Актуальные проблемы современного здравоохранения и возможные пути их решения. Проблемы в сфере здравоохранения Пути решения проблем в здравоохранении рф

Охрана здоровья населения является одной из важнейших задач, которую должно решать правительство. В последние годы система здравоохранения переживала и взлеты и падения. Связано это в первую очередь с экономическими кризисами и неизменно растущей инфляцией. Состояние системы здравоохранения оценивается за счет таких факторов как количество и уровень медицинских учреждений, процент смертности от болезней и наличие инноваций. Для объективной оценки ситуации в современной системе здравоохранения уделим внимание именно этим аспектам в данной статье.

Уменьшение количества медицинских учреждений

Многие российские эксперты сошлись во мнении, что в ближайшем будущем количество медицинских учреждений в стране продолжит снижаться. По их мнению, к 2021 году количество больниц в стране может снизиться до уровня 1913 года. Это не простое мнение, а основанный на фактах вывод.

Согласно официальной статистике (данные ЦЭПР), в период с 2000 до 2015 года количество государственных медицинских учреждений в РФ уменьшилось в 2 раза (с 10700 до 5400). В своем докладе группа аналитиков выразила мнение, что если правительство в таком же темпе продолжит закрывать муниципальные больницы (сегодня эта цифра - 353 за год), то к 2022 году их количество достигнет отметки в 3000 учреждений, что сопоставимо с 1913 годом.

Невероятными темпами снижается количество сельских медучреждений: из 4,5 тысяч осталось всего 400 больниц на всю Россию. Таким образом, доступность медицинской помощи для сельских и деревенских жителей свелась почти к нулю, за 40 - 60 км к фельдшеру поедет не каждый и только в экстренной ситуации, поскольку и скорой помощи ждать неоткуда.

Также за данный период сократилось количество больничных коек в стационарах до 1200 тысяч (снижение 27,5%). Хуже всего дела обстоят в сельской местности - здесь снижение достигло критической отметки - 40%. Данные подтверждаются фондом «Здоровье» и лично его директором Э.Гавриловым. Он озвучил печальный факт: только за последние 3,5 года количество больничных коек сократилось на 100 000.

Однако сокращение больничных коек не отражается на доступности и качестве медицинской помощи в стране. Эксперты настаивают, что ключевой показатель - количество госпитализаций. Он, как ни странно, растет. Так, за 2016 год в Москве было госпитализировано почти на 100 тысяч человек больше, чем за 2015 год. По мнению специалистов, каждая больничная койка должна быть загружена минимум на 85%. Если этот показатель ниже, от нее следует избавиться в целях экономии. Такая политика представляется рациональной, ибо оптимизация ресурсов есть ключ к процветанию.

Существует еще один нюанс. Когда в отдельно взятом регионе вспыхивает эпидемия какой-либо болезни (хотя бы банальный грипп) – количества больничных мест порой не хватает. Отсюда вывод – Россия приблизилась к критической отметке количества больничных коек на душу населения. Если динамика продолжится, либо по всей стране вспыхнет эпидемия, требующая госпитализации, то граждане столкнутся с дефицитом медицинской помощи. Оперативно восполнить недостаток в государственных медицинских учреждениях физически будет невозможно.

Снижение смертности от болезней

Согласно российскому центру исследований, в 2016 году сократилось количество смертей от основных заболеваний на 1,2% по сравнению с 2015 годом. Это подтверждает тот факт, что уровень оказания медицинской помощи в России, несмотря на все проблемы, находится на высоком уровне. В 2016 году сократилась смертность от следующих групп заболеваний:

  • Органов дыхания - на 7,9%
  • Органов пищеварения - на 3,4%.
  • Системы кровообращения - на 2,6%.
  • От злокачественных новообразований - на 0.6%
  • От внешних причин – на 6,5%.

Переизбыток управленцев в системе здравоохранения

В департаменте здравоохранения города Чикаго (население 9 млн.) работает всего 8 человек. В такой же организации в Москве (население 15 млн.) - около 2000 человек. Явное численное превосходство управленческого аппарата наблюдается в российской столице, но выливается ли это в уровень медицины? Нет. В стране существует нехватка оборудования и бесплатных медикаментов.

Средняя зарплата чиновников Минздрава составляет 100 тысяч рублей. Если штат будет сокращен до 100 человек (что, кстати, все равно в 12,5 раз больше, чем в городе небоскребов), то ежемесячно будет экономиться сумма в 1900 х 100 000 = 190 000 000 рублей. На эти деньги можно купить 12 аппаратов МРТ (если говорить о простой модели Hitachi Airis Elite 0.3T стоимостью 16 млн. рублей).

Чем еще чреват избыток управляющего аппарата в системе здравоохранения? Во-первых, бюрократическими проблемами. Львиную долю времени врачи тратят на то, чтобы составлять различные отчеты, которые требует управленческая верхушка. Это время они могли бы потратить на помощь больным, вместо этого им приходится постоянно отчитываться перед своим руководством.

Правительство не жалеет денег на зарплаты руководства, зато в бюджете государства не хватает средств на обеспечения населения бесплатной медициной. Так, с 2014 года наблюдается спад финансирования системы здравоохранения:

  • 2014 г. - бюджет системы здравоохранения составил 462 млрд. руб.;
  • 2015 г. - 406 млрд. руб.;
  • 2016 г. - 419 млрд. руб. В данный период времени была сильная инфляция, которая перекрывала увеличение на 13 млрд., поэтому динамика все равно отрицательная;
  • 2017 г. - 389 млрд. руб.

Таким образом, можно заметить, что финансирование сферы здравоохранения сокращается быстрыми темпами. При этом министр здравоохранения РФ В. Скворцова 28 сентября 2017 года заявила, что федеральная часть бюджета в 2018 году увеличится на 18,3% и составит 460,3 млрд. руб. Однако будет ли проект бюджета утвержден Госдумой, неизвестно.

Отечественные инновации в сфере медицины

Несмотря на то, что в целом в России дела в системе здравоохранения обстоят не лучшим образом, это никак не отражается на уровне инноваций. Государство всегда славилось великими умами, поэтому даже в тяжелые для экономики годы, в РФ появляются какие-то новые открытия и полезные изобретения. В ТОП-5 медицинских инноваций в стране за 2017 год вошли:

  1. iГематолог.

