Компенсация внешних эффектов важная функция государства. Государственное регулирование внешних эффектов

Необходимость воздействия государства на экономическую сферу и степень этого воздействия зависят от чрезвычайно большого количества факторов: как от состояния рыночной экономики в целом, так и от стратегии государственного экономического развития. Основные причины отказов (провалов) рынка и государственного вмешательства сводятся к следующему:

1. Монопольная власть . Парето-эффективное равновесие в производстве и потреблении может возникнуть только на рынке совершенной конкуренции. Однако реальные рынки весьма далеки от подобного состояния. В связи с этим необходимо рассмотреть проблему монополии и выбор адекватной реакции государства.

2. Внешние эффекты, или экстерналии – прямые воздействия одного экономического контрагента на результаты деятельности другого либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, т.е. не являющееся ни продавцом, ни покупателем.

Внешние эффекты могут производиться как при производстве, так и при потреблении благ. При этом внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Положительный внешний эффект (выгода) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких-либо других потребителей или увеличению прибыли каких-либо других фирм. Например, на рынке платных медицинских услуг делают прививки от гриппа. В этом случае выигрывают не только потребители этой услуги, но и другие люди, поскольку в итоге общее число заболевших гриппом уменьшается. Отрицательный внешний эффект (издержки) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких-либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм. Например, нефтехимический комбинат загрязняет воду в городе, в результате моральные и материальные потери (на лекарства) его жителей увеличиваются. Здесь процесс производства одного предприятия приводит к сокращению уровня потребления многих индивидов.

Основные способы регулирования отрицательных внешних эффектов следующие:

– административно - законодательный контроль;

– создание стимулов для ограничения нежелательной деятельности (налог Пигу, субсидии, компенсации за причиненный ущерб и т.п.). Налог Пигу устанавливается на каждую единицу продукции, выпускаемой предприятием, производящим отрицательный внешний эффект. Для того чтобы налог полностью компенсировал негативные для общества последствия производства, его величина t должна равняться внешним предельным издержкам при общественно оптимальном выпуске. Теорема Коуза утверждает, что регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться без вмешательства государства в форме компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне;

– косвенное вмешательство государства;

– интернализация внешнего эффекта, т. е. превращение внешних издержек в частные.

3. Общественные блага. Большинство экономических благ являются частными. Они покупаются частными лицами и потребляются обществом. Однако имеются и многочисленные и очень важные общественные блага, которые не ограничиваются лишь сферой частных интересов (оборона государства, коммуникации, поддержание общественного правопорядка и др.). Общественное благо обладает следующими свойствами:

– неисключаемость – невозможно лишить потребителя пользоваться данным благом, даже по его собственному желанию;

– неделимость – индивид не может сам выбрать объем потребления блага;

– неконкурентность – с увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшается.

Если какой то товар (услуга) обладает всеми тремя свойствами, то он называется чисто общественным благом. Отметим, что чисто общественных благ чрезвычайно мало. Потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет. Подобное поведение потребителя получило название проблемы безбилетника : условие, связанное с неисключаемостью блага, когда индивид рационально утаивает свое желание платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без ее оплаты.

4. Асимметричность информации. Достижение Парето-эффективности подразумевает абсолютную информированность покупателей и продавцов о свойствах потребляемых благ, но на практике подобная информированность недостижима. Получение информации о качестве товара стоит дорого, поэтому чаще всего продавцы знают о характеристиках блага гораздо больше, чем поку­патели. Определенную позитивную роль в сфере информированности потреби­телей могут играть общества защиты потребителей, независимые экспертизы, информированность населения в СМИ и специальной литературе. Но и этого часто оказывается недостаточно. Основную заботу по устранению нежелатель­ных внешних воздействий должно взять на себя государство. Прежде всего, это касается законодательной области: преследование мошенничества по закону, регулирование трудовых отношений и юридических споров и т.п.

Что нужно сделать, чтобы устранить этот провал рынка? Необходимо сделать так, чтобы лицо, порождающее внешний эффект, считалось с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды. Существуют три подхода к решению этой проблемы: интернализация внешних эффектов, введение корректирующих налогов и субсидий и закрепление прав на все ресурсы в соответствии с теоремой Коуза

В экономике - это влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. Это интереснейший раздел, который не только изучает новые форматы взаимоотношений предприятий и потребителей, но и регулирует проблемы, возникающие на почве недостатка общественных благ и ресурсов.

С чего все началось

Иногда рынок перестает работать как положено, и в нем возникают так называемые провалы. Часто рыночная модель не может справиться самостоятельно с такого рода явлениями. И тогда для восстановления баланса приходится вмешиваться государству.

