономической ʼʼперестройкиʼʼ. В 1989 ᴦ. было сформировано новое Правительство СССР во главе с Н.И. Рыжковым. В его составе было 8 академиков и членов-корреспондентов АН СССР, около 20 докторов и кандидатов наук. Новое Правительство изначально ориентировалось на осуществление экономических реформ и принципиально другие методы управления. В связи с этим существенно изменилась структура Правительства и значительно сократилось число отраслевых министерств: с 52 до 32, то есть почти на 40 %.

В мае 1990 ᴦ. Н.И. Рыжков выступил на заседании Верховного Совета СССР с докладом об экономической программе Правительства. Рыжков излагал разработанную ʼʼкомиссией Абалкинаʼʼ концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике. Она предусматривала реформу цен. Это выступление привело к чрезвычайной ситуации в московской торговле: пока Рыжков выступал в Кремле, в городе было всё распродано: месячный запас растительного и сливочного масла, трёхмесячный запас блинной муки, продано крупы в 7-8 раз больше обычного, вместо 100 тонн соли – 200.

По стране прокатилась волна митингов с требованием не повышать цены. Михаил Горбачёв, неоднократно обещавший, что цены в СССР останутся на прежнем уровне, дистанцировался от правительственной программы. Верховный Совет СССР отложил осуществление реформы, предложив Правительству доработать её концепцию.

В июне 1990 ᴦ. Верховный Совет СССР принял Постановление ʼʼО концепции перехода к рыночной экономикеʼʼ, а в октябре 1990 ᴦ. ʼʼОсновные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономикеʼʼ. Документы предусматривали постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства.

В декабре 1990 ᴦ. правительство Н.И. Рыжкова было отправлено в отставку. Совет Министров СССР был преобразован в Кабинœет Министров СССР во главе с Премьер-Министром В.С. Павловым. Но деятельность Кабинœета Министров в 1991 ᴦ. свелась к двукратному повышению цен со 2 апреля 1991 ᴦ. (они, однако, остались регулируемыми), а также к обмену 50- и 100-рублёвых банкнот на купюры нового образца (денежная реформа Павлова). Обмен проводился в течение всœего 3 дней – 23-25 января 1991 – и с серьёзными ограничениями. Объяснялось это тем, что теневые дельцы якобы накопили огромные суммы в крупных банкнотах.

Итак, аналогично тому, как и политические преобразования Горбачева, экономическая ʼʼперестройкаʼʼ закончилась полным провалом и стала одной из базовых причин распада СССР.

Экономическая «перестройка» в СССР - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экономическая «перестройка» в СССР" 2017, 2018.

КЛАСС: 11 УРОК № 54 ДАТА:

ТЕМА: «Политика Перестройкив сфере экономики»

Цели урока: сформировать понятие «Перестройка» и оценить ее роль и место в истории СССР, Российской Федерации.

Задачи:

    Выяснить причины Перестройки, выделить цели и задачи политики в сфере экономики; получить представление об отношении к социально-экономическим процессам в обществе и его итогах

    Способствовать формированию навыков работы в малых группах; развивать навыки самостоятельной работы; формировать ключевые компетентности: информационные, коммуникативные, разрешение проблем

    Учиться решать нестандартные задачи; оценивать периоды истории страны с общегражданских позиций и своих взглядов

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация по теме урока, мультимедиа, дополнительный материал (Приложени1 и 2).

Ход урока:

Входной контроль. Проверить готовность учащихся к восприятию модуля.

Задание:1. Сформулировать краткую характеристику деятельности Ю.В. Андропова на посту руководителя КПСС и Советского государства(ожидаемый ответ: попытка реанимации агонизирующей общественной системы при помощи чрезвычайных административных мер-серьёзные кадровые перестановки, введение мер по укреплению трудовой, плановой и государственной дисциплины,-и борьба с коррупцией)2. Что такое «нефтедоллары»? Какую роль и когда они стали играть в экономике СССР?

Задания:

А) определить тему урока и поставить его цель

Б) назвать человека, которому посвящен сюжет

Организация диалога школьников, с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний

Изучение надо начинать с осознания цели

Слайд-1-3 с плакатами периода Перестройки

Слайд-4 тема урока

Слайд-5 с портретом М.С. Горбачева

3.Формирование новых знаний

Учитель подчеркивает, что необходимость кардинальных реформ была обусловлена историческим ходом событий начиная с 60-х гг. Работа с источником и учебником с целью выяснения причин Перестройки

( Приложение1 )

Задание : Найти 3 причины, по которым начинается Перестройка.

