Что такое налоговые регистры доходов и расходов. Основные принципы ведения налогового учета

Организации, которые являются плательщиками налога на прибыль, для определения налоговой базы должны вести налоговый учет. Ведется он на основе первичных документов (ст. 313 НК РФ).

Какие бывают регистры налогового учета?

В основе налогового учета организации могут лежать регистры бухгалтерского учета. Если для определения налоговой базы в этих регистрах содержится недостаточно информации, то организация должна разработать регистры налогового учета. Для этого необходимо выбрать наиболее подходящий вариант:

  • дополнить регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами;
  • разработать самостоятельные регистры налогового учета.

Аналитические регистры налогового учета

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы налогового учета, данные в которых систематизированы и сгруппированы в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ без распределения по счетам бухгалтерского учета (абз. 1 ст. 314 НК РФ).

Обязательные реквизиты аналитических регистров налогового учета

НК предусматривает перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в аналитических регистрах налогового учета:

  • наименование регистра;
  • период (дата) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Как вести регистры налогового учета

Регистры налогового учета организации могут вести как на бумажных носителях, так и в электронной форме (абз. 6 ст. 314 НК РФ).

Можно ли вносить исправления в регистры налогового учета

При обнаружении ошибки в регистре налогового учета организация должна внести в него исправления. Для этого в регистре необходимо указать верные данные, привести обоснование внесенного исправления, поставить дату исправления и заверить подписью лица, которое это исправление внесло.

Регистры налогового учета: образец

НК не предусмотрены обязательные формы регистров налогового учета. И налоговая инспекция не вправе требовать от организации вести регистры по какой-то установленной форме (

Заполнение декларации по данным налогового учета

Налоговая декларация по налогу на прибыль заполняется по данным налогового учета налогоплательщика.

Согласно ст. 315 НК РФ расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными главой 25 НК РФ, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.

Статья 315 содержит перечень данных, которые должен содержать расчет налоговой базы по налогу на прибыль:

1. Период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);

Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе выручка от реализации:

— покупных товаров;

— основных средств;

— товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств;

3. Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе расходы:

— на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства (с подразделением на прямые и косвенные расходы);

— по реализации имущества, имущественных прав;

— по реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

— по реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

— по реализации покупных товаров;

— связанные с реализацией основных средств;

— расходы обслуживающих производств и хозяйств при реализации ими товаров (работ, услуг);

4. Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:

— товаров (работ, услуг) собственного производства;

— имущества, имущественных прав;

— ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

— ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

— покупных товаров;

— основных средств;

— обслуживающих производств и хозяйств;

5. Сумма внереализационных доходов, в том числе:

1) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;

2) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке;

6. Сумма внереализационных расходов, в частности:

1) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;

2) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке;

7. Прибыль (убыток) от внереализационных операций;

8. Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период;

9. Сумма убытка, подлежащего переносу, исключается из налоговой базы.

Пример

Организация осуществляет торговую деятельность и оказывает услуги по сдаче имущества в аренду. Налоговый учет организация ведет с использованием бухгалтерских и налоговых регистров, на основании которых организация по окончании отчетного (налогового) периода заполняет сводный налоговый регистр по расчету налоговой базы. Данные из сводного регистра переносятся в Приложения № 1 и № 2 к Листу 02 декларации.

Сводный налоговый регистр № 315

Расчет налоговой базы по налогу на прибыль

Период: 2014 год

Показатель

Сумма, руб.

Источник

Строка в налоговой декларации

Доходы от реализации

Выручка от реализации покупных товаров

012 Приложения № 1к Листу 02

Арендная плата

Аналитическая оборотная ведомость по субсчетам 90-1, 90-3

011 Приложения № 1к Листу 02

Уступка права требования долга по договору участия в долевом строительстве

013 Приложения № 1к Листу 02

Продажа материалов

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-1

014 Приложения № 1 к Листу 02

Выручка от реализации, всего

010 Приложения № 1 к Листу 02

Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации

Себестоимость проданных покупных товаров

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 90-2

030 Приложения № 2 к Листу 02

Транспортные расходы на доставку товаров

Налоговый регистр-расчет № 320

Итого прямые расходы в торговле

020 Приложения № 2 к Листу 02

Амортизация основных средств, переданных в аренду

Налоговый регистр № 258

Заработная плата персонала, обслуживающего основные средства, переданные в аренду