Все дело в том, что люди используют одни и те же ресурсы: мир и землю нельзя разделить на участки частного пространства. Действия одного человека могут нанести урон другому человеку без присутствия каких-либо злых умыслов. Если говорить на языке экономистов, то позитивный фактор в виде потребления или производства одного может привести к негативному воздействию на потребление или производство другого.

Вот такие воздействия являются причинами рыночных провалов. Называются они внешними эффектами, или экстерналиями.

Определение внешних эффектов и их виды

Формулировок внешних эффектов много. Самая короткая и внятная из них звучит следующим образом: внешние эффекты в экономике - это выгоды или потери от рыночных сделок, которые не были учтены и в итоге не отразились в цене. Чаще всего такие вещи наблюдаются при потреблении или производстве благ.

Блага - это все, что приносит пользу и доставляет удовольствие человеку. Если же иметь в виду экономические блага, то это желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги.

Положительные и отрицательные внешние эффекты в экономике различаются по природе воздействия на субъект: отрицательные эффекты ведут к уменьшению полезности какого-либо потребителя или продукции какой-либо фирмы. Положительные, наоборот, к повышению полезности.

Классификации видов внешних эффектов в экономике определяется по нескольким критериям, одна из них - по типу влияния на субъект:

  • технологические (как следствие экономической деятельности, не подпадающей под рыночные процессы);
  • денежные (выражаются в изменениях стоимости факторов производства).

Эффекты по уровню влияния на субъект:

  • предельные;
  • интра-маржинальные.

По способу трансформации или устранения:

  • внешние эффекты, с которыми может справиться только государство;
  • эффекты, которые нейтрализуются путем переговоров между реципиентом внешнего эффекта и производителем.

Четыре направления действий внешних эффектов

1. Производство - производство

Пример отрицательного эффекта: крупное химическое производство спускает в реку отходы. Завод по производству бутилированного пива, расположенный ниже по течению, подал иск в суд из-за наносимого ущерба в технологии обработки пивоваренного оборудования.

Положительный эффект - взаимная польза от расположенных по соседству пчелиной пасеки и фруктового хозяйства (прямая связь между количеством собранного меда и числа фруктовых деревьев).

2. Производство - потребитель

Отрицательный пример: вредные выбросы в атмосферу из труб местного завода снижают качество жизни городских жителей. И при этой же расстановке сил положительный эффект: ремонт железнодорожных подъездных путей и подземного перехода от вокзала к заводскому проезду принесли жителям соседних районов пользу в виде удобного передвижения и чистоты в городе.

3. Потребитель - производство

Отрицательное воздействие: многочисленные семейные пикники наносят огромный вред лесным хозяйствам из-за возгорания лесных пожаров. Положительный эффект: появление волонтерских организаций по сохранению чистоты во внешней среде привело к систематическим уборкам и чистоте в городских парках.

4. Потребитель - потребитель

Отрицательный эффект: классические разборки соседей из-за громкой музыки у одного из них поздними вечерами. Качество жизни остальных «слушателей» резко снижается. Позитивное воздействие: любительница цветов каждую весну разбивает цветник под окнами многоэтажного дома. Для соседей - сплошные положительные эмоции визуального происхождения.

Положительные внешние эффекты в экономике

Разберемся с «увеличением полезности», которое выражается в приросте и расценивается как внешняя выгода какого-либо вида деятельности.

Крупное предприятие, построившее по своим производственным нуждам подъездные дороги и магистрали высокого качества в черте города, принесло пользу жителям этого города: они также пользуются этими дорогами.

Еще одним примером положительных внешних эффектов в экономике может служить довольно распространенная ситуация с реставрацией исторических зданий в городе. С точки зрения большинства горожан, это наслаждение красотой и архитектурной гармонией, что является абсолютно положительным фактором. С точки зрения владельцев таких старых зданий, процесс реставрации принесет лишь серьезные затраты и никакой выгоды. В таких ситуациях часто с инициативой выступают городские власти, предоставляя налоговые льготы или иную поддержку владельцам ветхих зданий либо, наоборот, устанавливая препятствия для их сноса.

Отрицательные внешние эффекты в экономике

К сожалению, отрицательное воздействие встречается в реальной жизни чаще. Если деятельность одного субъекта негативно сказывается на деятельности другого, это внешний эффект в экономике с отрицательным эффектом. Многочисленными примерами являются случаи загрязнения внешней среды промышленными предприятиями - от дисперсных частиц в воздухе до загрязненной воды в реках и океанах.