    Это экспертная система, позволяющая полностью расшифровать анализ крови, за счет чего диагностировать десятки видов заболеваний. Для этого человеку даже не придется выходить из дома. Все что требуется – ввести данные своего анализа крови на сайте. Взамен сервис предоставит исчерпывающую информацию о состоянии здоровья.

  2. Кнопка жизни.

    Это некое подобие мобильного телефона, на котором лишь одна кнопка – экстренная помощь. Гаджет оборудован GPS навигатором, который с высокой точностью определяет местоположение человека. Данные поступают в круглосуточный сервисный центр, который связывается с МЧС и другими службами. Такая система призвана помочь пожилым людям и инвалидам, за которыми нет должного ухода.

  3. VitaVallis.

    Это антимикробный сорбционный материал, разработанный томской компанией «Аквелит». Главное его предназначение – защита организма от различных инфекций и вирусов. Это потенциальная альтернатива антибиотикам. Принцип действия основан на естественном механизме подавления микробов внутри повязки. Иными словами, инфекция уничтожается не токсически (под действием антибиотиков) а за счет физических процессов.

  4. Oriense.

    Это устройство для помощи людям с ослабленным зрением. Оно устанавливается на груди человека с целью анализа окружающей обстановки. Встроенный речевой адаптер мгновенно сообщает человеку о препятствиях, которые встречаются на его пути, и вариантах как их обойти. Компания Oriense является резидентом международного центра Сколково.

  5. 3D Bioprinting Solutions.

    Российская лаборатория, которая уже долгие годы занимается разработкой технологии, позволяющей производить трехмерную биопечать. Говоря простыми словами – это технология, позволяющая печатать органы на высокотехнологичных 3D-принтерах. Первая демонстрация данного проекта в работе была проведена летом 2017 года.

Как и во всех развитых странах, в России работают отдельные кластеры, поддерживающие высокотехнологичные стартапы в сфере медицины. Инновации активно внедряются не только в различные сферы здравоохранения, но и в систему взаимодействия между врачом и пациентами. К примеру, сервис «Теледоктор», признанный лучшим стартапом 2014 года, позволяет получить удаленную консультацию от специалиста.

Заключение

Ситуация в системе здравоохранения РФ выглядит двояко: с одной стороны резко снижается количество медицинских учреждений, с другой - смертность от болезней сокращается и на регулярной основе появляются инновационные технологии, способные изменить жизнь человечества к лучшему. В целом наблюдается стремление правительства улучшить обстановку, мешает лишь экономический фактор - элементарная нехватка бюджета.

Переход от патерналистской (тотально-опекунской) системы советского государства к либеральной модели в сфере здравоохранения имел отрицательные последствия. Изменения весьма негативно отразились на здоровье россиян - оно стало хуже по сравнению с советским периодом. В последние годы обозначился замкнутый круг, в котором оказалось отечественное здравоохранение: чем больше средств вкладывается непосредственно в медицину (в специализированную стационарную помощь и высокие технологии), тем меньше средств остается на профилактику и раннее выявление заболеваний. Отсутствие профилактики предопределяет рост числа больных, выявление болезней на поздних стадиях, хронизацию патологий. Это в свою очередь требует еще больших вложений. Отсюда следует ряд сложных социальных проблем российского здравоохранения:

  • - переход от массовых оздоровительных и превентивных мероприятий к индивидуальному лечению, т.е. доминирование клинической медицины;
  • - увеличение затратности здравоохранения не повышает его эффективность;
  • - нарастание платности медицины, постоянный дефицит денежных средств, непрозрачность финансовых потоков;
  • - деформация гуманизма и медицинской этики, позволяющей теперь видеть в пациенте еще один источник дохода;
  • - резкое экономической расслоение россиян, предопределяющее неравное отношение к здоровью и возможностям получения медицинской помощи;
  • - неравенство в доходах самих врачей;
  • - перекладывание ответственности за здоровье только на само население.

Главное негативное последствие этих проблем - беспрецедентное для мирного времени уменьшение количества населения. Сегодня это уже не столь обрушительный процесс, как в предыдущие 18 лет. Есть тенденции к стабилизации численности, но "качество" здоровья людей, деградация среды обитания, критическое снижение трудового и оборонного потенциала страны - актуальные угрозы. Демографическая ситуация в РФ по-прежнему неблагоприятна, хотя темпы уменьшения численности населения в последние годы существенно снизились - с 700 тысяч человек ежегодно в 2000-2005 годов до 213 тысяч - в 2007г. За 2008 год коэффициент естественной убыли населения составил 2,7 на 1000 населения. По состоянию на 2010 год численность постоянного населения в Российской Федерации составила 141,9 миллионов человек. Снижение темпов сокращения численности населения обеспечено главным образом рождаемостью и снижением смертности. В 2007 году родилось на 8,3 % больше младенцев, чем в 2006 году (1 миллион 602 тысячи). В 2006 году, впервые за 7 лет, начала увеличиваться ожидаемая продолжительность жизни - с 65,3 лет до 67,5 лет. Тем не менее, средняя продолжительность жизни в России на 6,5 лет меньше, чем у "младоевропейцев" (стран, вошедших в ЕС с 2004 года) и на 12,5 лет меньше, чем в странах "Старой Европы". Большая разница в России сохраняется в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин - 13 лет. Главная причина этого - в высокой смертности мужчин трудоспособного возраста. Показатель ожидаемой продолжительности жизни является общепринятым индикатором качества жизни и здоровья и корректным измерителем уровня смертности. Основной причиной смертности в России являются:

  • - болезни кровообращения, от которых, например, в 2007 году умерли около 1,2 миллиона человек (56,6% умерших);
  • - новообразования (13,8%)
  • - внешние причины (11,9%).