Проверка и обсуждение ответов.

Учитель-выделяет этапы в деятельности М.С. Горбачева. Объясняет, что означал курс на ускорение, его цели и задачи

Учащиеся-конспект урока,

Работа с текстом учебника.

Задание: Объясните опираясь на материал § 39:

1. В чем причина неэффективности политики ускорения;

2. Порассуждайте, чем объясняется тот факт, что власти попытались скрыть последствия взрыва на АЭС, несмотря на серьезную опасность радиоактивного заражения.

Учащиеся знакомятся с таблицей «Этапы реформы экономики в СССР (1985-1991 гг.). (Приложение 2 )

Задание : прочитать текст учебника, выписать итоги реформ (кратко), выступить с сообщениями об экономических реформах и их итогах.

Вопросы обучающимся:

1. Перечислите экономические реформы, их задачи и методы осуществления

2.Установите, в чем состоял основной просчет в процессе проведения экономических реформ

Завершение этапа групповой работы. Используя полученные знания учащиеся выводят определение Перестройки.

Задание : Порассуждайте, что заставило пересмотреть концепцию «ускорения» и перейти к преобразованиям в экономике и политике.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Работа с текстом документа «Перестройка в СССР (1985-1991 ГГ.) из книги М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира».

Работа в группах

Слайд-6 «Причины Перестройки».

Слайд-7 «Этапы в деятельности М.С. Горбачева»

§ 39 с.370-372 с/р

Работа с классом

§ 39 с.373-377. Работа в группах

Слайд 8.«Перестройка-это»

Работа склассом

4.Самостоятельная проверка понимания нового материала

1 . Отметьте правильный ответ :

Перестройка-это:

А) политика, направленная на сосредоточение всех ресурсов в руках государства

Б) политика, направленная на выход из кризиса и соглашение с крестьянством

В) процесс реформирования тоталитарной системы в СССР

Д) процесс разрушения экономической структуры общества

2. Что является лишним в ряду?

Экономические преобразования в СССР в 1985-1989 гг.:

А) перевод предприятий на самоокупаемость и хозрасчет;

Б) развитие кооперации;

В) разрешение индивидуальной трудовой деятельности;

Г) широкая приватизация государственной собственности.

Индивидуально

Слайд 9 самостоятельная проверка в парах

5.Закрепление.

Вопросы на закрепление знаний:

    Какую цель поставили в самом начале урока?

    Назовите причины политики Перестройки.

    Дайте определение политики Перестройки.

    В чем состоял основной просчет в процессе проведения экономических реформ?

Сделайте общий вывод по изученной теме.

Работа с классом

Слайд 10 вопросы на закрепление

Слайд11

6.Рефлексия.

Информация о домашнем задании

1. Как я усвоил материал:

    Получил глубокие знания-10 б.

    Усвоил материал частично-7 б.

    Мало что понял и запомнил-5 б.

2. Каковы были основные трудности, как вы их преодолели?3. Замечания и предложения на будущее.

Д/з: § 39, составить тезисы ответа по теме «Сущность Перестройки»

Самоанализ. Индивидуально.

Приложение 1.

«Перестройка в СССР (1985-1991 ГГ.)» из книги М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира».( Дается краткое изложение ее основных положений)

«В начале 1980-х гг. СССР столкнулся с целой группой кризисов.

Это кризис сверхдержавы, усугубившийся безвыходным положением в Афганистане.

Назрел кризис государственного социализма, то есть государственно-монополистического индустриального общества. Система социально-экономических отношений, основанная на массовом стандартизированном производстве, лишении работника инициативы, бюрократическом управлении всеми экономическими процессами, уже не могла обеспечить дальнейшего роста эффективности производства, выпуска продукции, которая требовалась для нужд обороны и для удовлетворения растущих потребностей населения. Из-за возникшего тотального дефицита товаров народного потребления постоянно росло недовольство условиями жизни. Поскольку информацию об уровне жизни в других странах с развитием современных технологий и коммуникаций скрывать уже было нельзя, то разрыв в уровне жизни в СССР и странах Запада был очевиден. Обострился кризис сельского хозяйства. За продуктами (уже не только дефицитными) стали выстраиваться километровые очереди. Если Москва и Ленинград снабжались продуктами питания относительно удовлетворительно, то в провинции не хватало самых необходимых продуктов: молока, масла, даже хлеба(мяса в местных магазинах не было постоянно). В Москву за продуктами отправлялись жители близлежащих городов, а со временем встолицу отовариваться стали приезжать издалека.