В мире проводится огромное число судебных заседаний по поводу роста заболеваемости людей из-за снижения качества воды, грязного воздуха или химического засорения почвы. Очистное оборудование, равно как и все другие действия по минимизации загрязнений любого вида, стоят дорого. Это серьезные расходы для производителей.

Примером отрицательных внешних эффектов в экономике может послужить кейс с бумажной фабрикой, которая по технологии производства использует чистую воду в соседней реке. Фабрика эту воду не покупает и ничего не платит за нее. Но она лишает возможности других потребителей пользоваться речной водой - рыбаков и купальщиков. Чистая вода стала ограниченным ресурсом. Фабрика никак не учитывает внешние затраты, она действует в парето-неэффективном формате.

Теорема Коуза: проблему решить можно

Рональд Коуз - Нобелевский лауреат в сфере экономики, автор знаменитой теоремы под собственным именем.

Смысл теоремы заключается в следующем: частные и общественные издержки всегда равны, вне зависимости от распределения прав собственности между экономическими субъектами. Согласно исследованиям Коуза и главным тезисам его теории, проблему внешних эффектов можно решить. Способ решения - расширение или формирование дополнительных прав собственности. Речь идет о приватизации ресурсов и обмене правами собственности на эти ресурсы. Тогда внешние эффекты превратятся во внутренние. А уж внутренние коллизии легко решаются посредством переговоров.

Легче всего понять теорему на реальных примерах, которых на сегодняшний день множество.

Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии

Теорема Коуза раскрывает два способа регулирования положительных и отрицательных внешних эффектов в экономике:

  1. Корректирующие налоги и субсидии.
  2. Приватизация ресурсов.

Корректирующий налог - это налог на выпуск благ с отрицательным внешним воздействием для повышения предельных частных издержек до уровня предельных общественных.

Корректирующая субсидия выдается в случаях положительного внешнего эффекта. Цель ее - также максимальное приближение предельных частных выгод к предельно общественным.

И налоги, и субсидии имеют целью перераспределение ресурсов для повышения их эффективности.

Приватизация ресурсов

Это второй подход от Рональда Коуза, который заключается в приватизации ресурсов в виде обмена правами собственности на них. В этом случае внешние эффекты изменят статус и модифицируются во внутренние, которые решить намного проще.

Есть еще один способ решения проблем внешних эффектов: уговорить покрыть все затраты того, кто является источником внешнего эффекта. Если такое удастся, производитель внешних затрат начнет оптимизировать баланс выгод и затрат, а такая ситуация носит название парето-эффективности.

Если оплата полученного положительного эффекта невозможна или нецелесообразна, то это благо превращается в общественное - меняется право собственности. Оно становится чисто общественным благом с двумя свойствами:

  • «Неизбирательность»: потребление блага одним субъектом не исключает его же потребления другими субъектами. Пример - регулировщик ГИБДД, чьими услугами пользуются водители всех автомобилей, проезжающих мимо.

  • «Неисключаемость»: если люди отказываются платить, нельзя запретить им пользоваться общественным благом. Пример - система обороны государства, обладающая сразу двумя вышеизложенными свойствами.

Примеры из жизни

  • Выхлопы от двигателей автомобилей - это внешние эффекты в экономике с отрицательным воздействием в виде отравленного воздуха, которым дышат многие миллионы людей. Вмешательство государства заключается в попытке уменьшить число автомобилей посредством введения налога на бензин и жестких нормативов к автомобильным выхлопам.
  • Отличным примером положительного внешнего эффекта является развитие новых технологий, а вместе с ними появления целого пласта новых знаний, которыми пользуется общество. Никто за эти знания не платит. Авторы и изобретатели новых технологий не могут получить средства от выгоды, которую получает все общество. Объем ресурсов для исследований снижается. Государство решает эту проблему в виде оплаты патентов ученым, перераспределяя, таким образом, право собственности на ресурсы.

Интернализация внешних эффектов: жениться на соседке

Выше уже упоминалось о превращении внешних эффектов во внутренние. Этот процесс называется интернализацией. А самым популярным способом является объединение субъектов, связанных с внешним эффектом, в объединенное общее лицо.

К примеру, вы смертельно надоели соседке со своей громкой музыкой с низкими частотами поздними вечерами. Но если вы женитесь на этой соседке и объединитесь в одно лицо, снижение полезности данного эффекта будет восприниматься единой семьей как общее снижение полезности эффекта.

А если упомянутые выше химическое производство и пивоваренная компания объединятся под зонтиком общего собственника, внешний эффект в виде загрязнения воды исчезает, потому что издержки от сокращения выпуска пива теперь будут покрываться этой же фирмой. Так что загрязнение воды теперь будет по возможности минимизироваться.

