Парковочное место как объект недвижимости. Является ли бетонная площадка объектом недвижимости? Судебная практика

30.11.2016

В январе 2017 г. вступает в силу закон, признавший машино-места объектами недвижимости и официально включивший их в гражданский оборот. Так вот о том, что это за новеллы и к чему они приведут, расскажет наша новая статья.

Скажем сразу - физические и юридические лица "продавали", обменивали и даже оставляли машино-места в наследство, хотя российское право не считало их отдельным видом имущества. Это вызывало определенные судебные коллизии, когда люди обращались в суд, защищая свои права и получали отказы с разъяснениями, что машино-место не является отдельной вещью с индивидуальными признаками. Оно считается неотделимым компонентом помещения или строения, который подлежит регистрации только, как часть недвижимости [Определение Приморского краевого суда по делу № 33-12038/2015 от 13.01.2016 г.].

Всё это вызвало недовольство россиян. Наконец понимание данного факта дошло и до законодателя, который признал, что машино-места давно стали объектом гражданского оборота. Поэтому летом 2016 года Федеральное Собрание приняло нормативный акт, внесший изменения в целый ряд законов. Эти новеллы касаются правового статуса машино-места и вступают в силу с первого января будущего года.

Определение термина

Наконец-то государство дало определение термину. Оно содержится в ГСК РФ [прим.: Градостроительный Кодекс РФ]. Исходя из новой нормы машинное место представляет собой часть здания/сооружения, предназначенное только для размещения автомобиля, мотоцикла, либо иного транспортного средства (далее - т/с) [прим.: авторская вставка]. Данная территория может иметь строительные либо другие ограждения, или не иметь их вовсе. Однако при этом, её границы должны быть описаны так, как этого требует законодательство о кадастровом учете [Градостроительный кодекс Российской Федерации N 190-ФЗ от 29.12.2004 (ред. от 03.07.2016), п. 29, ст. 1].

Как может увидеть внимательный читатель статья дает достаточно четкие признаки машино-места. Его основная функция - это размещение т/с. Для другого оно и не предназначено. Далее, законодатель по-прежнему считает место частью объекта. Так было и прежде. Однако теперь власть согласилась, что территория индивидуального размещения транспортного средства может и не иметь границы в виде стен или строений.

Раньше суды, как правило, считали, что регистрация машино-места в качестве недвижимости возможна только в случае, когда оно построено в виде помещения и соответствует требованиям такового [Определение Приморского краевого суда по делу № 33-12038/2015 от 13.01.2016 года]. Теперь же получается, что машино-место может и не иметь видимых ограждений, однако все равно считается недвижимостью, если, конечно, его границы установлены в ЕГРН [прим.: С 01 января 2017 года базы ЕГРП и ГКН объединяются в Единый государственный реестр недвижимости. Ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости"].

Введение машино-места в гражданский оборот

Дав определение термину, законодатель одновременно ввел машино-место в гражданский оборот, дополнив ГК РФ новой нормой [ГК РФ, П.1., Ст.130]. Теперь место размещения автомобиля независимо от наличия ограждения официально считается объектом недвижимости. Его можно, например, заложить по договору об ипотеке [Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", П.п.6. П.1. Ст.5]. Хотя, если честно, субъекты гражданских правоотношений и до этого момента закладывали такие места, а суды обращали на них взыскание. Правда речь шла только об огражденных участках. То есть фактически - гаражных боксах. Так районный суд г. Барнаула по иску ВТБ 24 (ПАО) в июле 2016 года обратил взыскание на заложенные машино-места [Решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края по делу № 2-25/2016 от 04.07.2016 года]. И никого это особенно не удивило. А вот с 01 января будущего года предметом залога могут стать и не огражденные на территории участки. Соответственно регистрация ипотеки таких объектов также должна проходить согласно закону [Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", П.5. Ст.20].

Технические нюансы внесения сведений в ЕГРН. Индивидуальная регистрация права

Теперь информация о неогражденном машинном месте также должна вноситься в ЕГРН [Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости", П.7. Ст.1]. Раньше Росреестр не осуществлял кадастровый учет таких объектов. А суд в свою очередь поддерживал позицию УФРС [прим.: Управление Федеральной регистрационной службы ]. Так в 2015 году Ивантеевский городской и Московский областной суды отказали в иске гражданину и не поставили на регучет места для парковки. По мнению судей, стоянка не являлась отдельным и обособленным помещением. Поэтому её нельзя поставить на учет, как самостоятельный объект права" [Апелляционное определение Московского областного суда по делу № 33-22910/2015 от 30.09.2015 года]. С 01.01.2017 года такая ситуация не может возникнуть в принципе. Кроме того, учет [прим.: Государственный кадастровый учет] в отношении машино-мест будет проводится одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на само здание" [Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости", П.4. Ч.5. Ст.14].