Кризис авторитарной политической системы. Люди уже не хотели мириться с ролью бессловесных объектов управления. Всеобщее возмущение вызывали номенклатурные привилегии, неэффективность работы бюрократического аппарата, произвол и безответственность чиновников, коррупция».

Приложение 2.

«Этапы реформы экономики в СССР (1985-1991 гг»

Экономическая реформа:

    Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования

    Госзаказ

    Отказ от монополии внешней торговли

    Сокращение числа отраслевых министерств

    Признание равноправия новых форм хозяйства на селе(арендных кооперативов, фермерских хозяйств) с колхозами и совхозами

1988

Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности, «О кооперации»: начало развития сферы частной инициативы

1990

«О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике»:

    Демонополизация

    Децентрализация

    Разгосударствление

1990

«Программа 500 дней»:

    Приватизация

    Переход к рынку

    Ограничение власти центра

Итоги экономических реформ:

Название предмета История

Класс 11

УМК Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т. Петров Ю.А. «История России. XX – начало XXI века». Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.- 10-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

Уровень обучения базовый

Тема урока Политика перестройки в сфере экономики

Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1

Место урока в системе уроков по теме Урок № 52 в разделе 8 – «Перестройка и распад советского общества».

Цель урока: с формировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР.

Задачи урока

Образовательные: охарактеризовать проблемы экономики начала 80-х гг., выяснить основные этапы экономического реформирования в СССР с 1985 по 1991 гг., определить причины неудач в реформирования в эти годы.

Воспитательная: способствовать формированию у учащихся понятия, о том, что любое дело необходимо доводить до конца и осознания ими ответственности за принятые решения.

Развивающие: развивать свои исследовательские умения, у меть доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную, выделять главное и систематизировать выделенное, составляя схему в тетради; уметь дать оценку этим событиям и их итогам.

Отработать навык работы документами и таблицей как с историческим источником.

Планируемые результаты

Знать - причины трудностей в экономике СССР и обострения социальных проблем;

  • причины неудач в реформировании экономики;
  • причины и последствия роста забастовочного движения;
  • определения понятий: «перестройка», ускорение, государственная приемка, рыночная экономика, кооператив, фермерское хозяйство, арендный и бригадный подряд.

Уметь - составлять характеристику (исторический портрет) М. С. Горбачева (используя учебник и дополнительную информацию)

  • высказывать и аргументировать свое суждение;
  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • определять собственную позицию по отношению к перестройке;
  • собирать и анализировать воспоминания членов семьи, людей старшего поколения о жизни в годы «перестройки»; представлять их в виде устной или письменной презентации

Техническое обеспечение урока Учебники, рабочие листы, презентация, видео сюжеты, таблица

Тип урока Изучение и первичное закрепление новых знаний

Вид урока урок-исследование

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока

  1. Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т.. «Методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладин «Всемирная история. XX век» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и Программа курса»
  2. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. «Тестовые задания по истории России. 11 класс», М.: Русское слово, 2015.
  3. Козленко С.И.. «Методические рекомендации по использованию учебников: Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров, «История Отечества. XX - начало XXI века» (11 класс) М.: Русское слово, 2011.
  4. Колосков А. Г. История России. 20 век. Дидактические материалы. М. Дрофа. 2000год.
  5. Маркин С.А. История. ЕГЭ. Картографический тренинг, Ростов н Дону «Феникс» 2016., 159с
  6. Пазин Р.В. История. 10-11кл. Тематические задания высокого уровня сложности ЕГЭ. Ч.2Ростов на Дону «Легион», 2014 -320с
  7. Симонова, Е.В. Тесты по истории России: 11 класс: к учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова, Ю.А. Петрова «История России. XX - начало XXI века. 11 класс» / Е.В. Симонова. - М.: Издательство «Экзамен», 2011.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

Готовность к уроку

  1. Мотивация к изучению новой темы.

В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев. Он унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.

Перестройка началась в обстановке всеобщей эйфории, ожидания быстрых перемен во всех сферах жизни. Завершилась же она гибелью огромного евразийского государства. Возникает вопрос: а надо ли было затевать столь рискованный социальный эксперимент? Был ли он объективно необходимым, предопределен предшествующим развитием?

Формулируют: тему урока «Политика перестройки в сфере экономики”

Цель урока: Сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР

  1. Актуализация знаний

Назовите проблемы нашего общества начала 80-х гг. и ответьте на поставленные вопросы.