Очень показательно, что онкологические заболевания

в России характеризуются высокой долей смертей в течения первого года после установления диагноза: например процент смертей от рака легкого составляет 56, от рака желудка - 55. Это говорит о том, что люди обращаются к врачу поздно, когда лечение очень затратно, а риски летальных исходов велики. Мужчины трудоспособного возраста умирают от онкозаболеваний в 2 раза чаще, чем женщины, хотя заболеваемость среди женщин выше.

В России смертность от внешних причин в 4,6 раза выше, чем в странах старой Европы и в 2,6 раза выше, чем в "новых". Этими причинами, главным образом, являются:

  • - чрезмерное потребление крепких алкогольных напитков;
  • - аварийность на дорогах;
  • - самоубийства.

Важнейший индикатор эффективности здравоохранения любой страны - средняя продолжительность жизни лиц, страдающих хроническими заболеваниями. В России она составляет 12 лет, в странах ЕС - 18-20 лет. Инвалидность в РФ не уменьшилась, в том числе и среди трудоспособных, всего их в стране 14 миллионов, из них 523 тысячи детей. Это говорит о невысоком качестве медицинской помощи и неадекватной социальной реабилитации.

Процентная доля факторов риска (высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение, алкоголизм) в структуре смертности россиян - 87,5%. Первое место среди этих факторов занимает чрезмерное потребление алкоголя. Это важнейшая проблема общественного здоровья страны. Ежедневно в России употребляют алкогольные напитки (включая и слабоалкогольные) 33% юношей и 20% девушек, около 70% мужчин и 47% женщин.

В 2006 году стартовал приоритетный национальный проект "Здоровье" с четырьмя главными направлениями:

  • - развитие первичной медико-санитарной помощи;
  • - усиление профилактической деятельности;
  • - повышение доступности высокотехнологической помощи;
  • - введение системы родового сертификата.

В 2007 году в 19 субъектах РФ проводился пилотный проект по модернизации здравоохранения. В 2008г. начались программы по совершенствованию помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, пострадавшими в ДТП и программа по развитию службы крови. В 2009 году стартовали программы совершенствования организации онкологической помощи населению и мероприятия направленные на формирование здорового образа жизни.

В результате трехлетних усилий по реализации проектов произошло улучшение демографических показателей и показателей здоровья населения:

  • - увеличилась рождаемость приблизительно на 16 %;
  • - увеличилась ожидаемая продолжительность жизни на 2,2 года;
  • - снизился общий коэффициент смертности на 10%.

Вмешательство государства, увеличение финансирования, наконец, личный контроль первых лиц в данной ситуации можно конвертировать в цифру в 500 тысяч сохраненных жизней российских граждан.

Какие системные проблемы ждут российское общество и здравоохранение в ближайшее время? Во-первых, демографические: доля пожилого населения в РФ увеличится с 21% до 28%; во-вторых, уменьшение рождаемости из-за снижения числа женщин детородного возраста. Сегодня девочек 10-14 лет, будущих матерей, в 2 раза меньше, чем женщин детородного возраста. Наконец, рост распространенности неинфекционных социально-обусловленных заболеваний. Необходимой реакцией на эти вызовы должны быть вложения в развитие педиатрии и неонатологии и увеличение на 10 лет пенсионного возраста. Первое положение требует только финансирования. Второе сразу реализовать не удастся, поскольку по данным Росстата до 65 лет у нас доживает только 48% мужчин. Необходимо продлить ожидаемую продолжительность жизни мужчин еще хотя бы на 5 лет и тогда можно будет обсуждать вопрос о продлении пенсионного возраста.

Два серьезных правительственных документа утверждены Президентом и Правительством РФ - "Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года" и "Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020года". Последний документ касается всех отраслей, в том числе, здравоохранения. В ней поставлены цели: снизить коэффициент смертности в 1,5 раза к 2020 году и увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 73 лет. Основными принципами этой стратегии, очевидно должны стать:

  • - солидарность (богатый платит за бедного, здоровый за больного);
  • - равенство жителей города и села, богатых регионов и депрессивных;
  • - плюрализм мнений, открытость и доказательность принятия решений;
  • - отсутствие коррупции.

Главное направление данной стратегии - адаптация семашковской системы организации медицинской помощи к современным условиям, повышение эффективности управления. Для решения такого рода проблем объектом исследования должно стать здоровье на общенациональном уровне. Усилия социологии, медицины, гигиены, экономики управления позволят определить тенденции в здоровье отдельных регионов и страны в целом. Чтобы выстроить эффективную социальную политику по оптимизации здоровья различных групп людей необходимо дифференцировать и определить значимость влияния окружающей среды, образа жизни, биологических факторов.

Переход от патерналистской (тотально-опекунской) системы советского государства к либеральной модели в сфере здравоохранения имел отрицательные последствия. Изменения весьма негативно отразились на здоровье россиян – оно стало хуже по сравнению с советским периодом. В последние годы обозначился замкнутый круг, в котором оказалось отечественное здравоохранение: чем больше средств вкладывается непосредственно в медицину (в специализированную стационарную помощь и высокие технологии), тем меньше средств остается на профилактику и раннее выявление заболеваний. Отсутствие профилактики предопределяет рост числа больных, выявление болезней на поздних стадиях, хронизацию патологий. Это в свою очередь требует еще больших вложений. Отсюда следует ряд сложных социальных проблем российского здравоохранения:

Переход от массовых оздоровительных и превентивных мероприятий к индивидуальному лечению, т.е. доминирование клинической медицины;

Увеличение затратности здравоохранения не повышает его эффективность;

Нарастание платности медицины, постоянный дефицит денежных средств, непрозрачность финансовых потоков;

Деформация гуманизма и медицинской этики, позволяющей теперь видеть в пациенте еще один источник дохода;

Резкое экономической расслоение россиян, предопределяющее неравное отношение к здоровью и возможностям получения медицинской помощи;

Неравенство в доходах самих врачей;

Перекладывание ответственности за здоровье только на само население.