Заключение

Внешний эффект в экономике, или экстерналия, — влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. Внешние эффекты и институциональная экономика (новый и чрезвычайно перспективный раздел экономической науки) составляют отличный тандем для изучения и реализации самых передовых социальных и экономических технологий для повышения благосостояния граждан.

Продуманная, точная и научно обоснованная экономическая политика в отношении общественных благ и прав собственности на ресурсы - это будущая модель взаимоотношений государства, собственников и граждан. Влияние внешних эффектов на экономику возрастает в силу возрастания ограниченности ресурсов. Так что равновесие и соблюдение интересов всех сторон - реальная и оптимальная возможность существования современного социального общества.

В ряде случаев рыночная система сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями). Они представляют собой издержки и выгоды, связанные с производством и потреблением какого-либо блага, но выпадающие на долю третьей стороны, то есть лиц, не являющихся участниками данной рыночной сделки. Эти эффекты (издержки) не отражаются в цене произведённого товара и не получают на рынке адекватной денежной оценки. Следовательно, рыночное равновесие нарушается, и государство призвано это равновесие восстановить.

Внешние эффекты бывают положительными и отрицательными и, соответственно, приносят третьим лицам прибыли или убытки.

В качестве примера отрицательных внешних издержек можно привести Загрязнение окружающей среды. Производитель, скажем, древесины загрязняя атмосферу ядовитым дымом, или сливая вредные отходы в реку, переносит часть своих издержек на жителей данного региона, никак эти издержки не компенсируя. Следовательно, фактические затраты производителя, учтённые в цене готового товара, оказываются меньше полных издержек (так как отрицательные последствия загрязнения воды и воздуха здесь не учтены). В данном случае государство должно учесть последствия отрицательного внешнего эффекта и компенсировать жителям внешние издержки, связанные с загрязнением.

5. Регулирование рынка труда.

Такое регулирование проводится, как правило, по двум основным направлениям.

    Первое - регулирование уровня и продолжительности безработицы. Сюда относится: организация и совершенствование системы информации о свободных рабочих местах, развитие профессионального обучения и переквалификации, осуществление постоянного контроля над состоянием рынка рабочей силы, финансирование исследований проблемы занятости.

    Второе - социальная защита безработных. Политика государства в этой области должна, с одной стороны, материально обеспечить людей потерявших работу, а с другой - учитывать реальные возможности экономики и стимулировать стремление человека к трудоустройству. Поэтому государственная социальная помощь должна быть избирательной, адресной и экономически обоснованной.

6.Антиинфляционное регулирование.

Различают антиинфляционную стратегию и антиинфляционную тактику.

    Антиинфляционная стратегия включает в себя ограничение денежной массы, сокращение дефицита государственного бюджета, совершенствование налоговой системы, а так же устранение инфляционных ожиданий.

    Антиинфляционная тактика включает поддержку формирования новых рынков, разумную приватизацию государственной собственности, понижение уровня ликвидности сбережений путём повышения ставок процента по вкладам, а так же повышение курса национальной валюты. К радикальным тактическим мерам относится и денежная реформа конфискационного типа, которая хотя и не способна устранить причины инфляции, но может на сравнительно короткое время снизить текущий спрос.

7. Обеспечение экономической безопасности.

Обеспечению экономической безопасности способствуют поддержание оптимальной структуры производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов, предотвращение криминализации хозяйственной деятельности внутри страны, расслоения общества, а также стремления промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в стране ситуацию в своих экономических и политических целях.

План семинара по теме 2.1.

Необходимость, сущность, принципы и основные направления государственного регулирования экономики.

В рыночной экономике называют попечителем общественного интереса? Что выгодно экономике: рост или снижение налогов?

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

В настоящее время, как вы знаете, практически все реально действующие экономические системы характеризует тесное переплетение рыночных отношений с элементами государственного контроля и регулирования. Мировой опыт доказывает, а многочисленные научные исследования подтверждают, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Для осуществления этой роли оно использует разные рычаги воздействия на экономику.

Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы в разных странах существенно различаются. Они отражают и историю, и традиции , и масштабы страны и т. д. С давних времен идет дискуссия между теми, кто абсолютизирует и преувеличивает роль рынка, недооценивая роль государства, и теми, кто преувеличивает возможности современного государства, не признавая роль рыночной саморегуляции. Поиск путей рационального соотношения этих двух подходов ведется и в настоящее время. Какова же роль и функции государства в рыночной экономике?

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей. Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике следующие: обеспечить экономический рост; создать условия экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу экономической деятельности, методы ее осуществления и использования дохода от нее); обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность (способность всей экономики получить максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов); заботиться об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу); оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.