  1. Падение темпов роста промышленного производства и производительности труда
  2. Научно-технический разрыв с Западом. СССР превращается в сырьевой придаток СЭВ
  3. Сокращение доходов от экспорта, рост внешнего долга.
  4. Непосильная гонка вооружений, рост внешнеэкономической изоляции.
  5. Продовольственные проблемы
  6. Падение дисциплины
  7. паралич общественного сознания.
  8. Отсутствие товаров массового спроса, затоваривание некачественными.

Выполнение задания.

IV. Изложение новой темы

1. Начало перестройки

Просмотр видеосюжета «Горбачев»

Что можете сказать о М.С. Горбачеве по этому сюжету?

Первые же выступления нового лидера привлекли к нему симпатии общественности. Он откровенно говорил о проблемах, не уходил от острых вопросов, открыт для общения с рядовыми гражданами.

2. По пути экономических реформ

Проанализировать этапы перестройки

по плану

а) Хронология

б) Цели,

В) Мероприятия,

Г) Сопутствующие факторы

д) Итоги

Дать оценку.

Каковы были альтернативы каждого этапа

1 группа характеризует 1 этап

Ускорение? Реформы?

2 группа характеризует 2 этап

План? Рынок?

3 группа характеризует 3 этап

Какой рынок? Социалистический? Нормальный?

Класс делится на 3 группы

Результаты 1 группы Слайд № 7

I этап реформы .

Хронология: апрель1985 – первая половина 1987г.

Цели: ускорение научно-технического прогресса.

Мероприятия: 1) шире использовать «скрытые резервы»; 2) укрепить трудовую дисциплину; 3) развивать социалистическое соревнование; 4) госприемка; 5) антиалкогольная кампания.

Итоги: 1) бюджет потерял 10млрд. руб. за счет сокращения продажи спиртного; 2) рост управленческого аппарата на предприятиях

3) авария в Чернобыле.

Вывод: Необходима смена кадров управления экономикой, разработка новой стратегии экономического развития.

Результаты 2 группы Слайд № 10

II этап реформ

Хронология: вторая половина 1987 – первая половина 1989г. Цели: Либерализация государственной экономики.

Мероприятия: 1) расширение самостоятельности предприятий (хозрасчет,самофинансирование) 2) разрешение индивидуальной трудовой деятельности; 3) аренда земли; 4) самостоятельность местных рынков; 5) конверсия.

Итоги: 1) начало товарного голода; 2) появление инфляции; 3) социальная напряженность;

4) рост денег на сберкнижках, не обеспеченных товарами.

Результаты 3 группы Слайд 12

III этап реформ

Хронология : вторая половина 1989 - первая половина 1991гг.

Цель : поиски пути перехода к регулируемому рынку

Программа «500 дней» Шаталина –Явлинского

Быстрый, решительный переход к рынку;

Передача в частные руки торговых и промышленных предприятий.

Правительственная программа Павлова:

Отказ от программы «500 дней»;

Обмен 50-100-рублевых купюр;

Итоги: 1) начало абсолютного спада промышленного производства

2) в 1990 году национальный доход сократился на 4% 3) бюджетный дефицит составлял 200 млрд. рублей

4) введение «визитных карточек покупателя»

V. Первичное применение новых знаний

Работа с документом

Рабочий лист № 1

1. В чем вы видите традиционализм первых попыток ускорения социально-экономического развития страны, предпринятых в 1985 г.? Почему нельзя было обеспечить на этом пути реального ускорения?
2. В чем руководство партии видело причины отсутствия прогресса в реформировании экономики в 1987 г.? Какие пути выхода из ситуации оно предлагало?

3. Чем вы можете объяснить решение властей о переходе экономики страны к рынку? Что вам известно о разногласиях по этому вопросу в руководстве партии?

4. Какую цель преследовало руководство КПСС, объявляя результатом своей экономической политики переход к рыночным отношениям: смену модели общественного развития, снятие социальной напряженности, возникшей из-за ухудшения ситуации на потребительском рынке, или что-то иное?

Примерные ответы учащихся

1. Ускорение научно-технического прогресса, активизация "человеческого фактора", техническое перевооружение машиностроения. Но одни призывы не могли исправить положение в экономике, нужны были экономические реформы.

2. Неэффективность работы аппарата управления. Выходы: переход рыночной экономики, демократизация управления.

3. Переложить все управление предприятиями на плечи самих предприятий по средствам приватизации

4. Улучшение жизни людей, обеспечить полное раскрепощение их инициативы и деловой активности. Консерваторы были против перехода.

VI. Первичное закрепление

Задание 2. Проанализируйте представленные данные и ответьте на вопросы.

