Услуги по техническому учету и технической инвентаризации. Техническая инвентаризация: виды и особенности проведения

Инвентаризация – выявление объектов недвижимого имущества и оформление полученных результатов в соответствии с требованиями, установленными законом. Процедура может проводиться в отношении любых объектов недвижимости, независимо от титульного владельца. В статье расскажем, как проводится техническая инвентаризация объектов недвижимости, какие документы оформляются.

Виды технической инвентаризации

Различают три вида инвентаризации:

Вид Время проведения
Первичная Требуется только в отношении новых объектов либо тех, для которых такая процедура по каким-то причинам не проводилась, и они не включены в соответствующий реестр.
Внеплановая Производится после перепланировки или переустройства, а также при реконструкции здания, строительстве дополнительных помещений или сооружений, демонтажа каких-либо частей. Требуется перед заключением сделки по отчуждению прав на недвижимое имущество.
Плановая Осуществляется каждые 5 лет для выявления расхождений. Такой срок был выбран неслучайно. Согласно статистике именно по истечении указанного промежутка времени вносятся изменения. Читайте также статью: → “ ».

Основания и цели проведения инвентаризации

Технический контроль недвижимости преследует такие цели:

  • выявление полной, объективной и достоверной информации об объекте недвижимости. Такие сведения нужны не только государственным органам, но и владельцам;
  • создание единой базы данных, включающей всю недвижимость. Данная цель направлена на систематизацию сведений, а также усовершенствование планировки местности;
  • сбор и передача данных в органы статистического учета;
  • проверка полноты и достоверности сведений, необходимых для правильного исчисления налога на имущество;
  • сбор и передача сведений регистрационным органам.

Процедура важна в связи с тем, что полученные данные используются в работе иных служб и ведомств, на их основе рассчитывается налог, определяется амортизация, осуществляется страхование, а также устанавливается размер иных платежей. Проверка объекта недвижимости проводится в нескольких случаях:

  • возведение нового объекта;
  • капитальный ремонт здания;
  • в отношении неоконченного строительством объекта при оформлении прав на него;
  • совершение юридически значимых действий, объектом которых является недвижимое имущество. К ним относится выдел доли в общей собственности, ее отчуждение, слиянии и иные операции.

Инициатором инвентаризации выступает собственник строения или помещения. Государственные органы подают заявки в установленном порядке, граждане составляют заявление, лично явившись в территориальный отдел или многофункциональный центр.

Объекты недвижимости, подлежащие инвентаризации

Инвентаризация может проводиться только в отношении объекта недвижимости как самостоятельной учетной единицы, обладающей автономной характеристикой и соответствующим правовым статусом. Здание или помещение относится к таковым в том случае, если они имеют технический паспорт, план и экспликацию, а также кадастровый номер.

Иногда за единицу учета принимаются комплексы, включающие в себя несколько объектов недвижимости. В таком случае они вносятся в перечень, а иные дополнительные помещения рассматриваются в качестве вспомогательных характеристик. Различные элементы или помещения, находящиеся в здании, также не являются отдельными объектами, как и те строения, которые не подпадают под определение капитального сооружения. Все они принимаются как характеристика главного сооружения.

Инвентаризация проводится в отношении всех объектов недвижимости как жилого, так и производственного или иного назначения.

К жилым объектам относятся многоэтажные и индивидуальные дома, общежития. Среди нежилых строений можно выделить здания, имеющие административное или общественное назначение, гаражи, дачи и иные постройки. Если строение было возведено в отсутствие оформленного должным образом разрешения на строительство, то инвентаризация также может быть проведена, поскольку наличие этого документа не влияет на результат технической проверки объекта недвижимости.

Ответственные субъекты для проведения инвентаризации

Инвентаризация находится в ведомости бюро технической инвентаризации. Данное учреждение имеет разветвленную структуру территориальных подразделений, за каждым из которых закреплены определенные районы административной единицы. Архивы БТИ хранят техническую информацию обо всех объектах недвижимости.

Среди полномочий БТИ числится проведение инвентаризации по заявлению собственника объекта за установленную законом плату.

В своей деятельности бюро и его территориальные подразделения взаимодействуют с иными службами и ведомствами. Среди них: Росреестр, ЖКХ, ЖЭУ, отделы, курирующие градостроительство, местные администрации, комитеты по землеустройству.

Порядок проведения инвентаризации

Проверка сооружения осуществляется сотрудниками БТИ. Процедура имеет несколько этапов.

  1. Оформление заявки на проведение инвентаризации. Оставить заявку могут, как физические лица или организации – собственники объектов недвижимости, так и государственные органы.
  2. Создание комиссии, предназначенной для исследования сооружения. Читайте также статью: → “ ».
  3. Непосредственное исследование объекта недвижимости. Для реализации этой задачи сотрудники БТИ выезжают по адресу, указанному в заявке, и проводят осмотр, выполняют замеры и иные необходимые работы, фиксируя выявленные данные в перечне. На основании полученных сведений впоследствии составляется акт и дается заключение.
  4. Конечный этап инвентаризации – составление и выдача технического паспорта помещения или иного требуемого документа.