Налоговый регистр № 255

Социальные отчисления на заработную плату обслуживающего аренду персонала

Налоговый регистр № 264/1

Итого прямые расходы, связанные с оказанием услуг по сдаче имущества в аренду

010 Приложения № 2 к Листу 02

Амортизация основных средств (кроме переданных в аренду)

Налоговый регистр № 258

Оплата труда (кроме персонала, обслуживающего переданные в аренду основные средства)

Налоговый регистр № 255

Социальные отчисления на заработную плату (кроме обслуживающего аренду персонала)

Налоговый регистр № 264/1

Налоги, сборы, госпошлины

Налоговый регистр № 264/1

041 Приложения № 2 к Листу 02

Прочие издержки обращения в торговле

Налоговый регистр № 320

Прочие расходы, связанные со сдачей имущества в аренду

Налоговый регистр № 264/2

Прочие управленческие расходы

Налоговый регистр № 264

Косвенные расходы, всего

040 Приложения № 2 к Листу 02

Себестоимость уступленного права требования долга по договору участия в долевом строительстве

059 Приложения № 2 к Листу 02

Себестоимость проданных материалов

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-2

060 Приложения № 2 к Листу 02

Итого расходы

130 Приложения № 2 к Листу 02

Внереализационные доходы

Проценты, зачисленные банком на расчетный счет

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-1

Проценты по займам выданным

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-1

Излишки материалов, выявленные при инвентаризации

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-1

104 Приложения № 1 к Листу 02

Внереализационные доходы, всего

100 Приложения № 1 к Листу 02

Внереализационные расходы

Проценты по кредиту

Налоговый регистр-расчет № 269

201 Приложения № 2 к Листу02

Штрафные санкции по договору поставки, присужденные судом

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-2

205 Приложения № 2 к Листу 02

Расчетно-кассовое обслуживание

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-2

Внереализационные расходы, всего

200 Приложения № 2 к Листу 02

Итого прибыль (убыток)

В ст.313 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определено, что налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу (в данном случае — налогу на прибыль организаций) на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

В отличие от бухгалтерского учета система налогового учета пока не регламентирована законодательно. В соответствии со ст.313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Согласно ст.314 НК РФ формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет). Исходя из принципа непрерывности отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения регистры налогового учета формируются по всем операциям, тем или иным образом учитываемым для целей налогообложения. При этом если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку их группировки и отражения в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учета, и, следовательно, объекты, учтенные в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренном как в системе бухгалтерского учета, так и в налоговом законодательстве.

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции, возникающие при осуществлении им деятельности, и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации, исходя из требований гл.25 НК РФ по учету соответствующих доходов и расходов.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, осуществляемые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Таким образом, первичные документы служат основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом аналитический учет должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы обеспечивалось непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывался порядок формирования налоговой базы.

Конкретные особенности регистров разрабатываются организациями самостоятельно и утверждаются в приказе об учетной политике для целей налогообложения. Исходя из этого требования ст.314 НК РФ можно сделать вывод, что формы регистров налогового учета утверждаются самой организацией, то есть организация вправе решать, какими регистрами бухгалтерского учета можно воспользоваться для целей налогового учета, а какие регистры следует разработать исходя из специфики своей деятельности и отличий бухгалтерского и налогового учета.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном и денежном выражении;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Согласно ст.314 НК РФ правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивается лицами, составившими и подписавшими их.

При хранении регистры налогового учета должны быть защищены от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Организация системы налогового учета предусматривает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения налогового учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

  • регистры учета хозяйственных операций;
  • регистры учета состояния единицы налогового учета;
  • регистры учета целевых средств некоммерческими организациями;
  • регистры промежуточных расчетов;
  • регистры формирования отчетных данных.

Приведем пример формирования регистра налогового учета по таким видам внереализационных доходов, как суммы штрафных санкций, исчисленные организацией за нарушение контрагентом договорных обязательств. Организации, учитывающие доходы методом начисления, отражают суммы штрафных санкций, причитающиеся к получению (в отличие от бухгалтерского учета), в регистрах налогового учета в том налоговом периоде, в котором они подлежат начислению по условиям договора с контрагентом или по решению суда.

Пример учета штрафных санкций по договорам. Организация А заключила с организацией Б договор аренды нежилого помещения от 26.02.2002 N 15. По условиям договора арендная плата в размере 6000 руб. с НДС осуществляется ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. За задержку арендной платы предусмотрена пеня в размере 1% от суммы арендной платы за каждый день просрочки.

Следовательно, за период с 26 февраля по 7 мая 2002 г. организация А была обязана начислить санкции за нарушение условий договора и отразить их в регистре "Расчет сумм начисленных штрафных санкций за отчетный период" (см. табл. 1).