Соответственно ссылка о машино-месте должна присутствовать в акте обследования и в техническом плане для внесения в ЕГРН. А на самом плане машино-место изображается в виде геометрической фигуры. Кроме того, если собственник хочет, то виртуальные границы его неогороженного стеной, блоками или столбами машино-места могут быть зафиксированы прямо на полу специальной краской [Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости", Ч.6.3. Ст.24].

Далее, недвижимость, подходящая под новое законодательное определение машино-места, признается таковой в силу закона [Федеральный закон от 03.07.2016 N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Ст.6]. Соответственно государство не требует менять документы, либо вносить изменения в ЕГРН в отношении подобного объекта. Более того, действующие документы, в которых в качестве собственности указывается именно машино-место имеют юридическую силу.

Впрочем, хозяин такой недвижимости может направить в Росреестр заявление с просьбой актуализировать информацию в ЕГРН о своей собственности, согласно новому закону.

Выдел доли

Что же касается владельцев общей долевой собственности, то с 01 января будущего года, каждый из них вправе выделить в натуре свои машинные места, а также определить их границы, как того требует закон о регистрации недвижимости [Федеральный закон от 03.07.2016 N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", П.3. Ст.6] и оформить на них право собственности.

Вплоть до настоящего времени судьи довольно часто отказывали дольщикам парковок и автостоянок в этом праве. В своих решениях суды указывали, что выдел доли невозможен без нанесения ущерба всей стоянке, а также системе пожаротушения, электроснабжения и так далее [Решение Советского районного суда г. Новосибирска по делу № 2-90/13 от 23.09.2013 года]. Теперь же всё изменилось. Владелец может потребовать свою долю. Причем, для проведения данной процедуры и регистрации права не надо согласия всех сособственников. Правда это условие действует только в том случае, когда заявитель одновременно направит в УФРС [Федеральный закон от 03.07.2016 N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", П.3. Ст.6] протокол собрания либо договор/соглашение собственников о правилах пользования объектом, находящимся в долевой собственности.

Стоит также заметить, что право общей собственности на объект, где находятся эти места прекратится с даты выдела в натуре доли последним владельцем и оформления им права собственности. Что же касается проездов, проходов, а также иного имущества, которое останется после выдела всех долей (например - шлагбаумов), то оно по-прежнему будет считаться общим долевым.

Краткие выводы

При вдумчивом изучении нового нормативного акта обнаруживается, что государство просто-напросто узаконило уже сложившуюся практику, касающуюся оборота машино-место. Теперь продавать, покупать и наследовать такие объекты можно на законных основаниях. Не более того. Впрочем, есть и радикальные изменения. Так власть признала неогражденные участки для парковки такими же объектами права, как и индивидуальные помещения. Ну и наконец у дольщиков появилась реальная возможность выделить свою долю стоянки в натуре. Это конечно серьезные новеллы.

Однако, справедливости ради стоит сказать, что все эти новшества касаются в основном только подземных автостоянок и многоэтажных паркингов. Законодатель так и не решился признать объектами права места на отдельных парковках или стоянках, не связанных со зданием или сооружением. По-видимому, решение этого вопроса отложено на неопределенный срок.

Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила 354) установлено, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией .

Ранее на сайте АКАТО были опубликованы статьи о проблемах перехода на «прямые договоры» между РСО и собственниками нежилых помещений, а также об особенностях таких договоров . В настоящей статье рассмотрим такую категорию нежилых помещений, как машино-места, и попробуем разобраться, требует ли законодательство заключать «прямые договоры» с собственниками машино-мест, и каков порядок определения объема потребленных машино-местами коммунальных ресурсов.