Главное негативное последствие этих проблем – беспрецедентное для мирного времени уменьшение количества населения. Сегодня это уже не столь обрушительный процесс, как в предыдущие 18 лет. Есть тенденции к стабилизации численности, но «качество» здоровья людей, деградация среды обитания, критическое снижение трудового и оборонного потенциала страны – актуальные угрозы. Демографическая ситуация в РФ по-прежнему неблагоприятна, хотя темпы уменьшения численности населения в последние годы существенно снизились – с 700 тысяч человек ежегодно в 2000-2005 годов до 213 тысяч – в 2007г. За 2008 год коэффициент естественной убыли населения составил 2,7 на 1000 населения. По состоянию на 2010 год численность постоянного населения в Российской Федерации составила 141,9 миллионов человек. Снижение темпов сокращения численности населения обеспечено главным образом рождаемостью и снижением смертности. В 2007 году родилось на 8,3 % больше младенцев, чем в 2006 году (1 миллион 602 тысячи). В 2006 году, впервые за 7 лет, начала увеличиваться ожидаемая продолжительность жизни – с 65,3 лет до 67,5 лет. Тем не менее, средняя продолжительность жизни в России на 6,5 лет меньше, чем у «младоевропейцев» (стран, вошедших в ЕС с 2004 года) и на 12,5 лет меньше, чем в странах «Старой Европы». Большая разница в России сохраняется в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин – 13 лет. Главная причина этого - в высокой смертности мужчин трудоспособного возраста. Показатель ожидаемой продолжительности жизни является общепринятым индикатором качества жизни и здоровья и корректным измерителем уровня смертности. Основной причиной смертности в России являются:



Болезни кровообращения, от которых, например, в 2007 году умерли около 1,2 миллиона человек (56,6% умерших);

Новообразования (13,8%)

Внешние причины (11,9%).

Очень показательно, что онкологические заболевания

в России характеризуются высокой долей смертей в течения первого года после установления диагноза: например процент смертей от рака легкого составляет 56, от рака желудка – 55. Это говорит о том, что люди обращаются к врачу поздно, когда лечение очень затратно, а риски летальных исходов велики. Мужчины трудоспособного возраста умирают от онкозаболеваний в 2 раза чаще, чем женщины, хотя заболеваемость среди женщин выше.

В России смертность от внешних причин в 4,6 раза выше, чем в странах старой Европы и в 2,6 раза выше, чем в «новых». Этими причинами, главным образом, являются:

Чрезмерное потребление крепких алкогольных напитков;

Аварийность на дорогах;

Самоубийства.

Важнейший индикатор эффективности здравоохранения любой страны – средняя продолжительность жизни лиц, страдающих хроническими заболеваниями. В России она составляет 12 лет, в странах ЕС – 18-20 лет. Инвалидность в РФ не уменьшилась, в том числе и среди трудоспособных, всего их в стране 14 миллионов, из них 523 тысячи детей. Это говорит о невысоком качестве медицинской помощи и неадекватной социальной реабилитации.

Процентная доля факторов риска (высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение, алкоголизм) в структуре смертности россиян – 87,5%. Первое место среди этих факторов занимает чрезмерное потребление алкоголя. Это важнейшая проблема общественного здоровья страны. Ежедневно в России употребляют алкогольные напитки (включая и слабоалкогольные) 33% юношей и 20% девушек, около 70% мужчин и 47% женщин.

В 2006 году стартовал приоритетный национальный проект «Здоровье» с четырьмя главными направлениями:

Развитие первичной медико-санитарной помощи;

Усиление профилактической деятельности;

Повышение доступности высокотехнологической помощи;

Введение системы родового сертификата.

В 2007 году в 19 субъектах РФ проводился пилотный проект по модернизации здравоохранения. В 2008г. начались программы по совершенствованию помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, пострадавшими в ДТП и программа по развитию службы крови. В 2009 году стартовали программы совершенствования организации онкологической помощи населению и мероприятия направленные на формирование здорового образа жизни.

В результате трехлетних усилий по реализации проектов произошло улучшение демографических показателей и показателей здоровья населения:

Увеличилась рождаемость приблизительно на 16 %;

Увеличилась ожидаемая продолжительность жизни на 2,2 года;

Снизился общий коэффициент смертности на 10%.

Вмешательство государства, увеличение финансирования, наконец, личный контроль первых лиц в данной ситуации можно конвертировать в цифру в 500 тысяч сохраненных жизней российских граждан.

Какие системные проблемы ждут российское общество и здравоохранение в ближайшее время? Во-первых, демографические: доля пожилого населения в РФ увеличится с 21% до 28%; во-вторых, уменьшение рождаемости из-за снижения числа женщин детородного возраста. Сегодня девочек 10-14 лет, будущих матерей, в 2 раза меньше, чем женщин детородного возраста. Наконец, рост распространенности неинфекционных социально-обусловленных заболеваний. Необходимой реакцией на эти вызовы должны быть вложения в развитие педиатрии и неонатологии и увеличение на 10 лет пенсионного возраста. Первое положение требует только финансирования. Второе сразу реализовать не удастся, поскольку по данным Росстата до 65 лет у нас доживает только 48% мужчин. Необходимо продлить ожидаемую продолжительность жизни мужчин еще хотя бы на 5 лет и тогда можно будет обсуждать вопрос о продлении пенсионного возраста.

Два серьезных правительственных документа утверждены Президентом и Правительством РФ – «Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года» и «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020года». Последний документ касается всех отраслей, в том числе, здравоохранения. В ней поставлены цели: снизить коэффициент смертности в 1,5 раза к 2020 году и увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 73 лет. Основными принципами этой стратегии, очевидно должны стать:

Солидарность (богатый платит за бедного, здоровый за больного);

Равенство жителей города и села, богатых регионов и депрессивных;

Плюрализм мнений, открытость и доказательность принятия решений;

Отсутствие коррупции.

Главное направление данной стратегии – адаптация семашковской системы организации медицинской помощи к современным условиям, повышение эффективности управления. Для решения такого рода проблем объектом исследования должно стать здоровье на общенациональном уровне. Усилия социологии, медицины, гигиены, экономики управления позволят определить тенденции в здоровье отдельных регионов и страны в целом. Чтобы выстроить эффективную социальную политику по оптимизации здоровья различных групп людей необходимо дифференцировать и определить значимость влияния окружающей среды, образа жизни, биологических факторов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. В чем различие понятий «здоровье» и «общественное здоровье»?