Таблица 1

Регистр "Расчет сумм начисленных штрафных санкций"


Период с 01.03.2002 по 31.05.2002

Реквизиты
договора
Признак
дохода /
расхода
Период,
за который
производится
начисление
штрафных
санкций
Порядок исчисления санкции Сумма,
руб.
База Ставка,
%
Временная
единица
расчета
1 2 3 4 5 6 7
Договор
аренды
нежилого
помещения
от
26.02.2002
N 15 с
организа-
цией Б
Доход 15.03.2002 —
31.03.2002
535,70 1,00 День 91,00
Договор
аренды
нежилого
помещения
от
26.02.2002
N 15 с
организа-
цией Б
Доход 01.04.2002 —
30.04.2002
535,70 1,00 День 160,70
Договор
аренды
нежилого
помещения
от
26.02.2002
N 15 с
организа-
цией Б
Доход 01.05.2002 —
07.05.2002
535,70 1,00 День 37,40
Договор
аренды
нежилого
помещения
от
26.02.2002
N 15 с
организа-
цией Б
Доход 15.04.2002 —
30.04.2002
5 000,00 1,00 День 800,00
Договор
аренды
нежилого
помещения
от
26.02.2002
N 15 с
организа-
цией Б
Доход 01.05.2002 —
07.05.2002
5 000,00 1,00 День 350,00
Сумма дохода: 1 439,10
Сумма расхода: 0,00

Примерная форма регистра включает следующие показатели:

  • реквизиты договора или решения суда;
  • признак дохода или расхода;
  • период, за который производится начисление штрафных санкций;
  • порядок начисления штрафных санкций в текущем отчетном периоде (база, ставка, временная единица расчета);
  • сумма санкций, начисленных за текущий период.

В графе "Реквизиты договора" указываются наименование контрагента (организация Б) и основание расчетов (договор аренды нежилого помещения от 26.02.2002 N 15).

Санкции, подлежащие получению с контрагента, признаются внереализационными доходами.

Поэтому в графе "Признак дохода / расхода" указывается "Доход".

В табл. 1 представлен фрагмент регистра за отчетный период март — май 2002 г.

В графе 3 табл. 1 приводится период, за который производится начисление штрафных санкций. В рассматриваемом примере санкции начисляются со срока платежа — 15 марта 2002 г. Поскольку арендная плата поступила 7 мая 2002 г., то санкции начисляются по 31 мая 2002 г.

Задолженность контрагента на 7 мая 2002 г. составила 535,70 руб. (без НДС) — за три дня февраля и 5000 руб. (без НДС) — за март. Эти суммы формирует значение графы 4 "База" табл. 1.

Приводим расчет базы или задолженности по арендной плате.

  1. Определяем сумму арендной платы за месяц без НДС:

6000 руб. — (6000 руб. х 16,67%) = 5000 руб.

  1. Определяем задолженность по арендной плате за три дня февраля:

5000 руб. : 28 дн. х 3 дн. = 535,70 руб.

В графах "Ставка" и "Временная единица расчета" табл. 1 указываются соответствующие значения реквизитов из договора. В рассматриваемом примере санкции начисляются в размере 1% за каждый день.

В графе "Сумма" табл. 1 приводится сумма санкций, начисленных за текущий период.

Регистр "Учет расчетов по штрафным санкциям" (см. табл.

2) представляет собой отчет, который формируется по конкретному договору. В отчетном периоде такие регистры распечатываются по мере прекращения начисления сумм штрафных санкций по объекту учета, по завершении налогового периода — по всем незавершенным расчетам, предусматривающим уплату штрафных санкций.

Таблица 2

Регистр учета расчетов по штрафным санкциям

Налогоплательщик Организация А
Идентификационный номер налогоплательщика 7701028560
Реквизиты договора Договор аренды нежилого помещения от
26.02.2002 N 15 с организацией Б
Дата начала начисления штрафных санкций 15 марта 2002 года
Дата прекращения начисления штрафных санкций 7 мая 2002 года

Признак
дохода /
расхода
Период, за который
производится
начисление
штрафных санкций
Порядок исчисления санкции Сумма,
руб.
База,
руб.
Ставка,
%
Временная
единица
расчета
1 2 3 4 5 6
Доход 15.03.2002 —
31.03.2002
535,70 1,00 День 91,00
Доход 01.04.2002 —
30.04.2002
535,70 1,00 День 160,70
Доход 01.05.2002 —
07.05.2002
535,70 1,00 День 37,40
Доход 15.04.2002 —
30.04.2002
5 000,00 1,00 День 800,00
Доход 01.05.2002 —
07.05.2002
5 000,00 1,00 День 350,00
Сумма дохода: 1 439,10
Сумма расхода: 0,00

А.Е.Волошин

Белгородская обл.