Понятие «машино-место»
Пункт 2 Правил 354 к нежилым помещениям относит части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
Пункт 29 статьи 1 ГК РФ дает следующее определение: машино-место - это «предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке ».
Абзацем 3 пункта 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения , а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке .
Согласно п. 6.2 ст. 24 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218 «О государственной регистрации недвижимости» границы машино-места определяются проектной документацией здания, сооружения и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами).
Таким образом, машино-места имеют назначение нежилого помещения, предназначены для размещения только транспортного средства, машино-место является самостоятельным объектом гражданских прав, сделки, направленные на отчуждения, подлежат обязательной регистрации, соответственно право собственности на машино-место должно быть оформлено в установленном законом порядке.
Вышесказанное делает невозможным отнесение машино-мест к общему имуществу многоквартирного дома (далее - МКД) . Более того, право собственности на машино-места может не зависит от права собственности на иное помещение в том же МКД: лицо может иметь в собственности машино-место или несколько машино-мест и не иметь иной собственности в том же МКД.

Содержание общего имущества МКД собственником машино-места
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ «собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) ».
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные ПП РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила 491) более подробно устанавливают состав общего имущества. В частности, пункт 2 Правил 491 устанавливает, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта , мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В связи с неверным толкованием и отсутствием несколько лет назад возможности оформления машино-мест в индивидуальную собственность на практике возникали ситуации (поддерживаемые судами), когда машино-места относили к общему имуществу. Здесь стоит пояснить следующее: возможно отнесение машино-мест к общему имуществу, если данные места не учтены и не выделены в технической документации как отдельные; если же данные места выделены , соответственно, указаны в техническом плане и имеют собственников, то они не могут относится к общему имуществу. В данной статье речь идет о выделенных машино-местах, каждое из которых (или их часть) имеет собственников, учтено в технической документации и зарегистрировано в установленном порядке.
В соответствии с чч. 1-2 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В связи с этим, собственники нежилых помещений - машино-мест несут бремя расходов по содержанию общего имущества МКД пропорционально своей доле в праве собственности . Это происходит независимо от того, принадлежат ли еще помещения в МКД собственнику машино-места. Если собственнику принадлежит жилое помещение и машино-место, оплата расходов на содержание общего имущества будет производится исходя из общей площади жилого и нежилого (машино-места) помещений.

Обязанность собственников машино-мест заключать прямые договора с РСО
В абз. 3 п. 6 Правил 354 указано, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
В абз. 4 п. 6 Правил 354 содержится следующее положение: управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Два вышеприведенных положения говорят о том, что собственник нежилого помещения заключает договора поставки услуг напрямую с ресурсоснабжающей организацией. При этом УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК или иной потребительский кооператив направляет информацию о нежилых помещениях в РСО, и уведомление собственнику нежилого помещения.
Однако, согласно абз. 6 п. 6 Правил № 354 положения третьего и четвертого абзацев настоящего пункта не распространяются на лиц, являющихся собственниками площадей, отведенных в многоквартирном доме под машино-места .
Таким образом, Правила 354 устанавливают исключение в отношении машино-мест , обязанность заключения прямых договоров с РСО для собственников такого типа нежилых помещений не устанавливается. При этом у лица, управляющего домом (УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК) обязанности по направлению информации в РСО о машино-местах не возникает, собственникам машино-мест уведомление о необходимости заключения «прямого договора» также не направляется .
Кроме того , абз. 6 п. 148(1) Правил 354 устанавливает, что у собственника машино-места нет обязанности заключать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами .

Объем ресурса, потребляемого собственником машино-места
Абзац 3 пункта 43 Правил 354 устанавливает:
«Объем потребляемых в помещении, отведенном в многоквартирном доме под машино-места , электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объем отводимых сточных вод определяется исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении , а при их отсутствии исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанный объем электрической энергии, холодной воды и горячей воды, а также сточных вод распределяется между собственниками машино-мест пропорционально количеству машино-мест, принадлежащих каждому собственнику. При этом при отсутствии приборов учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, размер платы для собственников машино-мест определяется с применением повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления коммунального ресурса, величина которого принимается равной 1,5 »
Из указанной нормы следует:
1. Сначала подлежит определению объем коммунальных ресурсов, потребляемых в помещении, отведенном под машино-места, в целом. При этом используются либо показания приборов учета, фиксирующих объемы коммунальных ресурсов, потребленных в помещении, отведенном под машино-места, либо объем этих ресурсов рассчитывается исходя из площади указанного помещения и нормативов потребления соответствующих ресурсов в целях содержания общего имущества, а не нормативов потребления коммунальных услуг в помещениях;
2. Объем коммунального ресурса, потребленный в помещении, отведенном под машино-места, распределяется среди собственников машино-мест не пропорционально площади этих машино-мест, а пропорционально количеству машино-мест, которым владеет каждый собственник;
3. В случае отсутствия приборов учета, определяющих объем потребления коммунальных ресурсов в помещении, отведенном под машино-места, подлежит применению повышающий коэффициент 1,5. При этом Правила 354 для машино-мест не устанавливают зависимость применения повышающего коэффициента от наличия или отсутствия технической возможности установки прибора учета.
Таким образом, площадь каждого конкретного машино-места при определении объема потребления коммунальных ресурсов не учитывается, при отсутствии приборов учета расчет ведется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в целях содержания общего имущества, в указанном случае применение повышающего коэффициента обязательно.
Возможности оборудования каждого конкретного машино-места индивидуальным прибором учета коммунального ресурса законодательство не предусматривает.