Приложение № 3

1. Чем вы можете объяснить резкое увеличение фонда заработной платы рабочих и служащих в 1985 - 1991 гг.?

2. Каковы, на ваш взгляд, причины неуклонного снижения объемов производства важнейших продуктов питания в 1989 - 1991 гг.?

3. По каким причинам, с вашей точки зрения, неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги достиг таких астрономических размеров?

1. Резкое увеличение цен (инфляция).

2. Реформирование сельского хозяйства носило половинчатый характер. Ни одна из реформ не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве.

3. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности, так как реформы проводились непоследовательно и вели к усугублению экономического кризиса.

VII. Подведение итогов урока

В чем вы видите причины неудач 1985-1990 гг.?

1. Экономическая политика непоследовательна и половинчатая

2. Многие правильные законы, принятые «наверху» саботировались бюрократами

3. Не проработали вопросы реформирования кредитной и ценовой политики

4. Механизм и сроки реализации мероприятий были намечены приблизительно и неконкретно

5. Психологическая неподготовленность большинства руководителей к переходу к рынку

VIII. Инструктаж домашнего задания

§39,

1 группе. Сравнить политику Ю.В. Андропова и М.С. Горбачева

2 группе. Сравнить политику Н.С. Хрущева и М.С. Горбачева

Распределяют задания по группам

С середины (70-х гг. – теневая экономика проникла во все сферы экономической жизни; в 1980 г. ЦК КПСС принял, меры, направленныенаборьбу с коррупцией, и в 1981–с 1982 гг. прошли несколько громких. Судебных процессов. Одновременно были сделаны попытки укрепите трудовую дисциплину и повысить производительность труда.

Радикальная реформа проходила под лозунгами: «гласность», «ускорение», «перестройка». Начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, но привело, к ее разрушению (это напоминало реформы середины XIX в.). Реформы вышли из-под контроляих инициаторов. «Гласность», открывшая доступ к ранее закрытой информации и породившая плюрализм рецептов социальной и национальной реконструкции, дала результаты уже к середине 1986 г.

В июле 1988 г» на XIX партийной конференции было заявлено, что «гласность не должна наносить ущерба интересам государства, общества и правам человека». Но гласность привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. Критика сталинизма инспирировала критику порожденнойим «административно-командной системы управления», социализма как системы в целом.

С 1986 г. началось ограничение роли цензуры; в организациях либеральной и творческой интеллигенции (Союз кинематографистов. Союз театральных деятелей, Союз писателей и др.), в прессе и органах печати стали разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим вопросам. Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал-патриотов и коммунистов.

В республиках СССР нарастала национальная напряженность. Выдвигались требования о признании государственного статуса национальных языков, возвращении на историческую родину депортированных народов, выводе российских войск с территорий республик. С 1988 г. началась череда межнациональных вооруженных столкновений.

Возникли проблемы и в сфере экономики. Сокращались показатели прироста промышленности и сельскохозяйственного производства, с 1991 г. быстро нарастали инфляционные тенденции; реформы предполагали расширить права предприятий и трудовых коллективов, шире развернуть частную предпринимательскую инициативу.

В июне 1987 г. принят Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 г.), предусматривавший новые начала хозрасчета и самофинансирования. Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать, прямые, горизонтальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов. Централизованные инвестиции и директивы плановых органов существенно сокращали свою сферу действия. На практике государственные монополии (госзаказ, ценообразование, снабжение, налогообложение находились в ведении центральных органов) Ограничивали область коммерческой деятельности предприятий. Система субсидии, получаемых предприятиями в централизованном порядке; значительный дефицит и «теневая экономика» также не позволяли наладить новую систему ценообразования. Становление рынка проходило с огромными трудностями.


В ноябре 1986г. и мая 1988г. закон легализовал частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных и сервисных областей. Быстро стали развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуальная трудовая деятельность. Вместе с тем в легализованном частном секторе происходила «отмывка» капиталов, «сколоченных» в сфере «теневой экономики».

Сложились четыре уровня цен (государственные, договорные, кооперативные, «черного рынка»), что также вело к усложнению экономической ситуации. Развитие частного предпринимательства наталкивалось на организационные, финансовые, идеологические и психологические (неприятие) препятствия. Формирующаяся рыночная экономика в значительной степени стала носить спекулятивный характер, ориентируясь в своей работе на сиюминутную выгоду.