А.В.Клименко

Белгородская обл.

Е. Букач, эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"

Должна ли организация в обязательном порядке вести налоговый учет для исчисления налога на прибыль? Какие формы регистров налогового учета организация может применять? Если расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом нет, то могут ли в качестве налоговых регистров применяться распечатки по счетам бухгалтерских программ? Какие могут быть применены санкции за отсутствие регистров налогового учета?

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

На этом основании приходим к выводу, что ведение налогового учета — это обязанность, а не право налогоплательщика.

Система налогового учета организуется самостоятельно исходя из принципа последовательности перехода от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом руководителя. Налоговые и другие органы не могут устанавливать обязательные формы документов налогового учета.

Подтверждением данных налогового учета являются:

первичные учетные документы (включая бухгалтерскую справку);

аналитические регистры налогового учета;

расчет налоговой базы.

Такой перечень установлен в ст. 313 НК РФ. На основании этого перечня можно сделать вывод о необходимости ведения регистров налогового учета.

Регистры налогового учета — это аналитические документы, в которые заносится информация, необходимая для исчисления налога на прибыль.

На основании этой информации составляется расчет налоговой базы. Об этом говорится в ст. 314 НК РФ.

В связи с тем, что единой утвержденной формы регистров налогового учета не существует, организация должна разрабатывать ее самостоятельно и указывать в учетной политике для целей налогообложения прибыли.

Формы регистров налогового учета должны содержать следующие реквизиты:

наименование регистра;

период составления;

измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных реквизитов.

Статьей 313 НК РФ предусмотрено, что если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Таким образом, если расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом нет, то распечатки по счетам бухгалтерских программ могут являться регистрами налогового учета.

Организация может воспользоваться рекомендациями по составлению указанных регистров налогового учета "Система налогового учета, рекомендуемая ФНС России для исчисления прибыли, в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".

Таким образом, формы регистров организация вправе разрабатывать самостоятельно. При этом она может воспользоваться рекомендациями ФНС России по составлению налоговых регистров. К тому же организация вправе использовать данные аналитического учета, разработанные в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что информация содержит все необходимые сведения для расчета налога на прибыль.

К аналогичному выводу пришел Минфин России в письме от 01.08.2007 № 03-03-06/1/531.

В статье 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под грубым нарушением понимается, в частности, отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета. Налоговые регистры в данной норме не упоминаются.

Таким образом, по нашему мнению, при отсутствии регистров налогового учета ст. 120 НК РФ не применяется.

(далее — НП), то есть высчитать налоговую базу по НП за определенный период, следует собрать сведения обо всех проведенных за этот период операциях, суммировать все количественные и денежные показатели по данным первичных документов и систематизировать эти сведения в зависимости от того, к какому разделу декларации они относятся. Вот эта система при правильном разделении сведений и составит систему налоговых регистров по налогу на прибыль (ст. 313 НК РФ).

Систему налогового учета (далее — НУ) налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и отражает ее в учетной политике по НУ , регулярно внося в нее дополнения в связи с изменениями налогового законодательства.

Непосредственно регистрам НУ посвящена ст. 314 НК РФ. В ней говорится о том, что аналитические регистры НУ — это своды данных, которые могут быть в любой удобной для налогоплательщика форме: таблицах, справках, иных документах группировки сведений за период, без разнесения сведений по бухгалтерским счетам. Из системы этих форм должен раскрываться порядок формирования налоговой базы по НП.

Требования к налоговым регистрам

Эти формы должны быть утверждены в приложениях к учетной политике. Заполняются они непрерывно в хронологическом порядке. Могут быть в бумажном виде, в электронном формате, на отдельных информационных носителях, в специальной программе. Обязательно назначаются специалисты, ответственные за корректность ведения этих регистров.

В аналитических регистрах по налогу на прибыль, разработанных самостоятельно, должны присутствовать следующие реквизиты: наименование, период/дата составления, измерители операции в натуральном (при возможности) и денежном выражении, наименование хозоперации и подпись с расшифровкой ответственного за составление сотрудника.

Организации следует приложить все усилия к защите от несанкционированных вмешательств и исправлений регистров НУ.