Заключение
В настоящей статье разъяснено, что несмотря на наступившую с 01.01.2017 обязанность собственников нежилых помещений заключать договоры предоставления коммунальных услуг непосредственно с РСО, для собственников машино-мест сделано исключение - они от такой обязанности освобождены.
Разумеется, если собственники всех помещений многоквартирного дома будут обязаны заключить «прямые договоры» с РСО в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ , для собственников машино-мест исключений не будет, и они точно также, как и собственники всех остальных помещений дома, будут обязаны заключить договоры с РСО. Объем потребления коммунальных ресурсов рассчитывается для всего помещения, отведенного под машино-места - либо по соответствующим приборам учета, либо исходя из площади указанного помещения и нормативов потребления соответствующих ресурсов в целях содержания общего имущества (а не нормативов потребления коммунальных услуг в помещениях) с применением повышающего коэффициента 1,5. Объем коммунального ресурса, потребленный в помещении, отведенном под машино-места , распределяется среди собственников машино-мест пропорционально количеству машино-мест , которым владеет каждый собственник, площадь самих машино-мест при этом не учитывается .

Отруцкая Т.В. ,

Согласно изменениям машино-место признается самостоятельным объектом недвижимости в случае, если оно является частью здания или сооружения и имеет границы, описанные на основании законодательства о кадастровом учете (п. 1 ст. 130 ГК РФ; п. 3.1 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости)). При этом его не нужно специально ограждать, поскольку границы определены проектной документацией здания (сооружения) и обозначены или закреплены лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания (сооружения), либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами) (п. 6.2 ст. 24 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Отметим, что если зарегистрированное до 1 января 2017 года машино-место соответствует требованиям и характеристикам, установленным в Законе о государственной регистрации недвижимости (п. 6.2 ст. 24 Закона о государственной регистрации недвижимости), то в отношении такого объекта не требуется замена выданных документов или внесение в них изменений, а также внесение изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН). Документы, которые удостоверяют право собственности на машино-место, сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления (ст. 6 Закона № 315-ФЗ).

Важно!

Машино-место - предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (п. 29 ст. 1 ГрК РФ).

Ранее исходя из буквального толкования норм гражданского законодательства парковочные места, находящиеся в здании или сооружении, не признавались самостоятельным объектом недвижимости. При этом, по мнению Минэкономразвития России и некоторых судов (пост. Девятого ААС от 11.10.2016 № 09АП-41956/2015 по делу № А40-67735/14, от 14.09.2016 № 09АП-39735/2016-ГК по делу № А40-8131/14), их можно было ставить на кадастровый учет и оформлять в собственность как помещение. В тех случаях, когда машино-места не соответствовали требованиям, предъявляемым к помещениям (например, имели границы, обозначенные лишь разметкой), рекомендовалось регистрировать общую долевую собственность на здание, определив доли пропорционально размерам машино-мест (письмо Минэкономразвития России от 26.05.2015 № ОГ-Д23-7475).

Кадастровый учет машино-мест

Постановка машино-мест на кадастровый учет регламентирована Законом о государственной регистрации недвижимости.

Застройщик должен изначально установить в техническом плане строящегося здания (сооружения) границы каждого машино-места. Если данная процедура соблюдена, то новый собственник машино-места вправе указать приобретенный объект в ЕГРН, а впоследствии получить кадастровый номер в кадастровой палате (по территориальному признаку) или в многофункциональном центре и оформить право собственности.

Обратиться за кадастровым номером можно лично, через представителя, а также подать документы с использованием услуг почтовой связи или интернета.