Условно все действия, проводимые в рамках инвентаризации можно разделить на работу на местности, предполагающую выезд специалистов на объект, и проведение осмотра и замеров и камеральную, когда полученные данные анализируются, и на их основе составляется документация. Все сведения, полученные в результате осмотра помещения и выполненных замеров, заносятся в электронную базу и передаются соответствующим ведомствам и службам.

Инвентаризация объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, проводится на основании заявки соответствующего органа. Сотрудники БТИ проводят сверку объектов под надзором местных администраций, на территории которых располагается недвижимость. Выявив объекты, входящие в перечень, проводится х обход, на основании которого составляется документ, содержащий характеристики строений.

Физическое лицо может заказать проведение инвентаризации и получение нужного ему документа, обратившись лично в территориальные подразделения БТИ или многофункциональный центр.

Оформление результатов инвентаризации

Чаще всего инвентаризация проводится с целью оформления технического паспорта. Форма, состав сведений, подлежащих отражению, определяется приказом Министерства экономического развития и торговли РФ. Сведения, включаемые в технический паспорт объекта недвижимости:

  • площадь и объем объекта. Нежилая часть и дополнительные пристройки также учитываются и отражаются документально;
  • качественные характеристики: вид недвижимости, ее назначение, состояние отдельных элементов, таких как фундамент, крыша, стены, иные конструкции, имеющие важное значение;
  • в некоторых случаях указывается инвентаризационная стоимость.

Процедура инвентаризации объекта недвижимости является основанием для его включения в соответствующий государственный реестр. Технический паспорт, выдаваемый в качестве результата проведенного исследования, содержит характеристики помещения или строения, предназначенные для его идентификации, и не подтверждает титульного права на недвижимость.

Проведение технической инвентаризации может преследовать цель получения иных документов:

  • выкопировки помещений из техпаспорта;
  • заключений о состоянии объектов, относящихся к капитальному строительству;
  • справок об отсутствии (наличии) объектов капитального строительства, статусе таких объектов.

Типовые ошибки при проверках

Наиболее часто встречаются ошибки в составлении технических паспортов.

Ошибка Как исправить
Ошибка в составлении поэтажного плана. К примеру, могут быть неверно указаны замеры стен, газовая плита перепутана с электрической, ошибочно не указана вентиляция. До сотрудников БТИ следует донести информацию о том, что сведения в документе не соответствуют данным. Обычно назначается повторный выход, в ходе которого ошибки устраняются. В случае отказа можно обратиться в суд, но такого не случается. Все проблемы решаются без привлечения органов правосудия.
Отличие плана БТИ от аналогичных документов, подготовленных застройщиком. После постройки нового дома БТИ должны произвести его обмеры и составить соответствующие документы. На практике этот вопрос решается так. Сотрудники приходят и проводят обмеры первого этажа, затем проецируют полученные данные на все квартиры. В связи с этим могут возникать отклонения. Чтобы исправить положение необходимо истребовать у застройщика проектную документацию и с ней отправляться в БТИ.
Ошибка при внесении данных после перепланировки Если в помещении была проведена перепланировка, должен быть составлен соответствующий акт. Эта задача относится к компетенции специальной комиссии, которая впоследствии передает все данные в БТИ для корректировки имеющихся у них сведений. Случается так, что в результате в новом техпаспорте собственник обнаруживает ошибки. Чтобы устранить их, следует обратиться в БТИ и вызвать специалиста, который произведет осмотр и исправить недочеты.

Несоответствия, выявленные в документах БТИ, рекомендуется исправлять сразу после их обнаружения. Способы зависят от ситуации. Прежде всего, следует указать на наличие ошибки, при отказе в ее исправлении рекомендуется составлять претензию в головной офис БТИ в соответствующем субъекте.

Часто задаваемые вопросы

Наиболее часто задаются следующие вопросы:

Какова стоимость проведения инвентаризации? Зависит от срочности и составляет в районе 3-5 тысяч рублей.
Сроки выполнения Стандартный срок составляет 10-14 дней с момента поступления заявки.
Можно ли ускорить процедуру? Да, техпаспорт может быть изготовлен за 5 дней при условии уплаты повышенной пошлины.
Если у техпаспорта срок действия? Нет, законом срок действия не ограничен. Однако установлено, что один раз в пять лет должен проводиться новый осмотр, но на практике это правило выполняется редко. Также данные в документе устаревают при проведении каких-либо изменений в планировке.
Как исправить допущенную ошибку? Следует обратиться в орган, составлявший документ, и указать на несоответствие данных, отраженных на бумаге, действительности.