Обнаруженную в регистре ошибку можно устранить путем ее исправления. Исправление обязательно подтверждается обоснованием (объяснением причины) с указанием даты и подписи ответственного лица.

Некоторые автоматизированные бухгалтерские программы, в частности «1С:Бухгалтерия», формируют аналитические регистры в момент проведения операций по бухучету. Но иногда приходится формировать их вручную или с частичной автоматизацией.

Чтобы снять лишние вопросы при разработке налоговых регистров, налоговики в конце 2001 года издали специальные рекомендации с примерными формами таких регистров. Это неофициальный документ с номером и датой, называется он «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 НК РФ». Вышеуказанные рекомендации можно найти в любой справочной правовой системе.

Система НУ, предложенная в этом документе, выделяет 5 групп регистров:

  1. Промежуточных расчетов.
  2. Учета состояния единицы учета.
  3. Учета хозяйственных операций.
  4. Формирования отчетных данных.
  5. Учета целевых средств некоммерческих организаций.

Можно использовать предлагаемые формы регистров, можно разработать свои, но расчет налоговой базы за определенный налоговый/отчетный период должен раскрывать процесс формирования итоговых сумм:

  • доходов от реализации за этот промежуток времени;
  • расходов, относящихся к этим доходам;
  • внереализационных доходов;
  • внереализационных расходов;
  • прибыли от реализации и от внереализационных операций.

С целью создания регистров НУ можно использовать данные из регистров бухгалтерского учета: обороток по счетам, карточек, анализов счетов и т. д. Это разрешено Налоговым кодексом РФ, если налоговый и бухгалтерский учет совпадают, т. е. нет нормируемых или неучитываемых расходов. Вести их можно в обычных таблицах Excel или при помощи программных продуктов.

Предлагаем рассмотреть разницу между бухгалтерскими и налоговыми регистрами на примерах.

Образец регистра НУ доходов

Компания N заполняет декларацию по НП за полугодие. В сформированной за этот период оборотке величина сальдо на конец периода Кт 90.1, т. е. выручка за отчетный период составляет 3 674 064 руб., включая НДС 20%, расходы, относящиеся к реализации (Дт 90.2) — 2 865 828, внереализационные доходы (Кт 91.1) — 595 250, внереализационные расходы (Дт 91.2) — 699 836 руб.

Декларация по НП заполняется без учета НДС, поэтому сделаем небольшой расчет:

3 674 064 / 120 × 100 = 3 061 720 — это доход за полугодие без учета НДС, именно эту сумму и показывают в декларации по НП.

После заполнения лист 02 отчета выглядит следующим образом:

Не знаете свои права?

Инспекторы ИФНС при камеральной проверке полученного отчета попросили представить им для сверки налоговые регистры за 2-й квартал.

Главный бухгалтер проверяет, правильно ли заполнены регистры НУ по оборотно-сальдовой ведомости за 2-й квартал.

Строка 010 отчета (выручка с НДС) проверяется по ОСВ счета 90.1 — там указан размер выручки за период.

Вот эта оборотка:

Регистр НУ по доходам от реализации был сформирован главным бухгалтером в момент заполнения отчетности.

Проведя повторные расчеты, главный бухгалтер компании N убедился в корректности составленных налогов: все требуемые налоговиками реквизиты в регистрах присутствуют и сумма строки 010 совпадает с результатами расчетов и регистра НУ.

Пример регистров НУ по внереализационным расходам

Бывает, что какие-то расходы невозможно принять к НУ, например, в организации применялись нормируемые рекламные расходы. С целью показать пример налогового регистра по налогу на прибыль в таком случае, продолжим предыдущий пример и проверим корректность размера внереализационных расходов , указанных в том самом отчете по НП компании N.

Для этого требуется оборотка счета 91.2 — по учету прочих расходов. На самом деле мы видим, что во 2-м квартале какие-то не принимаемые к НУ расходы были произведены в организации:

После этого мы можем посмотреть регистр НУ по внереализационным расходам, чтобы проверить, нет ли ошибки в них, не засчитаны ли такие непринимаемые расходы в сумме, показанной по строке 040 листа 02 декларации по НП:

Мы убедились, что налоговый регистр заполнен правильно: ненужных в НУ расходов в нем нет; указан период, наименование регистра, даты принятия к учету первичных документов, содержание и сумма операции. Подпись с расшифровкой ответственного за ведение регистра тоже присутствует.

Сроки хранения налоговых регистров

В требовании налоговиков о представлении документов часто присутствует список регистров НУ по количеству заполненных строк декларации. Штраф за каждый непредставленный документ равен 200 руб. (ст. 126 НК РФ). Они вправе применить еще и ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил НУ.