Экономическая политика строится на умелом сочетании перспективных и текущих целей. К перспективным целям российской экономической политики относится, например, формирование социально ориентированного рыночного варианта экономики . К текущим целям можно отнести, например, решение проблем государственного долга, устранение чрезмерной дифференциации доходов населения и борьбу с бедностью, снижение налогов на бизнес и др.

В экономической политике выделяют, в частности,финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику. (Попробуйте сами дополнить перечень направлений экономической политики.)

Какие экономические функции выполняет государство в современном обществе? За государством всегда сохраняются такие классические функции, как стабилизация экономики; защита прав собственности; регулирование денежного обращения; перераспределение доходов; регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками; контроль над внешнеэкономической деятельностью; производство общественных благ и т. д.

На последней функции остановимся более подробно. Почему государству приходится заниматься производством общественных благ?

Общественные блага - это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др. Эти блага одинаково доступны для всех людей, и за пользование ими не взимается плата. Вы можете сами привести примеры подобных благ.

Производство общественных благ берет на себя государство , потому что в большинстве своем оно невыгодно для частных производителей, а развитие таких, например, сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ.

Значительна роль государства и в тех сферах, в которых работают исключительно частные предприятия, действующие по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы вызвано проблемой внешних (побочных) эффектов или воздействий.

Внешние эффекты - связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Экономическая деятельность одних может вызывать такие последствия, которые отражаются на лицах, непосредственно не участвующих в производстве и потреблении данных товаров.

Существуют отрицательные и положительные внешние эффекты. Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у других лиц (напомним, не участвующих в производстве), в результате производства или потребления товара, а положительные - в случае появления у этих лиц выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара. Рассмотрим конкретные примеры.

Представим деревообрабатывающий комбинат на берегу реки, который загрязняет отходами производства эту реку на многие километры вниз по течению. Это пример отрицательного производственного внешнего эффекта для населения, живущего по берегу реки. При этом на цене продукции комбината подобный побочный эффект производства может и не сказаться. Производитель как бы переносит часть издержек, связанных с производством товаров (в данном случае это могли быть затраты на переработку отходов производства или строительство очистных сооружений), на население, никак не компенсируя эти затраты. Кто же поможет населению справиться с отрицательными последствиями производства? Государство вынуждено производить дополнительные затраты на очистку воды, поддержание здоровья людей и др. Оно компенсирует побочный эффект деятельности комбината. Примерами отрицательного внешнего эффекта деятельности потребителей могут быть курение в общественных местах, разбрасывание мусора в парках отдыха ит. п.

Примером положительного внешнего эффекта может быть деятельность военных заводов. Стремясь обеспечить такую государственную услугу населению, как оборона и безопасность (за нее потребитель платит налоги), производители одновременно способствуют научно-техническому прогрессу, результатами которого мы все пользуемся бесплатно. Для компенсации военным предприятиям этого внешнего эффекта государство может поднимать цены на военную продукцию или предоставлять им субсидии.

Компенсация внешних эффектов - важная функция государства в рыночной экономике.

С развитием общества происходит расширение, уточнение функций государства. Этот процесс идет по следующим направлениям: последовательный переход от прямых (административных) к косвенным (экономическим) методам регулирования экономики; усиление роли государства в решении социальных проблем (снижение дифференциации доходов населения, обеспечение стабильности в обществе, регулирование трудовых отношений) . Возникают и качественно новые функции государства, связанные со становлением постиндустриального общества. Это поддержка фундаментальной науки, участие в решении таких известных вам глобальных проблем человечества, как преодоление экологического кризиса и его последствий, устранение экономического отставания стран третьего мира от ведущих держав Запада, сокращение вооружений.

Важнейшая функция государства в рыночной экономике - поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы. Обычно государству в экономике отводят роль компенсатора несовершенств рынка. Однако оно имеет функции, относящиеся к его исключительной компетенции. С усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите общенациональных интересов.

Государство в обновляющейся на рыночных основах России занято не столько организацией и регулированием производства, оставляя решение этой задачи преимущественно рынку, сколько осуществлением контроля над экономикой и выбором приоритетных направлений экономической политики.

Реализация экономической политики предполагает применение определенного инструментария (методов, форм регулирования). Его выбор определяется состоянием национальной экономики, приоритетным направлением экономической политики, господствующей в данный момент теоретической концепцией регулирования.

КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ВЫБРАТЬ?

В государственной экономической политике можно выделить два главных направления: стабилизационное и структурное . Если стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, то структурная - на обеспечение ее сбалансированного развития .