Расширение сферы частной инициативы в аграрном секторе началось в1988 г., когда введение, арендных договоров на землю (на срок до 50 лет) заложило основу для формирования фермерства. В новом Положении о колхозах (1988 г.) предусматривалось установление размеров приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве на основе решений коллектива каждого колхоза.

Однако арендное, движение так и не получило широкого развития. Даже признанное право свободно приобретать землю при отсутствии развитой инфраструктуры и сельхозтехники у крестьян не изменило положения. Контроль местных властей за колхозами (выделение и определение размеров приусадебных участков, заключение договоров аренды и т.п.) также не способствовал быстрому росту фермерских хозяйств.

Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно настроенные лидеры, и руководящий орган пополнялся новыми людьми. Смена составов происходила на каждом новом этапе перестройки. Обновлялись все руководящие партийные структуры.

Для эффективности преобразований было признано необходимым полностью восстановить роль Советов как «органов социалистической власти», роль, которую присвоили себе партийные органы. При этом руководящая роль партии должна сохраняться. Для легитимации этой роли были предприняты разные политические и организационные меры: альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных партийных работников.

  • Закрепить теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы.
  • Выяснить необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги.
  • Вооружить основными знаниями, необходимыми для владения данной темой по программе.
  • Формировать навыки исследовательской работы.

учащиеся должны уметь:

  • составлять таблицы;
  • характеризовать периоды в развитии перестройки;
  • показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений; называть характерные, существенные черты перестройки;
  • сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки;
  • определять (аргументировать) своё отношение к событиям и личностям в истории; работать с документами.

Тип урока: комбинированный

План урока:

  1. Перестройка – объективная необходимость.
  2. Первый этап перестроечных процессов.
  3. Второй этап перестроечных процессов.
  4. Результаты перестройки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

По параграфу 66 ученики должны были дома составить таблицу

«Итоги экономического, социального и политического развития СССР к середине 80-х годов», выявить кризисные явления в различных сферах, ответив на вопрос:

«Почему существующая экономическая, политическая и социальная система превратилась в главный тормоз общественного развития? »

В таблице у ребят должны получиться примерно следующие выводы

Кризисные явления в различных сферах

Экономическая сфера Социальная сфера Политическая сфера
Кризис командной экономики: снижение темпов экономического роста, нарастающее отставание от передовых стран, экстенсивное развитие, нарастание диспропорций в экономике, проблема дефицита, устаревшие методы управления, начало инфляции, развитие теневой экономики, рост преступности в экономической сфере. Проблемы, связанные с понижением уровня жизни. Проблемы, связанные с психологическим состоянием общества: неверие в возможность перемен, недоверие к власти, нежелание работать в общественном секторе, привычка жить по двойным стандартам, социальная апатия. Кризис тоталитарной системы: бюрократия, коррупция, неспособность государственных органов к решению общественных проблем и т.д.

Монополия партии на власть – её ответственность за углубление кризиса.

Национальные проблемы. Внешнеполитические проблемы.

На основе проверки домашнего задания организуется обсуждение вопроса:

– Какие мероприятия помогут вывести страну из кризиса?

Примерный ответ ребят, который записывается в тетради.

  1. В экономической сфере –
    сменить экономическую модель, создать смешанную или рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран.
  2. В социальной сфере –
    достичь высокого жизненного уровня, активного участия граждан в общественной жизни (создать гражданское общество).
  3. В политической сфере –
    Изменить политический режим, создать демократическое общество, правовое государство, изменить концепцию отношений между республиками в рамках Советского Союза.

Подвести ребят к выводу: все эти преобразования означают коренные изменения общественно-политической и экономической модели и носят революционный характер.

Учитель: Не все социальные слои в СССР были заинтересованы, чтобы страна шла именно по такому пути. Силы, начавшие эти преобразования, тоже не сразу определили конечные задачи. Изменение в стране началось «сверху», а процесс изменения получил название «Перестройка» . Сегодняшняя тема урока

«Перестройка и её итоги». Ученики записывают в тетрадях тему.

III. Слайд-презентация ученика (предварительно составляется план работы с учителем) Приложение 1

Слайд 1. В 1982 году скончался Брежнев Л.И.

Слайд 2. После кончины Брежнева Генеральным секретарём стал Андропов Ю.В., а через полтора года после смерти Андропова Черненко К.У., который умер через год после назначения на должность. Наконец, в 1985 году на пост генсека политическая элита выдвигает довольно молодого парт аппаратчика Горбачёва М.С.

Слайд 3. Краткая биография Горбачёва М.С.