Расходы можно применить для уменьшения доходов только при их обоснованности и наличии первичных документов для подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Соответственно, в течение 4 лет (3 года возможной выездной проверки + текущий год) нужно обеспечить сохранность документов, показывающих получение доходов, осуществление расходов и уплату налогов (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Минфин напомнил, что данный срок начинается по окончании периода, в котором данный документ применялся последний раз при составлении налоговой отчетности (письмо от 19.07.2017 № 03-07-11/45829).

Таким образом, документы, подтверждающие величину убытка, в случае его переноса с целью уменьшения налоговой базы на протяжении нескольких последующих лет (п. 4 ст. 283 НК РФ), хранятся после завершения переноса этого убытка в течение 4 лет (письмо Минфина РФ от 25.05.2012 № 03-03-06/1/278).

Документы, подтверждающие формирование первоначальной стоимости амортизируемого актива, начинают отсчитывать свой 4-летний срок хранения только после завершения начисления амортизации (письмо Минфина от 12.02.2016 № 03-03-06/1/7604).

Понятно, что соответствующие регистры НУ хранятся по таким же правилам.

Налоговые регистры по НП должен иметь каждый налогоплательщик , так как ИФНС имеет право при своих регулярных проверках отчетности любой компании на ее белизну и прозрачность запросить их.

Важно понимать, что представляют собой регистры по НУ и как их правильно заполнить, чтобы не подставить свою компанию на нежелательные штрафы за непредставленные документы или грубое нарушение правил НУ.

В статье приведены образцы налоговых регистров по налогу на прибыль, которые помогут выполнить требования налоговиков к их оформлению.

Все организации, работающие на общей системе налогообложения, должны вести налоговый учет по налогу на прибыль в аналитических регистрах налогового учета, формы которых разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и должны быть включены в приложения к учетной политике по налоговому учету.

Разработчики программы 1С:Бухгалтерия уже включили их в конфигурацию и сегодня я расскажу вам где их найти и как с их помощью расшифровать данные в декларации по налогу на прибыль.
Итак, заполняем в программе декларацию по налогу на прибыль и переходим к листу 02 – расчет налога.

В нашей статье Декларация по налогу на прибыль – как заполнить в программе 1С:Бухгалтерия предприятия 8 , мы рассматривали вопрос сравнения показателей декларации с данными в оборотно-сальдовой ведомости, теперь же расшифруем эти же показатели с помощью налоговых регистров. Найти их можно в разделе Отчеты :

Все регистры разбиты на четыре блока. Для нас основным будет первый – Регистры формирования отчетных данных.

надо воспользоваться регистром

При этом данные будут сгруппированы по виду ценностей: покупные товары и товары собственного производства, что позволит проанализировать данные строк 011 и 012 декларации. При этом можно раскрыть любой документ реализации прямо из регистра, кликнув два раза левой кнопкой мыши по нужному документу.

В этом же приложении строка 100 – Внереализационные доходы может быть расшифрована с помощью одноименного регистра 1.03:

Аналогично можно расшифровать и данные приложения 02 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, в котором отражаются различные расходы нашей организации.

Для их анализа прямых расходов надо воспользоваться регистром 1.04

Для расшифровки косвенных расходов воспользуемся регистром 1.06. Выделив одновременно две ячейки с видом расходов Налоги и сборы и Страховые взносы мы получим сумму, которая отражается в 041 строке приложения 3 листа 02 декларации:

Рассматривать все регистры, думаю не стоит. Главное вы поняли, где их найти и как ими пользоваться. Хочу еще добавить, что регистров, распечатанных из программы 1С:Бухгалтерия 8 бывает достаточно, для ответа контролирующим органам на их требование о расшифровке показателей декларации по налогу на прибыль.
Спасибо что вы с нами. Легких вам отчетных компаний. Будьте с нами-будьте в курсе наших новостей.

Последнее время инспекторы при проверках особое внимание уделяют налоговым регистрам, которые ведутся в организации. Причина их интереса очень проста — законодатель установил весьма высокие штрафы за связанные с регистрами нарушения, причем, такие нарушения легко обнаружить и доказать. Но как это часто бывает, инспекторы пытаются штрафовать не только за те нарушения, которые предусмотрены в Налоговом кодексе. Давайте разберемся, как надо организовать работу с налоговыми регистрами, чтобы не «попасть на штраф».