Необходимые документы: заявление о постановке на кадастровый учет, технический план и документ, подтверждающий право собственности на машино-место (например, свидетельство о регистрации права собственности или иной правоустанавливающий документ).

Срок постановки на учет в общей сложности оставляет не более 18 календарных дней (ст. 16 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Налог на имущество с машино-мест

Объектами обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве основных средств (далее - ОС) в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Налоговая база определяется как среднегодовая или кадастровая стоимость перечисленного выше имущества (пп. 1, 2 ст. 375 НК РФ).

Вместе с тем в отношении машино-мест порядок исчисления налога на имущество четко не прописан.

По мнению ФНС России (письмо ФНС России от 23.04.2015 № БС-4-11/7028@), исчислять налог с парковочных мест, располагающихся в административно-деловом или торговом центре, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, следует также по кадастровой стоимости (подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

Таким образом, на взгляд автора, любые машино-места, которые являются частью нежилых помещений, предназначенных под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов или перечисленных выше объектов, в отношении которых налоговую базу определяют как кадастровую стоимость, также облагают налогом по кадастровой стоимости (подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2НК РФ).

Если же машино-места находятся в зданиях (сооружениях), по которым налог на имущество исчисляют исходя из среднегодовой стоимости, то и налоговую базу по машино-местам определяют как их среднегодовую стоимость (пп. 1, 2 ст. 375 НК РФ).

Напомним, среднегодовая стоимость имущества за налоговый период (календарный год) определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета стоимости имущества, налоговая база в отношении которого определяется по кадастровой стоимости) на первое число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Машино-место и налог на прибыль

Машино-места, признаваемые самостоятельными объектами недвижимости, могут учитываться в составе амортизируемого имущества, если находятся в организации на праве собственности, состоят на балансе в качестве ОС и используются для извлечения дохода (ст. 252, 256 НК РФ).

Данный вывод подтверждает и судебная практика. Так, Пленум ВАС РФ указал (п. 9 пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53), что установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерении получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

При рассмотрении вопросов об экономической целесообразности расходов на приобретение или постройку любых объектов, том числе и объектов недвижимости, суд оценивает, была ли деятельность налогоплательщика при осуществлении указанных затрат направлена на получение прибыли и имелось ли у него намерение получить экономический эффект, учитывая реальные обстоятельства бизнеса.

Вместе с тем Верховный Суд РФ указывает (определение ВС РФ от 22.07.2016 № 305-КГ16-4920 по делу № А40-63374/2015), что отсутствие деловой цели при совершении спорных операций может являться основанием для признания налоговой выгоды в виде расходов, включенных в расчет базы по налогу на прибыль необоснованной.

Аналогичного мнения придерживается и финансовое ведомство (письмо Минфина России от 03.09.2015 № 03-03-06/50884). Чиновники разъясняют, что затраты на строительство парковочных мест (автостоянки) либо учитывают в составе расходов текущего периода, либо погашают посредством начисления амортизации при условии соблюдения критериев статьи 252 Налогового кодекса.

Таким образом, ставя машино-место на учет, организации следует принимать во внимание положения указанной выше статьи и сложившуюся судебную практику. Затраты должны быть обусловлены прежде всего деловой целью, разумными экономическими причинами и связаны с извлечением прибыли.

Если использование машино-места будет непосредственно связано с коммерческой деятельностью организации (например, размещение на парковке автомобилей потенциальных партнеров организации при проведении переговоров), то вероятность предъявления претензий проверяющих в части правомерности учета для целей налогообложения затрат на покупку, строительство или амортизационных отчислений по таким объектам будет минимальной.

При использовании машино-мест не для извлечения прибыли, а, например, персоналом организации в личных, а не служебных целях, вероятность претензий со стороны налоговых инспекторов достаточно велика.

Машино-место по договору дарения

Машино-место, полученное по договору дарения, например от застройщика, признают безвозмездно полученным имуществом (п. 2 ст. 248 НК РФ). Его стоимость включают в состав внереализационных доходов на дату получения (на дату подписания сторонами акта приема-передачи) (п. 8 ч. 2 ст. 250, подп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Одаряемый может учесть машино-место в составе амортизируемых ОС, если оно принимается к налоговому учету по рыночной стоимости, определяемой с учетом положений статьи 105.3 Налогового кодекса (но не ниже остаточной стоимости по данным налогового учета дарителя) с учетом расходов по доведению до его состояния пригодного к использованию (абз. 2 п. 8 ч. 2 ст. 250, пп. 5, 6 ст. 274, п. 1 ст. 257 НК РФ). Стоимость объекта погашают путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ; письмо Минфина России от 27.07.2012 № 03-07-11/197).