Первое направление включает в себя в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (монетарную) политику. Второе структурное направление использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др.

Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путем прямого и косвенного регулирования . Прямое регулирование предполагает использование преимущественно административных методов, а косвенное - экономических.

Проявлением прямого регулирования является прежде всего законодательная деятельность государства, расширение государственных заказов, развитие госсектора в экономике. Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов фискальной и монетарной политики. Именно ему принадлежит приоритет в рыночной экономике. Схематично механизмы государственного регулирования рыночной экономики можно представить следующим образом:

В спорах ученых-экономистов о способах и масштабах вмешательства государства в экономику можно выделить два взгляда, отражающих различные направления в экономической теории, - монетаризм и кейнсианство.

Позиция монетаристов (Д. Юм, М. Фридмен): как можно больше освободить экономику от опеки государства, сократить налоги и государственные расходы, давая возможность рыночному механизму самому обеспечивать устойчивую экономическую систему.

Представители кейнсианского направления, связанного с именем английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946), считают, что один только рыночный механизм не в состоянии решать многообразные проблемы в экономике. (Подумайте, например, можно ли успешно регулировать такие сферы жизни общества, как наука, образование, экология, полагаясь только на действие закона спроса и предложения.) Кейнс пришел к выводу, что только активная финансовая политика государства, стимулирующая спрос, способна справиться с массовой безработицей. Для удовлетворения современных экономических потребностей общества, считают его последователи, необходимы и неизбежны правительственные меры.

До 70-х гг. XX в. главенствующую роль в экономической политике многих государств играло кейнсианское направление. В дальнейшем распространение получил монетаризм. На практике правительства большинства государств используют широкий набот стабилизационних мер как монитарных, так и кейнсианского характера.

В условиях российской экономики старт рыночным преобразованиям был дан за счет активного использования методов монитарной политики, а в настоящее время государство стремиться в целях укрепления стабильного экономического развития, сохранения бездефицитного бюджета использовать оба механизма воздействия на экономику.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ (МОНЕТАРНАЯ) ПОЛИТИКА

Монетарная политика означает контроль над денежной массой в экономике. Ее цель - поддержка стабильного развития экономики. Государство обычно увеличивает количество денег в период экономического спада и сдерживает его рост при подъеме.

Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками. Рассмотрим различные варианты денежно-кредитной политики.

Центральный банк выдает денежные средства коммерческим банкам, а последние - своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит». Например, если фирма берет у банка 20 тыс. рублей на год под 50% годовых, то возвращать ей придется 30 тыс. рублей.Учетная ставка процента - норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредит более дорогим или более дешевым.

Если кредиты становятся более дорогими, то соответственно сокращается число желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизитьинфляцию (инфляция возникает, когда объем денежной массы превышает количество производимых товаров и услуг). Но при этом усиливается спад производства, так как фирмы лишаются возможности получить кредит.

Понижая учетную ставку процента и делая кредит дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства. Но увеличение денежной массы в обращении ведет к усилению инфляции.

Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство и потребление.

По закону коммерческие банки обязаны часть своих средств держать в виде резервов в центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить деньги со своих счетов. Устанавливая норму обязательных резервов, центральный банк оказывает влияние на возможность банков предоставлять кредиты, изменяя тем самым общее количество денег в обращении.

Увеличение нормы обязательных резервов приводит к уменьшению количества денег у банков для кредитования, что делает кредит «дорогим», сокращает число заемщиков и соответственно уменьшает денежную массу в обращении.

Уменьшение нормы резервирования, наоборот, позволяет увеличить объемы кредитования фирм, что ведет к росту денежной массы. К каким последствиям в экономике это приводит, вы уже знаете.

Так оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обращении, помогать экономике развиваться стабильно.

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА

Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется фискальной политикой. Она направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.

Государственный бюджет - это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение. Основное место в расходах российского правительства занимают: национальная оборона, правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности и судебная власть, государственное управление, экономическое развитие различных отраслей хозяйства, обслуживание государственного долга, социальное обеспечение. Главные источники доходов государства - налоговые доходы.

Через бюджет государство перераспределяет созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам. Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы. Основные рычаги этого влияния - регулирование налогообложения и государственных расходов.

Налоги являются основным источником доходов госбюджета. С различными видами налогов (прямые, косвенные) и конкретными налогами, уплачиваемыми гражданами, вы познакомились в основной школе. Ведущее место в налоговых доходах занимают налоги, уплачиваемые предприятиями: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на внешнюю торговлю и др. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы зафиксирована в Конституции РФ. Некоторые российские предприниматели считают, что единственная возможность сохранить свой бизнес - это уклонение от уплаты налогов, сокрытие от учета части своих доходов. Далеко не все граждане, особенно получающие высокие доходы, вовремя и полностью платят налоги. Это не только затрудняет выполнение государством своих экономических функций в обществе, но и искажает данные о состоянии российской экономики, затрудняет разработку программ ее развития.