Что такое налоговый регистр

Начнем с основных понятий, связанных с налоговыми регистрами. Тут надо помнить, что регистры — элемент налогового учета, вести который обязаны только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, а также налоговые агенты по . Причем в части НДФЛ все достаточно ясно и лишних требований инспекторы тут не предъявляют. Ведь если в организации или у предпринимателя нет сотрудников, то и спрашивать с них, как с налоговых агентов по НДФЛ нечего. А вот в части налога на прибыль все далеко не так однозначно.

К сожалению, в Налоговом кодексе четко не зафиксировано, что налоговые регистры обязаны вести исключительно плательщики налога на прибыль. Это позволяет налоговым органам требовать регистры и от тех налогоплательщиков, которые не платят . При этом инспекторы ссылаются на подпункт 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса, который требует от всех налогоплательщиков вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения. И, дескать, в этой норме ни слова не сказано, что речь идет только о налоге на прибыль.

Однако от таких требований достаточно легко «отбиться». Нужно лишь обратить внимание излишне ретивых инспекторов на то, что в упомянутом подпункте статьи 23 НК РФ говорится: вести учет налогоплательщики должны, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Так вот, обязанность вести , кроме статьи 230, посвященной НДФЛ, предусмотрена только в статьях 313 и 314 Налогового кодекса. А эти статьи относятся к налогу на прибыль и больше ни к чему! Подтверждает данные выводы и Минфин — в письме от 01.08.07 № 03-03-06/1/531 четко указано, что организации обязаны вести налоговый учет для исчисления налога на прибыль организаций. Так что если ваша организация не является плательщиком налога на прибыль (то есть находится на УСН, ЕСХН или ЕНВД), либо если вы предприниматель, то вопросы налоговых регистров в части, не связанной с НДФЛ по наемным работникам, вас волновать вообще не должны.

Как выглядит налоговый регистр

Для тех организаций, которые платят налог на прибыль, актуальным оказывается вопрос — как должны выглядеть налоговые регистры? (Примерные образцы регистров налогового учета можно посмотреть и ). Изучение Налогового кодекса ответа на этот вопрос не даст. В нем законодатели определили лишь общие моменты, предоставив организациям самим решать какие налоговые регистры им заводить и как их оформлять.

Но эти общие правила знать необходимо. Поэтому остановимся на них чуть подробнее. Итак, согласно статье 314 НК РФ налоговые регистры — это сводные (за отчетный или налоговый период) формы систематизации данных налогового учета, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета.

Устанавливает Налоговый кодекс и обязательные реквизиты, которые должен содержать налоговый регистр. Согласно статье 313 Кодекса, каждый регистр должен содержать наименование, период или дату составления, наименование хозяйственной операции и ее измерители в денежном и, если возможно, в натуральном выражении. Наконец, регистр должен быть подписан ответственным лицом и содержать расшифровку его подписи.

Нетрудно заметить, что требования эти совпадают с требованиями к бухгалтерским первичным документам. А значит, велик соблазн использовать уже имеющиеся бухгалтерские документы в качестве налоговых регистров. Налоговый кодекс этого не запрещает. Более того, вариант использования бухгалтерских регистров в качестве налоговых прямо предусматривается в статье 313 НК РФ, с той лишь оговоркой, что если каких-то сведений в бухрегистрах недостаточно, то их надо дополнить и в результате получится уже регистр налогового учета.

А для тех организаций, чьи бухгалтеры все-таки испытывают трудности при формировании налоговых регистров, налоговики издали специальные рекомендации, содержащие примерные формы таких регистров*.
Заметим также, что технически регистры можно вести как на бумаге, так и в электронном виде, распечатывая их по требованию инспекции.

Сколько строк в декларации — столько регистров?

Разобравшись с основными моментами, касающимися статуса и сути налоговых регистров, давайте, поговорим об ответственности. Юридически штраф, напрямую связанный с налоговыми регистрами, установлен только в одной статье Налогового кодекса. Речь идет о статье 120 НК РФ в редакции прошлогоднего Федерального закона №229-ФЗ, который приравнял регистры налогового учета к бухгалтерским регистрам. Теперь отсутствие в организации как тех, так и других признается грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. За это организации грозит штраф в размере от 10 до 40 тысяч рублей в зависимости от длительности нарушения и его влияния на размер налоговой базы (если отсутствие регистра повлекло ее занижение, штраф больше).