При этом начисление амортизации по ОС, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации (п. 4 ст. 259 НК РФ).

С 1 января 2017 года вступили в силу поправки в ряд законодательных актов, которые поставили точку в многочисленных спорах и разбирательствах, касающихся правовой принадлежности автомобильного парковочного места, относящегося к многоквартирному дому или иному зданию. Машино место было официально признано объектом недвижимого имущества, . Лица, в связи с этим, получили безусловную возможность не только пользоваться столь значимыми «квадратными метрами», но и оформлять их в собственность на общих основаниях

В июле 2016 года был принят Федеральный закон № 315-ФЗ, который внес изменения в I часть ГК РФ, а также некоторые законы РФ. Понятие «машиноместо», как объекта недвижимости было закреплено в ч. 1 ст. 130 ГК РФ и стало определяться исходя их совокупности признаков.

Так, машино-местом признается объект:

  • являющийся частью здания, дома или сооружения;
  • предназначенный для того, чтобы размещать на нем автомототранспортное средство или хранить его;
  • имеющий оградительные элементы, стены или иные конструкции, а также представляющий собой отдельную площадку, обозначенную разметкой;
  • чьи границы определены и отражены в системе общероссийского кадастрового учета.

Стоит отметить, что машино место, как новый объект недвижимости 2017 года будет признаваться таковым исключительно в том случае, если он входит в единый комплекс постройки, т.е. является его элементом, а также закреплен в техническом плане сооружения (подземный паркинг, пристрой и т.п.). Организованная «дворовая парковка» или места на отдельно-стоящих огороженных автостоянках, к указанному объекту недвижимости не относятся. Это означает, что относящийся к придомовой территории многоквартирного здания участок земли или асфальта, на котором жилец паркует свой автомобиль, купить будет нельзя.

Как купить машино-место?

Может любое дееспособное лицо, достигшее возраста 18-ти лет. Приобрести места в паркинге может и организация. Как правило, такая сделка заключается наряду с оформлением или офисного помещения в доме или бизнес центре. Так, некоторые застройщики предлагают значительные скидки на одновременное приобретение помещения и машино места.

Сделка оформляется по общим правилам отчуждения имущества с обязательной в органе Росреестра. По ее итогам заявителю выдается выписка из ЕГРН, которая с 2017 года является единственным документом, подтверждающим правомочия собственника на принадлежащий ему объект.

Получив документ о праве собственности на часть паркинга, владелец может не только пользоваться данной недвижимостью, но и в полной мере ею распоряжаться: продавать, сдавать в аренду, закладывать в банке, дарить, завещать. При этом посягательство на машино-место со стороны третьих лиц будет расцениваться как противоправное действие и может повлечь за собой наказание.

Где купить машино-место и сколько стоит?

Федеральный закон о машиноместах с 1 января 2017 года стал действовать повсеместно. В связи с чем, на сайтах по продаже недвижимости появилась масса объявлений, предлагающих сдать или купить узаконенный участок парковки.

Таблица 1. Сравнение цен, установленных на рынках недвижимости в регионах РФ за одно машино место, по состоянию на начало 2017 года.
Регион Стоимость (руб.)
Аренда Купля-продажа
Москва 3 500 – 15 000 250 000 – 5 000 000
Санкт-Петербург 1 000 – 20 000 300 000 – 2 500 000
Екатеринбург 2 500 – 6 000 250 000 – 1 500 000
Новосибирск 2 500 – 5 000 100 000 – 1 200 000
Уфа 1 500 – 3 000 300 000 – 1 600 000
Симферополь 1 200 – 3 500 200 000 – 1 700 000
Краснодар 1 500 – 6 000 200 000 – 2 000 000

Помимо того, в каком регионе владелец машиноместа желает сдать его в аренду или продать, итоговая стоимость определяется исходя из следующих факторов:

  • площадь объекта (обычно составляет от 10 кв. м. до 20 кв. м.);
  • состояние здания или сооружения, к которому относится парковка;
  • наличие охраны или пропускной системы;
  • расположение паркинга (наземный, подземный, крытый и т.п.);
  • развитость инфраструктуры района, степень отдаленности от центра города.