2. Какие параметры определяют здоровье человек а?

3. Перечислите основных субъектов системы здравоохранения.

4. Назовите основные проблемы здравоохранения РФ.

5. Как соотносятся социальная роль и статус медицинского работника с его социальным престижем?

6. Как соотносятся состояния экосистемы и здоровья человека?

7. Какие из элементов образа жизни оказывают наиболее заметное позитивное, а какие негативное влияние на здоровье человека?

8. Каковы основные пути решения социальных проблем здравоохранения в России?

9. В соответствии с Конституцией РФ гражданам оказывают медицинскую помощь государственные, частные и муниципальные лечебные учреждения. Каким, на ваш взгляд, должно быть соотношение учреждений этих типов? В чем преимущества и недостатки каждого их них?

Глава 11. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ И БРАКА.

1. Семья как социальный институт и социальная группа.

2. Возникновение и исторические типы семьи.

3. Типология современной семьи.

4. Социальные функции семьи.

5. Жизненный цикл семьи.

6. Структура семьи и типы семейных отношений.

7. Институт брака.

8. Проблемы и перспективы развития семейно-брачных отношений.

Основные понятия: социология семьи и брака, семейная группа, структура семьи, социальные функции семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреативная, социально-статусная, регулятивная, медицинская; жизненный цикл семьи, типы семьи: традиционная, неотрадиционная, эгалитарная, партнерская, расширенная, патриархальная, неполная, нуклеарная, бездетная, многодетная; брак, виды брака: эндогамия, экзогамия, полигамия, полигиния, полиандрия, моногамия, ранний брак, детский брак, покупной-выкупной, церковный, юридический (гражданский); семейное право: заключение брака, права и обязанности членов семьи, формы ответственности, развод, мотивы и причины разводов.

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.

Семья – один из главных устоев общества и одна из важнейших ценностей человека. Это сложное социальное образование, в котором переплетаются многообразные формы общественных отношений и которое выполняет многочисленные, необходимые обществу и человеку функции. Семью можно рассматривать как социальный институт и как малую социальную группу.

Семья это социальная группа, имеющая общее место жительства, экономическую кооперацию, систему социальных и эмоциональных взаимоотношений . Семья включает взрослых обоего пола, поддерживающих социально санкционированную сексуальную связь и как правило, имеющих одного или нескольких детей (собственных или взятых на воспитание).

Как малая социальная группа семья представляет совокупность людей, объединенных браком или кровным родством и имеющих совпадающие интересы в области организации быта, взаимопомощи и взаимной ответственности за здоровье и благополучие членов семьи. Она объединяет целый спектр интересов и отношений разного рода: эмоциональных, духовных, экономических, сексуальных и др. Это самая сплоченная и стабильная ячейка общества, та группа, с которой человек всегда сохраняет связи.

Как социальный институт , она включает в себя совокупность ролей и статусов, норм, ценностей, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Семья – это главный институт человеческого общества. Этот институт включает несколько более частных институтов: брака, родства, материнства и отцовства, собственности и др. В свою очередь, институт брака включает институты ухаживания, сватовства, обручения и др.

Кроме социологов семью изучают историки, экономисты, этнографы, юристы, политики, демографы и даже, недавно возникшие дисциплины, претендующие на синтетический подход – «фамилиеведение» и «феминология». Отсюда значительные различия в определении самого понятия «семья».

Так, с точки зрения социологии семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Это система статусно-ролевых отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Как социальный институт она взаимодействует с обществом, государством и другими социальными институтами. Т.е., с точки зрения социологии, семья – это реально и фактически существующая малая группа, независимо от того, как она возникла, какие процедуры, церемонии и обряды сопровождали её возникновение. Еще одна важная характеристика семьи – преемственность поколений. Под семьей социология понимает такую целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении.

С точки зрения экономической, семья – это группа лиц, живущих вместе и ведущих совместное хозяйство. Но совместное проживание и ведение совместного хозяйства – это признак не семьи, а домохозяйства. Домохозяйство часто шире, чем семья по своему составу за счет лиц, ведущих общее с семьей хозяйство и даже вместе проживающих, но не состоящих с членами семьи в отношениях родства. Такими лицами могут быть воспитатели, няни, домашние учителя, служащие, если они живут в семьях нанимателей. Это могут быть и те, кого семья приняла, чтобы поддержать материально или из-за неспособности самим обслуживать себя. Домохозяйством считается отдельный человек, семья или несколько человек, живущих в общежитии или на съёмной квартире и ведущих общее хозяйство (питание, средства ухода за жильем), но не обязательно имеющих родство. Поэтому обязательно требуется дополнение: семья – это домохозяйство, т.е. группа совместно проживающих лиц, объединенных родством или свойством, а также общим бюджетом (совместным хозяйством).

Исторический аспект института семьи изучается историками, этнографами и антропологами, которые рассматривают семью, прежде всего с точки зрения типологии брака, родства, видов семьи. Понятия экзогамии и эндогамии, моногамии и полигинии, патриархальности и матрилинейности пришли в социологию из этих дисциплин.

История института семьи в разных культурах – это предмет изучения культурной и социальной антропологий. Эти направления в науке выясняют систему родства, типы брака, роли и статусы в семье, генеалогическое древо, ритуалы обручения, сватовства, рождения, смерти, имянаречения, положение в обществе вдов и вдовцов, холостяков и разведенных, сирот и незаконнорожденных.

С понятием «семья» тесно связано понятие «брак», причем настолько тесно, что в обиходе их часто используют как синонимы. Однако, если семья – институт, регулирующий отношения между супругами, родителями и детьми и другими родственниками, то брак, с одной стороны вторичен, поскольку это институт, регулирующий отношения только между мужчиной и женщиной, между полами, а с другой стороны, институт брака первичен по отношению к семье, ибо семья начинает свое существование только после заключения брака – своеобразного «общественного договора, обязательства супругов соблюдать определенные правила, предлагаемые и одобряемые обществом». Семья – результат брака, а брак – ворота в семью. Разные формы брака в истории и современности отражают и определенный уровень развития соответствующего общества, и исторические, религиозные, национальные традиции. Результатом этого является разные способы создания семьи, разная её структура, различия в функциях и т.д.