Пример разрешения конфликтной ситуации

При оформлении наследства потребовался паспорт недвижимости. Наследники обратились в территориальный отдел и заказали документ. Сотрудники БТИ осмотрели помещение, однако по прошествии двух недель, паспорт не был изготовлен.

Прежде всего, следует отметить, что все работы выполняются на основании договора, а не жестко установленных законодательных сроков. Перед обращением в БТИ рекомендуется ознакомиться с положениями подписанного договора и выявить сроки выполнения работ. В данной ситуации клиента защищает закон о правах потребителя, который предусматривает возможность уменьшения стоимости работ.

Поэтому в случае нарушения сроков изготовления документов рекомендуется писать претензию, ссылаясь на договор и положения законодательства о правах потребителя, требуя подготовки документа и уменьшения стоимости услуг. После получения письменных требований, БТИ обычно выполняет свои обязанности.

С изменениями и дополнениями от:

10 сентября 2004 г., 19 марта 2005 г., 28 декабря 2006 г., 30 апреля 2009 г., 21 августа 2010 г.

1. Настоящее Положение определяет порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются:

а) обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;

б) формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении;

в) обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;

г) информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости;

д) сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.

6. Техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.

Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства.

Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.

Первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.

Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.

По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Единый государственный реестр).

8. Первичный государственный технический учет многоквартирных домов, объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду (как с расположенными в них помещениями, так и без таковых), введенных в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., а также индивидуальных жилых домов, построенных после 1 марта 2008 г., на которые имеется проектная документация, осуществляется по выбору заявителя:

по результатам первичной технической инвентаризации;

без проведения первичной технической инвентаризации.

В целях осуществления первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, поэтажный план многоквартирного дома с указанием размеров и экспликации помещений и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемые в соответствии с требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой многоквартирный дом.

При осуществлении первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., одновременно осуществляется первичный государственный технический учет расположенных в нем помещений.

В целях осуществления первичного государственного технического учета индивидуального жилого дома, построенного после 1 марта 2008 г., на который имеется проектная документация, без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются поэтажный план объекта капитального строительства с указанием размеров и экспликации помещений, ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка и описание конструктивных решений объекта капитального строительства, включающее материал наружных стен, оформляемые в соответствии с требованиями к подготовке текстовой и графической частей соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

В целях осуществления первичного государственного технического учета объекта капитального строительства (без расположенных в нем помещений), не относящегося к жилищному фонду, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемый в соответствии с установленными требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

В целях осуществления первичного государственного технического учета объекта капитального строительства, не относящегося к жилищному фонду, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, поэтажный план объекта капитального строительства с указанием размеров и экспликации помещений и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемые в соответствии с установленными требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

В результате осуществления первичного государственного технического учета указанных в настоящем пункте объектов капитального строительства и помещений организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации выдаются кадастровые паспорта соответствующих объектов капитального строительства и помещений.

На территориях субъектов Российской Федерации, в которых введены в действие правила ведения Единого государственного реестра, организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях осуществления без проведения первичной технической инвентаризации первичного государственного технического учета объектов капитального строительства, указанных в настоящем пункте, а также помещений, расположенных в них, оформляются технические паспорта на основании сведений, содержащихся в документах, представленных заинтересованным лицом в соответствии с настоящим пунктом.

9. Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.

По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.

10. Проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.

11. На основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр. Реестр ведется на бумажных и магнитных носителях. При наличии расхождения в сведениях, записанных на бумажных и магнитных носителях, используются сведения на бумажных носителях, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

12. Сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведении государственного статистического учета, определении размера налога на имущество, внесении сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости, а также ведении реестра федерального имущества.

13. Технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам капитального строительства, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.

14. Дела и документы архивных фондов не могут быть объектом сделок, в том числе сделок купли-продажи, за исключением случаев, указанных в федеральных законах.

15. Организации (органы) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства предоставляют физическим и юридическим лицам сведения (документы) об объектах капитального строительства, техническую инвентаризацию которых они осуществляют. Должностные лица указанных организаций несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за обеспечение сохранности конфиденциальной информации.

16. Сведения об объектах капитального строительства предоставляются по заявлениям (запросам):

а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности);

б) наследников по закону или по завещанию;

в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в их производстве делам);

г) органов государственной власти и местного самоуправления (об объектах капитального строительства, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных образований);

д) налоговых органов (об объектах капитального строительства, расположенных на территории административно-территориальных образований, находящихся в сфере их ведения);

е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения);

ж) учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

з) иных лиц и органов, определенных законодательством Российской Федерации.

17. Сведения (документы) об объектах капитального строительства предоставляются организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, проводившей техническую инвентаризацию соответствующего объекта, в течение месяца с даты получения заявления (запроса), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Сведения (документы) об объектах капитального строительства, находящихся в общей (совместной или долевой) собственности, предоставляются по заявлению любого из собственников.

18. Подлинники учетно-технической и иной документации, хранящиеся в архивных фондах, не выдаются, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.