Таким образом, наше государство, переняв опыт европейских стран, все-таки позволило своим гражданам с начала 2017 года оформлять в собственность машиноместа и полноправно распоряжаться ими. Данная мера, безусловно, направлена и на создание нового

Позиция в пользу признания за машино-местом статуса самостоятельного объекта гражданских прав

1. Машино-место, не обособленное конструктивными элементами и представляющее собой двухмерный объект, обладает свойством дискретности. Пространственное обособление объектов представляет собой лишь частный ее случай. Обособить же такой объект, как машино-место, возможно с помощью ряда приемов качественного анализа и учета применительно к данной предметной области (кадастровый учет недвижимого имущества);
2. Самостоятельное функциональное предназначение, возможность независимого использования машино-места, его оборотоспособность также служат предпосылками необходимости выделения его в качестве самостоятельного объекта гражданских прав;
3. Законодательная конструкция доли в праве собственности на объект, в котором расположены машино-места (ст.245-252 ГК РФ), является основной альтернативой признанию машино-места самостоятельным объектом гражданских прав. Тем не менее, она существенно затрудняет реализацию правомочия по распоряжению данным объектом, поскольку ст.250 ГК РФ устанавливается преимущественное право покупки продаваемой доли для остальных участников долевой собственности.
4. В результате признания самостоятельными объектами прав машино-мест помещение, здание или строение как единый объект гражданских прав юридически прекращает существовать, становясь простой совокупностью названных вещей;
5. На имущество, оставшееся в результате выделения машино-мест, следует распространить режим общей долевой собственности, аналогичный установленному в ст.290 ГК РФ режиму общего имущества собственников квартир в многоквартирном доме.

Позиция против вышеизложенной

Законодатель термин «машино-место» не употребляет. Для машиномест даже не предусмотрено правильное написание термина, поскольку в некоторых случаях употребляется термин «машиноместо», а в других разах - «машино-место». Легальное определение данного термина в федеральном законодательстве отсутствует, что весьма затрудняет правовое регулирование отношений по использованию машиномест.

В законодательстве Москвы содержится определение машиноместа в объектах гаражного назначения — это структурно-обособленное пространство в гаражном комплексе площадью не менее 18 кв. м для длительного хранения одной автомашины с прямым доступом к помещениям общего пользования в таком гаражном комплексе, а также помещениям вспомогательного использования, предназначенным для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с хранением автомашины.

Определение ВАС РФ от 27.10.2011 N ВАС-11450/11 по делу N А40-124539/09-54-801

Материалы судебной практики свидетельствуют о наличии двух подходов к юридическому оформлению прав, предполагающих пользование парковочным местом. В некоторых случаях суды, опираясь на данные технических (кадастровых) паспортов, признают парковочное место недвижимым имуществом - помещением в составе другого объекта недвижимости: нежилого помещения (парковочного зала) или нежилого здания (Постановление ФАС Московского округа от 30.06.2008 N КГ-А40/4518-08-1,2). В других случаях суды полагают, что парковочное место самостоятельной вещью не является, а представляет собой часть недвижимой вещи - нежилого помещения или нежилого здания, а пользователь парковочного места является долевым сособственником данной недвижимой вещи, в отношении которой соглашением участников долевой собственности или решением суда может быть определен порядок пользования соответствующей недвижимой вещью (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.01.2008 N А33-10690/2007).

Наиболее часто судебные споры касаются оспаривания отказов в выдаче технического паспорта на машиноместо или обжалования отказов в государственной регистрации прав на машиноместа в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Анализ значения термина «машиноместо» позволяет сделать вывод о его определенной двойственности. Во-первых, это количественный показатель, условная единица, принимаемая для расчета максимального количества транспортных средств, размещение которых возможно на данном объекте. Тогда перед нами расчетный показатель вместимости автомобилей в нежилом помещении (в том же подвале, например), право пользования которым следует оформлять на договорных отношениях с владельцем нежилого помещения (подземной стоянки в жилом здании и т.д.). Во-вторых, это часть нежилого помещения в здании или сооружении, предназначенная для размещения транспортных средств для личных, коммерческих или иных (например, общественных) целей.

Интерес представляет второе значение термина, поскольку проблема оборота машиномест как объектов недвижимости обусловлена, прежде всего, неясностью их правового режима.