"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2009, N 3

На сегодняшний день приходится констатировать, увы, несовершенство отечественной системы обязательного медицинского страхования. В рамках данной статьи рассмотрены проблемы гарантий прав пациента при обращении в медицинские учреждения.

Для реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", а также Концепции развития здравоохранения до 2020 года необходимо выявить и проанализировать существующие проблемы реализации и защиты прав граждан, возникающие в правоприменительной практике, а также принять необходимые меры для совершенствования нормативной базы.

Конституция РФ гарантирует каждому человеку право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь гражданам оказывается бесплатно. В развитие указанных положений Конституции РФ 22 июля 1993 г. Верховным Советом РФ были приняты Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее - Основы законодательства), где закреплено, что все граждане России обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, которая ежегодно утверждается Правительством РФ. Данная программа определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и содержит перечень видов заболеваний, при которых гарантированно оказывается бесплатная медицинская помощь. Перечень заболеваний составляется на основе Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр. Женева, 2005 (МКБ-10) (утв. Приказом Минздрава России от 27.05.1997 N 170) и содержит все виды заболеваний, известные современной медицине, по которым гражданам должна оказываться бесплатная медицинская помощь.

Так, в Постановлении от 05.12.2008 N 913 Правительство РФ определило на 2009 г. Программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. В частности, нормативы финансовых затрат на единицу объема оказываемой медицинской помощи определены в следующих размерах:

  • на 1 вызов скорой медицинской помощи - 1710,1 руб. (в 2008 г. - 1213,3 руб.);
  • на 1 койко-день в больничных учреждениях - 1380,6 руб. (в 2008 г. - 758,9 руб.).

А Письмом от 31.12.2008 N 10407-ТГ Минздравсоцразвития разъяснило некоторые вопросы формирования и экономического обоснования соответствующих территориальных программ госгарантий. Так, для экономического обоснования расходов на неотложную медпомощь рекомендовано использовать усредненные показатели в расчете на одного жителя в год: 0,96 посещения, в том числе 0,9 посещения учреждений здравоохранения и 0,06 посещения на дому. Расчетная стоимость одного посещения в среднем (включая затраты на медикаменты и изделия медицинского назначения) составляет 323,0 руб. (229,0 руб. - в учреждении, 1169,4 руб. - на дому).

Формирование рыночных отношений поставило государство перед необходимостью поиска других источников финансирования системы здравоохранения помимо бюджетных ассигнований. С принятием 28 июня 1991 г. Закона РФ N 1499-1 "О медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о медицинском страховании), которым была введена система обязательного медицинского страхования, в России начался процесс непосредственного реформирования системы здравоохранения.

Главной целью преобразований стали повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, улучшение качества лечебной помощи, усиление профилактической работы, устранение фактического неравенства доступа к квалифицированной медицинской помощи в зависимости от места проживания и уровня доходов граждан. В качестве основы была принята система социального страхования: обязательного и добровольного медицинского страхования.

Внедрение системы обязательного медицинского страхования исходило из главной задачи - получения дополнительных источников финансирования и улучшения качества медицинского обслуживания граждан в рамках соответствующих конституционных гарантий.

Реализация страховых принципов позволила сформировать новые методы медико-экономической оценки предоставляемой медицинской помощи, созданные в противовес традиционной системе ведомственного контроля, существовавшей многие десятилетия. А главное, появился неизвестный ранее институт прав пациента как потребителя медицинской помощи.

Однако недостатки Закона о медицинском страховании, а также непоследовательность его реализации создали серьезные проблемы и нежелательные тенденции в сфере здравоохранения. А правоприменительная практика показала недостаточную регламентированность важнейших элементов системы обязательного медицинского страхования.

Высшие должностные лица осознают актуальность и необходимость скорейшего разрешения проблем модернизации и развития отечественного здравоохранения.

Президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов 21 декабря 2005 г. были утверждены основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта "Здоровье", который включает в себя два основных направления: "Развитие первичной медико-санитарной помощи" и "Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью".

Цель данного проекта - сохранение и укрепление здоровья населения России на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи, что, в свою очередь, приведет к увеличению продолжительности жизни и увеличению рождаемости в стране.

Кроме того, разработанная в соответствии с посланием Президента РФ Концепция развития отечественного здравоохранения до 2020 года предусматривает механизмы, обеспечивающие ответственность врачей и медицинских организаций за качество и результаты работы, а также поэтапный переход на полный тариф на медицинские услуги и на оказание всего объема медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования.

Устранение недостатков системы здравоохранения позволит создать дополнительные гарантии прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования.

Статус пациента

Одной из основных представляется проблема регламентирования статуса пациента. Именно пациент является системообразующим субъектом здравоохранения, поскольку вокруг него образуются все формы деятельности, все возможные варианты взаимоотношений.

В силу ст. 30 Основ законодательства при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право:

  • на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
  • выбор врача с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
  • обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, и многое другое.

Больной человек - личность с ослабленной способностью бороться за соблюдение и защиту своих прав. В тяжелой жизненной ситуации его единственной целью является скорейшее выздоровление, а вопрос защиты нарушенных прав уходит на второй план. Именно по этой причине необходима защита, а также более детальная регламентация закрепленных в ст. 30 Основ законодательства прав пациента. На сегодняшний день на разных уровнях государственной власти существуют должностные лица, прямой обязанностью которых является непосредственно контроль за соблюдением прав граждан (в том числе и пациентов), а в случае нарушения этих прав - защита их интересов. В первую очередь это должностные лица медицинских организаций, органов управления здравоохранением и медицинским страхованием. Однако наличие пробелов в законодательстве делает такую помощь менее эффективной.

Неосведомленность гражданина о своих правах

Практика показывает, что пациенты в большинстве случаев, обратившиеся за медицинской помощью в государственные или муниципальные учреждения здравоохранения, толком так и не знают, что такое обязательное медицинское страхование и какие у них есть права как у застрахованных лиц, какие услуги им должны предоставляться бесплатно, а за какие необходимо платить.