Слайд 4. Вместе с Горбачёвым в правящую элиту вошли молодые руководители: Лигачёв Е.К.; ШеварнадзеЭ.А.; Рыжков Н.И.; Яковлев А.Н., чуть позже в Москву был приглашён Первый секретарь Екатеринбурга – Ельцин Б.Н. Эта новая политическая элита хорошо понимала необходимость перемен и была готова к обновлению системы, но чёткого плана у реформаторов не было.

Слайд 4. Задачи «Перестройки»

Слайд 5. Первые реформы в экономике.

Слайд 6. В обыденном сознании наших людей существуют три основные точки зрения на предпосылки и начало Перестройки:

Не нужно было ничего менять, жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

Кризис давно назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.

Перестройка – цепь заговоров мирового империализма и масонства с целью ослабления и развала великой державы.

Слайд 7. К какой точке зрения вы склоняетесь?

Ребята аргументируют свой выбор.

Первый этап урока завершается выводом:

перемены с стране назрели, перестройка была насущной необходимостью. (записывается в тетради)

IV. На каждую парту учитель раздаёт Рабочий лист, который содержит таблицу

«Основные события 1985–1991 гг.»

Важнейшие политические мероприятия Национальные проблемы СССР
Генеральным секретарём ЦК КПСС в марте 1985г. избран М.С.Горбачёв.

Апрель 1985 г. – Пленум ЦК; обсуждение социально-экономического положения в стране, провозглашение курса на ускорение социально-экономического развития, предшествовавший период охарактеризован как застойный.

Февраль-март 1986 г. – XXVII съезд КПСС. Приняты планы 12 пятилетки(1986-1990г.г.) В отчётном докладе содержались идеи реформирования экономики в направлении рынка, политической системы – в направлении правового государства; гласность как важнейшее условие демократизации общества и элемент обновляющейся официальной идеологии. 26 апреля 1986 г. – авария на Чернобыльской АЭС.

Апрель1986 г. – обострение национальных проблем (выступления народа в Алма-Ате, Казахстан)

Январь 1987 г. – Пленум ЦК рассмотрел вопрос омоложения кадрового состава в руководстве партией. Гласность – открытость и правдивость в освящении прошлого.

Июнь 1987 г. – Пленум ЦК – начало экономических реформ.

Март 1988 г. – Публикация в газетах письма Н.Андреевой, направленного против преобразований в обществе. Консолидация антиперестроечных сил.

Июнь 1988 г. – XIX партконференция; решение о начале реформы политической системы.

Весна 1988 г. – начало войны между Арменией и Азербайджаном, погромы в Сумгаите.

Декабрь 1988 г. – землетрясение в Армении.

Март 1989 г. – выборы в Верховный Совет народных депутатов на основании нового закона о выборах. Апрель1989 г. – разгон демонстрации в Тбилиси. Погромы в Фергане.
Март 1990 г. – III внеочередной съезд народных депутатов, переход к президентскому правлению (избран Горбачёв М.С.) Отмена 6-й статьи Конституции.

Май 1990 г. на сессии Верховного совета впервые говорится о концепции перехода к рыночной экономике.

Июль 1990 г. XXVIII съезд КПСС. Генсеком избран М.С.Горбачёв. Раскол в КПСС.

«Парад суверенитетов» союзных республик.

Февраль1990 г. – лидеры Литвы провозглашают независимость.

12 июня 1990 г. – Iсъезд народных депутатов России принимает Декларацию о государственном суверенитете России.

Январь 1991 г. – начало официальной регистрации политических партий и организаций. Январь 1991 г. – События в Вильнюсе и в Риге, связанные с попыткой сохранить республики Прибалтики в составе СССР.

Апрель 1991 г. – начало «Новоогарёвского процесса» – подготовка нового Союзного договора (подписание намечено на 20 августа)

8 декабря 1991 г. – руководители России, Украины и Белоруссии подписали соглашение о выходе из СССР и образовании СНГ

21 декабря 1991 г. – встреча в Алма-Ате. Декларация о прекращении существования СССР.

Экономическое развитие СССР.

Среднегодовые показатели, % 1981–1985 1986 1987 1988 1989 1990
Темпы прироста национального дохода 3,5 2,3 1,6 4,4 2,5 -4
Темпы прироста производительности труда 3 2,1 1,6 4,8 2,2 -3

I этап перестройки (апрель 1985 г. – лето 1988 г.)

Главная идея – построение социализма с человеческим лицом.

Главная задача – остановить разложение социалистической системы.

Средства – осторожное реформирование при отсутствии целостной концепции реформ. активность «сверху». (Запись в тетрадях.)