Согласно п. 3.1 СНиПа 21-02-99 «Стоянки автомобилей» стоянкой для автомобилей (автостоянка) является здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения (стоянки) автомобилей.

Правовая природа машиноместа действительно гораздо ближе к сущности нежилого помещения, нежели здания (сооружения), однако само машиноместо должно рассматриваться в качестве части нежилого помещения , в том числе органами, осуществляющими кадастровый учет объектов недвижимости.

Нужно отметить, что органы БТИ в Москве до 2010 г. учитывали машиноместа как отдельные объекты недвижимого имущества . Следовательно, перед использованием для хранения автомобиля в каком-либо здании или сооружении, необходимо было получить поэтажный план здания или сооружения и экспликацию (пояснение к архитектурному проекту, эскизу или отдельной его части (как правило плану) в виде перечня с указанием некоторых количественных, качественных, технических характеристик помещений. Наиболее распространенным видом экспликации является таблица, которая содержит числовые данные общей площади помещения и отдельных его частей).

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон № 221-ФЗ) систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе является государственный кадастр недвижимости. Согласно п. 3 ст. 1 Закона № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование данного недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи .

Исходя из того, что машиноместо — часть нежилого помещения, необходимо выделить следующие характеристики машиномест, отличающие их от иных частей нежилых помещений (например, нежилых комнат, входящих в структуру того или иного помещения).

1. Машиноместо может использоваться только в целях стоянки (хранения) транспортных средств, что исключает возможность переустройства (переоборудования) данного объекта с изменением его функционального назначения.

2. Пространство нежилого помещения всегда ограничено его конструктивными элементами (стенами, перегородками и т. д.). Нередко пространство машиноместа в силу прямого указания нормативных актов бывает ограничено лишь условно (то есть, не имея естественных границ своего внутреннего пространства, обозначенных инструктивными элементами, машиноместо может быть идентифицировано и учтено как индивидуально-определенная вещь в соответствующей технической документации).

3. Машиноместо в отличие от иных объектов недвижимости используется только ограниченный промежуток времени (в момент нахождения на его поверхности транспортного средства). В тот период, когда владелец машиноместа не использует его по назначению, нередко возникает ситуация, когда машиноместо юридически вовлечено в хозяйственный оборот, а фактически (физически) нет.

«Действующее законодательство не содержит определений понятий "машино-место" или "парковочное место", такие объекты не определены в качестве недвижимых вещей или объектов капитального строительства.

Согласно положениям ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 7 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" помещение должно быть изолировано и обособлено от других помещений в здании или сооружении.

Таким образом, в случае, если машино-место или парковочное место удовлетворяет указанному требованию, оно может быть учтено в качестве помещения в здании либо сооружении».

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 N А05-9845/2010

«Суд установил, что согласно приведенным нормам объектом долевого строительства по договору, подлежащему госрегистрации, является жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, которые являются индивидуально-определенными вещами . Машино-место к таковым не относится. В представленных на регистрацию документах нет сведений о каких-либо физических границах (конструкциях), которыми машино-место будет изолировано от других машино-мест в помещении автостоянки.

Нанесение краской на покрытие пола линии разметки не свидетельствует о том, что машино-место является индивидуально-определенной вещью ».

Согласно положениям ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ и ч. 7 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) помещение должно быть изолировано и обособлено от других помещений в здании или сооружении . Машино-место, удовлетворяющее этому требованию , может быть учтено в качестве помещения (в данном случае - нежилого) в здании либо сооружении. Госрегистрация прав на машино-место - помещение осуществляется на основании документов, указанных в Законе о госрегистрации, включая кадастровый паспорт такого помещения.

Если машино-место не отвечает требованиям, предъявляемым к помещениям, и не обладает характеристиками, позволяющими отнести его к недвижимому имуществу, госрегистрации подлежит доля в праве собственности , соответствующая данному машино-месту. Но эта процедура станет возможной только после внесения соответствующих изменений в действующее гражданское законодательство.

Обратимся и к иностранному законодательству. Напр., в Австрии согласно закону о жилищной собственности 2002 г. парковочные места для автомобилей отнесены к имуществу, находящемуся в общей (долевой) жилищной собственности .

Итог:

Машино-место, не имеющее естественных границ , не отвечает признакам недвижимой вещи и самостоятельного объекта гражданских прав.

Объектом недвижимости является не машино-место, а сама автостоянка (парковочный зал) как совокупность машино-мест.