Данная проблема обусловлена сложностью системы отношений и относительной новизной института обязательного медицинского страхования. А разделение полномочий в области охраны здоровья между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением и, соответственно, источников финансирования еще больше усложняет систему здравоохранения РФ.

Первичную помощь пациент получает исходя из определения в месте первого обращения к медицинскому работнику: чаще всего это врачи муниципальных поликлиник или скорой помощи. При необходимости медицинской помощи, требующей специальных методов диагностики и лечения, пациенту оказывается специализированная помощь в условиях поликлиники или стационара. Однако разобщенность в деятельности систем здравоохранения, в том числе "разделенность" финансирования по уровням, создает трудности при лечении больных, невозможность соблюдения требований этапности и преемственности при осуществлении лечебно-диагностического процесса.

В условиях явной недостаточности источников формирования муниципального бюджета муниципальная система здравоохранения является крайне финансово неустойчивой и зависящей от бюджета субъекта РФ. Органы же государственной власти субъекта РФ, будучи заинтересованными в развитии и финансировании своих учреждений здравоохранения, перекладывают ответственность за финансирование муниципальных учреждений здравоохранения на органы местного самоуправления. Все это приводит к низкому уровню оказания первичной медико-санитарной помощи населению.

На наш взгляд, решить эту проблему поможет лишь разработка кардинально новой концепции и методики составления перечня платных и бесплатных ресурсов социальной сферы, предоставляемых населению.

Многоступенчатость управления

Разобщенность в управлении системой здравоохранения тоже создает ощутимые трудности. Законодательное разделение системы здравоохранения страны на государственную, муниципальную и частную, а также предоставление большого круга полномочий субъектам РФ в данной сфере приводит к разобщенности и неуправляемости в здравоохранении. Кроме того, разделение полномочий между Федерацией и субъектами означает принятие каждым субъектом РФ самостоятельной территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на год.

Безусловно, отсутствие единой программы государственных гарантий, действующей на всей территории РФ, а также отсутствие фактического единства системы здравоохранения негативно влияют на информированность граждан о предоставленных им правах в сфере обязательного медицинского страхования.

Страхование ответственности

Нельзя не отметить другую немаловажную проблему - отсутствие обязательного страхования профессиональной ответственности медицинских работников.

Одной из характерных черт медицинской деятельности является высокая степень риска и однозначная непредсказуемость медицинского воздействия. В условиях роста числа исков от пациентов, связанных с возмещением вреда, причиненного им в процессе медицинского вмешательства, а также увеличения сумм требуемых компенсаций возникает острая необходимость страхования гражданской ответственности, связанной с профессиональной медицинской деятельностью.

Пункт 7 ст. 63 Основ законодательства предусматривает право медицинских и фармацевтических работников на страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей.

К сожалению, данная норма не получила дальнейшего развития ни в законодательстве об охране здоровья населения, ни в подзаконных актах.

Однако стоит отметить, что отсутствие норм отраслевого законодательства не является неустранимым препятствием на пути внедрения страхования гражданской ответственности в медицинскую практику, поскольку данный вид страхования есть не что иное, как один из частных случаев страхования ответственности за причинение вреда, достаточно подробно урегулированного гл. 48 ГК РФ, Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и т.д.

Страхование гражданской ответственности направлено прежде всего на материальную защиту потерпевших. Пациенту, которому в результате медицинского вмешательства причинен вред здоровью или жизни, важно не наказать медицинского работника, а найти средства к существованию, так как нередко из-за ошибки происходит утрата трудоспособности. Поэтому страхование гражданской ответственности медицинских организаций и выплата потерпевшему страхового возмещения направлены не столько на защиту медицинских работников, сколько на обеспечение имущественных интересов пациентов, которые могут рассчитывать на быстрое получение материальной компенсации из фондов страховых компаний.

На сегодняшний день сформированная правовая база для страхования гражданской ответственности, связанной с профессиональной медицинской деятельностью, является вполне достаточной. Так что теперь все зависит от желания самих медицинских организаций и экономической заинтересованности страховых компаний.

Защита прав потребителя

Часть 2 ст. 30 Основ законодательства предусматривает право пациента в случае нарушения его прав обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.

Вопросы защиты и восстановления нарушенных прав пациентов регламентированы и другими законами, в числе которых Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией)".

Во всех названных нормативно-правовых актах за пациентом закрепляется право на обжалование неправомерных действий или бездействия работников медицинских учреждений. Процессуальный порядок защиты прав пациента предусмотрен действующим Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами. Однако стоит заметить, что специфика процедуры реализации данного права пациента не урегулирована отечественным законодательством.

Качество медицинских услуг

Не меньшая проблема - отсутствие на федеральном уровне регламента по оценке и контролю качества предоставляемых медицинских услуг. В настоящее время нет единого федерального акта, раскрывающего понятие и содержание качества медицинских услуг. Это приводит к тому, что на практике пациент не в состоянии оценить качество оказанной ему помощи.

Тем не менее в ст. 6 Закона N 1499-1 предусмотрено право граждан на получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора медицинского страхования. А ст. 27 указанного Закона установлена ответственность медицинских учреждений за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне.

Таким образом, понятие "качество медицинских услуг" определяется лишь договором между сторонами (между застрахованным и страхователем, между страхователем и медицинским учреждением), в то время как оно "заслуживает" публично-правового закрепления.

По нашему мнению, необходимо внести новый подход в решение данного вопроса, а именно на федеральном уровне детализировать, что входит в понятие качественных медицинских услуг, а также создать независимую экспертную комиссию при территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Несмотря на то что данный вопрос урегулирован Приказом ФФОМС от 26.05.2008 N 111 "Об организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования", в то же время он требует значительной доработки в рамках совершенствования законодательства об обязательном медицинском страховании.