– Работая с рабочим листом проследите, какие важнейшие события в политической жизни страны произошли в этот период.

– Что можно сказать о проблемах первого этапа? (продолжение экономического спада, рост межнациональных проблем, рост дезинтеграции общества)

Именно в этот период начались техногенные катастрофы, экологические катастрофы.

Показ слайдов (10 – 13).

Учащиеся приходят к выводу, что первый этап перестройки объективно приводил общество к радикальным преобразованиям, которых не предусматривали реформаторы.

V. В этот период шла борьба идей, найдите в рабочем листке март 1988 года статью Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами». Раздаётся на каждую парту документ, выдержки из статьи. (Читается вслух.)

«Взять вопрос о месте И.В.Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходит от активной деятельности. В формулу «культа личности» насильственно втискиваются индустриализация, коллективизация, культурная революция, которые вывели нашу страну в разряд великих мировых держав…дело дошло до того, что от «сталинистов»… стали настойчиво требовать «покаяния»…

Сторонники «леворадикального социализма» формируют тенденцию фальсифицирования истории социализма…

Сложность воспитания молодёжи усугубляется ещё и тем, что в русле идей «неолибералов» создаются неформальные организации и объединения. Случается, что верх в их руководстве берут экстремистские, способные на провокации элементы. В последнее время наметилась политизация этих самодеятельных организаций на основе далеко не социалистического плюрализма. Нередко лидеры этих организаций говорят о «разделении власти» на основе «парламентского режима», «свободных профсоюзов»», автономных издательств» и т.п. Всё это, по моему мнению, позволяет сделать вывод, что главным и кардинальным вопросом проходящих ныне в стране дискуссий является вопрос – признавать или не признавать руководящую роль партии, рабочего класса в социалистическом строительстве, а значит и в перестройке».

Согласны ли вы, с мнением демократов, что статья Н.Андреевой – манифест «антиперестроечных сил»?

– Как вы относитесь к идее покаяния, которой возмущается автор? Знаком ли вам художественный фильм режиссёра Тенгиза Абуладзе «Покаяние»?

На основании рабочего листа составляется характеристика второго этапа перестройки.

Главная идея – радикальное реформирование, смена модели общественного развития.

Главная задача реформаторов – преобразование социалистической системы.

Какие внутриполитические достижения вы можете назвать? (осуществлён переход к политическому плюрализму от однопартийности; гласность привела к идеологическому плюрализму; углубляются процессы демократизации общества).

Какие проблемы этапа вы можете назвать? (продолжается спад экономики и снижение жизненного уровня населения; нарастают противоречия во всех властных структурах; обостряется идейно-политическая борьба в КПСС, между различными политическими партиями и движениями, нарастают национальные столкновения).

В рабочем листе обратите внимание на темпы прироста национального дохода и темпы прироста производительности труда, цифры говорят сами за себя.

Экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. Резко возросла инфляция, рос и без того огромный бюджетный дефицит, золотой запас сокращался. Уровень жизни населения стремительно падал. Летом 1989года прошли первые массовые забастовки рабочих, которые стали постоянными спутниками перестройки.

– Одна из главных проблем страны – проблема подписания нового союзного договора. Вспомните год образования СССР? (1922)

– На какой основе он был создан? (на основе федерации) Однако фактически СССР был унитарным государством, со строгим подчинением республик центру.

– Как центр пытался удержать республики? (часто через применение силы,)

– По этому вопросу был впервые в СССР сделан референдум.

Показ слайда 14 и 15. Итоги референдума.

Вывод по третьему пункту плана урока: реформы начинают «пробуксовывать», люди разочаровываются в перестройке. Очаги межнациональных конфликтов могут привести к гражданской войне, нужен новый Союзный договор.

VIII. Показ слайдов 15–36 .

IX. Задание классу :

Сопоставить преобразования, необходимые для вывода страны из кризиса, и результаты перестройки.

Учащиеся формулируют вывод о соотношения замыслов и надежд «прорабов перестройки» и её реальных итогов.

X. Начать заполнение сравнительной таблицы «Попытки реформ»

План сравнения При Н.С.Хрущёве В годы перестройки
1. Отношение к частной собственности и экономической свободе
2. Отношение к гражданским правам и свободам
3. Отношение к политической оппозиции
4. Применение репрессий к политическим противникам
5. Государственный контроль за СМИ, книгоизданием, театрами и т.п.
6. Основные преобразования в экономической сфере
7. Основные политические и социальные реформы.
8. Результаты реформ.

IX. Выставление и комментирование оценок.

X. Домашнее задание