Однако на практике инспекторы пытаются штрафовать организации не только за полное отсутствие регистров. Например, распространена такая ситуация: при проверке инспекторы запрашивают у налогоплательщика регистры налогового учета. При этом список таких регистров, как правило, формируется самими инспекторами, исходя из строк декларации. И соответственно за каждый непредставленный документ налагают штраф по статье 126 НК РФ в размере 200 рублей. А если налогоплательщик выражает несогласие, грозят применить еще и статью 120 НК РФ, то есть оштрафовать за грубое нарушение правил налогового учета.

Но как мы уже выяснили, Налоговый кодекс не содержит требования, чтобы регистры строились непременно по строчкам декларации. Или, проще говоря, в НК РФ нет требования, чтобы каждая строка декларации была обоснована соответствующим регистром. Соответственно, подобное требование инспекторов незаконно. Организация вправе сама решать, какие регистры заводить отдельно в качестве регистров налогового учета, где она будет пользоваться регистрами бухгалтерского учета, а где — дополнит эти регистры необходимыми налоговыми данными (ст. 313 НК РФ). Так что инспекторы могут лишь попросить те регистры, которые обосновывают данные в декларации. И вовсе не обязательно, что количество этих регистров будет совпадать с количеством строк декларации.

Подтверждают этот вывод и суды. В частности, ФАС Поволжского округа в постановлении от 14.07.09 № А65-27027/2007 указал, что аналитический учет, который ведет налогоплательщик, нужен для обобщения информации при определении налоговой базы. При этом аналитический регистр налогового учета может характеризовать любой элемент налоговой базы по выбору налогоплательщика.

Так что привлечь налогоплательщика к ответственности можно только за непредставление тех регистров, которые он действительно должен вести в соответствии со своей учетной политикой. Если же инспекция требует те регистры, которые налогоплательщик не ведет и вести не собирался, то ни о какой ответственности речи быть не может (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.05 № А42-7611/04-15).

Тщательнее готовьте учетную политику

Раз уж мы затронули вопрос закрепления используемых регистров в учетной политике, давайте, остановимся на этом подробнее. Сразу скажем, что никаких санкций за то, что организация использует в работе регистры, не упомянутые в учетной политике, Налоговый кодекс не устанавливает. Равно как нет и штрафов за то, что в учетной политике вообще не указано, какие регистры организация использует, а какие нет.

Однако мы бы не советовали пренебрегать закреплением в учетной политике перечня регистров налогового учета. Ведь это может помочь самому налогоплательщику в случае конфликта с налоговыми органами. Так, в описанном выше случае суд запретил требовать у организации те регистры, которые, согласно ее учетной политике, вестись не должны.

Заметим, что это дело далеко не единственное. Например, Федеральный арбитражный суд другого округа — Поволжского, рассматривая подобное дело, указал, что систему налогового учета налогоплательщик, согласно статьям 313 и 314 НК РФ, организует самостоятельно, отражая ее в учетной политике. Поэтому налоговые органы не могут ни устанавливать для налогоплательщика обязательные формы документов налогового учета, ни требовать те документы налогового учета, которые не предусмотрены НК РФ или учетной политикой самой организации (постановление от 01.06.06 № А57-17061/05-26).

Так что учетная политика является достаточно мощным оружием в споре с инспекторами по вопросу о том, какие регистры налогового учета в организации должны быть, а какие нет. Правда, как и любое оружие, оно обладает и «отдачей». Если уж закрепили регистр в учетной политике, то будьте добры обеспечить его реальное ведение. Иначе — штраф. И вполне законный.

Неполные регистры

Еще одной распространенной «придиркой» инспекторов является заполнение строк в самих регистрах. Особенно часто это случается, если налогоплательщик решил использовать рекомендованные налоговой службой формы регистров, о которых мы упоминали ранее. Так, если инспекторы обнаруживают «пустые» строки, то тут же объявляют регистр недействительным, поскольку он не обеспечивает правильность учета. А нет регистра — пожалуйте платить штраф.

Однако и тут изучение судебной практики подсказывает, что спешить уплачивать штрафы не надо. Как мы помним, Налоговый кодекс содержит весьма ограниченный перечень обязательных реквизитов налогового регистра. Соответственно, если эти реквизиты имеются, то незаполнение каких-либо других данных нельзя считать нарушением. Ведь регистры нужны для правильного формирования налоговой базы. Поэтому налогоплательщик может сам решать, какие строки в каком из регистров ему надо заполнить для достижения указанной цели (см., например, уже упоминавшееся постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.09 № А65-27027/2007).

*Эти рекомендации называются «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» и не являются официальным документом с датой и номером. Но их достаточно легко найти в любой справочно-правовой системе.