Отсутствие особого института досудебного урегулирования споров

На практике на сегодняшний день возникают споры между пациентами, медицинскими учреждениями и страховыми организациями по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи. Разрешать данные разногласия приходится в суде общей юрисдикции, в котором помимо данной категории дел рассматриваются споры, возникающие во всех отраслях отечественного законодательства. Судья должен разбираться во всех тонкостях и особенностях каждой отрасли права, что в силу объективных причин невозможно.

Поэтому возникает потребность в создании независимого института, который был бы способен рассматривать и разрешать споры в столь специфической сфере. Следовательно, представляется необходимым создание третейского суда медицинского страхования при территориальных фондах обязательного медицинского страхования.

Таким образом, в целях планомерного совершенствования системы здравоохранения и реализации поставленных задач в недавно принятой Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года необходимо в полной мере обеспечить реализацию и защиту прав граждан в данной сфере.

Материал подготовлен

специалистами

Центра методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

По мнению экспертов (Примечание 3) к главным проблемам следует отнести (рисунок 1):

  • 1) Кадровые проблемы в системе здравоохранения такие как: нехватка квалифицированных кадров (13,0%), наличие проблем в кадровой политике (уровень з/п, условия работы) (11,0%) и некачественную и деградирующую подготовку современных кадров (10,4%).
  • 2) Сниженные влияние и контроль современной политики (17,5%).
  • 3) Дефицитное финансирование системы здравоохранение (11,7%).

Рисунок 1 - Значимые проблемы развития системы здравоохранения в Российской Федерации, %

Кадровое обеспечение системы здравоохранения

Первая важная кадровая проблема - нехватка квалифицированных кадров. По состоянию на 1 января 2015г. в медицинских организациях системы Минздрава России в субъектах Российской Федерации 580 431 врачей и 1 287 659 медицинских работников со средним профессиональным образованием. Показатель соотношения числа врачей и средних медицинских работников в Российской Федерации в 2014 году составил 1 к 2,3, что соответствует значению, предусмотренному государственной программой. Обеспеченность населения Российской Федерации (на 10 тыс.) врачами составляет 40,3, средними медицинскими работниками - 100,0

Согласно данным Счетной палаты , в целом по России сократили 90 тыс. работников медицинского сектора. Наибольшее сокращение коснулось врачей клинических специальностей - более 19 тыс. человек (без учета врачей, работающих в медицинских организациях Крымского федерального округа).

Согласно, аудиторской проверке Счетной палаты на сегодняшний день существует потребность во врачах и среднем медицинском персонале в количестве 55 тыс. и 88 тыс. человек. Таким образом, реализуемые мероприятия по сокращению численности медицинских работников не соответствуют фактической ситуации в регионах и сложившейся потребности. Требуется анализ проводимых кадровых мер, и по итогам возможная их корректировка.

Вторая важная проблема - наличие проблем в кадровой политике (уровень з/п, условия работы). В целом по итогам 2014 г. заработная плата работников бюджетной сферы в абсолютных значениях выросла. Согласно данным Росстата уровень средней заработной платы врачей в 2014 г. по сравнению с 2013 г. вырос на 4,0 тыс. рублей, среднего медицинского (фармацевтического) персонала - на 2,2 тыс. рублей, младшего медицинского персонала - на 1,8 тыс. рублей.

Однако на уровень зарплаты медработников большое влияние оказывает высокий процент внутреннего совместительства, который составляет четверть от всего фонда оплаты труда. Это означает, что рост уровня средней заработной платы медицинских работников вызван не фактическим увеличением размера оплаты его труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более.

Третья важная проблема - некачественная и деградирующая подготовка кадров. Проведенный экспертный опрос показал, что существует недостаточная подготовка кадров, неудовлетворительная квалификация медицинских кадров и, как следствие, низкое качество оказания медицинской помощи.

Четвертая важная проблема - отток профессиональных кадров в частный сектор. Экспертами отмечается тенденция оттока профессиональных кадров в частный сектор. Население России все больше стали пользоваться платными услугами, в 2014 г. отмечен рост объема платных медицинских услуг - на 24,2% по сравнению с 2013 г. Как отмечает, аудитор Счетной палаты, что в условиях снижения доступности медицинской помощи для населения рост платных медицинских услуг может свидетельствовать о замещении бесплатной медицинской помощи платной.

Финансирование системы здравоохранения

На основании данных Организации Объединённых Наций, Всемирной организации здравоохранения и Всемирного банка, Американское агентство финансово-экономической информации Bloomberg Bloomberg Best (and Worst). Most Efficient Health Care 2014: Countries представил рейтинг стран мира по показателю эффективности систем здравоохранения в 2014 году. Ежегодный рейтинг по эффективности национальных систем здравоохранения агентства Bloomberg определил Россию на последнее - 51 место (1 место - Сингапур, Германия - 23 место, Айзербайджан - 49 место). Критериями оценки здравоохранения являются: ожидаемая продолжительность жизни, подушевые расходы на здравоохранение, отношение затрат на охрану здоровья к ВВП государства. Проведем сравнение нескольких стран - лидера Сингапура, Италии, Германии, США и России (таблица 1).

Таблица 1 - показатели эффективности национальных систем здравоохранения.


В представленном рейтинге, несомненно, ожидаемая продолжительность жизни - доминирующий показатель эффективности системы здравоохранения той или иной страны. По данным, в таблице видно, что сегодня Российскую систему здравоохранения по отношению к развитым странам можно условно назвать отстающей и "догоняющей".

3. А также экспертным сообществом были высказаны следующие проблемные аспекты в системе здравоохранения (рисунок 4): низкое качество оказываемых услуг и препаратов (8,1), коммерциализация медицинской отрасли, в т. ч. коррупция (5,8), недоступность некоторых услуг и препаратов (5,2), неоднозначное отношение людей (больных) к современной медицине (отсутствие уважения, культуры) (5,2), низкий уровень оснащенности мед. учреждений необходимыми лекарствами и оборудованием (3,2), недостаточное внедрение инноваций и технологий (1,9), высокая зависимость от иностранных производителей и технологий (1,3), влияние внешних независимых факторов (0,6), сложное восприятие нововведений мед. услуг (0,6), невостребованность медицинской помощи (0,3), неэффективное распределение времени при оказании мед. услуг (0,3). .