Как влияет налоговая политика любого государства на экономику? Если экономика страдает от высокой инфляции, для снижения ее, как вы уже знаете, необходимо уменьшить денежную массу в обращении. Для этого государство увеличивает налоги, снижая тем самым экономическую активность фирм и населения.

Если в экономике страны наблюдается спад производства и потребления, то государство стремится уменьшить налоговое бремя. Это способствует оживлению экономики. У фирм появляются дополнительные средства для выпуска товаров, а потребительская активность населения возрастает в результате роста его платежеспособности.

Регулирование государством своих расходов может способствовать преодолению спада в производстве. Так, в кризисных ситуациях в экономике государство старается увеличить расходы на поддержку особо нуждающихся в помощи предприятий и отраслей хозяйства , расширяет государственную закупку товаров и услуг (например, государственный заказ оборонным предприятиям), стимулируя производителей к развитию производства и сокращая безработицу.

Бюджетная политика также направлена на балансирование (достижение количественного равенства) доходов и расходов, так как значительный рост государственных расходов и недобор налогов приводит к дефициту бюджета - одному из негативных экономических показателей. В этой ситуации государство для покрытия своих расходов вынуждено брать кредиты, которые могли бы быть использованы фирмами, а это сдерживает экономический рост. Государство может покрыть дефицит бюджета, выпустив в обращение дополнительные деньги или взяв в долг у населения. Но возможности кредитования государства населением обычно ограниченны, а выпуск государством новых бумажных денег, не обеспеченных товарами, ведет к инфляции .

Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций (отечественных и международных). Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания - продажа государственных ценных бумаг. Сумма задолженности государства владельцам его ценных бумаг представляет собой часть государственного долга. Умелое проведение операций с государственными ценными бумагами позволяет не только выгодно привлекать деньги в государственный бюджет, но и влиять на развитие всей экономики. Так, путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. К каким последствиям в экономике
это приводит, вы уже знаете, познакомившись с действием основных механизмов денежно-кредитной политики государства.

Дефицит бюджета и величина государственного долга - важнейшие показатели состояния экономики.

Как видим, государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику. Выбор варианта регулирования определяется разными факторами, которые были охарактеризованы в вышеизложенном материале.

НУЖНА ЛИ РЫНКУ ПОМОЩЬ ГОСУДАРСТВА?

В первом разделе параграфа мы выделили такую экономическую функцию государства, как поддержание и обеспечение функционирования рыночной системы.

Для того чтобы были реализованы такие важные институты рынка, как частная собственность, свобода предпринимательства и свобода экономического выбора, необходима разработка специального законодательства. (Вспомните, например, какими законами Российское государство регламентирует предпринимательскую деятельность .)

Государство призвано играть активную роль в поддержании и защите конкуренции, ослаблении монополистических тенденций в экономике. Это вмешательство государства, как вы знаете, осуществляется посредством различных антимонопольных мер, разработкой антимонопольного законодательства.

Государственное регулирование рыночной экономики проявляется в виде поддержки предпринимательства. Это имеет особое значение в нашей стране, где бизнес проходит сложный этап становления на рынке. Помощь предпринимательству имеет такие формы, как льготное налогообложение в первые годы работы фирм, упрощение правил их регистрации, предоставление субсидий предприятиям малого бизнеса.

Еще раз напомним: приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным (экономическим) методам государственного воздействия, не разрушающим систему рыночных отношений и не противоречащим им.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Для компетентной защиты своих экономических и социальных прав и интересов старайтесь следить за основными тенденциями экономической политики российского правительства, анализировать проблемы развития рыночных отношений в экономике.

2 Анализ причин и последствий социально-экономических преобразований в стране позволит вам найти способы и формы рационального и цивилизованного участия в экономической жизни, принятии правильных решений, исполняя такие роли, как потребитель, производитель, участни к рынка труда, собственник и др.

3 Формирование собственной позиции по вопросам экономической политики государства, своей оценки эффективности используемых им методов регулирования экономических процессов необходимо для выбора формы влияния на эту политику и ее методы (участие в выборах законодателей, акциях протеста или поддержки социально-экономической политики, работа в общественных объединениях, партиях и др.) .

4 Вы будущие налогоплательщики. Необходимо помнить, что от вашей добросовестной (полной и своевременной) уплаты налогов зависит ваша возможность полноценно пользоваться предоставляемыми государством общественными благами, а также личное благосостояние, как ваше, так и окружающих вас людей.

ДОКУМЕНТ

О роли государства в условиях рыночной экономики. Из работы современного российского ученого-экономиста А. Н. Пороховского «Российская рыночная модель: путь реализации» .

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты.. . Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере -функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и.. . расширение производства общественных благ - особенно в сфере услуг, образования , науки, здравоохранения, культуры, - создание правового поля в предпринимательской сфере.. . Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль - сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных, интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

Вопросы и задания к документу

Неизбежный побочный продукт производственного процесса целлюлозно-бумажных комбинатов - химическое соединение, называемое диоксидом. Ученые полагают, что, попадая в окружающую среду, диоксид увеличивает вероятность заболевания раком, врожденных дефектов, приводит к возникновению других проблем.

Является ли связанное с производством бумаги загрязнение диоксидом окружающей среды общественной проблемой? Если Вы рассмотрите рыночное распределение ограниченных ресурсов с помощью сил и предложения, то убедитесь, что при равновесии спроса и предложения ресурсы обычно распределяются эффективно. «Невидимая рука» рынка приводит покупателей и продавцов, преследующих исключительно личные цели, на рынок, где и максимизируются общие выгоды, получаемые обществом. Этот взгляд основан на одном из Десяти принципов экономической теории: обычно рынок - хороший способ организации экономической деятельности. Должны ли мы сделать вывод о том, что именно «невидимая рука рынка» не позволяет фирмам, действующим на рынке бумаги, выбрасывать слишком много диоксида?

Рынки прекрасно справляются с различными функциями, но не со всеми. Рынкам в некоторых случаях не удается эффективно распределить ресурсы и тогда на помощь может прийти правительство.

Фиаско рынка попадает в общую категорию внешних эффектов (экстерналий). Внешний эффект (экстерналия) - влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. Если такое воздействие неблагоприятно, оно называется отрицательным внешним эффектом, в противном случае - положительным внешним эффектом. При условии действия внешних эффектов интересы общества в результатах деятельности рынка простираются за пределы благосостояния покупателей и продавцов, они включают в себя и благополучие других людей, находящихся в сфере воздействия рынка. Так как покупатели и продавцы, принимая решения об объемах потребления или предложения, пренебрегают внешними эффектами, в условиях экстерналий рыночное равновесие не является эффективным. То есть рыночное равновесие не позволяет максимизировать общие блага общества в целом. Выброс диоксида в окружающую среду, например, - отрицательный внешний эффект. Фирмы-производители бумаги, руководствуясь эгоистичными соображениями, не учитывают полную стоимость загрязнения окружающей среды, они стремятся максимизировать объём выбросов до тех пор, пока не вмешается правительство.

Внешние эффекты, как и противодействующая им правительственная политика принимают различные формы. Вот несколько примеров:

  • Отрицательный внешний эффект несут выхлопы автомобильных двигателей, так как отравленным воздухом приходится дышать миллионам людей. Правительство пытается решить проблему загрязнения, устанавливая стандарты автомобильных выхлопов и облагая дополнительным налогом потребление бензина, что ведет к уменьшению числа автомобилистов.
  • Реставрация исторических зданий - пример положительного внешнего эффекта, ведь люди, проходящие или проезжающие мимо них, наслаждаются красотой. Но владельцы таких зданий не получают полной выгоды от их восстановления и, следовательно, заинтересованы в том, чтобы пустить их на снос. Многие местные администрации пытаются разрешить проблему, устанавливая особые правила сноса исторических зданий и предоставляя отсрочку налоговых платежей владельцам, занимающимся реставрацией.
  • Лающие собаки создают отрицательные внешние эффекты, потому что соседям мешает шум. Владельцы собак не несут полных издержек шума и, следовательно, не прилагают особых усилий для прекращения собачьего лая. Местные администрации решают проблему с помощью введения правил, запрещающих «нарушение покоя сограждан ».
  • Развитие новых технологий приводит к появлению положительных внешних эффектов, так как их результат - новые знания, широко использующиеся обществом. Так как изобретатели не имеют возможности полностью воспользоваться выгодой, которую приносят новые решения, они направляют на исследования ограниченный объем ресурсов. Правительство решает проблему частично с помощью патентной системы, предоставляющей ученым исключительное право использования открытий в течение определенного периода времени.

В каждом из этих случаев индивидам, принимающим решения, не удается учесть внешние эффекты своих действий. В этих случаях «в бой» вступает правительство, стремящееся защитить интересы других граждан.